Перечень операторов по переводу денежных средств. Оператор по переводу денежных средств

Статья 4. Общие требования к деятельности операторов по переводу денежных средств и операторов по приему платежей

1. В целях настоящего Федерального закона операторами по переводу денежных средств являются:

Банк России; кредитные организации; государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности" (далее - Внешэкономбанк).

2. Оператор по переводу денежных средств, оператор по приему платежей обязан предоставлять клиентам информацию о видах и условиях оказания платежных услуг, размере комиссионного вознаграждения, если оно предусмотрено условиями договора, порядке обеспечения информационной безопасности (если применимо к оказываемой платежной услуге), порядке урегулирования споров, а также иную информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Информация должна предоставляться и быть доступна для ознакомления клиентами до заключения договора и в любой момент по требованию клиента в течение рабочего времени оператора по переводу денежных средств, оператора по приему платежей.

3. Денежные средства клиентов, полученные оператором по приему платежей, должны находиться на платежном счете и не могут быть использованы в иных целях, чем для перевода денежных средств.

На денежные средства, находящиеся на платежном счете, не может быть обращено взыскание по обязательствам оператора по приему платежей.

4. Оператор по приему платежей обязан предоставлять в Банк России информацию об оказываемых платежных услугах в порядке и в объеме, установленном нормативным актом Банка России.

Статья 5. Требования к деятельности операторов по переводу денежных средств - кредитных организаций при осуществлении переводов денежных средств с использованием предоплаченных электронных средств платежа

1. Кредитные организации, имеющие право осуществлять перевод денежных средств по поручению физических лиц без открытия им банковских счетов, могут осуществлять перевод денежных средств с использованием предоплаченных электронных средств платежа.

2. Кредитные организации вправе заключать договоры с организациями, не являющимися кредитными организациями, по условиям которых последние вправе оказывать кредитным организациям операционные и клиринговые услуги.

3. При осуществлении переводов денежным средств с использованием предоплаченных электронных средств платежа: физические лица могут являться плательщиками и (или) получателями средств; индивидуальные предприниматели и юридические лица могут являться получателями средств.

4. Кредитные организации могут осуществлять перевод денежных средств с использованием следующих видов предоплаченных электронных средств платежа: с возможностью однократного предоставления денежных средств физическими лицами в целях перевода денежных средств с использованием одного предоплаченного электронного средства платежа (непополняемые предоплаченные электронные средства платежа);

с возможностью многократного предоставления денежных средств физическими лицами в целях перевода денежных средств с использованием одного предоплаченного электронного средства платежа (пополняемые предоплаченные электронные средства платежа).

5. Перевод денежных средств с использованием непополняемых электронных средств платежа осуществляется в соответствии со следующими условиями: установлением лимита суммы предоставляемых физическим лицом денежных средств не более 15 000 рублей (либо на сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублям, по официальному курсу Банка России, установленному на день предоставления физическим лицом денежных средств кредитной организации);

без обязательного проведения идентификации физического лица в соответствии с Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";

без начисления процентов на денежные средства или уплаты вознаграждения за пользование денежными средствами, предоставленными физическим лицом.

6. Перевод денежных средств с использованием пополняемых электронных средств платежа осуществляется в соответствии со следующими условиями: становлением лимита суммы предоставляемых физическим лицом денежных средств в размере, предусмотренном нормативными актами Банка России;

с обязательным проведением идентификации физического лица в соответствии с Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"; ез начисления процентов на денежные средства или уплаты вознаграждения за пользование денежными средствами, предоставленными физическим лицом.

7. Сведения о размере остатка денежных средств, предоставленных физическим лицом в целях перевода денежных средств с использованием пополняемого предоплаченного электронного средства платежа, предоставляются кредитными организациями уполномоченным государственным органам и их должностным лицам в порядке и случаях, установленных Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» для предоставления сведений, составляющих банковскую тайну.

8. Операции с денежными средствами, предоставленными физическими лицами в целях перевода денежных средств с использованием пополняемых предоплаченных электронных средств платежа, могут быть приостановлены в порядке и случаях, аналогичных порядку и случаям приостановления операций по счету, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

9. На денежные средства, предоставленные физическими лицами в целях перевода денежных средств с использованием пополняемых предоплаченных электронных средств платежа, может быть обращено взыскание по обязательствам клиента - физического лица.

10. Банк России вправе устанавливать для кредитных организаций, не являющихся участниками системы страхования вкладов, следующие требования: соотношению размера денежных средств, предоставленных клиентами-физическими лицами в целях переводов денежных средств с использованием предоплаченных электронных средств платежа, и ликвидных активов, определяемому в соответствии с методикой Банка России;

к размеру совокупной суммы обязательств кредитной организации перед клиентами - физическими лицами по переводам денежных средств с использованием предоплаченных электронных средств платежа.

Статья 6. Требования к деятельности оператора платежной системы (за исключением Банка России)

1. Оператор платежной системы обязан:

разработать и принять правила платежной системы и обеспечить контроль за их соблюдением участниками платежной системы, операторами услуг платежной инфраструктуры;

осуществить привлечение операторов услуг платежной инфраструктуры, исходя из характера и объема операций в платежной системе, обеспечить контроль оказания услуг платежной инфраструктуры участникам платежной системы, а также вести перечень операторов услуг платежной инфраструктуры;

обеспечить (организовать) оценку и управление рисками в платежной системе;

разработать меры обеспечения информационной безопасности в платежной системе и обеспечить контроль их соблюдения;

предусмотреть правилами платежной системы порядок создания и использования гарантийного фонда с учетом требований статьи 19 настоящего Федерального закона;

обеспечить возможность досудебного рассмотрения споров с участниками платежной системы, операторами услуг платежной инфраструктуры в соответствии с правилами платежной системы.

2. В случае несоблюдения участниками платежной системы, операторами услуг платежной инфраструктуры правил платежной системы оператор платежной системы вправе применять к ним меры воздействия в соответствии с правилами платежной системы.

3. Оператор платежной системы обязан направить в Банк России уведомление.

В срок не более десяти рабочих дней со дня получения уведомления Банк России включает информацию об организации, направившей уведомление, в реестр операторов платежных систем с направлением указанной организации подтверждения, содержащего регистрационный номер оператора платежной системы.

Оператор платежной системы обязан указывать свой регистрационный номер при предоставлении (раскрытии) информации о платежной системе.

Банк России вправе принимать решение об исключении сведений об организации из реестра операторов платежных систем.

Исключение сведений об организации из реестра операторов платежных систем осуществляется Банком России по следующим основаниям и в следующие сроки:

1) на основании заявления оператора платежной системы - со дня представления заявления в Банк России;

2) в случае неоднократного нарушения оператором платежной системы законодательства о национальной платежной системе - со дня принятия решения Банком России;

3) в случае отзыва лицензии на осуществление банковских операций у оператора платежной системы, являющего кредитной организацией - со дня отзыва лицензии;

4) в случае ликвидации оператора платежной системы как юридического лица - со дня получения сведений о ликвидации Банком России.

Исключение сведений об организации из реестра операторов платежных систем по иным основаниям, кроме указанных в настоящем Федеральном законе, не допускается.

Со дня, следующего за днем исключения сведений об организации из реестра операторов платежных систем осуществление переводов денежных средств в рамках платежной системы прекращается, а в случаях, предусмотренных в подпунктах 1-3 абзаца пятого настоящего пункта, переводы денежных средств, осуществление которых было начато до указанного дня, должны быть завершены в течение срока, установленного пунктом 2 статьи 861.1 Гражданского кодекса Российской Федерации. В отношении значимых платежных систем срок прекращения осуществления и завершения переводов денежных средств может быть увеличен Банком России, но не более чем до одного месяца.

Порядок направления уведомления для включения организации в реестр операторов платежных систем, ведения реестра операторов платежных систем, принятия решения об исключении организации из реестра операторов платежных систем устанавливается нормативными актами Банка России.

4. Оператор платежной системы обязан предоставлять в Банк России в порядке и в объеме, установленном нормативным актом Банка России:

правила платежной системы (вносимые в правила изменения), перечень операторов услуг платежной инфраструктуры (вносимые в перечень изменения) в срок не позже десяти дней со дня вступления в силу правил платежной системы (вносимых в правила изменений), включения в перечень операторов услуг платежной инфраструктуры (исключения из перечня);

информацию о своей деятельности, деятельности операторов услуг платежной инфраструктуры (в части оказания услуг платежной инфраструктуры), деятельности участников платежной системы (в части участия в платежной системе).

5. Оператор платежной системы может совмещать свою деятельность с деятельностью оператора по переводу денежных средств, оператора услуг платежной инфраструктуры и иной деятельностью, если это не противоречит федеральным законам.

Статья 7. Требования к деятельности Банка России в качестве оператора платежной системы

Права и обязанности Банка России в качестве оператора платежной системы определяются нормативными актами Банка России.

Статья 8. Общие требования к деятельности операторов услуг платежной инфраструктуры

1. Оператор услуг платежной инфраструктуры осуществляет свою деятельность в соответствии с правилами платежной системы и договорами, заключаемыми с участниками платежной системы и другими операторами услуг платежной инфраструктуры (для операционных центров).

2. Оператор услуг платежной инфраструктуры может совмещать, в том числе в рамках одной организации, оказание операционных, клиринговых и расчетных услуг (с учетом требований пункта 1 статьи 11).

3. Оператор услуг платежной инфраструктуры может совмещать свою деятельность с деятельностью оператора по переводу денежных средств, оператора платежной системы и иной деятельностью, если это не противоречит федеральным законам.

4. Операторы услуг платежной инфраструктуры обязаны предоставлять оператору платежной системы информацию о своей деятельности (в части оказания услуг платежной инфраструктуры) в соответствии с правилами платежной системы.

5. Операторы услуг платежной инфраструктуры значимых платежных систем обязаны предоставлять информацию о своей деятельности (в части оказания услуг платежной инфраструктуры) Банку России в порядке и в объеме, установленном нормативным актом Банка России.

6. Банк России осуществляет деятельность оператора услуг платежной инфраструктуры в соответствии с требованиями нормативных актов Банка России и заключаемых договоров.

Статья 9. Требования к деятельности операционных центров

1. Банк России вправе устанавливать требования к деятельности операционных центров значимых платежных систем, включая требования к бесперебойности, информационной безопасности, а также порядок оценки соответствия операционных центров значимых платежных систем установленным требованиям.

2. Операционные центры не вправе передавать информацию, касающуюся переводов денежных средств, осуществляемых на территории Российской Федерации, на территорию иностранных государств или предоставлять доступ к ней с территории иностранных государств, за исключением случаев резервного хранения указанной информации с правом ее передачи на территорию Российской Федерации или доступа с территории Российской Федерации, в том числе в целях восстановления информации или подтверждения осуществленных переводов денежных средств, при условии гарантий обеспечения операционным центром иностранного государства, осуществляющим резервное хранение информации, соблюдения указанных в настоящем пункте ограничений в отношении третьих государств.

Статья 10. Требования к деятельности клиринговых центров

1. Банк России вправе устанавливать требования к деятельности клиринговых центров значимых платежных систем, касающиеся управления рисками в платежной системе.

2. Клиринговый центр, являющийся кредитной организацией, Внешэкономбанком может становиться в соответствии с правилами платежной системы и заключенными договорами стороной (центральным клиринговым контрагентом) по обязательствам, возникающим (возникшим) у операторов по переводу денежных средств. В указанных целях центральный клиринговый контрагент должен обладать средствами, достаточными для исполнения своих обязательств и участвовать в гарантийном фонде, создаваемом в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона.

Статья 11. Требования к деятельности расчетных центров

1. Расчетным центром может являться Банк России, кредитная организация или Внешэкономбанк.

2. Банк России вправе устанавливать требования к деятельности расчетных центров значимых платежных систем, касающиеся управления рисками в платежной системе.

«О национальной платежной системе» . «Электронные деньги» были признаны на законодательном уровне. В частности, было закреплено само понятие «электронных денег» - денежные средства, которые внесены клиентами в кредитные организации, которые учитываются без открытия банковских счетов». Право на выпуск «цифровой валюты» имеют теперь организации, которые обладают минимальным уставным капиталом в размере не менее 18 млн. руб. Чтобы стать оператором электронных денег, таким НКО (небанковские кредитные организации) достаточно уведомить Центробанк.

Обсудить закон «О национальной платежной системе» и его возможное влияние на работу интернет–магазинов SEOnews решил со специалистами юридической фирмы «КЛИФФ»:

Еленой Денисовой , руководителем коммерческой практики гражданско-правового департамента, и

Светланой Максимовой, ведущим аудитором Департамента аудита и бухгалтерского сопровождения.


Оператор платежной системы, оператор по переводу денежных средств, оператор электронных денег…. В чем разница?

Елена: ФЗ № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», принятым 27 июня 2011 г., даны следующие определения основных участников платежных систем.

Под оператором платежной системы следует понимать юридическое лицо, фактически организовавшее такую систему. Операторами платежной системы могут являться Банк России, Внешэкономбанк, кредитные, а также не кредитные организации (т.е. любое юридическое лицо при соблюдении определенных условий, установленных названным ФЗ). В качестве примера не кредитной организации, которая сможет принять статус оператора платежной системы, можно привести наиболее крупных игроков этого рынка, таких как: WebMoney, ЯндексДеньги, операторы международных платежных систем Visa и MasterCard и прочие крупные платежные системы (при условии, что они будут подпадать под критерии установленные ФЗ о минимальном размере активов и пр.). Кроме того, поскольку в число платежных инструментов, наравне с кредитными картами, войдет обычный мобильный телефон, к операторам платежной системы можно будет также отнести операторов сотовой связи.

К операторам по переводу денежных средств новый ФЗ относит Банк России, государственную корпорацию «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», а также кредитные организации, имеющие право на осуществление перевода денежных средств (п.1 ст.11 ФЗ №161-ФЗ). Таким образом, кредитные организации, в лицензии которых отсутствует указание на возможность осуществления операций по переводу денежных средств, не смогут стать операторами по переводу денежных средств.

Оператором электронных денежных средств признается кредитная организация, в том числе небанковская кредитная организация, имеющая право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций, предусмотренная п. 1 части третьей ст. 1 ФЗ «О банках и банковской деятельности» (п.1 ст.12 ФЗ). Т.е. небанковская кредитная организация, в лицензии которой будет отсутствовать указание на возможность осуществления операций по переводу денежных средств, не сможет осуществлять деятельность в качестве оператора электронных денежных средств и осуществлять перевод электронных денежных средств.

Примером оператора электронных денег могут служить уже ранее названные игроки. Однако, для осуществления названными игроками деятельности в качестве операторов электронных денег им необходимо будет получить соответствующую лицензию ЦБ РФ.

Разница между вышеназванными операторами можно наглядно продемонстрировать в следующей таблице:

Основные Критерии

Оператор платежной системы

Оператор электронных денежных средств

Оператор по переводу

денежных средств

Субъекты

Любые юридические лица

Кредитные организации, в том числе небанковские кредитные организации, имеющие право на осуществление перевода денежных средств

Банк России

Внешторгбанк

Кредитные организации, имеющие право на осуществление переводов денежных средств

Функционал

ü Создает платежную систему;

ü Определяет правила функционирования ПС;

ü Создает систему управления рисками; Обеспечивает возможность рассмотрения споров с участниками и операторами ПС

Фактически является одним из участников ПС и устанавливает только правила осуществления перевода ЭДС

Фактически является одним из участников ПС

Осуществляет свою деятельность в соответствии с банковским законодательством РФ

Порядок принятия статуса

Для организаций, не являющаяся кредитными необходимо направить регистрационное заявление по форме и в порядке, которые установленные Банком России.

Банк России осуществляет соответствующую деятельность с даты вступления ФЗ в силу

Обязаны уведомить Банк России о начале своей деятельности в соответствующем статусе не позднее 10 рабочих дней со дня первого увеличения остатка электронных денежных средств.

Осуществляют деятельность в качестве оператора по переводу денежных средств со дня вступления ФЗ в силу

Какие участники структуры могут быть некредитными организациями?

Елена: Юридические лица, не являющиеся кредитными организациями, могут участвовать в платежной системе в статусе: операторов платежной системы, операторов услуг платежной инфраструктуры (таких как операционный центр, платежный клиринговый центр и расчетный центр); банковские платежные агенты.

Возможно ли совмещать деятельность оператора электронных денег с иными видами деятельности внутри НПС (национальной платежной системы)?

Елена: Как указывалось выше, операторами электронных денег будут признаваться кредитные организации, в том числе небанковские кредитные организации, имеющие право (предоставленное соответствующей лицензией) на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций (п.1 ст.12 ФЗ №161-ФЗ).

В соответствии с положениями ФЗ «О банках и банковской деятельности» небанковской кредитной организацией признается кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные ФЗ и лицензией на осуществление такой деятельности. Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России.

В соответствии с ст.5 ФЗ «О банках и банковской деятельности» кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью. Указанные ограничения не распространяются на заключение договоров, являющихся производными финансовыми инструментами и предусматривающих либо обязанность одной стороны договора передать другой стороне товар, либо обязанность одной стороны на условиях, определенных при заключении договора, в случае предъявления требования другой стороной купить или продать товар, если обязательство по поставке будет прекращено без исполнения в натуре.

Таким образом, на операторов электронных денег будут распространяться все ограничения и требования, установленные действующим законодательством РФ для кредитных организаций. Осуществление операторами электронных денег видов деятельности, приведенных в качестве примера в вопросе, невозможно.

Что касается второго вопроса о возможности совмещения операторами электронных денег с иными видами деятельности внутри НПС, на него может быть дан положительный ответ. Операторы электронных денег могут совмещать свою деятельность с деятельностью иных субъектов платежной системы, с учетом имеющихся ограничений, предусмотренных для операторов электронных денег получивших статус небанковской кредитной организации. Напомним, что оператор электронных денег, созданный в форме НКО не сможет осуществлять деятельность в качестве оператора по переводу денежных средств, центрального платежного клирингового контрагента, а также расчетного центра.

Что изменится в практической схеме работы интернет - магазинов, принимающих оплату за товары от пользователей через Интернет? Какие меры необходимо предпринять владельцам магазинов, чтобы узаконить теперь свою деятельность?

Елена: После вступления ФЗ №161-ФЗ и №162-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О национальной платежной системе» 29.09.2011г в практической схеме работы интернет - магазинов, принимающих оплату за товары от пользователей, существенным образом ничего не измениться. Однако, в последствие, таким участникам рынкам необходимо будет открыть специальный расчетный счет у оператора по переводу денежных средств и оператора по переводу электронных денег (для возможности использования ЭСП), а также стать банковскими платежными агентами для сохранения статуса оператора по приему денежных средств (в соответствии с положениями ФЗ № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» в ред. ФЗ №162-ФЗ от 27.06.2011).

Электронные средства платежа могут быть персонифицированными и неперсонифицированными (неидентифицированные и только физические лица). Для первого вида нет ограничений по месячным переводам, для второго – 40 тысяч рублей. Остаток по счету не должен превышать соответственно100 и 15 тысяч рублей. Насколько я понимаю, эти ограничения можно обойти, просто заведя, например, несколько карт на одно лицо, не так ли?

Светлана: Статьей 10 Закона №161-ФЗ ограничен размер остатков электронных денежных средств, а также общая сумма переводимых электронных денежных средств в использованием неперсонифицированного средства платежа в месяц 40 тыс. руб. При этом данные ограничения относятся ко всем видам электронных денежных средств у одного оператора (например: WMR, WMZ, WME, WMU, WMB, WMY, WMC, WMZ, WMG). На наш взгляд данные ограничения можно обойти, имея ЭСП у разных эмитентов таких средств платежа.

Предположим, ЭСП – это карта пользователя, физ. лица. Если идет речь о юр. лице, например, интернет - магазине. Его лицевой счет считается ЭСП? Будут ли здесь действовать ограничения? Ведь обороты таких магазинов превышают 100 тысяч.

Светлана: Во-первых, хотелось бы напомнить, что расчеты электронными денежными средствами между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями запрещены (ч. 9 ст.7 Закона №161-ФЗ).

Во-вторых, ограничения установленные ч.7 ст.10 Закона №161-ФЗ, говорят об остатках (а не об оборотах) электронных денежных средств.

В-третьих, необходимо напомнить определение ЭСП, данное в пункте 19 ст.3 Закона №161-ФЗ

Электронное средство платежа - средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств.

Клиенты - юридические лица или индивидуальные предприниматели предоставляют денежные средства оператору электронных денежных средств только с использованием своего банковского счета. Для юридических лиц ЭСП – это специальный банковский счет открытый для приема электронных денег.

Таким образом, если физические лица используют банковские карты для расчетов с интернет - магазином ограничения, предусмотренные ст.10 Закона №161-ФЗ, на данный случай не распространяются.

Если интернет – магазины принимает в счет оплаты электронные денежные средства через ЭСП ограничения, предусмотренные ст.10 Закона №161-ФЗ, на данный случай распространяются.

Как и кто сможет обналичить виртуальные деньги?

Елена, Светлана: Обналичить можно только персонифицированные электронные денежные средства. То есть, это могут сделать физические лица идентифицированные в соответствии с законом №115-ФЗ от 07.08.01 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (ч.21 ст.7 Закона №161-ФЗ). Остатки электронных денежных средств неперсонифицированных физических лиц и юридических лиц могут быть переведены только на банковский счет (ч.20 и 22 ст.7 Закона №161-ФЗ).

Для обналичивания электронных денежных средств или перевода их на банковский счет клиент дает соответствующее распоряжение оператору электронных денежных средств.

Закон дает огромные полномочия ЦБ. Как вы оцениваете перспективу его действия в этой структуре? Будет ли это регламентная или ограничительная деятельность?

Елена: На наш взгляддеятельность ЦБ РФ и его действия, в том числе надзорные и контрольные функции, не будут сильно отличаться от существующих в отношении банковской сферы, а его деятельность будет носить скорее смешанный характер, т.е регламентно-ограничительный. Мы считаем, что основной целью законодателя, при предоставлении столь широких полномочий для ЦБ, было урегулирование этого рынка и выстраивание системы с той же четкостью и возможностью контроля, что и при построении банковской деятельности.

Закон «О национальной платёжной системе» был принят и опубликован в конце июня. Когда закон вступит в силу и вступит ли он целиком?

Елена : Федеральный закон об НПС вступает в силу 29 сентября 2011 г. частично. Стоит отметить, что ФЗ будет вступать в силу «частями», в течение следующих 15 (пятнадцати) месяцев соответственно все участники этого рынка будут иметь определенное время для подготовки необходимых документов, принятия какого либо статуса в качестве субъектов платежной системы, а также для привидения в соответствие своих действующих документов.

Электронные деньги с одной стороны являются платежным средством, с другой стороны - обязательством эмитента, которое должно быть выполнено в традиционных (неэлектронных) деньгах. Обращение электронных денег происходит при помощи компьютерных сетей, Интернета, платёжных карт, электронных кошельков и устройств, работающих с платежными картами (банкоматы, POS-терминалы, платежные киоски и т. д.). Также, используются и другие платежные инструменты различной формы: браслеты, брелоки, блоки мобильных телефонов и т. д., в которых есть специальный платежный чип.

Большинство экономистов выделяет две главные формы электронных денег - на базе карт и на базе сетей.

Первая группа (более развитая форма цифровой наличности) - это смарт-карты (smart cards), или карты с хранимой стоимостью (stored-value cards, SVC - то же самое, что предоплаченные (prepaid) карты), или электронные кошельки (e-purses), имеющие встроенный микропроцессор с записанным на нем в результате предоплаты денежным эквивалентом.

Вторая группа - сетевые деньги (network money), они сохраняют денежную стоимость в памяти компьютеров на жестких дисках и представляют собой программное обеспечение, обеспечивающее перевод средств по электронным коммуникационным сетям, в том числе через Интернет.

Оператор электронных денежных средств обязан уведомить Банк России в установленном им порядке о начале деятельности по осуществлению перевода электронных денежных средств не позднее 10 рабочих дней со дня первого увеличения остатка электронных денежных средств. В уведомлении должны быть указаны:

1) наименование и место нахождения оператора электронных денежных средств, а также номер его лицензии на осуществление банковских операций;

2) вид (виды) предоставляемых клиентам электронных средств платежа (далее – «ЭСП»):

  • 1 – персонифицированное ЭСП для физических лиц;
  • 2 – неперсонифицированное ЭСП для физических лиц;
  • 3 – корпоративное ЭСП для юридического лица и индивидуального предпринимателя;

3) наименования организаций, привлеченных оператором электронных денежных средств для оказания операционных услуг, услуг платежного клиринга (при их привлечении).

Использование персонифицированного электронного средства платежа предусматривает идентификацию клиента - физического лица. Условием использования такого вида ЭСП является требование об ограничении остатка электронных денежных средств, который в любой момент не превышает 600 тысяч рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 600 тысячам рублей по официальному курсу Банка России. Однако допускается превышение указанной суммы вследствие изменения официального курса иностранной валюты, устанавливаемого Банком России.

При использовании неперсонифицированного электронного средства платежа идентификация клиента - физического лица не производится. При этом остаток электронных денежных средств в любой момент не превышает 15 тысяч рублей. В случае проведения оператором упрощенной идентификации клиента - физического лица допускается увеличение остатка электронных денежных средств до 60 тысяч рублей.

Общая сумма переводимых электронных денежных средств с использованием одного неперсонифицированного электронного средства платежа не может превышать 40 тысяч рублей в течение календарного месяца.

Общая сумма перевода с использованием неперсонифицированного электронного средства платежа может быть увеличена до 200 тысяч рублей в течение календарного месяца при условии проведения упрощенной идентификации клиента.

Упрощенная идентификация клиента - физического лица – это установление фамилии, имени, отчества (если иное не вытекает из закона или национального обычая), серии и номера документа, удостоверяющего личность, и подтверждение достоверности этих сведений

Неперсонифицированное электронное средство платежа не может использоваться клиентом - физическим лицом, не прошедшим упрощенную идентификацию, для осуществления перевода электронных денежных средств другому физическому лицу либо для получения переводимых электронных денежных средств от другого физического лица.

Использование корпоративного электронного средства платежа осуществляется при условии проведения идентификации клиента, а также при условии, что остаток электронных денежных средств не превышает 600 тысяч рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 600 тысячам рублей по официальному курсу Банка России, на конец рабочего дня оператора электронных денежных средств.

Оператор электронных денежных средств обязан установить правила осуществления перевода электронных денежных средств, включая порядок:

1) деятельности оператора электронных денежных средств, связанной с переводом электронных денежных средств;

2) предоставления клиентам электронных средств платежа и осуществления перевода электронных денежных средств с их использованием;

3) деятельности оператора электронных денежных средств при привлечении банковских платежных агентов, организаций, оказывающих операционные услуги и (или) услуги платежного клиринга;

4) обеспечения бесперебойности осуществления перевода электронных денежных средств;

5) рассмотрения претензий оператором электронных денежных средств, включая процедуры оперативного взаимодействия с клиентами;

6) обмена информацией при осуществлении переводов электронных денежных средств.

Оператор электронных денежных средств обязан обеспечить бесперебойность осуществления перевода электронных денежных средств.

9. Оператор услуг платежной инфраструктуры и требования к его деятельности

Оператор услуг платежной инфраструктуры, являющийся кредитной организацией, Банком России или Внешэкономбанком, может совмещать оказание операционных услуг, услуг платежного клиринга и расчетных услуг, в том числе в рамках одной организации, а также с деятельностью оператора по переводу денежных средств, оператора платежной системы.

Оператор услуг платежной инфраструктуры осуществляет свою деятельность в соответствии с правилами платежной системы и договорами, заключаемыми с участниками платежной системы и другими операторами услуг платежной инфраструктуры.

В отношении операторов услуг платежной инфраструктуры должны быть определены требования к их финансовому состоянию, технологическому обеспечению и другим факторам, влияющим на бесперебойность функционирования платежной системы, которые должны быть объективными, доступными для публичного ознакомления и обеспечивать равноправный доступ операторов услуг платежной инфраструктуры в платежную систему.

Операторы услуг платежной инфраструктуры обязаны предоставлять оператору платежной системы информацию о своей деятельности (в части оказания услуг платежной инфраструктуры) в соответствии с правилами платежной системы.

Требования к деятельности операционного центра

Операционный центр обеспечивает обмен электронными сообщениями между участниками платежной системы, между участниками платежной системы и их клиентами, платежным клиринговым центром, расчетным центром, между платежным клиринговым центром и расчетным центром.

Он осуществляет свою деятельность в соответствии с правилами платежной системы и на основании договоров об оказании операционных услуг с оператором платежной системы, участниками платежной системы, платежным клиринговым центром и расчетным центром, если заключение таких договоров предусмотрено правилами платежной системы.

В платежной системе может быть несколько операционных центров.

Операционный центр несет ответственность за реальный ущерб, причиненный участникам платежной системы и субъектам платежной системы. Ответственность операционного центра за реальный ущерб может быть ограничена размером неустойки, за исключением случаев умышленного неоказания (ненадлежащего оказания) операционных услуг.

Оператор платежной системы вправе привлекать операционный центр, находящийся за пределами Российской Федерации, для оказания операционных услуг участникам платежной системы. В указанном случае оператор платежной системы несет ответственность за надлежащее оказание операционных услуг участникам платежной системы.

Требования к деятельности платежного клирингового центра

Платежный клиринговый центр осуществляет свою деятельность в соответствии с правилами платежной системы и на основании договоров об оказании услуг платежного клиринга, заключаемых с участниками платежной системы, операционным центром и расчетным центром.

В платежных системах, в рамках которых осуществляются переводы денежных средств по сделкам, совершенным на организованных торгах, услуги платежного клиринга могут оказываться в рамках клиринговой услуги клиринговой организацией.

В платежной системе может быть несколько платежных клиринговых центров.

В соответствии с договором об оказании услуг платежного клиринга, заключаемым с расчетным центром, платежный клиринговый центр обязуется передавать расчетному центру от имени участников платежной системы подлежащие исполнению распоряжения участников платежной системы.

Платежный клиринговый центр несет ответственность за убытки, причиненные участникам платежной системы и расчетному центру вследствие неоказания (ненадлежащего оказания) услуг платежного клиринга.

Центральный платежный клиринговый контрагент - платежный клиринговый центр, выступающий плательщиком и получателем средств по переводам денежных средств участников платежной системы.

Центральным платежным клиринговым контрагентом может выступать кредитная организация, Банк России или Внешэкономбанк.

Центральный платежный клиринговый контрагент обязан:

1) обладать денежными средствами, достаточными для исполнения своих обязательств, либо обеспечивать исполнение своих обязательств, в том числе за счет гарантийного фонда, в размере наибольшего обязательства, по которому центральный платежный клиринговый контрагент становится плательщиком, за период, определяемый правилами платежной системы;

2) ежедневно осуществлять контроль за рисками неисполнения (ненадлежащего исполнения) участниками платежной системы своих обязательств по переводу денежных средств, применять в отношении участников платежной системы, анализ финансового состояния которых свидетельствует о повышенном риске, ограничительные меры, включая установление максимального размера платежной клиринговой позиции, и предъявлять требования о повышенном размере обеспечения исполнения обязательств участников платежной системы по переводу денежных средств.

Требования к деятельности расчетного центра

Расчетным центром может выступать кредитная организация, Банк России или Внешэкономбанк. В платежной системе может быть несколько расчетных центров.

Расчетный центр осуществляет свою деятельность в соответствии с правилами платежной системы и на основании договоров банковского счета, заключаемых с участниками платежной системы и (или) центральным платежным клиринговым контрагентом, а также договоров, заключаемых с операционным центром и платежным клиринговым центром.

Расчетный центр исполняет поступившие от платежного клирингового центра распоряжения участников платежной системы посредством списания и зачисления денежных средств по банковским счетам участников платежной системы и (или) банковскому счету центрального платежного клирингового контрагента.

Управление рисками...

Оператор платежной системы обязан определить одну из следующих используемых в платежной системе организационных моделей управления рисками в платежной системе:

1) самостоятельное управление рисками в платежной системе оператором платежной системы;

2) распределение функций по оценке и управлению рисками между оператором платежной системы, операторами услуг платежной инфраструктуры и участниками платежной системы;

3) передача функций по оценке и управлению рисками оператором платежной системы, не являющимся кредитной организацией, расчетному центру.

Система управления рисками должна предусматривать следующие мероприятия:

1) определение организационной структуры управления рисками, обеспечивающей контроль за выполнением участниками платежной системы требований к управлению рисками, установленных правилами платежной системы;

2) определение функциональных обязанностей лиц, ответственных за управление рисками, либо соответствующих структурных подразделений;

3) доведение до органов управления оператора платежной системы соответствующей информации о рисках;

4) определение показателей бесперебойности функционирования платежной системы в соответствии с требованиями нормативных актов Банка России;

5) определение порядка обеспечения бесперебойности функционирования платежной системы в соответствии с требованиями нормативных актов Банка России;

6) определение методик анализа рисков в платежной системе, включая профили рисков, в соответствии с требованиями нормативных актов Банка России;

7) определение порядка обмена информацией, необходимой для управления рисками;

8) определение порядка взаимодействия в спорных, нестандартных и чрезвычайных ситуациях, включая случаи системных сбоев;

9) определение порядка изменения операционных и технологических средств и процедур;

10) определение порядка оценки качества функционирования операционных и технологических средств, информационных систем независимой организацией;

11) определение порядка обеспечения защиты информации в платежной системе.

Способы управления рисками в платежной системе определяются оператором платежной системы с учетом особенностей организации платежной системы, модели управления рисками, процедур платежного клиринга и расчета, количества переводов денежных средств и их сумм, времени окончательного расчета.

Система управления рисками может предусматривать следующие способы управления рисками:

1) установление предельных размеров (лимитов) обязательств участников платежной системы с учетом уровня риска;

2) создание гарантийного фонда платежной системы;

3) управление очередностью исполнения распоряжений участников платежной системы;

4) осуществление расчета в платежной системе до конца рабочего дня;

5) осуществление расчета в пределах предоставленных участниками платежной системы денежных средств;

6) обеспечение возможности предоставления кредита;

7) использование безотзывных банковской гарантии или аккредитива;

8) другие способы управления рисками, предусмотренные правилами платежной системы.

Правилами платежной системы может быть предусмотрено создание оператором платежной системы коллегиального органа по управлению рисками в платежной системе, в состав которого включаются ответственные за управление рисками представители оператора платежной системы, операторов услуг платежной инфраструктуры, участников платежной системы. В состав органа по управлению рисками по согласованию с Банком России могут быть включены представители Банка России с правом совещательного голоса.

10) Под межбанковским кредитом принято понимать кредит, предоставляемый одним банком другому, или депозиты банка, размещаемые в других банках. Субъектами кредитных отношений в данном случае являются банки - коммерческие и центральные. Банки, располагающие свободными кредитными ресурсами, продают эти ресурсы на рынок межбанковских кредитов (МБК) - денежном рынке. С помощью межбанковских кредитов банки могут оперативно управлять своей ликвидностью, быстро привлекать средства в случае крайне важно сти или размещать временно свободные кредитные ресурсы.

В состав участников рынка МБК входят банки, которые проводят свои операции нерегулярно, исходя из складывающихся финансовых условий. Наиболее активные операторы рынка МБК - банки-дилеры, действующие от своего имени и за свой счет; они могут выступать в качестве заемщиков или кредиторов. Их доход - процентная маржа, ᴛ.ᴇ. разница между ставками размещения и привлечения средств.

Коммерческий банк может привлечь кредит другого банка напрямую или через посредника (другой банк, фондовую биржу, брокерскую контору и др.).

Цена кредитных ресурсов - процентная ставка по кредиту на рынке МБК - складывается под воздействием спроса и предложения. Представление о состоянии рынка МБК дают специальные показатели, к числу которых относятся˸

MIBOR - средняя ставка по предложениям на продажу;

MIBID - средняя ставка по предложениям на покупку;

Уровень процентных ставок на рынке МБК дифференцируется исходя из сроков кредитования.

При выборе контрагентов на рынке МБК банками учитывается правовое положение, финансовое состояние будущего заемщика-банка, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ определяется на основании данных балансов и экономических нормативов. Используется также информация о рейтингах. На основании этих данных можно рассчитывать допустимую величину кредитного риска для контрагента- максимальный размер кредита для данного банка-заемщика.

Коммерческий банк не начнет работать на рынке МБК с контрагентом, не рассчитав на него лимит. Существуют специальные методики расчета установления лимита на банки-контрагенты, позволяющие адекватно оценить состояние любого банка на основании анализа данных балансов, экономических нормативов, расшифровок отдельных балансовых счетов, взятых в динамике. Чаще всœего лимит рассчитывается на базе данных о собственном капитале банка-контрагента с помощью специального синтетического коэффициента͵ отражающего финансовое положение банка. Данный коэффициент разрабатывается самим банком-контрагентом.

Контракты на рынке МБК носят в основном долговременный характер, кредитные сделки заключаются на базе генерального соглашения об общих условиях проведения операций на внутреннем валютном и денежном рынках. В российской практике МБК предоставляются банками без обеспечения как банковские кредиты, единственной гарантией возврата которых является кредитный договор.

Сделки заключаются через систему reuters dealing 2000, по которой также осуществляется валютный дилинг - сделки по операциям купли/продажи безналичной иностранной валюты (конверсионные сделки). Использование современных средств связи обеспечивает быстрое заключение сделок и оперативное перераспределœение свободных кредитных ресурсов между банками.

Для оформления и осуществления деятельности стороны предоставляют друг другу соответствующие документы.

При наличии временно свободных денежных ресурсов, либо потребности в приобретении кредитных средств дилеры сторон по системам связи направляют предложение заключить сделку (оферту), в которой содержатся следующие условия˸

Сумма и валюта МБК;

Процентная ставка и сроки уплаты процентов;

Даты зачисления средств на соответствующие корреспондентские счета;

Инструкции по осуществлению соответствующих платежей;

Проценты за пользование кредитом начисляются за каждый календарный день пользования МБК, начиная с даты зачисления средств на корреспондентский счёт заемщика по дату зачисления средств на корреспондентский счёт кредитора, согласованного дилерами при заключении сделки. Проценты выплачиваются в конце срока одновременно с возвратом суммы МБК или на других условиях

Комментарий к федеральному закону от 27.06.2011 г. № 161-ФЗ О национальной платежной системе

Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ вступил в силу 29 сентября 2011 г., а 1 октября 2011 г. "заработали" и те поправки, которые были внесены указанным Законом в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием данного документа (в частности, изменения, внесенные в часть первую НК РФ).

Электронные денежные средства

В соответствии с Законом N 161-ФЗ каждая организация может рассчитываться со своими контрагентами электронными денежными средствами. "Превратить" в электронные деньги можно только те безналичные средства, которые числятся на банковском счете организации.
Денежные средства становятся электронными в том случае, когда организация передает "безнал" оператору электронных денежных средств без открытия банковского счета для того, чтобы рассчитаться с контрагентом.
Электронные денежные средства - это , которые предварительно предоставлены одним лицом (лицом, предоставившим денежные средства) другому лицу, учитывающему информацию о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета (обязанному лицу), для исполнения денежных обязательств лица, предоставившего денежные средства, перед третьими лицами и в отношении которых лицо, предоставившее денежные средства, имеет право передавать распоряжения исключительно с использованием электронных средств платежа (п. 18 ст. 3 Закона N 161-ФЗ).
Денежные средства не превращаются в электронные в случае, когда они предоставлены без открытия банковского счета организациям, которые осуществляют:
профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг;
клиринговую деятельность;
деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами.

Электронные деньги приравнены к реальным

В соответствии с Законом N 161-ФЗ получили официальный статус.
На денежные средства организации может быть обращено взыскание в соответствии с законодательством. При этом не имеет значения, числятся ли они на банковском счете организации или лежат в "электронном кошельке" (п. 12 ст. 10 Закона N 161-ФЗ).
Более того, операции с "электронным кошельком", так же, как и операции по расчетному счету организации, могут быть приостановлены (п. 11 ст. 10 Закона N 161-ФЗ).
Аналогичные положения появились и в части первой НК РФ.

Принудительное взыскание налога, пеней, штрафа

Если организация не перечислит налоги в бюджет в срок, то взыскание будет обращено сначала на денежные средства на счетах в банке, затем - на электронные денежные средства и только потом - на имущество организации (п. 1 ст. 46 НК РФ). При этом не имеет значения, в какой валюте лежат деньги у организации в "электронном кошельке".
Взыскание электронных денег будет производиться по решению налогового органа в случае, если денежных средств на расчетном счете оказалось недостаточно. Порядок принудительного взыскания прописан в п. 6.1, которым дополнена ст. 46 НК РФ.
В банк, в котором у организации открыт "электронный кошелек", налоговые органы направляют поручение на перевод электронных денежных средств на счет организации.
В поручении должны быть указаны:
реквизиты корпоративного электронного средства платежа налогоплательщика;
сумма, подлежащая переводу;
реквизиты счета.
Исполнить это поручение банк обязан в течение одного операционного дня. Электронные деньги банк должен зачислить на расчетный счет организации, а затем перечислить в бюджет.
Если в электронном кошельке организации денег недостаточно, то электронные деньги будут списываться по мере поступления.
Если для взыскания недоимки недостаточно электронных денег в рублях, то оно может осуществляться за счет электронных средств в валюте (в таком случае они переводятся на валютный счет организации). Помимо поручения на перечисление налога налоговая инспекция направляет банку поручение на продажу иностранной валюты организации. Такую продажу банк должен осуществить не позднее следующего дня.

Приостановление переводов электронных денег

При взыскании налога налоговые органы могут приостановить переводы электронных денежных средств в порядке и на условиях, установленных ст. 76 НК РФ (п. 8 ст. 46 НК РФ).
Приостановление переводов электронных денежных средств - это прекращение банком всех операций, влекущих уменьшение остатка электронных денежных средств в пределах суммы, указанной в решении налогового органа (п. 1 ст. 76 НК РФ).
В течение трех дней после приостановки переводов электронных денежных средств банк обязан сообщить в налоговые органы сведения об остатках денежных средств (п. 5 ст. 76 НК РФ).
Приостановление переводов электронных денежных средств отменяется решением налогового органа не позднее одного дня, следующего за днем получения налоговым органом документов (их копий), подтверждающих факт взыскания налога, пеней, штрафа (п. 8 ст. 76 НК РФ).

Чем электронные деньги отличаются от "безнала"?

Между электронными деньгами и безналичными денежными средствами имеются и различия.
Во-первых, безналичные денежные средства зачисляются на банковский счет организации. Следовательно, "безнал" может существовать только при наличии расчетного или текущего счета у организации. Банк может выдавать владельцу счета пластиковую карту, при помощи которой он может использовать свои безналичные денежные средства.
Для электронных денег открывать банковский счет не следует - они располагаются в виртуальном пространстве и называются "электронным кошельком ".
Во-вторых, размер остатка средств в "электронном кошельке" организации ограничен. На конец рабочего дня он не должен превышать 100 000 руб. или сумму в иностранной валюте, эквивалентную 100 000 руб. по официальному курсу Банка России (п. 7 ст. 10 Закона N 161-ФЗ). Электронные деньги, которые превышают установленный предел, переводятся на банковский счет организации.
В-третьих, получить электронные деньги и осуществлять расчеты электронными деньгами организация может только с физическими лицами (п. 9 ст. 7 Закона N 161-ФЗ). Между юридическими лицами расчеты электронными деньгами не предусмотрены.
В-четвертых, организации не могут уплачивать налоги электронными деньгами.

Оператор электронных денежных средств

Для создания, наполнения и использования "электронного кошелька" организации необходимо заключить договор с оператором электронных денежных средств.
Оператор электронных денежных средств - это оператор по переводу денежных средств, который осуществляет перевод электронных денежных средств без открытия банковского счета (перевод электронных денежных средств).
Оператором электронных денежных средств (далее - оператор ЭДС) может стать кредитная организация, которая имеет право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций.
Кредитная организация - это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании лицензии Банка России имеет право осуществлять банковские операции, указанные в ст. 5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности".
Напомним, что кредитные организации подразделяются на банки и небанковские кредитные организации.
Небанковские кредитные организации имеют право осуществлять отдельные банковские операции. Например:
осуществлять расчеты по поручению физических и юридических лиц;
инкассировать денежные средства, векселя, платежные и расчетные документы;
производить кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
покупать и продавать иностранную валюту в наличной и безналичной форме;
выдавать банковские гарантии;
осуществлять переводы денежных средств.
Помимо перечисленных операций банки имеют право открывать и вести банковские счета граждан и организаций, привлекать во вклады денежные средства физических и юридических лиц, предоставлять кредиты.
О начале своей деятельности по переводу электронных денег кредитная организация должна уведомить Банк России в течение десяти рабочих дней (п. 4 ст. 12 Закона N 161-ФЗ).
На оператора ЭДС возложена обязанность установить правила осуществления перевода электронных денежных средств, в том числе порядок предоставления клиентам электронных средств платежа и осуществления перевода электронных денежных средств с их использованием.

Как создать "электронный кошелек"?

Создать "электронный кошелек" организация может как в том банке, где у нее открыт расчетный счет, так и в иной кредитной организации. В этом случае организации необходимо сообщить оператору ЭДС сведения о банковском счете, который у нее открыт в другой кредитной организации (п. 23 ст. 7 Закона N 161-ФЗ).
Направлять деньги в "электронный кошелек" организация может только со своего банковского счета (п. 3 ст. 7 Закона N 161-ФЗ).
Оператор ЭДС ведет учет операций, которые организация осуществляет через "электронный кошелек", и предоставляет клиентам информацию об остатке электронных денег (п. 4 ст. 7 Закона N 161-ФЗ).
Оператору ЭДС запрещено предоставлять клиенту денежные средства для увеличения остатка на счете; он также не вправе начислять проценты на остаток электронных денежных средств или выплачивать вознаграждение клиенту (п. 6 ст. 7 Закона N 161-ФЗ).
Если организация создает "электронный кошелек", то она должна уведомить об этом налоговые органы, что установлено новым пп. 1.1, которым дополнен п. 2 ст. 23 НК РФ.
Сведения о возникновении или прекращении права использования корпоративных электронных средств платежа для перевода электронных денежных средств необходимо представить в течение семи календарных дней со дня возникновения или прекращения такого права. Однако ответственность за нарушение сроков представления сведений в налоговые органы по-прежнему предусмотрена только в отношении открытия или закрытия счетов в банке, поскольку никаких изменений в ст. 118 НК РФ не внесено. Сумма штрафа за такое правонарушение составляет 5000 руб. (п. 1 ст. 118 НК РФ).
За несвоевременное представление сведений об открытии "электронного кошелька" специалисты налоговых органов могут оштрафовать организацию на основании п. 1 ст. 126 НК РФ. При этом сумма штрафа составит всего 200 руб.
По мнению специалистов налоговых органов, организацию можно оштрафовать за подобное правонарушение и на основании ст. 129.1 НК РФ, предусматривающей ответственность за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу. Размер штрафа в этом случае составляет 5000 руб.

Поступления в "электронный кошелек"

Содержимое "электронного кошелька" организации может пополняться за счет поступлений от физических лиц. Юридические лица и индивидуальные предприниматели переводить электронные деньги организации не имеют права.
При этом договором с оператором ЭДС может быть предусмотрена возможность автономного режима использования средств платежа. В этом случае уменьшение "электронного кошелька" физического лица (плательщика) и зачисление электронных денежных средств в "электронный кошелек" организации (получателя) происходят неодновременно.

Как потратить электронные деньги?

Для того чтобы перевести электронные деньги получателю, организации необходимо направить оператору ЭДС распоряжение (п. 7 ст. 7 Закона N 161-ФЗ).
Распоряжение о переводе электронных денег организация передает исключительно с использованием корпоративного электронного средства платежа (далее - КЭСП).
Электронное средство платежа - это средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора ЭДС составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием:
информационно-коммуникационных технологий;
электронных носителей информации, в том числе платежных карт;
иных технических устройств.
Использование КЭСП осуществляется на основании договора об использовании электронного средства платежа, заключенного организацией с оператором ЭДС (п. 1 ст. 9 Закона N 161-ФЗ).
Здесь следует обратить внимание на то, что банк предоставляет организации право использовать КЭСП для перевода электронных денежных средств только при представлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (п. 1 ст. 86 НК РФ). При этом оператор ЭДС идентифицирует организацию в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Идентификация юридического лица - это установление следующих сведений: наименование, ИНН или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения (пп. 1 п. 1 ст. 7 Закона N 115-ФЗ).
Распоряжение о переводе электронных денежных средств оператор ЭДС должен выполнять незамедлительно.
Перевод электронных денежных средств осуществляется путем одновременного принятия оператором ЭДС распоряжения клиента, уменьшения им остатка электронных денежных средств плательщика и увеличения им остатка электронных денежных средств получателя на сумму перевода.
Условиями договора с оператором ЭДС может быть предусмотрена и другая схема - перевод электронных денежных средств осуществляется по распоряжению получателя (п. 7 ст. 7 Закона N 161-ФЗ).
Остаток электронных денег может быть переведен на банковский счет организации (п. 22 ст. 7 Закона N 161-ФЗ). Туда же направляются и электронные деньги, превышающие установленный размер остатка в "электронном кошельке" в размере 100 000 руб. (п. 9 ст. 10 Закона N 161-ФЗ).
Банки обязаны выдавать налоговым органам справки об остатках и переводах электронных денежных средств в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа (п. 2 ст. 86 НК РФ). Данную информацию специалисты налоговых органов могут запросить:
после вынесения решения о взыскании налога;
в случае принятия решения о приостановлении переводов электронных денежных средств.
За нарушение банком его обязанностей, связанных с электронными денежными средствами, новой ст. 135.2 НК РФ предусмотрена ответственность.

1. Оператором электронных денежных средств является кредитная организация, в том числе небанковская кредитная организация, имеющая право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций, предусмотренная пунктом 1 части третьей статьи 1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".

2. Лицо, не являющееся оператором электронных денежных средств, не вправе становиться обязанным по электронным денежным средствам и осуществлять перевод электронных денежных средств.

3. Лицо, не являющееся оператором электронных денежных средств, не вправе становиться обязанным по денежным обязательствам, которые используются для исполнения денежных обязательств между иными лицами или совершения иных сделок, влекущих прекращение обязательств между иными лицами, на основании распоряжений, передаваемых в электронном виде обязанному лицу. Положения настоящей части не распространяются на прекращение денежных обязательств с участием организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, клиринговую деятельность, деятельность центрального контрагента и (или) деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, в соответствии с законодательством, регулирующим деятельность указанных организаций.

4. Оператор электронных денежных средств обязан уведомить Банк России в установленном им порядке о начале деятельности по осуществлению перевода электронных денежных средств не позднее 10 рабочих дней со дня первого увеличения остатка электронных денежных средств. В уведомлении должны быть указаны:

1) наименование и место нахождения оператора электронных денежных средств, а также номер его лицензии на осуществление банковских операций;

2) вид (виды) предоставляемых клиентам электронных средств платежа;

3) наименования организаций, привлеченных оператором электронных денежных средств для оказания операционных услуг и (или) услуг платежного клиринга (при их привлечении).

4.1. Оператор электронных денежных средств обязан предоставлять Банку России отчетность по операциям, осуществляемым в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального закона, в соответствии с установленными Банком России требованиями к составу, объему и порядку предоставления такой отчетности.

5. Оператор электронных денежных средств обязан установить правила осуществления перевода электронных денежных средств, включая:

1) порядок деятельности оператора электронных денежных средств, связанной с переводом электронных денежных средств;

2) порядок предоставления клиентам электронных средств платежа и осуществления перевода электронных денежных средств с их использованием;

3) порядок деятельности оператора электронных денежных средств при привлечении банковских платежных агентов, организаций, оказывающих операционные услуги и (или) услуги платежного клиринга;