Останкинская телебашня. Строительство останкинской телебашни

Ровно 46 лет назад, 30-го апреля 1967-го года, в эксплуатацию была сдана Останкинская телебашня. В своё время она являлась самым высоким в мире сооружением; сейчас её 540 метров занимают уже 5-ое место в мире. Мы приглашаем вас в небольшое путешествие в прошлое - в то время, когда Останкинская телебашня только строилась:

Диаметр монолитного кольцевого железобетонного фундамента, на котором возводили башню весом 32.000 тонн, равняется 74 метрам. Ширина фундамента - 9,5 м, а высота - 3 м. Благодаря системе кольцевой напряжённой арматуры (состоящей из 104-ёх пучков с 24-мя 5-тимиллиметровыми проволоками в диаметре в каждом) в 10-тиугольной ленте фундамента было создано предварительное напряжение: с помощью гидравлических домкратов каждый пучок был натянут с силой почти 60 тонн.


Грунт, в который был заложен фундамент, был вырыт глубиной 4,65 м. Специалисты предположили, что он осядет приблизительно на 3-3,5 см. Останкинская телебашня имеет 6-кратный запас прочности (устойчивость к опрокидыванию).


Железобетонной опорой всего сооружения является тонкостенная оболочка конической формы, которая опирается 10-тью "ногами" из железобетона на "банкетки" фундамента. Нижнее основание этой оболочки имеет диаметр 60,6 м, а на уровне 63-ёх метров - 18 м. Верхняя часть ствола телебашни, начиная с высоты 321 м, сделана в форме цилиндра, наружный диаметр которого составляет 8,1 м. Стены у основания телебашни - толщиной 500 мм.


В самом центре конического основания возведён самостоятельный фундамент в виде круглой железобетонной плиты толщиной 1 метр; её диаметр составляет 12 м. На фундаменте сооружён железобетонный стакан диаметром 7,5 м и высотой 63 м, который предназначен для скоростных лифтов, силовых кабелей и кабелей связи, шахт с канализационными и водопроводными стояками, а также для аварийной стальной лестницы. Пятнадцать перекрытий между этажами опираются концами балок на этот стакан, а между ним и конусным основанием сооружена лестничная клетка.


Ветровая нагрузка может спровоцировать колебание верхней части башни, а при сильном ветре её вершина может отклоняться до 10-ти метров. Учитывая привычные для Москвы ветра, колебания на смотровых площадках и в ресторане башни ощущаются почти так же, как во время качки корабля с амплитудой 8 см и периодом колебаний каждые 10 секунд.


Солнце также является "врагом" башни: в результате одностороннего нагрева ствол башни от искривления перемещается на 2,25 м у вершины и на 0,72 м на высоте смотровых площадок. 150 стальных тросов, которые натянуты от внутренней поверхности ствола на расстоянии 50 мм, уменьшают деформацию от одностороннего нагрева и ветровых нагрузок.


Общая высота металлических антенн в виде стальных труб с жёсткими диафрагмами внутри, установленных на железобетонной части башни, составляет 148 метров. Чтобы обслуживать антенны до 470-метровой высоты, используется специальный лифт. Для осмотра и демонтажа вибраторов, а также для периодического окрашивания конструкции антенн подвешиваются люльки и устанавливаются шесть площадок с перилами.


Во время строительства Останкинской телебашни были использованы самые передовые достижения строительного машиностроения. Металлоконструкции собирали и монтировали с помощью уникального башенного крана БК-1000, грузоподъёмность которого составляла 16 тонн (вылет стрелы - 45 м). Для сооружения ствола башни использовался единственный в мире самоподъёмный агрегат, вес которого составлял 300 тонн. Бетон на него доставлялся с помощью лифтов.


Секции металлических антенн собирали на отдельной площадке с помощью гусеничного крана СКГ-100, грузоподъёмность которого равнялась 100 тоннам. Эта сборка была контрольной. Одновременно с этим на антеннах монтировали оборудование и устанавливали вибраторы. Затем секции антенн разобрали, их отдельные части ("царги") с помощью крана, установленного на стволе башни, подняли на её вершину и смонтировали таким образом, что они вошли внутрь ствола на 10 м. Затем монтаж вёлся с помощью ползучего крана.


Проект башни был разработан авторским коллективом ЦНИЭП зрелищных зданий и спортивных сооружений, а именно: инженером-конструктором Н. Никитиным, архитекторами д. Бурдиным, Л. Баталовым и В. Милашевским, инженером-конструктором Б. Злобиным и инженером-сантехником Т. Мелик-Аракеляном. Некоторые части проекта были разработаны "Моспроектом-1" и 19-тью другими проектными организациями. Генеральной проектной организацией являлся Государственный Союзный Проектный Институт Министерства связи СССР. Технологическая часть проекта была осуществлена авторским коллективом под руководством инженера И. Островского.


Вслед за контрольной сборкой и настройкой антенн на стенде, с помощью гусеничного крана в зону действия кольцевого крана были перенесены отдельные монтажные элементы весом до 25-ти тонн. Кольцевой кран поднимает "царгу" на перегрузочную площадку, находящуюся на высоте 63 метров. На высоте 385 метров находится мостовой кран, который поднимает "царги" на следующую перегрузочную площадку, находящуюся на высоте 370 метров. Затем передвигающийся по смонтированным "царгам" самоподъёмный кран водружает отдельные монтажные элементы один на другой.


Самое верхнее звено (последнее) поднимается краном за середину. Чтобы сохранить вертикальное положение звена, его нижний конец искусственно утяжелили.


На высоте 385 метров виднеются кольцевые пути наземных кранов. На переднем плане можно увидеть брезентовую "юбку" с верёвочным каркасом, за которой размещены подвесные подмости, необходимые для ведения работ по закреплению наружной опалубки, а также для осмотра наружной поверхности бетона.







30 апреля 1967 года в эксплуатацию была сдана Останкинская телебашня. Сейчас кажется, что это некогда самое высокое здание в мире, пережившее пожар в 2000 году, было всегда. А ведь когда-то оно только начинало строиться! Итак, репортаж о строительстве телебашни – с некоторыми техническими подробностями, и историческими снимками.

Башня, вес которой более 32 тысяч тонн, возведена на монолитном кольцевом железобетонном фундаменте шириной 9,5 метра, высотой 3 метра и диаметром (описанной окружности) 74 метра. В десятиугольной железобетонной ленте фундамента с помощью системы кольцевой напряженной арматуры (она состоит из 104 пучков, в каждом пучке по 24 проволоки диаметром 5 миллиметров каждая) создано предварительное напряжение - каждый пучок натянут гидравлическими домкратами с силой около 60 тонн.

Фундамент заложен в грунт на глубину 4,65 метра. Предполагается, что он осядет на 3-3,5 сантиметра. Устойчивость башни на опрокидывание имеет шестикратный запас.

Железобетонная опора всего сооружения-это тонкостенная коническая оболочка, опирающаяся десятью железобетонными “ногами” на банкетки фундамента. Диаметр нижнего основания этой оболочки - 60,6 метра, а на высоте 63 метров он равен 18 метрам. Верхняя часть железобетонного ствола, начиная с высоты 321 метр, выполнена в виде цилиндра с наружным диаметром 8,1 метра. Толщина стен у основания башни - 500 миллиметров.

В центре конического основания на самостоятельном фундаменте (круглая железобетонная плита диаметром 12 метров и толщиной 1 метр) возведен железобетонный стакан высотой 63 метра и диаметром 7,5 метра. В этом стакане проходят скоростные лифты, силовые кабели, кабели связи, шахта с водопроводными и канализационными стояками и аварийная стальная лестница. На стакан опираются концы балок пятнадцати междуэтажных перекрытии, в между стаканом и конусным основанием проходит лестничная клетка. Сооружение раздельных фундаментов для двух независимых конструкций - башни и стакана - позволяет передать на грунт различное давление при их неравномерной осадке.

Под действием ветровой нагрузки верхняя часть башни может колебаться, и отклонение ее вершины при сильном ветре может достигнуть 10 метров. При ветрах, которые бывают в Москве довольно часто, в среднем раз в неделю, посетители смотровых площадок и ресторана будут ощущать колебания башни приблизительно так же, как качку корабля с амплитудой 8 сантиметров при периоде колебаний в 10 секунд.

Из-за одностороннего нагрева ствол перемещается (от искривления) у вершины на 2,25 метра, в на уровне смотровых площадок - на 0,72 метра. Для уменьшения деформаций от ветровых нагрузок и от одностороннего нагрева на расстоянии 50 миллиметров от внутренней поверхности ствола натянуто 150 стальных тросов. Общее усилие их натяжения равно 10400 тоннам-это вес океанского парохода. Тросы примут на себя растягивающие усилия и предохранят бетон от трещин, а, следовательно, арматуру - от коррозии.

На железобетонной части башни установлено несколько металлических антенн общей высотой в 148 метров. Антенны выполнены в виде стальных труб. Внутри труб имеются жесткие диафрагмы. Для обслуживания антенн до высоты 470 метров используется специальный лифт. Чтобы осматривать и демонтировать вибраторы, а также периодически красить стальные конструкции антенн, устанавливаются 6 площадок с перилами и подвешиваются люльки.

При строительстве башни широко использовались самые последние достижения строительной техники. Уникальным башенным краном БК-1000 грузоподъемностью 16 тонн (при вылете стрелы 45 метров) собирались и монтировались металлоконструкции. Ствол башни сооружался с помощью единственного в мире самоподъемного агрегата весом около 300 тонн. Бетон этому агрегату доставляли лифты.

Рис. 7.9. Схема возведения телевизионной башни в Останкино с помощью механизированного опалубочного агрегата: 1 - опорная часть башни; 8 - ствол башни; 3 - опалубочный агрегат; 4 - легкий кран; 5 - приемная площадка; 6 - перегрузочная площадка; 7 - башенный кран

На отдельной площадке гусеничным краном СКГ-100 (грузоподъемностью 100 тонн) собирались секции металлических антенн. Это была контрольная сборка. Одновременно на антеннах монтировалось оборудование и устанавливались вибраторы. Потом секции антенны вновь разобрали, и отдельные их части - царги - подавались краном на перегрузочную площадку на высоту 63 метра. Затем специальным краном, установленным на стволе башни, первые царги поднимались на вершину башни и монтировались так, что они вошли внутрь ее ствола на 10 метров. А после этого монтаж вели с помощью ползучего крана.

Проект архитектурно-строительной части телевизионной башни разработан ЦНИЭП зрелищных зданий и спортивных сооружений. Авторский коллектив: инженер-конструктор Н. Никитин, архитекторы Д. Бурдин, Л. Баталов, В. Милашевский, инженер-конструктор Б. Злобин, инженер-сантехник Т. Мелик-Аракелян. Отдельные части проекта разрабатывал “Моспроект-1” и 19 других проектных организаций. Генеральная проектная организация - ГСПИ Министерства связи СССР. Технологическую часть проекта осуществляет авторский коллектив под руководством инженера И. Островского.

После контрольной сборки и настройки антенн на стенде отдельные монтажные элементы (царги) весом до 25 тонн гусеничным краном переносятся в зону действия кольцевого крана. Он поднимает царгу на перегрузочную площадку на высоту 63 м. Мостовой кран, находящийся на высоте 385 и, поднимает царги на другую перегрузочную площадку, расположенную на 370-метровой высоте. Затем самоподъемный кран, передвигаясь по смонтированным царгам, устанавливает вновь поступающие царги друг на друга.

Многие города мира славятся знаменитыми башнями, возвышающимися на сотни метров и заметными во всех окрестностях. Например, Эйфелева давно стала символом любви и романтики не только для парижан, но и для жителей всего мира. Не менее знаменита Останкинская телебашня, расположенная в Москве. Она является высочайшим строением в Европе. К тому же она десять лет превосходила размерами все мировые сооружения. Эта величественная конструкция почти полвека считается символом российского телевидения. Не удивительно, что вопрос о том, какова высота Останкинской башни, так интересует гостей города.

Начало создания телебашни

История создания этого грандиозного сооружения начинается в 60-е годы прошлого века. Конечно, трансляция телепередач и радиовещание осуществлялись еще раньше - с конца 30-х годов. Тогда с этой задачей справлялась Шуховская башня на Шаболовке. Но после Великой Отечественной войны приняли решение повысить качество вещания.

Для этого было необходимо построить новую, более совершенную вышку. В соответствии с поставленной задачей высота Останкинской башни должна была насчитывать не менее пятисот метров. Кроме того, определенное значение имел и дух конкуренции - подобных строений на планете еще не было, так что у Советского Союза появилась возможность снова доказать свое превосходство над остальными странами.

Главным инженером стал Николай Никитин. Интересно, что проект он разработал всего лишь за одну ночь. Образом, вдохновившим Никитина, стала перевернутая лилия - с прочным стеблем и лепестками, поддерживающими конструкцию. По замыслу для башни планировалось построить четыре опоры, но затем, по рекомендации Фритца Леонхардта, инженера из Германии, их количество решили увеличить до десяти.

При постройке сооружения применяли железобетон, который сжимался изнутри стальными крепкими тросами. Благодаря этому конструкция стала прочной и ветроустойчивой. По проекту предполагаемая высота Останкинской башни в метрах равнялась 533 м, но позже был пристроен флаг, и она увеличилась до 540 м. Строительство конструкции длилось четыре года - с 1963 по 1967. В ее создании участвовало свыше 40 различных НИИ, десятки строительных организаций и заводов, а также всевозможные министерства и ведомства страны.

Крупнейшее достижение отечественной техники и науки

В 1967 году в эксплуатацию была введена первая очередь башни, а уже в следующем - и вторая. За создание этой конструкции многие из участников были поощрены высокими государственными наградами. Интересно, что высота Останкинской башни - это далеко не единственное ее достоинство. Она выполняла множество задач общесоюзной значимости.

Кроме трансляции телевизионных и радиопередач для жителей Москвы и Подмосковья осуществлялась их раздача по всей территории страны благодаря специальному релейному оборудованию. Кроме того, с помощью башни обеспечивалась прямая радиотелефонная связь главы государства и основных министерств. А также благодаря ей появилась уникальная метеорологическая обсерватория, с помощью которой главный метеоцентр страны смог следить за погодными явлениями.

Конструкция башни

Бесспорно, высота Останкинской башни - это первое, что привлекает в ней туристов с 1969 года. Однако и кроме этого есть на что посмотреть! Великолепное строение насчитывает 45 этажей. Внутри башни располагаются бесконечные линии для телевизионных и радиоантенн. Внутреннее пространство, в основном включающее в себя залы и лаборатории, оборудовано системой канализации, водопроводом и телефонной связью. Полезная площадь - более 15 тысяч кв. м. В здании есть 7 высокоскоростных лифтов. На цокольном уровне располагается Музей радиотелевещания, где каждый желающий может узнать, как велось строительство, ознакомиться с биографиями создателей проекта и конструкторов, а также получить ответ на вопрос о том, какая высота Останкинской башни.

Внезапный пожар

При разработке и постройке конструкции были учтены все возможные проблемы: башня способна выдержать любой ураган, не боится землетрясения и молний. Однако она не смогла устоять против пожара. Возгорание возникло в августе 2000 года и охватило три этажа. Из 149 тросов, стягивающих сооружение, 120 не справились с нагрузкой и лопнули, но оставшиеся 20 все же выдержали и не дали башне упасть.

Эта трагедия нанесла конструкции колоссальный ущерб. Пожар, который пришлось тушить более пятнадцати часов, унес три человеческих жизни. Его называют самым крупным из техногенных катастроф независимой России.

Ресторан «Седьмое небо» с необыкновенным видом на город

Ярчайшей достопримечательностью башни, бесспорно, считается ресторан «Седьмое небо», находящийся на высоте 328-334 м. Он принимал гостей с самого открытия до 2000 года и располагался сразу на трех этажах. На каждом из них был отдельный зал: «Бронзовый», «Серебряный» и «Золотой».

Общая площадь заведения составляла около 600 кв. м. Из-за пожара, в результате которого выгорели все помещения ресторана, его пришлось закрыть на реконструкцию. Несомненно, посетителей «Седьмого неба» привлекала необычайная высота Останкинской башни. Но главной изюминкой этого заведения были специальные платформы, благодаря которым ресторан мог вращаться, совершая от одного до трех полных оборотов вокруг своей оси в час. Поэтому посетители могли не только насладиться прекрасным отдыхом, но и благодаря стеклянным стенам любоваться великолепным видом на город.

Особенно прекрасным и захватывающим он был в ночное время. Открытие отреставрированного ресторана планируется на лето 2015 года. За время существования его уже посетили миллионы туристов, и, без всякого сомнения, он снова обретет свою былую популярность.

Знаменитая смотровая площадка

Высота смотровой площадки Останкинской башни равняется 337 метрам, и она занимает лидирующее место в мире. До 2000 года ее успели посетить более десяти миллионов экскурсантов. После пожара она закрылась на реконструкцию, которая длилась восемь лет.

С конца 2010 года экскурсии проводятся каждый день. Работает две площадки: открытая и закрытая. На первой из них можно насладиться изумительным видом на живописную панораму города и при этом испытать себя на храбрость - пол в ней выполнен из стекла, поэтому только самые смелые отваживаются ходить по нему. Круговой зал по праву считается самой эффектной смотровой площадкой столицы.

Концертный зал

Еще одной достопримечательностью Останкинской телебашни является блистательный концертный зал. Название «Королевский» как нельзя лучше подходит ему. Зал располагается в помещении экскурсионного корпуса. Сейчас в нем проводятся многочисленные концертные программы, театрализованные представления, экспозиции, конференции и прочие мероприятия и торжественные события.

Легенды

По свидетельствам местных жителей, здесь даже время от времени встречаются привидения. Самым известным из них считается призрак старой женщины, обитающей здесь многие десятилетия. Люди уверяли, что видели странную старуху незадолго до пожара 2000 года. Сотрудники башни неоднократно видели в коридорах умерших звезд телевидения минувших лет. Это обычно объясняется огромным архивом пленок, хранящихся в стенах башни. Можно по-разному относиться к этим легендам, но в любом случае они добавляют очарование и колорит этому великолепному зданию.

Спортивные мероприятия

До того как на башне произошел трагический пожар, по ее лестницам регулярно устраивались забеги на высоту в 337 метров. Рекорд составляет без малого 12 минут.

На 40-летний юбилей башни на ней произошли захватывающие соревнования по бейсджампингу (прыжки с парашютом с высотных объектов). Было зафиксировано рекордное количество участников: одновременно прыгнуло 30 человек.

Башня превосходит все подобные строения по своей ценности для общества, по функциональной мощности, а также по рациональности применения площадей и помещений строения. Она входит в Международную федерацию Великих Башен.

Несмотря на то, что высота Останкинской башни равна целых 540 м, специалисты уверены, что она не опрокинется. Это связано с тем, что центр тяжести конструкции никогда не выйдет за площадь опоры.

Еще одной интересной особенностью башни является ее небольшой фундамент. Он равняется в среднем всего лишь четырем метрам. В то же время, по данным специалистов из Канады, строивших у себя подобную конструкцию, фундамент такого сооружения должен насчитывать не менее 40 метров. Тем не менее, благодаря уникальному проекту башня получилась прочной и устойчивой.

Общая масса конструкции вместе с фундаментом составляет около 55 тысяч тонн.

По проекту башня может выстоять полтора столетия, однако, создатели прогнозируют, что она проживет не менее трехсот лет.

В будущем планируется увеличить конструкцию. Если это осуществится, высота Останкинской башни в метрах будет равняться 560 метрам. Таким образом, она станет самым внушительным телесооружением в мире.

Высота Останкинской башни в Москве десятилетиями привлекает к ее стенам туристов. И неважно, что это уже далеко не самое высокое строение в мире. Останкинская телебашня остается величественным и прекрасным символом своего времени.

Jun 19 2012

История башни имеет официальную неофициальную части. Так строительство башни было задумано как политическая замена строительству дворца советов и именно поэтому её главным конструктором и оказался главный конструктор Дворца советов Н.В. Никитин. Со строительством торопились, башню надо было сдать к 50-летию ВОСР …

Сегодня Останкинская телебашня является четвертым по высоте сооружением в мире после строящегося небоскреба Бурж Дубай в Дубаи (проектная высота: 818 м), телерадиомачты KVLY-TV в Бланшаре, США (628 м) и Си-Эн Тауэр в Торонто (553 м).


Этой весной смотровая площадка Останкинской телебашни вновь открылась для посещения, она была закрыта почти 9 лет после пожара в августе 2000 года . Кстати что характерно, ремонт продлился дольше чем строительство, но об этом ниже.

Цокольный этаж содержит в себе экспозицию по истории башни и галерею ее создателей.

Строительство башни велось с 1963 по 1967, на тот момент башня стала самым высоким сооружением в мире и долго удерживала эту планку.

По замыслу главного конструктора Николая Никитина башня стала своеобразным поставленным на бутон цветком лотоса из стекла и бетона, стянутого канатной арматурой.

Башня, вес которой более 32 тысяч тонн, возведена на монолитном кольцевом железобетонном фундаменте шириной 9,5 метра, высотой 3 метра и диаметром (описанной окружности) 74 метра. В десятиугольной железобетонной ленте фундамента с помощью системы кольцевой напряженной арматуры (она состоит из 104 пучков, в каждом пучке по 24 проволоки диаметром 5 миллиметров каждая) создано предварительное напряжение - каждый пучок натянут гидравлическими домкратами с силой около 60 тонн.

Фундамент заложен в грунт на глубину 4,65 метра. Предполагалось, что он осядет на 3-3,5 сантиметра. Никитин предложил котлован под башней заполнить песком. Мелкий хорошо просеянный песок сыпуч настолько, что течёт почти как вода. И поверхность его остается горизонтальной независимо от того, что происходит с котлованом. На песок положили железобетонное кольцо диаметром 65 метров - и на нём возвели 533-метровую Останкинскую телебашню. И стоит она по сей день идеально прямо. Устойчивость башни на опрокидывание имеет шестикратный запас. Это сильно помогло ей устоять после пожара.

Собственно башня --это тонкостенная коническая оболочка, опирающаяся десятью железобетонными “ногами” на банкетки фундамента. Диаметр нижнего основания этой оболочки - 60,6 метра, а на высоте 63 метров он равен 18 метрам. Верхняя часть железобетонного ствола, начиная с высоты 321 метр, выполнена в виде цилиндра с наружным диаметром 8,1 метра. Толщина стен у основания башни - 500 миллиметров.

В центре конического основания на самостоятельном фундаменте (круглая железобетонная плита диаметром 12 метров и толщиной 1 метр) возведен железобетонный стакан высотой 63 метра и диаметром 7,5 метра. В этом стакане проходят скоростные лифты, силовые кабели, кабели связи, шахта с водопроводными и канализационными стояками и аварийная стальная лестница. На стакан опираются концы балок пятнадцати междуэтажных перекрытии, в между стаканом и конусным основанием проходит лестничная клетка. Сооружение раздельных фундаментов для двух независимых конструкций - башни и стакана - позволяет передать на грунт различное давление при их неравномерной осадке.

Под действием ветровой нагрузки верхняя часть башни может колебаться, и отклонение ее вершины при сильном ветре может достигнуть 10 метров. При ветрах, которые бывают в Москве довольно часто, в среднем раз в неделю, посетители смотровых площадок и ресторана будут ощущать колебания башни приблизительно так же, как качку корабля с амплитудой 8 сантиметров при периоде колебаний в 10 секунд.

Есть у башни еще один “враг”. Это… солнце. Из-за одностороннего нагрева ствол перемещается (от искривления) у вершины на 2,25 метра, в на уровне смотровых площадок - на 0,72 метра. Для уменьшения деформаций от ветровых нагрузок и от одностороннего нагрева на расстоянии 50 миллиметров от внутренней поверхности ствола натянуто 150 стальных тросов. Общее усилие их натяжения равно 10400 тоннам-это вес океанского парохода. Тросы примут на себя растягивающие усилия и предохранят бетон от трещин, а, следовательно, арматуру - от коррозии.

На железобетонной части башни установлено несколько металлических антенн общей высотой в 148 метров. Антенны выполнены в виде стальных труб. Внутри труб имеются жесткие диафрагмы. Для обслуживания антенн до высоты 470 метров используется специальный лифт. Чтобы осматривать и демонтировать вибраторы, а также периодически красить стальные конструкции антенн, устанавливаются 6 площадок с перилами и подвешиваются люльки.

При строительстве башни широко использовались самые последние достижения строительной техники. Уникальным башенным краном БК-1000 грузоподъемностью 16 тонн (при вылете стрелы 45 метров) собирались и монтировались металлоконструкции. Ствол башни сооружался с помощью единственного в мире самоподъемного агрегата весом около 300 тонн. Бетон этому агрегату доставляли лифты.

На отдельной площадке гусеничным краном СКГ-100 (грузоподъемностью 100 тонн) собирались секции металлических антенн. Это была контрольная сборка. Одновременно на антеннах монтировалось оборудование и устанавливались вибраторы. Потом секции антенны вновь разобрали, и отдельные их части - царги - подавались краном на перегрузочную площадку на высоту 63 метра. Затем специальным краном, установленным на стволе башни, первые царги поднимались на вершину башни и монтировались так, что они вошли внутрь ее ствола на 10 метров. А после этого монтаж вели с помощью ползучего крана.

Проект архитектурно-строительной части телевизионной башни разработан ЦНИЭП зрелищных зданий и спортивных сооружений. Авторский коллектив: инженер-конструктор Н. Никитин, архитекторы Д. Бурдин, Л. Баталов, В. Милашевский, инженер-конструктор Б. Злобин, инженер-сантехник Т. Мелик-Аракелян. Отдельные части проекта разрабатывал “Моспроект-1” и 19 других проектных организаций. Генеральная проектная организация - ГСПИ Министерства связи СССР. Технологическую часть проекта осуществляет авторский коллектив под руководством инженера И. Островского.

Монтаж антенн.


После контрольной сборки и настройки антенн на стенде отдельные монтажные элементы (царги) весом до 25 тонн гусеничным краном переносятся в зону действия кольцевого крана. Он поднимает царгу на перегрузочную площадку на высоту 63 м. Мостовой кран, находящийся на высоте 385 и, поднимает царги на другую перегрузочную площадку, расположенную на 370-метровой высоте. Затем самоподъемный кран, передвигаясь по смонтированным царгам, устанавливает вновь поступающие царги друг на друга.

Последнее, самое верхнее звено кран поднимает за его середину. Для сохранения вертикального положения звена его нижний конец искусственно утяжеляется.

С высоты 385 м видны кольцевые пути наземных кранов. На переднем плане снимка видна брезентовая “юбка” с веревочным каркасом За ней размещаются подвесные подмости, с которых ведутся работы по закреплению наружной опалубки и осмотр наружной поверхности бетона.

Внутри башни.

Во время пожара 2000 года множество канатов полопалось от перегрева, но башня выстояла и не сложилась по секциям.



Фрагмент канатной арматуры, выставленный в цоколе башни.

Полная высота башни 540 м, высота бетонной части – 385 метров, далее идет мачта.
Смотровая площадка находится на высоте 337 м.


Верхняя мачта с антеннами и прочим оборудованием.


Средняя часть


По центру выступает смотровая площадка. В некоторых сегментах смотровой площадки имеются стекла в полу, позволяющие смотреть ровно вниз.


Вид через стекла в полу


Справа виден коричневый “короб” с проходом к башне


В треугольнике на земле установлены мощные прожекторы для подсветки башни


Галерея смотровой площадки


Даже “удобства”. Возможно это “удобства” с самой длинной отвесной канализационной трубой в мире.


Останкинская башня занимает почетное второе место после канадской в списке Всемирной федерации высотных башен

Высота - 540 м (первоначально высота башни была 533 м, но затем был достроен флагшток) .

  • Высота бетонной части - 385 м.
  • Высота основания над уровнем моря - 160 м.
  • Глубина фундамента не превышает 4,6 м.
  • Масса башни вместе с фундаментом - 51 400 т.
  • Коническое основание сооружения опирается на 10 опор; средний диаметр между опорами-ногами - 65 м.
  • Кольцевые сечения ствола башни обжаты 149 канатами.
  • Суммарный объём помещений и высотных обстроек - 70 000 м³.
  • Полезная площадь помещений башни - 15 000 м².
  • Максимальное теоретическое отклонение вершины башни при максимальных расчетных скоростях ветра - 12 м.
  • Главная смотровая площадка расположена на высоте 337 м.

Comments Off

Comments are closed at this time.

Башня, вес которой более 32 тысяч тонн, возведена на монолитном кольцевом железобетонном фундаменте шириной 9,5 метра, высотой 3 метра и диаметром (описанной окружности) 74 метра. В десятиугольной железобетонной ленте фундамента с помощью системы кольцевой напряженной арматуры (она состоит из 104 пучков, в каждом пучке по 24 проволоки диаметром 5 миллиметров каждая) создано предварительное напряжение - каждый пучок натянут гидравлическими домкратами с силой около 60 тонн.

Фундамент заложен в грунт на глубину 4,65 метра. Предполагается, что он осядет на 3-3,5 сантиметра. Устойчивость башни на опрокидывание имеет шестикратный запас.

Железобетонная опора всего сооружения-это тонкостенная коническая оболочка, опирающаяся десятью железобетонными “ногами” на банкетки фундамента. Диаметр нижнего основания этой оболочки - 60,6 метра, а на высоте 63 метров он равен 18 метрам. Верхняя часть железобетонного ствола, начиная с высоты 321 метр, выполнена в виде цилиндра с наружным диаметром 8,1 метра. Толщина стен у основания башни - 500 миллиметров.

В центре конического основания на самостоятельном фундаменте (круглая железобетонная плита диаметром 12 метров и толщиной 1 метр) возведен железобетонный стакан высотой 63 метра и диаметром 7,5 метра. В этом стакане проходят скоростные лифты, силовые кабели, кабели связи, шахта с водопроводными и канализационными стояками и аварийная стальная лестница. На стакан опираются концы балок пятнадцати междуэтажных перекрытии, в между стаканом и конусным основанием проходит лестничная клетка. Сооружение раздельных фундаментов для двух независимых конструкций - башни и стакана - позволяет передать на грунт различное давление при их неравномерной осадке.

Под действием ветровой нагрузки верхняя часть башни может колебаться, и отклонение ее вершины при сильном ветре может достигнуть 10 метров. При ветрах, которые бывают в Москве довольно часто, в среднем раз в неделю, посетители смотровых площадок и ресторана будут ощущать колебания башни приблизительно так же, как качку корабля с амплитудой 8 сантиметров при периоде колебаний в 10 секунд.

Есть у башни еще один “враг”. Это... солнце. Из-за одностороннего нагрева ствол перемещается (от искривления) у вершины на 2,25 метра, в на уровне смотровых площадок - на 0,72 метра. Для уменьшения деформаций от ветровых нагрузок и от одностороннего нагрева на расстоянии 50 миллиметров от внутренней поверхности ствола натянуто 150 стальных тросов. Общее усилие их натяжения равно 10400 тоннам-это вес океанского парохода. Тросы примут на себя растягивающие усилия и предохранят бетон от трещин, а, следовательно, арматуру - от коррозии.

На железобетонной части башни установлено несколько металлических антенн общей высотой в 148 метров. Антенны выполнены в виде стальных труб. Внутри труб имеются жесткие диафрагмы. Для обслуживания антенн до высоты 470 метров используется специальный лифт. Чтобы осматривать и демонтировать вибраторы, а также периодически красить стальные конструкции антенн, устанавливаются 6 площадок с перилами и подвешиваются люльки.

При строительстве башни широко использовались самые последние достижения строительной техники. Уникальным башенным краном БК-1000 грузоподъемностью 16 тонн (при вылете стрелы 45 метров) собирались и монтировались металлоконструкции. Ствол башни сооружался с помощью единственного в мире самоподъемного агрегата весом около 300 тонн. Бетон этому агрегату доставляли лифты.

На отдельной площадке гусеничным краном СКГ-100 (грузоподъемностью 100 тонн) собирались секции металлических антенн. Это была контрольная сборка. Одновременно на антеннах монтировалось оборудование и устанавливались вибраторы. Потом секции антенны вновь разобрали, и отдельные их части - царги - подавались краном на перегрузочную площадку на высоту 63 метра. Затем специальным краном, установленным на стволе башни, первые царги поднимались на вершину башни и монтировались так, что они вошли внутрь ее ствола на 10 метров. А после этого монтаж вели с помощью ползучего крана.

Проект архитектурно-строительной части телевизионной башни разработан ЦНИЭП зрелищных зданий и спортивных сооружений. Авторский коллектив: инженер-конструктор Н. Никитин, архитекторы Д. Бурдин, Л. Баталов, В. Милашевский, инженер-конструктор Б. Злобин, инженер-сантехник Т. Мелик-Аракелян. Отдельные части проекта разрабатывал “Моспроект-1” и 19 других проектных организаций. Генеральная проектная организация - ГСПИ Министерства связи СССР. Технологическую часть проекта осуществляет авторский коллектив под руководством инженера И. Островского.

СХЕМА МОНТАЖА АНТЕННЫ

После контрольной сборки и настройки антенн на стенде отдельные монтажные элементы (царги) весом до 25 тонн гусеничным краном переносятся в зону действия кольцевого крана. Он поднимает царгу на перегрузочную площадку на высоту 63 м. Мостовой кран, находящийся на высоте 385 и, поднимает царги на другую перегрузочную площадку, расположенную на 370-метровой высоте. Затем самоподъемный кран, передвигаясь по смонтированным царгам, устанавливает вновь поступающие царги друг на друга.

Последнее, самое верхнее звено кран поднимает за его середину. Для сохранения вертикального положения звена его нижний конец искусственно утяжеляется.

С высоты 385 м видны кольцевые пути наземных кранов. На переднем плане снимка видна брезентовая “юбка” с веревочным каркасом За ней размещаются подвесные подмости, с которых ведутся работы по закреплению наружной опалубки и осмотр наружной поверхности бетона.

Из журнала "Наука и Жизнь" за 66 год.

Нажав на фотографии вы сможете рассмотреть их в хорошем качестве.

На сайте "Фотографии старой Москвы" вы найдете много интересных фотографий. Если у вас есть интересные снимки Москвы, присылайте их мне, или добавляйте через специальную форму на сайте . Также, я буду очень признателен, если вы разместите информацию об этом проекте у себя в журнале.