Основы эргономики в дизайне среды. Эргономика и учебное проектирование

Эргономика это область знаний, которая комплексно изучает трудовую деятельность человека в системе «человек – техника – среда» с целью обеспечения эффективности, безопасности и комфорта трудовой деятельности. Эргономика - наука о системах. Она включает в себя такие понятия, как антропометрия, биомеханика, гигиена труда, физиология труда, техническая эстетика, психология труда, инженерная психология. Это отрасль науки, которая изучает движения человеческого тела во время работы, затраты энергии и производительность конкретного труда человека. Область применения

эргономики довольно широка: она охватывает организацию рабочих мест, как производственных, так и бытовых, а также промышленный дизайн. Эргономика - научно-прикладная дисциплина, занимающаяся изучением и созданием эффективных систем, управляемых человеком. Эргономика изучает движение человека в процессе производственной деятельности, затраты его энергии, производительность и интенсивность при конкретных видах работ. Эргономика подразделяется на миниэргономику, мидиэргономику и макроэргономику. В основу эргономики легли многие дисциплины от анатомии до психологии, а главной ее задачей является создание

таких условий работы для человека, которые бы способствовали сохранению здоровья, повышению эффективности труда, снижению утомляемости, да и просто поддержанию хорошего настроения в течение всего рабочего дня. Возникновению эргономики способствовали проблемы, связанные с внедрением и эксплуатацией новой техники и технологий в ХХ в., а именно рост травматизма на производстве, текучесть кадров и т. д., так как научно-технический прогресс начал набирать обороты, и это требовало нового объединения наук при активном привлечении психологии, гигиены и многого другого.

Целью эргономики является изучение закономерностей трудовых процессов, роли человеческих факторов в трудовой деятельности и повышение эффективности производства при соблюдении условий безопасности труда. Э. включает изучение конфликтных ситуаций, стрессов на рабочем месте, утомления и нагрузки с учетом индивидуальных особенностей работника. Уделяет внимание процессу отбора, обучения и переобучения специалистов. Создание информационной базы, коммуникаций, дизайна рабочего места непосредственно отражается на производственном процессе и отношениях. Выработка единых стандартов и критериев трудовой деятельности для каждой профессии в подобных условиях имеет важное значение для безопасности, минимизации аварийных ситуаций и оптимизации условий труда.

Тема 37. Антропометрические требования в эргономике

Антропометрия - отрасль науки, занимающаяся измерениями человеческого тела и его частей. Форма и функциональные размеры всей предметной среды, ее объемно-пространственных структур неразрывно связаны с размерами и пропорциями тела человека на протяжении всей истории цивилизации. Древние народы и народы всей Европы вплоть до XIX века пользовались системами мер, основанными на параметрах человеческого тела (локоть, фут, ступня и т д.). Строители, архитекторы возводили постройки, в которых не только отношения частей были созвучны пропорциям человека, но и абсолютные размеры самих построек были сомасштабны людям. Художники и скульпторы, чтобы получить простые средства для воспроизведения фигуры без обращения к натуре, а также стремясь к созданию гармоничного образа человека, предлагали и пользовались системами пропорций - канонами .

В каноне Поликлета, скульптора Древней Греции, за единицу принималась ширина ладони и голова составляла 1\8 длины тела, а лицо - 1\10 и т.д. Канон Леонардо да Винчи (1452-1519) - фигура с приподнятыми и разведенными руками и раздвинутыми ногами вписывается в круг, центр которого - пупок. Архитектор Корбюзье (1887-1965) запатентовал систему пропорционирования, названную «Модулор». Он представляет собой шкалу линейных размеров, которые отвечают трем требованиям: находятся в определенных пропорциональных отношениях друг с другом, позволяя гармонизировать сооружение и его детали; прямо соотносятся с размерами человеческого тела, обеспечивая тем самым человеческий масштаб архитектуры; выражены в метрической системе мер и поэтому отвечают задачам унификации строительных изделий. В современной практике предпочитают пользоваться антропометрическими характеристиками человека. Различают классические и антропометрические эргономические признаки. Первые используются при изучении пропорций тела, возрастной морфологии, для сравнения морфологических характеристик различных групп населения, а вторые - при проектировании изделий и организации труда. Эргономические антропометрические признаки делятся на статические и динамические. Статические признаки определяются при неизменном положении человека. Они включают размеры отдельных частей тела и габаритные (наибольшие) размеры в разных положениях и позах человека. Эти размеры используются при проектировании изделий, определении минимальных проходов и пр. Динамические антропометрические признаки - это размеры, измеряемые при перемещении тела в пространстве. Они характеризуются угловыми и линейными перемещениями (углы вращения в суставах, угол поворота головы, линейные измерения длины руки при ее перемещении вверх, в сторону и т.д.). Эти признаки используют при определении угла поворота рукояток, педалей, определении зоны видимости и т.п. Числовые значения антропометрических данных чаще всего представляют в виде таблиц. В основу общих правил использования антропометрических данных при расчете параметров рабочих мест и производственного оборудования положен метод перцентилей. Перцентиль - сотая доля измеренной совокупности людей, которой соответствует определенное значение антропометрического признака.

Взаимоотношения человека с предметным миром не ограничиваются только простым любованием эстетическими достоинствами объектов. Важно, чтобы окружающие нас предметы были не только красивыми и приятно выглядящими эстетически, но и удобными, комфортными в использовании, соответствующими его физиологическим и анатомическим особенностям. Поэтому область дизайна сегодня тесно переплетается с эргономикой – комплексно-прикладной наукой, рассматривающей человека в данных условиях его деятельности и повседневной жизни.

Эргономика нацелена на то, чтобы в отношениях с окружающими объектамимы сохраняли хорошее здоровье, снижалась бы наша утомляемость, повышалось настроение, эффективность труда или отдыха. Сегодня эргономика стала одной из значимых составляющих промышленного, предметного и интерьерного дизайна.

Понятие эргономики, предназначение и истоки

Эргономика в дословном переводе с греческого означает «закон работы» («ergon» – это работа, а «nomos» – закон). Под этим понятием понимают целую область знаний, исследующуюдеятельность человека в своеобразной системе «человек – оборудование (техника) – окружающая среда» для достижения большей эффективности труда. Тут специалисты по эргономике изучают такие вопросы, как движения тела человека в процессе трудовой деятельности, определение энергетических затра и производительности в различных условиях.

В более широком понимании эргономика означает научное направление, которое исследует разнообразные объекты, находящиесяв тесном контакте с человеком в его повседневной жизни, то есть как на рабочем месте, так и в быту. В ее основе лежат научные результаты множества дисциплин и направлений, в том числе физиологии, психологии, биомеханики, антропометрии, медицины, гигиены труда и социологии.

Само понятие «эргономика» появилось только в 1949 г. в Великобритании. В Америке данная область знаний первоначально называлась «Исследование человеческих факторов», а в Германии – «Антропотехника». Но в действительности эргономика, как и дизайн, существовали задолго до XX столетия.

Еще в первобытные времена вопросы удобства и эргономики играли для человека важную роль. Первобытные люди старались подбирать под форму своей руки подходящий камень, обрабатывали его и приделывали к нему рукоять для пущего удобства и безопасности в использовании. Затем это орудие применялось для добычи пищи, охоты или защиты. Человек уже в древности старался соизмерять создаваемые им предметы со своими физиологическими возможностями, чтобы сделать их не только эстетически приятными, но и максимально удобными. Археологические раскопки сегодня предоставляют нам возможность восхититься, насколько продуманными были орудия труда, создаваемые первобытными людьми.

Впрочем, настоящий толчок к развитию эргономики был дан именно в начале XX столетия, когда возникли проблемы, связанные с внедрением в производство новой техники и технологических решений. Научно-технический прогресс спровоцировал рост травматизма на производстве, ухудшение настроения работников и другие проблемы, обеспечивших высокую текучесть кадров. Работникам нужно было приспосабливаться к производственной технике и рабочему пространству, что зачастую негарантировало их безопасности и высокой эффективностипроизводства. Поэтому вопросы эргономики стали выходить на первый план.

Эргономика учитывает удобство работы с устройством

Специалисты по эргономике начали проектировать весь процесс рабочей деятельности таким образом, чтобы выполнение производственных задач было для человека максимально безопасным и удобным. Благодаря внедрению эргономического подхода стало проектироваться промышленное оборудование нового типа с предупредительными сигналами (сигнальные лампы и сирены), удобными размерами кнопок, ручек и рычажков.

Эргономика отталкивается от того, что человек должен легко находить, быстро отличать друг от друга разнообразные предметы (технику) и комфортно работать с ними. В 60-е годы прошлого века эргономика уже сформировалась как научная область знаний – в эти годы в различных странах мира начали появляться общества и ассоциации, специализирующие на вопросах эргономики.

К началу XXI века были определены три основных направления внутри данной дисциплины:

  • Эргономика, рассматривающая проблемы взаимоотношений человека с физической средой. В этом области изучаются вопросы, касающиеся антропометрическихи физиологических особенностей человека, которые имеют непосредственное отношение к его повседневной жизни или физическому труду.
  • Когнитивная эргономика. Эта область связана с психологией восприятия, в частности, как зрительное или иное восприятие влияет на принятие решений, отношения между человеком и другими объектами окружающей среды.
  • Направление эргономики, изучающая взаимосвязь человека, групп людей с техникой для обеспечения наилучших условий труда. Такая организационная эргономика также рассматривает вопросы обеспечения связей между отдельными людьми, их совместной кооперации и управления.

Основной задачей эргономики как научной дисциплины стала разработка подходящей формы предметов, которые были бы по-настоящему удобными и безопасными для человека в пользовании. Эргономика призвана повысить трудовую эффективность человека путем улучшения условий труда.

Постепенно область применения эргономики перешла из трудовой деятельности в нашу обычную повседневную жизнь. Сегодня эргономика в тесном переплетении с дизайном используется во многих областях. Основной задачей этой научной дисциплины стала разработка подходящей формы предметов, которые были бы по-настоящему удобными и безопасными для человека в пользовании. Эргономика призвана повысить трудовую эффективность человека путем улучшения условий труда. Вопросы эргономики также учитываются дизайнерами при проектировании бытовых предметов и при оформлении интерьеров.

Вопросы эргономики в сфере дизайна

Где бы ни находился человек, на работе или дома, он всегда хочет пользоваться изделиями, отличающихся удобством и безопасностью. И дизайн, и эргономика оказывают влияние на удовольствие от пользования тем или иным предметом, поэтому не удивительно, что эти два отдельных направления органично перетекают друг в друга. В различных отраслях промышленности в настоящий момент профессиональные дизайнеры сотрудничают со специалистами по эргономике, которые предоставляют различные данные о физиологических и биомеханических особенностях человека, участвуют в разработке и испытаниях изделий.

Исходя из психологических, гигиенических и прочих нормативов, разрабатываются соответствующие требования к новым предметам или технике, чтобы они, в конечном счете, оказались удобными и комфортными в пользовании. Например, зубная щетка, изогнутая таким образом, чтобы ее щетка доставала до задней поверхности зубов, цифровой зеркальный фотоаппарат, который комфортно держать в руках или производственное оборудование, обеспечивающее высокий уровень безопасности. Комфорт, превосходная функциональность и привлекательный внешний вид – все эти требования к создаваемым предметам могут быть обеспечены только грамотным сочетанием эргономики и дизайна.


Одно из основных понятий, которыми оперирует эргономика — это анатомические особенности человека. Анатомические факторы широко используются в дизайне. Задача дизайнера заключается в том, чтобы обеспечить адаптацию создаваемых изделий к конкретному человеку, чтобы последнему было удобно и комфортно ими пользоваться.

В частности, при проектировании обычного стула дизайнерами рассматривается вопрос того, как высоко от сидения должна размещаться изогнутая спинка, чтобы спина человека могла комфортно опереться на нее. Для ответа на этот немаловажный вопрос специалисты обращаются к эргономике, в которой уже давно существует такое понятие, как Линия Акерблома. Это средняя величина, определяющая, в каком месте наш позвоночник имеет в поясничном отделе соответствующий изгиб вовнутрь (примерно 23 см). Опору позвоночнику необходимо предусмотреть именно на этом расстоянии от сидения стула.

Нужно отметить, что в эргономике довольно часто применяются специальные плоские манекены, которые воспроизводят пропорции тела человека. На основе этих данных дизайнеры впоследствии проектируют новое изделие, либо оформляют рабочее пространство, которые бы подходило большинству людей по эргономическим параметрам. Плюс к этому, конечно, применяется компьютерный анализ и различные современные программные возможности, а также довольно простые инструменты вроде контрольных опросов или листков, посредством которых собираются данные о том, что так или иначе связано с различными факторами в повседневной или трудовой деятельности человека, включая уровень комфорта и безопасность.

Применение эргономических принципов в дизайне получило большое распространение при разработке мебели, в оформлении интерьеров жилых, офисных и производственных помещений. Эргономика рассматривает все вопросы, связанные с составляющими рабочего пространства или жилой зоны, начиная от обычной компьютерной мыши и заканчивая подходящим температурным режимом. В помещении, оформленном по законам эргономики, человек действует практически интуитивно — он без особого труда может найти выключатель на стене, цветовое решение интерьеров и освещение создают нужное настроение, вдохновляющее или, наоборот, успокаивающее.

Например, при разработке дизайна мебели и создания пространства для зоны отдыха дизайнеры отталкиваются от антропометрии человека, который сидит в расслабленной, спокойной позе. Обязательно учитывается и уровень наклона сидения для того, обеспечить удобство вставания с кресла или стула. В разнообразных зонах отдыха нередко устанавливаются угловые диваны, причем правила эргономики требуют от дизайнера такого расположения мебели, чтобы человек, сидящий на таком диване, мог свободно расположить свои ноги и при этом не мешать окружающим людям.

В жилых помещениях, связанных со сном, в частности в спальне, мебель выбирается и размещается исходя из размеров спящего, лежащего человека. Здесь факторы эргономики запрещают размещение дивана его протяженной стороной вдоль наружной стены помещения или изголовья дивана в несколько затесненном пространстве.


Особенное внимание уделяется вопросам эргономики при организации и оформлении пространства для работы. Дизайнерам по интерьеру приходится отталкиваться от анатомических особенностей человека, который сидит за своим рабочим столом. Например, при проектировании зоны за рабочим компьютером эргономика акцентирует внимание, прежде всего, на длине голени человека, поскольку именно она указывает на оптимальную высоту его кресла или стула. Эргономика рабочей зоны предусматривает и то, что высота, площадь и наклон рабочего стола определяются типом выполняемой сотрудником работы.

Все нужные в трудовой деятельности предметы, согласно правилам эргономики, размещаются на доступном расстоянии от стола, чтобы человек мог свободно ими пользоваться, не прибегая к лишни усилиям. Эргономика также требует повышенного внимания дизайнера к организации освещения. Освещение не должно носить интенсивный и слишком яркий характер, чтобы не слеплять или излишнене раздражать глаза человека. Оно должно способствовать комфортной работе и положительному настроению человека.

Итак, эргономика в настоящее время играет значимую роль в промышленном и предметном дизайне, при создании бытовых изделий и проектировании офисного оборудования, а также при оформлении интерьеров и планировке помещений. Этосложная дисциплина, которая в той или иной степени влияет на все вопросы, касающиеся области деятельности профессионального дизайнера.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Лекция №1

Этапы развития эргономики

Эргономика (происходит от двух греческих слов Ergo-работа + nomos-закон) - это научная дисциплина, комплексно изучающая функциональные возможности человека в конкретных условиях его трудовой деятельности в целях оптимизации механизмов, изделий и рабочих мест, наиболее удобных для работника.

Человек является ведущим звеном в системе “человек - машина - среда” (СЧМС), однако при создании технического и технологического оборудования уделяется внимание, прежде всего конструкционным и функциональным параметрам и не всегда учитываются возможности и особенности человека.

Работы эргономического направления относятся к категории прикладных исследований, которые обеспечивают связь науки с производством. Основное содержание эргономики состоит в создании предметной среды, в условиях которой трудовой процесс происходит с наименьшей затратой сил и при условиях наиболее достойных человека. Выполнение этой задачи возможно лишь при опоре на систему знаний о человеке, его анатомо-физиологических и психологических особенностей.

Новые формы развития промышленного производства, с одной стороны, снижают физическое напряжение человека, а с другой - предъявляют все новые требования к его психической, интеллектуальной деятельности, к его чувственному восприятию, требуют от него все более высокого проявления способностей, знаний и умений принимать решения. Современное производство, оснащённое сложными техническими системами, предъявляет к человеку повышенные требования, вынуждающие его работать в экстремальных условиях на пределе психологических возможностей.

ПРИМЕР: Когда мы слышим в средствах массовых информаций о каких-то катастрофах, то причиной становится сбой в системе или человеческий фактор. Причина крупнейшей аварии конца XX века - Чернобыльской АЭС в 1986 - комбинация недостатков проектирования, ошибок операторов, организационных и административных просчетов. Игнорирование проблем взаимодействия между человеческими (персональными и организационными) и техническими подсистемами при проектировании крупных промышленных предприятий.

С развитием новой техники возникла необходимость привести в соответствие конструкцию изделий, их производство и функции с трудовыми характеристиками человека. Эргономика решает вопросы, возникающие при взаимоотношениях между человеком, орудием производства, техническим оборудованием и производственными условиями. Её назначение состоит в гуманизации техники (приспособления техники к психологическим свойствам людей), создании оптимальных условий труда человека.

Тенденция развития эргономики приводит к необходимости применения ее разработок к любой сфере человеческой деятельности. Формы приложения принципов и установок эргономики к дизайну среды сводится к проектному формированию трех составляющих средовых объектов и систем: протекающим здесь процессам, предназначенному им пространству и его предметному наполнению.

Предметное наполнение -- орудия труда, вещи, изделия, инструменты, приборы, механизмы, машины, пространственное окружение - комплекс габаритных и физических условий бытия.

Проектируя архитектурную среду, в которой человек живёт, работает и отдыхает, нельзя забывать о таких понятиях как: функциональность, комфорт, удобство и безопасность, то есть максимально учитывать человеческие факторы.

Под человеческими факторами в эргономике понимается совокупность анатомических, физиологических, психологических и психофизических особенностей человека, а также социально-психологических моментов, оказывающих влияние на эффективность его жизнедеятельности в контакте с машинами и средой.

ПРИМЕР: Известный испанский архитектор Антонио Гауди при строительстве парка Гуэль в Барселоне, спроектировал змеевидную скамейку, выложенную цветной керамической мозаикой. Эта скамья - первая в мире анатомическая скамейка. На ней очень удобно сидеть, спина отдыхает, мышцы расслабляются. Чтобы добиться этого, Гауди сажал своих рабочих в ещё не застывший цемент, и по слепку сделал такую невероятно удобную скамью (см. рисунок).

История эргономических исследований

Предпосылками возникновения и развития эргономики и инженерной психологии явились:

1. недостаточная эффективность СЧМС, их высокая аварийность в связи с неудовлетворительным учётом в конструкции этих систем функциональных возможностей человека и психологических закономерностей;

2. рост травматизма людей, взаимодействующих с техническими системами на производстве и в быту;

3. большая текучесть кадров в связи с неудовлетворительностью людей тяжелой, опасной или недостаточно продуктивной работой;

4. рост числа заболеваний, связанных с функциональным перенапряжением организма и психики из-за нерациональных условий труда, высоких рабочих нагрузок и т.д.

До 1940-х годов проектированием и созданием техники, оборудования и промышленных предприятий занимались инженеры и конструкторы. Они руководствовались законами механики и электротехники, практически не думая о людях, которые будут управлять машинами. Человеку приходилось приспосабливаться к технике, соответствовать предъявляемым требованиям. Адаптации человека к машине, способствовало изучение рутинных операций.

В связи с развитием науки, техники, экономики, большое внимание уделяется военной эргономике. Только после Второй мировой войны учёт человеческих факторов вылился в самостоятельную научную дисциплину. Итоги и опыт войны, дали импульс для исследования путей повышения эффективности боевой деятельности, созданию безопасности и комфорта солдата в полевых условиях, предотвращения травматизма. Начались работы по обобщению достигнутого опыта и применению его к решению индустриальных проблем.

В конце 40-х -- начале 50-х годов на основе накопленных знаний возникла потребность в целостной системе представлений о работающем человеке, о его взаимоотношениях с техникой и с окружающей средой и важным шагом в этом направлении было образование в 1949 г. в Англии Эргономического научно-исследовательского общества. Так возникло объединение ученых смежных научных дисциплин для совместной работы по решению общих проблем в проектировании эффективной трудовой деятельности человека, использующего в процессе работы технические средства и системы. Для обозначения новой научной области был использован термин “эргономика” впервые предложенный еще в 1857 г. польским естествоиспытателем Войтехом Ястшембовским, опубликовавшим работу “Очерки по эргономии, или науке о труде, основанной на закономерностях науки о природе”.

Английский учёный-эргономист Брайан Шеккел предложил следующую периодизацию этапов развития эргономики в XX веке:

50-е годы - военная эргономика - модернизация военной техники;

60-е годы - промышленная эргономика - проектирование средств транспорта и оборудования производственной среды и космической техники;

70-е годы - эргономика потребительских товаров и услуг - безопасное пользование бытовыми изделиями, предотвращение бытового травматизма;

80-е годы - эргономика компьютеров - от простейших видов - формы мониторов и клавиатур-до проблем разработки понятного для пользователя языка и адаптивных обучающих и диалоговых систем, проектирование рабочих мест;

90-е годы - когнитивная эргономика, эргономика информатизации (новые информационные технологии).

В СССР эргономика как самостоятельная научная дисциплина начала развиваться в 50-е годы.

Становление и развитие этой науки было вызвано изменениями условий трудовой деятельности, которые произошли в результате бурного развития техники, механизации и автоматизации труда, появления интенсифицированных методов работы и нового оборудования, а также необходимостью научной организации труда (НОТ). Надежность и эффективность усложнявшейся техники в значительной мере стала определяться «человеческими факторами». Если бы в сложных орудиях труда они не учитывались, пользоваться ими стало бы почти невозможно. Технический прогресс, таким образом, не мог не поставить проблему «человек и машина». В 1962 г. был образован Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ). В структуре этого института впервые в стране создан отдел эргономики. С участием института и его филиалов подготовлены многие государственные и отраслевые эргономические стандарты.

Эргономика опирается на комплекс базовых дисциплин (зарисовать в тетрадь)

Системотехника - научно-техническая дисциплина, охватывающая вопросы проектирования, создания, испытания и эксплуатации сложных систем

Размещено на http://www.allbest.ru/

Рис.1. Взаимосвязь эргономики с другими дисциплинами

Предмет, цели и задачи эргономики

*Первая цель - повышение эффективности и качества деятельности человека в системе “человек-машина-среда” (или “человек - орудие труда - среда”)

Вторая цель - безопасность труда. К системе техники безопасности относятся службы техники безопасности и производственной санитарии во всех отраслях. Надзор и контроль за соблюдением правил по ОТ осуществляют специально уполномоченные государственные органы.

Третья цель - обеспечение условий (рабочей среды) для развития личности человека в процессе труда.

ВЫВОД: Главная цель эргономики формулируется как единство трех аспектов исследования и проектирования: 1) повышение эффективности деятельности и соответственно функционирования человеко-машинных систем; 2) охраны здоровья людей; 3) всестороннего развития личности людей, участвующих в трудовом процессе. Принятие тезиса о триедином характере главной цели эргономики позволяет избежать отрыва эргономических исследований от конкретных задач развития производства.

Система - совокупность элементов - человек (оператор), машина и среда.

Среда - внешние факторы, оказывающие влияние на работу оператора и машины.

Предмет эргономики - конкретная трудовая деятельность человека, использующего машины.

Объектом исследования эргономики является система “человек - машина - среда” (СЧМС). Эргономика рассматривает СЧМС как сложное функционирующее целое, в котором ведущая роль принадлежит человеку.

Человек - оператор - любой человек, управляющий машиной: диспетчер аэропорта, рабочий-станочник, домохозяйка с пылесосом. Для эргономиста они все являются операторами.

*Задачей эргономики как сферы практической деятельности является проектирование и совершенствование процессов (способов, алгоритмов, приёмов) выполнения деятельности и способов специальной подготовки (обучения, тренировки, адаптации) к ней, а также тех характеристик средств и условий, которые непосредственно влияют на эффективность и качество деятельности, и психофизиологическое состояние человека.

Проектирование системы «человек-машина-среда» должно проходить в совместной деятельности конструктора и эргономиста.

ПРИМЕР: Проектирование бытового холодильника конструкторами-дизайнерами и эргономистами.

Конструкторы-дизайнеры занимаются разработкой технической части: холодильная камера, морозильная камера, теплоизоляция, компрессор, вентилятор, освещение, звуковой сигнал, конденсатор, таймер. Формой, структурой и фактурой материала - это ударопрочный полистирол, графические символы. Функциональное наполнение объёма - регулируемые по высоте полки, полки - барьеры для напитков, выдвижная камера-контейнер для хранения овощей и фруктов, легко снимаются, что облегчает чистку холодильника.

Задача - над чем работает эргономист?

Эргономисты - разработкой алгоритма эксплуатации холодильников-морозильников, измеряют габариты техники (глубину, ширину, высоту) в зависимости от антропометрических характеристик человека и площади помещения, исследования на функциональном макете, оценка опытного образца. Исследования проводят три человека, характеризующиеся средними и пороговыми, т.е. низкими и высокими размерами тела.

Модернизация современного холодильника - морозильная камера переместилась сверху вниз, полочки из ударопрочного стекла расположились на уровне глаз, что позволяет безопасно извлекать продукты и кастрюли, предусмотрена перенавеска дверей.

А духовой шкаф на кухне наоборот снизу переместился вверх на уровень груди, что облегчает хозяйкам готовить пищу и следить за тепловой обработкой.

Лекция №2

Эргономические требования

эргономика комфортный освещение

Эргономические требования - это требования, которые предъявляются к системе ЧМС в целях оптимизации деятельности человека-оператора с учётом его социально-психологических, психофизических, психологических, антропометрических, физиологических и других объективных характеристик и возможностей. Эргономические требования являются основой при формировании конструкции машины, дизайнерской разработке пространственно-композиционных решений системы в целом и отдельных её элементов.

Оптимизация -- в наиболее общем случае: выбор наилучшего (оптимального) варианта из множества возможных.

Основные эргономические требования к оборудованию - рассмотреть СЧМС на рисунке

(записать требования в тетради рис. СЧМС_СНиП)

Комментарий к требованиям и рисунку:

Конструкция производственного оборудования должна обеспечивать выполнение трудовых операций в оптимальных зонах моторного поля рук и ног в зависимости от требуемой точности и частоты действий. При проектировании оборудования следует обеспечить возможность чередования рабочих поз «стоя» - «сидя».

Рабочие зоны оборудования должны иметь достаточную освещенность соответственно характеру и условиям выполнения работы. Уровень производственного шума не должен превышать допустимых значений в соответствии с санитарными нормами. Параметры воздушной среды с учетом работ производственного оборудования должен удовлетворять требованиям СанПиН 2.2.4. «Физические факторы производственной среды».

Средства отображения информации должны быть размещены в зонах информационного поля с учетом частоты и значимости поступающей информации, типа средств отображения информации, точности и скорости слежения и считывания.

Органы управления следует размешать на оборудовании с учетом их функционального назначения, частоты применения, последовательности использования функциональной связи с соответствующими средствами отображения информации (Сан П и Н 2.2.2. 540-96).

Все движущиеся и вращающиеся элементы оборудования должны быть надежно ограждены, иметь блокировки для исключения травматизма. Возможную опасность следует обозначить сигнальными цветами и знаками безопасности.

Цветовое решение оборудования должно соответствовать требованиям эргономики и технической эстетики.

Расстояния между оборудованием должны обеспечить безопасное передвижение работающих и транспортных средств.

Для привлечения внимания сигнал следует модулировать (прерывистые трели, биения - 1 -2 ударов в секунду). Звуковые сигнализаторы рекомендуется комбинировать с визуальными. Например, звуковой сигнал включается при возникновении неполадок в оборудовании, а световой сигнал информирует о месте, где они произошли.

Все виды труда условно делятся на три группы: физический труд, где преобладает мышечная деятельность, сенсорный (пример - оператор, диспетчер), где нагрузка приходится на рецепторные системы (обоняние, осязание, слуховые и зрительные органы, т.е. задействованы органы чувств), и умственный труд. Условность деления на группы объясняется тем, что ни один из видов труда не может выполняться без участия нервной системы.

Эргономические исследования преимущественно включают виды трудовой деятельности, которые связаны с использованием технических средств.

Эргономические свойства - свойства изделий (машин, предметов или их совокупностей), которые проявляются в системе “человек-машина-среда” в результате реализации эргономических требований.

Эргономичность -- это целостность эргономических свойств, к которым относятся управляемость, обслуживаемость, освояемость и обитаемость.

Записать определения из структурной схемы ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА И ПОКАЗАТЕЛИ ТЕХНИКИ.

Управляемость - (несколько определений) - соответствие распределения функций между человеком (или группой людей) и техникой оптимальной структуре их взаимодействия при достижении поставленных целей.

БЕСЕДА: Садишься в любую японскую машину и через 5 минут ты в ней все знаешь, а сядешь в немецкую, и будешь целый месяц изучать. Так и с любой техникой: телевизоры, стиральные машины, плиты, и т.д.

Обслуживаемость - соответствие конструкции технического объекта (или отдельных его элементов) оптимальной психофизиологической структуре (зрительные, слуховые, осязательные и обонятельные возможности) деятельности по его эксплуатации, обслуживанию и ремонту.

БЕСЕДА: Для наглядности взять примеры "дружеского" или ещё так называемого интуитивно-понятного интерфейса (удобство использования оборудования без дополнительного использования инструкции по применению - смотришь на оборудование и по маркировке понимаешь куда нажать). Почему берёшь телефон Самсунг любой модели и через пару минут ты знаешь куда нажать, а берёшь Нокио и целый вечер знакомишься с ней.

Освояемость - заложенные в технике возможности быстрейшего его освоения (приобретения необходимых знаний, умений и навыков управления). Задаваемые техникой требования к уровню развития профессионально значимых психофизиологических и психологических функций человека.

БЕСЕДА: Примером может служить операционная система Виста. Когда люди её протестировали, то стали опять к ХР возвращаться. Неудобная оболочка оказалась. Корпорация Майкрософт не отбила вложенных в разработку денег и стала быстренько новую операционку разрабатывать, некий симбиоз ХР и Висты.

Обитаемость - соответствие условий функционирования техники биологически оптимальным параметрам рабочей среды, обеспечивающим человеку нормальное развитие, хорошее здоровье и высокую работоспособность. Возможность уменьшения и ликвидация вредных для природной среды условий функционирования техники.

БЕСЕДА: Насколько соответствуют кабинеты в колледже Санитарно-гигиеническим требованиям к помещениям: к классу - на 1 чел -2,5мІ, в компьютерном классе - 4, 5мІ, в мастерской по масляной живописи - 3,5мІ+вытяжка; освещённость, температура, влажность, запылённость, шум, радиация.

Эргономическая норма - функциональный оптимум, под которым принимают протекание всех процессов в системе с наиболее возможной слаженностью, надёжностью, экономичностью и эффективностью. Оптимальное состояние - это наилучшее и наиболее адекватное из реально возможных однородных состояний, более всего соответствующее определённым условиям и задачам функционирования систем.

Эргономика в строительстве, архитектуре и дизайне оборудования зданий и помещений пока мало изучена и нуждается в эргономических исследованиях и разработках. Большинство исследований связано с изучением вредных и опасных факторов в строительстве, где еще крайне высока физическая нагрузка работающих по сравнению с другими отраслями производства. Подъем и перенос грузов во многих случаях осуществляются вручную. Превышение предельно допустимых концентраций пыли в воздухе, высокий уровень шума, вибрации, плохое освещение, особенно в зимнее время года, работа в неблагоприятных климатических условиях.

БЕСЕДА: В период прохождения учебной практики на втором курсе вы использовали для перемешивания сухих сыпучих смесей ручной миксер. На рис.3 можно увидеть современные модели ручных строительных миксеров, отвечающим эргономическим требованиям. Это небольшой вес, удобная боковая рукоятка, регулировка частоты вращения, инструменты выполнены из ударопрочных материалов.

Эргономические требования на стадиях проектирования, строительства и эксплуатации сооружений - это эксплуатационно-технические свойства, т.е. жизнедеятельность в системе ЧС (учёт протекающих внутри функциональных процессов); вопросы охраны труда; взаимосвязь строительного материала (гипсокартон, природный или искусственный камень, древесина, металл, ж/б, кирпич, лакокрасочные материалы, материалы на основе полимеров), конструктивных систем и архитектурной формы; рациональный выбор, опыт применения для проектирования несущих и ограждающих конструкций, наружной и внутренней отделки зданий и сооружений (интерьер, экстерьер).

Архитектурное проектирование и дизайн интерьера сталкиваются с эргономическими проблемами при решении следующих задач:

1) размеры, форма и другие общие свойства пространства;

2) организация маршрутов передвижений, отвечающих требованиям выполнения деятельности и ее эффективности, охраны труда и безопасности;

3) совместимость деятельности людей и окружающей среды;

4) основные типы мебели, принадлежностей, оборудования и их конструктивные характеристики, влияющие на выполнение деятельности, ее результаты и получаемое от нее удовлетворение;

5) расположение мебели, приспособлений и оборудования;

6) группы людей и виды деятельности, требующие специальных мебели, принадлежностей и их размещения, а также те аспекты охраны труда и безопасности;

7) отделка поверхностей, если она может оказывать влияние на восприятие и деятельность человека;

8) влияние температуры, движения воздуха, влажности, звука, шума, освещения и климатических условий на работоспособность человека и создание комфортных условий деятельности;

9) влияние новой продукции и развивающейся технологии на характеристики традиционного типа здания.

*Основные структурные элементы эргономики - последовательные этапы эргономических методологических исследований (начертить структурную схему, рис.2.)

1. теория, методология (система принципов, приёмов и способов),

2. научные знания об объекте исследования,

3. блок оперативных средств и методов исследования охватывает три важнейших направления эргономических исследований: анализ деятельности человека с исследованием факторов её протекания, синтез (моделирование) и оценка объекта, разработка эргономических требований и показателей,

4. объект исследования “человек-предмет-среда

5. результаты эргономического исследования -- научно и экспериментально обоснованные данные, необходимые для проектной разработки системы (эргономическая оценка и аттестация объекта)

Эргономика органично связана с дизайном, одной из главных целей которого является формирование гармоничной предметной среды, отвечающей материальным и духовным потребностям. При этом отрабатываются не только свойства внешнего вида предметов, но, главным образом структурные связи, которые придают системе функциональное и композиционное единство.

Понятие *эргодизайн объединяет в себе научные эргономические исследования “человеческого фактора” с проектными дизайнерскими разработками.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: подготовить материал по психологическим процессам (явлениям): внимание, мышление, память, наблюдение.

Лекция №3

Факторы, определяющие эргономические требования

Цели урока:

В эргономических исследованиях занят коллектив специалистов: психологов, физиологов, гигиенистов, архитекторов, дизайнеров, инженеров и т.д.

*Ближайшие для эргономики отрасли науки:

* инженерная психология (изучение конструкций инструментов, машин, приборов и особенностей производственных операций с точки зрения психологических свойств человека);

* психология труда (изучение взаимосвязи личности с условиями, процессом и орудиями труда);

* физиология труда (изучение изменений в организме во время трудовой деятельности);

* гигиена труда (создание благоприятных условий труда, обеспечение здоровья и трудоспособности человека).

Гигиена -- раздел профилактической медицины, изучающий влияние внешней среды на здоровье и работоспособность человека; практическая область применения гигиены -- санитария - разработка санитарных норм и требований.

В эргономике ведутся поиски обоюдного приспособления техники и человека: с одной стороны адаптация техники к человеческим возможностям, с другой -- приспособление человека к условиям труда.

Эргономический подход к решению задачи оптимизации жизнедеятельности человека определяется комплексом факторов. Главные из них, обусловленные индивидуальными особенностями человека:

Социально-психологические факторы предполагают соответствие конструкции машины (оборудования, оснащения) и организации рабочих мест характеру и степени группового взаимодействия, а также устанавливают характер межличностных отношений, зависящий от содержания совместной деятельности по управлению объектом (удовлетворение работой, оплатой, социальное обеспечение, режим работы).

ПРИМЕР: Условия, в которых происходит взаимодействие членов рабочей группы, влияют на успешность их совместной деятельности, на удовлетворенность процессом и результатами труда. Можно провести аналогию с природно-климатическими условиями, в которых живет и развивается растение. В одном климате оно может расцвести, в другом -- зачахнуть. То же самое можно сказать и о социально-психологическом климате: в одних условиях люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть группу, проводят в ней меньше времени, их личностный рост замедляется, в других группа функционирует оптимально и ее члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал.

Психологические факторы предопределяют соответствие оборудования, технологических процессов и среды возможностям и особенностям восприятия, памяти, мышления, психомоторики закрепленных и вновь формируемых навыков работающего человека

Антропометрические факторы обуславливают соответствие структуры, размеров оборудования оснащения и их элементов структуре, форме, размерам и массе человеческого тела, соответствие характера форм изделия анатомической пластике человеческого тела.

Психофизиологические факторы обуславливают соответствие оборудования зрительным, слуховым и другим возможностям человека, условиям визуального комфорта и ориентирования в предметной среде.

Физиологические факторы призваны обеспечить соответствие оборудования физиологическим свойствам человека, его силовым, скоростным, биомеханическим и энергетическим возможностям.

Гигиенические (гигиена -- греч. Hyhieinos -- приносящий здоровье) факторы предопределяют требования к освещенности, газовому составу воздушной среды, влажности, температуре, давлению, запыленности, вентилируемости, токсичности, напряженности электромагнитных полей, различным видам излучений, в т.ч. радиации, шуму (звуку), ультразвуку, вибрациям, гравитационной перегрузке и ускорению (микроклимату)

Если говорить о психологических моментах, то они связаны, прежде всего, с психологией труда: психологические особенности личности; психологические особенности внимания; роль психологического климата в коллективе.

Психологические особенности личности -- совокупность существенных и более или менее постоянных особенностей личности. Они не остаются неизменными на протяжении всей жизни, а меняются с развитием личности и во многом зависят от окружающих условий (социальных, культурных, материальных и пр.).

К основным психологическим особенностям личности относятся:

* мировоззрение, т.е. система взглядов на окружающие явления в природе и обществе;

* интересы личности (жизненные ценности и цели, духовные запросы, вещизм и пр.);

* черты характера личности, т.е. совокупность стержневых психологических свойств,

накладывающая отпечаток на поступки, всю жизнедеятельность (инициативность,

добросовестность, нерешительность и пр.);

* способности и одаренность, т.е. предрасположенность к более успешному выполнению какого-либо вида деятельности;

* сила нервной системы (её работоспособность) и тип нервной системы личности, который предопределяет скорость перехода от одной деятельности к другой.

Основных характерных типов нервной системы четыре:

1. Слабый (меланхолик) -- характеризуется слабостью процессов возбуждения и торможения. Такой работник не отличается высокой работоспособностью, зато способен реагировать на более тонкие сигналы, склонен к тонкой, тщательной работе.

2. Сильный неуравновешенный тип (холерик). У него процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Такого человека вряд ли следует занимать монотонной или требующей длительной концентрации внимания работой. Однако он способен на быстрое переключение внимания, проявление инициативы.

3. Сильный уравновешенный подвижный тип (сангвиник). Сильная нервная система со сбалансированными и легко переключаемыми процессами.

4. Сильный уравновешенный инертный тип (флегматик). Спокойный, стрессоустойчивый, маловозбудимый тип незаменим для педантичной, скрупулезной, требующей усидчивости работы.

В “чистом” виде характерные типы нервной системы, как правило, не встречаются. Реальные конкретные люди обладают смешанными чертами с преобладанием того или иного типа.

Психологические особенности личности влияют как на выбор профессии, степень овладения ею, так и во многом определяют психологическую совместимость с коллегами (психология профессий - определение выбора до 30 лет)

В процессе жизнедеятельности (на производстве, при вождении автомобиля, в простых, на первый взгляд, бытовых ситуациях и т.д.) большую роль играет внимание -- сложное психологическое явление, тесно связанное с мышлением.

Внимание - это способность человека целенаправленно сосредоточивать своё сознание на определенном объекте, определённых мыслях и одновременное отвлечение от других. В силу этой особенности психической деятельности одни объекты могут восприниматься ярко и отчетливо, другие выпадают из поля зрения, удаляются на второстепенный план.

Качественная сторона внимания, имеющая профессиональную значимость, определяется его направлением, концентрацией, устойчивостью, объемом, глубиной, скоростью переключения.

Направление внимания характеризуется уровнем сосредоточенности психической деятельности человека на объектах внимания, которые могут быть внешними и внутренними.

Объем внимания характеризуется количеством объектов внимания и, в зависимости от свойств личности и конкретных условий труда, может значительно различаться. Наиболее плодотворно можно работать, имея не более 5 объектов внимания (максимум -- до 7).

Устойчивость внимания характеризуется продолжительностью его концентрации на объектах внимания.

ПРИМЕР: Как показывают специальные исследования, для работ, где требуется высокая концентрация внимания в производственных условиях, человек может удержать его на определенном объекте 15--20 мин, после чего внимание ослабевает.

На устойчивость внимания в процессе труда влияет глубина знания работником объекта внимания; состояние объекта (человеку легче концентрировать внимание на динамичных, а не статичных объектах).

Процесс распределения внимания тесно связан с процессом переключения внимания (т.е. намеренного его переноса с одного объекта на другой).

Мышление - процесс познавательной деятельности, который характеризуется обощением и опосредованным отражением действительности. Мыслительные операции: анализ (разложение) - синтез (восстановление целого); сравнение (сопоставление); абстрагирование (мысленное отвлечение); обобщение (объединение по признаку).

Формы мышления:

Понятие - это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления.

Суждение - это основная форма мышления в процессе которой утверждается или отрицается связи между предметами или явлениями.

Умозаключение - сложная мыслительная деятельность, в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, приходит к новым общим и частным выводам. Человек пользуется двумя видами умозаключений - индуктивным (способ рассуждений от частных суждений к общему) и дедуктивным (способ рассуждений от общего суждения к частному)

Виды мышления:

Наглядно - деятельностное, образное, отвлеченное

Память - психический процесс, без которого невозможна нормальная жизнедеятельность человека. Заключается в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении или узнавании ранее воспринятого, пережитого или сделанного.

Благодаря памяти человек может овладеть опытом, накопленным предшествующими поколениями людей; успешно применять свой личный опыт в практической деятельности; непрерывно расширять свои знания, навыки и умения.

Любое проявление памяти требует, прежде всего, запоминания, т. е. запечатления воспринятого материала, затем сохранения этого запомненного материала в сознании в течение какого-то (нередко очень длительного) времени; а о том, сохранился ли в сознании этот материал или нет, можно сказать только в случае попытки его узнавания или воспроизведения. Каждому из этих четырех этапов памяти присущи свои особенности.

Наблюдение -- это целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем. В деятельности педагога могут применяться различные виды объективного наблюдения.

Виды наблюдений

Непосредственное - проводит сам исследователь, непосредственно наблюдая за изучаемым явлением и процессом

Опосредованное - используются готовые результаты наблюдений, подготовленные другими людьми: сообщение

Открытое (явное) - наблюдение, протекающее в условиях осознанного педагогом и детьми факта присутствия посторонних лиц.

Скрытое - наблюдение через стеклянную стену, которая пропускает свет в одном направлении. Использование скрытых камер и т.д.

Включенное (причастное) - Наблюдатель включается в определенную социальную ситуацию и анализирует событие «изнутри».

Психические процессы: наблюдение, восприятие, ощущение, воображение, речь.

Все эти процессы и свойства человеческой психики зависят от природных способностей и склонностей человека к определенному виду деятельности, а также от тренировки (производственной практики) и созданных производственных условий.

Провести ТЕСТ НА ТИП ТЕМПЕРАМЕНТА (стандартный, который проводят психологи) или ТЕСТ на внимание, мышление, память

Лекция №4

Комфортное пребывание человека в архитектурной среде

В процессе жизнедеятельности человек находится под сложным влиянием материальных условий окружающей среды, которые во многом определяют его активность, работоспособность и состояние здоровья. Педагог немецкой школы дизайна - Баухауз - Оскар Шлеммер говорил, что человек -- центр мироздания, хозяин положения и управляет нитями-связями окружающей среды по своему желанию (рисунок 4а)

В действительности все обстоит совсем не так, и сегодня человек все чаще оказывается не хозяином положения -- паучком, а жертвой-мухой, попавшей в густую паутину неблагоприятных факторов.

Активность жизнедеятельности человека, его работоспособность и состояние здоровья во многом определяются свойствами окружающей среды, воздействия неблагоприятных факторов естественного и техногенного происхождения. Особую опасность представляют так называемые «тихие» факторы окружающей среды, которые не воспринимаются непосредственно органами чувств, но весьма активно влияют на состояние человека

ПРИМЕР: Печи СВЧ - приготовление пищи в них очень удобно, быстро, они экономичны с точки зрения потребления энергии. Исследования показывают, что термическая обработка еды в СВЧ не полезна для нашего здоровья, особенно при использовании одноразовой посуды из полистирола. При нагревании в пищу попадают вредные токсины.

Чаще всего трудно выделить факторы, имеющие решающее значение для оптимального состояния человека.

Дополнительные трудности при оценке среды создают значительные различия и индивидуальные особенности человеческого организма. Разные люди весьма различно реагируют на влияние одних и тех же раздражителей, действующих с одинаковой интенсивностью. Индивидуальная восприимчивость и зависящий от нее уровень сопротивляемости организма по отношению к физическим и химическим воздействиям изменяются под влиянием внешних условий и внутренних факторов.

ПРИМЕР: Профессиональные заболевания, кумулятивная травма (накопляемая) - развивается постепенно в течение долгого времени в результате трудовой деятельности

Реальные технические возможности мониторинга (контроля) окружающей среды и регистрации физиологического состояния организма диктуют необходимость введения некоторых условностей с их дифференциацией (разделением, расчленением целого) по группам и элементам.

Например, прямое воздействие климата на организм человека определяет его тепловое состояние, поведение, заболеваемость и т.д. Климат оказывает непосредственное влияние на принятие того или иного объемно-пространственного решения в архитектурном проектировании, выбор конструктивных и отделочных материалов и т.д.

Состояние среды, т.е. экологическая обстановка в жилище, общественных зданиях (в первую очередь медицинских, дошкольных и школьных) требует к себе пристального внимания архитекторов и дизайнеров в связи с все большей электронизацией оборудования, использованием новых поколений синтетических материалов при строительстве, отделке, изготовлении мебели и пр.

Электромагнитные и электростатические поля, радиация -- эти так называемые «тихие» факторы, создаваемые техническим оборудованием и приборами, оказывают вредное воздействие на здоровье нынешнего поколения (особенно детей, пожилых и больных людей), но еще более пагубно могут сказаться на потомках.

ПРИМЕР: микроволновая печь, пылесос, компьютер, неправильное устройство “тёплого пола” могут представлять опасность из-за превышения допустимого уровня магнитного поля в десятки раз.

Сущность опасности применения синтетических (иногда естественных материалов) в интерьерах состоит в том, что строительные и отделочные материалы, материалы для изготовления мебели и оборудования в той или иной степени воздействуют на пространство помещений среды обитания и находящихся там людей.

Материалы как одно из главных средств решения задач, выдвигаемых архитектурой: осуществление творческого замысла, эстетическая выразительность, экономическая и функциональная целесообразность.

Различают три основных механизма такого воздействия.

Химическое воздействие возникает в результате выделения в воздух помещений химических веществ, способных испаряться или возгоняться через поверхность материала, элементы конструкций в воздух (формальдегид, фенол, винилхлорид, акрил и т.д.).

Физическое воздействие вызывается электризуемостью материалов и воздействием на человека поля статического электричества, проникновением через материал (перегородки) звуковых волн (шум) и их воздействием на слух и нервную систему, недостаточной теплоизолирующей способностью конструкций интерьеров и элементов оборудования; возможно и радиоактивное излучение из материалов.

Биологическое воздействие обусловлено возникновением грибковых колоний во влажных и теплых местах и, как следствие, -- аллергических заболеваний из-за попадания в воздух грибковых спор. Присутствие насекомых и мелких грызунов -- это тоже биологическое воздействие.

Комфорт пребывания человека в искусственной среде определяется следующими блоками данных, определяющих ее микроклимат:

Гигиенические характеристики (инженерно-техническое оборудование, кондиционирование, поддержание температуры, влажности, чистоты);

Психофизиологические факторы (источники света, цветовое решение интерьера, выбор отделки: камень, металл, дерево, текстиль, лакокрасочные покрытия, рулонные материалы);

Пространственно-антропометрические параметры (функциональное зонирование на бытовые зоны и зоны отдыха, предусмотреть удобство сообщения между зонами и оптимальные условия для выполнения каждого процесса).

Рассмотрим гигиенические факторы, которые определяют характеристики среды обитания, создающиеся под воздействием климатических условий, функционирования орудий и предметов труда и отдыха, технологических процессов на производстве или в быту, а также влияние строительно-отделочных материалов и колористических решений интерьеров.

На рис. 4 б показаны зона комфортных условий, которые приемлемы и мало влияют на работоспособность человека, а также зона предельно допустимых условий окружающей среды, при которых происходят существенные физиологические изменения организма.

Эти элементы гигиенических факторов можно сгруппировать в функциональные блоки.

Совместная работа со студентами: используя рис. 4 б - заполнить таблицу - *Объективные характеристики (элементы) среды обитания (табл. №1 изменить) + поясняя единицу измерения + дополнения под таблицей (мои комментарии)

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Обеспечение оптимальных условий работы, наибольших удобств обращения с машиной или прибором. Эргономика как научная дисциплина, комплексно изучающая человека в конкретных условиях деятельности в современном производстве. Основные цели эргономики.

    реферат , добавлен 19.03.2010

    Эргономика - наука, изучающая проблемы в системе "человек-техника-система" с целью оптимизации трудовой деятельности. Связь и область применения эргономики, ее основные показатели. Электромагнитные поля и излучения, их источники и воздействие на человека.

    контрольная работа , добавлен 18.05.2015

    Понятие эргономики и этапы ее развития. Эргономический подход к изучению трудовой деятельности. Основные методы эргономического анализа. Варианты развития эргономики. Особенности взаимодействия человека и техники в сфере производства, досуга и быта.

    реферат , добавлен 17.11.2009

    Вкусовой анализатор человека. Энергетический компонент производственной деятельности, ее виды: физическая и умственная. Категории работ по затратам энергии организмом. Эргономика и производительность труда человека. Классификация террористических актов.

    контрольная работа , добавлен 11.06.2009

    Эргономика как наука и ее предмет. Принципы построения системы "человек-машина-среда", кодирование информации. Структура и номенклатура требований по эргономике. Психофизиологические характеристики человека. Классификация физического и умственного труда.

    шпаргалка , добавлен 02.03.2011

    Предпосылки возникновения эргономики, основные характеристики эргономического проектирования. Признаки эргономического проектирования: ограниченные ресурсы, неизбежность различных конфликтов. Особенности развития макроэргономики, ее основные задачи.

    реферат , добавлен 30.03.2012

    Анализаторы человека, закон восприятия Вебера-Фехнера. Эргономика, классификация форм трудовой деятельности. Виды совместимости человека и среды. Статическая и динамическая работа. Феномен Лингарда, фазы работоспособности. Теория Тейлора и его учеников.