Основные функции и методы государственного регулирования. Цели и функции государственного регулирования экономики

Государственное регулирование экономики – это целенаправленная деятельность государства в лице соответствующих органов, которые посредством разных способов, приемов, форм и методов обеспечивают достижение поставленной цели и решение экономических и социальных задач соответствующего этапа развития экономики.

Функции государственного регулирования экономики:

Целевая;
- направляющая и координирующая;
- функция распределения и перераспределения;
- стимулирующая;
- контрольная.

В условиях функционирования рыночной экономики объектами регулирования, как правило, являются:

Экономический цикл;
- структура народного хозяйства;
- условия накопления капитала;
- занятость;
- денежное обращение;
- уровень цен;
- платежный баланс;
- внешнеэкономические связи;
- условия конкуренции;
- окружающая среда;
- социальные отношения и социальное обеспечение.

О состоянии экономики Республики Беларусь свидетельствуют экономические индикаторы – система важнейших показателей, комплексно характеризующих состояние сферы производства, обращения, потребления:

1)ВВП;
2) товарная (валовая) продукция промышленности;
3) валовая продукция сельского хозяйства;
4) капитальные вложения за счет всех источников финансирования;
5) производство товаров народного потребления;
6) реализация платных услуг населения;
7) денежные доходы населения, реальные доходы населения;
8) средняя заработная плата;
9) сводные индексы цен на потребительские товары и услуги, оптовые цены промышленных предприятий;
10) розничный товарооборот;
11) численность занятых в народном хозяйстве;
12) уровень безработицы;
13) сальдо ввоза-вывоза со странами СНГ.

Государственное регулирование экономики Республики Беларусь реализуется через планирование, прогнозирование и программирование экономики.

Планирование – это процесс принятия управленческих решений, который включает в себя выбор и научную постановку целей, определение приоритетов, выработку комплекса мероприятий, обеспечивающих их достижение. Планирование реализуется через систему планов, которые разрабатываются на различные периоды действия и имеют различные формы проявления. Их назначение – определение основных ориентиров, относящихся к масштабам, пропорциям и конечным целям развития производства; выявление проблем, с которыми предстоит столкнуться при реализации плана, а также путей и способов их решения. С точки зрения временного аспекта планы бывают:

Долгосрочные: планы на период от 15-20 лет;
- среднесрочные: срок 3-5 лет;
- краткосрочные: планы сроком до 1 года;
- оперативные: планы на сутки, неделю и декаду.

Долгосрочный план отражает стратегию экономического и социального развития на долгосрочный период, главные цели, приоритеты, пути и средства их достижения.

Среднесрочные планы конкретизируют основные направления стратегии. Их разрабатывают на срок 3-5 лет, однако считается более оптимальным срок 5 лет, так как именно пятилетний срок позволяет реализовать крупные проекты (строительство объектов, подготовка кадров и так далее). Показатели определяются по каждому году плана, мероприятия по достижению конечных целей плана конкретизируются с учетом изменяющихся условий в плановом периоде. Изменения, которые происходят, отражаются в долгосрочном плане, то есть долгосрочные планы конкретизируются по истечении пятилетнего срока. Годовые планы формируются на основе пятилетних планов. В конце каждого года осуществляется корректировка среднесрочных планов.

Составной частью планов являются целевые комплексные программы. Ежегодно разрабатывается прогноз экономического и социального развития республики на год. При осуществлении планирования разрабатывается система планов:

На макроуровне: планы, программы экономического и социального развития страны на региональном уровне (планы развития отраслей, районов, городов);
- на микроуровне: планы развития отдельных предприятии, имеющие вид бизнес-планов.

Выделяют следующие формы планирования:

Директивное планирование: обязательное, жесткое, подлежащее исполнению; предполагает командно-административные методы для достижения поставленных целей и задач; реализуется через административно-распределительные документы, а именно законы, указы, приказы, распоряжения, подразумевающие контроль за практической реализацией.

Стратегическое планирование – процесс определения целей и значений экономических показателей по основным наиболее важным направлениям социально-экономического развития страны (отрасли, объединений предприятий и др.), как правило, на средний срок и длительную перспективу с формированием механизма по их реализации. При стратегическом планировании решаются те задачи, которые определяют характер экономических преобразований, устойчивость экономики, уровень жизни населения, обороноспособность страны и др. При этом конечный результат не является строго фиксированным, определяются границы, в рамках которых колеблются показатели.

Индикативное планирование – это инструмент по реализации целей, поставленных в стратегическом плане развития с учетом конкретно складывающейся экономической ситуации. Индикативный план-прогноз входит в стратегический и является практическим инструментом в развитии экономики на краткосрочный и среднесрочный периоды. Индикативный план включает в себя:

1) концептуальную часть: концепция социально-экономического развития;
2) прогнозную часть: прогноз социально-экономическою развития;
3) планово-регулирующую часть: система экономических регуляторов и государственные целевые комплексные программы.

На практике применяются все три формы планирования. Стратегическое планирование применяется на всех уровнях управления. Директивная форма, как правило, используется при планировании республиканских и местных бюджетов, также в особо оговоренных законодательством чрезвычайных ситуациях Правительство, выделяя государственные средства на конкретные цели, устанавливает их адресность, объемы и сроки освоения, меры контроля. Во всех других случаях планирование имеет индикативную форму.

Прогнозирование – это процесс разработки прогноза, построенный на вероятностном, научно обоснованном суждении о перспективах развития объекта в будущем, его возможном состоянии, об альтернативных путях его достижения.

В плановой экономике государство играет решающую роль в определении всех экономических пропорций. При построении системы государственного регулирования экономики здесь господствует принцип «максимальной возможности»: все экономические процессы, которые в принципе поддаются централизованному регулированию, должны управляться центральными органами.

В рыночной экономике основным регулятором экономических пропорций является рынок. Государственное регулирование играет вспомогательную роль. Оно строится на основе принципа «необходимости»: только в тех сферах, где рыночные регуляторы в силу различных причин неэффективны, допустимо и целесообразно государственное регулирование.

Разумеется, представления различных экономистов и политиков о том, какие именно процессы могут регулироваться государством и какие - рынком, не совпадают. Поэтому в некоторых странах с плановой экономикой могут наблюдаться существенные различия в степени экономической самостоятельности предприятий. Точно так же степень государственного вмешательства в экономику неодинакова в различных странах с рыночным хозяйством. Так, например, в Швеции или Голландии государство активнее влияет на экономические процессы, чем в США. Но общим для всех стран с плановой экономикой является то, что система государственного управления предстает как основной регулятор хозяйственных пропорций, тогда как в странах с рыночной экономикой оно всегда выполняет вспомогательные функции. Изменение основополагающего принципа формирования системы государственного регулирования - одно из главных стартовых условий перехода к рыночной экономике. На переходном этапе эта система характеризуется двумя определяющими тенденциями. С одной стороны, государственное регулирование экономических процессов теряет здесь всеобъемлющий характер, степень государственного вмешательства в экономику уменьшается. С другой стороны, происходит изменение форм и методов государственного регулирования.

На этапе перехода к рынку роль государства более значима, чем в сложившемся рыночном хозяйстве. Это связано с двумя основными причинами. Во - первых, на переходном этапе рынок находится в стадии становления и его регулирующие возможности недостаточно высоки, что обуславливает необходимость более интенсивного вмешательства государства в экономические процессы. Во - вторых, переход от планового хозяйства к рыночному не происходит автоматически, стихийно. Государство призвано регулировать процессы перехода, стимулировать создание инфраструктуры рынка, условий для его нормального функционирования.

Роль государства в экономике конкретизируется в его функциях. Все функции государства в переходной экономике связаны со становлением и развитием рыночных отношений. В зависимости от характера этой связи можно выделить 2 группы регулирующих функций государства. Во - первых, это функции по созданию условий эффективного существования рынка. Во - вторых, это функции по дополнению и корректировке действия собственно рыночных регуляторов.

К первой группе относятся функции обеспечения правовой базы функционирования рыночного хозяйства, а также функция стимулирования и защиты конкуренции, как главной движущей силы в рыночной среде.

Ко второй группе относятся функции перераспределения доходов, корректировки распределения ресурсов, обеспечения экономической стабильности и стимулирования экономического роста.

Названные функции характерны как для переходной, так и для развитой рыночной экономики. Однако на этапе перехода к рынку реализация каждой из этих функций характеризуется рядом особенностей.

Если в сформировавшемся рыночном хозяйстве обеспечение правовой базы функционирования экономики реализуется в основном путем контроля за применением действующего хозяйственного законодательства и внесения в него частичных корректировок, то на переходном этапе необходимо заново создавать всю правовую базу хозяйствования. Новое хозяйственное законодательство должно четко определять права собственности и гарантии соблюдения контрактов, регламентировать деятельность развивающихся институтов рыночного хозяйства: коммерческих банков, бирж, инвестиционных фондов и т. п., одержать правовые основы антимонопольного регулирования. Необходимы новые, адекватные условиям рынка, налоговое законодательство, система законов по защите прав потребителя и социальному обеспечению, и т. д. Кроме того, требуется правовое обеспечение такого специфического процесса переходного этапа, как приватизация государственной собственности.

Правовая основа хозяйствования должна быть стабильной. Постоянные и существенные изменения в хозяйственном законодательстве оказывают дестабилизирующее воздействие на экономику, формируя у хозяйственных субъектов чувство неуверенности в завтрашнем дне. Однако новое хозяйственное право, создаваемое в сжатые сроки на начальном этапе перехода к рынку, не апробировано практикой и уже в силу этого несовершенно. По мере развития переходной экономики это несовершенство становится все более очевидным, возникает необходимость существенных корректировок хозяйственного законодательства. Таким образом, объективное противоречие между требованием стабильности хозяйственного законодательства и необходимостью его совершенствования становится в переходной экономике необычайно острым. Это осложняет реализацию функции правового обеспечения экономики. Прежде чем вносить те или иные коррективы в правовые нормы хозяйствования, необходимо каждый раз соизмерять предполагаемый положительный эффект вносимых изменений с ущербом от нарушения правовой стабильности.

Отметим только, что в связи с неразвитостью конкуренции и чрезвычайно высоким уровнем монополизации рынка, характерным для экономики переходного типа, реализация данной функции приобретает здесь особенно важное значение.

Переход от плановой экономики к рыночной объективно сопровождается резким увеличением дифференциации доходов населения. Причем в начале перехода этот процесс происходит на фоне экономического спада и высоких темпов инфляции, которые обостряют проблему неравенства, вызывая значительное снижение уровня жизни основной массы населения. В этих условиях, чтобы сгладить остроту социально - экономических противоречий и не допустить обнищания отдельных социальных слоев, государство вынуждено более интенсивно участвовать в перераспределении доходов.

Основными каналами перераспределения доходов населения является прогрессивное налогообложение личных доходов и система трансфертных платежей. Причем главная роль в уменьшении неравенства принадлежит трансфертным платежам. Дело в том, что возможности увеличения налоговой прогрессии весьма ограничены. Значительное повышение прогрессивности налогообложения подрывает стимул к повышению высоких доходов, а тем самым стимулы к высокопроизводительному труду и инвестициям, поощряет утечку капиталов за рубеж, что отрицательно сказывается на развитии национальной экономики.

Возможности использования трансфертных платежей как канала перераспределения доходов также не беспредельны. Значительное увеличение размеров и продолжительности выплаты пособий по безработице или пособий малоимущим слоям населения ослабляет стимулы к труду, что отрицательно влияет не только на экономику, но и на социальную атмосферу в обществе.

Политика перераспределения доходов призвана сократить разрыв в условиях жизни высоко - и низкодоходных групп населения, но лишь в той мере, которая не угрожает подавлением деловой активности.

Известно, что рыночные механизмы не обеспечивают рационального с общественной точки зрения распределения ресурсов в тех случаях, когда речь идет о производстве, сопровождающемся внешними эффектами, или о создании общественных благ. В этих условиях государство берет на себя функцию корректировки распределения ресурсов. Такая корректировка и в переходной, и в рыночной экономике осуществляется традиционными методами. К их числу относятся установление административных ограничений и стандартов, препятствующих загрязнению окружающей среды, система специальных налогов и дотаций, финансирование производства общественных благ или непосредственное управление их производством, когда оно сосредоточено на государственных предприятиях. Спецификой переходной экономики является наличие особых проблем, усложняющих реализацию рассматриваемой функции государственного регулирования.

Отметим, прежде всего, что для стран, вступающих в этап перехода к рынку, характерны острейшие экологические проблемы, перешедшие по наследству от административно - командной системы. Для их решения необходимо резко ужесточить ограничения на вредные выбросы, значительно повысить налоги на производителей, использующих экологически опасные технологии, и т. п. Однако производители в массе своей технологически не готовы создавать продукцию с меньшим вредоносным внешним эффектом. Поэтому попытки быстро изменить экологическую ситуацию путем введения жестких нормативов, санкций и дополнительных налогов выльются в значительное сокращение объемов производства, что усилит экономический спад, характерный для начала переходного периода. Решение проблемы видится на путях постепенного ужесточения политики регулирования отрицательных внешних эффектов с заранее, за несколько лет объявленными, очередными изменениями экологических нормативов, размеров налогов, штрафов и т. п. Это позволило бы предприятиям заранее приспособиться к грядущим изменениям и отреагировать на них внедрением экологически безопасной технологии, а не резким сокращением производства.

Регулирование процесса перераспределения ресурсов и производство общественных благ (национальная оборона, фундаментальная наука, образование, здравоохранение и т. п.) в переходной экономике осложняется из -за высокой инфляции. Как известно, от высокой инфляции больше всего страдают лица с относительно стабильными номинальными доходами, к которым, в частности, относятся работники бюджетных отраслей. Начинается переток квалифицированных научных, педагогических и других кадров в сферы деятельности, приносящие более высокие доходы. Для того чтобы препятствовать этому процессу, сохранить кадровый потенциал в жизненно важных для развития общества сферах, обязательным элементом политики перераспределения ресурсов на переходном этапе должна быть эффективная система защиты доходов работников бюджетной сферы от инфляции.

Чем выше темпы инфляции и глубже спад в переходной экономике, тем выше роль стабилизационной функции государственного регулирования. Данная функция реализуется главным образом посредством традиционных методов бюджетной, фискальной и кредитно - денежной политики. Основная сложность стабилизационного регулирования на переходном этапе связана с тем, что высокие темпы инфляции связаны здесь с глубоким экономическим спадом. В этих условиях стимулирующая бюджетная, фискальная и кредитно - денежная политика, направленная на преодоление спада, способствует усилению инфляции. И наоборот, ужесточение кредитно - денежной, фискальной и бюджетной политики, направленное на подавление инфляции, способствует углублению падения производства. Перед государством встает сложнейшая проблема сочетания «жесткости» и «мягкости» в экономическом регулировании.

На более поздних этапах переходного периода, по мере преодоления экономического спада и снижения инфляции, все более актуальной становится функция стимулирования экономического роста. К этому моменту у государства появляется возможность увеличить финансирование фундаментальной экономики и образования, что способствует ускорению НТП, уменьшить тяжесть налогового бремени, что стимулирует рост деловой активности, более активно использовать налоговую и кредитно - денежную политику как средство стимулирования технического прогресса и роста инвестиций. государственный вмешательство рыночный конъюнктура

В смешанной экономике правительство полностью интегрировано в кругооборот материальных и денежных средств, образующих экономический организм. Весьма интересно повторно проанализировать функции правительства в области перераспределения, распределения ресурсов и стабилизации экономики в свете модели кругооборота.

Например, если в экономике существует безработица, увеличение правительственных расходов при сохранении неизменными налогов и трансфертных платежей должно привести к увеличению совокупных расходов, объема производства и занятости. В свою очередь, при данном уровне правительственных расходов сокращение налогов или увеличение трансфертных платежей должно увеличить доходы, которые можно использовать на то, чтобы их тратить и тем самым стимулировать рост личных расходов. Напротив, при возникновении инфляции требуется противоположная политика государства: необходимо сократить правительственные расходы, увеличить налоги и уменьшить трансфертные платежи.

Проанализировав связь кругооборота дохода, ресурсов и продукта с государственным сектором, можно сказать, что правительственные расходы, налоги и трансфертные платежи оказывают влияние на распределение дохода, распределение ресурсов и на уровень деловой активности.

Свои регулирующие функции государство выполняет посредством административных и экономических методов. Для командной экономики характерно преобладание административных методов регулирования. Система государственного регулирования рыночной экономики, напротив, базируется на использовании экономических методов.

Административные, или прямые, методы регулирования ограничивают свободу выбора хозяйствующего субъекта. Например, директивные плановые задания по объему и ассортименту производимой продукции или централизованно установленные цены на товары и услуги - типичные методы административного регулирования в плановой экономике - лишают предприятие альтернативного использования ресурсов. В отличие от этого, экономические и косвенные методы государственного регулирования не ограничивают свободы предпринимательского выбора. Например, снижение налогов на бизнес или, скажем, понижение учетной ставки процента являются типичными методами экономического регулирования, направленного на рост производства и усиление инвестиционной активности предприятий. Последние увеличивают капиталовложения и объем производства не потому, что у них нет иного выхода. Они полностью свободны в выборе производственной программы и инвестиционной политики. Просто снижение налогов и учетной ставки процента делают рост производства и инвестиций более выгодными, чем прежде.

Разграничение между административными и экономическими методами регулирования до некоторой степени условно. Для того чтобы задействовать любой косвенный регулятор, необходимо предварительное административное решение соответствующих государственных органов, например решение об изменении налоговых ставок, о предоставлении налоговых льгот при продаже Центральным банком государственных облигаций, в этом смысле любые экономические регуляторы несут на себе печать администрирования. В то же время любой административный регулятор, прямо принуждая хозяйствующие субъекты выполнять те или иные действия, одновременно оказывает вторичное косвенное воздействие на целый ряд сопряженных экономических процессов. Например, административное повышение цен не только прямо определит их новый уровень, но через цены косвенно окажет влияние на состояние спроса и предложения, и в этом смысле можно сказать, что любые административные методы регулирования несут в себе черты, характерные для экономических, косвенных регуляторов. Тем не менее, рассматриваемый выше критерий позволяет, как правило, без особых проблем отличать на практике экономические методы от административных. Разграничение между ними принципиально важно с точки зрения природы экономических отношений.

Административные методы регулирования диаметрально противоположны природе рынка, они блокируют действие соответствующих рыночных регуляторов. Если предприятию, например, директивно определены объем производимой продукции и размеры поставок сырья, оно не может отреагировать на изменение рыночной конъюнктуры путем увеличения или сокращения выпуска продукции. Чем выше сфера действия административных методов регулирования, тем уже сфера распространения и ниже эффективность реальных рыночных отношений.

Экономические методы регулирования, напротив, адекватны природе рынка. Они непосредственно воздействуют на конъюнктуру рынка и через нее, косвенно, на производителей и потребителей товаров и услуг. Например, увеличение трансфертных платежей изменяет конъюнктуру рынка потребительских товаров, увеличивает спрос, что, в свою очередь, способствует повышению цен и заставляет товаропроизводителей увеличивать объем предложения. Экономические методы управления действуют, таким образом, через рынок посредством рыночных механизмов.

Переход от командной экономики к рыночной сопровождается кардинальными изменениями в системе методов государственного регулирования, разрушением прежней системы административных методов и созданием новой системы экономических регуляторов.

Разрушение системы административно - командных методов управления, блокирующих рыночные механизмы, - необходимое условие формирования и саморазвития рынка. Демонтаж системы административных регуляторов знаменует собой начало реальных преобразований на пути к рыночной экономике. Это не означает, однако, полного отказа от использования административных методов в переходной экономике.

Для того чтобы уменьшить масштабы кризисного сокращения производства, не допустить катастрофического падения жизненного уровня населения, государство на первых этапах реформ может, например, сохранять административный контроль над производством и реализацией небольшой группы товаров, составляющих основу производственного и личного потребления нации. По мере углубления рыночных преобразований, стабилизации экономической ситуации и овладения экономическими методами регулирования государство полностью сокращает сферу использования административных рычагов, не отказываясь в то же время полностью от их применения.

Даже на завершающих стадиях перехода к рынку и в условиях сложившейся рыночной экономики административные методы регулирования имеют немаловажное значение. Они используются, в частности, как средство антимонопольной политики. Государственные органы директивно определяют цены, объем и ассортимент продукции или предоставляемых услуг для так называемых естественных монополий, устанавливают систему административных ограничений, препятствующих усилению монополизации рынка. Административное регулирование активно используется с целью защиты прав потребителей и охраны окружающей среды. Многочисленные стандарты, ограничивающие выбросы вредных отходов производства, прямые запреты на использование опасных технологий, производство, реализацию и рекламу вредной для здоровья людей продукции и т. п. ограничивают свободу предпринимательства и относятся к административным методам регулирования. Нередко используются методы регулирования внешнеэкономической деятельности, например импортные квоты, и т. д.

Важнейшей задачей государства на переходном этапе является создание целостной системы экономических методов регулирования. С этой целью все страны, осуществляющие переход к рыночной экономике, проводят радикальные реформы кредитной и налоговой системы.

Создается традиционная для стран с рыночной экономикой двухуровневая банковская система, в рамках которой Центральный банк посредством экономических нормативов осуществляет регулирование деятельностью широкой сети коммерческих банков. Манипулируя учетной ставкой процента, изменяя формы обязательных резервов и другие нормативы, установленные для коммерческих банков, осуществляя операции с ценными бумагами. Центральный банк получает возможность проводить активную кредитно - денежную политику.

Однако было бы ошибкой полагать, что государственное регулирование заключено в рамки лишь командной или переходной экономики, наоборот, в пределах рыночной экономики регулирующая роль государства становится все более необходима. В условиях рынка перед государством встает трудная задача: с одной стороны, оно с помощью экономических рычагов должно поддержать и облегчить функционирование рыночной системы, с другой стороны, - не разрушить эту систему излишним воздействием. Примеры развитых индустриальных стран, таких как США и Франция, свидетельствуют о том, что достижение такой золотой середины возможно.

Введение

1. Теоретические основы государственного регулирования экономики

1.1 Теоретические подходы к определению роли государства в экономике

1.2 Необходимость и сферы государственного вмешательства в экономику. Объект и предмет государственного регулирования экономики

1.3 Цели, функции и особенности механизма государственного регулирования экономики

2. Особенности государственного воздействия на экономику в условиях современной России

Заключение

Список использованных источников


ВВЕДЕНИЕ

Проблема государственного регулирования экономики в рыночных условиях является объектом пристального внимания ученых и политических деятелей всех стран. Изучение экономической роли государства – неотъемлемая составная часть экономического образования в странах с развитым рыночным хозяйством. Вряд ли сегодня кто-либо попытается доказывать, что современное рыночное хозяйство может развиваться без вмешательства государства. Государство оказывает существенное воздействие, как на экономическое, так и на социальное развитие страны. Поэтому вполне закономерно, что в рамках экономической науки постоянно ведутся исследования, посвящённые этой важной и многогранной проблеме. Как показывает мировой опыт, современная экономика немыслима без эффективного механизма её взаимодействия с государством, органами его законодательной и исполнительной власти. Вопросы теории, методологии, практики государственного регулирования являются чрезвычайно насущными для современной России, быстро перешедшей от системы тотального вмешательства государства в экономическую жизнь субъектов хозяйственной деятельности к экономике, основанной преимущественно на рыночных принципах.

Органы государственной власти не располагают действенными, методологически обоснованными программами государственного регулирования экономики. Используемые ими инструменты противоречивы, непоследовательны, не опираются на единую методологию, теорию и методику государственного регулирования. Применяемые в научных исследованиях термины, понятия не сведены в единую систему. Отсутствует комплексное изучение механизма государственного регулирования экономики на основе диалектического метода, включающее движение от абстрактного к конкретному, от общего к частному и в противоположном направлении; содержащее общие и специфические черты системы; базирующееся на анализе и синтезе. Все это говорит о том, что выбранная для исследования тема является актуальной и требует разработки концептуальных основ эффективного государственного регулирования экономики.

Основная цель исследования состоит в выявлении особенностей, принципов и функций механизма государственного регулирования экономики, в обосновании необходимости государственного вмешательства в экономику.

Основными задачами являются:

Анализ существующих концепций государственного регулирования экономики;

Выявление сфер государственного вмешательства;

Определение объекта и предмета государственного регулирования экономики;

Определение сущности механизма государственного регулирования рыночной экономики, его целей и функций;

Анализ особенностей государственного воздействия на экономику в условиях современной России.

Предметом исследования являются экономические отношения между участниками государственного регулирования экономики.

Объектом исследования является экономическая система Российской Федерации.


1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

1.1 Теоретические подходы к определению роли государства в экономике

Проблемы, связанные с местом, ролью, функциями государства в экономике, занимали умы учёных с самого возникновения экономической науки. В истории развития мировой цивилизации были разные подходы к оценке роли государства в экономике.

В XV – XVII вв., в период первоначального накопления капитала, представители школы меркантилизма обосновывали необходимость активной государственной экономической политики. Характерное для меркантилистов отождествление богатства с деньгами привело их к выводу, что и государство тем богаче, чем больше денег оно имеет. Накопление же денежного богатства может быть достигнуто с помощью государственной власти. Меркантилисты провозглашали необходимость активного вмешательства государства в экономику в целях пополнения государственной казны. Учитывая специфику экономического развития в тот период, а именно то, что главный показатель богатства страны – количество золота, меркантилисты призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт. Для формирования активного торгового баланса и захвата внешних рынков правительство должно было регулировать ввоз путём обложения пошлинами иностранных товаров и поощрять вывоз, выдавая, в частности, премии организаторам предприятий, продукция которых пользовалась большим спросом на внешних рынках. С этой целью, а также для того, чтобы освободить страну от необходимости импортировать промышленные изделия, предлагалось поощрять развитие промышленности. Идеи меркантилизма стали теоретической базой государственной политики, получившей название протекционизма, направленной на поощрение отечественной экономики, её защиту от иностранных конкурентов, на расширение внешних рынков .

В трудах экономистов всё чаще встречается резкая критика позиций меркантилизма. Всестороннее обоснование новых взглядов экономического либерализма дали создатели классической школы политической экономии А. Смит и Д. Риккардо. В основе учения Смита лежало представление об экономических законах, действующих подобно законам природы и определяющих развитие общества. Ему была близка идея «естественной гармонии», которая устанавливается в экономике стихийно при отсутствии государственного вмешательства и является оптимальным режимом функционирования рыночной экономической системы. Смит называл такое естественное функционирование экономики принципом «невидимой руки», а роль государства ограничивал функцией «ночного сторожа» - поддержания порядка, охраны и защиты частной собственности и конкуренции. А. Смит считал, что государство, вмешиваясь в экономическую жизнь субъектов рыночного хозяйства, порождает систему неравенств, негативно влияющих на развитие стран. Государство оказывает неблагоприятное воздействие: «…во-первых, ограничивая конкуренцию в некоторых промыслах…, во-вторых, усиливая конкуренцию в других промыслах сравнительно с тем, что было бы при естественных условиях, и, в-третьих, стесняя свободный переход труда и капитала от одного промысла к другому и с одного места на другое» . Свобода торговли и в широком смысле – свобода субъектов экономической деятельности от вмешательства государства явилась одним из центральных тезисов Смита, сформулировавшего целостную доктрину экономического развития государств.

В 30-е годы XX в. получила распространение кейнсианская концепция, которая опровергала взгляды классиков на роль государства. Дж. Кейнс подчёркивал, что условия процветания отдельного экономического человека или фирмы не идентичны процветанию всей экономики страны, между ними возникают противоречия, решение которых находится в сфере общих условий воспроизводства и с необходимостью подлежит государственному воздействию .

Теорию Кейнса можно назвать «кризисной», так как он рассматривает экономику в состоянии депрессии. По его теории, государство должно активно вмешиваться в экономику по причине отсутствия у свободного рынка механизмов, которые по-настоящему обеспечивали бы выход экономики из кризиса. При этом Кейнс считал, что государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, так как причина капиталистических кризисов – перепроизводство товаров. Он предлагал несколько инструментов: гибкая денежно-кредитная политика, активная бюджетно-финансовая политика и прямое создание государством рабочих мест.

Ниибольшее признание в практике государственного регулирования экономики получили теории антициклического регулирования и экономического роста. Они отводят главную роль государственному воздействию на инвестиции. Основными инструментами являются государственный бюджет, налоговая политика, регулирование нормы процента. Цель государственной экономической политики, по мнению кейнсианцев, - это высокий уровень занятости рабочей силы, стабильность экономического развития, стимулирование экономического роста, социальная политика, обеспечение социальной справедливости в распределении .

Неоклассическая теория представлена преимущественно неолиберальной и монетаристской доктринами. Представители монетаристского направления рассматривают ограниченный круг инструментов экономической политики. Единственная цель государства – поддержание экономической стабильности. Ведущую роль в формировании и утверждении монетаристской доктрины сыграл М. Фридмен. В основе его представлений на экономику страны лежит убеждение в том, что в самой сущности рыночной, капиталистической системы хозяйства заложены механизмы, приводящие хозяйство в равновесие при полном использовании всех ресурсов .

Трансформация модели государственного регулирования заключалась в отказе от воздействия на воспроизводство через спрос и использовании вместо этого косвенных мер воздействия на предложение. В основу монетаристского подхода, положен постулат о жесткой связи предложения денег и скорости их обращения с объемом производства и уровнем цен. При анализе экономических связей сторонники монетаристского подхода полагают, что скорость обращения денег стабильна. Это утверждение прямо противоречит кейнсианским постулатам о прямой пропорциональной зависимости скорости обращения денег от процентной ставки и обратно пропорциональной зависимости от предложения денег. По мнению монетаристов должны быть поставлены жёсткие пределы вмешательству правительства в эмиссионный механизм для финансирования бюджетного дефицита. М. Фридмен рекомендовал запретить федеральным резервным банкам регулирование процессов кредитования и величины банковских резервов и ограничения процентных ставок. Центральный банк должен поддерживать устойчивый темп роста денежной массы. Такая политика, по его мнению, способна заменить золотой стандарт, ограничить возможности правительства в использовании денежной эмиссии для покрытия бюджетного дефицита .

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы в том, что в обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики - форма управления экономикой, представляющая собой влияние, воздействие государственных органов на экономические процессы. Оно применяется в условиях, когда объект управления непосредственно не подчинен субъекту управления, т.е. какому-то государственному органу. Современная экономика невероятно сложна, она призвана создавать условия для самых разнообразных видов жизнедеятельности человека. В зависимости от того, насколько хорошо организована экономика, на каких принципах эта организация построена, можно определить, какие задачи она в состоянии решить и какие интересы общества она может удовлетворить.

Государственное регулирование экономики - процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной концепции. В качестве основных методов влияния на экономику для достижения необходимых обществу результатов государство использует методы прямого и косвенного воздействия. Использование этих методов предполагает применение характерных для них приемов и средств.

Степень изученности. В разработке данной темы были использованы работы таких авторов как: Капканщиков С. Г., Кушлин В. И., Харченко Е. В., Мельников В. В., Лев М. Ю., Сулейманова Е. В., Васильев В. П., Ершов В. А. и др.

Целью данной работы является раскрытие методов государственного регулирования экономики, исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:

Описать функции государственного регулирования экономики;

Выявить границы государственного регулирования экономики;

Проанализировать методы государственного регулирования экономики.

Структура данной работы состоит из: введения, 3 глав, заключения и списка используемой литературы.

Функции государственного регулирования экономики

Роль государства в экономике конкретизируется в его функциях. Все функции государства в переходной экономике связаны со становлением и развитием рыночных отношений. В зависимости от характера этой связи можно выделить 2 группы регулирующих функций государства. Во – первых, это функции по созданию условий эффективного существования рынка. Во – вторых, это функции по дополнению и корректировке действия собственно рыночных регуляторов.

Государственное регулирование экономики - это целенаправленная деятельность государства в лице соответствующих законодательных, исполнительных и контролирующих органов, которые посредством системы различных форм и методов обеспечивают достижение поставленной цели и решение важнейших экономических и социальных задач соответствующего этапа развития экономики, регламентируют хозяйственные отношения в обществе.

Характеризуя государственное регулирование экономики, выделяют по меньшей мере три стороны: социально-экономическую, методологическую и организационную.

Социально-экономическая сторона позволяет раскрыть экономическую систему государства с позиции сложившихся в ней форм собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности. Именно социально-экономические отношения являются основным элементом экономической системы и определяются характером отношений между людьми, которые складываются под влиянием отношений собственности в обществе.

Организационная сторона государственного регулирования экономики закрепляет единство технико-экономических и социально-экономических отношений и проявляется через систему организации и управления народным хозяйством, его отраслями и сферами. Она показывает, каким образом, через какие хозяйственные формы осуществляется взаимодействие производительных сил и производственных отношений, какова их роль в реализации потенциальных возможностей, заложенных в отношениях собственности, что представляет собой система органов управления, каковы их задачи и функции.

Методологическая сторона характеризует государственное регулирование как совокупность принципов, форм, методов, используемых в системе регулирования, т.е. сам инструмент регулирования, методологическую базу, обеспечивающую выработку различных вариантов достижения целей социально-экономического развития страны, выбор наилучшего из альтернативных вариантов и обеспечения его выполнения. Именно от методологической базы зависит действенность системы государственного регулирования в заданном направлении, согласно выбранному варианту движения, обеспечивающему достижение поставленных целей и задач.

Но система государственного регулирования должна строиться исходя из ряда объективных требований (принципов).

Во-первых, она должна быть адекватна объективным условиям функционирования и состоянию развития экономики на соответствующем историческом этапе. Так, формируясь в условиях переходного периода, она должна учитывать многообразие форм собственности, многоукладность экономики, высокую долю государственного сектора, быть адекватной реальным возможностям производства и т.д.

Во-вторых, она должна строиться на комплексном подходе, который предполагает, что механизм регулирования охватит с разумной степенью "погружения" все экономические и социальные процессы, всю гамму оборотов и кругооборотов общественного производства и в равной степени будет работать на всех уровнях управления.

В-третьих, государственное регулирование должно представлять собой целостную систему, состоящую из взаимозависимых и увязанных между собой элементов, частей, подсистем, которые и образуют целостность, единство. [ 1, с. 30-34 ]

Функции государства в системе регулирования экономики

Роль и сущность системы регулирования экономики предопределяют и раскрывают функции государства.

Первая группа включает функции, обеспечивающие и поддерживающие функционирование рыночной системы.

·создание и поддержание правовой базы (защита прав и собственности, законодательное регулирование взаимоотношений между потребителями, производителями, наемными работниками, поддержание общественного порядка, защита конкуренции, борьба с монополизмом и т.д.). Государство определяет и поддерживает, обеспечивает соблюдение определенных правил "рыночной игры".

Вторая группа функций государства связана с усилением и развитием самой экономической системы.

·включает меры, стабилизирующие экономические процессы и обеспечивающие экономический рост, социальную справедливость, влияющие на инфляционные процессы и т.д.

Из совокупности функций государства выделим важнейшие.

В условиях реформирования экономики особое место следует отвести такой функции государства, как защита экономического правопорядка и экономической безопасности. Она служит опорой любой хозяйственной системы, а для рыночной экономики, которая основана на взаимовыгодных сделках равноправных партнеров, при свободе выбора является важнейшей. Без законодательной регламентации сделок, их защиты исполнительной и судебной властью открывается простор для превращения "экономики договоров" в ее противоположность - "экономику диктата". А это парализует самое важное свойство рыночного механизма - способность автоматически выправлять расхождения между спросом и предложением. Законодательные и правоохранительные действия государства призваны преодолевать подобного рода диктаторские формы хозяйствования, а грубые и силовые, наносящие ущерб, пресекать. Невмешательство государства в подобные ситуации потворствует саморазрушительным силам, заложенным в рыночном механизме, так как рыночный критерий выгодности сам по себе слепо относится к способам обогащения. Государство, исходя из критериев общественного блага, может и должно не допускать нарушения норм и правил поведения на рынке.

Правовое обеспечение функционирования смешанной экономики определяет общие условия эффективного хозяйствования.

Обеспечению экономической безопасности способствуют поддержание оптимальной структуры производства, равномерное социально-экономическое развитие регионов, предотвращение криминализации хозяйственной деятельности внутри страны, расслоения общества, а также стремления промышленно развитых стран, крупных иностранных корпораций использовать складывающуюся в республике ситуацию в своих экономических и политических целях.

Целевая функция предполагает постановку конкретных целей в области экономического и социального развития страны и определение сроков их реализации. Целевая функция включает множество целей, соединенных в единую систему, имеющую определенную иерархическую структуру. В связи с тем, что регулирующий потенциал государства ограничен, цели в иерархической структуре размещаются по степени их важности и по времени реализации.

Формирование целевой функции - сложный процесс, он связан с определением стратегических направлений социально-экономического развития, принятием соответствующих решений и выработкой механизма их реализации. При постановке целевой функции государство берет на себя только то, что неподвластно рыночной системе. Важнейшим направлением реализации целевой функции является определение приоритетов макроэкономического развития страны, последовательности и сроков их реализации.

Формирование "дерева целей" социально-экономического развития страны связано, с одной стороны, со всем обществом, с другой - с государственной властью. Это также вносит определенные сложности в процесс формирования целевой функции. Объективно цели государственного регулирования экономики должны рождаться "внизу", исходить из потребностей и интересов людей. Они должны способствовать материальному и духовному развитию народа. При формировании "дерева целей" главенствует принцип приоритета потребностей и интересов общества. Это одна сторона формирования целей.

Вторая сторона связана с государственной властью и с реальными трудностями в развитии экономики, которые нельзя игнорировать во избежание непредсказуемых процессов. Отсюда также вытекает необходимость выбора приоритетов. Неправильно выбранные приоритеты могут представлять большую опасность, чем нехватка ресурсов. Цели государственного регулирования необходимо формировать по определенной иерархической структуре в увязке друг с другом. Положение отдельных целей в "дереве целей" нестабильно и может меняться в зависимости от хозяйственной ситуации.

Важнейшими функциями государства также являются:

направляющая и координирующая функции, которые обеспечивают выбор путей достижения поставленных целей, сбалансированность важнейших макроэкономических пропорций и согласование противоречивых взаимосвязей общественного разделения труда;

распределительная и перераспределительная функции связаны, как правило, с сокращением различий в размерах доходов и имущества между субъектами, с распределением дефицитных ресурсов. В первую очередь, речь идет о распределении и перераспределении национального дохода между сферами и отраслями народного хозяйства, а также между отдельными группами населения. Для реализации этой функции главными являются налоговая политика и бюджетное регулирование;

стимулирующая функция связана с активизацией сил, движущих развитие общества. Она реализуется через систему всевозможных льгот (субсидий, дотаций, налогов и др.), с помощью которых государство обеспечивает продвижение экономики в заданном направлении;

контрольная функция предполагает контроль со стороны государства за соблюдением хозяйствующими субъектами экономических и правовых правил и норм в процессе их хозяйственной деятельности. Важнейшей составной частью этой функции является государственный контроль за количественными и качественными параметрами социально-экономического развития общества, а также стратегическими ресурсами.

Контроль осуществляется через соответствующие контролирующие органы, а также через органы управления различного уровня.