Когда закончится кризис в беларуси. Беларуси грозит правительственный кризис и новая девальвация

Свой прогноз в конце августа озвучил глава Минэкономразвития(МЭР) РФ Максим Орешкин : темпы роста мирового ВВП опустятся в 2019 г. ниже 3%, что станет худшим показателем за последние 10 лет. В таких обстоятельствах рассчитывать на бурное развитие экспорта не приходится. И перспективы экономики РФ тоже ухудшаются. По расчетам МЭР, наиболее вероятно, что 2020 г. она вырастет только на 1,7% вместо ожидавшихся 2%, замедлится рост зарплат, а рост курса доллара, напротив, ускорится.

Уже сейчас МЭР опасается, что по итогам 2019 г. рост реально располагаемых доходов населения составит всего 0,1% вместо ранее объявленного 1%. А независимые эксперты утверждают, что 2020 г. наши доходы могут вовсе упасть. Почему? Откуда придет новый кризис? «АиФ» обсудил эти вопросы с заместителем директора группы макроэкономического анализа Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) Дмитрием Куликовым .

Чужие войны

Алексей Макурин, «АиФ»: — Август стал худшим месяцем для рубля в этом году: доллар подорожал на 5,2%. Новые трудности уже начались?

Дмитрий Куликов : — Пока на рубль влияют давно ожидавшиеся события. Сначала его толкнуло вниз объявление антироссийских санкций, анонсированных в США еще год назад. А потом не дало возможности восстановиться падение мировых цены на нефть, что отчасти вызвано ожиданиями введения в США новых трубопроводов, позволяющих поставлять больше американской нефти на мировой рынок. Но в целом дела в Штатах идут сегодня заметно хуже, чем раньше. Наш прогноз показывает, что по итогам 2019 г. темпы роста экономики США могут упасть в 2 раза по сравнению с 2018-м, а в 2020 г. вообще уйти в минус. Это ухудшит ситуацию во всем мире, включая Россию.

— Большинство прогнозов, касающихся вероятности нового мирового кризиса, сходятся на 2020-2021 гг. Почему?

— Это показывает анализ развития кризисов в США. В последние полгода там сложилась такая ситуация, когда краткосрочные займы обходятся государству и компаниям дороже, чем выпуск долгосрочных долговых обязательств. Это очень важный индикатор, который проявлялся за последние 50-60 лет несколько раз и в большинстве случаев предвосхищал экономический спад. Падение при этом начиналось минимум через 9, максимум - через 20 месяцев после того, как такой индикатор срабатывал. И получается, что самые негативные ожидания приходятся на 2020 г.

Не факт, что все опасения сбудутся. Точно предугадать начало и масштабы кризиса невозможно. Для этого надо знать, в какой момент времени сойдутся все негативные факторы. Но любая неопределенность угнетает экономику. Компании тормозят новые проекты, предпочитая сберечь деньги на черный день. А так как экономика США очень большая, это ведет к падению спроса на мировых рынках и вызывает проблемы в таких странах, как наша, которые активно экспортируют сырье и товары.

— В каком случае события пойдут по пессимистическому сценарию?

— Если будет разрастаться торговая война между США и Китаем. Она усилит протекционистские настроения в других частях мира и негативно скажется на всей международной торговле. Если же введение новых пошлин, о которых Трамп объявил в августе, будет отложено, как это было уже не раз, есть надежда, что масштабного кризиса не случится, и дело обойдется краткосрочным застоем.

Сейчас есть опасность замедления экономического роста почти до нуля не только в США, но и в странах, являющихся главными торговыми партнерами американцев в Европе. Например, в Германии, Великобритании и Франции. В каких странах конкретно - это зависит от того, как повлияют на политические и торговые отношений между Европой и США события на «китайском фронте».

— Почему для России эти чужие войны опасны?

— Мы связаны торгово-финансовыми отношениями со всем миром. Темпы роста экономики РФ при этом невелики. В результате любой ощутимый внешний шок вызывает ее падение со всеми вытекающими последствиями. Приходится думать уже не о реализации стратегических задач, а о затыкание дыр. В руках правительства остается меньше ресурсов, позволяющих проводить политику, направленную на развитие экономики и рост доходов людей.

Масштаб проблемы

— Что будет с ценами на нефть и рублем, случись самое худшее?

— Если рост мировой экономики сильно замедлится (по нашему пессимистическому прогнозу - до 0,8% в год), то, в 2020 г. средняя цена российской нефти понизится до 40 долл. за баррель, а среднегодовой курс доллара может краткосрочно достигать почти 80 руб. (см. таблицу).

— А в районе 70 руб. курс может быть уже в конце этого года?

— Да. Но для этого нужно, чтобы спад в крупных странах Европы или США начался уже осенью. Если же будет просто сохраняться неопределенность на нынешнем уровне или чуть выше, рубль, вероятно, будет покрепче. Такое развитие событий отражает наш базовый (текущий) прогноз, основанный на продолжении торговых войн, но без дополнительных шоков. А затем в 2021 г. начнется восстановление темпов экономического роста.

— То есть кризис будет не очень глубоким?

— Есть надежда на это. За последние 20 лет мир накопил большой опыт в регулировании финансовой сферы и организации национальных бюджетов. В банковских системах многих развивающих стран иностранные валюты занимают теперь примерно одинаковую долю с национальными. И валютный шок уже не приводит к таким катастрофическим последствиям, как в прошлые годы.

Страховка для России

— Готова ли мы к новым трудностям?

— По сравнению со многими странами, у нас сегодня очень устойчивая экономика. В очень хорошем состоянии госфинансы, низкий госдолг, бездефицитный бюджет, очень высок объем золотовалютных резервов. Но есть и проблемы, которые ставят устойчивость под угрозу. Это топливная ориентация экспорта. Это низкая по мировым меркам доля инвестиций, идущих на реализацию новых проектов. И это политическая напряженность в отношениях с Западом, которая ограничивает торговлю с другими странами.

— Министр экономики Максим Орешкин уже не раз заявлял, что Россия будет развиваться, опираясь на собственные силы, а возможность мирового спада в государственные программы уже заложена. Это так?

— По большей части, да, федеральный бюджет формируется сейчас исходя из консервативных цен на нефть. И действует правило, по которому валютные доходы государства, полученные от продажи нефтяного сырья сверх определенной цены, не расходуются, а поступают в Фонд национального благосостояния. На 2019 г. установлена цена в 41,6 долл. за баррель. Поэтому пока среднегодовая стоимость нефти не опустится ниже этой отметки, никаких угроз для бюджетной сферы не возникнет.

При этом все сценарии развития страны, на которых основаны программы МЭР, на наш взгляд, подразумевают достаточно мягкие внешние условия. Наши прогнозы более жесткие.

Сигналы тревоги

— За какими новостями нужно следить, чтобы понять приближается кризис или отступает?

— Тревожные сигналы - негативная информация об ухудшении дел в США, Китае и ведущих странах Европы. Именно от них зависит спрос на основные экспортные товары России - нефть, газ, уголь. Позитивные показатели - сообщения о наращивании российского несырьевого экспорта: сельхозпродукции, материалов и оборудования. Важно также хорошее самочувствие нашего банковского сектора. От него зависит нормальная работа всех остальных отраслей. А опасность введения очередных антироссийских санкций сейчас понизилась и отступила на второй план.

— Как вести себя, чтобы защититься от последствий мировых финансовых катаклизмов?

— Надеяться на лучшее, но готовиться к худшему. Это главная личная политика. Если вы не уверены в стабильности своих доходов, то рационально позаботиться о создании подушки безопасности в надежной форме. В какой? Тут трудно дать конкретный совет, который всем подойдет. Лучше ориентироваться на собственный опыт, используя такие инструменты, которые давали результат в прошлые годы. Кризисов в России уже было немало, и многие успели наработать личную антикризисную практику.

Как могут развиваться события в экономике

Сценарий 2019 2020 2021
Цена нефти Urals, долл. Текущий 61 53 53
Пессимистический 57,9 40,1 45
Рост мирового ВВП, % Текущий 2,2 1,3 2,7
Пессимистический 1,9 0,8 3
Рост ВВП РФ, % Текущий 0,9 0,8 1,8
Пессимистический 0,6 -2,2 1,9
Рост реальных располагаемых доходов населения, % Текущий 0,2 0,3 0,9
Пессимистический -0,4 -4,1 0,9
Превышение доходов федерального бюджета над расходами, % Текущий 1,3 0,1 -0,3
Пессимистический 1,4 -1,5 -1,2
Среднегодовой курс доллара, руб. Текущий 67,1 73,8 67,3
Пессимистический 68,4 79,5 68,9

По прогнозу АКРА, сделанному в июле 2019 г.



Информационно-аналитическое агентство «Бизнес-новости» проанализировало основные индикаторы-предвестники валютного кризиса и оценило вероятность его возникновения до конца 2017 года.

Для оценки вероятности возникновения валютного кризиса использовался сигнальный метод, который предполагает осуществление мониторинга заданного набора показателей, динамика которых в предкризисные периоды значительно отличается.

На первом этапе анализа необходимо определить периоды, в течение которых экономика находилась в кризисном состоянии. Для решения этой задачи использовался индекс давления на валютный рынок (exchange market pressure index, EMPI), который представляет собой средневзвешенную сумму месячного темпа прироста курса национальной валюты, темпа прироста золотовалютных резервов с обратным знаком и уровня процентной ставки. При расчетах в качестве процентной ставки использовалась средняя ставка по кредитам в национальной валюте на срок до 1 года для юридических лиц.

Эпизодами напряженности, когда экономика Беларуси находилась в кризисном состоянии, рассматривались такие периоды, когда индекс EMPI достигал свое среднее значение и превышал его на два с половиной стандартных отклонения. В течение 2003-2017 гг. это случилось несколько раз: в январе 2009 года, мае и октябре 2011 года, а также в январе 2015 года. При этом в 2011 году с середины марта по октябрь фиксировалась множественность обменных курсов, что само по себе является признаком значительной напряженности на валютном рынке. Поэтому в качестве эпизодов напряженности рассматривались январь 2009 года, весь период с апреля по октябрь 2011 года и январь 2015 года.


В научной среде для выявления эпизодов валютной напряженности был разработан набор потенциальных индикаторов-предвестников, динамика которых может свидетельствовать о предстоящем росте напряженности на валютном рынке. Данные индикаторы условно разделяются на четыре группы: показатели текущего счета, показатели финансового счета, показатели реального и финансового секторов экономики.

В теории предполагается, что индикаторы-предвестники начинают подавать сигналы о приближении валютного кризиса заранее, т.е. в течение сигнального окна. Как правило, длина сигнального окна задается в 2-3 квартала, чтобы у правительства и Центрального банка было достаточно времени для идентификации кризисной ситуации и принятия мер по ослаблению негативных последствий. Поэтому при оценке вероятности наступления валютного кризиса для Беларуси длина сигнального окна была задана в 9 месяцев.

Для разных стран индикаторы-предвестники могут работать с различной степенью эффективности. Поэтому в соответствии с методологией сигнального подхода для Беларуси было отобрано 6 показателей, которые демонстрировали наилучшие результаты при тестировании. В частности, этими показателями стали реальный эффективный валютный курс, импорт товаров и услуг, международные резервные активы, отношение М2 к международным резервным активам, отношение процентной ставки по кредитам к ставке по депозитам в национальной валюте и объем депозитов, скорректированный на инфляцию. Периодичность данных составляла один месяц.

Впоследствии на основе наилучших показателей для Беларуси был рассчитан сводный индекс валютной стабильности, динамика которого перед кризисами 2009, 2011 и 2015 годов в сигнальных окнах увеличивалась. Однако из-за того, что данный индекс обладает определенной неточностью, его значение перед кризисом 2011 года начало увеличиваться только накануне.

В свою очередь для кризисов 2009 и 2015 годов значительный рост в значении сводного индекса отмечался за девять месяцев до валютного кризиса.


Среди индикаторов-предвестников валютного кризиса, которые вошли в расчет сводного индекса, 3 из 6 в последние месяцы пересекли свое пороговое значение и находились в области критических значений.

Первым из них стал индекс реального эффективного курса белорусского рубля. Рассчитанное пороговое значение для данного показателя составило минус 2,9%. Реальный эффективный валютный курс находится ниже своего рассчитанного порогового значения с января 2016 года. Как правило, переоцененность реального обменного курса и слабый внешний сектор создают предпосылки для возникновения валютного кризиса.


Вторым индикатором-предвестником валютного кризиса, который находился в области критический значений, оказалось отношение ставки по кредитам к ставке по депозитам в национальной валюте. Рассчитанное пороговое значение для данного показателя составило 171,2%. Область критических значений у данного индикатора находится выше порогового уровня. Во многих случаях перед началом валютных кризисов наблюдается увеличение разрыва между ставками по кредитам и ставками по депозитам. Как правило, это объясняется экспансией внутреннего кредита. В такой ситуации растет доля плохих кредитов, и банки поднимают ставки по кредитам с целью компенсировать возможные убытки от невозвращенных займов. Ставки по депозитам также растут, но в меньшей степени.


Третьим индикатором-предвестником, подающим сигналы, стал объем депозитов, скорректированный на инфляцию. Для данного показателя рассчитанное пороговое значение равнялось 105,5%. Соответственно, область критических значений для данного показателя находится ниже порогового уровня. Таким образом, отток депозитов из банковской системы может также создавать предпосылки для возникновения валютного кризиса.


На основе агрегированного индекса валютной стабильности была рассчитана вероятность наступления валютного кризиса. Полученные результаты показывают, что вероятность его наступления до конца 2017 года составляет 53,3%. Первый выброс индекса наблюдался в январе 2016 года. При этом сохранение вероятности наступления валютного кризиса на одном уровне продолжительное время может вызывать настороженность. Также стоит отметить, что динамика индекса реального эффективного обменного курса белорусского рубля в последние месяцы улучшается и стремится к выходу из области критических значений, что впоследствии будет снижать вероятность наступления валютного кризиса. Кроме этого переход Национального банка от фиксированного режима валютного курса к плавающему в 2015 году позволил снизить уровень напряженности в экономике и предоставил регулятору больше механизмов для регулирования ситуации на валютном рынке страны.


Как и полтора года назад, глава Беларуси Александр Лукашенко 19 сентября пригрозил правительству страны отставкой в случае невыполнения его поручений. Тогда за подобными угрозами последовало увольнение многих чиновников. Что произойдет на этот раз?


В марте 2018 года была написана статья, в которой прогнозировался правительственный кризис и девальвация белорусского рубля.

Казалось бы, новое правительство должно было усвоить уроки своего предшественника и подобная ситуация не должна была повториться. Но вот прошло всего около года после его назначения, и ситуация повторяется, почти копируя события 2018 года: Лукашенко снова грозит правительству отставкой, причем, по сути, по той же причине, что и в прошлый раз.

Формально, конечно, ситуация выглядит по-другому – тогда правительство впало в немилость за саботирование поручения главы государства обеспечить заработную плату в размере 1 тыс. рублей, хотя бюджет был профицитным и деньги на рост зарплаты были.

Нынешнее правительство, создается впечатление, пытается саботировать поручение повысить ВВП в текущем году на 4% (бюджет по-прежнему профицитный, но правительство не тратит деньги на подъем экономики), что ставит под сомнение достижение цели по росту ВВП нашей страны до 100 млрд. долларов.

Впрочем, ситуация осложняется тем, что бюджет является профицитным с одобрения Лукашенко.

Лукашенко напомнил о выборах

Все это стало ясно после совещания у главы государства, состоявшегося 19 сентября. На нем рассматривались итоги текущего года и проекты прогнозных документов на 2020 год.

Как оказалось, пока не выполняются три прогнозных параметра на текущий год из семи: по росту экспорта, по росту ВВП и производительности труда. В связи с этим президент заявил, что «все запланированное должно быть реализовано», а если «не будут выполнены параметры развития на 2019 год, все ответственные - от премьер-министра - уйдете на покой».

Он также подчеркнул, что его настораживает то, что экономический рост в стране «не только скромный, но и крайне неустойчивый, если говорить мягко. Эту тенденцию нужно менять. Кто хочет и может, оставайтесь и меняйте».

Действительно, по итогам января-августа текущего года ВВП Беларуси увеличился всего на 1,1%, и это при целевом показателе на год в 4% и росте в январе-июле на 1,3%.

Лукашенко также отметил, что с ним продолжат работать те чиновники, которые умеют его слушать и исполнять его поручения, и предложил несогласным с такой практикой уйти: «Если Румас и Кочанова, вице-премьеры и министры меня не слышат, то вы лучше собирайте портфели и уходите сразу».

Лукашенко также заявил, что «мы не можем занять позицию сторонних наблюдателей и довольствоваться сбалансированностью. Выдуманной, прописанной на бумаге. Люди, оказывая доверие во время разного рода, в том числе политических, кампаний, не за это голосовали и не этого от нас требуют».

Премьер-министр РБ Сергей Румас после критики 19 сентября продемонстрировал хладнокровие и заявил, что в оставшиеся месяцы правительство приложит все усилия, чтобы наверстать упущенное. Можно отметить, что он не сказал, что планы по росту ВВП будут выполнены.

В этом проявилось коренное отличие отношения чиновников и главы государства к его поручениям. Чиновники считают, что их работа состоит в том, чтобы стараться изо всех сил, тогда как Лукашенко полагает, что важен результат. Это фундаментальное противоречие белорусской системы управления.

Нацбанк не рассчитывает на рост ВВП в 4%

Как оно разрешится на этот раз, пока неизвестно. С одной стороны, несмотря на обещание Сергея Румаса сделать все возможное, правительству вряд ли удастся поднять темпы роста ВВП до 4%.

Так, эксперты Евразийского банка развития считают, что существенного и устойчивого ускорения темпов прироста белорусского ВВП в краткосрочной перспективе не будет. Об этом они написали в ежемесячном информационно-аналитическом обзоре банка за август 2019 года.

Эксперты отметили, что ускорение темпов роста экономики РБ в январе-июле 2019 года до 1,3% с 0,9% за полугодие произошло за счет краткосрочных факторов, в частности, хорошей погоды, то есть продолжения данный процесс не получит.

И действительно, в январе-июле 2019 года темпы роста ВВП снизились до 1,1%, и это было вызвано уменьшением производства в сельском хозяйстве.

Даже в Нацбанке полагают, что ВВП увеличится в текущем году всего на 2,9%. Об этом Павел Каллаур сообщил в интервью британскому журналу для инвесторов fDi Magazine, где были размещены материалы об инвестиционных возможностях Беларуси, оплаченные Национальным агентством по инвестициям и приватизации РБ.

Глава Нацбанка вновь сказал о необходимости структурных изменений в стране и призвал иностранных инвесторов поверить в дальнейшее улучшение бизнес-климата в РБ и вкладывать свои средства в Беларуси.

Надеяться на это, конечно, можно, но в условиях наползания глобального экономического кризиса инвесторы сейчас больше стремятся не вкладывать средства в развивающиеся рынки, а выводить.

Впрочем, пока правительство изыскивает способы роста ВВП и экспорта. В частности, 24 сентября Сергей Румас провел совещание с транспортниками. На нем обсуждались меры, направленные на увеличение экспорта транспортных услуг.

Однако министр транспорта и коммуникаций РБ Алексей Авраменко честно сказал, что роста в текущем году не будет, экспорт сохранится на уровне прошлого года и составит около 4,5 млрд. долларов.

Прогноз: правительство еще поработает

Таким образом, шансов на резкий рост ВВП в ближайшие месяцы не видно. Но это не делает отставку правительства неизбежной. Имеется важное отличие текущего конфликта от прошлогоднего, указывающее на то, что Лукашенко вряд ли станет спешить предпринимать радикальные меры.

А именно, правительство и президент избегают каких-либо конкретных цифр. Не говорили они о ВВП в 100 млрд. долларов, не говорили и о плане роста ВВП в текущем году на 4%. Это делается не просто так, а для того, по-видимому, чтобы потом Лукашенко нельзя было упрекнуть в невыполнении своих угроз в случае, если он не отправит правительство в отставку.

Дело в том, что у правительства есть несколько сценариев развития экономики и рост в 4% соответствует самому оптимистичному. Поэтому Лукашенко всегда сможет сказать, что он имел в виду не 4%, а рост в рамках какого-то из пессимистичных сценариев.

То есть пока намерения главыы государства уволить правительство не кажутся очень серьезными. По-видимому, судьба правительства во многом зависит от настроений избирателей в ходе парламентских и президентских выборов.

Если Лукашенко сочтет настроения негативными для себя, то он вполне может устроить показательную отставку правительства. То есть, если правительству не удастся обеспечить народ хлебом, то президент обеспечит народ зрелищем отставки чиновников.

Что касается девальвации белорусского рубля, то она может быть осуществлена в качестве одной из мер поддержки белорусского экспорта , а также может быть следствием смягчения денежной политики Нацбанка и правительства.

Это вполне возможно, так как у них не так уж и много средств для ускорения темпов роста ВВП. И так они уже продержались достаточно долго без смягчения (если не считать увеличение зарплаты за счет бюджета), в результате чего темпы роста ВВП в нашей стране и держатся на таком низком уровне.

Китай и США вовсю стимулируют свои экономики, те и растут без всяких иностранных инвесторов. Китай при этом потихоньку девальвирует юань, и даже в США Дональд Трамп пытается ослабить доллар, хотя пока без особого успеха.


За последний месяц практически все авторитетные международные организации ухудшили экономический прогноз по Беларуси. Они ожидают, что белорусскую экономику в 2020 году ждут низкие темпы роста, близкие к стагнации. Этот сценарий разделяют и белорусские экономисты.

Потенциал белорусской экономики: диагноз кредиторов

Накануне Нового года многие организации пересматривают прогнозы по Беларуси и говорят о том, что без структурных преобразований в экономике темпы экономического роста в 2020 году будут весьма низкими.

Так, Всемирный банк полагает, что белорусская экономика в 2020-2021 годах будет замедляться. Рост ВВП на уровне 0,9% в будущем году, и на 0,5% в 2021-м.

Чуть оптимистичней смотрит на Беларусь наш давний восточный кредитор - Евразийский банк развития, который прогнозирует рост на 1,5% в 2020-2021 годах.

Международный валютный фонд выдал наименее оптимистичный прогноз и ждет в нашей стране в будущем году рост на 0,3%, то есть фактически стагнацию.

Немного позитивнее смотрит на нашу страну Европейский банк реконструкции и развития. Согласно прогнозу банка, рост ВВП в Беларуси составит в 2020 году 1,2%. К слову, по сравнению с предыдущим (майским) прогнозом по росту белорусской экономики на 0,6 процентного пункта.

По мнению ЕБРР, экономические перспективы Беларуси зависят от поступления прямых иностранных инвестиций. К слову, ЕБРР уже несколько лет готовит в нашей стране несколько приватизационных сделок, но пока ни одна из них не привела к притоку прямых иностранных инвестиций.

«Сделать следующий шаг в развитии Беларусь вряд ли сможет сама, ей потребуются прямые иностранные инвестиции», - прокомментировал по просьбе БелаПАН экономические перспективы Беларуси первый вице-президент ЕБРР Юрген Ригтеринк.

Приток иностранных инвестиций в Беларусь будет зависеть от исхода приватизационных проектов, считают в ЕБРР.

«Мы понимаем те опасения, которые испытывало правительство, и осмотрительность к приватизации. Однако очевидно, что в отдельных отраслях (в банковском секторе, в пищевой промышленности) уже созданы условия [для приватизации], и правительству следует сделать следующий шаг», - сказал Ригтеринк.

По мнению ЕБРР, финансовая стабильность, достигнутая в стране, - важное условие для экономического роста, но недостаточное.

«Без прорывных шагов по улучшению бизнес-среды, без привлечения инвесторов посредством приватизации и коммерциализации госпредприятий будет очень сложно ускорять темпы экономического роста и сближать уровень жизни в Беларуси с соседними странами» , - считает глава представительства ЕБРР в Беларуси Александр Пивоварский .

В краткосрочной перспективе темпы экономического роста в Беларуси зависят от исхода переговоров с Россией, полагают в ЕБРР.

«Ожидается, что экономический рост замедлится до 1,3% в 2019 году и до 1,2% в 2020 году. Будущий рост зависит от перспектив Беларуси получить компенсацию за российский налоговый маневр, последствия которого [для белорусской экономики] остаются неясными», - говорится в макроэкономическом обзоре ЕБРР.

Самый благоприятный сценарий и наибольшая угроза

Белорусские экономисты в целом разделяют прогнозы международных финансовых организаций и ожидают, что страну ждут низкие темпы экономического роста - в районе 1% (максимум 2%).

Так, Исследовательский центр ИПМ предполагает, что в 2019-2021 годах темпы экономического роста в Беларуси составят 1,2%, 1% и 0,8% соответственно. Базовый прогноз основывается на том, что Россия не компенсирует нашей стране последствия налогового маневра, и в условиях выпадающих доходов возможностей поддержать рост экономики у властей не будет.

В свою очередь, Белорусский экономический исследовательско-образовательный центр (BEROC) предполагает, что отдельно в 2020-м возможен рост ВВП на 2% с учетом того, что в будущем году предполагается существенное увеличение предвыборных расходов бюджета (на увеличение зарплат), что позволит увеличить внутренний спрос.

Однако среднесрочный прогноз у всех независимых экспертов один и тот же: без структурных реформ в экономике рост будет близок к 1-2%, а то и к нулю. К этому сводятся ожидания многих наблюдателей.

«Низкие темпы экономического роста - это самый вероятный результат при текущем сценарии, поскольку качественных изменений в экономике не происходит», - отметила в беседе с корреспондентом БелаПАН научный сотрудник BEROC Мария Акулова .

Самый неблагоприятный среднесрочный сценарий, по мнению экспертов, заключается в том, что текущие белорусско-российские нефтегазовые переговоры приведут к постепенной утрате экономического суверенитета.

К слову, посол Беларуси в России Владимир Семашко на днях заявил, что получить компенсацию за налоговый маневр Беларусь в полном размере сможет в 2022 году после унификации налогового законодательства с Россией.

К слову, в проекте документов по углублению экономической интеграции с Россией изначально был пункт о принятии единого Налогового кодекса Беларуси и России.

«Если будет единый Налоговый кодекс, это будет означать, что Беларусь утратит возможность самостоятельно проводить фискальную политику, определять ее в соответствии со своими потребностями. Если мы пойдем на единый Налоговый кодекс с Россией, мы утратим часть экономического суверенитета», - отметил в комментарии для БелаПАН старший научный сотрудник BEROC Дмитрий Крук .

По мнению экспертов, сценарий углубления экономической интеграции с Россией не должен быть основным и единственный вектором внешней политики Беларуси.

«Переговоры об углублении экономической интеграции с Россией вызывают беспокойство, не хотелось бы попадать под еще большее влияние со стороны Москвы. В Беларуси и в России сейчас низкие темпы экономического роста, и сближение с восточным соседом не принесет нашей экономике дополнительную пользу», - полагает Мария Акулова.

Для экономического развития необходимо строить отношения не только с Россией, но и учитывать опыт экономической политики западных стран, считают эксперты.

«МВФ готов предоставить длинные и дешевые средства для проведения реформ в белорусском госсекторе и повышения экономического потенциала страны. Нам нужно искать решение экономических проблем не только на Востоке, но и на Западе» , - отмечает Акулова.

Возможно, в 2020-м, если угроза экономическому суверенитету станет более явной, власти об этом всерьез задумаются. А пока выстраивать экономическую политику с учетом рекомендаций западных кредиторов официальный Минск не спешит, констатируют экономисты.

«Самый благоприятный сценарий для белорусской экономики - переформатирование политики, готовность проводить структурные реформы по разным направлениям и возобновление переговоров с МВФ о кредитной программе. Однако пока политической воли принять этот сценарий не наблюдается», - резюмировал Дмитрий Крук.

В будущем году правительство намерено существенно ускорить темпы роста экономики, власти планируют продолжать повышать доходы населения. А насколько все эти планы осуществимы с учетом результатов работы белорусской экономики в уходящем году?

Чем он порадовал и с чем связаны главные разочарования? Эксперты БелаПАН подвели экономические итоги 2017-го.

Ирина Точицкая , научный директор Исследовательского центра ИПМ:

Положительные итоги 2017 года, на мой взгляд, связаны с деятельностью Нацбанка, которому благодаря жесткой денежно-кредитной политике удалось снизить инфляцию до исторического минимума.

С положительной точки зрения, наверное, можно также охарактеризовать принятый декрет . Развитие малого и среднего бизнеса имеет большое значение для страны. Очень важно, чтобы частный сектор мог абсорбировать трудовые ресурсы, которые будут высвобождаться с госпредприятий.

Положительный итог года и в том, что мы вышли из рецессии. При этом вызывает опасения, что одним из факторов экономического роста становится потребление домашних хозяйств, то есть внутренний спрос. Планы по увеличению зарплат - благородная задача, однако директивное ее решение может разбалансировать систему. Стабильность, которую удалось обеспечить Нацбанку, все еще достаточно хрупкая.

Также угрозой для стабильности выступает бурный в 2017 году. Несомненно, этот тренд будет приводить к росту потребительского импорта. Все это беспокоит, поскольку такое развитие событий чревато ослаблением обменного курса и несет риски ускорения инфляции.

Александр Швец , председатель Белорусской научно-промышленной ассоциации:

Оглядываясь на экономические итоги 2017 года, складывается двоякое впечатление.

С одной стороны, госорганы плотно поработали с бизнес-сообществом, и на выходе мы увидели пакет либеральных документов по поддержке предпринимательства.

В принятых документа прописаны простые процедуры, которые открывают возможности для самозанятости населения и ведения микробизнеса. Мы также получили упрощение технического регулирования предпринимательской деятельности - отменены многочисленные санитарные, пожарные требования.

С другой стороны, не все экономические итоги радуют. Если говорить правде в глаза, восстановление белорусской экономики в уходящем году обусловлено во многом благоприятной внешней конъюнктурой. При этом внутренних структурных изменений, которые бы позволили повысить потенциал национальной экономики, мы практически не увидели.

Вопрос «утилизации» неэффективных предприятий, которые поглощают ресурсы и никогда не станут прибыльными, не решается. Заметных шагов в сторону повышения эффективности корпоративного управления госсектора пока также не сделано.

Еще одна давняя нерешенная проблема - неравные условия конкуренции для частных и государственных компаний. Это очень наглядно видно на примере страхового сектора, где госкомпании имеют очевидные преференции.

Если говорить о пищевой промышленности, доходит до того, что молоко между молочными комбинатами де-факто распределяет начальник управления сельского хозяйства облисполкома. Разве в таких условиях может быть равный доступ предприятий разных форм собственности к сырьевым ресурсам?

К сожалению, деловое сообщество не увидело положительных изменений по этим вопросам в уходящем году и надеется, что они все-таки произойдут в 2018-м.

Катерина Борнукова , академический директор Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC):

Бесспорные положительные итоги года - восстановление экономики и сохранение финансовой стабильности. Позитив состоит также в том, что были приняты либеральные документы по поддержке малого и среднего бизнеса.

При этом следует понимать, что значимый макроэкономический эффект либеральные документы будут иметь только в том случае, если они приведут к притоку прямых иностранных инвестиций.

Одновременно с этим настораживают попытки административного , стремление их повысить, во что бы то ни стало.

Главный провал с точки зрения экономических итогов года - отсутствие решений, которые должны быть приняты. В частности, в 2017 году не было сделано ни одного серьезного шага в направлении реформирования сектора госпредприятий. Мы не увидели никаких результатов не только по вопросу приватизации, но и по теме реформирования системы корпоративного управления госсектором.

Реформы не представляются властям срочной задачей, и это наводит на мысль, что и в будущем году никаких серьезных изменений в направлении реформирования госсектора мы не увидим. Такой подход чреват тем, что медленные темпы экономического роста станут хроническими для страны.

Белорусам в этих условиях остается пожелать в новом году стремится быть конкурентоспособными на рынке труда и рассчитывать в первую очередь на себя, а не на государство.

Кирилл Гайдук , страновой экономист Всемирного банка по Беларуси:

Ключевые положительные итоги уходящего года известны - снижение инфляции до минимальных значений, выход из рецессии и восстановление экономического роста. При этом существуют опасения, что он будет медленным.

Ключевые события уходящего года в экономической сфере - либеральные указы и декреты по развитию предпринимательства, а также переговоры Беларуси с МВФ, которые не привели к подписанию кредитной программы. Объявленная пауза в переговорах с МВФ точно не порадовала. Программа с валютным фондом, если бы ее удалось заключить, могла придать импульс долгосрочным положительным изменениям в белорусской экономике.

Тем не менее, хотелось бы, чтобы несмотря на отсутствие договоренностей с валютным фондом, решались задачи, заложенные в пятилетней программе социально-экономического развития Беларуси. Речь там идет о повышении эффективности управления госпредприятиями, снижении размеров перекрестного субсидирования и развитии частного сектора.

Жанна Тарасевич, директор и сопредседатель Бизнес союза предпринимателей и нанимателей им. Кунявского:

Самым важным результатом уходящего года, на наш взгляд, является принятый декрет № 7 о развитии предпринимательства - он дает надежду, что в 2018-м начнется процесс реформ, которые пойдут на пользу частному сектору.

В частности, мы надеемся, что в связи с принятым декретом размер штрафных санкций, которые применяются сегодня по отношению к предпринимателям, будет снижен. Количество проверок также должно сократиться, и это поможет бизнесу спокойнее работать и планировать свою деятельность.

Что разочаровало? В Беларуси две трети субъектов хозяйствования работают убыточно, с нулевой или низкой (до 5%) рентабельностью. Такие финансовые результаты не позволяют развиваться ни предприятиям, ни в целом экономике. Поэтому мы надеялись, что в 2017 году будут приняты меры по снижению фискальной нагрузки на предприятия. К сожалению, этого не произошло.

Фискальная политика должна способствовать экономическому росту, поэтому весной 2018 году по этой теме мы организуем международную конференцию с участием экспертов МВФ и Всемирного банка. Надеемся, наши предложения в этой части будут поддержаны на государственном уровне.

Даниэль Крутцинна , управляющий партнер международной консалтинговой компании Civitta по СНГ:

Главные экономические успехи года для всех очевидны - выход из рецессии, снижение инфляции, стабильность обменного курса. Мы также увидели некоторое снижение доли проблемных долгов в банковском секторе - все перечисленное моменты можно отнести к положительным результатам года.

Главное личное разочарование года касается управления активами. В Беларуси на государственном уровне сохраняется вера в то, что нынешняя система управления госсектором является эффективной, и государство может управлять собственностью также эффективно, как и частник.

Конечно, если мы говорим о промышленных гигантах Беларуси, сложно сказать, в какой мере им может помочь сейчас приватизация - там ситуация не всегда однозначная. Однако, что касается средних госпредприятий, то многие из них дивиденды государству не приносят, и их приватизация в большинстве случаев оправдана.

Менять в лучшую сторону ситуацию в госсекторе, и в целом в экономике, можно двумя путями. Первый - приватизация, второй - повышение эффективности корпоративного управления. Для реализации второго пути необходимо менять мотивацию. Эффективные управляющие, топ-менеджеры, которые смогут повысить прибыльность госпредприятий, должны достойно зарабатывать. Никто не будет спасать страну за копейки.

Еще одно разочарование года - несостоявшаяся программа с МВФ. Валютный фонд мог бы помочь Беларуси провести реформы и повысить эффективность реального сектора. Другие кредиторы, у которых Беларусь продолжает заимствовать деньги, не обладают такими компетенциями.

Валерий Полховский , старший аналитик форекс-брокера Forex Club:

В 2017 году понятие «кризис» стало уходить из словесного оборота людей, и это, безусловно, признак улучшения экономической ситуации в стране.

Подросшие цены на нефть, восстановление российской экономики позволили Беларуси выйти из рецессии в уходящем году.

Хочется надеяться, что , который планируется принять до конца 2017 года, позволит сформировать новые точки роста для национальной экономики.

В то же время отрицательный итог уходящего года - слишком медленное движение страны по пути структурных реформ, хотелось бы видеть ускорение в этом направлении. Страна вышла из рецессии в 2017 году, но качественно новых источников экономического роста пока не появилось.