Этапы оценки эффективности инвестиционного решения. Двухэтапная схема оценки инвестиционного проекта

Для предупреждения возможных финансовых потерь, инвесторами всегда проводится предварительный анализ и оценка всех предлагаемых инициатив. Оценка экономической эффективности инвестиционного проекта еще на стадии проектирования помогает понять его перспективность в части доходности и прибыльности, выбрать лучший из нескольких предложенных вариантов или определить очередность их внедрения.

Что такое эффективность проекта и ее виды

По мнению многих специалистов и аналитиков, на сегодняшний день в мире имеется в наличии огромное количество свободных денег, которые можно вкладывать в различные начинания. Однако ни один серьезный бизнесмен не будет инвестировать свои средства без тщательного и полноценного изучения эффективности , это азы бизнеса.

Эффективность проекта понимается как соответствие его конечных результатов тем параметрам, которые заданы участниками процесса инвестирования. Вообще сам план инвестиционного начинания, которое претендует на внедрение, должен содержать расчеты всех возможных видов эффективности. Основные критерии оценки инвестиционных проектов:

  • Общая эффективность проекта (коммерческая и социально-экономическая). Эта стадия определяет, насколько идея может привлечь дополнительных участников и источники финансирования;
  • Эффективность всех участников начинания (учет интересов всех партнеров). К таковым можно отнести государственные органы, частные лица, общественные организации, банки, акционеры. Кроме того, возможно участие крупных финансово-промышленных групп, объединений, холдингов, отраслевых (министерства) и региональных структур.
  • Эффективность бюджетная. Это показатель рассматривается, когда привлекаются средства бюджетов (федерального или местных).

Чаще всего бизнесмен вкладывает деньги в коммерческую инициативу, чтобы получить прибыль путем продажи произведенных услуг или товаров. Независимо от того, куда направлены в этом случае инвестиции, в сельскохозяйственное предприятие, торговый центр или сталелитейный завод, производится коммерческая оценка . Здесь решение принимается предпринимателем на основании собственных представлений о перспективности идеи, исходя из соотношения "выгода – риск", которое у всех разное.

Вместе с тем в стране строится множество объектов социального назначения, которые не приносят финансовой прибыли. Как пример, в эксплуатацию введена больница, построенная за счет средств федерального бюджета. Особенности оценки инвестиционного проекта такого рода заключаются в том, что при отсутствии прямой прибыли рассматривается социальная значимость возведенного объекта. Оценка социально-экономической значимости начинания, как правило, производится еще на стадии планирования.

Сюда можно отнести такие критерии оценки эффективности, как улучшение для определенной группы людей условий проживания, транспортной доступности, обеспечение их рядом услуг (образовательных, медицинских, бытовых). Нередко социальная составляющая содержится непосредственно в бизнес-плане.

Пример: для работников предприятия предусмотрено предоставление бесплатного жилья (или же на льготных условиях), а также строительство объектов бытового назначения. В таком случае затраты на его возведение учитываются в общих расходах, а часть выручки от работы бытовых предприятий и частичная оплата стоимости жилья включается в статью доходов.

Важным аспектом является экологическая сторона начинания, возведение какого-либо объекта, особенно промышленного, не должно ухудшать состояние окружающей природной среды. Оценка этого критерия становится все более важной, учитывая ужесточение природоохранных требований в мире. Кроме того, не следует забывать и о вопросах безопасности государства при изучении новых идей.

Главным инвестором в инициативах такого рода обычно выступает государство в лице органов исполнительной власти или местного самоуправления. Однако также широко распространено ГЧП (государственно-частное партнерство), при котором используются как государственные, так и частные средства. Такие инициативы должны быть привлекательны для всех сторон.

Бюджетную эффективность проекта следует оценивать, как увеличение доходной части бюджета и степень ее превышения по сравнению с расходной частью. При этом необходимо учитывать не только прямые поступления или уменьшение расходов, но и косвенные доходы (акцизы, сборы, налоги).

На каких принципах базируется оценка и зачем она проводится

Чтобы избежать искривления информации, особенно при сравнении нескольких предложений, их анализ и оценка проводится по единым принципам, которые содержатся в соответствующих Методических рекомендациях, изданных Российской Академией наук в 2004 году. Если же идея претендует на получение государственной поддержки, то применяется Методика, которая утверждена приказом Минрегиона России № 493 от 30.10.2009 года.

Основные принципы оценки инвестиционных проектов, по которым анализируется идея и определяется уровень ее перспективности, включают в себя такие моменты:

  • оценка эффективности проекта осуществляется с учетом его полного жизненного цикла, т.е. всего периода реализации, и многовариантности результатов;
  • учитываются взаимоотношения партнеров и их окружения;
  • моделирование ожидаемых денежных потоков на протяжении всего срока внедрения;
  • уровень влияния на изменения будущего;
  • приоритетность максимального эффекта по сравнению с другими вариантами, при этом для объективности все рассматриваемые предложения ставятся в сопоставимые условия;
  • учет дисконтирования денег во временном разрезе;
  • вычисление ожидаемых плановых затрат;
  • оценка инвестиционных проектов проводится, исходя из наиболее пессимистического сценария;
  • учет инфляционных процессов на стоимость ресурсов на протяжении внедрения инициативы;
  • прогнозирование возможных разнофакторных рисков на эффективность реализации проекта;
  • учет необходимости наличия оборотного капитала для создания производственных фондов.

После проведения детального анализа эффективности инвестиционных проектов, можно ответить на важнейшие вопросы:

  • насколько инвестиция рентабельна;
  • окупится ли вложение и насколько быстро;
  • не превысят ли риски потенциальную прибыль от начинания.

Оценивание, проведенное с соблюдением всех указанных выше требований, дает возможность:

  • понять, насколько рационально вложение средств и есть ли для этого необходимые условия;
  • принять инвестиционные решения, наиболее оптимальные в сложившихся условиях;
  • обнаружить факторы, которые могут негативно повлиять на показатели эффективности проекта, и оперативно скорректировать планы;
  • проанализировать соотношение параметров доходности и риска;
  • составить план мероприятий для мониторинга рациональности использования вложенных средств.

Изучение эффективности инвестиционных проектов очень важно в таких случаях:

  • при поиске основного или дополнительных инвесторов;
  • при определении условий рискового страхования;
  • при определении условий для получения кредита.

Если рассматриваются различные варианты вложения денег, то основные критерии дают возможность, либо отсечь менее перспективный, либо, если инициативы не носят взаимоисключающего характера, установить очередность или приоритетность их внедрения.

Оценка инвестиционной привлекательности проекта производится в четко определенной последовательности. Выделяют такие этапы оценки:

  • общая польза от его внедрения;
  • ценность его для бюджета;
  • выгодность для частного инвестора.

Остановимся на каждой из стадий определения эффективности инвестиционных проектов более детально:

  • Первый этап. Процедура определения назначения и целей инициативы. Здесь рассматривается финансовая состоятельность фирмы, первоначальное изучение различных рисков. Выясняется целесообразность привлечения дополнительных партнеров и степень привлекательности идеи для инвесторов.
  • Второй этап. Анализ ожидаемых расходов. Проводятся мероприятия, направленные на изучение инвестиционных и производственных затрат, составляется сметная документация, вычисляется рентабельность, распределяется по стадиям финансирование.
  • Третий этап. Экономическая оценка инвестиционных проектов. Сначала рассчитывают показатели социальной эффективности реализации проекта и его влияние на бюджет. После этого анализируют эффективность участия каждого партнера, определяют состав задействованных лиц и общую схему финансирования.
  • Четвертый этап. Разработка стратегии финансирования. Окончательно определяется перечень инвесторов и условия сотрудничества с ними, схема инвестирования, расчет средств, которых требует каждая фаза выполнения работ.

Такая экспертиза применима ко всем инициативам. Все полученные оценочные результаты обязательно отображаются в бизнес-плане.

Распространенные методы оценки

Все методы оценки можно разделить на статичные (традиционные) и динамичные. Они отличаются между собой количеством учитываемых факторов и сложностью расчетов.

К статическим можно отнести такие показатели.

Срок окупаемости (PP). Он демонстрирует, за какой период времени инвестор сможет вернуть вложенные деньги и начать получать прибыль. Учитываются такие показатели, как сумма стартового вложения (Io) и среднюю прибыль за период времени (CFcr). Общая формула такова:

Пример расчета. Для завода закуплены новые станки на сумму 20 млн. рублей, которые повысят объем выпускаемой продукции на 10%. В среднем вся дополнительная продукция оценивается в 6 млн. рублей в месяц, а прибыль от нее – в 1,5 млн. рублей. Таким образом, нам необходимо найти частное от начального вложения и средней прибыли: 20 / 1,5 = 13,3 месяца. Для более точного прогноза, показатель можно дисконтировать.

Коэффициент эффективности вложений (ARR). Это обратный показатель относительно периода окупаемости, т.е. здесь среднегодовая чистая прибыль делится на начальные инвестиции.

Это простая формула, показывающая рентабельность инвестиции. Она характеризует отношение объема прибыли за все время внедрения идеи к начальному вложению капитала. Следовательно, если прибыль составила 25 млн. рублей при вложениях в сумме 15 млн. рублей, то получаем величину P 66 процентов. Это означает, что каждый инвестированный рубль принес 66 копеек прибыли.

Более сложный пример – это непосредственно коэффициент эффективности. Его формула учитывает остаточную стоимость активов после завершения жизненного цикла (If).

Посчитаем ранее рассмотренный пример. ARR = 1,5 * 12 / 20 = 0,9 или 90%.

Статические более просты в расчете и наглядны, однако в них обычно не принимается во внимание временной фактор, а для вычисления нередко берутся несопоставимые величины. По этой причине их обычно рассматривают как вспомогательные.

Перечень динамических методов включает в себя ряд показателей, в которых используется большее количество исходных данных, а также применяется ставка дисконтирования. Основных показателя четыре:

Чистая стоимость приведенная (NPV). Показывает доход (CFt), дисконтированный по ставке (r) к началу внедрения, за вычетом суммы стартового вложения (Io).

Если необходимо дополнительно вливать финансы по ходу реализации начинания, то формула несколько видоизменяется с учетом года (Lt) и периода инвестирования (t):

Индекс инвестиционной рентабельности (PI). Это показатель того, сколько дохода принесла единица вложения в процентах:

Данный критерий помогает выбрать более перспективный вариант в случаях, когда NPV инициатив примерно равен. В таком случае более высокий показатель PI предпочтительнее, если он выше нуля или равен ему.

Норма доходности внутренняя (IRR). Сигнализирует о норме доходности, ниже которой начинание станет убыточным. У показателя отсутствует собственная формула расчета, поэтому чаще всего она вычисляется методом математического подбора значения барьерной ставки, исходя из значения NPV = 0. Это можно записать следующим образом:

Здесь NPVIRR указывает на чистую стоимость вложений, дисконтированную по ставке IRR.

Период окупаемости дисконтированный (DPP). Здесь учитывается изменение стоимости денег с течением времени. Если деньги вкладывались единоразово в самом начале, то применяется такой механизм расчета:

Если же есть необходимость дополнительного финансирования по ходу реализации начинания, то формула выглядит так:

В данном случае принимаются во внимание не только доходы от реализации продукции, но и затраты на ее производство.

Применяя описанные выше методы, можно получить полную картину того, насколько выгодной является предложенная инициатива. Их можно использовать в полном объеме или выборочно, исходя из того, насколько сложна экономика рассматриваемого начинания:

  • Для малых проектов зачастую бывает достаточно только статических методов. Срок их реализации обычно невелик (менее одного года), поэтому ставка дисконтирования не играет большой роли, а риски легко предсказуемы.
  • Крупные инициативы, рассчитанные на 2-3 летнюю реализацию и длительный жизненный цикл, требуют применения динамических методов, также математически просчитываются и риски.
  • Мега-начинания с многолетним периодом внедрения и большими финансовыми вливаниями анализируются по всем критериям поэтапно: от предварительных исследований и моделирования до эксплуатации и закрытия. Эти вычисления требуют специальных знаний и опыта, поэтому они проводятся специализированными организациями (в т.ч. научными).

Особенно важно уметь исследовать и просчитывать риски, которые могут повлиять на ход внедрения идеи.

При некачественно изученных рисках крупномасштабные инвестиции могут обернуться колоссальными убытками. Выделяют такие основные виды рисков:

  • Общеэкономический. Он базируется на анализе таких показателей, как инфляционные процессы, курсовые колебания валют, динамике ключевой ставки Центробанка. Большая амплитуда колебаний этих показателей может отпугнуть как зарубежных, так и отечественных инвесторов.
  • Отраслевой. Зависит от уровня стабильности отрасли и направлением ее развития, внутренних и мировых цен на продукцию и стратегическое сырье. Часто отраслевые колебания носят цикличный характер, поэтому для оценки будущих рисков изучают предыдущие периоды.
  • Корпоративные. Для их понимания изучается место корпорации на рынке (экономические показатели, доля в выпуске той или иной продукции, текущее положение дел). Обычно такие риски вычисляются способом моделирования ситуаций при изменении основных показателей деятельности.

Своевременно проведенная оценка предложенной инициативы и анализ полученных показателей значительно снижают риск понести убытки. Поэтому серьезные предприниматели обязательно проводят такую работу, даже если рассматриваемая идея выглядит очень привлекательно.

5. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИЙ

5.1. Основные принципы оценки эффективности и финансовой реализуемости инвестиционных проектов

5.1.3. Этапы оценки эффективности инвестиционных проектов

Оценка эффективности инвестиционных проектов проводится в два этапа .

На первом этапе рассчитываются показатели эффективности проекта в целом. Цель этого этапа – агрегированная экономическая оценка проектных решений и создание необходимых условий для поиска инвесторов. Для локальных проектов оценивается только их коммерческая эффективность и, если она оказывается приемлемой, то можно переходить ко второму этапу оценки.

Если источник и условия финансирования уже известны, оценку коммерческой эффективности проекта можно не производить.

Второй этап осуществляется после выработки схемы финансирования. На этом этапе уточняется состав участников и определяется финансовая реализуемость и эффективность участия в проекте каждого из них.

Для локальных проектов на этом этапе определяется эффективность участия в проекте отдельных предприятий-участников, эффективность инвестирования в акции таких акционерных предприятий.


· чистый дисконтированный доход (ЧДД);

· внутренняя норма доходности (ВНД);

· индексы доходности (ИД);

· срок окупаемости (простой и дисконтированный).

Перед проведением оценки эффективности экспертно определяется общественная значимость проекта. Общественно значимыми считаются крупномасштабные, народнохозяйственные и глобальные проекты.

Оценка инвестиционного проекта осуществляется в два этапа: на первом рассчитываются показатели эффективности проекта в целом , на втором проводится оценка эффективности инвестиций для каждого отдельного участка проекта .

Эффективность проекта в целом оценивается с целью определения потенциальной привлекательности проекта для возможных участников и поиска источников финансирования. Она включает общественную и коммерческую эффективность проекта. Для локальных проектов оценивается только их коммерческая эффективность, и если она оказывается приемлемой, то рекомендуется переходить непосредственно ко второму этапу. Для общественно значимых проектов оценивается в первую очередь их общественная эффективность. При неудовлетворительной общественной эффективности такие проекты не рекомендуются к реализации и не могут претендовать на государственную поддержку. Если же их общественная эффективность больше нуля, то необходимо оценивать коммерческую эффективность. При положительной коммерческой эффективности можно переходить ко второму этапу. При неудовлетворительных значениях коммерческой эффективности необходимо проверить все возможности государственной поддержки, и если коммерческая эффективность меньше нуля, то проект не может быть рекомендован к реализации. Непосредственно процедура оценки показана на рис. 11.3.1.

Проект коммерчески эффективен?
Да
Нет

Рис. 11.3.1. Концептуальная схема первого этапа оценки проекта

Показатели общественной эффективности учитывают связанные с реализацией проекта затраты и результаты, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников инвестиционного проекта. Для крупномасштабных проектов рекомендуется обязательно оценивать общественную эффективность.

Если проект в целом оказывается достаточно хорошим, то от первого этапа, являющегося предварительным, переходят ко второму – основному, когда уже осуществляется проверка фактической эффективности участия в проекте каждого из потенциальных инвесторов и вырабатываются, если это необходимо, варианты возможной схемы финансирования, распределения прибылей и т.д. Данный процесс носит итеративный характер и показан на рис.11.3.2.

Да
Нет

Рис. 11.3.2. Концептуальная схема второго этапа оценки проекта

Оценки общественной и коммерческой эффективности имеют между собой определенные сходства и различия. Схема оценки в любом случае предусматривает сопоставление выгод и затрат проекта. При этом формально используются одни и те еж критерии: NPV, IRR, PI и PP (DPP). Однако показатели общественной эффективности отражают соотношение выгод и затрат для общества в целом, а показатели коммерческой эффективности – для отдельной генерирующей проект организации.

Практические различия между оценкой общественной и коммерческой эффективности сводятся, во-первых, к трактовке налогов, дотаций и субсидий, а во-вторых, к используемым в проекте ценам.

При рассмотрении денежных потоков, необходимых для оценки коммерческой эффективности , налоги, которые платит фирма, увеличивают ее затраты на осуществление проекта, а любые предоставляемые фирме субсидии увеличивают ее доходы.

При проведении оценки общественной эффективности трактовка налогов и субсидий совершено иная. Они рассматриваются как часть трансфертных платежей, т.е. представляют собой сделку, при которой не создается никакой новой ценности, хотя контроль за реальными ресурсами и переходит из одних рук в другие.

При уплате предприятием налогов на прибыль уменьшается его чистая прибыль, а следовательно, сокращается поток реальных денег по проекту. Однако выплата налоговых сумм не сокращается национальный доход страны, поскольку происходит лишь передача дохода предприятия государству. Поэтому можно сказать, что данный платеж с позиции экономики не есть затрата.

Следовательно, в общем случае при оценке общественной эффективности все трансфертные платежи должны быть исключены из рассмотрения как не отражающие реальных выгод и затрат страны.

При расчете коммерческой эффективности затраты и выгоды проекта измеряются в «финансовых ценах»: либо рыночных, либо назначаемых административно. Чистые выгоды при этом рассматриваются с точки зрения отдельного предприятия или пользователей проекта.

При расчете общественной эффективности затраты и выгоды должны оцениваться в специальных «экономических», или «теневых», ценах. Чистые выгоды рассматриваются с точки зрения общества в целом.

Определение теневых цен предполагает исключение из состава рыночных цен всех искажений свободного рынка, в частности влияния монополистов и трансфертных платежей, а также добавление не учтенных в рыночных ценах общественных благ и экстерналий .

Общественные блага – это работы и услуги, некоторые продукты, потребление которых одним субъектом не препятствует их потреблению другими, поэтому общественные блага являются бесплатными и не участвуют в рыночном обороте.

Экстерналии – экономические и внешнеэкономические последствия, возникающие во внешней среде при производстве товаров и услуг, но не отраженные в рыночных ценах последних.

Как уже было сказано, на втором этапе проводится оценка эффективности инвестиций для каждого отдельного участника проекта . Участие в проекте должно быть выгодным для всех инвесторов, причем для каждого из них оценка эффективности производится в соответствии с его интересами, по адекватным им критериям. Поэтому на втором этапе оценивается значительно больше видов эффективности: финансовая – для фирм, банков и т.д. (нижний уровень); отраслевая и региональная – для соответствующих регионов, отраслей, финансово-промышленных групп и т.д. средний уровень); общественная, бюджетная и т.д. – для общества в целом, федерального бюджета и др. (верхний уровень).

Эффективность участия в проекте определяется с целью проверки реализуемости проекта и заинтересованности в нем всех участников и включает:

· эффективность участия предприятий в проекте (эффективность для предприятий – участников инвестиционного проекта);

· эффективность инвестирования в акции предприятия (эффективности для акционеров акционерных предприятий – участников инвестиционного проекта);

· эффективность участия в проекте структур более высокого уровня по отношению к предприятиям-участникам в том числе:

o региональную и народохозяйственную эффективность – для отдельных регионов и для всего народного хозяйства РФ;

o отраслевую эффективность – для отдельных отраслей народного хозяйства, финансово-промышленных групп, объединений предприятий и холдинговых структур;

· бюджетную эффективность (эффективность участия государства в проекте с точки зрения расходов и доходов бюджетов всех уровней: федерального, регионального и местного). Компрессионное решение, удовлетворяющее всех участников, в общем случае находится лишь в итеритавном процессе согласования их интересов и только при условии, что проект достаточно эффективен и может быть выгоден для каждого.

Определяющим при оценки эффективности является ЧДД. Остальные показатели носят в большей степени вспомогательный характер.

Оценку эффективности инвестиционного проекта необходимо начинать с определения его общественной значимости, которая может проводиться с привлечением экспертов. Проект является общественно значимым в том случае, когда результаты его реализации влияют на хотя бы один из внутренних или внешних рынков (финансовых, продуктов и услуг, труда и т.д.), а также на экологическую и социальную обстановку.

Инвестиционные проекты в зависимости от их масштаба (значимости) разделяются на глобальные, народно-хозяйственные, крупномасштабные, локальные.

Наибольшую значимость имеют глобальные проекты. Реализация глобальных проектов оказывает существенное влияние на экономическую, социальную или экологическую ситуацию на планете, и при принятии таких проектов к реализации необходимо учитывать это влияние.

Следующими по значимости являются народно-хозяйственные проекты. Реализация таких проектов оказывает существенное влияние на ситуацию в стране, в которой они осуществляются, но их влияние нельзя распространить на другие страны. При оценке таких проектов необходимо ограничиться учетом их влияния на ситуацию в стране.

В случае если влияние проекта распространяется на ситуацию в отдельных регионах страны или отраслях, то такие проекты признаются крупномасштабными, и при оценке их эффективности не учитывается влияние этих проектов на ситуацию в других регионах или отраслях.

Наименее значимыми являются локальные проекты, которые не оказывают существенного влияния на ситуацию в регионе, отрасли, не изменяют уровень и структуру цен на товарных рынках.

Первые три группы проектов считаются общественно значимыми. Оценку эффективности инвестиционного проекта рекомендуется проводить в два этапа.

На первом этапе осуществляется оценка эффективности проекта в целом, принимается решение о целесообразности его дальнейшей разработки. Цель данного этапа – получение обобщенной экономической оценки проектных решений и создание необходимых условий для поиска инвесторов. Начинается оценка с определения общественной значимости проекта. Если проект признан общественно значимым, то первый этап будет включать две составляющие: оценка общественной эффективности и оценка коммерческой эффективности. Оценка общественно значимых инвестиционных проектов должна начинаться с оценки их общественной эффективности. В случае признания проекта общественно неэффективным его не рекомендуют к реализации, и, следовательно, такой проект не может рассчитывать на государственную поддержку. Если проект признан общественно эффективным, переходят к оценке его коммерческой эффективности. При оценке коммерческой эффективности возможны два варианта. Первый вариант: проект коммерчески эффективен, и в этом случае переходят ко второму этапу – оценке эффективности участия в проекте. Второй вариант: коммерческая эффективность проекта признана недостаточной. Так как проект признан общественно значимым, отсутствие коммерческой эффективности данного проекта не означает обязательного отказа от его реализации. В данном случае рекомендуется рассмотреть возможность применения различных вариантов его поддержки (общественно значимые проекты могут рассчитывать на государственную поддержку), которые позволили бы повысить коммерческую эффективность данного проекта до приемлемого уровня. После этого повторно проводится оценка коммерческой эффективности инвестиционного проекта с учетом поддержки. Если благодаря поддержке удалось достичь приемлемой эффективности, переходят к оценке эффективности участия в проекте. Если же проект и с учетом возможной поддержки остается коммерчески неэффективным, то его реализация не рекомендуется. Если источники и условия финансирования уже известны, оценку коммерческой эффективности проекта можно не проводить.

Оценка локальных проектов, так же как и общественно значимых, должна проводиться в два этапа. Но в отличие от общественно значимых проектов, для которых на первом этапе проводится оценка общественной эффективности и оценка коммерческой эффективности, для локальных проектов проводится лишь оценка коммерческой эффективности. В случае если локальный проект признан коммерчески неэффективным, он не рекомендуется к реализации и вопрос о его поддержке со стороны государства не рассматривается. Ко второму этапу оценки локальных проектов переходят, если на первом этапе он признан коммерчески эффективным.

Второй этап оценки эффективности инвестиционного проекта осуществляется после того, как выработана схема его финансирования. На втором этапе уточняется состав участников проекта, определяется финансовая реализуемость проекта и оценивается эффективность проекта для каждого из участников (за исключением кредиторов). Эффективность проекта для кредиторов не проводится, так так стоимость заемных средств определена в договоре, и именно она определяет эффективность проекта для кредиторов. На втором этапе оценки эффективности инвестиционных проектов оценивают региональную и отраслевую эффективность, эффективность участия в проекте отдельных предприятий и акционеров, бюджетную эффективность и др. При оценке коммерческой эффективности учитывается состав и система взаимоотношений между участниками проекта, в том числе и схема финансирования инвестиционного проекта.

Коммерческая эффективность проекта оценивается применительно к определенному составу участников и определенной системе взаимоотношений между ними, включая и схему финансирования проекта.


к. э. н., руководитель кафедры экономики и менеджмента экономического
факультета Вологодского государственного технического университета.

Ограниченность инвестиционных ресурсов вызывает необходимость их эффективного использования. При этом могут быть две постановки задачи рационального использования инвестиций:

  • если объем инвестиций для осуществления проекта задан, то следует стремиться получить максимально возможный эффект от их использования;
  • если задан результат, который надо получить за счет вложения капитала, необходимо искать пути минимизации расхода инвестиционных ресурсов.

Экономическая эффективность инвестиционного проекта — это категория, отражающая соответствие инвестиционного проекта целям и интересам его участников.

Осуществление успешных инвестиционных проектов увеличивает внутренний валовый продукт (ВВП), который затем делится между участниками проекта — акционерами, работниками предприятий, банками, бюджетами разных уровней и др. Поступлениями и затратами этих участников определяются различные виды эффективности инвестиционного проекта. Рекомендуется оценивать следующие виды эффективности проекта.

1. Эффективность проекта в целом. Оценка эффективности инвестиционного проекта в целом обычно производится с общественной и коммерческой позиций, причем оба вида эффективности рассматриваются с точки зрения единственного участника, реализующего проект за счет собственных средств.

Цели оценки эффективности проекта в целом:

  • определение потенциальной привлекательности проекта для возможных участников;
  • поиск источников финансирования.

Виды эффективности инвестиционного проекта в целом:

  • общественная (социально-экономическая) эффективность проекта;
  • коммерческая эффективность проекта.

2. Эффективность участия в проекте. Участниками проекта могут быть предприятие, реализующее проект, и его акционеры; банки, осуществляющие кредитование проекта; лизинговая компания, предоставляющая оборудование для проекта, и т.д. Проект может затрагивать интересы структур более высокого порядка (отрасль, регион и т.п.), которые способны весьма существенно повлиять на его реализацию. Проект может быть общественно значимым и требовать поддержки федерального, регионального или местного бюджетов.

Наличие нескольких участников инвестиционного проекта предопределяет несовпадение их интересов, разное отношение к приоритетности различных моментов проекта. Для каждого участника характерно формирование специфических потоков денежных средств для расчета показателей эффективности и, как следствие, возможное несовпадение результатов оценки и решения об участии в проекте. Поэтому следует определить эффективность проекта для каждого непосредственного участника в отдельности.

Цели определения эффективности участия в проекте:

  • проверка реализуемости инвестиционного проекта;
  • проверка заинтересованности в реализации проекта всех его участников.

Эффективность участия в проекте включает:

  • эффективность участия предприятий в проекте (эффективность инвестиционного проекта отдельно для каждого предприятия-участника);
  • эффективность инвестирования в акции предприятия (эффективность для акционеров — участников инвестиционного проекта);
  • эффективность участия в проекте структур более высокого уровня, в том числе: а) региональная и народнохозяйственная эффективность — для региона и народного хозяйства в целом; б) отраслевая эффективность — для отдельных отраслей народного хозяйства, финансово-промышленных групп (ФПГ), объединений предприятий и холдинговых структур;
  • бюджетная эффективность инвестиционного проекта — эффективность участия в инвестиционном проекте бюджета определенного уровня.

Все виды эффективности инвестиционного проекта базируются на сопоставлении затрат и результатов (выгод) от проекта, но отличаются подходом к их оценке и составом.

Перед проведением оценки эффективности экспертно определяется общественная значимость проекта. Общественно значимыми считаются крупномасштабные, народнохозяйственные и глобальные проекты. Оценку эффективности инвестиционного проекта рекомендуется проводить в два этапа.

Первый этап — расчет эффективности проекта в целом

Цели этапа:

  • интегрированная экономическая оценка проектных решений;
  • создание необходимых условий для поиска инвесторов.

Для локальных проектов оценивается только их коммерческая эффективность и, если она оказывается приемлемой, рекомендуется переходить к следующему этапу оценки.

Для общественно значимых проектов сначала оценивается их общественная эффективность. При неудовлетворительной общественной эффективности проекты не рекомендуются для реализации. Если общественная эффективность оказывается достаточной, оценивается коммерческая эффективность. При недостаточной коммерческой эффективности общественно значимого инвестиционного проекта рекомендуется рассмотреть различные формы его поддержки, которые повышают коммерческую эффективность до приемлемого уровня.

Задачей первого этапа является определение эффективности проекта в целом исходя из предположения, что он будет профинансирован целиком за счет собственных средств. Такой подход позволяет представить эффективность проекта как такового, т.е. эффективность технико-технологических и организационных решений, предусмотренных в проекте. Это необходимо для привлечения потенциальных инвесторов к участию в его реализации.

Второй этап — расчет эффективности участия в проекте (осуществляется после выработки схемы финансирования)

Для локальных проектов определяется эффективность участия в проекте отдельных предприятий-участников, эффективность инвестирования в акции, бюджетная эффективность.

Для общественно значимых проектов сначала определяется региональная эффективность и, если она удовлетворительна, дальнейший расчет выполняется как для локальных проектов. Если необходимо, оценивается и отраслевая эффективность.

Участие в проекте должно быть выгодным для всех инвесторов, причем для каждого из них оценка эффективности производится в соответствии с его интересами, по адекватным им критериям. Поэтому на втором этапе оценивается значительно больше видов эффективности. Компромиссное решение, удовлетворяющее всех участников, находится в процессе согласования их интересов и при условии, что проект достаточно эффективен и, следовательно, может быть выгодным для каждого.

Помимо экономического, от реализации инвестиционного проекта могут быть получены социальный и экологический эффекты. Поэтому при разработке проекта должна производиться оценка его социальных и экологических последствий, а также затрат, связанных с социальными мероприятиями и охраной окружающей среды.

Оценка социальных результатов проекта предполагает, что проект должен соответствовать социальным нормам, стандартам и условиям соблюдения прав человека. Предусматриваемые проектом мероприятия по созданию работникам нормальных условий труда и отдыха, обеспечению их продуктами питания, жилой площадью и объектами социальной инфраструктуры являются обязательным условием его реализации и какой-либо самостоятельной оценке в составе результатов проекта не подлежат. Когда реализация проекта предполагает улучшение жилищных и культурно-бытовых условий работников (например, предоставление бесплатно или на льготных условиях жилья), затраты по сооружению или приобретению соответствующих объектов включаются в состав затрат по проекту и учитываются в расчетах эффективности в общем порядке.

Доходы от этих объектов (часть стоимости жилья, оплачиваемая в рассрочку, выручка предприятий бытового обслуживания и т.п.) учитываются в составе результатов проекта. В расчетах эффективности учитывается и самостоятельный социальный результат подобных мероприятий, получаемый при увеличении рыночной стоимости жилья, обусловленном вводом в действие дополнительных объектов социально-бытового назначения.