Страховое покрытие по осаго. Выплаты по осаго

В 2017 году одной из самых обсуждаемых в среде автомобилистов тем стал закон, предусматривающий изменения в ОСАГО. Суть основных поправок можно сформулировать тремя словами – ремонт вместо выплат. Помимо страховых компаний и водителей нововведения затрагивают интересы автобизнеса и неоднозначно оцениваются представителями разных слоёв населения.

Почему возникла необходимость в поправках к закону об ОСАГО в 2017 году, в чём их суть, и насколько эти изменения затронули действующие правила? Какова будет теперь процедура и сроки возмещения по страховому случаю, и как это скажется на качестве работ автосервисных предприятий? Каких последствий от введения и могут ожидать автомобилисты? Есть ли изменения в ОСАГО, которые не вступят в силу в 2017 году?

Ответы на большинство вопросов, связанных с изменениями в ОСАГО с 28 апреля 2017 года, есть в видео-репортаже в конце этой статьи.

А подробное рассмотрение вышеперечисленных вопросов может стать полезным для широкого круга автовладельцев.

Основные изменения в законе об ОСАГО в 2017 году

Авторы законопроекта, предусматривающего поправки к закону об ОСАГО, декларировали основной целью изменений борьбу с мошенническими действиями недобросовестных страхователей (зачастую действовавших в сговоре с уже образовавшимся целым классом «автоюристов» и сотрудниками сервисных станций).

В действующей до вступления в силу изменений версии закона вид страховой компенсации (в натуральной форме – ремонт, или денежная выплата) выбирал страхователь. И до введения Европротокола (предусматривающего урегулирование убытков без участия ГИБДД) таких противоправных действий было достаточно много, а последние 2-3 года их число стало стремительно расти. Как следствие росли убытки страховых компаний, а чтобы их компенсировать всеми правдами и неправдами увеличивалась действующая стоимость полисов (так называемые дополнительные услуги страховых компаний).

В первоначальной версии изменения предусматривали, что вид компенсации теперь будет выбирать страховщик, однако в окончательном варианте осталась только компенсация в натуральной форме (восстановительный ремонт) и строго оговоренное количество случаев, когда компенсация выплачивается страховщиком в денежной форме.

В окончательной редакции изменения к закону об ОСАГО были подписаны Президентом 28 марта 2017 года, и значительная их часть вступила в силу через 30 дней после подписания, то есть с 28.04.2017 г.

Подробности основных изменений в законе об ОСАГО, предусматривающих организацию и проведение ремонтных работ вместо выплат денежной компенсации, можно сформулировать следующим образом:

· при проведении ремонтно-восстановительных работ используются только новые запасные части. Как исключения и только с согласия автовладельца допускается применение бывших в употреблении запасных частей (например, для «экзотических» автомобилей давно снятых с производства);

· при оценке стоимости ремонтно-восстановительных работ естественный износ и старение деталей, узлов и агрегатов теперь не учитываются;

  • страховая компания предлагает (и публикует на своём сайте) перечень аккредитованных ею станций технического обслуживания. Автовладелец может предложить свою сервисную станцию, но для проведения на ней ремонта требуется согласие страховой компании;
  • сервисная станция, предлагаемая страховщиком для проведения ремонта, не должна располагаться далее 50 километров от места проживания владельца автомобиля или места, где произошёл страховой случай;
  • максимальный срок ремонтно-восстановительных работ ограничивается 30 рабочими днями;
  • на выполненные ремонтно-восстановительные работы даётся гарантия: 6 месяцев на ремонт, включающий все виды работ кроме кузовных и малярных и 12 месяцев на кузовные и малярные работы;
  • новые автомобили (возраст до 2 лет с года выпуска) могут ремонтироваться исключительно на станциях технического обслуживания, авторизованных производителем (официальные дилеры).

Что же, денежные выплаты страхователю теперь полностью исключаются? Нет, изменения к закону об ОСАГО предусматривают и денежную компенсацию в следующих случаях:

  • автомобиль, попавший в ДТП восстановлению не подлежит (фактически нечего ремонтировать);
  • сумма ремонтно-восстановительных работ превышает лимит по ОСАГО (а это 400 тыс. руб.);
  • владелец автомобиля в результате страхового случая получил тяжкие телесные повреждения или погиб;
  • владелец автомобиля является инвалидом;
  • страховщик (станция техобслуживания из перечня страховой компании, изначально выбранная страхователем) не может обеспечить ремонтно-восстановительные работы данного автомобиля в установленный срок или по иным причинам (например, отсутствия опыта ремонта, запасных частей и технической документации на автомобиль данной марки и модели);
  • автовладелец и страховая компания пришли к взаимному соглашению о денежной компенсации ущерба, рассчитанной страховщиком с учётом износа автомобиля;
  • по требованию автовладельца страховой случай рассматривает комиссия Российского союза автостраховщиков (РСА), которая признаёт возможность денежной компенсации с учётом тяжёлого положения страхователя.

Конечно же, в перечисленных случаях сумма выплат получается ниже стоимости ремонтно-восстановительных работ.

Следует отметить, что внесение поправок с 28.04.2017 г. в закон об ОСАГО – это не единственные изменения в области страхования автогражданской ответственности в 2017 году.

Так с 1 января (хотя сама поправка была принята ещё летом 2016 года) вступили в силу изменения, касающиеся обязанности страховщика предоставлять автовладельцам возможность покупки полиса ОСАГО на сайте компании – так называемые электронные полисы е-ОСАГО. Теперь эта услуга стала для страховых компаний обязательной и резко сократила возможность злоупотреблений страховым агентам, особенно в отдалённых регионах.

Ещё одно изменение, вступившее в силу с начала 2017 года – новые правила расчета показателя безаварийной езды: коэффициента бонус-малус (КБМ). До 1 января КБМ безаварийного автовладельца мог пострадать, если он был внесен как дополнительный водитель в страховой полис другого автомобиля. Теперь же расчёт КБМ персонифицирован и «отвязан» от конкретного автомобиля.

На стадии законопроекта были предложены также некоторые изменения в ОСАГО, которые пока не прошли но, по мнению экспертов, будут предложены вновь: отмена повышающего коэффициента за мощность двигателя, отмена регионального коэффициента, введение повышающего коэффициента за нарушение Правил дорожного движения.

Чего лишились и что приобрели автовладельцы при покупке полиса ОСАГО?

Конечно, возможность выбора между денежными выплатами или ремонтом на согласованной станции техобслуживания, предоставляла добросовестным страхователям более широкие права при решении вопроса восстановительного ремонта. Разработчики изменений к закону указывали на то, что ограничение в таких правах с лихвой компенсируется стоимостью новых запасных частей без учета износа автомобиля.

С этим можно согласиться лишь отчасти: в предыдущей редакции закона об ОСАГО подразумевалось, что стоимость деталей входила в стоимость ремонта и обычно определялась как среднерыночная стоимость оригинальных запасных частей. В новой же редакции не указано, что запчасти должны быть оригинальными, а стоимость неоригинальных запчастей существенно ниже оригинальных. Так что, как бы дополнительное возмещение за счёт стоимости новых запчастей пока выглядит не очень убедительно.

Вообще запасные части могут стать серьёзным камнем преткновения при применении новых поправок. Дело в том, что даже у официальных дилеров в больших городах сроки поставки запчастей могут составлять две-три недели. Какие же сроки поставок будут у сервисных станций, расположенных в отдалённых регионах? А ведь это – нарушение сроков ремонта и последующие конфликтные ситуации.

То же касается соблюдения гарантийных обязательств, связанных с качеством ремонта. Легко предположить, что новая, но не оригинальная запасная часть оказалась ненадлежащего качества. В этой связи произошёл отказ, например, через 7 месяцев после ремонта, и получается, что последствия установки некачественной детали должен оплачивать автовладелец.

В какой-то мере перечисленные недостатки могут быть компенсированы предварительным (еще до заключения договора ОСАГО) выбором автовладельцем сервисной станции с проверенной репутацией. И, даже в большей степени, выбором страховой компании по подходящему перечню станций технического обслуживания на официальном сайте компании.

Беда в том, что на конец апреля 2017 года далеко не на всех сайтах (в том числе ведущих страховых компаний страны) такие списки были опубликованы. А там, где были опубликованы, пока что технические центры ведущих дилеров и авторитетные независимые сервисные станции не значатся. Впрочем, разработчики поправок дают на их «притирку» не менее полугода.

Безусловно, положительным моментом нового закона является фактическое введение дополнительного института контроля над качеством работы сервисных станций. А поскольку страхователь предъявляет претензии страховщику, это в какой-то степени и дополнительный контроль над качеством работы страховых компаний.

Санкции к страховым компаниям, нарушающим сроки направления страхователя на ремонт по ОСАГО и собственно сроков ремонта достаточно жёсткие: 1% от суммы возмещения за каждый день просрочки в первом случае и 0,5% – во втором.

Мало того, подтверждение некачественно выполненного или неполного ремонта может повлечь за собой взыскание со страховой компании морального вреда и штрафа, составляющего до 50% от стоимости возмещения (новый фронт работ для автоюристов).

Многие автомобилисты знают, что при необходимости проведения кузовного ремонта полностью описать все повреждения при осмотре даже опытными экспертами не всегда возможно – речь идёт о скрытых дефектах. Применение нового закона ОСАГО избавляет страхователя от необходимости доказывания дополнительных расходов на устранение таких дефектов – теперь это ответственность страховой компании.

В общем, как и во всяком другом значимом для общества законе, эффективность изменений оценит только время.

Видео об изменениях в ОСАГО 2017

Правила ОСАГО определяют сумму покрытия страховых случаев, которыми могут быть нанесение любого ущерба транспортным средствам и вреда здоровью и жизни людей в ДТП. Каковы максимальные выплаты по ОСАГО при ДТП 2018 года? Когда в последний раз они увеличивались? При каких условиях можно получить предельную сумму возмещения по полису обязательного страхования?

Максимальная выплата и сумма покрытия по ОСАГО в 2018 году

Максимальная выплата по ОСАГО несколько раз увеличивалась - в 2014, в 2015 и в 2018 году. Первые изменения коснулись страховых выплат, положенных при причинении в ДТП ущерба транспортным средствам - сумма была увеличена сразу на 70% (280 000 рублей). Следующее изменение предельной страховой суммы касалось ситуаций, когда в результате ДТП вред люди получали травмы - страховая выплата была увеличена на 68% (340 000 рублей). В таблице ниже представлены все суммы возмещения по ОСАГО за последние несколько лет.

Таблица - Максимальный размер выплат по ОСАГО в 2014 - 2018 гг., тыс. руб.

Основания для выплаты возмещения
Лимит выплаты в 2014 году
Лимит выплаты в 2018 году
Получение травм и повреждений
160
500
Причинение вреда имуществу одного потерпевшего
120
400
Причинение ущерба имуществу нескольким потерпевшим
160
400
Гибель потерпевшего
135
475
Расходы на захоронение
25
25
Возмещение по европротоколу
25
100

Источник: ФЗ №40

В 2018 году расчет размера возмещения, положенного после наступления страхового случая, осуществляется на основании единой методики, разработанной Центробанком в Положении №432-П и Постановления Правительства №1164. В первом документе представлены формулы для расчета цены на ремонт автомобиля, пострадавшего в ДТП, во втором - нормативы для расчета страховой компенсации за вред, причиненный здоровью.

При нанесении вреда имуществу

Размер выплаты по ОСАГО в 2018 году за ущерб, нанесенный транспортным средствам, рассчитывается после осмотра машины специалистом страховой компании или в ходе проведения независимой экспертизы. Порядок процедуры установлен Правилами обязательного страхования. Получить максимальную сумму при таком расчете пострадавший водитель в большинстве случаев не сможет. Согласно единой методике в возмещении ущерба учитывается следующее:

  • Износ деталей;
  • Стоимость ремонтных работ;
  • Стоимость запчастей и материалов, необходимых для ремонта.

Если сумма убытков, определенная страховщиком, меньше предполагаемой, то владелец ТС может провести независимую экспертизу в организации, не имеющей отношения к его страховой компании. На основании результатов экспертизы можно подать претензию страховщику, и если в 10-дневный срок она не будет удовлетворена, подать в суд по месту жительства иск. Дело можно выиграть только, если разница в результатах двух экспертиз составляет больше 10%.

При ДТП с пострадавшими

Сумма возмещения по ОСАГО при аварии с пострадавшими складывается на основании нормативов, определенных Постановлением Правительства. Страховая компания использует данные медицинских учреждений, в которых оказывалась помощь лицам, получившим травмы в ДТП. В зависимости от тяжести полученных повреждений, определяется итоговый размер страховой компенсации. Так, минимальная страховая выплата может составить только 250 рублей в случае, если у пострадавшей стороны зафиксированы лишь ушибы мягких тканей (синяки).

Для лиц, получивших инвалидность из-за аварии, установлены особые лимиты. Так, инвалиды 1 группы получат 100% денежного возмещения, инвалиды 2 группы - 75% и люди с инвалидностью 3 группы - 50%. Несовершеннолетний, который из-за травм после ДТП получил статус «ребенка-инвалида», может рассчитывать на 100% компенсацию. Выплату страховки по заявлению за него получают его законные представители - родители, родственники или опекуны.

Сумма компенсации по ОСАГО при ДТП со смертельным исходом

Полис ОСАГО гарантирует страховую выплату лицам, имеющим на нее право согласно ст. 1088 ГК РФ, в случае гибели потерпевшего в результате ДТП. К таким лицам относятся иждивенцы, один из членов семьи, осуществляющий уход за недееспособным или нетрудоспособным родственником. При отсутствии этих лиц право на страховую компенсацию получают супруги, родители, дети или люди, у которых умерший находился на иждивении. Страховая сумма в 475 тысяч рублей делится поровну между всеми, кто подал в страховую компанию заявление на выплату возмещения, и выплачивается в течение 5 дней после окончания принятия всех заявлений.

Максимальный размер выплаты по европротоколу

До 2014 года предельная сумма выплаты по европротоколу равнялась 25 тысячам рублей. В 2015 году она была увеличена до 50 тысяч рублей. С лета 2018 года по европротоколу можно получить до 100 тысяч рублей. Оформление ДТП без сотрудников ГИБДД возможно только в случаях столкновения не более двух автомобилей, отсутствия пострадавших людей с травмами и повреждениями, а также при наличии действующих полисов ОСАГО у обоих участников происшествия.

Как получить максимальное возмещение по ОСАГО?

Получить весь лимит страховой суммы, установленный законом, можно только в случае, если ущерб после ДТП будет оценен по максимуму, а также если у виновника ДТП будет действующий полис ОСАГО. Предельная сумма выплат по ОСАГО в 2018 году положена только в ряде законодательно установленных случаев. К ним относятся следующие:

  • Получение инвалидности 1 группы - 500 тысяч рублей;
  • Полная гибель авто или стоимость ремонта больше страховой суммы - 400 тысяч рублей;
  • Смерть пострадавшего и его захоронение - 475 тысяч и 25 тысяч рублей соответственно.

Все остальные ситуации требует тщательного расчета страховой выплаты на основании методик и нормативов. Если сумма при расчете возмещения ущерба, причиненного автомобилю, будет равна 400 тысяч или более, то страховщик выплатит полный размер страховой компенсации, но не превышающий установленный договором и законом лимит. Оставшиеся убытки, а также моральный вред, потерпевший может взыскать через суд с виновника аварии.

Заключение

Размер страхового возмещения по ОСАГО определяется страховой компанией на основании акта об осмотре транспортного средства, заключения независимой экспертизы, выписок из истории болезни и прочих справок из медучреждений (в зависимости от вида ущерба). Расчет суммы выплаты осуществляется с помощью методики, разработанной регулятором страхового рынка и нормативов, установленных правительством РФ.

Рынок обязательного автострахования, как и все финансовые рынки, постоянно изменяется. При этом на основе данных за последний отчётный год существования этого рынка можно сделать определённые выводы.

Для этого рассмотрим и сборы страховой премии, и число проданных страховок, и общий размер возмещенного ущерба (включая выплаты по судебным делам), и количество заявленных гражданами убытков. Также в обзоре найдёт отражение информация об общем количестве отказов в возмещении ущерба.

К сожалению, статистика Центробанка не позволяет судить, были ли при этом у страховых компаний объективные причины для отказа.

И без того обзор официальной статистики страховых компаний позволяет судить про их общее финансовое положение именно в сфере обязательного автострахования .

Сборы и выплаты

Итак, по официальным данным Центробанка, в 2017 году российские страховые компании получили от клиентов за полисы ОСАГО 222 миллиарда 75 миллионов 980 тысяч рублей. При этом регулятор в отчётности не уточняет, какая именно часть этой суммы приходится на электронную автогражданку.

Но и без того, если объединить электронные и офисные продажи, цифра внушительная, сравнимая, например, с бюджетом азиатской или ближневосточной страны со слабым экономическим развитием.

Выплатили же отечественные страховые компании, по данным всё того же Центробанка, 175 миллиардов 516 миллионов 252 тысячи рублей. Таким образом, сборы в 2017 году превысили выплаты на целых 46 миллиардов 559 миллионов 728 тысяч рублей. Так почему же ТОП-менеджеры страховых компаний как заговорённые твердят про убыточность этого вида страховых услуг?

Как известно, от общих сборов страховые компании отдают три процента в компенсационный фонд Российского Союза Автостраховщиков и ещё двадцать тратят на ведение дела.

К последней статье расходов относятся зарплата персонала, документооборот, аренда офисных площадей. Функционирование тех же компьютерных серверов, без которых невозможна продажа страховок в электронной форме .

Всё ли так просто?

Так вот, если вычесть из общих сборов страховщиков ОСАГО за 2017 год все эти расходы, то получится сумма в 170 миллиардов 998 миллионов 504 тысячи рублей, что на четыре с половиной миллиарда рублей превышает сборы. То есть автогражданка убыточна уже сегодня, а ведь у страховых компаний есть не урегулированные в силу обстоятельств страховые случаи за 2017 год.

Эта цифра, возможно, несколько бы снизилась, если бы страховым компаниям не пришлось выплатить по решениям судов различных инстанций 10 миллиардов 961 миллион 394 тысячи рублей. Как правило, при выплате по суду к страховой части возмещения ущерба добавляются и судебные издержки.

Убытки: заявленные и урегулированные

Здесь необходимо небольшое пояснение: заявленный убыток – пакет документ, ожидающий решения менеджеров страховой компании, урегулированный убыток – то, по которому было принято конкретное решение (выплата или отказ).

В общей сложности в 2017 году граждане заявили в страховые компании 2 миллиарда 778 миллионов 113 тысяч убытков. При этом урегулировано страховщиками было 2 миллиарда 804 миллиона 881 тысяча убытков. Подобное расхождение кажется нелогичным, но только если не принимать в расчёт, что часть урегулированных убытков была заявлена ещё в 2016 году.

Например, по сложным случаям, когда виновность сторон устанавливает суд или есть человеческие жертвы, рассмотрение страхового события может существенно затянуться.

Поэтому расхождение между количеством заявленных и урегулированных дел по автогражданке вполне объяснимо.

На два с лишним миллиарда урегулированных в 2017 году убытков отказы в возмещении ущерба были по 74 миллионам 314 делам. Сложно судить, сколько из них были обоснованы, например, вследствие разоблачения аферистов, зарабатывающих на страховых выплатах.

Сколько в среднем стоит полис ОСАГО?

Чтобы определить, во сколько именно обходился в среднем в 2017 году полис обязательного автострахования, достаточно взять два показателя: общее число договоров и общие сборы страховщиков. При этом цифра получится очень усредненная, так как фактически в разных регионах цена полисов ОСАГО сильно колеблется в зависимости от статистики аварий.

Путём несложных вычислений выходит, что в среднем автогражданка обходилась в 2017 году в расчёте на одно транспортное средство в пять тысяч восемьсот восемнадцать рублей. Конечно, на легковые автомобили из столицы, Питера или, скажем, Мурманска или Челябинска ценник гораздо выше. Как и на грузовики из любых регионов.

Вполне вероятно, что с падением продаж новых легковых автомобилей и увеличением износа старого парка, преимущественно грузовых машин, средняя цена автогражданки на будущий год увеличится ещё больше, но возможна и иная динамика, например, при уменьшении цены полисов в отдельных регионах.

К сожалению, от аварий на дорогах никто не застрахован, а нанесенный автотранспортом ущерб и страховые выплаты могут быть разными.

Многие автомобилисты не знают, какие убытки и что покрывает ОСАГО при ДТП, так как законы часто обновляются.

Автотранспорт . Страховое покрытие возможно только в случаях прямого использования ТС. То есть возмещение ущерба покрывается только при эксплуатации автотранспорта в пределах дорожного движения и прилегающих территорий (автодороги, парковки, места обслуживания автомобилей).

Транспортное средство и водитель . Возмещение ущерба по ОСАГО касается только автотранспорта и действий, связанных с ним. Под страховку не подпадают некоторые категории транспорта и цели его эксплуатации.

Также автогражданская ответственность не привязана к ТС и его собственнику, а только к водителю. Выплаты производятся только в случае страховки с самим водителем.

Виновник и потерпевшие . Главным принципом страхования по ОСАГО является возмещение ущерба только пострадавшим лицам и их имуществу. То есть посредством страховых организаций одни лица несут материальную ответственность перед другими.

С помощью ОСАГО можно быстро компенсировать причиненный ущерб или его часть, так как виновники обычно не могут оплатить немалые суммы за ремонт.

Пострадавшей стороне не придется получать частями выплаты или остаться совсем без них. Также страховая система разгружает органы власти от ведения многочисленных дел, связанных с авариями на дорогах.

В 2017 году произошли изменения в выплатах покрытия ущерба для всех автовладельцев.

Стоимость полиса увеличилась, и лимит выплаты по ОСАГО вырос до 400 тыс. рублей.

Любой потерпевший в ДТП теперь может обратиться в Российскую государственную страховую компанию и получить полагающуюся выплату.

Если оба водителя виноваты, то они могут рассчитывать только на 50% от размера ущерба. Если здоровью был нанесен вред, то пострадавший участник аварии может рассчитывать на увеличение выплаты до 500 тыс. рублей.

Если в ДТП повредилось несколько авто, выплату получит каждый владелец, без пропорционального деления на всех.

При гибели одного из участников, из 500 тыс. рублей 25 тыс. выделяется на погребение.

Страховой случай Выплата 2019 год (руб.)
Вред, нанесенный здоровью и жизни 500 тыс.
Нанесение ущерба имуществу одного потерпевшего 400 тыс.
Вред, нанесенный имуществу нескольких потерпевших 400 тыс.
Повреждение автомобиля потерпевшего 50 тыс.
Расходы на погребение погибших в ДТП близкому или дальнему родственнику 475 тыс. или 50 тыс. рублей
Возмещение ущерба одному пострадавшему с составлением европротокола (без вызова ГИБДД) 50 тыс.

Хотя максимальные выплаты в этом году  увеличились, пострадавшим могут выплатить не всю сумму, а только ее часть. Такое возможно, если страховая организация ограничивается минимальными выплатами.

Страховая компания после ДТП проводит экспертизу пострадавшего авто с учетом износа, нередко устанавливая недостаточный лимит выплаты для ремонта.

Увеличить размер выплаты и добиться справедливости можно в досудебном порядке . Если дело придется решать через суд, то потребуется проведение независимой экспертизы за счет пострадавшего.

На имя страховой организации подается письменная претензия, подтвержденная документально. Доплата должна быть зачислена в течение 10 дней, в противном случае составляется исковое заявление по адресу регистрации страховщика.

Если вы являетесь потерпевшим в аварии, ОСАГО позволяет материально покрыть расходы на ремонт . Однако ремонт иномарки может обойтись намного дороже, чем размер страховки.

После ДТП страховщики отказываются выплачивать компенсацию в полном объеме или подставляют ситуацию так, чтобы ничего не платить на законных основаниях.

Если пострадавшему немного проще, потому что закон на его стороне, и он может получить выплату, то на виновника может лечь вся материальная ответственность.

Выплата по автогражданке может не покрыть размер ущерба, если сумма урона выше, чем максимальная компенсация по ОСАГО, а также, если страховая компания занижает размер повреждений.

Экспертную оценку страховщик проводит в интересах компании, поэтому выйти из этой ситуации с минимальными потерями можно, если все действия аргументировать и подкрепить действующими законами.

Во избежание дополнительных трат лучше будет организовать независимую экспертизу ущерба автомобиля пострадавшего. При этом будут учтены все трещины и сколы, возникшие непосредственно в ходе аварии.

Это даст реальную картину, так как иногда пострадавшие хотят отремонтировать старые поломки своего транспортного средства. В результате между заключением от страховой компании и выводом экспертной независимой оценки выявится существенная разница.

Независимая экспертиза проводится с уведомлением ГИБДД, страховой компании и пострадавшего.

После этого нужно направить претензию в письменной форме с требованием возместить ущерб. В документе обязательно указать, что если в 10-дневный срок ответ не поступит, то дальнейшее разбирательство будет проходить через судебную инстанцию.

Также если компания-страховщик отказывается выплачивать ущерб по ОСАГО, вы можете обратиться в суд с заявлением о взыскании полной суммы и компенсации со страховой организации.

Сюда можно включить судебные издержки, сопутствующие расходы на адвокатов, услуги техпомощи и эвакуатора, проведение независимой экспертизы.

Перечисленные действия могут помочь виновнику ДТП, если нанесенные повреждения не превышают установленный лимит 400 тыс. рублей.

По страхованию ОСАГО пострадавшей стороне положена компенсация при:

  • частичном или полном повреждении транспортного средства;
  • повреждении имущественных препятствий (витрин магазинов, строений);
  • нанесении ущерба здоровью и жизни участников движения и третьих лиц.

Для установления степени тяжести повреждений необходима судебно-медицинская экспертиза по определению суда или на основании постановления прокурора или следователя.

Для проведения экспертизы граждане имеют право сами обращаться в экспертные учреждения, представив необходимую документацию.

К телесным повреждениям относится нарушение анатомической целостности тканей, органов или их физиологических функций.

Если ущерб здоровью был причинен одному пострадавшему, максимум на что можно рассчитывать, это 180 тыс. рублей. Для компенсации вреда здоровью или жизни нескольких граждан до 240 тыс. рублей.

Если был нанесен существенный ущерб, то дополнительная компенсация взыскивается с виновника аварии через ОСАГО. Если у потерпевшего наблюдается разный характер и локализация повреждений, то нормативы суммируются.

Выплаты при инвалидности

Страховые выплаты производятся в случае установления экспертизой инвалидности . Если факт инвалидности по нормативам установлен, то страховая фирма обязана произвести доплату, которая положена при инвалидности и уже выплаченной суммой:

  • 1 группа инвалидности или ребенок-инвалид – 500 тыс. рублей (100 % выплату);
  • 2 группа – 350 тыс. рублей (70 %);
  • 3 группа – 250 тыс. рублей (50 %).

Если расходы на лечение превышают сумму обязательной выплаты, то доплата производится в соответствии с нормативами в виде разницы между выплаченной суммой и издержками.

Возмещению подлежат траты на приобретение лекарственных препаратов, протезирование, санаторно-курортное лечение, посторонний уход, реабилитацию.

Потерпевший должен подтвердить медицинскими документами, что он нуждался в данных видах помощи.

10-дневное лечение при сотрясении головного мозга обойдется в 15 тыс. рублей(3 %). Если сопутствовали разрывы мягких тканей головы с образованием рубца 3-10 кв. см., то к выплатам добавляют еще 25 тыс. рублей (5 %), что в сумме составляет 40 тыс. рублей.

Выплата утраченного заработка по ОСАГО

К дополнительным расходам относится также утраченный заработок потерпевшего, если выплаты по нормативу превышают сумму, то выплачивается разница.

Допустим, по нормативам ОСАГО потерпевший получил 15 тыс. рублей. Сумма утраченного заработка за 10-дневный больничный составил 12 тыс. рублей. В таком случае выплата не положена. Если же сумма заработка составляет 20 тыс. рублей, то потерпевшему положена доплата в 5 тыс. рублей.

Размер заработка подтверждается потерпевшим документально. Обратите внимание! Обычно по таким искам судебные дела длительные, и требуют помощи юриста.

Согласно правилам дорожного движения, ДТП может произойти не только на дороге, но и на территории, не предназначенной для движения транспорта (парковка, жилой квартал, двор).

Авария на автостоянке считается ДТП и должна расследоваться в установленном порядке сотрудниками ГИБДД .

Автовладельцам на парковке нужно действовать аналогично с аварией на дороге.

С 1 марта 2008 года водителю транспортного средства, которому был нанесен вред на парковке в результате аварии, при наличии страховки ОСАГО положены страховые выплаты.

Страховщики в данном случае выдвигают такие требования:

  1. У водителя должен быть действующий полис ОСАГО.
  2. Повреждение было нанесено не по вине владельца машины. Автолюбителю будет отказано в выплате по ОСАГО, если он сам врезался в столб или ограждение, совершая маневр на автостоянке.
  3. В столкновении участвовали два и более транспортных средства. Вы не сможете рассчитывать на компенсацию, если машину поцарапал пешеход.
  4. Пострадавшему водителю будет выплачена страховка, если установлен виновник аварии.

Так как столкновение на стоянке относится к ДТП, то владельцу авто, которому нанесен вред, нужно выполнить все действия, предусмотренные правилами:

Таким образом, пострадавший автовладелец не только грамотно оформит факт аварии на стоянке, но и избежит штрафа за нарушение правил дорожного движения.

Прибыв на место столкновения, сотрудник ГИБДД может оштрафовать водителя за не включенную аварийку или невыставленный аварийный знак, а уже потом только начнет оформление протокола.

Если виновник ДТП не скрылся с места аварии, можно без привлечения полиции воспользоваться оформлением европротокола и получить страховую компенсацию.

Оформление европротокола допустимо только при наличии следующих условий:

  • нет пострадавших, вред причинен только имуществу;
  • автовладельцы имеют при себе страховой полис ОСАГО;
  • водители не имеют разногласий по полученным повреждениям;
  • сумма повреждения не превышает 50 тыс. рублей.

Лимит по европротоколу составляет 50 тыс. рублей, если оба водителя оформили страховку после 2 августа 2014 года. Если договор заключался до этой даты, то компенсация будут составлять только 25 тыс. рублей.

Оформляя европротокол, к ремонту автотранспорта нельзя приступать в течение 15 дней с момента столкновения . Страховщик должен в 20-дневный срок произвести осмотр поврежденной машины и провести расчет по страховой компенсации.

Зная, сколько покрывает страховка ОСАГО, вы защитите себя от обмана со стороны страховых компаний, и будете знать на какую выплату можно рассчитывать при аварии с полисом ОСАГО.

Выплаты ОСАГО - один из самых сложных вопросов, который возникает у автомобилиста, попавшего в ДТП. Оформление полиса обязательное, поэтому многие даже не уточняют, что именно оформляют, и как полис будет действовать при наступлении страхового случая. Из статьи вы сможете узнать, за что можно получить выплату по ОСАГО, в какие сроки и другую важную информацию об обязательном страховании транспортного средства.

Окончательную сумму, которую могут выплатить водителю, попавшему под страховой случай назвать сложно. Это связано с тем, что выплата по страховке будет множиться на различные коэффициенты. Также это зависит и от суммы, которая оплачивалась страховой компании.

На выплаты могут повлиять сроки действия полиса. Если происшествие произойдет после того, как пройдут сроки действия страховки (вплоть до нескольких секунд), выплаты может вообще не быть. Касается и моментов, когда ДТП произошло за несколько минут, вероятнее всего, что страховая будет судиться, чтобы не выплачивать средства.

Внимание! Практика показывает, что сумма выплат, которую начислит страховая, будет меньше фактической на 5-15%.

С 1 апреля 2017 года, максимальные суммы выплат по страховому полису ОСАГО были повышены. Реформа позволила увеличить выплаты до полумиллиона, если ущерб касается здоровья попавшего в аварию гражданина.

Компенсация на ремонт авто осталась неизменной, была введена процедура оплаты ремонта. То есть страховое агентство оплачивает ремонт, а не выдает средства на руки. Получить максимальные суммы практически невозможно, так как сотрудник страховой фирмы будет стараться снизить ее любыми доступными законом средствами.

Размер выплат по ОСАГО, если в ДТП были пострадавшие

При нанесении ущерба транспортному средству, выплаты ориентированы на степень повреждения и суммы, которые понадобятся для ремонта. Если в случае ДТП были нанесены увечья человеку, выплаты производятся совершенно по другому алгоритму. В таблице ниже прописаны часто встречающиеся выплаты.

Большинство ситуаций частные и рассматриваются страховой компанией отдельно. Это связано с тем, что ОСАГО предписывает оплатить до 50 тысяч за потерю крови (в зависимости от количества), но пострадавший, в большинстве случаев, имеет несколько увечий, которые могут быть связаны друг с другом и покрываться финансовой компенсацией лишь частично.

Смертельный исход при ДТП и выплаты по ОСАГО

Ранее на выплату по ОСАГО со смертельным исходом могли рассчитывать только иждивенцы. С 1 апреля 2015 года в силу вступил новый закон, который предписывает выплачивать компенсацию любому члену семьи или родственнику (финансовая помощь одноразово и оплата погребения).

Детали прописаны в статье 12 ФЗ № 40 (часть 7):

  • до 25 тысяч рублей лицам, которые понесли траты на погребение;
  • 475 тысяч рублей выгодоприобретателям.

В этой статье выгодоприобретателями являются те люди, которые потеряли кормильца. Это жены, дети, родители. Другим родственникам может быть выплачена лишь компенсация за похоронные услуги, в случае предоставления подтверждающих документов.

Обратите внимание! В случаях, когда в аварии погибло несколько человек, страховое агентство обязано выплатить всем семьям, потерявшим кормильца, компенсацию в полной мере, то есть по полмиллиона, вместе с оплатой погребения.

Размер возмещения по ОСАГО, если виновник ДТП был пьяный

Страховая компания обязана исполнить свои обязательства по возмещению ущерба в полном размере даже в том случае, если один из участников ДТП был в состоянии алкогольного опьянения.

Внимание! За управление автомобилем в не трезвом виде, соответствующие службы правопорядка будут выписывать повышенные суммы штрафов.

Если пьяный человек, участвовавший в происшествии на дороге, признан пострадавшим, страховщик просто выплатит положенную сумму за ущерб авто. Сложнее ситуация в том случае, если виновником ДТП стал пьяный. Выплата страховой производится, но после этого компания выдавшая полис ОСАГО имеет право подать в суд на своего клиента, с целью получения средств, которые были потеряны из-за компенсаций пострадавшим.

Как осуществить расчет выплаты по ОСАГО

Выплата по ОСАГО может очень сильно отличаться, поэтому попавшему в ДТП водителю необходимо знать, как именно она рассчитывается. Во время подсчета подобной выплаты обратите внимание на то, что тестирования авто на поломки может стоить серьезных средств, которые будут включены к погашению по полису ОСАГО.

Если вам предоставили данные о запчастях, есть возможность проверить их цену в специальной базе на сервисе РСА. По этой же ссылке можно уточнить среднюю цену почасовой работы автомехаников.

На окончательную сумму выплат будет влиять еще и регион, в котором вы проживаете и ремонтируете автомобиль. Это связано с тем, что в зависимости от территориального размещения меняется цена на услуги и запчасти (уточнить цены на сайте РСА).

Если решено, что будет оплата ремонта авто, расчет производится с учетом износа ТС, применяются специальные коэффициенты. Стоит помнить, что есть ряд моментов, на которые не распространяется «износ»:

  • ремни и подушки безопасности;
  • запчасти, которые есть возможность восстановить;
  • на детали, над которыми проводились ремонтные работы (должны иметься соответствующие бумаги).

Как возмещается ущерб при ДТП при наличии полиса ОСАГО и КАСКО

Действительно, бывают случаи, когда водитель оформляет двойную страховку, обязательную ОСАГО и вторую - КАСКО (реже ДСАГО). В этом случае, выплаты на ремонт авто будет получены в любом случае.

Существует два варианта возмещения ущерба:

  1. Если вы являетесь виновником ДТП, вам полагается выплата от КАСКО на ремонт вашего авто, а стоимость восстановления ТС пострадавшего будет возмещаться по выплате ОСАГО.
  2. Если вы являетесь пострадавшим, вам выплатят на ремонт по ОСАГО, а полисы ДСАГО или КАСКО дополнят эту сумму, если на восстановление авто не хватает средств. В этом конкретном случае необходимо читать страховой договор, чтобы говорить с уверенностью о действиях страховых контор. Поэтому стоит обратиться к юристу за разъяснениями, если вы не сильны в праве и считаете, что страховщик пытается уменьшить суммы выплат.

Положены ли выплаты виновнику ДТП по ОСАГО

Согласно законодательству (разъяснение основных понятий ст. 1 ФЗ № 40) становится понятным, что выплаты получает только то лицо, которое признано пострадавшей стороной происшествием. Если наряд ДПС или другие компетентные органы определили равную вену всех сторон участвовавших в аварии, по ОСАГО выплаты не производятся.

Обратите внимание! После того как человека признают виновным в аварии, он получает специальную отметку в общероссийском реестре. Эта отметка увеличивает коэффициент расчета стоимости полиса ОСАГО, то есть водителю придется выплатить большую сумму за полис при следующем оформлении.

Натуральные выплаты по ОСАГО: Новый закон 2017

Новый закон об ОСАГО вступил в действие 28 апреля 2017 года (более детально о правках). Стоит понимать, что это не полноценный закон, а только дополнения и правки, которые внесли в закон об обязательном страховании граждан. В законе имеется достаточно нестыковок, велика вероятность, что в 2017-2018 он будет дополняться.

Основным изменением стал факт натуральной выплаты. Пострадавший в аварии не может получить средства на ремонт авто, но получает оплачиваемый ремонт. Несмотря на это, есть ряд ситуаций, когда можно получить средства на ремонт деньгами:

  • в конкретном случае вышло постановление ЦБ запрещающее возмещать ущерб ремонтом;
  • добровольное согласие страховщика произвести выплату деньгами;
  • автосервис, в который был направлен пострадавший не имеет договора с производителем деталей для его ТС;
  • суммы по страховке недостаточно для полноценного ремонта (страховщик не всегда согласен производить выплату деньгами, вероятнее, что будет произведен ремонт низкого качества);
  • потерпевший владеет специализированным авто для инвалидов;
  • во время ДТП был нанесен вред потерпевшему средний или тяжкий;
  • автомобиль полностью разрушен, восстановление невозможно;
  • родственники не желают ремонтировать авто, после смерти потерпевшего.