Страхование грузов или CMR страхование? CMR страхование грузов Разовое страхование cmr ответственности перевозчика.

Стоимость ЦМР страхования зависит от вида груза, территории действия договора, франшизы, порядка уплаты страховой премии и страховой суммы, а также от других факторов, которые влияют на степень риска.

Зачем страховаться?

Вы перевозчик и предоставляете услуги по перевозке грузов? Вы понимаете риск своей ответственности за груз? Страховая компания UTICO именно для Вас предлагает страховку ответственности перевозчика грузов. Всегда есть риск повреждения или нарушения сроков доставки груза, каждый раз Вы рискуете нанести перевозимым грузом вред другим лицам. Вам лишь нужно застраховать ответственность перевозчика грузов, и Вы избегаете всех расходов связанных с рисками при перевозке груза.

Какую CMR защиту Вы получите?

CMR страхование покрывает риски при возникновении ответственности страхователя:

  1. Перед владельцем груза за убытки при:
    • повреждении, уничтожении, недостачи или потере груза;
    • нарушении срока доставки груза (несвоевременная доставка груза установлена условиями FIATA-FBL, КДПГ, Уставом автотранспорта Украины, или другими изданиями);
    • возмещении заказчику платы за перевозку, таможенные пошлины, налогов и других сборов и расходов на выполнение таможенных процедур в случае повреждения, уничтожения, недостачи (согласно условиям междунар. конвенций, договора и законодательства страны регулирующей перевозки) или утраты груза;
  2. Перед другими лицами за убытки, которые причинены грузом имуществу, здоровью и жизни третьих лиц.
  3. Перед таможенными органами, возникшей при нарушении таможенного законодательства, связанной с:
    • конфискацией груза определенными ведомствами, которые имеют право на ее проведение в соответствии с законодательством страны где осуществилась конфискация;
    • оплатой штрафов, налаживаемые таможенными органами при нарушении правил страны, на территории которой случилось такое нарушение и таможенного законодательства (при условии выполнения застрахованным лицом всех требований и условий договора перевозки, процедуры таможенного оформления и инструкции доставки груза);
    • уплатой таможенных пошлин, сборов, платежей и процентов за просрочку, что накладываются на застрахованное или третье лицо, которое гарантирует таможни осуществление данных таможенных платежей при экспедировании (перевозке) груза в соответствии с условиями нормативных документов страны (на территории которой нарушилась таможенная процедура) и международных конвенций.

Предметом страхования по договору «Добровольного страхования ответственности перевозчика грузов и экспедитора» есть имущественные интересы страхователя, связанные с договорной обязанностью страхователя возместить убытки, связанные с:

  • ущербом, который может быть причинен грузу при перевозке транспортом страхователя;
  • ущербом, причиненным грузом, который перевозится, здоровью (жизни) и имуществу других лиц;
  • нарушением таможенных процедур, установленных законодательством страны, регулирующей экспедицию (перевозку) грузов, или международными конвенциями, и других нормативных актов, которые указанны в Договоре страхования.

Страховая компания UTICO возмещает расходы, относящиеся к страховому случаю:

  • на перенаправление груза на правильный адрес;
  • для уменьшения размера и предотвращения ущерба (согласовываются со страховой компанией);
  • по расследованию обстоятельств, при которых наступил страховой случай.

На какой срок и какую сумму оформляется страхование CMR?

Страховой договор заключается на срок продолжительностью от двух до 12-ти месяцев или на одну перевозку (до15 дней), с размером страховой суммы (выплаты), которая избирается страхователем и колеблется от 10 тыс. у.е. до 400 тыс. у.е.

Вы заключили договор и застраховали ответственность перевозчика (CMR) на сумму до 400 000 EUR, и наша компания гарантирует избежание ненужных Вам проблем и хлопот, в досадной ситуации, которая может возникнуть.

На какие ТС можно оформить страховку CMR?

Обеспеченное транспортное средство, согласно Договора ЦМР – это транспортное средство, полуприцеп, прицеп (что указан в этом договоре), с помощью которого страхователь осуществляет перевозку груза, принятого согласно договора транспортной перевозки.

Доставка и заказ договора CMR

Рассчитайте стоимость на калькуляторе ЦМР страхования и отправьте заявку на оформление договора, после чего мы свяжемся с вами для уточнения необходимых данных. Или позвоните нам и узнайте именно то что нужно для Вас.

После оформления договора мы вышлем на Ваш емейл скан-копию счета для оплаты договора. После подтверждения оплаты счета на Ваш e-mail мы высылаем скан-копию договора и подтверждение о страховании (Confirmation on acceptance for insurance), а также оригиналы документов направляются на нужный Вам адрес. Доставка бесплатная службой УкрПошта заказным письмом, доставка службой Новая Почта бесплатная при заказе договора стоимостью от 4500 грн.

Мы работаем с перевозчиками по всей Украине.

Вы желаете обезопасить свой груз во время перевозки?

Специально для Вас мы создали программу . Рассчитайте стоимость и закажите договор страхования онлайн.

Одним из важнейших механизмов управления рисками в бизнесе, связанном с международными перевозками и импортными закупками, является страхование ответственности перевозчика или, как его иногда называют сами перевозчики, используя профессиональный жаргон, - СМР-страхование. Однако в общепринятом документальном варианте для полиса, защищающего права исполнителя в процессе международной перевозки, чаще используют не жаргонную фонему «страхование СМР», а полное название полиса или сокращение, произошедшее от французского названия Конвенции о договоре международной автомобильной грузоперевозки («Convention relative au contrat de transport international de marchandises par route») - CMR.

Основание для CMR-страхования

О том, что по системе страхования рисков CMR-insurance страхуются практически все привозимые из Европы грузы, импортёрам, как правило, известно, но, тем не менее, далеко не всегда.

Конвенция, которая регламентирует большую часть вопросов, связанных с международными перевозками, определяет права и ответственность трёх сторон-участников процесса: отправителя, получателя и грузоперевозчика. В отношении грузоперевозчика в Конвенции говорится, что тот обязан возместить убытки, связанные с частичной или полной утратой перевозимого груза, если эти убытки возникли по его вине. Чтобы защитить перевозчика от финансовых потерь и обеспечить страховку рисков, было введено страхование гражданской ответственности на добровольной основе.

Чёткое разделение зоны ответственности между самим перевозчиком и третьими лицами, по вине которых могло произойти повреждение груза, вводит лимит ответственности для перевозчика и обнаруживает не только привлекательные стороны CMR-страхования.

Система CMR – это добровольное страхование, применяемое в международных перевозках, которое можно и не производить. Однако, даже несмотря на скептическое отношение ряда перевозчиков к этой категории страхования из-за сложностей с получением возмещения, на практике гражданская ответственность перевозчика страхуется почти всегда.

  • Во-первых, наличие такой страховки служит косвенным репутационным признаком для грузовладельца при выборе транспортной компании.
  • Во-вторых, благодаря этому полису при наступлении страхового случая страховая компания возмещает ущерб перевозчику, застраховавшему свои профессиональные риски, а владелец груза уже с перевозчика потом взыскивает ущерб. (Некоторые форматы страховки обуславливают гарантированное получение возмещения пострадавшей стороной, то есть, собственником груза).

Стоимость такого ущерба будет включать не только стоимость передаваемого для перевозок груза, но и стоимость услуг самого перевозчика, таможенные сборы, пошлины и прочие процессуальные расходы.

Таким образом, самые большие риски, связанные с международными перевозками, присутствуют в профессиональной деятельности грузоотправителя и грузоперевозчика, и каждый из них застраховывается от возможного ущерба по-своему:

  • грузоотправитель страхует груз,
  • грузоперевозчик оформляет CMR-полис.

Поскольку это два разных полиса, CMR-страхование не становится полноценной альтернативой страхованию груза, и поэтому часто CMR-полис дополняется классической страховкой груза.

При оформлении CMR-полиса грузоперевозчик, в случае повреждения груза не по своей вине, передаёт ответственность виноватому лицу. Если виновником повреждения был сам перевозчик, то покрытие причинённого ущерба берёт на себя страхования компания. Однако максимальная величина, доступная для покрытия страховой компанией, ограничена лимитом, регламентированным Конвенцией. В размере, большем указанной там величины, страховая компенсация выплачиваться не будет.

Размер суммы выплаты по страховке, согласно положениям Конвенции, рассчитывается, исходя из стоимости груза, но он не может быть больше 8,33 единицы SDR за килограмм или 920 единиц SDR за одно недостающее место груза.

SDR расшифровывается как Special Drawing Rights. На русский язык SDR переводится как Специальное Право Заимствования. SDR представляется собой резервное платёжное средство, указанное в Конвенции в качестве расчётной единицы. Банкноты, соответствующие ей, не выпускались – SDR существует только в безналичной форме. Процентная ставка SDR пересматривается каждую неделю в соответствии со средневзвешенной величиной процентных ставок, устанавливаемых на денежных рынках на краткосрочные займы. На официальном сайте МВФ можно посмотреть текущую стоимость SDR, что необходимо для произведения расчётов по определению максимального лимита ответственности. В Конвенции указано, что сумма должна быть переведена в национальную валюту той страны, суды которой будут рассматривать дело.

С учётом этого пошаговое вычисление лимита ответственности выглядит следующим образом:


Если фактическая стоимость перевозимого груза выше получившейся суммы, а снижение рисков приоритетно, то необходимо использовать другие дополнительные виды страхования.

Выплаты по CMR-полису: особенности и возможности

Договор гражданской ответственности перевозчика заключается между страховой компанией и грузоперевозчиком. В станах, подписавших международную Конвенцию о договоре дорожной перевозки, так страхуется ответственность перевозчика при выполнении заказа. Полис в большинстве случаев, покрывает ответственность:

  • за утрату и порчу груза (повреждения могут быть нанесены и автомобилем, и грузом самому себе),
  • за нарушение сроков доставки и понесённые в связи с этим потери владельца груза,
  • за неверную адресацию при доставке (с возмещением расходов на перемещение груза по верному адресу),
  • за выдачу груза неуполномоченному лицу,
  • за нарушение инструктажа отправителя и неверное оформление документации, произошедшее по вине грузоперевозчика,
  • за вред, причинённый третьим лицам (имуществу и здоровью),
  • за несоблюдение таможенных правил в ходе ввоза, транзита и вывоза груза (с учётом возможных штрафов и взысканий).

При этом страховка не выплачивается, если груз пострадал вследствие действия неподконтрольных факторов – например, при ограблении, пожаре, ДТП, намокании, опрокидывании транспорта, угона. Также в условиях ряда страховых компаний, предлагающих CMR-полисы, указано, что не покрывается ответственность перевозчика, если:

  • была допущена халатность в отношении перевозимого груза,
  • нарушены правила упаковки,
  • груз был отправлен в уже повреждённом состоянии,
  • при перевозке были использован транспорт с существенными техническими неисправностями (в том числе – рефрижераторных кузовов) или транспорт, не указанный в страховом полисе.

Важно также, чтобы стоимость товара в CMR-накладной и в CMR-полисе полностью совпадали.

Выплата страховки происходит после того, как подтверждается вина перевозчика. В связи с техническими сложностями (разнообразием характеристик доставляемых грузов, удалённостью транспортного средства и т.д.) сделать это иногда довольно сложно и на практике процесс занимает около полугода. Для облегчения процедуры установления виновного в случае происшествия нередко привлекаются экспертные организации. Однако полис CMR, на который европейский перевозчик тратит порядка 2000 евро в год, обходится значительно дешевле полного страхования груза, что в некоторых случаях делает эту категорию страхования целесообразной и выгодной.

Рост страховых тарифов, результатом которого явилось подорожание полиса ОСАГО, породил в качестве ответной реакции отказ части автомобилистов от заключения договора страхования своей ответственности.

По неофициальной статистике на сегодняшний день более половины владельцев транспортных средств не оформляют полис ОСАГО. При этом, они объективно полагают, что им грозит лишь штраф и то, назначаемый лишь в том случае, если сотрудниками ГИБДД будет выявлен факт неисполнения обязанности по страхования гражданской ответственности, с заведомо незначительной денежной суммой.

Однако, неисполнение владельцем транспортного средства обязанности по страхованию своей гражданской ответственности в случае ДТП влечет более серьезные последствия.

Чем грозит ДТП без страховки в 2017 году?

Согласно ч.2 ст. 4 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002 № 40-ФЗ водитель обязан застраховать свою гражданскую ответственность. Совершение ДТП водителем, не имеющим полиса ОСАГО, грозит лишь ответственностью за неисполнение обязанности владельца транспортного средства застраховать свою гражданскую ответственность. Отсутствие страховки у участника ДТП предполагает наложение на него административного штрафа в размере 800 рублей в соответствии со ст. 12.13 КоАП РФ.

Виновник ДТП без страховки ОСАГО

Требование о возмещении причиненного ущерба с виновника в отсутствии у него полиса ОСАГО основано на общих началах и принципах гражданского законодательства. При этом причины, в силу которых виновник ДТП не застраховал свою гражданскую ответственность - будь то его желание сэкономить, приобретение автомобиля менее чем за десять дней до ДТП и т.п., при взыскании суммы ущерба не имеют никакого значения. Они не могут служить основанием, освобождающим виновника ДТП от ответственности, равно как и выступать обстоятельством смягчающим его вину.

Важно! Виновник ДТП, при отсутствии у него полиса ОСАГО, оплачивает причиненный ущерб за счет собственных средств.

Отсутствие у виновника ДТП полиса ОСАГО влияет и на определение размера ущерба. В частности, здесь не принимается во внимание износ транспортного средства, сумма к взысканию складывается из полной стоимости заменяемых запасных частей и нормо-часов на восстановительные работы по среднерыночным ценам, действующим в регионе ДТП.

Важно! Виновник ДТП без страховки обязан возместить причиненный ущерб в полном объеме.

В общих чертах взыскание ущерба с виновника ДТП, не оформившим полис ОСАГО, в последовательности действий особо не отличается от обращения за обращением компенсацией в страховую компанию. Разница лишь в том, что чаще всего в таких делах взыскивать причиненный ущерб приходится в судебном порядке. В случае если у виновника отсутствует полис ОСАГО - оформление дорожно-транспортного происшествия осуществляется сотрудниками полиции. Поэтому прежде чем принимать решение о вызове инспектора ГИБДД или оформлении европротокола, стоит убедиться в наличии у виновника действующего полиса ОСАГО, а при наличии сомнений в его подлинности, проверить через соответствующие сервисы РСА, представленные на их официальном сайте. Поскольку мобильный телефон находится всегда под рукой, сделать это можно в любой момент.

Важно! Обращению в суд предшествует должное оформление дорожно-транспортного происшествия.

После оформления дорожно-транспортного происшествия и получения необходимых копий документов, следует оценить размер причиненного ущерба и стоимость восстановительного ремонта. Для этих целей организуется проведение экспертизы, о времени и месте проведения которой телеграммой извещается виновник происшествия. До обращения в суд не лишней будет попытка достигнуть соглашения с виновником ДТП о добровольном возмещении причиненного ущерба. Если удастся достигнуть договоренности - составляется письменное соглашение, в котором отражаются причины возникновения долга, его сумма и порядок ее выплаты: либо к определенному времени, либо в течение установленного срока с разбивкой по суммам платежа, либо без таковой.

В случае если виновник не согласен с суммой ущерба или отказывается ее выплачивать добровольно, выход только один - обращение в суд. Исковое заявление о взыскании суммы ущерба с виновника дорожно-транспортного происшествия подается в суд по месту его жительства. Исключений в данном случае из общих правил подсудности спора нет. В зависимости от суммы ущерба: превышает она пятьдесят тысяч рублей или нет, иск может быть подан мировому судье или в районный суд. С виновника, также подлежит взысканию, расходы, понесенные на оценку ущерба, величина утраты товарной стоимости автомобиля, расходы на оплату услуг представителя.

Важно! Не стоит при предъявлении иска заявлять требование о компенсации морального вреда. В данном случае в отличие от споров со страховой компанией моральный вред взысканию не подлежит.

С вступлением вынесенного судом решения в законную силу, оно подлежит передаче к исполнению в службу судебных приставов. Для этих целей в канцелярии суда получается исполнительный лист, на основании которого по заявлению потерпевшего судебным приставом-исполнителем должно быть осуществлено исполнительное производство и произведено взыскание ущерба, в размере установленного судом.

Стоит учитывать тот факт, что если виновник аварии имел полис ОСАГО, а потерпевший нет, то страховая компания вправе после выплаты страхового возмещения другому участнику ДТП, на основании п.1 ст. 965 ГК РФ взыскать с виновника уплаченные денежные средства в порядке суброгации.

Потерпевший в ДТП без страховки ОСАГО

В случае с отсутствием полиса ОСАГО у потерпевшего, дела обстоят несколько проще. Административного штрафа ему, конечно, не избежать, а вот с возмещением ущерба судебных мытарств может и не быть. В отсутствие у потерпевшего полиса ОСАГО он не лишается права на получение страхового возмещения. Вот только обращаться за ним ему придется в страховую компанию виновника. Подобное положение вещей связано с тем, что по ОСАГО страхуется не имущество, а ответственность его владельца перед третьими лицами за причинение вреда в результате использования транспортного средства.

В основном алгоритм обращения в страховую компанию виновника аналогичен тому, что и при подаче заявления в свою компанию в порядке прямого возмещения ущерба.

От потерпевшего требуется предоставить аналогичный пакет документов, также происходит оценка полученного ущерба, и в отведенные законом двадцать дней с даты обращения должна быть произведена выплата страхового возмещения. Причем на ее размер отсутствие у потерпевшего полиса ОСАГО не влияет. Отсутствие у потерпевшего в дорожно-транспортном происшествии полиса ОСАГО также не может служить основанием для отказа в выплате ему страхового возмещения. Подобный отказ может быть обжалован в судебном порядке с достаточно высокой перспективой вынесения решения в пользу истца.

Важно! При отсутствии у потерпевшего в ДТП полиса ОСАГО он вправе обратиться за выплатой страхового возмещения в компанию виновника.

Что делать, если попал в ДТП без страховки?

На тот случай если вы попали в ДТП без страховки особых рекомендаций нет. Процедура его оформления ничем не отличается от порядка оформления ДТП при наличии страховки у его участников. Как уже было отмечено выше, оформление ДТП в таком случае происходит исключительно сотрудниками ГИБДД, возможность его оформления по «европротоколу» исключена. Каждому из участников подобного ДТП, независимо от их роли (статуса): виновный или потерпевший, при оформлении ДТП стоит убедиться в наличии в процессуальных документах контактных данных участников (паспорт, адрес, номер телефона). Именно на основании этих сведений определяется суд, в который в перспективе будут обращены требования о взыскании причиненного ущерба.

Важно! Оформление ДТП по европротоколу допускается только в том случае, если оба водителя застраховали гражданскую ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Алгоритм действий водителя при возникновении ДТП должен быть в любом случае соблюден:

  • вызвать сотрудников ГИБДД на место ДТП;
  • ни в коем случае до приезда сотрудников ГИБДД не передвигать транспортное средство и не покидать место аварии;
  • по возможности зафиксировать место аварии на фото или видеосъемку;
  • найти свидетелей ДТП и попросить их предоставить вам телефоны и адреса;
  • после того, как сотрудники ГИБДД произвели соответствующие действия, следует убрать с места ДТП транспортные средства, чтобы они не создавали препятствия другим водителям.

Сотрудниками ГИБДД в обязательном порядке должны быть произведены указанные действия:

  • составление схемы места ДТП;
  • осмотр транспортных средств и определение повреждений;
  • определение виновника ДТП;
  • опрос свидетелей (при наличии) или просмотр видеозаписи, зафиксировавшей происшествие;
  • оформление протокола.

После того, как инспектор произвел вышеперечисленные действия, он обязан выдать копию составленного протокола всем участникам ДТП. Данный документ выступает доказательной базой при определении виновности в суде одного из водителей.

Как взыскать неустойку с физического лица при ДТП без страховки

В соответствии с ч.1 ст.1064 ГК РФ если ущерб был нанесен имуществу гражданина, то лицо, которое нанесло данный ущерб, обязано возместить его в полном объеме. ГК РФ относит использование автомобиля к видам деятельности, создающим повышенную опасность для окружающих (ст. 1079 ГК РФ). Владелец автотранспорта обязан возместить причиненный вред, если не докажет наличие обстоятельств, исключающих его ответственность. Учитывая факт, что лицо, которое стало виновником аварии, не имеет полиса обязательного страхования гражданской ответственности, то потерпевший вправе взыскать причиненный ему вред только в порядке судебного производства.

Для этого ему необходимо предъявить исковые требования по месту проживания ответчика в суд общей юрисдикции. Стоит учитывать, что если цена иска определена менее 50 тысяч рублей, исковое заявление направляется мировому судье, в остальном случае данное гражданское дело рассматривает районный суд согласно ст.23, ст.24 ГПК РФ. Общее основание взыскания ущерба с собственника - это наличие вины. При распределении ответственности судебная практика исходит из принципа виновности, в первую очередь - водителя, находившегося за рулем автомобиля в момент аварии.

При удовлетворении требований заявителя, суд учитывает все обстоятельства дела и обязывает лицо, которое причинило вред, возместить вред в натуре (к примеру, оплатить ремонт автомобиля) либо возместить причиненные убытки согласно ст. 1082 ГК РФ.

Важно! Сроки возмещения имущественного вреда судом не устанавливаются.

Согласно п. 12 ст. 30 ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» после получения виновником ДТП постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного на основании решения суда, судебным приставом-исполнителем, устанавливается пятидневный срок, когда он может добровольно исполнить свое обязательство.

Если же постановление не было оспорено и в указанный срок виновник ДТП не исполнил обязательства, судебный пристав-исполнитель начинает процедуру по розыску денежных средств, имущества и иных доходов должника, на которые может быть обращено взыскание. Исполнительный лист будет направлен на официальное место работы виновник ДТП и в соответствии со ст. 138 Трудового кодекса РФ с заработной платы последнего могут удерживать до 50%, пока обязательство не будет исполнено. Судебный пристав-исполнитель может наложить арест на имущество или иные доходы должника. Возможна и опись его вещей (бытовая техника, дорогая мебель и т. д.) по месту проживания или регистрации, которые будут изъяты и проданы на торгах. Вырученные средства же пойдут на погашение долга.

Если вы попали в подобную ситуацию, следует сразу обратиться за помощью к юристу. При обращении к специалисту, он сможет, проанализировав ваши документы, определить дальнейшее максимально удачное для вас развитие ситуации. Наши автоюристы готовы предложить свою помощь, обратитесь к нам, воспользовавшись формой обратной связи или позвонив по указанным на нашем сайте номерам телефонов.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует.

2016-05-31 Linas Butkus 941 0

Ваш груз – небольшая коробка, которую вы планируете отправить на грузовом автомобиле в качестве сборного груза? Какие меры нужно предпринять для того, чтобы ваш груз был предохранён от повреждения или кражи? Достаточно ли убедиться, что у перевозчика есть CMR страховка, и она покроет возможный ущерб, или нужно подумать об отдельном страховании груза?

Во-первых, необходимо разобраться в сути этих видов страхования. CMR страхование охватывает ответственность перевозчика перед грузовладельцем. Иными словами, этот вид страхования защищает интересы перевозчика. Если во время перевозки груз будет повреждён или утрачен, и в связи с этим грузовладелец предъявит перевозчику претензию, то при наличии CMR страховки ущерб, причинённый грузовладельцу, покроет страховая компания. Без наличия CMR страховки ущерб придётся покрывать перевозчику из своего кармана.

Страхование груза, как следует из названия, охватывает страхование конкретного груза. Этот вид страхования защищает интересы грузовладельца. Кроме того, этот вид страхования обеспечивает гораздо более широкую страховую защиту, и позволяет избежать нежелательных ситуаций в разбирательстве гражданской ответственности между грузовладельцем с одной стороны, и перевозчиками, экспедиторами, складскими рабочими или, более того, с преступниками – с другой.

CMR страховка– в качестве альтернативы

Тем, кто не хочет иметь дополнительных хлопот, однозначно советуем страховать свой груз. Во-первых, не придётся тратить время на выяснение номера и содержания страхового полиса перевозчика или экспедитора. Во-вторых, не придётся участвовать в неприятных процедурах доказательства ущерба. Страховой брокер Вилюс Росинас, специализирующийся в области CMR страхования, подчеркнул, что недостаточно узнать лишь номер страхового полиса – его обязательно нужно проверить в страховой компании. Довольно часто выясняется, что владелец полиса не заплатил страховые взносы или не соблюдает других условий страховки. В таких случаях его страховой полис недействителен.

Однако, если грузовладелец не желает дополнительно застраховать свой груз, полис страхования гражданской ответственности перевозчика может быть альтернативным решением. Как уже говорилось, этот полис покроет ущерб грузовладельца, но только в том случае, если груз будет повреждён или утрачен в процессе перевозки (т.е. по вине перевозчика). К сожалению, если вину перевозчика доказать не удастся, страховой случай не попадёт под действие CMR страховки, и за возмещением ущерба придётся обращаться непосредственно к тому лицу, которое будет признано виновным в причинении ущерба. Определить виновное в причинении ущерба лицо может только суд.

CMR страховка будет недействительна также в том случае, если будет доказано, что ущерб возник вследствие преднамеренных действий перевозчика или его грубой неосторожности. Эти обстоятельства являются дополнительными причинами, из-за которых грузовладельцу не следует слепо полагаться на CMR страховку.

Дополнительное страхование груза удобно и в том смысле, что в случае причинения ущерба, грузовладелец напрямую получает компенсацию от страховой компании. В свою очередь, страховая компания в порядке регресса возвращает выплаченные по страховке средства у непосредственного виновника.

CMR страховка покроет ущерб, который был причинён грузу вследствие дорожно-транспортного происшествия, пожара, слишком низкой или слишком высокой температуры, повреждений от влаги, похищения транспортного средства вместе с грузом. Перевозчикам важно знать, что CMR страховка покрывает также тот ущерб, который третьим лицам причинил груз (например, разлившееся агрессивное химическое вещество, упавшие коробки и т.д.)

Как рассчитывается размер ущерба

При наличии CMR страховки, размер ущерба определяется по-разному. Как правило, расчёт ущерба производится на основании стоимости груза в момент его принятия к перевозке. Такой метод не позволяет искусственно увеличивать размер ущерба за счёт таможенных платежей или транспортных расходов.

Стоимость груза определяется на основании биржевой котировки. Если такой информации нет – то на основании текущей рыночной цены. Если такая информация тоже отсутствует – то на основании обычной стоимости товара такого же рода и качества. Стоимость груза также можно определить на основании документов, выданных на месте погрузки (по инвойсу). Этот метод используется не только в Литве, но и в международной практике.

Кроме того, в CMR конвенции предусмотрено, что максимальный размер ответственности перевозчика не может превышать 8,33 СПЗ (Специальных прав заимствования, англ. SDR) за каждый недостающий килограмм веса брутто (т.е. с упаковкой) или 920 СПЗ за одно недостающее грузовое место. СПЗ – это условная денежная единица, курс которой «привязан» к четырём основным валютам: евро, доллару США, фунту стерлингов и йене. На сегодняшний день 1 СПЗ составляет 1,26 евро. Это значит, что ответственность перевозчика за 1 кг повреждённого или утраченного груза не может превышать 10,50 евро, а за 1 единицу грузового места – 1 159,20 евро.

При определении размера ущерба необходимо учитывать одну немаловажную деталь: перевозчик обязан возместить лишь тот ущерб, который будет доказан грузовладельцем, но не максимальную сумму. Для того, чтобы получить компенсацию на основании CMR страховки, ущерб необходимо доказать. Это значит, что суд должен установить не только содержание и объём ущерба, но и виновника, который его причинил. Иными словами, перевозчик не должен брать на себя вину заранее, это должен определить суд.

Если ущерб превышает установленный CMR Конвенцией предел

Как быть в тех случаях, если установленного CMR Конвенцией предела для возмещения ущерба недостаточно? Напомним, что положение CMR Конвенции применяется тога, когда в CMR накладной стоимость груза не указана. Если же в накладной стоит отметка об «особо ценном грузе», и указана стоимость груза, страховая компания (с условием, что ущерб грузу был причинён по вине перевозчика) обязана выплатит компенсацию на основании стоимости груза – об этом говорится в 24-й статье CMR Конвенции. А 26-я статья гласит, что «отправитель может указать, вписав в накладную и при условии уплаты установленной по обоюдному соглашению надбавки к провозной плате, объявленную ценность груза на случай потери или повреждения груза, а также недоставки груза в оговоренный срок. В случае объявления ценности груза при доставке может быть потребовано независимо от возмещений, предусмотренных в статьях 23, 24 и 25, и в пределах суммы заявленной ценности груза возмещение, соответствующее дополнительному ущербу, нанесение которого доказано.».

Страховой брокер В. Росинас отметил, что, например, немецкие компании требуют, чтобы у перевозчиков, работающих в Германии, были специальные страховые полисы, в которых размер ответственности превышает 8,33 СПЗ.

Возмещение ущерба по CMR страховке

Так что же делать, если ваш груз, который вы дополнительно не застраховали, прибыл на место назначения в повреждённом виде, или вообще не прибыл?

В. Росинас говорит, что в таких случаях в адрес перевозчика или экспедитора (в зависимости от того, у кого вы заказывали услугу перевозки) необходимо направить претензию. О полученной претензии ваш «обидчик» обязан сообщить страховой компании. Далее всё относительно просто – если ущерб попадёт в определение «страхового случая», страховая компания должна будет выплатить вам компенсацию.

Как определить, будет ли достаточно положиться на CMR страховку перевозчика, или всё же следует застраховать свой груз дополнительно? В. Росинас говорит, что такие моменты, как надёжность и многолетний опыт работы перевозчика, а также благоприятные условия страхования (перечень рисков, включённых в страховой полис, и размер страховых сумм) должны повысить доверие к CMR страхованию.

Следует отметить и некоторые другие нюансы – в частности, вопрос об ущербе, который был причинён грузу в момент погрузки. В некоторых случаях этот ущерб может не попадать в рамки ответственности перевозчика. Чисто формально, перевозка начинается с того момента, как груз был полностью погружен в транспортное средство, а заканчивается тогда, когда груз был полностью отделён от транспортного средства. С учётом этих нюансов, необходимо удостовериться, что условия CMR страховки распространяются в том числе и на процесс погрузки/разгрузки.

Скорее всего, наши читатели уже поняли, что на фоне тонкостей, касающихся CMR страхования, элементарное страхование груза выглядит более привлекательно. Собеседник CargoNews.lt отметил, что обычно этот вид страхования стоит недорого – от нескольких десятых долей процента до нескольких процентов от общей стоимости груза. Окончательная стоимость этого вида страховки зависит от маршрута перевозки, номенклатуры груза, типа транспортного средства, возможного количества перегрузов, суммы франшизы, общей стоимости груза и варианта страховой защиты. Например, одноразовая страховка груза весом в 50 кг и общей стоимостью в 1000 евро (допустим, что это детские игрушки), с условием, что из Вильнюса в Берлин груз поедет как сборный, может стоить 30 – 70 евро. Это сугубо ориентировочный пример – страховой брокер подчеркнул, что любая страховка носит индивидуальный характер, поэтому одной, универсальной для всех, стоимости страховки груза быть не может.

Так или иначе, но для тех, кто не хочет тратить время и нервы на доказательства и не всегда приятное общение с перевозчиками и экспедиторами, советуем выбирать страховку груза. Она, по крайней мере, защищает интересы грузовладельца. Правда, и в этом случае необходимо внимательно прочесть текст, написанный мелкими буквами!

Время чтения: 6 минут

По закону, водители не имеют права управлять транспортными средствами без полиса ОСАГО. Но, к сожалению, многие пренебрегают этим правилом. Как результат нередки ситуации, когда происходит ДТП без страховки у одного или даже всех участников аварии. Что делать в таких случаях - далее в материале.

Как действовать при ДТП

В случае дорожного происшествия, в котором не пострадали люди и минимально пострадали машины, у водителей всегда есть возможность решить вопрос прямо на месте. Наличие или отсутствие полиса здесь значения не имеет. Если есть желание рассчитаться по причиненному ущербу без привлечения сторонней помощи, и сумма выплаты устраивает обе стороны, то можно смело прибегать к этому способу.

Правда, все риски возьмет на себя потерпевшая сторона. Если потом окажется, что выплаченной на месте суммы недостаточно, то привлечь виновника ДТП к ответственности уже не удастся.

Чтобы избежать рисков, нужно оформить аварию по всем правилам. Для ситуаций, когда хотя бы одна из сторон конфликта не имеет страхового полиса, требуется вызов на место происшествия сотрудников ГИБДД. Порядок дальнейших действий будет зависеть от того, у кого именно нет страховки.

О том, как правильно вести себя в случае аварии вы сможете прочитать в следующем материале: .

Особенности получения выплат

Когда виновником аварии становится застрахованное лицо, компания, выдавшая полис, покрывает все расходы на возмещение пострадавшей стороне материального ущерба, а также вреда, и . Однако если у одного из участников ДТП нет страховки, и у сторон нет возможности/желания решить вопрос без привлечения ГИБДД, вот тогда начинаются всевозможные трудности.

Так, если полиса не имеет пострадавший в ДТП, который не является его виновником, то это еще полбеды. Максимум, что грозит ему - это административная ответственность, придется оплатить . Возмещение вреда пострадавший водитель все равно получит: либо напрямую от виновника аварии, либо через его страховую фирму.

А вот если без страховки попал в ДТП тот, кто является виновником дорожного происшествия, здесь все обстоит значительно хуже. Во-первых, такому водителю также положен штраф за несоблюдение законодательства в части страхования автогражданской ответственности. Во-вторых, если попал в , нет страховки и виновен, то компенсацию причиненного другому лицу (лицам) вреда придется выплачивать из своего кошелька. А если нет даже , то за свои же деньги нужно будет восстанавливать и собственное авто.

Учитывая размеры расходов, можно смело говорить о том, что понести ущерб в аварии без страховки ОСАГО - это настоящая финансовая катастрофа, избежать которой можно не только аккуратным вождением, но, лучше всего, заблаговременным оформлением полиса.

Если полиса нет у виновника аварии

Важно заметить, что виновник аварии имеет право провести свою независимую экспертизу. Вполне возможно, ее результаты и конечная сумма выплат будут отличаться от сумм, указанных пострадавшим. Данный момент должен впоследствии учесть и потерпевший, и суд.

Если полиса нет у пострадавшего в аварии


Попавший в ДТП без страховки ОСАГО потерпевший находится в несколько более привлекательном положении, чем виновная сторона, ведь его права страхуются законом: ему в любом случае полагается денежное возмещение материального вреда и вреда, причиненного здоровью.

Порядок действий до приезда представителей ГИБДД здесь абсолютно аналогичный. А вот дальнейшая схема поведения будет зависеть от того, есть ли полис у виновной стороны. Если нет, то действовать нужно так, как описано в предыдущем пункте. Если нет страховки ОСАГО при ДТП у потерпевшего, а у виновного есть, то нужно:

  • Подать в страховую фирму виновника случившегося.
  • Дождаться результатов экспертизы.
  • При необходимости провести собственную независимую экспертизу, заранее уведомив о ней виновника аварии и его страховщиков.
  • Если пожелания о размере материального возмещения потерпевшей стороны расходятся с предложениями страховой компании, то первая должна составить досудебную претензию.
  • Если страховая откажется принимать условия, выдвинутые потерпевшим, тот может обратиться в суд.

Так же, как и в случае с незастрахованным виновником аварии, если у пострадавшего в ДТП нет полиса ОСАГО, ему придется платить штраф.

Нерабочая страховка

Нередко случаются ситуации, когда страховка у виновной в дорожном происшествии стороны имеется, но она по какой-то причине недействительна. Рассмотрим наиболее популярные вопросы.

Что делать, если у виновника ДТП поддельный полис ОСАГО?

Сразу отметим, что за пользование фальшивым полисом водителю грозит лишение прав, административная или даже уголовная ответственность и существенный штраф.

Получить деньги с такого автовладельца потерпевший может примерно по той же схеме, что и в случае отсутствия полиса у виновника. Единственное исключение - ему придется сначала подать заявление в (РСА) с просьбой провести экспертизу страховки.

Если РСА подтвердит, что у виновника ДТП , то пострадавшему далее придется самому проводить автоэкспертизу, отправлять в адрес виновной стороны претензию и, скорее всего, обращаться в итоге в суд.

Если же речь идет о так называемом полисе-двойнике, когда на один и тот же страховой номер регистрируется несколько машин, то здесь есть шанс получить-таки компенсацию со страховой фирмы. Наличие такого полиса со всеми подписями и печатями, а также квитанции об уплате госпошлины за его оформление являются вескими основаниями для того, чтобы считать, что данный владелец имеет официальную «автогражданку». Прочие нюансы - это уже проблемы самой страховой фирмы. В дальнейшем, если будет признан факт вины водителя в оформлении двойного полиса, то страховая просто выставит ему встречный иск.

Что делать, если у виновника ДТП просрочена страховка?

Такая ситуация приравнивается к полному отсутствию полиса у водителя, поэтому и порядок действий будет идентичным. Весь груз организационных проблем ляжет на плечи пострадавшей стороны. А вся сумма оплаты - на самого виновника происшествия.

Что делать, если виновник ДТП не вписан в полис ОСАГО?

Вариант первый - заключен договор о страховании с неограниченным количеством водителей, допущенных к управлению данной машиной, и у виновника ДТП имеется доверенность на управление данным авто. В этом случае никаких проблем не возникнет. Страховая будет обязана возместить потерпевшему ущерб в полном объеме.

Второй вариант - в страховом соглашении перечислен ограниченный список лиц, в который не входит виновник аварии. При этом у данного лица имеется доверенность на управление машиной. Для начала виновнику аварии полагается штраф. Страховая все равно должна будет возместить ущерб, причиненный данным водителем другим участникам движения. Но после этого фирма имеет полное право инициировать против нерадивого водителя встречный иск, взыскав с него потраченную на страховой случай сумму.

Третий вариант - водитель-виновник ДТП без страховки ОСАГО (не вписан в полис) и не имеет доверенности на управление транспортным средством. Здесь дела плохи. Страховая в таком случае ничего не должна. Деньги с виновника происшествия пострадавшему придется получать самому.

Взыскание ущерба с виновника ДТП: Видео