Методические рекомендации по списанию гсм. Нормы расхода топлива легковых и грузовых машин от минтранс рф

Для списания расходов на ГСМ необходимо учитывать утвержденные нормы расхода топлива. Таблицу с нормами расхода топлива на 2017 год (последняя редакция Минтранса РФ) вы можете скачать в этой статье.

Нормы расхода топлива нужны компаниям и предпринимателям, которые экплуатируют транспортные средства. Их применяют как в статистических целях, так и в экономических. Например, для подсчета себестоимости грузовых перевозок или транспортных услуг. Помимо этого, нормы применяют для расчета налога на прибыль.

Расходы на содержание автотранспорта и приобретение ГСМ относят к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Соответственно, такие затраты уменьшают налогооблагаемую прибыль. Эти расходы не нормированы, предприятие вправе тратить на ГСМ столько, сколько этого требует производственный процесс. При этом в целях списания расходов на ГСМ удобно руководствоваться методическими рекомендациями и нормами Минтранса РФ.

Нормы расхода топлива на 2017 год в последней редакции

Нормы расхода топлива утверждены Минтрансом РФ в 2008 году — распоряжение от 14.03.2008 № АМ-23-р. Последняя редакция — от 14 июля 2015 № НА-80-р.

Нормы расхода топлива на 2017 год: распоряжение Минтранса РФ в последней редакции

Раньше расходы на топливо инспекторы требовали нормировать. Если компания соблюдала нормы Минтранса, претензий не возникало. Но потом Минфин признал, что нормировать расходы не требуется (письмо от 03.06.2013 № 03-03-06/1/20097, подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). Зато появились претензии у налоговиков. Чтобы избежать этого, безопаснее придерживаться утвержденных показателей.

Актуальные нормы расходы топлива на 2017 год для всех видов транспортных средств можно посмотреть в распоряжении Минтранса РФ в последней редакции (ссылка выше).

Еще одна частая причина для претензий налоговиков — компенсация за использование автомобилей сотрудников. Нормы компенсации установлены постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 № 92. Для легковых автомобилей с объемом двигателя до 2 тыс. куб. см — 1200 рублей, с объемом двигателя свыше 2 тыс. куб. см — 1500 рублей. Нормы уже включают возмещение всех затрат: амортизацию, ремонт, бензин, масло, мойку.

Иногда компании сверх норм оплачивают бензин. Ведь устаревшие нормы покрывают максимум одну заправку автомобиля. Делать так рискованно. Чиновники запрещают списывать бензин (письмо Минфина России от 04.12.2015 № 03-03-06/70852). Поэтому налоговики наверняка снимут расходы.

Чтобы обезопасить расходы, составляйте максимально подробные путевые листы. В них должен быть подробный маршрут. Если его нет, защитить расходы удается только в суде (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.02.2016 № Ф08-626/2016).

Кстати, движение автомобилей можно отслеживать с помощью gps-навигаторов или системы ГЛОНАСС. Распечатанная информация о маршрутах подтвердит расходы (письмо Минфина России от 16.06.2011 № 03-03-06/1/354).

По личным автомобилям сотрудников тоже можно списать расходы на бензин. Для этого с работником заключают договор аренды автомобиля (письмо Минфина России от 15.10.2010 № 03-03-06/1/649).

Утверждение норм расхода топлива в 2017 году

По НК РФ, расходы в целях расчета налога на прибыль должны быть оправданными. Организация может установить свои нормы расхода топлива, которые могут отличаться от тех, которые были утверждены Минтрансом. Однако, если нормы будут сильно отличаться от рекомендованных, это может привести к спорам с налоговой инспекцией. Инспекторы могут признать расходы экономически необоснованными и доначислить налог на прибыль.

При разработке и утверждении в организации приказа о нормах расхода топлива стоит придерживаться рекомендаций ведомства. Однако при этом можно повышать нормы в зависимости от различных факторов. Например, с учетом сезона эксплуатации автомобиля (летнее и зимнее время), численности населения в городе эксплуатации транспорта и возраста транспортных средств. Минтранс разрешает повышать нормы расхода по автомобилям, которые эксплуатируются более 5 лет.

Приказ можно не переутверждать каждый сезон. Проще сразу же указать в документе летние и зимние нормы расхода ГСМ с переодами их действия. Дополнять приказ нужно в таком случае только при обновлении транспортного парка и приобретении новых автомобилей.

Образцы смотрите ниже.

Образец приказа для служебного автотранспорта

Бланк приказа об утверждении норм расхода ГСМ для служебного автотранспорта

Образец приказа об утверждении норм расхода ГСМ в 2017 году

об утверждении норм расхода ГСМ

На период с 1 мая по 31 октября 2017 года приказываю утвердить норму расхода бензина АИ-92 для автомобиля ВАЗ-2109, регистрационный знак К 406 КН 97, в размере 8,2 литра на 100 километров пробега.

Основание – акт о проведении контрольного заезда автомобиля ВАЗ‑2109, согласно которому при фиксированном пробеге в 100 километров фактический расход топлива составил 8,2 литра.

Генеральный директор ________Стеклов____________ В.В. Стеклов

Образец приказа об утверждении норм расхода ГСМ и поправочных коэффициентов (надбавок) к нормам

Бланк приказа об утверждении норм расхода ГСМ и поправочных коэффициентов (надбавок)

Образец приказа об утверждении норм расхода ГСМ и поправочных коэффициентов (надбавок)

При разработке приказа предприятие можно применять повышающие коэффициенты. Если предприятие расположено в городе с численностью населения свыше 5 млн человек, норму расхода ГСМ можно увеличить на 35%. В городах с численностью населения от 1 до 5 млн человек, норму можно увеличить на 25% и т.д.

Расход топлива также можно менять в зависимости от сезона эксплуатации. Надбавки к нормам действуют с разных месяцев в зависимости от региона. К примеру, в Москве с 1 ноября можно списывать на 10 % больше топлива, чем летом.

Минфин разрешает не нормировать расходы на бензин (письмо от 03.06.2013 № 03-03-06/1/20097). Компания вправе списывать топливо по факту. Кроме того, можно установить в приказе собственные ограничения. Причем повысить свои нормы компания вправе даже с октября, если погода резко испортилась.

Общество с ограниченной ответственностью Персона

об утверждении норм расхода ГСМ

г. Москва 27.05.2017

1. Базовую норму расхода топлива на легковые служебные автомобили согласно разделу 2 распоряжения Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р.

2. Поправочные коэффициенты (надбавки), учитывающие местные условия эксплуатации легковых служебных автомобилей (на основании раздела 1 распоряжения Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р):

– надбавку за работу в городе с населением свыше 5 млн человек – 35 процентов;

– надбавку за работу в городе с населением от 1 до 5 млн человек – 25 процентов;

– надбавку за работу в городе с населением от 250 тыс. до 1 млн человек – 15 процентов;

– надбавку за работу в городе с населением от 100 тыс. до 250 тыс. человек – 10 процентов;

– надбавку за работу в городе с населением до 100 тыс. человек (при наличии регулируемых перекрестков, светофоров или других знаков дорожного движения) – 5 процентов;

– надбавку для автомобилей, находящихся в эксплуатации более пяти лет, с общим пробегом более 100 000 км – 5 процентов;

– надбавку для автомобилей, находящихся в эксплуатации более восьми лет, с общим пробегом более 150 000 км – 10 процентов;

– надбавку за использование кондиционера в автомобиле – 7 процентов.

Приказ заверяет подписью руководство предприятия и с его текста знакомят всех водителей, которые работают на предприятии.

Чтобы признать при расчете налога на прибыль ГСМ, надо установить нормы списания. В 2017 году в РФ выгодно применять нормы Минтранса, хотя можно разработать свои. Оформляйте путевые листы (образец есть у нас).

Нужно ли нормировать ГСМ в 2017 году в РФ

Налоговый кодекс РФ не требует, чтобы компании и предприниматели при расчете налога на прибыль списывали расходы на горючее по нормам. Так что такие расходы можно признавать полностью (подп. 11 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ). Однако при расчете налога на прибыль признают только обоснованные расходы (ст. 252 Налогового кодекса РФ), поэтому на проверке инспекторы затребуют документы, подтверждающие обоснованность затрат. Например, данные о контрольных замерах расхода топлива.

Сложностей с подтверждением обоснованности не будет, если признавать расходы на горючку в налоговом учете по нормам. Возьмите их из распоряжения Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р. За счет повышения надбавок они стали выгоднее.

Можно разработать и свои нормы, утвердив их в приказе. Сделайте это с учетом марки, технических характеристик и условий эксплуатации каждой машины, которая есть у компании. Превышать в налоговом учете свои нормы тоже опасно. Если налоговики снимут сверхлимитные расходы, отменить доначисления не получится даже в суде (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 сентября 2015 г. № А53-24671/2014).

Как оформить приказ об утвреждении норм ГСМ

Посмотрите примерный образец приказа, которым можно изменить привычные нормы ГСМ:

Важно!

В налоговом учете расходы на ГСМ списывают как материальные или прочие. Все зависит от цели использования транспорта. Так, если транспорт используют для перевозки грузов, расход бензина, газа или солярки включите в материальные расходы. Если же транспорт используют в служебных целях, стоимость топлива списывают на прочие расходы.

Надо ли оформлять путевой лист

Чтобы списать расходы на бензин, нужен правильно оформленный путевой лист. Можно использовать утвержденную форму или разработать документ самостоятельно (постановление Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78, ст. 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Автотранспортные компании составляют их ежедневно на каждую смену (раздел 2 Указаний, утв. постановлением Госкомстата № 78). Остальные вправе установить другую периодичность, но не реже одного раза в месяц (п. 10 приказа Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152, письмо Минфина России от 30 ноября 2012 г. № 03-03-07/51).

Как заполнить путевой лист

Компании, которые не являются автотрансопртными, могут сами разработать форму путевого листа. Возьмите за основу унифицированную формы и упростите ее. Вот образец упрощенного путевого листа:

Какие надбавки можно установить

Как списывать топливо в бухучете

Стоимость топлива, которая списывается на расходы, зависит от метода оценки МПЗ (ФИФО, по средней себестоимости) (п. 16 ПБУ 5/01).

При списании ГСМ в бухучете сделайте проводку:

ДЕБЕТ 20 (23, 26, 44...) КРЕДИТ 10-3

  • списана стоимость израсходованного топлива (на основании путевого листа).

Нормой расхода топлива называется величина, отражающая среднюю потребность в ГСМ для разных видов автотранспорта на определенный километраж. Как правило, расчет нормы производится из расчета литров затрачиваемого горючего на сто километров пути.

Данный показатель актуален для компаний, имеющих в распоряжении служебные автомобили, которые обеспечиваются горючим. Нормы расхода ГСМ дают возможность вести учет расходов на топливо, контролировать его перерасход и списывать бензин со счетов организации в соответствии с действующим законодательством.

Кроме этого, нормы расхода горючего необходимы:

  • для ведения отчетности;
  • определения себестоимости определенной поездки с участием служебного автотранспорта (или всех поездок в целом);
  • расчета налогообложения.

Показатели затрат ГСМ не нормированы: каждая организация может тратить на горючее столько, сколько считает необходимым, и сколько требует производственный процесс.

При этом следует помнить, что при расчете налога на прибыль учитываются исключительно обоснованные расходы. Инспекторы могут просить предоставить документы, которые подтверждают обоснованность затрат (к примеру, сведения о контрольных замерах затрат ГСМ).


Особенности расчета

Нормы затрат ГСМ рассчитываются исходя из расхода, указанного в паспорте автомобиля, который определялся в благоприятных условиях – на ровной дороге, при определенной скорости движения, без каких-либо препятствий. Поскольку реальные условия часто отличаются от идеальных, нормативный расход определяется математическим путем с учетом коэффициентов.

Коэффициенты учитываются следующие:

  • население района;
  • интенсивность движения на автодорогах, наличие пробок;
  • время года и погодные условия;
  • техническое состояние транспортного средства и его оснащенность (прицепом, кондиционером и т. д.).

Нормы расхода горючего можно рассчитывать самостоятельно, опираясь на рекомендации Министерства транспорта РФ, или не учитывая их.

Самый простой способ расчета: разделение литров топлива на пройденный километраж и умножение на сто (так определяется количество бензина, необходимое автомобилю для ста километров пути).

Следует учитывать, что если автомобиль будет ездить по городу на небольшой скорости, с загрузкой, в холод или жару, расход ГСМ будет намного выше рассчитанных норм. Именно для этого и нужны коэффициенты, перечисленные выше. К примеру, в городах с населением больше пяти миллионов человек для каждого автомобиля нормы увеличиваются на 35%. Подобных правил в рассматриваемом документе достаточно много.

Минтранс России еще в 2008 году выпустил рекомендации относительно расчета норм расхода топлива, которые были закреплены в распоряжении №АМ-23. Чтобы эти рекомендации соответствовали реальным условиям, документ постоянно обновляется и дополняется новыми значениями. К примеру, недавно таблица была дополнена такими марками, как Lada Granta 219020 1,6, Honda Accord IX 2,4, Toyota RAV4 2,0 2W, кроме того, было внесено много других дополнений.

Утвержденными в 2015 году. Именно тогда в документ вносились последние правки. Эти рекомендации не являются обязательными, но могут учитываться при проведении расчетов.

Чтобы узнать нормативные величины расхода ГСМ для конкретного авто, необходимо открыть таблицу, соответствующую типу транспорта (легковой, грузовой, тягач, спецназначения) и выбрать нужную марку.

В перечень Минтранса РФ входит более 800 автомобилей.

Для каждого из них указан ориентировочный расход топлива и перечень повышающих коэффициентов. К примеру, для авто Lada Granta норма расхода ГСМ на сто километров пути определена в объеме восьми литров. Для этого же расстояния для автомобиля «Шевроле Нива» из-за большей мощности норма составляет уже 10,6.

Для таких автомобилей как КАМАЗ, «Газель», УАЗ, установлены свои нормы. К примеру, для УАЗ-3159 они составляют 15,9 литров, для «Газели» – от 19 до 21 литра, для КАМАЗа – от 20 до 31 литра.

  • предприятия, деятельность которых направлена на осуществление грузоперевозок, списывают ГСМ с использованием путевых листов, в которых фиксируется пробег автомобилей;
  • для ведения бухучета используются специальные счета и субсчета (приходное топливо учитывается в дебете счета 10, списанное – в кредите этого же счета);
  • налоговый учет предусматривает списание в материальных либо прочих расходах (затраты ГСМ для автомобилей, перевозящих грузы, учитываются в материальных затратах, а расходы топлива для служебных авто – в прочих расходах);
  • налоговый учет может выполняться как с использованием норм, так и с фактическим количеством ГСМ;
  • для автотранспорта, не прописанного в рекомендациях Минтранса РФ, нормы могут рассчитываться индивидуально.

В холодное время года нормы затрат ГСМ возрастают на 5%-20%. Аналогичная надбавка прибавляется при передвижении в горной местности. Повышающие коэффициенты применяются и с учетом возраста автомобилей. Чем дольше эксплуатируется авто – тем больше повышающие коэффициенты.

Когда организация владеет и распоряжается одним или несколькими служебными автомобилями, стоящими на ее балансе, перед ней постоянно стоит задача покупки топлива, обоснования его использования и списания на расходы.

Действующие правила налогообложения позволяют уменьшать за счет этого списания базу налога на прибыль, но только в том случае, если они правильно обоснованы в соответствующей отчетной документации.

Поэтому крайне важно корректно вести учет истраченных горюче-смазочных материалов и соблюдать нормы списания, устанавливаемые Министерством транспорта Российской Федерации.

Рассмотрим, какие нормы по ГСМ актуальны на сегодняшний день, как они зависят от сезона, а также нюансы, которые могут возникнуть при обосновании их списания в неоднозначных случаях. Покажем на примере, как правильно произвести нормативный расчет списания ГСМ.

Понятие норматива ГСМ

Расход топлива на служебном автотранспорте не может происходить бесконтрольно и ненормированно, иначе не избежать перерасходов, а возможно, даже слива. Для контроля и учета количества ГСМ выведено понятие нормы расхода топлива – экономически обоснованного показателя, отражающего среднюю надобность в горючем (бензине, газе, солярке) для служебного автотранспорта различных разновидностей на определенный километраж.

Общепринятым и наиболее удобным является расчет расхода ГСМ на 100 км пробега.

Кто устанавливает нормы ГСМ

Министерство транспорта РФ дает рекомендации по нормированию топлива. Однако они оставались неизменными с 2015 года (последнее распоряжение Минтранса РФ относительно норм топлива № АМ-23-р датируется 14 июля 2015 года), что на сегодня не вполне отражает актуальную ситуацию.

Министерство финансов РФ сделало по этому поводу официальное разъяснение: в Письме от 19 августа 2016 года № 03-03-06/1/48789 сообщается, что следование нормам, установленным Минтрансом – это право, а не обязанность предпринимателя. Налоговые органы не вправе настаивать на соблюдении именно этих показателей при списании ГСМ.

Нормы расхода и списания топлива, действующие для каждой конкретной компании, должны быть приняты, утверждены и зафиксированы во внутренней документации.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Для автотранспортных фирм, в отличие от других юридических лиц и предпринимателей, учет расходов на топливо по рекомендациям Минтранса обязателен.

Бухгалтерский учет нормативов ГСМ

При составлении баланса показатель расхода топлива для списания бухгалтер вносит:

  • в графу «Материальные расходы», если количество вписывается в установленные на предприятии нормы;
  • частично – в графу «Внереализационные расходы», если истраченные ГСМ превышают лимиты (в эту графу вписывается количество, вышедшее за пределы нормы).

Для этого применяется счет 10 «Основные средства» с соответствующими субсчетами.

Подтверждающим документом, на основании которого делается расчет фактически истраченного топлива, является путевой лист , форму которого предприятию разрешено разрабатывать самостоятельно, а также талоны, чеки, сертификаты и т.д., подтверждающие закупку топлива по определенной цене.

Зачем нужны показатели норм ГСМ

Цели учета нормативов топлива достаточно очевидны:

  • контроль расходов организации на топливо для транспортных средств;
  • профилактика перерасхода, слива и т.п.;
  • ведение соответствующей отчетности;
  • уточнение себестоимости перевозок;
  • снижение налогооблагаемой базы;
  • основание для расчета с сотрудниками, использующими для служебных целей личный автотранспорт.

От чего зависит величина показателя ГСМ

  • вида транспорта (легковое авто, грузовик, фура, транспорт спецназначения и т.д.);
  • конкретной марки авто;
  • его пробега;
  • срока, в течение которого автомобиль находится в эксплуатации;
  • базового расхода ГСМ;
  • некоторых установленных коэффициентов – сезонных, территориальных, дорожных, грузоподъемных и т.п.

Что утверждает Минтранс

Документ-распоряжение Минтранса, устанавливающее рекомендованные нормы, носит методический характер. В нем приведены базовые показатели расхода газа, солярки, бензина для конкретных марок транспортных средств, дифференцированных также по классам и моделям. С помощью этих таблиц можно удобно вести топливный учет.

Ниже приводятся нормы топлива по самым распространенным представителям служебного автопарка. Полное перечисление всех предусмотренных Минтрансом России автотранспортных средств (около 800 марок) с соответствующими нормативами расходов ГСМ можно скачать по ссылке ниже.

ФАЙЛЫ

Сезонные нюансы для ГСМ

Общеизвестно, что расход топлива зимой и летом существенно отличается. Для холодного времени года действует специальная надбавка по нормам ГСМ, действующая в интервале от 2 до 20%, в зависимости от региона РФ. Документ, предлагаемый к использованию Минтрансом РФ, регулирует этот вопрос в приложении № 2.

Расход топлива, подсчитываемый самостоятельно

Несмотря на то что организация вправе пользоваться нормами Минтранса, что иногда оказывается предпочтительнее, поскольку рекомендуется налоговиками, можно производить собственные расчеты, исходя из установленных внутренними актами нормативов ГСМ.

Упрощенный вариант предусматривает нахождение частного от количества потраченного топлива и пройденного километража (для установления процентного соотношения цифра умножается на 100). В результате получится показатель в «привычной» форме, отражающий необходимое количество ГСМ для 100 км пути на данном авто. Далее к ней можно при необходимости применить соответствующие коэффициенты.

Более сложная формула , применяемая для исчисления данного показателя, учитывает конкретную марку авто и установленный для нее топливный норматив (из таблицы Минтранса или внутренних актов самой организации). Также принимается в расчет количество груза или пассажиров, находящихся на борту транспортного средства, режим движения, некоторые другие погрешности (зимний коэффициент, поправка на тип дороги и пр.).

N расх. = 0,01 х N предусм. х (1 + х К х 0,01)

  • N расх. – исчисляемая норма расхода ГСМ для произведения списания (измеряется в литрах);
  • N предусм. – норматив, предусмотренный в документах организации или Распоряжением Минтранса РФ;
  • S – километраж, пройденный данным авто;
  • К – коэффициент, принимаемый во внимание при учете различных поправок.

Пример конкретного расчета

Служебный автомобиль, принадлежащий ООО «Вольта», марки Тойота Королла с объемом двигателя 1,6 л совершил поездку, отмеченную в путевом листе расстоянием 650 км. При этом он затратил 62 л бензина. Груза на борту не было (доставлялись документы). Поездка была произведена зимой, зимняя надбавка, установленная в ООО «Вольта», составляет 5%. Фирма использует для расчета показатели из таблицы Минтранса РФ.

Рассчитаем расход топлива для списания. По данным Распоряжения Минтранса, нормы расхода топлива для автомобиля данной марки, идущего без груза, составляет 9 л на 100 км пробега. Зимний коэффициент принимаем за 5. Других надбавок данная поездка на авто этой марки в приведенных условиях не предусматривает. Произведем исчисление по формуле: 0,01 х 9 х 650 (1 + 5 х 0,01) = 0,09 х 650 х 1,05 = 61,4 л.

Как видим, водитель служебного авто практически не превысил расхода бензина, требующегося по нормативу.