Лавр Корнилов: генерал никто. Замкомандующий внутренних войск сибири заработал больше главы нацгвардии

Самым богатым сотрудником Росгвардии стал полковник полиции Вадим Медведев. За 2016 год он заработал 26 млн руб., что в четыре раза больше дохода директора ведомства Виктора Золотова. Самой богатой семьей сотрудников Росгвардии оказались супруги Дикевич, совместно они получили около 37 млн руб.

Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС

Богатейшие

Самым богатым сотрудником Росгвардии стал заместитель начальника главного управления ведомства по Москве полковник полиции Вадим Медведев. Его доход за 2016 год составил 26 млн руб., следует из опубликованной ведомством декларации. Медведев также занимает должность начальника Центра лицензионно-разрешительной работы. В его собственности — квартира площадью 143 кв. м, два земельных участка общей площадью около 2,5 тыс. кв. м, дача (152 кв. м), сарай (21 кв. м), баня (43 кв. м), беседка (46 кв. м) и навес (39 кв. м). В пользовании у Медведева находится еще квартира площадью 41 кв. м.

Его непосредственный начальник — генерал-майор полиции Андрей Гранкин — заработал в 13 раз меньше, около 2 млн руб. На втором месте по годовому доходу — начальник отдела Росгвардии по Республике Марий Эл полковник Александр Бурдо: он задекларировал 7,1 млн руб.

Следом идет директор Росгвардии Виктор Золотов. В 2016 году он заработал 6,7 млн руб., это почти на полмиллиона больше, чем . Золотов обладает самым большим земельным участком среди всех сотрудников ведомства. Его площадь — почти 11,9 тыс. кв. м. Также он задекларировал еще два земельных участка: первый — площадью 277 кв. м, второй — около 5 тыс. кв. м. Участок такой же площади, по данным Росреестра, находится на Валдае и принадлежит полному тезке Виктора Ивановича Золотова. Рядом, располагаются земли людей из окружения Владимира Путина. Золотов владеет еще и двумя жилыми домами (275 кв. м и 1070 кв. м соответственно), двумя квартирами (в одной из них бывшему охраннику президента принадлежит треть), машиноместом, погребом и двумя строениями общей площадью 164 кв. м. В распоряжении Золотова также легковой автомобиль Mercedes-Benz​ 320 GE и мотовездеход Yamaha.


Виктор Золотов (Фото: Михаил Метцель / ТАСС)

В апреле 2016 года Фонд борьбы с коррупцией квартиру дочери главнокомандующего Нацгвардии России Жанны Золотовой. Стоимость жилья в ФБК оценили в 343 млн руб. Позднее , что список имущества семьи Виктора Золотова, опубликованный Алексеем Навальным, неполон. Не включенные в него объекты, участок в Барвихе и квартиру в Геленджике, можно оценить минимум в 277 млн руб.

Жены

Самой богатой женой оказалась супруга полковника полиции Виктора Дикевича, который занимает должность замначальника главного управления Росгвардии по Московскому территориальному округу. Доход жены Дикевича за 2016 год оказался в 17 раз больше заработка самого полковника и составил 34,7 млн р​уб. Госпожа Дикевич стала и самой богатой среди всех лиц, указанных в декларации о доходах. В собственности жены полковника — земельный участок площадью 1,5 тыс. кв. м, а также одна шестая доля квартиры площадью 54 кв. м. Виктор Дикевич за прошлый год заработал около 2 млн руб. Дикевичи стали самой богатой семьей, а их совместный доход за 2016 год составил около 37 млн руб.

Второй в списке богатых жен оказалась супруга замдиректора Росгвардии генерала-лейтенанта полиции Сергея Лебедева. Она заработала в шесть раз больше мужа — 15,8 млн руб. Генерал получил в 2016 году 2,4 млн руб.

На третьем месте — супруга начальника управления Росгвардии по Пермскому краю полковника полиции Бориса Бородавина. За прошлый год она принесла в семью почти 12 млн руб. (в девять раз больше мужа, который заработал 1,3 млн руб.).

Другие декларации

Экс-депутат Государственной думы Александр Хинштейн, который сейчас занимает должность советника Виктора Золотова, заработал 5,9 млн руб. В сравнении с предыдущим годом Хинштейн обеднел почти на 200 тыс. руб. (будучи депутатом, за 2015 год он получил 6,1 млн руб.). Советник Золотова задекларировал квартиру площадью 122 кв. м и снегоход Lynx 49 Ranger 600.

Начальник управления Росгвардии по Чечне полковник полиции Шарип Делимханов задекларировал доход в 1,8 млн руб. Кроме легкового автомобиля Nissan Patrol, в собственности у Шарипова ничего больше нет. Зато в пользовании у полковника земельный участок площадью 9,4 тыс кв. м, а также жилой дом площадью 557 кв. м.

© sibrkvvmvd.ru. Владимир Бескровный

19 Май 2016, 14:44

Высшие чины МВД, которые выводятся в Федеральную службы войск национальной гвардии, отчитались о доходах. В 2015 году самым богатым стал начальник тыла Сибирского регионального командования внутренних войск Владимир Бескровный.

Сведения о доходах опубликованы на сайте нацгвардии РФ 19 мая. Бескровный стал самым богатым силовиком, он заработал 9,2 млн рублей. У него есть земельный участок на 1000 кв. м. и хозблок, в пользовании находится квартира площадью 61,3 кв. м.

Бескровный обошел главнокомандующего войсками национальной гвардии Виктора Золотова, заработавшего в 2015 году 6,3 млн рублей. Однако последнему принадлежит две квартиры и два жилых дома общей площадью более 1,7 тыс. кв. м., три земельных участка на 1,6 га., хозблок, «будка постовая» и «ледник».

Глава Сибирского регионального командования войск нацгвардии, генерал-лейтенант Виктор Стригунов задекларировал всего 3,9 млн рублей. У него в пользовании незавершенный жилой дом на 450 кв. м.

Первый зам Стригунова, генерал-майор Валерий Ходаков заработал 3,5 млн рублей, у него в пользовании две квартиры общей площадью около 150 кв. м. Еще один первый зам, генерал-майор Игорь Поддубный отчитался о 2,2 млн рублей. Ему принадлежит квартира площадью 62,2 кв. м. на правах долевой собственности, а в пользовании находится участок на 10,7 га.

Генерал-майор Игорь Водопьянов, еще один замглавы сибирской нацгвардии, заработал чуть более 3 млн рублей. Ему принадлежит автомобиль Mitsubishi Pajero, дом на 97 кв. м., два хозяйственных строения и участок 0,1 га. В пользовании — две квартиры на 150 кв. м.

Замглавы нацгвардии в Сибири по боевой подготовке Геннадий Катаев получил 2,7 млн рублей. У него есть Mitsubishi Pajero, он пользуется комнатой в общаге на 24 кв. м. и квартирой на 85,5 кв. м. Доход заместителя Стригунова по вооружению Виталия Садовникова составил 5,4 млн рублей.

Замкомандующего сибирской нацгвардии по работе с личным составом Андрей Батрак заработал 3,2 млн рублей. Ему принадлежит Chevrolet Captiva, квартира, участок на 0,15 га, кроме того, в пользовании находятся три объекта незавершенного строительства общей площадью 370 кв. м.

В декларации МВД фигурирует еще один представитель Сибири — начальник Новосибирского военного института внутренних войск Сергей Куценко. Он заработал 2,8 млн рублей и владеет участок площадью 900 кв. м. В пользовании находятся три незавершенных объекта на 260 кв. м. и квартира.

Федеральную службу войск национальной гвардии продолжают комплектовать руководящими кадрами. Очередной указ президента РФ расставил по своим местам сразу 14 военачальников, в том числе 13 генералов.

Никаких сенсаций при их назначении не произошло. Практически все офицеры, получившие новые посты в Росгвардии, - выходцы из внутренних войск МВД. У большинства из "свежих" назначенцев даже не поменялись места службы. Тем более что кадровый указ президента по большей части коснулся именно генералов - руководителей регионального звена.

В документе сказано, что командующим Восточным округом войск национальной гвардии РФ назначен генерал-лейтенант Игорь Груднов. Аналогичную структуру в Сибири возглавил генерал-лейтенант Виктор Стригунов, а командующим войсками Росгвардии на Урале стал генерал-лейтенант Игорь Голлоев. По указу президента РФ во главе национальных гвардейцев Приволжья теперь будет генерал-лейтенант Александр Порядин, а такие же войска в Северо-Кавказском округе примет под командование генерал-лейтенант Евгений Зубарев. Подразделения и части Росгвардии на Северо-Западе страны подчинены генерал-лейтенанту Сергею Захаркину, а его коллега генерал-лейтенант Павел Дашков назначен командующим Центральным округом войск национальной гвардии. Одновременно глава государства утвердил в должности начальника авиации Росгвардии генерал-лейтенанта Александра Афиногентова. По указу президента РФ генерал-лейтенант Юрий Бабкин возглавил Главное управление подготовки войск (сил) Федеральной службы, генерал-лейтенант Алексей Беляков стал начальником Главного управления связи - заместителем начальника Главного штаба войск национальной гвардии, а генерал-лейтенант Владимир Подрезов - первым замом начальника Главного штаба.

Еще два новых назначенца - генералы Евгений Фуженко и Валерий Ходаков. Первому по указу президента РФ достался пост начальника Главного организационно-мобилизационного управления - заместителя начальника Главного штаба войск национальной гвардии РФ. Второму - должность начальника Главного управления охраны объектов. Обрел своего руководителя и аппарат директора Федеральной службы. Им стал полковник Марат Султанов. Эту работу он будет совмещать с обязанностями начальника организационного главка Росгвардии. Напомним, что решение о создании новой Федеральной службы на базе внутренних войск МВД глава государства принял в апреле нынешнего года. Руководить Росгвардией президент поручил генералу армии Виктору Золотову. Помимо внутренних войск в нацгвардию вошли подразделения, контролирующие оборот оружия и частную охранную деятельность, а также вневедомственная охрана и спецназ МВД. Численность Росгвардии - более 340 тыс. человек.

Президент России Владимир Путин освободил от должности порядка 20 генералов. Об этом говорится в указе, подписанном главой государства.

Документ размещен на официальном портале правовой информации.

Как отмечается, освобожден от должности генерал-лейтенант полиции Сергей Лавров, который занимал пост начальника управления ФСКН по Кубани, а также генерал-майор внутренней службы, начальник управления по взаимодействию со СМИ МВД России Андрей Пилипчук.

Уволен с военной службы первый заместитель командующего войсками Центрального регионального командования внутренних войск МВД России Владимир Падалко.

Видать - я был прав на счёт заговора против Путина (ликвидация во время Парада 9-го Мая)

Освобожден от должности министра внутренних дел по Республике Коми генерал-майор полиции Жуковский Анатолий Николаевич.

===== Армией тут и не пахло, одни внутренние войска. =====

Кадровые изменения в системе МВД России
Сегодня 17:39

полковника полиции Алая Владимира Анатольевича – заместителем начальника Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Северо-Кавказскому федеральному округу;

полковника Баева Юрия Леонидовича – командиром 79 дивизии внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации;

полковника внутренней службы Гайдова Вадима Борисовича – заместителем начальника Главного управления по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации Министерства внутренних дел Российской Федерации;

полковника юстиции Зеленова Алексея Владимировича – заместителем начальника Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Самарской области – начальником главного следственного управления;

полковника полиции Иванова Игоря Геннадьевича – заместителем начальника Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области – начальником полиции;

полковника полиции Кандана Аяса Арзылановича – начальником Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Чукотскому автономному округу;

полковника Катаева Геннадия Геннадьевича – заместителем командующего войсками Сибирского регионального командования внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации по боевой подготовке, освободив его от занимаемой должности;

полковника Косинова Геннадия Николаевича – командиром 22 отдельной бригады оперативного назначения внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации;

полковника полиции Половникова Виктора Николаевича – Министром внутренних дел по Республике Коми;

полковника полиции Селянина Константина Никандровича – начальником Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кировской области;

генерал-майора Ходакова Валерия Алексеевича – начальником штаба – первым заместителем командующего войсками Сибирского регионального командования внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, освободив его от занимаемой должности;

Этим же Указом от занимаемой должности освобождены:

генерал-майор Владимиров Андрей Анатольевич, командир 79 дивизии внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации;

генерал-майор полиции Жуковский Анатолий Николаевич, Министр внутренних дел по Республике Коми;

Перова Светлана Николаевна, начальник Департамента по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий Министерства внутренних дел Российской Федерации;

генерал-майор внутренней службы Пилипчук Андрей Васильевич, начальник Управления по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Кроме того, освобождены от занимаемой должности и уволены с военной службы:

генерал-майор Данкович Сергей Павлович, командир 22 отдельной бригады оперативного назначения внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации;

генерал-майор Левкович Владимир Григорьевич, начальник управления материального обеспечения Главного командования внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации;

генерал-майор Падалко Владимир Владимирович, первый заместитель командующего войсками Центрального регионального командования внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации.

"Падение монархии в 1917 г. ознаменовало начало конца великого исторического феномена под названием Россия. Произошла не просто смена власти, коренное изменение правовой и институциональной системы. В тот момент прекратилось бытование особого социо-культурного комплекса, складывавшегося и действовавшего несколько веков".

Подобным образом оценивает гибель самодержавия известный историк Александр Николаевич Боханов, объясняя причины крушения исторической российской государственности тем, что "монархическое миросозерцание сгорело раньше, чем рухнули внешние формы коронной власти"

В конечном счете, по мнению выдающегося философа С.Л. Франка, крушение Самодержавия стало и "самоубийством великого народа" Схожим образом гибель прежней России отразила в своем стихотворении Анна Ахматова:

"Когда в тоске самоубийства
Народ гостей немецких ждал
И дух суровый византийства
От Русской Церкви отлетал
Когда приневская столица,
Забыв величие свое,
Как опьяневшая блудница
Не знала, кто берет ее..."[
4]

Комментируя приведенные слова Франка, А.Н. Боханов пишет: "Забыв Бога и отвергнув Царя (с точки зрения христианского сознания, помазанника Божия - И.Х.) Россия должна была пасть и она пала" И еще: "Оскудение веры, усыхание православного чувства..." - вот те причины, которые и привели, с точки зрения этого историка, к гибели державы.

Действительно ли оскудение веры затронуло все слои населения России, предопределив, тем самым, крушение самодержавной государственности?

Не является секретом отсутствие христианского мировоззрения у подавляющей части российской интеллигенции и аристократии начала XX столетия. Более того, секуляризация сознания не обошла стороной и Церковь , ибо, по словам митрополита Вениамина (Федченкова): "У нас, семинаристов, укоренилось убеждение, что если кто умный, тот неверующий". И далее: "Церковь, высшие интеллигентные слои ее не жили жизнью духа, а умствовали". Оскудение живого религиозного чувства коснулось и значительной части крестьянства.

Однако оставался еще один социокультурный феномен в стране, призванный быть опорой трона, гарантом государственной и идеологической стабильности - офицерский корпус. Определялись ли христианским мировоззрением ментальные установки российского офицерства? Что касается гвардейской его части, то в массе своей представители военной элиты заявляли о своей приверженности Православию во всяком случае, на уровне убеждений.

Сложнее обстоит вопрос с миропониманием армейского офицерства - исповедовало ли оно - и если да, то в какой степени - Православие?

Изучению этой проблемы будет способствовать исследование степени влияния христианства на менталитет генерал-лейтенанта Антона Ивановича Деникина, чей жизненный путь до февральских событий 1917 года был типичным для тысяч русских армейских офицеров . Помимо этого, личность Деникина представляет интерес еще и потому, что этот человек был не только генералом, возглавлявшем Белое дело, но - что в контексте исследуемой темы не менее важно - представителем русской либеральной интеллигенции, в значительной своей массе оторванной от Церкви, и его жизненный путь отразил в себе ее духовные искания и переживания...

3 октября 2005 года в жизни нашей страны произошло событие большой исторической важности - в некрополе Свято-Донского монастыря были погребены останки генерала Деникина и его супруги Ксении Васильевны. В годы Гражданской войны имя знаменитого белого генерала произносили одни с надеждой, другие с ненавистью. В эмиграции Деникин написал и опубликовал фундаментальный труд, носивший мемуарно-исследовательский характер: "Очерки русской смуты". Взгляды и мысли Антона Ивановича, его мировоззрение, вызывают на современном этапе неподдельный интерес в обществе, обусловленный во многом тем, что именно армии Деникина сумели максимально приблизить Белое движение к победе в Гражданской войне. Не случайно этому генералу посвящено несколько исторических работ и даже одно художественное произведение . Однако исследователи, писавшие о Деникине, как правило, не уделяли достаточного внимания религиозным воззрениям генерала. Этот пробел в жизнеописании Деникина и призвана некоторым образом заполнить данная статья.

Уже в изгнании, на закате жизни, Антон Иванович написал автобиографическую книгу на страницах которой вспоминал о своем детстве: "Отец был человеком глубоко верующим, не пропускал церковных служб и меня водил в церковь. С 9-ти лет я стал совсем церковником. С большой охотой прислуживал в алтаре, бил в колокол, пел на клиросе, а впоследствии читал шестопсалмие и апостола. Иногда ходил с матерью в костел на майские службы - но по собственному желанию. Но если в убогой полковой церковке нашей я чувствовал все свое, родное, близкое, то торжественное богослужение в импозантном костеле воспринимал только как интересное зрелище" Походы в костел, которые Антон свершал только из-за любви к исповедовавшей католичество матери, впрочем, были недолгими по следующей причине: "Однажды - мне было тогда лет девять - мать вернулась из костела чрезвычайно расстроенная, с заплаканными глазами. Отец долго допытывался - в чем дело - мать не хотела говорить. Наконец, сказала: ксендз на исповеди не дал ей разрешение грехов и не допустил к причастию, потребовав, чтобы она впредь воспитывала своего сына в католичестве и польскости... Мать разрыдалась, отец вспылил и крепко выругался. Пошел к ксендзу. Произошло бурное объяснение, причем под конец перепуганный ксендз упрашивал отца "не губить его"... На меня этот эпизод произвел глубокое впечатление. С этого дня я, по какому-то внутреннему побуждению, больше в костел не ходил" . Таким образом, детские впечатления Антона Ивановича относительно его участия в церковных службах, сохраненные им до конца жизни, носили светлый характер, и сам он рос безусловно воцерковленным ребенком - глубоко верующий Иван Ефимович не пропускал с сыном служб, воспитывая его "...строго в русскости и Православии" - оба термина по своей сути являются синонимами, так как, по словам Ф.А. Степуна: "русскость есть качество духовности...", или, вспоминая более известное определение Ф.М. Достоевского: "что православное, то русское". Необходимо учитывать, что участие Деникина в обрядах и таинствах Церкви, особенно в большие праздники - Рождество и Пасху, - вносило яркий контраст в материально тяжелую будничную жизнь его семьи. По словам Антона Ивановича: "Детство мое прошло под знаком большой нужды" . Однако несмотря на нелегкое материальное положение Деникины жили дружно, относясь с христианскими смирением ко всем невзгодам и трудностям. Для любого мальчика, особенно из военной семьи, примером всегда является отец, и если мать Антона Ивановича иной раз жаловалась на судьбу, то "майор Деникин - никогда. Он жил с православным самоотвержением, будто перед последней атакой. Антон всегда был на стороне отца, также понимая их нужду естественным промыслом Божьим" , спустя годы генерал вспоминал: "...я воспринимал наше бедное житье, как нечто провиденциальное (курсив мой - И.Х.), без всякой горечи и злобы, и не тяготился им". Стереотип поведения, основанный на христианском мировоззрении с непременным упованием на волю Божию и аскетизм, прежде всего, на бытовом уровне, запечатленные в детском сознании Антона примером отца, стали руководящими установками в жизни будущего генерала, пронесенные им до конца дней. Надо заметить, что тяжелое материальное положение и очевидная социальная несправедливость толкали многих выходцев из семей русской разночинной интеллигенции, в том числе и представителей духовного сословия, на революционный путь борьбы с самодержавием. Иван Ефимович сумел воспитать в сыне не только терпение, но и заложил основы смирения и провиденциального отношения к жизненным трудностям, что удержало будущего генерала от вступления на путь революционной борьбы за социальную справедливость. Для Антона сама смерть отца явилась примером его христианского мужества и непоколебимой веры: "Шли дни великого поста. Отец часто молился вслух:
- Господи, пошли умереть вместе с тобою...

В страстную пятницу я был в церкви на выносе плащаницы и пел, по обыкновению, на клиросе. Подходит ко мне знакомый мальчик и говорит:

Иди домой, тебя мать требует.

Прибежал домой - отец уже мертв.

Исполнилось желание его - умереть в страстную пятницу". На надгробии старого майора были высечены слова, отразившие его жизненный путь и свидетельствующие о несомненной цельности личности Ивана Ефимовича: "В простоте души своей он боялся Бога, любил людей и не помнил зла".

Для формирования полноценной христианской личности необходимо также элементарное религиозное образование, дававшее правильное понимание обрядовой стороны церковной жизни и раскрывавшее глубокий смысл ее таинств. В противном случае у человека может произойти деформация религиозного сознания, что приводит к формированию либо магического, т.е., по сути, антихристианского, отношения к церковной жизни либо к охлаждению веры, которое находит выражение в формальном соблюдении традиции, например, воскресном посещение храма, и даже ведет к безверию.

В данном случае необходимо обратить внимание на низкий уровень начального религиозного образования в России конца XIX века не столько с точки зрения качества знаний, сколько в плане его духовного содержания.

Основы религиозного образования Деникин получил в начальной школе, имея по Закону Божию "отлично". Однако впечатление будущего генерала от уровня полученных знаний по данному предмету было невысоким: "Наш старый священник, отец Елисей, сам, наверно, не тверд был в Богопознании; ловичский законоучитель, когда к нему решился обратиться раз мой товарищ-семиклассник Дубровский, вместо ответа поставил ему двойку в четверть и обещал срезать на выпускном экзамене". Несмотря на отличную оценку по Закону Божию, Деникин вспоминал: "Знали мы предмет неважно".

В своих мемуарах, описывая учебу в начальной школе, Деникин рассказывал: "Помянуть нечем. Вот только разве "чудо" одно... Оставил меня раз учитель за какую-то провинность после уроков на час в классе. Очень неприятно: дома будут пилить полчаса, что гораздо хуже всякого наказания. Стал я перед училищной иконой на колени и давай молиться Богу:
- Боженька, дай, чтобы меня отпустили домой!..

Только что я встал, открывается дверь, входит учитель и говорит:

Деникин Антон, можешь идти домой.

Я был потрясен тогда... этот эпизод укрепил мое детское верование. Но... да простится мой скепсис - теперь я думаю, что учитель случайно подглядел в окно (одноэтажное здание), увидел кающегося грешника и смиловался".

Осмысливая приведенный случай с высоты прожитых лет, Деникин слово "чудо" ставит в кавычки и выражает сомнение в том, что Бог услышал его молитвы, объясняя все случайным стечением обстоятельств. Однако важно отметить фразу генерала об укреплении, благодаря этому событию, его детской веры.

Еще один случай, описанный Антоном Ивановичем: "Как-то раз, еще в четвертом классе, Мазюкевич (инспектор Влоцлавского училища, в котором обучался Деникин - И.Х.) задал нам классное сочинение на слова поэта:

Куда как упорен в труде человек,
Чего он не сможет, лишь было б терпенье,
Да разум, да воля, да Божье хотенье.

Под последней фразой - объяснил нам инспектор - поэт разумел удачу.

А я свое сочинение закончил словами: "...И, конечно, Божье хотенье. Не "удача", как судят иные, а именно "Божье хотенье". Недаром русская пословица учит: "Без Бога - ни до порога"...

За такую мою предерзость "иные" поставили мне тройку...".

Данный эпизод указывает на бескомпромиссность характера Антона Ивановича, унаследованную им от отца, а также на его готовность пострадать ради веры, что характеризует будущего генерала не как формального члена Церкви, каковых было немало в предреволюционной России, а как поистине православного человека. При этом Деникин, вступив в юношеский возраст, не избежал столь свойственных этому периоду жизни религиозных колебаний и сомнений, носящих, впрочем, для человека, получившего в детстве хорошее церковное воспитание, преходящий характер. На склоне лет Антон Иванович вспоминал о себе: "В 13 - 14 лет писал стихи - чрезвычайно пессимистического характера, вроде:

Зачем мне жить дано
Без крова, без привета.
Нет, лучше умереть -
Ведь песня моя спета"
.

По свидетельству психологов, подросткам свойственны, видимо, обусловленные максимализмом юношеского мировосприятия, суицидальные мысли. "В 16-17 лет (6 - 7 классы) наша компания была уже достаточно "сознательной". Читали и обсуждали вкривь и вкось, без последовательности и руководства, социальные проблемы; разбирали по-своему литературные произведения, интересовались четвертым измерением и новейшими изобретениями техники...

Но больше всего, страстнее всего занимал нас вопрос религиозный - не вероисповедный, а именно религиозный - о бытии Бога. Бессонные ночи, подлинные душевные муки, страстные споры, чтение Библии наряду с Ренаном и другой "безбожной" литературой...

Я лично прошел все стадии колебаний и сомнений и в одну ночь (в 7 классе), буквально в одну ночь пришел к окончательному и бесповоротному решению: - Человек - существо трех измерений - не в состоянии осознать высшие законы бытия и творения. Отметаю звериную психологию Ветхого Завета, но всецело приемлю христианство и православие.

Словно гора свалилась с плеч! С этим жил, с этим и кончаю лета живота своего" .

Некоторый парадокс в приведенных рассуждениях Деникина заключается в том, что отсутствие в его сознании исповедального вопроса должно было автоматическим снимать вопрос о бытии Бога, ибо абсурдно исповедовать Православие, сомневаясь в существовании Господа. В то же время нет оснований говорить о разрыве Деникина в юношеские годы с религией - во время учебы в ловичском училище он пел в ученическом церковном хоре .

Несмотря на все колебания и сомнения Антон Иванович, как выше было отмечено, до конца дней остался православным человеком, что подтверждает, например, мистическое, свойственное христианскому сознанию, видение им жизненных событий .

Вспоминая о своей учебе в Киевском юнкерском училище и Академии генерального штаба, армейской службе, Деникин специально не касается вопросов религии, но, тем не менее, говорит о своих мировоззренческих установках, на которые существенным образом повлияло его пребывание в столице. На петербургском - академическом - периоде жизни Антона Ивановича следует остановиться более подробно. По словам будущего генерала: "Некоторые академические курсы, серьезное чтение, общение с петербургской интеллигенцией разных толков значительно расширили мой кругозор. Познакомился я случайно и с подпольными изданиями, носившими почему-то условное название "литературы", главным образом пропагандными, на которых воспитывались широкие круги нашей университетской молодежи" . Подпольная литература, носившая ярко выраженный антигосударственный характер, вызвала у Деникина внутренне неприятие, во многом обусловленное отрицательным отношением социалистов к армии, что наиболее возмущало будущего генерала, писавшего: "Какую участь старалась подготовить России "революционная демократия" перед лицом надвигавшейся, вооруженной до зубов пангерманской и паназиатской (японской) экспансии?" .

Каково же было отношение Деникина к богоустановленной, по учению Церкви, форме власти - Самодержавию? На этот вопрос сам Антон Иванович отвечал следующим образом: "В академические годы сложилось мое политическое мировоззрение... Я приял российский либерализм в его идеологической сущности, без какого-либо партийного догматизма. В широком общении это приятие приводило меня к трем положениям: 1) Конституционная монархия, 2) Радикальные реформы и 3) Мирные пути обновления страны. Это мировоззрение я донес нерушимо до революции 1917 года...".

При этом Деникин никогда не выступал за насильственное изменение властных структур в России, до конца оставаясь верноподданным Императора - конституционная монархия была для него тем идеалом, к которому страна должна была прийти мирным, эволюционным, путем. В сознании Антона Ивановича проблемы власти и веры (можно сказать, личного и государственного), вероятно, не пересекались, потому, оставаясь в области политических пристрастий либералом, Деникин, в плане религиозных убеждений, был глубоко верующим христианином.

В период революции и Гражданской войны, Антон Иванович оставался церковным человеком. Жена Деникина - Ксения Васильевна - вспоминала о заключении Л.Г. Корнилова и его соратников, в число которых входил ее муж, в Быхове: "...По субботам местный батюшка приходил служить всенощную в тюрьму. Служил внизу в столовой. Составили свой хор, и Антон Иванович очень гордился, что пел в нем. Это его старое "ремесло". Еще в реальном училище во Влоцлавске он пел мальчиком в хоре все шесть лет и носил батюшке кадило".

Нельзя обойти вниманием отношение христианина Деникина к личности последнего Императора Николая II, причисленного вместе с семьей в 2000 году Русской Православной Церковью к лику святых . Антон Иванович несколько раз видел Государя и три раза в своей жизни беседовал с ним, оставив об этом достаточно сдержанное впечатление , складывается ощущение, что Деникин воспринимал Царя, как обыкновенного человека, но не видел в нем помазанника Божия, при этом, вспоминая о Киевских маневрах 1911 года, генерал отмечает мистический энтузиазм, с которым войска встречали своего Императора . Когда же до Добровольческой армии, которой командовал Деникин, дошло известие о зверской расправе большевиков над Царской семьей, Антон Иванович, несмотря на неудовольствие демократической общественности, приказал отслужить по погибшему Монарху панихиду. Спустя годы, уже в изгнании, Деникин узнал о том, с каким христианским смирением венценосная семья провела свои последние месяцы жизни в заточении и написал в письме: "Облик государя и его семьи в смысле высокого патриотизма и душевной чистоты установлен в последнее время прочно бесспорными историческими документами" . Любопытно, что несмотря на крушение православной монархии, Деникин даже в эмиграции продолжал считать себя "...гражданином Российской империи..." .

Оказавшись в изгнании, Антон Иванович по-прежнему смотрел на происходившие в его жизни события глазами христианина, видя в них мистический, обусловленный Промыслом Божиим, смысл. Так, рассуждая о причинах неудачи Белого движения на юге России, он заключает: "Бог не благословил успехом войск, мною предводимых" и свой последний приказ по армии заканчивает словами: "Господи, дай победу армии и спаси Россию".

После похищения в 1930 году в Париже советскими агентами руководителя РОВС и боевого соратника Деникина генерала А.П. Кутепова, друг Антона Ивановича Н.И. Астров небезосновательно выражал беспокойство по поводу безопасности самого Деникина, на что генерал ответил: "Что касается безопасности... то она везде под сомнением. Бог не выдаст..." . И действительно, с точки зрения христианского сознания, только чудо спасло Деникина в 1937 году от похищения советскими спецслужбами. В том году бесследно исчез в Париже преемник Кутепова на посту председателя РОВС генерала Е.К. Миллер. Следствие установило участие в похищении, организованном большевиками, бывшего командира Корниловского полка генерала Н.В. Скоблина, ставшего советским агентом. Миллер был похищен 22 сентября 1937 года, в этот же день Скоблин уговаривал Деникина доставить его на своей машине 23 сентября из Франции в Брюссель - на празднование юбилея Корниловского полка. Антон Иванович, несмотря на настойчивость провокатора, отказался, что спасло ему жизнь .

Живя в Париже, генерал каждое воскресенье ходил в церковь на Сергиевское подворье, его духовником стал епископ Иоанн, с которым у Деникина установились дружеские отношения - позже о. Иоанн будет крестить внука Антона Ивановича. Воскресные посещения храма не стали для генерала неким ностальгическим ритуалом, данью традиции, о чем свидетельствует его письмо Астрову, написанное в 1935 году из Аллемонта, где Деникины проводили лето: "Первый раз в жизни пришлось провести светлый праздник в одиночестве, без заутрени, без мистики пасхальных служб, обычаев и песнопений..." .

В 1940 году гитлеровцы оккупировали Францию и Антон Иванович с семьей перебрался на юг в местечко Мимизан, где Деникины прожили до 1945 года, испытав серьезные материальные лишения, в буквальном смысле голод и холод. В 1942 году Антон Иванович стоически перенес серьезную операцию, через неделю после которой у него случился сердечный припадок. Несмотря на все тяготы жизни в годы войны, генерал категорически отказался от предложения немцев перебраться в Германию, где ему были обещаны несравненно более комфортные условия для жизни и литературного творчества. Сохранились дневники Ксении Васильевны, которые она вела в Мимизане , свидетельствующие о том, что несмотря на все невзгоды, Деникины - а здоровье супругов было неважным - не роптали, но с христианским смирением и терпением переносили выпавшие на их долю невзгоды.

В 1945 году семья генерала возвратилась в Париж, Антон Иванович остался, как и прежде, непримиримым противником советской власти, что не позволило ему найти общий язык со многими соратниками по Белому движению - измученные годами изгнания, оккупацией, впечатленные потрясающими победами Красной Армии, эмигранты были готовы признать СССР, примирившись со всеми его недостатками. Оказавшись в моральном одиночестве, Деникин решил покинуть Францию и перебраться в США, куда прибыл с семьей зимой того же, 1945 года.

В Америке Антон Иванович продолжал работать над автобиографической книгой и собирал материалы для труда, посвященного Второй мировой войне и русской эмиграции, но дни его земной жизни подходили к концу. Дмитрий Лехович - автор первой серьезной работы, посвященной личности генерала, много общавшийся с супругой Антона Ивановича и получивший от нее разрешение работать над рукописями генерала, размышляя о последнем годе земного бытия Деникина, написал: "Жизнь подходила к концу. Медленной поступью приближалась она к горизонту, за которым лежала великая и неразгаданная тайна. Как верующий христианин, Антон Иванович не боялся смерти. На последнем суде он готов бы с чистой совестью дать отчет во всех своих поступках, в прегрешениях вольных и невольных" .

Перед смертью генерал сказал жене, что умирает спокойно и просил передать дочери Маше и внуку Мише о том, что оставляет им ничем незапятнанное имя. Последним чудом в его земной жизни стала польская речь, которую Антон Иванович услышал у своей постели - в этот день "случайно" американского врача, наблюдавшего Деникина, заменил его польский коллега, понимавший и по-русски - напомним, что генерал был сыном польки и русского офицера и в детстве ему приходилось слышать польскую и русскую речь, сам же генерал говорил на обоих языках.

7 августа 1947 года сердце Антона Ивановича Деникина остановилось, он был отпет в Успенской церкви Детройта и похоронен на кладбище Эвергин в штате Мичиган, позже перезахоронен на русском кладбище Святого Владимира в местечке Джексон штата Нью-Джерси . Наконец, 3 октября 2005 года останки Антона Ивановича и его супруги Ксении Васильевны были погребены, после совершения панихиды, в некрополе Свято-Донского монастыря. Тем самым было исполнено последнее желание генерала и писателя, желавшего, чтобы его прах, когда положение в России изменится, был перевезен на Родину.

Итогом рассуждений о личности Антона Ивановича Деникина и его мировоззрении послужат слова Леховича: "как рыцарь, описанный Сервантесом, Антон Иванович был оторван от исторической действительности... Его цельной натуре не был свойственен тот внутренний разлад, который так сильно сказался в духовном облике русской интеллигенции прошлого века. И тем не менее по складу своего ума, характера и темперамента он был типичным русским интеллигентом, либеральным, образованным, идеалистом, искавшим в жизни правду и отвергавшим насилие".

Примечания
Боханов А.Н. Самодержавие. Идея царской власти. М., 2002. С. 334.
Там же. С. 346.
Там же. С. 346.
Цит. по: Кожинов В.В. История Руси и русского слова. Опыт беспристрастного исследования. М., 2001. С. 52.
Боханов А.Н. Указ. соч. С. 346.
Там же. С. 346.
Фундаментом отечественной самодержавной государственности, по оценке ряда исследователей, была не власть закона, а власть православных идей - идеократия. На эту тему еще в позапрошлом веке рассуждал П.Я. Чаадаев, который "...глубоко осознавал, что Россия, в отличии от Запада, держава идеократическая ("великий народ, - писал Чаадаев, - образовавшийся всецело под влиянием религии Христа"; что касается номократии, то есть законовластия, Чаадаев недвусмысленно утверждал: "Идея законности, идея права для русского народа - бессмыслица", - притом последнее слово выделено им самим)..." Цит. по: Кожинов В.В. Указ. соч. С. 56. Более подробно о миросозерцании Чаадаева и о его взглядах на государственное устроение России см.: Боханов А.Н. Указ. соч. С. 105 - 130.
Брусилов А.А. Мои воспоминания: Воспоминания. Мн., 2002. С. 425. При этом необходимо принимать во внимание обращение в конце XIX - начале XX столетия некоторой части интеллигенции к Православию. Об этом см.: Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке. М., 1995. С. 23, 24.
Поспеловский Д.В. Указ. соч. С. 17.
Осипов А.И. Православное понимание смысла жизни. Киев, 2001. С. 197. Учитывая, что в XIX веке сельское духовенство "...было бедным и угнетенным, школы - платными. Только в семинариях для детей духовенства существовали бесплатный общежития - бурсы. Поэтому для детей духовенства фактически не было в XIX в. другого пути к образованию, кроме семинарии. Следовательно, как пишет митрополит Евлогий, около половины семинаристов "ничего общего с семинарией не имеют: ни интереса, ни симпатии к духовному призванию...". Из 2148 выпускников семинарий (к 1911 г.) только 574 приняли сан к 1913 г". Цит. по: Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке. М., 1995. С. 20, 21.
Осипов А.И. Указ. соч. С. 199.
Об этом см.: Жевахов И.Д. Воспоминания. Т. 1. М., 1993. С. 158, 312, 313; Митрополит Вениамин (Федченков). На рубеже двух эпох. М., 1994. С. 421. Вера простого народа нередко носила даже, в какой-то мере, языческий характер: "Известный русский военный деятель и ученый генерал Н. Головин, анализируя глубинные причины разложения русской армии и революции, также отмечал, что отношение русских людей (солдат) к Церкви и религии преимущественно языческое. Это отношение к таинственному, непонятному, но сакральному обряду. Это восприятие литургии - как магического действия, своего рода колдовства". Цит. по: Минаков С.Т. Военная элита 20-30-х годов XX века. М., 2004. С. 140, 141.
Минаков С.Т. Указ. соч. С. 125.
Сложность здесь состоит в том, что армейское офицерство состояло из представителей различных социальных слоев. Можно говорить о религиозности офицеров - выходцев из крестьянского и казачьего сословий, например, руководителей Белого движения: сына казака генерала Л.Г. Корнилова, сына крепостного М.В. Алексеева, сына армейского офицера, также в прошлом крепостного - А.И. Деникина. Представители разночинной интеллигенции, надевшие офицерские погоны, были менее религиозны в силу ментальных установок интеллигенции - Успенский Б.А. Русская интеллигенция как специфический феномен русской культуры //Этюды о русской истории. СПб., 2002. С. 398.
Об этом см.: Деникин. А.И. Путь русского офицера. М., 1990.
Лехович Д.В. Белые против красных. Судьба генерала Антона Деникина. М., 1992; Гордеев Ю.Н. Генерал Деникин: Военно-исторический очерк. М., 1993; Ипполитов Г.М. Деникин. М., 2000; его же. Кто Вы, генерал Деникин? Самара, 1999; Черкасов-Георгиевский В.Г. Генерал Деникин. Смоленск, 1999; Козлов А.И. Антон Иванович Деникин (человек, полководец, политик, ученый). М., 2004.
Марченко А.Т. Деникин: За Россию - до конца. М., 2001.
Деникин А.И. Путь русского офицера. М., 1990.
Отец А.И. Деникина - Иван Ефимович - бывший крепостной, сданный помещиком в рекруты и дослужившийся до майорского чина. Мать - Елизавета Федоровна Деникина, урожденная Вржесинская, происходила из семьи обедневших польских землевладельцев. Об этом см.: Деникин А.И. Указ. соч. С. 4, 8.
Деникин А.И. Указ. соч. С. 12.
Там же. С. 13.
Черкасов-Георгиевский В.Г. Указ. соч. С. 30.
Боханов А.Н. Самодержавие. Идея царской власти. М., 2002. С. 160 - 161.
Дунаев М.М. Вера в горниле сомнений: Православие и русская литература в XVII - XX вв. М., 2003. С. 324.
Деникин А.И. Указ. соч. С. 8.
Черкасов-Георгиевский В.Г. Указ. соч. С. 28.
Деникин А.И. Указ. соч. С. 10.
Поспеловский Д.В. Указ. соч. С. 20 - 21.
Деникин А.И. Указ. соч. С. 33.
Там же. С. 33
Об этом см.: Осипов А.И. Указ. соч. С. 146 - 154; его же. Путь разума в поисках истины. (основное богословие). М., 1999. С. 288 - 294; Кураев А. Оккультизм в православии. М., 1998; Искушение наших дней. В защиту церковного единства. М., 2003.
О проблемах начального духовного образования в предреволюционной России писал, в частности товарищ обер-прокурора Синода кн. Жевахов: Жевахов Указ. соч. С. 133 - 135.
Деникин А.И. Указ. соч. С. 24.
Там же. С. 25.
Там же. С. 30.
Там же С. 20.
Там же. С. 23 - 24.
Там же. С. 24.
Там же. С. 25 - 26.
Черкасов-Георгиевский В.Г. Указ. соч. С. 40.
Деникин А.И. Указ. соч. С. 57
Там же. С. 65.
Там же. С. 66.
Там же. С. 67.
Цит. по: Лехович Д..В. Указ. соч. С. 141.
О личности и нравственном облике этого Монарха см.: Боханов А.Н. Император Николай II. М., 1998; его же. Самодержавие. Идея царской власти. С. 312 - 333.
Деникин А.И. Указ. соч. С. 213 - 216.
Там же. С. 214.
Цит. по: Черкасов-Георгиевский В.Г. Указ. соч. С. 399.
Цит. по: Лехович Д.В. Указ. соч. С. 334.
Деникин А.И. Вооруженные сил юга России. //Белое дело. Избранные произведения в 16 книгах. М., 1996. С. 285. При этом необходимо отметить, что в рассуждениях Деникина было и более "приземленное" объяснение причин поражения Белых армий, нашедшее отражение в его брошюре: "Кто спас советскую власть от гибели?" Париж. 1937. В этой работе Антон Иванович обвиняет польское правительство Пилсудского в том, что оно не предприняло совместных с южнорусским армиями действий против красных и, тем самым, предало Белое движение.
Деникин А.И. Вооруженные силы... С. 287.
"Русский Обще-Воинский Союз (РОВС) - основная организация русской белой военной эмиграции, объединявшая всех чинов белых армий за рубежом. Образован ген. Врангелем 1 сен. 1924 непосредственно из Русской Армии путем преобразования ее в организацию, объединяющие кадры ее воинских частей". Цит. по: Волков С.В. Белое движение. Энциклопедия гражданской войны. М., 2003. С. 476.
Цит. по: Лехович Д.В. Указ. соч. С. 307.
Более подробно об этой истории см.: Лехович Д.В. Указ. соч. С. 306 - 317.
Цит. по: Черкасов-Георгиевский В.Г. Указ. соч. С. 518.
Выдержки из них см., например: Лехович Д.В. Указ. соч. С.327 - 330, 336 - 340, 346 - 348.
Там же. С. 361.
Трамбицкий Ю.А. Генерал-лейтенант А.И. Деникин //Исторические портреты: Л.Г. Корнилов, А.И. Деникин, П.Н. Врангель...М., 2003. С. 160 - 210.
Лехович Д.В. Указ соч. С. 229.