Краткосрочные офз. Как открыть ИИС и купить ОФЗ

Цена покупки облигаций колеблется около их номинальной Стоимости в зависимости от Конъюнктуры Рынка: она может быть ниже или выше номинальной Стоимости облигаций. Накопленный Купонный равномерно возрастает за Период обращения облигаций.

При Работе с ОФЗ следует учитывать особенности налогообложения получаемого Дохода.

В связи с тем что Цена Договоренности складывается из двух компонентов, то и финансовый результат от инвестиций в ОФЗ также следует разделить на две части:

Доход, полученный в результате Разницы между Ценой покупки и Ценой Продажи (Ценой погашения);

Доход, полученный по Купону.

Первая составляющая Дохода (дисконтный Доход) подлежит налогообложению в общем порядке, как по ставке 35%.

Вторая составляющая Дохода, представляющая собой накопленный Купонный доход за Период, когда Инвестор владел облигацией, облагается Налогом по ставке 15%.

Источники

lib.mabico.ru/1258.html Финансово-аналитический центр

ru.wikipedia.org ВикипедиЯ - свободная энциклопедия

bibliotekar.ru Рынок акций Учебное пособие для высших учебных заведений экономического профиля

mirslovarei.com Мир словарей


Энциклопедия инвестора . 2013 .

В 1995 году, 14 июня, рынок ценных бумаг в России пополнили новые облигации (ОФЗ). Они были выпущены после принятия постановления Правительства России от 15 марта 1995 года. ОФЗ определяли как именные купонные среднесрочные ценные бумаги. Доходность по ним вычислялась на основе прибыльности Государственных краткосрочных облигаций (ГКО). Для ОФЗ не было бумажных носителей, и любые манипуляции с ними проводились путем осуществления записей на счетах депо. Постановление об условиях выпуска бумаг и особенностях их обращения было подготовлено для активного привлечения средств жителей страны и иностранных инвесторов в целях стабилизации экономики с обеспечением гарантий сохранения капиталовложений.

Особенности ОФЗ

Облигации государственного сберегательного займа России не имеют формата документов и относятся к категории ценных бумаг на предъявителя. Они предоставляют своим владельцам полное право получать доход ежеквартально. В сравнении с прочими видами ценных государственных бумаг облигации федерального займа дают более высокие доходы. В роли владельца ОФЗ могут выступить как частные лица, так и юридические, как граждане государства, так и иностранцы. Объем эмиссий по облигациям РФ определяется Министерством финансов в рамках государственной внутренней задолженности, которая устанавливается Федеральным законодательством на каждый финансовый год.

Виды ОФЗ

Облигации федерального займа относятся к категории долговых ценных бумаг. На территории России они выпускаются Министерством финансов. Торговля данным финансовым инструментом ведется на Московской бирже. Покупка долговых бумаг возможна через любого брокера. Стоимость одной облигации варьируется в пределах 1000 рублей.

В зависимости от формата начисления прибыли ОФЗ дифференцированы на несколько категорий:

  • С переменным купонным доходом. Размер купона определяется на основе доходности ГКО. Термин обращения варьирует от 1-го года до 5-ти лет. Выплаты могут осуществляться от 2-х до 4-х раз в течение года.
  • С постоянным купонным доходом.
  • С фиксированным доходом. Размер купона зависит от периода его обращения. Период обращения от 4-х лет и более. Выплаты по ценным бумагам проводятся не менее 4-х раз в течение года.
  • С амортизацией задолженности. Размер купона определяется в момент его покупки. Срок обращения составляет от 1-го года до 30-ти лет. Выплата производится не менее 4-х раз в год.

ОФЗ с постоянным купонным доходом

Это наиболее востребованный финансовый инструмент инвесторов. Размер купона представляет собой постоянную величину на весь промежуток погашения. Срок обращения может составлять от 1-го года до 30-ти лет. Выплаты по бумагам проводятся 1 раз в 12 месяцев. По ОФЗ-ПД размеры всех купонов устанавливаются как статистическая величина на период до выплаты. Номинал одной облигации равен 1000 рублей. Регистрировать права на ОСЗ нет необходимости. Каждая облигация будет активна ровно столько, сколько ей отмерено. Они сопровождаются отрывными купонами, по которым и осуществляются систематические выплаты. Вместе с последним купоном будет возвращена сумма номинала облигации.

Механизмы движения ОФЗ

Доходность облигаций федерального займа рассчитывается индивидуально для каждого отдельного периода выплаты. Она объявляется за 7 дней до того, как будут осуществлены выплаты по предшествующим купонам. Учет и облигаций, и их владельцев ведется в формате записей по счетам депо. Каждому выпуску бумаг соответствует оформление глобального сертификата в 2-х экземплярах, один из которых сберегается в Минфине, а второй - в депозитарии. Каждый документ имеет юридическую силу. Любая из операций, с расчетом и учетом включительно, проводится через Банк России. Как и ГКО, ОФЗ размещаются на аукционе через дилера. Вторичные торги проводятся через рынок ценных бумаг или на ММВБ. Главным агентом по обслуживанию выпусков облигаций выступает ЦБ РФ. Вопросы обращения и размещения последних, а также выплат купонных доходов и погашения займа средствами эмитента он решает после согласования с Минфином. Под руководством Минфина ЦБ РФ имеет полное право осуществлять дополнительную продажу ОФЗ, которые не были реализованы при размещении после окончания периода отдельного выпуска. В полномочиях ЦБ - досрочный выкуп ОФЗ на вторичном рынке во время торговой сессии.

Рынок облигаций и мировой кризис

Именно в момент кризиса 1998 года правительство Росси предложило всем гражданам вариант сохранения средств и прямой выход на рынок акций. Облигации федерального займа (ОФЗ или ОФС) стали спасательным кругом для тех, кто имел вклады в банках. Вложение средств в высоколиквидные и надежные государственные бумаги должно было сократить напряженность, имеющую место в сфере частных вкладов. Путем размещения ОФС, Минфин России провел финансирование дефицита бюджета неинфляционными методами. Денежные излишки в размере 20-30 миллиардов долларов, которые хранились у граждан, оказались связанными, а люди, в свою очередь, получили сохранность своего капитала и приличный стабильный доход.

Материальные вопросы

Облигации федерального займа могут покупать не только частные и физические лица, резиденты и нерезиденты, но и уполномоченные банки, прочие финансовые организации. Бумаги доступны по рыночным ценам, в том числе и через котировки облигаций. Коммерческие банки, в свою очередь, скупая облигации, обеспечивают себе стабильный доход и высокую купонную ставку, половину бумаг оставляют себе, а остальные предлагают по свободной цене всем желающим. Эмиссия ОФЗ проводится систематически в соответствии с постановлением Правительства.

Взаиморасчеты

Стоимость облигации соответствует 1000 рублей, а вот выплаты по ней рассчитываются каждый раз в индивидуальном порядке в зависимости от типа бумаги. Денежные расчеты с владельцами ценных бумаг проводятся через ЦБ РФ либо через его территориальные ответвления. Осуществлять выплаты могут и другие кредитные заведения, но только в том порядке, который будет утвержден и ЦБ, и Минфином. При размещении ОФЗ их скупку по предварительной договоренности с Минфином может осуществлять сам ЦБ РФ. Расположение и заключение всех сделок по облигациям может проводить только ЦБ РФ либо организации, которые имеют право осуществлять депозитарную или дилерскую деятельность.

Экскурс в историю

В периоды кризиса и нестабильной экономики государство всеми силами пытается избежать процентного риска. Это обусловило необходимость выпустить ценные бумаги, которые бы имели плавающую доходность. Именно она способна учитывать изменения в экономике государства. Роль данной категории ценных бумаг, рассчитанных на среднесрочный период обращения в России, и взяли на себя облигации государственного федерального займа. Если процентная ставка привязана к изменению одного из показателей, в частности к темпу инфляции, к учетной ставке ЦБ РФ, к стоимости золота или нефти, то доходность ОФЗ напрямую связана с доходностью ГКО. При этом ОФЗ не вытесняют с рынка другие ценные бумаги, в том числе и ГКО, они просто в полном объеме перекрывают дефицит бюджета. Министерство финансов и Центральный банк определяют объемы выпуска ОФЗ, рассчитывают купонный доход, устанавливают дату размещения предложений на рынке и фиксируют дату, когда будет происходить погашение облигаций. Определяются такие параметры, как дата купонных выплат и ограничение на объем выпуска бумаг, которые ориентированы на покупку нерезидентами. Выпуск облигаций принято считать успешным, если за период действия предложения было куплено не менее 20% от общего количества ОФЗ.

Доходность

Прибыль по ОФЗ формируется из двух частей. Это доход, который владелец облигации федерального займа РФ получает по купону, и прибыль от покупки купона по стоимости ниже номинальной. Если облигация куплена по цене выше номинальной, без учета купонного дохода, это приводит к убытку, ведь ее погашение осуществляется строго по номинальному значению. В процессе обращения ОФЗ происходит накопление купонной прибыли. По мере наступления срока выплаты по очередному купону стоимость облигации вырастает. Инвестор, который перепродает облигацию до выплаты по купону, обязательно учитывает накопленные по бумаге выплаты. Стоимость покупки облигаций постоянно находится в диапазоне номинальной. Точную цену определяет конъюнктура рынка, которая может быть как выше, так и ниже стоимости облигации. Работая с ОФЗ, нужно брать во внимание специфику налогообложения данного вида заработка. Каждый из видов дохода по ОФЗ облагается налогами. К примеру, за доход, полученный на разнице между покупкой и продажей облигации, придется уплатить порядка 35%. Чистый купонный доход облагается налогом в размере 15% от полученной суммы. Эти моменты крайне важно брать во внимание, чтобы манипуляции на рынке акций с облигациями принесли хорошую прибыль. Любая деятельность в данном сегменте регламентируется законодательством.

Началась продажа ОФЗ для физических лиц

Сбербанк и ВТБ24 начали продавать ОФЗ для населения, или «народные» облигации. Эксперты объясняют, насколько эти бумаги выгоднее депозитов и чем они отличаются от классических ОФЗ

Фото: Василий Федосенко / Reuters

В среду, 26 апреля, в офисах Сбербанка и ВТБ24 стартовали продажи облигаций федерального займа (ОФЗ) для физических лиц. «Народные» облигации выпускаются сроком на три года, объем их первой эмиссии составил 15 млрд руб. Учитывая, что номинал одной бумаги равен 1 тыс. руб., инвесторам сейчас доступны 15 млн новых ОФЗ. Как сообщила пресс-служба Сбербанка, общее число клиентов, подавших заявки на приобретение облигаций, составило на конец дня около 1 тыс. Общий объем заявок составил 912 млн руб. по номиналу, средний размер заявки — 0,9 млн руб. В ВТБ24 было принято около 500 заявок на сумму примерно 700 млн руб. Средний размер заявки составил 1,4 млн руб., следует из комментария пресс-службы банка.

Минимальная сумма вложений в «народные» облигации составляет 30 тыс. руб., максимальная — 15 млн руб. Купон по ОФЗ для населения будет выплачиваться раз в полгода, а его размер будет повышаться с каждой выплатой, чтобы мотивировать инвесторов держать купленные бумаги до погашения. Ставка первого купона составит 7,5%, второго — 8%, третьего — 8,5%, четвертого — 9%, пятого — 10%, а последнего — 10,5% годовых. Таким образом, средняя доходность «народной» облигации за три года составит 8,5% годовых.

Впрочем, итоговая доходность будет меньше из-за комиссии, которую инвестор должен заплатить банку при покупке ОФЗ. Ее размер зависит от суммы, вкладываемой в ценные бумаги: если клиент купит «народные» облигации менее чем на 50 тыс. руб., то комиссия составит 1,5% от суммы покупки. Если вложения будут больше — от 50 тыс. до 300 тыс. руб., то комиссия уменьшится до 1%, а если свыше 300 тыс. руб., то банк возьмет 0,5%. Таким образом, при покупке бумаг на 30 тыс. руб. и комиссии в 1,5% реальная доходность «народных» ОФЗ окажется на 0,13 п.п. ниже обещанной — 8,37% годовых, а при покупке на 50 тыс. руб. и комиссии в 1% она составит 8,42% годовых. Выгоднее всего покупать эти бумаги на большие суммы: при комиссии в 0,5% их доходность будет на уровне 8,46% годовых. При этом сотрудник ВТБ24 в отделении на Мясницкой, 35, сообщил корреспонденту РБК, что при покупке облигаций придется заплатить еще и 150 руб. за совершение сделки (в Сбербанке о таких платежах не сообщали).

Впрочем, в пресс-службе ВТБ24 утверждают: «Все комиссии установлены Министерством финансов и составляют от 0,5 до 1,5% в зависимости от суммы, на которую клиенты оформляют облигации».

Из материалов Минфина по эмиссии следует, что в наибольшем выигрыше окажется инвестор, купивший «народные» облигации в первый день обращения, то есть сегодня. На практике это невозможно, если у вас нет открытого брокерского счета. Одна только процедура его открытия занимает один день в Сбербанке и три дня в ВТБ24. А если инвестор захочет приобрести бумаги позже, например через месяц, к сумме покупки прибавится накопленный купонный доход, начисленный за эти 30 дней. К примеру, если клиент придет в отделение банка 26 мая с намерением купить бумаги на 30 тыс. руб., ему придется заплатить за них помимо комиссии 382 руб. накопленного купонного дохода. При этом, как пояснили РБК в Сбербанке, если покупатель приобретет облигации через полгода, сразу после выплаты первого купона, ему не придется доплачивать банку накопленный купонный доход, однако он не получит последний купон в 10,5%.


Фото: Дмитрий Серебряков / ТАСС

Продать «народные» облигации как обычные не получится: вторичного рынка для этих бумаг не будет. Единственный вариант — продать ОФЗ банку-агенту, в котором они были куплены. Однако за досрочную продажу банк возьмет ту же комиссию, что и при покупке, — от 0,5 до 1,5% в зависимости от суммы. Так, если держатель бумаг на 30 тыс. руб. решит избавиться от них через год после покупки, он получит доходность всего в 4,76% годовых. Стоит также отметить, что время от времени Минфин будет пересматривать стоимость одной «народной» облигации, исходя из котировок обращающихся ОФЗ на организованном рынке. Впрочем, Сбербанк и ВТБ24 заверили РБК, что инвестор сможет продать свои «народные» облигации по цене покупки.

По мнению экспертов, опрошенных РБК, запуская торги «народными» облигациями, Минфин не руководствовался задачей создать очень доходный инструмент. Скорее он стремился приучить россиян к тому, что банковские вклады не единственный способ хранения средств. «Это переходный этап между депозитами и фондовым рынком», — подчеркивает аналитик компании «Алор Брокер» Сергей Королев.

Вместо депозита

Эксперты сходятся во мнении, что «народные» облигации могут иметь спрос у тех, кто держит деньги на банковских депозитах. Главный аналитик долговых рынков БК «Регион» Александр Ермак отмечает, что доходность трехлетних облигаций даже с учетом комиссий превышает ставки по депозитам: в апреле средняя ставка по трехлетним вкладам в 15 крупнейших банках составляла 5,89% годовых. При этом доходность рублевых вкладов в ближайшие месяцы продолжит снижаться, убежден портфельный управляющий УК «КапиталЪ» Дмитрий Постоленко.

С точки зрения защиты капитала ОФЗ для населения вполне сопоставимы как с классическими суверенными облигациями, так и с банковскими депозитами, которые страхуются АСВ, утверждает управляющий директор БКС Олег Чихладзе. «По большому счету гарантии АСВ — это тоже гарантии государства», — говорит он. По мнению финансиста, причин ожидать дефолта государства нет, поскольку федеральный бюджет и платежный баланс сейчас в хорошем состоянии. К тому же объем дебютного выпуска составляет всего 15 млрд руб., а это не так много, чтобы с погашением могли возникнуть проблемы, отмечает он.

Отличия от ОФЗ​

А вот для частных инвесторов, которые уже работают с финансовыми рынками, «народные» облигации менее интересны, считают финансисты. В целом серьезных преимуществ у этих бумаг перед обычными ОФЗ нет, говорит руководитель направления долговых рынков в Связь-банке Александр Никонов. «Различия в основном технические, — поясняет он. — Чтобы купить обычные ОФЗ, инвестору надо обратиться к брокеру, открыть там счет и купить бумагу на бирже, а для покупки «народных» ОФЗ достаточно обратиться в банки-агенты».

Однако комиссии при покупке обычных ОФЗ через брокера на порядок ниже, чем при покупке «народных» ОФЗ в банках. За покупку и продажу облигаций брокеры берут 0,04-0,1% от суммы сделки, рассказывает Королев из «Алор Брокер». Кроме того, инвесторы платят комиссию депозитарию — около 100 руб. в месяц, если за этот период была совершена хоть одна операция. Некоторые брокеры также устанавливают порог (в среднем 50 тыс. руб.) и берут комиссию (около 200 руб.), если сумма активов не достигает установленного уровня, рассказывает Королев.

Доходность ОФЗ с фиксированным купоном немного ниже доходности «народных» гособлигаций с учетом комиссий за покупку: выпуск ОФЗ 26214 с погашением в апреле 2020 года принесет инвестору 7,96%. А вот облигации с плавающим купоном предлагают уже более высокую доходность: например, по выпуску ОФЗ 29011 с погашением в январе 2020 года она составляет 9,59%.

Главным недостатком «народных» ОФЗ эксперты называют низкую ликвидность по сравнению с классическими гособлигациями. «Обычные ОФЗ инвестор может продать в любой момент и вдобавок получить прибыль от роста курсовой стоимости бумаги», — напоминает Постоленко из УК «КапиталЪ». Учитывая, что в стране немного тех, кто готов вложить крупную сумму в облигации и забыть о ней на три года, это существенный минус, добавляет эксперт. Ведь если владельцу «народных» ОФЗ срочно потребуются некая сумма на какие-то нужды, он не сможет вывести ее из бумаг без потерь.​

Советы инвесторам

С учетом всего сказанного «народные» гособлигации подойдут начинающим инвесторам, которые хотят вложиться в низкорискованный инструмент, считает первый вице-президент Азиатско-Тихоокеанского банка Вячеслав Андрюшкин. Ермак из БК «Регион» советует вкладывать в гособлигации больше 300 тыс. руб., чтобы минимизировать потери из-за банковских комиссий.

Королев из «Алор Брокер» рекомендует подождать и не покупать «народные» ОФЗ сразу, даже несмотря на то что в этом случае инвестору придется доплатить накопленный купонный доход. Дело в том, что, если спрос на «народные» облигации будет не очень высоким, у клиентов банков появится возможность приобрести их дешевле номинала. На вторичном рынке цена бумаг определялась бы в ходе торгов, но в случае с «народными» ОФЗ цену (в процентах от номинала) будет устанавливать Минфин в зависимости от спроса на них, говорит эксперт.

Среднесрочные бумаги — необходимый инструмент финансирования дефицита бюджета, поскольку они позволяют решить проблему рефинансирования коротких выпусков за относительно продолжительный период. Предпосылки для создания в России рынка среднесрочных ценных бумаг появились по мере экономической стабилизации, обозначившейся к лету 1995 г.

Основной вид среднесрочных бумаг в России — облигации федерального займа (ОФЗ). Особенности ОФЗ заключаются в применении безбумажной (электронной) технологии, плавающем купонном доходе, среднесрочном периоде обращения и именном характере бумаги.

Облигация федерального займа (ОФЗ) — государственная именная купонная ценная бумага, имеющая срок обращения более 1 года и предоставляющая право владельцу на получение процентного дохода, начисляемого к номинальной стоимости облигации, и суммы основного долга (номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента), выплачиваемого при погашении ОФЗ.

Эмитент ОФЗ — Министерство финансов Российской Федерации от имени Российской Федерации. Эмиссия ОФЗ осуществляется периодически в форме отдельных выпусков в соответствии с «Генеральными условиями выпуска и обращения облигаций федеральных займов», утвержденными постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 г. Общий объем эмиссии ОФЗ определяется Министерством финансов Российской Федерации в пределахлимита государственного внутреннего долга, устанавливаемого федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

ОФЗ выпускаются в бездокументарной форме. Учет облигаций и соответственно их собственников осуществляется в виде записей по счетам депо. Каждый выпуск оформляется глобальным сертификатом в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу, один из которых хранится в Министерстве финансов Российской Федерации, второй — в депозитарии. В глобальном сертификате указывают: объем выпуска, размер купонного дохода либо порядок его расчета, дату размещения, дату погашения, даты выплаты купонного дохода и ограничения на долю объема выпуска, приобретаемую нерезидентами. Министерство финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком России утверждает условия отдельных выпусков ОФЗ.

ОФЗ размещаются путем проведения аукциона и торговых сессий. выступает генеральным агентом по обслуживанию выпусков ОФЗ и регламентирует по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации вопросы размещения и обращения ОФЗ, в т.ч. осуществляет выплату купонного дохода и погашение облигаций за счет средств эмитента. Денежные расчеты по сделкам с ОФЗ осуществляются через Центральный банк России и его территориальные учреждения, а также иные кредитные организации в порядке, определяемом Центральным банком России по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Доходность облигации федеральных займов

Эффективная доходность к погашению облигаций федерального займа определяется из следующего уравнения (вычисление доходности осуществляется приближенными численными методами) |21|:

  • Р — цена в процентах от номинала;
  • А — накопленный купонный доход на момент покупки выпуска;
  • t i — срок до выплаты i-го купона;
  • C i — размер i-го купона в процентах от номинала;
  • N - номинал выпуска;
  • Т — срок до погашения облигации;
  • у - эффективная годовая доходность ОФЗ к погашению, выраженная в долях единицы.

Размещение ОФЗ и заключение всех сделок по ним осуществляется черезорганизации, уполномоченные Центральным банком России на осуществление депозитарной и дилерской деятельности с ОФЗ. С 1 апреля 1998 г. функции депозитария по ОФЗ выполняет Национальный депозитарный центр.

Размещение облигаций и заключение всех сделок с ОФЗ на вторичном рынке осуществляется через торговую систему Московской межбанковской валютной биржи. Информация об очередном выпуске ОФЗ объявляется не позднее чем за 7 дней до даты его размещения. Выпуск считается состоявшимся, если в процессе размещения было продано не менее 20% количества предполагавшихся к выпуску ОФЗ. Центральный банк России по указанию Министерства финансов Российской Федерации может дополнительно продавать ОФЗ, не проданные в период размещения отдельного выпуска, и досрочно выкупать ОФЗ на вторичном рынке (в течение торговой сессии).

О динамике обращения облигаций федеральных займов по отдельным выпускам можно судить по рис. 1. В 1995 г. был осуществлен первый выпуск облигаций федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ- ПК). Величина купонного дохода, определяемая на основе доходности по ГКО и рассчитываемая отдельно для каждого купонного периода, объявляется по первому купону не позднее чем за 7 дней до даты начала размещения, по последующим купонам — не позднее чем за 7 дней до даты выплаты дохода по предшествующему купону. Максимальный срок обращения выпущенных в 1995-1998 гг. ОФЗ-ПК — 3 года, купонный период — 3 и 6 месяцев. С 1 января 1998 г. номинальная стоимость ОФЗ-ПК составляет 1 тыс. руб.

Объем ОФЗ-ПК в обращении увеличился с 8 млрд руб. (деноминированных) на 1 января 1996 г. до 47,6 млрд руб. на 1 января 1998 г.

Доля их в общей сумме внутреннего долга, выраженного в ценных бумагах, составляла в этот период от 11 до 14%.

Новый выпуск ОФЗ-ПК обращался в период 2000-2003 гг. в объеме более 24,1 млрд руб., что составляло 4-5% в структуре внутреннего . Окончательно ОФЗ-ПК были погашены в 2006 г.

Рис. 1. Структура выпусков ОФЗ в 1995-2011 гг.

В 1996 г. Министерство финансов Российской Федерации приступило к выпуску облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД). Величина купонного дохода, объявляемая при выпуске ОФЗ-ПД, постоянна и действует в течение всего периода обращения данных облигаций (по всем купонам). Срок обращения ОФЗ-ПД — от 2 до 15 лет, купонный период — 3, 6 и 12 месяцев. С 1 января 1998 г. номинальная стоимость ОФЗ-ПД составляет 1 тыс. руб. ОФЗ-ПД сразу заняли значимое место на развивающемся рынке государственных ценных бумаг. На 1 января 1998 г. общий объем размещенных ОФЗ-ПД по номинальной стоимости составлял уже 115,8 млрд руб., или 26% от общего объема, выраженного в ценных бумагах государственного внутреннего долга, на 1 января 2000 г. — 402,2 млрд руб. (76%). В период с 2000 по 2004 г. произошло сокращение объема ОФЗ-ПД до 43,3 млрд руб. (6%). Но начиная с 2005 г. и по настоящее время Министерство финансов Российской Федерации продолжает наращивать эмиссию этого вида облигаций, и по состоянию на 1 января 2011 г. на рынке обращались ОФЗ-ПД на общую сумму 1823,7 млрд руб., что составляло более 51% от общего объема государственного внутреннего долга, выраженного в ценных бумагах.

Третий вид — облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФК) — размещался Министерством финансов Российской Федерации с 1998 г. На 1 января 1999 г. общий объем ОФЗ-ФК в обращении составлял 112,56 млрд руб. Удельный вес в составе внутреннего долга составлял около 23%, что делало этот вид облигаций вторым по значимости на рынке после ОФЗ-ПД. Выпуск ОФЗ-ФК наращивался до 2002 г., и по состоянию на 1 января 2003 г. в обращении находилось ОФЗ-ФК на сумму 207,1 млрд руб., что составляло 32% от всей суммы выраженного в ценных бумагах государственного внутреннего долга.

Начиная с 2003 г. объем находящихся в обращении ОФК-ФК ежегодно сокращается, уступая место в структуре дол га более долгосрочным видам облигаций федерального займа. С 2004 г. он сократился в шесть раз и по состоянию на 1 января 2009 г. составлял 33,8 млрд руб., или около 2,5% в структуре внутреннего долга. В 2009 г. ОФЗ-ФК были окончательно погашены.

В 2002 г. впервые были размещены долгосрочные инструменты — облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД) со сроками обращения более пяти лет, на сумму по номиналу 42,3 млрд руб. (6,5%), что позволило удлинить дюрацию государственного долга и избежать нежелательных пиков нагрузки на федеральный бюджет в 2003-2005 гг.

В настоящее время ОФЗ-АД — наиболее значимый долгосрочный инструмент государственной внутренней задолженности. За весь период (начиная с 2002 г.) объем этого вида ОФЗ в обращении увеличился более чем в 25 раз, достигнув к 1 января 2011 г. 1079,58 млрд руб., что составляет более 30% от общего объема государственного внутреннего долга, выраженного в ценных бумагах.

В целом можно отметить, что облигации федерального займа продолжают оставаться основным внутренним источником привлечения средств в федеральный бюджет на возвратной основе (см. Приложения А и Б). Доля ОФЗ в общей сумме доходов федерального бюджета от размещения государственных ценных бумаг за период с 2001 по 2006 г. увеличилась с 25 до 100%, или с 14 млрд до 185 млрд руб. В 2007 г. доходы от размещения ОФЗ составили 245 млрд руб., но удельный вес уменьшился до 83%; в 2011 г. — 1046,3 млрд руб. (81%). Эти структурные изменения объясняются появлением в обращении с 2006 г. нового вида нерыночных ценных бумаг — государственных сберегательных облигаций, ориентированных на сбережение и капитализацию целевых пенсионных накоплений.

Таким образом, постепенно меняется сама идеология государственных внутренних заимствований. Помимо решения фискальных задач, долговые инструменты применяются теперь и для социально- экономического регулирования.

Когда возникает возможность инвестировать свободные денежные средства, каждый сталкивается с выбором направления этого инвестирования. Если обобщить, то есть 2 варианта – размещение денег в банковский депозит и работа с различными инвестиционными продуктами. Первый вариант не принесет ощутимого дохода: надежные банки больших процентных ставок не предлагают, обращаться в не очень надежный банк за большими ставками чревато тем, что можно столкнуться с ликвидацией этого банка, и вывод денежных средств займет большое количество времени, а в некоторых случаях и вовсе придется обращаться в суд.

Из инвестиционных продуктов Облигации Федерального займа (ОФЗ) являются самыми безопасными, поэтому они подойдут для начинающих инвесторов, тех, кто пока не готов к рискам.

ОФЗ выпускает Министерство Финансов РФ, таким образом, данные ценные бумаги – государственные (номинал — рубли). Можно провести аналогию с кредитом: государству нужны денежные средства, чтобы осуществить запланированную программу (строительство, ремонтные работы, развитие в социальной сфере и т.д.). Тех средств, которые выделены бюджетом на это направление, не хватает, и выпускаются ОФЗ, чтобы компенсировать необходимые средства.

Какие типы ОФЗ обращаются на фондовом рынке

По сроку погашения ОФЗ универсальны – от нескольких месяцев до нескольких десятков лет.

В зависимости от способа выплаты дохода по ОФЗ, они подразделяются на несколько типов:

1.ОФЗ-ПД – аналогия банковскому депозиту. Величина купона зафиксирована на весь срок действия облигаций, таким образом, независимо от ситуации на рынке, клиент получает гарантированный доход.

2.ОФЗ-ПК – размер купона зависит от плавающих индексов, таких как RUONIA (ставка по однодневным банковским кредитам). Берется среднее значение RUONIA за последние 6 месяцев +1,4 % — получается величина купона, то есть, при росте этого индекса растет потенциальный доход от ОФЗ-ПК.

3.ОФЗ-АД – по таким облигациям номинал погашается не единожды в конце срока, а несколько раз (сроки погашения известны заранее, это может происходить как равными, так и неравными частями). Этот вид ОФЗ особенно актуален, когда идет рост рынка и дополнительные средства в виде амортизационных платежей можно удачно вложить в другие инструменты.

4.ОФЗ-ИН – зависит от уровня инфляции, то есть процентный доход по купону фиксирован, на момент погашения будет пересчитываться номинальная стоимость самой бумаги. Сроки погашения у этих ОФЗ – 2021 г. и 2023 г.

5.ОФЗ-Н – народные облигации. На бирже не обращаются, распространяют только через госбанки. Подробнее по ссылке.

Как определить какие условия у выбранной ОФЗ

Многие теряются, где найти тип бумаги. Расскажем все варианты, как отличить ОФЗ-ПД от ОФЗ-ПК и т.д. Первое, что мы сделаем откроем таблицу со списком бумаг. Нам пригодится любой из следующих столбцов: Код бумаги, Бумага или Рег. номер.

Собственно, в столбце Бумага и указан тип бумаг. Но это не все. В коде бумаг также зашифрован тип.

Нам важны первые две цифры из названия бумаги или ее кода, или регистрационного номера (например, ОФЗ 26205 , с кодом SU26205 RFMS3 и рег. номером 26205 RFMS3). Как видим цифры у всех идентификаторов совпадают.

И по первым двум цифрам мы также можем установить тип бумаги:

26 – это ОФЗ-ПД, с постоянным доходом.

29 – это ОФЗ-ПК, с переменным купоном.

46 – это ОФЗ-АД, с амортизацией долга.

52 – это ОФЗ-ИН, с индексацией номинала.

Реже встречаются.

25 – это ОФЗ-ПД, с постоянным доходом.

24 – это ОФЗ-ПК, с переменным купоном.

Где искать любую информацию по ОФЗ?

Если по корпоративным облигациям почти вся информация о конкретном выпуске, а чаще о нескольких выпусках сосредоточена в одном документе под названием Решении о выпуске ценных бумаг, то с гособлигациями информация о бумагам более размыта по документа, но если разобраться, то все проясняется.

Федеральный закон

Основным документом является ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» от 29.07.1998 N 136-ФЗ. Он регулирует основные принципы отношений, возникающих при проведении заимствований государством путем выпуска облигаций (и других долговых бумаг), как на федеральном, так и на местном уровне. Регулирует общие принципы организации выпуска, размещения, обращения и погашения долговых бумаг.

Из федерального закона мы узнаем, что есть еще ряд документов, которые регулируют интересующий нас вопрос, а именно: Генеральные условия эмиссии и обращения, Условия эмиссии и обращения и Решение об эмиссии.

Генеральные условия эмиссии и обращения

В отношении всех ОФЗ это один документ, принятый Постановлением Правительства РФ от 15.05.1995 N 458 (ред. от 14.12.2016) «О Генеральных условиях эмиссии и обращения облигаций федеральных займов». Среди прочего постановление определяет эмитента – это Минфин РФ, который и принимает решение об эмиссии того или иного типа бумаг и формулирует конкретные параметры. Также документ определяет агента по размещению, выкупу и обмену выпусков ОФЗ.

Условия эмиссии

Это уже ряд документов, которые определяют условия для каждого типа бумаг. Из их названий следует, какие типы бумаг они регулируют.

Приказ Минфина России от 22 мая 2015 г. № 80н «Об утверждении Условий эмиссии и обращения облигаций федерального займа с индексируемым номиналом».

Приказ Минфина России от 27 апреля 2002 г. № 37н «Об утверждении Условий эмиссии и обращения облигаций федерального займа с амортизацией долга».

Приказ Минфина России от 16 августа 2001 г. № 65н «Об утверждении Условий эмиссии и обращения облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом».

Приказ Минфина России от 22 декабря 2000 г. № 112н «Об утверждении Условий эмиссии и обращения облигаций федерального займа с переменным купонным доходом».

Все эти документы можно найти на сайте Министерства финансов в разделе документы (https://www.minfin.ru/ru/document/).

Решение об эмиссии

И основным документом, который определяет конкретные условия с цифрами и датами для каждого выпуска (или дополнительного выпуска) являются документы с названием Приказ Минфина России от <…> «Об эмиссии облигаций федерального займа <…> № *****RMFS»

Например, Приказ Минфина России от 13 декабря 2017 г. № 1126 «Об эмиссии облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом дополнительного выпуска № 26222RMFS» . В нем определены даты начала/окончания размещение, даты выплаты и размер купонов, дата погашения и т.д.