Камеральная и выездная налоговая проверка.

Камеральные и выездные налоговые проверки. Спорные вопросы проведения (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 04.07.2014

Правомерность проведения налоговым органом одновременно выездной и камеральной налоговых проверок

НК РФ предусматривает право налоговых органов в отношении налогоплательщиков и плательщиков сборов проводить две формы налоговых проверок - камеральную и выездную. Однако нормами НК РФ прямо не урегулирован вопрос о том, правомерно ли проводить одновременно в отношении налогоплательщика по одному и тому же налогу и за один и тот же налоговый период камеральную и выездную налоговые проверки.
В рамках статьи мы проанализируем соответствующие нормы НК РФ, приведем позицию официальных органов по рассматриваемой проблеме, а также обратимся к примерам из судебной практики.
В пп. 2 п. 1 ст. 31 НК РФ регламентировано, что налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ.
На основании п. 1 ст. 87 НК РФ налоговые органы проводят в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов камеральные и выездные налоговые проверки.
Так, в п. 1 ст. 89 НК РФ установлено, что выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.
В соответствии с п. 1 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
В силу п. 5 ст. 89 НК РФ налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.
Согласно абз. 3 п. 5 ст. 89 НК РФ при определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок его филиалов и представительств.
На основании п. 10 ст. 89 НК РФ повторной выездной налоговой проверкой налогоплательщика признается выездная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период.
В п. 2 ст. 87 НК РФ также установлено, что целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.
Таким образом, нормы НК РФ, регулирующие порядок проведения камеральной и выездной налоговых проверок, не дают прямого ответа на вопрос о правомерности (неправомерности) проведения одновременно в отношении налогоплательщика по одному и тому же налогу, а также за один и тот же налоговый период упомянутых двух форм налоговых проверок.
Одновременно необходимо обратить внимание, что данные нормы не устанавливают и прямого запрета на их одновременное проведение.
Обратимся к разъяснениям ФНС России по рассматриваемой проблеме.
В Письме ФНС России от 13.03.2014 N ЕД-4-2/4529 был рассмотрен вопрос о порядке проведения камеральной и выездной налоговых проверок в одно время, по одному налогу и за один налоговый период. ФНС России из анализа соответствующих норм НК РФ сделала вывод, что камеральная налоговая проверка по смыслу п. 1 ст. 88 НК РФ является формой текущего документального контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, который проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
В отличие от выездной налоговой проверки она нацелена на своевременное выявление ошибок в налоговой отчетности и оперативное реагирование налоговых органов на обнаруженные нарушения, что позволяет смягчить для налогоплательщиков последствия от неправильного применения ими норм законодательства о налогах и сборах.
Также в указанном Письме ФНС России приходит к следующему выводу: законодательство о налогах и сборах не содержит запрета на проведение одновременно как выездной, так и камеральной налоговой проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Статья 89 НК РФ ограничивает лишь проведение двух и более выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам за один и тот же период. Камеральная и выездная налоговая проверка являются самостоятельными и отдельными формами налогового контроля.
Кроме того, поскольку указанные проверки представляют собой самостоятельные и независимые формы налогового контроля, то невыявление налоговым органом в рамках проведения выездной налоговой проверки неправомерных действий налогоплательщика не исключает возможности установления и доказывания данных фактов в рамках проведения камеральной налоговой проверки, являющейся иной формой налогового контроля.
В Приказе ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@, которым была утверждена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, указывается, что основной и наиболее эффективной формой налогового контроля являются выездные налоговые проверки. В результате проведения выездных налоговых проверок налоговыми органами должны одновременно решаться несколько задач, наиболее важные из которых выявление и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах, предупреждение налоговых правонарушений.
Таким образом, из анализа приведенных норм НК РФ и разъяснений ФНС России можно сделать вывод, что, поскольку камеральная и выездная налоговые проверки являются самостоятельными видами, их проведение не поставлено в зависимость друг от друга. Соответственно, является правомерным проведение одновременно в отношении налогоплательщика по одному и тому же налогу и за один и тот же налоговый период камеральной и выездной налоговой проверки.
Ранее уже сложилась судебная практика, которая признает камеральную и выездную проверки самостоятельными формами, не зависящими друг от друга, что также приводит к выводу о правомерности их одновременного проведения.
Так, в Постановлении Второго арбитражного апелляционного суда от 20.12.2012 N А29-5843/2012 указывается, что камеральная и выездная налоговые проверки являются самостоятельными и отдельными формами налогового контроля, положения НК РФ не исключают возможности выявления в рамках выездной налоговой проверки обстоятельств, свидетельствующих о совершении налогоплательщиком нарушений законодательства о налогах и сборах.
Также в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 09.06.2011 N А33-13813/2010 разъясняется, что из положений ст. ст. 87 - 89 НК РФ следует, что выездная и камеральная проверки представляют собой самостоятельные и независимые формы налогового контроля. При этом выездная проверка, в отличие от камеральной, в ходе которой проверяется одна декларация, носит комплексный характер и позволяет провести системный анализ деятельности налогоплательщика в целом.
В Постановлении Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2012 N А75-2141/2012 указывается, что на основании абз. 2 п. 1 ст. 82, п. 1 ст. 88, п. 1 ст. 89 НК РФ камеральная и выездная проверки являются самостоятельными и отдельными формами налогового контроля. Аналогичные выводы изложены в Постановлениях Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2013 N А21-1862/2013, ФАС Северо-Кавказского округа от 09.09.2013 N А63-12167/2012.

Актуальные вопросы привлечения налогоплательщика к ответственности

Таким образом, налоговый орган вправе проводить одновременно в отношении налогоплательщика две формы налоговых проверок по одному налогу и за один и тот же налоговый период. При этом может сложиться ситуация, когда по результатам и камеральной, и выездной проверок налоговый орган примет решение о привлечении налогоплательщика к ответственности. Какое из решений в такой ситуации необходимо исполнить налогоплательщику - принятое по результатам камеральной налоговой проверки или по результатам выездной налоговой проверки?
Так, в соответствии с пп. 1 п. 7 ст. 101 НК РФ по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
На основании п. 8 ст. 101 НК РФ в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей НК РФ, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности.
Таким образом, нормы НК РФ, регулирующие вопросы привлечения налогоплательщика к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, прямо не дают ответа на рассматриваемый вопрос.
Рассмотрим разъяснения ФНС России по данной проблеме.
Так, в Письме ФНС России от 13.03.2014 N ЕД-4-2/4529 разъясняется, что исходя из норм НК РФ решение о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения является итоговым документом по результатам налоговой проверки, составленным налоговым органом, который не предусматривает подтверждения правильности исчисления налогов.
Также в данном Письме поясняется, что налогоплательщику в случае вынесения решений по результатам проведенных в одно время, по одному налогу и за один налоговый период камеральной и выездной налоговых проверок необходимо исполнить оба вступивших в силу решения, а в случае несогласия с принятым решением налогового органа налогоплательщик имеет право обжаловать его в вышестоящий налоговый орган путем подачи жалобы в порядке, установленном ст. 139.1 НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 139.1 НК РФ апелляционная жалоба на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подается через вынесший соответствующее решение налоговый орган. Налоговый орган, решение которого обжалуется, обязан в течение трех дней со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.
На основании п. 2 ст. 139.1 НК РФ апелляционная жалоба на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в вышестоящий налоговый орган может быть подана до дня вступления в силу обжалуемого решения.
В силу п. 4 ст. 139.1 НК РФ не могут быть обжалованы в апелляционном порядке решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенные федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Также в силу п. 6 ст. 6.1 НК РФ срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если он не установлен в календарных днях.
Таким образом, если в отношении налогоплательщика были одновременно проведены камеральная и выездная налоговые проверки (по одному налогу и за один и тот же налоговый период), а также по результатам обеих проверок налогоплательщик решением налогового органа привлечен к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, то он обязан исполнить оба решения.
При этом у налогоплательщика есть право обжалования обоих решений в порядке ст. 139.1 НК РФ.

Публикации \ 30.10.2013

Согласно Налоговому Кодексу Российской Федерации (далее НК РФ) существует два вида налоговых проверок:

  • выездная налоговая проверка;
  • камеральная налоговая проверка.

Налоговые проверки – это меры контроля за правильностью ведения учета и заполнением отчетности налогоплательщиком. Главное отличие выездной проверки от камеральной заключается в основании их проведения. Согласно п.2 статьи 88 НК РФ камеральная налоговая проверка производится без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня предоставления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета). Для проведения выездной налоговой проверки, наоборот, требуется специальное разрешение руководителя, при этом не требуется предоставление деклараций в качестве инициации такой проверки. Налоговые органы для выявления нарушений в части налогового законодательства чаще используют камеральные проверки, поскольку число налогоплательщиков растет, и обеспечить полный охват выездными проверками всех налогоплательщиков становится затруднительно. Так по состоянию на 01.09.2014 года налоговыми органами было проведено 1 361 117 камеральных налоговых проверок и лишь 712 выездных проверок.

Действия налогоплательщика на стадии налоговой проверки

Камеральная налоговая проверка

Согласно п.1 ст.88 НК РФ, камеральная проверка проводится по месту нахождения ИФНС на основе:

  • налоговых деклараций (расчетов),
  • документов, представленных налогоплательщиком,
  • других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у ИФНС.

Основными правилами проведения камеральной проверки являются:

  • Проведение проверки осуществляется ИФНС в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации. При этом специального решения руководителя ИФНС о проведении проверки, не нужно (п.2 ст.88 НК РФ).
  • В случае представления уточненной декларации, камеральная проверка ранее поданной декларации прекращается и начинается новая проверка на основе уточненной декларации (п.9.1 ст.88 НК РФ).

Пункт 7 статьи 88 НК РФ гласит о том, что при проведении камеральной проверки налоговый орган не вправе запросить у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено статьей 88 или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено НК РФ. Однако, пунктами 6,8,9 настоящей статьи установлены исключения, согласно которым налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика иные документы, подтверждающие

– право на льготу при налогообложении (п.6 ст.88 НК РФ);

– исчисление и уплату налогов, связанных с использованием природных ресурсов;

– правомерность применения вычетов по НДС (п.8 ст.88 НК РФ).

– при проведении камеральных налоговых проверок по налогу на прибыль, НДФЛ участника договора инвестиционного товарищества - предоставляются сведения о периоде участия в таком договоре, о приходящейся на него доле прибыли (расходов, убытков) инвестиционного товарищества (п.8.1. ст.88 НК РФ).

–при проведении камеральной налоговой проверки на основе уточненной налоговой декларации (расчета), представленной по истечении двух лет со дня, установленного для подачи налоговой декларации по соответствующему налогу за соответствующий отчетный (налоговый) период. Согласно п.1,2 ст.93 налоговый орган вправе истребовать необходимые документы у налогоплательщика, направив ему или его представителю требования о предоставлении документов. Срок предоставления документов в налоговые органы составляет 10 дней (20 дней - для консолидированной группы налогоплательщиков) со дня получения требования. У налогоплательщика есть возможность продлить срок предоставления документов. Для этого необходимо письменно уведомить налоговый орган. Решение о продлении или отказе продления выносится налоговым органом в течение 2 дней после получения письма от налогоплательщика.

Выездная налоговая проверка

Выездная налоговая проверка в отличие от камеральной производится согласно п. 1 ст. 89 НК РФ на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, которое свиде­тельствует об ее начале. Выездная налоговая проверка может проводиться по одному или нескольким налогам, но период проверки не должен превышать три календарных года, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (п.3-4 ст.89 НК РФ). Однако если налогоплатель­щик представляет уточненную налоговую декларацию в рамках соответствующей выездной налоговой проверки, проверяется период, за который представлена данная «уточненка», даже если этот период находится за пределами трех календарных лет (п. 4 ст. 89 НК РФ). Порядок проведения выездной налоговой проверки несколько отличается от порядка проведения камеральной проверки. Общая схема представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Порядок проведения выездной налоговой проверки

Дополнительные мероприятия налогового контроля

В ходе выездной налоговой проверки могут проводиться дополнительные мероприятия налогового контроля:

  • истребование документов у налогоплательщика и третьих лиц;
  • выемка документов и предметов;
  • осмотр помещений;
  • инвентаризация имущества;
  • допрос свидетелей;
  • экспертиза;
  • привлечение специалистов и переводчиков и др.

Истребование документов проводится в целях обнаружения фактов, свидетельствующих о нарушении налогоплательщиком налогового законодательства (ст. 93 НК РФ). Если налогоплательщик своевременно не предоставил требуемые документы, налоговый орган может провести процедуру принудительного изъятия.

Другое мероприятие налогового контроля – осмотр помещений и предметов, проводимый в целях обнаружения доказательств совершенного налогоплательщиком правонарушения. В ходе осмотра может быть проведена инвентаризация имущества, которая проводится на основании распоряжения руководителя. По результатам инвентаризации имущества составляется ведомость, в которой указываются выявленные недостачи и излишки имущества.

Если в ходе проверки обнаружены правонарушения, налоговые инспекторы прибегают к процедуре допроса свидетелей, которыми могут выступать как сотрудники организации, так и иные лица.

Все действия проверяющих налоговых инспекторов по проведению мероприятий налогового контроля ограничены рамками закона, нарушение которых может привести к признанию результатов проверки незаконными.

При совершении таких мероприятий, как выемка документов и предметов, осмотр помещений и предметов, допрос свидетелей, проведение экспертизы, обязательно должен составляться протокол, к которому предъявляются требования, установленные ст. 99 НК РФ.

Оформление результатов проверок

Для оформления результатов как камеральных, так и выездных налоговых проверок составляется акт налоговой проверки (п.5 ст.100 НК РФ), а в случае выездной налоговой проверки сначала составляется справка, только затем составляется акт выездной налоговой проверки. Принцип оформления результатов камеральной и выездной проверки можно представить следующим образом (рисунок 2).

Рисунок 2. Оформление результатов налоговых проверок

Акт проверки должен содержать обязательные реквизиты, закрепленные пунктом 3 ст. 100 НК РФ, а его итоговая часть содержать:

1) сведения об общих суммах, выявленных при проведении проверки неуплаченных (не полностью уплаченных (несдержанных и не перечисленных)) налогов (сборов);

2) сведения о завышенных размерах налогов (сборов) с разбивкой по налогам и налоговым периодам, сведения о других установленных проверкой фактах нарушений;

3)сведения о завышенных суммах налога на добавленную стоимость, предъявленных к возмещению из бюджета (при наличии);

4) сведения о не удержании и не перечислении налогов и т.д.;

5) предложения по устранению выявленных нарушений, которые должны содержать конкретные меры, направленные на пресечение выявленных нарушений;

6) выводы проверяющих о наличии в деяниях налогоплательщика признаков налоговых правонарушений.

Порядок привлечения к налоговой ответственности по итогам выездных и камеральных налоговых проверок.

Порядок рассмотрения дел о налоговых правонарушениях регламентирует ст. 100.1 НК РФ. В соответствии с ней дела о выявленных в ходе камеральной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 101 НК РФ. Положения ст. 101 НК РФ распространяются как на выездные, так и на камеральные проверки. По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, согласно п. 7 ст. 101 НК РФ, руководитель налогового органа выносит решение о привлечении проверяемого лица к налоговой ответственности или решение об отказе в привлечении к ответственности. Это решение должно содержать:

Изложение обстоятельств совершенного налогового правонарушения, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства;

Доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов;

Само решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей НК РФ, предусматривающих данные правонарушения и применяемые меры ответственности. В нем также указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф. Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение. Налогоплательщик имеет право подать апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган, тем самым обжаловать решение. Порядок обжалования решения представлен на рисунке 3.

Рисунок 3. Порядок обжалования решений, принятых налоговыми органами

Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность налогоплательщика

Существуют обстоятельства, которые как смягчают, так и отягчают ответственность налогоплательщика за выявленные в ходе проверки нарушения. Итак, обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, согласно ст. 112 НК РФ признаются:

1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

3) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;

4) иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

Обстоятельствами, которые наоборот отягчают ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее уже привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение. При этом нужно помнить, что лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда или налогового органа.

Порядок исчисления срока давности привлечения к ответственности

Срок давности привлечения к ответственности за выявленные нарушения в ходе налоговых проверок составляет три года с момента совершения правонарушения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности налоговым органом. Поэтому, если со дня совершения правонарушения и до момента вынесения решения прошло 3 года, лицо не может быть привлечено к ответственности.

Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме грубых нарушений правил учета доходов и расходов и за неуплату либо неполную уплату налога (ст. 120 и 122 НК РФ).

Течение срока давности привлечения к ответственности приостанавливается, если лицо, привлекаемое к ответственности за налоговое правонарушение, активно противодействовало проведению выездной налоговой проверки, что стало непреодолимым препятствием для ее проведения и определения налоговыми органами сумм налогов, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации.

Государственный контроль за уплатой налогов и соблюдением налогового законодательства осуществляется при помощи налоговых проверок. Из года в год проверки налоговой ужесточаются, контроль автоматизируется, однако основные виды налоговых проверок – камеральная и выездная – остаются практически неизменными.

Мы провели сравнительный анализ выездной и камеральной налоговой проверки по 10 самым существенным критериям.

Сравнение выездной и камеральной налоговой проверки показало, что, несмотря на их общую цель – изучение правильности исчисления и уплаты налогов, – между ними имеются существенные различия.

Все выявленные нами отличия камеральной и выездной налоговой проверки приведены в наглядных таблицах.

Отличие № 1. Основание для проверки

Первое отличие камеральной проверки от выездной состоит в том, что все компании без исключения регулярно проходят «камералки», так как сдают декларации по итогам налогового периода. То есть какого-то особого основания для начала «камералки» не требуется.

Выездная проверка, напротив, проводится, как правило, когда организация теми или иными своими действиями вызвала интерес инспекторов и попала в план выездных проверок.

Важно!

В рамках камеральной проверки могут проводиться мероприятия налогового контроля, которые позволяют прийти в организацию, например, осмотр. Более того, в рамках осмотра налоговикам предоставлено право проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика. То есть, по сути, даже в рамках камеральной налоговой проверки в компанию может явиться инспектор, осмотреть склад и пересчитать все, что есть на этом складе.

Отличие № 4. Срок проверки

Камеральные и выездные налоговые проверки имеют установленные законом сроки проведения.

Важно!

Перечень оснований для продления проверки приведен в Приказе ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@ . Например, при наличии обособленных подразделений, отнесение компании к категории крупнейших, непредставление в срок запрошенных в ходе выездной проверки документов и т.д.

К сожалению, данный перечень является открытым, поскольку одним из его пунктов являются «иные основания». Среди «иных» оснований могут быть: наличие большого количества контрагентов, взаимоотношения компании с которыми также надо проверить, необходимость перевода документов с иностранных языков на русский, необходимость истребования документов в государственных органах, в банках и др. Соответственно, на этот срок проверка может быть приостановлена. Приостановок и возобновлений в рамках одной выездной проверки может быть несколько, однако общий срок приостановки выездной проверки не может превышать 6 месяцев.

Как правило, ИФНС приостанавливает проверку на новогодние, майские праздники, так как на территории организации находиться нельзя, а двухмесячный срок проверки идет. Чтобы не терять время, налоговики приостанавливают проверку на эти дни. Также к приостановлению налоговики прибегают при встречных проверках , когда запрашивают документы у контрагентов проверяемой компании. Для того чтобы «тормознуть» выездную проверку, выносится решение о приостановлении проверки, а потом – о ее возобновлении.

Приостановка выездной проверки возможна исключительно по инициативе инспекции. Во время приостановления есть полное право не пускать инспекторов на территорию компании для проведения мероприятий налогового контроля.

Отличие № 5. Периодичность проверки

Важно!

Повторная выездная проверка проводится по инициативе Управления ФНС и направлена на контроль действий налоговой инспекции, которая проводила «первичную» проверку. Повторные проверки чаще всего назначают тогда, когда у руководства УФНС есть подозрения о наличии коррупционных взаимоотношений между инспектором, который проводил проверку, и организацией.

Отличие № 6. Кто проверяет

Камеральные и выездные проверки проводит ИФНС, но есть нюансы.

Важно!

В случае, если из правоохранительных органов пришла информация о том, что, возможно, в действиях организации есть состав налогового преступления, то полиция и следственные органы обязательно будут привлечены к участию в выездной проверке такой организации. При этом официальным инициатором проверки будет ИФНС.

«Силовиков» приглашают поучаствовать в выездной проверке, когда у самой инспекции в ходе предпроверочного анализа появились подозрения, что компания использует схемы ухода от налогов, а сумма неуплаченных налогов тянет на преступление по одной из «налоговых» статей Уголовного кодекса РФ.

Также сотрудники полиции могут привлекаться для конкретных мероприятий в рамках выездной проверки – допросов, осмотров, проведения выемки и др., вплоть до вручения акта выездной проверки в целях обеспечения безопасности сотрудников ИФНС.

Отличие № 7. Мероприятия налогового контроля

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

В рамках выездной проверки могут проводиться так называемые дополнительные мероприятия налогового контроля:

  • Запрос документов;
  • Осмотр;
  • Выемка;
  • Экспертиза документов;
  • Допрос;
  • Проверка через контрагентов (встречные проверки) и всех других лиц (организаций), которые располагают информацией о проверяемой компании (банки, регистрационная палата, БТИ и т.д.).

В рамках камеральной проверки ИФНС проверяет исключительно представленные компанией налоговые декларации.

Запрашивать дополнительные документы в рамках «камералки» налоговики могут только в строго оговоренных Налоговым кодексом случаях (обнаружение расхождений/ошибок; подача уточненной декларации с уменьшенной суммой налога к уплате; при возмещении НДС; при наличии льгот – для их подтверждения).

Важно!

Даже в рамках камеральной налоговой проверки налоговики могут проводить осмотры, например, при «камералке» по прибыли.

Представим ситуацию: компания приобрела мега-дорогое оборудование. Полгода начисляла на него амортизацию, а потом вдруг разом списала его в расходы, ссылаясь на то, что оборудование сломалось и лежит «мертвым грузом» на складе. В таком случае инспекция обязательно захочет наведаться с осмотром на склад, а результаты своего визита оформит протоколом осмотра.

Отличие № 8. Оформление итогов

Важно!

Если речь идет о камеральной проверке деклараций по НДС, где налог заявлен к возмещению, то в случае успешного прохождения проверки ИФНС пришлет компании «бумагу» – решение о возмещении.

Отличие № 9. Последствия проверки

Отличие № 10. Средняя сумма доначислений*

*Данные по итогам первого полугодия 2018 года – см. Отчет по форме № 2-НК по состоянию на 01.07.2018 на сайте ФНС России nalog.ru.

Итак, мы рассмотрели камеральные и выездные налоговые проверки. Разобрались, чем отличается камеральная проверка от выездной.

По нашему мнению, существует еще одно важное отличие камеральной проверки от выездной: возможность избежать проверки.

  • Не существует законной возможности избежать камеральной налоговой проверки , так как, если вовремя не сдать декларацию, инспекция пришлет требование, после чего будет штраф, блокировка счета и другие неприятные последствия. Так что декларации на «камералки» компаниям безопаснее сдавать в срок.
  • Единственный надежный способ избежать выездной налоговой проверки – стать невидимкой для ИФНС . Работать в рамках закона, не выбиваться из нормативов по налоговой нагрузке и рентабельности, не иметь дел с откровенными «однодневками». Тщательно подготавливать документы по сделкам, которые потенциально могут заинтересовать ИФНС. И многое-многое другое.

Всеми хитростями и практическими навыками создания «режима невидимки» обладают специалисты нашей компании.

Мы заботимся о том, чтобы наши клиенты спокойно занимались бизнесом, а не жили в постоянном страхе перед выездной налоговой проверкой и многомилионными доначислениями.


Связаться с экспертом

Налоговые проверки проводятся с целью контроля, а также проверки налогоплательщика на соблюдение законодательства по выплате и расчётам налогов и сборов.

Основная задача проверок: обработать документы, а также бумаги связанные с получением прибыли и доходов.

Камеральная проверка

Проверка проводится на основании представленных документов, деклараций, по которым проводилось начисление налога. Камеральная проверка проходит в налоговом органе, без выезда на место .

Инспектор проводит проверку без дополнительных указаний и решения руководства .

Налоговые декларации будут подвержены камеральной проверке, вне зависимости от периодичности их предоставления.

Выездная проверка

Выездная проверка проводится на территории проверяемого предприятия . Налоговый инспектор оповещается о проведении выездной проверки решением руководителя налогового органа.

Проверка назначается на основании проведения камеральной проверки: при установлении недочётов, ошибок в исчислении налога, недоверии к предоставленной информации.

Если помещение для проверки не может быть представлено или налогоплательщик отсутствует, то проверка проводиться на территории налогового органа.

Проверка осуществляется только с указания руководителя налогового органа. Основной задачей является проверка начислений и их своевременные выплаты.

Основные сроки проведения проверки

Инспектор проводит камеральную проверку в течение трёх месяцев со дня получения декларации.

Выездная проверка должна быть проведена в течение двух месяцев . В отдельных случаях срок может быть продлён до четырёх и даже до шести месяцев .

Основания для продления срока:

  • Крупные предприятия.
  • Полученная информация от правоохранительных органов (нарушение налогообложения).
  • Форс-мажорные обстоятельства (во время проверки стихийные бедствия, пожар и т.д.).
  • Если предприятие имеет более четырёх филиалов (4 месяца), 10 и более подразделений (6 месяцев).
  • Иные обстоятельства (объём документов, количество подразделений, сложность технологического процесса).

Руководитель налогового органа вправе приостановить проверку, по причинам:

  • Необходимы дополнительные сведения, документы.
  • Ожидание информации от иностранных предприятий.
  • Необходимость проведения экспертиз.
  • Перевод на русский язык документации.

При запросе информации от иностранных организаций, срок может быть продлён ещё на три месяца.

По общим срокам выездная проверка не должна превышать двух месяцев. Отсчет срока проверки начинается с момента подписания решения до дня выдачи справки.

При камеральной проверке, получив декларацию и документы, налоговый орган проводит первичную проверку, по итогам которой могут потребоваться дополнительные документы.

При несоответствии данных налоговый орган может запросить дополнительные сведения. Срок их сдачи и предоставления пять дней.

Налоговый орган вправе вызывать письменным уведомлением налогоплательщика, а также лиц, которые могли бы дать разъяснения об уплате налога. В случае отказа либо не предоставлении бумаг в течение 5 суток налоговый орган может изъять документы.

Налоговым органом может быть сделан расчет налога по аналогии других предприятий. Если будут выявлены ошибки в исчислении налогов, будет выдвинуто требование по выплате недостающей суммы.

Проверяемый период не может быть более трех лет предшествующих году вынесения постановления о проверке.

При использовании налоговых льгот могут потребоваться бумаги, подтверждающие права получения льгот.

При подаче , если заявлено право на возмещение, могут потребоваться документы, подтверждающие данное право.

Выездная проверка проводится по специальным правилам. В целях получения сведений может быть проведена , для выявления имущества не заявленного в декларации, но подлежащего налогообложению.

Приказ о проведении ревизии дает начальник налоговой инспекции. Проверкой может быть затронут любой период времени работы.

При проверке инспектор может потребовать предоставить подлинники документов, а также их копии. Для этого составляется запрос, в нём указывается: наименование и вид документа. Срок предоставления 10 дней.

Если бумаги не могут быть представлены в установленный срок, то налогоплательщик письменно уведомляет, в течение следующего дня после получения запроса, проверяющий орган о невозможности (указываются причины) предоставления документов в установленный срок.

После получения уведомления, в течение двух дней налоговый руководитель выносит решение, об отказе либо продлении срока предоставления бумаг.

В последний день проверки налоговый инспектор должен вручить налогоплательщику справку о проведении проверки, если тот отказался принимать документ, справку отправляют заказным письмом.

Оформление результатов налоговой проверки

При выявлении ошибок или неточностей при камеральной проверке будет сформировано требование по предоставлению дополнительных документов в течение пяти дней.

В случае выявления нарушений в течение 10 дней, после завершения проверки, налоговым органом составляется акт.

По окончании проведения выездной проверки выдаётся справка , после получения которой в течение двух месяцев должен быть составлен акт.

Акт должен быть вручен в течение 5 дней с момента составления налогоплательщику под расписку. В случае отказа от получения акта, его пересылают по почте. Датой получения заказного письма будет считаться 6-ой день с момента отправки письма.

Возражения принимаются в течение 15 дней после вручения акта. В течение десяти дней начальник налогового органа должен рассмотреть дело и вынести решение. Решение можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе либо в суде.

Налоговая ревизия призвана контролировать правильность и своевременность начисления налогов, и их уплаты плательщиками. Основой для этого является отчетность по налогам. Сотрудники инспекции федеральной налоговой службы (ИФНС) вправе осуществлять ревизии в порядке, установленном налоговым кодексом (НК) РФ и Законом о налоговых органах РФ № 943-1 от 21.03.1991. В данной статье мы рассмотрим виды налоговых проверок и налогового контроля.

Виды налоговых проверок

В таблице ниже представлены существующие виды налогового контроля организации по различным классификационным признакам.

К основным видам ревизий относятся выездные и камеральные. Порядок их проведения регулируют ст. 88, 89, 89.1 НК. С начала 2012 г. в НК РФ появился еще один вид ревизии - проверка полноты исчисления и уплаты налогов при совершении сделок между взаимозависимыми лицами . Она имеет цель - усилить контроль правильности начисления и уплаты налогов в условиях трансфертного ценообразования. В связи с этим подробным разделением исследование и структурирование видов ревизий особенно актуально.

Пример #1. Разбор ситуации с налоговой проверкой

Инспекторы приехали с проверкой в ОАО «Ласка». Директору они передали экземпляр решения о ее проведении. В нем было написано: «проверка правильности начисления, удержания и уплаты НДФЛ». Ревизоры проведут выборочную проверку, т. е. расчета одного конкретного налога.

Если, например, в решении сказано: «проверка соблюдения законодательных норм РФ по налогам и сборам», то ревизия будет комплексной. Налоговиков будут интересовать все налоги, которые компания начисляет.

Камеральная проверка и ее особенности

Помимо НК, порядок осуществления этого вида контроля определяет Регламент проведения камералок, оформления и реализации их результатов, утвержденный Приказом МНС РФ № БГ-4-06/24 дсп от 21.08.2003. Согласно данному документу проведение камеральные проверки делится на несколько этапов, в ходе которых проверяют:

  • Полноту представления налоговых отчетов в соответствии с законодательством;
  • Правильность заполнения бумаг;
  • Арифметический расчет указанных показателей;
  • Своевременность представления деклараций;
  • Обоснованность применения льгот и процентных ставок;
  • Правильность расчета налоговой базы.

Данная ревизия проводится на основании деклараций, представленных налогоплательщиком в инспекцию.

Камеральная проверка может проводиться за период более чем 3-й давности, если налогоплательщик представит уточненку за этот промежуток времени.

Этот вид контроля имеет ряд особенностей:

  • Проводится без распоряжения руководителя (заместителя) ИФНС;
  • Ревизия проходит на территории налоговой;
  • Длительность проверки не превышает 3 месяцев со дня подачи декларации (расчета);
  • Не может приостанавливаться и продлеваться;
  • Мероприятие охватывает один конкретный налог;
  • Проверяются все декларации без исключения;
  • Инспектор не имеет права требовать от плательщика документы, кроме случаев, указанных в ст. 88 НК.

Задача камеральной проверки - выявить ошибки в цифрах расчета и в его заполнении, несвоевременность отражения операций и уплаты налогов. При выявлении ошибок, контролер доначислит налог, и выставит штраф и пени.

Налогоплательщик может представить налоговикам пояснения по поводу обнаруженных неточностей, а также дополнительные бумаги, подтверждающие достоверность отраженных в отчетности цифр.

Характеристика выездной проверки

Цель выездной проверки - выявить нарушения в расчете и перечислении налогов и привлечь к ответственности. При этом виде ревизии налоговики смотрят первичные бухгалтерские документы и отчетность, внутренние распоряжения, договора, акты выполненных работ и другие бумаги. Работники ИФНС вправе обследовать помещения организации, произвести экспертизу документов и их выемку.

Если налоговики изымают оригиналы документов, то в течение 5 дней они обязаны вернуть их копии проверяемому субъекту.

Особенности выездной ревизии:

  • Назначается решением руководства ИФНС;
  • Проводится на территории организации (кроме случаев отсутствия помещения для ее осуществления);
  • Ревизии подлежат один, несколько или все налоги;
  • Длительность составляет 2 месяца;
  • Может приостанавливаться и продлеваться до 4-6 месяцев;
  • Охватывает период не более 3 лет, предшествующих году ее проведения;
  • У плательщика могут запрашивать различные документы и информацию.

Объект для проверки выбирается на основании анализа данных из внутренних и внешних источников. Инспекция принимает решение о ревизии по итогам проверки представленной отчетности. Данные могут быть получены от правоохранительных и контролирующих структур, государственных и местных органов власти, общедоступных источников.

Для назначения выездной ревизии проводят следующую оценку показателей деятельности налогоплательщиков:

  • Анализ сумм и динамики налоговых платежей. Выявляют фирмы, у которых суммы начисленных налогов снижаются.
  • Анализ полноты и своевременности перечисления взносов.
  • Анализ показателей отчетности. Сверяют аналогичные показатели хозяйственной деятельности за текущий и прошлый периоды. Сравнивают данные со среднестатистическими. Проверяют соответствие представленной информации с данными ИФНС.
  • Анализируют причины и факторы, влияющие на величину налоговой базы и платежеспособность субъекта.

При выездном контроле налоговики наделены большими полномочиями по проведению проверки. Они располагают значительными людскими и информационными ресурсами, временными сроками. За счет этого выездная ревизия значительно результативнее иных мероприятий налогового контроля.

Выездные проверки отнимают у налоговиков много сил и времени. Они проводят их «наверняка», т. е. при наличии оснований на то, что налогоплательщик не уплатил налоги в полном объеме (см. → ). Часто причиной для организации выездной ревизии является результат камеральной проверки.

Проверка взаимозависимых лиц

Этот вид контроля регламентируется гл. 14.5 НК. Такие сделки делятся 2 вида: контролируемые и неконтролируемые. О первых организация должна информировать ИФНС самостоятельно. Правильность образования цен по таким сделкам налоговики выясняют с помощью специальных проверок.

От цены зависит налогооблагаемая база, а, соответственно, правильность начисления и уплаты налогов в бюджет. Требования использовать рыночные цены при расчете базы по налогам содержат статьи НК: 154 - для НДС, 211 - для НДФЛ, 250 - для налога на прибыль.

Цель проверки взаимозависимых лиц - проверить правильность исчисления и перечисления налогов по контролируемым сделкам. Для этого, прежде всего, инспекторы выясняют: соответствуют ли цены, указанные в договорах, рыночным. Основаниями для назначения специальной проверки являются:

  • Уведомление от фирм о контролируемых сделках;
  • Извещение налоговой о незаявленных сделках;
  • Обнаружение сделки при повторной выездной ревизии.

Решение о проведении ревизии должно быть принято в течение 2 лет с момента поступления извещения (уведомления).

Специальные проверки никак не связаны с камеральными и выездными и с их периодичностью (ст. 105.17 НК РФ ).

Сравнительный анализ видов проверок

Проанализировать основные виды налогового контроля в РФ поможет таблица.

Критерий Камеральная Выездная Сделки взаимозависимых лиц
Разрешение на проведение Не нужно Руководитель (заместитель) ИФНС
Дата начала День сдачи декларации По решению ИФНС
Место проведения ИФНС Территория налогоплательщика ИФНС
Срок проверки 3 мес. 2 мес. 6 мес.
Продление срока Не продлевается До 4-6 мес. До 12 мес.
Проверяемый период Период, за который подан отчет Не более 3 лет, предшествующих году ревизии
Проверяемые налоги Указан в декларации Закреплены в решении НДФЛ, НДС, налоги на прибыль и на добычу полезных ископаемых
Охват Все сдаваемые в ИФНС декларации Назначается выборочно
Право ИФНС истребовать документы Не имеет права (кроме исключений) Вправе Не имеет права

Выездная ревизия ориентирована на выявление тех нарушений НК, которые не всегда можно обнаружить при камералке. При этом более углубленно изучаются документы и применяются дополнительные мероприятия.

При камералке ошибки в отчетности выявляют оперативно и сразу реагируют на них. Благодаря этому для налогоплательщиков последствия от допущенных нарушений НК менее серьезны.

Анализ итогов ревизий

По итогам контрольных мероприятий ИФНС может применить к налогоплательщику налоговую или административную ответственность. Иногда для возбуждения уголовного дела материалы проверки передают в УВД.

Критерий Камеральная Выездная Сделки взаимозависимых лиц
Дата окончания Не установлена Составление справки о ревизии
Срок давности привлечения к ответственности 3 года, предшествующие году проверки
Оформление акта При выявлении нарушений Обязательно, независимо от результата При выявлении нарушений
Сроки выдачи акта 10 дней после окончания ревизии 2 мес. со дня составления справки

Разногласия рассматриваются в сроки, установленные НК. После этого ИФНС выносит решение: привлечь к ответственности или освободить от нее организацию либо провести дополнительную ревизию.

В случае применения санкций налоговая в 10-дневный срок направляет виновнику уведомление. В нем указывается сумма налога к уплате. Если требование не исполняется, списание недоимки производят в бесспорном порядке.

Целесообразность контрольной проверки

Контрольное инспектирование применяют для определения качества проведенной ранее выездной проверки. Она проводится по тем же налогам и за тот же период фискальной службой вышестоящего уровня.

Если в ходе контрольной ревизии выявлены нарушения, которые не были обнаружены при первоначальной проверке, то налоговые санкции к организации не применяют (п. 10 ст. 89 НК РФ ). Исключением является случай сговора плательщика с налоговиком.

Пример #2. Типовая ситуация по судебному разбирательству по налоговой проверке

Региональная налоговая приняла решение повторно проверить ООО «Сельхозмашина». Цель ревизии контролеры огласили так: «необходимость контроля правильности начисления и уплаты налогов организациями, выпускающими сельскохозяйственную технику».

Руководитель предприятия с решением не согласился и подал иск в суд.

Суд встал на защиту ООО, т. к. контрольная ревизия не может заменять выездную. При контрольном мероприятии проверять должны не организацию, а работу ИФНС (Постановление ФАС № А05-1415/01-104/13 ).

Ответы на актуальные вопросы по налоговым проверкам

Вопрос №1. Вправе ли ИФНС в ходе выездной или камеральной проверки проконтролировать правильность образования цен по неконтролируемым сделкам, но совершенным между взаимозависимыми лицами?

Вопрос №2. Вправе ли ИФНС оштрафовать фирму за непредставление документов для камеральной проверки, если организация подала их копии на черновиках?

Нет, не вправе. На практике такой подход может привести к разногласиям. Компания должна представить копии документов, заверенные подписью руководителя и печатью.

Вопрос №3 . Как определить, какая выездная ревизия ожидает организацию: обычная или совместная?

Это зависит от состава проверяющих, который обязательно указан в решении. Если в перечне, кроме работников ИФНС, присутствуют и сотрудники полиции, значит, проверка совместная.

Вопрос №4. Может ли ИФНС провести повторную камералку?

Нет, не может. НК не содержит понятие «повторная камеральная проверка». Одну и ту же отчетность дважды проверять ИФНС не может. Но она вправе дважды провести ревизию одного и того же периода в рамках отдельных камеральных проверок. Такая ситуация возможна при сдаче организацией уточненки.

Вопрос №5. Вправе ли налоговая выдать организации копию справки о прохождении выездной проверки?

Да, вправе. В п. 15 ст. 89 НК не определено, в какой форме (копия или оригинал) справка должна выдаваться компании. Судебные решения на практике подтверждают правомерность данного вывода.

Из анализа видов налоговых проверок видно, что все они имеют характерные особенности и различия. Однако они преследуют одну цель - проконтролировать правильность начисления, полноту и своевременность уплаты налогов, соответствие деятельности налогоплательщиков нормам НК РФ. При выявлении ошибок ревизия способствует возврату государству не дополученных от налогов средств.