Фонд социального страхования. Расчеты с фсс - порядок исчисления и уплаты страховых взносов

Социальное страхование — это система поддержки (постоянной, временной) граждан страны при достижении ими определенного (пенсионного) возраста или в случае их недееспособности. Поэтому каждый гражданин РФ должен быть участником программ социального страхования (государственного).

Основы социального страхования

Поддержка граждан всех категорий, в том числе за счет выплат, производится средствами государственного фонда, частных или коллективных страховых фондов. За счет ресурсов фондов, включая ФСС, производится оплата:

  • пенсий по достижении гражданином установленного законом возраста;
  • пособий (по инвалидности, по потере кормильца, по уходу за ребенком);
  • расходов на погребение;
  • санаторно-курортных мероприятий (для малоимущих граждан);
  • иных социальных проектов.

Формирование бюджета фонда социального страхования осуществляется за счет обязательных отчислений работодателей всех форм собственности, работающих граждан (включая занятых индивидуальной деятельностью), государственных дотаций, добровольных взносов физических лиц и организаций, доходов от инвестирования части свободных ресурсов фонда в ликвидные ценные бумаги (государственные).

Документ о социальном страховании – страховое свидетельство в виде пластиковой карточки с индивидуальным номером, являющееся обязательным для получения всеми гражданами страны, включая несовершеннолетних детей. Посредством страхового номера ведется учет поступления выплат от работодателей на счета граждан в счет будущей пенсии.

Свидетельство можно получить в любом отделении фонда по месту регистрации (жительства) при предоставлении удостоверения личности (паспорта) или через работодателя по первому месту работы. Наличие свидетельства является обязательным условием для работодателя при принятии в штат нового сотрудника.

Порядок уплаты взносов в ФСС

Уплата взносов по страхованию производится в соответствии с тарифными ставками, устанавливаемыми федеральным законом для предприятий и граждан, использующих труд наемных работников. Производится расчет отчислений на социальное страхование по всем видам оплаты труда, кроме законодательно установленных исключений.

Оплата социальных платежей должна выполняться ежемесячно до 15-го числа следующего за отчетным месяца. Теперь законодательно предусматривается возможность использования отсрочки по оплате для организаций с сезонным типом работ, пострадавших от стихийных бедствий, для ряда бюджетных структур.

За несоблюдение утвержденного порядка по начислению и уплате страховых взносов в фонд соцстрахования к плательщикам применяются штрафы и финансовые санкции.

Размер отчислений в фонд социального страхования устанавливается законом РФ и может быть дополнен региональными решениями. На размер тарифа влияет отраслевая принадлежность плательщика, сфера деятельности, выбранный режим для налогообложения, категория плательщика. В 2016 году действующей ставкой по социальному страхованию (обязательному) принято значение 2,9%.

Страховые платежи в фонды (внебюджетные) должны производиться со всех видов выплат, расчет которых был произведен по работнику. Работодателем по каждому работнику самостоятельно определяется база для расчета величины страхового взноса нарастающим итогом (с начала года).

Взносы в ФСС начисляются по тарифной ставке (2,9%) с выплат до величины в 718 тыс.руб. и по тарифной ставке 0% — с выплат, превышающих указанную сумму. Лимиты по суммам утверждены Правительством РФ (постановление № 1265 от 26.11.2015 г.).

Пример расчета:

Заработная плата инженера составляет 300 000 руб. В 2016 г. (в январе) начислены премиальные суммы в размере 450 000 руб. Общий доход за месяц равен 750 000 руб. Процент отчислений на социальное страхование принят в размере 2,9%.

Начисление в ФСС составит:

718 000 * 100 / 2,9 = 20 822

(750 000 – 718 000) * 0% = 0

Итого: 20 822 руб.

Значимость отчислений на социальное страхование и обеспечение связана с тем, что они представляют собой отложенную долю от заработной платы каждого гражданина, которая возвращается при наступлении некоторой чрезвычайной ситуации, приведшей к потере трудоспособности, или в качестве обеспечения при выходе на пенсию по достижении законодательно установленного возраста.

В отличие от НДФЛ, оплата в ФСС осуществляется не из дохода, получаемого наемным работником, а организацией, в которой он занимается трудовой деятельностью. После того как бухгалтерия организации проведет расчеты по заработной плате, нужно рассчитать процент, который следует перечислить в ФСС. Сложность этой процедуры в том, что размер страховых взносов зависит не только от величины дохода работника, но и от процентов, применяемых для исчисления взносов.

Как и в оплате разного вида налогов, уплачивать взносы необходимо в обозначенные сроки. В случае невыполнения этого требования работодатель со стороны ФСС подвергается штрафным санкциям. Помимо своевременного платежа, организациями должны регулярно заполняться формы отчетности, в которых предоставляется информация об уплаченных в фонд средствах.

Сейчас ставка ФСС составляет 2,9%. Но, помимо регулярного перечисления этой суммы, с каждого дохода работника высчитывается и взнос ПФР, составляющий 22%. К этим взносам прибавляется и регулярный платеж в ФОМС. Величина суммы, перечисляемой в него, должна составлять 5,1% от всего дохода работника. При подсчете всех сборов получается, что организация обязана перечислять 30% от размера выплачиваемого работнику дохода.

Высчитываемый ФСС процент должен перечисляться в фонд не самим работником, а организацией, где он ведет трудовую деятельность.

В зависимости от ситуации начисляемая фондом сумма будет иметь особую величину.

К примеру, в ситуации с заболеванием работника сумма выплаты из фонда будет составляться на основе двух факторов: осуществляемых ранее перечислений в фонд из зарплаты работника, а также срока его деятельности на текущей работе. При этом величина суммы, перечисляемой с зарплаты работника в фонд, не имеет зависимости от частоты страховых ситуаций. Не зависит также и величина выплачиваемой впоследствии фондом суммы в случае заболевания и выхода в декрет работника.

Смотрите также видео об изменениях в тарифах по страховым взносам до 2018 года включительно:

Сроки уплаты отчислений в фонд

Для проведения процедуры оплаты высчитанных по зарплате работников взносов выделяется срок до 15 числа месяца, следующего за оплачиваемым. Перечисление взносов организации обязаны осуществлять каждый месяц. Таким образом, в зависимости от размера начисляемой работнику зарплаты и возможных его заболеваний перечисляемая в фонд сумма может немного различаться.

Сумма ежемесячного платежа взносов организациями высчитывается следующим образом. Для получения точной суммы взносов, которую необходимо внести за прошедший месяц, используется сумма пособий, которые были начислены с фонда ФСС в текущем месяце. Из этой суммы происходит вычитание взносов, идущих на страховые случаи, связанные с материнством и заболеваниями. В эти взносы входят начисления, произведенные по основной ставке, а также по пониженной. Полученная в итоге сумма и будет являться обязательным взносом, который следует уплатить компании за прошедший месяц.

Пример пошагового расчета

Расчет суммы, выплачиваемой ФСС, происходит в несколько этапов:

  1. Осуществляется подсчет сумм доходов, выплачиваемых работникам, числящимся в организации.
  2. К полученной единой сумме добавляются средства за физ. лиц, ведущих в организации временный вид деятельности.
  3. Из полученной таким образом суммы происходит вычитание суммы пособий, ранее выданных ФСС работникам организации.

Передаваемая организацией в фонд сумма, начисляемая с зарплаты работника на несчастный случай, составляет всего 0,2%. В зависимости от численности дней деятельности работника, величина зарплаты, а также и перечисляемой суммы подвергается изменению. Перечисляемые ежемесячно в фонд суммы впоследствии подвергаются суммированию.

На что идут отчисления в ФСС

Все перечисляемые в фонд организацией суммы предназначены для поддержки финансового положения работников организации в ряде непредвиденных ситуаций. К таким ситуациям, при которых положена работнику материальная помощь, относится:

  • Временная нетрудоспособность, связанная с болезнью работника. Выплаченные фондом средства идут на погашение части суммы, потраченной работником на лечение.
  • Необходимая реабилитация работника в санатории и другом учреждении частично компенсируется средствами из фонда.
  • Безработный. Для людей, не имеющих официального трудоустройства, фондом предусмотрена временная финансовая поддержка.
  • Беременность. На этот случай в фонде предусмотрено особое пособие.
  • Рождение и последующий уход за ребенком. На весь период больничного фонд осуществляет особую выплату пособия.
  • Поддержка дошкольников. Осуществляется постоянная передача средств фондом на частичное их обеспечение.
  • Система страхования. Всегда имеются изъяны, и для их устранения в существующей ныне системе социального страхования фондом выделяются определенные суммы.

Плательщиками страховых взносов, в соответствии со ст. 419 НК РФ, являются юридические лица – работодатели, производящие выплату заработной платы физическим лицам, а также ИП, которые обязаны платить как за себя, так и за наёмных работников.

Перечисляются страховые взносы на:

  • обязательное пенсионное страхование (ОПС);
  • обязательное медицинское страхование (ФОМС);
  • обязательное социальное страхование – на временную нетрудоспособность, «травматизм» (ФЗ-125) и «материнство».

Перечень выплат, не подлежащих страховому обложению, содержится в ст. 422 НК РФ.

Мнение эксперта

Андрей Леру

Стаж более 15 лет Специализация: договорное право, уголовное право, общая теория права, банковское право, гражданский процесс

Предприятия и организации, не пользующиеся правом на льготные (пониженные) тарифы производят выплаты по общим тарифам (ст. 426 НК РФ).

Совокупный объём страховых взносов в 2019 году не может превышать 30%, из которых:

  • ПФР – 22% по доходам до предельной базы и +10% с доходов сверх базы;
  • ФОМС – 5,1% без ограничений по предельным значениям;
  • ОСС – 2,9 % без ограничений по верхнему лимиту.

Субъектами налогообложения будут граждане РФ; иностранцы, легально работающие на территории России, но не являющиеся высококвалифицированными работниками (ВКС) и граждане ЕАЭС, легально работающие на территории РФ.

Ставки для иностранных работников

Страховые взносы, выплачиваемые из доходов иностранцев (но не граждан ЕФЭС), не являющихся ВКС, легально работающих в РФ составляют:

  • Обязательное пенсионное страхование – 22%+ 10% сверх базы;
  • ОСС (ВНиМ) 1,8;

Остальные взносы не уплачиваются.

Для иностранцев, являющихся ВКС:

  • ОПС – 22% + 10% сверх базы;
  • ОСС (ВНиМ) – 2, 9%.

Остальные страховые взносы не выплачиваются.

Таблица 1 - Страховые взносы ИП «за себя» в 2019 году

Пониженные тарифы страховых взносов в 2019 году

Категория льготников Тарифы в 2019
Компании, внедряющие результаты интеллектуальной деятельности ПФР – 20%

ФСС – 2,9%

ФОМС – 5,1%

Некоммерческие и благотворительные организации на упрощенке ПФР – 20%

ФСС – 0%

ФОМС – 0%

Резиденты Сколково ПФР – 14%

ФСС – 0%

ФОМС – 0%

Резиденты особых экономических зон ПФР – 6%

ФСС – 1,5%

ФОМС – 0,1%

Взносы по договорам ГПХ

С доходов физлиц, работающих по договору ГПХ (гражданско-правового характера), взносы уплачиваются только в ПФР и ФФОМС.

В соответствии с главой 34 НК РФ взносы в ФСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не начисляются, а на ОСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - только если это предусмотрено в договоре ГПХ (Абзац 4 п.1 ст.5 Закон № 125-ФЗ).

Выплаты, не облагаемые взносами

Определённые виды выплат работникам не облагаются страховыми взносами. Например, государственные пособия, компенсационные выплаты, материальная помощь, оплата обучения, выплаты в пользу иностранцев и др. (Подробнее в главе 34 НК РФ).

Порядок выплат

Платежи производятся ежемесячно до 15 числа следующего месяца. Если на последний день платёжного срока выпадает выходной или праздник, уплата переносится на ближайший рабочий день. Оплачивать можно со своего расчётного счёта по платёжному поручению или в Сбербанке. На сайте налоговой также есть личный кабинет по ИНН, где отражается задолженность и можно распечатать квитанцию. Либо можно в налоговой получить квитанции.

Расчеты с ФСС - порядок исчисления и уплаты взносов в этот фонд является актуальной темой не только для работодателей, наемных работников, но и для физических лиц, пользующихся трудом других физиков за плату. О том, как правильно посчитать и заплатить страховые взносы в соцстрах, расскажем в этой статье.

Кто должен платить страховые взносы в ФСС с зарплаты и других выплат

Есть два вида платежей в ФСС, регулируемые разными законами:

  • «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29.12.2006 № 255-ФЗ;
  • «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998 № 125-ФЗ.

Кроме того, страхование во внебюджетных фондах регулируется общим законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ (утратит силу с 01.01.2017).

О том, кто является страхователем и плательщиком страховых взносов в ФСС, говорится в ст. 2.1 закона № 255-ФЗ и ст. 3 закона № 125-ФЗ. Главным посылом этих статей является то, что если кто-либо нанимает лицо, подлежащее обязательному социальному страхованию, то он автоматически становится страхователем, обязанным начислять и уплачивать взносы в ФСС. Страхователями могут быть:

  • любые юридические лица, включая иностранные организации, работающие на территории РФ;
  • физики, не являющиеся ИП.

Теперь разберемся, кто в обязательном порядке должен быть застрахован в ФСС. Это изложено в ст. 2 закона № 255-ФЗ и ст. 5 закона № 125-ФЗ. В таблице ниже указано, кто конкретно подлежит страхованию:

  • из граждан РФ;
  • иностранцев и лиц без гражданства, проживающих в РФ все время или не всегда;
  • иностранцев и лиц без гражданства, находящихся в РФ временно.

Работающие лица

Страхование ВНиМ (ст. 2 закона № 255-ФЗ)

Страхование НС и ПЗ (ст. 5 закона № 125-ФЗ)

Лица, трудящиеся в соответствии с трудовым договором

Лица, лишенные свободы по суду и занятые в труде за плату

Да, если прописано в договоре

Адвокаты, ИП, члены крестьянских хозяйств, физлица, не являющиеся ИП

Нет, но могут застраховаться добровольно

  • государственные гражданские и муниципальные служащие;
  • лица, которые замещают госдолжности РФ, госдолжности субъекта РФ, а также муниципальные госдолжности, замещаемые на постоянной основе;
  • члены производственного кооператива, которые лично участвуют в его деятельности;
  • священнослужители.

Как рассчитать взносы в ФСС по ВНиМ и страхованию от несчастных случаев (пример)

Базой для начисления взносов являются выплаты работодателем-страхователем своему застрахованному работнику в соответствии с трудовым договором или, в отдельных случаях, договором ГПХ (ст. 8 закона № 212-ФЗ и ст. 20.1 закона № 125-ФЗ). При этом ст. 9 закона № 212-ФЗ и ст. 20.2 закона № 125-ФЗ предусматривают список выплат, которые не должны учитываться при расчете базы для соцвзносов.

Пределом для начисления платежей в ФСС по ВНиМ в 2016 году установлена сумма 718 000 руб. в силу пп. 4-5 закона № 212-ФЗ и постановления Правительства РФ от 26.11.2015 № 1265. Сверх этой суммы взносы на ВНиМ не начисляются, для взносов на травматизм ограничений нет.

Ставка взносов на ВНиМ в 2016 году равна 2,9% (ст. 58.2 закона № 212-ФЗ). Но также существуют пониженные тарифы для некоторых страхователей, найти их можно в ст. 58 закона № 212-ФЗ. Ставки взносов «на травматизм» расписаны в законе о тарифах на страхование от НСиПЗ от 22.12.2005 № 179-ФЗ и варьируются в пределах 0,2-8,5%, некоторым организациям, указанным в ст. 2 закона № 179-ФЗ дается скидка в 40%. А также страхователь может заслужить некоторые скидки или, наоборот, надбавки по результатам его работы, учитывая оценку охраны труда (ст. 22 закона № 125-ФЗ).

Ежемесячный платеж рассчитывается следующим образом:

П(n) = (Б × Т) - ∑П(1, 2... n - 1),

П(n) — ежемесячный обязательный платеж за месяц n;

Б — база с начала года нарастающим итогом до конца месяца, за который ведется расчет;

Т — процент страховых взносов;

∑П(1, 2... n - 1) — сумма ежемесячных платежей за предыдущие месяцы.

Пример

Месячная зарплата инженера Корабельникова П. Ю. равна 123 700 руб. С января по июнь он работал без больничных, отпусков и командировок, получая по 123 700 руб. ежемесячно. Рассчитаем взносы в ФСС, которые должен уплатить работодатель на выплаты Корабельникову в мае и июне. Организация относится к 1-му классу профриска.

Проверим, не превышена ли предельная база в мае:

123 700 × 5 = 618 500 руб.

Нет, не превышена, поэтому начисляем взнос на случай ВНиМ:

618 500 × 2,9% - 123 700 × 4 × 12,9% = 3 587,3 руб.

Взнос на случай НСиПЗ:

618 500 × 0,2% - 123 700 × 4 × 0,2% = 247,4 руб.

В июне база 123 700 × 6 = 742 200 руб., что больше предельной базы 718 000 руб. Поэтому за полугодие взнос на ВНиМ рассчитываем с 718 000 руб. Начислено к уплате в июне:

718 000 × 2,9% - 618 500 × 2,9% = 2885,5 руб.

Взнос на случай НСиПЗ:

742 200 × 0,2% - 618 500 × 0,2% = 247,4 руб.

Когда делать платежи и как отчитываться в ФСС в 2016 году

Заплатить рассчитанный платеж нужно не позднее 15-го числа следующего месяца (п. 5 ст. 15 закона № 212-ФЗ, п. 4 ст. 22 закона № 125-ФЗ).

О том, что готовит нам грядущий год касательно расчетов по страховым взносам, — в статье .

Расчет взносов и отчетность для добровольно застрахованных по ВНиМ

Правила добровольного страхования в ФСС на случай ВНиМ рассматриваются в ст. 4.5 закона № 255-ФЗ. Годовая сумма взносов рассчитывается на основе МРОТ, действовавшего на начало года, и ставки 2,9%. Таким образом, формула для расчета:

П = МРОТ × Т × 12,

П — сумма взносов за текущий год;

МРОТ — минимальный размер оплаты труда, определенный на начало года, за который считаем взносы;

Т — процент соцвзносов.

Перечислена эта сумма в фонд добровольцами должна быть до конца настоящего года — до 31 декабря.

Итоги

Соцвзносы в ФСС начисляются на выплаты работникам, имеющим трудовые отношения со страхователем. Платят взносы не только организации, но и физлица, нанимающие работников. Необходимо также помнить о предельных величинах базы, при достижении которых взносы в ФСС платить не нужно.

Фонд социального страхования специализированное кредитнофинансовое учреждение, назначение которого управление финансами социального страхования .

Фонды социального страхования носят государственный характер.

Основные задачи фонда социального страхования:

  • обеспечение гражданам государственных пособий на лечение, реабилитацию, оздоровление;
  • участие в системе разработки и реализации государственных программ охраны здоровья населения;
  • осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость ФСС;
  • организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов;
  • сотрудничество с аналогичными фондами.

Выплата пособий:

  • по временной нетрудоспособности;
  • по беременности и родам, уходу за ребенком;
  • на реабилитацию после болезней и профилактику;
  • на частичное финансирование внешкольного обслуживания детей;
  • на создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости ФСС;
  • на проведение исследовательских и научных работ по социальному страхованию.
Обязательные страховые взносы:
  • работодателей;
  • граждан;
  • прочие платежи;
  • финансирование из средств госбюджета

Платежи в Фонд социального страхования

Отчисления в Фонд социального страхования установлены в размере 4,0% по отношению к начисленной оплате труда.

Средства государственного социального страхования направлены на выплату пособий: по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до 12 недель), ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом.

Финансовые ресурсы фонда социального страхования

Фонд социального страхования РФ является вторым по объему аккумулируемых финансовых ресурсов после Пенсионного фонда РФ.

Для выполнения Фондом социального страхования своих функций, в нем должен быть сконцентрирован такой объем финансовых ресурсов, который был бы достаточным для выплат предусмотренных законодательством видов страхового обеспечения и прочих гарантий и льгот.

Но этот объем ресурсов не должен быть излишним. В противном случае его накопление стало бы избыточным бременем для работодателей — плательщиков взносов. Это привело бы к завышению затрат на производство и соответственно цен на конечную продукцию.

Для обеспечения финансовой стабильности Фонда необходимо правильно определить расчетную базу, с которой начисляются страховые взносы, а также размер страхового тарифа, устанавливаемый в процентах к расчетной базе.

Прогнозные показатели тарифов на социальное страхование должны определяться с использованием актуарных расчетов. Актуарными расчетами называется система математических и статистических закономерностей, регламентирующих взаимоотношения между страховщиком и страхователем.

Методология актуарных расчетов строится с использованием теории вероятностей, демографии и долгосрочных финансовых исчислений.

Трудность расчета тарифа на социальное страхование связана с тем, что начисляемые по этому тарифу страховые взносы являются источником ресурсов, используемых на выплаты и пособия по нетрудоспособности, и пособия по беременности и родам, и пособия на погребение. Понятно, что речь идет о различных страховых случаях, вероятность которых определяется различными причинами.

Ситуация осложняется и тем, что ряд выплат из Фонда носит нестраховой характер (детские новогодние подарки, расходы на детские оздоровительные лагеря и спортивные школы). Однако сам факт наличия у Фонда средств на эти цели указывает на преимущество социального страхования над социальным вспомоществованием. Фонд социального страхования автономен и имеет постоянный источник формирования.

Роль актуарных расчетов особенно велика при определении тарифа взноса на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Эти расчеты должны опираться на исчерпывающие статистические данные по отраслям, территориям и отдельным предприятиям. В данном случае тариф имеет специфическое значение — он должен стимулировать страхователей принимать меры к охране труда и снижению профессиональных заболеваний. Чем меньше вероятность страхового случая, тем ниже будет страховой тариф.

Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от
24 июля 1998 г. № 125ФЗ как закон о конкретном виде социального страхования уточняет некоторые положения федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" от 9 июня 1999 г. № 165ФЗ относительно финансовой системы социального страхования.

Так, вышеуказанный закон от 24 июля 1998 г. № 125ФЗ определяет, что тарифы страховых взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний дифференцируются по группам отраслей экономики в зависимости от профессионального риска. Понятно, что профессиональный риск в угольной отрасли много выше, чем, например, в жилищнокоммунальном хозяйстве.

Страховщик вправе устанавливать скидки и надбавки к страховому тарифу. Их размер определяется с учетом состояния охраны труда и сложившихся расходов на выплату страхового обеспечения на конкретном предприятии, но не может превышать 40% страхового тарифа, установленного для соответствующей отрасли (в 20002002 гг. это положение не действовало). Надбавки к тарифу должны выплачиваться страхователем из прибыли, а в случае ее отсутствия могут относиться на себестоимость.

Как видно из табл. 4, основным источником доходной части бюджета Фонда социального страхования являются страховые взносы. Их доля составляет 60,5% совокупных доходов.

Таблица 4 Бюджет Фонда социального страхования РФ на 2002 г.

Наименование

Доходы

Переходящий остаток на 1.01.2002 г.

Единый социальный налог

Страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Мобилизация просроченной задолженности

Прочие поступления

Средства федерального бюджета в соответствии с действующим законодательством

Итого доходов

Расходы

Выплата пособий

В том числе пособия по временной нетрудоспособности

Оплата путевок на санаторнокурортное лечение

Оздоровление детей

Ежемесячные страховые выплаты

Прочие расходы

Административные расходы

Итого расходов

При определении расчетной базы, с которой начисляются страховые взносы, за основу берется оценка фонда оплаты труда на соответствующий год. Такую оценку проводит Министерство экономики РФ. Однако необходимо учесть, что на некоторые виды выплат работникам страховые взносы не начисляются. Например, это относится к выплатам по договорам гражданскоправового характера (когда лицо выполняет какуюлибо работу по договору подряда, а не как наемный работник). Кроме того, надо принять во внимание, что от уплаты страховых взносов освобождены организации, оказывающие услуги инвалидам I и II групп.

В реальной жизни не удается собирать страховые взносы со всех потенциальных плательщиков. Определенная часть предприятий терпит банкротство; другая пытается уклониться от уплаты, и их розыск приходится вести Налоговой полиции. В этой связи потенциальный размер страховых взносов корректируется на коэффициент, отражающий сбор страховых взносов в предыдущем периоде.

Для того чтобы определить приемлемый тариф взносов, необходимо правильно оценить объем предстоящих выплат пособий.

В частности, средства, необходимые для выплаты пособия по временной нетрудоспособности, рассчитываются следующим образом (здесь и далее — пример условный):
  • а) среднесписочная численность работающих, принятая для расчета бюджета Фонда (млн. чел.) 50,1
  • б) число дней временной нетрудоспособности в расчете на 100 работающих в год 790,0
  • в) общее число оплаченных дней по временной нетрудоспособности (млн. дней) (790,0 дней *50,1 млн. чел. : 100) 395,8
  • г) среднедневная зарплата (руб.). (1550000 млн. руб. :
    252 дней: 50,1 млн. чел.) 122,8
  • д) среднедневное пособие:
    • в процентах к среднедневной зарплате 82,0
    • в рублях 100,8
  • е) итого расходы на выплату пособия по временной нетрудоспособности (млн. руб.) (100,8 руб. * 395,8 млн. дней) 39896,6

В пункте (а) указана среднесписочная численность работающих по стране в целом, принятая для расчетов.

В пункте (б) приводится число дней временной нетрудоспособности в расчете на 100 работающих в среднем за год, рассчитываемая за ряд лет статистических наблюдений.

В пункте (в) число дней временной нетрудоспособности в расчете на 100 работающих умножается на среднесписочную численность работающих и делится на 100. В результате определяется общее число оплачиваемых дней по временной нетрудоспособности.

В расчете принимается, что среднедневное пособие составит 82% от среднедневной зарплаты. Этот показатель определяется на основе данных за предшествующий год. Напомним, что размер пособия зависит от трудового стажа и может составлять от 60 до 100% заработка.

Для определения годового объема пособия по временной нетрудоспособности среднедневное пособие умножается на число дней выплаты пособия (в млн. дней).

Расчет пособия по беременности и родам
  • численность работающих женщин (млн. чел.) (50,1 млн. чел. * 51,7% : 100) 25,9
    Численность работающих женщин на протяжении ряда лет составляла в среднем 51,7% от общей численности работающих;
  • число дней по беременности и родам в расчете на 100 работающих женщин (дней) 245,0
  • общее число оплаченных дней по беременности и родам (млн. дней) (245,0 дней * 25,9 млн. чел. : 100) 63,46
  • среднедневная зарплата 1 работающего (руб.) 122,8
  • среднедневное пособие:
    в процентах к среднедневной зарплате (на основе данных за предшествующий год) 61,0
    в рублях (122,8 руб. * 61,0%) 74,9
  • итого расходов (млн. руб.) (74,9 руб. * 63,46 млн. дней) 4753,2
Расчет пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет:

100 руб. * 2 (двукратный размер) * 11,1 млн. выплат * 1,14 = 2530,8 млн. руб.,

где 100 руб. — базовая сумма (бывший официальный размер минимальной оплаты труда), а 1,14 — средний размер районного коэффициента для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Расчет пособия при рождении ребенка

(100 руб. * 15 раз * 1,1 млн. выплат * 1,14) = 1650 млн. руб.

Расчет социального пособия на погребение

(100 руб. * 10 раз * 218,0 тыс. выплат * 1,14) = 248,5 млн. руб.

Расчет пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием
  • число дней временной нетрудоспособности в расчете на 100 работающих (дней) 20,0
  • общее число оплаченных дней по временной нетрудоспособности (млн. дней) (20,0 дней * 50,1 млн. чел. : 100) 10,0
  • средний размер дневного пособия (руб.) (по статистическим данным за прошедший период) 91,43
  • итого расходов (млн. руб.) (91,43 руб. * 10,0 млн. дней) 914,3
Единовременные страховые выплаты
  • максимальный размер единовременной страховой выплаты по случаям со смертельным исходом (руб.) (100 руб. * 60 * 1,14), 6840,0
    где 100 руб. — базовая сумма (бывший официальный размер минимальной оплаты труда), а 1,14 — средний размер районного коэффициента для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;
  • средний размер единовременной страховой выплаты по случаям с частичной утратой трудоспособности (руб.) (6840,0 руб. * 53,6%), 3666,2
    где 53,6% отношение среднего размера ежемесячной страховой выплаты к среднемесячному размеру заработной платы;
  • расходы (млн. руб.) (6840,0 руб. * 8,1 тыс. чел.) + (3666,2 руб. * 35,4 тыс. чел.) 186,0

где 8,1 тыс. чел. — расчетная численность пострадавших со смертельным исходом; 35,4 тыс. чел. — расчетная численность пострадавших за год с установлением процента утраты трудоспособности.

Ежемесячные страховые выплаты 6234,8 млн. руб.
  • численность получателей возмещения вреда (тыс. чел.) 569,5
  • средний размер ежемесячной страховой выплаты (руб.) (519,72 руб. * 1,755) 912,32
    где 519,72 руб. — средний размер ежемесячной страховой выплаты в предыдущем периоде; 1,755 — коэффициент индексации размера ежемесячной страховой выплаты;
  • расходы (млн. руб.) (912,32 руб. * 12 (месяцев) * 569,5 тыс. чел.) 6234,8

Постановление Правительства РФ № 975 от 31 августа 1999 г. утвердило Правила отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального риска. Согласно Правилам, этот класс определяется величиной интегрального показателя профессионального риска. Данный показатель равен отношению затрат в данной отрасли на возмещение вреда застрахованным в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в прошедшем году к объему фонда оплаты труда в том же году.

Если в какомлибо году этот показатель в данной отрасли превышает показатель предшествующего года, то Минтруда РФ и Минэкономики РФ должны вносить в правительство РФ предложение об отнесении этой отрасли к другому классу профессионального риска. В настоящее время установлены 22 класса профессионального риска. Каждому из них соответствует размер тарифа страхового взноса. Самый низкий тариф для страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний — в сфере управления и культуры — 0,2% от фонда оплаты труда. Самый высокий тариф — в угольной отрасли — 8,5%.