Банковское обозрение. Осторожный оптимизм

МОСКВА, 28 дек — РИА Новости/Прайм. Рынок лизинга в России впервые после двухлетнего спада показал в уходящем году рост — объем новых сделок может увеличиться на 20% по сравнению с 2015 годом.

Такая положительная динамика имеет все шансы закрепиться, ведь российские власти предприняли целый ряд мер по реформированию рынка лизинга и созданию СРО. Кроме того, появился и новый игрок — "Нацпромлизинг", который по планам его акционеров, в 2018 году должен занять 16% рынка промышленного лизинга.

"Большое влияние на отрасль могут также оказать продолжение государственных программ субсидирования и рост инвестиций со стороны бизнеса. Думаю, позитивная динамика лизингового рынка продолжится и в следующем году, отмечает заместитель гендиректора ГТЛК Владимир Добровольский в разговоре с РИА Новости.

Восстановление рынка

Лизинговый рынок за девять месяцев 2016 года вырос на 17% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 450 миллиардов рублей, по данным рейтингового агентства RAEX. Рынок сокращался с 2013 года. В 2014 году он сократился на 10%, в 2015 году — на 26%, достигнув 385 миллиардов рублей. Согласно базовому прогнозу рейтингового агентства, позитивная динамика рынка продолжится и в 2017 году.

"По итогам года можно ожидать прирост на 20-22%. Эта ситуация обусловлена прежде всего нормализацией ставок на кредитном рынке в результате снижения ключевой ставки ЦБ. По сравнению с прошлым годом изменилась и отраслевая структура рынка: выросла доля грузового автотранспорта и спецтехники на 4 п.п. Среди трендов также можно отметить тенденцию по докапитализации лизинговых компаний", — сказал РИА Новости гендиректор "ТрансФин-М" Дмитрий Зотов.

По словам руководителя JCB Finance по России и СНГ Оксаны Евтушевской, рынок лизинга отреагировал на некоторое увеличение инвестиционной активности, и есть признаки роста объема нового бизнеса. "Отдельные игроки рынка в 2016 году открывали региональные офисы. Мы также наблюдаем рост и по результатам нашей программы JCB Finance — количество лизинговых сделок за 9 месяцев текущего года превысило результаты всего 2015 года", — говорит она.

Соколов: лизинг позволит закупить 120 отечественных самолетов за три года В ходе совещания в Туле по проблематике использования потенциала ОПК в сфере гражданского производства министр рассказал о практике поддержки отечественного машиностроения через лизинг.

С 2015 года первые четыре позиции по объему нового бизнеса на лизинговом рынке занимают госкомпании ("ВТБ Лизинг", "Государственная транспортная лизинговая компания", "Сбербанк Лизинг", "ВЭБ-лизинг"). Однако доля госкомпаний в объеме нового бизнеса за три квартала 2016 года снизилась до 48% с 53%.

Добровольский в свою очередь отмечает, что рост рынка лизинга связан со стабилизацией в экономике и, соответственно, увеличением деловой активности в малом и среднем бизнесе, а также "эффектом низкой базы" 2015 года.

"Я бы отметил три тренда. В первую очередь, это восстановление рынка лизинга, который вырос за 9 месяцев 2016 года на 17%. Рост связан со стабилизацией в экономике и, соответственно, увеличением деловой активности в малом и среднем бизнесе, а также с "эффектом низкой базы" 2015 года. Во-вторых, уменьшение дебиторской задолженности. Компании заключают сделки с большей оглядкой на риски, дефолтов сейчас практически нет. Стоит сказать и о достаточно низкой инвестиционной активности крупного бизнеса", — говорит он.

Новый игрок

В уходящем году на рынке появился новый игрок — "Нацпромлизинг". Долевое участие в ООО "Нацпромлизинг" распределено следующим образом: 51% акций принадлежит "РТ-Развитие бизнеса" (входит в "Ростех"), 20% — Фонду развития промышленности (структура Минпромторга), 29% — частному инвестору. Согласно данным "БИР Аналитик", этим инвестором выступил экс-гендиректор "Сбербанк Лизинга" Дмитрий Ерошок, он же и возглавил компанию.

Сбербанк запускает в своих отделениях лизинг автомобилей для бизнесменов "Сбербанк Лизинг" cовместно со Сбербанком организует программу продажи в лизинг через отделения Сбербанка транспортных средств, когда клиент может прийти в отделение банка в городе, где даже нет лизинговой компании, и ему все равно будет все представлено.

По планам акционеров, размер портфеля новой лизинговой компании уже в 2016 году должен составить 10 миллиардов рублей, или 2% рынка промышленного лизинга в РФ, в 2017 году — достигнуть 50 миллиардов рублей (8% рынка), а в 2018 году — 16% рынка.

Сейчас в РФ действует около 100 лизинговых компаний, 51% новых сделок в прошлом году пришелся на пять крупнейших — лизинговых "дочек" госбанков (Сбербанк, ВЭБ и ВТБ) а также ГТЛК и "Трансфин-М", совокупный портфель лизинговых компаний РФ на конец 2015 года составлял 3,1 триллиона рублей, средняя маржа на конец сентября прошлого года — 3,7%.

Согласно стратегии развития, "Нацпромлизинг" призван дать импульс роста рынку лизинга промышленного оборудования в РФ и нарастить объем до общемирового уровня, став связующим звеном между крупнейшими российскими поставщиками и лизингополучателями.

Одним из ключевых направлений в работе "Нацпромлизинга" будет работа с холдингами и дочерними обществами ГК "Ростех" по продвижению производимой ими промышленной продукции за счет использования инструментов лизингового финансирования.

Медицинский вертолет "Ансат" впервые передадут в лизинг частной компании "Холдинг "Вертолеты России" и компания "Русские вертолетные системы" заключили соглашение об аренде вертолета "Ансат" в медицинском варианте исполнения.

Как сообщал в мае 2016 года представитель "РТ-Развитие бизнеса", клиентами НПЛ выступят от "Ростеха": "Вертолеты России", ОПК, "Камаз", "Технодинамика", "Росэлектроника", "РТ-Авто", "Национальная иммунобиологическая компания", "Станкопром", ВСМПО-АВИСМА. Кроме того, ими станут ключевые российские предприятия: "Газпром", ОАК, РЖД, "Роснефть", "Газпром нефть", ОСК, Кировский завод, "Ростелеком", ННК, государственные ведомства и учреждения: МВД, МЧС, Минобороны, Национальная гвардия, Московский метрополитен, "Оборонлогистика".

Будут предложены как готовые продукты — тракторы, вертолеты "Ансат", "Камазы", так и сборное оборудование — буровые установки, модульные компрессорные станции, а также такие сложные объекты как: ТЭЦ, плавучие буровые установки и центры обработки данных.

Перспективы СРО

Лизинговые компании приветствуют реформирование рынка, но видят ряд проблем Лизинговые компании в целом приветствуют инициативу Банка России и Минфина РФ по реформированию лизингового рынка, однако обращают внимание на ряд проблем, которые могут возникнуть.

Банк России выступил за создание реестра лизинговых компаний, введение в данной сфере саморегулирования и перевод индустрии на учет и отчетность по МСФО. Рабочая группа Банка России и Минфина РФ обсуждает введение пруденциальных мер на лизинговом рынке, начиная с 2020 года, сообщала ранее глава ЦБ Эльвира Набиуллина. Она поясняла, что интерес к лизинговому рынку у ЦБ и Минфина возник в контексте анализа потенциальных рисков для финансовой стабильности, потому что это достаточно большой сектор, но недостаточно прозрачный для регуляторов и в целом контрагентов.

Рабочая группа выработала первоначальный набор мер, который включает совершенствование учета и отчетности лизинговых компаний, раскрытие информации, внедрение современных методов риск-менеджмента, вопросы саморегулирования. Важнейшим шагом, с точки зрения разработчиков, может стать перевод рынка в онлайн. Для защиты клиентов лизинговых компаний авторы реформы предлагают ввести обязанность раскрывать полную стоимость лизинга, также как сейчас банки указывают в договоре полную стоимость кредита.

"Безусловно, наиболее важное событие 2016 года — это принятие решения о реформировании рынка лизинга и создании СРО. На протяжении года при ЦБ действовали рабочие группы, призванные определить требования к системе риск-менеджмента, внутреннего аудита, капитализации и другим аспектам деятельности лизинговых компаний. В первом квартале 2017 года СРО уже будет создана и начнет выработку норм для своих участников", — отмечает Зотов из "ТрансФин-М".

ЦБ видит системный риск для финстабильности России в рынке лизинга Банк России видит в лизинговом рынке потенциальный источник риска для финансовой стабильности, преимущественно это вызвано банкротством авиакомпании "Трансаэро", заявили в ЦБ.

По его словам, введение регулирования, пусть даже в такой мягкой форме, окажет влияние на рынок лизинга: часть компаний не сможет соответствовать и будет вынуждена уйти. Но это, скорее, будут небольшие региональные компании, и их объем бизнеса в масштабах рынка незначителен. "Те компании, которые на рынке останутся — только выиграют. С введением регулирования рынок станет более прозрачным, а значит — более привлекательным для инвесторов, соответственно, ставки привлечения финансирования для лизинговых компаний и лизингополучателей также должны снизиться", — говорит Зотов.

По словам Евтушевской, за все время почти восемнадцатилетнего существования отрасли — это первая попытка системной координации со стороны государства, лизинговая отрасль в России - успешный пример, когда игроки самостоятельно выстроили свою работу таким образом, что способны работать эффективно и предоставлять качественные услуги.

"Есть российские лизинговые компании-лидеры, которые даже входят в европейские рейтинги. Кроме того, на рынке присутствует много независимых от банков компаний, которые сами без всякого регулирования внедрили эффективные инструкции и процедуры, определяющие их рисковую политику и пр. Отрасль достаточно организована - есть собственная лизинговая ассоциация - ОЛА - реально работающая площадка, где игроки определяют и координируют важные для российского лизинга моменты. Надеюсь, что предлагаемое ЦБ регулирование будет деликатным и поможет только улучшить функционирование отрасли", — говорит она.

Агентство «Эксперт РА» представило исследование рынка лизинга за три квартала. Объем нового бизнеса вырос на 42%, превысив 1 трлн рублей. Однако без учета госкомпаний рынок вырос всего на 16% против 49% годом ранее. Опережающий рост госкомпаний сохранится и в следующем году благодаря увеличению бизнеса в железнодорожном сегменте, в том числе за счет сделок M&A, при этом объемы остального рынка вырастут незначительно. В результате доля госкомпаний в новом бизнесе по итогам 2019 года может достигнуть 65%, а динамика рынка в еще меньшей степени будет отражать реальную ситуацию в экономике, говорится в материале «Рынок лизинга по итогам девяти месяцев 2018 года: консолидация в действии».

Развитие рынка за девять месяцев 2018 года

Объем и динамика рынка

Лизинговый рынок продолжает активно расти третий год подряд. За январь - сентябрь 2018 года объем нового бизнеса вырос на 42% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и практически сравнялся с объемом рынка за весь 2017 год (см. график 1). В России доля объема нового бизнеса в ВВП по-прежнему ниже, чем в европейских странах, однако за первые девять месяцев 2018 года она достигла рекордного для российского рынка уровня в 1,4%. Рост объемов нового бизнеса был зафиксирован у половины участников исследования, на которую приходится 83% всего лизингового рынка, при этом годом ранее положительная динамика наблюдалась у двух третей респондентов, формирующих более 90% рынка.

Сумма новых лизинговых договоров за январь - сентябрь 2018 года составила 1,65 трлн рублей против 1,14 трлн годом ранее (см. таблицу 1). Объем полученных платежей по итогам трех кварталов 2018-го вырос незначительно по сравнению с прошлым годом и составил 700 млрд рублей. Среднее отношение полученных лизинговых платежей к портфелю по состоянию на 1 октября 2018 года составило 43%, как и годом ранее. Однако отмечается, что у трех крупнейших лизингодателей данный показатель находится ниже 20% за счет более длительного срока сделок по крупным контрактам.

Таблица 1. Индикаторы развития рынка лизинга

Показатели

9 мес. 2015 г.

9 мес. 2016 г.

9 мес. 2017 г.

9 мес. 2018 г.

Объем нового бизнеса (стоимости имущества), млрд руб.

1 095 1 010 Темпы прироста (период к периоду), %

26,2 -19,9 Сумма новых договоров лизинга, млрд руб.

1 140 1 620 1 650 Темпы прироста (период к периоду), %

21,8 Концентрация на топ-10 компаниях в сумме новых договоров, %

Индекс розничности, %

Объем полученных лизинговых платежей, млрд руб.

Объем профинансированных средств, млрд руб.

Совокупный портфель лизинговых компаний, млрд руб.

60 393 83 233 61 967 86 044 64 912 92 082 72 921 Доля лизинга в ВВП, %

Источник: «Эксперт РА», по результатам анкетирования ЛК Размер лизингового портфеля с начала года вырос на 19% и достиг рекордных 4,1 трлн рублей на 1 октября 2018 года. Однако подобная динамика портфеля обусловлена во многом активностью крупных государственных компаний. Так, доля Государственной Транспортной Лизинговой Компании в лизинговом портфеле увеличилась до 22% на 1 октября 2018 года с 14% годом ранее, а без учета четырех крупнейших госкомпаний - ГТЛК, «Сбербанк Лизинга », «ВТБ Лизинга » и «ВЭБ-лизинга» - прирост совокупного портфеля составил бы менее 5%. Кроме того, чтобы избежать санкций со стороны регулятора, банки со слабым запасом по нормативам достаточности капитала стали чаще передавать «токсичные» активы на баланс лизинговых компаний, которые де-юре не связаны с банками. Данные операции активизировались в последние годы вследствие усиления банковского надзора, что привело к искусственному завышению размера лизингового портфеля. По оценке агентства «Эксперт РА», без учета переуступленных банками лизинговым компаниям проблемных активов и четырех крупнейших игроков совокупный лизинговый портфель находится в стагнации.

Индекс розничности, рассчитанный как сумма долей розничных сегментов (это легковой и грузовой автотранспорт, строительная и сельскохозяйственная техника) в объеме нового бизнеса, снизился до 40% за январь - сентябрь 2018 года с 48% за аналогичный период прошлого года. На снижение индекса оказал влияние существенный рост объема крупных сегментов, в особенности ж/д техники, что также привело к увеличению средней суммы сделки с 8,8 млн до 9,3 млн рублей. Тем не менее объем нового бизнеса розничных сегментов демонстрирует рост, что прежде всего обусловлено положительной динамикой автолизинга: прирост за девять месяцев 2018 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 17%. Результатом роста розничного бизнеса стало рекордное число сделок по итогам девяти месяцев 2018 года, которое, по оценкам агентства, составило около 180 тыс. (см. график 3).

Объем профинансированных средств за январь - сентябрь вырос на 31% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Лизинговые компании на протяжении последних лет все меньше используют собственные средства для финансирования сделок. Так, за январь - сентябрь 2018-го доля собственных средств в источниках профинансированных средств опустилась до 7,4% (минус 3,2 процентного пункта к аналогичному периоду прошлого года). Основным источником фондирования лизинговых сделок остаются банковские кредиты, при этом за последний год их доля выросла на 10 п. п. и составила 67% от объема профинансированных средств (см. график 4). Данный рост прежде всего обусловлен снижением ставок по банковским кредитам ввиду соответствующей динамики ключевой ставки. Также влияние на структуру финансирования сделок оказало повышение концентрации лизингового рынка на крупнейших игроках: увеличение объема их бизнеса привело к росту банковских кредитов, поскольку они имеют возможность привлекать внешнее финансирование на более выгодных условиях. В то же время абсолютный объем привлечений на публичном рынке не претерпел существенных изменений, однако доля выпущенных облигаций снизилась с 10,5% до 6,6%. Рост числа крупных сделок, которые редко сопровождаются авансом, привел к снижению доли авансовых платежей в структуре фондирования до 12,5% (минус 1,9 п. п. к аналогичному периоду предыдущего года).

Лидеры рынка

По итогам девяти месяцев 2018 года лидером рынка стала ГТЛК, объем нового бизнеса которой вырос более чем в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, прежде всего за счет крупных сделок с ж/д техникой (см. таблицу 2). На втором месте находится «Сбербанк Лизинг», лидирующий в сегменте оперативного лизинга за счет сделок с авиатехникой. Третью позицию по-прежнему удерживает «ВТБ Лизинг». Темпы роста лидирующих компаний значительно превосходят среднерыночный, что привело к существенному увеличению концентрации рынка на крупнейших лизингодателях: по итогам трех кварталов на топ-тройку компаний приходится около 46% нового бизнеса против 37% годом ранее. Доля топ-десятки выросла на 6 п. п., до 73%, а топ-20 - на 4 п. п., до 84%.

Таблица 2. Топ-20 лидеров рынка по итогам девяти месяцев 2018 года

Место по новому бизнесу

Объем нового бизнеса (стоимость имущества) за 9 мес. 2018 г., млн руб.

Темпы прироста нового бизнеса, 9 мес. 2018 г., %

Сумма новых договоров лизинга за 9 мес. 2018 г., млн руб.

Объем лизингового портфеля на 01.10.2018, млн руб.

191 767 401 521 892 217 ГК «Сбербанк Лизинг»

162 975 242 071 578 024 «ВТБ Лизинг»

50 960 74 100 «ВЭБ-лизинг»

46 515 63 271 354 636 ГК «Газпромбанк Лизинг»

45 381 81 975 195 814 ГК «Альфа Лизинг»

44 485 70 236 109 441 ГК «Балтийский Лизинг»

30 981 44 041 48 895 «Сименс Финанс»

26 748 34 293 53 276 «РЕСО-Лизинг»

16 041 22 051 36 343 «CARCADE Лизинг»

14 049 19 883 21 998 «Мэйджор Лизинг»

11 794 14 162 52 516 ГК «КамАЗ-Лизинг»

10 476 15 732 22 437 ГК «Стоун-XXI»

9 971 14 597 15 931 «Элемент Лизинг»

9 958 14 624 13 779 «Регион Лизинг»

«ruBBB-а 9 083 14 174 31 998 ГК «Интерлизинг»

6 919 9 986 16 148 Источник: «Эксперт РА», по результатам анкетирования ЛК Рост числа крупных сделок привел к изменению структуры рынка в разрезе масштаба бизнеса лизингополучателей по итогам девяти месяцев 2018 года (см. график 5). Доля крупного бизнеса за январь - сентябрь 2018-го составила 56,4% против 47,3% за аналогичный период прошлого года. Доля нового бизнеса с субъектами малого и среднего предпринимательства снизилась на 4,8 п. п. и за тот же период составила 42,5%. Тем не менее объем нового бизнеса с субъектами МСБ за девять месяцев 2018 года вырос на 28% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. На госучреждения за январь - сентябрь 2018 года пришлось менее 1% против 2,5% годом ранее. Лизинг среди физических лиц не показал роста, и его доля также составляет менее 1%.

Распределение сделок по регионам и сегментам

В соответствии с распределением нового бизнеса по регионам, за девять месяцев 2018 года основной объем сделок по-прежнему приходится на Москву, однако доля нового бизнеса в первых трех кварталах снизилась с 41% до 33% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (см. график 6). В то же время доля Центрального федерального округа (за исключением Москвы) выросла на 6,4 п. п., составив 17,9%. Данные изменения обусловлены географической структурой сделок ГТЛК, у которой по итогам девяти месяцев 2018 года 40% нового бизнеса сосредоточено в ЦФО. Кроме того, около 6% сделок ГТЛК пришлось на Северо-Западный ФО (за исключением Санкт-Петербурга), что привело к увеличению доли региона до 6,2%.

Основным розничным сегментом на рынке с 2014 года остается автолизинг, объем которого за январь - сентябрь 2018 года составил около 318 млрд рублей, или 31,3% рынка. Поддержку авторынку на протяжении 2017-2018 годов во многом оказали госпрограммы. Однако в текущем году госсубсидии обеспечили только 12% автосегмента вместо 20% по итогам прошлого года, поскольку объем госсубсидий на поддержку автолизинга в 2018 году был сокращен до 8 млрд рублей с 14 млрд, выделенных годом ранее. Вместе с тем, несмотря на сокращение объемов господдержки, автосегмент продолжает демонстрировать позитивную динамику вследствие сохраняющейся потребности в обновлении автопарков в стране.

Продажи легковых автомобилей растут второй год подряд, при этом, по оценкам агентства «Эксперт РА», проникновение лизинга в автопродажи легкового автотранспорта за первые три квартала 2018 года достигло 9%, что соответствует уровню прошлого года. В то же время доля автомобилей, приобретенных в кредит, снизилась с 48,9% за январь - сентябрь 2017 года до 47,8% за аналогичный период текущего года.

Таблица 3. За девять месяцев 2018 года около 9% легковых автомобилей реализовано через лизинг

9 мес. 2018 г.

Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей, тыс. шт.

1 601 1 426 1 596 1 209 количество переданных в лизинг легковых автомобилей, тыс. шт.

доля лизинга в продажах легковых автомобилей, %

Источник: «Эксперт РА», по результатам анкетирования ЛК По данным «Автостата», средний возраст легкового автомобиля в России вырос с 11,8 года в 2011 году до 13,1 года в 2017 году. При этом грузовой автопарк характеризуется более высоким средним возрастом - 20 лет в 2017 году. По оценкам агентства «Эксперт РА», рост автопродаж продолжится в ближайшие один-два года, пока средний возраст легковых автомобилей не снизится до 11,8-12 лет. По этой причине рост лизинга автомобилей продолжится в 2019 году, однако темпы роста будут более скромными, чем в 2018 году, а уровень проникновения лизинга в автопродажи не претерпит серьезных изменений.

За девять месяцев 2016 года объем лизингового бизнеса вырос на 17% и составил около 450 млрд рублей. Основным драйвером для рынка стали розничные сделки, объем которых вырос на 29%, а точкой поддержки - авиасделки госкомпаний. Вместе с тем отрасль еще не оправилась от дефолта крупных клиентов, что привлекло внимание регулятора и запустило процесс реформирования рынка. Поэтому ключевым испытанием для лизингодателей в ближайшие годы станет адаптация к регулятивным новациям. Еще одним вызовом останется слабая инвестиционная активность бизнеса, которая ограничит прирост рынка в 2017 году в пределах 10-20%, согласно прогнозу RAEX («Эксперт РА»).

Рынок лизинга восстанавливается: объем нового бизнеса за девять месяцев 2016 года вырос на 17% и составил 450 млрд рублей. В III квартале стоимость имущества, переданного в лизинг, составила около 175 млрд рублей (годом ранее - 140 млрд рублей), около 80% которого пришлось на топ-20 лизинговых компаний. Постепенная стабилизация в экономике привела к частичному восстановлению лизингового рынка, который годом ранее сократился на 26%. Кроме того, существенный прирост рынка связан с эффектом низкой базы прошлого года. За три квартала 2016-го отрицательные темпы прироста нового бизнеса показали только 20% респондентов, годом ранее бизнес сократился у более 75% участников исследования.

Вследствие активизации лизинговых сделок в регионах объем нового бизнеса с МСБ вырос на 29% за январь - сентябрь текущего года и составил 270 млрд рублей. По итогам девяти месяцев 2016 года на сегмент малого и среднего бизнеса пришлось около 60% нового бизнеса (годом ранее - 54%). Ключевое позитивное влияние на розничный сегмент оказал автолизинг, доля которого на рынке составила около 38%. Кроме того, позитивную динамику показали строительная и с/х техника, нарастившие доли на рынке до 8% и 4% соответственно. В итоге общее количество лизинговых сделок за январь - сентябрь текущего года составило не менее 110 тысяч, что на 20% больше результатов аналогичного периода 2015 года.

Средняя доля проблемной задолженности (остаток платежей к получению по сделкам, по которым имеется просрочка более 60 дней) по рынку на 1 октября 2016 года составила около 10% (годом ранее - 12%). Снижение уровня проблемных сделок на рынке связано изъятием техники у клиентов (не менее 35 млрд рублей за девять месяцев 2016 года, более 50 млрд рублей за девять месяцев 2015 года, по оценке агентства), которые столкнулись с трудностями при исполнении обязательств перед лизингодателем, при этом значительная часть изъятого имущества приходится на авиа- и ж/д сегменты. Тем не менее проблема ухудшения качества активов остается актуальной, о чем говорит объем реструктурированной задолженности: по оценкам агентства, он вырос с 18% совокупного лизингового портфеля на 1 октября 2015 года до 20% на 1 октября 2016 года.

Одним из ключевых вызовов для лизинговых компаний в ближайшие годы станет адаптация к регулятивным новациям. Для предотвращения крупных дефолтов в лизинговой отрасли Минфин и Банк России приняли решение о реформировании рынка. Ключевые направления реформы будут нацелены на повышение транспарентности и введение требований по контролю рисков. В ближайшие годы существенными новшествами станут появление СРО, совершенствование нормативно-правовой базы, переход с 2019 года компаний на отчетность по МСФО. Следующим этапом может стать введение Банком России пруденциальных нормативов.

Согласно позитивному (базовому) прогнозу RAEX («Эксперт РА»), объем нового бизнеса в 2016 году вырастет на 17% и составит около 640 млрд рублей. Базовый прогноз подразумевает, что ж/д сегмент сократится на 10%, объем авиализинга останется примерно на уровне прошлого года, прочие сегменты суммарно вырастут на 40% за счет их небольшого размера и эффекта низкой базы прошлого года. Автолизинг продемонстрирует рост на 25%. Увеличение доли лизинга в продажах автомобилей и частичная реализация отложенного спроса поддержат автосегмент. Позитивная динамика рынка продолжится в 2017 году благодаря дальнейшей стабилизации экономики. Лидером рынка по-прежнему будет автолизинг, а точками поддержки - ж/д и авиасегмент. В итоге объем нового бизнеса в следующем году по прогнозу агентства вырастет на 10-20% и составит 700-770 млрд рублей.

Руслан КОРШУНОВ, младший директор, банковские рейтинги

Станислав ВОЛКОВ, управляющий директор, банковские рейтинги

Лизинговый рынок России после двухлетнего сокращения показал в 2016 году восстановительный рост. Так, объем нового бизнеса вырос на 36% и составил по оценке RAEX («Эксперт РА») 742 млрд рублей, что лишь немногим ниже максимального значения, достигнутого по итогам 2013 года. Оживление рынка связано со стабилизацией экономики и улучшением условий банковского фондирования, что привело к активизации спроса на лизинг со стороны субъектов МСБ и росту региональных сделок лизинговых компаний (ЛК). Тем не менее столь существенный рост объемов нового бизнеса прежде всего связан с реализацией крупных корпоративных сделок в четвертом квартале 2016 года, на которые пришлось около 39% лизингового бизнеса за весь 2016 год (против 29% годом ранее).

Сделки с железнодорожной техникой, самолетами и водным транспортом позволили сумме новых лизинговых договоров по итогам 2016 года вырасти на 39% - до 1,2 трлн рублей. Рост суммы договоров лизинга позитивно отразился на объеме лизингового портфеля, который прекратил стагнировать и достиг 3,2 трлн рублей на 01.01.17 (против 3,1 трлн рублей на 01.01.16). Стоит также отметить, что впервые с 2013 года доля лизингового бизнеса в ВВП на фоне его сокращения достигла 1,2%, что последний раз наблюдалось в докризисные 2011–2013 годы.

Лидером рынка по объему нового бизнеса в 2016 году стала компания ГТЛК (табл. 1). Стоимость имущества, переданного компанией в лизинг за прошедший год, составила 122,8 млрд рублей (+157% к 2015 году). Агентство отмечает, что без учета бизнеса ГТЛК объем лизингового рынка за 2016 год вырос бы на 25% вместо 36% (график 1). Кроме того, около 57% объема нового бизнеса компании пришлось на операционный лизинг, что способствовало увеличению доли операционного лизинга на рынке до 15% (годом ранее - 12%). С третьей на вторую позицию в рэнкинге поднялся «Сбербанк Лизинг» (82,9 млрд рублей), а третью позицию занял прошлогодний лидер - «ВТБ Лизинг» (76,6 млрд рублей).

Источник: RAEX («Эксперт РА») по результатам анкетирования ЛК

Доля крупнейшего лизингодателя в объеме нового бизнеса в 2016 году достигла почти 17% (за 2015 год - 14%, за 2014 год - около 16%). Концентрация на топ-10 компаний в объеме нового бизнеса снизилась и составила 63% по итогам 2016 года (в 2015 году - 67%, в 2014 году - 64%).

Таблица 1. Топ-20 лизинговых компаний России по итогам 2016 года


Место по новому бизнесу (стоимости имущества)

Компания

Рейтинг кредитоспособности RAEX («Эксперт РА») на 01.03.2017

Объем нового бизнеса за 2016 год, млн рублей

Темпы прироста нового бизнеса 2016 /2015, %

Текущий портфель на 01.01.2017, млн рублей

01.01.2017

01.01.2016

Государственная транспортная лизинговая компания

122 753

337 601

«СБЕРБАНК ЛИЗИНГ» (ГК)

82 871

375 081

«ВТБ Лизинг»

76 658

–1

380 416

«Европлан»

37 951

44 716

«ВЭБ-лизинг»

33 571

–56

524 660

«Сименс Финанс»

27 233

34 810

«Балтийский лизинг» (ГК)

23 938

32 813

«МКБ-лизинг» (ГК)

A (II)

22 948

32 578

«Газпромбанк Лизинг» (ГК)

20 325

114 158

«Росагролизинг»

16 712

80 552

«ТрансФин-М»

A+ (II)

18 849

277 426

«БИЗНЕС АЛЬЯНС»

15 295

3234

29 741

«ЮниКредит Лизинг»

14 543

26 822

«РЕСО-Лизинг»

A+ (I)

14 514

18 407

«Альфа Лизинг» (ГК)

11 736

58 154

«КАМАЗ-ЛИЗИНГ» (ГК)

9631

–1

9843

«Элемент Лизинг»

A+ (III)

9581

9660

«СТОУН-XXI» (ГК)

A (I)

8396

10 777

«Система Лизинг 24»

7919

12 371

«РЕЙЛ1520» (ГК)

A (I)

7231

–9

32 995

Источник: RAEX («Эксперт РА»), по результатам анкетирования ЛК

Разделяй и регулируй

Одним из важнейших событий 2016 года стало объявление о грядущем регулировании отрасли Банком России. Реформа российского лизингового рынка будет носить комплексный и всеобъемлющий характер. Переход к регулируемому рынку лизинга предполагает существенный пересмотр правовой основы лизинговой деятельности, делегирование части контрольно-надзорных функций саморегулируемым организациям, изменение подходов к бухгалтерскому учету. Управляющий директор «Хомнет Лизинг» Дмитрий Курдомонов отмечает: «Регулирование отрасли Центральным банком РФ задает основную повестку и значимо влияет на стратегические и тактические планы компаний. Банк России озвучил предполагаемые сроки по ключевым событиям перехода под новое регулирование для лизинговых компаний: 2019 год - получение статуса некредитной финансовой организации и выпуск отраслевого стандарта,

2022 год - перевод учета на единый план счетов ЦБ, а также ожидаемое в 2018 году внедрение нового плана счетов Минфина, гармонизированного с МСФО».

Реформирование рынка должно быть взвешенным и сбалансированным, чтобы нивелировать риски сокращения объемов лизингового рынка. При этом стоит учитывать высокую потребность в лизинге как одном из основных инструментов модернизации экономики на фоне высокой степени износа основных фондов (около 48% за 2015 год, согласно данным Росстата).

В настоящее время подготовлен проект Закона о внесении поправок в ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)», согласно которому предполагается разделить все лизинговые компании на три класса по их специализации, установив дифференцированные требования по размеру собственных средств. Для универсальных лизинговых компаний минимальный размер капитала составит 70 млн рублей, для компаний, специализирующихся на сделках с МСБ, - 20 млн рублей, для специализированных (по сути, SPV) - 1 млн рублей (табл. 2). Предполагается, что специализированные компании смогут заключать лизинговые договоры только с одним клиентом. «Для специализированных компаний, например компаний для сделок авиализинга или лизинга водных судов, нецелесообразно устанавливать ограничение по заключению сделок только с одним лизингополучателем. Клиентов у такой SPV может быть несколько, так как зачастую для одного вида бизнеса подходит право одной и той же юрисдикции», - комментирует Дмитрий Зотов, генеральный директор «ТрансФин-М».

Таблица 2. Классификация лизинговых компаний

Источник: RAEX («Эксперт РА») по данным Законопроекта «О внесении изменений в отдельныезаконодательные акты Российской Федерации», в том числе в Федеральный закон от 29 октября 1998 года № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»

Методика расчета собственных средств разрабатывается Банком России, что затрудняет оценку влияния данного требования на лизинговый рынок. Если поход к оценке качества активов будет чрезмерно консервативным, рынок может столкнуться с тем, что компании с невысоким запасом по капиталу перепрофилируются на предоставление оперативного лизинга либо будут вынуждены уйти с рынка. Тем не менее предлагаемые пороговые значения по капиталу не должны стать проблемой для подавляющего числа лизинговых компаний. По данным анкетирования, проведенного RAEX («Эксперт РА»), лишь 5% опрошенных лизингодателей, согласно бухгалтерской отчетности по российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ), на 01.10.16 располагали капиталом ниже 20 млн рублей (график 2). При этом размер собственных средств 74% участников лизингового рынка удовлетворяет требованиям, предъявляемым к универсальным компаниям.

После двух лет сокращения объем нового лизингового бизнеса в 2016 году начал восстанавливаться: вырос за девять месяцев 2016 года на 17% и составил 450 млрд рублей. В третьем квартале стоимость имущества, переданного в лизинг, составила около 175 млрд рублей (годом ранее - 140 млрд рублей), около 80% которых пришлись на топ-20 лизинговых компаний (ЛК). Постепенная стабилизация в экономике привела к частичному восстановлению лизингового рынка, который годом ранее сократился на 26%. Кроме того, существенный прирост рынка связан с эффектом низкой базы прошлого года. За три квартала 2016 года отрицательные темпы прироста нового бизнеса показали только 20% респондентов, годом ранее бизнес сократился у более 75% участников исследования.

Объем лизингового портфеля на 1 октября 2016 года составил 2,9 трлн рублей, что соответствует уровню прошлого года. Причинами продолжающейся стагнации портфеля являются его инертность и потеря крупных лизинговых договоров с проблемными клиентами. Кроме того, переориентация лизинговых компаний с крупных корпоративных договоров на розничные сегменты с более короткими сроками сделок не позволяет значительно наращивать совокупный объем портфеля.

Источник: RAEX («Эксперт РА») по результатам анкетирования ЛК

В рамках исследования лизингового рынка за девять месяцев, проводимого RAEX («Эксперт РА»), лизинговым компаниям традиционно было предложено оценить уровень значимости факторов, негативно влияющих на развитие лизинга в нашей стране. Согласно результатам опроса второй год подряд главным негативным фактором для рынка остаются высокие процентные ставки по кредитам. Вторую позицию занимает нехватка платежеспособных, «качественных» клиентов. В тройку ключевых проблем лизинговой отрасли также входит нехватка у лизингодателей заемного финансирования в достаточном объеме, а четвертой по актуальности стала проблема недостаточного финансирования с длительными сроками. Девальвации рубля, которая привела к отказу клиентов от подорожавшего иностранного оборудования, теперь занимает пятое место (годом ранее - третье) среди негативных факторов.

Таблица 1. Основные факторы, негативно влияющие на лизинговый рынок (указаны в порядке убывания значимости)

Место

2016

Негативный фактор

Место

2015

Место

2014

Высокие процентные ставки по кредитам

Нехватка платежеспособных, «качественных» клиентов

Нехватка у лизинговых компаний заемного финансирования в достаточном объеме

Нехватка у лизинговых компаний финансирования с длительными сроками («длинные ресурсы»)

Падение спроса из-за роста курса валют

Противоречия и недоработки в законодательстве, препятствующие развитию отдельных сегментов

Повышенное внимание к лизинговым сделкам со стороны налоговых органов

Отсутствие современного и адекватного регулирования бухгалтерского учета лизинговых операций

Проблемы с возвратом/зачетом НДС

Другие причины (повышенные требования со стороны банков-кредиторов к финансовому состоянию лизингополучателя, к залоговому обеспечению)

Источник: RAEX («Эксперт РА») по данным опроса лизинговых компаний

Окрыленные лидеры

По итогам девяти месяцев 2016 года лидером рынка по объему нового бизнеса, как и годом ранее, стала компания «ВТБ Лизинг». На вторую строчку поднялась Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК), темп прироста лизингового бизнеса которой за январь – сентябрь текущего года составил 69%. Третью позицию, показав небольшое сокращение (–5%), занял «Сбербанк Лизинг». В совокупности на три крупнейших компании приходится около 36% всего объема нового бизнеса (38% годом ранее).

Таблица 2. Топ-10 лизинговых компаний России по итогам девяти месяцев 2016 года

Место по новому бизнесу
Наименование лизинговой компании

Рейтинг кредитоспособности RAEX («Эксперт РА») на 01.11.2016*
Объем нового бизнеса (стоимости имущества) за девять месяцев 2016 года, млн рублей Темпы прироста нового бизнеса за девять месяцев 2016 года /девять месяцев 2015 года, %

Сумма новых договоров лизингаза девять месяцев 2016 года, млн рублей

Объем лизингового портфеля на 01.10.16, млн рублей

01.10.16 01.10.15

«ВТБ Лизинг»

63 021,5

88 017,7

394 041,5

Государственная транспортная лизинговая компания

58 327,6

81 389,5

244 915,9

«Сбербанк лизинг»

А++

38 748,9

–5

53 491,6

333 648,8

«ВЭБ-лизинг»

26 197,0

–48

38 677,0

601 083,1

«Европлан»

А++

25 807,9

н.д.

41 599,1

«Сименс Финанс»

19 689,0

30 412,3

33 078,4

«Балтийский лизинг «

17 901,0

26 347,0

31 772,0

«Бизнес Альянс»

15 294,8

32 572,0

32 187,6

«ЮниКредит Лизинг» и «Локат Лизинг Руссия»

А++

11 402,6

14 362,4

24 395,1

«РЕСО-Лизинг»

A+ (I)

10 502,4

16 144,1

17 569,0

Поддержку бизнесу лизинговых компаний из топ-3 оказали сделки с авиатехникой: почти весь объем авиасделок, заключенных за девять месяцев 2016 года, пришелся на тройку крупнейших игроков рынка. Концентрация авиасделок на крупнейших компаниях по-прежнему остается высокой, при этом не менее 50% нового бизнеса передано клиентам в оперативный лизинг. Доля авиасегмента на рынке составила 18% против 22% годом ранее. Доля второго корпоративного сегмента (железнодорожная техника), несмотря на постепенное повышение ставок на аренду подвижного состава, в 2016 году на рынке снизилась с 16 до 13% по сравнению с девятью месяцами прошлого года.

На грузовые и легковые автомобили по итогам девяти месяцев 2016 года пришлось около 38% (годом ранее - 37%) объема переданного в лизинг имущества. В абсолютном выражении автосегмент вырос на 21%, достигнув 170 млрд рублей. Позитивное влияние на сделки с автомобилями оказала госпрограмма по льготному автолизингу. Однако программа не смогла существенно повысить спрос со стороны физических лиц на лизинг автомобилей. «Лизинг для физических лиц оптимален для тех, кто хочет платить только за пользование автомобилем и не думать о том, сколько машина будет стоить при продаже через три года, - отмечает Александр Михайлов, генеральный директор компании «Европлан». - Кроме того, не все лизингодатели могут предлагать этот продукт, так как он потенциально более массовый и рискованный, чем традиционный для России финансовый лизинг».

Источник: RAEX («Эксперт РА») по результатам анкетирования лизинговых компаний

Новый вызов

По оценке RAEX («Эксперт РА») отношение остатка платежей к получению по сделкам, по которым имеется просрочка более 60 дней, к портфелю на 1 октября 2016 года составило около 10% (12% - годом ранее). Снижение уровня проблемных сделок на рынке связано с объемами изъятой техники у неплатежеспособных клиентов в 2015-2016 годах (не менее 35 млрд рублей за девять месяцев 2016 года, более 50 млрд рублей за девять месяцев 2015 года, по оценке Агентства). «Процесс урегулирования задолженности начался с 2014 года. В определенных случаях пришлось изымать предметы лизинга и передавать новым клиентам, некоторым клиентам мы реструктурировали задолженность, - говорит Владимир Добровольский, заместитель генерального директора по работе с клиентами компании «ГТЛК». - За два года ситуация более-менее выровнялась. Поэтому мы считаем, что рынок находится на стадии восстановления».

Тем не менее объем реструктурированной задолженности в совокупном лизинговом портфеле вырос с 18% на 1 октября 2015 года до 20% за тот же период 2016 года. Причиной такой динамики стало изменение условий лизингового договора (пересмотр графика платежей, ставок, пролонгация сроков и т.п.) у клиентов из железнодорожного сегмента и авиасегмента, которые столкнулись с трудностями при исполнении обязательств по договорам лизинга. Крупнейшим дефолтом лизингополучателя в 2015 году стал крах авиакомпании «Трансаэро», который оказал значительное давление на качество активов крупных лизингодателей и как следствие банковских кредитов. Для предотвращения подобных ситуаций в лизинговой отрасли Минфин и Банк России приняли решение о реформировании рынка. «Вопрос госрегулирования вызван проблемами с крупными лизингополучателями и лизингодателями в особо важных для государства отраслях, - отмечает Александр Михайлов. - Но затронет регулирование все лизинговые компании, независимо от их специализации. Поэтому важно не навредить и не ограничить эффективную работу частного капитала - к примеру, в сегменте лизингового финансирования транспорта для МСБ».

Ключевые направления реформы будут направлены на повышение транспарентности и введение регулирования лизингового рынка, что предполагает соблюдение им дополнительных требований по контролю рисков в финансовой системе в целом. В результате реформирования рынка и изменения законодательства лизинг в России может стать исключительным видом деятельности, с которым будет запрещено совмещать другую деятельность. Помимо совершенствования нормативно-правовой базы с 2019 года компаниям предстоит переход на отчетность по МСФО. «В этой связи мы ожидаем значительного повышения спроса на модуль бухгалтерского учета по принципам МСФО, который будет соответствовать отраслевым стандартам Центрального банка, а также на модуль обеспечения соблюдения процедур внутреннего контроля качества данных и модуль расчета резервов с учетом справедливой оценки обеспечения лизингового портфеля», - отмечает Дмитрий Курдомонов, управляющий директор компании «Хомнет Лизинг».

Саморегулируемый контроль

В ближайшие годы существенным нововведением для рынка также станет появление саморегулируемых организаций (СРО), на которых могут быть возложены функции по разработке отраслевых стандартов, сбору отчетности, статистики и пр. Одной из ключевых проблем при образовании СРО являются разногласия среди совершенно разных типов лизинговых компаний, кардинально различающихся бизнес-моделями, финансовыми возможностями собственников и специализацией. «Важно, чтобы СРО объединяло максимальное количество участников рынка, компаний всех форм собственности и размеров. СРО не должны быть механизмом ограничения конкуренции. Разрабатываемые нормативы должны учитывать интересы максимального количества лизинговых компаний», - подчеркивает Дмитрий Корчагов, генеральный директор компании «Балтийский лизинг».

Введение ограничительных барьеров при вступлении в СРО (величина капитала, размеры взносов и пр.) и повышение требований к лизинговым компаниям приведут к росту их издержек. В результате часть мелких игроков будет вынуждена покинуть рынок. «С 2017 года планируется создать СРО, которые определят правила работы на рынке лизинга. Компании, которые в силу несоответствия данным требованиям не смогут вступить в СРО, покинут рынок, - сообщает Дмитрий Зотов, генеральный директор компании «ТрансФин-М». - Из-за кризиса в банковском секторе и неплатежей клиентов уже состоялся уход наиболее мелких игроков и всех тех, кто был наиболее уязвим на рынке лизинга».

По сравнению с 2009 годом в текущем году все больше лизингодателей считает, что регулятивный надзор и введение нормативов негативно повлияют на работу лизинговых компаний и не смогут предотвратить возникновение в будущем крупных дефолтов на рынке. В большей степени пессимистичные настроения компаний связаны с тем, что в условиях слабого спроса на лизинговые услуги и высокой доли проблемных активов дополнительные расходы для соблюдения требований регулятора окажут давление на бизнес региональных игроков. Представители частных компаний отмечают, что небольшие региональные компании не несут существенных рисков для финансовой системы страны и регулирование их деятельности нецелесообразно. Кроме того, респонденты связывают введение регулирования с обесценением активов отдельных лизингодателей, проблемы которых не связаны с остальными участниками лизинговой отрасли.