Порядок списания затрат по незавершенным строительством объектам. Как списать затраты на незавершенное строительство

У нас на протяжении многих лет на балансе учреждения числится сумма на незавершенном строительстве, но строительство фактически давно завершилось и на основании приказа Министерства по имуществу нами было поставлено на баланс здание, но с незавершенного строительства затраты не списаны, в связи с утерей документов. Возможно ли как - либо списать эти затраты?

Ответ

Отвечает Ольга Моргунова, эксперт

При завершении строительства вложения списываются в дебет счета 101 00 «Основные средства» - при принятии объекта незавершенного строительства в состав основных средств после формирования его первоначальной стоимости.

То есть принять к учету объект основного средства необходимо проводкой:

Дебет 101.ХХ.310 Кредит 106.ХХ.310.

Списать на финансовый результат незавершенное строительство возможно только при условии, что объект основного средства не был создан.

Если вы неверно отразили в учете принятие в состав основных средств объекта строительства, то необходимо исправить ошибку, в этом вам поможет рекомендация.

Станислава Бычкова, заместителя директора департамента бюджетной методологии Минфина России

Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Как оформить и учесть ликвидацию основных средств

Ситуация: как отразить в бухучете ликвидацию объекта незавершенного строительства

Стоимость капитальных вложений спишите на финансовый результат.

Оформлять ликвидацию основного средства и отражать ее в учете не нужно, ведь имущество еще не было учтено на счете 101.00 «Основные средства». Поэтому создавать в учреждении комиссию, оформлять акт о списании основного средства и вносить записи в инвентарную карточку не потребуется.

Затраты на строительство объекта учитывают на счете 106.00 «Вложения в нефинансовые активы». Именно с этого счета все затраты следует списать на финансовый результат деятельности учреждения.

Порядок отражения в бухучете ликвидации объекта незавершенного строительства зависит от типа учреждения.

В учете автономных учреждений:

В зависимости от причины ликвидации объекта незавершенного строительства списание капвложений отразите проводкой:

Дебет счета

Кредит счета

Списана фактическая стоимость незавершенного строительства:

Если принято решение о прекращении реализации инвестиционного проекта (объекты капстроительства не были созданы или не признаны активами). В том числе списывается сумма по разработке проектно-сметной документации и строительно-монтажным работам

Уничтоженного в результате стихийных и иных бедствий, опасного природного явления, катастрофы

Уничтоженного в результате террористических актов, иных действий, произведенных помимо воли учреждения

Х - аналитический код группы синтетического счета объекта учета.

Такой порядок следует из пункта 53 Инструкции № 183н.

Все операции подтвердите оправдательными документами (п. 7 Инструкции к Единому плану счетов, ч. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Специальных унифицированных форм по списанию объектов незавершенного строительства нет. Поэтому акт составьте в произвольной форме с учетом требований, установленных пунктом 7 Инструкции к Единому плану счетов, частью 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ. За основу можно взять формы, используемые при ликвидации, продаже и безвозмездной передаче основного средства.

2.Из статьи

БЮДЖЕТНЫЙ УЧЕТ

Нюансы отражения затрат на незавершенное строительство

Учет объектов незавершенного строительства имеет особенности и, как правило, вызывает затруднения. Поэтому расскажем о том, что принять во внимание бухгалтеру казенного учреждения в данном случае.

Г.Э. Каспаров, эксперт по бюджетному учету

Основное понятие

Капитальное строительство - процесс длительный, зачастую занимающий несколько лет. Расходы на строительство списать на финансовый результат нельзя, потому что они направлены на создание основного средства. В то же время учесть строящийся объект в качестве основного средства не представляется возможным. Такое промежуточное состояние принято называть незавершенным строительством.

Объекты незавершенного строительства относятся к недвижимым вещам, так как прочно связаны с землей и их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (п. 1 ст.130 Гражданского кодекса РФ). Вместе с тем, согласно пункту 39 Инструкции № 157н, материальные объекты имущества, числящиеся в составе незавершенных капитальных вложений, к основным средствам не относятся. Только законченные объекты нефинансовых активов на основании подтверждающих документов могут быть переведены в состав основных средств. До момента окончания работ по строительству объект продолжает учитываться в качестве вложений в нефинансовые активы.

Особенности учета расходов

Учет любых объектов незавершенного строительства ведется на счете 0 106 11 000 «Вложения в основные средства - недвижимое имущество учреждения» (п. 127, 130 Инструкции № 157н).

При формировании первоначальной стоимости строящихся объектов недвижимости отражаются все затраты, включаемые в сводный сметный расчет стоимости строительства. Это установлено пунктом 3.1 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, утвержденной постановлением Госстроя России от5марта 2004 г. №15/1. Подробный перечень таких затрат приведен в пунктах 4.71-4.103 Методики.

Однако из данного правила есть исключение - затраты, не увеличивающие стоимость основных средств, но предусмотренные в сводных сметных расчетах. Они перечислены в пункте 3.1.7 письма Минфина России от 30 декабря 1993 г. № 160 «Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций» (далее - письмо №160). Отдельные виды затрат, не увеличивающие стоимость основных средств и не предусмотренные в сводных сметных расчетах, также приведены в пункте 3.1.7 этого письма.

Таким образом, любые затраты, так или иначе связанные со строительством, но не отвечающие условиям включения в первоначальную стоимость объектов капитального строительства, указанным выше, учитываются казенным учреждением в составе расходов текущего финансового года (п. 47, 295 Инструкции № 157н). › |

› | До завершения строительства затраты, связанные с ним, но не отвечающие условиям включения в первоначальную стоимость объектов капитального строительства, целесообразно учитывать на дополнительных забалансовых счетах в порядке, предусмотренном учетной политикой (п. 332 Инструкции №157н).

Согласно пункту 3.1.1 письма № 160, затраты на строительство объектов группируются по технологической структуре расходов, определяемой сметной документацией.

Подробно с порядком учета затрат при строительстве объектов можно ознакомиться в разделе 3 письма № 160. Отметим лишь, что аналитический учет капитальных вложений может быть организован:

  • по объектам;
  • по подрядчикам (а также работам, выполняемым хозяйственным способом);
  • по договорам (контрактам) и этапам выполнения работ;
  • по разделам (главам) сводного сметного расчета и т. д.

Кроме того, аналитический учет должен обеспечить возможность получения данных о затратах по следующим направлениям:

  • строительные работы и реконструкция;
  • монтаж оборудования;
  • оборудование, требующее монтажа;
  • оборудование, не требующее монтажа;
  • инструменты и инвентарь, предусмотренные сметами на капитальное строительство, и т. д.

Порядок включения затрат в стоимость

В ходе создания объекта недвижимости группируются все затраты, связанные с осуществлением строительства.

Порядок включения затрат, учитываемых при формировании первоначальной стоимости объекта капитального строительства, установлен в пункте 47 Инструкции № 157н.

Фактические вложения определяются с учетом сумм НДС, предъявленных учреждению поставщиками (подрядчиками, исполнителями), кроме приобретения, сооружения и (или) изготовления объекта в рамках деятельности учреждения, облагаемой данным налогом, если иное не предусмотрено налоговым законодательством РФ, включая:

  • суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
  • суммы, уплачиваемые организациям за выполнение работ,
  • иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и (или) изготовлением объекта основного средства, включая содержание дирекции строящегося объекта, технический (строительный) надзор, и т. д.

Не входят в сумму фактических вложений общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны со строительством.

На основании положений данной нормы не представляется возможным организовать обоснованный с экономической точки зрения бухгалтерский учет затрат, производимых госучреждением в ходе создания объекта капитального строительства. Это объясняется тем, что Инструкция №157н не содержит специальных правил, связанных с организацией бухучета долгосрочных инвестиций, договоров (контрактов) на капитальное строительство.

Следовательно, детальный порядок организации бухгалтерского учета при осуществлении капитального строительства учреждению нужно предусмотреть в учетной политике. За основу рекомендуется взять ключевые принципы организации учета капитальных вложений и группировки затрат, сформулированные в gисьме №160 и Методике. › |

› | Составить учетную политику на 2014 год поможет сервис «Учетная политика». Проверьте, продлена ли ваша подписка на следующий год.

Документальное оформление

Информация о затратах, осуществляемых учреждением в ходе строительства, отражается в бухгалтерском учете на основании соответствующих первичных учетных документов, составленных по унифицированным формам либо содержащих обязательные реквизиты, перечисленные в части 2 статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», пункте 7 Инструкции № 157н.

Согласно Указаниям, утвержденным постановлением Госкомстата России от11ноября 1999 г. №100, для приемки выполненных подрядных строительно-монтажных работ производственного, жилищного, гражданского и других назначений применяется Акт о приемке выполненных работ (ф. КС-2).

Он составляется на основании данных Журнала учета выполненных работ (ф.КС-6А), который ведется в подрядной организации. Кроме того, в соответствии с Указаниями для расчетов с заказчиками за выполненные работы используется Справка о стоимости выполненных работ и затрат (ф. КС-3).

Аналитический учет затрат на строительство ведется в Многографной карточке (ф. 0504054) в разрезе видов (кодов) затрат по каждому строящемуся, приобретаемому объекту нефинансовых активов (п. 128 Инструкции №157н).

Для аналитического учета оборудования, инструмента и инвентаря, списанных на объект строительства, может применяться Ведомость учета оборудования, инструмента и инвентаря, списанных на объект (приложение к карточке). › |

› | Учетной политикой учреждения в целях дополнительного учета затрат капитального характера может быть предусмотрено ведение дополнительных учетных регистров. Например, может использоваться Карточка учета капитальных вложений.

Отражение сумм в учете

Суммы, накопленные на счете 0 106 11 000 «Вложения в основные средства - недвижимое имущество учреждения», в установленном порядке могут списываться:

  • в дебет счета 101 10 «Основные средства» - при принятии объекта незавершенного строительства в состав основных средств после формирования его первоначальной стоимости на основании Актов о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. 0306030), документов, подтверждающих государственную регистрацию объектов недвижимости;
  • в дебет счетов 401 20 «Финансовый результат экономического субъекта», 304 04 «Внутриведомственные расчеты» - при передаче государственным и муниципальным организациям;
  • в дебет счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами» - при передаче иным организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций, а также физическим лицам;
  • в дебет счета 0 401 20 273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» - при списании произведенных капитальных вложений в объекты основных средств, которые не были созданы по решению уполномоченного органа, а также уничтоженные в результате стихийных и иных бедствий, опасного природного явления, катастрофы;
  • в дебет счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами» - при списании произведенных вложений в объекты незавершенного строительства, уничтоженные в результате террористических актов, иных действий, произведенных вне зависимости от воли учреждения как правообладателя (п. 34 Инструкции №162н).

Причем учтите, что при отражении операций по принятию к учету объекта основных средств по кредиту счета 0 106 00 000 в разрядах 24-26 учреждения должны использовать код 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ. Код 410 «Уменьшение стоимости основных средств» КОСГУ при формировании данного счета используется только в том случае, когда происходит списание или передача вложений в основные средства.

В заключение отметим, что незавершенное строительство не признается объектом обложения по налогу на имущество организаций, так как не является основным средством (ст. 374 Налогового кодекса РФ).

Важно запомнить
До момента окончания работ по строительству объект учитывается в качестве вложений в нефинансовые активы и не облагается налогом на имущество организаций.

Дополнение к вопросу №917967 от 20.12.2016: есть ли вариант списания незавершенного строительства раньше, чем проведение демонтажа (до акта выполненных работ)?

Официальных разъяснений нет. По аналогии со списанием основных средств мы делаем вывод, что для списания с баланса объекта незавершенного строительства не нужно ждать демонтажа.

Достаточно заключения ликвидационной комиссии, приказа руководителя о списании, акта в произвольной форме, акт можно оформить по аналогии с формой № ОС-4 .

Вы имеете право прекратить признание актива, который не способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем (по аналогии с пунктом 29 ПБУ 6/01). Ждать демонтажа актива необязательно.

Как оформить ликвидацию основных средств и отразить в учете

Со временем основные средства физически изнашиваются и морально устаревают. Если восстановить такой объект нельзя или дальнейшее его использование экономически нецелесообразно, то его ликвидируют и списывают с учета. Такой порядок установлен пунктом 29 ПБУ 6/01 и следует из пунктов и .

Когда основные средства ликвидируют

Обычно основные средства ликвидируют и списывают с учета при следующих обстоятельствах:

  • имущество морально устарело и физически изношено;
  • произошли авария, стихийное бедствие или другая чрезвычайная ситуация;
  • при хищении или недостаче узлов и агрегатов, без которых использование имущества невозможно, а их замена нецелесообразна;
  • выявлена порча имущества;
  • объект находится в стадии реконструкции, когда ликвидируют часть объекта.

Все это зачастую выявляют при очередной или внеплановой инвентаризации .

Документальное оформление

Прежде чем ликвидировать имущество, которое невозможно или невыгодно использовать, придется соблюсти ряд процедур и заполнить необходимые документы. Оформляют списание основного средства в следующей последовательности.

  1. Создают ликвидационную комиссию и получают ее заключение .
  2. Исходя из заключения руководитель принимает окончательное решение о ликвидации, частичной ликвидации и о списании имущества, оформив его приказом .
  3. Делают необходимые записи в учетных документах о списании объекта .

Такой алгоритм действий следует из пунктов 75–80 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н .

Для начала надо определиться с составом ликвидационной комиссии. В нее обязательно должны входить главный бухгалтер, материально ответственные лица и другие сотрудники, назначенные приказом руководителя.

Принять решение о списании основного средства можно после того, как ликвидационная комиссия проведет ряд мероприятий. А именно:

  • проведет осмотр основного средства, если оно, конечно, не похищено и есть в наличии;
  • оценит возможности и целесообразность восстановления объекта;
  • установит причины ликвидации;
  • выявит виновных лиц, если объект ликвидируют до истечения нормативного срока службы по чьей-либо вине;
  • определит, возможно ли использовать отдельные узлы, детали или материалы ликвидируемого основного средства.

Результат комиссия оформляет заключением. Типовой формы для него нет. Поэтому можете разработать его форму самостоятельно. Главное, чтобы в ней были все необходимые реквизиты первичного документа. Утверждает форму руководитель приказом к учетной политике . Выглядеть заключение ликвидационной комиссии может, например, вот так . Данный порядок следует из частей и статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, пункта 4 ПБУ 1/2008.

Ситуация: можно ли провести ликвидацию основных средств, если один или несколько членов комиссии отсутствуют

Нет, нельзя.

Хотя формально такого ограничения нет. Тем не менее подписать заключение комиссии должны именно те люди, которые проводили необходимые мероприятия . Такое требование установлено для всех первичных документов. Убедиться в этом вы можете в пунктах и части 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ. Поэтому провести ликвидацию в отсутствие членов комиссии и в результате использовать неверно оформленное заключение нельзя.

Как же тогда поступить, если кто-то из членов ликвидационной комиссии заболел или ушел в отпуск? В таком случае стоит издать приказ за подписью руководителя об изменении состава комиссии или назначении временно исполняющего обязанности члена комиссии.

Ситуация: может ли главный бухгалтер быть председателем комиссии при ликвидации основного средства

Да, может.

Председателем комиссии может быть любой сотрудник, в том числе и главный бухгалтер. Никаких ограничений на этот счет в Методических указаниях , утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н , нет. Председателя комиссии, так же как и ее членов, назначает руководитель организации приказом .

В любом случае в состав комиссии должны входить: главный бухгалтер, материально ответственные лица и другие сотрудники ( Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н).

Ситуация: нужно ли оформлять приказ руководителя организации о ликвидации основного средства

Да, нужно.

Приказ руководителя организации о ликвидации основного средства служит основанием для составления акта по форме № ОС-4 (ОС-4а). Кроме того, оформлять приказ о ликвидации основных средств зачастую требуют и большинство налоговых инспекторов (см., например, письма УФНС России по г. Москве от 23 мая 2006 г. № 20-12/45320 и УМНС России по г. Москве от 23 августа 2004 г. № 26-12/55121).

Типового образца приказа о ликвидации основного средства нет, поэтому его можно составить в произвольной форме .

После того как получено заключение комиссии о необходимости ликвидации основного средства и оформлен приказ руководителя, составляют акт о списании имущества. Для этого можно использовать типовую или самостоятельно разработанную форму. Во втором случае необходимо, чтобы в документе были все необходимые реквизиты . Как и любые другие первичные документы, которые используют в организации, выбранную форму утверждает приказом руководитель.

Ситуация: как обосновать списание основных средств, если они физически изношены или морально устарели

Обосновать списание изношенного основного средства можно, указав в акте, что дальнейшее использование имущества или его ремонт невозможны или нецелесообразны.

Запись о причине списания может выглядеть, например, так: «Сервер не справляется с возросшей нагрузкой вследствие морального износа. Модернизации не подлежит». Или: «Автомобиль дальнейшей эксплуатации не подлежит вследствие своего физического износа. Капитальный ремонт нецелесообразен». Это позволит избежать лишних вопросов при проверке. Если спор возникнет, грамотное обоснование причины списания будет весомым аргументом для судей (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 2 ноября 2004 г. № А05-3112/04-12).

На основании актов о списании сделайте отметки о выбытии основных средств в инвентарных карточках, книгах, которые используете для учета хранения и движения основных средств. Это предусмотрено в пункте 80 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н .

Обычно это типовые документы следующих форм:

  • инвентарная карточка по форме № ОС-6 , если учитываете имущество обособленно;
  • инвентарная карточка по форме № ОС-6а , когда основные средства учитываете в составе групп объектов;
  • инвентарная книга по форме № ОС-6б , могут применять малые предприятия .

Типовые формы актов утверждены постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7 .

При ликвидации, демонтаже и разборке основного средства можно получить отдельные материалы, узлы и агрегаты, годные к использованию. Такое имущество надо оприходовать. Это установлено в пункте 57 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н .

Оформить поступление объектов, полученных при разборке основных средств, можно и типовыми документами. Например:

  • накладной по форме № М-11 – применяют при ликвидации основных средств, за исключением зданий и сооружений;
  • актом по форме № М-35 – если материалы были получены при разборке зданий, сооружений.

Типовые формы этих документов утверждены постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а

Бухучет

Ликвидацию основных средств важно не только правильно задокументировать, но и грамотно отразить в бухучете. Сам объект нужно списать со счета 01 . Кроме того, необходимо отразить и все расходы, связанные с ликвидацией имущества.

Со следующего за ликвидацией месяца прекратите начислять амортизацию. Это следует из пункта 22 ПБУ 6/01.

При ликвидации основного средства его остаточную стоимость спишите на прочие расходы. Это необходимо, только если вся первоначальная стоимость не была уже списана и срок полезного использования еще не истек. Остаточную стоимость спишите в том периоде, в котором составили ликвидационный акт и соблюли все необходимые формальности. Такой порядок следует из пункта 29 ПБУ 6/01 и пункта 11 ПБУ 10/99.

Cписание остаточной стоимости отразите следующими проводками:

Дебет 02 Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств»
– отражена сумма амортизации, начисленной за период эксплуатации объекта;

Дебет 01 субсчет «Выбытие основных средств» Кредит 01
– отражена первоначальная стоимость ликвидируемого основного средства;

Дебет 91-2 Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств»
– списана остаточная стоимость основного средства (на основании акта о списании).

Такой порядок предусмотрен Инструкцией к плану счетов (счет , , ).

Помимо списания остаточной стоимости при ликвидации основных средств может понадобиться отразить затраты на разборку и демонтаж объекта. Указанные траты отразите в составе прочих расходов того периода, к которому они относятся. Это предусмотрено в пункте 31 ПБУ 6/01 и пункте 11 ПБУ 10/99 .

От того, кто проводит ликвидацию основного средства, зависит и оформление проводками затрат на эти работы. Вот, например, три варианта:

Вариант 1. Ликвидацию проводит специальное подразделение организации . Например, ремонтная служба. В этом случае сделайте следующие проводки:

Дебет 23 Кредит 70 (68, 69...)
– отражены расходы на ликвидацию основного средства;

Дебет 91-2 Кредит 23
– списаны расходы на ликвидацию основного средства.

Вариант 2. В организации нет специального подразделения, ликвидацию проводите без привлечения сторонних подрядчиков. Поэтому при списании расходов на ликвидацию основного средства в учете делайте проводку:

Дебет 91-2 Кредит 70 (69, 68, 10...)
– учтены расходы на ликвидацию основного средства.

Вариант 3. Ликвидирует основное средство привлеченный подрядчик. Расходы, связанные с оплатой его услуг, отразите проводкой:

Дебет 91-2 Кредит 60
– учтены расходы на ликвидацию основного средства, выполненную подрядным способом;
, и ).

О порядке списания затрат

В соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению", в целях установления процедуры списания затрат по объектам незавершенного строительства, финансирование которых осуществлялось за счет средств бюджета города:

1. Утвердить:

Положение о порядке списания затрат по объектам незавершенного строительства, финансирование которых осуществлялось за счет средств бюджета города, согласно приложению 1;

Состав комиссии по списанию затрат по объектам незавершенного строительства, финансирование которых осуществлялось за счет средств бюджета города, согласно приложению 2.

2. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя главы администрации города по строительству.

Глава администрации города

Приложение 1 к постановлению

администрации города

Положение

о порядке списания затрат

по объектам незавершенного строительства,

финансирование которых осуществлялось за счет средств бюджета города

I. Общие положения

1.1. Положение о порядке списания затрат по объектам незавершенного строительства, финансирование которых осуществлялось за счет средств бюджета города (далее - Положение), устанавливает порядок списания произведенных капитальных вложений в объекты основных средств, которые не были созданы, отраженные на балансовых счетах бюджетного учета муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства города Нижневартовска" (далее - учреждение).

1.2. В Положении применяются следующие термины и определения:

Объект незавершенного строительства (далее - объект) - объект общественной инфраструктуры (здание, строение, сооружение, другие объекты), не являющийся самостоятельной учетной единицей, финансирование которого осуществлялось за счет средств бюджета города, в отношении которого проведены предпроектные работы, разработка проектной документации, проектно-изыскательские работы, технико-экономические обоснования или строительство (реконструкция) которого не завершено (прекращено);

Затраты по объектам незавершенного строительства (далее - затраты) - произведенные капитальные вложения в объекты основных средств, которые не были созданы, в том числе в сумме расходов по выполнению предпроектных работ, проектной документации, проектно-изыскательских работ, технико-экономического обоснования, строительно-монтажных работ, монтажу оборудования, прочих работ и затрат, входящих в сметы строек в денежном выражении, не приведших к возведению (созданию) объекта основного средства (объекта незавершенного строительства).

1.3. Списание затрат осуществляется в случае, если:

а) объект не является предметом действующих договоров строительного подряда и отсутствует экономическая целесообразность дальнейшего строительства;

б) возведенные строительные конструкции и (или) элементы конструкций в результате длительного перерыва в строительстве частично или полностью разрушены и не пригодны для дальнейшего использования;

в) проектная (предпроектная) документация не соответствует законодательству в связи с изменениями нормативно-правовой базы, регулирующей требования к проектной (предпроектной) документации.

II. Порядок списания затрат

2.1. Для определения затрат, подлежащих списанию, учреждение проводит инвентаризацию имущества и финансовых обязательств, по результатам которой составляет перечень соответствующих затрат по объекту и оформляет предложение о списании затрат, в котором отражаются:

Наименование объекта, затраты по которому подлежат списанию;

Дата постройки (выпуска) объекта;

Дата принятия к бухгалтерскому учету объекта;

Технико-экономическая характеристика объекта;

Информация о финансировании объекта с расшифровкой по годам финансирования;

Причина списания объекта.

2.2. Предложение о списании затрат направляется на рассмотрение в комиссию по списанию затрат по объектам незавершенного строительства, финансирование которых осуществлялось за счет средств бюджета города (далее - Комиссия).

2.3. Вместе с предложением о списании затрат представляются следующие документы:

а) копии документов, подтверждающих строительство объекта за счет средств бюджета города;

б) справка о том, что объект не является предметом действующего договора строительного подряда (с приложением подтверждающих документов);

в) информация о наличии проектной (предпроектной) документации и о сроках действия технических условий;

г) перечень затрат, числящихся на балансе учреждения;

д) акт технического обследования объекта, справка о техническом состоянии объекта;

е) документ, подтверждающий идентификацию объекта (в случае изменения его наименования);

ж) фотографии объекта;

з) ведомость затрат.

2.4. Секретарь Комиссии принимает предложение о согласовании списания затрат по объекту и регистрирует его в день поступления.

2.5. Председатель Комиссии назначает дату и время проведения заседания Комиссии в течение 3 рабочих дней со дня регистрации предложения.

2.6. Заседание Комиссии считается правомочными, если на нем присутствует не менее половины членов Комиссии.

2.7. Срок рассмотрения представленных в Комиссию документов не должен превышать 14 рабочих дней с даты поступления указанных документов в Комиссию.

2.8. Решения Комиссии принимаются простым большинством голосов участвующих в открытом голосовании. При равном количестве голосов голос председательствующего на заседании Комиссии является решающим.

2.9. Комиссия имеет право привлекать экспертов для проведения дополнительного анализа представленных Комиссии документов. Эксперты представляют в Комиссию свои экспертные заключения по вопросам, поставленным перед ними Комиссией. Мнение эксперта, изложенное в экспертном заключении, носит рекомендательный характер.

2.10. По результатам рассмотрения предложения о списании затрат и представленных документов Комиссия принимает решение о согласовании списания затрат либо об отказе в согласовании списания затрат.

2.11. Основанием для отказа в согласовании списания затрат является:

Несоответствие объекта критериям, указанным в пункте 1.3 Положения;

Представление не всех документов, предусмотренных пунктом 2.3 Положения.

2.12. Решение Комиссии оформляется в виде протокола заседания Комиссии, который подписывается председательствующим на заседании Комиссии, секретарем Комиссии и всеми членами Комиссии, принявшими участие в заседании Комиссии.

2.13. На основании решения Комиссии о согласовании списания затрат отдел координации строительного комплекса администрации города готовит проект распоряжения администрации города о списании затрат.

Приложение 2 к постановлению

администрации города

комиссии по списанию затрат

по объектам незавершенного строительства,

финансирование которых осуществлялось за счет средств бюджета города

Заместитель главы администрации города по строительству, председатель комиссии

Заместитель начальника отдела координации строительного комплекса администрации города, секретарь комиссии

Члены комиссии:

Начальник бюджетного управления департамента финансов администрации города

Начальник отдела координации строительного комплекса администрации города

Начальник управления бухгалтерского учета и отчетности - главный бухгалтер администрации города

Характерная особенность объектов незавершенного строительного фонда – их невозможно использовать по назначению до момента сдачи в эксплуатацию. К ним относят жилые и нежилые комплексы основных средств. Выделяют ряд признаков незавершенного строительства:

  • конструкции присуща объемность;
  • возведены сооружения надземного или подземного типа;
  • подведены инженерные коммуникации.

Понятие незавершенного строительства

Незавершенным строительством называют комплекс расходов, произведенных застройщиком, которые накопились со дня закладки объекта и до даты ввода его в эксплуатацию. Объекты, находящиеся в процессе достройки, привязаны к конкретному земельному участку. Готовые здания и сооружения должны быть стационарными, временные постройки (киоски с навесными конструкциями) учитываются отдельно.

Приостановка строительства может быть вызвана недостаточностью финансирования и нехваткой инструментов, сырья, оборотных фондов. Незаконченные объекты после ввода в эксплуатацию будут признаны основными средствами в качестве недвижимого имущества. Но до момента признания работ по объекту полностью завершенными, актив не может отражаться в учетных операциях в составе основных средств.

ВНИМАНИЕ! Сумма по незавершенному строительству формируется только из фактических расходов.

Порядок учета объектов незавершенного строительства

Расходы по недостроенным объектам в учете показываются нарастающими итогами. В стоимость возводимых объектов включают:

  • суммы, потраченные на осуществление монтажных, строительных работ;
  • цену приобретения оборудования для установки в строящемся здании;
  • затраты по освоению застраиваемых территорий;
  • арендные платежи за землю;
  • оплату услуг за оформление проектно-изыскательной документации;
  • расходы, напрямую связанные со строительными мероприятиями по конкретному заданию.

ВАЖНО! Объекты незавершенного строительства нельзя амортизировать.

Бухгалтер при получении первичной документации суммирует все затратные статьи по возведенному зданию или сооружению. В общем итоге отражаются расходы по стоимости инвентаря, сырья, отделочных материалов, заработной плате рабочим, топливу для техники. Если во время проверки объекта был обнаружен брак, то он включается в состав затрат.

Перед вводом объекта в эксплуатацию производится проверка его готовности. По ее результатам составляется Акт. Документ подписывается и сверяется с заказчиком. После признания в учете сооружения материальным активом руководство предприятия может распорядиться им следующими способами:

  • продать третьему лицу;
  • осуществить безвозмездную передачу в пользу физического лица или другого учреждения;
  • инициировать консервацию актива, если он не будет эксплуатироваться длительное время (по причине сезонности производства или вынужденном сокращении объемов выпуска продукции);
  • передать во временное пользование по договору аренды.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! При принятии решения о способе использования возведенных объектов необходимо согласовать операцию с членами созданной на предприятии комиссии.

Порядок перевода объекта из категории незавершенного строительства в завершенное предполагает подписание Акта приема-передачи актива, отражение его стоимости в учете. Бланки актов приведены в постановлении Госкомстата от 11 ноября 1999 г. под № 110. Следующий шаг – прекращается учет хозяйственных операций по этому объекту на стадии незавершенного строительства. Все накопленные на счете суммы переносятся на стоимость введенного в эксплуатацию нового основного средства.

Процедура заморозки незавершенного строительства

Временная приостановка возведения здания или сооружения должна быть документально оформлена. Решение о необходимости этой операции принимается заказчиком, оно фиксируется в приказе с указанием сроков инвентаризации. На следующем этапе осуществляется уведомление застройщика о предстоящей консервации объекта.

Перед заморозкой строительства на объекте проводится инвентаризация. Для этой процедуры создается комиссионный орган из представителей заказчика и исполнителя. Члены комиссии после осмотра недостроенного сооружения составляют инвентаризационную опись. В документе отражают:

  • название объекта;
  • перечень конструкционных элементов;
  • стадию возведения.

После инвентарных мероприятий подписывается Акт о временной остановке строительства.

Продажа недостроенного актива

Реализовать можно только объект, строительство которого было приостановлено. Перед совершением сделки необходимо оформить право собственности на возводимое сооружение. Для этого в Росреестр подается комплект правоустанавливающей документации по земельному наделу и выданное ранее разрешение на начало строительных работ (ст. 40 Закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ). Регистрирующему органу понадобится дополнительная информация:

  • тип возводимого имущественного актива;
  • процент готовности сооружения;
  • предназначение здания по проекту.

В бухгалтерском учете принимаются на баланс выполненные работы, соглашение подряда расторгается.

Бухгалтерский и налоговый учет

Недостроенные объекты в сумме понесенных на их возведение затрат учитываются на 08 счете по 3 субсчету. Счет является активным. Расходные операции отражаются по нему в дебетовых операциях. Все накопленные за период строительства суммы при введении в эксплуатацию актива списываются по кредиту. Типовые проводки:

  • Подрядные работы приняты заказчиком – Д08.3 – К60.
  • Д19 – К60 — отражается размер начисленного .

В форме баланса, утвержденной Приказом Минфина от 2 июля 2010 г. № 66н, стоимость незаконченного строительства показывается в составе основных средств. Для этого предназначена строка 1130 (1 раздел в активе отчетной формы). Дополнительно составляется расшифровка по стоимости недостроенных объектов.

Если недострой решили продать третьим лицам, на его стоимость начисляется НДС. В качестве налоговой базы выступает размер цены, отраженной в договорной документации. Сделка оформляется договором купли-продажи. Полученная выручка относится в учете к периоду, в котором была произведена передача актива покупателю на основании акта. Прибыль показывается датой регистрации прав собственности стороной, приобретающей объект.

Продажа будет сопровождаться составлением таких корреспондирующих записей:

  • Д62 – К91.1 – проводка, подтверждающая признание дохода от операции по продаже недостроя;
  • Д91.2 – К68 – отражен начисленный на договорную стоимость НДС;
  • Д91.2 – К08.3 – учтена стоимость недостроенного актива, который продается.

К СВЕДЕНИЮ! Недостаток действующей схемы налогообложения проявляется для упрощенцев. Им придется включать всю вырученную сумму в базу налогообложения, что существенно повысит значение налогового обязательства.

По Письму Минфина от 24 марта 2017 г. № 03-05-06-01/17081 недостроенные объекты, которые были зарегистрированы, попадают в категорию налогооблагаемого имущества. Стоимость таких активов включается в общий размер базы для налога на имущество. Для физических лиц норма была введена в 2015 году (ст. 401 НК РФ).

Если плательщиком налога на имущество выступает физическое лицо, то за базу для налогообложения принимается кадастровая или инвентаризационная стоимость (ст. 402 НК РФ). В ст. 403 НК РФ предусмотрен ряд льгот по налогу для пенсионеров, инвалидов, лиц с государственными наградами и участников боевых действий (полный перечень лиц, обладающим правом воспользоваться льготой приведен в ст. 407 п. 1 НК РФ). Уменьшить налог путем применения льготы нельзя в отношении торговых, административных объектов и дорогостоящих активов (с ценой от 300 млн. руб.).

У юридических лиц налоговые обязательства по строящимся зданиям возникают после готовности объекта. Освобождение от налога на имущество будет актуально до тех пор, пока предприятие не начнет использовать актив по назначению и не перестанет вкладывать средства в его строительство или доработку.

Если строительство осуществляется заказчиком с привлечением заемных ресурсов, то стоимость возводимых объектов в налоговом и бухгалтерском учете будет различаться. Налоговая стоимость будет применяться при расчете амортизационных отчислений, налога на прибыль, бухгалтерская нужна для выведения обязательств по налогу на имущество (если за основу принимается кадастровая оценка).

Как оформить ликвидацию основных средств и отразить в учете. Как отразить в бухучете ликвидацию объекта незавершенного строительства. Как учесть при расчете налога на прибыль списание объекта незавершенного строительства.

Вопрос: На балансе предприятия числилось незавершенное строение. Сейчас директор говорит, что его сняли с кадастрового учета кадастровая палата, строение снесли.То есть получается я его могу убрать с баланса, но прибыль на сумму объекта я не уменьшаю, только на затраты по сносу?Стоимость незавершенного строительства составляет 1 млн. 300 тыс., куда отнести эти затраты и какие документы спросить у директора?

Ответ: Стоимость незавершенного строительства спишите в прочие расходы в бухгалтерском учете:

Дебет 91-2 Кредит 08

Отражать и оформлять ликвидацию основного средства не нужно, ведь имущество еще не было учтено в составе основных фондов на счете 01 «Основные средства».
Специальных унифицированных форм по списанию объектов незавершенного строительства нет. Поэтому акт составьте в произвольной форме с учетом требований, установленных частью 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ. За основу можно взять формы, используемые при ликвидации , продаже и безвозмездной передаче основного средства.

Что касается налогового учета, как Вы верно указали, согласно специальной норме, установленной пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ, организация вправе учесть в составе внереализационных расходов только затраты на ликвидацию объекта незавершенного строительства. Например, демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества. При этом стоимость ликвидируемого имущества (в т. ч. проектные, подготовительные работы) при расчете налога на прибыль учесть нельзя. Такие затраты не связаны с деятельностью, направленной на получение доходов, поэтому они не являются экономически обоснованными. Такое ограничение установлено в пункте 1 , .

Обоснование

Как оформить ликвидацию основных средств и отразить в учете

Ситуация: как отразить в бухучете ликвидацию объекта незавершенного строительства

Стоимость капитальных вложений спишите в прочие расходы. Отражать и оформлять ликвидацию основного средства не нужно.

Ведь имущество еще не было учтено в составе основных фондов на счете 01 «Основные средства». Поэтому создавать комиссию, оформлять акт о списании основного средства и вносить записи в инвентарную карточку не нужно.

Затраты на строительство объекта учитывают на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». Независимо от причины выбытия объекта незавершенного строительства эту операцию отразите проводкой:

Дебет 91-2 Кредит 08
- списана фактическая стоимость незавершенного строительства.

Все операции надо подтверждать оправдательными документами. Такое требование установлено в части 1 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 № 402-ФЗ.

Специальных унифицированных форм по списанию объектов незавершенного строительства нет. Поэтому акт составьте в произвольной форме с учетом требований, установленных частью 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 № 402-ФЗ. За основу можно взять формы, используемые при ликвидации , продаже и безвозмездной передаче основного средства.

Ситуация: как учесть при расчете налога на прибыль списание объекта незавершенного строительства

Порядок расчета налогов зависит от способа списания объекта незавершенного строительства.

Ликвидация . Согласно специальной норме, установленной пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ, организация вправе учесть в составе внереализационных расходов только затраты на ликвидацию объекта незавершенного строительства. Например, демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества. При этом стоимость ликвидируемого имущества (в т. ч. проектные, подготовительные работы) при расчете налога на прибыль учесть нельзя. Такие затраты не связаны с деятельностью, направленной на получение доходов, поэтому они не являются экономически обоснованными. Такое ограничение установлено в пункте 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ. Аналогичный вывод содержится в письмах Минфина России от 7 октября 2016 № 03-03-06/1/58471 , от 1 октября 2012 № 03-03-06/1/512 .

При ликвидации основного средства объекта обложения НДС не возникает ().

Продажа объекта . В этой ситуации в базу для расчета налога на прибыль включите доход от реализации. Его можно уменьшить на стоимость создания объекта. Это следует из и подпункта 2 пункта 1 статьи 268 Налогового кодекса РФ. Такая позиция подтверждена и налоговой службой (см., например, письмо УФНС России по Москве от 28 февраля 2005 № 20-12/12075.1).

При продаже объекта нужно начислить и заплатить НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Безвозмездная передача . Имущество стоимостью свыше 3000 руб. дарить коммерческим организациям запрещено. Исключение есть только для коммерческих организаций-учредителей, если такая обязанность предусмотрена в их уставе . Если объект безвозмездно передан некоммерческой организации, нужно заключить договор дарения. Такие правила установлены в , пункте 1 статьи 575 и Гражданского кодекса РФ.

При безвозмездной передаче в налоговом учете доходов не возникает. Стоимость переданного имущества и расходы, связанные с его передачей, при расчете налога на прибыль не учитывайте. Этот порядок следует из положений статей