Может ли страховая взыскать деньги с виновника дтп по каско? Страховая компания требует возместить ущерб за дтп.

Одновременно с введением обязательного права страхования гражданской ответственности автомобилистов, появилось много разнообразных терминов, исходящих из условий договора страхования.

Слово суброгация в переводе из латыни означает замена. Согласно 965 статье Гражданского кодекса это означает, что к страховой организации, которая выплатила компенсацию потерпевшему, переходит право получить возмещения убытков с лица, причинившего вред.

В современном мире суброгация применяется во многих странах и помогает исключить двойные выплаты в пользу потерпевшего.

Таким образом, суброгация по ОСАГО с виновника ДТП позволяет страховщику возместить свой ущерб за счет денежных средств водителя, по вине которого произошла дорожная авария.

Ведь страховая организация, что уже выплатила ущерб по заключенному договору, становится лицом, которому нанесен убыток в пределах оплаченной суммы. Происходит замещение потерпевшего.

Но это не означает, что автомобилист, виновный в ДТП, обязан выплачивать денежные средства из собственного кармана, ведь он тоже имеет страховой полис ОСАГО. В первую очередь, возмещать ущерб будет страховая компания, с которой автомобилист заключил договор.

На данный момент максимальный размер таких выплат составляет 400 тысяч рублей. Если сумма, необходимая для ремонта превышает, указанную, то виновник ДТП обязывается самостоятельно возместить ущерб.

После случившегося дорожного происшествия, пострадавший вправе получить страховые выплаты. Если авто застраховано только по договору ОСАГО, ущерб выплачивается компанией, с которой заключен договор виновника аварии.

Страховщик виновного лица должен компенсировать ущерб компании потерпевшего и только после этого выдвигать претензии страхователю.

Поскольку при оформлении ОСАГО максимальная сумма ущерба не превышает 400 тысяч рублей, то страховщик виновника ДТП вправе воспользоваться суброгацией только при превышении этой суммы.

В соответствии с законодательством, если страховые выплаты производятся по полису ОСАГО, то потерпевшей стороной признается компания, имеющая договор с виновником.

Страховая требует возместить ущерб за ДТП суброгации, виновнику ДТП предъявляется претензия, обоснована фактами. Документ должен содержать весомые обстоятельства для взимания суммы и сроки оплаты.

Если виновник не хочет компенсировать ущерб добровольно, то все документы передаются в суд, где и принимается решение о принудительном взыскании долга.

Довольно часто водители не желают соглашаться с тем, что от них требуют выплат по суброгации или не знают, как решить ситуацию без судебных разбирательств.

В некоторых случаях страховщики сами подают иск в суд, без предварительного уведомления виновника.

Но суброгация при ДТП — не редкость, судебная практика довольно обширная. Чтобы разобраться во всех возможных нюансах, следует рассмотреть наиболее частые ситуации, которые встречаются.

Примеры из судебной практики:

Срок исковой давности по суброгации по ОСАГО — это промежуток времени, который отводится владельцу ТС для обращения в суд с целью решить появившиеся проблемы.

Если человек не успевает подать иск, то он может получить отказ в рассмотрении своего дела.

В большинстве случаев, закон предусматривает срок исковой давности 3 года. Но исковая давность по ОСАГО составляет всего 2 года. Такой строк установлен для исков, что предъявляются к страховым организациям.

Если иск подан на взыскание с виновника ДТП, то срок для него составит 3 года.

Особого рассмотрения требует вопрос о сроке исковой давности по суброгации по ОСАГО. Так как суброгация регулирует отношения по компенсации вреда, а не вопросы по имущественному страхованию, исковая давность будет составлять не два года, а три.

При этом стоит учитывать, что молчание ответчика и игнорирование им претензии со стороны страховой организации в ожидании истечения срока давности, в основном приводят к тому, что суд удовлетворяет претензию даже по истечению срока давности.

Так как ответчик не отреагировал в установленный срок. Поэтому лучше не пытаться избегать платежа таким способом.

Сроки исковой давности по суброгации прописываются в главном обязательстве и считаются со дня наступления страхового случая.

Когда страховщик предъявляет требования к виновнику

Суброгация по ОСАГО с виновника ДТП имеет место если:

  1. Полностью доказана виновность одного из водителей и подтверждается справками из ГИБДД.
  2. Наличие соответствующего договора между страховщиком и страхователем, действующего на момент ДТП.
  3. Пострадавший получил страховую выплату в полном объеме. Ее размер рассчитывается на основании данных из проведенной экспертизы.
  4. Срок исковой давности еще не закончился, он составляет 3 года.

Важно учитывать, что сумма взыскания с виновника ДТП, не может быть больше суммы, которую получил пострадавший по договору страхования.

Суброгации не может быть в таких случаях:

  1. Доказано, что дорожная авария случилась в результате обстоятельств, которые не зависят от виновника, в результате неумышленных действий.
  2. Пострадавшая сторона не имеет имущественных претензий к потерпевшему по определенным причинам. Но в таком случае, получить выплату по ОСАГО невозможно, ведь отсутствие претензий является основной причиной отказа в страховой выплате.

Страховая суброгация проявляется в возмещении страховщикам убытка, полученного в дорожной аварии. Порядок суброгации по ОСАГО выглядит так:

  1. Устанавливаются виновник и пострадавший в ходе аварии.
  2. в соответствии с законодательством, пострадавший вправе обратиться к виновнику ДТП или к своему страховщику по поводу возмещения ущерба.
  3. Если страхователь обратился к страховщику за выплатами и ущерб был возмещен полностью, к страховщику переходит право требовать компенсации от виновной стороны.
  4. По факту суброгация — это замена потерпевшей стороны, на место которого после произведенной выплаты встает страховщик.

Именно в таком порядке суброгации осуществляется возмещение ущерба при ДТП. Суброгация представляет риск, которого следует опасаться каждому виновнику аварии при нанесении ущерба потерпевшему. Если у последнего есть договор страхования.

При любой возможности заявить соответствующее требование, страховая организация обязательно это сделает.

Изначально суброгационное требование предъявляется страховщику виновного водителя, а если размер требования превышает размеры страхового покрытия, то требование будет предъявлено к виновному лицу.

Документы

Страховая компания обязана подтвердить свое требование к виновному автомобилисту такими документами:

  • подтверждение наличия страхового договора, заключенного с потерпевшим и действительного на момент ДТП;
  • документы из ГИБДД, которые подтверждают факт ДТП;
  • подтверждение виновности водителя;
  • заключение экспертизы осмотра повреждений, расчет цены восстановления, акта приема передачи результатов ремонта;
  • подтверждение факта оплаты ущерба.

Регрессия и суброгация ОСАГО являются правами страховой компании . Изначально пострадавшее лицо обращается в страховую компанию, получает страховые выплаты, и уже после этого страховщик вправе воспользоваться регрессом или суброгацией.

Основные различия данных понятий:

  1. Право регресса появляется у компании, которая выплатила сумму ущерба, к виновнику ДТП. При этом он является ее клиентом. Основанием может служить то, что при аварии он нарушил условия договора страхования, например, находился в состоянии алкогольного опьянения.
  2. А суброгация возникает у страховщика, выплатившего сумму страхового возмещения. Организация имеет право требовать компенсации убытков с виновника ДТП. Сумма требования ограничена, она не должна превышать размер выплат потерпевшей стороне.

Срок требования тоже будет отличаться. В первой ситуации он начинает исчисляться с момента происшествия, а во втором — с момента осуществления выплаты.

Существенное отличие регресса от суброгации заключается в том, что страховая организация может потребовать возмещения из своего же клиента.

Таким образом, суброгация — это элементарный переход права на взыскание суммы ущерба, причиненного виновником ДТП. Страховые компании, которые заключили договор ОСАГО, могут воспользоваться правом на возмещение убытков при дорожной аварии.

Виновникам ДТП невозможно обезопасить себя от суброгации, так как это право страховщика, предусмотренное законодательством.

Видео: Регрессный иск от страховой компании. На какой стороне Вы: истец или ответчик?

Вас заинтересует:


Один комментарий

    Добрый день, пришло письмо от СК югория, это компания страхует потрепевшую сторону. Пришла претензия от югория по возмещению ущерба по суброгации. Моя компаря ингострах выплатила им ущерб в размере 49 тыс, но полный обьем ссотстовляет 6ш тыс, эту разницу требуют с меня. Хотя лимит в 4000 тыс ге превышен и к пунктам по суброгации я тоже не отношусь что делать?

Указывает, что к страховщику, осуществившему возмещение потерпевшему по страховому договору, переходит право истребования затраченной суммы у виновника ДТП. То есть, после того как потерпевшему страховая компания оплатила ремонт автомобиля либо выплатила денежную компенсацию, она может потребовать от виновника возместить ей ущерб и выплатить данную сумму.

Право обратного требования (регресса) лицом, возместившим вред, к лицу его причинившему сформулировано в ст. 1081 Гражданского кодекса РФ .

Регрессное требование от страховщика – ситуация неприятная. По каким же основаниям страховщик может обратиться с таким требованием?

В каких случаях бывает?

В ст.14 Закона «Об ОСАГО» приведён обширный перечень оснований, по которым может быть выставлено требование о возмещении убытков. Это умышленное совершение ДТП, состояние опьянения виновного водителя в момент аварии, истекший на момент ДТП срок действия диагностической карты ТС и т.д.

Так как мы говорим конкретно о Европротоколе, то нас интересуют главным образом пункты «ж» и «з»:

  1. В п. «ж» ст.14 указано, что регрессное требование может быть предъявлено виновнику, если в течение 5 дней после ДТП он не предоставил свой экземпляр извещения об аварии (Европротокол) в свою страховую компанию.
  2. В п. «з» говорится о ситуации, когда виновник приступил к ремонту или утилизации своего авто, не дождавшись, пока пройдут положенные 15 дней, и/или не предоставил свой автомобиль к осмотру и экспертизе по требованию страховщика.
Более детально о том, что должен делать виновник ДТП после составления Европротокола, а также о последствиях его неправильных действий, узнайте в .

Из видео узнаете в каких случаях у страховой компании есть право регрессного требования к виновнику ДТП:

Сколько страховая компания может взыскать с виновника ДТП?

Страховщик может потребовать с причинителя вреда сумму, непосредственно затраченную на возмещение ущерба потерпевшему, плюс те суммы, которые были затрачены дополнительно (на проведение независимой технической экспертизы, ведение страхового дела и т.д.).

То есть, придётся возместить фактически внесённую страховой компанией за ремонт сумму плюс ещё несколько тысяч за дополнительные расходы страховщика.

Как избежать и можно ли не платить?

Как не платить регресс страховщику ОСАГО – очень актуальный и частый вопрос среди автолюбителей. Многие получают претензии от страховой с требованием выплаты по прошествии достаточно немалого времени после аварии , когда они уже и забыли о случившемся. Автолюбители напирают на то, что информации о пункте «ж», который и является основой для большинства таких требований, очень мало, что не все знают законы.

Что ж, действительно, требование регресса может быть неожиданным и даже шокирующим. Однако сложившаяся судебная практика говорит о том, что опротестовать такое требование не получится. Оно законно. Если у вас нет на руках подтверждения, что вы вовремя сдали Европротокол в страховую, то платить придётся.

Подавать в суд, если регрессное требование обосновано, не стоит: придётся ко всему прочему оплатить ещё и судебные издержки. Лучше всего урегулировать дело в досудебном порядке.

Как избежать регресса по ОСАГО и не тратить лишние деньги (ведь, возможно, они понадобятся на ремонт собственной машины, если она тоже пострадала в ДТП)? Единственный способ – быть внимательны и строго выполнять требования Закона «Об ОСАГО» . То бишь, своевременно отправить в страховую свой экземпляр извещения о ДТП и не приступать к ремонту своей машины до истечения 15 календарных дней.

Что будет, если страховая требует возместить ущерб, а у виновника нет денег?

В досудебном порядке можно попробовать договориться со страховой о рассрочке . Нередко страховщик идёт навстречу и сумму по регрессному требованию можно выплачивать не сразу, а за несколько месяцев частями.


Что делать, если не согласны с затребованной суммой? Страховщик должен предоставить вам все документы (акт осмотра, акт технической экспертизы, фотографии автомобиля, пострадавшего в ДТП, виноваты в котором вы). Если вам их не предоставили вместе с претензией – отправляйте ценное письмо страховщику и требуйте предоставить всё необходимое.

Затем с этими документами можете отправиться к независимому эксперту и попросить его проверить, насколько реальные цифры вам назвали. Если они завышены – обращайтесь в страховую и требуйте снижения суммы на основании полученного заключения.

Если же сумма реальная, тогда лучше оплатить. Если же не платить по регрессу, тогда страховая обратится в суд , который обяжет выплачивать сумму по иску. При неисполнении требования в дело вступают судебные приставы.

Подводя итоги, можно сказать, что в случае аварии и определённый риск требования регресса по ОСАГО существует. Если на основании ст. 14 Закона «Об ОСАГО» вам уже выслали претензию из страховой компании о возмещении убытков, то оптимальное решение – это выплатить ущерб, а в дальнейшем помнить о требованиях законодательства и выполнять их.

Коллизии законодательства – ситуация не частная, но встречающаяся в нашем правовом пространстве. С принятием новых законов об ОСАГО с такой практикой встретили автовладельцы, попавшие в аварии и пытающиеся возместить чужой ущерб за счет выплат со стороны страховых компанией. Основная проблема звучит так - страховая требует возместить ущерб по ОСАГО, европротокол и прочие данные в расчет хоть и берутся, но никак не влияют на ситуацию.

Юристы Хонест проанализировали практику и законодательство и рассказывают, как быть в подобных ситуациях.

Пример из жизни

Автовладелец на иномарке двигается по загруженной дороге, теряет внимание и сокращает дистанцию до впереди идущего отечественного автомобиля. Небольшая авария, повреждения у другого водителя минимальные. Оформили все документы, распрощались без конфликта. Водитель иномарки не волнуется – ведь сейчас по ОСАГО действует сумма до 400 тысяч рублей, этих денег вполне хватит на замену поврежденного бампера и багажника.

Через полгода владелец иномарки получает письмо, в котором страховая компания требует от него 30 тысяч рублей. Это частая ситуация, когда происходит ремонт по ОСАГО в 2018 году, где требуют доплату. Страховая поясняет требование тем, что 30 тысяч рублей – это сумма, которой недостаёт при оплате расходов на восстановление автомобиля пострадавшего в аварии.

Как мыслит страховая компания

Страховые требуют возместить ущерб из-за коллизии в новом законодательстве. И фактически они в своем праве.

Претензия строится на следующих данных. Следите за руками.

Ремонт отечественного автомобиля обошелся в 70 тысяч рублей. Страховая пострадавшего выставляет счет страховой виновника, автовладельца на иномарке.

Отечественный автомобиль уже не новый, поэтому страховая виновника выплачивает 40 000 рублей с учетом износа.

Остаток страховая пострадавшего требует с виновника аварии.

Как такое может быть? У пострадавшего КАСКО.

Ситуация с КАСКО

Вся проблема в наличии у отечественного автомобиля полиса КАСКО – именно по нему пострадавший решил оплатить восстановление автомобиля.

Потерпевшему страховая ремонтирует авто по КАСКО. Выставляется счет страховой компании виновника. Сумма возмещения по ОСАГО рассчитывается не из фактически потраченных средств на ремонт, а по единой методике расчета, которая учитывает износ деталей. Здесь и возникает разница в 30 тысяч рублей, которую требуют виновника.

С одной стороны, виновник честно застраховал машину по ОСАГО. С другой – страховая компания законно требует возместить материальный ущерб.

Эксперты сходятся во мнении, что с точки зрения закона здесь все верно. С точки зрения же справедливости – нет. Но до сих пор решения этой проблемы нет.

Простыми словами – вся проблема в обязанности страховых считать выплаты по ОСАГО с учетом износа. В КАСКО же абсолютно обратный принцип – меняется старая поврежденная деталь на новую.

Что говорит конституционный суд

Суды первых инстанций в своей работе ориентируются на законодательство и разъяснения Конституционного суда . Последний четко дал понять, что сегодняшняя практика соответствует действующим законам. Взыскиваются средства с виновника аварии по Гражданскому кодексу. Закон об ОСАГО же просто является дополнительным нормативом, которые защищает права потерпевшего в аварии.

Поэтому требования о возмещении ущерба по ОСАГО с виновника аварии абсолютно законны.

На некоторых сайтах в интернете есть опубликованные статьи, в которые водителям рекомендуется составлять европротокол ОСАГО – якобы это страхует от подобных проблем. Никакой разницы для страховой компании в такой ситуации нет – оформлено ли ДТП по европротоколу или с вызовом сотрудников полиции. Если автовладелец попал в ситуацию с требованием возместить ремонт по ОСАГО, то ориентироваться стоит на разъяснения Конституционного суда и законы, а не на чьи-то советы по оформлению ДТП.

Разъяснение законодательства

Чтобы лучше понять, почему возникают ситуации, когда страховые проводят ремонт по ОСАГО и требуют доплату, и почему раньше такого не было, нужно разобраться в изменениях законодательства.

Как это работало раньше

Водитель попадает в ДТП и обращается за компенсацией. Далее происходит один из двух вариантов развития событий:

  • Страховые возмещают ущерб с помощью денежной выплаты владельцу машины – сумма компенсации зависела от износа автомобиля и общей стоимости нужного ремонта;
  • Деньги зачисляются на счет автосервиса.

Автовладелец в таких ситуациях порой был вынужден или доплачивать за разницу между расчетами страховой компании и стоимостью реального ремонта. Но был и плюс – можно было отказаться от восстановительных работ, забрать разбитое авто и деньги. Далее машина или ремонтировалась самостоятельно или продавалась.

Часто приходилось судиться со страховыми компаниями, которые рассчитывали сумму компенсации в «удобном» для себя объеме. Нужно было делать экспертизу, учитывать износ авто, среднерыночные цены на запчасти и работу.

Порой были и «подставы» - люди создавали ситуации, когда страховым приходилось выплачивать компенсации за фиктивные ДТП.

Как сейчас

В актуальном виде закон о выплатах по ОСАГО выглядит иначе, чем раньше. Ремонт по ОСАГО проводится на партнерских СТО, с которыми страховые компании заключили договора. Оплачивается не натуральная компенсация, а стоимость работ сервисных инженеров и цена запчастей.

Центробанк разработал специальную методику, по которой рассчитывается сумма компенсации. Страховые компании не могут отступить от правил и сделать выплаты в денежном виде. Ограничения касаются нескольких категорий граждан:

  • Владельцы легковых транспортных средств;
  • Транспортные средства прошли регистрацию в России и принадлежат гражданам.

Страховая или автосервис могут предложить вам доплатить за ремонт или заменить поврежденные детали на б/у. Вы не обязаны на это соглашаться.
А вот страховая должна обеспечить ремонт вашего ТС в установленный законом срок.

Когда придется доплатить за ремонт

Бывают ситуации, когда страховая может требовать доплату по ремонту:

  • Стоимость ремонта превышает установленного максимума по ОСАГО – 400 тысяч рублей. Сумму сверхлимита страховая имеет право требовать с виновника аварии.
  • Когда оформляется европротокол – максимум снижается до 100 тысяч рублей.
  • Признается обоюдная вина в аварии.

Величина выплат, которые страховая может заплатить сервисному центру или выдать в виде денег, устанавливается законом в зависимости от ситуации:

  • 500 тысяч рублей – есть вред, причиненный здоровью и жизни.
  • 400 тысяч рублей – возмещение ущерба машине.
  • 100 тысяч рублей – оформление аварии проводилось по европротоколу.

Гарантия на ремонт

Обратите внимание, на ремонтные работы, проведенные по ОСАГО, устанавливается гарантийный срок. Если начались проблемы, вы можете обратиться с требованиями их устранить:

  • В течение минимум 12 месяцев на кузовные работы и работы с краской;
  • В течение минимум 6 месяцев на другие проблемы.

Как страховая может в определенных случаях требовать доплаты, так и вы можете вступить в противоборство со страховой компанией.

Обратите внимание, если страховая компания допустила нарушения в процессе восстановления автомобиля, в порядке претензионной работы с владельцем авто или в других юридически важных аспектах, то требования компании можно оспорить.

Обращайтесь к профессиональным юристам за консультацией – после предварительного анализа и уточнения деталей специалисты Хонеста подскажут, стоит ли пытаться бороться со страховой или же их действия законны.

Чем поможет экспертиза

Техническая экспертиза поможет аргументированно общаться со страховой компанией, договариваться и даже требовать компенсации в большем объеме. Заказывают такую экспертизу, когда не согласны с расчетами страховщиков.

Процесс довольно простой и не требует от автовладельца особых усилий. Нужно:

  • Выбрать экспертную организацию – специалисты должны быть с сертификатами и репутацией в профессиональном сообществе.
  • Созвониться, провести предварительную беседу, уточнить ответы на вопросы консультантов.
  • Договориться об осмотре автомобиля.
  • Вместе с экспертом приехать на прием автомобиля у СТОА.
  • Эксперт осмотрит ТС и даст заключение о качестве ремонта.
  • Если эксперт выявит какие-либо нарушения - не подписывать акт приема, заключение эксперта приложить к претензии по качеству ремонта.

Выданное экспертом заключение имеет юридическую силу, если дело дойдет до суда.

Стоимость услуги - 5 000 рублей.

Чтобы забронировать время или получить бесплатную консультацию наших экспертов, позвоните в Хонест.

Об автомобильных авариях хочется забыть как можно быстрее, ведь это далеко не самое приятное событие в жизни каждого водителя. Само общение с органами ГИБДД в сумме с составлением бумаг часто может оказаться даже более неприятным, нежели сам факт аварии. Только стоит ли полностью расслабляться, когда всё уже якобы разрешилось? Во многих ситуациях вопрос мог бы решиться уже на месте, но и тут могут быть неприятные сюрпризы.

Предположим, прошло немного или даже прилично времени и тут вдруг, как гром среди ясного неба, приходит требование обычно достаточно крупной суммы от страховой компании. От количества нулей в данном требовании может стать дурно даже самым стойким автолюбителям. В этой статье мы разберемся, почему так может случиться, как дать отпор страховой компании, какие ещё требования может предъявить страховщик и многое другое.

Страховая компания старается возместить средства, которые были выплачены пострадавшему в ДТП, взыскивая их именно с виновника происшествия. При наличии у Вас на время ДТП ОСАГО, Ваша страховая компания должна покрыть сумму в пределах лимита уже другой страховой компании. Если же этого лимита не хватает, то требуют с Вас уже оставшуюся разницу. В данном случае Вам уже потребуется отстаивать свою позицию в суде, поэтому игнорировать такие вопросы категорически не рекомендуется и стоит .

Есть два варианта, когда страховая может требовать средства за причиненный ущерб другим участникам ДТП, где Вы выступаете именно в лице виновника:

  1. Суброгация. Когда у пострадавшего КАСКО и страховая компания уже полностью покрыла его расходы на ремонт.
  2. Регресс. Когда взыскание с виновника идёт именно по ОСАГО.

Что такое суброгация и как поступать в этой ситуации?

Суброгация – это право страховой компании потребовать утраченную сумму с виновника ДТП. Если переводить буквально с латыни, то само слово означает «замена», по факту именно это и происходит. Право требовать возмещение ущерба переходит к страховщику от пострадавшего, после получения им выплат.

Однако это именно право требований в целях возмещения страховой компании, но не обязанность выплатить полностью всю сумму. В своём иске страховщики часто просят не просто крупные суммы, но и могут удваивать некоторые позиции в актах, чтобы ещё больше увеличить конечную цифру.

  • Проверить дату подачи искового заявления. Есть шанс, что можно будет выиграть дело даже без помощи юристов, а всё благодаря сроку давности. Просрочка исковой давности составляет три года со дня происшествия. А так же досконально изучить все приложенные к заявлению документы. В большей части случаев там будет приложен список перечня работ и запчастей.
  • Постарайтесь вспомнить все детали происшествия. Часто страховщики пользуются тем, что благодаря давнему сроку виновник просто не сможет сориентироваться. Найдите документы, которые были составлены тогда, сравните их с теми, что предоставила для ознакомления страховая компания. Бывают ситуации, когда есть возможность оспаривания виновности в этой аварии.
  • Обязательно просмотрите все заявленные пункты, из которых формируется сумма. Проверьте всё, за что с Вас могут требовать возмещение, ведь страховые легко могут посчитать какие-то запчасти дважды или же вписать в требование оплаты некие пенни, в связи с давностью. Никакие штрафы за просрочку они требовать не имеют права.

В списке запчастей страховые компании указывают стоимость исключительно новых запчастей. Причём, по ценам официального дилера. По закону они должны приложить отчёт об оценке с учётом износа запчастей. Эти данные помогут весьма значительно сократить требуемую сумму.

Регресс при ОСАГО и по каким причинам он может быть

Регресс это ни что иное как взыскание с виновника ДТП той суммы, которая была выплачена другим участникам ДТП . Обычно это связано с тем, что виновник:

  • Находился в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
  • Не имел с собой прав на управление автомобилем;
  • Скрылся с места ДТП;
  • Не имел с собой доверенности на управление средством;
  • Имел на руках талон ТО с уже истёкшим сроком, если он является водителем грузового автомобиля;
  • Не вписан в полис ОСАГО, который у него имеется;
  • Умышленно спровоцировал аварийную ситуацию, по собственному замыслу доведя до возникновения ДТП и причинении ущерба пострадавшим.

С точки зрения страхового права регресс выглядит скорее как наказание. То есть, если приводить пример: уже после ремонта автомобиля и получения выплаты за детали, владелец узнает, что виновный намеренно вызвал аварийную ситуацию. После этого он в праве требовать с виновника ДТП возмещение не только стоимости деталей, но и возмещение средств, потраченных на их замену или починку.

Основанием для регресса выступают именно умышленные противоправные действия, совершенные со стороны виновника ДТП. Случайные события и неумышленные действия не могут являться причиной. Если Вы не совершали умышленно перечисленных пунктов, то обратитесь за помощью к адвокату, ведь необходимо будет доказать обратное и что регресс не имеет места быть.

Как повести себя в суде?

В первую очередь Вы должны отстаивать свои интересы, категорически нельзя пускать дело на самотёк . Так же необходимо, чтобы Вы присутствовали на каждом судебном заседании, пройти это нужно именно лично. Неявка может стать причиной заочного решения, а это означает, что будут в полной мере удовлетворены те требования, которые выставила страховая компания. Даже если они не имеют обоснований или в них есть ложная информация. Обязательно учитывайте этот фактор.

Во-вторых требуется собрать информацию из законодательной базы, которая применима к Вашей ситуации. В этом деле Вам может потребоваться консультация или непосредственная . Учитывая, что участие в процессе хорошего юриста может очень существенно сократить итоговую сумму или даже полностью её оспорить, его присутствие принесет Вам только благо.

Как пример, могут быть указаны повреждения передней левой фары, хотя Вы въехали пострадавшему в заднюю правую. Ваша задача – обозначить все данные, предоставляемые страховой компанией в суде, которые не соответствуют действительности.

Если дело:

  • Рассмотрено в Вашу пользу , то расходы на юриста (согласно ГПК РФ) и его услуги будут возмещены Вам. Будет этот осуществлено пропорционально или же в разумных пределах.
  • Рассмотрено и решение вынесено не в Вашу пользу, то это не повод опускать руки. Наоборот, стоит обжаловать незаконно вынесенное решение в суде вышестоящей инстанции. Это следует делать, если решение было вынесено по независящим от Вас обстоятельствам.

Не стесняйтесь обращаться к помощи квалифицированных специалистов, ведь почти в каждом деле подобного характера есть множество подводных камней. Страховые компании постараются запутать Вас, ввести в заблуждение и взыскать средства, которые Вы не должны им выплачивать. Хороший адвокат в данном вопросе – это уже половина успеха.

В современной практике очень часто случается, что страховая компания пытается взыскать с виновного в дорожно-транспортном происшествии деньги, в счет возмещения убытков, которые она понесла при выплате страховки потерпевшему.Такая процедура называется регресс.

Однако не каждый автолюбитель знает, что делать, в случаях, когда этот механизм права применяется к ним самим.

Имеет ли право страховщик требовать денежные средства с лица, виновного в дорожно-транспортном происшествии по ОСАГО?

Исчерпывающий список случаев, когда страховщик имеет право предъявлять водителю, виновнику автоаварии, регрессные требования представлен в статье 14 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002 года» в редакции ФЗ-N 223 от 21.07.2014 года. Требования страховой компании о возмещении ущерба в любых других ситуациях будут не законными.

Давайте разберемся детально во всех этих случаях:

  • Если виновник дорожно-транспортного происшествия причинил вред здоровью или жизни человека намеренно. Например, из личных неприязненных отношений сбил человека или «протаранил» другую машину;
  • Если виновный водитель в момент совершения аварии находился в состоянии наркотического, алкогольного опьянения либо же под воздействием психотропных препаратов. Необходимо учитывать, что если состояние опьянения не подтверждено документально или же обжаловано виновным в суде, то в этом случае страховая компания не может требовать возмещения в порядке регресса;
  • Виновный автовладелец покинул место аварии до оформления;
  • Водитель, причинивший вред людям или имуществу, не имел водительского удостоверения, не был включен в страховой полис автогражданки, оформленный на определенный круг лиц либо у него вовсе не было полиса ОСАГО.

Помимо вышеописанных случаев, процедура регресса возможна, если ДТП произошло в месте, на которое действие полиса ОСАГО не распространяется.

Регресс страховая компания может применить к лицам, которые перевозят пассажиров (например, такси, микроавтобусы) и стали виновниками дорожно-транспортного происшествия, не имея действующего талона техосмотра.

К слову сказать, для автотранспортных средств, служащих для пассажирских перевозок, диагностическая карта действительна только в течении полугода. В любых других ситуациях автостраховщик не должен применять регресс к виновнику. Если автолюбитель уснул за рулем и стал виновником дорожно-транспортного происшествия, то процедура регресса не может быть применена.

Претензия страховой компании к виновнику ДТП

Разбирательство в досудебном порядке производится, обычно, при суброгации по КАСКО. Страховщик, как правило, не сразу обращается в суд с исковым заявлением к виновнику, а направляет ему письменную претензию, в которой требует выплатить компенсацию за причиненный ущерб добровольно.

Необходимо уточнить, что виновный в ДТП может обнаружить, что претензия направлена ему лишь по истечении двух лет после самого факта аварии. Но, тут необходимо понять, обоснована ли заявленная в претензии сумма возмещения и имеет ли смысл вести борьбу за свои права либо проще согласится с требованиями страховой компании и обговорить условия рассрочки. Обычно, в таких вопросах страховщики рассрочку разрешают.

Как должна быть оформлена претензия?

Достаточно часто случается, что претензия, направленная страховщиком виновнику аварии, является письмом, где вкратце описывается факт аварии, называются нормативно-правовые акты и предъявляется сумма к оплате.

Такая претензия не может быть признана обоснованной, потому что к этому документу должны быть приложены обязательные документы, вот какие :

  • Документы, в которых подтверждаются суммы причиненного ущерба: акт осмотра ТС, возможно с участием специалиста, с точным описанием и локализацией повреждений. При наличии заключение независимого эксперта. Еще должны быть приложены фотографии, подтверждающие повреждения и затраты на ремонт;
  • Документы, подтверждающие виновность в совершении дорожно-транспортного происшествия – справка об аварии из ГИБДД, постановление об административном нарушении или же решение суда;
  • Документы, подтверждающие право на процедуру регресса – копию свидетельства о регистрации транспортного средства, копию полиса ОСАГО, копию решения о выплате страховки потерпевшему и документы, подтверждающие эту выплату;
  • Иные документы, имеющие значение для дела.

Право на инициирование процедуры регресса страховщик получает только тогда, когда он выплачивает страховую сумму потерпевшему. А значит, размер денежных средств, которые страховая компания может потребовать от виновного, должен не превышать сумму, которая была выплачена пострадавшему.

Важно! Если лицо спровоцировало дорожно-транспортное происшествие, повлекшие причинение ущерба имуществу или третьим лицам, находилось в момент аварии при исполнении служебных обязанностей, то, объектом регресса становится его работодатель.

Порядок действий при предъявлении регрессного иска

Квалифицированные юристы, советует помнить, что юридические права есть как у пострадавших водителей, так и у виновных в аварии. Бывают случаи, когда требования возмещения ущерба, предъявляемые страховщиком в порядке регресса, не соответствуют законодательству.

Поэтому, не следует опасаться отстаивать свои права в судебном порядке. Давайте разберемся, какие рекомендации дают практикующие юристы.

Попытаться уменьшить сумму требований

Законодатель предусматривает, что даже если страховщик уже произвел выплату компенсации за ущерб, причиненный в аварии потерпевшему автомобилисту, виновный в ДТП может оспорить сумму такой компенсации. Это право гарантируется Гражданским кодексом Российской Федерации. Страховая компания же имеет право предъявлять требования в порядке регресса, размер которых не превышает действительно выплаченной потерпевшему компенсации.

Для того, чтобы оспорить сумму, требуемую страховой компанией, нужно провести очень тщательный анализ каждого из документов, на которые ссылается страховщик. В первую очередь нужно изучить акт осмотра автомобиля и расчет цены ремонта.

Необходимо помнить, что с 1 декабря 2014 года абсолютно все эксперты, участвующие в системе автогражданки, приняли единый обязательный стандарт, по которому проводятся расчеты суммы ремонта автомобилей, поврежденных при дорожно-транспортном происшествии.

Специалист при выполнении расчетов стоимости ремонта автомашины обязан использовать единые справочники о стоимости запчастей, материалов и стоимости работ по ремонту. Эти справочники установлены Российским союзом автостраховщиков.

Так же при установлении суммы ущерба необходимо учитывать степень износа деталей и механизмов. Поэтому перепроверив все эти документы, можно значительно уменьшить запрашиваемую сумму.

Оспорить законность выплаченной страховой суммы

Обязательно проведение квалифицированной юридической экспертизы всего пакета документов, на основании которых страховщик выплатил денежные средства в счет возмещения вреда потерпевшему при дорожно-транспортном происшествии автолюбителю.

Лучше всего для решения этой задачи обратиться к грамотному юристу, который не только посоветует, что делать в этой ситуации, но и возьмет на себя оформление всех необходимых документов. Стоимость таких услуг автоюриста намного ниже, чем сумма компенсации, требуемая в порядке регресса страховой компанией.

Хороший юрист может и вовсе доказать, что выплаты страховой были выполнены не в соответствии с законодательством и, следовательно, сделать процедуру регресса в отношении виновника аварии невозможной.

Оспорить вину

Юристы, практикующие в сфере страхового права,не редко используют такую тактику. И стоит признать, что она достаточно эффективна, потому что в огромном числе дорожно-транспортных- происшествий была вина автолюбителей все же обоюдная. Часто, в ходе экспертизы устанавливается, что водитель, который был признан виновным в аварии, в действительности не виноват.

То есть, когда страховщик направляет претензию, в которой содержатся сведения, что автовладелец виновен в ДТП и дает отсылку к протоколу об административном правонарушении и к справке об аварии, составленные сотрудниками ГИБДД, то автоюрист будет оспаривать в судебном порядке его виновность.

Из вышесказанного следует, что при получении письменного требования страховщика о выплате в его пользу денежных средств в счет возмещенного потерпевшему ущерба, не стоит сразу же платить. По статистике в 90 % случаев опытные автоюристы вполне могут уменьшить сумму регресса.

Суд со страховой

Во-первых , необходимо защищать свои права, не стоит выпускать ситуацию из-под своего контроля. Обязательно нужно присутствовать на каждом судебном заседании, ведь в противном случае, решение судья может принять без вашего участия и удовлетворить требования страховщика, даже если у вас есть данные, что они не имеют под собой никаких оснований. Не забывайте об этом.

Во-вторых , необходимо хорошо ориентироваться в законодательстве, которое регулирует отношения по вашему вопросу. Для этого чаще всего требуется консультация квалифицированного практикующего юриста. Практика показывает, что участие в деле опытного специалиста помогает не только снизить сумму выплаты, а даже в некоторых случаях оспорить ее в полном объеме.

Как избежать регресса по ОСАГО

Любой автомобилист обязан знать, что доскональное соблюдение Правил дорожного движения и действующего законодательства поможет не допустить ситуаций, в которых страховщик добьется от него выплат в порядке регресса за возмещение ущерба потерпевшей стороне.

Обязательно, стоит внимательно относится к своим документам. Ответственность за их наличие и соответствие законодательству лежит только на автолюбителе.

Каждому водителю нужно помнить:

  • Систематически перепроверять срок действия водительского удостоверения. Ведь просроченный документ приравнивается к отсутствию такого документа;
  • Самостоятельно отслеживать срок действия полиса автогражданки;
  • Не управлять автомашиной, если срок действия полиса закончен или же вы не вписаны в полис ОСАГО.

Необходимо помнить, что нельзя садится за руль в состоянии алкогольного опьянения. И не стоит недооценивать влияние даже небольшого количества алкоголя на состояние человека.