Экономика предмет экономической теории. Предмет и метод экономической теории

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Методы экономической теории
Рубрика (тематическая категория) Производство

Лекция 1 – Введение в экономику. Предмет и метод экономической теории. Потребности и ресурсы общества.

Экономика - это наука, которая изучает использование различных ограниченных ресурсов с целью обеспечения удовлетворения потребностей человека и людей в целом а так же взаимоотношения между сторонами хозяйственной деятельности; а так же само хозяйство, как совокупность средств производства, которые используют люди с целью удовлетворения потребностей.

Предметом экономической теории являются отношения между людьми в процессе их хозяйственной деятельности в условиях редкости или ограниченности ресурсов.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ - Любой объект, который может принять решение о производстве или распределœении тех или иных продуктов или выступать в качестве покупателя.

Экономические объекты стремятся действовать рационально, то есть получать наилучшие результаты при наименьших затратах. Рациональное экономическое поведение приводит к наиболее эффективному результату, что проявляется в стремлении к оптимизации, достижению максимальной выгоды при минимальных затратах.

Функции экономической теории
Познавательная Экономическая теория объясняет, как функционирует хозяйство, в чем суть, причины и последствия тех или иных экономических явлений (напри­мер, как банки делают деньги, в чем суть инфляции, как уровень цен влияет на предложение).
Методологическая Экономическая теория создает теоретическую и методологическую основу для других экономических наук: - отраслевых (экономика промышленности, экономика торговли, эконо­мика транспорта͵ экономика строительства и др.); - функциональных (финансы и кредит, менеджмент, маркетинг, бухгал­терский учет, планирование и др.); - смешанных (экономическая история, экономическая география, история экономических учений, экономическая статистика и др.).
Практическая Раскрывая сущность экономических процессов и явлений, экономическая теория дает рекомендации для хозяйственной практики и экономической по­литики.

Метод - это совокупность конкретных приемов, способов и принципов, с помощью которых определяются пути решения поставленных задач.

В системе методов, применяемых в экономической науке, выделяются всœеобщие (философские, мировоззренческие), общие научные и частные методы.

В экономической теории применяются два противоположных философских метода – метафизический (рассматривает всœе явления изолированно, в состоянии неизменяемости) и диалектический. Диалектический метод позволяет более точно отразить действительность, поскольку: он исходит из того, что в природе и обществе всœе явления находятся в постоянном развитии, изменении;

¾ он исходит из того, что развитие идет от простого к сложному, от низших форм к высшим;

¾ он учитывает, что движущая сила развития есть единство и борьба противоположностей, противоречия тех или иных явлений (к примеру, в экономике – противоречие между производством и потреблением, противоречия интересов)

¾ накопление количественных изменений постепенно приводит к качественным (закон перехода количественных изменений в качественные)

¾ новое отрицая старое сохраняет его положительные стороны, что обеспечивает прогрессивный характер развития, но в результате этого процесса новое само становится старым и затрудняет развитие. (закон отрицания отрицаний)

Общенаучные методы включают метод научной абстракции, анализ и синтез, индукция и дедукция, единство исторического и логического подходов, качественный и количественный анализ, системный подход.

(1) Одним из важнейших в экономическом анализе является метод научной абстракции . Научная абстракция есть мысленное отвлечение (абстрагирование) от несущественных сторон, свойств явлений (внешней видимой формы) и отыскание главного, наиболее существенного в них. Так улавливается сущность явления. В результате абстрагирования выводятся экономические категории. Οʜᴎ выступают как теоретические выражения реальных сторон экономики (прибыль, цена, товар, деньги, зарплата). В совокупности экономические категории образуют понятийный аппарат. Дальнейшее познание направлено на изучение связи экономических явлений.

(2) Значимым в экономической теории является анализ и синтез. Анализ – расчленение изучаемого явления на составные элементы и детальное изучение каждого из них по отдельности, выяснение его места и роли внутри целого. Синтез – метод, обратный анализу, с его помощью происходит соединœение расчлененных и проанализированных элементов в единое целое, раскрывается внутренняя связь между элементами, выясняется их взаимодействие, и в результате воссоздается целостное представление о том или ином явлении.

(3) Выяснению сущности явлений служат индукция и дедукция. Индукция – движение от частного к общему (накопление, систематизация и обобщение фактов с целью формулирования теорий, положений, принципов). Дедукция – движение от общего к частному. Хотя индукция и дедукция представляют из себяпротивоположные способы исследования экономических явлений, в процессе познания их трудно разделить.

(4) Полезным методом является единство исторического и логического подходов. Его значение состоит в том, что он позволяет не только узнать происхождение системы и ее элементов, но также обосновать тенденции развития, его этапы. Экономическая теория должна показать явление в развитии, движении, ᴛ.ᴇ. исторически. В то же время она рассматривает экономические процессы, свободные от случайностей исторического развития, ᴛ.ᴇ. логически.

(5) Еще один метод – качественный и количественный анализ. Многие экономические процессы, явления развиваются на базе постепенных количественных изменений. Такие изменения могут осуществляться до определœенного уровня, называемого мерой количественных изменений. Когда дальнейшие количественные изменения становятся невозможными в рамках имеющегося качества, то они предполагают изменение качественное.

(6) Экономические явления нередко исследуются в рамках системного подхода . Это предполагает рассмотрение изучаемого объекта как системы, как совокупности элементов, взаимосвязанных между собой. При этом данная система может являться элементом системы более высокого порядка (уровня). Системный подход предполагает, что экономические явления исследуются по составу и структуре, в определœенной субординации, с выделœением причинно-следственных связей.

В группе частных приемов выделяют графические, статистические (к примеру, корреляционный анализ), математические методы (к примеру, линœейное и динамическое программирование), моделирование (в том числе с использованием компьютерной техники), сравнительный анализ, практический эксперимент.

Экономическое моделирование Упрощенное, формализованное описание экономической реальности с по­мощью математических символов и алгоритмов. При построении моделœей, иг­норируются многочисленные второстепенные детали, усложняющие выявле­ние определœенных связей и закономерностей, что позволяет лучше понимать и описывать взаимосвязи между экономическими фактами и процессами.
Функциональный анализ Рассмотрение одних экономических явлений и процессов как независимых, а других - как зависимых, производных. При изучении, к примеру, влияния уровня банковского процента на инвестиционный спрос, процент рассматри­вается как независимая переменная (аргумент), а инвестиционный спрос, - как зависимая (функция).
Экспериментирование Искусственное воспроизведение экономических явлений в определœенных специально созданных и конролируемых условиях с целью их изучения и практического изменения. Экспериментирование как метод познания может осуществляться как на микро-, так и на макроуровне. При этом эксперименты не должны насильственно ломать естественные экономические процессы, втис­кивать реальную экономическую жизнь в рамки искусственных конструкций.
Метод графических изображений Использование для описания разного рода экономических процессов и яв­лений схем, таблиц, графиков, диаграмм, позволяющих наглядно демонстри­ровать те или иные зависимости.

Основные этапы развития экономической теории самостоятельно, Название теоретической школы, период появления, представители, основные положения. Меркантилизм, Физиократы, Классическая политэкономия, Марксистская политэкономия, Маржинализм, Неоклассическое направление, Кейнсианство, Монетаризм.

Экономика – сложная система, имеющая несколько уровней. Хотя всœе уровни взаимосвязаны и взаимозависимы, принципы функционирования семейных хозяйств, предприятий и отраслей отличаются от законов развития экономики в целом. В этой связи экономическая теория исследует проблемы эффективного использования ограниченных ресурсов на разных уровнях.

Микроэкономика исследует интересы субъектов хозяйствования, предпринимателœей, бизнесменов, работников, их потребности и мотивы, рыночный спрос и поведение потребителœей и т.д. Иначе говоря, микроэкономика имеет дело с законами функционирования отдельных субъектов в рыночной экономике, изучает цены и объёмы производства продукции на отдельных рынках, факторы спроса и предложения отдельных товаров, особенности поведения фирм в условиях разных типов рыночных структур.

Макроэкономика исследует систему хозяйствования в национальной экономике в целом, рассматривает совокупные агрегированные показатели дохода, занятости, динамики цен, определяет направления экономической политики государства. Она оперирует такими категориями, как совокупный спрос и совокупное предложение, национальный доход, финансовая система, инфляция, государственный бюджет, макроэкономические пропорции и их регулирование.

Мезоэкономика, или медиум-уровень (термин стал использоваться относительно недавно) предполагает исследование законов функционирования определœенных подсистем национальной экономики в территориальном (регион, область, город, район и т.д.) или отраслевом (промышленность, аграрный сектор, военно-промышленный комплекс и т.п.) разрезе.

Мегаэкономика, или супермакроэкономика (мировая экономика) – исследует важнейшие формы международных экономических отношений (непосредственно международное производство, миграция рабочей силы, миграция капитала, международные валютные отношения, международная торговля).

При исследовании экономических явлений, процессов используются позитивный и нормативный анализ. Соответственно, различают позитивную и нормативную экономику. В случае если позитивная экономика изучает явления так, как они есть (или то, что есть в действительности, фактическое состояние дел), то нормативная экономика предполагает наличие оценочных суждений, представлений о том, как должно быть.

Пример позитивного (фактического) утверждения: "В случае если курс доллара возрастет, это будет способствовать росту экспорта". Пример нормативного (оценочного) утверждения: "Стипендии студентов не должны быть ниже уровня прожиточного минимума".

Методы экономической теории - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Методы экономической теории" 2017, 2018.


Лекция №1.

Тема: Предмет и метод экономической теории

Цель лекции: Рассмотреть методы экономической теории. Уяснить предмет экономической теории.

План лекции:

1. Возникновение и основные этапы развития экономической науки

2. Предмет экономической теории

3. Метод экономической теории

Ключевые слова : экономическая теория, экономика, анализ, синтез, позитивная экономическая теория, нормативная экономическая теория

1. Возникновение и основные этапы развития экономической науки

Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей древнего мира, прежде всего стран Дальнего Востока - колыбели мировой цивилизации. Первые попытки теоретически осмыслить экономическое устройство общества были сделаны в сочинениях Ксенофонта (430-335 г.г. до н.э.), Платона (428-348 г.г. до н.э.)

Натурально-хозяйственная концепция была характерна и для экономических взглядов Платона. В своем проекте о государственном устройстве он отвел государству функцию разрешения противоречия между многообразием потребностей людей и однообразием их способностей. По мнению Платона, частную собственность могли иметь лишь лица, не способные к политической деятельности, т.е. представители третьего сословия: земледельцы, ремесленники и торговцы. Философы, управляющие обществом, и стражи не должны иметь никакой собственности. Затрагивая вопросы товарного производства, Платон подошел к пониманию того, что в процессе обмена имеет место приведение к "соразмерности и единообразию" несоразмерных и разнообразных товаров.

Экономическая мысль эпохи феодализма охватывает широкий круг проблем, начиная с обоснования законности владения феодальной землей, вечности деления общества на классы и кончая усилением внимания к проблемам товарно-денежных отношений. При этом, как правило, поддерживая развитие товарно-денежных отношений, кроме ростовщических, идеологи того времени стремились сохранить феодальный строй.

Политическая экономия как самостоятельная наука возникла значительно позже - в период зарождения капиталистического строя, формирования национального рынка. Она выражала интересы буржуазии как восходящего в ту пору класса. Тогда же и появился и сам термин "политическая экономия", родившийся в результате сочетания трех древнегреческих слов: "политейя" - общественное устройство, "ойкос" - дом, хозяйство и "номос" - закон.

2. Предмет экономической теории

Уяснить предмет науки - значит установить, что она постигает. Люди, начинающие изучать экономическую теорию, обычно требуют, чтобы им было дано краткое, желательно в одном предложении и сразу понятное определение этого предмета. Между тем, втиснуть в несколько строк точное описание любого предмета, которое четко отделило бы его от смежных дисциплин и дало бы представление начинающему о всех вопросах, охватываемых этим предметом, дело весьма нелегкое.

Греческое слово "экономика" в буквальном переводе означает "искусство ведения хозяйства". Но за две с половиной тысячи лет, прошедших с тех пор, как древнегреческий писатель и историк Ксенофонт дал это имя "новой" науке, содержание ее изменилось до неузнаваемости. Хозяйство теперь ведется и управляется не только в рамках семьи или города, но и пределах крупного региона, страны, всего мира.

Существует несколько определений предмета экономической теории, или как ее называли до недавнего времени, политической экономии:

Эта наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми; - эта наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей, извлечении ими средств к существованию и использовании этих средств;

Эта общественная наука, которая изучает поведение людей и групп людей в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ;

Эта наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства;

Эта наука о богатстве;

Эта наука о законах, управляющих производством и обменом материальных благ на различных этапах развития общества (Энгельс);

А. Маршалл сводит предмет науки к исследованию богатства, стимулов к действию человека и мотивов противодействия;

Эта наука, которая занимается общественными отношениями людей по производству, общественным строем производства и т.д.

Мир экономики очень сложен. В нем взаимодействуют миллионы людей,

3. Метод экономической теории

Первая задача современной экономической науки состоит в том, чтобы описать, проанализировать и объяснить динамику экономических процессов, происходящих в производстве, при распределении произведенного продукта и его потреблении. Выводы экономической науки необходимы для установления экономического поведения общества. Сложность поведения людей и изменений в социальной жизни не позволяет надеяться на достижение той степени точности, какая присуща исследованиям в области естественных наук. В ходе экономического анализа не представляется возможным проводить контролируемые эксперименты. В выводах приходится многое упрощать, абстрагироваться от бесконечной массы деталей. То, что считается благоразумным для отдельного человека или фирмы, может быть подчас безрассудным для нации или государства. "Путь познания, подчеркивает В. И. Ленин, - идет от живого созерцания действительности к абстрактному мышлению и от него к практике".

Всякая наука вырабатывает и применяет свой инструментарий, конкретные способы и приемы познания действительности. Экономисту, как и астронавту приходится довольствоваться главным образом "наблюдением". Но для получения достоверных выводов сначала надо научиться объективно оценивать то, что является предметом наблюдения. Явления и процессы должны изучаться в их всеобщей связи и взаимозависимости, в состоянии непрерывного развития и изменения. Здесь нельзя обойтись без статистики, без построения динамических рядов, таблиц, без применения системного подхода к анализу явлений. С переходом к рыночной экономике предварительно надо было обосновать и выдвинуть целый ряд гипотез, показывающих, как будут развиваться хозяйственные связи, изменяться цены, в каком направлении будет происходить социальная дифференциация населения, какие изменения произойдут в структуре производства, валовом продукте, его качестве. Не лишним было бы рассмотреть различные гипотезы развития межнациональных отношений и нравственности. метод познания - это не продукт субъективного взгляда, а правильное отражение в сознании людей объективного процесса развития данной реальности.

Лекция №2

Тема: Общественное производство и его структура.

Цель лекции: Раскрыть сущность, структуру, результаты общественного производства. Рассмотреть состав и стадии движения общественного продукта.

План лекции:

1. Общественное производство и его роль в жизни общества

3. Общественный продукт, его состав и стадии движения

Ключевые слова: общественное производство, ресурс, фактор, общественный продукт.

1. Общественное производство и его роль в жизни общества

Первоначальную основу жизни составляет общественное производство.

Производство не единственный фактор, определяющий богатство стран и народов. На экономическое развитие оказывают влияние природные ресурсы, климат, естественное плодородие земли, накопленные людьми знания и опыт, чис-ленность народонаселения и другие факторы. Однако определенный результат общество может получить лишь в том случае, если использует эффект, заложенный в этих факторах, в процессе производства.

Под производством понимается процесс воздействия человека на предметы и силы природы и приспособления их к удовлетворению тех или иных своих потребностей. В нем взаимодействуют три компонента: рабочая сила человека, предметы труда и средства труда.

Под рабочей силой понимается совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм и которые реализуются в ходе трудового процесса. По мере развития общественного производства изменяются характер и содержание рабочей силы. На ранних этапах развития общества главную роль играли физические способности человека к труду. По мере развития производства, особенно в условиях современной научно-технической революции, все более высокие требования предъявляются к умственным способностям человека, к его интеллектуальному уровню, научно-техническому образованию, квалификации и другим качествам.

Рабочая сила выступает личным фактором производства, а человек - как ее носитель, трудящийся - как главная производительная сила.

Предмет труда - это все то, на что направлен труд человека, что составляет материальную основу будущего продукта. Если на заре цивилизации предметом труда исключительно было вещество природы, то по мере развития производства, науки и техники среди предметов труда все большее место занимают продукты производства, которые называются сырьем.

Средства труда - это вещи или комплексы вещей, с помощью которых человек обрабатывает предметы труда, воздействует на них. К ним относятся разнообразные орудия труда, механизмы, средства связи, пути сообщения, земля и др. По мере развития производства средств труда развиваются, совершенствуются, усложняются.

Предметы труда и средства труда в совокупности выступают как вещественный фактор производства, как средства производства.

2. Общественный продукт, его состав и стадии движения

Производственные возможности общества всегда были ограничены. С увеличением населения возникала необходимость вовлечения в хозяйственный оборот новых земель, самых разных природных ресурсов. До начала ХХ столетия темпы прироста используемых ресурсов оставались относительно небольшими. Объяснялось это, с одной стороны, определенной стабильностью в потребностях населения, а с другой стороны, - ограниченностью роста численности самого населения. Две тысячи лет назад на Земле проживало 230-250 млн.чел., в 1800 г. - не многим более 900 млн., в 1900 - 1,5 млрд., 1960 - около 3 млрд., 1995 - 5,5 млрд.человек. Темпы прироста населения резко возросли в текущем столетии, хотя еще в самом конце XVIII в. молодой английский священник Томас Роберт Мальтус вывел закон убывающей доходности. Согласно этому закону, продовольствие будет увеличиваться в соотношении один, два, три, а численность населения - один, два, четыре и т.д.

В связи с происходящим демографическим взрывом за последние сорок-пятьдесят лет в хозяйственный оборот было вовлечено столько природных ресурсов, сколько их было использовано за всю историю развития цивилизации до этого времени. Обоснование выбора использования ограниченных ресурсов стало одной из центральных проблем хозяйствования.

Результатом хозяйствования в любой экономической системе является произведенный продукт. Он представляет собой сумму всех созданных в течение года благ и имеет двойную ценность. Прежде всего это разнообразные предметы и услуги, произведенные для удовлетворения производственных и личных потребностей людей.

Вторая ценность общественного продукта состоит в том, что он имеет стоимость, воплощает в себе определенное количество затраченного труда и показывает ценой каких усилий произведен этот продукт.

В советской статистике этот продукт получил название совокупного или валового продукта. Он включает в себя материальные блага и услуги, созданные в материальном производстве, и нематериальные блага и услуги, созданные в нематериальном производстве (духовные, нравственные ценности, образование, здравоохранение и т.д.). По своей стоимостной структуре совокупный продукт состоит из стоимости израсходованных средств производства, необходимого продукта, состоящего из благ и услуг личного потребления, и прибавочного продукта, предназначенного на расширение потребления и производства. К. Маркс показал это формулой:

C + Y + m = K (1)

где: С - стоимость израсходованных средств производства;

Y - заработная плата;

m - прибавочная стоимость.

Важной формой общественного продукта является конечный продукт. Он образуется путем вычитания из валового продукта всего оборота предметов труда, т.е. путем устранения их повторного счета.

Чистый национальный продукт (НП) по американской статистике составляет рыночную стоимость всех конечных благ, произведенных в стране в течение года. В нем нет повторного счета (например, из стоимости хлеба исключается стоимость теста, из стоимости машины - стоимость металла и т.д.). НП можно измерить тремя способами:

1. Как сумму добавленных ценностей, присоединенных в ходе производства конечных благ каждым производителем в течение года.

2. Как сумму доходов, полученных в форме заработной платы, процента, ренты и прибыли теми, кто в течение года использовал свои ресурсы для производства.

3. Как сумму расходов на конечные блага, приобретаемые потребителями, фирмами и правительством, т.е. сумму конечных продаж.

По размеру этого продукта нельзя судить о благосостоянии нации. В нем много условностей, и сопоставление НП разных стран скорее характеризует уровень развиваемости наций, чем уровень жизни населения. При сравнении и сопоставлении НП необходимо применять неизменные цены.

Это наука об использовании...

На всех этапах развития общественного производства несоответствие между потребностями и благами для их удовлетворения предопределяет необходимость поиска экономической наукой ответов на следующие основные экономические вопросы (экономические проблемы) общества:

1) что производить (какие блага и в каком количестве);

2) как производить (какие выбрать ресурсы, какие использовать технологии);

3) для кого производить (кому достанутся произведенные блага).

Таким образом, экономическая теория – это наука выбора. Предмет экономической теории состоит в изучении рациональных путей использования ограниченных ресурсов в целях удовлетворения неограниченных потребностей человека.

Экономические процессы и явления могут рассматриваться как на уровне отдельных субъектов экономических отношений, так и на уровне национальной экономики в целом. Соответственно уровням анализа в экономической теории выделяются микро- и макроэкономика.

Микроэкономика – это часть экономической теории, которая изучает деятельность отдельных хозяйствующих субъектов, функционирование отдельных рынков и общую эффективность распределения ресурсов. Микроэкономика объясняет, каким образом фирмы планируют объемы производства, как на решения потребителей влияют изменения цен товаров и их доходов, чем определяется взаимодействие предприятий различных отраслей и др.

Макроэкономика - часть экономической теории, которая изучает функционирование экономики как целого с помощью совокупных величин. Макроэкономика направлена на объяснение установления общего равновесия, то есть достигаемого на всех рынках одновременно – товарном, ресурсном, денежном. Она исследует возможности влияния государства посредством определенных инструментов (денежно-кредитной политики, налоговой политики и пр.) на основные макроэкономические параметры - национальный объем производства, общий уровень цен, общий уровень занятости, процентную ставку.

Предмет науки раскрывает то, что исследуется. Как исследуется проблема, показывает метод. Экономическая теория использует различные методы научного познания - научное абстрагирование, анализ и синтез, индукцию и дедукцию, единство исторического и логического, системный подход, позитивный и нормативный методы, статистический метод, экономико-математическое моделирование, экономический эксперимент и другие.

Научное абстрагирование состоит в отвлечении в исследуемых процессах от единичного, случайного и выделении типичного, устойчивого. Чем точнее подобраны существенные элементы, тем в большей мере теоретический образ соответствует реальности. Обобщение устойчивых связей и зависимостей находит выражение в формулировании экономических категорий, законов и моделей.

Экономическим законом называются наиболее существенные, постоянно повторяющиеся связи между экономическими явлениями и процессами. Экономические законы, как и законы природы, объективны, но в отличие от последних осуществляются не сами по себе, а через действия людей. Их познание позволяет управлять экономическими процессами. Многие экономисты считают, что экономические законы должны выражать высокую степень точности и всеобщность применения. Но поскольку реальная экономика слишком сложна, то более правомерным для ее описания является использование экономических моделей.

Экономическая модель – это упрощенное описание некоторых сторон или свойств экономической действительности. Экономическая модель состоит из предпосылок, позволяющих установить взаимосвязи между экономическими переменными. Экономические модели могут быть словесными, графическими и символическими (математическими). Поскольку модель отражает экономическую действительность лишь в определенной степени, для правильности результатов важно, чтобы не анализируемые в данный момент характеристики экономической системы оставались неизменными. Данное условие выражается допущением «при прочих равных условиях ».

Анализ состоит в расчленении исследуемого явления на составные элементы и исследовании каждого элемента как необходимой составной части целого. Синтез предполагает, что явление первоначально изучается как состоящее из различных частей, а затем исследуется соединение элементов в единое целое. Анализ начинает процесс раскрытия сущности, а синтез его завершает. Раскрытию сущности явлений служат также индукция и дедукция.

Индукция означает движение мысли от частного к общему, логическое выделение на основе частностей общих положений. Дедукция означает движение мысли от общего к частному.

Метод единства исторического и логического позволяет рассматривать экономические явления, с одной стороны, в том виде, в каком они существовали, то есть исторически; с другой стороны, в виде освобождения от случайностей процесса, то есть логически.

Системный подход исходит из взаимосвязанности всех процессов в реальном мире круговой причинностью.

Статистический метод состоит в сборе, обработке и анализе информации, характеризующей количественные закономерности экономических явлений и процессов в связи с их качественным содержанием

Познание экономических явлений может осуществляться на основе позитивного и нормативного подходов. Позитивный подход состоит в описании, анализе и систематизации экономических фактов такими, какими они выступают в реальной действительности, без их оценки. Позитивное утверждение может быть подтверждено (принцип верификации) или опровергнуто фактами (принцип фальсификации). Нормативный подход основан на оценочных суждениях, он имеет дело с тем, что должно быть. Нормативное утверждение зависит только от взгляда автора.

Место и роль экономической теории как науки определяются теми функциями, которые она выполняет. Познавательная функция экономической теории состоит в изучении общественного производства, сущности экономических явлений и процессов.

Теоретическая функция состоит в выявлении общих принципов и законов экономического поведения субъектов, раскрытии тенденций экономического прогресса.

Выполняя методологическую функцию , экономическая теория выступает исходной фундаментальной базой для конкретных экономических дисциплин.

Практическая функция экономической теории заключается в научном обосновании экономической политики, разработке принципов и методов рационального хозяйствования.

Поскольку у различных людей как представителей определенных социальных групп имеется разное представление о сущности экономических процессов, то экономическая теория несет также ту или иную мировоззренческую функцию .

Основные понятия

Контрольные и дискуссионные вопросы

1. Почему людям приходится осуществлять экономическую деятельность?

2. Что является объектом познания в экономической теории?

3. Каковы основные этапы развития экономической теории?

4. Охарактеризуйте основные экономические вопросы, стоящие перед любым

обществом.

5. Что является предметом экономической теории?

6. Какие источники экономической информации Вы знаете?

7. Рассмотрите основные методы исследования, используемые при изучении экономических явлений и процессов.

8. В чем различия между позитивной и нормативной экономикой?

9. Как связаны между собой микро- и макроэкономика?

10. В чем состоит социально-экономическое значение экономической теории?

Контрольные задания

1. Определите, верны или неверны следующие утверждения. Обоснуйте свою точку зрения:

1.1. Экономия – это наука о национальном богатстве.

1.2. Физиократы совершили маржиналистскую революцию.

1.3. Макроэкономический метод предполагает использование совокупных величин.

1.4. Анализ относится к формам умозаключения.

1.5. Основная цель изучения экономической теории состоит в том, чтобы преуспеть в бизнесе.

2. Определите утверждения, относящиеся к микро- или макроэкономике:

2.1. Поздние заморозки обусловили невысокий урожай черешни в южных районах России.

2.2. Минимальный размер (базовая часть) пенсии по возрасту в 2005 году составил в нашей стране 900 рублей.

3. Определите, какое утверждение является позитивным, а какое нормативным. Обоснуйте свою точку зрения.

3.1. Поскольку людям не следует курить, необходимо увеличить налоги на табачные изделия.

3.2. Если налоги на табачные изделия возрастут, то объем потребления табачных изделий снизится.

4. Выберите правильный ответ.

4.1. Что не имеет отношения к определению предмета экономической теории:

а) эффективное использование ресурсов;

б) неограниченные производственные ресурсы;

в) максимальное удовлетворение потребностей.

4.2. Какой из примеров иллюстрирует экономическую модель:

а) в 2007 году падения промышленного производства в России не будет;

б) рост безработицы способствует замедлению инфляции;

в) торговля на Лондонской фондовой бирже.

4.3. Что нельзя отнести к общественным институтам:

а) обычай обмена дарами;

б) акционерные предприятия;

в) Липецкий государственный технический университет.

4.4. Что из перечисленного изучает микроэкономика:

а) производство в масштабах всей экономики;

б) экономические явления в течение короткого периода времени;

в) взаимодействие отдельных экономических субъектов.

Решение контрольных заданий

1.1. Неверно.

Экономия – это прикладная наука о ведении хозяйства. Наука о национальном богатстве – это политическая экономия.

1.2. Неверно.

Маржиналистскую революцию совершили экономисты австрийской школы К. Менгер, Ф. Визер, Е. Бем-Баверк.

1.3. Верно.

Макроэкономический уровень – это исследование таких совокупных величин как темп инфляции, уровень безработицы в стране, общий объем национального производства и другие.

1.4. Верно.

В процессе анализа исследуемое явление расчленяется на составные части. Такое расчленение происходит мысленно, в уме.

1.5. Неверно.

Цели изучения экономической теории определяются ее предметом и функциями. Хотя, бесспорно, что человек с образованием имеет больше шансов сделать успешную карьеру, чем не имеющий специальных профессиональных знаний.

2.1. Микроэкономика.

Невысокий урожай повлияет на предложение и рыночную цену конкретного продукта (черешни). Функционирование отдельных рынков является предметом исследования в микроэкономике.

2.2. Макроэкономика.

Пенсия – это регулярные денежные выплаты, предоставляемые государством своим гражданам при достижении определенного возраста, наступления инвалидности и прочего; одна из форм социальной защиты граждан, осуществляемой в масштабах всей страны.

3.1. Нормативное утверждение.

Нормативное утверждение содержит оценку – людям не следует курить – и исследует, как должно быть – необходимо увеличить налоги на табачные изделия. Нормативное утверждение, как правило, содержит рекомендации для осуществления каких-либо действий.

3.2. Позитивное утверждение.

Позитивный анализ исследует взаимосвязи экономических явлений в форме констатации факта, который относится к прошлому, настоящему или будущему. Обратившись к статистическим данным, мы сможем подтвердить или опровергнуть факт снижения объема спроса на табачные изделия вследствие увеличения налогов на них.

Позитивное утверждение может относиться к настоящему времени, прошлому и будущему.

4.1. б) Неограниченные производственные ресурсы.

Если бы ресурсы для удовлетворения потребностей людей были бы неограниченными, не было бы потребности в осуществлении экономической деятельности.

4.2. б) Рост безработицы способствует замедлению инфляции.

Экономическая модель должна описывать взаимосвязь (например – рост одного способствует замедлению другого) между определенными экономическими переменными (например - безработицей и инфляцией).

В пункте а) имеет место сообщение факта.

В пункте в) называется конкретная экономическая деятельность.

4.3. в) Липецкий государственный технический университет.

Термин «институт» охватывает большую совокупность явлений и процессов экономического и внеэкономического порядка в широком смысле, например: государство, корпорации, общественные организации, обычаи и привычки людей и т.д.

Общественные институты – это конкретные структуры, а также нормы поведения, совокупность культурных образцов и т.п. явлений, с помощью которых упорядочиваются отношения между людьми. ЛГТУ – это отдельный элемент, частная форма такого общественного института как государственная система высшего образования.

4.4. в) Взаимодействие отдельных экономических субъектов. Микроэкономика охватывает индивидуальное принятие решений.

Пункт а) имеет отношение к макроэкономике.

Пункт б) может иметь отношение и к микроэкономике и к макроэкономике.

Экономика - это наука о том, как общество использует ограниченные ресурсы для производства полезных продуктов и распределяет их среди различных групп людей.

Разделы экономической теории:

· микроэкономика;

· макроэкономика;

· мировая экономика.

Экономическая теория - это наука, которая изучает экономическую жизнь общества и экономические отношения, складывающиеся между людьми в процессе экономической деятельности.

Предметом экономической теории является проблема рационального использования ограниченных ресурсов в целях удовлетворения возрастающих материальных потребностях человека.

Экономическая теория выполняет следующие функции:

· теоретическая - выявляет сущность процесса, устанавливает экономические закономерности и законы, http://rudiplom.ru/ которые действуют в хозяйственной жизни, выявляет тенденции действия экономических процессов;

· практическая - разрабатывает практические рекомендации, принципы и методы эффективного хозяйствования;

· методологическая - экономическая теория является базой для других экономических дисциплин;

· социальная (познавательная) - расширяет горизонты познания, помогает формированию экономически грамотных специалистов.

2 .Предмет и метод изучения экономических процессов.

Специфика предмета экономической теории предполагает использование определенных методов исследования. Обычно метод исследования формируется на базе определенной методологии. Методология – это общий подход к изучению экономических явлений, система методов и приемов анализа при определенном философском подходе.

Первым способом изучения экономических явлений и процессов стал эмпирический метод, который заключается в сборе и описании фактов и событий. Этот метод является основным и незаменимым способом получения исходной информации об экономике. В данном случае выявленные и собранные факты служат основой для научного обобщения. Особенностью экономико-статистического метода является сбор и обработка количественных данных об экономических явлениях и процессах. Метод абстракции предполагает выделение наиболее существенных сторон изучаемого явления и отвлечение (абстрагирование) от всего второстепенного, случайного. С помощью этого метода формулируются экономические категории, выражающие сущностные стороны исследуемых объектов, и строятся экономические модели. Материалистический метод предполагает рассмотрение экономических процессов и явлений в непрерывном движении, изменении, развитии, взаимосвязи и взаимообусловленности. Особую роль среди используемых методов экономической науки играет эксперимент. Эксперимент – постановка и проведение научного опыта на практике в контролируемых условиях. Например, в рамках группы работников отрабатывается новая система оплаты труда. Эксперимент – это искусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью изучения его в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического применения.

3.Экономические законы и категории. Их объективный характер.

Экономические законы - наиболее существенные, устойчивые и постоянно повторяющиеся объективные причин­но-следственные связи и взаимозависимости экономических явлений. Каждый закон отражает определенное явление в хозяйственной жизни общества.

В своей совокупности экономические законы образуют сис­тему экономических законов развития общества, формируют за­кономерности развития общества. Различают специфические, общие и особенные экономические законы. Специфические эко­номические законы действуют в пределах исторически определен­ных форм хозяйствования. При ликвидации данной формы хо­зяйствования ее законы прекращают свое существование. На­пример, Октябрьская революция 1917 г. положила начало становлению административно-командной экономики и прекра­тила действие специфических законов рыночного хозяйства. Об­щие экономические законы свойственны всем формам хозяйство­вания, связывают их в единый исторический процесс поступа­тельного развития. Эти экономические законы не прекращают своего существования при смене форм хозяйствования. Приме­ром может служить закон возвышения потребностей, т. е. посто­янный рост и умножение потребностей как одного человека, так и всего человеческого общества. Особенные экономические законы свойственны тем формам хозяйствования, в которых сохраняют­ся условия для их реализации. Экономические законы носят объективный характер, т. е. не зависят от воли человека и не изобретаются им. Экономические законы действуют всегда, их нельзя ни остановить, ни запретить. Человеческому обществу остается только изучать эти законы и их действие и принимать соответствующие хозяйственные решения. Общая экономиче­ская теория, как и любая другая наука, развивается через откры­тие, познание и использование своих законов.

Общая экономическая теория кроме экономических законов изучает экономические категории. Экономическая категория - логическое понятие, представляющее теоретическое выражение реальных условий экономической жизни общества. Экономиче­ская категория - абстрактное понятие о каком-то явлении или предмете, это наиболее общие и существенные стороны экономи­ческой жизни общества - спрос, предложение, производство, цена, полезность, издержки, прибыль и многие другие.

4.Структура экономики,

Структура экономики отражает соотношение отраслей, регионов, производства средств производства и предметов потребления, стоимостных элементов воспроизводства (фондов возмещения, потребления и накопления).

На отраслевую структуру существенное влияние оказывают:

· структура потребностей общества;

· темпы экономического развития;

· наличие естественно природных ресурсов (полезных ископаемых, земли и др.);

· развитие интеграционных процессов;

· характер и темпы НТП.

К факторам, определяющим региональную структуру, относятся:

· распределение платежеспособного спроса населения по территории страны;

· необходимость выравнивания уровня жизни населения различных экономических районов и обеспечения их комплексного развития;

· размещение источников сырья, топлива, энергии;

· распределение рабочей силы по территории страны и решение проблемы ее занятости с учетом возможной миграции населения

· Стоимостная структура экономики формируется под влиянием отраслевых структурных изменений, необходимости решения проблем повышения эффективности общественного производства (снижение материало-, энерго- и фондоемкости). Усиление ресурсосбережения и совершенствование организации производства способствует росту национального дохода. Снижение удельного веса материало- и энергоемких производств обеспечивает уменьшение доли фонда возмещения.

5. Позитивная и нормативная экономика…

На протяжении длительного времени работы экономистов включали в себя как рассмотрение различных экономических законов и принципов, так и рекомендации относительно разумной экономической политики и построения идеального общества. Только в конце XIX века каждое из этих направлений обособилось в отдельное научное направление, и сформировалась чистая (позитивная) экономическая теория.

Микроэкономика и макроэкономика сочетают в себе элементы позитивной и нормативной экономической теории. Позитивная экономическая теорияимеет дело с фактами и не допускает качественных оценок. Она имеет дело с фактическим состоянием экономики и призвана помогать составлять правильную экономическую политику. То есть она занимается констатацией фактов.

Позитивный подход анализирует:

§ к каким последствиям приводит то или иное решение экономического субъекта;

§ при помощи каких средств может быть достигнута поставленная цель;

§ какова будет цена ее достижения

Кроме того позитивный подход предполагает:

§ объяснение и прогнозирование экономических явлений;

§ изучение общеэкономических закономерностей;

§ выявление причинно-следственной связи или функциональной связи между явлениями

Нормативная экономическая теория наоборот предполагает качественные оценки того, какой должна быть экономика. Нормативный подход выражает субъективное мнение о том, что должно быть.

6.Основные экономические поблемы общества.

Располагая информацией о своих производственных возможностях хозяйственные субъекты общества должны знать что , как и для кого производить. Выделенные слова формулируют три основные задачи, которые должны решаться в любом обществе.

Что производить (проблема выбора) - это принятие решений о том, какие именно блага, какого качества, в каком количестве должны быть произведены.

Общество в целом не может получить все нужные товары и немедленно. В силу этого оно должно определиться, что хотело бы иметь немедленно, с получением чего можно подождать, а от чего вообще отказаться.

Как производить (проблема эффективности) - это принятие решений о том, с помощью каких ограниченных ресурсов и их комбинаций, с помощью каких технологий будут произведены блага.

Существуют различные варианты производства всего набора благ, а также каждого блага в отдельности. По разным проектам можно построить производственное и жилое здание, оно может быть одно- или многоэтажным, его могут строить частные лица или государство. Общество должно определиться кем, из каких ресурсов, с помощью какой технологии это будет осуществляться.

Для кого производить (проблема распределения) - это проблема, связанная с распределением благ: кому достанутся произведенные блага, и в каком количестве будет располагать ими экономический субъект.

Количество созданных товаров и услуг ограничено, поэтому и возникает проблема их распределения.

7. Становление и развитие экономической мысли: основные научные школы экономики (меркантилизм, физиократы, классическая школа политэкономии, марксизм)

В развитии экономической науки условно можно выделить четыре фазы: фазу до научного развития (до XVIII века), фазу рождения экономической науки (1750-1870 годы), фазу открытия и разработки основополагающих теоретических принципов (1870-1930 годы) и фазу современных теоретических исследований и разработок. Определяющим направлением экономической мысли XV-XVII вв. стал меркантилизм* , который эмпирически установил ряд закономерностей эпохи первоначального накопления капитала, выделял в качестве ведущей и решающей для накопления богатства сферу обращения. Меркантилисты считали, что деньги и их накопление в виде золота и серебра составляют богатство нации. Запрет вывоза драгоценных металлов и ввоза иностранных товаров, не эквивалентный обмен во внешней торговле по принципу «разори соседа», превышение экспорта над импортом позволит привлечь в страну зарубежное золото. Важное место в истории развития экономической мысли отводится физиократам* . Эта школа возникла во Франции в середине XVIII века. Ее основателем был придворный медик Франсуа Кенэ. Физиократов считают предтечей появления классической школы. Одной из основных заслуг этой школы является то, что в отличии от меркантилистов, они считали, что основу богатства нации составляет продукт, полученный в сельском хозяйстве. Представители физиократов выступали за свободу торговли и конкуренции. Для того времени это были очень прогрессивные взгляды. К особым теориям XIX века следует отнести марксизм* , который основывался на теоретических посылках классической школы обосновал необходимость революционного переустройства капиталистического общества. К. Марксом была разработана теория прибавочной стоимости и раскрыта антагонистическая и эксплуататорская сущность капитализма. В главном произведении «Капитал» К. Маркс изложил основы своих экономических и социалистических воззрений, дал критику капитализма и предрек его неизбежную гибель. Убежденность в неизбежном крахе капитализма основана на теории классов, классовой борьбе между пролетариатом и буржуазией.

8. Современные школы экономической мысли

С конца XIX в. начинают формироваться новые подходы в экономической науке и в течение длительного времени ее различные направления так или иначе концентрировались вокруг двух основных проблем: трудовой теории стоимости и теории предельной полезности. В последней трети XIX в. классическую политическую экономию дополнила маржинальная* экономическая теория, наиболее яркими представителями которой являлись К. Менгер, Е. Бем-Баверк и Ф. Визер. Работы представителей австрийской школы основывались на том, что движущим мотивом общественного развития является не сфера производства, как на это указывали представители классической школы, а сфера потребления. С опубликованием в 1936 году знаменитой книги Дж. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» начинается кейнсианская революция в экономической теории, поворотный пункт в экономической науке ХХ в. Эффективность регулирования государством экономических процессов, по Дж. Кейнсу, определяется политикой государственного инвестирования, регулирования нормы процента, занятости населения, вплоть до планирования общенациональной экономики, что является характерным для посткейнсианского направления в экономической теории.

9.Русская экомомическая мысль в 20веке.

Главным предметом теоретических исследований А.В. Чаянова является семейно-трудовое крестьянское хозяйство в его взаимоотношениях с окружающей экономической средой. Такое хозяйство нацелено в первую очередь на удовлетворение потребностей самих членов семьи. Чаянов рассматривает его как главным образом натуральное хозяйство, втягивающееся в процесс рыночного обмена с целью продажи излишков и лучшего удовлетворения собственных нужд. В отличие, скажем, от работ русских марксистов, Чаянов в своих дореволюционных исследованиях интересовался не процессом образования российского рынка и капитализма в их влиянии на хозяйство крестьянина, а самим этим хозяйством во взаимодействии его натурально-потребительских и (в меньшей степени) товарно-рыночных черт. Путь к кардинальному повышению эффективности аграрного сектора Чаянов усматривал в массовом распространении кооперации, при которой от семейно-трудового хозяйства постепенно отпочковывались бы и переходили в ведение крупных кооперативных товариществ операции по переработке, хранению, сбыту крестьянской продукции, закупке и обслуживанию техники, заготовке, минеральных удобрений, семян, племенная, селекционная работа, кредитное дело, словом, все те операции, где крупное хозяйство имеет явный перевес над мелким. Большая часть десятилетия 1920-х гг. была заполнена также напряженной работой Н.Д. Кондратьева по разработке теории народнохоэяйственных планов. Ученый не раз подчеркивал, что в послереволюционных условиях государство, используя национализированную собственность (на землю, преобладающую часть промышленности, транспорта, кредитной системы и значительную часть торговли), способно оказывать значительно более сильное воздействие не только на общественный, но и на частный сектор, народное хозяйство в целом. Концепция больших циклов Н. Д. Кондратьева распадалась на три основные части: 1) эмпирическое доказательство существования “большой модели цикла”, 2) некоторые эмпирически установленные закономерности, сопровождающие длительные колебания конъюнктуры, 3) попытка их теоретического объяснения, или собственно теория больших циклов конъюнктуры.

10Собственность в экон. и юридическом смысле

Общепризнанно, что вопрос собственности - это, пожалуй, один из самых главных вопросов, определяющих генерацию, существование и пути развития человеческого общества. Статика отношений собственности выражается во владении, означающим полное хозяйственное господство собственника над данной вещью, ее “закрепленность” за индивидами или их сообществами. Пользование, в экономическом смысле, определяется как извлечение из вещи полезных свойств путем ее производительного или личного непроизводственного потребления. Распоряжение означает совершение в отношении действий и иных актов, определяющих ее судьбу, вплоть до отчуждения или уничтожения вещи. В пользовании и распоряжении отражается динамика отношении собственности.

Таким образом, собственность, как экономическая категория, определяется как отношение индивидов либо сообщества индивидов к принадлежащей им вещи, как к своей, которая выражается во владении, пользовании и распоряжении ею, а также в устранении воздействия всех иных субъектов в ту сферу хозяйственного господства, на которую распространяется власть собственника, то есть как общественное отношение по поводу владения распоряжение и распоряжение вещью.

В обществе, где все основные отношения в той или иной форме урегулированы правом такого рода, глобальное общественное отношение не может не быть также урегулировано правом. Таким образом, имеются основания говорить о собственности не только как о социально-экономической, но и о правовой категории.

Право собственности, с точки зрения юридической, может быть определено в объективном и субъективном смысле.

11. сущность, субъекты и объекты собственности

В системе экономических отношений любой формации собственность занимает центральное место. Она определяет:

1. экономическую структуру общества;

2. экономическое положение социальных групп общества;

3. цель производства и средства ее достижения;

4. экономическую форму производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.

Субъекты и объекты собственности

Субъект собственности (собственник) – активная сторона отношений собственности, имеющая возможность и право обладания объектом собственности. В строгом смысле слова субъекты собственности – заведомо одушевленные лица, хотя нередко их заменяют категориями типа "государство", что приводит к "бессубъектной" собственности, являющейся абстракцией. В принципе, "государство" можно свести к группе лиц, образующих аппарат государственного управления, однако более точным является его понимание как социального института, представляющего все общество (в этом смысле объем понятий "общество" и "государство" совпадают).

Объект собственности – пассивная сторона отношений собственности в виде предметов природы, вещества, энергии, информации, имущества, интеллекта, полностью или в какой-то степени принадлежащих субъекту.

Различают три вида объектов собственности:

1. недвижимое имущество (земельные участки, водные объекты, леса, многолетние насаждения, здания, сооружения и т.п);

2. движимое имущество (деньги, ценные бумаги и другие вещи, не относящиеся к недвижимости);

3. интеллектуальная собственность (результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства, фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.).

11.Изменение отношений собственности в россии в западных странах.

Оценивая длительный исторический переход к смешанной структуре собственности, можно сделать важные обобщения.

1. «Чистый капитализм» с его единоличным частным присвоением в основном в XIX в. исчерпал свои способности к ускорению человеческой цивилизации.

2. В национальной экономике прочно заняли ведущее место два вида общей собственности – акционерная и государственная. Именно они стали мощными локомотивами научно-технического и экономического прогресса.

3. Государственная собственность укрепила господствующий строй и приспособила его к лучшему использованию высших достижений материальной и духовной культуры в интересах всего общества.

Стало быть, так своеобразно сложилась история эволюции (медленных и постепенных) изменений имущественных отношений, которая привела к преодолению их крайних состояний.

Совершенно по-иному развивались отношения собственности в XX в. в России. в РоссииВ начале XXI в. начался новый этап приватизации. Он связан с повышением роли государства и права в регулировании структуры и характера развития отношений собственности в стране. Такое регулирование основывается на Федеральном законе «О приватизации государственного и муниципального имущества» (принят в декабре 2001 г.).

Этот закон вводит в действие, в частности, такие важные положения:

Приватизация рассматривается как возмездное отчуждение имущества субъектов собственности;

Вводится планирование приватизации государственного и муниципального имущества вместе с разработкой и принятием федерального бюджета на очередной финансовый год;

Детально устанавливается порядок и все способы приватизации государственного и муниципального имущества;

Определяется оплата и распределение денежных средств от продажи имущества.


Похожая информация.


Методология экономической теории – наука о методах изучения хозяйственной жизни, экономических явлений. Она предполагает наличие общего подхода к изучению экономических явлений, единое понимание действительности, единую философскую основу. Методология призвана помочь решить главный вопрос: с помощью каких научных способов, приемов познания действительности экономическая теория добивается истинного освещения функционирования и дальнейшего развития той или иной экономической системы.

В методологии экономической теории можно выделить четыре главных подхода:

1) субъективистский (с позиций субъективного идеализма);

2) неопозитивистско-эмпирический (с позиций неопозитивистского эмпиризма и скептицизма);

3) рационалистический;

4) диалектико-материалистический.

При субъективистском подходе в качестве исходного пункта анализа экономических явлений берется хозяйствующий субъект, воздействующий на окружающий мир, причем суверенное «я» относительно независимо, отсюда все равны. Объектом экономического анализа является поведение субъекта экономики («гомоэкономикса»), и поэтому экономическая теория рассматривается как наука о человеческой деятельности, определяемой границами потребностей. Главная категория при таком подходе – потребность, полезность. Экономика становится теорией выбора, осуществляемого хозяйствующим субъектом из различных вариантов.

Неопозитивистско-эмпирический подход основан на более тщательном изучении явлений и их оценке. Во главу ставится технический аппарат исследования, который из инструмента превращается в предмет познания (математический аппарат, эконометрика, кибернетика и т.д.), а результатом исследования выступают различного рода эмпирические модели, которые здесь являются главными категориями. Этот подход предполагает деление на микроэкономику – экономические проблемы на уровне фирмы и отрасли и макроэкономику – экономические проблемы в масштабе общества.

Рационалистический подход ставит целью открытие «естественных» или рациональных законов цивилизации. Это требует исследования экономической системы в целом, экономических законов, регулирующих данную систему, изучения экономической «анатомии» общества. Экономические таблицы Ф. Кенэ – вершина такого подхода.

Целью экономической деятельности человека является стремление получить пользу, а целью экономической теории – не изучение человеческого поведения, а изучение законов, регулирующих производство и распределение общественного продукта (Д. Рикардо). Такой подход признает деление общества на классы, в отличие от субъективистского, представляющего общество как совокупность равных субъектов. Главное внимание при таком подходе уделяется стоимости, цене, экономическим законам.

Диалектико-материалистический подход считается единственно правильным в решении научных проблем на основе не эмпирического позитивизма (опыта), а объективного анализа, характеризующего внутренние связи явлений, существующих в реальности. Экономические процессы и явления постоянно возникают, развиваются и уничтожаются, т.е. находятся в постоянном движении, и в этом заключается их диалектика.

Методологию нельзя смешивать с методами – инструментами, совокупностью приемов исследования в науке и их воспроизведением в системе экономических категорий и законов.

Экономическая теория использует широкий спектр методов научного познания.

1. Формальная логика – это изучение мысли со стороны ее структуры, формы. Основателем формальной логики считается Аристотель, открывший своеобразную форму умозаключения (силлогизм) и сформулировавший основные законы логики.

Формальная логика разработала обширный набор методов и приемов познания:

1. Анализ и синтез. Анализ – это мысленное расчленение изучаемого явления на составные части и исследование каждой из этих частей. Путем синтеза экономическая теория воссоздает единую целостную картину.

2. Метод индукции и дедукции. Метод индукции – метод умозаключений, основанный на обобщении фактов. Посредством индукции (наведения) обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам.

Метод дедукции – метод рассуждений, с помощью которого гипотеза проверяется реальными фактами. Дедукция (выведение) делает возможным переход от наиболее общих выводов к относительно частным.

Анализ и синтез, индукция и дедукция применяются в экономической теории в единстве.

3. Сравнение – метод, определяющий сходство или различие явлений и процессов.

4. Аналогия – метод познания, основанный на переносе одного или ряда свойств с известного явления на неизвестное.

5. Гипотеза – это метод познания, заключающийся в выдвижении научно обоснованного предположения о возможных причинах или связях явлений и процессов.

6. Доказательство – обоснование истинности одной мысли с помощью других.

7. Законы формальной логики (закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания).

2. Диалектический метод. Диалектика – это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления. Впервые диалектический метод был успешно применен в рамках политической экономии К. Марксом.

Методы диалектической логики:

1. Восхождение от абстрактного к конкретному. Метод абстракции (от лат. abstractio - отвлечение) широко применяется в экономике. Исследователь отвлекается от второстепенных сторон явлений, чтобы выявить то, что в них существенно и постоянно повторяется. Так возникают такие общие понятия, как производство вообще, потребности, распределение, обмен и др. При помощи абстрактного мышления шаг за шагом происходит раскрытие сущности экономических явлений, что требует формирования определенных логических понятий, более или менее полно отражающих реальную экономическую действительность в ее развитии.

Логические понятия, отражающие наиболее общие и существенные стороны экономической жизни общества, называются экономическими категориями. Такими категориями являются, например, спрос, предложение, кредит, собственность, рынок, заработная плата, прибыль и многие другие.

2. Единство исторического и логического. Исторический и логическийметоды рассматриваются в единстве, поскольку исторически исходный пункт исследования совпадает с исходным пунктом логического исследования. Используя исторический метод, экономическая теория исследует хозяйственные процессы и явления в той последовательности, в которой они в самой жизни возникали, развивались и сменялись одни другими. Такой подход позволяет конкретно и наглядно представить все особенности различных экономических систем. Но он имеет недостаток, который сводится к тому, что обилие описательного материала и частных исторических подробностей может затруднить серьезное теоретическое изучение хозяйства.

Исторический метод показывает, что в природе и обществе развитие идет от простого к сложному. Применительно к предмету экономической теории это означает, что во всей совокупности экономических явлений и процессов необходимо выделить в первую очередь наиболее простые явления, возникающие раньше других и являющиеся основой для их возникновения. Например, при анализе рынка таким экономическим явлением является обмен товаров.

3. Системный метод исследования появился в ХХ веке. К системным методам относятся:

1. Математические и статистические приемы и средства исследования. Экономическим процессам и явлениям присущи качественная и количественная определенность, поэтому экономическая теория широко использует данные методы, которые позволяют выявить количественную сторону процессов и явлений хозяйственной жизни, их переход в новое качество. При этом широко применяется вычислительная техника, в том числе ЭВМ. Особую роль здесь играет метод экономико-математического моделирования . Данный метод, являясь одним из системных методов исследования, позволяет в формализованной форме определить причины изменений экономических явлений, их закономерности, последствия возможности и издержки влияния на ход изменений а также делает реальным прогнозирование экономических процессов. С помощью этого метода создаются экономические модели.

Экономическая модель – это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется как его объективными свойствами, так и субъективным целевым характером исследования.

Экономическая модель представляет собой упрощенное описание действительности, свободное от всех тех элементов, которые в рамках данного исследования представляются исследователю несущественными. В экономической модели чрезвычайно важны предпосылки, на которых она основывается. Именно предпосылки экономической модели оговаривают степень ее абстрактности, т.е. оторванности от реального объекта моделирования.

Экономическая модель строится на базе информации о ходе экономических процессов. Устанавливая причинно-следственные связи, модель, позволяет объяснить наблюдаемый результат. Результатом построения модели является прогноз поведения экономических переменных, и соответствие этого прогноза истинному развитию событий является свидетельством правильности построенной модели. Модель должна быть сформулирована таким образом, чтобы ее возможно было использовать для предсказания того, к чему могло бы привести изменение параметров модели (к примеру, модель должна давать ответ об изменении цены, вызванном применением различных ставок налогов, являющихся параметрами этой модели).

В связи с построением моделей важно отметить роль функционального анализа в экономической теории.

Функции – это переменные величины, зависящие от других переменных величин.

Применительно к экономике, например, можно отметить функциональную связь между ценой и спросом. Спрос зависит от цены. Если повышается цена на товар, то величина спроса при прочих равных условиях на него уменьшается. При этом цена является независимой переменной, или аргументом, а спрос – зависимой переменной, или функцией. Таким образом, спрос есть функция цены. Но спрос и цена могут меняться местами. Чем выше спрос, тем выше при прочих равных условиях цена. Следовательно, цена может быть функцией спроса.

Экономико-математическое моделирование как метод экономической теории получило широкое распространение в XX в.

Большинство моделей, принципов экономической теории могут быть выражены графически, в виде математических уравнений, поэтому при изучении теории экономики важно знать математику и уметь составлять графики.

2. Экономический эксперимент . При изучении экономической жизни людей, их групп и всего общества возможны, разумны и необходимы экономические эксперименты, хотя далеко не всегда можно предвидеть все вероятные результаты этих экспериментов.

Экономический эксперимент – это искусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью его изучения в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического применения.