Журнал регистрации проверок юридического лица.

Ведение журнала учета проверок юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями установлено Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон № 294-ФЗ). Типовая форма журнала утверждена Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141.

Проведение проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Закон № 294-ФЗ регламентирует порядок проведения государственного и муниципального надзора, устанавливает виды проверок, порядок оформления результатов таких проверок.

При этом надо отметить, что в п. п. 3, 3.1 ст. 1 Закона № 294-ФЗ устанавливается длинный перечень ситуаций и видов контроля, в которых эти положения не применяются. Например, закон не применяется при налоговых проверках, в отношениях с таможенными органами, при валютном контроле и почти всех финансовых проверках. То есть при камеральной проверке ИП после закрытия нельзя будет руководствоваться положениями Закона № 294-ФЗ, так как этот вид проверок регламентируется НК РФ и есть прямое указание о неприменении.

Проверки по Закону № 294-ФЗ могут быть:

  • плановыми и внеплановыми (ст. ст. 9 , 10 Закона № 294-ФЗ);
  • документарными и выездными (ст. ст. 11 , 12 Закона № 294-ФЗ).

Установлены и сроки проведения проверок. Согласно ст. 13 Закона № 294-ФЗ максимальный срок проверки составляет двадцать рабочих дней, при этом регламентирован общий срок плановых проверок - это 50 часов в год для одной организации или ИП, которые относятся к субъектам малого предпринимательства, и 15 часов, если речь идет о микропредприятиях.

Каким образом определяется время проверки? Это указывается в журнале проверок, и в случае достижения общего времени проверок до конца года, например в июле, проведение проверок, утв. Законом № 294-ФЗ, будет неправомерно.

Журнал учета проверок ИП и организаций

Указание на ведение журнала учета по типовой форме всеми организациями или ИП содержится в п. 8 ст. 16 Закона № 294-ФЗ . При этом записи в этот журнал вносят проверяющие, это четко установлено, вплоть до того, чья подпись должна быть (п. 9 ст. 16 Закона № 294-ФЗ). Типовая форма журнала утверждена Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141. В отношении проводимой проверки должны быть указаны:

  • дата проверки, начало и окончание;
  • время проверки - в рабочих днях или часах для малых и микропредприятий;
  • наименование проверяющего органа;
  • реквизиты документа, являющегося основанием для проверки;
  • цели, задачи и предмет проверки;
  • для плановой проверки указание на ежегодный план проверки, для внеплановой — указание на согласование проверки прокурором (если согласование необходимо);
  • реквизиты акта по результатам проверки и дата вручения;
  • перечень нарушений со ссылкой на нормы законодательства;
  • реквизиты предписания об устранении нарушений;
  • фамилии, имена, отчества и должности проверяющих;
  • данные экспертов, если были привлечены к проверке;
  • подписи проверяющих.

Журнал проверок должен быть прошит, скреплен печатью и пронумерован. Если журнал отсутствует, то в акте проверки должна быть сделана соответствующая запись.

Место хранения журнала не регламентировано, но он должен быть доступен проверяющим вне зависимости от места хранения (Письмо Минэкономразвития от 01.11.2011 N ОГ-Д09-1900). Срок хранения законом также не установлен, но журнал проверок ИП и после закрытия желательно не выбрасывать, так как могут быть споры и после завершения регистрации, ведь ИП - это статус физического лица.

Изменения с 1 января 2017 года

С этого года вступили в силу нормы контрольных мероприятиях без взаимодействия с ИП и юридическими лицами (ст. ст. 8.2 , 8.3 Закона № 294-ФЗ). Например, плановые осмотры территорий и транспортных средств, измерение параметров воды, воздуха, почвы, недр и другие.

В результате может быть направлено предостережение о недопустимости нарушений, может быть принято решение о внеплановой проверке.

Кроме того, действуют и нормы о профилактике нарушений. Контролирующие органы должны информировать организации и ИП, проводить разъяснительную работу в виде конференций, семинаров, направления рекомендаций, комментировать законодательство, регламентирована обязательность ежегодного обзора.

Надо отметить, что контролирующие органы размещают информацию и рекомендации по ряду вопросов.

Например, в Обзоре практики МЧС России рассмотрены самые разнообразные вопросы - от выбора огнетушителя с детализированным указанием, что должно быть на корпусе, до анализа судебной практики по аннулированию лицензии. При этом рассматривается тематика очень подробно, например, в отношении проверок - может ли проводиться внеплановая проверка на основании анонимной жалобы или жалобы, полученной по электронным средствам связи.

В Обзоре Роспотребнадзора указывается, что количество проверок в 2016 году снизилось по сравнению с 2009 годом в 2,1 раза и на 11% по сравнению с 2015 годом. При этом более четверти внеплановых проверок проведено по жалобам потребителей. Кроме того, в Обзоре отражаются не только результаты деятельности, но и существующие для контролирующих организаций проблемные моменты, и вносятся предложения по изменению законодательства.

Все предприятия, любых форм собственности подвергаются проверкам. В том числе Роспотребнадзором. Одним из правил, регламентирующих отношения инспектор-инспектируемый, является наличие у инспектируемого журнала учета проверок, правильно оформленного. И занесение в полном объеме данных о ходе и результатах проверки инспектором. Журнал проверок Роспотребнадзора ничем не отличается от такого же документа для инспекций других структур, кроме названия журнала.

Регламентирующие документы

Во время проверки юридическое/физическое лицо и инспектора соответствующих органов должны руководствоваться, имеющими правовыми нормами. Процедура подведения итогов деятельности проверочной комиссии записана в статье 16 ФЗ РФ №294 26.12.2008 (последняя редакция от 22.02.17).

Обязательства по наличию Журнала учета проверок на ООО и ИП возложено Приказом Минэкономразвития РФ 141 от 30.04.09.

Кому и зачем нужен такой журнал?

Такой журнал, прежде всего, нужен самому владельцу/руководителю предприятия. Основная роль, отводимая данному документу:

  • документирование самого факта проверки;
  • фиксация ее целей, задач и результатов.

Ведение этого документа позволяет руководству компании или ее собственнику своевременно знакомиться с результатами проверки и действовать сообразно им. Заполняет журнал проверяющий инспектор собственной рукой.

Ответственным лицом за наличие и ведение журнала является собственник (для ИП) или первый руководитель компании (для ООО), если приказом не назначено другое лицо.

При наличии этого журнала и правильном его заполнении ни одна из сторон не может отказаться от факта проведения проверочных мероприятий.

Как выглядит журнал проверок?

Можно приобрести печатный вариант журнала, правильно разграфленный и разделенный на страницы. Образец бланков можно посмотреть .

Выглядит журнал довольно просто. Он состоит из 2 частей:

  • титульный лист;
  • сведения о проверках.

Титул

На титульном листе указываются:

  • название организации (полное и сокращенное),
  • форма собственности;
  • юридический адрес предприятия;
  • ОГРН;
  • ФИО руководителя (полностью);
  • ФИО ответственного лица, если таковое было назначено.

Ответственное лицо назначается первым руководителем официально (приказом по предприятию).

Сведения о проверках

При проведении проверок инспектор в вашем журнале должен оставить следующие данные:

  • название органа, осуществляющего проверку;
  • цели проверки, ее основные задачи и предмет;
  • основания (законодательный акт, допускающий/предписывающий данный вид контрольных действий);
  • дату и время начала процедуры и ее окончания;
  • результаты (наличие нарушений, выданные указания/предписания);
  • ФИО и подпись лиц/лица, осуществляющих/осуществляющего проверку.

Если при наличии журнала эти данные не были указаны или были искажены это является нарушением. Если на момент проверки журнал не был предоставлен инспектору, проверку это не отменяет. В составленном после проверки акте этот момент обязательно указывается.

Требования к Журналу проверок

Основное требования ФЗ РФ №294 к этому документу это его:

  • нумерация;
  • прошивка;
  • удостоверение подписью первого руководителя и печатью организации.

Все страницы нумеруются, прошивают так, чтобы вырвать или заменить ее было невозможно. На последнем листе нити прошивки связываются, закрепляются мастичной печатью и заверяются подписью владельца ИП или директора ООО. Требований о его регистрации в каких-либо органах закон не выдвигает.

Ответственность за отсутствие Журнала проверок

Юридическая ответственность законом о защите прав предпринимателей не предусмотрена. Поэтому владелец компании сам решает заводить этот документ ли нет. Но поскольку требования к его наличию закреплены законодательно, инспектор в акте отмечает факт отсутствия документа, как недостаток в работе ООО или ИП, с требованием о его устранении.

Любое юр. лицо должно знать о том, что его действия всегда под надзором контролирующих субстанций. Чтобы эти органы могли фиксировать данные о проверках, нужно иметь специальный журнал учета проверок.

На что стоит обратить внимание?

  • Запись фиксируется в журнале по окончанию каждой проверки.
  • Внесение записей осуществляется надзорными органами.
  • Он обладает своей формой, которая утверждена вышестоящими инстанциями.
  • Журнал учета обязан быть прошитым, с нумерацией всех страниц. Помимо этого документ пломбируется и ставится печать юр.лица.

При этом всем можно купить журнал или сделать самим.

Как заполняется журнал учета проверок юр.лица, которые проводятся органами госконтроля?

А теперь об особенностях заполнения журнала:

  • Лицевая сторона журнала должна фиксировать название компании, адрес, инициалы и должность ответственного человека, время учета.
  • По окончании проверки юр лица создается запись, где указывается орган контроля, который осуществлял проверку.
  • Обязательно зафиксировать старт и окончание проверки, номер приказа, на основе которого осуществлялась проверка.
  • Указывается то, почему проводилась проверка.
  • Создается акт, где прописывается в журнале учета номер и дата данного документа. В случае неналичия данной документации органы контроля фиксирует акт о том, что нет журнала.
  • Если были обнаружены нарушения в ходе проверки, то необходимо отразить этот факт в журнале.
  • Инициалы проверяющих лиц должны быть зафиксированы в журнале.
  • Лицо, записывало в журнале факт учета проверок, должно заверить документ своей подписью.

Скачать журнал учета проверок юридического лица

Любой индивидуальный предприниматель или организация на протяжении своей деятельности подвергаются ряду обязательных проверок со стороны надзорных органов. В связи с этим законодатель накладывает на юридических лиц, равно как и на индивидуальных предпринимателей, необходимость ведения учета произведенных проверок с помощью унифицированного шаблона журнала. О том, чем является журнал учета проверок юридического лица, кто и как должен его заполнять, а также о других нюансах, связанных с ведением подобного журнала, рассказывается в данном материале.

Основной функцией учетного журнала является фиксирование факта состоявшейся проверки документальным путем, а также первичное ознакомление руководителя организации с итогами проведенного контроля в отношении предприятия. Обязанность по ведению учетной документации на случай проверок со стороны надзорных органов закреплена в Федеральном законе №294-ФЗ от 26.12.08, призванном защищать права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей во время осуществления проверок со стороны надзорных инстанций. Согласно пункту 8, статьи 16 этого нормативного акта, в обязанность юридическим лицам вменяется ведение учета проверок посредством унифицированной формы журнала. Типовой формат такого журнала утвержден Приказом Минэкономразвития РФ № 141 от 30.04.09 года.

Важно! Надо отметить, что подобный журнал можно приобрести в готовом виде, а можно сделать самостоятельно, разбив на необходимые графы в соответствии с образцом.

Кто ответственный за журнал

Журнал учета проверок юридического лица является официальным документом, поэтому вся ответственность за организацию ведения такого учета возлагается на руководителя учреждения, а также на представителей контролирующих органов, которые участвуют в проведении проверок.

Кроме этого руководитель может назначить ответственное должностное лицо, которое непосредственно будет заниматься ведением журнала. Это может быть секретарь-делопроизводитель, сотрудник кадрового отдела или бухгалтер. В этот документ не вносится никакая информация, помимо той, что имеет отношение к проверкам организации надзорными органами, поэтому все остальное время журнал находится в канцелярии организации на ответственном хранении. Графы документа заполняются инспектором, осуществляющим проверку, в ходе ее проведения.


Как заполнять

Изначально первичная информация в журнал вносится ответственным лицом организации. На титульном листе обязательно указывается полное наименование организации, точный юридический адрес, дата, с которой началось ведение документа, и должностные лица, ответственные за учет. В книге содержатся обязательные разделы, которые впоследствии заполняются представителями надзорных инстанций по мере проведения проверок деятельности юридического лица. В соответствии с законодательными нормативами, учетная книга должна содержать следующие графы:

  • Для внесения сведений о датах начала и окончания проверок;
  • Графу, в которой указывается продолжительность проводимой проверки в часах;
  • Раздел, в который вносится информация об органе, осуществляющем проверку;
  • Графу, в которую вносятся данные документации, на основании которой производится проверка;
  • Раздел, в котором разъясняется, с какой целью производится проверка и каковы ее основные задачи;
  • Строка, отражающая тип проверки (плановая, внеплановая);
  • Графа, в которую вносится номер акта о результатах проведенного контроля со стороны надзорных органов, дата составления такого акта, а также дата вручения документа представителю проверяемой организации;
  • Раздел, предназначенный для внесения замечаний инспектором, выявленных в ходе самой проверки;
  • Номера и даты выданных предписаний об устранении имеющихся нарушений;
  • Графа, предназначенная для внесения сведений о лице, проводившем инспектирование (ФИО, должность);
  • Графа, используемая для внесения сведений о лицах, привлеченных в качестве экспертов;
  • Строка, в которой проставляется подпись инспектора, проверяющего инспектора.

Как прошить

Как выше было отмечено, журнал учета проверок юридического лица можно приобрести в готовом виде, а можно изготовить самостоятельно, разделив подходящую чистую учетную книгу на необходимые разделы. Независимо от того, будет ли приобретена готовая учетная книга, либо документ подготовлен вручную, журнал требуется прошить.

Для этого до начала ведения страницы нумеруются, документ прошивается и пломбируется. На пломбе указывается информация, о том, какое количество страниц содержит учетная книга, с какой даты осуществлено введение журнала в оборот, проставляется ФИО лица, на которое возложена ответственность за ведение и сохранность учетной книги. Опломбированный и прошитый документ заверяется печатью учреждения.

Как заполнить журнал учета проверок, проводимых органами государственного контроля?

Для многих индивидуальных предпринимателей проверки со стороны контролирующих органов власти стали привычным явлением. Но только недавно у нас появился журнал для учёта подобных мероприятий. До этого форма ведения была свободной.

Такие журналы учета проверок юридического лица необходимы, чтобы записывать результаты проверок, по выявленным нарушениям и рекомендациям к дальнейшим действиям.

Журнал учета проверок, проводимых органами государственного контроля: зачем нужен этот документ?

Такие журналы помогают защищать права предпринимателей и руководства на предприятиях при проверках. Только в журналах факт контроля фиксируется объективно.

№294-ФЗ – закон, где регулируются отношения между бизнесом и властью. В тексте закона подробно рассказывается о правилах проведения проверок, сроках и подведении итогов. Указывается и список лиц, наделённых соответствующими полномочиями.

Основные разделы журнала учета

Наличие следующих разделов стало обязательным требованием для журнала учета проверок, проводимых органами государственного контроля:

  1. Номерное обозначение для записей.
  2. День, когда процедура началась и завершилась.
  3. Если компания представляет малый или средний бизнес – пишут, сколько часов ушло на такую проверку.
  4. Обязательно обозначение органа, давшего приказ на проведение мероприятий.
  5. Каков предмет контроля? С какими целями и задачами он проводится?
  6. Указывают, проведена вне- или плановая проверка.
  7. Не забывают о дате, когда бумаги были оформлены и переданы адресату.
  8. Какие нарушения присутствуют на объекте?
  9. Ставят дату, излагают предписания, указания по проверке.
  10. Привлечённые эксперты ставят свои ФИО, это касается и сторонних экспертов.
  11. Каждая сторона должна подписать документ.

Как правильно заполнить журнал регистрации исходящих документов и какие сведения должны быть обязательно отражены в этом акте, вы можете узнать

Как надо вести журнал учёта проверок контролирующими органами?

Руководитель пишет ФИО на титуле журнала учета проверок юридического лица. Там , номер ОГРН. Данные должны присутствовать и по отношению к лицу, которое ведёт журнал. Обязательно наличие подписи и даты, когда документ начали оформлять.

Допускается как самостоятельная распечатка бланков на принтере, так и использование услуг типографии. Нумерация и прошивка обязательна. Титульный лист журнала учета проверок юридического лица содержит информацию о том, сколько всего страниц в документе.

Журнал учёта проверок контролирующими органами заверяется печатью ИП, если он с ней работает. Это требование стало обязательно для всех со статусом юридического лица.

Особенности плановой проверки

  • Проводится максимум раз каждые три года.
  • Чаще проводится только в отношении лиц, занимающихся определёнными видами деятельности.
  • Ответственное лицо уведомляется о начале проверки не позднее, чем за 3 дня до её начала.

Зачем нужно такое мероприятие?

  1. Контроль выполнения требований для лицензии.
  2. Чтобы оценить, в каком состоянии находятся условия труда.
  3. Чтобы проверить, как соблюдаются нормы противопожарной безопасности.
  4. Ознакомление с санитарно-эпидемиологическими условиями.

Что на счёт внеплановых проверок?

  • Проводится всегда, если есть серьёзные основания.
  • должны уведомить о проверке за 24, допускается применение всех способов.
  • Нужна для того, чтобы проверить, как руководитель выполняет те или иные требования к своей деятельности.

Оформление результатов проверки

Главная форма для оформления результатов – акт, составленный в количестве двух экземпляров. Приказ Минэконом Развития РФ №141 от 2009 года – вот где указана типовая форма этого документа.

Протоколы образцов по отбору продукции становятся важными приложениями к нему. Пробы берутся так же из объектов производственной, окружающей среды рядом с предприятием. При необходимости, объяснения пишут сотрудники и специалисты, ответственные за соблюдение требований по безопасности.

Оформление документа начинается сразу после завершения проверки, это касается обоих экземпляров. Отправляют акт заказным уведомлением. При необходимости, копию акта проверяющие органы направляют представителям прокуратуры.

Узнать, как составить акт выполненных услуг по договору оказания услуг и скачать образец этого документа, вы можете


Результаты проверки и меры государственных органов

После выявления нарушений на объектах, проверяющий выполняет свои обязанности в этом направлении. Он выдаёт руководителям предписания по устранению нарушений, указывая чёткие сроки для исправления проблемы.

Если необходимо – отдельно составляются мероприятия, направленные на защиту интересов. Осуществляется полный контроль выполнения требований, указанных в предписании.

Если деятельность предпринимателя сама по себе несёт опасность для интересов и прав граждан, необходимо предупредить об этом в доступной форме.

Что на счёт обжалования результатов проверки?

Для обжалования руководитель имеет право обратиться к представителям органов, проводивших проверку. Такие решения могут принять все, кто не согласен с фактами и выводами, изложенными в результатах такой проверки. Обращаться по данному поводу нужно не позднее, чем через 15 дней после получения результатов. Документы оформляются только в письменной форме.

Обжалование допускается для всего акта проверки, отдельных его частей, положений. Необходимо предоставлять доказательства, чтобы обосновать свои возражения. Допускается использование копий с официальным заверением. Если проверка проводится с грубым нарушением требований и правил, есть возможность отменить её результаты.

Что такое книга учета бланков строгой отчетности и обязательно ли ее ведение ИП и юридическими лицами – читайте

Какие нарушения во время проверок признаются грубыми?

  • В проверке принимали участие независимые эксперты, имеющие непосредственное отношение к объекту, где проводится проверка.
  • Плановая проверка, которая не была включена в ежегодный план.
  • Нет акта по результатам мероприятия.
  • Были превышены сроки проведения.
  • Органы попросили представить документы, не имеющие отношения к предмету проверки.
  • Проведение мероприятия без соответствующих приказов со стороны руководителя.
  • Нарушения по времени и срока для субъектов малого предпринимательства.
  • Внеплановые выездные проверки не согласуются с органами прокуратуры.
  • Мероприятие проводится без серьёзного основания.
  • Нарушен срок отправления уведомления.

Проверки прокурорами

Прокуратура действует гласно до тех пор, пока её действия не нарушают требования в действующем законодательстве. Прокуроры сами не обязаны давать пояснения по делам, которые находятся в ведении. Только он сам выносит решение о том, может ли гражданин ознакомиться с результатами проверок и делами.

При взаимодействии с прокурором должные лица на предприятиях имеют ряд обязанностей:

  • Являться по вызову при необходимости, либо обеспечить явку интересующего специалиста.
  • Выделять сотрудников, без участия которых невозможно решить тот или иной вопрос.
  • Представлять данные статистики, документы и выписки по требованию.
  • Открывать доступ ко всем материалам и документам на предприятии.

Прокурор сам выставляет требование по устранению нарушений, если они обнаружены. К соответствующим мероприятиям ответственные лица обязаны приступать незамедлительно. Прокуроры следят за тем, что на предприятиях соблюдались права всех граждан.

На какие моменты обратить внимание во время проверки?

Благодаря сведениям в журнале учета проверок юридического лица каждый сможет подать жалобу в вышестоящие органы, если не согласен с результатами действий.

Одно из главных требований – в том, что подпись в журнал должен вносить не только сам проверяющий, но и индивидуальный предприниматель, к которому он пришёл.

  1. ИП не должен допускать на предприятие проверяющих, отказывающихся ставить свою подпись.
  2. Об отказе сразу сообщают в то же ведомство, откуда пришла проверка.
  3. Возражения подаются в соответствующий орган не позднее, чем через 15 дней после окончания мероприятия.

Инспекции труда профсоюзов создаются силами профессиональных объединений. Они тоже проводят свои проверки для установки того, насколько соблюдаются права работников, членов коллектива.

Уполномоченные по этому вопросу и профкомы – те, кто проверяет соблюдение требований законодательства на предприятиях. Они так же отправляют работодателям предложения, которые помогут улучшить работу, увеличат безопасность и результативность. Профкомы сопровождают руководителей во время визитов специальных комиссий.

Руководители обязаны устранять любые нарушения, выявленные профсоюзными инспекторами труда во время проверок.

Ещё о правах проверяемой стороны

  1. Проверяющие несут уголовную и административную ответственность в ситуациях, когда они халатно относятся к исполнению своих обязанностей.
  2. Органы контроля и надзора должны самостоятельно следить за тем, как их сотрудники выполняют обязанности. При необходимости для исправления ошибок и нарушений проводятся служебные расследования.
  3. Если права проверяемой стороны были нарушены, сообщают о принятых из-за этого с этим мерах не позднее, чем через 10 дней.

Отдельный регламент разработан для прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:

  1. Надо присутствовать на проверках, чтобы давать разъяснения по интересующим вопросам, задавать в случае необходимости.
  2. Проверяющие лица сами представляют сведения относительно мероприятий.
  3. Каждый руководитель имеет право ознакомиться с результатами проверок, высказать своё мнение в приписке к акту. Они так же оценивают действия конкретных лиц.
  4. В случае несогласия с действиями допускается применение всех доказательств.

Вывод

Предприниматель не добьётся результатов, если не будет держать ситуацию под контролем. Журнал учёта проверок нужен для защиты прав проверяемой стороны. Ведь даже жалобы на превышение полномочий подтверждаются в документальной форме.

За последние несколько лет органы Федеральной власти в РФ выработали типовую форму этого документа, что облегчает решение задач и вопросов. За отсутствие документа не предусмотрены административные взыскания. Но этот факт обязательно отмечается лицами, проводящими проверку.