С каким сроком обращения выпускаются акции.  Акции

Компетенции главы 12:

По итогам изучения главы 12 студент должен:

  • знать :
    • - место банковского маркетинга в банковском менеджменте;
    • - особенности эволюции банковского маркетинга;
    • - причины появления банковского маркетинга;
    • - специфику финансового продукта;
    • - функционал и систему взаимодействия финансового агента с потребителями;
  • уметь :
  • - давать четкие определения основных понятий темы;
  • - выявлять факторы, способствующие появлению маркетинга в финансово-кредитной сфере;
  • - показывать связь менеджмента и маркетинга в финансовокредитной сфере;
  • - различать содержание товарной, сбытовой и коммуникационной политики;
  • - выделять базовый и текущий ассортимент;
  • - формировать пакеты финансовых услуг;
  • - формировать цены на финансовые продукты;
  • владеть :
  • - инструментами реализации маркетинговых политик в финансово-кредитной сфере;
  • - понятиями о товарной, сбытовой и коммуникационной политиках.

Специфика управления маркетингом в финансово-кредитной сфере

Важной характеристикой менеджмента в финансово-кредитной сфере является необходимость приспособления к меняющимся условиям рыночной макро- и микросреды: колебание спроса на финансовые услуги, усиление конкуренции, удорожание финансовых ресурсов. Все это крайне актуально в текущих макроэкономических реалиях.

Одна из значимых составных частей менеджмента - это маркетинг. Маркетинг - система мероприятий по комплексному анализу рынка, формированию и стимулированию спроса, учету действия рыночных факторов на всех стадиях производственного процесса, рационализации продвижения товаров по каналам обращения до конечного потребителя, финансовому обеспечению производства и обращения, ценообразованию и контроллингу.

Банковский маркетинг (англ, bank marketing ) представляет собой рыночную стратегию по созданию, продвижению и сбыту банковских (финансовых) продуктов (услуг). Финансовая сфера, а в частности банковская, крайне зарегулирована не только в России, но и за рубежом, это накладывает дополнительные ограничения на использование аппарата маркетинговых инструментов, применение которых, как и в любом другом бизнесе, направлено в итоге на максимизацию получаемой прибыли. Понимание необходимости применения маркетингового инструментария в финансово-кредитной сфере пришло не сразу. Банки и компании финансового сектора обычно отличаются консервативностью и некоторой неповоротливостью, точнее сказать, высокой долей скепсиса по отношению к нововведениям.

Считается, что впервые концепция банковского маркетинга была разработана в США в 50-е гг. В Европе к необходимости использования маркетинга в банках пришли несколько позднее (в 60-е гг.). Далее опыт банковской отрасли распространился на весь финансовый сектор. Нужно отметить, что на данный момент особо активно применяют маркетинговые инструменты и технологии компании небанковской части финансово-кредитного сектора. Вообще, в финансово-кредитную сферу можно отнести не только банки. Это и страховые организации, и небанковские кредитные организации, лизинговые компании, факторинговые и форфейтинговые компании, участники рынка ценных бумаг, ломбарды, микрофи- нансовые организации, ссудо-сберегательные кассы и т. д.

С развитием финансовой системы и обострением конкуренции на рынке финансовых услуг в банковской практике с конца

60-х годов произошли серьезные изменения. Для привлечения все большего числа клиентов стало необходимо применять маркетинговые технологии, направленные на изучение рынка, выявление его возможностей и определение потребностей клиентов. Внедрение маркетинга способствовало росту доходности, снижению операционных и неоперационных затрат финансовых агентов и снижению риска проводимых операций. Вначале применялись отдельные элементы маркетинга, а затем и концепции маркетинга и стратегическое планирование.

Основными факторами, вызвавшими необходимость применения маркетинга в финансовой сфере, можно считать:

  • глобализацию экономических процессов, сопровождающуюся проникновением банков и других финансово-кредитных организаций на зарубежные рынки и обострением конкуренции с местными участниками. Глобализация конкуренции в финансовом секторе;
  • появление и развитие во многих странах огромного числа небанковских учреждений, составляющих конкуренцию банкам, а также усложняющим по сути выбор потенциальным клиентам;
  • диверсификацию самой финансовой индустрии, приводящую к расширению спектра услуг и развитию небанковских продуктов и услуг;
  • развитие информационных технологий и средств коммуникации, что зачастую приводит к снижению барьеров входа и выхода, к расширению сферы деятельности финансово-кредитных институтов, к смене парадигмы оказания финансовых услуг;
  • развитие конкуренции внутри банковской системы, а также между банками и небанковскими институтами как в области привлечения средств, так и в области предоставления кредитных услуг. Повышение доли информационно-консалтинговых услуг. Рост предложения и спроса на комиссионные услуги банков и других участников рынка финансово-кредитной деятельности;
  • ограничения ценовой конкуренции на рынке банковских услуг, связанные с государственным регулированием, а также с тем, что существует предельный размер процента; иные регулятивные нормы, касающиеся резервирования и лицензирования банковской деятельности и ряда небанковских институтов рынка финансовой сферы, выдвигают на первый план проблемы управления качеством финансового продукта или услуги и продвижения его конечному потребителю.

Изначально финансисты рассматривали маркетинг лишь как средство изучения спроса, стимулирования и привлечения клиентов, и лишь в 80-е годы сформировалась концепция банковского маркетинга, которая стала основой управления маркетингом в коммерческих банках и финансово-кредитной сфере в целом. Усиление конкуренции и увеличение требований клиентов к качеству и скорости предоставления финансовых услуг приводят к тому, что все большее число финансово-кредитных организаций серьезно обращаются к маркетингу, разрабатывают стратегические маркетинговые планы, что позволяет адаптироваться к изменениям внешней среды и обеспечивает успех в конкуренции.

Универсализация банковской деятельности, выход ее за границы традиционных операций, усиление конкуренции банков с небанковскими учреждениями, отток вкладов из банков в результате развития рынка ценных бумаг и финансового кризиса в стране способствуют применению маркетинговых технологий. Чтобы выжить в конкуренции, банкам предстоит осваивать новые услуги, новые формы бизнеса, не только выдвигать на первое место интересы акционеров, но бороться за каждого клиента.

Основой успешного применения маркетинга в финансовой системе является понимание его сущности как процесса фокусирования целей и ресурсов банков на возможностях и потребностях внешнего окружения. Современный маркетинг представляет собой сложное явление: концепцию управления организацией, своеобразную философию прогнозируемого бизнеса. Маркетинг является комплексом управленческих функций, содействующих сбыту услуг путем организации изучения рынка, проведения рекламной кампании, и, собственно, реализации услуги. Одной из целей маркетинга в управлении кредитными организациями является создание прибыли, которая может быть источником для инвестиций, вознаграждения менеджеров, служащих, акционеров. Банковский маркетинг в силу его специфики представляет особою отрасль маркетинга. Это внешняя и внутренняя идеология, стратегия, тактика и политика деятельности банка, определяемая конкретным общественно-политическим и экономическим положением.

Применение маркетинга банком или финансовой компанией характеризуется наличием в его деятельности следующих сущностных признаков маркетинга:

  • ориентации на потребности клиентов (маркетинговая философия);
  • применения множества инструментов рыночной политики (маркетинг-микс);
  • целенаправленной координации всех видов деятельности в сфере сбыта (маркетинговое управление).

Выделение признаков маркетинга важно для понимания его сущности, поскольку многие российские финансисты имеют упрощенное представление о маркетинге, сводя его к комплексу инструментов рыночной политики.

Маркетинговый инструментарий (маркетинг-микс) является важной составной частью системы банковского маркетинга. Наиболее крупными его элементами являются: 1) исследование рынка; 2) разработка и реализация на этой основе рыночной (конкурентной) стратегии. Каждый из этих элементов реализуется совокупностью маркетинговых инструментов (рис. 12.1).

Рис. 12.1. Инструменты банковского маркетинга

Исследование банковского рынка является предпосылкой для успешного применения сбытового инструментария. Здесь применяются инструменты и аппарат теории статистики и маркетинговых исследований как основы для этого анализа.

Сбор информации осуществляется из различных источников: статистических данных, данных клиентов - предприятий и частных лиц, данных из средств массовой информации, деловых отчетов и рекламных материалов конкурентов, интернета, в том числе особый интерес вызывает использование данных о статистике поисковых запросов потенциальных клиентов и анализ их активности в социальных сетях, например Facebook.com.

Анализ рынка представляет собой выяснение рыночной ситуации и возможность сбыта на текущий момент. Чрезвычайно важно в такого рода анализе его актуальность, то есть постоянство проведения.

Наблюдение за рынком представляет собой систематическое отслеживание рыночной ситуации. Некий мониторинг рыночных характеристик, важных для банка или финансовой компании. В каждом из секторов финансовой индустрии, безусловно, присутствует своя специфика набора критериев, за которыми нужно наблюдать.

Прогнозирование - это выявление конъюнктурных изменений, рыночных тенденций. Оно подготавливает почву для формулирования банковской стратегии или стратегии поведения на финансовом рынке.

На стадии реализации стратегия приобретает форму конкретных мер банковской политики.

Товарная политика заключается в определении и изменении ассортимента, качества и объема предлагаемых услуг. Неразрывно связана товарная политика с конкурентным предложением и спросом потенциальных и существующих клиентов.

Ценовая политика коммерческого банка предполагает установление цен на различные банковские продукты и их изменение в соответствии с изменением рыночной ситуации. Также необходимо отметить, что ценовая политика неразрывно связана с себестоимостью финансового продукта.

Сбытовая политика банка направлена на доведение товара до потенциального покупателя. Подразумевает под собой выбор и порядок использования сбытовых каналов финансовой компании, как то: прямые продажи, интернет, соцсети, брокеры и ин- тродьюсеры, совместный сбыт.

Коммуникационная политика - это система средств взаимодействия банка с потенциальными потребителями, направленная на их побуждение приобретать банковские услуги. Она может быть различного типа и зависит от типа финансовой услуги и целеполагания по себестоимости ее продажи и в конечном итоге - эффективности для акционеров.

С точки зрения инструментария рыночной политики банки применяли маркетинг давно. Они занимались разработкой продуктов (определяли размер кредита, срок кредитования, условия выдачи и погашения), установлением цены (процентной ставки, комиссионного вознаграждения), налаживанием системы сбыта (через собственную филиальную сеть или банки-партнеры), использовали брокеров. Но эти действия были подчинены стремлению финансиста как бизнесмена к прибыли, потребности клиентов при этом оставались “в тени”. Хорошо бы следовать поговорке: “Червяк должен быть вкусен не рыбаку, а рыбке”.

Ориентация финансово-банковских институтов на потребности клиентов (маркетинговая философия) появилась в 60-х годах в результате преобразования банковских рынков сбыта из рынков продавца в рынки покупателя, чему способствовали рост благосостояния населения в 60-70-е гг. и обострение конкуренции. Это привело к необходимости изменения идеологии и организации банковского управления, возникло маркетинговое управление. Управленческие решения на банковских рынках уже не могли больше приниматься только на основе личного опыта и интуиции руководителя, они переводились на научную, плановую основу. Начались глубокие структурные изменения в банковской организации.

На реализацию целей и задач банковского маркетинга ориентированы его функции:

  • выявление существующего и потенциального рыночного спроса и требований клиентов к банковским продуктам посредством комплексного исследования состояния финансового рынка и перспектив его развития;
  • эффективная организация деятельности по созданию новых и совершенствованию предоставляемых банковских продуктов, более полно удовлетворяющих запросы клиентов;
  • определение оптимального ассортимента банковских продуктов и услуг на основе реальных возможностей банка и требований рынка;
  • планирование и координация деятельности банка на финансовом рынке;
  • разработка сбытовой политики, организация системы стимулирования реализации банковских продуктов и услуг, формирование потребностей покупателей;
  • поддержание и развитие имиджа банка как надежной, ориентированной на потребности клиента организации.

Можно выделить цели маркетинга в банке:

  • формирование и стимулирование спроса на банковские услуги;
  • обеспечение обоснованности принимаемых управленческих решений;
  • расширение объемов услуг, увеличение рыночной доли;
  • максимизация прибыли.

Основные задачи банковского маркетинга:

  • максимальное удовлетворение требований клиентов по объему, структуре и качеству банковских продуктов и услуг, создающее оптимальные условия для устойчивости деловых отношений;
  • обеспечение рентабельной работы банка в постоянно изменяющихся условиях финансового рынка;
  • гарантирование ликвидности банка;
  • содействие решению социальных проблем региона, в котором осуществляется деятельность банка.

В России в финансовую сферу активно проникают страховые, брокерские, сберегательные, трастовые и другие организации, пенсионные фонды, торгово-промышленные и финансовые корпорации. В результате стали характерными снижение доходности банков и увеличение риска их операций. Чтобы выжить в конкуренции, банкам предстоит осваивать новые виды услуг, формы бизнеса, не только выдвигать на первое место интересы акционеров, но и бороться за каждого клиента.

Существуют специфические отличия банковского маркетинга от маркетинга в других отраслях, в которых также разрабатываются товары (услуги), устанавливаются цены и применяются аналогичные рыночные инструменты. Специфика банковского маркетинга неразрывно связана с особенностями банковского продукта.

Банковская услуга. Под услугой в экономической науке понимают мероприятия или выгоду, которые одна сторона может предложить другой. Услуги неосязаемы.

Основными характеристиками банковских услуг являются:

  • абстрактность (неосязаемость и сложность для восприятия);
  • неотделимость услуги от источника;
  • непостоянство качества (неодинаковость) услуг;
  • несохраняемость банковских услуг;
  • договорный характер банковского обслуживания;
  • связь банковского обслуживания с деньгами;
  • протяженность обслуживания во времени;
  • вторичность удовлетворяемых банковскими услугами потребностей.

Под абстрактностью банковских услуг понимается их неосязаемость и сложность для восприятия. Эти качества присущи и финансовым услугам, таким образом, они являются абстрактными вдвойне.

Банковские услуги неосязаемы, так как они не имеют материальной субстанции. В связи с этим потребители проявляют повышенное внимание к видимым элементам обслуживания - банковскому оборудованию, внешнему виду обслуживающего персонала, банковской символике, веб-сайту, дизайну отделений, качеству и информативности рекламных материалов и всему тому, что дает косвенную информацию о характере и качестве оказываемых банком услуг.

Особенностью банковских услуг является их сложность для восприятия. В отличие от других видов услуг, обслуживание в банке требует от потребителей определенного культурного и образовательного уровня. Для того чтобы облегчить восприятие услуг для клиентов, банк может установить психологическую ассоциацию банковской услуги с осязаемым и более простым для понимания объектом. Положительный результат для продвижения банковских услуг дает подчеркивание их выгод для потребителей.

Неотделимость услуги от источника. Услуга не существует отдельно от того, кто ее оказывает, в отличие от товара, который в материальном виде существует независимо от присутствия или отсутствия его источника (люди или машины). Банковские услуги оказываются банковскими служащими, имеющими соответствующую квалификацию. В последнее время, по мере роста уровня технического оснащения современной банковской системы, источником банковских услуг все более становятся машины, появилась возможность отдавать распоряжения банку через электронные каналы (банкоматы, интернет, смартфоны). Несмотря на это, персональный контакт и сейчас остается необходимым условием для получения сложных индивидуализированных, требующих высокой квалификации банковских услуг. Автоматизация чаще охватывает стандартизированные услуги.

Важной особенностью индивидуальных услуг является неотделимость производства от потребления, предполагающая, что необходимым условием оказания услуги является личное присутствие клиента или его представителя. Развитие средств связи и электронных расчетов способствует увеличению доли банковских услуг, оказываемых в отсутствие клиентов.

Непостоянство качества услуг. Многие банковские и финансовые учреждения предлагают клиентам сходный или одинаковый перечень услуг, но абсолютной идентичности банковских продуктов (такой, как при серийном производстве в промышленности) не достигается. Это относится к неавтоматизированным услугам, предполагающим интенсивное общение клиентов с банковскими служащими, имеющими разный уровень технических и коммуникационных навыков, по-разному относящимися к работе. Сотрудник банка может демонстрировать неодинаковый уровень обслуживания в зависимости от ситуации, настроения, самочувствия и т. д.

С внедрением средств автоматизации значение этой характеристики снижается, так как банковский автомат оказывает услуги всем клиентам одинаково, независимо от времени дня, длины очереди, поведения или внешнего вида потребителя. Непостоянство качества автоматизированных услуг может возникать в основном в связи с различиями используемых банками технологий. Хотя нужно отметить и противоположный тренд, когда VIP-клиенты желают иметь дело с персональным менеджером.

Несохраняемость банковских услуг. Банковские услуги не могут храниться, их нельзя “заготовить впрок” (чего, однако, нельзя сказать о денежных и иных материальных активах, в операциях с которыми часто заключаются банковские услуги). Эта характеристика особенно важна при непостоянстве спроса на банковские услуги. Объем спроса постоянно меняется и может быть различен в разные дни недели, время суток. Поэтому нередко банки предпринимают меры по сглаживанию спроса, стимулируя клиентов использовать для визита в банк менее загруженное время дня или пользоваться средствами автоматизации. Тут показателен пример Сбербанка России, который дает в своих отделениях информацию о характере их загрузки в различное время дня для более эффективного планирования клиентом визита.

Договорный характер банковского обслуживания. Оказание банковских услуг предполагает заключение между их производителем и потребителем гражданско-правовых договоров. Это создает дополнительные сложности для клиентов.

Договорный характер обслуживания вызывает необходимость детального разъяснения клиенту содержания банковских услуг и условий их предоставления. Для финансистов чрезвычайно важно понятие публичной оферты, ибо клиент зачастую ориентируется при выборе той или иной финансовой организации на информацию и рекламу в СМИ, на билбордах, в интернете. Несоответствие между публичной офертой и реалиями может стоить финансовой организации репутации и может быть наказана по закону. Более того, существуют регулятивные требования к банковской рекламе, например отражение эффективной процентной ставки для клиента и указание номера банковской лицензии. Даже в радиоролике или коротком ТВ-тизере. Маркетинговая деятельность банка в этом случае приобретает “просветительский”, образовательный характер.

Связь банковских услуг с деньгами. Банковские услуги связаны с использованием денег в различных формах и качествах. Поскольку люди относятся с особенным вниманием ко всему, что связано с деньгами, это ставит деятельность банка в зависимость от доверия клиентов и требует усилий, направленных на его укрепление. Сфера обращения денег крайне конфиденциальна и является некой “интимной” зоной для большинства пользователей финансовых сервисов.

Большое значение имеет организация регулирования и управления в сфере финансовых отношений, включающая в себя бюджетные, налоговые, банковские, кредитно-инвестиционные и иные аспекты. Причем нормы административного права применительно к статусу органов, процедурам и т.п. тесно переплетаются с нормами бюджетного, налогового, банковского законодательства. Особое значение приобретают проблемы бюджетного федерализма. Вокруг бюджета концентрируются во многом административно-правовые средства.

Правительство одобрило Программу развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 г. Основными задачами Программы являются:

  • 1) упорядочение бюджетного устройства субъектов РФ;
  • 2) четкое разграничение расходных полномочий и сокращение нефинансируемых мандатов»;
  • 3) четкое и стабильное разграничение налоговых полномочий и закрепление доходных источников за бюджетами разных уровней;
  • 4) формирование и развитие объективных и прозрачных механизмов финансовой поддержки региональных и местных бюджетов;
  • 5) повышение качества управления общественными финансами на региональном и местном уровне.

В настоящее время бюджетное законодательство РФ не содержит базового элемента системы, межбюджетных отношений - четкого разграничения полномочий и ответственности между органами власти разных уровней по осуществлению бюджетных расходов (расходных полномочий). Широкая сфера расходов отнесена к сфере «совместного» финансирования, в результате чего размывается ответственность за предоставление значительной части общественных услуг. Сохраняется регламентация бюджетных расходов, финансируемых из региональных и местных бюджетов, нормативными актами федерального уровня, действует множество централизованно устанавливаемых натуральных и финансовых норм. Требования Бюджетного кодекса по возмещению дополнительных расходов территориальных бюджетов не выполняются, широкое распространение получили судебные иски к органам власти субъектов и местного самоуправления с последующим списанием средств с бюджетных счетов по исполнительным листам.

В настоящее время бюджетное законодательство Российской Федерации не содержит базового элемента системы, межбюджетных отношений - четкого разграничения полномочий и ответственности между органами власти разных уровней по осуществлению бюджетных расходов (расходных полномочий). Широкая сфера расходов отнесена к сфере «совместного» финансирования, в результате чего размывается ответственность за предоставление значительной части общественных услуг. При этом сохраняется регламентация бюджетных расходов, финансируемых из региональных и местных бюджетов, нормативными актами федерального уровня, действует множество централизованно устанавливаемых натуральных и финансовых норм. Несмотря на наметившуюся тенденцию к сокращению «нефинансируемых федеральных мандатов», на региональные и особенно местные бюджеты федеральным законодательством возложены многочисленные социальные обязательства, не обеспеченные источниками финансирования. Требования Бюджетного кодекса по возмещению дополнительных расходов территориальных бюджетов не выполняются, широкое распространение получили судебные иски к органам власти субъектов и местного самоуправления с последующим списанием средств с бюджетных счетов по исполнительным листам.

В результате органы власти субъектов и особенно местного самоуправления не имеют возможности обеспечить сбалансированность своих бюджетов и вынуждены проводить политику выборочного и/или частичного исполнения возложенных на них обязательств, накапливая (в т.ч. - за счет заимствований) безнадежную задолженность.

Предоставление органам власти субъектов и местного самоуправления реальных расходных полномочий, сбалансированных с финансовыми ресурсами, - ключевая задача реформы межбюджетных отношений. Для ее решения необходимо: - четко разграничить, на основе количественного анализа и единых принципов, расходные полномочия между органами власти разных уровней (федеральным, региональным и местным), сократив в максимально возможной степени сферу совместных (пересекающихся) полномочий;

  • - обеспечить самостоятельность органов власти субъектов и местного самоуправления в управлении расходами соответствующих бюджетов;
  • - сократить, а в перспективе - ликвидировать «нефинансируемые федеральные мандаты», предусмотрев полное финансовое обеспечение установленных законодательством бюджетных обязательств;
  • - законодательно определить порядок изменения разграничения расходных полномочий при соответствующем перераспределении бюджетных ресурсов между уровнями бюджетной системы и/или предоставлении источников финансирования передаваемых расходных обязательств.

В этих целях необходимо ввести в Бюджетный кодекс понятие «расходные полномочия» - права и обязанности соответствующих органов власти в пределах своей компетенции. Одновременно в Бюджетном кодексе должно быть закреплено четкое и стабильное разграничение расходных полномочий между властями разных уровней в соответствии со следующими критериями:

  • 1) субсидиарностъ (максимальная близость органов власти, реализующих расходные полномочия, к потребителям соответствующих бюджетных услуг);
  • 2) территориальное соответствие (максимальное совпадение территориальной юрисдикции органа власти, реализующего расходные полномочия, и зоны потребления соответствующих бюджетных услуг);
  • 3) внешние эффекты (чем выше заинтересованность общества в целом в реализации расходных полномочий, тем, при прочих равных условиях, за более высоким уровнем власти они должны закрепляться);
  • 4) эффект территориальной дифференциации (чем выше региональные/местные различия в производстве и потреблении бюджетных услуг, тем, при прочих равных условиях, на более низких уровнях бюджетной системы они должны предоставляться);5) эффект масштаба (концентрация бюджетных расходов, при прочих равных условиях, способствует экономии бюджетных средств).

В общем случае необходимо стремиться к закреплению всех 3-х видов расходных полномочий (нормативно-правовое регулирование, обеспечение средствами, финансирование) по данной общественной услуге (функции) за одним уровнем бюджетной системы (исходя, прежде всего, из конституционного разграничения предметов ведения), что предотвращает возникновение «нефинансируемых мандатов».

Использование регуляторов трех уровней:

  • 1) обязательных для исполнения минимальных требований, установленных в федеральном законодательстве;
  • 2) рекомендуемых нормативов и параметров, соблюдение которых будет учитываться при предоставлении целевой обусловленной финансовой помощи (субсидий) из федерального бюджета;
  • 3) дополнительных, более высоких стандартах управления общественными финансами, добровольно принимаемыми и выполняемыми органами власти субъектов и местного самоуправления (например, «Кодекс лучшей практики» и др.).

Обязательные федеральные требования следует ограничить стандартами и процедурами, необходимыми и достаточными для обеспечения единства бюджетной системы и базовых принципов организации бюджетной процесса на всех ее уровнях (бюджетная классификация, бухгалтерский учет, отчетность, раскрытие информации и т.д.).

Большой объем деятельности осуществляют Минфин РФ, министерства финансов республик и департаменты и управления финансов других субъектов Федерации. Их полномочия определяются как вышеназванными законами, указами, правительственными актами, так и соответствующими положениями. Главное - организация работы по подготовке проекта бюджета и исполнение его доходной и расходной статей, регулирование бюджетной деятельности всех организаций, проверка правильности финансовых операций, оперативное регулирование внутрифедеральных бюджетных отношений.

Главными задачами органов казначейства являются: организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета, управление доходами и расходами этого бюджета на счетах казначейства в банках, исходя из принципа единства кассы; регулирование финансовых отношений между бюджетом РФ и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных) средств; сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов, представление законодательным и исполнительным органам государственной власти РФ отчетности о финансовых операциях Правительства РФ по бюджету РФ, о государственных (федеральных) внебюджетных фондах, а также о состоянии бюджетной системы РФ; управление и обслуживание совместно с ЦБР и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга РФ; разработка методологических и инструктивных материалов, порядка ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции казначейства, обязательных для органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций.

Организация управления в банковской сфере имеет свои особенности. Здесь своеобразно сочетаются нормы административного, гражданского и банковского законодательства.

Банковское законодательство в РФ - новая отрасль законодательства. До 1990 г. правовое положение банков и все вопросы их организации и деятельности регулировались подзаконными актами - решениями Правительства СССР, приказами, инструкциями, методическими указаниями Минфина СССР и Госбанка Союза ССР. Эти акты характеризовались установлением строго централизованного порядка банковской деятельности и взаимоотношений Госбанка и его звеньев с государственными и хозяйственными организациями.

Начало становлению банковского законодательства было положено Законом РСФСР от 2 декабря 1990 г. В результате новой экономической политики и обновления законодательной базы экономики и банковской деятельности в стране быстро развивалась сеть банков. Значительно выросли объемы банковских операций и услуг, что привело к активному включению банков в экономический оборот. Потребовались новые правовые акты по поводу различных видов их деятельности.

Указами Президента РФ регулируются разные стороны банковской деятельности - индексация денежных доходов и сбережений граждан, снятие ограничений на использование средств населения на специальных счетах в Сбербанке России, организация Российско-Американского инвестиционного банка, деятельность иностранных банков и совместных банков с участием средств нерезидентов на территории РФ и т.д. И тем не менее многие актуальные правовые вопросы банковской деятельности решены далеко не полностью. Именно этим объясняется подготовка законов о внесении изменений и дополнений в вышеназванные базовые законы о банках и банковской деятельности и о ЦБР.

Согласно ст. 75 Конституции право осуществления денежной эмиссии принадлежит исключительно ЦБР. Кроме того, п. 2 этой статьи гласит, что защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция ЦБР, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.

Контрастной в этом смысле является ст. 133 Конституции Республики Саха (Якутия), которая предоставляет Национальному банку республики право регулировать банковскую деятельность, совершать кредитно-денежные и иные операции. В развитие этой статьи Конституции Законом Республики Саха (Якутия) «О банках и банковской деятельности» расширены полномочия банков республики.

В соответствии с действующим законодательством ЦБР в настоящее время занимает весьма специфическое положение в государственной системе. Во-первых, он, являясь центром банковской системы и органом государственного управления в этой сфере, не входит в систему федеральных органов исполнительной власти. Такой его статус определяется Законом о ЦБР и Уставом ЦБР. ЦБР осуществляет функции регулирования и надзора за деятельностью банков. В то же время он не включен в структуру федеральных органов исполнительной власти и на его нормотворческую деятельность не распространяются требования о государственной регистрации, о публикации правовых актов, установленные Указом Президента от 21 января 1993 г. «О нормативных актах центральных органов государственного управления Российской Федерации». Это означает, что нормотворческая деятельность ЦБР носит произвольный характер с позиций как формы правовых актов, так и их содержания. В результате правовые акты ЦБР нередко противоречат законодательным актам.

Правовые акты ЦБР противоречивы и весьма спорны по своей форме. Наиболее распространенными среди них являются телеграммы, в которых текст излагается телеграфным стилем, с соответствующими пропусками и сокращениями, что в принципе недопустимо для нормативного акта. При этом ЦБР в настоящее время воплощает в себе практически неограниченную власть в банковской системе. Председатель банка, его заместители и Совет Банка России принимают ежегодно огромное количество нормативных актов (около 500) и сами же должны обеспечить исполнение этих актов. Причем в эти акты постоянно вносятся изменения и дополнения. Все это приводит к крайне нестабильному и несбалансированному состоянию подзаконного правового регулирования в банковской сфере.

Решить указанную проблему можно путем разделения, пусть даже в структуре ЦБР, правотворческой и исполнительной функций. Нормотворчеством мог бы заниматься Совет банка, но при этом следовало бы качественно изменить его состав. Дело в том, что в настоящее время Совет состоит только из должностных лиц ЦБР. Хорошо известно, что во многих странах мира такой Совет состоит в основном из председателей ведущих коммерческих банков и должностных лиц центральных или национальных банков.

Это же объединение функций вносит много неясностей во взаимодействие ЦБР с коммерческими банками. В соответствии со ст. 24 Закона о ЦБР он устанавливает экономические нормативы для банков и вправе контролировать как их соблюдение, так и правильность применения законодательства о банках (ст. 30). Такая формулировка трактуется ЦБР очень широко, в силу чего он устанавливает индивидуальные экономические нормативы, пытается проводить широкие проверки оперативно-хозяйственной деятельности коммерческих банков, поскольку она практически полностью регламентируется правовыми нормами. Это, естественно, вызывает возражения коммерческих банков.

Законодательство не определяет характера, содержания и правовых форм правоотношений между ЦБР и Правительством РФ, Минфином РФ, государством в целом. Правда, периодически принимаются совместные заявления ЦБР и Правительства. И все же здесь существуют только общие нормы, не позволяющие контролировать ни обязанностей ЦБР по обслуживанию государственного бюджета и долга, ни обязанностей государства по использованию полученных средств. Это приводит практически к неограниченной кредитной эмиссии, постоянно растущему государственному долгу, росту бюджетного дефицита. Управление банками остается острой проблемой. В какой-то степени ее решению служит деятельность Совета по банковской политике при Правительстве РФ.

Нормальному функционированию банковской системы препятствуют: а) широкая распространенность такого фундаментального недостатка, как игнорирование необходимости для каждого банка иметь собственную обоснованную концепцию развития и выводимую из нее концепцию управления; б) отсутствие в большинстве банков продуманной системы информационного обеспечения процесса управления; в) слабое или недостаточное развитие горизонтальных структурных связей между подразделениями банков (а также между банками), приводящее к отсутствию слаженности в их работе, взаимной профессиональной неосведомленности и на этой почве - к принятию несогласованных и поспешных решений; г) чрезмерная увлеченность банков развитием своих подразделений, которые обеспечивают «вал», и отсутствие внимания к подразделениям или службам, которые могли бы вести системный анализ, диагностику и прогнозирование всей деятельности банков; д) отсутствие практически в каждом банке целостного, содержательно согласованного, сильного комплекта внутрибанковской документации.

Признано целесообразным выполнение Российской финансовой корпорацией следующих основных функций: конкурсный отбор и экспертиза инвестиционных проектов, обеспечивающих приоритетные направления структурной перестройки экономики, осуществляемых за счет средств корпорации; предоставление по поручению Правительства РФ кредитов и осуществление финансирования инвестиционных проектов за счет государственных средств, предназначенных на централизованные капитальные вложения, ресурсов ЦБР, а также привлеченных корпорацией средств; установление договорных отношений с коммерческими банками, которые осуществляют финансирование инвестиционных проектов; организация контроля за эффективным использованием инвестиционных средств; предоставление по поручению Правительства РФ государственных гарантий инвесторам и кредиторам, использование по поручению Правительства РФ иностранных кредитов, в т.ч. их размещение на конкурсной основе, в порядке, установленном законодательством.

Финансирование инвестиционных проектов осуществляется Российской финансовой корпорацией в основном на коммерческой и возвратной основе и с привлечением средств российских и иностранных инвесторов. Намечено заключить соглашение Правительства РФ с ЦБР о предоставлении льготного долгосрочного кредита, передаваемого Российской финансовой корпорации для реализации приоритетных инвестиционных проектов.

В регулировании валютных операций можно обнаружить административно-правовые элементы.

Государственное управление в области бюджета, финансов и налогов осуществляется через финансовую систему страны. Финансовая система отражает всю совокупность экономических отношений, складывающихся между экономическими агентами в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов. Финансовая система обеспечивает материальную основу существования государства, создание, сохранение и совершенствование его социально-экономической системы, приемлемых для общества политических, экономических и социальных условий воспроизводства, формирование производственных отношений, надстройки.

Государственное управление в области бюджета, финансов и налогов осуществляется путем реализациифинансовой политики государства. Она представляет собой намеченную государством на определенном этапе развития общества научную программу использования финансов в целях успешного выполнения планов экономического и социального развития.

Финансовая политика как составная часть экономической политики государства является одной из приоритетных сфер государственного регулирования экономики. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования социально-экономических процессов финансовыми методами.

В то же время финансовая политика – относительно самостоятельная сфера деятельности государства. Практически она осуществляется посредством разработанной на определенный период времени системы мероприятий по мобилизации части финансовых ресурсов общества в бюджет, их рациональному распределению и эффективному использованию для выполнения государством своих функций.

Принято выделять следующие виды финансовой политики государства, входящих в ее состав:

бюджетно-налоговая политика;

кредитно-денежная политика;

ценовая политика.

Бюджетная политика представляет собой основной механизм государственного регулирования экономики, так как использование большинства экономических рычагов так или иначе связано с бюджетом. С помощью бюджета государство сосредотачивает в своих руках, распределяет и перераспределяет между отраслями, секторами народного хозяйства и административно-территориальными единицами необходимые финансовые ресурсы, которые требуются для осуществления централизованного управления социально-экономическими процессами в республике. Причем, изъятие и распределение денежных средств в народном хозяйстве должны и могут осуществляться через бюджет таким образом, чтобы побудить предприятия и организации к рациональному использованию материальных, трудовых, природных ресурсов, находящихся в их владении.


Налоговая политика. В условиях товарно-денежных отношений механизмы налоговой политики являются важнейшим инструментом бюджетной политики, реализуя как распределительную, так и стимулирующую стратегию государства. Между этими двумя функциями налоговой системы существуют серьезные противоречия. На разных фазах развития государство отдает предпочтение той или иной функции в зависимости от решаемых задач. Налоговая политика является основным источником аккумуляции денежных средств в государстве.

Денежно-кредитная политика государства включает методы финансового маневрирования Центрального банка и является традиционным и важнейшим инструментом регулирования, где в качестве основных регуляторов используется:

процентная учетная ставка;

нормы обязательных резервов;

регуляторы банковской деятельности (величина уставного капитала, нормативы ликвидности и достаточности капитала и др.);

выпуск государственных ценных бумаг и осуществление операций с ними на рынке в зависимости от потребностей экономики.

Банковская система, помимо Центрального банка и его структур, включает сеть акционерных коммерческих банков. Выполняя функции расчетов и аккумулируя денежные средства, банки являются институтом, определяющим стратегию и тактику кредитной политики, которая в свою очередь выступает в нормально функционирующей рыночной экономике основным регулятором.

Ценовая политика. В период трансформации экономики к рыночным отношениям требуется создание экономического механизма, адекватного современным условиям развития общества, когда цена обслуживает все уровни функционирования экономики. На микроуровне цена должна регулировать хозяйственную деятельность предприятий. На макроуровне цена должна формировать структуру экономики, способствовать совершенствованию ее важнейших пропорций, сигнализировать о возникших дисбалансах.

Вместе с тем цены должны активно использоваться государством для регулирования ряда экономических процессов (стимулирование конкуренции, ограничение монополизма), проведения социальной политики (путем регулирования и контроля цен социально значимых товаров, услуг). Политика в области цен тесно переплетается с налоговым механизмом.

В РФ государственное управление в области бюджета, финансов и налогов осуществляется Правительством, Министерством финансов и др.

Так, например, полномочия Правительства в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики заключаются в том, что оно:

обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;

разрабатывает и представляет Государственной думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

представляет Государственной думе отчет об исполнении государственного бюджета;

разрабатывает и реализует налоговую политику, обеспечивает совершенствование бюджетной системы;

принимает согласованные с Центральным банком меры по регулированию рынка ценных бумаг;

осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом РФ;

осуществляет валютное регулирование и валютный контроль;

руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях РФ с иностранными государствами;

разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен.

Непосредственное управление в области бюджета, финансов и налогов осуществляет Министерство финансов РФ (Минфин), которое является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Минфин РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федеральной службы по финансовому мониторингу, а также контроль за исполнением Федеральной таможенной службой нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.