Рыночное равновесие и государственное регулирование рынка. Методы государственного регулирования рыночной экономики

Сущность, субъекты, объекты и цели государственного регулирования экономики. Средства (инструменты) государственного регулирования экономики.

Механизм государственного экономического регулирования - одна из важнейших подсистем современной смешанной экономики. Он непосредственно воздействует на размеры государственного сектора, его соотношение с другими секторами национальной экономики, на пропорции между этими секторами. Структура данного механизма не является застывшей, она диктуется потребностями технологического и социально- экономического развития, неразрывно связана с перегруппировкой политических сил в стране, сменой партий, стоящих у власти, изменениями в проводимой ими экономической политике, эволюцией теоретических идей. Механизм государственного регулирования (его масштабы, конкретные формы и методы) существенно различается по странам. Он отражает и историю, и традиции, и тип национальной культуры, масштабы страны и ее геополитическое положение, многие другие факторы. От адекватности данным условиям зависит эффективность той или иной национальной модели государственного регулирования. Поэтому было бы неверно пытаться найти готовые схемы и вообще жить по шпаргалке - эффект будет невелик. Это задача всегда творческая, требующая тщательного нахождения ответов на возникающие вопросы. Следует иметь ввиду и то обстоятельство, что не существует линейной обратной связи между уровнем экономического развития страны и объемом государственного регулирования - по принципу: чем ниже данный уровень, тем якобы выше роль государства в сфере регулирования. Степень государственной интервенции в хозяйственную жизнь подчиняется не вполне еще выявленным экономической наукой закономерностям цикличности. Отметим также, что исследовать экономическую роль государства необходимо не по степени его вмешательства в рыночный механизм, а по степени участия в обеспечении внутренних и внешних условий функционирования национальной экономики. Иными словами, экономически эффективным государство может быть только тогда, когда эффективной является сама экономика. А при «плохом» государстве не может быть «хорошей» национальной экономики, развивающейся на основе рыночных принципов.

Механизм регулирования экономики включает:

1) ресурсы регулирования,

2) объекты регулирования,

3) формы регулирования,

4) методы регулирования,

5) концепции регулирования,

6) инструменты регулирования.

К ресурсам регулирования относятся: государственные финансы (расходы государства и налоговые поступления в бюджет); государственный сектор экономики; денежная масса под контролем центрального банка; законодательное право; возможность сбора и обработки информации.


Объекты регулирования - совокупный спрос, совокупное предложение, общий уровень цен, занятость, доходы населения, инвестиционная активность, темпы социально-экономического развития, его пропорции и т.п.

Субъекты - это наднациональные, национальные, центральные или федеральные, региональные, муниципальные или коммунальные (местные) органы управления.

Исполнителями экономических интересов общества - субъектами ГРЭ являются органы трех ветвей власти, построенные по иерархическому принципу, а также Центральный банк. Не менее важное значение в понимании механизма ГРЭ имеют вопросы: 1) о целях и принципах; 2) формах и методах, а также инструментах регулирования. Что касается второй части проблем, то они подробно будут рассмотрены в третьей главе пособия.

Традиционные формы регулирования современной смешанной экономики:

Конкуренто-рыночная;

Корпорационная;

Государственная;

Межгосударственная.

Помимо этих ведущих компонентов в процессе становления институтов гражданского общества все большую значимость в регулировании социально-экономических процессов приобретают различного рода соглашения, конференции, ассоциации - союзы промышленников и предпринимателей, ассоциации банкиров или торгово-промышленные палаты, не являющиеся элементами государства, но и не чисто рыночные структуры. Следует назвать и такие образования, как профессиональные союзы, общества потребителей, экологические движения. Именно им, а не рынку передает свои функции регулирования экономики современное государство.

Экономические же методы регулирования, наоборот, расширяют свободу выбора. Использование каждого из них оборачивается для фирмы дополнительным стимулом. Но при всех достоинствах экономических регуляторов существует по меньшей мере пять областей, в которых административные приемы достаточно эффективны, и их применение является обязательным (в силу их наивысшей результативности). При этом хотя и подавляется индивидуальная экономическая свобода, но потери отдельных субъектов оправдываются сокращением потерь для всего рыночного хозяйства. Каковы же эти сферы применимости административных методов регулирования рыночной экономики?

а) При обеспечении прямого государственного контроля над монопольными рынками. Правда, данные рынки весьма неодинаковы, а потому допускают различные подходы к применению административных приемов. Так, на тех рынках, где признана естественной государственная монополия (фундаментальная наука, оборона и т.п.), вполне уместно настоящее, полномасштабное администрирование (директивное планирование производства, издержек, цен, прямой контроль над качеством, гарантированное материально - техническое снабжение, опирающееся на централизованные гос.закупки). Причем поскольку многие государственные монополии имеют региональный характер, точно также надо поступать и местным органам власти. Вполне допустимо сугубо административное регулирование рынков товаров не эластичного спроса - через жесткие ставки акцизных налогов, планирование цен и др.

б) Экономические регуляторы недостаточны, а иногда и просто вообще неэффективны при регулировании побочных эффектов рыночных процессов, их последствий для состояния окружающей среды и не воспроизводимых ресурсов. Так, если химкомбинат погубил Байкал, то финансовые санкции к нему уже не смогут исправить ситуацию. Для исключения подобных случаев необходимы консервация части национальных ресурсов, исключающая любые формы их коммерческой эксплуатации, прямое запрещение использования экологически вредных технологий, разработка и реализация экологических стандартов.

в) Разработка всех других стандартов (образовательных, технологических и др.), контроль за их соблюдением всеми участниками экономической системы. И в условиях стремительного расширения сферы коммерческого образования в нашей стране государство должно гарантировать сохранение достаточно высокой «планки» российского образования.

г) Определение и поддержание минимально допустимых параметров жизни населения, той планки, ниже которой «царствует» нищета. Для предотвращения подобного падения уровня жизни административно вводятся гарантированный минимум (выше равновесного) заработной платы, тот или иной (не порождающий нарастание институциональной безработицы) уровень пособия по безработице и т.п.

д) Защита национальных интересов в системе мирохозяйственных связей (например, лицензирование экспорта или прямой государственный контроль над экспортом и импортом товаров, капиталов, рабочей силы).

В мировой хозяйственной практике обозначились следующие концепции регулирования национальной экономики:

1. Концепция развития производства (со стороны предложения). Главным здесь признается стимулирование развития производительных сил и структурной перестройки экономики - при допущении несбалансированности воспроизводственного процесса. Предполагается, что решение этих ключевых задач обеспечивает не только ускорение темпов экономического роста, но и сокращение безработицы, смягчение неравномерности, цикличности развития. Эта концепция применялась в разные годы везде, но особенно - в отстающих странах.

2. Концепция сбалансированного развития воспроизводства. Главным здесь признается поддержание равномерного роста производства при максимально возможной его сбалансированности. Максимизация темпов роста не рассматривается в качестве само цели. Проводится антициклическое (включая антикризисное), антиинфляционное регулирование, политика доходов, занятости и внешнеэкономического равновесия. Эта концепция применяется сегодня в большинстве развитых стран мира.

3. Концепция стимулирования роста производства со стороны спроса. Ключевой задачей при этом считается достижение устойчивого превышения совокупного спроса над совокупным предложением для ускорения темпов прироста производства, обеспечения полной занятости, а также предотвращения и смягчения кризисов. Допускается инфляция, рост общего уровня цен. Эта концепция, как практическое воплощение кейнсианской доктрины, наиболее зримо применялась в США до 70-х гг.

4. Концепция стимулирования роста со стороны предложения экспортных отраслей. Применяется в странах, где значительная доля продукции направляется на экспорт (Швеция, Франция, Германия и др.). Основной задачей при этом признается повышение эффективности производства в экспорто ориентированных отраслях с целью обеспечения высокой конкурентоспособности экспортной продукции на мировом рынке и проведения внешнеэкономической экспансии.

5. Концепция импорта замещения. Применяется в условиях большой зависимости экономики от импорта, сочетающейся с недостаточной конкурентоспособностью отечественной продукции на мировом рынке. Здесь неизбежно формирование жесткой социально-экономической и производственно - технологической конструкции, мало конкурентной с точки зрения мировых критериев эффективности, что чревато обострением политической нестабильности при попытках проведения структурных реформ (как в начале импорто замещающего пути, так и при выходе из него).

Еще совсем недавно (особенно после войны) главной задачей большинства стран считалось максимальное стимулирование роста производства. Сегодня же типичной становится иная постановка: контролируемое, комплексное, экологически и социально более рациональное развитие производства, т.е.«безопасный», более качественный, нежели количественный, экономический рост. Недавно одной из главных целей было достижение максимальной сбалансированности производства. Но в ближайшей перспективе вероятнее более гибкий подход, суть которого в поддержании «рациональной несбалансированности». И здесь ведется поиск компромисса в комбинации относительно противоречивых макроэкономических целей: экономический рост - сбалансированность. Насколько нерациональным считается гипертрофированный рост диспропорциональной экономики, настолько же недопустима сбалансированность как само цель при забвении экономического роста и подавлении цикличности воспроизводства.

Обеспечивающими данную важнейшую цель инструментами государственного регулирования рыночной экономики являются:

Налоги, налоговые льготы и финансовые санкции;

Государственные инвестиции и субсидии;

Ставка процента по межбанковскому кредиту, нормы обязательных резервов и операции на открытом рынке;

Государственные заказы, размещаемые на конкурсных и договорных началах;

Государственные товарные резервы, используемые для стабилизации рынка товаров и цен;

Прямое управление государственными предприятиями, принадлежащими государству при родными ресурсами, имуществом, пакетами ценных бумаг;

Целевые социально - экономические и научно - технические программы;

Хозяйственное законодательство и т. п.

Проблема выбора и сочетания много образных форм, методов и инструментов регулирования - одна из наиболее важных, сложных и дискуссионных в экономической науке. При этом количественная оценка социально - экономической роли государства может быть произведена на основе прежде всего следующих показателей:

1) удельный вес, масштабы государственной собственности;

2) доля валового внутреннего продукта, перераспределяемая через государственный бюджет;

3) объем закупок по контрактации или в форме государственного заказа.

Однако, признавая важность данных показателей, следует учитывать, что степень отладки реальных механизмов государственного регулирования в разных странах может находиться вне связи с ними, так что часто координирующая роль государства может быть значительной при относительно меньших показателях, скажем, доли госсобственности в структуре отношений присвоения.

В процессе своего развития ГРЭ пошло несколько этапов.

1.) Создание общих благоприятных условий для воспроизводства частного капитала; сосредоточение усилий государства на разработке трудового, налогового, торгового, социального законодательства, таможенной политики, на обеспечение устойчивости денег. Строительство и приобретение объектов в сырьевых и инфраструктурных отраслях.

2.) Несогласованные между собой акции антикризисной и структурной направленности, попытки воздействовать на занятость и цены.

3.) Эксперименты с использованием денежно-кредитных и бюджетных средств регулирования хозяйства. Волна приватизации объектов государственной собственности.

4.) Переход в ряде стран к отраслевому и региональному среднесрочному программированию; попытки повысить действенность ГРЭ путем изучения совместимости и взаимозаменяемости инструментов регулирования, определения их эффективности.

5.) Осуществление во все большем числе развитых стран общегосударственного среднесрочного программирования в сочетании с выработкой долгосрочных перспективных ориентиров. Все более комплексное использование инструментов регулирования.

6.) Меры по согласованию общегосударственных среднесрочных программ на межгосударственном уровне в рамках интеграционных объединений.

На масштабы, инструменты и эффективность ГРЭ решающее воздействие оказали задачи, вставшие перед экономикой отдельных стран, материальные возможности государства, отраженные в доле перераспределяемого им ВВП и в абсолютных размерах средств, которые оно может использовать на ГРЭ, накапливаемый опыт и успехи в научных разработках проблем ГЭП в условиях рыночного хозяйства. Наряду с общетеоретическими работами со второй половины 60-х годов в развитых странах стало публиковаться все больше конкретных прикладных исследований, посвященные количественному анализу последствий мер ГРЭ. Активизировалось и сотрудничество ученых с правительственными органами, ответственные за принятие экономико-политических решений. Характер и направление научных исследований в области ГРЭ за последние три-четыре десятилетия претерпели существенные изменения. Если в начале 50-х годов обсуждался вопрос: “ Регулировать или не регулировать экономику?”, то позднее-” Какова должна быть степень этого регулирования? С какими целями, в каких направлениях и какими средствами надо регулировать?”. Однако возможности ГРЭ небезграничны. Экономической основой ГРЭ является часть ВВП, перераспределяемая через государственный бюджет и внебюджетные фонды, и государственная собственность. Эффективность ГЭП при прочих равных условиях тем выше, чем выше государственные доходы, чем большая доля ВВП перераспределяется государством, чем большую роль в экономике играет государственный сектор. Но у государственных доходов и у государственного сектора есть относительные границы роста.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение рынка как экономической категории.

2. Перечислите условия возникновения рынка.

3. Назовите субъекты рыночных отношений.

4. Какие функции выполняет рынок?

5. Какие существуют типы рынков?

6. Что относится к инфраструктуре рынка?

7. Какие негативные черты присущи рынку?

8. Какие позитивные черты присущи рынку?

9. В чем сущность теоремы А. Смита?

10. В чем сущность теоремы Р. Коуза?

11. Перечислите условия для функционирования рыночной экономики.

12. Какова цель государственного регулирования рыночной экономики?

13. Дайте определение понятию спрос. Перечислите основные факторы спроса. Закон спроса.

14. Дайте определение понятию предложение. Перечислите основные факторы предложения. Закон предложения.

15. Условия установления равновесия на рынке.

16. Что такое конкуренция? Какие виды конкуренции вы знаете?

17. Перечислите основные отличия монополии от олигополии.

18. Антимонопольное законодательство Украины.

При всех своих достоинствах рыночный механизм не может полностью исключить меры государственного регулирования рынка.

Государство устанавливает «правила экономической игры» и следит за их соблюдением всеми экономическими субъектами. Оно управляет денежной массой, регулирует наличный и безналичный оборот, проводит фискальную и кредитную политику, осуществляет крупные инвестиционные проекты. Важным направлением государственной политики является разработка и применение антимонопольного законодательства.

Остановимся на некоторых моментах вмешательства государства в функционирование рыночного механизма.

Hалоги. В современной рыночной экономике действует довольно сложная и разнообразная система налогов. Hаиболее важными являются подоходный налог, налог на прибыль, налог на имущество, на наследство и так далее.

Широкое распространение получила практика так называемых «потоварных» налогов. К их числу относятся: налог на продажи, налог на добавленную стоимость, налог с оборота, акциз и другие.

Hепосредственными плательщиками этих налогов в бюджет являются обычно продавцы. Ставка потоварного налога устанавливается либо в определенном проценте от цены товара, либо в абсолютной сумме с каждой единицы товара.

Рассмотрим воздействие на рыночное равновесие потоварного налога. Предположим сначала, что налог должен вносить в бюджет производитель (продавец). Hарисуем стандартный график кривых спроса и предложения (рис. 34).

Пересечение кривых спроса (d) и предложения (S 1) определяет рыночное равновесие (E 1) с ценой P e1 и объемом Q e1 . Допустим, правительство ввело налог в размере T рублей на каждую товарную единицу. Его введение вызовет параллельный сдвиг линии предложения влево-вверх на величину T (S 2). Если ранее производители согласны были предложить на рынке данный товар в объеме соответственно кривой S 1 (в зависимости от уровня цены), то теперь каждый возможный объем они готовы предложить по цене на T руб. больше, чем раньше. В этом случае, уплатив налог, производители получат за свой товар ту же цену, что и раньше. В результате линия предложения займет положение S 2 . Прежний равновесный объем Q e1 производители захотят продать по цене P 2 (P 2 = P e1 +T). Hо при данной цене спрос (Q d2) значительно меньше прежнего (Q e1). Возникнет затоваривание, следствием которого станет тенденция к снижению цены на единицу товара и сокращение выпуска. Hесколько активизируется спрос, и в результате равновесие рынка будет достигнуто на новом уровне (E 2). Hовая равновесная цена P e2 окажется выше прежней (P e1), но ниже той, которую хотели бы получить продавцы (P 2). Меньшим будет и новый равновесный объем (Q e2 < Q e1).

Итогом прихода рынка данного товара в новое равновесное состояние станет фактическое распределение потоварного налога между продавцом и покупателем при том, что формально налог вносит в бюджет продавец (производитель). Покупатель заплатит продавцу цену P e2 , которая выше прежней равновесной на величину (P e2 - P e1). Это «доля» покупателя в потоварном налоге. Продавец же, получив цену P e2 , выплатит из нее налог в размере T рублей на каждую проданную единицу товара и фактически получит цену P - за свой товар. Его «доля» в потоварном налоге составит величину (P e1 - P -).

Можно представить себе ситуацию, когда потоварный налог вносится в бюджет покупателем (например, уплата госпошлины в Сбербанк при покупке недвижимости и т. п.). В этом случае происходит параллельный сдвиг вниз на величину T рублей линии спроса (рис. 35).

Hетрудно убедиться, что и в этом случае результат тот же: происходит распределение в уплате налога между продавцом и покупателем. Прежний объем Q e1 потребитель готов покупать только по цене P 2 , однако продавец по этой цене готов предложить объем только Q S2 . Возникнет дефицит, при ликвидации которого равновесная цена составит P e2 , а объем продаж - Q e2 . Цену P e2 за каждую единицу своего товара получит продавец. Разница между прежней и новой равновесной ценой (P e1 - P e2) образует «долю» продавца в налоге. Hо кроме цены P e2 , покупатель платит еще потоварный налог, и фактическая цена для него составляет P + . Превышение этой цены над первоначальной равновесной (P + - P e1 ,) образует «долю» покупателя в налоге.

Таким образом, практически не имеет значение, кто непосредственно вносит потоварный налог в бюджет. Фактически его платят оба: продавец и покупатель. При этом введение потоварного налога вызывает сокращение равновесного объема, повышает цену, фактически уплачиваемую покупателем, и снижает цену, реально получаемую продавцом.

Сила воздействия потоварного налога на объем продаж и уровень цены зависит от наклонов линий спроса и предложения, то есть от их эластичности. Hарисуем два графика (рис. 36).

В первом случае (левый график) спрос и предложение достаточно эластичны к изменению цены. Введение налога в этих условиях незначительно повысит цену равновесия, но существенно сократит равновесный объем. В другом случае (правый график), наоборот, спрос и предложение неэластичны, а потому при введении потоварного налога незначительно сократится уже равновесный объем продаж, а рост цены будет более значительным. Распределение налогового бремени между покупателями и продавцами зависит от соотношения эластичности спроса и предложения. Если, например, спрос менее эластичен, чем предложение (электролампочки, хлеб и т. п.), то основную тяжесть налога будут нести покупатели (рис. 37а). Hаоборот, если спрос достаточно эластичен, а предложение - нет (ювелирные украшения, бытовая техника и т. п.), то налоговое бремя в большей степени ляжет на производителей (рис. 37б).

Дотации. Дотация - выступает как налог «наоборот». Потоварная дотация также устанавливается либо в определенном проценте к цене товара, либо в абсолютной сумме в расчете на единицу товара. Потоварные дотации обычно получают производители, хотя не редки случаи, когда их получают непосредственно и потребители (как компенсацию за повышение цен на отдельные товары: хлеб, детские товары, обручальные кольца и другие).

Изобразим стандартный график кривых спроса и предложения (рис. 38). Предположим, мэрия ввела дотацию из городского бюджета производителям товара (услуги) в размере V рублей в расчете на единицу продукции. Это приведет к сдвигу линии предложения вниз на V рублей. Если ранее производители согласны были предложить на продажу свой товар по разным ценам в соответствии с кривой S 1 , то теперь те же объемы они могут предложить по прежним ценам, уменьшенным на величину потоварной дотации (кривая S 2). В том числе прежний равновесный объем по цене P - (P - = P e1 -V). Hо при этой цене спрос на товар существенно возрастет (до Q d2). Возникший дефицит может быть преодолен через повышение цены, рост выпуска и сокращение избыточного спроса.

Hовая равновесная цена будет больше P - , но меньше прежней равновесной P e1 . Равновесный объем вырастет (Q e2 > Q e1). Продав покупателю товар в объеме Q e2 по цене P e2 , продавец фактически с учетом дотации получит цену P + за каждую единицу. В итоге он получит выигрыш в размере (P + - P e1), что меньше всей величины дотации. Это его «доля» дотации. Получит свой выигрыш и потребитель, ибо новая равновесная цена P e2 будет меньше прежней P e1 .

Таким образом, и дотация, как и налог, распределится между продавцом (производителем) и покупателем (потребителем), причем то же самое произойдет в случае, если дотация будет выплачена потребителю. Как повлияет дотация на снижение уровня цены и повышение объема продаж, зависит от эластичности спроса и предложения. Кому достанется большая часть дотации - покупателю или продавцу - в свою очередь, зависит от соотношения эластичности спроса и предложения.

Фиксированные цены. Кроме использования налогов и дотаций, государство может применять и более «грубые» методы вмешательства в рыночный механизм. В частности, устанавливать фиксированные цены. Возьмем опять обычный график линий спроса и предложения (рис. 39).

Колебания равновесных цен являются обычным делом на рынке. Руководствуясь различными соображениями, государство иногда пытается зафиксировать цены либо на более низком, чем равновесный, уровне (P 2), либо на более высоком (P 1), либо на равновесном, сложившемся в какой-то момент. В первом случае возникает дефицит товаров на рынке, во втором - их избыток, в третьем - очень быстро возникает первая или вторая ситуация.

Заниженные фиксированные цены чаще всего применяются из соображений социальной защиты населения. Помимо дефицита и неизбежного возникновения «черного» рынка их поддержание требует от правительства значительных дотаций производителям. Завышенные фиксированные цены устанавливаются либо в фискальных целях, то есть дополнительного налогообложения отдельных товаров (алкоголь, золотые украшения и т. п.), либо для поддержания местных производителей в некоторых отраслях (например, в сельском хозяйстве). В последнем случае возникает избыток сельхозпродуктов, который правительство должно выкупать, неся опять же значительные финансовые затраты.

Можно выделить две группы методов государственного регулирования: прямые и косвенные. Границы между ними часто носят условный характер и поэтому некоторые методы являются методами смешанного типа.

Структура используемых методов зависит от форм собственности объектов регулирования. Прямые методы шире используются в управлении государственной и муниципальной собственностью. Косвенные методы применяются в основном к объектам негосударственных форм собственности.

Методы прямого государственного регулирования.

К прямым методам относятся административные методы воздействия государственных органов на деятельность субъектов рыночных отношений. Примером административных прямых методов регулирования была социалистическая система хозяйствования. В условиях рыночной экономики возможности применения прямых методов регулирования резко сокращается.

Методы прямого государственного регулирования включают в себя:

1. финансовую поддержку (субсидии) государства отдельным фирмам, убыточность и банкротство которых могут иметь серьезные экономические и финансовые последствия для экономики страны;

2. проведение макроструктурных сдвигов с целью предупреждения структурных кризисов через разработку и финансирование научно-технических, экономических и других государственных программ;

3. финансирование социальной сферы: образования, здравоохранения, бирж труда, переподготовки высвобождаемых работников и т.д.;

4. введение обязательных стандартов, за невыполнение которых государство применяет соответствующие санкции. Это, в основном, стандарты социального характера: экономические, санитарные и др.;

5. антимонопольные меры, направленные на предупреждение образования новых и контроль за деятельностью и ликвидация уже существующих монополий;

6. государственные закупки и заказы, которые влияют на распределение дохода и ресурсов;

7. государственное предпринимательство в областях, в которых требуются огромные инвестиции и риск, а будущая норма прибыли носит неопределенный характер.

Методы косвенного государственного регулирования

К косвенным методам относятся налогово-бюджетное и кредитно-денежное регулирование.

1. Налогово-бюджетное регулирование. Современные государственные бюджеты выполняют не столько обычные фискальные функции, т.е. аккумуляцию части доходов субъектов экономики, необходимую для финансирования деятельности государства, сколько активные перераспределительные функции, регулирующие развитие социальных и экономических процессов. Кроме выполнения традиционных фискальных функций налоговая система становится все более активным инструментом государственного регулирования. Важную роль играет при этом система налоговых льгот.

2. Кредитно-денежное регулирование. Оно предполагает манипулирование процентной ставкой, условиями кредита, нормами обязательных резервов банков, объемом денежной массы.

Более подробно эти методы будут рассмотрены в § 7.4. Последователи Дж.М. Кейнса поощряют расширение государственного вмешательства в экономику и первостепенную роль отводят бюджетно-налоговым методам регулирования. Современные последователи неоклассического направления - монетаристы - считают, что рыночная экономика обладает способностью к саморегулированию и выступают за ограничения государственного вмешательства. Центр тяжести они переносят на кредитно-денежное регулирование.

Полувековой опыт регулирования экономики в развитых странах показывает, что влиять на конкурентный рынок можно в основном косвенными, экономическими методами. Это не означает, что в развитом рыночном хозяйстве административные методы вообще не имеют права на существование. Бывают ситуации, характерные именно для рыночной экономики, когда применение таких методов не только допустимо, но и необходимо.

Сами косвенные методы регулирования экономики надо использовать очень осторожно, не подменяя ими рыночный механизм. Надо помнить, что нет ни одного экономического регулятора, который давал бы одинаковый эффект на любом рынке, в любое время в различных национальных экономиках. Более того, один и тот же регулятор может дать на одном рынке при изменении ситуации противоположный эффект. Большинство регуляторов оказывают противоположное воздействие на экономику.

Любая экономика, в том числе и рыночная, обладает определенной инерционностью. Экономические процессы требуют затрат ресурсов и времени. Поэтому неизбежно возникает эффект запаздывания, появляется лаг (разрыв во времени), отделяющий изменения цели от изменений инструмента. Поэтому одна из важнейших проблем государственного регулирования: необходимо заранее знать не только вероятный результат воздействия на экономику данным регулятором, но и то, когда его можно ожидать.

Государственное регулирование рынка является главным рычагом принудительной нормализации как внутреннего, так и внешнего экономического состояния любой страны. На данный момент существует несколько рекомендованных методов к стимулированию оптимальной работы финансового сектора. Перед их изучением необходимо ознакомиться со структурой и функциями экономического рынка.

Основы финансирования

Денежный сектор на сегодняшний день представляет собой самостоятельный элемент. Именно он формирует мировой финансовый рынок. Денежный сектор является частью и кредитной составляющей экономического баланса со всеми его доходами и оборотами.

Финансовый рынок представляет собой совокупность международных и национальных отношений, которые обеспечивают направление, распределение и аккумуляцию развития капиталов между различными субъектами системы. Катализатором в этой структуре выступают банковские учреждения. Их целью является достижение оптимального соотношения спроса по выгодному предложению для обеих сторон. При этом капитал с каждой новой транзакцией поднимается на новый уровень.Финансовый рынок предоставляет обществу услуги, снабжая деньгами его субъектов в нужный отрезок времени. Иными словами, это биржа, где в качестве товара выступает валютный капитал. В свою очередь, деньги играют транспортную роль. Они участвуют в обращении на бирже ценных бумаг, на кредитных и страховых торгах. Это одна большая единая экономическая сущность, состоящая из отношений и механизма перераспределения.

Структура рынка

Финансовый сектор можно разделить на пять составляющих: инвестиционную, фондовую, кредитную, валютную и страховую. Относительно этого формируется структура рынка. В нее входят кредитные, валютные, фондовые и страховые операции, а также всевозможное инвестиции.

Здесь объектами купли-продажи являются финансовые ресурсы. Отличаться они могут по виду сделок относительно секторов рынка. К примеру, в кредитных операциях деньги играют свою собственную роль, а на фондовых торгах продаются только права на возможность получения доходов. Именно поэтому финансовый рынок можно представить как индикатор состояния всей экономики, которая зависит от перераспределения ресурсов.
Структуру мирового биржевого сектора принято делить на три группы: деньги, капитал и кредиты. Операции над каждой из этих финансовых групп могут быть краткосрочными или долгосрочными. Наиболее протяженными из них будут кредитные ссуды, которые не имеют четких границ. Здесь доходная часть зависит от определения процентов. Формирование таких ставок регулируется организацией, предоставляющей эту услугу.

Функции и инструменты рынка

Система денежных отношений определяет состояние экономики и ее субъектов. В зависимости от течения дел оно может быть на микроуровне или макроуровне. Финансовое состояние является первостепенным показателем эффективности рынка.

В мировой экономике рассматривается только макроуровень. Он определяется следующими показателями: прибыль и расходы, дефицит бюджета, долги, сальдо баланса, процентные ставки, инфляция, курс валют, масса капитала, объем ценных бумаг и сбережений.

На сегодняшний день принято различать пять функций финансового рынка:

  • увеличение скорости централизации и концентрации капитала;
  • перераспределение бюджетных средств;
  • снижение циклов торговли;
  • экономия обращения;
  • поддержка непрерывного процесса воспроизводства.

Инструментами биржевого сектора являются задокументированные денежные обязательства субъектов, оформленные в соответствии с текущим законодательством. В настоящий момент в мировой экономике распространена практика слияния различных посредников для однотипных операций. Развитие сотрудничества способствовало появлению таких финансовых инструментов, как векселя, акции, чеки, расписки, облигации, полисы, закладные, сертификаты и пр.

Государственное регулирование рынка

Эта экономическая процедура представляет собой одну из важнейших задач внутренней политики страны. Только грамотный и своевременный контроль за финансовыми рынками позволит обеспечить их успешное процветание.

Государственное регулирование рынка экономики условно можно разделить на две модели. Первая называется доминирующей. Она предполагает господство органов государственной власти над всей экономической структурой страны, оставляя лишь незначительную часть полномочий предприятиям и организациям. Вторая модель основывается на саморегулировании рынка. Здесь все главные функции по налаживанию экономической ситуации отдаются в руки организаций. Власти страны лишь контролируют течение дел и имеют право вмешаться в нужный момент.
Такие методы государственного регулирования позволяют упорядочить деятельности отдельных участков рынка. Кроме этого, структурируются и операции организаций, на которые им хватает полномочий.

Государственное регулирование финансового рынка должно включать следующие пункты:

  • выполнение только в соответствии с законодательством;
  • отсутствие монополии;
  • обязательное лицензирование деятельности;
  • контроль транзакций посредников;
  • защита прав и интересов инвесторов и кредиторов.

Основные задачи и механизм регулирования

В случае упадка экономики государство должно взять на себя ответственность за нормализацию финансового сектора в стране. Механизм регулирования рынка преследует следующие цели:

  • Обеспечение эффективной деятельности финансового сектора за счет его развития и повышения конкурентоспособности.2. Снижение вероятности рисков к минимуму, чтобы исключить возможность банкротства фондового и кредитного рынков.
  • Контроль за инфраструктурой финансового сектора (коммерческие фонды и банки, страховые организации и т.д.).

Регулирование рынка в РФ

Случившийся несколько лет назад международный банковский кризис заставил ведущие страны мира задуматься над процессами стабилизации финансового сектора. Сегодня биржи очень нестабильны, поэтому со стороны властей нужен надлежащий контроль и четкий алгоритм действий.

Государственное регулирование рынка России может осуществляться сразу несколькими структурами:

  • ФС по занятости и труду. Данной федеральной службой осуществляется лицензирование организаций, разработка финансовых инструментов и контроль за состоянием рынка.
  • ФС по финансам. Этой службой проводится регистрация транзакций и проверка их законного соблюдения.3. ФС по страхованию. Осуществляет такие методы государственного регулирования, как контроль за состоянием клиентов и выдача лицензий начинающим компаниям.

Гарант финансовых инвестиций

Государственное регулирование рынка, помимо стабилизации экономической ситуации, преследует еще одну немаловажную цель – защиту вложений. Согласно соответствующему закону Правительства РФ, инвесторам не стоит беспокоиться о своих накопленных средствах.

В момент регулирования рынка инвестор вправе запросить любую информацию, касающуюся его ценных бумаг и состояния его капитала. Центробанк гарантирует сохранность вложенных средств.

Жалобами инвесторов занимаются органы федеральной власти.

рынок общественное воспроизводство

“Важной частью инфраструктуры рынка является разветвленная система законодательства, регулирующая правовые взаимоотношения хозяйствующих субъектов и определяющая правила “рыночной игры”

Рыночная экономика доказала, что нет альтернативы при решении главных экономических задач. Во-первых, рынок обеспечил взаимосвязь производства и потребления. Во-вторых, гарантирует общественную оценку результатов труда обособленных производителей. Механизм этой оценки заключен в том, что состоялась купля-продажа или нет. Стремление как можно выгоднее купить или продать заставляет продавцов и покупателей постоянно поддерживать “рыночную форму”. В-третьих, рынок создает условия для высокой эффективности производства. Конкуренция выбирает преуспевающих, тем самым безжалостен к отстающим.

Достоинство рыночной системы заключается, прежде всего, в рассмотрении анализа эффективности распределения ресурсов и свобод. Конкурентная рыночная система направляет ресурсы в производство той продукции, в котором общество больше всего нуждается. Благодаря этому в экономику внедряется более новые технологии производства. “Невидимая рука” управляет на рынке личной выгодой, которая обеспечивает общество наибольшим количеством необходимых товаров. В связи с этим многие экономисты сомневаются, как правильно необходимо вмешиваться в функционирование свободных рынков, или регулирования их операций, за исключением тех случаев, когда такое вмешательство становится вынужденным. Важный не экономический аргумент, который также составляет достоинство рыночной экономики, служит обстоятельство, что она делает ставку роль на личной свободы. Рыночная система способна координировать экономическую деятельность без принуждения. Каждому человеку предоставляется свобода предпринимательства. Предприниматели, без принуждения, могут добиваться увеличение своей выгоды, с учетом вознаграждений и наказаний, которые они получают от самой рыночной системы. Таким образом, рыночная экономика способствует эффективности распределение ресурсов и личной свободе.

Избавляя общество от товарного дефицита, развивая научно-технический прогресс, рыночная экономика не способна решить другие важные социально-экономические проблемы. Это удовлетворение тех потребностей общества, которые невозможно измерить в деньгах и превратить в платежеспособный спрос. Всякое общество нуждается в национальной системе обороны, образования, аппарата управления государством и другие необходимые мероприятия, в которых нуждаются люди. Эти услуги и общественные товары должны финансироваться из средств государственного бюджета за счет налогов граждан. Итак, удовлетворение потребностей на общественные товары не может происходить на рыночной основе.

Другая проблема рыночной экономики связана с “внешними эффектами”. Например, это загрязнение окружающей среды в результате деятельности производства, исчерпание природных запасов, которые идут в хозяйственный оборот. Сама экономика не способна “убрать” эти негативные последствия, это ведет к тому, что государство должно заниматься этим процессом. Оно измеряет и перераспределяет доходы через государственный бюджет с целью погасить отрицательные эффекты или справедливо перераспределить выгоду. Устранение негативных внешних эффектов возможна через запрет эксплуатации невосстанавливаемых природных ресурсов, применение вредных технологий, наносящих ущерб здоровью населения. Государство борется с этим с помощью штрафов, которые могут превышать выгоду нарушаемого производителя. “ Все это дает возможность существенно координировать действия рыночного механизма, смягчать или вовсе ликвидировать негативные последствия слепой игры рыночных сил, проявляющейся во внешних эффектах”

Третья проблема, связанная с социально-экономическими правилами личности, прежде всего, право на труд. Ясно, что рыночная экономика не может существовать с занятостью всего населения в целом. В стране возникает безработица. При этом государство не стремится к полной занятости людей, а лишь регулирует рынок рабочей силы, с помощью социальных выплат людей, осуществление программ по созданию новых рабочих мест и проводит другие мероприятия, чтобы хоть как-то обеспечить жизнь людей, которые не по своей воли утратили рабочие места.

Государство постоянно должно контролировать рынок, то есть система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера осуществляется государственными учредителями в целях адаптации социально-экономической системы к постоянно изменяющимся условиям. Вмешательство государства в рынок влияет на состояние дел на нем, формирования спроса и предложения, перераспределение доходов, решает глобальные проблемы развития экономики, обеспечивает социальную защиту общества. Субъектами государственного регулирования являются федеральные, региональные, муниципальные органы управления.

Государственное регулирование ставит перед собой цели: соблюдать интересы государства, общества, социально незащищенных слоев общества, придерживаясь прав и свобод личности. Государство следит, чтобы не были ущемлены интересы отдельных регионов, социальных групп, а также государственное регулирование направлено на защиту интересов будущего поколения, охрану окружающей среды. Государство стремится минимизировать негативные последствия рыночных процессов, создать правовые, финансовые предпосылки эффективного функционирования рыночной экономики.

Правовое регулирование разрабатывает законы, которые обеспечивают защиту прав покупателей и интересов общества, равноправие рыночных субъектов, борьбу с теневой экономикой. Этим занимается антимонопольное законодательство и дефляционная политика. Антимонопольная политика ведет жестокий контроль над ценами предприятий-монополистов, проводит антимонопольную экспертизу принимаемых законов. Дефляционная политика - политика стабилизации уровня цен. Эта политика ограничена выбором: или стабилизация платежеспособного совокупного спроса, или переход к свободным ценам на продукцию, что может привести к росту цен, или увеличения предложения, что требует стимулирования предпринимательской активности.

Финансовое регулирование. С помощью финансов, которые государство “берет” из своего бюджета, принимаются меры для Стимулирования рыночных отношений в периоды экономических спадов. Государственное вмешательство необходимо, когда рынок обнаруживает свою несостоятельность и для устранения последствий своей же деятельности. Финансовое регулирование происходит за счет фискальной политики. В проведении этой политики большую роль играют правительственные расходы. Они делятся на правительственные закупки - регулируемые законодательством государственные расходы, которые включают в себя все затраты государства на конечную продукцию производителей и на прямые покупки ресурсов, и трансфертные платежи -- выплаты со стороны государства из бюджета и внебюджетных фондах предприятием и населением (субсидии, пенсии, процент по государственному долгу). Налоговая политика заключается в том, что в периоды экономических спадов применять стимулирующую политику - снижение налогов и увеличение государственных расходов. В периоды экономических подъемов Применяется сдерживающая политика - увеличение налогов и сокращение государственных расходов. Государственные займы являются методом финансового регулирования в силу того, что используются правительством для финансирования расходов и дефицита бюджета.

Государственное регулирование имеет две модели:

  • 1. Адаптационная модель. Эта модель основана на постоянном приспособлении к постоянно меняющимся условиям рынка, на сочетании форм собственности и совместной деятельности государственного и частного сектора.
  • 2. Координирующая модель. Она основана на планировании деятельности, прогнозирования и постоянных переговоров. Эта модель предполагает предупреждение сбоев в экономике путем точной дозировки объемов государственного вмешательства.

В макроэкономике существует такое понятие, как макроэкономические институты - совокупность политических, экономических факторов, по средствам которых общество оказывает воздействие на экономику в плане стабильности и поддержания баланса. Широко используемым инструментом в области внешней торговли и внешнеэкономических связей являются экспортно-импортные тарифы, таможенные пошлины, квоты на ввоз и вывоз товаров капитала. В зависимости от того, в какой области государство воздействует на экономические процессы, различают разные виды экономики. Макроэкономические инструменты включают в себя фискальную, монетарную, внешнеэкономическую политику. “В более широком плане в государственную экономическую политику включают такие ее части, как социальная, структурная, инвестиционная, приватизационная, региональная, аграрная, научно-техническая, налоговая, банковская, ценовая, антимонопольная, природоохранная, внешнеэкономическая политика”.

Выполняя свои функции, государство применяет разнообразные методы воздействия на экономику. Выделяют косвенные и прямые методы государственного регулирования. Прямые базируются на административных мерах воздействия. Косвенные носят экономический характер. В первую очередь выделяют денежно-кредитную политику, инструментом которой являются норма обязательных реквизитов, ставка межбанковского процента, учетная ставка, операции Центрального банка с государственными облигациями на рынке ценных бумаг. Эти инструменты позволяют государству противостоять инфляции, регулировать процентные ставки. Также большую роль уделяют налоговой политике, без которой невозможно поднять экономику и организовать распределение доходов. К налоговой политике можно присоединить политику государственных расходов. Эта политика осуществляет преобразование производства, сглаживает региональные диспропорции, снижает проблему безработицы. Планирование - предопределение будущего, построение моделей намечаемого будущего состояния экономики, способов, средств и сроков достижения их состояния. Планы почти всегда ориентируются на цели, на решение задач, которые необходимо решить экономике, что находит отражение в показателях плана, его числовых параметров. Для того чтобы достигнуть целей делают прогноз, то есть строят вариантные гипотезы возможных экономических траекторий. С помощью планирования и прогнозирования государство достигает своей цели, хотя при этом, сталкиваясь на пути с различными препятствиями, которые могут привести к негативным последствиям.

Государственное регулирование происходит за счет представительной и исполнительной власти. Но избранные и назначенные чиновники проводят политику, исходя из своих собственных интересов. Все они стремятся извлечь свою выгоду и максимизировать свое благополучие. Гипотеза о роли индивидуального интереса в политической деятельности, в сущности, аналогична предположению о рациональности поведения различных субъектов в экономической деятельности. В соответствии с этим потребитель стремится получить максимальную полезность, а бизнесмен - максимальную прибыль. Политики же стремятся повысить свою должность. Таким образом, в политике происходят ошибки, которые не отражают интересы каждого человека. Чтобы избежать этого, необходима хорошо оформленная общественная система, где люди, которые управляют государством, стремились достичь интересы общества при реализации собственных целей. То есть “ нужна система, подобная рыночной системе, при которой “невидимая рука” рынка направляет действие индивидов, преследующих сугубо личные интересы, на реализацию общественных интересов”.

Исследованиям взаимосвязи политических и экономических явлений, принятие общественных решений занимается теория общественного выбора. Центральное место в этой теории занимает проблема примирения различных взглядов, интересов членов общества по тем вопросам, по которым расходятся мнения избирателей. Эта теория также рассматривает деятельность правительства, вопросы государственных финансов, фискальной и денежной политики, меры по сокращению бюджета страны и экономической стабильности и многое другое. Она задает вопросы - как, что и для кого - в масштабах общества, как теория спроса и предложения изучает выбор в рамках частного сектора. Различие в том, что центральные фигуры озабочены тем, как победить на выборах или продвинуться по иерархической служебной лестницы, а центральные фигуры рынка - фирмы - стремятся получить максимальную прибыль. Но сама по себе государственная экономическая деятельность не является гарантией преодоления недостатков рынка и достижения экономически эффективного размещения ресурсов. Современные экономисты не переоценивают роль государства в экономике, но государственные органы могут принимать неверные решения. Например, существуют несостоятельные рынки типа монополий и загрязнение окружающей среды, так же может существовать и несамостоятельности правительства, когда вмешательство государства в экономику ведет к убыткам или нежелательному перераспределению доходов. Сторонники теории общественного выбора приходят к выводу, что в силу чрезмерного вмешательства государства в рыночные процессы возможно принятие невыгодных с точки зрения экономической эффективности общественных решений. Хотя они и не отрицают положительной роли государства, которое исправляет несовершенства рыночного механизма в определенных рамках. Но сторонники сходятся во мнении, что именно государственное вмешательство вносит неопределенность в экономическую систему. На их взгляд, государство внесет наибольший вклад в достижение экономической стабильности, если будет поменьше вмешиваться в экономику.

Теоретически кто осознал роль государства в рыночной экономике, был английский экономист Дж. Кейнс. Он доказал, что экономика не в состоянии решить проблемы в период спада производства или кризиса, необходимость государственной политики как средства, способного уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение, выводит экономику из кризисного состояния, содействовать ее дальнейшей стабилизации. Позиции Кейнса противостоят принципам неоконсерваторов, которые придерживались мнению, чтобы государство не вмешивалось в деятельность предприятий, что система цен представляет собой механизм, способный обеспечивать общую сбалансированность хозяйства без управления из центра. Они считали, что именно этот механизм способен регулировать национальную экономику. Но современные экономисты считают, что в целях улучшения) управления экономики разумнее применять смешанный тип управления, где соединяются достоинства позиций Кейнса и неоконсерваторов. “Управлять экономикой в отсутствии того или другого все равно, что пытаться аплодировать одной рукой”.

Активное вмешательство в экономику - нормальное явление в жизни любого государства. По мере роста общественного разделения труда, усложнение хозяйственных связей экономическая роль государства растет. Период противопоставления рынка государству, а государства - рынку закончился. Сегодня не отрицается, что рынок эффективно решает проблему размещения ограниченных ресурсов, но он не может удовлетворить всех потребностей человека, особенно его социальных потребностей. Поэтому государство не может рассматриваться как сила, противостоящая рынку. И рынок, и государство способны выражать интересы людей. Государство и рынок - две параллельно развивающиеся и взаимодействующие формы общественного развития. Поэтому, принимая решения об осуществлении экономической деятельности, проходится сопоставлять как достоинства, так и недостатки рыночного механизма и государственного механизма регулирования экономики.

Таким образом, перечисленные преимущества рынка делают его в принципе достаточно эффективной системой. Однако это не означает, что рыночные отношения являются абсолютно совершенными. Обособление экономических агентов, несовпадение и антагонизм их интересов обусловливают его несовершенство. Это, в первую очередь, стихийность, которая порождает экономическую неустойчивость; тенденция к монополизации; отсутствие стимулов к удовлетворению ряда общественных потребностей; безработица и социальное расслоение. Эти несовершенства смягчаются мерами государственной экономической и социальной политики.