Промышленная революция в европе 18 19 век. Промышленная революция: сущность и последствия

Страница 1 из 4

Промышленная революция

19 век, как известно, вошел в историю как век научно-технического прогресса, век индустриальной революции. Научные открытия и основанные на их практическом применение технические достижения позволили человечеству достичь небывало высокого, принципиально нового уровня развития по сравнению со всеми предыдущими периодами истории, включая 18 век.

Однако технический прогресс неразрывно связан с изменениями во всех областях общественной жизни - социальной, экономической, политической и культурной.

Технические новшества и научные открытия формировали иную ментальность, иное отношение к роли и месту человека в мире. Бурное развитие фабрик и других крупных предприятий, использующих современную технику, разоряло владельцев мануфактур и мелких ремесленников, увеличивало число наемных рабочих. Механизация промышленного производства, появление новых профессий требовали повышения квалификации работников, увеличения числа инженерных кадров. Обратной стороной механизации стал рост безработицы, т. к. один станок мог заменить до 20 человек и больше, а труд неквалифицированных рабочих оплачивался крайне низко, особенно это касалось женского и детского труда.

Изменилось соотношение сельского и городского населения. Рост городских промышленных центров стимулировал приток в города разорившихся сельских жителей, которые стремились найти какую-нибудь работу в городе. Они попадали в полную зависимость от работодателя, соглашаясь на любую оплату труда. Подобные условия вызывали недовольство рабочих, обострялись противоречия между рабочими и фабричным руководством. Первоначально выступления рабочих носили стихийный характер, например, движение луддитов в Англии. Постепенно выступления рабочих приобретали более сознательный характер, их требования становились продуманными и четко сформулированными. Формировался класс пролетариата, оформлялись рабочие партии, программы которых отражали идеологию нового класса. Одновременно создавались профессиональные союзы, защищавшие интересы рабочих одной или нескольких родственных отраслей. Экономические последствия промышленного переворота состояли в повышении эффективности использования ресурсов, улучшении качества продукции, снижении себестоимости производимых товаров, расширении рынков, появлении принципиально новых видов товаров и услуг.

Взаимовлияние промышленного переворота и политики очевидно. Появление новых видов вооружения, использование более совершенных и мощных двигателей, военный флот, железные дороги, во много раз сокращающие время пути и стоимость перевозок, новые способы связи - телеграф и телефон и другие технические и научные достижения позволили ведущим развитым странам значительно усилить свою военную мощь и обороноспособность, проводить активную внешнюю политику, диктовать условия на международной арене.

Прогресс в типографском деле создал реальную возможность появления регулярной прессы - газет и журналов, на страницах которых в острой полемике отражалась политическая борьба, происходящая в обществе, формулировались программы и кредо различных партийных группировок. Усовершенствованные печатные машины и скорая доставка по железной дороге обеспечивали огромные тиражи и своевременное (на следующий день, а иногда и в тот же день), оповещение читателей свежими новостями. С помощью прессы происходило формирование общественного мнения.

Влияние технического прогресса на культуру также весьма значительно. Научные открытия в области математики, механики, физики, химии, биологии, физиологии, медицины и т. д. опровергли господствовавшее в 18 в. убеждение о том, что весь мир уже познан, основные законы мироздания уже открыты, и осталось лишь научиться ими пользоваться, совершенствуя природу и самих себя. Новые достижения отодвинули горизонты познания, внеся в представления человека с одной стороны, идею о невозможности конечного знания, а с другой - осознание безграничных возможностей человеческого мозга. Использование в повседневной жизни технических новшеств, привыкание к ним и к тем преимуществам, которые они создавали - будь то поездки по железной дороге, электрическое освещение или телефонная связь - формировали новые черты характера человека. Умение обращаться со сложными и не всем понятными станками и приборами, признание преимуществ нового, приобретение или владение им означало «причастность к прогрессу», повышало самооценку человека и его социальную значимость в глазах окружающих. Это делало его решительнее, увереннее в себе. Наличие телеграфного и телефонного сообщения вырабатывало привычку быстро принимать решения, четко и более жестко формулировать свое мнение.

Появлялся новый тип литературного героя, новая эстетика в живописи, в поэзии, в музыке, архитектуре. Эти веяния отражались и в моде, интерьере, оформлении витрин и т. д. В языке приживались новые словосочетания и обороты, заимствованные из техники. Формировалась новая ментальность, непременной чертой которой было безусловное признание достижений технического прогресса.

Во второй половине XVIII века в Европе начинается грандиозное преобразование технических и социальных условий производства, получившее название промышленного переворота или промышленной революции. Это был революционный скачок в развитии производительных сил, заключавшийся в переходе от мануфактуры к машинному производству. На смену ручному труду приходит труд машинный, вместо мускульной силы рабочего начинает использоваться сила пара.
Промышленный переворот как этап развития общественного производства, прежде всего, промышленного, представляет собой общеисторический феномен. Однако хронологические рамки перехода от ручного труда к механизированному, от мануфактуры к фабрике в разных странах не совпадают. С некоторой долей условности все страны, в которых имел место промышленный переворот, можно разделить на четыре группы. В каждой из них переход к крупному машинному производству имел свои особенности.
К первой группе стран относится одно-единственное государство - Англия. Здесь промышленный переворот начался во второй половине 60-х годов XVIII века, а завершился в 10 - 20 гг. XIX века. Особенностью Англии стала классическая форма промышленного переворота, сопровождавшегося индустриализацией, поскольку этот процесс протекал естественным путем, без всякого воздействия извне и без каких-либо тормозящих его факторов.
Ко второй группе стран можно отнести основные страны Западной Европы - Францию, Германию, Италию и др., а также США. В этих странах промышленный переворот произошел в XIX веке, а главной особенностью стало параллельное протекание промышленного переворота и индустриализации в условиях эффективного использования английского опыта, английских машин и капиталов.
Третью группу государств составляют страны Юго-Восточной и Восточной Европы, в том числе Россия. Переход к механизированному труду произошел в этих странах также в XIX веке, но индустриализация и промышленный переворот разошлись во времени. Примерно к 70 - 80-м годам XIX века промышленный переворот закончился, и лишь тогда началась индустриализация, завершившаяся только после социалистических революций (в СССР в середине 30-х - начале 40-х годов XX века, в Венгрии, Болгарии, Румынии и других восточноевропейских странах - к началу 60-х годов XX века). К особенностям промышленного переворота в этих странах относится также тормозящее воздействие крепостничества и пережитков феодальных отношений, что, главным образом, и обусловило тот факт, что промышленный переворот не сопровождался превращением этих стран в индустриальные или индустриально-аграрные.
Четвертая группа стран объединяет большую часть государств Азии, Африки и Латинской Америки (Япония, Турция, Индия, Китай, Египет, Мексика, Бразилия и др.), подавляющее большинство которых (исключения - Япония и Турция) были колониями или полуколониями различных европейских стран. Здесь промышленный переворот начался, как правило, в середине XIX века под влиянием деятельности колонизаторов, а завершился только после обретения национальной независимости во второй половине XX века: метрополии не нуждались в развитии машиностроения в колониях. Индустриализация, начавшаяся после завершения промышленного переворота, в ряде наиболее бедных азиатских и африканских государств не завершена. Причины - низкий уровень экономического развития и отсутствие средств.
Первой страной промышленного переворота была Англия. Здесь были изобретены и введены в производство механическая прялка «Дженни», механический ткацкий станок, паровая машина, созданная Дж. Уаттом. На металлургических заводах древесный уголь, использование которого вело к полной ликвидации английских лесов, был заменён каменным. Новая техника и технологии вызвали коренные изменения в процессе производства - возникла фабрика.
В 1810 - 1820 гг. промышленный переворот в Англии завершился, что означало окончательное утверждение капиталистических отношений. Затем на протяжении XIX столетия на путь промышленного переворота вступили Франция, Германия, Австрия, Россия, Италия, США, Япония. Эти страны опирались на опыт и производственно-технический уровень, достигнутый английским капитализмом, но темпы промышленного переворота, его конкретные особенности были очень разными. Зависело это в первую очередь от степени зрелости общественных отношений.
В промышленном перевороте различают две стороны: техническую и социальную. Если первая, техническая сторона промышленного переворота, связанная с внедрением машин и механизмов, проявлялась в разных странах примерно одинаково, то иначе шло осуществление другой - социальной, вызвавшей появление основных антагонистических классов капиталистического общества - буржуазии и пролетариата. Рынок свободного наемного труда (важнейшее условие и последствие промышленного переворота) не был проблемой для Англии из-за большого количества разорившихся крестьян и ремесленников. Условия труда и жизни английских рабочих XIX века были ужасными, на производстве широко применялся дешевый детский и женский труд, неимущие слои принудительно загонялись в особые «работные дома».
В континентальной Европе рынок свободной рабочей силы появляется несколько позже, хотя в ряде стран это происходит в разное время: во Франции революция окончательно освобождает крестьян в самом конце XVIII века, в Пруссии свободные крестьяне появляются в начале XIX века. В целом, чем дальше на Восток - тем отставание становится все более заметным. В России промышленный переворот начался на 30 - 40 лет позже, чем в Англии и завершился только в конце XIX века.
Наиболее драматический характер носили перемены в аграрных отношениях. Земля становилась товаром, собственностью людей, ориентирующих производство на рынок, а часть сельскохозяйственного населения превращалась в свободных наемных рабочих. Это вызвало сопротивление старых лендлордов и крестьянства. Процесс разрушения аграрного общества продолжался весь Х!Х век. Причем, новая техника, новые методы хозяйствования проникали в аграрный сектор гораздо медленнее, чем в промышленность. Но к 70-м гг. в ведущих странах индустриальное общество утвердилось, продукция промышленности стала превосходить по объему продукцию сельского хозяйства, исчезла тесная зависимость производства от природно-климатических условий, малоподвижных социальных структур, несовершенства технологий.
Вступая в индустриальную эпоху, Европа пережила демографический взрыв. Так, только с 1800 до 1850 гг. население Великобритании увеличилось почти втрое, Норвегии, Швеции и Голландии - вдвое.
Развитие средств сообщения (железных дорог, пароходов) способствовало миграции населения. В первой половине XIX в. около 5 млн. европейцев покинуло свои страны.
Изменилась социальная структура. В Западной Европе исчезает «аристократическое общество», стремительно растет число буржуа, людей свободных профессий, бюрократии, чиновников. Появляется, быстро увеличивается количественно, концентрируется, превращается в мощный фактор общественный жизни рабочий класс. Рост численности пролетариата XIX в. довольно быстро привел к тому, что в обществе появилась большая группа людей, живущих в тяжелейших условиях. Сложившаяся ситуация становилась все более взрывоопасной.
Во второй половине XIX в. капиталистическое производство вступило в новую фазу. Из соперничества промышленников и торговцев выросли монополии - крупные объединения капиталистов, сосредоточившие в своих руках большую часть производства и продажи товаров. Развитие экономики определялось уже не свободной конкуренцией отдельных мелких торговцев, а договоренностями между крупнейшими промышленниками и банкирами. Их безудержное стремление к прибыли, к росту цен грозило обнищанием большей части населения.
XIX век совершенно изменил все континенты, именно в этот период окончательно складывается колониальная система. XIX век размыл традиционные устои восточных цивилизаций. Изменились содержание и форма эксплуатации колоний: были проведены реформы колониального управления, и, если прежде эксплуатация была привилегией аристократии и верхушки торгово-финансовой буржуазии, то к середине XIX в. в ней уже участвовала подавляющая часть буржуазии ряда государств Европы.
Оказалось выгодным не только продавать свои товары на далеких рынках, но и организовывать производства, строить заводы и фабрики в странах, где труд рабочего стоит дешевле. Это обуславливалось тем, что в конце XIX в. пар как главный источник энергии стал вытесняться электричеством. Электромотор заменил громоздкую систему рычагов и трансмиссий на производстве, что привело к удешевлению производства и вызвало новый скачок развития.
Именно тогда, а не в эпоху колониальных захватов, европейская цивилизация стала внедряться на безбрежных равнинах Азии и Африки, подчиняя себе традиционный общинный уклад жизни этих народов. Усилилась и борьба за передел мира.
Жестокая эксплуатация покоренных народов не могла не вызвать их возмущения, проявляющегося в упорной борьбе против своих поработителей. Эти выступления неизменно заканчивались поражениями, так как носили локальный и стихийный характер, чаще всего, возглавляясь местными феодалами, склонными договариваться с колонизаторами. Но эти восстания говорили о существовании сил, которым уже в другую эпоху удастся взорвать всю систему колониализма.
В XIX в. в совершенно новую фазу вошли международные отношения. Благодаря появлению новых источников энергии расстояния стремительно сжимались. Совершенствовались средства транспорта и связи, что помогало росту глобального обмена деньгами и товарами, духовными ценностями, просто людьми, в общем, непосредственному контакту народов. Все это способствовало усилению общности различных цивилизаций. Характерной чертой международных отношений к концу XIX века стало значительное усиление влияния общественности на их развитие. XIX век стал веком международных союзов. Наполеоновская Франция была последней, решившейся воевать в одиночку, и поражение её лишний раз засвидетельствовало ошибочность подобных действий.
ХIХ век можно назвать веком международных союзов и организаций не только военных (это бывало и раньше), но политических. Начало этому процессу положил Венский конгресс, связавший все европейские государства системой международных договоров.
С течением времени напряженность международных отношений все возрастала. Это было обусловлено ростом и неравномерностью перемен, происходивших в мире с 70-х годов XIX века. К концу века складываются два международных блока, противостоящих друг другу на мировой арене. Это, с одной стороны, союз Германии, Италии и Австро-Венгрии (1882 г., «Тройственный союз»), а с другой стороны - Франции и России (1891 г.), к которым со временем (1904 г.) присоединилась и Великобритания, после чего этот союз получил название Антанта.
ХIХ столетие принесло и новые принципы ведения войны. Франкопрусскую войну обычно считают началом второго периода новой истории. Строго говоря, ее следовало бы называть франко-германской, так как с Францией воевала не только Пруссия, но традиционно ее называют именно так. Обе стороны ждали эту войну. Но если германская сторона реально готовилась к ней - в июле 1870 г. германская армия была полностью отмобилизована, превосходила французскую в два раза по численности, лучше вооружена и организована, военные склады были полны оружием, то Франция к войне готова не была - планов военных операций не было, многие укрепления не были достроены, мобилизация велась неорганизованно, боеприпасы, провиант, пополнение доставлялись с опозданием.
С самого начала Франция терпела поражение. Окончательно же французская армия была разгромлена 1 сентября 1870 года под Седаном. Французы потеряли три тысячи убитыми и четырнадцать тысяч ранеными. Наполеон III переслал свою шпагу прусскому королю. Однако германская армия продолжала наступать. В Париже начались волнения, приведшие 4 сентября 1870 г. к революции. Правительство было низложено. Власть перешла к временному правительству, образовавшему «Комитет национальной обороны». Одновременно начались выступления и в других городах Франции. Их главной целью была оборона страны. На оккупированной территории началась партизанская война. Во время франко-прусской войны действия прусской армии, впервые применившей принципы тотальной войны и уничтожавшей мирное население завоеванных территорий, не исключая женщин и детей, потрясли и шокировали современников. Увы, пройдет не так много времени и подобная практика станет повсеместной и обыденной.
XIX век прошел под знаком прав и свобод человека и гражданина. Это преобразило облик всего мира, но не помешало концентрации собственности и власти в руках самого узкого круга людей. Общественное развитие ускорилось почти во всем мире. В XIX в. на первый план начала выдвигаться североамериканская цивилизация. Процесс этот завершился лишь в середине XX века. К концу XIX века главными чертами капитализма стало наличие капиталистических монополий и финансового капитала. В общественной жизни усиливались националистические и консервативные политические течения, что наталкивалось на естественные сопротивление здоровых сил в обществе. Начинался непростой процесс разделения либерально-демократических и консервативных тенденций. Росли и углублялись противоречия как между государствами, так и внутри их самих. Постепенно сложились две соперничающие группы стран, конфликт между которыми в конце концов вызвал мировую войну.
Развитие капитализма привело к крайнему обострению всех общественных противоречий. Для того, чтобы найти способы их смягчения, человечеству пришлось пройти долгий и кровавый путь.

Промышленная революция это важный период в истории человечества, который повлиял на каждый аспект современной жизни. Началась она в Англии во второй половине XVIII века и продолжался до второй четверти XIX века, распространяясь на другие страны Европы. В ходе переворота произошел переход от аграрной экономики к индустриальному производству, от ручного труда к крупному машинному фабрично-заводскому производству. Также произошло изменение в обществе – оно трансформировалось из аграрного в индустриальное. Важной составляющей промышленного переворота было внедрение в транспорт и производство рабочих машин и механизмов, которые заменили ручной труд людей.

Промышленная революция началась в Великобритании в 60-ые года XVIII века и охватила другие страны Европы и Америки в XIX веке.

В период XVII века Англия начала обгонять мирового лидера Голландию по темпам роста капиталистических мануфактур, а позже и в мировой торговле и колониальной экономике. К середине XVIII века Англия становится ведущей капиталистической страной. По уровню экономического развития она превзошла остальные европейские страны, располагая всеми необходимыми предпосылками для вступления на новую ступень общественно-экономического развития - крупное машинное производство.

В мировой истории начало промышленной революции связывают с изобретением эффективного парового двигателя в Великобритании во второй половине XVIII века. Хотя само по себе подобное изобретение вряд ли бы что-то дало (необходимые технические решения были известны и раньше), но в тот период английское общество было подготовлено к использованию инноваций в широких масштабах. Это было связно с тем, что Англия к тому времени перешла от статичного традиционного общества к обществу с развитыми рыночными отношениями и активным предпринимательским классом. Кроме того, Англия располагала достаточными финансовыми ресурсами (так как была мировым торговым лидером и владела колониями), воспитанным в традициях протестантской трудовой этики населением и либеральной политической системой, в которой государство не подавляло экономическую активность.

Промышленная революция в Великобритании началась с текстильной промышленности. Изобретение в 1733 г. летучего челнока увеличило спрос на пряжу. В 1738 г. была создана машина, прявшая нить без участия человеческих рук. В 1771 г. в Кромфорде близ Дерби начала работать прядильная фабрика Аркрайта, где такие машины приводились в движение водяным колесом. К 1780 г. в Англии насчитывалось 20, а еще через 10 лет – 150 подобных прядильных фабрик и на многих из этих предприятий работало по 700 – 800 человек.


Затем водяное колесо начали заменять паровой машиной. В период с 1775 по 1800 г. заводы Уатта и Болтона в Сохо выпустили 84 паровые машины для хлопчатобумажных фабрик, 9 машин для шерстяных фабрик, 30 – для каменноугольных копей, 22 – для медных копей, 28 – для металлургических заводов.

Увеличение числа машин вызвало повышенную потребность в металле и это потребовало развития металлургии. В 1735 г. Дарби впервые освоил выплавку чугуна на каменном угле вместо древесного угля. В 1784 г. Генри Корт разработал процесс пудлингования. Развернулось сооружение каналов, позволявших перевозить уголь и металлы.

В 1810 году в Англии насчитывалось 5 тысяч паровых машин, а в следующие 15 лет число их утроилось. К середине XIX века ручное ткачество в Великобритании почти совершенно исчезло. В текстильной промышленности большую роль сыграл так называемый сельфактор, обеспечивший механизацию прядильных процессов.

С 1830 по 1847 г. производство металла в Англии возросло более чем в три раза. Применение горячего дутья при плавке руды, начавшееся в 1828 г., втрое сократило расход топлива и позволило использовать в производстве низшие сорта каменного угля, С 1826 по 1846 г. экспорт железа и чугуна из Великобритании увеличился в 7,5 раза.

Промышленная революция считается завершенной с появлением машиностроения (когда машины производят машины). Это означало создание строгальных, токарных, фрезерных, штамповальных станков.

Огромное значение имело появление железных дорог. Первый паровоз был построен в 1804 году Ричардом Тревитиком. В последующие годы многие инженеры пытались создавать паровозы, но самым удачливым из них оказался Георг Стефенсон, который в 1812 – 1829 гг. предложил несколько удачных конструкций паровозов. Его паровоз был использован на первой в мире железной дороге общественного пользования из Дарлингтона к Стоктону, открытой в 1825 г. После 1830 г. в Великобритании началось быстрое строительство железных дорог.

Промышленная революция сопровождалась и тесно с ней связанной производственной революцией в сельском хозяйстве, ведущей к радикальному росту производительности земли и труда в аграрном секторе. Без второй первая просто невозможна в принципе, так как именно производственная революция в сельском хозяйстве обеспечивает возможность перемещения значительных масс населения из аграрного сектора в индустриальный.

Существует мнение, что вывоз капитала из зарубежных английских колоний явился одним из источников накопления капиталов в метрополии, способствовавшим промышленной революции в Великобритании и выводу этой страны в лидеры мирового промышленного развития. В то же время, аналогичная ситуация в других странах (например, Испании, Португалии) не привела к ускорению экономического развития. Кроме того, промышленность успешно развивалась в ряде стран, не имевших колоний, например, в Швеции, Пруссии, США.

Нобелевский лауреат по экономике Джон Хикс полагает, что главными причинами промышленной революции в Великобритании были:

· формирование институтов, защищающих частную собственность и контрактные обязательства, в частности, независимой и эффективной судебной системы;

· высокий уровень развития торговли;

· формирование рынка факторов производства, в первую очередь рынка земли (то есть торговля землёй стала свободной и была освобождена от феодальных ограничений);

· широкое применение наёмного труда и невозможность использования принудительного труда в широких масштабах;

· развитость финансовых рынков и низкий уровень ссудного процента;

· развитие науки.

ИСтория рАзвития теории механических колебаний

Мы уже рассмотрели зарождение классической механики, сопротивления материалов и теории упругости. Важнейшей составной частью механики является также теория колебаний. Колебания являются основной причиной разрушения машин и сооружений. Уже к концу 1950-х гг. 80 % аварий техники происходило вследствие повышенных вибраций. Колебания также оказывают вредное воздействие на людей, связанных с эксплуатацией техники. Они также могут быть причиной отказа систем управления.

Несмотря на все это теория колебаний выделилась в самостоятельную науку только на рубеже XIX века. Однако расчеты машин и механизмов вплоть до начала XX века проводились в статической постановке. Развитие машиностроения, рост мощности и скорости паровых машин при одновременном снижении их веса, появление новых видов двигателей – ДВС и паровых турбин привело к необходимости проведения расчетов прочности с учетом динамических нагрузок. Как правило, новые задачи теории колебаний возникали в технике под влиянием аварий или даже катастроф, происходящих от повышенных вибраций.

Конец XVIII века вошел в историю под знаменем промышленного переворота. Сначала Англия, а затем и другие европейские страны постепенно отказывались от привычного использования ручного труда, то есть мануфактурного производства. Появляются первые ткацкие станки, паровые машины и другие изобретения. Начинается эпоха промышленного переворота, перехода от мануфактур к фабрикам и заводам.

Предыс-то-рия

Во вто-рой по-ло-вине XVIII в. в Ан-глии про-ис-хо-дит аг-рар-ная ре-во-лю-ция. Пред-при-ни-ма-тель-ское фер-мер-ское хо-зяй-ство вы-тес-ня-ет тра-ди-ци-он-ное кре-стьян-ское. Это было свя-за-но с тем, что прак-ти-че-ски вся земля со-сре-до-то-чи-лась в руках круп-ных соб-ствен-ни-ков, ко-то-рые сда-ва-ли ее в арен-ду фер-ме-рам. Скла-ды-ва-лась си-сте-ма ка-пи-та-ли-сти-че-ских от-но-ше-ний между ленд-лор-да-ми (вла-дель-ца-ми земли), фер-ме-ра-ми-арен-да-то-ра-ми и на-ем-ны-ми ра-бот-ни-ка-ми (ба-тра-ка-ми). Это при-во-дит к улуч-ше-нию ка-че-ства об-ра-бот-ки земли, осво-е-нию за-бро-шен-ных участ-ков земли, по-се-ву кор-мо-вых куль-тур (для скота). После аг-рар-ной ре-во-лю-ции мно-гие люди в де-ревне оста-лись без ра-бо-ты и средств к су-ще-ство-ва-нию. Они по-да-лись в город, где ста-но-ви-лись на-ем-ны-ми ра-бот-ни-ка-ми на про-мыш-лен-ных пред-при-я-ти-ях.

Пред-по-сыл-ки про-мыш-лен-ной ре-во-лю-ции
. Скоп-ле-ние ка-пи-та-ла в руках пред-при-ни-ма-те-лей, тор-гов-цев и бан-ки-ров.
. Рост числа на-ем-ных ра-бо-чих (рост числа ра-бо-чих, в част-но-сти, был обу-слов-лен аг-рар-ной ре-во-лю-ци-ей).
. Раз-ви-тие тор-гов-ли и рост го-ро-дов.
. На-ли-чие рынка сбыта в ко-ло-ни-ях.

Непо-сред-ствен-ной при-чи-ной на-ча-ла про-мыш-лен-ной ре-во-лю-ции стало ра-зо-ре-ние ан-глий-ских тка-чей в связи с вво-зом в Ан-глию де-ше-вых тка-ней из Индии. Чтобы со-хра-нить свое про-из-вод-ство и кон-ку-ри-ро-вать с недо-ро-ги-ми ин-дий-ски-ми тка-ня-ми, им было необ-хо-ди-мо уве-ли-чить про-из-во-ди-тель-ность труда и умень-шить за-тра-ты. (см. )

Со-бы-тия

1733 г. - Джон Кей изоб-рел ме-ха-ни-че-ский (са-мо-лет-ный) ткац-кий ста-нок.

1735 г. - Аб-ра-хам Дер-би-сын внед-рил до-мен-ную вы-плав-ку чу-гу-на на коксе .

1784 г. - изоб-ре-тен то-кар-ный ста-нок Генри Модс-ли.

Рис. 2. Джеймс Харгривс ()

Рис. 3. Прялка «Дженни» Джеймса Харгривса ()

Рис. 4. Джеймс Ватт ()

Рис. 5. Паровая машина Джеймса Ватта ()

В конце XVIII века появляются токарные станки (рис. 6). Новая техника привела к новой организации промышленности. Мануфактуры уходят в прошлое, а на смену им приходят фабрики и заводы. Это стало настоящей революцией в промышленности , позволившей значительно увеличить рост производительных сил. Появление фабрик изменило жизнь рабочих. Впервые в истории человечества появилось расписание рабочего дня . С понедельника до субботы устанавливался суровый 12-часовой рабочий день. Это было для семьи рабочих очень плохо. Раньше они могли с помощью своих особых талантов и дополнительных усилий заработать лишние выходные и дополнительные деньги. Жили рабочие в весьма тяжелых условиях. Строились новые фабричные города рядом с угольными шахтами (рис. 7). В них рабочие могли арендовать лишь одну-две комнаты. Фабриканты, пользуясь своим положением, выжимали из своих подчиненных все, что только было можно. Они штрафовали рабочих за ругань, неопрятность, опоздания, использовали дешевый детский труд, отказывались оплачивать медицинское обслуживание. Все это вело к росту недовольства среди рабочих. Первые признаки подобного недовольства выразились в Луддитском движении (рис. 8). Участники этого движения называли себя луддитами по имени легендарного рабочего Неда Лудда (рис. 9), который, согласно преданию, первый разрушил собственный станок. Вслед за ним сотни людей по всей Англии начали сознательно портить ненавистные машины. Английские фабриканты были этим очень недовольны. Вскоре правительство издало закон, по которому за порчу станка полагалась смертная казнь.)

Вслед за Англией внедрение станков в производство пришло и в другие страны. Увеличился спрос на различных изобретателей и на их изобретения. Все больше технических новинок появлялось в Европе. Росло не только количество, но и качество производимых изделий. Цены на них постепенно снижались.

Подводя итоги, стоит отметить, что промышленная революция в Европе имела целый ряд позитивных факторов:

  • Улучшение санитарных условий.
  • Улучшение медицинского обслуживания.
  • Улучшение качества товаров.
  • Улучшение питания населения.

Стоит отметить, что все эти факторы проявились не сразу, потребовались годы для того, чтобы Европа оказалась на пороге качественно нового периода своей истории.

Список литературы

1. Ведюшкин В.А., Бурин С.Н. Учебник по истории Нового времени, 7 класс. - М., 2013.

2. Дмитрий Травин. Отар Маргания. Европейская модернизация

3. Ерофеев Н.А. Промышленная революция в Англии. - М., 1963

4. Потёмкин Ф.В. Промышленная революция во Франции. Т. 1. От мануфактуры к фабрике. - М.: Наука, 1971.

5. Хобсбаум Э. Век революции. Европа 1789-1848. - Ростов: Изд-во «Феникс», 1999.

6. Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени. 1500-1800. - М.: «Просвещение», 2012.

Домашнее задание

1. Как вы понимаете термины «аграрная революция» и «промышленный переворот? Когда и в какой стране они впервые произошли?

2. Что стало причиной промышленного переворота?

3. Расскажите о последствиях промышленного переворота в Англии.

4. Какие известные изобретения вы можете назвать? Перечислите выдающихся изобретателей того времени.

Промышленный переворот 19 века (промышленная революция) — переход от преимущественно аграрной экономики к индустриальному производству, который характеризовался внедрением машин и механизмов, паровых двигателей, а также образованием самостоятельной машиностроительной отрасли.

Индустриализация (от лат. «усердие», «деятельность») — процесс создания крупного машинного производства во всех отраслях хозяйства.

Промышленный переворот в странах Западной Европы

Промышленный переворот как исторический процесс определялся общими нормами и определенными особенностями в каждой стране. Первой его осуществила Великобритания в конце XVIII — первой половине XIX в. Именно здесь сложились все необходимые для этого условия: выгодное географическое положение (доступные берега, большое количество рек, сырьевые ресурсы), наличие рынков сбыта английских товаров и господство в мировой торговле, свершившийся , политика меркантилизма и протекционизма, которую проводило английское правительство. Все это сделало страну лидером в переходе от традиционного к индустриальному обществу.

В 1844 г.. немецкий публицист Ф. Энгельс так охарактеризовал промышленные достижения Великобритании: «Шестьдесят-восемьдесят лет назад она была страной, похожей на другие: с маленькими городами, неразвитой промышленностью. Теперь эта страна, не похожая ни на одну другую: со столицей, население которой составляет 2500000 человек, большими фабричными городами и промышленностью, снабжающей весь мир своей продукцией».

Промышленный переворот начался в текстильном производстве, затем распространился в металлургии, энергетике, транспорте и был неразрывно связан с техническими изобретениями.

В 1733 г. английский механик Дж. Кей усовершенствовал ткацкий станок «летучим челноком». Изобретатель Дж. Харгривс в 1765 г. создал механическую прялку «Дженни», которую начали использовать на производстве. В последней трети XVIII в. С. Кромптон сконструировал мюль-машину, которая базировалась на принципах работы прялки «Дженни», но давала тонкую и прочную хлопчатобумажную пряжу. Благодаря этому Великобритания начала поставлять дешевые и качественные во все страны мира. В 1792 г. Э. Картрайт запатентовал механический ткацкий станок, который заменял работу 40 ткачей. Впоследствии во Франции были изобретены станки для изготовления шелковых и льняных тканей, открыт метод их отбеливания и способы окрашивания.

Ключевое значение в истории промышленности имели изобретения шотландца Дж. Уатта. В 1769 г. он создал первый паровой двигатель, который после многих усовершенствований превратил в универсальную паровую машину двойного действия. Это позволило широко использовать уголь как основное топливо, ликвидировало зависимость от наличия источников , позволило размещать фабрики и заводы в любой местности. Паровые машины активно начали применять в различных отраслях промышленности, и их количество и мощность постоянно росли. Если в 1800 г. в Англии насчитывалось 320 паровых машин, то в начале XIX в. — 15 тыс.

Изобретение Дж. Уатта способствовало изменениям в средствах транспортировки и связи. В передовых странах были проложены сети шоссейных дорог, построены каналы, сконструированы механические транспортные средства. В частности, в 1807 году американец Р. Фултон построил . Англичанин Дж. Стефенсон в 1820-х годах сконструировал , который был использован на первой в мире железной дороге общего пользования Дарлингтон — Стоктон. 27 сентября 1825 г. поезд совершил первый рейс. Он двигался со скоростью 8 км/ч и вез 600 пассажиров и 12 вагонов угля. После этого в Великобритании, а затем и по всей Европе развернулось железнодорожное строительство.

Важным направлением промышленного переворота стало совершенствование металлургического процесса. Еще в 1735 г. англичанин А. Дерби для получения качественного чугуна начал выплавлять железную руду вместе с каменным углем, вместо древесного. С того времени изготовления чугуна происходило в доменных печах с коксом в качестве топлива.

Революционным изобретением стал токарный станок английского механика Г. Модели, который точно нарезал винты и гайки. На его основе были созданы и другие модели металлообрабатывающих станков, что позволило наладить массовое производство машин машинами.

Итак, промышленная революция началась в последней трети XVIII в. в Великобритании, охватила Францию, Германию, Бельгию и другие европейские страны и в целом завершилась в 1860-1880-х годах. Она создала экономические предпосылки для утверждения индустриальной цивилизации.

Начало становления индустриального общества

Промышленная революция вызвала изменения во всех сферах общественной жизни и была переломным этапом в формировании индустриального общества. Двигателем экономики стал капитал. В социальном плане главную роль стали играть люди наемного труда и предприниматели. Появились новые слои населения, представители которых сочетали в себе черты работников и собственников (например, фермеры, торговцы).

Капитал — все то, что используется для производства, но непосредственно не потребляется в нем. Также это деньги, которые предприниматели вкладывали в развитие своего дела с целью получить прибыль.

Становление структуры индустриального общества имело свои преимущества и недостатки. Часто первоначальное накопление капиталов сопровождалось мизерной оплатой труда и ухудшением жизненного уровня основной массы населения. Так, в XVIII — первой трети XIX в. в Великобритании, Франции, Бельгии и Германии доля нищих в среднем составляла от 10 до 20% всех жителей. Однако за годы промышленного переворота общий уровень благосостояния жителей Европы в целом вырос. С середины XIX в. значительно увеличились расходы на здравоохранение, образование и науку.

Внедрение новых технологий и развитие капиталистических отношений стимулировали развертывания масштабного процесса урбанизации. К концу промышленного переворота в городах проживало около 40% европейцев. Великобритания превратилась в страну городов и фабричных поселений, а Лондон стал крупнейшим населенным пунктом в мире.

Урбанизация (от лат. «городской») — процесс быстрого роста старых и появления новых городов, увеличение количества сосредоточенного в них населения, формирования и распространения городского образа жизни.

В то же время прогресс в промышленности и рост населения городов увеличивали спрос на продукты питания, что, в свою очередь, ускорило переход сельского хозяйства к рыночным отношениям.

Вместе с тем развитие транспорта, средств массовой и связи способствовал формированию новой коммуникативной культуры общества. Происходили изменения в мировосприятии и мышлении людей. Среди этических и ценностных ориентиров для европейца первые места начинают занимать деловые качества, практическая целесообразность, стремление к успеху, а важными социальными характеристиками личности становятся профессионализм, уровень квалификации и востребованность в производстве.

Однако переход от традиционного к индустриальному обществу в разных странах Европы происходил неодинаково. В настоящее время выделяют две основные модели этого процесса.

По первой моделью развивались Великобритания, Голландия, Бельгия, Франция и Швейцария. В этих странах модернизация происходила закономерно и эволюционно.

Другая модель была характерна для Германии, Италии, Австрии и России. Здесь в утверждении капиталистических отношений значительную роль играло государство. Оно «сверху» инициировало промышленную революцию и пыталось контролировать процесс индустриализации.

Переход к политике свободной торговли

Под внешнеэкономической политикой государства обычно понимают совокупность мероприятий, направленных на развитие и регулирование экономических отношений с другими странами. Исторически сложилось два типа внешнеэкономической политики: протекционизм и фритредерство.

  • Протекционизм — это политика защиты отечественных производителей от иностранных конкурентов.
  • Фритредерство — направление политической и хозяйственной деятельности, провозглашает свободу торговли и невмешательство государства в сферу частного предпринимательства.

Промышленно-торговой гегемонии Великобритании способствовала экономическая политика государства. До 1840-х годов, когда индустриализация еще не была завершена, в стране царили высокие таможенные пошлины на иностранные товары. Когда же английская промышленность так окрепла, что перестала бояться иностранной конкуренции, буржуазия провозгласила неограниченную свободу торговли — так называемое фритредерство. Его суть заключалась в полном освобождении от пошлины почти всех товаров, ввозимых в Великобританию, и была рассчитана на взаимное содействие, то есть встречную отмену или значительное сокращение пошлины на ввоз английских товаров в другие страны. Это обеспечивало Великобритании как свободный сбыт за рубежом своих товаров, так и дешевое импортное сырье и продовольствие.