Построение социализма в ссср. Государственный социализм в ссср


Социализм в СССР: исторический обзор феномена.

Советский Союз был первым государством, созданным на основе марксистского социализма. До 1989 года Коммунистическая партия прямо контролировала все уровни власти; партийное Политбюро фактически правило страной, и ее генеральный секретарь был самым главным человеком в стране. Советская промышленность была в собственности и под управлением государства, а сельскохозяйственные земли разделялись на совхозы, колхозы, и малые, приусадебные участки. Политически СССР был разделен (с 1940 по 1991 год) на 15 союзных республик-Армению, Азербайджан, Белоруссию, Эстонию, Грузию, Казахстан, Киргизию, Латвию, Литву, Молдавию, Россию, Таджикистан, Туркменистан, Украину и Узбекистан. Россия, официально Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР), была только одной из республик в составе СССР, но термины "Россия", "СССР" и "Советский Союз" часто использовались как взаимозаменяемые.

Ленинская эпоха

СССР был первым государством-преемником Российской Империи и непродолжительного Временного правительства.
Фундаментальная политика Коммунистической партии Советского Союза (КПСС) с самого начала была социализированная. Между 1918 и 1921 гг., в период, называемый "военным коммунизмом", государство взяло под контроль всю экономику, в основном за счет централизации планирования и ликвидации частной собственности. Это привело к неэффективности и разрухе, и в 1921 году произошло частичное возвращение к рыночной экономике, с принятием новой экономической политики (НЭП). НЭП ознаменовал начало периода относительной стабильности и процветания. В 1922 году Германия признала Советский Союз, и большинство других держав, за исключением Соединенных Штатов последовали этому примеру в 1924 году. Также в 1924 году была принята Конституция, основанная на диктатуре пролетариата и экономически опирающаяся на общественную собственность на землю и средства производства (в соответствии с революционной прокламацией 1917 года).

Эпоха Сталина

Догма новой экономической политики, созданной в 1921 году, была заменена полным государственным планированием с принятием первой пятилетки (1928-32). Был перевод на Госплан (государственная плановая комиссия), постановка целей и приоритетов для всей экономики подчеркивала производство капитала, а не товаров народного потребления. Система колхозов и совхозов была резко отвергнута крестьянством. С новой силой вспыхнули изъятие личного имущества жителей сел и деревень, гонения на религиозные конфессии, репрессии в отношении всех слоев населения.

Оттепель

Смерть Иосифа Сталина в марте 1953 года положила начало новой эпохе в советской истории. "Коллективное руководство" было свернуто. Советские граждане получили больше личной свободы и гражданских прав. Георгий Маленков сменил Сталина на должности председателя совета министров, в то время как Никита Сергеевич Хрущев на правах первого секретаря Центрального Комитета ВКП (б), начал играть все более важную роль в политике планирования. В 1955 году Маленков был заменен Николаем Булганиным. На 20-м Всесоюзном съезде (янв., 1956) Хрущев жестко осудил диктаторское правление и культ личности Сталина. Никита Сергеевич заменил Н. А. Булганина в 1958 году, таким образом, став лидером и правительства и партии. В целом его правление характеризуется изменением обстановки страны, при этом КПСС продолжает доминировать во всех сферах советской жизни.

Застой

Хрущев был тихо и мирно смещен со всех постов в 1964 году. На его место пришел первый секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев (который в 1960 г. стал председателем Президиума Верховного Совета СССР). Официальными причинами свержения Хрущева были преклонный возраст (70 лет) и его ухудшающееся здоровье. Истиной стало недовольство политикой Никиты Сергеевича и стилем его правления. В частности, он был подвергнут критике за недостаточное функционирование экономики, особенно в сельскохозяйственном секторе (неурожай 1963 года); за обострение положения СССР в Карибском кризисе; ухудшение внешней политики с Китаем; экстравагантный стиль поведения. Несколько политических деятелей потеряли свои посты. Новые лидеры подчеркнули коллективное руководство, но из-за позиции Брежнева тот обладал большим преимуществом и к 1970 году стал самым могущественным человеком в стране. В разгаре была эпоха застоя. Наблюдалась значительная стагнация советской экономики. Усилились преследования противников государственной власти. В конце 1960-х годов была предпринята попытка изменения отношения к Сталину. Внешняя политика опиралась на мирное сосуществование с Западом.

Перестройка

Горбачев унаследовал страну с непростой экономической и внешнеполитической ситуацией. В первые девять месяцев его пребывания на этом посту он сменил 40% регионального руководства. Как и его наставник Андропов, он развязал активную кампанию против употребления алкоголя. Как и Хрущев, он одобрил меры, направленные на снятие социальных ограничений. Меры, которые Горбачев назвал «гласность» и «перестройку»), предполагали оздоровление советской экономики за счет увеличения свободного потока товаров и информации. Гласность получила незамедлительный отклик, когда в 1986 г. Произошел взрыв на 4 энергоблоке Чернобыльской АЭС. Бедность советского народа, коррупция, хищения ресурсов страны, ненадобность афганского вторжения впервые получили общее осуждение. Начались стремительные и радикальные изменения. Диссидентов освобождали из-под стражи и разрешали им высказывать свое мнение. СССР подписал соглашение о выводе войск из Афганистана.
Не существует единой позиции по исторической значимости идеологии в жизни страны. Высокой социальной защищенности населения, развитому военно – промышленному комплексу, достижениям в культуре и спорте сильно противостоят нарушения прав и свобод человека, гонения на церковную жизнь, контроль за всеми сферами жизни.

Становление государственного социализма в СССР
5 октября (7 ноября) 1917 г. к власти пришла одна из радикальных партий России - РСДРП. Основные положения экономической стратегии большевиков были разработаны В.И. Лениным весной - летом 1917 г. В основе программы лежали теоретические положения о модели социализма, разработанной К. Марксом и Ф. Энгельсом. Новое общество должно было иметь бестоварный (безденежный) механизм. Но на первой стадии строительства нового общества предполагалось функционирование товарно-денежных отношений. Для понимания дальнейших событий следует иметь в виду, что длительность переходного периода не определялась, да и не могла быть определена. Конкретные исторические условия 1917-1918 гг. в сочетании с революционным нетерпением масс рабочих и неприятием буржуазией новой власти «подстегнули» вызревание идей о возможности немедленного осуществления коммунистических принципов, создали иллюзию завершения перехода к социализму и коммунизму. И для того чтобы преодолеть тяжелейший кризис и одновременно использовать капитал в интересах трудящихся, предлагалась централизация хозяйственной жизни и всеобъемлющий характер государственного аппарата на основе вовлечения в управление всех граждан.
Экономическую политику октября 1917-лета 1918 г. В.И. Ленин определил как «красногвардейскую атаку на капитал». Основными ее методами стали принуждение и насилие.
В число основных мероприятий данного периода входили: организация рабочего контроля, национализация банков, проведение в жизнь «Декрета о земле», национализация промышленности и организация государственной системы управления, введение монополии внешней торговли. Национализации банков, как и национализации промышленных предприятий, предшествовало установление рабочего контроля. Государственный банк был занят Красной гвардией в первый же день Октябрьской революции. Овладение Государственным банком создало более благоприятные условия для проведения рабочего контроля за финансами предприятий.
Более сложным делом было овладение частными банками. 27 декабря 1917 г. вышел декрет ВЦИК о национализации банков, однако фактическая ликвидация частных банков и слияние их с Государственным банком продолжались до 1920 г.
Весной-летом 1918 г. в ведение государства переходили уже целые отрасли производства. В начале мая была национализирована сахарная промышленность, в июне - нефтяная, завершалась национализация металлургической и машиностроительной промышленности. В условиях Гражданской войны в январе 1919 г. началась национализация всех промышленных предприятий.
Национализация и раздел земли проводились на основе закона о социализации земли, принятого 27 января 1918 г. В целом к началу Гражданской войны система государственного управления народным хозяйством выглядела следующим образом. ЦК партии разрабатывал теоретические основы деятельности аппарата. Общее руководство осуществлял Совет народных комиссаров (Совнарком), решавший наиболее важные вопросы. Отдельными сторонами народно-хозяйственной жизни руководили народные комиссариаты. Их местными органами являлись соответствующие отделы исполкомов Советов. Высший совет народного хозяйства (ВСНХ), созданный в 1917 г. как общехозяйственный центр, в конкретных исторических условиях «красногвардейской атаки на капитал» трансформировался в центр управления промышленностью. При этом доминировал отраслевой подход к управлению.
С началом Гражданской войны летом 1918 г. и иностранной интервенции страна была объявлена единым военным лагерем, и устанавливался военный режим, целью которого было сосредоточение в руках государства всех имевшихся ресурсов и спасение остатков хозяйственных связей.
Эта политика, полупившая позднее название политика «военного коммунизма», приобрела завершенные очертания к весне 1919 г. и представляла собой проведение трех основных групп мероприятий.
1) Для решения продовольственной проблемы было организовано централизованное снабжение населения. Торговля заменялась принудительным государственно-организованным распределением. В январе 1919 г. была введена продовольственная разверстка: свободная торговля хлебом объявлялась государственным преступлением. Полученный по разверстке хлеб (а позднее и другие продукты и товары массового спроса) распределялся в централизованном порядке по классовой норме.
2) Национализировались и лишались хозяйственной самостоятельности все промышленные предприятия (оформилась так называемая система главкизма).
3) Вводилась всеобщая трудовая повинность. Всех уклонявшихся от нее предлагалось обвинять в дезертирстве, создавать из них штрафные рабочие команды или даже заключать в концентрационные лагеря. Новая экономическая политика. С окончанием Гражданской войны на первый план вышла задача восстановления народного хозяйства при помощи новой экономической политики. Политика «военного коммунизма» не в состоянии была решить основную хозяйственную задачу - вывести страну из разрухи и тем более не могла быть использована для решения новой стратегической задачи - построения «материального фундамента социализма». Стало очевидным также, что «коммунизм» как идеальная модель и его реальное воплощение - разные вещи. Поэтому возникла необходимость изменения политики государственного хозяйствования. В марте 1921 г. на X съезде РКП(б) было принято решение об отмене продразверстки и введении фиксированного продналога. Он определялся в виде процентного или долевого отчисления продуктов с учетом числа едоков, наличия скота и объема полученного урожая. Размер налога устанавливался до сева и носил строго дифференцированный характер: для малоимущих крестьян он занижался, а в особых случаях отменялся вообще. Одновременно предполагалось, что излишки продукции будут реализовываться в рамках прямого обмена на промышленные товары. Однако обмен практически сразу перерос в торговлю, что вызвало необходимость признания товарно-денежных отношений и торговли как формы их реализации.
Возрождение товарно-денежных отношений привело к необходимости восстановления денежной системы. В 1922-1924 гг. была проведена денежная реформа - поэтапно вводилась твердая конвертируемая денежная единица (червонец). Одновременно была проведена налоговая реформа и возрождена кредитно-банковская система.
Основные мероприятия новой экономической политики:
. построение отношений между городом и деревней на экономической основе;
. развитие промышленности на новых организационных принципах и на базе электрификации;
. кооперирование населения;
. внедрение хозрасчетных отношений, допуск частного капитала в экономику;
. налаживание государственного регулирования, планирования и управления экономикой;
. повышение образовательного и культурного уровней населения позволили к 1925 г. достичь основных довоенных показателей экономического развития.
Успешное восстановление народного хозяйства в значительной степени было обусловлено объединением 30 декабря 1922 г. самостоятельных Советских республик - РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР и Закавказской СФСР в единое государство - Союз Советских Социалистических республик.
На первом этапе индустриализации (1926-1928) строилось вновь и реконструировалось около 800 крупных предприятий. Большое внимание уделялось развитию энергетической базы - добыче угля, нефти, строительству электростанций. В этот период были введены в эксплуатацию Штеровская в Донбассе и Земо-Авчальская в Закавказье, Волховская электростанции; начато строительство Брянской, Челябинской, Иваново- Вознесенской электростанций. Началась прокладка новой железной дороги - Турксиба (из Средней Азии в Сибирь). Преимущество отдавалось окраинным районам страны.
Развертывание индустриализации сопровождалось свертыванием рыночных принципов, наступлением на частный капитал, а также усилением административных тенденций в управлении.
Для регулирования снабжения был создан Комитет государственных заказов - одно из первых звеньев будущей административной системы. В 1930 г. было ликвидировано большинство концессий, упразднены товарные биржи и ярмарки. Прекращалась деятельность частных и смешанных акционерных обществ, обществ взаимного кредита и т. д. К осени 1931 г. ликвидировалась и частная промышленность. Завершение восстановления и расширение государственного (социалистического) сектора создали условия и вызвали необходимость перехода к перспективному планированию. Разработка первого пятилетнего плана велась, начиная с 1925 г., а в мае 1929 г. он был утвержден. Первый пятилетний план охватывал 1928-1932 гг. Целевой установкой плана была необходимость «стремиться к достижению наиболее благоприятного сочетания следующих элементов: расширенного потребления рабочих и крестьянских масс; расширенного воспроизводства (накопления) в государственной индустрии на основе расширенного воспроизводства в народном хозяйстве вообще; более быстрого, чем в капиталистических странах, темпа народно-хозяйственного развитая и непременного систематического повышения удельного веса социалистического хозяйственного сектора, что является решающим и главным моментом во всей хозяйственной политике пролетариата». Планом предусматривалось увеличить объем промышленной продукции в 2,8 раза при преимущественном развитии тяжелой промышленности; преодолеть отставание сельского хозяйства, наладить его социалистическое переустройство; обеспечить вытеснение и ликвидацию капиталистических классов, и создание экономической базы для построения социалистического общества.
Одновременно приобрела определенность новая система управления, полупившая впоследствии название «командно-административной». В 1932 г. ВСНХ был реорганизован в наркомат, ведавший тяжелой промышленностью. Дальнейшее развитие системы шло по линииразукрупнения наркоматов, особенно интенсивно в 1938-1939 гг. К марту 1939 г. их насчитывалось уже 34. Были восстановлены коллегии наркоматов. Резко возрастала численность чиновников. Например, за первую пятилетку аппарат вырос как минимум в 16 раз.
Коллективизация началась в 1928 г. В качестве первоочередной задачи в области сельского хозяйства признавалось развитие всех форм кооперации, а перспективной задачей - постепенный переход к коллективной обработке земли на основе новой техники (электрификации). В отношении эксплуататорских классов выдвигалась задача их вытеснения экономическими методами, снижения удельного веса частного сектора при возможном его абсолютном росте.
Повышению эффективности общественного производства должна была способствовать кредитная реформа. В январе 1930 г. была отменена существовавшая система отпуска товаров и оказания услуг в кредит. Все краткосрочное кредитование сосредоточивалось в Государственном банке. Был введен такой порядок кредитования, при котором предприятия получали средства от банков по планам, составленным трестами, в которые они входили. Предполагалось, что открытие предприятиям собственных счетов в банке повысит их оперативную самостоятельность. Однако практическое осуществление указанных мероприятий привело к обратному результату. Кредитование стало осуществляться «под план», что подрывало основы хозрасчета. Госбанк за счет покупателя оплачивал по установленной цене все счета поставщиков независимо от качества и ассортимента продукции, а также возмещал все расходы, понесенные поставщиками.
Не стимулировала развитие инициативы предприятий и налоговая реформа, хотя вместо множественности налогов и налоговых изъятий в бюджет устанавливались налог с оборота и отчисления от прибыли. Второй пятилетний план развития народного хозяйства был рассчитан на 1933-1937 гг. В качестве основной политической задачи пятилетки выдвигались окончательная ликвидация капиталистических элементов, полное уничтожение причин, порождающих деление общества на классы и эксплуатацию человека человеком.
В сельском хозяйстве главным становилось завершение коллективизации и организационно-хозяйственное укрепление колхозов. Предполагалось увеличить производство сельскохозяйственной продукции в два раза.
Ставилась также задача повысить уровень потребления в 2-3 раза на базе значительного роста доходов и снижения розничных цен на 35%. В качестве решающих условий выполнения плана выдвигались:
. развитие социалистического соревнования, прежде всегостахановского движения;
. рост производительности труда (на 63% за пятилетку);
. обеспеченность квалифицированными кадрами (намечалось
подготовить 5 млн работников массовых профессий, 850 тыс. специалистов средней и 340 тыс. специалистов высшей квалификации).Основные задачи второй пятилетки (в отличие от первой) были выполнены. Произошел рост доходов граждан: они повысились вдвое за счет увеличения заработной платы, отмены карточной системы, снижения цен на товары массового потребления.
В результате выполнения второй пятилетки СССР в 1936 г. вышел на первое место в Европе и второе в мире по объему промышленной продукции, хотя по душевому производству все еще значительно отставал от развитых стран. Важнейшим итогом двух пятилеток считалось приобретение технико-экономической независимости Советского Союза, который стал производить практически все виды промышленного оборудования.
Во второй пятилетке была завершена коллективизация сельского хозяйства: в колхозах было объединено 93% всех крестьянских хозяйств. Колхозы охватывали более 99% всех посевных площадей. Наращивание темпов сельскохозяйственного производства происходило во многом за счет повышения интенсивности труда, функционирования машинно-тракторных станций, количество которых в 1937 г. достигло 5518. Они обслуживали 91,5% колхозов, являясь основой последующей индустриализации сельского хозяйства.
Третья пятилетка должна была стать важным этапом в решении провозглашенной основной экономической задачи — догнать и перегнать главные капиталистические страны по производству продукции на душу населения. Выполнение намеченной программы предполагало поддержание высоких темпов развития всех отраслей советской экономики. Вместе с тем необходимо было учитывать резкое изменение международной обстановки, нарастание военной угрозы.
В целом выполнение заданий пятилетки проходило успешно. К середине 1941 г. промышленность довела выпуск продукции до 86% плана, грузооборот железных дорог составил 90%, товарооборот достиг 92%. Но нельзя не учитывать, что развитие экономики проходило в условиях усиления административного нажима на производителей. Полностью оформившись, система охватила своей деятельностью все стороны жизни общества и одновременно становилась тормозом развития экономики. Вторая половина 1930-х гг. отмечена заметным нарастанием проблем в хозяйственной жизни. В феврале 1941 г. была предпринята попытка определить методы их преодоления. Вновь намечалось повсеместное внедрение хозрасчетных отношений и ряд других мер, но начать их реализацию не удалось

Вопросы:

1. Сущность понятия «государственный социализм».

2. Командно-административная экономика.

3. Сталинская модель модернизации СССР.

4. Экономический потенциал СССР накануне и в период второй мировой войны.

Революция в России. Земельная реформа. Продразверстка. Национализация промышленности. Послевоенное восстановление и переход к НЭПу. Коллективизация и индустриализация.

"Великий перелом" конца 20-начала 30-х гг. привел к формированию в СССР особой социально-экономической системы, получившей название "государственного социализма".

Характерные черты экономики “государственного социализма”:

· формальное обобществление труда и производства;

· полное огосударствление производства;

· ликвидация частной собственности;

· тоталитарный характер государства;

· однопартийная система.

Экономика "государственного социализма" со свойственной ей административно-командной системой управления способствовала становлению своеобразного типа воспроизводства. Его главная задача – форсированная индустриализация народного хозяйства – решалась ускоренным развитием промышленных средств производства за счет всех остальных сфер экономики. Производство средств производства, в свою очередь, было направлено прежде всего на развитие военного потенциала, необходимого для "выживания" нового строя, его противостояния капиталистическому окружению, а также для оказания помощи возможным революционным выступлениям рабочего класса Запада. Такая ориентация вполне соответствовала традиционному для страны мобилизационному типу экономического роста со всеми присущими ему признаками, а именно – преобладанием политических факторов над экономическими, увеличением бюрократического аппарата, усилением эксплуатации собственного народа, существованием системы компенсаций.

В 30-е гг. принципы директивности и централизма в планировании стали преобладающими. Началась разработка заданий по освоению новой техники и технологий.

Главным итогом предвоенного развития СССР стало его превращение из крестьянской страны в мощную индустриальную державу, занявшую второе место в мире после США по объему национального дохода и выпуску промышленной продукции.

Опережение реальных условий экономического роста в угоду политическим интересам требовало поиска дополнительных источников финансирования.

Источники финансирования индустриализации СССР:

1. Традиционные:

· доходы от лёгкой промышленности;

· экспорт сырья и продовольствия;

· доходы от сельского хозяйства.

2. Нетрадиционные:

· энтузиазм трудящихся (стахановское движение);

· конфискационное налогообложение частных предпринимателей;

· ограничение потребления (рост цен, принудительные займы);

· труд заключённых (система ГУЛАГа).

Действие мобилизационной системы проявилось и в попытках государственного контроля жизни всего населения. В конце 1932 г. была введена система внутренних паспортов и прописки, ограничивающая свободу передвижения людей. Было объявлено о запрете на увольнение рабочих по собственному желанию, принят ряд законов, направленных на укрепление трудовой дисциплины. С августа 1929 г. вводилась так называемая "непрерывка" – четыре дня рабочих, а пятый – выходной, который приходился на любой день недели. Отменена она была лишь в 1940 г. Практически все население было вовлечено в идеологизированную систему, находящуюся под контролем партийно-государственной номенклатуры.

Ускоренное индустриальное развитие, а также присоединение в 1939 г. Западной Украины и Западной Белоруссии, а в 1940 г. – прибалтийских государств, Бессарабии и Северной Буковины содействовали значительным изменениям в структуре экономики. В стране было создано мощное угольно-металлургическое производство на Урале и в Кузбассе, начал осваиваться новый нефтедобывающий район между Волгой и Уралом ("Второе Баку"), были проложены новые железнодорожные магистрали, на присоединенных территориях создавались крупные промышленные и земледельческие хозяйства. Начавшаяся война в Европе выдвинула на первый план проблему вооруженных сил. Однако в ее решении были допущены серьезные ошибки, связанные в том числе с советско-германскими отношениями, с кадровой перестройкой в армии и с ее техническим оснащением, которые привели к просчетам, особенно в начальный период войны.

Контрольные вопросы:

1. С каких объектов началась национализация в советской России?

2. Что такое продразверстка?

3. Какие факторы обусловили переход к политике военного коммунизма?

Экономические процессы, проходившие в стране, имели свою внутреннюю логику. Можно выделить несколько этапов хозяйственного развития: октябрь 1917 г. – лето 1918 г. («красногвардейская атака на капитал»), лето 1918 г. – 1920 г. (политика «военного коммунизма»), 1921 г. – середина 20-х годов (новая экономическая политика), середина 20-х годов – конец 30-х годов (оформление командно-административной системы).

Экономика России в период «красногвардейской атаки на капитал». 25 октября (7 ноября) 1917 г. к власти пришла одна из радикальных партий России – РСДРП(б). Основные положения экономической стратегии большевиков были разработаны В.И. Лениным весной–летом 1917 г.

В основе их программы лежали теоретические положения о модели социализма, разработанной К. Марксом и Ф. Энгельсом. Новое общество должно было иметь бестоварный (безденежный) механизм. Но на первой стадии строительства нового общества предполагалось наличие товарно-денежных отношений. Для понимания дальнейших событий следует иметь в виду, что длительность переходного периода не определялась, да и не могла быть определена. Конкретные исторические условия 1917–1918 гг. в сочетании с революционным нетерпением масс рабочих и неприятием буржуазией новой власти «подстегнули» вызревание идей о возможности немедленного осуществления коммунистических принципов, создали иллюзию завершения перехода к социализму и коммунизму. Для того чтобы преодолеть тяжелейший кризис и одновременно использовать капитал в интересах трудящихся, предлагалась централизация хозяйственной жизни и всеобъемлющий характер государственного аппарата на основе вовлечения в управление всех граждан.

Материальной же базой этих процессов призвана была стать национализация банков и синдикатов, которая, по замыслу большевиков, должна была не разрушать капиталистические хозяйственные связи, а, наоборот, объединить их в общенациональном масштабе, стать формой функционирования капитала в период перехода к социализму и привести общество к самоуправлению.

В сфере аграрных отношений большевики придерживались идеи о немедленной конфискации помещичьих земель и их национализации. Но в предреволюционные месяцы они откорректировали свою аграрную программу за счет «заимствований» у социалистов-революционеров (эсеров) и поддержали уравнительность землепользования для крестьян.

Таковы были основные программные установки. Но поскольку правительство большевиков унаследовало экономические и политические проблемы, связанные с кризисом военного времени, оно было вынуждено проводить политику, в значительной степени противоречащую заявлениям.

Экономическую политику октября 1917г.– лета 1918г. В.И. Ленин определил как «красногвардейскую атаку на капитал». Основными методами ее стали принуждение и насилие.

В число основных мероприятий данного периода входили: организация рабочего контроля, национализация банков, проведение в жизнь Декрета о земле, национализация промышленности и организация государственной системы управления ею, введение монополии внешней торговли.

Национализации банков, как и национализации промышленных предприятий, предшествовало установление рабочего контроля.

Органы рабочего контроля возникли еще во время февральской революции в форме фабрично-заводских комитетов. Новое руководство страны рассматривало их как один из переходных шагов к социализму, видело в практическом контроле и учете не только контроль и учет результатов производства, но и форму организации, налаживания производства трудящимися, поскольку перед всенародным контролем ставилась задача «правильно распределить труд».

Рабочий контроль предполагалось осуществлять в течение продолжительного периода. 14 (27) ноября 1917г. было принято «Положение о рабочем контроле». Его выборные органы намечалось создавать на всех предприятиях, где использовался наемный труд: в промышленности, на транспорте, в банках, торговле, сельском хозяйстве. Контролю подлежали производство, снабжение сырьем, продажа и хранение товаров, финансовые операции. Устанавливалась судебная ответственность владельцев предприятий за невыполнение распоряжений рабочих контролеров. В ноябре–декабре 1917 г. рабочий контроль был установлен на большинстве крупных и средних предприятий в главнейших промышленных центрах. Он считался школой подготовки кадров советского хозяйственного аппарата и важным средством налаживания государственного учета ресурсов и потребностей. Одновременно рабочий контроль в значительной степени ускорил проведение национализации и изменил ее направленность.

Национализация банков . Государственный банк был занят Красной гвардией в первый же день Октябрьской революции. Овладение Государственным банком создало более благоприятные условия для проведения рабочего контроля за финансами предприятий.

Более сложным делом было овладение частными банками. 27 декабря 1917 г. вышел декрет ВЦИК о национализации банков, однако фактическая ликвидация дел частных банков и слияние их с Государственным банком продолжались до 1920 г. Проведение рабочего контроля по всей стране встретило естественное сопротивление банкиров. Частные банки отказывались выдавать деньги с текущих счетов предприятиям, где был введен рабочий контроль, не выполняли соглашений с Государственным банком, запутывали счета, подавали заведомо ложные сведения о состоянии дел, финансировали контрреволюционные заговоры. Эти действия были определены новой властью как саботаж со стороны владельцев частных банков, что значительно ускорило их национализацию (конфискацию).

Большевики сознавали необходимость постепенного проведения национализации промышленности. Поэтому в первые месяцы после Октябрьской революции в распоряжение Советской власти переходили отдельные предприятия, имевшие большое значение для государства, а также предприятия, владельцы которых не подчинялись решениям государственных органов. Прежде всего были национализированы крупные заводы военного назначения, например Обуховский, Балтийский. Однако уже в это время по инициативе рабочих объявлялись национализированными и предприятия местного значения. Примером является Ликинская мануфактура (около Орехово-Зуева) – первое частное предприятие, перешедшее в руки государства.

Постепенно идея национализации свелась на практике к конфискации. С начала 1918г. национализация промышленности на местах стала принимать характер массового и стихийно нараставшего конфискационного движения. Зачастую обобществлялись предприятия, к управлению которыми рабочие фактически не были готовы, а также маломощные предприятия, которые становились обузой для государства; расширялась практика незаконной конфискации по решению фабзавкомов с последующим ее утверждением государственными органами. Все это отрицательно сказывалось на работе промышленности, поскольку нарушались хозяйственные связи, затруднялось налаживание контроля и управления в масштабе страны и усугублялся кризис.

Нарастание этой неконтролируемой волны вынудило Совет Народных Комиссаров (СНК) пойти на централизацию хозяйственной жизни в общенациональном масштабе с целью сохранения разрушавшихся экономических связей. Это наложило отпечаток на характер национализации второго этапа (весна–лето 1918 г.). В ведение государства переходили уже целые отрасли производства.

В начале мая была национализирована сахарная промышленность, в июне – нефтяная, завершалась национализация металлургической и машиностроительной промышленности. В условиях гражданской войны в январе 1919 г. началась национализация всех промышленных предприятий.

Преобразования в сфере аграрных отношений осуществлялись на основе Декрета о земле. В нем провозглашалась отмена частной собственности на землю (ст. 1), передача помещичьих имений, «равно как всех земель удельных, монастырских, церковных, со всем живым и мертвым инвентарем», в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов с признанием равноправия всех форм землепользования (подворной, хуторской, общинной, артельной) и правом раздела конфискованной земли по трудовой или потребительской норме с периодическими переделами (ст. 7, 8).

Таким образом, и в аграрной политике большевики отошли от стратегии немедленного «введения» социализма в сторону мер, направленных на спасение страны от «грозящей катастрофы». Направленность и степень радикальности этих мер в значительной степени усиливались политическими устремлениями части правящей партии (сторонники Н.И. Бухарина и Л.Д. Троцкого) к скорейшему разрушению основы эксплуатации - товарно-денежных отношений. «Сверхреволюционность» проявлялась и в деревне: в действиях продотрядов (их формирование началось в мае 1918г. после утверждения Декрета «О предоставлении Народному комиссариату продовольствия чрезвычайных полномочий по борьбе с деревенской буржуазией, укрывающей хлебные запасы и спекулирующей ими») и комбедов (созданы на основании декрета от 11 июня 1918 г.), в незаконных поборах с крестьянства, в действиях карательных отрядов, в расстрелах каждого десятого в случаях невыполнения заданий по продразверстке. Это приводило к дискредитации Советской власти и нарастанию угрозы гражданской войны.

Национализация и раздел земли проводились на основе Закона о социализации земли, принятого 27 января 1918 г. В нем определялся порядок раздела и надела. В 1917–1919 гг. раздел был произведен в 22 губерниях. И хотя вновь получили землю около 3 млн крестьян, раздел вызвал рост социальных противоречий в деревне – летом 1918 г. было подавлено 108 мятежей.

Все эти мероприятия отразились на объемах заготовок. Ответной реакцией государства стало принятие ряда мер военного характера: была установлена государственная монополия на хлеб; продовольственные органы наделялись чрезвычайными полномочиями по закупке хлеба; создавались продотряды, задачей которых было изъятие излишков хлеба по твердым ценам. Заметим, что весной 1918 г. деньги уже мало что значили и хлеб фактически изымался бесплатно, в лучшем случае путем обмена на промышленные товары. Да и товаров становилось все меньше, так как к осени 1918 г. промышленность была почти парализована.

Натурализация хозяйства, свертывание товарно-денежных отношений, необходимость централизованного распределения продуктов создавали видимость завершения переходного периода. Следствием этого, а также теоретической основой для последующих экономических мероприятий стали положения лидеров правящей партии о необходимости и возможности, опираясь на энтузиазм масс, указания из центра и усилия пролетарского государства, организации общегосударственного производства и распределения. Это накладывало отпечаток на функциональную ориентацию органов управления хозяйством.

Управление народным хозяйством . В целом к началу гражданской войны система государственного управления народным хозяйством выглядела следующим образом. ЦК партии разрабатывал теоретические основы деятельности аппарата. Общее руководство осуществлял Совнарком (СНК), решавший наиболее важные вопросы. Отдельными сторонами народнохозяйственной жизни руководили народные комиссариаты. Их местными органами являлись соответствующие отделы исполкомов Советов. Высший совет народного хозяйства (ВСНХ), созданный в 1917 г. как общехозяйственный центр, в конкретных исторических условиях «красногвардейской атаки на капитал» и под их влиянием трансформируется в центр управления промышленностью. При этом доминирует отраслевой подход к управлению.

Политика «военного коммунизма». С началом гражданской войны летом 1918 г. и иностранной интервенции страна была объявлена единым военным лагерем, в котором устанавливался военный режим с целью сосредоточения в руках у государства всех имевшихся ресурсов и спасения остатков хозяйственных связей.

Эта политика, получившая позднее название «военный коммунизм», приобрела завершенные очертания к весне 1919 г. и состояла в проведении трех основных групп мероприятий:

Для решения продовольственной проблемы было организовано централизованное снабжение населения. Торговля заменялась принудительным государственно-организованным распределением. В январе 1919г. была введена продовольственная разверстка: свободная торговля хлебом объявлялась государственным преступлением. Полученный по разверстке хлеб (а позднее и другие продукты и товары массового спроса) распределялся в централизованном порядке по классовой норме;

Национализировались и лишались хозяйственной самостоятельности все промышленные предприятия;

Вводилась всеобщая трудовая повинность. Всех уклонявшихся от нее предлагалось обвинять в дезертирстве, создавать из них штрафные рабочие команды или даже заключать в концентрационные лагеря.

В сложившейся обстановке ускорился процесс вызревания идеи о немедленном построении бестоварного социализма путем замены торговли планомерным, организованным в общегосударственном масштабе распределением продуктов. Поэтому в конце 1920 г. – начале 1921 г. целенаправленно проводились «военно-коммунистические» мероприятия. На их реализацию были направлены Декреты Совнаркома 1920 г. «О бесплатном отпуске населению продовольственных продуктов» (4 декабря), «О бесплатном отпуске населению предметов широкого потребления» (17 декабря), «Об отмене платы за всякого рода топливо» (23 декабря). Уже предлагались проекты отмены денег: вместо них С. Струмилин и Е. Варга предлагали использование учетных трудовых, или энергетических единиц – «тредов» и «энедов». Однако кризисное состояние экономики свидетельствовало о неэффективности применяемых мер. В 1920 г. по сравнению с 1917 г. добыча угля снизилась в 3 раза, выплавка стали - в 16 раз, производство хлопчатобумажных тканей – в 12 раз. Рабочие Москвы, занятые самым тяжелым физическим трудом, получали в день 225 г хлеба, 7 г мяса или рыбы, 10 г сахара.

Резко усиливалась централизация управления . Предприятия лишались самостоятельности, поскольку это позволяло выявлять и максимально использовать наличные ресурсы. Верховным органом с" 30 ноября 1918 г. стал Совет рабочей и крестьянской обороны, который был призван установить твердый режим во всех отраслях народного хозяйства и теснейшую координацию работы ведомств.

Высшим органом управления промышленностью оставался ВСНХ, структура которого приобрела ярко выраженный военный характер. Центральный аппарат ВСНХ состоял из общих (функциональных) и производственных отделов (металла, горного, текстильного и пр.). Производственные отделы решали общие вопросы распределения сырья, ведали учетом и распределением готовой продукции, финансированием отдельных отраслей. В ведении производственных отделов ВСНХ находилось по нескольку родственных отраслей промышленности.

Оперативное руководство предприятиями было сосредоточено в основном в так называемых главных комитетах – главках или центрах, подчинявшихся ВСНХ (Главнефть, Главсоль, Центромедь и др.). До конца 1918 г. было создано 42 главка. Между главком и предприятием в ряде отраслей стояло еще одно звено – трест, управлявший несколькими предприятиями. При местных советах сохранялись совнархозы. В их ведении находилось сравнительно небольшое число мелких предприятий, не подчинявшихся непосредственно ВСНХ. Такая система централизованного управления получила название главкизм.

Несмотря на тяжелейшее положение в стране, правящая партия в это время начала определять перспективы развития страны, что нашло выражение в плане ГОЭЛРО (декабрь 1920 г.) – первом перспективном народнохозяйственном плане. План предусматривал первоочередное развитие машиностроения, металлургии, топливно-энергетической базы, химии и железнодорожного строительства – отраслей, призванных обеспечить технический прогресс всей экономики. В течение 10 лет предполагалось почти удвоить промышленное производство при увеличении численности рабочих всего на 17%. Намечалось строительство 30 крупных электростанций. Но речь шла не просто об электрификации народного хозяйства, а о том, чтобы на этой основе перевести экономику на интенсивный путь развития. Главным было обеспечение быстрого роста производительности труда при наименьших затратах материальных и трудовых ресурсов страны.

Новая экономическая политика. С окончанием гражданской войны на первый план вышла задача восстановления народного хозяйства. Политика «военного коммунизма» не в состоянии была решить основную хозяйственную задачу – вывести страну из состояния разрухи, и тем более не могла быть использована для решения новой стратегической задачи – построения «материального фундамента социализма». Стало очевидным также, что «коммунизм» как идеальная модель и его реальное воплощение – суть разные вещи. Поэтому возникла необходимость изменения политики государственного хозяйствования.

Военизированная система управления, милитаризация труда, бюрократизация аппарата, недовольство продразверсткой вызвали внутриполитический кризис. Он проявился в восстаниях 1920–1921 гг., вспыхнувших на Дону, Кубани, Украине, в Поволжье и Сибири, в Тамбовской губернии, а также в Кронштадте (март 1921 г.), и забастовках на предприятиях Петрограда, Москвы, Иваново-Вознесенска и Тулы.

В марте 1921 г. на X съезде РКП(б) было принято решение об отмене продразверстки и введении фиксированного продналога. Он определялся в виде процентного или долевого отчисления продуктов с учетом числа едоков, наличия скота и количества полученного урожая. Размер налога устанавливался до сева и носил строго дифференцированный характер: для малоимущих крестьян он занижался, а в особых случаях отменялся вообще. Одновременно предполагалось, что излишки продукции будут реализовываться в рамках прямого обмена на промышленные товары. Однако обмен практически сразу перерос в торговлю, что вызвало необходимость признания товарно-денежных отношений и торговли как формы их реализации.

Система продналога обеспечивала возможность накопления излишков сельскохозяйственной продукции и сырья у крестьянства, что создавало стимул (спрос) для промышленного производства. Поскольку государственная промышленность не могла обеспечить достаточного товарного фонда, а государственных средств не хватало на восстановление, следующим необходимым шагом стала децентрализация промышленности на основе трестов с переводом предприятий на хозяйственный (коммерческий) расчет. Объединялись в тресты предприятия, имевшие государственное значение и не требовавшие значительных капитальных вложений. Остальные подлежали консервации, сдавались в аренду частным лицам или в концессию иностранцам. Позднее возникла новая форма организации производства – синдикаты, выполнявшие функции торгово-распределительного аппарата трестов по реализации продукции и снабжению предприятий сырьем. Постепенно синдикаты из торговых трансформировались в регулирующие, а отчасти и управленческие организации.

Возрождение товарно-денежных отношений привело к необходимости восстановления денежной системы. В1922–1924 гг. были проведены денежная реформа – поэтапно вводилась твердая конвертируемая денежная единица (червонец), налоговая реформа, а также возрождена кредитно-банковская система.

Составной частью реформ стали коренные изменения в трудовых отношениях. Отменялась трудовая повинность, предприятия обеспечивались рабочей силой путем найма через биржи труда, отменялся уравнительный принцип оплаты; натуральная оплата заменялась денежной, вводилась сдельная оплата труда (1922). Однако у этого процесса была обратная сторона – безработица. Но новая система организации труда способствовала повышению его производительности.

В аграрной политике также произошли изменения. Натуральный налог был заменен денежным, разрешен наем батраков и аренда земли. В восстановлении хозяйства важнейшую роль сыграли кооперативные организации, которые обеспечивали до 96% потребностей промышленности в сырье.

Основные мероприятия новой экономической политики – построение отношений между городом и деревней на экономической основе, развитие промышленности на новых организационных принципах и на базе электрификации, кооперирование населения, внедрение хозрасчетных отношений, допуск частного капитала в экономику, налаживание государственного регулирования, планирования и управления экономикой, повышение образовательного и культурного уровня населения – позволили к 1925 г. достичь основных довоенных показателей экономического развития.

Успешное восстановление народного хозяйства в значительной степени было обусловлено объединением 30 декабря 1922 г. самостоятельных Советских республик - РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР и Закавказской СФСР – в единое государство Союз Советских Социалистических Республик.

Свертывание нэпа и формирование командной экономики (вторая половина 20-х годов). 1925 г. стал переломным в экономической истории нашей страны. Это прежде всего связано с решением о необходимости индустриализации, основная задача которой состояла в превращении страны, ввозящей машины и оборудование, в страну, производящую их. В качестве основных источников индустриализации должны были стать доходы от национализации промышленности, транспорта, торговли; налоговая система; внутренние займы, доходы от экспорта сельскохозяйственной продукции; внутрипромышленное перераспределение средств в пользу отраслей, производящих средства производства (группа А), посредством налога с оборота. Среди источников обращает на себя внимание так называемая «перекачка», под которой подразумевался неэквивалентный обмен между городом и деревней. Все эти меры значительно усложняли поддержание сбалансированности экономических интересов товаропроизводителей, создавали угрозу нарушения баланса хозяйственной рыночной системы, назревания кризисных явлений и повышали вероятность попыток решения экономических проблем политическими (внеэкономическими) методами.

В это время происходил пересмотр взглядов на само существо нэпа. Ленинская трактовка нэпа как способа строительства социализма уступала установке на то, что нэп – временное отступление к капитализму.

На первом этапе индустриализации (1926–1928) строилось вновь и реконструировалось около 800 крупных предприятий. Большое внимание уделялось развитию энергетической базы – добыче угля, нефти, строительству электростанций. В этот период были введены в эксплуатацию Штеровская электростанция в Донбассе, Земо-Авчальская в Закавказье и Волховская электростанции; начато строительство Брянской, Челябинской, Иваново-Вознесенской электростанций, а также прокладка новой железной дороги – Турксиба (из Средней Азии в Сибирь). Преимущество в развитии отдавалось окраинным районам страны.

Развертывание индустриализации сопровождалось свертывай нем рыночных принципов, наступлением на частный капитал, а также усилением административных тенденций в управлении.

В 1926 г. обнаружилась нехватка металла, а затем и других сырья и материалов. Одновременно начал назревать товарный голод на потребительском рынке.

Для регулирования снабжения был создан Комитет государственных заказов – одно из первых звеньев будущей административной системы.

Среди причин такого положения можно выделить следующие:

«перекачка» привела к тому, что крестьян не могли удовлетворить государственные заготовительные цены и они предпочитали продавать продукцию частным заготовителям или выжидать более выгодной конъюнктуры. Следствием этого стал срыв хлебозаготовок и невыполнение экспортных обязательств; недостаток доходов от экспорта вынудил сократить планы промышленного производства и капитального строительства;

Привлечение на строительство большого числа рабочих (преимущественно из деревни) увеличило платежеспособный спрос, не покрываемый товарной массой; кроме того, в 1927 г. было проведено снижение цен на 10%, параллельно возросла номинальная заработная плата рабочих;

С 1926 г. начала проводиться активная политика вытеснения частного капитала: повышены тарифы на перевозки частных грузов; прекращено государственное кредитование частных предприятий; началась ликвидация обществ взаимного кредита; кроме промыслового и прогрессивного подоходного налогов был введен налог на сверхприбыль (1927); запрещалась сдача в аренду отдельным лицам госпредприятий и прерывались заключенные договоры, сокращалось число иностранных концессий.

Это привело к быстрому сокращению частного сектора прежде всего в торговле, а поддержать нормальный товарооборот государственная торговля не смогла из-за неразвитости своей сети. То же самое следует сказать и о государственных заготовительных органах. В декабре 1927 г. партийное руководство вышло с программой дальнейшего социалистического строительства: «перереконструирование» нэпа, развертывание кооперирования по производственному принципу и коллективизации, расширение плановых начал в экономике, активное наступление на капиталистические элементы города и деревни. И хотя первоначально руководство страны пыталось ограничить перекачку средств из сферы крестьянского хозяйства, тем не менее хлебозаготовительный кризис 1927/28 хозяйственного года привел к применению чрезвычайных мер, использованию административного и судебного нажима на зажиточных крестьян для обеспечения города хлебом, включая конфискацию хлебных излишков. В 1928 г. И.В. Сталин выступил с теорией «дани», т.е. добавочного налога на крестьянство, сверхналога для поддержания высоких темпов индустриализации. Таким образом, экстраординарные меры переросли в новую политическую линию и получили практическое воплощение, став основой раскручивания «машины чрезвычайщины».

Переход в 1929 г. на карточную систему снабжения нанес последний удар по частной торговле.

В 1930 г. было ликвидировано большинство концессий, упразднены товарные биржи и ярмарки. Прекращалась деятельность частных и смешанных акционерных обществ, обществ взаимного кредита и т.д. К осени 1931 г. была ликвидирована и частная промышленность.

Переход к перспективному планированию. Завершение восстановления и расширение государственного (социалистического) сектора создали условия и вызвали необходимость перехода от годового планирования в форме контрольных цифр к перспективному планированию. Разработка первого пятилетнего плана велась начиная с 1925 г., а в мае 1929 г. он был утвержден.

Первый пятилетний план охватывал 1928–1932гг. Целевой установкой плана определялась необходимость стремиться к достижению наиболее благоприятного сочетания следующих элементов: расширенного потребления рабочих и крестьянских масс; расширенного воспроизводства (накопления) в промышленности на основе расширенного воспроизводства в народном хозяйстве вообще; более быстрого, чем в капиталистических странах, темпа народнохозяйственного развития и непременного систематического повышения удельного веса социалистического хозяйственного сектора, что является решающим и главным моментом во всей хозяйственной политике пролетариата. Было подготовлено два варианта плана: отправной и оптимальный. Утвержден был оптимальный вариант, а отправной стали именовать минимальным, оппортунистическим.

Планом предусматривалось увеличить объем промышленной продукции в 2,8 раза при преимущественном развитии тяжелой промышленности; преодолеть отставание сельского хозяйства, наладить его социалистическое переустройство; обеспечить вытеснение и ликвидацию капиталистических классов и создание экономической базы для построения социалистического общества.

В течение последующих лет ряд показателей изменялся в сторону увеличения, что сделало план практически невыполнимым, даже несмотря на высокие темпы развития производства. Тем не менее в январе 1933 г. было объявлено, что пятилетний план выполнен досрочно.

Одновременно приобрела определенность новая система управления, получившая впоследствии название «командно-административной». В 1932 г. ВСНХ был реорганизован в наркомат, ведавший тяжелой промышленностью. Дальнейшее развитие системы шло по линии разукрупнения наркоматов, особенно интенсивно в 1938–1939 гг. К марту 1939 г. их насчитывалось уже 34. Были восстановлены коллегии наркоматов. Резко возросла численность чиновников. Например, за первую пятилетку аппарат вырос как минимум в 16 раз.

Необходимость привлечения огромных средств для индустриальных новостроек вынуждала, как указывалось выше, осуществлять их «перекачку» из сельскохозяйственного сектора. В условиях решительного сокращения частного сектора в промышленности и торговле крестьянство все более проигрывало от неэквивалентного обмена. Это привело к сокращению посевов и сокрытию товарного хлеба. С темпами индустриализации, таким образом, оказались неразрывно связаны и темпы коллективизации, поскольку в тот момент только коллективное (контролируемое и управляемое государством) хозяйство могло дать увеличение сырьевых и финансовых поступлений.

Коллективизация началась в 1928 г. В качестве первоочередной задачи в области сельского хозяйства признавалось развитие всех форм кооперации, а перспективной задачей – постепенный переход к коллективной обработке земли на основе новой техники (электрификации). Но не устанавливались сроки, формы и способы кооперирования. В отношении эксплуататорских классов выдвигалась задача их вытеснения экономическими методами в целях снижения удельного веса частного сектора при возможном его абсолютном росте.

Однако при практическом осуществлении этих решений было допущено отступление от программных установок, нарушены основные принципы кооперации: добровольность, постепенность, материальная заинтересованность. Форсированная коллективизация привела не только к резкому сокращению поголовья скота и сбора зерновых, но и к человеческим жертвам, достигавшим 10 млн человек. В результате в годы первых пятилеток существовала карточная система снабжения населения (до 1936 г.). Тем не менее коллективизация создавала социальную базу для модернизации аграрного сектора, позволила повысить производительность труда, высвободить трудовые ресурсы для других сфер экономики.

Следует отметить, что первая пятилетка отличалась очень высокими темпами прироста промышленной продукции, которые, хотя и были ниже плановых, но значительно превосходили темпы прироста продукции в других странах.

Программа по общему объему промышленного производства была выполнена на 93–97%, по тяжелой промышленности – на 108% (по официальным данным). Однако показатели по важнейшим видам промышленной продукции в натуральном выражении оказались ниже плановых.

Необходимо подчеркнуть также, что первая пятилетка явилась временем коренной ломки структуры промышленного производства: удельный вес тяжелой промышленности в валовой продукции всей промышленности поднялся до 53,4% против 39,5% в 1928 г. Выпуск продукции машиностроения и металлообработки возрос в четыре раза.

Изменились и пропорции между основными отраслями народного хозяйства. Удельный вес промышленной продукции в совокупной продукции промышленности и сельского хозяйства поднялся с 51,5% в 1928 г. до 70,7% в 1932 г. Было построено 1500 заводов и фабрик. Крупнейшие среди них: Сталинградский тракторный завод, Горьковский и Московский автомобильные заводы, Уралмаш. Появились новые отрасли: производство пластмасс (г. Владимир) и искусственного каучука (г. Ярославль). Были созданы новые очаги промышленности на Востоке страны (Казахстан, Сибирь, Средняя Азия).

В системе управления народным хозяйством происходило окончательное оформление командно-административной системы. Это выразилось в переходе к исключительно отраслевому принципу управления. Расширялась регламентация хозяйственной жизни, администрированием охватывалась вся социально-экономическая структура общества.

Повышению эффективности общественного производства должна была способствовать кредитная реформа. В январе 1930 г. была отменена существовавшая система отпуска товаров и оказания услуг в кредит. Все краткосрочное кредитование сосредоточивалось в Государственном банке. Был введен такой порядок кредитования, при котором предприятия получали средства от банков по планам, составленным трестами, в которые они входили. Предполагалось, что открытие предприятиям собственных счетов в банке повысит их оперативную самостоятельность. Однако практическое осуществление указанных мероприятий привело к обратному результату. Кредитование стало осуществляться «под план», что подрывало основы хозрасчета. Госбанк за счет покупателя оплачивал по плановой цене все счета поставщиков независимо от качества и ассортимента продукции, а также возмещал все расходы, понесенные поставщиками.

Не стимулировала развитие инициативы предприятий и налоговая реформа, хотя вместо множества налогов и видов налоговых изъятий в бюджет устанавливались налог с оборота и отчисления от прибыли.

Второй пятилетний план развития народного хозяйства был рассчитан на 1933–1937 гг. В качестве основной политической задачи пятилетки выдвигалась окончательная ликвидация капиталистических элементов, полное уничтожение причин, порождающих деление общества на классы и эксплуатацию человека человеком.

Материальной основой решения этих задач должно было явиться завершение технической реконструкции народного хозяйства: необходимо было создать новейшую техническую базу для всех отраслей, освоить новую технику и новые производства. Основное внимание уделялось машиностроению и созданию мощной энергетической базы. Руководство страны в это время приходит к осознанию необходимости приближения плановых заданий к реальным возможностям экономики. Поэтому план по среднегодовому приросту промышленной продукции определялся в размере 16,5% (по оптимальному варианту первого пятилетнего плана - свыше 20%).

В сельском хозяйстве главным становилось завершение коллективизации и организационно-хозяйственное укрепление колхозов. Предполагалось увеличить производство сельскохозяйственной продукции в два раза.

Ставилась также задача повышения уровня потребления в 2–3 раза на базе значительного роста доходов и снижения розничных цен на 35%.

Исходя из перечисленных задач объем капитальных затрат по всему народному хозяйству определялся в 133,4 млрд руб. вместо 64,6 млрд руб. в первой пятилетке. Около половины всех капитальных затрат, направленных на новое строительство в тяжелой промышленности, предусматривалось вложить в восточные районы. Это ставило новые, более сложные задачи перед транспортом, отставание которого обнаружилось в годы первой пятилетки. Грузооборот транспорта должен был быть увеличен в два раза.

В качестве решающих условий выполнения плана выдвигались: 1) развитие социалистического соревнования, прежде всего Стахановского движения; 2) рост производительности труда (на 63% за пятилетку); 3) обеспеченность квалифицированными кадрами (намечалось подготовить 5 млн работников массовых профессий, 850 тыс. специалистов средней и 340 тыс. специалистов высшей квалификации).

Основные задачи второй пятилетки (в отличие от первой) были выполнены. Было построено и введено в эксплуатацию 4500 новых промышленных предприятий, достигнуто увеличение валовой продукции промышленности в 2,2 раза, продукции сельского хозяйства в 1,5 раза, среднегодовой темп прироста промышленной продукции превысил плановое задание и составил 17,1. Активно проводилась техническая реконструкция хозяйства. В 1937 г. более 80% всей промышленной продукции было получено от новых и полностью реконструированных предприятий. Значительное превышение плановых заданий по увеличению производительности труда в различных отраслях дало возможность снизить себестоимость на 10,3% (в первой пятилетке отмечался рост себестоимости на 2,3%).

Произошел рост доходов граждан: они повысились вдвое за счет увеличения заработной платы, отмены карточной системы, снижения цен на товары массового потребления.

В результате выполнения второй пятилетки СССР в 1936 г. вышел на первое место в Европе и второе в мире по объему промышленной продукции, хотя по душевому производству все еще значительно отставал от развитых стран. Важнейшим итогом двух пятилеток считалось приобретение технико-экономической независимости Советского Союза, который стал производить практически все виды промышленного оборудования.

Во второй пятилетке была завершена коллективизация сельского хозяйства: в колхозы было объединено 93% всех крестьянских хозяйств. Колхозы охватывали более 99% всех посевных площадей. Вместе с тем формы и методы проведения коллективизации отразились на результатах сельскохозяйственного производства. Так, посевные площади под зерновыми культурами за период с 1932 по 1937 г. возросли лишь на 4,8%, произошло сокращение площадей под техническими и кормовыми культурами, хотя по сравнению с первой пятилеткой поголовье скота увеличилось, продукция животноводства составляла 90% уровня 1913 г.

Наращивание темпов сельскохозяйственного производства происходило во многом за счет повышения интенсивности труда. Так, если в 1925 г. в индивидуальном крестьянском хозяйстве на одного трудоспособного приходилось 92 человеко-дня работы в год, то в колхозах на одного трудоспособного в 1937 г. – 185 человеко-дней. Разумеется, анализируя результаты развития сельского хозяйства, нельзя не учитывать и факторы, способствовавшие повышению производительности труда, и прежде всего – функционирование машинно-тракторных станций, количество которых в 1937 г. достигло 5518. Они обслуживали 91,5% колхозов и явились основой последующей индустриализации сельского хозяйства.

Коллективизация существенно отразилась на материальном положении крестьянства. Это выразилось прежде всего в снижении душевого потребления сельским населением продуктов питания. Так, потребление на душу населения хлеба и хлебопродуктов в год составляло в 1928 г. – 250,4 кг, в 1932 г. – 214,6 кг; картофеля – 141,1 и 125,0 кг; мяса – 24,8 и 11,2 кг; масла – 1,5 и 0,7 кг. Во второй пятилетке положение стабилизировалось: в 1937 г. потребление хлеба и хлебопродуктов составило 249,1 кг, картофеля – 97,1 кг, мяса – 15,8 кг.

Однако следует признать, что это произошло в решающей степени за счет личного хозяйства колхозников, которым с 1933 г. начали продавать скот на откорм. Поэтому в 1936 г. валовая продукция животноводства, произведенная в подсобных хозяйствах, по сравнению с предыдущим годом возросла почти в два раза, или на 744 тыс. т, в то время как в колхозах – на 60%, или на 193,9 тыс. т. Весьма показателен факт неуклонного роста государственных заготовок в виде обязательных поставок, натуроплаты за работы МТС, государственных закупок. Темпы роста заготовок постоянно превышали темпы роста валовой продукции. Более того, например, если среднегодовой сбор зерновых в 1933–1937 гг. (72,9 млн т) уменьшился по сравнению с первой пятилеткой (73,6 млн т), то государственные заготовки и закупки зерновых (в среднем за год) выросли в 1,5 раза.

Третья пятилетка должна была стать важным этапом в решении провозглашенной основной экономической задачи – догнать и перегнать главные капиталистические страны по производству надушу населения. Выполнение намеченной программы предполагало поддержание высоких темпов развития всех отраслей советской экономики. Вместе с тем необходимо было учитывать резкое изменение международной обстановки, нарастание военной угрозы. Исходя из этого пятилетний план на 1938–1942 гг. предусматривал более высокие темпы роста машиностроения, химической промышленности, энергетики, металлургии.

В целях повышения обороноспособности новое строительство намечалось вести преимущественно в восточных районах страны в виде предприятий-дублеров.

В целом выполнение заданий пятилетки проходило успешно. К середине 1941 г. промышленность довела выпуск продукции до 86% плана, грузооборот железных дорог составил 90%, товарооборот достиг 92%. Но нельзя не учитывать, что развитие экономики проходило в условиях усиления административного нажима на производителей. Полностью оформившись, система охватила своей деятельностью все стороны жизни общества и одновременно становилась тормозом развития экономики. Вторая половина 30-х годов отмечена заметным нарастанием проблем в хозяйственной жизни. В феврале 1941 г. была предпринята попытка определить методы их преодоления. Вновь намечалось повсеместное внедрение хозрасчетных отношений и ряд других мер, но начать их реализацию не удалось.

Вопросы для повторения

1. В чем суть политики большевиков в годы гражданской войны?

2. Назовите основные принципы нэпа.

3. Что такое индустриализация страны по замыслу деятелей Коммунистической партии?

4. Что такое коллективизация сельского хозяйства?

5. В чем суть командно-административной системы управления?

6. Какие задачи были поставлены перед страной в годы первой и второй пятилеток?


Введение

Заключение


государственный социализм идеология командная


Введение


В результате Второй мировой войны в целой плеяде стран Восточной Европы (таких как Югославия. Польша, Албания, Болгария, Румыния, Чехословакия, ГДР, Венгрия) были сформированы совершенно новые политические режимы, в которых был провозглашен единый социалистический курс. Выбор социалистической политической системы определил направленность и характер кардинальных экономических преобразований. Странам было навязано использование опыта строительства социалистической системы в СССР.

Сам план строительства социалистических основ подразумевал реализацию следующих ключевых пунктов:

осуществление пролетарской революции, а также установление диктатуры пролетариата в тех или иных формах существования;

сосредоточение в руках государственной власти основных позиций в экономической системе;

всеохватывающая индустриализация;

Трансформация мелкой крестьянской собственности в кооперативную (другими словами - создание крупного обобществленного производства);

культурная революция.

Система государственного социализма в качестве системы управления экономикой основана на:

) мощном и всеобъемлющем централизованном регулировании, которые повсеместно пронизывает практически все сферы общественной жизни;

) общественной собственности на производственные средства.

Опора на коммунистическую идеологию в СССР и странах Восточной Европы выступала особенностью социализма. Основная идея декларировалась, по сути, как «прогресс благосостояния человека».


Становление государственного социализма в СССР и в странах Восточной Европы


На XV съезде ВКП(б) в 1927 г. Сталином было дано такое определение статуса госплана: планы-директивы являются обязательными для руководящих органов. Именно государственный план становится, по сути, законом, который определял направления и планируемые показатели экономического развития в будущем, в масштабе всей огромной страны.

Революции в странах Юго-Восточной и Центральной Европы и возникли как продолжение и развитие исторического революционного поворота характеризуют основные черты, которые характерны процессу социалистического строительства и социалистической революции в СССР.

Исторический опыт свидетельствует, что основным вопросом революции выступает вопрос о власти.

Именно благодаря союзу рабочего класса со всем трудовым народом при доминировании пролетариата в странах Центральной и Юго-Восточной Европы была обеспечена победа над буржуазией, а также утверждение народной власти.

Развитие событий на Западе и на Востоке Европы было в первые послевоенные годы аналогичным. Основные отличия заключались в том, что Восточную Европу заняла Советская Армия, как следствие - там намного значительнее была роль компартий.

Советские войска, которые опирались на все ещё оставшиеся в большинстве стран Юго-Восточной и Центральной Европы органы безопасности. Компартии, подчинив себе социал-демократические движения, смогли нанести удары по политическим позициям всех некоммунистических партий, которые вынуждены были перейти в оппозицию.

Таким образом в 1947-1948 гг., коммунисты, опираясь на уже завоеванные позиции, прямое давление и поддержку из Москвы, удалив своих политических оппонентов, укрепили собственные позиции в руководстве государством и экономической жизнью, а также установили свою монопольную власть.

Таким образом, придя к власти, компартии приступили к незамедлительному строительству социализма.


Особенности развития социалистической системы в различных странах Восточной Европы


В некоторых коммунистических партиях робко выдвигались идеи привнесения в строительство социализма некоторых, так сказать, «национальных особенностей». Эти все идеи были в подавляющем большинстве отвергнуты в пользу копирования опыта СССР. Во всех странах Юго-Восточной и Центральной Европы была преобразована политическая система, а многопартийность либо ликвидировалась (как, к примеру, в Венгрии, Румынии, Югославии, Албании), либо же партии теряли свою политическую самостоятельность, становясь элементом руководимых коммунистами «фронтов», коалиций (как это было в ГДР, Польше, Чехословакии, Болгарии).

Сконцентрировалась же вся полнота власти в руках исполнительного аппарата, практически полностью слившегося с аппаратом безраздельной правящей коммунистической партии. Представительная и судебная ветви власти фактически теряли самостоятельность, а вообще, по сути дела, с принципом разделения властей и вовсе было покончено.

Все гражданские права и свободы фактически были отменены, хотя формально остались декларативного характера: конституции, всеобщее избирательное право, регулярно проводились, так называемые выборы.

Страны с «молодым и неокрепшим» государственным социализмом в свое время красиво назывались странами народной демократии, однако, по сути дела там с демократией было окончательно покончено.

Благосклонно воспринятая руководством стран Восточной Европы сталинская теория обострения классовой борьбы по мере движения к социализму, привела не только лишь к сильному обострению отношений с цивилизованными западными странами, но также и к всестороннему развитию внутренней репрессивной системы.

В экономической сфере строительство социализма подразумевало, по сути, завершение национализации финансов и производственных фондов, проведение индустриализации, а также кооперирования агропромышленного комплекса.

Таким образом, «благодаря» строителям социализма, рыночная экономика полностью сдала позиции место плановой или, как ещё её называют, административно-командной. Произошла широкомасштабная ломка социально-экономических структур, исчезло свободное предпринимательство. Более того, практически все взрослое население оказалась занято в государственном секторе экономики.

Начало строительства социализма в странах Юго-Восточной и Центральной Европы привело к бурному экономическому росту, продолжавшемуся, однако, до середины 60 гг. Основной движущей силой экономического развития и роста выступила тотальная индустриализация, которая, по образу и подобию СССР, приняла форму преимущественного развития тяжелой промышленности. Средства на её осуществление были получены именно благодаря национализации.

СССР в вопросе способствования экономическому развитию своих «стран сателлитов» взял на себя поставки станков и оборудования, подготовку кадров для производства, оставаясь при этом, также основным поставщиком энергоресурсов и минерального сырья.


Кризис коммунистической идеологии и административно-командной системы хозяйствования


Стремление создания в странах Юго-Восточной и Центральной Европы многоотраслевой тяжелой промышленности, по образу и подобию СССР, очень часто в значительной мере превышало учет реальных возможностей, что неизбежно приводило к диспропорциям в развитии всей экономической системы.

Ускоренная индустриализация, при незначительных вложениях в сельское хозяйство, а также производство потребительских товаров первой необходимости послужили причиной ограничения потребления, а также падения жизненного уровня. Эти факторы и послужили причиной всеобщего недовольства сопровождающегося кризисами в 50е годы XX в.

Сначала в этих странах практически исчез слой крупных землевладельцев, а после и предпринимателей вообще. После проведения кооперирования практически везде, кроме Польши, исчезло самостоятельное крестьянство. В результате социальная структура упростилась.

В экономической системе преобладали две социальные группы: наемные работники государственного сектора и кооперированные крестьяне.

В течение 1947-1948 гг. в восточноевропейских странах утвердился тоталитарный социализм по образу и подобию СССР с тем лишь различием, что не сопровождался гражданской войной.

Смерть Сталина в 1953 году повлекла за собой глубокие перемены в СССР и, соответственно, в странах Восточной Европы. Освобождение от всеобщего страха перед вождем обнажило весьма глубокие противоречия тоталитарного социализма, породив как массовое недовольство, так и сопротивление. В ГДР, а после и в Польше, а также Венгрии возникли политические кризисы, преодоление которых было бы, наверное, невозможным без применения силы. Возникла объективная необходимость модернизации политического курса коммунистических партий с тем, дабы снять социальное напряжение и основные причины недовольства. В странах Восточной Европы были наконец прекращены массовые репрессии и даже проведена частичная реабилитация их жертв.

В 60е годы в подавляющем большинстве стран Восточной Европы источники быстрого роста за счет строительства все новых производственных мощностей, а также увеличения числа рабочих (экстенсивные источники роста) иссякли, что послужило причинной застоя. Экономическое развитие с тех пор можно было обеспечить только за счет роста производительности труда и интенсификации производства.

Таким образом, старые, привычные для тогдашней номенклатурной управленческой элиты методы управления экономической системой уже не подходили. В 60е годы почти во всех странах проводились существенные экономические реформы. Одной из первых осуществила их в 1963 году ГДР. Цель реформ заключалась в создании экономического механизма, который стимулировал бы рост производительности труда. Для осуществления этой достаточно сложной задачи была реализована децентрализация управления, введен хозрасчёт на предприятиях, расширялась сфера товарно-денежных отношений.

Таким образом, возникший в середине 40х годов социалистический строй так и не сумел покорить умы и сердца «пролетариев всех стран». Иллюзии и надежды на то, что социализм с его доминированием общественной, а вернее государственной собственности на средства производства станет островком социальной справедливости, приведет к всеобщему благосостоянию и уничтожению эксплуатации человека человеком, так и не оправдались.

На практике ликвидация частной собственности при абсолютном господстве государства в экономике привело к тому, что у людей исчезла заинтересованность в результатах своего труда. Государственная собственность принадлежала по сути бюрократическим структурам, которые присваивали результаты общественного труда. В результате возникла экономика, которая оказалась неспособной обеспечить в полной мере даже основные потребности населения. Монопольный характер власти компартий породил недемократические политической системы, которые лишили народные массы права свободно высказывать свое мнение, избирая по своей собственной воле руководство страной.

При таком положении вещей система именуемая социалистическим лагерем не могла никак существовать вечно или весьма длительное время. Падение ее было лишь вопросом времени, необходимого для созревания внутренних сил, которые могли бы положить начало кардинальным изменениям.


Заключение


В начале ХХ века во многих странах мира распространение социалистических идей сопровождалось большим энтузиазмом. Попытки практического воплощения социализма породили огромные ожидания среди миллионов людей. К концу ХХ века глобальный провал социалистического экономического эксперимента стал неоспоримым.

В течение долгого времени коммунистическая пропаганда старательно поддерживала миф об экономических преимуществах социализма, а официальная статистика социалистических стран сознательно фальсифицировала результаты их социально-экономического развития.

Сегодня появилась возможность объективно оценить результаты экономического развития бывших и нынешних социалистических стран по сравнению со странами с рыночной экономикой.

К примеру, экономическая катастрофа, принесенная социализмом, отбросила Кубу, входившую в 50-х годах в четверку наиболее богатых латиноамериканских государств, в число самых бедных стран Западного полушария.

Справедливости ради надо признать, что сам по себе переход от социализма к рыночной экономике еще не гарантирует автоматического процветания. Успех или неудача в рыночных условиях в решающей степени зависит от проводимой экономической политики.


Список использованных источников


Миллер А. Об истории концепции "Центральная Европа" // Центральная Европа как исторический регион. М., 1996.

Орлик И. Центрально-Восточная Европа между Россией и Западом // Вестник научной информации (ИМЭПИ РАН). 1997. N 5.

Государство в условиях формирования смешанной экономики / Под ред. А.Г. Зельднер, И.Ю. Ваславской. - М.: Инфра-М, 2010

Гусейнов Р.М. Экономическая история. История экономических учений: Учебник / Р.М. Гусейнов, В.А. Семенихина. - М.: Омега-Л, 2006

История экономики: Учебник / Под ред. О.Д. Кузнецовой, И.Н. Шапкина. - М.: ИНФРА-М, 2009

История мировой экономики: Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Л. Марковой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012