Основная проблема экономики. Основные проблемы экономической организации общества

Основные экономические проблемы. Изучение экономики принято начинать с анализа некоторых самых общих закономерностей. Эти закономерности действуют в любые эпохи и в любой стране. Они проявляются в процессе решения людьми так называемых основных (центральных) экономических проблем:

1 Что производить? (Какие блага и в каком количестве?)

2. Как производить? (По какой технологии? С какими затратами?)

3. Для кого производить? (Какой уровень благосостояния будет обеспечен, кому достанутся произведенные блага?)

Три центральные экономические проблемы являются выражением взаимосвязи потребностей, ресурсов и производства.

Потребности и благосостояние. Потребности - это необходимость нужда человека в чем-то. В обществоведении обычно выделяют материальные, духовные и социальные потребности. Развитие, возвышение потребностей, выражая процесс развития человека в окружающем его мире, и состоит в том, что по мере удовлетворения материальных потребностей, особенно самых насущных, элементарных (потребности в пище, одежде, жилье), усиливается настоятельность, значимость духовных и социальных потребностей.

Этот подход использован в известной классификации А. Маслоу (рис. 1-1), в которой американский психолог ранжирует потребности по мере движения от первичных (элементарных) к высшим (потребностям в самовыражении).

Для решения вопроса о том, что производить, раскрытия взаимосвязи «потребности - производство» наиболее «работающей» является классификация потребностей, которая основывается на концепции деятельностного подхода в развитии человека. Эта концепция исходит из того, что возвышение потребностей человека представляет собой процесс развития его жизнедеятельности, основных ее форм: труда, семейно-бытовой деятельности, досуга. В соответствии с этим подходом в структуре потребностей современного человека выделяются (рис. 1-2):

1. элементарные потребности (потребности в пище, одежде, жилище);

2. потребности в общих условиях жизнедеятельности: потребности в здоровье, в образовании, в культуре, в передвижении в пространстве, в личной безопасности;

3. потребности в деятельности, в труде, в семейно-бытовой деятельности, в досуге.

Степень развития и удовлетворения элементарных потребностей и потребностей в общих условиях жизнедеятельности определяется показателями объема и структуры потребления продовольственных и непродовольственных товаров и услуг, показателями развития материальной базы сферы услуг.

К числу показателей, характеризующих удовлетворение и развитие потребностей в деятельности, относятся:

1) мотивация человека, т.е. мотивы, которые побуждают человека к данному виду деятельности;


2) затраты времени на каждую из форм деятельности;

Рассмотрим, например, использование этих показателей при определении степени удовлетворения и развития потребности в труде.

Выделяют следующие виды трудовой мотивации: 1) средство к жизни; 2) интересная творческая работа; 3) стремление сделать карьеру; 4) желание участвовать в управлении производством; 5) стремление принести пользу организации, общине, своему народу, всему человечеству. Так, труд, работа могут интересовать работника лишь постольку, поскольку они обеспечивают ему заработок, позволяющий приобрести необходимые жизненные блага. Такая трудовая мотивация характеризует отношение к труду, как средству к жизни. Трудовая мотивация, как правило, бывает сложной, в ней присутствует несколько мотивов трудовой деятельности. Например, работника может интересовать и заработок, и интересная работа, и участие в принятии управленческих решений.

Для каждого уровня экономического и социального прогресса существует общественно-нормальный уровень затрат рабочего времени. Так, в наши дни нормальной воспринимается продолжительность рабочей недели в 36 - 42 часа, хотя в XIX в. даже в передовых капиталистических странах она составляла более 70 часов и сводила у наемных работников практически к нулю время досуга в будни. Если же человек трудоспособен, ищет, но не может найти работу, то это означает, что он не может удовлетворить свою потребность в труде. Содержание труда определяется образованием и квалификацией, структурой трудовых функций (что конкретно делает человек), а также соотношением умственных и физических затрат, исполнительских и управленческих функций.

Деятельностный подход к изучению потребностей позволяет системно подойти к изучению благосостояния, т.е. уровня и качества жизни, под которыми понимаются степень развития и удовлетворения потребностей.

Ресурсы. Экономическая эффективность. Ресурсы (факторы производства, производительные силы) - это все, с помощью чего производятся товары и услуги.

В курсах «экономикс» выделяют четыре основных вида ресурсов: труд, земля, капитал, предпринимательский талант.

Труд (рабочая сила) - это физические и умственные способности, а также умение и желание работника использовать свои способности. Особенность человеческого фактора производства заключается в том, что работник является одновременно и ресурсом, и субъектом потребностей. Работая, он создает блага для удовлетворения и развития своих же потребностей. Способность человека к труду и его благосостояние неразрывно связаны. Поэтому здоровье, образование, квалификация работника, содержание его труда и отношение к нему являются показателями и благосостояния, и качества рабочей силы.

Земля - так называют все естественные ресурсы, предоставляемые природой. К ним относят плодородную почву, лес, запасы полезных ископаемых, энергию ветра и солнца, воду, воздух и т.д.

Капитал - это все созданные людьми средства для производства благ (машины, оборудование, сырье и т.д.). В данном случае речь идет о материальном, физическом капитале. Деньги и другие финансовые активы, сюда не включаются.

Предпринимательский (организаторский) талант - это способность творчески руководить использованием всех остальных ресурсов, брать на себя ответственность и риск.

Некоторые экономисты выделяют еще один фактор производства под названием информация - данные о новаторских приемах использования других ресурсов, выраженные, как правило, в знаковой форме (книжные тексты, программы для компьютеров). Если предпринимательский фактор неотрывно связан с личностью человека, то информация отделяется от ее создателя и может функционировать вполне самостоятельно (торговля патентами, «ноу-хау» и т.д.). Подобно капиталу, информация является вторичным фактором, она используется для производства жизненных благ. Но в отличие от капитала (и от других ресурсов) информация может тиражироваться. «Если у меня есть рубль и у тебя есть рубль, то после обмена у каждого останется по рублю, - гласит пословица. - Но если у меня есть идея и у тебя есть идея, то, поменявшись ими, каждый будет иметь по две идеи.»

Существует и другой подход к классификации ресурсов, широко используемый в хозяйственной практике. Средства производства, к которым относят материально-вещественную часть производительных сил (по ранее предложенной классификации - это капитал и земля), разделяют на средства труда и предметы труда. Средства труда, или основные производственные фонды, многократно участвуют в производственном процессе и изнашиваются постепенно. К ним относятся машины, оборудование, здания, сооружения и т.п. Предметы труда, или оборотные производственные фонды (сырье, материалы, и т.п.), расходуются в одном производственном процессе.

Все перечисленные факторы производства существовали практически всегда и везде (информация - с момента возникновения письменности). Однако их значение существенно менялось. В доиндустриальных обществах главными факторами были физический труд и земля. При капитализме первенство переходит к капиталу и предпринимательству. С развертыванием НТР основное значение получают творческий труд и информация, «человеческий капитал». Известный американский экономист Г. Беккер предложил это понятие для обозначения имеющихся у работника запасов знаний, навыков, мотиваций - способности к творческому самостоятельному труду, которые позволяют увеличивать его доход.

Для анализа использования ресурсов в процессе производства применяется система показателей эффекта и эффективности.

Эффект - конечный результат производства. Различают экономический эффект (результат производства как сумма произведенных товаров и услуг) и социальный эффект (благосостояние населения).

Под экономической эффективностью понимают соотношение экономического эффекта (как результата) и затрат ресурсов. Система показателей экономической эффективности производства включает в себя три основных показателя: производительность труда, фондоотдачу и материалоотдачу (табл. 1-1). Они характеризуют соответственно эффективность использования рабочей силы, основных и оборотных производственных фондов.

Таблица 1-1. Основные показатели экономической эффективности производства

Любое общество должно решить на всех уровнях экономики три основные взаимосвязанные проблемы:

  • что производить?
  • как производить?
  • для кого производить?

Решение первой проблемы предполагает необходимость в условиях ограниченных ресурсов выбора количества, номенклатуры и ассортимента товаров и услуг, которые должны быть произведены в экономике.

Для решения второй задачи следует определить, на каких предприятиях, из каких ресурсов и с использованием какой технологии будет произведена продукция.

Решение третьей проблемы определяется принципами и формами распределения созданного продукта между потребителями.

Необходимость решения трех перечисленных проблем в любом обществе обусловлена действием закона редкости, противоречием между ограниченностью ресурсов и безграничностью потребностей. В этих условиях для субъектов микроэкономики главной целью становится наиболее рациональное распределение ресурсов для получения максимальной экономической выгоды. Механизм решения основных экономических проблем имеет свои особенности, определяемые типом экономической системы, утвердившейся в данном обществе: рыночной, командной или смешанной.

Современные экономические системы различных стран являются смешанными , в разной степени сочетающими действие свободного рыночного механизма с государственным регулированием экономики. Для понимания функционирования смешанной системы следует знать основы действия рыночного механизма.

В свободной рыночной системе товары и услуги производятся людьми в соответствии с их частными интересами и целями, ради собственной выгоды и без централизованного руководства. Рыночная конкурентная экономика представляет собой механизм неосознанной координации субъектов экономики в масштабе общества через систему свободных цен и рынков. Свободная рыночная система — это саморегулируемая система.

Действие конкурентного рыночного механизма основано на том, что решения по ценам и распределению товаров и услуг принимаются на свободных рынках в зависимости от соотношения спроса и предложения . При этом одновременно решаются три основные экономические проблемы общества в целом.

Решение проблемы “Что производить?” определяется прежде всего голосами потребителей посредством имеющихся у них денег при выборе покупки тех или иных товаров и услуг. Тем самым выясняется спрос на данное экономическое благо. Однако на рынке спросу всегда противостоит предложение, которое во многом зависит от издержек производства конкретного товара.

Главным фактором, определяющим решение проблемы “Как производить?” является конкуренция между производителями. Она требует снижения издержек производства для увеличения прибыли, что предполагает использование достижений научно-технического прогресса.

Решение проблемы “Для кого производить?” зависит от соотношения спроса и предложения на рынках ресурсов (факторов производства). На этих рынках формируются доходы людей: заработная плата, рента, процент, прибыль — все, что определяет их возможности приобретать те или иные экономические блага. Характер распределения и размеры доходов во многом зависят от распределения собственности в данном обществе.

Действие рыночного механизма основано на установлении соответствия между спросом и предложением товаров и услуг на рынке.

Главной экономической задачей общества является выбор наиболее эффективного распределения факторов производства в целях максимального удовлетворения потребностей населения.

Для того чтобы осуществить выбор, хозяйствующий субъект должен располагать необходимой информацией о том, что, как и для кого производить.

Эти три задачи являются основными проблемами, стоящими перед любым обществом.

Что производить - это принятие решений о том, какие именно продукты, какого качества, в каком количестве должны быть произведены.

Как производить - это принятие решений о том, с помощью каких ограниченных ресурсов и их комбинаций, с помощью каких технологий будут произведены продукты.

Для кого производить - это проблема того, кому достанутся произведенные продукты, в каком количестве ими будет располагать потребитель.

Общество в своем развитии использовало и использует различные экономические системы.

Экономическая система (хозяйственный порядок) - это особым способом упорядоченная система связи между производителями и потребителями продуктов.

Разные экономические системы отличаются друг от друга подходом и методами решения основных экономических проблем.

Обычно выделяют традиционную, централизованно планируемую, рыночную и смешанную системы.

В некоторых странах до сих пор действуют традиционные, основанные на обычаях, экономические системы. Традиции, передающиеся от поколения к поколению, определяют, какие продукты, как и для кого производить. Экономические роли людей здесь определяются наследственностью и кастовой принадлежностью. Технический прогресс в эти системы проникает с большими трудностями, так как он вступает в противоречие с традициями и угрожает стабильности существующего строя.

В странах с централизованно планируемой (директивной) экономикой все решения по основным экономическим проблемам принимает правительство. Ресурсы здесь составляют собственность государства. Централизованное планирование охватывает все уровни экономической активности. Когда центральный планирующий орган отвечает на вопрос что, он определяет положение национальной кривой производственных возможностей, исходя из предположения правительства о том, что необходимо сделать в интересах страны.

Плановый орган распределяет продукцию и таким образом дает ответ на вопрос для кого. Для достижения целей национального производства планируется распределение ресурсов и производственных мощностей для каждой отрасли и наиболее крупных предприятий, что означает ответ на вопрос как. Причем, распределение ресурсов и товаров осуществляется на длительную перспективу на основе заранее определенных приоритетов. В силу этого производство продуктов постоянно отрывается от общественных потребностей.

В рыночной экономике все ответы на основные экономические вопросы определяют рынок, цены, прибыль.

Проблема что производить решается платежеспособным спросом, голосованием деньгами. Потребитель сам определяет, за что он готов платить деньги. Производитель стремится удовлетворить потребности потребителя, получая деньги за продукт, пользующийся спросом.

Вопрос как производить решается производителем, стремящимся максимизировать прибыль. Поскольку установление цены зависит не только от него, то для получения большей прибыли надо снижать издержки производства, улучшать качество продукции.

Проблема для кого решается в пользу потребителей с наибольшим доходом.

В современных условиях большинство экономических систем располагаются между крайностями «чистого» рынка и директивной плановой экономики. Рыночный механизм не может справиться с решением всех проблем, встающих перед хозяйственной системой. Возникает необходимость государственного регулирования этого механизма с помощью различных методов. Среди них планирование, непосредственное участие государства в хозяйственной деятельности, расширение государственной собственности в ущерб частной. То есть большинство экономически развитых стран принадлежат к смешанным хозяйственным системам. Достоинством смешанной экономики является эффективность использования ресурсов и экономическая свобода производителей.

Не существует однозначного решения экономических проблем. Общества с различным историческим и культурным наследием, разными обычаями и традициями используют неодинаковые подходы и методы эффективного использования собственных ресурсов.

Располагая информацией о своих производственных возможностях хозяйственные субъекты общества должны знать что, как и для кого производить. Выделенные слова формулируют три основные задачи, которые должны решаться в любом обществе

Что производить (проблема выбора) - это принятие решений о том, какие именно блага, какого качества, в каком количестве должны быть произведены.Общество в целом не может получить все нужные товары и немедленно. В силу этого оно должно определиться, что хотело бы иметь немедленно, с получением чего можно подождать, а от чего вообще отказаться.

Как производить (проблема эффективности) - это принятие решений о том, с помощью каких ограниченных ресурсов и их комбинаций, с помощью каких технологий будут произведены блага.Существуют различные варианты производства всего набора благ, а также каждого блага в отдельности. По разным проектам можно построить производственное и жилое здание, оно может быть одно- или многоэтажным, его могут строить частные лица или государство. Общество должно определиться кем, из каких ресурсов, с помощью какой технологии это будет осуществляться.

Для кого производить (проблема распределения) - это проблема, связанная с распределением благ: кому достанутся произведенные блага, и в каком количестве будет располагать ими экономический субъект.Количество созданных товаров и услуг ограничено, поэтому и возникает проблема их распределения.

Экономическая теория рассматривает два различных способа координации хозяйственной деятельности в хозяйственных системах: стихийный процесс и иерархический процесс.

В стихийных процессах информация, необходимая производителям и потребителям, передается путем ценовых сигналов. Повышение или понижение цены ресурсов и произведенных с их помощью благ подсказывает хозяйственным агентам, в каком именно направлении нужно действовать, т.е. что, как и для кого производить. В любой системе производитель должен осуществлять расчет своих издержек (затрат) и получаемых выгод. Это относится и к потребителю.

Стихийный процесс возник естественным путем, в ходе развития человеческой цивилизации. Рынок - это и есть стихийный процесс и подробный его анализ предстоит в последующих главах.

Но есть и другой способ получения информации о том, что, как и для кого производить. Это - система приказов и поручений, идущая сверху вниз, от некоего Центра к непосредственному исполнителю (производителю). Такая система называется иерархией. Примером иерархического порядка может быть первобытная община, где вождь племени решал, кому, как и чем, заниматься в процессе хозяйственной деятельности. Иерархия - это и командно-административная система, где государство в лице высших партийных инстанций отдавало приказы, что именно производить, распределяло ресурсы, прикрепляло поставщиков к потребителям.

В форме иерархии осуществляет свою деятельность и фирма, где руководитель отдает приказы своим подчиненным. Иерархия основана не на ценовых сигналах, а на власти, персонифицированной в лице руководителя фирмы или центрального управляющего государственного органа.

Выделяются следующие экономические системы:

Чистый капитализм (капитализм эпохи свободной конкуренции).

Коммунизм или командная или командно-административная система.

Традиционная система.

Смешанная система.

1. Чистый капитализм – это система характеризуется частной собственностью на факторы производства, для координации хозяйственной деятельности существующей системы рынка. Производителей много, фирмы мелкие или средние, поэтому эконом. власть расеяна. Мотивы труда предпринимателей эгоистичны, основная их цель – получение максимальной прибыли, считается, что в данной системе наиболее рационально используют и распределяют производственные ресурсы. Роль государства в данной системе заключается в защите частной собственности и восстановление правовых структур, облегчающих функции рынков. То что нужно потребителю изготавливает производитель.

2. Ком-адм система – она характеризуется общественной собственностью практически на все материальные ресурсы. В этой системе применяется централизованное планирование (что производ, как производ, для кого). В системе существует уравнивание в уплате труда распределение рессурсов, поэтому мативация труда практически отсутствует. В такой системе производитель стоит над потребителем.

3. Традиционная система – она базируется на отсталой технологии, широком использование ручного труда. Эконом. стран с такой системой многоукладны, как правило, такие страны являются сырьевыми придатками и рынками сбыта стран с развитой экономикой. Экономическая система в таких странах основана на традициях, обычаях, религии.

4. Смешанная – на прктике крайностей чистого капитализма и командной экономики не существует. В реальной действительности экон. сис. располагаются между этими крайностями.

Любое общество независимо оттого, насколько оно богато или бедно, решает три основных вопроса экономики: какие товары и услуги необходимо производить, как и для кого. Эти три основополагающих вопроса экономики являются решающими (рис. 2.1).



Что из товаров и услуг должно быть произведено и в каком количестве? Отдельный человек может обеспечить себя нужными товарами и услугами различными путями: произвести их самостоятельно, обменять на другие блага, получить их в качестве подарка. Общество в целом не может получить все и немедленно. В силу этого оно должно определиться, что хотело бы иметь немедленно, с получением чего можно было бы подождать, а от чего вообще отказаться. Что необходимо в данный момент производить: мороженое или рубашки? Неболь- ш ое количество дорогих качественных рубашек или много дешевых? Надо ли производить меньше товаров потребления или необходимо больше выпускать товаров производственного на- чначения (машины, станки, оборудование и т.д.), которые в будущем поднимут производство и потребление?
Иногда выбор может быть достаточно трудным. Существуют слаборазвитые страны, настолько бедные, что усилия большей части рабочей силы тратятся, чтобы только накормить И одеть население. В таких странах, чтобы поднять жизненный уровень населения, необходимо наращивать объемы производства, но для этого необходимы перестройка национального хо- чяйства, модернизация производства.
Как должны быть произведены товары и услуги? Существуют различные варианты производства всего набора благ, а также каждого экономического блага в отдельности. Кем, из каких ресурсов, с помощью какой технологии они должны быть произведены? Посредством какой организации производства? Существует далеко не один вариант строительства конкретного дома, школы, колледжа, автомобиля. Здание может быть и многоэтажным, и одноэтажным, автомобиль можно собрать на конвейере или вручную. Одни здания строят частные лица, другие - государство. Решение о выпуске автомобилей в одной стране принимает государственный орган, в другой - частные фирмы.
Для кого должен быть произведен продукт? Кто сможет воспользоваться товарами и услугами, произведенными в стране? Поскольку количество произведенных товаров и услуг ограничено, возникает проблема их распределения. Чтобы удовлетворить все потребности, необходимо понять механизм распределения продукта. Кто должен пользоваться этими продуктами и услугами, извлекать пользу? Должны все члены общества получать одинаковую долю или нет? Чему должен быть отдан приоритет - интеллекту или физической силе? Будут ли больные и старики есть досыта или их бросят на произвол судьбы? Решения данных проблем определяют цели общества, стимулы его развития.
Основные экономические проблемы в различных социально-экономических системах решаются по-разному. Например, в рыночной экономике все ответы на основные экономические вопросы (что, как, для кого) определяет рынок: спрос, предложение, цена, прибыль, конкуренция.
«Что» решается платежеспособным спросом, голосованием денег. Потребитель сам решает, за что он готов платить деньги. Производитель же будет сам стремиться удовлетворять желания потребителя.
«Как» решается производителем, который стремится получить большую прибыль. Поскольку установление цен зависит не только от него, то для достижения своей цели в условиях конкуренции производитель должен произвести и продать как можно больше товаров и по более низкой цене, чем его конкуренты.
«Для кого» решается в пользу различных групп потребителей с учетом их доходов.
Краткие выводы
  1. В последние полтора-два века в мире действовали следующие системы: рыночная экономика свободной конкуренции, современная рыночная экономика, административно-командная и традиционная экономики. В последние полтора-два десятилетия появилась смешанная экономика.
  2. В каждой системе существуют свои национальные модели организации хозяйственного развития, т.к. страны различаются уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями.
  3. У российской модели переходной экономики имеются следующие характерные черты: мощный государственный сектор, малая доля мелкого и среднего предпринимательства, неравномерный переход к рыночным отношениям в различных отраслях и регионах страны, высокая криминализация экономики. *
  4. Основные вопросы экономики (что, как, для кого) решаются в различных социально-экономических системах по-разному в зависимости от социально-экономического развития страны.

Еще по теме Основные экономические проблемы общества. Что производить? Как производить? Для кого производить?:

  1. Глава 111. ПОСРЕДСТВОМ НАЛОГА ФИНАНСИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ ПРОИЗВОДИТСЯ В СООТВЕТСТВИИ С ВОЗМОЖНОСТЯМИ ГРАЖДАН
  2. Диагностику остановки роста нужно производить на основе всестороннего анализа, а не только финансовых результатов