Общие черты хозяйства. Экономика Польши: промышленность, транспорт, финансы, внешняя торговля

Польша - это страна, которая является одной из самых развитых промышленных стран. Именно здесь сегодня прекрасно развиты ведущие отрасли, в которых работают сотни тысяч специалистов, выпускается не только готовая продукция, но также важное сырье для промышленных центров Европы. Чем же именно могут на сегодняшний день похвастаться промышленники Польши, и какие самые крупные предприятия есть в этой стране, нужно разобраться подробнее.

Что производит Польша самостоятельно

В Польше выпускается различная продукция, ее качество во всем мире довольно таки высоко оценивается. В частности, промышленность выпускает:

  • фармацевтику;
  • косметику, парфюмерию;
  • различные виды удобрения;
  • различные виды синтетических волокон;
  • каучуки;
  • автомобильные покрышки;
  • продукты питания, табачные изделия;
  • одежду и обувь.

Большого внимания заслуживает машиностроение в Польше. На сегодняшний день именно эта промышленность производит большое количество разнообразных изделий, востребованных не только в Польше, но и в Италии, Франции, а также Германии.

Сюда из Польши идет поставка суда, комплектующие для самолетов, а также готовые машины в основном сельскохозяйственного назначения. Кроме этого промышленность Польши выпускает вагоны и другие транспортные средства обычно под заказы других государств.

Металлургия Польши

Металлургическая отрасль Польши сконцентрирована в нескольких самых больших промышленных центрах страны. Это такие города как Лодзь, Краков, Светохловиц и остальные. Польша в последнее время провела полную модернизацию предприятий, за счет этого получилось одновременно не только увеличить выпуск продукции, но и поднять промышленность на другой уровень использования ресурсов, а также улучшить качество продукции.

Помимо этого, поднялся и объем поставок изделий в остальные страны в связи с расширением производства и налаживанием новых коммерческих связей. На сегодняшний день как раз польская промышленность выпускает такие разновидности продукции, как длинный и плоский прокат, стальные трубы, полуфабрикаты и остальные.

Главным потребителем продукции металлургии Польши считается, конечно, ЕС туда поставляли до 90 процентов всей продукции. Также польский металлургический продукт является очень популярным в Китае, России, Украине, где товар ценят за высокое качество, а также достаточно приемлемую цену.

Самые крупные предприятия

В Польше работают самые крупные предприятия Европы в различных направлениях экономической деятельности. Наиболее перспективными из них являются следующие:

  • Polpharma SA эта фармакологическая компания, имеющая широкий спектр продукцию, в том числе, включающий антибиотики.
  • Wilk Elektronik SA компания, специализирующуюся на различных картах памяти, затребованных странах Европы, Африки, Азии.
  • Zelmer крупный производитель бытовой техники, входящий в состав европейской группы BSH, в чьей линейке в последние годы представлено свыше 150 образцов недорогого, однако надежного домашнего оборудования.
  • Азотный комбинат «Пулавы», обеспечивающий производство различных минеральных удобрений.
  • Brilux компания, занимающаяся разработкой и поставками светотехники практически по всей территории ЕС, а также далеко за ее пределами. В этой стране расположен ее крупнейший центр.

У этих компаний сегодня есть филиалы практически по всей Еврозоне, они обеспечивают экспорт товаров в разные страны. Некоторые из данных организаций продолжают расширяться, в связи с этим часто приглашают на собственные предприятия не только специалистов, на данный момент проживающих в этой стране, но и мигрантов.

Крупнейшие заводы в Польше

Как раз в Польше находится несколько больших заводов, обслуживающих в основном металлургию, а также оборонную отрасль. Если говорить о самых развитых среди них, отметить можно будет Гданьску судоверфь, ее производство ориентировано на ЕС, а также Тарнувский механический завод и Радомский оружейный центр.

Другие предприятия Польши немного меньше по своим масштабам, хотя и по комплектации организаций, и по уровню квалификации сотрудников практически вышеупомянутым не уступают.

Эти предприятия были организованы на основе более мелких предприятий, в основном это средняя промышленность, основанная еще в пятидесятых годах. Как и все производственные комплексы, после 1990 года они полностью были модернизированы, благодаря этому они выпускают продукцию, которая соответствует современным высоким нормам качества. Многие из них также входят в более крупные европейские объединения.

На сегодняшний день польские центры только наращивают свой объем выработки, благодаря этому они имеют довольно-таки широкие перспективы дальнейшего развития и даже могут вытеснить конкурентов. Уже в ближайшее время по объему выпускаемой продукции они будут опережать немецкие, и французские предприятия, занимая тем самым лидирующее место на рынке во всей Еврозоне.

Польская промышленность берет свое начало еще в первобытном обществе. Тогда в основном развивались те отрасли, которые обеспечивали людей всем жизненно необходимым: земледелие, скотоводство, гончарство, ткачество, обработка шкур и изготовление пряжи. В средние века бурно развивалось ремесленничество и земледелие, а большая машинная индустрия появилась уже в капиталистическое время.

В годы, когда Польша шла по пути социализма, в стране активно развивалось тяжелое машиностроение, энергетика, металлургия и легкая промышленность. Но в 1991 году страна перешла к рыночной экономике, и эта реорганизация привела к ухудшению уровня жизни работников, занятых в промышленности. Но преодолев все трудности, Польша вышла из кризиса, переориентировав свое производство на рынки стран Западной Европы и Ближнего Востока. И уже в 2004 году она первой из постсоветских стран стала членом Европейского Союза.

Главные отрасли польской промышленности

Сейчас Польша считается аграрно-индустриальной страной, а её промышленность представлена машиностроением, металлургией, металлообработкой, судостроением, химической, фармакологической, текстильной и пищевой отраслями.

На сегодняшний день польская промышленность насчитывает около 400 тысяч экономических субъектов, большая часть которых, находится в частной собственности.

Машиностроение

Среди стран Восточной Европы Польша имеет самый высокий экономический потенциал, а самой крупной отраслью её промышленности по праву считается машиностроение.

Здесь выпускают промышленное, транспортное, сельскохозяйственное и строительное оборудование, изготавливают трактора и машины. И по многим видам производимой продукции, как например, рыболовные суда, дорожные и строительные машины, пассажирские и товарные вагоны, телевизоры, самолеты и вертолеты различного назначения, Польше принадлежат лидирующие позиции в Европе. В 2013 году в стране машиностроительной отраслью было изготовлено и реализовано продукции на сумму 72 млрд. долларов.

На подъеме находится автомобилестроение – ежегодно в стране выпускается более 700 тысяч легковых и грузовых автомобилей, в основном это Opel, Volkswagen, Fiat, Daewoo, Volvo, MAN.

Основные машиностроительные предприятия расположены в таких городах как Варшава, Лодзь, Познань, Вроцлав, Гданьск.

Химическая промышленность

Эта отрасль промышленности в Польше очень хорошо развита. Страна прочно обосновалась в первой десятке европейских стран, выпускающих разнообразную химическую продукцию, среди которой минеральные удобрения, серная кислота, синтетические волокна, лаки и краски, содопродукты. В меньших масштабах страна выпускает пластмассы, синтетический каучук, покрышки для машин.

Основные предприятия химической промышленности находятся в Катовицком воеводстве.

Легкая и пищевая промышленность

Среди предприятий легкой промышленности лидирующие позиции принадлежат текстильной отрасли, старейшей и традиционной для страны. Её предприятия сконцентрированы в районе Лодзи. Здесь выпускают различные виды пряжи и тканей: шелковые, хлопчатобумажные, льняные, шерстяные, а также из искусственного волокна. Многие предприятия Польши используют эти ткани для пошива готовой одежды и изготовления трикотажного полотна.

Предприятия пищевой промышленности, выпускающие продукты питания, напитки и табачные изделия, находятся практически во всех городах Польши, ведь в структуре польской промышленности доля этой отрасли составляет более 20 %, а количество работающих здесь достигает 17 % от всех занятых в промышленности.

Наиболее перспективными секторами пищепрома Польши считается плодоовощной, молочный, мясоперерабатывающий, кондитерский. Спрос на польские продукты питания с каждым годом увеличивается, и уже около 80% экспортируемых польских пищевых товаров сегодня поставляется в высокоразвитые страны.

Крупные промышленные предприятия

Польская промышленность размещена по всей территории страны довольно равномерно, хотя в некоторых районах наблюдается концентрация предприятий какой-либо одной отрасли. Так, например, на промышленных предприятиях Катовицкого воеводства, которое находится в Верхней Силезии, работает более 20 % всех занятых в польской промышленности. Здесь расположены крупные заводы и фабрики металлургической, угольной, машиностроительной и химической отрасли.

В районе Лодзи, Ченстохова и Бельско-Бялы находятся основные предприятия текстильной промышленности, где занята почти половина всех работников этой отрасли.

Центром судостроения традиционно считаются балтийские города – Гданьск и Щецин.

Предприятия, специализирующиеся на выпуске электротехнической продукции сконцентрированы в столице и её окрестностях.

Предприятия транспортного машиностроения размещают, как правило, в крупных промышленных городах. Легковые автомобили производят в Варшаве, Познани, Люблине, Плоньске, Нисе. Центрами по выпуску грузовых автомобилей считаются Стараховице и Ельч. Пригородные электрички изготавливают во Вроцлаве, вагоны для пассажирских поездов в Познани, а товарные вагоны – в Свиднице и Зеленой Гуре.

Крупные польские предприятия

Сегодня в Польше работает множество крупных перспективных компаний, занятых в различных областях промышленности.

В странах Восточной Европы очень популярна бытовая техника польской фирмы Zelmer. Это кухонные комбайны, мясорубки, блендеры, кофеварки, утюги, фены и другая мелкая бытовая техника. За 60 лет качественная техника заслужила у потребителей высокую оценку и доверие.

Фармакологическая компания Polpharma SA специализируется на выпуске препаратов для кардиологии, неврологии и гастроэнтерологии, а также антибиотиков, косметических препаратов и диетических добавок. Компания входит в 20 самых лучших производителей лекарственных препаратов.

Компания Brilux, основанная в Польше 20 лет назад, является одним из крупнейших разработчиков, изготовителей и поставщиков осветительного оборудования в мире.

В Люблинском воеводстве находится химический комбинат «Пулавы», который вот уже 50 лет специализируется на производстве азотных и фосфорных удобрений, меламина, перекиси водорода и технических газов.

. Хозяйство современной. Польши отмечается развитой отраслевой и территориальной структурой. Это индустриально-аграрное государство (промышленность дает около 36% стоимости. ВВП, 4% - сельское хозяйство и 60% - сфера услуг)

Промышленность имеет многоотраслевую структуру, в которой ведущее место занимают угольная промышленность, металлургия, машиностроение, химическая, лесная и легкая промышленность. Хорошо развита строительная промышлен словисть.

Особенностью территориальной организации промышленности. Польши является ее значительная концентрация на юге страны. В наследство от социалистической экономики. Польша получила ряд нерентабельных, энергоемких и экологической чно грязных производств. После вступления в. ЕС в 2004 г страна получила многомиллиардную финансовую помощь для преодоления кризисных явлений в топливно-энергетическом, машиностроительном комплексах, легкой промышленно сти и других отраслях и успешно осуществляет их модернизациицію.

Топливная промышленность в значительной степени ориентирована на добычу и использование собственного топлива. Так, объемы добычи угля (прежде всего. Верхне-Силезский бассейн) составляют в последние годы 215-250 млн т т. Значительная часть его поступает на экспорт (в страны. Западной. Европы, скандинавских, а также в Украину). Нефть и газ. Польша импортирует, в основном, трубопроводами из. России. Рассматривается возможность имп орта нефти морским путем из. Норвегии и стран. Персидского залива. В перспективе. Польша может импортировать нефть. Каспийского бассейна при достройке нефтепровода. Одесса-Броды (Украина) до м. Плоцк. Производ тво электроэнергии сосредоточено на. ТЭС (97%), 3% дают. ГЭС. Треть тепловых электростанций сосредоточена в. Верхней. Силезии. Работают они в основном на угле, частично, на мазутна мазуті.

Металлургическая промышленность представлена??черной и цветной металлургией. Черная металлургия производит около 20 млн т стали и работает на собственном коксующихся углях и привозном руде (железной - из. Швеции т и Украины, марганцевой - из Украины). Черная металлургия сконцентрирована на юге в. Верхней. Силезии. Крупнейшими центрами е. Краков,. Катовице,. Ченс-тоховова.

Цветная металлургия частично работает на собственном сырье (медной и свинцово-цинковой) и на привозном (бокситы из. Венгрии). Цветная металлургия сконцентрирована в юго-западной части. Польши, ориентированных уеться на медные руды. Нижней. Силезии (Глогув,. Легница). Свинец и цинк выплавляют в. Катовице и других промышленных центрах. Верхней. Силезии. На электроэнергии. ТЭС работают предприятия по производству алюминиевых мини -. Скавиний и. Конинін.

Металлургия в целом удовлетворяет потребности. Польши в металле. Часть ее продукции идет на экспорт

Машиностроение, которое является важнейшей отраслью промышленного комплекса. Польши, дает около. ЗО% стоимости промышленной продукции и составляет значительную долю ее экспортного потенциала. В 1980-1990-х гг проблем мою польского машиностроения было технологическое отставание от уровня высокоразвитых стран. ЕС. Теперь эта проблема решается в основном за счет импорта технологий. Польское машиностроения специа лизируется на выпуске судов (Гдыня,. Гданьск,. Щецин), оборудования для энергетики, металлургии и химической промышленности (Краков,. Катовице,. Чен-стохова,. Бытом), для пищевой промышленности (Варшава,. Быдгощ), а также сельскохозяйственные машины"легковые автомобили, вагоны и т.д.. В последние годы получило развитие станко-и приборостроение, производство бытовых машин, развиваются отрасли точного наукоемног в машиностроение (Варшава,. Вроцлав,. Познань,. Краковаків).

Химическая промышленность. Польши имеет многоотраслевую структуру. Здесь активно развивается нефтехимия (Плоцк), газохимии (Пулавы и. Тарнов), химия органического синтеза, основная химия. Предприятия выпускают га алузи пластмассы, синтетические волокна, каучук, минеральные удобрения, серную и азотную кислотыти.

Текстильная промышленность - традиционная отрасль. Польши. Она отличается высоким уровнем территориальной концентрации. Большинство предприятий находится в. Лодзи (2/3 работающих) и в. Нижней. Силезии

Пищевая промышленность подверглась значительной модернизации в последние годы. Она выпускает муку, сахар, плодоовощные и мясные консервы и другую продукцию. В своем размещении тяготеет к районам производства сел ькогосподарськои сырьяни.

Сельское хозяйство

Проблемой сельского хозяйства. Польши в низкая эффективность, небольших фермерских хозяйств. Однако рост сельскохозяйственного экспорта в страны-члены. ЕС в 2004-2006 гг укрепляет его позиции й за счет качества и дешевизны продукции животноводства и растениеводства. Польское сельское хозяйство специализируется среди стран. Центральной. Европы на производстве картофеля (пятое место в мире), лен в, молока, табака, мяса, сахарной свеклы, ягод. В структуре сельскохозяйственной продукции основное место принадлежит растениеводству. Под зерновыми культурами занято 56% посевных площадей, кормовыми - 13%, к артоплею - 16%, техническими - 5%. Крупнейшие посевы пшеницы в южной и юго-восточной. Польше. На севере, в центре и на востоке в структуре зерновых увеличивается доля ржи и ячменя. Южная и центр альная. Польша - районы развитого садоводства и овощеводства. Здесь значительного развития приобрело выращивание, ягод (смородины, клубники, малины и др.ни та ін.).

Не указаны проблемы промышленности. Польши, в частности легкой промышленности и машиностроения

Транспорт

Железнодорожная и автомобильная транспортная система радиальное (от. Варшавы) простирания. Однако все большее значение приобретают транспортные артерии направления. Восток -. Запад (две железнодорожные ветки: южная, щ что уходит из Украины через. Краков -. Катовице в. Варшаву, и северная - из. России через. Беларусь в. Варшаву и. Познань), а также меридиональные пути от. Балтики на юг. В. Польше идет реконструкция отдельных вы дев транспорта, создание трубопроводной сетижі.

На сегодня автомобильные перевозки превышают железнодорожные-Наивысшая плотность автодорог сформировалась на западе. Морской транспорт. Польши осуществляет значительную долю международных перевозок грузов. Речной транспорт использует судоходные реки. Одра,. Вислу и каналли.

Трубопроводный транспорт представлен нефте-и газопроводами, которые идут с. Востока через. Польшу в. Западную. Европу, а также от портов на. Балтийском море

Внешнеэкономические связи

К середине 1980-х гг были ориентированы на социалистические страны. Во время рыночных преобразований возросла интенсивность связей со странами. Запада, хотя восточноевропейские также составляют значительную долю в эксп портно-импортных операциях. Польши. Сейчас она экспортирует судна, оборудования для пищевой и химической промышленности, автомобили, кокс, продукты питания, изделия деревообрабатывающей промышленности, медь и другое продукцию. Польша импортирует нефть, газ, руды черных металлов и бокситы, химическую продукцию, машиншини.

Говорят – польской промышленности не существует, польская промышленность неконкурентноспособна, польская промышленность устарела, польскую промышленность сожрал ЕС. И из года в год повторяют, словно мантру, 5 главных стереотипов о, якобы, не существующей промышленности Речи Посполитой. На самом деле, может эта отрасль и не является главной рабочей лошадкой государственной экономики, но все же она чувствует себя гораздо лучше, чем многим может показаться.

Они говорят – ее не существует.

- Польской экономики не существует, поскольку ее сожрал иностранный капитал

Согласно данным Центрального бюро статистики, на конец 2013 года количество иностранных инвесторов в экономике Речи Посполитой составляло 12 государств или 26 128 компаний. Следует отметить, что львиная доля инвесторов «прибыла» из стран Евросоюза – более 90 %. Чистая прибыль от таких внедрений составляет более 42 миллиарда злотых и почти 2 миллиона рабочих мест.

Хотя сухая статистика показывает, что иностранный капитал чувствует себя в Польше вполне прекрасно, все же остается вопрос: существует ли польская фирма? Как на фоне мировой экономики, полноправным членом которого Польша является вот уже без малого четверть столетия, можно определить «национальность» промышленности?

Как определить национальность промышленности?

Когда акционерами компании являются представители разных государств или инвестиционные фонды, регулярно подкармливаемые финансовым потоком со всего мира, довольно трудно определить «гражданство» фирмы. Как правило, при таком раскладе считается, что компания безвозвратно утратила свою национальную идентичность и превратилась в один из винтиков мирового капитала. Однако, с точки зрения самого государства, не столь важно, кто именно руководит фирмой. Действуя на территории Речи Посполитой, сплачивая налоги, предоставляя рабочие места, внося вклад в польскую экономику, все эти иностранные «фирмочки» принимают важное участие в экономическом развитии страны. Нельзя забывать и о присутствии польских инвесторов в зарубежных компаниях. Только в 2012 году дивиденды от их существования составили около 4 миллиардов злотых, а тенденция к их росту повышается с завидным упрямством из года в год.

Не важно кто, важно - где.

- У польской промышленности нету ни одного известного мирового бренда

Пожалуй, более дурацкого аргумента и не придумать. В качестве примера частенько представляют компании, которые, не смотря на свою откровенную «польскость», принадлежат иностранным инвесторам. Знаменитейшая кондитерская марка «E. Wedel», приобретенная «PepsiCo», известные алкоголи «Soplica», «Absolwent», «Żubrówka» и «Bols», принадлежащие концерну «Русский Стандарт», «Krupnik» и «Balsam Pomorski», которые в свое время выкупила французская «Belvedere Group», сеть супермаркетов «Biedronka», которая в 1997 году перешла в руки португальского «Jeronimo», или «Gadu-Gadu», являющегося от недавнего времени собственностью южноафриканского концерна "Naspers». В самом расцвете своей промышленной карьеры все эти бренды, давно ставшие мировыми, были исключительно польскими.

Но польская промышленность не заканчивается на этих «утраченных» марках. На иностранном рынке огромную популярность приобрели одежда и обувь польского производства. Крупнейшие производители этого типа товаров – «LPP», «CCC» и «Coccodrillo», которые в совокупности открыли за пределами Речи Посполитой 260 фирменных магазинов. Новые рыночные горизонты постепенно осваивают и «запасные игроки». Компания «Big Star» делает ставку на популярность в Румынии, Хорватии и Испании, «Wójcik Fashion Group» прекрасно чувствует себя на территории Германии, Италии и Китая. Производители детской обуви «Gucio» и «Bartek» покорили сердца (и кошельки) родителей в Украине, Великобритании и, даже, в США.

Обувной монстр.

- Польская промышленность еле дышит

Знаете, какой самый главный враг современной польской промышленности? Это, как ни странно, фраза: «При социализме было лучше». Отбрасывая в сторону все , лучшим аргументом в сторону оппонента будут не гласнословные заверения о развивающемся промышленном потенциале Речи Посполитой, а сухие статистические факты.

Поскольку в эпоху развитого социализма Польша являлась таким себе сырьевым придатком, то, естественно, что с 1998 года экономика опустилась ниже плинтуса. Однако, правильная политика властей и внедрение в действие плана Бальцеровича помогло государству довольно безболезненно и быстро (в мировых масштабах) справиться с депрессией. И, если в 1990 году показатель ВВП составлял 56, 6 миллиарда долларов, то на сегодняшний день эта цифра возросла до 550 миллиардов.

- Польская промышленность лишилась главного козыря – судоверфи

Хотя гордость польской промышленности – мощные судоверфи, бывшие во времена ПНР экономическим движком, фактически утратили свой боевой потенциал, на их фундаменте, как грибы после дождя, прорастают мелкие, но гораздо более специализированные частные предприятия. На конец 2013 года совокупный доход этой отрасли составил 10 миллиардов долларов. По словам ведущих мировых экономистов, эта тенденция не может не радовать и польские современные судоверфи чувствуют себя, как рыба в воде.

Если в 90-х годах прошлого столетия в Польше строились суда, стоимость которых составляла примерно 3 доллара за килограмм, то сегодняшнее судостроение претерпело значительные метаморфозы. На сегодняшний день, стоимость водного транспорта возросла до 18-20 евро за килограмм, что отвечает стоимости Мерседеса класса С. А это, кстати, служит лучшим подтверждением технологического рывка. Весь ПНР-овский «металлолом» не идет ни в какое сравнение с ультрасовременными роскошными яхтами и другими видами судов.

Флагман польской судоверфи.

- Польская промышленность, даже, если и существует, давно устарела

Позвольте категорически не согласиться. Еще в 1991 году в Польше было создано Агентство Промышленного Развития. В переходный период эта государственная служба смогла спасти тысячи рабочих мест, вложив огромные средства в модернизацию средних и крупных предприятий. Хотя до недавнего времени главной задачей Агентства являлась реструктуризация компаний, в последние лет десять главный акцент делается на инновации. Власти Польши всячески поддерживают талантливых ученых и разработчиков, занимающихся стремительным развитием научно-исследовательских проектов, которые помогут максимально смодернизировать промышленный сектор, снизить себестоимость конечного продукта и вывести экономику на новый положительный виток своего существования.

Так что вы там говорили о несуществующей польской промышленности? Она не только существует, она еще и вносит свою огромную лепту в мировую экономику. Оптимизм терять нельзя ни при каких условиях, и Польша, в скором времени, наверняка превратиться в доброго промышленного монстра старенькой Европы.

Развитие Польши по социалистическому пути превратило ее из отсталой аграрной страны в передовую индустриально-аграрную державу. В промышленности Польской Народной Республики работает сейчас свыше 3 млн. человек (по данным 1963 г.), тогда как накануне второй мировой войны промышленных рабочих было всего 800 тыс. человек. 60% населения довоенной Польши занималось сельским хозяйством, а сейчас в сельском хозяйстве занято лишь 38,2% жителей.

В период с 1950 по 1962 г. валовая продукция промышленности выросла в Польше в 4 раза, производство средств производства почти в 5 раз, а производство предметов потребления более чем в 3 раза.

Экономическое развитие Польской Народной Республики базируется на принципах планового хозяйства. С 1961 г. в Польше осуществляется пятилетний план развития народного хозяйства, по которому предусмотрен рост промышленного производства на 52%. Намечены основы экономического развития страны на 1966-1970 гг.

Экономические районы

По специфике хозяйства и уровню экономического развития Польша делится на семь основных районов, которые в известной мере совпадают с прежним историческим делением польских земель на Западное Поморье, Гданьское (Восточное) Поморье, Великую Польшу, Силезию, Малую Польшу, Мазовию и Мазурскую область. Возникновение некоторых хозяйственных различий между этими районами было вызвано, главным образом, своеобразием местных природных условий и исторических судеб. Эти различия прослеживались уже в феодальную эпоху. Тогда самыми богатыми экономическими районами были Малая Польша, Силезия и Великая Польша. Издавна здесь были благоприятные условия для земледелия и животноводства. В Силезии и Малой Польше на основе местных природных богатств развивалось горное дело и металлургия. В эпоху капитализма различия между экономическими районами Польши не только не исчезли, но в некоторых случаях даже углубились. Этому способствовал раздел польских земельмежду тремя государствами.

В XIX-XX вв. на первое место по развитию промышленности выдвинулась Силезия, где находится свыше 4 / 5 ресурсов польского угля. Современная Силезия занимает 13% общей площади ПНР. В ней наиболее густая сеть дорог, а также самый лучший в Польше водный путь (Одра и Гливицкий канал), связывающий ее с портом в Щецине. Свыше 60% населения Силезии живет в городах и поселках. В Верхней Силезии концентрируется большая часть польских угольно-химических предприятий. В Нижней Силезии находятся угольные шахты, медные, никелевые рудники и т. п., металлургические заводы, а также предприятия легкой промышленности. Земледелие в Силезии поставлено хорошо, но несмотря на это очень густо заселенная Верхняя Силезия все же вынуждена ввозить продовольствие.

Малая Польша - самый большой район польского государства, она занимает 25% всей его территории. Но сеть шоссейных дорог в этом районе невелика, что несколько затрудняет связь между его отдельными частями.

Малая Польша обладает наибольшими природными богатствами из всех районов страны. Там имеется каменный уголь, нефть, железная руда, цинк, олово, медь, фосфориты, сера, соль, гипс, керамическое сырье и др. Главные отрасли промышленности - горнодобывающая и металлургическая - базируются на местном сырье. Однако Малая Польша не занимает первого места в промышленном производстве ПНР. В этом сказались неблагоприятные условия экономического развития этой части страны в период разделов, когда южный район Малой Польши принадлежал Австрии, а северный - России. По развитию сельского хозяйства этот район - один из передовых. Здесь выращивается большая часть пшеницы и свеклы, находится более трети общего поголовья скота, много фруктовых садов. Малая Польша, как и Силезия, славится курортными местами.

Великая Польша и Мазовия - обширные низинные районы страны. Великая Польша занимает 23% ее земель. В западной части этого района хорошая сеть шоссейных и железных дорог, но в восточной части коммуникационная сеть развита слабо. В Великой Польше очень мало естественных богатств (немного железной руды, бурого угля, соли, гипса). Главные отрасли ее промышленности - пищевая и текстильная. Последняя сосредоточена преимущественно в Лодзи и ее окрестностях и базируется на импортной хлопчатобумажной пряже. Значительно развито также машиностроение и химическое производство. Великая Польша - главный сельскохозяйственный район ПНР, она имеет с^амый большой процент пахотных земель (около 55% общей площади угодий) и несмотря на среднее качество почвы - высокий уровень земледельческого хозяйства. Этот район дает государству более 60% свиней, наибольшее количество птицы и яиц.

Мазовия занимает 19% территории Польши. Около половины ее населения живет в городах. Сеть шоссейных и железных дорог этого района самая редкая во всей стране. Это район со слаборазвитой промышленностью и сельским хозяйством, в нем нет почти никаких минеральных богатств. Большая часть промышленных предприятий сосредоточена в Варшаве и ее предместьях. Другой промышленный центр (главным образом текстильный) находится в районе Белостока. Бедность почв (особенно в северной и восточной частях Мазовии) не способствовала развитию сельского хозяйства, и оно находится здесь на более низком уровне, чем в других районах страны. В Мазовии преобладает возделывание ржи и картофеля; несмотря на обилие лугов, мало разводят рогатого скота.

Три северных района Польши значительно меньше остальных. Район Восточного Поморья занимает лишь 5% поверхности страны. Для этого района характерен большой процент городского населения (60%), причем примерно треть горожан живет в портовых городах - Гдыне, Гданьске, Сопоте. Промышленное производство включает судоверфи, машиностроительные заводы, предприятия пищевой промышленности и др. Сельское хозяйство развивается в благоприятных условиях только в надвисленских равнинах, в большей части района почвы плохие, и жители Восточного Поморья не могут обеспечить себя сельскохозяйственными продуктами.

Западнопоморский район по площади составляет 8% всей Польши. Свыше 50% его населения живет в городах. Район этот, однако, слабо ин: дустриализирован. Почвы не плодородны. Здесь находится значительное число государственных сельских хозяйств, которые организованы на землях бывших имений. Для обоих поморских районов характерен большой процент населения, занятого в мореходстве и рыболовстве, это жители многих небольших портов и рыбацких деревень на побережье Балтийского ""моря и озер.

Мазурский район заселен слабее других и имеет наименьшую долю в промышленном производстве, хотя по площади он не самый маленький (7% территории ПНР). Основные отрасли хозяйства - земледелие, животноводство и рыболовство. Все три северных района обладают достаточно хорошей коммуникационной сетью.

ПОРП и правительство особое значение придают всестороннему экономическому и культурному развитию северных и западных земель, возвращенных Польше после второй мировой войны. Главное внимание уделено здесь развитию тяжелой промышленности, прежде всего металлургии, горного дела, энергетики, машиностроения, а также химической промышленности.

Промышленность и рабочий класс. Развитие промышленности. Формирование и численный рост рабочего класса

Цеховое ремесло в средневековых польских городах было сравнительно слабо развито в виду узости рынка: магнаты и шляхта предпочитали поддерживать в своих поместьях сельских ремесленников. Городскими ремесленниками были по преимуществу немцы.

Возникновение мануфактурного производства в Польше относится к XVI в. В это время развилось горное дело и металлургия, особенно производство олова и серебра около Олькуша и в Верхней Силезии и разработка соляных копей в Величке (под Краковом), где в конце XVI в. работало уже около 1 тыс. человек. На мануфактурах и рудниках кроме крепостных работали вольные люди, которые составляли прослойку наемных рабочих. Некоторое число их сохранялось в XVII и первой половине XVIII в., несмотря на упадок мануфактур и значительное сокращение горного производства (в основном из-за войн).

Развитие промышленного производства возобновилось в Польше с середины XVIII в. В восточной части государства были открыты магнатские и королевские мануфактуры; в Великой Польше, а также в Силезии, Поморье и в Варшаве - городские мануфактуры. Магнатские мануфактуры еще в значительной степени использовали труд крепостных крестьян, тогда как в городских мануфактурах трудились ремесленники и неквалифицированные наемные рабочие, набиравшиеся из городского простонародья, выгнанных из цехов подмастерьев, из крестьянской бедноты. Часть городских мануфактур позднее преобразовалась в капиталистические фабрики.

В первой четверти XIX в. в Польше развивались капиталистические промышленные предприятия. С самого начала многие из них были собственностью иностранных капиталистов и помещиков. Так, например, на землях бывшей немецкой аннексии в руках поляков находилась только незначительная часть мелких предприятий, а в Верхней Силезии вся промышленность и все рудники принадлежали немецким помещикам и капиталистам. В австрийских областях Польши (Галиция) большей частью промышленных предприятий владели немецкие, австрийские, английские, бельгийские капиталисты. К 1900 г. в их руках было 75% угольных шахт и 99% добычи нефти. В Королевстве Польском наплыв иностранных капиталистов вырос после уничтожения автономии в 1831 г. К началу XX в. почти 2 / 3 промышленной продукции там приходилось на предприятия, которыми владели иностранные, преимущественно немецкие, капиталисты.

Польский рабочий класс сформировался уже в первой половине XIX в., причем ранее всего в Верхней Силезии, в Лодзи и Варшаве. Около 1830 г. в Польше было более 50 тыс. рабочих, а 20 лет спустя численность польского рабочего класса дошла до 100 тыс. человек (не считая немецких рабочих в западных областях). Быстрее всего рабочий класс рос в центральной и западной частях Польши, где уже в начале XIX в. была уничтожена личная зависимость крестьян. Наименьшая численность рабочего класса была в юго-восточной, восточной и северной частях страны со слаборазвитой промышленностью. Здесь в небольших местечках и деревнях было много кустарей и ремесленников, иногда работавших даже на заграничный рынок. Однако кустарничество и народный промысел со второй половины XIX в. пришли в упадок, и только немногие их центры сохранились, развившись со временем в фабричные производства (например, ткацкий промысел в Андры- хове около Кракова): В конце XIX в. общее число кустарей в Польше превышало несколько десятков тысяч.

Даже во второй половине XIX в. многие рабочие (преимущественно горняки и металлурги) жили в деревнях и поселках. Промышленными городами со значительным рабочим населением были Лодзь и Варшава. В последней четверти XIX в. развитие промышленности и горного дела привело к возникновению большого числа городов, особенно в угольном бассейне. В начале XX в. в промышленности и в копях работало более 1 млн. человек, из них половина в угольном бассейне и более V 4 в районе Лодзи и в Варшаве. На многих рудниках и фабриках было занято по несколько тысяч рабочих.

Самыми многочисленными профессиональными категориями были гор- няки, железнодорожники и текстильщики, затем металлурги, строители, рудокопы и др. Значительную часть рабочего класса составляли также сельскохозяйственные рабочие, особенно многочисленные в Западной и Центральной Польше. Положение их почти везде было более тяжелым, чем положение промышленных рабочих. Нередко им вместе с семьями приходилось переселяться с места на место в поисках работы; многие эмигрировали за границу. Их заработка зачастую едва хватало на содержание семьи.

В 1919-1939 гг. возникли два новых центра промышленности - Гдыня (порт и город, построенный на месте старинной рыбацкой деревни) и промышленный округ в районе Сандомира, который до 1939 г. включал несколько фабрик.

В современной Польше успешно развиваются разные отрасли как тяжелой (угольная, металлургическая, судостроение и др.), так и легкой (текстильная, пищевая и др.) промышленности; с каждым годом растет численность рабочего класса. Особенно много рабочих занято в машиностроении, в угольной промышленности Силезии, на текстильных фабриках Лодзи. Крупнейшими предприятиями ПНР являются металлургический комбинат имени В. И. Ленина под Краковом (город Новая Гута), построенный с помощью Советского Союза, завод качественных сталей «Варшава» на окраине Варшавы, большой металлургический завод в Ченстохове. Выплавка стали на одном лишь металлургическом комбинате имени Ленина превышает сейчас продукцию всех 23 довоенных металлургических заводов Польши. Широко развернулась разработка соляных бассейнов-Предкарпатского (Бохня, Величка) и Великопольского (Иноврацлав, Шубин и др.). Открыты залежи серы в Келецком воеводстве и меди в Нижней Силезии.

Переселение крестьян в города и промышленные центры приняло большие размеры уже в первой половине XIX в. Крестьяне, лишенные земли, искали работу главным образом на текстильных фабриках Лодзи, на рудниках и металлургических заводах угольного бассейна, в Варшаве и других городах. Приток сельского населения усиливался по мере развития промышленности.

В некоторых городах, особенно в только что возникших, таких, как Лодзь, Катовицы, Сосновец, с самого начала образовывались целые рабочие кварталы, нередко занимавшие большую часть города. В старинных городах, та ких, как Варшава, Быдгощ или Краков, новые рабочие кварталы развивались из пригородных деревень, которые затем вошли в пределы города.

Когда промышленные предприятия открывались в сельской местности, переход местных жителей на работу в промышленности не вел к переселению их в города. Так было главным образом в угольном бассейне, а позднее в нефтяном, где тысячи рабочих жили в деревнях и приходили на работу на ближайшие рудники и фабрики. Некоторые рабочие в деревне ничего не имели, кроме избы или части ее, иногда с небольшим участком земли, но некоторые имели небольшие или даже среднего размера хозяйства. В добыче ценных металлов (олова и серебра) такое соединение занятий земледельца и горняка было известно еще сотни лет назад. Рабочие, которым удавалось заработать больше денег (это стало возможным только с конца XIX в.), покупали себе участки земли и строили собственные дома С третьей четверти XIX в. с развитием дорожной сети начали учащаться случаи приезда рабочих из деревень в отдаленные города на заработки. Позднее некоторые из этих рабочих, особенно безземельные, переселились в города окончательно.

Наибольший прилив сельского населения в города и промышленные центры приходится на последние 40-50 лет перед первой мировой войной. Тогда из деревни переселилось до 2 млн. человек. В то же время происходила усиленная эмиграция за границу (в частности в Германию и особенно в Северную Америку).

В междувоенные годы переход сельского населения в города и промышленные центры был очень ограничен, особенно со времени большого кризиса 1929-1933 гг. Только после 1944 г. перемещение крестьян из перенаселенных польских деревень в города стало массовым явлением. В течение последних пятнадцати лет в города переселилось свыше 3 млн. человек; кроме того, ряд деревень, где жили рабочие, разросся до размеров поселков и даже городов. Одновременно возросло число рабочих, живущих в деревнях и приезжающих оттуда на работу (это особенно характерно для Малой Польши). Большинство тех рабочих, которые имели в деревне маленький участок земли или только дом, уже целиком вошло в состав рабочего класса, однако часть их, хотя и меньшая, считает работу в промышленности побочной или временной.

До конца XIX в. условия труда рабочих были очень тяжелыми. Сравнительно хорошо оплачивались только высококвалифицированные рабочие (например, механики), а подавляющее большинство их имело такие низкие заработки, что и члены их семей должны были наниматься на работу. Фабриканты часто допускали злоупотребления по отношению к рабочим, особенно к недавно прибывшим из деревни. Они самовольно уменьшали им заработную плату, часто штрафовали и т. д. Продолжительность рабочего дня в середине XIX в. доходила до 12 и даже до 14 и более часов. Рабочий день кустарей длился 16-17 часов.

Условия труда начали улучшаться только с 1870-1880 гг. вследствие успешной деятельности рабочих организаций. Выросла заработная плата (особенно в тяжелой промышленности), но в ней по-прежнему были велики различия в зависимости от пола и возраста. Очень низкими оставались заработки сельскохозяйственных рабочих. Рабочий день был сокращен до 10 часов, было введено страхование рабочих от несчастных случаев и болезни, медицинский надзор (зачастую он был фиктивным), несколько улучшились жилищные условия.

Во второй половине XIX в. в промышленности было занято сравнительно много женщин и детей. Труд женщин и детей под землей был запрещен только в 1890 г.

В 1920 г. условия труда рабочих несколько улучшились в связи с законом о восьмичасовом рабочем дне. Однако уже через несколько лет, после разразившегося в 1929 г. большого кризиса, закрылось много фабрик и шахт, сильно понизилась средняя заработная плата и начались массовые увольнения.

Реальное право на труд, медицинское обслуживание и отдых, обеспечение пособиями и пенсией - все это рабочий класс получил только в Народной Польше. Средняя заработная плата польских рабочих сейчас уже значительно выше, чем в 1939 г.; с каждым годом улучшаются жилищные условия.