Методы и функции экономической теории. Экономическая теория: предмет, метод, функции, принципы

  • 7. Проблема выбора в экономике. Производственные возможности общества и их границы. Закон замещения.
  • 8. Экономическая система общества: понятие, элементы и уровни экономической системы. Классификация экономических систем.
  • 9. Понятие собственности, типы и формы собственности.
  • 10. Реформирование собственности: наци­онализация, разгосударствление и приватизация.
  • 11. Натуральное и товарное производство, условия их возникновения.
  • 12. Рынок: причины и условия возникновения. Субъекты и объекты рынка.
  • 13. Структура и функции рынка.
  • 4 Типа структуры рынка:
  • 14. Стоимость и цена товара.
  • 15. Конкуренция в системе рыночных отношений. Формы и методы конкуренции.
  • 16. Функции государства в современной рыночной экономике и методы ее регулирования.
  • 17. Модели рыночной экономики. Особенности белорусской нацио­нальной модели.
  • 5. Высокая инфляция и встроенный механизм девальвации в качестве компенсационной меры.
  • 18. Спрос. График функции спроса. Закон спроса. Неценовые факторы спроса. Эластичность спроса.
  • 19. Предложение. График функции предложения. Закон предложения. Неценовые факторы предложения. Эластичность предложения.
  • 20. Взаимодействие спроса и предложения. Цена равновесия.
  • 3. Реакция рынка на изменение спроса и предложение.
  • 21. Полезность, закон убывающей предельной полезности. Предпочтения потребителя и кривые безразличия.
  • Кривые безразличия и их свойства
  • 22. Бюджетное ограничение потребителя. Кривые «доход-потребление» и «цена-потребление».
  • Бюджетная линия
  • Кривая «доход-потребление» и кривая «цена-потребление»
  • 23. Фирма, ее цели и функции. Организационно-правовые формы фирм.
  • 24.Факторы производства фирмы. Производственная функция фирмы. Закон убывающей производительности факторов производства.
  • Закон убывающей предельной производительности
  • 25. Производственная сетка и изокванта. Изокоста.
  • 26. Продукт как результат производства фирмы. Общий, средний и предельный продукт фирмы.
  • 27. Издержки производства. Классификация издержек. Эффект масштаба.
  • Издержки производства в краткосрочном периоде
  • Издержки производства в долгосрочном периоде. Эффект масштаба
  • 28. Доход и прибыль фирмы. Рентабельность фирмы.
  • 29. Рынок труда, его сущность и особенности.
  • 30.Заработная плата, ее формы и системы. Номинальная и реальная заработная плата.
  • 31. Рынок капитала и его структура.
  • 32. Рынок земли. Спрос и предложение земли. Земельная рента. Цена земли.
  • Особенности предложения земли связаны со следующими характеристиками:
  • 33. Национальная экономика и ее общая характеристика.
  • 34. Система национальных счетов (снс).
  • 35. Валовой внутренний продукт (ввп). Принципы расчета ввп.
  • 36. Цикличность экономического развития. Причины и факторы циклического развития экономики.
  • 37. Экономический цикл. Фазы цикла.
  • 38. Безработица, причины, типы. Уровень безработицы. Социально-экономические последствия безработицы.
  • 39. Особенности государственной политики занятости в Республике Беларусь.
  • 40. Инфляция, ее определение, причины и измерение. Социально-экономические последствия инфляции.
  • 41. Потребление, сбережение, инвестиции и их взаимосвязь с доходом
  • 42. Финансовая система: принципы построения и структура.
  • 43. Государственный бюджет. Основные тенденции формирования и расходования бюджетных средств.
  • 44. Налоги и налоговые системы. Функции налогов. Классификация налогов. Кривая Лаффера.
  • 45. Фискальная политика. Инструменты фискальной политики. Виды фискальной политики.
  • 46. Дефицит бюджета и государственный долг.
  • 47. Деньги, их свойства и функции. Закон количества денег, необходимого для обращения.
  • 48. Банковская система. Банки и их операции.
  • 49. Денежно-кредитная политика: цели, инструменты.
  • 50. Социальная политика: понятие, цели, направления.
  • 51. Уровень и качество жизни.
  • 52. Доходы населения. Виды доходов. Проблема неравенства доходов. Кривая Лоренца.
  • Измерение степени неравенства доходов
  • 53. Социальная защита в Республике Беларусь: основные направления и приоритеты.
  • 55. Понятие мировое хозяйство. Основные этапы эволюции мирового хозяйства.
  • 56. Место Республики Беларусь в мировом хозяйстве.
  • 57. Структура мирового хозяйства и тенденции мирового развития
  • 58. Международная торговля товарами и услугами.
  • 59. Международная миграция рабочей силы.
  • 60. Система валютных отношений. Валютный курс
  • 61. Международные валютно-финансовые структуры (мвф, вб, ебрр)
  • 62. Экономические аспекты глобальных проблем современности
  • 64.Международная экономическая интеграция. Региональная интеграция (ес, нафта, атэс, асеан, ЕврАзЭс).
  • 1. Предмет и функции экономической теории.

    Ресурсы, хозяйственная организация и экономические отношения, взятые в единстве и взаимосвязи, образуют упорядоченную систему, которая называется экономикой и является объектом изучения экономической теории.

    Экономическая теория как наука о богатстве

    Карл Маркс считал, что экономическая теория прежде всего должна изучать отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.

    Современная экономическая теория в качестве предмета изучения определяет эффективное размещение и использование ограниченных производственных ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей людей.

    ФУНКЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ:

    Познавательная функция заключается в том, что экономическая теория раскрывает сущность экономических явлений и способствует формированию экономического мышления.

    Знания и специфические методы исследования, вырабатываемые экономической теорией, используются конкретными экономическими дисциплинами, а с середины ХХ в. - и рядом обществоведческих дисциплин (политологией, правом и др.). В этом заключается методологическая функция экономической теории.

    Практическая функция заключается в том, что открытые экономической теорией закономерности являются основой для проведения экономической политики.

    Позитивная и нормативная экономическая теория:

    Позитивная наука есть совокупность систематических знаний, относящихся к тому, что есть.

    Нормативная наука - совокупность систематических знаний, относящихся к тому, что должно быть.

    Основные разделы современной экономической теории:

    Микроэкономика как наука изучает функционирование отдельных экономических субъектов с целью выявления условий и механизмов эффективного размещения ограниченных производственных ресурсов.

    Макроэкономика анализирует национальную экономику как единое целое с целью установления механизмов достижения макроэкономического равновесия при отсутствии проявлений макроэкономической нестабильности.

    Макроэкономические цели общества:

    высокий уровень и устойчивые темпы экономического роста;

    высокий уровень занятости населения и низкий - вынужденной безработицы;

    стабильный уровень цен;

    внешнеэкономическая сбалансированность.

    2. Методология и методы экономической теории.

    Экономическая теория (до конца XIX в. она называлась политической экономией) сначала определялась как наука о богатстве , поскольку ее важнейшей целью считалось установление конкретных путей роста благосостояния общества.

    Методология - наука о методах. Методология определяет, с помощью каких научных способов (методов) наука изучает свой предмет. Методология экономической теории - наука о методах изучения экономических явлений. В методологии экономической науки выделяют несколько подходов. При субъективистском подходе рассматривается хозяйствующий субъект, воздействующий на внешнюю среду. В этом случает экономическая теория изучает выбор, сделанный данным хозяйствующим субъектом. Рационалистический подход опирается на положение о рациональном поведении субъектов экономической деятельности, каждый из которых стремится получить пользу (например, фирмы стремятся максимизировать свои прибыли; потребители стремятся распорядиться своим доходом таким образом, чтобы извлечь из него максимальную полезность). В этом случае экономическая теория изучает не само поведение экономических субъектов, а законы, регулирующие это поведение. Диалектико-материалистический подход исходит из того, что все экономические процессы и явления находятся в движении. Поэтому в данном случае экономическая наука решает возникающие перед ней проблемы, опираясь на эмпирический позитивизм (опыт). При неопозитивистско-эмпирическом подходе тщательно изучаются экономические процессы и явления. В данном случае экономическая наука широко применяет технический инструментарий исследования.

    При исследованиях в области экономической теории использует:

    общелогические приемы познания (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия),

    приемы и методы эмпирического и конкретно-экономического анализа (наблюдение, описание, измерение, сравнение, группировки, моделирование, экспертные оценки),

    принципы теоретико-экономического исследования (экономический атомизм, экономический рационализм, «при прочих равных условиях», равновесный подход),

    методы теоретического исследования (системный подход).

    Абстрагирование состоит в отвлечении в процессе познания от несущественныхсторон и выделении постоянных и характерных черт исследуемого объекта. Посредством анализа экономическое явление расчленяется на его составные части, и исследуется каждая из этих частей отдельно. Путем синтеза экономическая теория воссоздает единую целостную картину, соединив отдельные части в единое целое. Посредством индукции (наведения) обеспечивается переход от изучения единичных фактов (от частного, особенного) к общим положениям и выводам. Дедукция (выведение) делает возможным переход от наиболее общих выводов к относительно частным. Аналогия - это прием познания, основанный на переносе одного или ряда свойств с известного явления на неизвестное. Она играет важную роль в рождении новых идей и гипотез.

    Моделирование экономических явлений и процессов – это исследование объектов познания не непосредственно, а косвенно, посредством анализа некоторых вспомогательных объектов, которые и называют моделями.

    Предельный (маржинальный) анализ основан на изучении количественных изменений, возникающих при предельно малом изменении какой-либо экономической переменной, влияющей на данное явление.

    На всех этапах развития общественного производства несоответствие между потребностями и благами для их удовлетворения предопределяет необходимость поиска экономической наукой ответов на следующие основные экономические вопросы (экономические проблемы) общества:

    1) что производить (какие блага и в каком количестве);

    2) как производить (какие выбрать ресурсы, какие использовать технологии);

    3) для кого производить (кому достанутся произведенные блага).

    Таким образом, экономическая теория – это наука выбора. Предмет экономической теории состоит в изучении рациональных путей использования ограниченных ресурсов в целях удовлетворения неограниченных потребностей человека.

    Экономические процессы и явления могут рассматриваться как на уровне отдельных субъектов экономических отношений, так и на уровне национальной экономики в целом. Соответственно уровням анализа в экономической теории выделяются микро- и макроэкономика.

    Микроэкономика – это часть экономической теории, которая изучает деятельность отдельных хозяйствующих субъектов, функционирование отдельных рынков и общую эффективность распределения ресурсов. Микроэкономика объясняет, каким образом фирмы планируют объемы производства, как на решения потребителей влияют изменения цен товаров и их доходов, чем определяется взаимодействие предприятий различных отраслей и др.

    Макроэкономика - часть экономической теории, которая изучает функционирование экономики как целого с помощью совокупных величин. Макроэкономика направлена на объяснение установления общего равновесия, то есть достигаемого на всех рынках одновременно – товарном, ресурсном, денежном. Она исследует возможности влияния государства посредством определенных инструментов (денежно-кредитной политики, налоговой политики и пр.) на основные макроэкономические параметры - национальный объем производства, общий уровень цен, общий уровень занятости, процентную ставку.

    Предмет науки раскрывает то, что исследуется. Как исследуется проблема, показывает метод. Экономическая теория использует различные методы научного познания - научное абстрагирование, анализ и синтез, индукцию и дедукцию, единство исторического и логического, системный подход, позитивный и нормативный методы, статистический метод, экономико-математическое моделирование, экономический эксперимент и другие.

    Научное абстрагирование состоит в отвлечении в исследуемых процессах от единичного, случайного и выделении типичного, устойчивого. Чем точнее подобраны существенные элементы, тем в большей мере теоретический образ соответствует реальности. Обобщение устойчивых связей и зависимостей находит выражение в формулировании экономических категорий, законов и моделей.

    Экономическим законом называются наиболее существенные, постоянно повторяющиеся связи между экономическими явлениями и процессами. Экономические законы, как и законы природы, объективны, но в отличие от последних осуществляются не сами по себе, а через действия людей. Их познание позволяет управлять экономическими процессами. Многие экономисты считают, что экономические законы должны выражать высокую степень точности и всеобщность применения. Но поскольку реальная экономика слишком сложна, то более правомерным для ее описания является использование экономических моделей.

    Экономическая модель – это упрощенное описание некоторых сторон или свойств экономической действительности. Экономическая модель состоит из предпосылок, позволяющих установить взаимосвязи между экономическими переменными. Экономические модели могут быть словесными, графическими и символическими (математическими). Поскольку модель отражает экономическую действительность лишь в определенной степени, для правильности результатов важно, чтобы не анализируемые в данный момент характеристики экономической системы оставались неизменными. Данное условие выражается допущением «при прочих равных условиях ».

    Анализ состоит в расчленении исследуемого явления на составные элементы и исследовании каждого элемента как необходимой составной части целого. Синтез предполагает, что явление первоначально изучается как состоящее из различных частей, а затем исследуется соединение элементов в единое целое. Анализ начинает процесс раскрытия сущности, а синтез его завершает. Раскрытию сущности явлений служат также индукция и дедукция.

    Индукция означает движение мысли от частного к общему, логическое выделение на основе частностей общих положений. Дедукция означает движение мысли от общего к частному.

    Метод единства исторического и логического позволяет рассматривать экономические явления, с одной стороны, в том виде, в каком они существовали, то есть исторически; с другой стороны, в виде освобождения от случайностей процесса, то есть логически.

    Системный подход исходит из взаимосвязанности всех процессов в реальном мире круговой причинностью.

    Статистический метод состоит в сборе, обработке и анализе информации, характеризующей количественные закономерности экономических явлений и процессов в связи с их качественным содержанием

    Познание экономических явлений может осуществляться на основе позитивного и нормативного подходов. Позитивный подход состоит в описании, анализе и систематизации экономических фактов такими, какими они выступают в реальной действительности, без их оценки. Позитивное утверждение может быть подтверждено (принцип верификации) или опровергнуто фактами (принцип фальсификации). Нормативный подход основан на оценочных суждениях, он имеет дело с тем, что должно быть. Нормативное утверждение зависит только от взгляда автора.

    Место и роль экономической теории как науки определяются теми функциями, которые она выполняет. Познавательная функция экономической теории состоит в изучении общественного производства, сущности экономических явлений и процессов.

    Теоретическая функция состоит в выявлении общих принципов и законов экономического поведения субъектов, раскрытии тенденций экономического прогресса.

    Выполняя методологическую функцию , экономическая теория выступает исходной фундаментальной базой для конкретных экономических дисциплин.

    Практическая функция экономической теории заключается в научном обосновании экономической политики, разработке принципов и методов рационального хозяйствования.

    Поскольку у различных людей как представителей определенных социальных групп имеется разное представление о сущности экономических процессов, то экономическая теория несет также ту или иную мировоззренческую функцию .

    Основные понятия

    Контрольные и дискуссионные вопросы

    1. Почему людям приходится осуществлять экономическую деятельность?

    2. Что является объектом познания в экономической теории?

    3. Каковы основные этапы развития экономической теории?

    4. Охарактеризуйте основные экономические вопросы, стоящие перед любым

    обществом.

    5. Что является предметом экономической теории?

    6. Какие источники экономической информации Вы знаете?

    7. Рассмотрите основные методы исследования, используемые при изучении экономических явлений и процессов.

    8. В чем различия между позитивной и нормативной экономикой?

    9. Как связаны между собой микро- и макроэкономика?

    10. В чем состоит социально-экономическое значение экономической теории?

    Контрольные задания

    1. Определите, верны или неверны следующие утверждения. Обоснуйте свою точку зрения:

    1.1. Экономия – это наука о национальном богатстве.

    1.2. Физиократы совершили маржиналистскую революцию.

    1.3. Макроэкономический метод предполагает использование совокупных величин.

    1.4. Анализ относится к формам умозаключения.

    1.5. Основная цель изучения экономической теории состоит в том, чтобы преуспеть в бизнесе.

    2. Определите утверждения, относящиеся к микро- или макроэкономике:

    2.1. Поздние заморозки обусловили невысокий урожай черешни в южных районах России.

    2.2. Минимальный размер (базовая часть) пенсии по возрасту в 2005 году составил в нашей стране 900 рублей.

    3. Определите, какое утверждение является позитивным, а какое нормативным. Обоснуйте свою точку зрения.

    3.1. Поскольку людям не следует курить, необходимо увеличить налоги на табачные изделия.

    3.2. Если налоги на табачные изделия возрастут, то объем потребления табачных изделий снизится.

    4. Выберите правильный ответ.

    4.1. Что не имеет отношения к определению предмета экономической теории:

    а) эффективное использование ресурсов;

    б) неограниченные производственные ресурсы;

    в) максимальное удовлетворение потребностей.

    4.2. Какой из примеров иллюстрирует экономическую модель:

    а) в 2007 году падения промышленного производства в России не будет;

    б) рост безработицы способствует замедлению инфляции;

    в) торговля на Лондонской фондовой бирже.

    4.3. Что нельзя отнести к общественным институтам:

    а) обычай обмена дарами;

    б) акционерные предприятия;

    в) Липецкий государственный технический университет.

    4.4. Что из перечисленного изучает микроэкономика:

    а) производство в масштабах всей экономики;

    б) экономические явления в течение короткого периода времени;

    в) взаимодействие отдельных экономических субъектов.

    Решение контрольных заданий

    1.1. Неверно.

    Экономия – это прикладная наука о ведении хозяйства. Наука о национальном богатстве – это политическая экономия.

    1.2. Неверно.

    Маржиналистскую революцию совершили экономисты австрийской школы К. Менгер, Ф. Визер, Е. Бем-Баверк.

    1.3. Верно.

    Макроэкономический уровень – это исследование таких совокупных величин как темп инфляции, уровень безработицы в стране, общий объем национального производства и другие.

    1.4. Верно.

    В процессе анализа исследуемое явление расчленяется на составные части. Такое расчленение происходит мысленно, в уме.

    1.5. Неверно.

    Цели изучения экономической теории определяются ее предметом и функциями. Хотя, бесспорно, что человек с образованием имеет больше шансов сделать успешную карьеру, чем не имеющий специальных профессиональных знаний.

    2.1. Микроэкономика.

    Невысокий урожай повлияет на предложение и рыночную цену конкретного продукта (черешни). Функционирование отдельных рынков является предметом исследования в микроэкономике.

    2.2. Макроэкономика.

    Пенсия – это регулярные денежные выплаты, предоставляемые государством своим гражданам при достижении определенного возраста, наступления инвалидности и прочего; одна из форм социальной защиты граждан, осуществляемой в масштабах всей страны.

    3.1. Нормативное утверждение.

    Нормативное утверждение содержит оценку – людям не следует курить – и исследует, как должно быть – необходимо увеличить налоги на табачные изделия. Нормативное утверждение, как правило, содержит рекомендации для осуществления каких-либо действий.

    3.2. Позитивное утверждение.

    Позитивный анализ исследует взаимосвязи экономических явлений в форме констатации факта, который относится к прошлому, настоящему или будущему. Обратившись к статистическим данным, мы сможем подтвердить или опровергнуть факт снижения объема спроса на табачные изделия вследствие увеличения налогов на них.

    Позитивное утверждение может относиться к настоящему времени, прошлому и будущему.

    4.1. б) Неограниченные производственные ресурсы.

    Если бы ресурсы для удовлетворения потребностей людей были бы неограниченными, не было бы потребности в осуществлении экономической деятельности.

    4.2. б) Рост безработицы способствует замедлению инфляции.

    Экономическая модель должна описывать взаимосвязь (например – рост одного способствует замедлению другого) между определенными экономическими переменными (например - безработицей и инфляцией).

    В пункте а) имеет место сообщение факта.

    В пункте в) называется конкретная экономическая деятельность.

    4.3. в) Липецкий государственный технический университет.

    Термин «институт» охватывает большую совокупность явлений и процессов экономического и внеэкономического порядка в широком смысле, например: государство, корпорации, общественные организации, обычаи и привычки людей и т.д.

    Общественные институты – это конкретные структуры, а также нормы поведения, совокупность культурных образцов и т.п. явлений, с помощью которых упорядочиваются отношения между людьми. ЛГТУ – это отдельный элемент, частная форма такого общественного института как государственная система высшего образования.

    4.4. в) Взаимодействие отдельных экономических субъектов. Микроэкономика охватывает индивидуальное принятие решений.

    Пункт а) имеет отношение к макроэкономике.

    Пункт б) может иметь отношение и к микроэкономике и к макроэкономике.

    Экономическая наука – это наука общественная наряду с другими общественными науками она исследует связи и отношения между людьми и поведения человека в обществе. Она рассматривает не общество в целом, а лишь сферу его экономической жизни, то есть хозяйственные связи, отношения, экономическое поведение людей. Экономическая теория занимается такими вопросами, как организация и регулирование экономики, ценообразование и денежные доходы, безработица, инфляция бедность и неравенство, военные расходы и загрязнение окружающей среды. Человеческие потребности во благах практически безграничны, а ресурсы для их создания ограничены, поэтому в центре внимания экономистов поиск путей эффективного использования, ограниченных ресурсов в производстве, материальных благ для максимального удовлетворения потребностей людей.

    Структура экономической теории.

    1. Отраслевая – организация народного хозяйства обуславливает существование таких экономических наук как экономика промышленности, экономика с/х, экономика природопользования.

    К функциональным экономическим наукам относятся (менеджмент, маркетинг, бух/учёт, финансы и кредит, экономическая статистика).

    Историческая – история народного хозяйства, история экономической мысли.

    Методология.

    Исследуя хозяйственные процессы, экономическая теория принимает ряд общественных методов познания, то есть таким методам, которые используют естественные науки. Наблюдение и сбор фактов (то есть восприятие экономических процессов в их реальном виде и сбор фактов происходящих в действительности). Например, можно определить, как изменились товарные цены, за тот или иной период.

    Эксперимент – то есть проведение искусственного научного опыта, когда изучаемый объект становится в специально созданные и контролируемые условия. Например проверка эффективности новой системы оплаты труда в рамках определённой группы работников.

    Анализ и синтез. Анализ – это изучение объекта по частям. Анализ показателя себестоимости по элементам затрат и так далее.

    Синтез. Это изучение объекта в целом. Например определение показателя себестоимости продукции: как сумму всех затрат. Экономическая теория делится на микроэкономику (фирма, цена, рынок) и макроэкономику (экономика страны, мира).

    Индукция и дедукция – это два противоположных но тесно связанных способа рассуждения. Индукция т.е. обобщение это движение мысли от отдельных фактов к общему выводу. Например, увеличение цен на хлеб, молоко и так далее. Рост дороговизна в стране (инфляция).

    Дедукция – это рассуждение в обратном направлении от общего положения к частным выводам. Например по растущей стоимости жизни можно вывести отдельные показатели повышения потребительских цен по каждому виду продовольствия.

    5. Графический – он основан на использовании различных чертежей и рисунков, благодаря им обеспечивается компактность и наглядность в изложении теоретического материала.

    Функции экономической теории:

    1. Познавательная то есть изучение и объяснение экономики общества и предъявления полученных знаний в теоретическом виде.

    2. Методологическая то есть экономическая теория служит теоретической и методологической базой для всей системы экономических наук.

    3. Образовательная то есть имея экономические знания люди чувствуют себя увереннее и могут правильно принимать точные и хозяйственные решения в различных жизненных ситуациях.

    4. Практическая есть разработка конкретных принципов и способов рационального хозяйства.

    Производительные силы общества, как материально-вещественная сторона производства.

    Производительные силы – это силы, которые человек сумел приспособить для своего производства и потребления. Так как производство и потребление немыслимы без человека, то силу природы используемые для производства и потребления есть производительные силы человека. Они имеют внутреннею структуру. Внутри них выделяют прежде всего средства производства и рабочую силу. Производительные силы.

    Средства производства – это материальные ресурсы включающие две группы вещей. (1). То чем производят (то есть средства труда – это вещи с помощью которых создают необходимые блага – машины, оборудование, компьютеры). То из чего производят, предметы труда – вещи на которые люди воздействуют в процессе труда и которые составляют материальную основу будущего продукта.

    Рабочая сила – это способность человека к труду, совокупность умственных и физических сил применяемых в производстве. Произведённые людьми средства часто называют капиталом. Он в свою очередь разделяется на реальный и денежный.

    Моделирование – предусматривает изучение социально-экономических явлений по их теоретическому образу (модели). Особенно эффективно математическое моделирование на компьютерах, позволяющее например, просчитать наиболее рациональный вариант хозяйственных связей предприятия.

    Метод научных абстракций или абстрагирование, используется для выработки тех или иных отвлечённых понятий, абстракций или категорий (то есть деньги, цена, дешёвый, дорогой). Чтобы получить какую-либо научную абстракцию, учёные абстрагируются от второстепенных свойств изучаемого объекта, а нужные им свойства выделяют. Скажем для определения такой экономической категории, как товар, необходимо отвлечься от размеров, веса, цвета и других несуществующих характеристик предмета, которые предлагаются в магазинах.

    Основные этапы развития экономической теории.

    Экономическая мысль зародилась в глубокой древности и прошла сложный путь своего развития. В начале экономические знания формировались как отдельные элементы общей науки. Самостоятельное развитие экономической теории началась в эпоху зарождения капитализма в середине второго тысячелетия нашей эры.

    Меркантилизм – это первая теория в области экономики он произошёл от итальянского слова торговец. Основателями этого были купцы им нужны были теории о развитии торговли. Наибольшее развитие меркантилизм достиг в Англии главные его теоретики - это Томас Манн 1571 – 1641. Антуан де Монкретьен 1575 – 1621. Он ввёл в оборот термин полит экономия. Основные идеи теории.

    Главным богатством общества являются деньги.

    Источником богатства служит сфера обращения

    Государство должно помогать обогащению общества своей целенаправленной экономической политикой.

    Главной задачей политики меркантилизма было обеспечение накопления денег в стране. В начале это проводилось административными методами. Был введён запрет на вывоз денег за рубеж ограничился импорт.

    Классическая школа Физиократа. Физиократия означает власть природы. Её основатели французские экономисты 18 века Франсуа Кене 1694 – 1774 и Анн Робер Жак Тюрго 1727 – 1781 в отличии от меркантилистов Кене и его последователи источником богатства общества, считали производство, а не обогащение. Единственной производственной отраслью по их мнению было сельское хозяйство. Они считали, что это сфера это новое богатство где создаётся чистый продукт. Не земледельческие отрасли представлялись им как бесплодная сфера, которая не приносит ничего нового лишь преобразует продукты природы и земледелия. Дело в том что аграрный сектор Франции был в ужасном состоянии, а промышленность обслуживали высшие классы. В этих условиях Физиократы выступали за приоритет сельского хозяйства в экономике. Важнейшей заслугой Кене был его первый в истории макроэкономического исследования труд (он издал экономическую таблицу), где наглядно показал оборот сельскохозяйственной продукции Франции.

    Рыночная школа классиков. Основатели шотландский экономист и философ Адам Смитт 1723 – 1790. Английский экономист Дэвид Рекардо 1772 – 1823. В отличии от Физиократов они полагали, что всякое производство увеличивает богатство общества. Они выдвинули ряд новых систем взглядов, где главными из которых являлись проблема мотивов и стимулов хозяйственной деятельности человека. Классики сделали вывод, что первым условием является свободная и конкурентная рыночная экономика. Адам Смит по этому поводу рассуждал так. В обществе существует определённый естественный порядок, той стихийно независимой от воли людей, действуют определенные законы. Они и управляют всеми экономическими процессами. Каждый человек стремиться улучшить своё материальное положение, это и есть мощный стимул его хозяйственной активности. Люди, обычно, не думают об общественной пользе, но все они тесно взаимосвязаны, обмениваются продуктами своего труда и оказывают услугу друг другу.

    Марксистская экономическая теория.

    Основоположник этой теории немецкий экономист и социолог К. Маркс (1818 -) и его единомышленник Ф. Энгельс (1820 - 1895). Марксисты заявили о своей теоретической защите интересов рабочего класса, поэтому их экономическое учение называют пролетарской политической экономией. Согласно их идеям общество населено непримиримо враждебными двумя основными классами буржуазией и пролетариатом. Никаких компромиссов между ними и никакие реформы капитализма невозможны, речь шла об уничтожении частной собственности и ликвидации буржуазии как класса. Сторонники марксизма заявили о своём курсе на насильственный захват политической власти и установление диктатуры пролетариата исследуя буржуазное общество с позиции рабочего класса Маркс, Энгельс, Ленин (1870 - 1924) пришли к выводу, что главным его пороками являются частная собственность на средство производства и растущая эксплуатация наёмного труда.

    Линия экономикс.

    Неоклассическое направление – основатель Альфред Маршалл. Основная идея частная предпринимательская рыночная система которая способна к саморегулированию. Государство должно лишь создавать благоприятные условия для её функционирования.

    Экономическая теория, как научная сфера знаний, необходима обществу, как основное средство поиска наиболее оптимальных схем и методик распределения ресурсов между членами общества.

    При этом поиск рациональных моделей распределения материальных благ необходим в силу того, что ресурсы являются ограниченными, тогда как потребности общества непрерывно увеличиваются.

    Для обеспечения данной задачи с учетом всех факторов, на практике экономическая теория сталкивается с различными сферами деятельности человека, а потому и характеризуется реализацией ряда основных функций.

    Выделяют следующие функции экономической теории :

    • Познавательная функция. В большей степени она выражается в изучении процессов, причин и факторов различных экономических явлений. Она позволяет определить закономерности, по которым происходит развитие, как народного хозяйства, так и технологического прогресса. Сюда входит изучение и накопление информации об экономическом развитии различных государств и в различные эпохи, анализ хозяйственной деятельности отдельных предприятий, как успешных, так и потерпевших неудачи в бизнес сфере, а также их взаимодействия между собой. Познавательная функция также проявляется в формировании теоретических знаний на основе анализа, представленных в форме литературных научных материалов, практических схем и исторических данных.
    • Практическая функция. Ее также часто называют прагматической. И, прежде всего, она выражается в формировании схем и принципов экономической деятельности государства, а также в роли обоснования последней. Иными словами, практическая функция проявляется как применение выработанных в результате анализа и изучения истории экономики методик с целью получения положительных результатов и обеспечения рационального распределения материальных благ и ресурсов среди населения. При этом, если познавательная функция экономической теории представляет собой постановку проблем, исходя из накопленного опыта, то прагматическая является их решением.
    • Методологическая функция. Данная функция экономической теории является производной от познавательной и базисной для практической функций. Ее суть состоит в выявлении общих направлений развития экономики в зависимости от актуальной для государства общественно экономической формации , которая формирует определенную точку зрения на процесс развития и основные проблемы экономики в определенный временной период. Так, например, для капиталистического и социалистического общества существуют разные принципы экономических отношений, а также применяются различные методики их реализации.
    • Воспитательная функция. Несомненно, что одной из важнейших функций экономической теории является воспитание, или иными словами, формирование у общества определенного мировоззрения в отношении различных экономических явлений. Более того, присутствующее в обществе восприятие экономики косвенно отражается на межличностных отношениях в социальной жизни общества, а также идеологии. Прежде всего, сюда относятся трудовые отношения, а также права, свобода и обязанности населения перед государством и обществом.
    • Критическая функция. Поскольку экономическая теория - это, прежде всего, комплексные знания и информация о возможных схемах распределения ресурсов с целью выработки методики наиболее оптимального разделения благ, можно выделить и аналитическую или критическую функцию. Она подразумевает оценку и выявление недостатков различных форм производства и распределения, а также понимание дифференциальных подходов и в отношении определенных явлений в хозяйственной деятельности государства или предприятия. Критике при этом подвергаются все без исключения методики, что позволяет непрерывно совершенствовать и находить более рациональные схемы.
    • Прогностическая функция. Накопление и анализ любых знаний всегда тесно связан с попытками предсказать развитие ситуации на основе предыдущего опыта. Для экономической теории - это качество выражается в прогнозировании. Так на основе опыта и данных о существующих ресурсах, можно определить основное направление и предположительные результаты, которых можно добиться в будущих периодах. Прогностическая функция экономической теории является одной из важнейших на любом уровне деловых отношений, будь то государство или конкретное предприятие.

    Подводя итог в рассмотрении основных функций экономической теории, можно отметить, что это одна из важнейших сфер знаний в современном мире, без которой не возможны следующие задачи:

    • построение развитого общества;
    • обеспечение безопасных и стабильных деловых отношений;
    • равное распределение материальных благ и социальная защита;
    • безопасный технологический прогресс человечества;

    В процессе становления и развития экономической теории как науки были сформированы ее основные функции: познавательная, методологическая, практическая, прогностическая, воспитательная.

    Познавательная функция - реализуется через исследование сущности экономических процессов и явлений. Раскрывая и формируя экономические понятия и концепции, экономическая теория тем самым обогащает знание людей, приумножает интеллектуальный потенциал общества, расширяет научное мировоззрение людей, оказывает содействие научному предвидению процессов экономического развития общества.

    Методологическая функция состоит в том, что экономическая теория выступает методологической базой для целой системы экономических наук, поскольку раскрывает основополагающие базовые понятия, экономические законы, принципы хозяйствования, которые реализуются во всех областях и сферах человеческой деятельности.

    Практическая функция экономической теории сводится к научному обоснованию экономической политики государства, разработке рекомендаций относительно применения принципов и методов рационального хозяйствования на уровне экономических агентов.

    Прогностическая функция обнаруживается в разработке научных основ предвидения перспектив социально-экономического развития в будущем. В сущности она сводится к разработке прогнозов долгосрочных программ развития общественного производства с учетом будущих ресурсов и возможных конечных результатов.

    Воспитательная функция состоит в формировании у граждан экономической культуры, логики современного экономического мышления, которые обеспечивают целостное представление о функционировании экономики на национальном и общемировом уровнях и дают им возможность выработать грамотное хозяйственное поведение в условиях рыночной системы. Она воспитывает в них осознание того, что достичь успехов и высшего жизненного уровня можно лишь овладев глубокими знаниями, в результате упорного труда, принятия обоснованных решений и способности брать на себя ответственность за свои хозяйственные действия.

    Потребности и ресурсы. Проблема выбора .

    Потребности общества и экономические ресурсы. Экономические блага: классификации, основные характеристики.

    Все многообразие определений предмета экономической теории можно свести к единому началу: в центре ее изучения лежит хозяйственная деятельность людей, которая развивается по общим законам взаимодействия человека с природой. Это очень сложный и запутанный комплекс разнообразных явлений и процессов. На всех этапах хозяйственной деятельности между отдельными группами людей, собственниками, предприятиями, внутри фирм, между городом и деревней, с одной стороны, а также всеми агентами и государством, с другой стороны, развиваются экономические отношения. Вне этих отношений и при нарушенных хозяйственных связях не будет выработан продукт для удовлетворения имеющихся потребностей.


    В общем плане в хозяйственной деятельности выделяются четыре стадии кругооборота благ: ПРОИЗВОДСТВО - РАСПРЕДЕЛЕНИЕ - ОБМЕН - ПОТРЕБЛЕНИЕ, который называется общественным воспроизводством.

    Ведущей сферой является производство или процесс создания материальных и духовных благ, необходимых для существования и развития человека.

    Распределение - это процесс определения доли каждого человека в созданном богатстве. Такая доля зависит в первую очередь от количества созданных благ и системы распределения этих благ, существующей в той или иной стране.

    Обмен - это процесс движения материальных благ и услуг от одного субъекта к другому и форма общественной связи производителей и потребителей.

    Потребление - процесс использования результатов производства для удовлетворения определенных потребностей.

    Таким образом, этот процесс кругооборота от производства к потреблению называется общественным воспроизводством. При этом воспроизводство необходимо не только в процессе прямого удовлетворения потребностей людей. На предприятиях используются материалы, топливо, оборудование, а также умственные и физические силы людей, то есть происходит производственное потребление. В процессе производственного воспроизводства также осуществляется распределение и обмен различными видами деятельности и созданными в результате такой деятельности благами.

    Воспроизводство бывает простым и расширенным. При простом воспроизводстве процесс производства возобновляется в прежнем, неизменном объеме, а при расширенном - процесс производства возобновляется в увеличенном объеме. Для современной экономики характерно расширенное воспроизводство. Это предполагает, что новые инвестиции в производство не только возмещают израсходованный капитал (использованное сырье и материалы, изношенное оборудование), но и увеличивают его производительность дополнительными или более эффективными средствами производства.

    По словам американского экономиста В. Леонтьева , - экономика каждой страны представляет собой большую систему, в которой очень много разных видов деятельности и все они взаимодействуют между собой. Содержанием и характером взаимодействия элементов в этой сложной системе определяется само ее "лицо", эффективность функционирования.

    В индустриально развитых странах ныне выделяется около 500 крупных отраслей и блоков хозяйства, где вырабатываются десятки миллионов товаров и услуг для удовлетворения производственных и личных потребностей людей. Каждый из экономических блоков в свою очередь имеет сложную структуру. При этом хозяйственную деятельность осуществляют не просто члены общества, а экономические агенты в лице работников, владельцев имущества, банкиров, домохозяйств и т.д.

    При этом надо иметь в виду, что каждая стадия в создании и продвижении готового продукта к потреблению представляет собой подсистему в общей системе экономических отношений. В подсистеме действуют свои специфические законы, которые выражают устойчивые причинно-следственные связи в данном хозяйственном процессе, в данном его звене. К примеру, благосостояние собственника крупного предприятия и хорошо работающего человека будет выше по сравнению с собственником малого предприятия, а также нерадивым или неумелым работником. Но в целом это снова же зависит от существующей в стране экономической системы, создающей то или иное «лицо» всей нации.

    Первоначальную основу жизни людей составляет общественное производство. Прежде чем заниматься наукой, искусством, политикой, люди должны иметь минимум средств к существованию (материальных благ): крышу над головой, одежду, пищу и т.д. И поэтому, если мы хотим рассмотреть этот сложный клубок общественных отношений, раскрыть хозяйственные связи, социальные процессы, а также определить направленность, тенденции в их движении, нам прежде всего необходимо рассмотреть общественное производство, как источник всякого благополучия.

    Производство не единственный фактор, определяющий богатство стран и народов. На экономическое развитие оказывают влияние природные ресурсы, климат, естественное плодородие земли, накопленные людьми знания и опыт, численность народонаселения и другие факторы. Однако определенный результат общество может получить лишь в том случае, если использует эффект, заложенный в этих факторах, в процессе производства.

    Под производством понимается процесс воздействия человека на предметы и силы природы и приспособления их к удовлетворению тех или иных своих потребностей.

    Поэтому, чтобы понять структуру общественного производства рассмотрим сущность и классификацию потребностей. Потребность - это нужда личности или общества в чем-либо необ-ходимом для поддержания жизнедеятельности или развития. Значение потребностей вытекает из самого процесса общественного производства. Вернемся к процессу кругооборота материальных благ от производства к потреблению и поставим следующий вопрос: почему после потребления материальных благ люди вновь занимаются производством? В более общем плане этот вопрос позволяет сформулировать определяющую цель развития производства . Такой целью, вне всякого сомнения, является удовлетворение возрастающих потребностей людей.

    Таким образом, потребности выступают внутренним импульсом активной производственной деятельности. Именно они определяют целевую направленность развития производства. В свою очередь общественное производство, независимо от существующей экономической системы выступает средством удовлетворения потребностей, то есть всегда имеет своей целью удовлетворение потребностей людей в материальных благах и услугах.

    Потребности составляют сложную систему, которую можно структурировать по различным критериям. В наиболее общем виде потребности разделяют на материальные, духовные и социальные. На первом плане всегда стоит удовлетворение материальных по-требностей - в пище, одежде, жилье и пр. Материальные потребности могут удовлетворяться как товарами, так и услугами (ремонт автомо-биля, консультация юриста или врача и т. п.). Духовные потребности удовлетворяются в занятиях наукой, искусством, в получении образования, в нравственном совершенствовании и пр.

    В широком смысле к духовной пище относятся все виды инфор-мации, которые получает человек. По мере развития общества растут возможности расширения и удовлетворения социальных потребностей, таких, которые связаны с участием в различных формах общественной и коллективной деятель-ности. Они могут быть и материальными, и духовными, но главное в них то, что они носят общественный характер и обусловлены необхо-димостью людей жить и сотрудничать вместе.

    Широкое распространение получила классификация потребностей, предложенная американским экономистом А. Маслоу , согласно которой все по-требности располагаются в восходящем порядке от «низших» матери-альных до "высших» духовных:

    1) физиологические (еда, питье и т. д.);

    2) в безопасности (защита от боли, страха и т. д.);

    3) в социальных связях (любовь, участие в группах по интересам);

    4) самоуважение (достижение цели, признания);

    5) в самоактуализации (реализация способностей и т. д.).

    Согласно А. Маслоу, первые две группы потребностей относятся к низшему порядку, две последние - к высшему. До тех пор пока не удовлетворены потребности низшего порядка, не действуют потреб-ности высшего порядка.

    Производство, которое должно удовлетворить все эти разнообразные потребности имеет, в свою очередь соответствующую внутреннюю структуру. Различают производство материальное и нематериальное, Первое содержит в себе области по производству материальных благ и услуг (промышленность, сельское хозяйство, строительство, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание и т.д.). Нематериальное производство связано с производством (предоставлением) нематериальных услуг и созданием духовных ценностей (здравоохранение, образование и т.д.). Это два взаимозависимых вида производства, причем одно без другого существовать не может. Гармоничное соотношение между ними оказывает содействие стабильному экономическому развитию общества.

    В современных условиях значение сферы нематериального производства и услуг значительно возрастает, его рост становится общей закономерностью социально-экономического развития всех стран, особенно развитых цивилизованных государств. Особое значение для развития производства и общества в целом приобретает образование, наука, информационно-коммуникационные услуги.

    Исторически общественное производство прошло длинный путь развития от изготовления простейших продуктов к производству сложных технических систем, гибких производственных комплексов, вычислительных машин. И все же любое производство, первобытное или современное, характеризуется некоторыми общими чертами.

    В нем взаимодействуют единые производственные ресурсы или факторы . Этими понятиями в экономической теории обозначают совокупность различных элементов производства, которые могут быть использованы в процессе создания благ и услуг.

    Марксистская теория в качестве факторов производства выделяет три компонента: рабочую силу человека, предметы труда и средства труда, подразделяя их на две группы: личный фактор и вещественный фактор производства.

    В качестве личного фактора производства всегда рассматривается рабочая сила - совокупность физических и интеллектуальных способностей человека к работе. Предметы труда и средства труда выступают как вещественный фактор производства, как средства производства.

    Неоклассическая теория традиционно выделяет четыре группы факторов: труд, землю, капитал и предпринимательские способности.

    Труд как фактор производства представлен физической или интеллектуальной деятельностью, направленной на изготовление благ и предоставления услуг. По мере развития общественного производства изменяются характер и содержание труда. На ранних этапах развития общества главную роль играли физические способность человека к труду. По мере развития производства, в особенности в условиях современной научно-технической революции, все более высокие требования предъявляются к умственным способностям человека, к его интеллектуальному уровню, научно-техническому умению, квалификации и другим качествам.

    Земля рассматривается как естественный фактор. Она не является результатом человеческой деятельности. К этой группе факторов производства относят естественные богатства: залежи недр, пахотные земли, леса и т.д.Говоря о земле, прежде всего надо иметь в виду ее использование в сельском хозяйстве. Для сельскохозяйственного рабочего (фермера) земля - это главное средство производства.

    Капитал как фактор производства выступает в виде совокупности благ, которые используются при создании благ и услуг. Это разнообразные орудия работы, инструменты, механизмы, помещения, средства связи, пути соединения и др. По мере развития производства средства труда развиваются, совершенствуются, усложняются.

    Кроме совокупности благ, ряд экономистов под капиталом понимают знание, умение человека, его энергию, которые используются в производстве товаров и услуг.

    Взгляды экономистов на капитал разнообразные, но все они едины в одном: капитал ассоциируется со способностью приносить доход. Различают капитал основной и оборотный. Капитал материализован в зданиях, сооружениях, станках, функционирует в производстве несколько лет и его стоимость переносится на готовый продукт по мере износа частями в виде амортизационных отчислений. Это основной капитал. Другая часть капитала, которая включает сырье, материалы, энергетические ресурсы, используется (потребителем) полностью за один производственный цикл, воплощаясь в выработанной продукции. Это оборотный капитал. Деньги, израсходованные на оборотный капитал, возвращаются после реализации продукции.

    Предпринимательские способности - особый вид человеческого капитала представленного деятельностью по координации и комбинированию всех других факторов производства с целью создания благ и услуг. Специфика этой разновидности человеческого ресурса состоит в умении и желании в процессе производства на коммерческой основе внедрять новые виды продуктов, технологий, форм организации бизнеса в условиях риска понести убытки.

    В современных условиях, кроме выше названных, выделяют другие ресурсы: организация и технология производства, наука и информация, инфраструктура и другие.

    Прежде всего, необходимо отметить организацию и технологию производства. Именно благодаря им достигается рациональное взаимодействие рабочей силы и средств производства.

    Организация производства - это определенное устройство внутренних производственных связей, которые обеспечивают единство и упорядоченность всего процесса производства.

    Технология производства представляет собой конкретные способы обработки предметов труда, определенный порядок производственных процессов.

    Наука - это теоретически систематизированные знания. В потоке современных научных исследований можно выделить три основные направления: фундаментальные исследования - с целью получения новых знаний и выявления закономерностей изучаемых явлений;

    прикладные исследования - исследования, которые используют достижения фундаментальной науки для решения практических задач. НИОКР - научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки - обеспечивают соединение науки с производством.

    Важнейшим ресурсом и фактором производства стала информация. Информация представляет собой поток тех или иных сведений и различных сигналов. Информация обеспечивает: функционирование техники; оптимальную организацию самого производства и контроль за его ходом; возможность быстрой перестройки производства; повышение уровня знаний и квалификации работников; быстрое распространение передовых идей и технологий.

    Информационные ресурсы - это отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и других информационных системах).

    Особую роль в современной экономике играет и такой фактор как инфраструктура.

    Инфраструктура - совокупность всех отраслей и сфер деятельности, которые создают общие условия для производства. Инфраструктура включает две подсистемы: производственная - это вспомогательные отрасли, непосредственно обслуживающие производство (транспорт, связь, материально-техническое снабжение, складское хозяйство и т.д.) социальная (или непроизводственная) - это сфера, которая обеспечивает необходимые социально-культурные условия жизни людей (жилищное и коммунальное хозяйство, торговля, служба быта, образование, здравоохранение и т.д.).

    Подводя итог анализа факторов, необходимо отметить, что производство возможное только при введении в производственный процесс всех факторов. Производство определенного блага или услуги требует также определенного набора факторов, главными из которых есть работа, земля, капитал и предпринимательство. Они действуют взаимосвязано и дополняют друг друга. Отсутствие одного из низ ведет к разрушению системы и делает невозможным производственный процесс.