Кадастровый учет земельных участков.

Казанский (Приволжский) федеральный университет

Институт управления, экономики и финансов

Отделение развития территорий

Кафедра географии и картографии

Направление подготовки:05.03.03. Картография и геоинформатика

Профиль подготовки: геоинформатика

3 курс, 14.5-370 группа

Курсовая работа

Тема:

ГИС-технологии в системе кадастрового учёта

Выполнил:

Логунов Алексей Владимирович

Руководитель:

______/___________ /ст. преподаватель Аввакумов Олег Васильевич/

Казань – 2016

Введение

Земля, как и другие объекты недвижимости – является важнейшей частью окружающей природной среды. Она же и является для людей одной из основных составляющих национальное богатство, тем более у россиян. Учет земли как национального богатства способствует обеспечению гарантий прав на земельные участки, развитию системы налогообложения земли и иной недвижимости.

В условиях города земля представляет собой в целом не средства производства, а основу для размещения городских объектов. Осуществление инвестиций, предпринимательства или строительства невозможно без земельных участков. А в условиях провинциальной (сельской) местности земля представляет, в большей степени, сельско-хозяйственную производственную площадку.

В целевых программах ”Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2008 года) ” и “Создание системы кадастра недвижимости (2006-2011 годы) ” подчеркивается актуальность разработки новых технологий кадастрового учета для решения стратегических задач в области структурной перестройки российской экономики в части земельно-имущественных отношений. В данных программах также фигурирует ГИС-технологии.

ГИС-технологии используются в системе Государственного земельного кадастра (ГЗК) на территории РФ давно и достаточно широко. Работы с применением ГИС выполняются в рамках Федеральной целевой программы создания автоматизированной системы Государственного земельного кадастра, а также в ряде международных проектов.

В настоящее время государственный кадастровый учет земельных участков является основной функцией государственного земельного кадастра, заключающийся в описании и индивидуализации земельных участков в Едином государственном реестре земель, после чего каждый земельный участок получает такие качественные и количественные характеристики, которые позволяют выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки.

В курсовой работе представлено исследование особенностей влияния ГИС-технологий на кадастровую систему РФ. Актуальность данной работы обусловлена, во-первых, интересом к теме, в которой обособляется влияние ГИС-технологий на систему кадастра, во-вторых недостаточным внедрением ГИС в систему кадастров и разработанностью этой сферы. При этом государственный кадастровый учет является основным инструментом описания земельного участка как объекта права и налогообложения.

В соответствии с этим, были поставлены следующие цели и задачи:

Целью исследования является выявление перспектив и основных проблем взаимодействия ГИС и системы кадастрового учёта в РФ. В связи с выбранной целью были отобраны следующие задачи:

· дать определение основным понятиям системе кадастрового учёта

· проанализировать объект и предмет исследования

· выяснить, необходимы ли ГИС-технологии в системе кадастрового учёта

· определить основные функции деятельности кадастрового учёта

· оценить перспективы использования ГИС в ГКН

· определить главные проблемы взаимодействия ГИС и ГКН

Объект исследования - ГИС-технологии в сфере кадастра.

Предметом исследования является влияние ГИС на систему кадастрового учёта и принцип их взаимодействия.

Теоретические основы изучения кадастрового учета

1.1. Методика формирования кадастрового учёта

Прежде чем выяснить каким образом формируется кадастровая система, стоит отметить само понятие «кадастр» - это есть систематизированный, официально составленный на основе периодических или непрерывных наблюдений свод основных сведений об экономических ресурсах страны. В целом такое понятия, как «кадастр», используется во всем мире, за исключением стран Скандинавии, где используют термин «реестр».

Кадастр - это методологически упорядоченный государственный учет данных по земельной собственности в пределах государства или района, базирующийся на результатах съемки границ участков собственности. Иным словами, реестр, содержащий данные по земле, кому она принадлежит. Так же кадастр имеет такую особенность, как привязывать каждому объекту собственности свой номер – идентификатор. В более широкой среде он известен как «кадастровый номер». Данный идентификатор привязывается после процесса технического и кадастрового учёта. Возможность разглядеть такую информацию можно на крупномасштабных картах. В РФ понятие кадастровый номер и кадастровый учёт регулирует Закон РФ от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости ».

Регулированием кадастровых отношений, являясь правовой основой, занимается Конституция РФ, а также следующие кодексы РФ: Гражданский, Земельный, Водный, Градостроительный, Лесной, Жилищный.

Кадастровый учёт и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии. Если быть точнее, то Федеральной кадастровой палатой.

Ведение ГКН выполняется по принципу единства технологии. Т.е. на всей территории РФ ведется обеспечение общедоступности и непрерывности сведений, которые располагаются в ГКН. А также соблюдается сопоставимость кадастровых сведений со сведениями, которые находятся в других государственных информационных ресурсах.

Существует такое понятие, как «кадастровая съёмка», в пределах которой производится съемка границ участков недвижимой собственности. Кадастровая система включает также своего рода, другую систему данных, которая нужна для сбора налогов с земельных участков, собственности при необходимой регистрации юридических прав.

По назначению кадастр можно разделить на три большие категории:

· фискальный - для характеристики недвижимого имущества с целью определения порядка и размеров налогообложения(также известен как налоговый);

· юридический - для защиты прав владения собственности;

· многоцелевой - для решения ряда правовых, экономических, экологических, градостроительных задач, а также для борьбы с проблемами управления и планирования развитием территории. Многоцелевой кадастр несёт в себе информацию об объектах разного типа: природных ресурсах, инфраструктуре, социально-экономических явлениях и т.д.

Напоминая о порядке проведения государственного кадастрового учёта, стоит вновь обратиться к ФЗ о ГКН. Представление документов для проведения государственного кадастрового учёта строится следующим образом:

Заявление о проведении государственного кадастрового учета подается:

1) лицом, обладающим вещным правом на объект недвижимости;

2) правопреемником собственника объекта недвижимости;

3) лицом, которое обязано зарегистрировать свое право на объект капитального строительства (его часть);

4) лицом, в отношении которого было вынесено решение о предоставлении земельного участка;

5) лицом, в отношении которого вынесено вступившее в силу судебное решение о признании его вещного права на объект недвижимости;

6) органом государственной власти или органом местного самоуправления, (или соответствующим уполномоченным органом либо лицом) в случае принятия им решения: о резервировании или изъятии объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд, об установлении сервитута, об образовании объекта недвижимости, необходимого для охраны земель, природы, культурного наследия народов Российской Федерации, установлении или изменении границ правовых зон и (или) иных существенных характеристик;

7) иным лицом в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Если объект перестал существовать как недвижимость, то лицо, являющееся собственником этого объекта недвижимости, обращается в орган кадастрового учета, где прикрепляет заявление о снятии объекта с государственного кадастрового учета.

Полную информацию о методике формирования кадастрового учёта можно получить, ознакомившись с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». А именно глава №2, которая имеет одноимённое название, включающая статьи с 6-ой по 10-ую.

Публичная кадастровая карта (ПКК) содержит информацию об учтённых земельных участках, сведения о которых располагаются в государственном кадастре недвижимости (ГКН). Она размещена на сайте Росреестра в электронном варианте, и предназначена для получения первичной информации о земельном участке на территории РФ.

Может возникнуть вопрос: Зачем и самое главное, Для кого создана публичная кадастровая карта земельных участков?

ПКК земельных участков появилась в интернете в 2010 году. Карта опубликована в мировой системе координат в цилиндрической проекции Меркатора на сфере, которая основана на сфероиде WGS84 – WebMercator WGS 84.

Цель создания публичной кадастровой карты – предоставление кадастровых сведений неограниченно широкому кругу лиц. Среди них: риелторы, юристы, работники межевых организаций и все остальное население, разумеется.

Сведения государственного кадастра недвижимости являются, согласно российскому законодательству, общедоступными. Правда раньше получить доступ к таким сведениям вызывало некую трудность. Была необходимость отстоять очередь, чтобы просто получить общие сведения о земельном участке. В 2010 году, после создания публичной карты всё стало гораздо проще.

Давайте подробнее рассмотрим, какую информацию может нам совершенно бесплатно дать публичная кадастровая карта.

Информация о земельном участке, предоставляемая ПКК:

1. Кадастровый номер земельного участка.

2. Адрес земельного участка, внесенный в ГКН.

3. Статус кадастровых сведений о земельном участке (учтенный, ранее учтенный, временный).

4. Дата постановки на кадастровый учет

6. Вид использования.

7. Площадь земельного участка.

8. Кадастровая стоимость

9. Форма собственности.

10. Кадастровый инженер или наименование организации, которая поставила объект недвижимости на кадастровый учет.

11. Дата обновления сведений о земельном участке на ПКК.

12. Дата обновления сведений о кадастровом округе на ПКК.

13. Список обслуживающих подразделений территориального органа Росреестра с указанием наименования подразделения, адреса и телефона офиса приема.

Таким образом, с помощью данной карты можно получить первичные сведения о земельном участке – в каком квартале расположен, учтен или нет, кадастровый номер, кадастровые номера смежных землепользователей. Уже потом уже заказать выписку, где будет более точная и актуальная информация о земельном участке.

1.2 Специфика кадастрового учёта в других странах

Сведения кадастрового учета в большинстве стран мира оказывают большое влияние на общую землеустроительную политику страны, поэтому максимально точные сведения о размерах и состоянии земельных ресурсов чрезвычайно важны, а отсюда повышенное внимание к кадастровому учету.

Кадастр, в большинстве государств, представлен в формате информационной системы, в которой присутствуют сведения о земельных владениях и записи о правах собственности на объекты.

Интерес более подробного изучения кадастровых систем в странах с высоким уровнем экономического развития вызван тем, что данная процедура позволит сделать вывод о существенных различиях в понятиях земельного кадастра, его организационной структуре, содержании и способах ведения.

Учитывая интересы исследования, стоит отметить, что правовое регулирование ведения кадастрового учета в большинстве стран отличается, но принципиально можно разделить системы по основным типам:

· наполеоновская;

· немецкая;

· англоязычная;

· скандинавская.

Каждый из перечисленных форматов кадастровых систем имеет свои особенности и используется в определенных странах при управлении землей, в правовой сфере, для фискальных, административных и регистрационных целей, для контроля использования земельных ресурсов, для обеспечения сохранности и развития землеустройства, а также для регулирования перехода прав собственности на земельные участки и недвижимость.

Теперь можно выделить каждый тип кадастровой системы и вкратце описать принцип его устройства.

Наполеоновская система

Данный тип характерен для стран: Италия, Франция, Бельгия, Испания, Греция и другие государства западной, южной и юго-западной Европы.

Ведение кадастра в этих государствах, а также составление реестра по объектам недвижимости производится под руководством Министерства финансов и экономики страны. Вот и выходит, что кадастровый учет производится только с целью учета и сбора сведений, которые нужны для расчета налогооблагаемой базы, которая, в свою очередь, формируется по земельным участкам.

Реестры недвижимости применяются для учета и защиты прав собственности, они содержат информацию о действительных правах субъекта (собственника) на землю и объекты недвижимости. Также в реестры заносятся все данные о переходе прав, правовых актах в отношении объекта, правах третьих лиц и прочие сведения.

Специфические данные о состоянии грунта, особенностях рельефа местности, наличии природных ресурсов и т.п. собираются и анализируются Минэкономики и Министерством сельского хозяйства.

Также кадастры наполеоновской системы имеют территориальные особенности. К примеру, системы кадастра государств южной Европы имеют более выраженный фискальный формат, нежели системы центральных европейских стран.

Во Франции исторически сложилась своя довольно сложная система информационного обеспечения управления земельными ресурсами, в которой задействованы различные министерства и ведомства.

Кадастровый план является основным кадастровым документом, он используется для установления местоположения, иначе говоря - локализации земельного участка и идентификации строений. План составляется для каждой коммуны и полностью охватывает ее территорию.

«Парцелла» является базовой кадастровой единицей. Она представляет собой участок земли, принадлежащий одному собственнику. Каждая парцелла идентифицируется по уникальному номеру внутри кадастровой секции.

Сводным документом для учета и оценки имущества, а также для определения земельного налога застроенных и незастроенных земельных участков служит кадастровая матрица.

В соответствии с программой соглашении между налоговыми управлениями и местными органами власти продолжается сканирование кадастровых планов. Файлы со сканированными планами заменяют бумажные копии и служат базой для векторизации. Эти файлы ежегодно обновляются. Их можно получить для пользования за определенную плату.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08

Кадастровый учет земли ведется с целью получению систематизированной информации о состоянии земель, находящихся на территории России.

После реформ земельного законодательства, земля была включена в перечень объектов недвижимости, в результате чего, возникла необходимость учета индивидуализированных признаков земли.

Процесс кадастрового учета представляют собой действия уполномоченных субъектов по внесению в реестр сведений о количественных и качественных характеристиках земли. Наделение земельного участка индивидуально определенными признаками позволяет совершать действия по приобретению и отчуждению прав на землю.

Так, например, чтобы отдать в аренду часть земельного участка, гражданин должен отмежевать части земельного участка и получить на каждый кадастровый номер.

В этой статье:

Состав кадастрового учета земли

Кадастровый учет земли включает в себя несколько разделов: реестр участков земли, кадастровые дела и кадастровый паспорт. Реестр содержит запись о земле в текстовом формате.

Кадастровое дело представлено систематизированным сводом документов и информации по земле. А кадастровый паспорт сочетает в себе графическую и текстовую информацию о конкретном земельном участке.

В состав государственного кадастра принято включать следующие компоненты по земле:

  • Номер и дата постановки на учет земельного участка
  • Расположение участка на местности с указанием границ
  • Площадь земельного участка
  • Субъект права на землю, а также смежные землепользователи
  • Сведение о праве на участок земли, например, право собственности
  • Указание на целевое назначение и разрешенное использование участка
  • Иные сведения, идентифицирующие участок земли

Порядок ведения кадастра земель

Ведение кадастрового учета земли происходит путем постановки на кадастровый учет заинтересованными лицами по их заявлению. Направлять обращение необходимо в органы Росреестра. Общий срок для постановки участка земли на учет составляет 18 дней.

При подаче заявления прилагается пакет документов:

  • Квитанция об оплате госпошлины
  • Межевое дело на участок, которое должно быть сформированным на момент постановки на государственный учет
  • Документ, подтверждающий согласование границ со смежными землепользователями
  • Данные об объектах недвижимости, расположенные на участке
  • Документы, подтверждающие право на землю
  • Документ, определяющий целевое назначение земли, например, для земель промышленности, транспорта, связи

По результатам проведенного учета земли, гражданину или иному субъекту земельных отношений выдается кадастровый паспорт. В дальнейшем для совершения сделок с землей, гражданин может получить выписку из реестра кадастрового учета.

Обязательность прохождения кадастрового учета земли

Все земельные участки, находящиеся в границах территории России и составляющие единый земельный фонд прошли государственный кадастровый учет.

Цель постановки на данный вид учета, как уже было отмечено выше, наделение участка индивидуализирующими признаками, получение сведений о количественных и качественных свойствах участка. В том числе земли подлежат кадастровой оценке, для начисления земельного налога исходя из его кадастровой стоимости.

Нужно ли гражданину проходить кадастровый учет земли?

Если, земля получена , гражданин должен зарегистрировать право на данный земельный участок

Чтобы совершить регистрационные действия, гражданину необходимо поставить земельный участок на кадастровый учет, если наследодатель ранее этого не сделал.

Так же не редко встречаются ситуации когда земля передавалось без постановки на кадастровый учёт. В этой ситуции необходимо определить границы земельного участка и поставить его на кадастровый учёт и только после этого можно оформить на него права.

А в целом, как правило за редким исключением, земельные участки располагаются в границах муниципального образования, которые прошли государственный учет и получили кадастровую оценку.

Понятие и виды кадастрового учета

Под кадастровым учетом понимается комплекс мер, направленных на определение юридического статуса объекта (имущественный комплекс, участок земли и т.д.) путем внесения сведений о нем в информационный государственный ресурс - кадастр.

Система информационных ресурсов Российской Федерации в области учета объектов недвижимости, включает в себя следующие кадастры:

  • Земельный кадастр. Включает в себя сведения об участках земли, прошедших процедуру кадастрового учета, а также о территориальных зонах РФ. Является частью системы ГКН.
  • Градостроительный кадастр. Содержит информацию об объектах градостроительной деятельности на основе проектной и градостроительной документации. Является часть системы ГКН.
  • Государственный кадастр недвижимости. Включает в себя данные об учтенных Росреестром объектах недвижимости, является открытым и общедоступным для получения информации.
  • Кадастр особо охраняемых природных территорий. В нем содержится информация о территориях, которые подлежат особой защите и охране ввиду уникальных свойств данных объектов природного мира.

Земельный кадастр является основой для ведения государственного градостроительного кадастра, так как земля является ключевым фактором для создания и эксплуатации объектов недвижимости.

В настоящее время ведется работа по объединению всех кадастров в единую информационную базу данных. Ключевую роль в этой системе занимает Государственный кадастр недвижимости (ГКН), который в итоге должен объединить информацию из всех остальных кадастров.

Получение сведений между различными кадастрами в порядке межведомственного информационного обмена осуществляют уполномоченные органы, ведущие данные кадастры. Такой обмен возможен как путем получения данных по запросу в письменной форме с истребованием документальных копий, так и путем электронного запроса по телекоммуникационным каналам связи.

Технология кадастрового учета описана в Правилах технического учета и технической инвентаризации, в Федеральном законе «О государственном кадастре недвижимости», а также в Административных регламентах службы Росреестра.

Кто занимается ведением кадастров?

Все сведения, содержащиеся в кадастрах, вносятся органами, осуществляющими постановку на учет объектов, а также уполномоченными лицами. Для каждого конкретного случая внесения сведений в кадастр предусмотрен определенный комплект документов, зависящий от объекта:

  • Для земельного участка - межевой план, правоустанавливающие документы на участок, информация об ограничениях (обременениях);
  • Для имущественного комплекса (здание, сооружение, иной объект капитального строительства) - технический план, иные документы технической инвентаризации, правоустанавливающие документы, градостроительная и проектная документация, акты обследования и т.д.

Сведения вносятся в кадастры после совершения определенной процедуры, которая включает в себя не только прием документов от заявителя, но и проверку представленной документации на предмет соответствия требованиям законодательства и отсутствию противоречий с учетными данными других объектов.

Органом, осуществляющим ведение указанных кадастров Российской Федерации, является Росреестр (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии). Данная служба стала правопреемником Федерального агентства недвижимости и Службы земельного кадастра.

Процедура внесения сведений в кадастр

Внесение сведений в кадастр осуществляется территориальными подразделениями Росреестра на основании заявления заинтересованного лица о проведении кадастрового учета. К данному заявлению должны быть приложены документы, необходимые для проведения учета. Кроме того, органы Росреестра могут сами запросить требуемые документы в порядке межведомственного обмена с другими государственными органами.

С момента внесения сведений в соответствующий кадастр, процедура постановки объекта на учет считается состоявшейся, что влечет наступление юридически значимых последствий - персональные идентифицирующие признаки объекта выражаются в присвоении ему уникального кадастрового номера.

Внесение сведений в земельный кадастр сопровождается одновременным размещением данных об объекте и в государственный кадастр недвижимости.

Внесение изменений в сведения государственных кадастров осуществляется территориальными органами Росреестра в порядке, аналогичным для постановки объекта на кадастровый учет. Изменение сведений об объекте учета ввиду изменения его основных характеристик не влечет изменение уникального кадастрового номера объекта - он остается неизменным на весь период существования объекта.

В некоторых случаях внесение изменений в сведения кадастрового учета осуществляется без подачи заявления правообладателем объект. Например, при очередном изменении кадастровой стоимости объекта, которую утверждают органы власти субъекта РФ, данные изменения вносятся в порядке межведомственного обмена после утверждения акта об установлении кадастровой стоимости.

Постановка объекта на учет, а также внесение изменений в сведения о нем, осуществляются в течение 10 рабочих дней с даты подачи заявления заинтересованного лица, либо с даты поступления информации в порядке межведомственного обмена.

Рисунок 14 Схема централизованной технологии ведения ГКУ -технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства или копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию; -акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости (при снятии с учета такого объекта недвижимости); -документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя; - копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на объект недвижимости; - копия документа, подтверждающего принадлежность земельного участка к определенной категории; - копия документа, подтверждающего установленное разрешение использования земельного участка; -копия документа, подтверждающего изменение назначения здания или помещения. Юридические лица представляют документы подтверждающие их статус (Устав, Свидетельство о постановке на учет юридического лица в налоговом органе, Свидетельство о государственной регистрации юридического лица) При оформлении садовых участков (Устав СНТ, зарегистрированный в налоговом органе, Свидетельство о внесении СНТ в госреестр юридических лиц, выписка из протокола общего собрания СНТ о выборе председателя) В случае направления заявления о проведении государственного кадастрового учета заказным письмом подпись заявителя и копии правоустанавливающих документов, прилагаемых к заявлению, должны быть нотариально удостоверены. Подлинность электронной цифровой подписи подтверждается в соответствии с федеральным законом № 1-ФЗ от 10.01.2002 «Об электронной цифровой подписи». Электронные документы представляются в виде файлов в формате XML, созданных с использованием XML-схем, размещенных по адресу: www.rosreestr.ru Проверка документов, предоставленных для кадастрового учёта. Сведения об объектах недвижимости и содержащие их документы проверяются на предмет выявления отсутствия предусмотренных Законом оснований для приостановления и отказа в осуществлении кадастрового учета. При этом не является основанием для отказа в осуществлении кадастрового учета земельного участка, образуемого в счет земельной доли, наличие временного статуса сведений в отношении земельного участка из которого осуществлен выдел. Виды проводимых проверок: проверка полномочий заявителя; проверка на комплектность документов; проверка документов по форме и содержанию сведений, требуемых для кадастрового учета; проверка на соответствие сведениям ГКН, в том числе графического отображения. Не подлежат приему заявления о проведении государственного кадастрового учета в случае: - отсутствия документов, предусмотренных частями 4 - 6 статьи 14 настоящего Федерального закона; -если заявление и прилагаемые к нему документы имеют подчистки, приписки, зачеркивания или иные исправления, а также если эти исправления сделаны карандашом или имеют серьезные повреждения, не позволяющие однозначно истолковать их содержание; -если заявление не отвечает требованиям частей 1 и 2 статьи 14 настоящего Федерального закона. 3. О приеме либо об отказе в приеме заявления о проведении государственного кадастрового учета орган кадастрового учета в день принятия соответствующего решения: 1) производит соответствующую запись в книге учета документов; 2) вручает заявителю лично под расписку или направляет ему заказным письмом уведомление о приеме заявления либо об отказе в его приеме с приложением представленных им документов и описи вложения. Протокол проверки документов содержит заключение по каждому виду проверки, а также выявленные основания для приостановления или отказа в проведении кадастрового учета. Если предоставленные заявителем документы позволяют внести в ГКН необходимые сведения о земельном участке, уполномоченным должностным лицом органа кадастрового учета принимается решение, оформленное в письменном виде (специального бланка) и регистрируется в регистрационно-контрольной форме. Подлинник решения подшивается в кадастровое дело. Виды решений: 1) о внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости: 2) о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости; 3) об учете изменений объекта недвижимости (изменении либо снятии с учета части объекта недвижимости, а также об учете адреса правообладателя): 4) о снятии с учета объекта недвижимости: 5) о внесении сведений в ГКН в соответствии с документами, поступающими в порядке информационного взаимодействия; 6) об исправлении технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях. При выполнении кадастровых процедур, связанных с постановкой на кадастровый учет, учетом изменений, снятием с учета объекта недвижимости может быть принято решение: 1) о приостановлении осуществления кадастрового учета: 2) об отказе в осуществлении кадастрового учета. При внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, а также поступающих в порядке информационного взаимодействия может быть принято решение 3) об отказе во внесении соответствующих сведений При выполнении кадастровых процедур. связанных с исправлением технической ошибки в кадастровых сведениях может быть приято решение 4) об отказе в исправлении технической ошибки. При проверке документов, представленных в целях устранения оснований приостановления осуществления кадастрового учета, проверяется наличие в представленных документах необходимых для возобновления осуществления кадастрового учета сведений, а также соблюдение установленного срока такого приостановления. Результаты проверки оформляются протоколом, в котором отражается принятое по каждому показателю проверки решение. Факт проведения проверки, в том числе по отдельным ее показателям, подтверждается в АИС ГКН путем указания фамилии и инициалов уполномоченного должностного лица органа кадастрового учета и даты внесения сведений об объекте недвижимости. Протокол проверки и проект решения направляются должностному лицу, уполномоченному на принятие решений ( п. 18 Порядка). Данное должностное лицо вправе изменить протокол проверки, удостоверив изменения своей подписью. В АИС ГКН вносятся фамилия и инициалы уполномоченного должностного лица органа кадастрового учета, а также дата подписания протокола проверки и принятия соответствующего решения. Оформленные на бумажном носителе протокол проверки и соответствующее решение, подготовленное с использованием специального бланка, оформленного в установленном законодательством Российской Федерации порядке, помещаются в учетное дело. Осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если: 1.Имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем для осуществления такого кадастрового учета документах, и кадастровыми сведениями о данном объекте недвижимости (за исключением случаев, если при осуществлении такого кадастрового учета вносятся изменения в указанные кадастровые сведения). 2.Одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, пересекает одну из границ другого земельного участка, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости). 3.Местоположение помещения, о кадастровом учете которого представлено заявление, в соответствии с кадастровыми сведениями частично или полностью совпадает с местоположением другого помещения (за исключением случая, если другое помещение является преобразуемым объектом недвижимости). 4.Не представлены необходимые для кадастрового учета документы. В случае, если решение о приостановлении принято в соответствии с пунктами 1, 2, 3, одновременно с решением заявителю или его представителю для доработки возвращаются представленные вместе с соответствующим заявлением межевой план, технический план или акт обследования. Решение о приостановлении осуществления кадастрового учета принимается на срок до устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца. Данное решение выдается заявителю или его представителю лично под расписку, либо направляется посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении по указанному в заявлении почтовому адресу. В случае, если нарушения не будут устранены, принимается решение об отказе в осуществлении кадастрового учета. 1. Если документы, представленные заявителем для проведения государственного кадастрового учета (снятия с государственного кадастрового учета), не могут подтвердить его полномочий на подачу такого заявления, орган кадастрового учета приостанавливает на один месяц проведение государственного кадастрового учета. В случае непредставления в указанный срок заявителем соответствующих документов орган кадастрового учета принимает решение об отказе в проведении государственного кадастрового учета. 2. При поступлении документов, подтверждающих полномочия заявителя, орган кадастрового учета проверяет соответствие акта формирования требованиям законодательства Российской Федерации, а также определяет соответствие сведений, содержащихся в акте формирования, сведениям, содержащимся в государственном кадастре недвижимости. В случае выявления несоответствия акта формирования требованиям законодательства Российской Федерации либо несоответствия сведений, содержащихся в акте формирования, сведениям, содержащимся в государственном кадастре недвижимости, орган кадастрового учета приостанавливает на два месяца проведение государственного кадастрового учета и направляет заявителю и кадастровому инженеру, составившему акт формирования, уведомление с обоснованием своего решения и рекомендациями по доработке документов, представленных для проведения государственного кадастрового учета. Кадастровый инженер, составивший акт формирования, должен в двухмесячных срок за свой счет доработать акт формирования и представить его заявителю и в орган кадастрового учета. В противном случае орган кадастрового учета по истечении срока, на который приостановлено проведение государственного кадастрового учета, принимает решение об отказе в проведении государственного кадастрового учета, о чем уведомляет заявителя, кадастрового инженера, составившего акт формирования, а также саморегулируемую организацию, членом которой кадастровый инженер является. Государственный кадастровый учет может быть приостановлен на основании судебного акта на срок, установленный этим судебным актом. Приостановление проведения государственного кадастрового учета прерывает течение срока, установленного частью 3 статьи 17 настоящего Федерального закона. В случае принятия решения о приостановлении проведения государственного кадастрового учета или об отказе в его проведении орган кадастрового учета производит соответствующую запись в книге учета документов. Уведомление о приостановлении проведения государственного кадастрового учета или об отказе в его проведении орган кадастрового учета вручает заявителю лично или направляет по почте заказным письмом в течение пяти рабочих дней со дня внесения соответствующей записи в книгу учета документов. Решение о приостановлении проведения государственного кадастрового учета или об отказе в его проведении может быть обжаловано в суде. Решение об отказе в кадастровом учете может быть принято если: -заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона; -с заявлением о кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо; - объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образуется в результате преобразования объекта недвижимости и раздел или выдел доли в натуре либо иное совершаемое при таком преобразовании действие не допускается в соответствии с установленными федеральным законом требованиями; -объект недвижимости, образуется в результате преобразования объекта недвижимости и внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о таком преобразуемом объекте недвижимости носят временный характер; -истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении; -размер земельного участка не соответствует установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (максимальным и минимальным) размерам земельных участков; -земельный участок образуется в результате преобразования земельного участка и размер последнего в связи с этим преобразованием не соответствует установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным минимальным размерам земельных участков; -доступ к земельному участку (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута, не обеспечен; -земельный участок образуется в результате преобразования земельного участка и к последнему в связи с этим преобразованием не будет обеспечен доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута; -одна из границ земельного участка пересекает границу муниципального образования и (или) границу населенного пункта; -земельный участок образуется в результате преобразования земельных участков, и эти преобразуемые участки не относятся к одной категории земель, за исключением установленных федеральным законом случаев; -в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением местоположения его границ; -площадь земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой содержатся в ГКН, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, если такой размер не установлен, на величину более чем 10% площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в ГКН; -нарушен порядок согласования местоположения границ земельных участков, за исключением случаев признания указанных границ, уточненными в порядке разрешения земельного спора; Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в снятии с учета земельного участка в случае, если такой земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета в соответствии с данным законом. Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в течение 20 календарных дней (ч.1 ст.17 №221-ФЗ). Данное решение об отказе выдается соответствующему заявителю или его представителю лично под расписку либо не позднее рабочего дня, следующего за пятым рабочим днем со дня истечения указанного срока, направляется посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении по указанному в соответствующем заявлении почтовому адресу. В случае принятия решения о постановке на государственный кадастровый учет орган кадастрового учета:

Централизованный кадастровый учет недвижимости в Московской области

«Практическое значение централизованного кадастрового учета недвижимости для участников земельных отношений в конечном итоге является важнейшим индикатором эффективности реализации программы», - считает Татьяна Турчанова заместитель директора ФГУ «Кадастровая палат» по Московской области.

Андрей Осипов

О сновные организационно-технические мероприятия по переходу в Московском областном кадастровом округе на технологию централизованного государственного кадастрового учета недвижимости были проведены в 2009-2010 годах. Эти мероприятия осуществлялись на основе концептуальных подходов к процессу централизованного ведения государственного кадастра недвижимости , определенных подпрограммой «Создание системы кадастра недвижимости (2006-2011 годы)» Федеральной целевой программы «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2008 годы)» .

Напомним, ФЦП в рамках повышения доступности и качества кадастровых услуг предусматривает централизованное (по общим правилам) ведение кадастра на уровне органов кадастрового учета субъектов Российской Федерации, объединение данных обо всех объектах недвижимости в одном информационном ресурсе, обеспечение непротиворечивости кадастровых сведений, построение продуктивной системы контроля за деятельностью органов кадастрового учета и разделение технологических функций, связанных с кадастровым учетом.

На базе данных положений и исходя из мероприятий по внедрению на региональном уровне технологии централизованного учета, запланированных приказом Роснедвижимости от 23 декабря 2008 года № П/0558 , ФГУ «Кадастровая палата» по Московской области была утверждена организационно-распорядительная схема реализации технологии централизованного учета, в основу которой положены следующие принципы:

1) общие начала деятельности по ведению кадастра и кадастровому учету, установленные Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» :

  • принцип технологической унификации деятельности по ведению кадастра, согласно которому кадастровый учет осуществляется по единой общеобязательной технологии независимо от места нахождения объекта кадастрового учета (часть 1 статья 4 Закона № 221-ФЗ);

  • принцип публичности и достоверности кадастровых сведений, согласно которому кадастровые сведения, по общему правилу, носят общедоступный характер и подлежат постоянной актуализации (части 1, 8 статьи 4, часть 1 статьи 14 Закона № 221-ФЗ);

  • принцип сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах, и аутентичности кадастровых сведений с документами-источниками кадастровой информации (часть 1 статьи 4 Закона № 221-ФЗ);

  • принцип преемственности кадастровых сведений, согласно которому ранее проводившийся кадастровый учет - до начала реализации технологии централизованного учета - признается юридически действительным, а сведения о ранее учтенных объектах подлежат внесению в автоматизированную информационную систему, предназначенную для ведения кадастра , независимо от истечения определенного периода со дня завершения кадастрового учета, изменения требований к точности или способам определения подлежащих внесению в кадастр сведений, изменения геодезической или картографической основы кадастра, включая систему координат, используемую для его ведения (часть 6 статьи 4, части 1 и 3 статьи 45 Закона № 221-ФЗ);

  • заявительный принцип кадастрового учета, согласно которому кадастровый учет проводится на основании обращения об этом и представленных в орган кадастрового учета необходимых документов; при этом никто не вправе требовать, иначе как на основании решения суда, от собственника поставленного на учет объекта недвижимости или от иного лица осуществления кадастрового учета изменений объекта недвижимости (части 2, 4 статьи 16 Закона № 221-ФЗ).
2) специальные положения, направленные на обеспечение действия механизма централизованного учета, вытекающие из ФЦП:
  • принцип организационно-технологического разделения полномочий органа кадастрового учета, согласно которому места непосредственной работы с лицами, обращающимися за выполнением кадастровых процедур и (или) предоставлением кадастровых сведений (места приема и выдачи документов), отделены от мест принятия решений об осуществлении кадастрового учета;

  • принцип создания и единого администрирования базы данных АИС ГКН на уровне кадастрового округа, исключающий доступ к указанной базе данных на уровне кадастрового района;

  • принцип централизованного хранения кадастровых дел, согласно которому постоянное хранение документов - оснований внесения сведений в кадастр осуществляется на уровне кадастрового округа .
На основе принципов централизованного учета предстояло эффективно модернизировать структуру Кадастровой палаты, учитывая рекомендации, содержащиеся в письме Роснедвижимости от 12 июля 2006 года № ВК / 1039 «О порядке реформирования структуры ФГУ «КП» по субъектам Российской Федерации» . Принимая во внимание интенсивность оборота недвижимости в Московской области и сопутствующих такому обороту обращений за оказанием государственных услуг в сфере ведения кадастра и предоставления его сведений (порядка 4 тысяч в день), а также количество земельных участков, в отношении которых проводится администрирование кадастровых сведений (около 3,3 миллиона единиц), было принято решение о сохранении офисов приема и выдачи документов на базе ранее созданной филиальной сети Кадастровой палатой - всего 68 мест приема и выдачи документов. При этом выполнение кадастровых процедур и ведение базы данных кадастровых сведений осуществляется в аппарате управления Кадастровой палаты.

Действующая схема функциональных связей при реализации Кадастровой палатой технологии централизованного учета выглядит следующим образом (см. таблицу):

Таблица 1.

Действующая схема функциональных связей при реализации Кадастровой палатой технологии централизованного учета

Наименование / количество структурных подразделений Основные функции Администри-руемые кадастровые районы Штатная численность
Территориальный отдел / 57 1. Прием документов, представляемых для выполнения кадастровых процедур и для предоставления кадастровых сведений.
2. Сканирование и перевод документов в электронный вид (в формате, принятом для ведения АИС ГКН).
3. Удостоверение и выдача кадастровых сведений.
4. Хранение документов кадастровых и учетных дел на бумажных носителях (до их передачи на централизованное хранение в архив Кадастровой палаты).
... ...
Межмуниципальный отдел / 4 1. Проведение проверки на отсутствие ошибок конвертации баз данных ПК ЕГРЗ в АИС ГКН и устранение ошибок.
2. Ввод в АИС ГКН данных об объекте в соответствии с документами, представленными для выполнения кадастровых процедур.
3. Формирование по запросам в АИС ГКН выписки из кадастра, уведомлений об отсутствии сведений либо решений об отказе в предоставлении кадастровых сведений (за исключением копий документов кадастровых дел).
для отдела № 1 - ...;
для отдела № 2 - ...;
для отдела № 3 - ...;
для отдела № 4 - ...
для отдела № 1 - ...;
для отдела № 2 - ...;
для отдела № 3 - ...;
для отдела № 4 - ...
Отдел обработки документов / 4 1. Проверка документов, поступивших для выполнения кадастровых процедур, на предмет выявления отсутствия предусмотренных Законом № 221-ФЗ оснований для приостановления и отказа в осуществлении кадастровых процедур.
2. Подготовка протоколов проверки с удостоверением факта проверки в АИС ГКН.
3. Формирование проектов решений органа кадастрового учета.
для отдела № 1 - ...;
для отдела № 2 - ...;
для отдела № 3 - ...;
для отдела № 4 - ...
для отдела № 1 - ...;
для отдела № 2 - ...;
для отдела № 3 - ...;
для отдела № 4 - ...
Отдел кадастрового учета / 4 1. Контроль соответствия результатов проверки документов, представленных для выполнения кадастровых процедур, требованиям законодательства (подтверждение результатов проверки).
2. При подтверждении результатов проверки по основаниям, предусмотренным Законом № 221-ФЗ, принятие решения органа кадастрового учета.
3. При принятии решений о выполнении кадастровой процедуры подтверждение внесенных записей в АИС ГКН; формирование и удостоверение выписки из кадастра.
для отдела № 1 - ...;
для отдела № 2 - ...;
для отдела № 3 - ...;
для отдела № 4 - ...
для отдела № 1 - ...;
для отдела № 2 - ...;
для отдела № 3 - ...;
для отдела № 4 - ...
Отдел расчета кадастровой стоимости / 1 1. Обеспечение расчета кадастровой стоимости земельных участков в случаях, установленных законодательством.
2. Принятие решения по вопросам исправления ошибок в сведениях кадастра о кадастровой стоимости.
3. Подготовка разъяснений и ответов на обращения по вопросам определения кадастровой стоимости.
... ...
Отдел сканирования / 1 1. Сканирование подготовленных в результате выполнения кадастровой процедуры документов и приобщение электронных образов документов к учетному делу.
2. В случае принятия решения о выполнении кадастровой процедуры формирование в АИС ГКН кадастрового дела.
... ...
Отдел приема и отправки документов / 1 1. Наряду с территориальным отделом - прием заявлений и необходимых для кадастрового учета документов, представленных в форме электронных документов с использованием сетей связи общего пользования, независимо от места нахождения объектов кадастровых процедур и вида запрашиваемых сведений кадастра.
2. Обеспечение приема и отправки документов, подготовленных в структурных подразделениях аппарата управления Кадастровой палаты в рамках реализации функций органа кадастрового учета.
... ...

Проанализировав «архитектуру» централизованного учета, ответим на вопрос о его практическом значении для участников земельных отношений, что в конечном итоге также является важнейшим индикатором эффективности реализации ФЦП.

Во-первых, унифицированные подходы к технологии ведения кадастра (на уровне кадастрового округа) позволяют обеспечить правильное и единообразное применение положений законодательства, касающихся формирования и определения характеристик земельных участков в качестве объектов недвижимого имущества и земельных отношений.

Отметим, действовавшая до внедрения технологии централизованного учета практика принятия сотрудниками 59 территориальных подразделений Управления Роснедвижимости по Московской области решений о выполнении кадастровых процедур, совмещавших прием документов для кадастрового учета, участие в деятельности местных администраций по выбору земельных участков и одновременно взаимодействующих с кадастровыми инженерами, работающими на территории определенного муниципального образования, во многом носила субъективный характер, требуя постоянного административного контроля и оперативной коррекции на региональном уровне.

В итоге наличие факторов «локализации» всех полномочий органа кадастрового учета по месту приема и выдачи документов в известной степени приводило к проявлению коррупциогенных факторов, неправильному применению правовых норм и отсутствию единообразия при принятии решений по одним и тем же основаниям. Например, при наличии пробела в федеральном законодательстве по вопросу о правилах присвоения адресов земельным участкам в качестве основания для изменения кадастровых сведений органом кадастрового учета рассматривалась справка администрации поселения об адресе домовладения, расположенного на земельном участке; при этом в других случаях такой документ не принимался, а по мнению того же органа адрес считался официально присвоенным после издания муниципального правового акта в форме постановления или распоряжения .

В этом аспекте заслуживают внимания унифицированные подходы к применению земельного законодательства (учитывающие обобщенную судебную практику, акты прокурорского надзора и официальную позицию Минэкономразвития России и Росреестра), которые удалось реализовать Кадастровой палате при внедрении технологии централизованного учета: за счет передачи полномочий по принятию решений о выполнении кадастровых процедур с уровня кадастровых районов (57 территориальных отделов, 64 кадастровых района) на уровень кадастрового округа - 4 отдела кадастрового учета центрального аппарата.

Характерным примером является методологическая позиция Кадастровой палаты по вопросу о предмете проверки документов, предназначенных для выполнения кадастровых процедур, выработанная исходя из рекомендаций Минэкономразвития России и Росреестра и реализуемая в условиях централизованного учета. Речь идет о требованиях, не допускающих отказ в кадастровом учете по формальным основаниям, не влияющим на достоверность и обоснованность кадастровых сведений.

Так, в письмах Минэкономразвития России от 27 июля 2010 года № 13293-ИМ / Д23 и Росреестра от 2 октября 2009 года № 14-7828-ВК рекомендовалось не рассматривать в качестве причины отказа в осуществлении кадастрового учета ошибки, допускаемые при оформлении таких элементов межевого плана, как поля, шрифты, тип и толщина линий, размеры ячеек таблиц, размеры специальных условных знаков, нумерация столбцов или строк, иные формальные недостатки, допущенные при подготовке межевого плана, которые не влияют на достоверность и обоснованность содержащихся в нем сведений об объекте кадастровых работ, а также на возможность внесения указанных сведений в кадастр.

В то же время количество обжалуемых решений об отказе в кадастровом учете, принятых по сугубо формальным основаниям, оставалось существенным, что отмечалось в письмах Росреестра от 2 октября 2009 года № 14-7828-ВК, от 29 января 2010 года № 14-601-ВК, касающихся практики принятия таких решений на уровне кадастровых районов Московской области .

С момента концентрации полномочий по принятию решений о выполнении кадастровых процедур на уровне кадастрового округа (в рамках внедрения технологии централизованного учета, способствующей минимизации негативных факторов отсутствия организационно-технологического разделения полномочий органа кадастрового учета) в деятельности Кадастровой палаты устойчиво проявляется практика, направленная на исключение отказов в кадастровом учете по формальным основаниям. Так, начиная с 15 сентября 2010 года Кадастровой палатой принято 8400 решений об отказе в осуществлении кадастрового учета по причине ошибок в оформлении межевого плана, что более чем на 15 % меньше аналогичного периода прошлого года до внедрения технологии централизованного учета.

Рис. 1. Технология централизованного кадастрового учета недвижимости в Московском областном кадастровом округе

В качестве примера прикладного значения централизованного учета для реализации единых подходов к проблемным вопросам применения земельного законодательства также можно отметить вопрос об основаниях определения и внесения в АИС ГКН сведений о разрешенном использовании земельных участков, по которому Кадастровой палатой была выработана следующая методологическая позиция (применяющаяся независимо от места нахождения земельного участка в границах того или иного муниципального образования).

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» до принятия правил землепользования и застройки, но не позднее, чем до 1 января 2012 года, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев, предусмотренных в статьях 4 и 4.1 Закона № 191-ФЗ.

Однако в указанной норме не определено, какой именно уровень органов местного самоуправления следует понимать в словосочетании «местная администрация». С учетом того, что разработка и утверждение правил землепользования и застройки, определяющих в общем порядке разрешенное использование земельного участка, осуществляются администрацией поселения (городского округа) , по мнению Кадастровой палаты данные полномочия могут осуществляться органами местного самоуправления поселения (городского округа), в границах которого расположен земельный участок . С учетом этого в качестве оснований для изменения сведений кадастра о разрешенном использовании земельных участков могут рассматриваться копии актов тех муниципальных органов, которые уполномочены принимать решения об утверждении правил землепользования и застройки.

Подчеркнем: на наш взгляд, до установления законодательством порядка изменения разрешенного использования земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, изменение разрешенного использования таких участков (за исключением особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий), может осуществляться решением главы местной администрации с учетом публичных слушаний в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона № 191-ФЗ, поскольку иное не предусмотрено законодательством . При этом результаты публичных слушаний не могут рассматриваться и оцениваться органом кадастрового учета на предмет соответствия законодательству, поскольку документы об их проведении не представляются для осуществления кадастрового учета (части 2, 3 статьи 16 Закона № 221-ФЗ) .

Перечисленные и другие унифицированные алгоритмы решения проблемных вопросов применения земельного законодательства апробированы Кадастровой палатой в рамках деятельности по централизованному учету.

Кроме того, введение технологии централизованного учета способствовало созданию эффективных условий для реализации на региональном уровне мероприятий Концепции формирования единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости. Важнейшими элементами Концепции, принципы которой получили развитие в нормах Федерального закона от 21 декабря 2009 года № 334-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», является обеспечение оперативного (без дополнительной административной нагрузки на правообладателей недвижимости) отражения в кадастре сведений о зарегистрированных правах на земельные участки, являющиеся объектами кадастрового учета, синхронного внесения изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) в связи с изменением (уточнением) кадастровых сведений об объектах недвижимости, а также исключение обязанности правообладателей представлять для государственной регистрации прав кадастровые паспорта земельных участков.

В целях исполнения данных положений наиболее эффективным представляется именно централизованное ведение и администрирование базы данных кадастровых сведений с реализацией функции «загрузки» изменений из ЕГРП в период не реже 1 раза в 3 дня. Указанное было закреплено в соглашении об информационном обмене между Кадастровой палатой и Управлением Росреестра по Московской области от 22 декабря 2010 года.

Безусловно, своевременная актуализация кадастровых сведений о принадлежности земельных участков, достигаемая в том числе за счет перехода на технологию централизованного учета, направлена на обеспечение достоверности информации об объектах налогообложения земельным налогом, а также позволяет правообладателям совершать распорядительные действия, включая преобразование, в отношении земельных участков с последующим их кадастровым учетом.

Нельзя не отметить значение централизованного учета для информационного обеспечения деятельности по управлению земельными ресурсами на уровне муниципальных образований. В соответствии с частью 2 статьи 15 Закона № 221-ФЗ орган кадастрового учета ежеквартально предоставляет на безвозмездной основе органам местного самоуправления кадастровые карты территорий муниципальных образований в порядке, определенном соглашениями об информационном взаимодействии, которые заключены между органом кадастрового учета и указанными органами. Состав сведений, содержащихся в указанных кадастровых картах, определен приказом Минэкономразвития России от 19 октября 2009 года № 416 «Об установлении перечня видов и состава сведений кадастровых карт».

В связи с изложенным на основе централизованного использования базы данных кадастровых сведений Кадастровой палатой разработано типовое соглашение об информационном взаимодействии с муниципальными органами, которое в ближайшее время планируется апробировать в большинстве муниципальных районов и городских округов Московской области.

1. Далее - кадастровый учет, централизованный учет.
2. Далее - кадастр.
3. Далее - ФЦП. Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2005 года № 560 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года № 1105). «Собрание законодательства Российской Федерации», 16 февраля 2009 года, № 7, ст. 834.
4. Размещен в электронной информационно-справочной системе «КонсультантПлюс».
5. Далее - Кадастровая палата.
6. Далее - Закон № 221-ФЗ («Собрание законодательства Российской Федерации», 30 июля 2007 года, № 31, ст. 4017).
7. Далее - АИС ГКН.
8. По мере создания для этого необходимых материально-технических условий.
9. Размещено в электронной информационно-справочной системе «КонсультантПлюс».
10. В дальнейшем в соответствии с приказом Росреестра от 8 февраля 2010 года № П / 41 такие функции выполняли территориальные отделы Управления Росреестра по Московской области (до передачи полномочий органа кадастрового учета Кадастровой палате в соответствии с приказом Росреестра от 11 марта 2010 года № П / 93).
11. В большинстве случаев такое участие ограничивалось совещательным форматом.
12. По данному вопросу см. также письмо Минэкономразвития России от 14 сентября 2009 года № Д23-2986. Размещено в электронной информационно-справочной системе «КонсультантПлюс».
13. Письмо Кадастровой палаты от 2 сентября 2010 года № 1391 «О проверке сведений о земельных участках и содержащих такие сведения документов, предназначенных для выполнения кадастровых процедур».
14. Размещены в электронной информационно-справочной системе «КонсультантПлюс».
15. Размещены в электронной информационно-справочной системе «КонсультантПлюс».
16. Далее - Закон № 191-ФЗ («Собрание законодательства Российской Федерации», 3 января 200 года, № 1 (часть 1), ст. 17).
17. Часть 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» («Собрание законодательства Российской Федерации», 6 октября 2003 года, № 40, ст. 3822).
18. Такая позиция изложена в письмах Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам местного самоуправления (от 13 августа 2009 года № 3.4-32 / 581), Прокуратуры Московской области (от 28 августа 2009 года № 7 / 3-877-2009), Минэкономразвития России (от 27 сентября 2010 года № Д23-3850).
19. По данному вопросу см. также письмо Минэкономразвития России от 14 сентября 2009 года № Д23-2986. Размещено в электронной информационно-справочной системе «КонсультантПлюс».
20. Подробно см. письмо Кадастровой палаты от 17 декабря 2010 года № 2269 «О разъяснениях по вопросам внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о разрешенном использовании земельного участка».