История переписей населения в ссср и россии. справка

Перепись населения - это сплошной массовый учет населения, проводимый на определенный момент времени по особой программе и организационному плану. Перепись населения проводится с целью изучения численности населения, расселения по территории страны, плотности размещения, состава по полу, возрасту, национальности, а также изучения социально-экономической структуры, уровня образования и др.

Основные принципы переписи населения в СССР были следующие. 1. Переписью охватывают все население, т. е. проводится сплошной учет. Обеспечивается это тем, что счетной единицей (единицей учета) служит каждый человек.

2. Одномоментность проведения по всей территории страны: собираемые сведения приурочиваются к определенному дню и часу, единым для всей страны (критический момент переписи, момент счета населения).

3. Программа переписи населения (перечень вопросов, правила проведения, документация), методика счета - единые на всей территории страны.

4. Быстрота проведения, т. е. учет населения во время переписи производится в течение весьма краткого срока. Учет проводится экспедиционным методом путем обхода счетчиками квартир, непосредственного опроса, заполнения поименных (о каждом жителе) переписных листов со слов опрашиваемых без проверки по документам или методом самоисчисления, при котором жители сами заполняют переписные листы, а счетчики проверяют их заполнение и собирают.

5. Проводятся переписи в те сезоны года, когда передвижение населения наименьшее.

Для обеспечения сопоставимости данных нескольких переписей населения их проводят через определенные промежутки времени с соблюдением единых приемов и правил.

После Великой Октябрьской социалистической революции перепись населения проводилась 8 раз. Первая перепись населения по инициативе В. И. Ленина была проведена в 1920 г., в 1923 г. проведена перепись городского населения, а в 1926,1939, 1959 и в 1970 гг. были проведены всесоюзные переписи населения.

Общая численность населения СССР на 15 января 1970 г. составила 241 720 134 чел., в том числе 111 399 377 мужчин и 130 320 757 женщин. Возрастная структура населения СССР (в процентах ко всему населению) характеризуется следующими данными: 0-15 лет - 30,9; 16-29 лет - 19,9; 30-49 лет - 28,6; 50-59 лет - 8,8; 60 лет и старше - 11,8.

Итоги переписи населения имеют большое значение для текущего и перспективного планирования народного хозяйства, развития экономики страны, здравоохранения, культуры. Данные переписи населения используются для исчисления показателей здоровья: , заболеваемости, смертности; развития сети учреждений лечебно-профилактической помощи, правильной обеспеченности населения врачами, койками; для изучения воспроизводства населения, для построения таблиц плодовитости, средней , для расчета перспективной численности населения и т. д.

Перепись населения - учет населения, производимый на определенный момент времени по особой программе и организационному плану в целях изучения численности и состава населения и размещения его по территории страны.

Основные принципы современной переписи населения: а) одновременность проведения по всей территории страны; собираемые сведения приурочиваются к определенному дню и часу (обычно к полуночи); б) поименность записей: сведения о каждом жителе страны записываются на отдельном листке или в отдельной графе списка; в) быстрота проведения, то есть проведение переписи в минимальное число дней; г) выбор такой даты, когда в условиях данной страны подвижность населения сравнительно небольшая.

Перепись населения в целях сравнимости данных предпочтительно проводить через равные периоды времени, соблюдая по возможности одни и те же приемы. Перепись населения проводится путем опроса, при котором выделенные для производства переписи счетчики получают сведения, опрашивая лиц, подлежащих переписи, или путем так называемые самоисчисления, при котором жители сами заполняют листы, счетчики же раздают чистые листы и разъясняют правила их заполнения, а затем собирают и проверяют записи.

При переписи населения учитывается наличное или постоянное население или обе эти категории. К наличному населению относятся лица, проживающие на момент переписи в данном населенном пункте, независимо от того, сколько времени они находятся здесь, предполагают ли дальше оставаться здесь или нет, прописаны они здесь или нет. К постоянному населению относятся лица, живущие в данной местности постоянно, независимо от того, находятся ли они в момент переписи в месте постоянного жительства или нет. Численность постоянного населения может быть определена в результате переписи и косвенным путем, если в переписном бланке имеются вопросы о временном проживании и временном отсутствии. Постоянное население равняется наличному населению с прибавлением временно отсутствующих и за вычетом временно проживающих.

Регулярные переписи населения стали проводиться в ряде стран Европы и в США с начала 19 века. Число стран, проводивших переписи населения, постепенно увеличивалось и к 1860 г. переписями учитывалось около 15%, к 1900 г.-50%, а к 1955 г.- около 98% населения мира. Большинство стран проводит перепись населения каждые 10 лет. Учитывая рекомендации статистической комиссии ООН по народонаселению о проведении переписей во всех странах мира в год, оканчивающийся на ноль или близкий к этому году, примерно 70 стран провели переписи населения в 1959- 1961 гг., около 50 стран - в последующие годы. Многие страны Азии и Африки, освободившиеся от колониальной зависимости, провели свои первые переписи населения.

В дореволюционной России всеобщая перепись населения была проведена по состоянию на 9 февраля 1897 г. Кроме того, как до этой переписи, так и после нее, производились переписи населения отдельных губерний, а также городов: Москвы, Петербурга, Баку, Риги, Одессы и др.В СССР было проведено четыре всеобщие переписи населения - на 28 августа 1920 г., на 17 декабря 1926 г., на 17 января 1939 г. и на 15 января 1959 г. Кроме того, на 15 марта 1923 г. проведена перепись городского населения. При переписи населения 1959 г., так же как и в 1939 г., учитывалось наличное население, выделялись временно проживающие, а также учитывались временно отсутствующие. При подготовке переписи населения статистические органы и местные советы проводят работу по составлению районных карт и планов городов, списков населенных мест, уточнению наименований улиц и нумерации домов. Важными задачами являются подбор, обучение и инструктирование кадров, составление организационных планов; по всей стране широко развертывается массово-разъяснительная работа.

Перепись населения 1959 г. проводилась по состоянию на 12 часов ночи с 14 на 15 января путем опроса населения подготовленными счетчиками; она продолжалась 8 дней - с 15 по 22 января. Переписи подлежали советские граждане и иностранные подданные, проживающие на территории СССР, а также советские граждане, находящиеся за границей. Население переписывалось по месту жительства, хотя бы временного, а не по месту работы или службы. Счетчики обходили помещения, где проживали или могли проживать люди, записывали их в переписные листы; записывались также временно отсутствующие из числа постоянного населения. Пассажиры дальнего следования переписывались в поездах (с 23 часов 14 до 1 часа 15 января), на вокзалах, в портах, аэропортах (с 0 до 3 часов 15 января). В труднодоступных районах и районах Крайнего Севера (1% всего населения) перепись населения по условиям связи с этими районами проводилась летом и осенью 1958 г.

При переписи населения ответы на вопросы переписного листа счетчики записывали со слов опрашиваемых без проверки по документам; сведения о детях давали родители или воспитатели, а о тяжелобольных или временно отсутствующих - члены семьи. Для точности счета населения в случае отсутствия уверенности в том, что тот или иной человек прошел перепись, если он должен пройти ее в другом месте, счетчик заполнял на него контрольный бланк. Во избежание повторного счета всем временно проживающим, а также переписанным в поездах, на вокзалах, в портах, аэропортах и т. п. выдавалась справка о прохождении переписи. После переписи проводились сплошные контрольные обходы всех помещений. В проведении переписи населения участвовало около 600 тыс. счетчиков, инструкторов-контролеров и других работников. Программа переписи населения содержала 15 вопросов: об отношении к главе семьи, о категории населения, поле, возрасте, состоянии в браке, национальности, родном языке и гражданстве, об уровне образования; вопросы, характеризующие профессионально-производственный и социальный состав населения. Предварительные итоги Всесоюзной переписи населения были опубликованы в мае 1959 г., а полные итоги в 16 томах (сводный том по СССР и отдельные тома по каждой союзной республике) - в ноябре 1962 г.

Итоги переписи населения имеют большое значение для текущего и перспективного планирования народного хозяйства, здравоохранения, культуры, а также для научной разработки вопросов, связанных с развитием экономики страны, дальнейшим улучшением благосостояния, санитарно-гигиенических условий труда и быта, ростом культуры народа.

Данные переписи населения являются основой исчисления ряда показателей, имеющих народнохозяйственное значение: численности и состава населения после переписи, показателей производства и потребления продуктов на душу населения, обеспеченности населения мед. обслуживанием, учреждениями культуры, жильем и коммунальными услугами.

Население СССР составляло по переписи 1959 г. 208,8 млн., а к началу 1967 г. увеличилось до 234,4 млн. чел., или на 12%; почти 4/5 населения страны родились после Великой Октябрьской социалистической революции. Городское население возросло со 100 млн. до 128,0 млн. чел., или на 28%. При переписи было 94 млн. мужчин и 114,8 млн. женщин, или на 20,8 млн. больше, чем мужчин. Это превышение обусловлено главным образом последствиями войн, особенно второй мировой войны, в которой СССР потерял более 20 млн. чел. К началу 1966 г. мужчин было 106,1 млн., а женщин - 125,8 млн., то есть на 19,7 млн. больше; такое соотношение сложилось за счет старших возрастов, в возрасте же моложе 40 лет мужчин по сумме этих возрастов больше, чем женщин. При этом мужчин до 23 лет больше, а с 24 лет их меньше, чем женщин.

Полученные при переписи населения сведения о распределении населения по общественным группам дали возможность сравнить классовый состав населения СССР в дореволюционное время и прошлые периоды развития советского общества. Общество СССР состоит из двух дружественных классов: рабочего класса и колхозного крестьянства.

Данные переписи населения и текущей статистики дают возможность исчислять за годы после переписи классовый состав населения, численность работников умственного и физического труда, уровень образования и др. Значительную долю населения СССР составляет интеллигенция - работники умственного труда. Число их, составлявшее в 1926 г. лишь немногим более 2,5 млн. чел., в 1959 г. увеличилось до 20,5 млн. чел., а к началу 1967 г. составило более 27 млн. чел.

Возрос после переписи населения уровень образования населения: имеющих высшее образование с 18 до 27, имеющих полное и неполное среднее образование - с 263 до 333 человек на 1000 жителей.

Данные переписи населения и исчисления населения после переписи используются для получения показателей, характеризующих состояние здравоохранения: обеспеченность населения мед. обслуживанием, например число врачей и число больничных коек на 10 000 жителей, показатели заболеваемости населения отдельными болезнями, показатели общей смертности и по причинам смерти. Данные о распределении населения по полу и возрасту используются при изучении заболеваемости и смертности мужчин и женщин в отдельных возрастных группах, для приближения лечебно-профилактической помощи к интересам различных групп населения. Данные переписи населения и последующих исчислений используются при изучении здоровья и физического развития детей и молодежи. Данные о численности и составе лиц, вышедших за пределы трудоспособного возраста, представляют особый интерес для геронтологической науки в деле охраны здоровья и сохранения трудоспособности людей старших возрастов, а также для развития и улучшения пенсионного обеспечения. Итоги переписи широко используются при углубленном изучении воспроизводства населения, для построения таблиц плодовитости, таблиц смертности и средней продолжительности предстоящей жизни, для расчетов перспективной численности населения на пятилетие и более длительные периоды времени.

Чем так ценна перепись населения? В нашем мире достаточно много проблем, связанных с деятельностью человека, так не важно ли понять, а сколько вообще людей проживает на планете Земля? На российской территории перепись начала проводиться относительно недавно - в конце 19-го века, но по ее результатам можно наблюдать тенденцию к приросту или оттоку жителей в другие страны, узнавать процентное соотношение между смертностью и рождаемостью, а также составлять аналитические данные по другим важным государственным факторам.

Что такое перепись населения?

Перепись населения - это сбор, анализ, обработка демографических, социальных и экономических сведений о каждом человеке, проживающем на данный момент в определенной стране. Данные сведения являются данными, собранными воедино, подлежащими публикации. Таким образом осуществляется составление статистики населения.

Как проводится перепись?

Любая перепись населения проводится по определенной программе. Такая программа включает в себя характеристики опрашиваемых людей, будь то отдельный человек либо семья. Для определения и уточнения таких характеристик существуют специальные бланки - переписные листы.

В каждом листе содержатся определенные вопросы, которые позволяют получить наиболее точную информацию об индивиде. Например, официальное лицо, обладающее полномочиями для таких действий, должно получить данные точного возраста, пола, адреса проживания и прописки, семейного положения, гражданства, этнической принадлежности, то есть к какой народности относится человек, на каком языке он предпочитает общаться, его вероисповедание, информация об образовании, а также информация о роде деятельности, количестве детей, сведения о переездах в другие страны и многое другое. Такая скрупулезная работа позволяет собрать как можно больше нюансов для определения демографических факторов в определенном временном периоде.

Какая может быть перепись?

Обычно перепись населения - это установленный по срокам проект, то есть определенный отрезок времени, единый для всего государства. Дата устанавливается правительством. К этому моменту времени обычно подгоняют все сведения и статистические данные переписи населения, чаще всего это - полночь перед первым днем начала переписи. Эта критическая грань позволяет учесть точное количество населения страны, устранить возможные повторы или пропуски. Те, кто рождаются после 12 часов ночи, не берутся в учет данной переписи. А те, кто умер, записываются в лист, и для них это уже будет последней переписью населения, так как до 12 ночи они были еще живы.

Существует такое понятие, как срочная перепись. Ее используют тогда, когда необходимо в ограниченные сроки собрать информацию по демографическим факторам, используя только пять основных вопросов для осуществления оперативной передачи данных.

Что такое демографическое обследование?

Вместо всеобщей переписи населения страна может организовать сбор данных об определенной части жителей. Это необходимо, чтобы изучить состав той или иной территории, определить социальные процессы и узнать общественное мнение. Подобное обследование - это сбор очень подробных сведений, которое при всероссийской переписи населения только тормозило бы процесс.

Микроперепись чем-то похожа на обследование, так как во время нее проводится исследование части населения как представителей всей страны. Особенностью является отбор территорий и участков для выявления определенной информации. В таком случае опрашиваются все жители, проживающие в данной местности. На микроперепись не выделяется большое количество бюджетных средств, отсутствуют сложности в организации, а сама программа исследования достаточно подробна. Последняя перепись населения в данном ракурсе проводилась в 1994 году, с выборкой в пять процентов от всего населения России.

Главные принципы переписи

Для того чтобы работа была проведена качественно и оправдала саму затею, всероссийская перепись населения подразумевает соблюдение определенных принципов:

  • Она должна быть всеобщей, то есть охватывать абсолютно всю территорию Российской Федерации и ее население.
  • Перепись должна быть осуществлена одномоментно. Здесь имеется ввиду использование критического момента, описанного выше.
  • Программа должна быть единой, то есть данные, выраженные в опросных листах, необходимо взять у каждого индивида.
  • Все опросники обязаны быть поименные.
  • Абсолютно вся информация должна быть записана со слов опрашиваемого человека, без требования предоставления дополнительных официальных документов для подтверждения, это в нашей стране называется самоопределением.
  • Полная конфиденциальность. Интервьюерам запрещено передавать любую информацию об опрошенных людях третьим лицам, кроме соответствующего органа сбора данных.
  • Вся программа должна быть централизованной.
  • Ответственность и финансирование лежат на государстве.
  • Принцип регулярности. По закону Российской Федерации проведение переписи населения должно быть не реже раза в десятилетие, такие же рекомендации поступают от ООН.

Какие категории людей учитываются

Перепись населения - это не только сбор статистических данных, но и учет разных категорий населения, проживающих на территории нашей родины. Программа переписи подразумевает три таких категории: постоянное население, юридическое и наличное. Данные категории имеют различные критерии переписи, но единые для всей территории России. Давайте разберемся, что означает каждая из них.

При переписи либо обследовании обычно учитывают одну-две категории, чаще всего это первая и третья. Таким образом точность сведений повышается.

Если в программе учитывается два вида, то во время опроса берутся в расчет проживающие на данный момент и отсутствующие, но прописанные на данной жилой площади индивиды. В итоге перепись населения - это процесс учета людей, находящихся в России либо на территориях, которые подлежат переписи, без учета временно выехавших, но с записью временного прибывшего населения, постоянно проживающих (от шести месяцев) и закрепленных юридической силой на какой-либо территории России. В последнем случае человеку не нужно предъявлять документы по официальному закреплению к месту проживания.

Способы сбора информации

Каким образом осуществляется сбор информации? В первую очередь стоит отметить опросный метод, то есть интервьюер (переписчик) сам заполняет все данные, одновременно беседуя с лицом, которое переписывает. В России и СССР используется именно такой метод.

Второй вариант - это самосчисление, то есть люди, которых переписывают, сами должны заполнить опросник, а регистратор только проверяет безошибочность заполнения и задает дополнительные вопросы, если находит пропущенные строки. Таким образом ведут статистику населения в Европе.

И третий способ - это анкетирование, смешанный, когда специальные анкеты посылаются по почте, переписчики их заполняют и отправляют по указанному адресу в офис сбора информации (статистическая служба). Те, кто вовремя не предоставил сведения по анкетам, опрашиваются лично регистраторами. Такой способ не очень удачный, так как по выясненным данным процент присланных заполненных бланков составляет до пятнадцати процентов. Плюс ко всему он более затратный, так как для большей вовлеченности ведется активная рекламная пропаганда, которая также покрывается определенными бюджетными расходами. Такой метод распространен в США.

Программа, по которой проводится перепись в РФ

В российской программе в первую очередь идет запись о месте проживания и регистрации, далее идут строки с личными данными о возрасте, указание пола человека, его статус: женат/замужем, в разводе/вдова(-ец). Обязательно упоминание об образовании, профессии, роде занятий, источниках, из которых человек получает свой денежный доход, его социальное положение в обществе. Далее заполняется реестр об этнической информации: собственно принадлежность, какой язык является родным, знание дополнительных языков, к какой религиозной конфессии, вероисповеданию человек себя причисляет. Имеются вопросы по наличию детей, если нет, то уточняется соответствующая информация и вопросы о миграционных шагах. Анкета опционально дополняется другими темами.

История возникновения переписи

Если взглянуть сквозь века, то по древним историческим очеркам мы увидим, что учет населения велся из-за развития налоговой и военной систем, а также для решения задач, связанных с административной работой государства. Например, древнеиндийские ведические знания передают миру законы Ману, которые предполагали перепись жителей для определения правильного налогообложения и расчета силы государства.

В 2900-х годах до нашей эры египетские власти уже проводили подсчет своих жителей. Древний Китай, Япония и Месопотамия тоже имели свои учетные записи. Цель была та же - узнать свою мощь и военные возможности. До прихода европейцев на американские берега местные государства занимались переписью коренного населения. Имеются достоверные факты об учете всего взрослого мужского населения в Древнегреческом царстве в четвертом веке до нашей эры. Тоже самое было сделано и в Древнем Риме, а с 400-х годов до нашей эры такая перепись стала регулярной практикой.

В раннем средневековом периоде переписи создавались для казначейства. А в 11-м веке появилась знаменитая "Книга Страшного суда", созданная после распоряжения английского правителя Вильгельма Завоевателя пересчитать все население тридцати четырех графств. В 15-16-м веках проводится подсчет домовых хозяйств в Цюрихе, Страсбурге, Флоренции. В полноценном формате первая перепись населения в современном мире прошла у американцев, в США в 1790 году.

Российская перепись: годы проведения и количество переписанных человек

Первая перепись населения на территории царской России была проведена еще в 1897 году, тогда насчитали 67 миллионов 475 тысяч человек. Следующие учетные дни состоялись в 1914 и 1917 годах - цифра количественного состава населения составила 89 900 000 и 91 000 000 соответственно. В ленинский период перепись проводилась в 1926 году - 92 700 000 человек, а в сталинский период прямо перед Второй мировой войной - 108 380 000 человек.

В послевоенные годы впервые народ был пересчитан в 1959 году - цифра показала 117 535 000. Разница в количественном составе страны между переписями 1970 и 1979 годов составила 7 миллионов человек (130 000 000 и 137 550 000 соответственно). В 1989 году еще существующий Советский Союз состоял из 147 385 000 жителей.

А 1991 и 1996 года показали в новой стране - Российской Федерации - численность в 148 540 000 и 148 300 000 жителей. После наступления новой эры в 2002 году было зарегистрировано 145 165 000 человек. Последняя перепись РФ производилась в 2010 году между 14 и 25 числами октября. Спустя несколько месяцев, после подсчета данных, была озвучена неожиданная цифра - 142 905 200, таким образом Россия опустилась на одну ступень ниже в общемировом зачете (с седьмого места на восьмое).

Зачем учитывать данные о национальности человека и его источнике дохода?

Так как мы проживаем в многонациональной стране, состоящей из множественных субъектов Федерации, в том числе и республик, то с исторической точки зрения знания о населяющих национальных меньшинствах будут очень полезны. Это позволит легко проводить анализы процесса взаимодействий между разными представителями народностей, а также проследить за их предпочтениями по расселению, изучить более точно их культуру и так далее. Поэтому в анкетах присутствует вопрос об этнической принадлежности.

Так сложилось, что для жителей России денежные вопросы обычно воспринимаются более болезненно, но это не означает, что государство собирает информацию о конкретных источниках дохода, статистам необходимо изучить и сопоставить информацию об источниках средств к существованию, а это два соприкасающихся, но разных момента. Если выразиться по-другому, то анкетируемый указывает основное место работы, а не канал, используемый для поступления денежного вознаграждения за выполненную работу. Например, сумма получаемой зарплаты и оклада - это и есть источник средств к существованию, а вот выигрыш в лотерею считается источником дохода.

Основные переживания жителей во время передачи личных данных

Часто поступают вопросы по поводу переживаний жителей о передаче информации в налоговые службы. На самом деле что налоговая, что остальные ведомства используют собранные данные исключительно в резюмированном виде, то есть не изучают историю конкретного человека. Абсолютно все сведения в опросных листах носят конфиденциальный характер и не могут быть разглашенными с упоминанием имени, фамилии или номера телефона.

В случае если информация просочится за пределы офиса по составлению статистических данных, эти лица будут нести полную ответственность в рамках законодательства РФ. Кстати, важным фактом является то, что за предоставление ложных данных опрашиваемый не несет никакой ответственности, кроме как перед своей совестью.

Перепись населения и её значение.

По определению Статистической комиссии ООН перепись населения – это единый процесс сбора, обобщения, анализа и публикации демографических, экономических и социальных данных, относящихся по состоянию на определенное время ко всем лицам в стране или четко ограниченной части страны. Перепись населения это специальное научно-организованное обследование с целью получения информации о численности и составе населения. Это важнейшее государственное дело в плане познания закономерностей демографического развития.

Первая и единственная всеобщая перепись населения Российской империи была проведена 9 февраля (28 января) 1897 года. Инициатором ее стал выдающийся русский ученый П.П. Семенов Тян-Шанский. Эта перепись представляет собой единственный источник достоверных данных о численности и составе населения России в конце XIX века.

Программа переписи населения - перечень сведений, собираемых при переписи. В переписной лист включается ряд вопросов, позволяющих получить необходимую информацию. Например, адрес, демографические признаки - (пол, возраст, состояние в браке), гражданство, этнические характеристики, религия, образование и т.д.

Есть срочная перепись населения - это перепись, организованная в короткие сроки (от 2 до 11 дней). Для неё характерны централизованное руководство сбором и разработкой данных, строго ограниченная цель и краткая программа наблюдения (1-5 вопросов), а также оперативный способ передачи данных.

При проведении переписей различают три основных категории населения: постоянное, наличное и юридическое.

Наличное население - всё население, на критический момент переписи находящееся на обследуемой территории, включая временное население.

Постоянное население - население, постоянно проживающее на обследуемой территории (сроком более 6 месяцев или 1 года).

Юридическое население - население, юридически закрепленное на данной территории.

Основными принципами переписи населения являются:

    Всеобщность. Всеобщность переписи означает, что сведения, включенные в программу переписи, собираются ото всех и обо всех жителях данной страны или территории, а не только о какой-либо специфической их части.

    Одномоментность. Одномоментность проведения переписи означает, что все собранные в ее ходе данные относятся к одному определенному и заранее установленному моменту, который называется критическим моментом переписи, или моментом счета. При этом любые изменения, произошедшие в период времени между критическим моментом и временем, когда непосредственно проводится опрос, не учитываются.

    Единая программа переписи. Наличие единой программы переписи означает, что и сбор первичных данных и их последующая обработка ведутся по единым для всех участников переписи правилам процедуры, по одному и тому же общему для всех плану. Обо всех людях, проживающих на территории страны и подлежащих переписи, собираются сведения об одних и тех же признаках, или характеристиках, включенных в переписной лист.

Переписной лист – основной документ переписи населения. Представляет собой бланк для записи ответов на напечатанные в нем вопросы, соответствующие программе переписи. В зависимости от метода переписи, способов опроса и последующей разработки материалов переписи применяются переписные листы различной формы. Индивидуальный переписной лист предназначен для записи сведений об одном человеке.

    Поимённость. Поимённость, как принцип проведения переписи, означает сбор персональных и легко идентифицируемых сведений о каждом отдельном человеке. В этом отношении перепись населения противоположна социологическим опросам, которые, как правило, анонимны. Сведения о каждом человеке собирает в ходе личных бесед специально обученный персонал (счетчики, или регистраторы), который фиксирует их на именных переписных листах.

    Самоопределение. С поимённостью связан такой принцип проведения переписи, как самоопределение, которое означает, что все сведения фиксируются исключительно со слов опрашиваемого и что запрещено требовать документального подтверждения этих сведений. Применение принципа самоопределения обусловлено, с одной стороны, стремлением повысить степень доверия к переписи со стороны населения, а с другой, – невозможностью объективного отнесения человека к той или иной категории по большинству фиксируемых признаков.

    Конфиденциальность. Об этом на каждом переписном листе есть надпись: «Конфиденциально (гарантируется получателем информации)». Согласно Федеральному закону «О Всероссийской переписи населения» (статья 8) «Сведения о населении, содержащиеся в переписных листах, являются конфиденциальной информацией, не подлежат разглашению (распространению) и используются в целях формирования соответствующих федеральных информационных ресурсов». Результаты переписи публикуют только в виде сводных данных (принцип конфиденциальности)! Не публикуются никакие данные об одном определенном человеке, семье, домохозяйстве. Никто из проводящих организаторов перепись – от переписчика до руководителя Росстата – не имеет права разглашать персональную информацию согласно статье 8 Федерального закона «О Всероссийской переписи населения».

    Строгая централизация управления переписи. Государство берёт на себя ответственность за проведение, контроль и финансирование переписи. В нашей стране в настоящее время проведение переписи возложено на Государственный комитет РФ по статистике (Госкомстат РФ).

    Регулярность проведения переписи. Важность этого принципа очевидна. Только в случае регулярного, со строгой периодичностью проведения переписей населения возможно получение сопоставимых статистических данных о населении за длительный период времени. Согласно рекомендациям Статистической комиссии ООН перепись населения должна проводиться раз в 10 лет, в России по закону не реже раза в 10 лет. Это необходимо для обеспечения сопоставимости данных по разным странам мира и для расчета численности населения земного шара. Кроме того, это необходимо для обеспечения сопоставимости данных о возрастной структуре населения, которые чаще всего публикуются в виде пятилетних группировок.

Методы проведения переписи.

опрос - при этом методе проведения переписи переписной лист заполняется переписчиком (счётчиком, регистратором) в процессе личной беседы с переписываемым лицом. По этому методу проводились переписи населения России и СССР;

самосчисление - переписываемые сами заполняют переписной лист, а переписчик (счётчик, регистратор) лишь проверяет правильность его заполнения, уточняя пропущенные или неясные сведения. Применяется в некоторых европейских странах;

смешанный (анкетный) метод (активно применяется за рубежом, в том числе в США) - при этом методе анкеты рассылаются переписчикам, которые сами заполняют их и затем высылают в бюро переписей или статистическую службу.

Перепись населения - это научно организованная операция сбора данных о численности и составе населения, обобщения, оценки, анализа и публикации демографических, экономических и социальных данных обо всем населении , проживавшем на определенный момент времени в стране или ее четко ограниченной части.

История переписи в России насчитывает несколько периодов, во время которых переписчиков интересовали совершенно разные вопросы.
Начало учета населения на территории России положили Киевское и Новгородское княжества в IX веке. Учет велся с фискальными целями, то есть для податного обложения.

Со второй половины XIII века, в период монголо-татарского ига, проводились учеты населения в отдельных русских княжествах для определения размеров дани. Эти же цели преследовали учеты на территории Закавказья в 70-х годах XIII века.

Учет в то время был хозяйственным: учитывались для обложения данью дома или "дымы", затем объектом обложения в XIV веке становятся земельные участки, производительно используемые в хозяйстве - соха (позднее - четверть, десятина). Составлялось так называемое сошное письмо, результаты описаний заносились в писцовые книги. В XVII веке единицей обложения стал двор, а основной формой учета - подворные переписи.

В 1718 году Петр Великий издал указ, которым предписывалось "взять сказки у всех (дать на год сроку), чтобы правдивые принесли, сколько у кого в которой деревне душ мужеского пола". Составленные подобным образом списки ("сказки") были собраны лишь через три года, а затем в течение следующих трех лет были подвергнуты проверке - "ревизии". С тех пор учеты населения в России стали называться "ревизиями податного населения" или просто "ревизиями". Такие ревизии проводились на протяжении почти полутора веков, вплоть до отмены крепостного права. Всего в России прошло десять ревизий, последняя - в 1857-1860 годах. Эти ревизии длились по несколько лет и были очень неточными, поскольку учитывали не фактическое число жителей, а только "приписных" из податных сословий, т.е. людей, числящихся в списках для уплаты подати (налога). Помещики не торопились подать очередную ревизскую "сказку", поэтому многие умершие числились живыми.

После отмены крепостного права начали проводиться переписи населения в отдельных городах и даже целых губерниях, однако многие их них представляли собой казенные полицейские "народосчисления", при которых у домохозяев просто собирали сведения о числе даже не проживающих, а прописанных в их домах жителей.

Таких местных переписей было проведено не менее двухсот, но материалы многих из них не были опубликованы, и о некоторых неизвестно ничего, кроме года переписи.

Данные о населении , получаемые таким образом, не удовлетворяли требованиям статистики, касающиеся тех или иных признаков населения, нужных для государственных обоснований и научных исследований.

Первая и единственная всеобщая перепись населения Российской империи была проведена в феврале 1897 года. Инициатором ее стал выдающийся русский ученый Петр Семенов-Тян-Шанский. Эта перепись представляет собой единственный источник достоверных данных о численности и составе населения России в конце XIX века.

По данным Центрального статистического комитета, в Российской Империи проживали 124 млн 640 тысяч человек. Причем подавляющее большинство из них, а именно 85% процентов, составляли сельские жители, 15% - городское население.

Первая советская перепись населения проводилась в 1920 году в условиях гражданской войны и разрухи. Переписью было охвачено только 72% населения страны , так как в ряде районов страны еще велись военные действия. В 1923 году была проведена перепись населения в городах и поселках городского типа одновременно с переписью промышленных и торговых предприятий.

Все население страны впервые охватила первая Всесоюзная перепись населения в декабре 1926 года. При ее подготовке выдающиеся статистики Василий Михайловский и Олимпий Квиткин выработали научные принципы, которые легли в основу как этой, так и следующих переписей населения.

Перепись 1926 года отличалась не только продуманной методикой получения сведений, но и богатством собранных данных, особенно о социальном составе населения и о семьях. Ее итог по общей численности населения - 147 миллионов человек, сельское население составило 82%, городское - 18%.

Следующая перепись проводилась в январе 1937 года. Подготовка и проведение этой переписи пришлись на время разгулов сталинских репрессий. Организаторы переписи и многие руководители государственной статистики по всей стране были объявлены врагами народа и репрессированы. Результаты переписи разошлись с публиковавшимися ранее сильно преувеличенными оценками численности населения страны. Поэтому организация переписи была признана неудовлетворительной, материалы ее дефектными, а данные переписи не были обнародованы (в зарубежных источниках называлась цифра в 170,6 млн человек).

В январе 1939 года была проведена новая Всесоюзная перепись, признанная "удачной". Впервые по всей стране учитывалось постоянное и наличное население, кроме того, были введены контрольные бланки. Численность населения страны составила 190,7 млн человек, в том числе городского - 32 %), сельского - 68%. Начавшаяся война помешала довершить полную обработку материалов.

Первая послевоенная перепись была проведена в январе 1959 года. По организации и содержанию собранных данных она практически не отличалась от предыдущей. Данные переписи послужили основой для последующих расчетов численности и состава населения. Общая численность населения СССР составила 208,8 млн человек. Доля городского населения - 48 %, сельского - 52%.

Следующая перепись состоялась в 1970 году. В организационном и методологическом отношении она соответствовала двум предыдущим (1939 и 1959 годов), однако данных было получено значительно больше. Впервые в практике советских переписей ради экономии времени и средств часть сведений была получена путем опроса не всех, а только 25% жителей. При обработке материалов переписи был применен ряд технических новшеств. Ее данные широко использовались для социально-экономического планирования и разработки долгосрочных экономических прогнозов. Общая численность населения по переписи - 241,7 млн, городское - 56%, сельское - 44%.

Существенно отличались от предыдущих организация и обработка материалов переписи населения 1979 года. Впервые в практике советской статистики записи, сделанные при опросе, вводились в ЭВМ с помощью специальных считывающих устройств и записывались на магнитную ленту. Были добавлены новые вопросы, формулировки некоторых других уточнены. Перепись дала обширные сведения об изменениях в составе населения, которые впоследствии широко использовались. Итог переписи - 262,4 млн человек, доля городского населения - 62%, сельского - 38%.

Последняя перепись в СССР проводилась в январе 1989 года путем опроса по месту фактического проживания граждан. Отличительной ее особенностью явилось то, что впервые наряду со сведениями о населении были собраны сведения о жилищных условиях различных социально-демографических групп населения во всех районах страны, о развитии жилищной кооперации, о степени обеспеченности людей жильем и его благоустройстве. Это позволило получить сведения о жилищных условиях различных социально-демографических групп населения во всех районах страны, о развитии жилищной кооперации, о степени обеспеченности людей жильем и его благоустройстве.

Программа переписи содержала 25 вопросов, часть которых учитывалась выборочно. По сравнению с предыдущей переписью населения включены новые вопросы о месте рождения, об окончании профессионально-технического учебного заведения, о жилищных условиях, изменена формулировка некоторых других вопросов.

Разработка материалов переписи по полной программе была завершена к концу 1990 года.

Население страны в 1989 году составило 286,7 млн. человек, в том числе городское население - 66%, сельское - 34%.

Всероссийская перепись 2002 года была первой переписью населения в новой России. Она прошла под девизом "Впиши себя в историю России". Проводилась перепись по состоянию на 9 октября, заполнение переписных листов происходило с 9 по 16 октября. Перепись населения впервые была проведена на основе законодательного акта - Федерального закона "О Всероссийской переписи населения " от 25 января 2002 года №8-ФЗ.

Проводимые ранее переписи финансировались исключительно из федерального бюджета, затраты же на перепись 2002 года были разделены на бюджеты всех уровней. По-новому пришлось решать вопрос о формировании переписных кадров. В советский период переписные работники выделялись предприятиями по разнарядке партийных органов. В 2002 году было подготовлено около 670 тысяч внештатных работников из неработающего населения. В крупных городах упор был сделан на студентов, безработных, работников органов социальной защиты, работников коммунального хозяйства. В небольших населенных пунктах - на сельскую интеллигенцию.

В переписи участвовали все граждане Российской Федерации, а также граждане зарубежных государств, которые находились на территории России.

При изучении брачного состояния впервые при проведении переписи населения были собраны сведения о числе незарегистрированных брачных союзов (так называемый гражданский брак).

При переписи 2002 года население могло указать все имеющиеся у него источники средств к существованию в отличие от прошлой переписи, когда у населения выяснялось не более двух источников.

При переписи 2002 года численность постоянного населения Российской Федерации составила 145,2 млн человек, из них 106,4 млн человек (или 73%) - городские жители, а 38,8 млн. человек (или 27%) проживают в сельской местности. По сравнению с переписью населения 1989 года численность населения уменьшилась на 1,8 млн человек, в том числе проживающих в городских поселениях - на 1,6 млн человек, в сельской местности - на 0,2 млн человек.

Очередная Всероссийская перепись пройдет с 14 по 25 октября 2010 года.

Введение

В 2010 г. в России состоялась одиннадцатая в отечественной истории всеобщая перепись населения. Основной тур переписи прошёл с 14 по 25 октября 2010 года, в отдельных местах перепись проводилась с 1 апреля по 20 декабря 2010 года. Цель переписной кампании – сбор сопоставимых сведений о всех лицах, находящихся на дату проведения переписи на территории Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным Законом №8-ФЗ «О Всероссийской переписи населения», переписному учету подлежат: граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на дату Всероссийской переписи населения на территории Российской Федерации (Статья 4). Иными словами, закон обязывает организаторов и исполнителей этого важнейшего социолого-статистического мероприятия произвести соответствующую фиксацию всех лиц, находящихся на установленный момент времени на территории Российской Федерации. Учет всех без исключения лиц, независимо от гражданства, срока пребывания и правового положения, крайне важен как минимум по трем причинам. Во-первых, такой подход дает возможность установить достоверную численность наличного населения в стране на конкретный момент времени. Во-вторых, таким образом осуществляется получение важных сведений о масштабах внешней миграции. В-третьих, охват максимально широкой совокупности, включая иностранных граждан и лиц без гражданства, дает более точный этнический портрет исследуемого населения.

Перепись населения, по устойчивому выражению демографов, является своего рода фотографией населения, дающей общее представление о его социально-демографических и прочих характеристиках на конкретный момент времени. Однако, качество проведения последней российской переписи, а, собственно, и ее итоги вызывают резонные сомнения. Так, многие исследователи задаются вопросом относительно достоверности данных по целому ряду параметров, касающихся численности населения, внутренней и внешней миграции, этнического и конфессионального состава населения.

Анализ итогов последней переписи российского населения говорит, с одной стороны, о неполноте охвата коренного населения, с другой – о недооценке масштабов внешней миграции, влияющей прямым образом на численность населения, его национальный и конфессиональный состав, половозрастную структуру и т. д.

По всей видимости, научная методология, уровень организации и социолого-статистический инструментарий, применявшийся во время переписи, не соответствуют современным требованиям. Об этом говорят не только простые граждане и многочисленные публикации в СМИ, но и авторитетные социологические службы.

Масштабы недоучета во время проведения Всероссийской переписи населения 2010 г.

Опрос россиян, проведенный 22–25 октября 2010 г. Левада-центром, зафиксировал лишь 67% респондентов, которые были переписаны лично. В средних и крупных городах – 78% и 73% соответственно. Еще 17% респондентов были переписаны со слов родных. При этом 13% опрошенных заявили, что вообще не были переписаны. Более того, в Москве, где по неофициальным данным проживает около 10 % всего населения, эта доля составила 24%.

Схожие выводы продемонстрировал социологический опрос по аналогичной тематике, проведенный 30–31 октября 2010 г. Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Согласно результатам исследования, 65% респондентов заявили, что были опрошены лично. По сравнению с предыдущей переписью 2002 г. этот показатель снизился на 11%. Еще 22% опрошенных участвовали в переписи опосредованно со слов родных. И, наконец, доля тех, кто совсем не был переписан, составила 11% .

Экстраполируя результаты приведенных социологических опросов на общероссийскую ситуацию, следует признать, что в поле зрения переписчиков не попали от 15,6 млн. до 18,45 млн. человек . Впрочем, как будет показано ниже, даже эти шокирующие оценки могут быть далеко не полными.

Несмотря на существенное увеличение финансирования по сравнению с переписью 2002 г. – с 4,8 до 16,5 млрд. рублей, ожидаемого улучшения сбора данных в ходе последней переписи так и не произошло. Наоборот, доля тех, кто, согласно данным ВЦИОМ, не был переписан, выросла более чем в два раза – с 5 до 11%. Глава Росстата Александр Суринов был вынужден признать наличие как минимум 3,6 млн. граждан, которых переписчикам не удалось опросить. А. Суринов также признал, что число отказавшихся и тех, кого переписчики не застали дома, по сравнению с предыдущей переписью выросло в 2,4 раза – с 1,5 млн. до 3,6 млн. человек.

Между тем результаты вышеприведенных опросов, возможно, не до конца отражают глубину и масштаб проблемы. По данным специального опроса, проведенного 26–27 октября 2010 г. известным медиа-холдингом РБК, в последней переписи населения не принимали участия более 53% читателей этого СМИ, принявших участие в опросе. При этом важно отметить, что в указанном исследовании приняли участие 13 000 человек, что более чем в 8 раз превышает число респондентов, участвовавших в вышеуказанных опросах ВЦИОМ и Левада-центра (1600 человек).

К сожалению, в публикации, посвященной итогам социологического опроса РБК, не сообщается – соблюдались ли при опросе основные требования репрезентативности по географическим, половозрастным, профессиональным и прочим критериям. Однако, можно предположить, что читательская аудитория РБК, исходя из делового профиля издания, представлена наиболее активной частью российского общества и сосредоточена в крупных городах страны с особо выраженным присутствием в двух крупнейших городах – Москве и Санкт-Петербурге.

Аналогичным образом, исследовательский центр рекрутингового портала SuperJob, проведя опрос 8000 человек во всех федеральных округах, обнародовал результаты исследования, согласно которым о своем неучастии в переписи завили 20% респондентов . Из тех, кто был переписан, 53% утверждают, что предоставили информацию переписчикам самостоятельно, еще 27 % сообщили, что данные о них были предоставлены родственниками.

Как отмечают авторы данного исследования, аудитория, в которой проводился опрос, была представлена экономически активными гражданами. Примечательно, что наибольшая доля тех, кто заявил о своем неучастии в переписи, наблюдалась в среде респондентов из Центрального (ЦФО) и Северо-Западного федерального округов (СЗФО) – 32 %. Отметим, что именно ЦФО, в состав которого входит Москва и другие крупные города, является самым населенным (37 млн. человек) и наиболее привлекательным для внутренней и внешней миграции. Совокупное население двух указанных федеральных округов составляло на момент проведения переписи более 50 млн. человек или 35% от общей численности населения страны.

Эти данные перекликаются с результатами вышеупомянутого опроса ВЦИОМ, согласно которому наибольший скептицизм в отношении результатов переписи (уровень недоверия – 43%) выразили жители двух самых населенных городов России, – Москвы и Санкт-Петербурга, расположенных, соответственно, в ЦФО и СЗФО.

В числе причин, по которым люди не смогли принять участия в переписи, отмечаются различные обстоятельства: кого-то не застали дома; кто-то сознательно отказался от участия и т. п. Немало и тех, кто не попал в поле зрения статистической службы и даже не знал о проходящем статистическом мероприятии.

Столь высокий процент недоучета говорит, с одной стороны, о плохой организации переписи, с другой – о низком уровне доверия граждан к государственным институтам. На недостаточную мотивацию быть переписанным повлияли страх раскрытия личной информации и боязнь столкнуться с разного рода мошенниками, которые могли проникнуть в жилище под видом переписчиков. К сожалению, такие случаи имели место.

У самих переписчиков тоже не было достаточных стимулов для добросовестного опроса граждан. Значительную долю из них составляли студенты, от которых нередко звучали жалобы о принудительном характере их привлечения в качестве переписчиков, низкой оплате труда, навязываемых «сверху» действиях по фальсификации переписных данных.

Между тем не полный охват переписью всего населения – далеко не единственная проблема. Как оказалось, далеко не все, кого все-таки удалось опросить в рамках переписи, были до конца откровенны. Около 4% (5,6 млн.) переписанных не указали своей национальности. В процентном сравнении с переписью 2002 г. уклонение от ответа на данный вопрос возросло почти в четыре раза.

Эксперты особо отмечают недоучет мигрантов и представителей асоциальных групп населения. Пожалуй, наиболее масштабным был недоучет приезжих из других государств. Из итогов Всероссийской переписи населения 2010 г. (ВПН-2010) следует вывод о необъективной оценке численности представителей нетитульных национальностей, о чем будет неоднократно сказано ниже.

Одним из множества доказательств несоответствия итогов переписи реальному положению дел могут служить сведения о национальном составе города Москвы. По этому поводу в итогах ВПН-2010 г. утверждается, что доля русских в Москве составила 91,6%, а доля всего восточно-славянского населения (русских, украинцев, белорусов) составляет 93,4%. Иначе говоря, в итогах последней переписи утверждается, что по сравнению с переписью 1989 года доля русских в столице заметно увеличилась, а доля восточных славян сохранилась на том же уровне. По результатам переписи 1989 г. оказалось, что в Москве проживало 89,7% русских, и 93,4% восточных славян (русских, украинцев, белорусов).

Против таких, мягко говоря, странных выводов свидетельствует сразу несколько обстоятельств.

Во-первых, Москва на протяжении всего постсоветского периода является основным центром миграционного притяжения для приезжих из стран СНГ и других государств. Даже беглый взгляд на улицы любого района столицы опровергает статистические данные о столь значительном преобладании славян.

Во-вторых, обе последние российские переписи проходили в стране, которая переживает процесс интенсивной депопуляции, т. е. численного сокращения населения вследствие отрицательного баланса рождаемости и смертности. С 1992 г. естественная убыль коренного населения РФ, большинство которого формируют русские, превысила 13 млн. человек. При этом в самой Москве депопуляция началась еще с конца 1980-х гг. Только за период с 1994 по 2003 гг. естественная убыль столичного населения составила 622 тыс. человек . Рост населения Москвы за межпереписной период (с 8,75 млн. человек в 1989 г. до 11,5 млн. человек в 2010 г.) носил преимущественно миграционный характер.

В-третьих, среди коренных жителей Москвы, как и в целом среди этнически русских, за весь рассматриваемый период наблюдались одни из самых низких в стране показателей рождаемости. Более того, в статистику московской рождаемости часто попадали дети жителей Подмосковья и многочисленных мигрантов из стран ближнего и дальнего зарубежья, рожденные в московских роддомах.

Безусловно, в числе многочисленных мигрантов, устремившихся в Москву, было и немало русских, украинцев и белорусов, но инокультурный миграционный потенциал значительно превышал и превышает потенциал внутренней миграции русских, их репатриации из стран СНГ и внешней миграции комплементарных мигрантов из Украины и Белоруссии.

Все вышеуказанные факторы, на наш взгляд, отрицают саму возможность сохранения численных пропорций и долевого соотношения русских, находящихся в Москве, на стабильном уровне. Еще более сомнительна возможность их абсолютного и относительного роста. При наблюдаемой в течение двух последних десятилетий стремительной инокультурной миграции, исчисляемой миллионами приезжих, население Москвы однозначно подверглось радикальным трансформациям этнического и конфессионального состава. Очевидно, что произошедшие изменения меняли соотношение мигрантов и коренных жителей далеко не в пользу последних.

Далее в нашей статье предлагается критически осмыслить правомерность некоторых итогов двух последних переписей населения посредством анализа численных оценок трех этнических групп (китайцев, армян и таджиков), представители которых уже продолжительное время активно мигрируют на территорию Российской Федерации. Выбор этнических групп был осуществлен произвольно. Похожую картину даст рассмотрение любых других этнических групп, участвовавших в массовой миграции на территорию нашей страны, но недооцененных в рамках переписных мероприятий.

В качестве вспомогательного оценочного компонента для сопоставления с экспертными расчетами по всем трем этническим группам были использованы данные о ежегодных суммах денежных переводов из России в страны исхода иммигрантов.

Китайцы

Как следует из данных переписи 2010г., в России проживает 28 943 китайца, что на 5 634 человека меньше, чем было зафиксировано предыдущей переписью (2002 г.). До настоящего времени нам не удалось обнаружить ни одной экспертной оценки, подтверждающей эту цифру.

Набор альтернативных оценок, претендующих на определение численности китайских мигрантов в России, весьма разнообразен. Чаще всего говорится о 200–400 тыс. китайцев на всей территории России. Сразу заметим, что, несмотря на регулярный миграционный приток из КНР в Россию, указанные цифры тиражируется в научных статьях и СМИ в неизменном виде уже более 10 лет. Впервые эти данные были представлены широкой аудитории еще в июле 2000 г. в публикации В. Гельбраса «Китайцы в России (журнал «Эксперт») и с тех пор «кочуют» из публикации в публикацию. Как ни странно, но эмпирической основой для приведенной выше экспертной оценки является скромный, как в количественном, так и в географическом отношении, социологический опрос, проведенный в 1998–1999 гг. и охвативший всего 757 китайских мигрантов в Москве, Хабаровске, Владивостоке и Уссурийске. При этом автор опроса и полученных в ходе его проведения оценок пишет об их приблизительности. По мнению Е. С. Вакуленко и В. В. Цимайло, оценка В. Гельбраса не учитывала незаконные пересечения гражданами Китая российской границы, а также проникновение на территорию РФ через Казахстан, граница с которым у обоих государств была открыта.

В обширном исследовании российского специалиста А. Г. Ларина, посвященном «китайскому вопросу», сообщается об отсутствии надлежащего учета внешних мигрантов и расхождениях в данных различных ведомств. Там же называются оценки численности китайцев на 2004 г. и 2007 г. со стороны высоко позиционированных отечественных управленцев (бывшего зам. главы администрации президента С. Э. Приходько и ответственного сотрудника МИД РФ К. В. Внукова), не превышающие 150–200 тыс. человек. .

В то же время динамика межстрановых перемещений в направлении Китай–Россия характеризовалась интенсивной тенденцией к росту. Согласно данным официальной статистики, в течение 2000–2008 гг. общее число прибывших из КНР в РФ на ПМЖ, в служебную командировку, в качестве предпринимателей, туристов, по приглашениям, транзитом увеличилось с 493,8 тыс. человек до 815,5 тыс. человек, или в 1,7 раза. Особенно был заметен рост въезжающих в Российскую Федерацию из КНР с частными целями. Так, по данным Федеральной пограничной службы России, в период с 2000 по 2008 г. число частных поездок в РФ из Китая возросло в 13 раз.

Текущая миграционная статистика, по крайней мере, открытая появилась далеко не сразу после начала массовой миграции извне. По имеющимся данным текущего учета, приток миграции из КНР за 1999–2008 гг. составил 205,9 тыс. человек. Однако, имеются резонные сомнения в полноте учета, с одной стороны, а с другой – справедливое замечание А. Г. Ларина об отсутствии необходимой информации о китайских мигрантах, въехавших в Россию, до начала их подсчета. Заметим также, что, по мнению руководителя Центра социальной демографии и экономической социологии ИСПИ РАН С. В. Рязанцева, для такой сильно локализованной этнической группы как китайцы, недоучет во время переписи населения мог составить – до 90%.

Подвергая серьезному сомнению данные двух последних переписей, отметим, что только в 2007 г. и только по контрактам в России работали 228,8 тыс. китайских граждан.

Примечательно, что в сообщениях китайских СМИ за 2006 г. можно прочесть о «порядка миллиона китайцев», которые въехали на российский Дальний Восток с начала 80-х годов прошедшего столетия. Близкую оценку (более 1 млн. человек) в 2003 г. озвучил представитель крупнейшей международной системы, осуществляющей трансграничные денежные переводы, региональный представитель Western Union по Восточной Европе Курт Маркс. Он также отметил высокую заинтересованность его компании в предоставлении услуг китайским мигрантам по причине их численного роста в РФ и значительного финансового потенциала.

О миллионной численности говорится и в публикациях отечественных исследователей Н. Ныровой (2004 г.) и М. Пальникова (2008 г.). По этому поводу ведущий научный сотрудник ИНИОН РАН М. Пальников, пишет следующее: «Для текущего десятилетия можно встретить оценки со значительно большим разбросом – от 300–500 тыс. до 1 млн. человек. Если минимальный предел вызывает недоумение, то максимальный в принципе соответствует общему тренду: с начала XXI века отмечается неуклонный рост числа легальных трудовых мигрантов из Китая».

В конце 1990-х г. должностные лица МВД неоднократно заявляли о растущей “миграционной экспансии” китайцев на Дальнем Востоке. По их словам, присутствие нелегальных китайских мигрантов возросло здесь с 300 тысяч человек в начале 1994 года до 2 миллионов весной 1997 года. Можно, конечно, усомниться в точности данных МВД. Однако, на наш взгляд, больше оснований для сомнений дают данные двух последних переписей и экспертные оценки, оперирующие значениями 150–200 тыс. Между тем трудно не согласиться с тем фактом, что весь постсоветский период внутренние социально-экономические условия и целый ряд сопутствующих обстоятельств в обеих странах способствовали возрастанию числа китайских мигрантов на территории России.

Пожалуй, самой высокой оценкой численности китайцев в России является цифра 8 млн., которую прежде озвучил доктор экономики Дипломатической академии мира при ЮНЕСКО Е. Гильбо. Полагаем, что данная цифра вполне достижима в некотором будущем, но в настоящий момент, вероятнее всего, является завышенной.

График 1. Динамика численности китайцев в Российской Федерации, по переписям 1979, 1989, 2002, 2010 гг.

Денежные переводы

Как известно, на изменения в целевой аудитории, в т. ч. на трансформации этнического состава, очень чутко реагирует бизнес. Существует даже специальный термин – «этнический маркетинг». В данном контексте особенно ощутимо повышенное внимание к китайским мигрантам со стороны операторов систем денежных переводов.

Уже в 2003 г. известная международная платежная система Western Union, вслед за действиями своих прямых конкурентов, объявила о введении новых тарифов для денежного коридора Россия–Китай. Шкала тарифов была упрощена, а диапазон – расширен. При этом в некоторых диапазонах снижение оказалось весьма существенным – до 45%. Комментируя это решение президент «Вестерн Юнион ДП Восток» Курт Маркс заявил следующее: «Переводы между Россией и Китаем – это один из коридоров, имеющих значительный потенциал роста. Количество мигрантов из КНР в Россию постоянно увеличивается, и, по нашим данным, потребность китайских мигрантов в переводе денег крайне высока. В России проживает более 1 млн. китайцев, большей части которых необходимо пересылать деньги оставшимся на родине родственникам. Так, за девять месяцев этого года, с января по сентябрь, рост числа транзакций в коридоре Россия–Китай превысил 70%».

В вышеприведенном комментарии заслуживают особого внимания три обстоятельства. Во-первых, оправдавшийся прогноз Курта Маркса относительно роста объемов денежных переводов из России в Китай. Во-вторых, утверждение об увеличении в России числа мигрантов из КНР. В-третьих, не совпадающая с официальными цифрами и многими экспертными оценками заявленная численность китайцев в России (более 1 млн.). Полагаем, трудно переоценить осведомленность предпринимателей международного уровня о количественных и качественных характеристиках целевой группы. Как правило, подобным маркетинговым мероприятиям предшествуют тщательные исследования, на которые у бизнес-сообщества гораздо больше средств, чем у представителей современной российской науки. Собственно, в одном из интервью топ-менеджер Western Union прямо говорит о том, что «компания тщательно изучает поведение потребителей наших услуг и общую ситуацию на рынке».

График 2. Денежные переводы из России в Китай (млн. долларов)

Источник: http://www.cbr.ru

По данным Центрального Банка РФ с 2006 по 2012 гг., можно констатировать более чем трехкратный рост общей суммы денежных переводов из России в Китай (График 2). Только за указанные семь лет, по которым имеются необходимые данные, в указанном направлении было отправлено почти 3,5 млрд. долларов США. Существенный рост данного показателя был отмечен и непосредственно в год проведения последней переписи населения. По данным системы CONTACT, в коридоре Россия–Китай наблюдается устойчивая тенденция увеличения объема денежных переводов. В 2010 г. рост объема переводов составил 120% по отношению к 2009 г. Лишь в кризисном 2009 г. многолетняя тенденция роста денежного оттока была временно нарушена. Впрочем, даже в условиях экономического кризиса объем переводов в 2009 г. превышал соответствующий показатель в 2007 г. (398,8 млн. против 374,4 млн. долл.).

Однако, несмотря на столь значительные суммы, важно учитывать их неполноту. На сегодня сложно просчитать какая доля приходится на отток средств по неофициальным каналам. Называется диапазон от 40 до 60%. Например, по данным ИА «Росбалт» на 2006 г., 60% от объема денежных переводов в Китай поступило, минуя официальные каналы.

Выше уже отмечалась способность бизнес-сегмента оперативно реагировать на изменения этнической структуры общества. В этой связи хотелось бы отметить появление в 2005 г. «этнических» коммерческих предложений у известного сотового оператора «Билайн». Приведем выдержку из пресс-релиза Красноярского филиала ОАО «Вымпелком» (торговый знак «Билайн»), опубликованного в феврале 2007 г. на деловом портале «Красноярск.Биз.»: «…в канун нового года по китайскому календарю тарифные предложения «Билайн» были переведены на китайский язык специально для многочисленных представителей китайской диаспоры, проживающих в Красноярском крае… Мы стараемся сделать услуги сети «Билайн» еще более доступными для наших абонентов. Тарифные предложения, переведенные на иероглифы, помогут разобраться и выбрать каждому человеку оптимальный вариант использования услуг сотовой связи. …Для нашей Компании это не первый опыт взаимодействия с диаспорами. Так, в 2005 году был переведен на китайский ряд предложений для южноуральского китайского культурного центра. Эта практика будет продолжена».

Исходя из вышесказанного, целесообразно подвергнуть критическому осмыслению как данные о численности китайцев в рамках двух последних переписей, так и доминирующие экспертные оценки, варьирующие в диапазоне от 200 до 500 тыс. В данном случае более обоснованными и реалистичными представляются численные значения, называемые китайской стороной, некоторыми отечественными экспертами и представителями бизнес-сообщества, ориентированного на работу с данной категорией мигрантов. На фоне стремительного роста объема денежных переводов из России в Китай наиболее достоверными из всего оценочного массива представляются те расчеты, согласно которым на момент переписи 2010 г. в Российской Федерации находилось не менее 1 млн. этнических китайцев.

Армяне

Представителям армянской нации исторически свойственна высокая пространственная мобильность. Этот факт подтверждает хотя бы наличие в Москве и многих крупных городах многочисленных армянских диаспор, образованных многие века тому назад. В силу множества обстоятельств, к которым следует отнести факты массового геноцида армян, стихийные бедствия, межнациональные противостояния и целый комплекс социально-экономических причин, в сегодняшней Армении проживает гораздо меньше армян, чем за ее пределами. Вследствие многих иммиграционных волн в настоящий момент в Армении проживает около 3 млн. человек , в то время как за ее пределами – около 7 млн. человек.

Едва ли правомерно утверждать (как это делается в итогах последней переписи) о численности армян в России, равной 1,182 млн. Такая оценка фактически означает, что за межпереписной период с 2002 по 2010 гг. численное присутствие армян на территории РФ увеличилось лишь на 52 тысячи человек, что в условиях интенсивных иммиграционных потоков из Армении совершенно не соответствует действительности. Как утверждает Д. Богоявленский, разница в численности армян, зафиксированная в течение межпереписного периода (2002 – 2010 гг.), вполне вписывается в динамику естественного прироста , наблюдавшегося в рамках армянской общины в данные годы. Иными словами, в итогах переписи фактически не учтен имевший место миграционный прирост.

Такая оценка выглядит тем более неадекватной на фоне существенного роста армянского населения в России за период между переписями 1989 и 2002 гг. – с 530 тыс. до 1130 тыс. человек, т. е. на 600 тыс. за 12 лет. Даже официальные лица Армении, для которых свойственно преуменьшать масштабы иммиграции из страны, утверждают о значительном оттоке населения в течение всего периода независимости страны.

Начнем с оценок, которыми оперирует миграционное ведомство Армении. В 2010 г., за три месяца до проведения в России очередной переписи населения, начальник государственной миграционной службы Армении Гагик Еганян оценивал численность армянской эмиграции в диапазоне от 1 до 1,2 млн. человек. При этом Еганян, отмечал, что миграция из Армении носит одновекторный характер в сторону России, на долю которой приходится 94% трудовых армянских мигрантов. Доминирующий российский вектор, составляющий от 84,5 до 97% в общем миграционном потоке из Армении, подтверждают и многие эксперты (А. Минасян, А. Погосян, Л. Геворгян, Т. Хакобян и др.).

При этом важно учитывать, что для армянских властей характерны более сдержанные оценки эмиграции из страны. Такая позиция связана, в том числе с политической необходимостью демонстрации обороноспособности и социальной стабильности на фоне перманентного политического конфликта с Азербайджаном. «Предсказания массового исхода населения только льют воду на мельницу неприятеля» – заявил президент Армении Серж Саргсян на заседании кабинета министров 20 июля 2011 г.

В то же время, согласно авторитетному зарубежному источнику “The World Factbook” (разработчик-составитель – ЦРУ США), в мировом миграционном рейтинге по показателю т. н. чистой иммиграции (баланс иммиграции и эмиграции), Армения занимает 197 место из 222 стран. Уточним, что нижние позиции рейтинга занимают страны, в которых наблюдается отрицательная миграционная динамика. Из постсоветских стран более удручающее положение в миграционной сфере, чем в Армении (– 5,88 / 1000 чел.) наблюдается только в Киргизии (– 6,16 / 1000 чел.) и Молдове (– 9,8 / 1000 чел).

Для получения более объективной информации предлагаем взглянуть на ситуацию глазами армянских независимых экспертов, которые, с одной стороны, будучи этническими армянами, изучали вопрос «изнутри», с другой – являются квалифицированными специалистами, не ограниченными политическими обстоятельствами.

По мнению исследователя армянской диаспоры В. Курдумяна, динамика роста численности армянского населения в России выглядела следующим образом: в 1989 г. число армян в России составляло 532 тыс., в 1994 г. – 1,8, млн., в 2003 г. – 2,2 млн., в 2007 г. – 2,5 млн. армян. Аналогичная оценка была озвучена и на высшем правительственном уровне в России. Так, в конце 2004 года бывший премьер-министр РФ Михаил Фрадков заявил следующее: «Использовать армянскую диаспору России – 2,5 млн. чел. – это колоссальный потенциал…»

По данным другого специалиста В. Ходжакяна, эмиграция из Армении достигла значительных масштабов уже к 1996 г. Экспертная оценка академика В. Ходжакяна (1996 г.) была получена с помощью специально разработанной методологии, основанной на учете особенностей траектории изменения уровня рождаемости населения республики, согласно которой суммарная величина отрицательного остатка внешней миграции составила 1,5 млн. человек. Обратим особое внимание, что речь идет об «отрицательном остатке», то есть о балансе между прибывшими и выбывшими. Следовательно, конечное число эмигрировавших из Армении к 1996 г. превышало 1,5 млн. чел., из которых согласно вышеприведенным данным, от 84,5 до 97% выехали в Российскую Федерацию.

Более низкие, но все-таки впечатляющие оценки дает В. Ходжабекян, определяя валовый объем эмиграции из Армении к 1997 г. в районе 1 млн. человек.

Государственные данные за сопоставимый период оказались значительно ниже. Так, по результатам исследования проведенного армянским Министерством статистики, государственного регистра и анализа, суммарная величина отрицательного сальдо внешней миграции Армении за 1991–1998 гг. составила: “(…) 760-780 тыс. человек, из которых только 610 тысяч являлись постоянными жителями республики”. Подчеркнем, что и в этом случае, судя по терминологии авторов, речь идет не о конечных цифрах выехавших, а о разнице между миграционным оттоком и миграционным притоком. Следовательно, число выехавших из Армении только в 1991–1998 гг. даже по заниженным данным, которые в силу указанных ранее причин характерны для государственных ведомств, превышает 760 тыс. человек.

Возвращаясь к масштабам эмиграции из Армении в период, непосредственно предшествующий Всероссийской переписи населения 2010 г., уместно привести данные исследования «Миграция в странах СНГ» (авторы – М. Денисенко, О. Чудиновских). Согласно его результатам, отток населения из Армении за период с 2000 по 2009 гг. составил 668 тыс. человек. По данным Всемирного банка по состоянию на 2010 г., численность эмигрировавших из Армении составляла 870,2 тыс. человек. Главным устремлением армянских мигрантов все эти годы была, как и прежде, Российская Федерация.

Учитывая особую духовную связь с традиционной религией, которая свойственна армянам за пределами материнского государства, и наличие тесных контактов диаспоры с приходами Армянской Апостольской Церкви, целесообразно обратить внимание на мнение религиозных лидеров. По этому поводу Католикос Армении Арам Первый говорит следующее: «Сегодня в России проживает около 2 млн. армян. Армяне всегда принимали участие в жизни России, этому подтверждение – сама история. Дружба между нашими странами существует издавна».

Максимальные оценки численного присутствия армян в России приводятся в интернет-энциклопедии Википедия. В одной из версий соответствующего раздела под названием «Армяне в России» была указана цифра 3 500 000.

График 3. Динамика численности армян в Российской Федерации по переписям 1979, 1989, 2002, 2010 гг.

Денежные переводы

Косвенно о численном росте армянской иммиграции за последнее десятилетие может свидетельствовать и динамика денежных переводов (График 4). Объем денежных трансфертов вырос в 1,9 раза в 2006-2010 гг. и в 2,7 раза – за период с 2006 по 2012 гг. Причем рост объема денежных переводов в 2,3 раза был зафиксирован уже в 2006–2008 гг., после чего эта динамика была временно скорректирована кризисными тенденциями в российской экономике.

Впрочем, несмотря на имевший место финансовый кризис, итоговые суммы личных трансфертов из России в Армению, начиная с 2007 г. были близки или существенно превышал 1 млрд. долларов США (График 4). К примеру, в 2009 г. объем денежных переводов, поступивших в Армению из-за рубежа (в основном из России), составлял 9% от ВВП этой страны. При этом необходимо учитывать, что далеко не все средства, отправляемые (вывозимые) мигрантами на родину попадают в соответствующую статистику. По обследованию Национальной статистической службы, 40% денежных переводов поступали в Армению в виде банковских переводов, около 27,5% – через друзей/родственников, 18,3% – через операторов денежных переводов.

График 4. Денежные переводы из России в Армению (млн. долларов)

Источник: Центральный Банк Российской Федерации. http://www.cbr.ru

Таким образом, приходится констатировать весьма широкий разброс оценок, характеризующих численное присутствие армян в России. Показательно, что даже самые сдержанные расчеты независимых специалистов демонстрируют гораздо более высокую численность армян в России, чем сообщается в итогах последней российской переписи. По самым осторожным оценкам, исходящим из явно заниженных данных государственных органов Армении, в России на момент проведения последней переписи находились около 2 млн. армян, что на 800 тыс. человек превышает цифры, заявленные в ее итогах. Однако, более близкой к реальности, на наш взгляд, является численность армянских мигрантов в диапазоне между 2,2 и 2,7 млн. человек.

Таджики

Относительно данной этнической группы в итогах ВПН-2010 сообщается, что ее численность на момент проведения переписи составляла 200 303 человека. Ниже будет показано, что и в этом случае результаты последней переписи нельзя считать достоверными.

Массовая таджикская миграция в Россию – явление далеко не новое. Миграционная ситуация в Таджикистане стала меняться еще в начале 1990-х гг. под воздействием гражданского военного конфликта (1992–1997 гг.), приведшего к многочисленным человеческим потерям и появлению беженцев и вынужденных переселенцев.

Резкий всплеск трудовой миграции среди граждан Таджикистана стал заметен в 1999 г. Затем миграционная ситуация несколько стабилизировалась, но в 2004 г. был отмечен новый подъем миграционной активности. С 2003 по 2005 гг. социологи отмечали почти трехкратный рост респондентов, сообщавших о выезде за рубеж с целью заработка. При этом, начиная с 1995 г. иммиграционный поток из Таджикистана все больше фокусировался на России. В силу долговременного отсутствия широких перспектив на рынках труда соседних стран, Россия становилась основной страной-реципиентом для выходцев из Таджикистана. Если в 2001 г. в РФ работали 84%, то в 2004 г. – 97,6% мигрантов из Таджикистана. В 2007 г. почти таджикских 37% домохозяйств отправляли на работу за рубеж одного и более мигрантов. По другим данным, к 2007 г. 40% домохозяйств в Таджикистане получали денежные переводы от ближайших родственников, работавших в России. К этому времени объем трудовой миграции оценивался в 700 тыс. человек, что является одной из минимальных границ в оценочном диапазоне относительно данной группы мигрантов.

Еще в начале 2000-х гг. эмиграция из страны получила в Таджикистане официальное одобрение властей. На административно-правовом уровне полезность миграции объяснялась наличием огромного числа безработных, которые в 2000 г. составляли 16,8% экономически активного населения. С точки зрения Правительства Таджикистана, трудовая миграция продиктована необходимостью смягчения социальной напряженности, обусловленной незанятостью экономически активного населения и интересами получения дополнительных валютных поступлений в бюджет страны за счет налогов от прибылей фирм-посредников.

Согласно заявлению президента Таджикистана Эмомали Рахмона, в России живут около 1 млн. таджиков. В комментарии таджикского президента по поводу приведенной цифры, вероятно, речь идет исключительно о таджикских гражданах и возвратной трудовой миграции последнего времени: «Около 1 млн. таджикских мигрантов живут и работают в России… А куда они еще в регионе могут поехать? Они работают и помогают своим семьям, а также помогают экономике своей страны». Исходя из логики высказывания, в эту цифру не входят те, кто давно переехал в РФ на постоянное место жительство и получил гражданство. Данное предположение подтверждает оценка миграционной ситуации главой представительства ФМС РФ в Таджикистане Виктором Себелевым. По его словам, в настоящее время на территории России проживают свыше 1 млн. граждан Таджикистана.

В качестве независимых оценок, отражающих современные масштабы таджикской иммиграции в Россию, таджикские эксперты указывают цифры от 600 тысяч до 1,5 млн. По данным правозащитной организации «Таджикские трудовые мигранты», за последние 20 лет больше 1 млн. выходцев из Таджикистана получили российское гражданство. Часть из них справедливо отнести к категории репатриантов – этнически русских и в целом славян, переехавших в Россию. Однако, здесь важно учитывать и тот факт, что по переписи населения 1989 г. в Таджикской ССР проживали не более 440 тыс. восточных славян (русских, украинцев и белорусов). Даже, если допустить, что все они выехали в Россию и стали российскими гражданами, то с учетом естественного прироста/убыли среди славян и присутствия в этом миграционном потоке представителей других этнических групп (немцев, татар и др.) едва ли правомерно утверждать об оттоке нетаджикского населения, численно превышающего 500 тыс. человек.

График 5. Динамика численности таджиков в Российской Федерации по переписям 1979, 1989, 2002, 2010 гг.

По расчетам руководителя упомянутой выше правозащитной организации Каромата Шарипова, в России постоянно находится не менее 1,2 млн. человек, приехавших из Таджикистана. Близкие цифры называют и представители соответствующих органов страны исхода: по данным Миграционной службы Таджикистана на 2011 г., на территории РФ проживает 1 032 620 граждан Таджикистана. При этом, по мнению К. Шарипова, такой социальный слой как таджикские мигранты является очень эластичным по своим количественным параметрам – в результате сезонных колебаний в отдельные периоды численность приезжих из Таджикистана возрастает до 2 млн. человек.

Согласно данным миграционного учета, в Россию в течение одного года въезжает в шесть раз больше таджикских граждан, чем все таджикское население России, зафиксированное в рамках последней переписи. По словам директора ФМС РФ Константина Ромодановского, в 2009 году 1 миллион 288 тысяч граждан Таджикистана пересекли государственную границу РФ. Часть данной миграции носит временный возвратный характер, однако многие трудовые мигранты остаются в России и со временем перевозят сюда свои семьи.

Во время написания данной статьи нам попались интересные данные по прибытию иностранных граждан в г. Екатеринбург через аэропорт «Кольцово» за 2008 г. и 2011 г. (Графики 6 и 7). Согласно авиа-статистике, только в указанном аэропорту всего за один 2008 год было зарегистрировано прибытие 51,7 тысяч граждан Таджикистана, а в 2011 г. численность мигрантов из этой группы составила 47,2 тысячи человек. Подчеркнем, что речь идет лишь о годовом интервале и о численности мигрантов из Таджикистана, прибывших лишь в один из 83 субъектов Российской Федерации.

График 6. Въезд иностранных граждан и лиц без гражданства через аэропорт «Кольцово» в 2008 г.