Формы денег. Общественное богатство: формы, источники и проблемы соизмерения

Всякое богатство состоит из вещей, которые мы желаем иметь, т.е. из вещей, которые прямо или косвенно удовлетворяют потребности человека; но не все такие вещи считаются богатством. Привязанности друзей, например, составляют важный элемент благополучия, однако их не рассматривают в качестве богатства, разве только в виде поэтического образа. Начнем, следовательно, с классификации вещей, которые мы же-

лаем иметь, а затем выясним, какие из них надлежит считать элементами богатства.

За отсутствием какого-либо краткого общеупотребительного термина, охватывающего все желаемые нами вещи или вещи, удовлетворяющие человеческие потребности, мы можем использовать для этой цели термин "блага".

Желаемые нами вещи, или блага, подразделяются на материальные, или личные, и нематериальные. Материальные блага состоят из полезных материальных вещей и из всех прав на владение, использование материальных вещей, или на извлечение из них выгоды, или на получение от них выгоды в будущем. Так, они включают естественные дары природы, землю и воду, воздух и климат; продукты сельского хозяйства, добывающей промышленности, рыболовства и обрабатывающей промышленности; здания, машины и инструменты; закладные и другие долговые обязательства; паи в государственных и частных компаниях, все виды монополий, патентные права, авторские права; права прохода и проезда и другие права пользования. Наконец, возможность путешествовать, доступ к красивым местам, в музеи и т.п. представляют собою воплощение материальных удобств, внешних для человека, хотя способность оценить их является его внутренним и личным качеством.

Нематериальные блага человека распадаются на две группы. К одной относятся его собственные качества и способности к действию и наслаждениям; таковы, например, деловые способности, профессиональное мастерство или способность получать удовольствие от чтения и музыки. Все эти блага заключаются в нем самом и называются внутренними. Во вторую группу входят блага, называемые внешними, так как они охватывают отношения, благотворные одновременно и для него, и для других людей. Таковыми, например, были трудовые повинности и всякого рода домашние услуги, которых господствовавшие классы обычно требовали от своих крепостных и других подвластных людей. Но эти повинности отошли в прошлое, а главные примеры подобных отношений, выгодных для обладателей таких благ, следует в наше время искать репутации и деловых связях торговцев и лиц свободных профессий.

Далее, блага могут быть передаваемыми и непередаваемыми. К последним надо отнести личные качества и способности человека к действию и наслаждениям (т.е. его внутренние блага), а также ту часть его деловых связей, которая зависит от личного доверия к нему и которая не может быть передана в виде

составного элемента его репутации; сюда же относятся и благоприятные климатические условия, дневной свет, воздух, гражданские привилегии и права, возможность использования общественной собственности.

Даровыми являются те блага, которые никем не присвоены и доставляются природой без приложения усилий человека. Земли в своем первоначальном состоянии были просто даром природы. Но в странах с оседлым населением земля с точки зрения индивидуума не является даровым благом. Лес до сих пор являлся даровым в некоторых лесных районах Бразилии. Рыба в морях, как правило, даровая, но некоторые морские рыбные промыслы ревностно охраняются в целях исключительного использования гражданами определенной страны и могут быть отнесены к разряду национальной собственности. Созданные человеком устричные садки ни в коем случае не являются даровыми, а природные устричные поля, если они никем не присвоены, в любом смысле даровые; если же они составляют частную собственность, то с точки зрения страны остаются даром природы. Однако, когда страна допускает, чтобы права на них перешли в руки частных лиц, они, с точки зрения индивидуума, не являются даровыми; то же относится и к правам частных лиц на речные рыбные промыслы. Между тем пшеница, выросшая на даровой земле, и рыба, выловленная на даровых рыбных промыслах, не являются даровыми, так как для их получения приложен труд.

Теперь мы можем перейти к вопросу о том, какие виды благ человека следует считать частью его богатства. Это вопрос, в отношении которого взгляды несколько расходятся, однако сопоставление всех доводов и мнений авторитетов дает полное основание склониться в пользу следующего ответа.

Когда пишут просто о богатстве человека, не внося в текст какое-либо разъяснительное положение, богатство следует рассматривать как наличие у него двух видов благ.

К первому виду относятся те материальные блага, которыми он владеет (в силу закона или обычая) на правах частной собственности, и которые поэтому могут быть передаваемы и обмениваемы. Напомним, что они включают не только такие владения, как земля, дома, мебель, машины и другие материальные предметы, которые могут составлять его личную частную собственность, но также и акции государственных компаний, закладные и другие обязательства, по которым он может потребовать от других погашения их деньгами или товарами. С другой стороны,

его долги другим можно рассматривать как отрицательное богатство, и их нужно исключить из валовой суммы его владений, чтобы получить чистую сумму его подлинного богатства.

Услуги и иные блага, которые прекращают свое существование в самый момент своего возникновения, разумеется, не являются частью накопленного богатства.

Ко второму виду относятся те нематериальные блага, которые принадлежат человеку, являются для него внешними и прямо служат в качестве средств, позволяющих ему приобретать материальные блага. Сюда не входят все его собственные личные свойства и способности, даже те, которые дают ему возможность зарабатывать себе на жизнь, поскольку они образуют внутренние блага. Отсюда исключаются также его личные дружеские чувства, так как они не обладают непосредственно хозяйственной ценностью. Но в этот вид благ включаются его деловые и профессиональные связи, организация его предприятия и - там, где подобное существует, - его собственность на рабов, выполнение для него трудовой повинности и т.п.

Такое употребление термина богатство находится в полном соответствии с его употреблением в обыденной жизни; вместе с тем он охватывает те блага, и только те, которые, несомненно, относятся к предмету экономической науки, согласно определению, данному в кн. I, и которые поэтому можно назвать экономическими благами. Принятый здесь термин включает все те - внешние для человека - блага, которые... принадлежат ему и не принадлежат в такой же степени его соседям, а следовательно, являются определенно его собственными и которые... непосредственно могут быть измерены денежной мерой, - мерой, выражающей, с одной стороны, усилия и жертвы, потребовавшиеся для того, чтобы они появились на свет, и, с другой стороны, потребности, удовлетворяемые ими.

Для некоторых целей можно, разумеется, принять и более широкое толкование понятия богатство, но в этом случае следует во избежание путаницы прибегнуть к помощи специального разъяснительного положения. Так, например, мастерство плотника столь же прямо служит средством, позволяющим ему удовлетворять материальные потребности других людей, а поэтому косвенно и своих собственных, как и используемые им инструменты; вероятно, было бы целесообразно иметь более широкое понятие богатства, которое охватывало бы и это мастерство. Следуя по пути, указанному Адамом Смитом, а затем и большинством экономистов континентальной Европы, мы

можем определить личное богатство таким образом, чтобы оно включало все те силы, способности и навыки, которые непосредственно служат обеспечению производственной эффективности человека наряду с теми всякого рода деловыми связями и контактами, которые мы уже признали частью богатства в узком понимании этого термина. В свою очередь и профессиональные способности мы вправе рассматривать как экономические, основываясь на том, что они обычно поддаются какому-либо косвенному измерению.

Вопрос о том, стоит ли вообще рассматривать указанные способности в качестве богатства, попросту сводится к вопросу о целесообразности, хотя о нем так много спорили, будто тут дело принципа.

Разумеется, если мы захотим при употреблении понятия "богатство" как такового включить в него и профессиональные способности человека, то это породит путаницу. "Богатство" просто должно означать лишь внешнее богатство. Но никакого вреда не будет, а некоторую пользу можно получить, если мы иногда употребим выражение "материальное и личное богатство".

Но нам все же приходится принимать в расчет те материальные блага, которые являются общими для соседей и которые поэтому не было бы нужды упоминать при сравнении богатства человека с богатством его соседей; правда, учитывать их может оказаться целесообразным лишь для некоторых целей, особенно при сопоставлении экономических условий удаленных друг от друга районов или эпох.

Эти блага охватывают выгоды, которые человек получает от проживания в определенном месте и в определенное время и от принадлежности к какому-либо государству или сообществу; к ним относятся гражданская и военная безопасность, право и возможность пользоваться государственной собственностью и коммунальными предприятиями, как, например, дорогами, газовым освещением и т.п., и права на судебную защиту или бесплатное образование. Горожанин и сельский житель, каждый в отдельности бесплатно пользуется такими преимуществами, какие другому вовсе недоступны или какие ему обошлись бы очень дорого. При прочих равных условиях один человек обладает большим реальным богатством в самом широком смысле, чем другой, если в районе проживания первого лучше климат, лучше дороги, лучшего качества вода, более здоровые санитарные условия, а также лучшие газеты, книги, организация развлечений, система образования. Жилище, пища и одежда в холодном

климате неудовлетворительные, в теплом могут оказаться в избытке, а, с другой стороны, то самое тепло, которое уменьшает физические потребности людей и делает их обеспеченными даже при наличии небольшого материального богатства, ослабляет ту их энергию, которая и производит богатство.

Многое из перечисленного представляет собой коллективные блага, т.е. блага, которые не находятся в частной собственности. А это приводит нас к необходимости взглянуть на богатство с точки зрения общественной в отличие от индивидуальной.

Рассмотрим теперь элементы богатства страны, которые обычно игнорируют, когда оценивают составляющие ее богатства отдельных лиц. Самыми очевидными формами такого богатства являются все виды государственной материальной сoбственности, такие, как дороги и каналы, здания и парки, пред приятия газоснабжения и водопроводные сооружения, хотя, к сожалению, многие из них были созданы не на основе государственных сбережений, а с помощью государственных займов, и здесь перед нами громадное "отрицательное" богатство, заключенное в большой задолженности таких предприятий.

Однако Темза обеспечила гораздо больший прирост богатства Англии, чем все каналы и даже, быть может, чем все железные дороги страны. И хотя Темза представляет собою безвозмездный дар природы (если не считать издержки на совершенствовании условий судоходства по ней), тогда как канал является произведением рук человека, мы все же можем для многих целей нашего исследования считать Темзу частью богатства Англии.

Немецкие экономисты часто делают упор на нематериальные элементы национального богатства; и это правильно при рассмотрении некоторых проблем, относящихся к национальному богатству, но, однако же, не всех. Научное знание, где бы оно ни было получено, вскоре становится собственностью всего цивилизованного мира, и его следует считать космополитическим, а не исключительно национальным богатством. То же справедливо и в отношении технических изобретений и многих других усовершенствований техники производства; верно это также и в отношении музыки. Однако те виды литературы, которые перевод обедняет, можно в известном смысле рассматривать как богатство тех народов, на языке которых они написаны. В свою очередь и организацию свободного, строго упорядоченного государства также надлежит для некоторых целей считать важным элементом национального богатства.

Но национальное богатство включает как индивидуальную,

так и коллективную собственность жителей страны. Оценивая совокупный объем их индивидуального богатства, мы вынуждены вычесть все долги и иные обязательства одних жителей данной страны другим. Например, поскольку британские государственные облигации и облигации какой-либо английской (железной дороги находятся во владении внутри страны, можно попросту считать саму железную дорогу частью национального богатства, вовсе не принимая в расчет государственные облигации и облигации железной дороги. Но следует вычесть из общей суммы те облигации, которые выпущены британским правительством или частными британскими гражданами и находятся в руках иностранцев, и присовокупить к ней иностранные облигации во владении англичан.

Космополитическое богатство отличается от национального в большой мере, так же как последнее от индивидуального. При его исчислении задолженность жителей одной страны жителям другой практически можно исключить у обеих сторон. К тому же, равно как реки являются важным элементом национального богатства, так и океан представляет собой одну из самых больших ценностей мира. Понятие космополитического богатства - это не что иное, как понятие национального богатства, распространенное на всю площадь земного шара.

Индивидуальные и национальные права на богатство основываются на гражданском и международном праве или по крайней мере на обычае, принявшем силу закона. Исчерпывающе исследование экономических условий любой эпохи и любого района требует поэтому изучения права и обычаев; экономическая наука многим обязана тем, кто работает в этой области. Но границы экономической науки и так уже достаточно широки, а исторические и юридические основы концепций собственности - это обширные темы, которым лучше всего посвящать самостоятельные труды.

Понятие "стоимость" ...тесно связано с понятием "богатства", и здесь о нем мало что можно сказать. "Слово стоимость, - пишет Адам Смит, - имеет два различных значения, иногда оно отражает полезность какого-либо определенного предмета, а иногда способность покупать другие блага, создаваемую обладанием указанным предметом". Опыт, однако, показал, что в первом значении употреблять это слово неправильно.

Стоимость, т.е. меновая стоимость какой-либо вещи, выраженная в определенном месте и в определенный момент в единицах другой вещи, представляет собой количество единиц последней вещи, которое можно там и тогда получить в обмен на

первую. Таким образом, понятие стоимости относительно и выражает отношение между двумя вещами в конкретном месте и в конкретное время.

Цивилизованные страны применяют в качестве денег золото, или серебро, или же то и другое. Вместо того чтобы выражать стоимости свинца, олова, древесины, зерна и других вещей в единицах друг друга, мы выражаем их сначала в денежных единицах и называем выраженную таким способом стоимость вещи ее ценой. Если нам известно, что тонна свинца обменивается в определенном месте и в определенный момент на 15 соверенов, а тонна олова - на 90 соверенов, мы говорим, что цена их там-то и тогда-то составляет соответственно 15 ф.ст. и 90 ф.ст., и при этом устанавливаем, что стоимость тонны олова, выраженная в единице свинца там-то и тогда-то, равняется шести тоннам.

Цена каждой вещи возрастает и снижается время от времени и от места к месту, а с каждым таким изменением покупательная сила денег также изменяется соответственно повышению или снижению цены на данную вещь. Если покупательная сила денег возрастает в отношении некоторых вещей, но одновременно в равной мере снижается в отношении столь же важных вещей, их общая покупательная способность (или их способность покупать вещи вообще) остается неизменной. В этом положении сокрыты известные трудности, которые мы рассмотрим в дальнейшем. Здесь можно ограничиться его популярным смыслом, который достаточно очевиден, а поэтому везде в данной работе мы можем пренебречь возможными изменениями общей покупательной силы денег. Таким образом, цена на какую-либо вещь будет здесь представлять ее меновую стоимость относительно всех вещей вообще или, иными словами, представлять ее покупательную способность вообще.

Но поскольку изобретения намного увеличили власть человека над природой, подлинную стоимость денег лучше измерять для некоторых целей трудом, а не товарами. Эта трудность, однако, существенно не повлияет на ход наших рассуждений и данной работе, которая представляет собой лишь исследование "основ" экономической науки.

«Друзья, с момента создания данной группы прошло уже 5 лет. Группа была создана в то время, когда я (Андрей Собкалов) проходил своё обучение на очном курсе СКПД (PDC) у учеников Билла Моллисона и Джефа Лоттона в Стамбуле, летом 2012 г. Изначально группа называлась «Пермакультурный Исследовательский Центр» или сокращённо «ПИЦ». После того как мы переехали на свою землю, к нам пришло название «РАЙАР» (у которого есть свой конкретный смысл), это стало именем собственным для нашего проекта, а аббревиатура «ПИЦ» своеобразной характеристикой, типом проекта.

С тех пор утекло много воды, наши познания и мировоззрение существенно расширилось, оно стало более комплексным и всеохватывающим. Вслед за этим и наш проект существенным образом изменился в своём наполнении, и это будет отражено в его новом названии. Ближе к концу 2017 года мы опубликуем заметку с объяснением сути произошедших изменений и собственно изменим название группы и других наших ресурсов».

Наиболее полное отражение сути изменений в нашем проекте может быть представлено в новом названии: «РАЙАР – Центр Возрождения Девяти Форм Богатства».

Впервые с идей о множественных формах богатства я познакомился, изучая работу «Regenerative Enterprise», написанную молодым пермакультуристом Итаном Роландом. В этой книге Итан рассказывает о концепции регенерирующего предпринимательства, направленного на деятельность в условиях признания 8 форм богатства. Он делился своим виденьем о том, что сейчас в качестве капитала (требующего соответствующего отношения к себе) рассматривается только финансовый и материальный капитал, остальные формы капитала (живой, социальный, опытный, культурный, интеллектуальный, духовный) рассматриваются не как капитал, а как ресурсы, сырьё, подлежащие преобразованию в финансовый и материальный капитал.

Ещё раз с идей о множественных формах капитала/богатства я столкнулся в работе «Идеальный строй жизни» 1917 г, Константина Эдуардовича Циолковского. В начале своей работы Константин Эдуардович рассуждает о том, что богатство лучше создавать, используя дарованные природой возможности, а не отнимать друг у друга в войнах (так как это не ведёт к росту совокупного богатства). И он делает обзор основных видов богатства, доступных человечеству:

«Люди имеют: 500 миллионов кв. километров поверхности земного шара; солнечную энергию; имущество – в виде домов, путей сообщения, фабрик, обработанных полей садов, орудий и т.д.; силу, ум и добрые душевные качества в самих себя; знания и науку –наследие человечества – за тысячи лет; людей особенно даровитых и гениев; пространства вне земли, пока недоступные, окружающие Солнце, которые получает в 2,2 миллиарда раз более солнечной энергии, чем Земля и, которые, благодаря гениям, могут сделаться доступными человечеству; безчисленное множество Солнц, рассеянных во Вселенной; мы видим их ночью в форме звёзд; они тоже могут сделаться доступными нашему потомству через десятки тысяч лет; наконец, можно иметь в виду неоткрытые ещё силы природы».

За последние несколько лет, изучив большое количество первоисточников, мы пришли к выводу, что основная причина существующих в мире проблем — это отсутствие ЦЕЛОСТНОГО подхода к управлению. Когда люди, организации и целые государства принимают решения, не имея целостного представления о тех системах, которыми они пытаются управлять, то итог неизменно одинаков – наличие непредвиденных и часто негативных последствий. Когда ты пытаешься управлять, исходя из крайне сегментированных представлений об объекте управления (и таких же узких целей), то его реакция на попытки управления не будет соответствовать твоим планам и ожиданиям.

Я думаю, что вы не станете отрицать, что наблюдаемая в мире ежегодная потеря 75 млрд. тонн плодородной почвы, крупномасштабное уничтожение экосистем и загрязнение воды, воздуха и почвы, экономические и социальные бедствия в форме войн, вспышек болезней, роста цен на продовольствие и голода, преступности и т.д. и т.п., что всё это есть непредвиденные негативные последствия решений, принимаемых отдельными людьми, организациями или государствами и их союзами, исходящих из неадекватных представлений о реальности и попыток достижения узконаправленных целей. Было бы крайне тяжело предположить, что всё это является преднамеренным результатом, получаемым в ходе целенаправленной осознанной деятельности такого большого количества участников.

Сейчас мы считаем, что наиболее адекватным описанием реальности (с практической точки зрения) является использование концепции о множественных формах богатства, дополненной синтезом множества иных концепций, систем и отдельных методов и инструментов по каждой форме богатства. В своём подходе мы остановились на 9 формах богатства. Их описание дано на слайдах. Также каждый слайд, посвящённый отдельной форме богатства, показывает либо типы проектов, которые мы планируем осуществлять на территории «РАЙАР» ЦВ 9ФБ, либо системы и концепции которые мы планируем использовать (или которые синтезируем в своём подходе), либо отдельные направления деятельности по приумножению данной формы богатства, или часть «Целостного Контекста» (что есть Ценности, Миссия, Видение) «РАЙАР» ЦВ 9ФБ относительно этой формы богатства.

На слайдах отражены лишь базовые наиболее существенные моменты в отношении каждой формы богатства. О каждой форме богатства и соответствующих им проектах на нашей территории, мы в деталях расскажем в последующих записях.

Отношение к богатству (форме капитала) должно быть совершенно иным, нежели к продукту данной формы богатства. Это можно понять, если вспомнить сказку про курицу/утку, несущую золотые яйца. Пока курица/утка жива (пока богатство существует и охраняется), она даёт одно золотое яйцо в день (продукт богатства), но если по жадности её убить, чтобы разом достать все яйца (получить быстрый доход за счёт уничтожения богатства), то вы лишитесь возможности получать золотые яйца в будущем. Будущее благосостояние приносится в жертву сиюминутной выгоде.

Поскольку современная технократическая цивилизация стремится пустить все формы богатства (капитала) в качестве расходного материала для неограниченного приумножения финансового и материального богатства, в качестве ответа мы, в рамках нашего проекта, будем использовать созданную нами систему «Целостного Управления Девятью Формами Богатства»!

Но об этом подробнее уже в других записях.

Ещё раз поздравляем всех с праздниками!

Поскольку современная технократическая цивилизация стремится пустить все формы богатства (капитала) в качестве расходного материала для неограниченного приумножения финансового и материального богатства, в качестве ответа мы, в рамках проекта «РАЙАР» ЦВ 9ФБ, будем использовать созданную нами систему «Целостного Управления Девятью Формами Богатства»! Эволюционная цель нашего проекта: содействовать жизни в потоке, ведущей к повсеместному процветанию девяти форм богатства!

Живое богатство.

Живое богатство — это то, что делает эту планету обитаемой. Без живого богатства наша Земля была бы похожа на Марс. На территории «РАЙАР» ЦВ 9ФБ будет реализовываться широкий спектр специализированных проектов с фокусом в живом богатстве, начиная от биоогородов и заканчивая возрождением утраченных древних экосистем, наподобие колхидского леса или плейстоценовой мегафауны.

Культурное богатство.

Маленькая выдержка из описания культурного богатства на уровне региона: «Северный Кавказ — самый многонациональный регион Российской Федерации. Здесь проживает более 100 национальностей. Кавказ относится к тем регионам, которые освоены человеком в глубокой древности, он — один из очагов зарождения человеческой цивилизации.» На уровне биорегиона «Среди достопримечательностей Майкопского района можно отметить дольмены, общая численность которых достигает 1200. Кроме того, очень интересными для туристов могут быть курганные группы и древние захоронения, общее число которых превышает 2000. Старые религиозно-культовые строения, разрушенные крепости, места поселения горцев, менгиры, пещерные стоянки первобытного человека, древние плавильные и гончарные печи. В Майкопском районе найдено много стоянок древнего человека. Самая древняя, Абадзехская, относится к раннему палеолиту. Стоянки найдены в Даховской пещере, в ущелье Мешоко, под Хаджохскими навесами. На выезде из пос. Каменномостского в сторону Гузерипля, в скальном гроте прямо у дороги, воссоздан быт первобытного человека времен каменного века». Есть культурные достопримечательности и непосредственно на нашей территории и в ближайшем окружении, но об этом в следующих записях.

Интеллектуальное богатство.

Увеличить своё интеллектуальное богатство можно посредством изучения, освоения и практического использования различных подходов творческого мышления. Здесь есть целый спектр подходов, начиная от Теории U, позволяющей задействовать интеллектуальный потенциал сотен и тысяч людей для решения мастштабных и комплексных задач и заканчивая индивидуальными инструментами, наподобие ТРИЗ или системного мышления. Пару слов о Теории U. Теория построена на концепции, которую сам автор (Отто Шармер) назвал «presencing» (привосприятие). Это слово составлено из английских слов «presence» (присутствие) и «sensing» (восприятие) и обозначает состояние повышенного внимания, позволяющее отдельным людям и целым группам произвести смещение пластов внутреннего пространства, в котором они функционируют. В случае такого смещения человек начинает оперировать будущими возможностями, выбирая те из них, которые ему больше всего хотелось бы реализовать.

Социальное богатство.

Если коротко, то социальное богатство – это следование поговорке: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Социальное богатство – это нити позитивных отношений и взаимопомощи, возникающие у человека в семье, местном сообществе, в регионе, стране или в Мире в целом. Чем больше этих нитей, чем они прочнее, тем больше социальное богатство. Социальным богатством обладают также группы людей, от малых групп до народа в целом. Социальное богатство включает в себя эффективную систему управления семьёй, малым кругом, проектом/организацией, регионом или всем государством! В нашем случае такой системой является система «Целостного Управления 9 Формами Богатства».

Финансовое богатство.

В спектре экономических отношений можно выделить три больших этапа: 1) Дефицитные национальные валюты, 2) Дополнительные денежные системы, 3) Экономика дара. На текущий момент мы хотим использовать синтех первых двух этапов. Но необходимо помнить, что само по себе финансовое богатство – это не есть что-то реальное, это просто информация о вашем положении в обменных операциях. /Когда будет срублено последнее дерево, когда будет поймана последняя рыба, когда будет отравлена последняя река…, вы поймёте, пусть и слишком поздно, что банковский счёт - не богатство и что деньги нельзя есть./ В своём подходе к управлению финансовым богатством мы будем использовать синтез наработок Магомеда Чартаева, Мондрагонской кооперативной федерации, системы «Большая игра в бизнес» Джека Стэка, а также подходы социократических и бирюзовых организаций.

Минеральное богатство.

Минеральное богатство - это единственная форма богатства, которую пока невозможно приумножить (разве что только за счёт освоения космического пространства), его количество на планете фиксировано, но можно разумно подойти к его использованию. Также на локальном масштабе можно организовать возобновление некоторых видов минерального богатства - как например, песка, гравия, камней в руслах горных рек. Пока есть горы и пока идут дожди подобные ресурсы будут возобновляться вдоль русла рек. Используя прорывные технологии (в первую очередь механоактивацию) можно создавать уникальные материалы, а с учётом использования интеллектуального богатства можно добиваться последовательного замещения материи на информацию, используя всё меньше минералов при получении всё большего результата.

Материальное богатство.

В части материального богатства у нас будут реализованы очень интересные комплексные проекты, в т.ч. предполагающие синтез материального и живого богатства.

Можно вести долгие дискуссии о том, что такое духовность, как она соотносится с религией и т.д. и т.п. Но сейчас есть способ проверить претензии различных гуру, экстрасенсов, мастеров различных направлений, заявляющих о своей высокой духовности и необычных способностях. Особый вариант электроэнцефалографа позволяет провести спектральный анализ волн мозговой активности. Такой способ позволяет получить динамический узор распределения волн мозговой активности по частотам (бета, альфа, тета и дельта) и по амплитуде (силе волн). Сознание обычного человека кардинальным образом будет отличаться от человека, действительно способного входить в более глубокие/высокие состояния сознания. Такой узор волн мозговой активности невозможно сэмитировать. Его можно достичь, только обладая конкретными качествами.

Накопление и передача знаний и опыта - это ключевой момент в реализации масштабного и долгосрочного проекта! Этой форме богатства мы будем уделять очень серьёзное внимание.

С уважением,
Андрей и Надежда Собкаловы.
«РАЙАР» Территория Целостного Развития

Кафедра политической экономии: ауд. 455, тел 339-33-03, e-mail: [email protected]

Статус дисциплины : по выбору, читается в 3 семестре.

Аннотация

В курсе излагается фундаментальная двухфакторная модель общественного богатства, или модель капитала, в которой природа богатства (стоимость) дается в единстве с формой богатства (потребительная стоимость). Модель воспроизводства общества как живого, развивающегося организма, рассматриваемого с точки зрения его экономической структуры, - ключ к объяснению микро- и макроэкономических явлении и закономерностей, эффективный инструмент анализа и прогноза экономической действительности.

В рамках единой модели, с позиций природы богатства, дается теоретическое обоснование его реальных форм - цены, денег, капитала, заработной платы, добавленной стоимости, амортизации, остаточной стоимости, издержек производства, прибыли, процента, ренты и т.п., в том числе, обоснование форм богатства, названия которых студентам известны из курсов микро- и макроэкономики (спрос, предложение, эффект дохода и замещения, инвестиции, сбережение, потребление и т.п.)

Курс дает системное знание о рыночной экономике, необходимое в практике бизнеса и других сферах экономической деятельности.

Учебная задача

Обучение навыкам анализа и прогноза экономической действительности на уровне предприятия, отрасли, государства.

Методы проведения аудиторных занятий

Лекции, семинары.

Форма проведения самостоятельной работы: анализ и решение учебно-научных задач, защита учебно-научных проектов.

Тема 1. МОДЕЛЬ ОБЩЕСТВЕННОГО БОГАТСТВА: ИСХОДНЫЕ УСЛОВИЯ И МЕТОД ПОСТРОЕНИЯ

Модель общественного богатства - модель воспроизводства материальной жизни индивидов и общества. Дано : общество, в котором преобладает капиталистический способ воспроизводства жизни, в течение определенного промежутка времени (года) с данной численностью населения, например, Россия в 2007 году. Найти: условия воспроизводства жизни индивидов и общества в данный и последующие промежутки времени.

Годичный общественный продукт как «огромное скопление товаров», «богатство народов» - основа воспроизводства жизни индивидов и общества. Предмет исследования - совокупность отношений индивидов к природе и к друг другу, или отношений, при которых они производят богатство и воспроизводят свою жизнь, т.е. экономическая структура общества (экономический базис) .

Метод исследования - «от конкретного к конкретному». Исходный пункт - совокупность воспроизводственных отношений, представленная годичным продуктом, наличное бытие общественного богатства. Первый этап - анализ, логическое расчленение предмета на иерархические уровни методом абстракции, выделение простейшего абстрактного отношения. Второй этап - синтез, собственно построение модели, движение от абстрактного к живому конкретному целому. Результат - теоретическая модель богатства общества как развивающегося организма.

Модель разрабатывалась Смитом, Рикардо и другими авторами. В наиболее полном и завершенном виде изложена в «Капитале» Маркса. «Капитал» - конкретно-историческое «богатство народов».

Двухфакторная модель общественного богатства (природа и форма богатства). 1.Годичный продукт как набор благ, или потребительных стоимостей (форма общественного богатства) 2. Годичный продукт как стоимость (природа общественного богатства). Стоимость - ответ на вопрос о происхождении продукта, о том, во что обходится , или сколько стоит обществу продукт. Аксиома модели капитала.

Микро- и макроэкономические однофакторные модели общественного богатства (формы богатства) как результат исследования развивающегося экономического организма математически-описательным методом. Пионерная функция описательной науки - обнаружение и название непосредственно наблюдаемых явлений (форм богатства), установление количественных взаимосвязей между ними.

Принципиальная невозможность выяснения природы общественного богатства математически-описательным методом. Принципиальная возможность и научно-практическая целесообразность обоснования микро-, макроэкономических категорий (закономерностей) и их систематизации в рамках двухфакторной модели богатства.

Тема 2. НАЛИЧНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ БОГАСТВО: ТОВАР И ДЕНЬГИ

1. Товар как элементарная форма общественного богатства. Двухфакторность товара: стоимость (природа), потребительная стоимость (непосредственная форма). Модель товара. Общественно необходимое рабочее время. Двойственный характер воплощенного в товаре труда: конкретный и абстрактный труд. Производительная сила общественного труда.

Кривая стоимости единицы товара в системах координат «время-стоимость» и «потребительная стоимость-стоимость». Сдвиг кривой стоимости. «Циферблат» кривой стоимости: ее расположение в диапазоне от 0 до 360°. Простейшее обоснование эффекта дохода и замещения.

2. Форма стоимости, или меновая стоимость. Обоснование цены . Простая форма стоимости (I) и ее уравнение. Формула цены. Обоснование равновесной и неравновесной цены.

Обоснование «спроса» и «величины спроса» с точки зрения качества.

Кривая цены. Преобразование кривой стоимости в кривую цены. «Циферблат» кривой цены: ее расположение в диапазоне от 0 до 360°.

Обоснование «спроса» и «величины спроса» с точки зрения количества: кривая спроса, компенсированная и некомпенсированная кривая спроса, изменение спроса и величины спроса, сдвиг кривой спроса, кривая спроса для товаров Гиффена, закон спроса.

Развернутая форма стоимости (II). Линия развернутой формы стоимости.

Обоснование линии бюджетного ограничения, условия общего равновесия обмена Л. Вальраса, оптимума потребителя, эффекта дохода и эффекта замещения.

Всеобщая форма стоимости (III), система уравнений формы III. Денежная форма стоимости (IV), система уравнений формы IV.

3. Процесс обмена. Уравнение обмена. Обоснование равновесных количеств и «Парето-оптимального состояния».

4. Деньги, или обращение товаров. Деньги как мера стоимостей. Масштаб цен. Обоснование денег как «обобщенной покупательной способности» (Фридмен). Законы изменения уровня цен. Обоснование номинального и реального ВВП, индексов физического объема и индексов цен, паритета покупательной способности валют.

Деньги как средство обращения. Первый метаморфоз товара - продажа. Второй метаморфоз товара - купля. Обращение товаров. Обращение и обмен. Обоснование «спроса на деньги» и «предложения денег », «спроса на деньги по трансакционному мотиву»

Закон количества денег в обращении. Обоснование уравнения обмена Фишера.

Деньги как мера стоимостей и средство обращения. Производные функции денег - сокровище, средство платежа и мировые деньги. Обоснование «спроса на деньги по мотиву предосторожности».

Тема 3. КАПИТАЛ, ИЛИ ВОЗРАСТАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО БОГАТСТВА: ПРИРОДА, ФОРМЫ, БАЗОВЫЕ ФАКТОРЫ

1. Капитал - авансированная, сохранившаяся в обращении, и возрастающая, по сравнению с авансированной, стоимость.Всеобщая формула капитала. Формы капитальной стоимости. Противоречие всеобщей формулы капитала и его разрешение: купля и продажа рабочей силы. Рынок труда и занятость как важнейшие условия экономического роста. Товар «рабочая сила», его потребительная стоимость и стоимость. Общая и дневная стоимость (цена) рабочей силы. Человеческий потенциал.

2. Возможности производства абсолютной прибавочной стоимости (прибыли) при неизменном уровне производительной силы общественного труда.

Моменты процесса труда: труд как целесообразная деятельность, предмет труда, средство труда. Продукт процесса труда. Средства производства продукта.

Прибавочная стоимость как (1) превышение текущей капитальной стоимости над авансированной, (2) избыток стоимости продукта над суммой стоимости элементов его производства, (3) превышение новой стоимости над стоимостью рабочей силы.

Обоснование валовой и чистой добавленной стоимости, амортизации, остаточной стоимости. Добавленная стоимость в системе национальных счетов.

Авансированная капитальная стоимость: постоянный капитал и переменный капитал. Норма прибавочной стоимости - показатель эффективности занятости. Норма прибавочной стоимости и норма прибыли.

Рабочий день. Продолжительность рабочего дня. Необходимое и прибавочное рабочее время. Границы рабочего дня. Норма и масса прибавочной стоимости.

Популярные выражения «оплаченный» и «неоплаченный труд» как названия необходимого и прибавочного труда в «Капитале» Маркса и нецелесообразность их использования в современной модели капитала.

Обоснование производственных функций.

3. Рост производительной силы общественного труда и производство относительной прибавочной стоимости.

Сокращение необходимого рабочего времени в результате понижения стоимости рабочей силы. Соотношение производительности труда и производительной силы общественного труда. Обоснование показателей выработки и трудоемкости. Обоснование отсутствия экономии от масштаба.

Производство добавочной прибавочной стоимости (добавочной прибыли) путем роста производительности труда (роста выпуска) на отдельном предприятии. Обоснование положительной отдачи от масштаба. Обоснование изокванты и изокосты в теории производства в микроэкономике. Анализ выводов Института МакКинзи о производительности и прибыльности. Обоснование кривой рыночного предложения.

Методы повышения производительной силы общественного труда. Кооперация. Разделение труда. Машины и крупная промышленность. Современные методы повышения производительности.

4. Заработная плата как иррациональная форма выражения стоимости (цены) рабочей силы. Повременная заработная плата. Обоснование цены часа труда и тарифной ставки. Сдельная заработная плата. Обоснование расценок за единицу продукции. Обоснование номинальной и реальной заработной платы. Современные формы и системы заработной платы.

5. Интернациональная стоимость и мировая цена. Внешняя торговля как фактор роста общественного богатства. Анализ основ теорий международной торговли. Россия и ВТО.

Тема 4. КАПИТАЛ, ИЛИ ВОЗРАСТАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО БОГАТСТВА: НАКОПЛЕНИЕ КАПИТАЛА

Простое воспроизводство. Обоснование валовых инвестиций, потребления и сбережения совокупного спроса, совокупного предложения, совокупного валового дохода и расходов и основного макроэкономического тождества.

Превращение прибавочной стоимости в капитал. Расширенное воспроизводство.

Нестоимостные факторы экономического роста или факторы роста накопления при данной стоимостной величине капитала: труд, природа и наука. Обоснование эффективности капиталовложений. Централизация, концентрация, кредит. Роль государства в создании благоприятных условий накопления капитала как «национального конкурентного преимущества» .

Модель накопления при неизменном органическом строении капиталов. Повышение уровня заработной платы, нарушение нормального хода накопления и механизм его восстановления. Обоснование кривой Филлипса.

Модели накопления при растущем органическом строении новых капиталов и растущем строении всего капитала. Накопление и занятость, инвестиции и занятость. Обоснование равновесия при неполной занятости . Модель накопления капитала - основа множества макроэкономических моделей.

Тема 5. КАПИТАЛ, ИЛИ ВОЗРАСТАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО БОГАТСТВА: ФАКТОРЫ ОБРАЩЕНИЯ, УСЛОВИЯ ВОСПРОИЗВОДСТВА, КОМПЛЕКСНЫЕ ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА И ОБРАЩЕНИЯ

1. Процесс обращения капитала. Кругооборот денежного производительного и товарного капитала. Обоснование физического и человеческого капитала . Действительный кругооборот промышленного капитала. Обоснование логистики и маркетинга. Издержки обращения и их современные формы: аудит и реклама . Дополнительные издержки обращения, пример - послепродажное обслуживание.

2. Оборот капитала. Время оборота и число оборотов. Основной и оборотный капитал. Общий и реальный оборот авансированного капитала. Обоснование основных и оборотных фондов, величины авансированного капитала и сроков окупаемости капиталовложений.

3. Воспроизводство и обращение всего общественного капитала. Два подразделения общественного продукта и общественного производства. Простое воспроизводство и его условия. Конкретизация обоснования валового дохода, инвестиций, сбережения, потребления, совокупного спроса и совокупного предложения с учетом наличия двух подразделений общественного продукта. Обоснование основного макроэкономического тождества для закрытой экономики.

Накопление и расширенное воспроизводство и его условия. Нарушение равновесия простого воспроизводства как необходимый момент перехода к расширенному воспроизводству и механизм восстановления равновесия. Обоснование закономерности возникновения неравновесия совокупного спроса и предложения и их составляющих (AD ≠ AS, C ≠С, S ≠ I) и восстановления равновесия.

4. Процесс капиталистического производства в целом. Обоснование прибыли и издержек производства. Превращение прибыли в среднюю прибыль и стоимости товаров в цену производства. Объяснение «голландской болезни» или феномена деиндустриализации. Выравнивание нормы прибыли как фактор преодоления сырьевой зависимости России .

3. Выравнивание общей нормы прибыли посредством конкуренции. Определение рыночной стоимости. Обоснование рыночных структур (совершенной и несовершенной конкуренции). Рыночные цены и рыночные стоимости. Формализация движения индивидуальной стоимости, рыночной стоимости и рыночной цены, издержек производства, общей и добавочной прибыли. Конкретизация обоснования кривых рыночного спроса и предложения и равновесной рыночной цены в «маршаллианском кресте». Обоснование избытка производителя и потребителя. Обоснование модели паутины. Добавочная прибыль.

6. Периодическое перенакопление капитала, кризис и выход из кризиса. Обоснование дефляции. Восьмилетний период дефляции в Японии. Обоснование предпочтения ликвидности, ловушки ликвидности.

7. Товарно-торговый капитал и денежно-торговый капитал. Возмещение торгового капитала. Обоснование торговой прибыли.

Ссудный капитал и ссудный процент. Кредит. Банковский капитал. Действительный и фиктивный капитал. Акционерный капитал, акции. Обоснование курса акций и дивиденда . IPO, или первичное размещение акций в России. Анализ «естественной ставка процента» и обоснование государственного регулирования ставки процента. Обоснование модели IS- LM .

Превращение добавочной прибыли в земельную ренту. Дифференциальная рента и абсолютная земельная рента. Монопольная рента. Обоснование цены земли.

Литература

1.Обязательная:

  • Вальрас Л. Элементы чистой политической экономии, или Теория общественного богатства. М.: Изограф, 2000. http://www.liberal.ru/
  • Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. http://ek-lit.narod.ru/
  • Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Т.1, 2, 3. Маркс К., Энгельс Ф. - Соч., 2-е изд. - Т. 23, 24, 25. (В электронном виде на сайте курса).
  • Маршалл А. Основы экономической науки. М.: Эксмо, 2007. http://ek-lit.narod.ru/
  • Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения. М.: Эксмо, 2007. http://ek-lit.narod.ru/
  • Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Эксмо, 2007. http://ek-lit.narod.ru/

2. Дополнительная

  • Сорокин А.В. Экономическая структура общества. М.: ТЕИС, 2004. (В электронном виде на сайте курса).
  • Фишер И. Покупательная сила денег. М. 2001. http://ek-lit.narod.ru/
  • Фридмен М. Количественная теория денег. М. 1966. http://ek-lit.narod.ru/
  • Фридмен М. Методология позитивной экономической науки // THESIS, вып. 4. М.1994. http://www.hse.ru/science/igiti/thesis4.html
  • Экономика России: рост возможен. Институт МакКинзи 1999. Unlocking economic growth in Russia . McKinsey Global Institute Moscow 1999. (В электронном виде на сайте курса).

«Марксизм» - особое философское, экономическое и политическое учение о неизбежности гибели капитализма. «Экономическая теория марксизма» («марксистская политическая экономия») - теория, служившая обоснованием «марксизма», не является предметом курса.

Множество иллюзий, засоряющих сердце, мешают человеку ясно видеть и понимать реальность. Искаженное восприятие действительности препятствует благополучию и удовлетворенности человека. одной из таких иллюзий является представление о богатстве.
Что делает человека богатым? Все ли богачи счастливы? И почему для подавляющего большинства богатство ассоциируется только с деньгами?

Богатые тоже плачут

Мы привыкли мерить богатство человека его имуществом: недвижимостью, финансами, возможностями. Но наличие больших денег не всегда соответствует внутреннему состоянию. И деньги, тем более, не делают человека счастливым.

Я вспоминаю историю одного из ансаров Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, которого звали Саъляба ибн Хатыб.

Как-то он попросил Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, вымолить у Всевышнего для него богатства. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Лучше иметь мало и постоянно благодарить за это Бога, чем иметь многое, с чем тебе не справиться». Но САъляба настаивал: «Клянусь Тем, Кто послал тебя с истиной, если ты вымолишь у Всевышнего для меня состояние, я каждому вымолю то, что ему надлежит». Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вознес молитву за Саълябу. Саъляба сначала приобрел несколько овец, и те стали обильно плодиться. Саъляба стал пропадать с ними на пастбищах, пропуская молитвы. Дошло до того, что он стал пропускать и пятничные молитвы. Узнав об этом, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, трижды сказал: «Горе Саълябе!»

Когда мусульманам был предписан закят, сборщики пришли к Саълябе за выплатой. Он сначала всячески уклонялся, а затем обозвал закят «джизьей» (налог, выплачиваемый немусульманами в казну мусульманского государства, в котором они проживают).

Всевышний ниспослал следующие аяты:

«Среди них есть такие, которые обещали Аллаху: «Если Он одарит нас из Своих Щедрот, то мы непременно станем раздавать милостыню и будем одними из праведников. Когда же Он одарил их из Своих щедрот, они стали скупиться и отвернулись с отвращением. Он наказал их, вселив в их сердца лицемерие до того дня, когда они встретятся с Ним, за то, что они нарушили данное Аллаху обещание, и за то, что они лгали. Разве они не знали, что Аллаху известны их секреты и тайные беседы и что Аллах является ведающим сокровенное?» («Ат-Тавба»/ «Покаяние», аяты 75-78)

Сахлябе передали, что в отношении него с упреками ниспосланы божественные аяты, после чего он спохватился и явился с закятом к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует. Однако Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отказывался принять от него вплоть до самой своей смерти. Его примеру также последовали халифы Абу Бакр, Умар и Усман, в правление которого Саъляба и умер.

Очевидно, богатство не сделало Саълябу счастливым. Наоборот, оно отдалило его от божественной милости и довольства. Саъляба приобрел большие стада и значительную прибыль, но потерял душевный покой в этом мире и счастье в последующем (согласно аятам Корана).

Примечательна также история одного из сподвижников Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Умар ибн аль-Хаттаб назначил его правителем одного из городов во время своего правления. И вот когда однажды Умару принесли список бедняков, которым следует отдать закят, Умар был удивлен, увидев в их числе одного из своих назначенцев, Саида Ибн Амра аль Джумахи.

Делегация от Умара пришла к Саиду с кошельком, полным золота. Саид заглянул внутрь и увидев внутри динары, оттолкнул его со словами:

«Инна лиЛлях1и ва инаа иляйх1и арджиун» («Истинно, мы принадлежим Аллаху, истинно к Нему и возвращаемся»)

Обеспокоенная жена спросила, что же такого случилось, что Саид испугался, будто его постигло бедствие:

Что случилось, Саид?! В чем дело? Неужели умер повелитель правоверных?!

Саид ответил:

Случилось нечто более серьезное, чем это.

Жена воскликнула:

Неужели мусульмане потерпели поражение в бою?!

Саид ответил:

Нет, случилось нечто еще более серьезное, чем это.

Что же это такое? Что может быть хуже этого? – спросила жена.

Саид ответил:

Ко мне подступили мирские соблазны. В мой дом вселилась смута, совращающая меня, - ответил Саид.

Так покончи с этим, - предложила жена.

Та поможешь мне сделать это? – спросил Саид.

Да, - ответила жена.

Тогда Саид разложил динары по кошелькам и раздал их бедным мусульманам.

Удивительно отношение к богатству первых мусульман и мусульман современных. Трудно поверить, что то, что большинство современников считает признаком благополучия, первые мусульмане воспринимали как серьезное несчастье, бедствие, сокрушающее с пути. Богатство «опасно» тем, что порождает в душе человека скупость. Ведь все знают о том, что бедняки с большим удовольствием делятся с другими (то есть дают милостыню, выплачивают закят), чем обеспеченные люди. В чем может быть причина этого? Наверняка в ненасытности нафса, который с первыми грошами просыпается и начинает требовать большего. Ведь в одном из хадисов говорится, что даже если у человека будут две горы золота, он пожелал бы третью по причине своей алчности. Деньги, возможно, открывают для человека больше возможностей в мире земном. Но нужно помнить, что одновременно с мирскими дорогами для него открываются и дороги в Ад. По причине скупости, накопительства и неправильного распределения такой милости Аллаха, как материальное богатство.

Ася Гагиева

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.


Министерство Российской Федерации по связи и информатизации

Кафедра экономической теории

Реферат на тему:

Общественное богатство: формы, источники и проблемы соизмерения

Выполнила: Зотова Т.

студентка гр. Э-42

Проверила: Рогаткина Е.В.

Новосибирск, 2005

Введение

Развитие понятия богатства

Определение природы и состава общественного богатства

Статистика общественного богатства

Современный взгляд на богатство и его производство

Экономический круговорот

Заключение

Список литературы

Введение

Экономическая теория как наука (то есть систематизированное знание о сущности экономики) возникла в XVII – XVIII вв. в период становления капитализма. Её основной задачей было, прежде всего, выяснить, «как государство богатеет».

Для начала, надо выяснить, что понимать под богатством. Издавна под богатством подразумевалась совокупность материальных благ, без которых невозможна человеческая жизнь – пища, одежда, жильё и иные средства существования, а также орудия, с помощью которых эти средства создавались. Однако, как признано, не хлебом единым жив человек. И действительно, современные представления о богатстве расширились: богатство включает всё то, что обеспечивает благосостояние людей, уровень и качество их жизни. Уровень и качество жизни охватывают все виды человеческой потребностей:

Материальные

Духовные

Социальные.

Улучшение жизни населения проявляется, прежде всего, в более полном удовлетворении материальных потребностей в продуктах питания, одежде и обуви, жилье, условиях труда и других, жизненно необходимых благах. Повышение уровня культурной развитости человека выражается также в улучшении удовлетворения его духовных потребностей: в увеличении свободного времени и его разумном использовании. Наконец, прогресс цивилизации виден в расширении социальных потребностей в общественной, коллективной деятельности.

Богатство имеет несколько человеческих измерений, если его рассматривать с позиций одного человека, семьи или общества.

Каким образом, где и благодаря каким условиям создаётся богатство всего общества? Поиск ответа на этот и связанные с ним вопросы стал делом экономической теории.

Развитие понятия богатства

Впервые теоретическое изучение экономики началось в рабовладельческом обществе. Великий греческий мыслитель Аристотель ввел в оборот название науки – «экономия». В ней он рассмотрел, как организовано хозяйство в поместье рабовладельца.

Исследовательский поиск дал неоднозначные результаты. Первоначально возникла теоретическая школа – меркантилизм. Она считала, что богатство людей – это деньги, золото, за которое можно всё купить. Такие представления были не случайны. Они соответствовали начальному виду капиталистической деятельности – международной торговле, приносившей большие доходы. Здесь прирост богатства был самоочевиден. В то время товары в одной стране обычно покупались по более низким ценам, а в другой продавались по более высоким. Меркантилисты советовали государству: расширять торговлю и накапливать золото в стране.

Между тем критики меркантилизма подметили, что во время торговой сделки не возникает вообще никакого материального богатства. Происходит лишь обмен денег на товар, и наоборот. Если равенство в обмене нарушается, то созданное кем-то богатство только лишь перераспределяется в пользу одной сторон. Когда же обмен равноценен, то никто не обогащается. Правда, в такой критике не учитывалось, что купцы оказывают людям материальные услуги, доставляя товары из места их производства до места потребления.

Вслед за этим появилось теоретическое учение физиократов. Попытка физиократов искать источник богатства в производстве выразилась в трактовке ими богатства как результата годового земледельческого труда. При этом они не разделяли накопленное и созданное в течение года богатство. Однако, разграничив «первоначальные» и «ежегодные» авансы, физиократы отметили важнейший пункт, отличающий ту часть богатства, которая накапливается и сохраняется в течение нескольких лет, от другой части, которая воспроизводится в течение года.

Меркантилизм исторически изжил себя в новую эпоху, когда в экономике стал господствовать не торговый, а промышленный капитал. Ему на смену пришла классическая политическая экономия. Это направление экономической теории признавало действительным источником богатство общества производство материальных благ. Оно стало рассматривать хозяйственную деятельность в виде производства, распределения, обмена и потребления, полезных вещей. Не ограничиваясь описанием явлений (например, обмена товара на деньги), классическая политическая экономия перешла к исследованию их сущности и законов хозяйственного развития.

Выдающимся основоположником английской политической экономии является Адам Смит. Он впервые систематизировал научные знания и изложил их в книге «Исследование о природе и причинах богатства народов». В эпоху, когда в Европе царил феодальный гнёт и произвол, А. Смит смело выступил за торжество нового общественного устройства, в котором развитие хозяйства идёт в соответствии с объективными законами экономики. «Естественным порядком» в области экономической жизни он считал господство частной собственности, свободную конкуренцию и свободную торговлю, невмешательство государства в хозяйственную деятельность.

Английские «классики» выяснили источники общественного богатства. К ним в первую очередь относятся природные ресурсы, вовлечённые в хозяйственный оборот (освоённые земли, недра и леса). Природа, образно говоря, - «мать» богатства, она снабжает людей средствами жизни (рыба в водоёмах, плодоносящие деревья и др.) и средствами производства (уголь, руды и т.п.). «Отцом» же богатства является труд людей.

Они создали трудовую теорию стоимости. В ней утверждалось, что труд работников, производящий товары, создаёт их стоимость. Последняя соизмеряет между собой товары и деньги. Применяя трудовую концепцию стоимости к изучению капиталистической экономики, А. Смит основал теорию прибавочной стоимости. Он считал, что фабричные рабочие своим трудом создают новую стоимость. Последняя лишь частично достаётся им (заработная плата), а остальную часть (прибавочную стоимость) присваивают капиталисты.

Учение английских классиков по-новому продолжил Карл Маркс. Историческая заслуга К. Маркса в исследовании богатства заключается в том, что он не только определил сущность капиталистического богатства, его подлинные источники и формы, но и создал необходимые теоретические и методологические предпосылки для определения национального богатства как особой категории общественного воспроизводства наряду с общественным продуктом, национальным доходом и другими его категориями. Важнейшее значение имеет проведенное К. Марксом разграничение общего содержания богатства и его общественной формы. С точки зрения результата производства нет никаких объективных оснований для разграничения общественного богатства и произведенного продукта.

Объективные основы разграничения продукта и богатства обнаруживаются только в процессе воспроизводства. То, что домарксовая политическая экономия не могла осознанно провести различие между богатством как обособившейся в процессе воспроизводства совокупностью потребительных стоимостей, и продуктом как совокупностью произведенных потребительных стоимостей, имеет теоретические и практические основания. С точки зрения стадий развития капитализма только машинное производство создает адекватный капитализму технический базис; только на этом этапе обнаруживается в полной мере всевозрастающая роль накопленного основного капитала как фактора ускоренного накопления, а непрерывность процесса воспроизводства становится объективной необходимостью для капитала. Однако классическая буржуазная политическая экономия развивалась, когда данные обстоятельства не проявились в должной мере.

Теоретические причины смешения национального богатства и продукта в домарксовой экономии коренятся в не разграничении производства и воспроизводства, а также в недостатках анализа содержания процесса труда. Процесс воспроизводства характерен для всех способов производства. Какова бы ни была общественная форма процесса производства, он, во всяком случае, должен быть непрерывным, т. е. должен периодически все снова и снова проходить одни и те же стадии. Так же, как общество не может перестать потреблять, так не может оно и перестать производить.

Имея в виду определяющую роль производства, можно сказать, что категории и законы производства суть категории и законы воспроизводства, а определение богатства, характеризующее его как сумму потребительных стоимостей, сохраняется и в процессе воспроизводства. Однако необходимо видеть различия воспроизводства и производства, которые позволяют выделить особый круг законов и категорий воспроизводства и определяют различия между продуктом и собственно богатством.

В отличие от производства воспроизводство, во-первых, есть повторяющийся, непрерывный процесс. В процессе воспроизводства наблюдается повторяемость явлений и процессов как результат действия внутренних законов производства и воспроизводства. Результат производства характеризуется в процессе воспроизводства иначе, чем с точки зрения процесса производства. Результат процесса труда воплощен в продукте, натуральная форма которого отлична от формы факторов производства. Он уходит из процесса труда, покидает его. В процессе же воспроизводства продукт присутствует постоянно, возобновляется, появляется в нем снова и снова, а каждый новый цикл производства исходит из производственного продукта как имеющий предпосылки.

Воспроизводство предполагает, во-вторых, возобновление условий производства. «Процесс производства как содержащий в самом себе условия своего возобновления есть процесс воспроизводства». Нельзя трактовать данное положение К. Маркса узко, т. е. только по отношению к простому воспроизводству. Хотя каждый способ производства имеет свои особые формы обеспечения воспроизводства условиями производства, ни простое, ни расширенное воспроизводство в них невозможны до тех пор, пока не воспроизведены средства производства для возмещения и накопления и предметы потребления для воспроизводства рабочей силы. Собственный продукт труда - отмечал К. Маркс,- распадается на те две составные части, которые, если их рассматривать с вещественной стороны, представляют собой: одна - вещественные условия процесса труда, другая - вещественные условия сохранения и воспроизводства рабочей силы. В процессе воспроизводства, рассматриваемого абстрактно как непрерывный, повторяющийся процесс труда, обнаруживаются не только различия в использовании частей продукта на нужды возобновления вещественных факторов производства (средств производства) и воспроизводства рабочей силы, но и особенности воспроизводства различных составных частей вещественных условий производства. Применительно к средствам производства это выражается в том, что в ходе цикла производства продукта, или годового периода, полностью потребляется лишь определенная часть произведенных средств производства - предметы труда. Предметы потребления, как известно, не входят в процесс труда, а уничтожаются в процессе личного потребления. Однако процесс их потребления обнаруживает естественные особенности различных видов предметов потребления.

Названные особенности, как средств труда, так и предметов потребления неустранимы при любой форме производства, они вытекают из природы потребительной стоимости, из их вещественной формы. Тем самым в процессе воспроизводства определенная часть условий производства постоянно обособляется от другой части, которая потребляется производительно или непроизводительно в пределах данного цикла, или периода производства.

Таким образом, из богатства как мира произведенных потребительных стоимостей в процессе воспроизводства обособляется та его часть, которая накапливается в ходе воспроизводства и увековечивает себя все в новых и новых формах как в сфере производства, так и в сфере потребления.

Другое объективное основание выделения общественного богатства в процессе воспроизводства вытекает из того, что его непрерывность сочетается с периодичностью производства продуктов. К. Маркс, отмечая единство и различие непрерывности процесса труда и периодичности производства продуктов, писал: «Периодичность не имеет ничего общего с непрерывностью процесса труда постольку, поскольку последний - насколько это допускает природа потребительной стоимости - вообще является непрерывным, при самых различных как периодах, так и оборотах вообще...»