Форма дап пм пример заполнения. Законодательная база российской федерации

В территориальные органы статистики форма ПМ (квартальная) должна сдаваться по итогам квартала — до 29 числа месяца, следующего за соответствующим кварталом, теми юридическими лицами, которые:

  • классифицируются как малые предприятия;
  • попали в выборку Росстата.

К малым предприятиям относятся фирмы, в которых:

  • работает от 15 до 100 человек (подп. «а» п. 2 ч. 1.1 ст. 4 закона «О развитии малого и среднего бизнеса» от 24.07.2007 № 209-ФЗ);
  • годовая выручка составляет до 800 млн руб. (п. 1 постановления Правительства РФ от 04.04.2016 № 265).

Росстат собирает данные по малым бизнесам в рамках ежеквартальных выборочных наблюдений — формируя репрезентативные выборки предприятий (п. 3 ст. 5 закона № 209-ФЗ). Перечни фирм, попавших в выборку, обычно публикуются на сайтах территориальных представительств ведомства.

Однако данные этого сайта не всегда верны. Подробнее об этом — в материале «Внимание: сервис Росстата с перечнем отчетных форм может вводить в заблуждение!» .

Начиная с отчетности за 1 квартал 2018 года для представления в статистику формы ПМ используется бланк, утвержденный приказом Росстата от 21.08.2017 № 541. Документ должен оформляться в соответствии с общими указаниями по заполнению, утвержденными этим же приказом. Рассмотрим основные особенности заполнения формы ПМ в статистику по инструкции в 2019 году.

О том, каким будет штраф за непредставление статотчетности, читайте в заметке «Не сдавать статотчетность стало накладнее» .

Инструкция по заполнению квартальной формы ПМ в статистику (как заполнять документ, на что обратить внимание)

Рассматриваемая форма состоит из 3 разделов.

Раздел 1 — это анкета, в которой отражается факт применения/неприменения УСН.

В разделе 2 отражаются показатели по численности штата компании, а также по зарплате работников. Отчитывающаяся организация указывает в форме:

  • сведения о списочном составе: качественные (в т. ч. выделяют обычных работников, внешних совместителей и внешних подрядчиков по контрактам) и количественные;
  • размер фонда средней начисленной зарплаты с распределением его по основным 3 видам работников с дополнительным выделением других лиц несписочного состава;
  • объем выплат социального характера также с разбивкой по основным 3 видам работников с дополнительным выделением других лиц несписочного состава;
  • число часов, отработанных за отчетный период работниками списочного состава.

В разд. 3 формы отражаются основные хозяйственные показатели фирмы за период (без учета НДС, акцизов и иных обязательных перечислений):

  • товаров, услуг и работ, самостоятельно произведенных компанией;
  • проданных товаров, произведенных сторонними субъектами;
  • продукции общепита, самостоятельно произведенной компанией;
  • расходов на закупку продукции для перепродажи;
  • инвестиций в новые и импортированные основные средства;
  • внутренних расходов на исследования и технологические разработки;
  • стоимость перепроданных объектов недвижимости и расходы на их приобретение.

В форму ПМ включаются показатели по всей фирме как юрлицу (то есть документ включает цифры, суммарно отражающие показатели по всем подразделениям).

Документ подписывается руководителем фирмы или ответственным сотрудником, имеющим полномочия на представление данных в Росстат. Соответствующими полномочиями человек может наделяться отдельным приказом руководства компании. Рядом с подписью указываются контактные данные ответственного лица.

Итоги

Юридические лица, относящиеся к категории малых предприятий — в соответствии с критериями, установленными законом № 209-ФЗ, а также попавшие в выборку Росстата, должны по итогам квартала отчитаться в ведомство по форме ПМ. Ее актуальный бланк утвержден приказом Росстата от 21.08.2017 № 541. В данной форме указываются сведения о штате фирмы, зарплате сотрудников, оборотах компании, то есть основные экономические показатели деятельности фирмы.

Форма ДАП-ПМ: кто оформляет и что нужно знать о сроке сдачи

Форма ДАП-ПМ «Обследование деловой активности малых предприятий добывающих, обрабатывающих производств, осуществляющих обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха» утверждена приказом Росстата от 21.08.2017 № 541 (приложение № 23).

Форма предназначена для исследования деловой активности — комплекса мероприятий, направленных на продвижение компании на рынках труда, сбыта, а также в финансовой сфере. Отчет носит аналитический, оценочный и прогнозный характер. Исследуется широкий спектр показателей (обеспеченность персоналом, сырьем, иными ресурсами, а также факторы их эффективного текущего и перспективного использования).

Представлять этот отчет должны предприятия:

  • относящиеся к малым (по критериям ст. 4 закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ);
  • работающие в определенных отраслях экономики (добывающей, обрабатывающей, в сфере обеспечения электроэнергией, паром и газом, кондиционировании воздуха).

Отчет оформляется в том случае, если малое предприятие попало в статистическую выборку (по постановлению Правительства РФ от 16.02.2008 № 79 статистическое наблюдение малых предприятий происходит на выборочной основе).

Попавшие в выборку компании, применяющие УСН , также обязаны отчитываться по форме ДАП-ПМ.

Отчет является квартальным. Срок сдачи формы статистики ДАП-ПМ указан на первом листе бланка — не позднее 10-го числа последнего месяца отчетного квартала.

Как заполнить бланк

Обратимся для этого к приказу № 541 — в приложении № 23 к нему приведена краткая инструкция для формы статистики ДАП-ПМ.

Отчет построен в виде анкеты — справочного документа, содержащего набор количественных и качественных показателей для экспертной оценки состояния и перспектив развития компании. Отчитывающейся компании не нужно указывать точные цифры (за исключением пунктов 1 и 6). Достаточно проставить «Х» напротив подходящего варианта из предложенных.

Не знаете свои права?

Для заполнения формы вам потребуется собрать информацию:

  • о среднесписочной численности сотрудников компании за прошлый год (без совместителей и работников несписочного состава);
  • текущих и прогнозных (на следующие 3 месяца) изменениях численности занятых в компании сотрудников;
  • текущих и прогнозных показателях деятельности компании (спросе на продукцию, объемах ее выпуска, запасах сырья и готовой продукции, конкурентной позиции на рынке);
  • выраженной в процентах степени использования мощности производства в текущем месяце;
  • об обеспеченности в текущем месяце производственными мощностями с учетом текущего спроса на ближайшие полгода;
  • о количестве месяцев обеспеченности компании имеющимся спросом;
  • тенденциях изменения цен на сырье/материалы и готовую продукцию;
  • текущих и перспективных изменениях финансовых показателей деятельности компании (в разрезе собственных, заемных, бюджетных средств, а также прибыли);
  • текущей и перспективной экономической ситуации в компании.
  • об основных факторах, ограничивающих рост производства в текущем месяце (недостатке финансовых средств, оборудования, сырья и др.);
  • о состоянии конкурентной среды (сведения заполняются только в отчетах за второй и четвертый кварталы).

Только располагая полной и достоверной указанной информацией, можно адекватно оценить состояние и перспективы развития компании.

Образец заполнения формы ДАП-ПМ смотрите в следующем разделе.

Образец формы ДАП-ПМ (пример)

Рассмотрим пример заполнения формы ДАП-ПМ.

ООО «Мясопереработка» занимается переработкой и консервированием мясной продукции. У компании широкая ассортиментная линейка: от производства полуфабрикатов (фарша, замороженных котлет и т. д.) до изготовления конечных (готовых к употреблению) продуктов в виде колбас и мясных консервов.

В 2018 году ООО «Мясопереработка» попало в статистическую выборку по представлению отчета формы № ДАП-ПМ. Специалисты финансового отдела, которым была поручена подготовка данных для отчета, собрали необходимые сведения. В том числе:

  • среднесписочная численность работников за 2017 год — 64 человека;
  • штат работающих в текущем и последующем кварталах достаточен для обеспечения объемов производства;
  • рост объемов производства ООО «Мясопереработка» в следующем квартале не предусматривается;
  • спрос на продукцию (как общий, так и на внешнем рынке) компания оценивает как достаточный;
  • изменений в запасах сырья и материалах, а также готовой продукции не предвидится;
  • собственная конкурентная позиция признается стабильной;
  • степень использования мощностей производства — 97%;
  • по оценке компании, ближайшие полгода она обеспечена технологическими мощностями (с учетом текущего спроса);
  • портфель заказов ООО «Мясопереработка» сформирован на ближайшие 18 месяцев;
  • изменений в ценах (на сырье и готовую продукцию) в текущем квартале не предвидится, в следующем прогнозируется рост;
  • предприятие использует только собственные средства (кредиты и займы, бюджетные средства не привлекает);
  • прибыль в ближайшем квартале планируется на том же уровне (без изменений относительно текущего квартала);
  • общая экономическая ситуация в компании прогнозируется без изменений;
  • факторы, ограничивающие рост производства в текущем месяце, отсутствуют.

Как выглядит заполненный для органов статистики образец формы ДАП-ПМ, смотрите ниже:

Форма ДАП-ПМ предназначена для экспертной оценки текущего состояния и перспектив развития компании. Ее представляют попавшие в статистическую выборку малые предприятия, работающие в добывающей и обрабатывающей отраслях, а также в сфере обеспечения электроэнергией, паром и газом, кондиционировании воздуха. Форма ДАП-ПМ является квартальной и подлежит представлению не позднее 10-го числа последнего месяца отчетного квартала.

размер шрифта

Действующая редакция

ПРИКАЗ Росстата от 23-09-2008 235 (ред от 15-09-2010) ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМ ФЕДЕРАЛЬНОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ ДЛЯ... Актуально в 2018 году

Указания по заполнению формы N ДАП-ПМ

Форму федерального статистического наблюдения N ДАП-ПМ "Обследование деловой активности малых предприятий добывающих, обрабатывающих производств, производства и распределения электроэнергии, газа и воды" предоставляют юридические лица, осуществляющие деятельность по добыче полезных ископаемых, в обрабатывающих производствах, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, являющиеся малыми предприятиями (кроме микропредприятий), в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

Малые предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения (Налоговый кодекс, статья 346.11 п. 4), предоставляют форму N ДАП-ПМ на общих основаниях.

Заполненные формы предоставляются юридическим лицом в территориальные органы Росстата по месту нахождения юридического лица. В случае, когда юридическое лицо не осуществляет деятельность по месту своего нахождения, форма предоставляется по месту фактического осуществления деятельности.

Руководитель юридического лица назначает должностных лиц, уполномоченных предоставлять статистическую информацию от имени юридического лица.

В адресной части указывается полное наименование отчитывающейся организации в соответствии с учредительными документами, зарегистрированными в установленном порядке, а затем в скобках - краткое наименование.

По строке "Почтовый адрес" указывается наименование субъекта Российской Федерации, юридический адрес с почтовым индексом; если фактический адрес не совпадает с юридическим, то указывается также фактический почтовый адрес.

Юридическое лицо проставляет в кодовой части формы код Общероссийского классификатора предприятий и организаций (ОКПО) на основании Уведомления о присвоении кода ОКПО, направляемого (выдаваемого) организациям территориальными органами Росстата.

Статистическое наблюдение малых предприятий осуществляется согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 79 на выборочной основе, поэтому форма, по возможности, должна быть заполнена максимально.

Информация в основном носит качественный характер. Вопросы в форме, связанные с оценкой уровня показателей деловой активности предприятия, основываются на сопоставлении фактических результатов с "нормальным" уровнем (с точки зрения сложившихся условий хозяйствования и ценообразования в обследуемом периоде): "выше", "соответствует", "ниже нормального уровня".

При оценке изменения показателей деловой активности предприятия во времени используется следующая градация: "увеличение" (улучшение), "без изменений", "уменьшение" (ухудшение).

В разделе 1 указывается среднесписочная численность работников предприятия за предыдущий год (без совместителей и работников несписочного состава). Количественный показатель "Среднесписочная численность работников..." используется в обследовании в качестве статистического веса единиц наблюдения.

Показатели разделов 2 - 9 являются качественными и представляют собой экспертные оценки соответствующих показателей деятельности, определяемые на основе профессионального мнения руководителя (менеджера) предприятия.

В разделе 2 в строке 1 оценивается уровень и тенденции изменения численности занятых на предприятии, характеризующих стратегию занятости в обследуемом периоде. При оценке уровня данного показателя его значение сопоставляется с фактическим объемом производства в обследуемом периоде. При этом используются следующие градации: "более чем достаточно", "достаточно" и "недостаточно".

В разделе 3 в строках 1, 2 оценивается уровень и тенденции спроса на продукцию, производимую предприятием в обследуемом периоде, с точки зрения востребованности деятельности предприятия как в целом, так и на внешнем рынке, исходя из общей экономической ситуации и условий хозяйствования, конъюнктуры рынка, доходов потенциальных потребителей, конкурентоспособности предприятия.

В разделе 3 в строках 3, 4 оценивается уровень и тенденции изменения выпуска предприятием основного вида продукции в натуральном выражении в обследуемом периоде, как в целом, так и инновационной продукции.

В разделе 3 в строке 5 оценивается уровень и тенденции изменения на предприятии запасов готовой продукции в обследуемом периоде, что характеризует остатки готовой продукции собственного производства в натуральном выражении.

В разделе 3 в строке 6 оценивается уровень и тенденции изменения на предприятии запасов сырья и материалов в натуральном выражении в обследуемом периоде, что может свидетельствовать о потенциальных возможностях развития производства.

В разделе 4 в строке 1 оценивается уровень использования на предприятии производственных мощностей в обследуемом периоде (примерно, в % от их общего объема).

В разделе 5 в строке 1 оценивается уровень обеспеченности предприятия в обследуемом периоде производственными мощностями относительно ожидаемого спроса на ближайшие 6 месяцев, что характеризует как перспективы спроса, так и возможности его удовлетворения. При этом используются следующие градации: "более чем достаточно", "достаточно" и "недостаточно".

В разделе 6 оцениваются тенденции изменения в обследуемом периоде цен на сырье и материалы, а также на реализуемую продукцию с целью получения дополнительной информации об инфляционных ожиданиях предпринимателей.

В разделе 7 в строке 1, 2, 3 оцениваются тенденции изменения в обследуемом периоде финансовых средств: собственных, бюджетных, кредитных и заемных, что свидетельствует о возможностях реализации финансовой стратегии предприятия.

В разделе 7 в строке 4 оценивается тенденция изменения в обследуемом периоде прибыли предприятия, характеризующей конечный результат производственно-финансовой деятельности.

В разделе 8 в строке 1 оценивается общая экономическая ситуация на предприятии и тенденции ее изменения в обследуемом периоде, учитывая сформировавшийся спрос, масштабы производства, обеспеченность финансовыми ресурсами, прибыльность деятельности, конкурентную позицию.

В разделе 9 указываются внутренние и внешние факторы, отрицательно влияющие на развитие производственной деятельности предприятия. При заполнении данного раздела желательно отметить наиболее существенные, по мнению руководителя (менеджера), предприятия, факторы.

В разделе 10 Руководитель (менеджер) отмечает знаком "X" высказывания, с которыми согласен.

В разделе 10 по строке 1 ставится отметка, если по мнению опрашиваемого респондента (руководителя (менеджера) хозяйствующего субъекта) за отчетный период на рынке соответствующего товара (услуги) масштаб использования ненадлежащей рекламы уменьшился.

Ненадлежащая реклама - это недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и иная реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленных законодательством Российской Федерации.

В разделе 10 по строке 2 ставится отметка, если по мнению опрашиваемого хозяйствующего субъекта за отчетный период на соответствующем рынке (рынках) случаев недобросовестной конкуренции стало меньше.

Недобросовестная конкуренция включает в себя:

Распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

Введение в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества и количества товара или его изготовителей;

Некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;

Продажу, обмен или иное введение в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации товара, выполнения работ, услуг;

Незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.

В разделе 10 по строке 3 ставится отметка, если по мнению хозяйствующего субъекта в соответствующем регионе (районе) за отчетный период стало меньше антиконкурентных действий органов власти (федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов власти или органов местного самоуправления, органов или организаций).

Антиконкурентные действия органов власти (федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов власти или органов местного самоуправления органов или организаций) - это нормативно-правовые акты и (или) действия (бездействие), которые имеют (либо могут иметь) своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции. Теоретически органы власти могут осуществлять следующие антиконкурентные действия:

Вводить ограничения на создание новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также устанавливать запреты на осуществление отдельных видов деятельности или производство определенных видов товаров;

Необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере;

Устанавливать запреты на свободное перемещение товаров из одного региона (района) в другой;

Каким-либо иным образом ограничивать права хозяйствующих субъектов на продажу (приобретение, покупку, обмен) товаров, работ, услуг;

Давать хозяйствующим субъектам указания о первоочередной поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг) определенному кругу покупателей (заказчиков) или о приоритетном заключении договоров;

Устанавливать ограничения для покупателей товаров (работ, услуг) по выбору хозяйствующих субъектов, которые их производят (выполняют, предоставляют).

В разделе 10 по строке 4 ставится отметка, если по мнению опрашиваемого хозяйствующего субъекта на соответствующем рынке (рынках) за отчетный период состояние конкурентной среды улучшилось.

Под конкуренцией понимается состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

При отсутствии конкуренции один или более хозяйствующих субъектов имеют возможность воздействовать на обращение товаров, работ, услуг:

Воздействовать на уровень и динамику цен,

Создавать условия доступа (препятствия доступу) на рынок других хозяйствующих субъектов,

Определять условия обмена, потребления, приобретения, производства, реализации товаров, работ, услуг,

Разделять, вместе с другими хозяйствующими субъектами, рынок по территориальному принципу, по объему продаж или покупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков);

Устанавливать условия членства (участия) в профессиональных и иных объединениях (ассоциациях производителей).

В разделе 10 по строке 5 ставится отметка, если по мнению хозяйствующего субъекта за отчетный период возросла доступность услуг субъектов естественных монополий.

Потребители услуг естественных монополий - хозяйствующие субъекты, потребляющие электро- и теплоэнергию, газ, нефть по нефтепроводам, пользующиеся услугами фиксированной телефонной и почтовой связи, услугами железнодорожного транспорта, аэропортов, портов и транспортных терминалов. Практически любой хозяйствующий субъект является потребителем (товаров) услуг, производимых субъектами естественных монополий.

Под доступностью понимается отсутствие дискриминации при подключении к инфраструктуре естественных монополий, отсутствие случаев отказа от заключения договора с отдельными потребителями, отказа в поставке товара (услуги) субъектом естественной монополии.

Не действует Редакция от 15.09.2010

Наименование документ ПРИКАЗ Росстата от 23.09.2008 N 235 (ред. от 15.09.2010) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМ ФЕДЕРАЛЬНОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЙ НА 2009 ГОД"
Вид документа приказ, указания
Принявший орган росстат
Номер документа 235
Дата принятия 23.09.2008
Дата редакции 15.09.2010
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус не действует
Публикация
  • В данном виде документ опубликован не был
Навигатор Примечания

ПРИКАЗ Росстата от 23.09.2008 N 235 (ред. от 15.09.2010) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМ ФЕДЕРАЛЬНОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЙ НА 2009 ГОД"

Указания по заполнению формы N ДАП-ПМ

Форму федерального статистического наблюдения N ДАП-ПМ "Обследование деловой активности малых предприятий добывающих, обрабатывающих производств, производства и распределения электроэнергии, газа и воды" предоставляют юридические лица, осуществляющие деятельность по добыче полезных ископаемых, в обрабатывающих производствах, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, являющиеся малыми предприятиями (кроме микропредприятий), в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

Малые предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения (Налоговый кодекс, статья 346.11 п. 4), предоставляют форму N ДАП-ПМ на общих основаниях.

Заполненные формы предоставляются юридическим лицом в территориальные органы Росстата по месту нахождения юридического лица. В случае, когда юридическое лицо не осуществляет деятельность по месту своего нахождения, форма предоставляется по месту фактического осуществления деятельности.

Руководитель юридического лица назначает должностных лиц, уполномоченных предоставлять статистическую информацию от имени юридического лица.

В адресной части указывается полное наименование отчитывающейся организации в соответствии с учредительными документами, зарегистрированными в установленном порядке, а затем в скобках - краткое наименование.

По строке "Почтовый адрес" указывается наименование субъекта Российской Федерации, юридический адрес с почтовым индексом; если фактический адрес не совпадает с юридическим, то указывается также фактический почтовый адрес.

Юридическое лицо проставляет в кодовой части формы код Общероссийского классификатора предприятий и организаций (ОКПО) на основании Уведомления о присвоении кода ОКПО, направляемого (выдаваемого) организациям территориальными органами Росстата.

Статистическое наблюдение малых предприятий осуществляется согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 79 на выборочной основе, поэтому форма, по возможности, должна быть заполнена максимально.

Информация в основном носит качественный характер. Вопросы в форме, связанные с оценкой уровня показателей деловой активности предприятия, основываются на сопоставлении фактических результатов с "нормальным" уровнем (с точки зрения сложившихся условий хозяйствования и ценообразования в обследуемом периоде): "выше", "соответствует", "ниже нормального уровня".

При оценке изменения показателей деловой активности предприятия во времени используется следующая градация: "увеличение" (улучшение), "без изменений", "уменьшение" (ухудшение).

В разделе 1 указывается среднесписочная численность работников предприятия за предыдущий год (без совместителей и работников несписочного состава). Количественный показатель "Среднесписочная численность работников..." используется в обследовании в качестве статистического веса единиц наблюдения.

Показатели разделов 2 - 9 являются качественными и представляют собой экспертные оценки соответствующих показателей деятельности, определяемые на основе профессионального мнения руководителя (менеджера) предприятия.

В разделе 2 в строке 1 оценивается уровень и тенденции изменения численности занятых на предприятии, характеризующих стратегию занятости в обследуемом периоде. При оценке уровня данного показателя его значение сопоставляется с фактическим объемом производства в обследуемом периоде. При этом используются следующие градации: "более чем достаточно", "достаточно" и "недостаточно".

В разделе 3 в строках 1, 2 оценивается уровень и тенденции спроса на продукцию, производимую предприятием в обследуемом периоде, с точки зрения востребованности деятельности предприятия как в целом, так и на внешнем рынке, исходя из общей экономической ситуации и условий хозяйствования, конъюнктуры рынка, доходов потенциальных потребителей, конкурентоспособности предприятия.

В разделе 3 в строках 3, 4 оценивается уровень и тенденции изменения выпуска предприятием основного вида продукции в натуральном выражении в обследуемом периоде, как в целом, так и инновационной продукции.

В разделе 3 в строке 5 оценивается уровень и тенденции изменения на предприятии запасов готовой продукции в обследуемом периоде, что характеризует остатки готовой продукции собственного производства в натуральном выражении.

В разделе 3 в строке 6 оценивается уровень и тенденции изменения на предприятии запасов сырья и материалов в натуральном выражении в обследуемом периоде, что может свидетельствовать о потенциальных возможностях развития производства.

В разделе 4 в строке 1 оценивается уровень использования на предприятии производственных мощностей в обследуемом периоде (примерно, в % от их общего объема).

В разделе 5 в строке 1 оценивается уровень обеспеченности предприятия в обследуемом периоде производственными мощностями относительно ожидаемого спроса на ближайшие 6 месяцев, что характеризует как перспективы спроса, так и возможности его удовлетворения. При этом используются следующие градации: "более чем достаточно", "достаточно" и "недостаточно".

В разделе 6 оцениваются тенденции изменения в обследуемом периоде цен на сырье и материалы, а также на реализуемую продукцию с целью получения дополнительной информации об инфляционных ожиданиях предпринимателей.

В разделе 7 в строке 1, 2, 3 оцениваются тенденции изменения в обследуемом периоде финансовых средств: собственных, бюджетных, кредитных и заемных, что свидетельствует о возможностях реализации финансовой стратегии предприятия.

В разделе 7 в строке 4 оценивается тенденция изменения в обследуемом периоде прибыли предприятия, характеризующей конечный результат производственно-финансовой деятельности.

В разделе 8 в строке 1 оценивается общая экономическая ситуация на предприятии и тенденции ее изменения в обследуемом периоде, учитывая сформировавшийся спрос, масштабы производства, обеспеченность финансовыми ресурсами, прибыльность деятельности, конкурентную позицию.

В разделе 9 указываются внутренние и внешние факторы, отрицательно влияющие на развитие производственной деятельности предприятия. При заполнении данного раздела желательно отметить наиболее существенные, по мнению руководителя (менеджера), предприятия, факторы.

В разделе 10 Руководитель (менеджер) отмечает знаком "X" высказывания, с которыми согласен.

В разделе 10 по строке 1 ставится отметка, если по мнению опрашиваемого респондента (руководителя (менеджера) хозяйствующего субъекта) за отчетный период на рынке соответствующего товара (услуги) масштаб использования ненадлежащей рекламы уменьшился.

Ненадлежащая реклама - это недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и иная реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленных законодательством Российской Федерации.

В разделе 10 по строке 2 ставится отметка, если по мнению опрашиваемого хозяйствующего субъекта за отчетный период на соответствующем рынке (рынках) случаев недобросовестной конкуренции стало меньше.

Недобросовестная конкуренция включает в себя:

Распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

Введение в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества и количества товара или его изготовителей;

Некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;

Продажу, обмен или иное введение в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации товара, выполнения работ, услуг;

Незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.

В разделе 10 по строке 3 ставится отметка, если по мнению хозяйствующего субъекта в соответствующем регионе (районе) за отчетный период стало меньше антиконкурентных действий органов власти (федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов власти или органов местного самоуправления, органов или организаций).

Антиконкурентные действия органов власти (федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов власти или органов местного самоуправления органов или организаций) - это нормативно-правовые акты и (или) действия (бездействие), которые имеют (либо могут иметь) своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции. Теоретически органы власти могут осуществлять следующие антиконкурентные действия:

Вводить ограничения на создание новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также устанавливать запреты на осуществление отдельных видов деятельности или производство определенных видов товаров;

Необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере;

Устанавливать запреты на свободное перемещение товаров из одного региона (района) в другой;

Каким-либо иным образом ограничивать права хозяйствующих субъектов на продажу (приобретение, покупку, обмен) товаров, работ, услуг;

Давать хозяйствующим субъектам указания о первоочередной поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг) определенному кругу покупателей (заказчиков) или о приоритетном заключении договоров;

Устанавливать ограничения для покупателей товаров (работ, услуг) по выбору хозяйствующих субъектов, которые их производят (выполняют, предоставляют).

В разделе 10 по строке 4 ставится отметка, если по мнению опрашиваемого хозяйствующего субъекта на соответствующем рынке (рынках) за отчетный период состояние конкурентной среды улучшилось.

Под конкуренцией понимается состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

При отсутствии конкуренции один или более хозяйствующих субъектов имеют возможность воздействовать на обращение товаров, работ, услуг:

Воздействовать на уровень и динамику цен,

Создавать условия доступа (препятствия доступу) на рынок других хозяйствующих субъектов,

Определять условия обмена, потребления, приобретения, производства, реализации товаров, работ, услуг,

Разделять, вместе с другими хозяйствующими субъектами, рынок по территориальному принципу, по объему продаж или покупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков);

Устанавливать условия членства (участия) в профессиональных и иных объединениях (ассоциациях производителей).

В разделе 10 по строке 5 ставится отметка, если по мнению хозяйствующего субъекта за отчетный период возросла доступность услуг субъектов естественных монополий.

Потребители услуг естественных монополий - хозяйствующие субъекты, потребляющие электро- и теплоэнергию, газ, нефть по нефтепроводам, пользующиеся услугами фиксированной телефонной и почтовой связи, услугами железнодорожного транспорта, аэропортов, портов и транспортных терминалов. Практически любой хозяйствующий субъект является потребителем (товаров) услуг, производимых субъектами естественных монополий.

Под доступностью понимается отсутствие дискриминации при подключении к инфраструктуре естественных монополий, отсутствие случаев отказа от заключения договора с отдельными потребителями, отказа в поставке товара (услуги) субъектом естественной монополии.