Финансовая система складывается из. Что такое финансы? Финансовая система РФ

  • 5. Система органов, осуществляющих финансовую деятельность государства.
  • 6. Полномочия Министерства финансов рф в сфере финансовой деятельности.
  • 7. Понятие, предмет, метод и система финансового права.
  • 8. Финансово-правовые нормы, их особенности и виды.
  • 9. Финансовые правоотношения, их особенности и виды.
  • 10. Правовые основы финансового контроля.
  • 11. Виды финансового контроля и органы, его осуществляющие.
  • 12. Основные методы финансового контроля.
  • 13. Государственный финансовый контроль.
  • 14. Счетная палата рф как орган финансового контроля.
  • 15. Федеральное Казначейство: правовой статус и полномочия.
  • 16. Федеральная Служба финансово-бюджетного надзора как орган финансового контроля.
  • 17. Правовые основы аудита.
  • 18. Государственный бюджет: Понятие, правовая сущность, структура государственного бюджета.
  • 19. Закон о бюджете. Его структура.
  • Часть 1. Общие положения
  • 21. Бюджетный процесс и его стадии.
  • 23. Правовое регулирование составления бюджета.
  • 26. Правовое регулирование межбюджетных отношений.
  • 27. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства.
  • 28. Правовое регулирование государственных доходов, их виды.
  • 29. Правовое регулирование государственных расходов, их виды.
  • 30. Налоги и сборы: понятие, функции и значение. Классификация налогов.
  • 31. Налоговая система рф.
  • 33. Общая характеристика налоговых правоотношений. Субъекты налоговых правоотношений, основы их правового статуса.
  • 34. Элементы налогообложения, их характеристика.
  • 35. Налоговый контроль: правовая основа. Цели, задачи, формы налогового контроля.
  • 36. Налоговые проверки. Акт выездной налоговой проверки.
  • 37. Ответственность за совершение налоговых правонарушений.
  • 38. Обжалование актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.
  • 39. Государственный и муниципальный кредит. Понятие, формы, виды, принципы.
  • 40. Правовое регулирование государственного и муниципального долга: понятие, виды и формы. Методы управления государственным долгом.
  • 41. Правовые основы банковской системы рф.
  • 42. Правовое положение Центрального банка рф. Его полномочия как органа банковского регулирования и надзора.
  • 43. Субъекты финансовых правоотношений.
  • 44. Банковские операции: виды, порядок лицензирования.
  • 45. Правовое регулирование страхования вкладов физических лиц.
  • 46. Эмиссионное право Центрального банка рф.
  • 47. Страхование Понятие, значение и функции.
  • 48. Участники страховых отношений, взаимодействие страховщиков.
  • 49. Виды и объекты страхования, виды лицензий.
  • 50. Правовое регулирование дефицита государственного бюджета.
  • 51. Правовое регулирование обязательного государственного страхования.
  • 52. Правовое регулирование страхового надзора.
  • 53. Правовые основы регулирования денежного обращения в рф.
  • 54. Правовые основы регулирования наличного денежного обращения.
  • 55. Правовые основы регулирования безналичного денежного обращения.
  • 56. Правовое регулирование расчетов в Российской Федерации.
  • 57. Правовое регулирование расчетов аккредитивами.
  • 58. Правовое регулирование расчетов инкассо.
  • 59. Правовое регулирование расчетов чеками и платежными поручениями.
  • 60. Понятие и структура валютных правоотношений.
  • 61. Понятие, направления и органы валютного регулирования в рф.
  • 62. Понятие и виды валютных операций.
  • 63. Валютный контроль: понятие, направления и субъекты.
  • 64. Права и обязанности органов и агентов валютного контроля.
  • 2. Финансовая система рф Понятие, принципы, институты.

    Финансовая система – это совокупность финансовых учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность и институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов.

    В финансовую систему РФ входят следующие институты:

      Бюджетная система, состоящая из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, бюджетов муниципальных образований. К их числу относятся отношения по формированию, распределению и использованию денежных средств в бюджеты и из бюджетов – федерального, субъектов РФ и муниципальных образований. Это звено наиболее мобильное и на его долю приходится наибольший денежный поток в стране.

      Внебюджетные целевые государственные и муниципальные фонды – пенсионный фонд, фонд государственного обязательного медицинского страхования, фонд государственного социального страхования.

      Имущественное и личное страхование.

      Государственный и банковский кредит.

      Финансы хозяйствующих субъектов.

    Данную систему образует совокупность финансовых институтов, т.е. групп взаимосвязанных, однородных отношений. К ним относятся:

    1. Государственные финансы.

    2. Финансы юридических лиц (учреждений, организаций, предприятий с различной формой собственности).

    3. Кредитование.

    4. Страхование.

    Государственные финансы образуют:

    1. Бюджетная система – т.е. совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов.

    2. Внебюджетные целевые фонды (Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования).

    3. Государственный кредит.

    Финансы юридических лиц состоят из:

    1. Финансов коммерческих предприятий.

    2. Финансов общественных организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность.

    3. Финансов учреждений, осуществляющих некоммерческую деятельность.

    Кредитование . Данный институт образуют отношения между коммерческими банками и лицами, заключившими с ними договоры банковского счета или банковского вклада, отношения по поводу предоставления банковских ссуд.

    Страхование . Этот институт образуют социальное страхование, личное страхование, страхование имущества, ответственности, страхование предпринимательских рисков.

    Принципы построения финансовой системы могут быть различными. В настоящее время и Россия, и большинство стран СНГ перешли к построению своих финансовых систем на принципе фискального федерализма , при котором осуществляется четкое разграничение функций между различными уровнями системы. Так например, правительство полностью независимо в целях, касающихся нации в целом - расходы на оборону, космос, внешних сношений государства, а местные органы власти финансируют развитие школ, охрану общественного порядка, уборку населенных пунктов и т. п.

    Принципы построения финансовой системы предполагают:

    ♦ экономическую самостоятельность и четкое разграничение функций между отдельными звеньями финансовой системы (федеральный, республиканский, областной). Правительство финансирует решение задач общегосударственного значения - оборона, космос, внешнеэкономическая деятельность; местные органы - развитие школ, коммунальных учреждений, организаций общественного порядка и т. д. Местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в государственный бюджет;

    ♦ формирование бюджета осуществляется на нормативной основе;

    ♦ взаимодействие между бюджетами различных уровней внутри государства строится на основе соглашений;

    ♦ доходная часть бюджетов формируется в основном за счет налогов.

    В основе построения финансовой системы положены следующие принципы:

    1) Принцип единства:

    a. Единая материальная база, на которой происходит формирование финансовых ресурсов в различных сферах и звеньях финансовой системы.

    b. Единая нормативно-правовая база, с помощью которой осуществляется управление всеми сферами и звеньями финансовой системы.

    c. Единые финансовые планы, которые составляются в различных сферах и звеньях финансовой системы и взаимосвязаны между собой основным финансовым планом страны - бюджетом.

    2) Принцип функционального назначения отдельных элементов финансовой системы, который выражается в том, что каждому звену финансовой системы присущи конкретные задачи, оно выполняет свои функции, а управление финансовыми отношениями в этих звеньях осуществляют определенные органы управления.

    Деньги.


    Финансы – это система экономических отношений по образованию, распределению и использованию фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения ВВП (ВНД). В экономической жизни общества постоянно возникают многообразные финансовые отношения, в том числе между:
    - государством и предприятиями (организациями) в форме уплаты налогов в бюджеты, отчислений в различные фонды, предоставления льгот, применения санкций;
    - предприятиями и организациями по поводу заключения хозяйственных договоров, уплаты пени, штрафов, неустоек, премий;
    - государством и отдельными гражданами при уплате налогов, страховых платежей, получении пенсий, пособий, стипендий;
    - отдельными звеньями бюджетной системы;
    - государствами при получении займов.
    Финансы выступают в денежной форме, но не все денежные отношения относятся к финансовым. Для финансов характерен распределительный характер отношений, означающий отсутствие эквивалентного обмена, имеющего место при купле-продаже товаров. Финансы обладают таким признаком, по которому их можно безошибочно выделить среди других денежных отношений: они всегда опосредованы правовыми актами, регулирующими денежные отношения.
    Сущность финансов проявляется в их функциях, то есть в той "работе", которую они выполняют:
    1.Аккумулирующая функция состоит в создании материальной основы функционирования государства, как органа власти.
    2. Распределительная функция проявляется в обеспечении хозяйствующих субъектов необходимыми финансовыми ресурсами; при распределении и перераспределении национального дохода формируются доходы в материальной и нематериальной сферах производства.
    3. Стабилизационная состоит в том, что государство с помощью системы финансовых рычагов (налогов, государственных расходов, трансфертов и т.д.) может оказывать воздействие на развитие предприятий и целых отраслей в нужном обществу направлении.
    4. Контрольная функция заключается в том, что с помощью финансовых рычагов государство осуществляет контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов (контролирует их финансовую состоятельность).
    Финансовая система- это форма организации финансовых отношений в рамках национальной экономики. Она включает в себя следующие звенья:
    - государственные финансы, в том числе муниципальные финансы;
    - финансы хозяйствующих субъектов (предприятий и организаций);
    - финансы населения.
    Государственные и муниципальные финансы охватывают ту часть денежных отношений, касающуюся распределения и перераспределения ВВП, которая аккумулируется в руках органов государственной власти и местного самоуправления для покрытия расходов, необходимых для выполнения государством и муниципалитетами своих функций. Важнейшими элементами в системе государственных финансов являются бюджеты различных уровней (подробнее об этом в разделе 2), государственные внебюджетные фонды социального и экономического назначения, которые используются для социальной защиты граждан и развития экономики. Выделение таких фондов в качестве отдельных звеньев финансовой системы обусловлено необходимостью обеспечения гарантий в целевом использовании денежных средств, формируемых главным образом за счёт обязательных целевых отчислений. В состав государственных внебюджетных фондов в нашей стране входят: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ.
    Финансы предприятий представляют собой совокупность денежных отношений, связанных с формированием и распределением денежных доходов и накоплений и их использованием на различные цели: выполнение обязательств перед государством и собственными работниками банковской системой. Эти отношения выражаются в налогах, финансировании затрат по социальному обслуживанию и материальному стимулированию работников, выплате дивидендов, арендной плате и др. Финансы предприятий являются ведущим звеном в финансовой системе, так как именно на уровне предприятий происходит формирование источников финансовых ресурсов государства и населения.
    Финансы населения связаны с формированием доходов граждан и использованием их на текущие расходы, приобретение имущества, создание финансового портфеля.
    Все звенья финансовой системы тесно взаимосвязаны между собой и постоянно взаимодействуют. Центральным звеном финансовой системы является государственный бюджет.

    Финансовая система - это совокупность различных сфер или звеньев финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве. (рисунки 7, 8)

    Финансовая система включает в себя: финансы предприятий и организаций, страхование, государственные финансы. Все составляющие финансовой системы различаются методами формирования и использования фондов денежных средств.
    Государственные финансы - это централизованные фонды денежных ресурсов, которые создаются путем распределения, перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства. Связь общегосударственных финансов и финансов предприятий объясняется не только тем, что они имеют единый источник своего формирования, созданный в сфере материального производства, но и из бюджета на свое воспроизводство. Тут и взаимосвязь, и взаимозависимость звеньев финансовой системы.
    Главной составляющей государственных финансов является государственный бюджет.
    Государственный бюджет - централизованный доход государства (роспись доходов и расходов).
    Бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной. В доходной части показываются источники поступления денежных средств и их количественные характеристики. В расходной части указываются направления, сферы в которых расходуются деньги, и их количественные параметры. По размерам государственного бюджета можно судить об уровне экономического развития страны.
    Если расходы превышают доходы, то это дефицит.
    Если расходы равны доходам, то это бездефицитный бюджет.
    Если доходы превышают расходы, то это профицит.
    Главным источником бюджета являются налоги (70-80%), остальная часть таможенные пошлины, государственный заем, денежная эмиссия.
    Внебюджетные фонды - совокупность финансовых ресурсов, имеющих строго целевое назначение и находящиеся в распоряжении федеральных, региональных или местных органов самоуправления.
    Посредством формирования внебюджетных фондов происходит перераспределение национального дохода органами власти и управления в пользу определенных групп населения и приоритетных сфер экономики.
    К внебюджетным фондам относятся: Пенсионный фонд (ПФ), фонд социального страхования (ФСС), фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС).К внебюджетным экономическим фондам относятся: отраслевые и межотраслевые фонды научно-исследовательских и опытно- конструкторских разработок (НИОКР),фонды развития жилищной сферы и т.д. В настоящее время произошло объединение средств внебюджетных фондов. С 2001 года введен единый социальный налог. Он предназначен для мобилизации средств на реализацию прав граждан: на государственную пенсию, социальное обеспечение и медицинскую помощь. Налог платят работодатели, производящие выплаты наемным работникам. Налоговой базой является сумма доходов выплаченных работникам за налоговый период (не входят в налогооблагаемую базу: государственные пособия, компенсационные выплаты, командировочные расходы в пределах установленных норм, сумма единовременной материальной помощи и т.д.) Не включаются в налогооблагаемую базу доходы, не превышающие 20000 рублей, и возмещение на приобретение медикаментов. Налогооблагаемая база определяется нарастающим итогом с начала года на каждого работающего. Налогоплательщики производят уплату авансовых платежей в срок, установленный для получения заработной платы в банке за истекший месяц, но не позднее 15 числа следующего месяца. Фонд занятости как самостоятельный фонд упразднился с 1.01.2000 и его функции переданы Министерству труда. Внебюджетные фонды в определенной мере служат резервом денежных средств.
    Государственный кредит
    В целях бесперебойного финансирования многообразных потребностей общества, государство может привлекать к покрытию своих расходов свободные средства предприятий, организаций и граждан.
    Для дополнительного пополнения денежными ресурсами экономику страны государство может прибегнуть к эмиссии денег. Но эта мера не очень часто используется, т.к. чрезмерная эмиссия может привести к росту инфляции, обесценению денежных средств, росту цен, снижению жизненного уровня населения.
    Следующим средством привлечения финансовых ресурсов государством является - государственный заем. Кредиторами выступают юридические и физические лица, заемщиком - государство. Государство продает на финансовом рынке облигации, казначейские обязательства и другие виды государственных ценных бумаг. Финансовый рынок является составной частью финансовой системы.
    В настоящее время наиболее значительным по объему в составе финансового рынка является рынок ценных бумаг. Государство выпускает следующие виды ценных бумаг: ГКО (государственные краткосрочные облигации), ОФЗ (облигации государственного займа), ОГСЗ (облигации государственного сберегательного займа). Эти средства пополняют государственный долг.
    Государственный долг представляет собой сумму выпущенных, но не погашенных государственных займов с начислением по ним процентов на определенную дату или определенный срок.
    Государственный долг может быть внешним и внутренним. Внешний долг - это задолженность по внешним займам. Внутренний долг - это задолженность по внутренним займам. Отказ государства оплачивать свои долги называется дефолт.
    Страхование - это особая социально-экономическая структура, где объектом купли - продажи выступает страховая защищенность.
    Функции страхования:
    1) формирование фонда денежных средств осуществляемая как плата за риски, которые берут на себя страховые компании. Страхование может быть добровольным и обязательным;
    2) формирование инвестиционного потенциала страны. Страховой фонд страховых компаний - это временно свободные денежные средства, которые можно инвестировать в производство, недвижимость, банки, ЦБ и др;
    Фонды страхования обеспечивают возмещение убытков от стихийных и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению.
    Основные виды страхования:
    1) социальное страхование (формирование пенсионного фонда);
    2) имущественное страхование (дома, автомобили, урожай, животных и др.);
    3) личное страхование (страхование жизни, детей)
    4) международное страхование (страховые полисы лечения за границей);
    5) страхование вкладов граждан.
    Финансы предприятий и организаций
    Финансы предприятий представляют собой часть финансовой системы, ее звено и характеризуют денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием денежных ресурсов по выполнению своих обязательств перед государством, другими предприятиями и фирмами, работниками и т.д.
    Финансы предприятий занимают определенное и ключевое положение потому, что это реальный сектор экономики, здесь создаются материальные блага, производятся товары и оказываются услуги. Возникают следующие денежные отношения, направленные на образование уставного капитала и распределение доходов. Отношения, связанные договорными обязательствами с другими предприятиями, распределение прибыли, инвестирование средств в акции, облигации и др. ценные бумаги, получением дивидендов и др.; Отношения со страховыми организациями; отношения с государственным бюджетом; отношения с банками и др. В условиях рыночной экономики осуществляет свою деятельность на началах коммерческого расчета,целью которого являются получение прибыли.

    Контрольные вопросы

    1) что является экономической основой функционирования финансов?
    2) каково необходимое условие возникновения финансов?
    3) назовите признаки финансов как экономической категории;
    4) возникают ли финансовые отношения на стадиях производства, обмена и потребления воспроизводственного процесса? Обоснуйте свой ответ;
    5) что такое финансовые ресурсы? Чем они отличаются от денежных ресурсов, зарплаты, кредитных ресурсов?
    6) возможно ли внутриотраслевое перераспределение финансовых ресурсов в условиях рыночной экономики?
    7) каким образом (обособленно или во взаимосвязи) действую распределительная и контрольная функции финансов?
    8) что такое государственные финансы? Какое место они занимают в общей финансовой системе страны?
    9) какие звенья, исходя из их функционального назначения, можно выделить в составе государственных финансов? Каковы причины, обусловливающие их выделение?
    10) сущность финансов предприятий. Общее с государственными финансами.

    ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА

    1. Понятие - финансовая система

    Финансовая система - это совокупность подразделений и звеньев финансовых отношений, посредством которых осуществляются распределение, формирование и использование фондов денежных средств. В финансовую систему включаются все финансовые учреждения страны, обслуживающие денежное обращение.

    Поскольку финансы являются носителями распределительных отношений, то это распределение происходит, прежде всего, между различными экономическими (хозяйствующими) субъектами. Поэтому в совокупности финансов, образующих финансовую систему, можно выделить следующие крупные сферы:

    · общегосударственные финансы;

    · финансы предприятий и организаций.

    Финансовая система в её широком понимании включает также и кредитно-банковскую систему (совокупность банков и иных кредитных учреждений страны).

    Каждая из этих сфер имеет организационную структуру и складывается из нескольких звеньев.

    Звенья первой сферы - общегосударственных финансов - относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и финансовых распределительных отношений на макроуровне.

    Звенья второго подразделения (финансы предприятий и организаций) включают децентрализованные финансы и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

    Кредитно-банковская сфера состоит из банков и иных кредитных учреждений страны.

    Разграничение финансовой системы на отдельные сферы (подразделения) и звенья обусловлено особенностями функционирования каждого звена, различиями в методах распределения и использования фондов денежных средств и, следовательно, особой ролью в финансовой системе.

    Общегосударственные финансы включают бюджетную систему (государственный бюджет), государственные внебюджетные целевые фонды, государственный кредит, государственный фонд страхования.

    Бюджетная система России - это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации совокупность бюджетов (федерального, региональных и местных) и внебюджетных фондов. В бюджетную систему входят государственный кредит, государственный фонд страхования.

    Государственный бюджет Российской Федерации - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, основной финансовый план формирования и использования централизованного денежного фонда. Он обеспечивает выполнение функций государства, заключающихся в проведении государственной политики, главным образом посредством перераспределения доходов, полученных, в первую очередь, через систему налогообложения. Государственный бюджет РФ объединяет федеральный бюджет, территориальные бюджеты (бюджеты субъектов РФ) и местные бюджеты.

    Следующим звеном общегосударственных финансов являются государственные внебюджетные целевые фонды. При переходе к рыночным условиям хозяйствования были образованы следующие внебюджетные социальные фонды: пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования. Эти фонды являются федеральной собственностью, но действуют как самостоятельные финансово-кредитные учреждения финансовой системы. Внебюджетные фонды имеют целевое назначение - финансирование социальных услуг, предоставляемых населению.

    Наряду с государственными внебюджетными фондами социального назначения создаются фонды экономического назначения, за счёт которых обеспечиваются потребности государства в решении экономических задач. Организационно внебюджетные фонды отделены от бюджетов, имеют определённую самостоятельность.

    Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу привлечения государством временно свободных денежных средств населения, предприятий и организаций для финансирования государственных расходов. Государственный кредит основан на добровольности платежей в казну государства. Государственный кредит - это также внешние займы государства, когда государство берёт кредит у зарубежных государств для покрытия дефицита бюджета.

    Фонд страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует проведению мероприятий по их предупреждению.

    Финансы предприятий являются одним из важных звеньев финансовой системы Российской Федерации. Они функционируют в производственной и непроизводственной сферах экономики.

    Предприятия производственной сферы в условиях рыночной экономики осуществляют свою деятельность на основе полного хозяйственного (коммерческого) расчёта.

    Хозяйственный (коммерческий) расчёт производственных предприятий основан на трёх принципах: финансовой самостоятельности, рентабельности, самофинансирования за счёт полученной прибыли.

    Финансы предприятий являются не просто одним из составных звеньев финансовой системы, а практически являются одним из основных звеньев финансовой системы Российской Федерации, занимая в ней определяющее положение. В этом звене финансовой системы формируются финансовые потоки, создаются валовой внутренний продукт и национальный доход, который в дальнейшем подлежит перераспределению через налоговую и бюджетную системы, производственные и социальные сферы. Особенности финансов отдельных предприятий зависят от формы собственности и организационно-правовой формы.

    Однако не все предприятия (организации) строят свою работу на принципах коммерческого расчёта. Гражданский кодекс РФ разграничивает юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации. Во внимание принимается основная цель. В качестве критерия такого разграничения служит также порядок использования полученной прибыли.

    Таким образом, в сфере финансов предприятий выделяют следующие звенья финансовой системы:

    · финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах;

    · финансы предприятий, осуществляющих некоммерческую деятельность;

    · финансы государственных и муниципальных предприятий;

    · финансы общественных организаций (объединений).

    Основой организации финансов предприятий всех форм собственности является наличие финансовых ресурсов в размерах, необходимых для хозяйственной и коммерческой деятельности. Финансы предприятий составляют основу микроэкономики. Здесь формируется преобладающая часть финансовых ресурсов. От состояния финансов предприятий во многом зависит общее положение финансовой системы. Они позволяют управлять стоимостной оценкой материальных, трудовых и финансовых ресурсов, обеспечивать их сбалансированность. Прибыль предприятий играет решающую роль в формировании доходов бюджетов всех уровней. Из бюджета обеспечивается финансирование социальной сферы экономики, инвестиционных программ, обороны, экологии.

    Кредитно-банковская система - это совокупность банков и иных кредитных организаций, осуществляющих кредитные отношения.

    Объективная необходимость существования кредитных отношений в государстве обусловлена кругооборотом товарных ресурсов и денежных средств в процессе общественного воспроизводства. У их владельцев в ходе кругооборота образуются временно свободные денежные средства. В то же время у других предприятий возникает потребность в привлечении денежных средств. Это и создает реальную основу для возникновения кредитных отношений.

    Аккумулируют временно свободные денежные средства хозяйственных организаций, главным образом, банки и иные кредитные организации. Возможность пользоваться кредитом (ссудой) позволяет предприятиям ускорять реализацию намеченных мероприятий (проектов), не дожидаясь накопления собственных денежных фондов.

    Мобилизацию денежных средств и их трансформацию в ссудный капитал обеспечивает банковская система - одно из важнейших подразделений финансовой системы государства. 2 декабря 1990г. был принят закон РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР", где была определена новая структура банковской системы страны, состоящая из двух уровней:

    · первый уровень - Центральный банк Российской Федерации (Банк России);

    · второй уровень - коммерческие банки и специализированные кредитно-финансовые учреждения.

    2. Состав и структура финансовой системы

    По причине сложности не всегда можно исследовать и провести анализ системы в целом. В этом случае прибегают к декомпозиции - разделению системы на части (подсистемы) - и исследуют эти части как самостоятельные объекты. В частности выделяют субъект и объект управления.

    Каждая из этих подсистем является сложной системой. Подсистемами называют крупные составляющие сложных систем, которые обычно, в свою очередь, являются сложными системами. В качестве подсистем финансовой системы выступают сферы и звенья.

    Структура финансовой системы - это совокупность её элементов и связей между ними.

    Финансовая система состоит из трёх основных элементов:

    1. совокупность сфер и звеньев финансовых отношений (собственно финансовая система в узком понимании);

    2. совокупность создаваемых в каждом звене денежных фондов;

    3. система финансовых органов - финансовый аппарат (инфраструктура финансовой системы), или финансовая система с точки зрения управления финансами.

    Финансовая система - 1) вся совокупность звеньев и сфер; 2) совокупность учреждений финансовой системы, которая существует на предприятии, в государстве и т.д.

    Первая сфера, где необходимы финансы - государство. Система, с помощью которой государство собирает и расходует средства, называется государственные финансы.

    Кроме государства существуют различного рода предприятия, следовательно, вторая сфера называется финансы предприятий. Это инструмент, с помощью которого предприятие собирает средства.

    1 Сущность финансовой системы

    2 Внутренняя структура финансовой системы

    3 Организационное строение финансовой системы

    4 Управление финансовой системой

    1Финансовая система государства является отражением форм и методов конкретного использования финансов в экономике и соответствующей к задействованной модели экономики и в значительной мере определяемая ею. Финансовая система – это совокупность разнообразных видов фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных в распоряжении государства, нефинансового сектора экономики, отдельных хозяйствующих субъектов и населения для выполнения возложенных на нее функций, а также для удовлетворения экономических и социальных потребностей.

    Финансовая система – совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.

    Финансовая система рассматривается с двух сторон: по внутренней структуре и организационному строению.

    По внутренней структуре, финансовая система – это совокупность взаимосвязанных финансовых отношений, которые обеспечивают формирование и использование соответствующих фондов, а также отражают формы и методы распределения и перераспределения ВВП. Внутренняя структура отражает совокупность финансовых отношений и является общей для всех стран.

    Финансовая система состоит из сфер и звеньев. Каждая сфера характеризует обобщённую по определённому признаку совокупность финансовых отношений, а звено – их обособленную часть.

    Основные принципы выделения сфер и звеньев финансовой системы:

      наличие собственной финансовой базы, образуемой первичными доходами субъектов экономических отношений;

      функциональное назначение каждого звена, обеспечивающего финансирование затрат на достижение специфических целей хозяйствующих субъектов (производство и реализация товаров и услуг с целью извлечения прибыли и умножения капитала), работающего населения (удовлетворение материальных и духовных потребностей индивида, семьи), государства (удовлетворение общественных потребностей, социальная поддержка и защита экономически неактивного населения и безработных.);

      единство и взаимодействие сфер и звеньев, предопределяемое общностью источника первичных доходов (ВВП), и финансовой политики, нацеленной на согласование интересов субъектов экономических отношений, взаимосвязанностью их финансовых планов и балансов.

    По своему организационному строению финансовая система представляет собой совокупность финансовых органов и институтов, которые входят в систему управления финансами.

    По организационному строению финансовые системы разных стран, как правило, отличаются друг от друга, но имеют ряд общих характеристик:

      каждое звено финансовой системы имеет присущие ей методы мобилизации средств для создания фондов финансовых ресурсов и свои направления и методы их использования;

      каждое звено финансовой системы является относительно самостоятельным, имеет специфическую сферу применения;

      между звеньями финансовой системы существует тесная взаимосвязь, каждое звено может успешно функционировать только при условии совершенства и эффективности системы в целом;

      финансовая система государства достигает наибольшей эффективности только тогда, когда отлажена и законодательно закреплена деятельность каждого из звеньев.

    В экономически развитых странах традиционно выделяют два типа финансовых систем – сегментированную и универсальную.

    В универсальной финансовой системе законодательно не ограничивается выполнение банками тех операций финансового обслуживания, которые не относятся к банковским. Это – фундаментальный признак. Классическим образцом такой системы считается немецкая. Иногда говорят, что обратная сторона универсализма – возможность выполнения небанковскими организациями банковских функций. Такое мнение не совсем точно, ибо практически во всех странах, наряду как с универсальными, так и с сегментированными системами, существуют как организации, которым разрешено выполнять часть банковских операций, так и те, которые не имеют права это делать. Первые – это фактически небанковские кредитные организации.

    Таким образом, для определения типа национальных финансовых систем важно знать, какие операции относятся по закону к банковским и могут или нет банки выполнять и иные операции. Банковские операции определяются преимущественно установленным перечнем, причем их состав периодически пересматривается в соответствии с изменением законодательных актов. Так, в Германии в соответствии с Законом о кредитном деле в редакции 1961г. к банковским операциям отнесены:

    а) привлечение денежных средств сторонних лиц, как с вознаграждением, так и без него;

    б) предоставление денежных ссуд и акцептных кредитов;

    в) покупка векселей и чеков;

    г) приобретение и продажа ценных бумаг другим лицам;

    д) хранение и управление ценными бумагами других лиц (депозитарные операции);

    е) взятие обязательств по приобретению требований по ссудам до истечения их сроков;

    ж) выдача гарантий и поручительств;

    з) осуществление безналичного денежного оборота и расчетов и некоторые другие.

    В то же время небанковским финансовым институтам запрещено принимать депозиты, проводить платежи и расчеты, выдавать гарантии.

    В строго сегментированной финансовой системе банкам нельзя выполнять небанковские функции. Дополнительным признаком, хотя и не абсолютным, является более жесткое разграничение сфер деятельности и отдельных операций. Таким образом, при сегментированной системе банковские операции по приему депозитов и выдаче кредитов законодательно отделены от операций по выпуску и размещению ценных бумаг промышленных компаний и ряда других видов услуг (страхование, сделки с недвижимостью, трастовые операции). Сегментированная система преобладала долгое время в США, Японии и Великобритании (их общая характеристика дана ниже).

    Приведенное деление на универсальные и сегментированные финансовые системы в современных условиях все же не носит абсолютного характера. Во-первых, каждая национальная финансовая система проходит несколько этапов в своем развитии, тяготея в той или иной мере к универсальному или сегментированному образу. Это было характерно для финансовых систем Франции, Великобритании и других стран. Во-вторых, в последние десятилетия в большинстве развитых стран происходит процесс универсализации финансовых систем. Поэтому в современных условиях лучше говорить не о строго сегментированных, а либо о смешанных финансовых системах, либо о сегментированных системах с элементами универсализации.

    2Как было отмечено ранее, по внутреннему строению финансовая система – это совокупность взаимосвязанных финансовых отношений, которые обеспечивают формирование и использование соответствующих фондов, а также отражают формы и методы распределения и перераспределения ВВП. Схема внутреннего строения финансовой системы приведена на рисунке 1.

    Рисунок 1 – Внутреннее строение финансовой системы

    Выделяют следующие составляющие финансовой системы:

    1 Сфера финансов субъектов хозяйствования – отражает движение денежных потоков предприятий: негосударственных предприятий коммерческой и некоммерческой деятельности, общественных объединений и учреждений.

    2 Сфера государственных финансов отражает централизацию доходов и предпринимательскую деятельность государства. Государственные финансы включают централизованные звенья – бюджет, внебюджетные фонды (фонды целевого назначения) и государственный кредит; а также децентрализованные – финансы субъектов хозяйствования в государственном секторе.

    Государственный бюджет – главное звено финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Кроме того, он является основным финансовым планом страны, утверждаемым Верховной Радой Украины.

    Внебюджетные фонды – это средства правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет. Их формирование осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не отличаются от налогов. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах фонду оплаты труда. К их числу относятся: пенсионный фонд, фонд занятости, фонд социального страхования, инновационный фонд и т.д.

    Государственный кредит – отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно-свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов. Кредиторами выступают физические и юридические лица, заемщиком – государство в лице его органов. Средства привлекаются путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других государственных ценных бумаг. Госкредит используется для покрытия дефицита бюджета, в целях стабилизации денежного обращения в стране.

    Финансы госпредприятий включают те же финансовые отношения, что и финансы любого субъекта хозяйствования.

    3 Сфера международных финансов отражает отношения, которые складываются на уровне мирового хозяйства и характеризуют деятельность на этом уровне как национальных субъектов хозяйствования и государства, так и международных организаций и финансовых институтов.

    Валютный рынок – особенная сфера экономических отношений, которая связана с осуществлением операций (купля, продажа, обмен) с иностранной валютой и платежными документами в инвалюте, с формированием спроса и предложения на иностранную валюту.

    Финансы международных организаций характеризуют формирование и использование доходов этих организаций. Субъекты и характер этих взаимоотношений определяются уставом организации. Например, все страны-члены ООН оплачивают членские взносы в бюджет этой политической организации. Средства из бюджета ООН используются на содержание ее органов, на финансирование международных программ и проведение различных мероприятий. Международные организации также могут предоставлять финансовую помощь отдельным странам. Таким образом, через сферу международных финансов осуществляется международное перераспределение доходов.

    Международные финансовые институты представляют собой своего рода надстройку над совокупностью национальных финансовых систем. В их состав входят: Международный валютный фонд, группа Мирового банка, Европейский банк реконструкции и развития, Африканский банк развития, Азиатский банк развития, Межамериканский банк развития.

    4 Сфера финансового рынка – охватывает кругооборот финансовых ресурсов как специфического товара и представляет собой механизм перераспределения финансовых ресурсов между отдельными субъектами предпринимательской деятельности, государством и населением, между участниками бюджетного процесса, некоторыми международными финансовыми институтами. По форме ресурсов финансовый рынок делится на:

    - рынок денег – это рынок находящихся в обращении наличных денег и выполняющих аналогичные функции краткосрочных денежных средств (сроком до 1 года);

    - рынок капиталов – это рынок ценных бумаг и средне- и долгосрочных кредитов и других кредитных инструментов.

    Эти звенья могут быть объединены как в кредитный рынок, так и в рынок ценных бумаг.

    Кредитный рынок (рынок кредитных ресурсов) – это процесс привлечения средств в денежной форме на условиях возвратности, платности и срочности.

    Рынок ценных бумаг – это особая сфера рыночных отношений, где благодаря продаже ценных бумаг осуществляется мобилизация финансовых ресурсов для удовлетворения инвестиционных потребностей субъектов предпринимательской деятельности. Рынок ценных бумаг еще называют фондовым рынком . По экономической сущности рынок ценных бумаг – это форма распределения и перераспределения финансовых ресурсов в государстве с целью более полного обеспечения потребностей экономики в ресурсах и их эффективном использовании.

    5 Страхование – это обособленная сфера финансовой системы, которая отражает экономические отношения, состоящие в создании за счет предприятий, организаций и населения специального фонда средств и использования его для возмещения потерь, возникших в результате стихийного бедствия и других неблагоприятных случаев, а также для предоставления помощи гражданам в случае разных кризисных ситуаций в их жизни (достижения определенного возраста, потеря трудоспособности и т.д.). До 1990г. страхование в Украине было построено на началах государственной монополии. В настоящее время страхование все больше становится сферой коммерческой деятельности. Один из крупнейших представителей на Украине – АО «АСКО», которая производит более 40 видов страхования.

    6 Финансы населения – эта сфера финансов охватывает население или группы населения как потребителей продукции и услуг, финансовыми ресурсами которых являются оплата труда, доход от собственности, трансферты от других секторов, и ту предпринимательскую деятельность отдельных лиц, которую невозможно отделить ни с юридической, ни с экономической точки зрения от домашнего хозяйства. Последние заняты производством товаров и нефинансовых рыночных услуг, финансовыми ресурсами которых является выручка от продажи их продукции.

    3 В организационный состав финансовой системы Украины входят:

    - органы управления:

      Министерство финансов;

      Государственная налоговая администрация;

      Государственная контрольно-ревизионная служба;

      Государственное казначейство;

      Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовой бирже;

      Счетная палата;

      Аудиторская палата;

      Пенсионный фонд;

      Фонд социального страхования;

      Украинская государственная инновационная компания;

    - финансовые институты :

      Национальный банк;

      коммерческие банки;

      страховые компании;

      небанковские кредитные учреждения;

      межбанковская валютная биржа;

      фондовые биржи;

      институциональные инвесторы.

    Финансовые органы и институты Украины могут быть сгруппированы в четыре блока, представленные на рисунке 2.

    Рисунок 2 – Финансовые органы и институты Украины

    Блок 1 – органы, функционирующие в сфере бюджета государства: Министерство финансов, Государственное казначейство, Государственная контрольно-ревизионная служба, государственная налоговая администрация.

    Блок 2 – контрольно-регулирующие органы – Счетная палата, Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовой бирже, Государственный комитет по надзору за страховой деятельностью, Аудиторская палата и аудиторские фирмы.

    Блок 3 – финансовые институты, работающие на финансовом рынке: НБУ, коммерческие банки, межбанковская валютная биржа, фондовые биржи, институциональные инвесторы, страховые компании.

    Блок 4 – органы управления целевыми фондами: Пенсионный фонд, фонды общегосударственного обязательного социального страхования, Украинская государственная инновационная компания.

    Особенности формирования финансовой системы Украины:

        каждое из звеньев финансовой системы сейчас находится на неодинаковом уровне развития, имеет неодинаковый уровень правового и организационного обеспечения;

        ведущее место в финансовой системе занимают государственные финансы, особенно государственный бюджет;

        рост роли бюджета в распределении ВВП;

        финансы субъектов хозяйствования и финансовые институты, которые обеспечивают функционирование системы страхования и финансового рынка, находятся в стадии трансформации;

        независимость финансовой системы от финансовой политики государства.

    4Центральное место в управлении финансами в Украине занимаетМинистерство финансов . На него возложены задачи общего управления всей финансовой системой.

    В его функции входит:

      Разработка основных направлений финансовой политики государства, а также основных мер по ее реализации.

      Организация бюджетного процесса, разработка проекта Госбюджета и его исполнения.

      Осуществление мер по мобилизации средств посредством системы госкредита и управления госдолгом.

      Организационное регулирование финансовой деятельности субъектов хозяйствования путем установления правил осуществления финансовых операций и т.д.

      Организация функционирования фондового рынка

      Обеспечение финансовых отношений государства с другими странами и финансовыми институтами.

      Организация и осуществление финансового контроля в стране.

    Контрольно-ревизионная служба специализируется на осуществлении финансового контроля. В ее функции входит:

      осуществление ревизий финансовых органов по вопросам составления и исполнения бюджета;

      контроль за эффективным и целевым использованием бюджетных ассигнований;

      ревизии финансово-хозяйственной деятельности предприятий и учреждений государственного сектора.

    Казначейство Украины создано с целью обеспечения полного и своевременного исполнения Госбюджета.

    Государственная налоговая администрация сначала была создана как подразделение Минфина, а с конца 1997г. стала самостоятельным финансовым органом. Основная ее задача – реализация налоговой политики страны, контроль за правильностью и своевременностью уплаты налогов.

    Счетная палата Верховной Рады Украины создана с целью осуществления вневедомственного контроля над разработкой и исполнением Госбюджета, контроля в сфере госкредита, кредитно-денежной политики и т.д. Выступает в роли экспертного органа Верховной Рады, дает соответствующие заключения и рекомендации по вопросам финансовой деятельности органов управления. Кроме того, может проводить ревизии в разных подразделениях финансовой системы. Однако, в отличие от КРС, которая осуществляет детальный контроль за соблюдением финансового законодательства, Счетная палата осуществляет контроль с позиции макроэкономического финансового регулирования.

    Аудиторская палата организует независимый финансовый контроль. Она выдает лицензии юридическим и физическим лицам на право осуществления аудиторского контроля и контролирует соблюдение требований законодательства Украины.

    Комитет по ценным бумагам и фондовому рынку организует функционирование рынка ценных бумаг. Проводит регистрацию выпуска ценных бумаг и регулирует их кругооборот. Контролирует деятельность субъектов рынка ценных бумаг в соответствии с действующим законодательством.

    Пенсионный фонд выполняет функции начисления пенсий и осуществления их выплаты, имеет полномочия контролировать полноту и своевременность уплаты взносов предприятий в фонд.

    Фонды социального страхования и Украинская государственная инновационная компания выполняют аналогичные функции относительно соответствующих целевых фондов.

    Между органами управления финансовой системой существует достаточно сложная схема взаимосвязи (табл. 1).

    Таблица 1 – Области и направления деятельности финансовых органов

    Украины

    Наименование финансового органа управления

    Область (сфера) финансовой деятельности

    Направления деятельности

    1 Министерство финансов

    Государственный бюджет

    Составление и выполнение

    Государственный кредит

    Выпуск займов, использование полученных денег, погашение долгов

    Взаимоотношения с правительствами других стран, международными организациями и финансовыми институтами

    Финансы предприятий

    Организационное регулирование финансовой деятельности

    2 Государственное казначейство

    Государственный бюджет

    Выполнение Государственного бюджета (отслеживает поступления и предоставляет средства согласно утвержденным ассигнованиям)

    3 Контрольно-ревизионная служба

    Государственный бюджет

    Ревизии составления и выполнения бюджетов, контроль за использованием бюджетных ассигнований

    Финансы государственного сектора

    Контроль за финансовой деятельностью

    4 Государственная налоговая администрация

    Государственный бюджет

    Учет налогоплательщиков, контроль за соблюдением налогового законодательства

    Общегосударственные целевые фонды

    5 Счетная палата верховной Рады

    Государственный бюджет

    Контроль за составлением и выполнением госбюджета

    Государственный кредит

    Контроль за привлечением, использованием и погашением государственных займов

    Финансовый рынок

    Контроль в сфере денежно-кредитной политики

    6 Комитет по надзору за страховой деятельностью

    Страхование

    Выдача лицензий на страховую деятельность, контроль за деятельностью страховых компаний

    7 Страховые компании

    Страхование

    Совершение страховых сделок

    8 Аудиторская палата

    Финансы предприятий

    Выдача лицензий аудиторам и аудиторским фирмам, контроль за аудиторской деятельностью

    9 Аудиторские фирмы

    Финансы предприятий

    Проведение независимого финансового контроля

    Продолжение табл.1

    Кредитная система

    Регистрация коммерческих банков, выдача лицензий, банковский надзор

    Государственный кредит

    Агентские услуги правительству по размещению государственных ценных бумаг

    Государственный бюджет

    Организация кассового выполнения

    Международные финансовые отношения

    Проведение международных расчетов государства

    11 Коммерческие банки

    Банковская система

    Совершение банковских операций

    12 Межбанковская валютная биржа

    Валютный рынок

    Купля-продажа валюты, определение валютных курсов

    13 Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку

    Рынок ценных бумаг

    Регистрация выпуска ценных бумаг (кроме государственных); лицензирование деятельности финансовых посредников; регулирование операций с ценными бумагами; надзор за деятельностью субъектов рынка

    14 Фондовая биржа

    Рынок ценных бумаг

    Обеспечение первичного и вторичного рынка ценных бумаг

    15 Финансовые посредники

    Рынок ценных бумаг

    Выполнение поручений эмитентов по выпуску ценных бумаг и инвесторов по вопросам их приобретения

    16 Пенсионный фонд

    Фонд целевого назначения на пенсионное обеспечение

    Аккумуляция денег фонда, начисление и выплата пенсий и помощи

    Как видно из таблицы 1, основное внимание в системе управления финансами сосредоточено на государственном бюджете. Это естественно, поскольку именно в нем концентрируются финансовые потоки и связи.

    Отдельные сферы и области финансовых отношений не имеют соответствующих органов управления. Финансы субъектов хозяйствования управляются финансовыми службами, которые имеются в их структуре.