Земляное полотно и водоотводные устройства.

2.4. При размещении сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений расстояния между ними следует назначать исходя из санитарных норм проектирования промышленных предприятий и норм технологического проектирования, утвержденных Минсельхозом СССР. Плотность застройки площадок сельскохозяйственных предприятий должна быть не менее указанной в приложении к настоящим нормам.

2.5. Трассы линий электропередачи, связи и других линейных сооружений должны намечаться, как правило, по границам полей севооборотов вдоль дорог, лесополос, существующих трасс с таким расчетом, чтобы обеспечивался свободный доступ к коммуникациям с территории, не занятой сельскохозяйственными угодьями.

2.6. Размещение сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений не допускается:

на площадках залегания полезных ископаемых без согласования с органами Государственного горного надзора;

в опасных зонах отвалов породы угольных и сланцевых шахт и обогатительных фабрик;

в зонах оползней, селевых потоков и снежных лавин, которые могут угрожать застройке и эксплуатации предприятий, зданий и сооружений;

в первом поясе зоны санитарной охраны источников водоснабжения населенных пунктов;

в первой и второй зонах округов санитарной охраны курортов;

на землях зеленых зон городов;

на земельных участках,загрязненных органическими и радио­активными отбросами, до истечения сроков, установленных органами санитарно-эпидемиологической и ветеринарной служб;

на землях заповедников;

в зонах охраны памятников истории и культуры без разрешения соответствующих органов охраны памятников Союза ССР или союзной республики.

Примечания: 1. Размещение сельскохозяйственных предприятий, зданий, сооружений во втором поясе санитарной охраны источников водоснабжения населенных пунктов допускается в соответствии со строительными нормами и правилами по проектированиюнаружных сетей и сооружений водоснабжения.

2. Размещение свиноводческих комплексов промышленного типа и птицефабрик во втором поясе зоны санитарной охраны источников водоснабжения населенных пунктов не допускается.

3. Размещение сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений в третьей зоне округов санитарной охраны курортов допускается, если это не оказывает отрицательного влияния на лечебные средства курорта и при условии согласования размещения намечаемых объектов Советов депутатов трудящихся, курортными управлениями ведомств, в ведении которых находятся курорты, а также с органами санитарно-эпидемиологической службы.

4. Размещение сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений в охранных зонах заповедников допускается, если строительство намечаемых объектов или их эксплуатация не нарушит природных условий заповедников и не будет угрожать их сохранности. Условия размещения намечаемых объектов должны быть согласованы с ведомствами, в ведении которых находятся эти заповедники.

2.7. Схемы генеральных планов производственных зон сельских населенных пунктов следует разрабатывать на расчетный срок 25-30 лет.

2.8. Выбор площадок для строительствасельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений должен быть подтвержден технико-экономическими расчетами на основании результатов рассмотрения вариантов их возможного размещения, с учетом наиболее экономного использования земель и возмещения убытков, причиняемых изъятием земельных участков и потерь сельскохозяйственного производства, связанных с изъятием сельскохозяйственных угодий.

2.9. Резервирование земельных участков для расширения сельскохозяйственных предприятий или объектов допускается, как правило, за счет земель, находящихся за границами площадок указанных предприятий или объектов. С этой целью при выборе площадок должна предусматриваться возможность дополнительного отвода смежных земельных порядков в установленном порядке.

Резервирование земельных участков на площадках сельскохозяйственных предприятий допускается предусматривать только в соответствии с заданиями на проектирование при соответствующих технико-экономических обоснованиях.

2.10. При размещении сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений на прибрежных участках рек или водоемов планировочные отметки площадок предприятий должны приниматься не менее чем на 0,5 м выше расчетного горизонта воды с учетом подпора и уклона водотока, а также расчетной высоты волны и ее нагона.

Для предприятий со сроком эксплуатации более 10 лет за расчетный горизонт надлежит принимать наивысший уровень воды с вероятностью его повторения один раз в 50 лет, а для предприятий со сроком эксплуатации до 10 лет - один раз в 10 лет.

Примечания: 1. Размещение предприятий на участках с более частым повторением наивысшего уровня воды допускается при соответствующем технико-экономическом обосновании и при условии возведения необходимых сооружений по защите предприятий от затопления.

2. Требования настоящего пункта не распространяются на сельскохозяйственные предприятия, здания и сооружения, которые по усолвиям эксплуатации могут подвергаться кратковременному затоплению. При этом необходимо соблюдать требования по охране водоемов от загрязнения.

2.11. При размещении сельскохозяйственных предприятий на прибрежных участках водоемов и при отсутствии непосредственной связи предприятий с ними следует предусматривать незастроенную прибрежную полосу шириной не менее 40 м.

2.12. При размещении складов минеральных удобрений и химических средств защиты растений должны соблюдаться необходимые меры, исключающие попадание вредных веществ в водоемы.

Склады минеральных удобрений и химических средств защиты растений следует располагать на расстоянии не менее 2 км от рыбохозяйственных водоемов. В случае особой необходимости допускается уменьшать расстояние от указанных складов до рыбохозяйственных водоемов при условии согласования с органами, осуществляющими охрану рыбных запасов.

2.13. При размещении сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений в районе расположения радиостанций, складов взрывчатых веществ, сильно действующих ядовитых веществ и других предприятий и объектов специального назначения расстояние от проектируемых предприятий до указанных объектов следует принимать по соответствующим нормам, утвержденным или согласованным Госстроем СССР.

2.14. Размещение сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений в районах расположения существующих и вновь проектируемых аэропортов и аэродромов допускается при условии соблюдения требований Воздушного Кодекса Союза ССР.

Согласованию подлежит размещение зданий и сооружений, воздушных линий связи и высоковольтных линий электропередачи, подлежащих строительству на расстоянии до 10 км от границ аэродрома; зданий и сооружений, воздушных линий связи и высоковольтных линий электропередачи, абсолютная отметка верхней точки которых превышает абсолютную отметку аэродрома на 50 м и более, подлежащих строительству на расстоянии от 10 до 30 км от границ аэродрома.

2.15. Сельскохозяйственные предприятия, выделяющие в атмосферу значителное количество дыма, пыли или неприятных запахов, не допускается располагать в замкнутых долинах, ктлованах, у подножья гор и на других территориях, не обеспеченных естественным проветриванием.

2.16. Сельскохозяйственные предприятия, здания и сооружения с технологическими процессами, являющимися источниками выделения в окружающую среду производственных вредностей, должны отделяться санитарно-защитными зонами от жилых и общественных зданий.

Размеры санитарно-защитных зон надлежит принимать по санитарным нормам проектирования промышленных предприятий.

Территория санитарно-защитных зон из землепользования не изымается и должна быть максимально использована для нужд сельского хозяйства.

2.17. В санитарно-защитных зонах допускается размещать склады (хранилища) зерна, фруктов, овощей и картофеля, питомники растений, а также здания и сооружения, указанные в санитарных нормах проектирования промышленных предприятий.

2.18. На границе санитарно-защитных зон шириной более 100 м со стороны селитебной зоны должна предусматриваться полоса древесно-кустарниковых насаждений шириной не менее 30 м, а при ширине зоны от 50 до 100 м - полоса шириной не менее 10 м.

3. СХЕМЫ ГЕНЕРАЛЬНЫХ ПЛАНОВ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ

ЗОН СЕЛЬСКИХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ И ГЕНЕРАЛЬНЫЕ ПЛАНЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

3.1. При разработке схем генеральных планов производственных зон сельских населенных пунктов и генеральных планов сельскохозяйственных предприятий следует предусматривать:

а) планировочную увязку с селитебной зоной;

б) экономически целесообразное кооперирование сельскохозяйст­вен­ных и промышленных предприятий на одном земельном участке и организацию общих объектов подсобного и обслуживающего назначения;

в) размещение предприятий, зданий и сооружений, соблюдая соответствующие минимальные расстояния между ними;

г) выполнение комплексных технологических и инженерно-технических требований и создание единого архитектурного ансамбля с учетом природно-климатических, геологических и других местных условий;

д) мероприятия по охране окружающей среды от загрязнения производственными выбросами и стоками;

е) возможность расширения производственной зоны сельскохозяйст­вен­ных предприятий;

ж) осуществление строительных и монтажных работ индустриальными методами;

и) возможность строительства и ввода сельскохозяйственных предприятий в эксплуатацию пусковыми комплексами или очередями;

к) восстановление (рекультивацию) земель, нарушенных при строительстве, и нанесение снимаемого плодородного слоя почвы на малопродуктивные земли;

л) технико-экономическую эффективность планировочных решений.

3.2. При разработке схем генеральных планов реконструируемых производственных зон сельских населенных пунктов и генеральных планов реконструируемых сельскохозяйственных предприятий следует предусматривать:

а) концентрацию производственных объектов на одном земельном участке;

б) планировку и застройку производственных зон с выявлением земельных участков для расширения реконструируемых и размещения новых сельскохозяйственных предприятий;

в) ликвидацию малодеятельных подъездных путей и дорог;

г) ликвидацию мелких и устаревших предприятий и объектов, не имеющих земельных участков для дальнейшего развития, а также предприятий и объектов, в которых миновала надобность, или оказывающих отрицательное влияние на селитебную зону, соседние предприятия и окружающую среду;

д) обязательную рекультивацию земельных участков ликвидируемых предприятий и объектов;

е) улучшение благоустройства производственных территорий и санитарно-защитных зон, повышение архитектурного уровня застройки;

ж) организацию площадок для стоянки автомобильного транспорта;

и) технико-экономическую эффективность планировочных решений.

3.3. Для реконструируемых сельскохозяйственных предприятий, выделяющих производственные вредности, необходимо предусматривать внедрение более совершенной технологии производства, применение более эффективных средств и установок по улавливанию и утилизации производственных выбросов.

3.4. Территории производственных зон, как правило, не должны разделяться на обособленные участки железными или автомобильными дорогами общей сети, а также реками.

На обособленных земельных участках производственных зон сельских населенных пунктов следует размещать предприятия и объекты, санитарно-защитные зоны которых свыше 500 м.

3.5. Животноводческие, птицеводческие и звероводческие фермы, ветеринарные учреждения и предприятия по производству молока, мяса и яиц на промышленной основе следует располагать с подветренной стороны по отношению к другим сельскохозяйственным объектам и селитебной зоне.

Склады минеральных удобрений и химических средств защиты растений следует располагать с подветренной стороны по отношению к жилым, общественным и производственным зданиям.

3.6. Сельскохозяйственные предприятия, здания и сооружения, размещаемые в производственных зонах сельских населенных пунктов, следует объединять в соответствии с особенностями производственных процессов, одинаковых для данных объектов, санитарных, зооветеринарных и противопожарных требований, грузооборота, видов обслуживающего транспорта, потребления воды, пара, электроэнергии, с учетом очередности строительства, организуя при этом участки:

а) площадок предприятий;

б) общих объектов подсобных производств;

в) складов.

3.7. Площадки сельскохозяйственных предприятий должны разделяться на следующие функциональные площадки:

а) производственную;

б) хранения и подготовки сырья (кормов);

в) хранения и переработки отходов производства.

Деление на указанные площадки допускается уточнять с учетом конкретных условий строительства.

3.8. Главный проходной пункт площадки сельскохозяйственных предприятий надлежит предусматривать со стороны основного подхода или подъезда.

При устройстве нескольких проходных пунктов их следует располагать на расстоянии не более 1,5 км друг от друга, с учетом остановок общественного пассажирского транспорта.

3.9. Перед проходными пунктами следует предусматривать площадки из расчета 0,15 м 2 на 1 работающего (в наибольшую смену), пользующегося этим пунктом.

Примечание. Площадки при главных проходных пунктах должны быть оформлены цветочнымгазонами, светильниками и другими малыми архитектурными формами.

3.10. Площадки для стоянки автотранспорта, принадлежащего гражданам, следует предусматривать: на первую очередь - 2 автомобиля, на расчетный срок - 7 автомобилей на 100 работающих в двух смежных сменах. Размеры земельных участков указанных площадок следует принимать из расчета 25 м 2 на 1 автомобиль.

3.11. Планировочные решения и ориентация зданий и сооружений сельскохозяйственных предприятий должны приниматься в соответствии с нормами технологического проектирования.

3.12. Здания с продольными аэрационными фонарями и здания с проемами в стенах, используемыми для аэрации помещения, следует ориентировать продольной осью перпендикулярно или под углом не менее 45° к преобладающему направлению ветров в летний период.

3.13. В районах со снеговым покровом более 50 см за зиму необходимо предусматривать сквозное проветривание площадок предприятий. Для этого проезды, продольные оси крупных зданий, сооружений и фонари (кроме аэрационных) следует располагать параллельно или под углом не более 45 ° к преобладающему направлению ветров в зимний период.

3.14. Ветеринарные учреждения (за исключением ветсанпропуск­ников), котельные, навозохранилища открытого типа следует размещать с подветренной стороны по отношению к животноводческим, птицевод­чес­ким и звероводческим зданиям и сооружениям.

3.15. Теплицы и парники следует располагать, как правило, наюжных или юго-восточных склонах, с наивысшим уровнем грунтовых вод не менее 1,5 м от поверхности земли.

При планировке земельных участков теплиц и парников необходимо соблюдать следующие требования:

основные сооружения должны группироваться по их функциональ­ному назначению (теплицы, парники, площадки с обогреваемым грунтом); при этом должна предусматриваться система проездов и проходов, обеспечивающая необходимые условия для механизации трудоемких процессов;

при отсутствии естественной защиты теплиц и парников от зимних ветров следует предусматривать устройство снего- и ветрозащитных полос.

3.16. Склады и хранилища сельскохозяйственной продукции следует располагать на хорошо проветриваемых земельных участках с наивысшим уровнем грунтовых вод не менее 1,5 м от поверхности земли.

3.17. Здания и сооружения с производствами категорий А, Б и В, а также склады минеральных удобрений и химических средств защиты растений следует располагать с подветренной стороны (по среднегодовой розе ветров) по отношению к другим производственным зданиям и сооружениям.

Примечание. При проектировании животноводческих, птицеводческих и звероводческих предприятий размещение кормоцехов и складов грубых кормов следует принимать по соответствующим нормам технологичес­кого проектирования.

3.18. Здания и сооружения должны быть простой формы, обеспе­чи­ва­ю­щей возможность широкого применения индустриальных методов строительства.

3.19. Здания, образующие полузамкнутые дворы, допускается применять в тех случаях, когда другие планировочные решения не могут быть приняты по условиям технологии.

Полузамкнутые дворы следует располагать длинной стороной параллельно преобладающему направлению ветров или с отклонением не более 45 °, при этом открытая сторона двора зданий П - образной формы должна быть обращена на наветренную сторону ветров преобладающего направления.

Ширина полузамкнутого двора должна быть не менее 12 м.

Примечания: 1. Полузамкнутым считается двор, образованный тремя примыкающими друг к другу зданиями и имеющий отношение глубины к ширине более единицы.

2. Здания в два этажа и более, образующие полузамкнутый двор с отношением глубины двора к ширине более 3, а также при возможности скопления во дворе вредных веществ в количестве, превышающем допускаемую нормативную концентрацию, должны иметь открытый проем шириной не менее 4 м и высотой не менее 4,5 м, расположенный против незастроенной стороны двора.

3. В Северной строительно-климатической зоне открытая сторона полузамкнутого двора должна быть обращена на подветренную сторону ветров преобладающего направления, придругой ориентации двора перед его открытой частью необходимо располагать здания или ограждения.

3.20. Здания, образующие замкнутые со всех сторон дворы, допускается применять только при наличии технологических и планировочных обоснований с соблюдением следующих условий:

а) ширина двора должна быть не менее наибольшей высоты образующей двор частей здания, но не менее 18 м;

б) с двух противоположных сторон двора должны предусматриваться открытые проезды шириной не менее 4 м и высотой не менее 4,5 м.

3.21. В замкнутых и полузамкнутых дворах предусматривать пристройки к зданиям, а также размещать отдельно стоящие здания или сооружения, как правило, не допускается.

Примечание. В исключительных случаях, при соответствующих обоснованиях, допускается устраивать в указанных дворах пристройки с производствами, не выделяющими вредности, и при условии, что они будут занимать не более 25 % длины стены, а ширина двора в месте пристройки будет не менее наибольшей высоты противостоящего здания, но не менее противопожарного расстояния.

3.22. Производственные и вспомогательные здания сельскохозяйст­вен­ных предприятий следует объединять, соблюдая технологические, строительные и санитарные нормы при технико-экономическом обосновании такого объединения.

Трансформаторные подстанции и распределительные пункты напряжением 6-10 кВ, вентиляционные камеры и установки, насосные по перекачке негорючих жидкостей и газов, промежуточные расходные склады, кроме складов легковоспламеняющихся и горючих жидкостей и газов, следует проектировать, как правило, встроенными в производственные здания или пристроенными к ним.

3.23. Разбивочные оси противостоящих зданий, располагаемых на площадке предприятия, как правило,должны совпадать.

3.24. Пожарные депо надлежит располагать на отдельных участках с выездами на дороги общей сети, при этом выезды из пожарных депо не должны пересекать скотопрогонов.

Пожарное депо, как правило, должно обслуживать производственную и селитебную зоны сельского населенного пункта.

Место расположения пожарного депо следует выбирать из расчета радиуса обслуживания: предприятий с преобладающими в них производствами категорий А, Б и В - 2 км и Г и Д - 4 км, а селитебной зоны населенного пункта - 3 км.

Примечание. В случае превышения указанного радиуса на площадках сельскохозяйственных предприятий необходимо предусматривать пожарный пост на 1 автомобиль. Пожарный пост допускается встраивать в производственные или вспомогательные здания.

3.25. Размеры земельных участков пожарных депо и постов следует принимать в соответствии со строительными нормами и правилами по проектированию генеральных планов промышленных предприятий.

4. ВЪЕЗДЫ, ПРОЕЗДЫ И РАССТОЯНИЯ

МЕЖДУ ЗДАНИЯМИ И СООРУЖЕНИЯМИ

4.1. Внешние грузовые и пассажирские транспортные связи производственной зоны следует предусматривать в соответствии с проектом районной планировки и генеральным планом населенного пункта.

Сеть дорог должна обеспечивать транспортные связи со всеми сельскохозяйственными предприятиями и селитебной зоной.

4.2. Выбор видов транспорта следует производить на основе технико-экономических обоснований, предпочитая, как правило, безрельсовый транспорт.

4.3. Железнодорожные подъездные пути предприятий размещать в пределах селитебной зоны сельских населенных пунктов не допускается.

Расстояния от зданий и сооружений сельскохозяйственных предпри­ятий до оси железнодорожного пути общей сети должны приниматься по соответствующим нормам технологического проектирования, но не менее:

40 м - от зданий и соружений II степени огнестойкости

50 м - « « « III « «

60 м - « « « IV-V « «

4.4. Пересечение на площадках сельскохозяйственных предприятий транспортных потоков готовой продукции, кормов и навоза не допускается.

4.5. Площадки сельскохозяйственных предприятий размером более 5 га должны иметь не менее двух въездов, расстояние между которыми по периметру ограждения должно быть не более 1500 м.

4.6. Расстояния от рабочих мест на открытом воздухе или в отапливаемых помещениях до санитарно-бытовых помещений (за исключением уборных) не должны превышать 500 м, а в Северной строительно-климатической зоне - 300 м.

При доставке рабочих от санитарно-бытовых помещений к месту работы и обратно транспортом расстояния от рабочих мест до указанных помещений не нормируются.

4.7. Гирину проездов на площадках сельскохозяйственных предприятий надлежит принимать из условий наиболее компактного размещения транспортных и пешеходных путей, инженерных сетей, полос озеленения с учетом возможной снегозаносимости дорог, но не менее противопожарных, санитарных и зооветеринарных расстояний между противостоящими зданиями и сооружениями.

4.8. Автомобильные дороги и тротуары сельскохозяйственных предприятий следует проектировать в соответствии со строительными нормами и правилами по проектированию авмомобильных дорог.

4.9. Ширину ворот для въездов на площадки сельскохозяйственных предприятий надлежит принимать на 1,5 м более ширины принятых для этих предприятий типов автомобилей или сельскохозяйственных машин, но не менее 4,5 м, а ширину ворот для железнодорожных въездов принимать: для колеи 1520 мм - по ГОСТ 9238-73, для колеи 750 мм - по ГОСТ 9720-76.

4.10. Расстояния то зданий и сооружений до оси внутриплощадочных железнодорожных путей следует принимать по табл. 1.

Таблица 1

Здания и сооружения

Расстояние, м

Колея 1520 мм

Колея 750 мм

1. Наружные грани стен или высту­па­ю­щих частей здания - пилястр, контр­фор­сов, тамбуров, лестниц и т.п.:

а) при отсутствии выходов из зданий

б) при наличии выходов из зданий

в) при наличии выходов из зданий и устройстве оградительных барьеров (длиной не менее 10 м), располо­жен­ных между выходами из зданий и железнодорожными путями парал­лель­но стенам зданий

2. Отдельно стоящие колонны, бун­ке­ра, эстакады и т.п.; погрузочные со­о­ру­жения, платформы, рампы, тарные хра­ни­лища, сливные устройства, ссып­ные пункты и т.п.

По габариту приближения строений к железнодорожным путям (ГОСТ 9238-73 и ГОСТ 9720-76)

3. Ограждения, опоры путепроводов, контактной сети, воздушных линий связи и СЦБ, воздушные трубо­п­ро­воды

4. То же, в условиях реконструкции на перегонах

5. То же, в условиях реконструкции на станциях

6. Склад круглого леса емкостью менее 10 000 м 3

Примечание. Внешние ограждения площадок предприятий, для которых требуется специальная охрана, следует размещать на расстоянии не менее 6 м от оси железнодорожных путей

4.11. Вводы железнодорожных путей в здания сельскохозяйственных предприятий, как правило, должны быть тупиковыми. Сквозные железнодорожные вводы допускаются только при соответствующих обоснованиях.

При вводе железнодорожных путей в здания необходимо предусматривать перед воротами прямой горизонтальный участок длиной не менее длины наиболее длинного вагона или локомотива. В условиях реконструкции сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений длину этого участка допускается уменьшать до 2 м, предусматривая в необходимых случаях уширение ворот здания с учетом обеспечения габарита приближения строения.

4.12. При применении канатных подвесных дорог расстояния от габаритов подвижного состава канатной дороги до зданий, сооружений, планировочных отметок территории следует принимать в соответствии со строительными нормами и правилами по проектированию промышленного транспорта.

4.13. Расстояния от зданий и сооружений до края проезжей части автомобильных дорог следует принимать по табл. 2.

Таблица 2

Здания и сооружения

Расстояние, м

1. Наружные грани стен зданий:

а) при отсутствии въезда в здание и при длине здания до 20 м

б) тоже, более 20 м

в) при наличии въезда в здание для электрокар, автокар, автопогрузчиков и двухосных автомобилей

г) при наличии въезда в здание трехосных автомобилей

2. Ограждения площадок предприятия

3. Ограждения опор эстакад, осветительных столбов, мачт и других сооружений

4. Ограждения охраняемой части предприятия

5. Оси параллельно расположенных путей колеи 1520 мм

4.14. К зданиям и сооружениям по всей их длине должен быть обеспечен свободный подъезд пожарных автомобилей: с одной стороны здания или сооружения - при ширине их до 18 м и с двух сторон - при ширине более 18 м.

Расстояние от края проезжей части дорог или спланированной поверхности, обеспечивающей подъезд пожарных машин, до зданий или сооружений должно быть не более 25 м.

4.15. К водоемам, являющимся источниками противопожарного водоснабжения, а также к градирням, брызгальным бассейнам и другим сооружениям, вода из которых может быть использована для тушения пожара, надлежит предусматривать подъезды с площадками для разворота автомобилей.

4.16. Расстояния между зданиями и сооружениями сельскохозяйст­венных предприятий в зависимости от степени их огнестойкости следует принимать по табл. 3 и 4.

Таблица 3

Степень огнестой­кости зда­ний или

Расстояния, м, при степени огнестойкости зданий или сооружений

сооружений

Не нормируются для зданий и соору­же­ний с производствами кате­го­рии Г и Д; 9 - для зданий и сооружений с производствами кате­горий А, Б и В (см. примеч.4)

Примечания: 1. Расстояния между зданиями и сооружениями, приведенные в табл. 3, принимаются в свету между наружными стенами или конструкциями. При наличии выступающих конструкций зданий или сооружений более чем на 1 м и выполненных из сгораемых материалов наименьшим расстоянием считается расстояние между этими конструкциями.

2.Расстояния между зданиями и сооружениями не нормируются:

а) если суммарная площадь полов зданий или сооружений III-IV-V степени огнестойкости не превышает нормируемой площади полов одного здания, допускаемой между противопожарными стенами; при этом нормируемая площадь принимается по наиболее пожароопасному производству и низшей степени огнестойкости зданий и сооружений;

б) если стена более высокого здания или сооружения, выходящая в сторону другого здания, удовлетворяет требованиям, предъявляемым к ней, как к противопожарной стене по пределу огнестойкости;

в) если здания и сооружения III степени огнестойкости независимо от пожарной опасности размещаемых в них производств имеют противостоящие глухие стены или стены с проемами, заполненными стеклоблоками или армированным стеклом с пределом огнестойкости не менее 0,75 ч.

3. Расстояния, приведенные в табл. 3. От зданий и сооружений любой степени огнестойкости до зданий и сооружений IV и V степени в местностях СССР, находящихся за Северным полярным кругом, на береговой полосе Берингова пролива, Берингова и Охотского морей, Татарского пролива, на полуострове Камчатка, на острове Сахалин, на Курильских и Командорских островах, увиличиваются на 25 %. Ширина береговой полосы принимается равной 100 км, но не далее чем до ближайшего горного хребта.

4. Указанное в таблице расстояние для зданий и сооружений II степени огнестойкости с производствами категорий А, Б и В уменьшается с 9 до 6 м при соблюдении одного из следующих условий: если здания и сооружения оборудуются стационарными автоматическими системами пожаротушения; если здания и сооружения оборудуются автоматической пожарной сигнализацией; если удельная загрузка горючими веществами в зданиях менее или равна 10 кг на 1 м 2 площади этажа.

5. Расстояние от зданий и сооружений предприятий (независимо от степени их огнестойкости) до границ лесного массива хвойных пород следует принимать равным 50 м, лиственных пород - 20 м.

Таблица 4

Емкость складов

Расстояние, м

при степени

огнестойкости

зданий и сооружений

1 Открытого хранения сена, соломы, льна, конопли, необ­мо­лоченного хлеба, хлопка

Не нормиру­ется

2. Открытого хранения табач­но­го и чайного листа, коконов

Примечания: 1. При складировании материалов под навесами расстояния, указанные в табл. 4, могут быть уменьшены в два раза.

2. Расстояния, указанные в табл. 4, следует определять от границы площадей, предназначенных для размещения (складирования) указанных материалов.

3. Расстояния от складов указанного в табл. 4 назначения до зданий и сооружений с производствами категорий А, Б и Г увеличиваются на 25 %.

4. Расстояния от складов, указанных в табл.4, до складов других сгораемых материалов следует принимать как до сданий или сооружений IV-V степени огнестойкости.

5. Расстояния от указанных в табл. 4 складов открытого хранения до границ леса следует принимать не менее 100 м.

6. Расстояния от складов, не указанных в табл. 4, следует принимать в соответствии со строительными нормами и правилами по проектированию генеральных планов промышленных предприятий.

4.17. Расстояния между зданиями, освещаемыми через оконные проемы, должно быть не менее наибольшей высоты (до верха карниза) противостоящих зданий.

5. ИНЖЕНЕРНАЯ ПОДГОТОВКА И БЛАГОУСТРОЙСТВО

5.1. Мероприятия по инженерной подготовке площадок сельско­хозяйственных предприятий следует устанавливать в зависимости от их инженерно-геологических условий, а также объемно-планировочных решений зданий и сооружений, размещаемых на площадке.

5.2. При назначении проектных отметок площадок сельскохо­зяйст­вен­ных предприятий, зданий и сооружений следует предусматривать максимальное сохранение рельефа и существующих зеленых насаждений, минимальную разность между объемами выемок и насыпей, сбор и отвод атмосферных вод с площадки предприятия.

5.3. Сплошную вертикальную планировку допускается применять при плотности застройки более 25 %.

В остальных случаях следует предусматривать выборочную вертикальную планировку и выполнение планировочных работ только на участках, где расположены здания или сооружения.

Выборочную вертикальную планировку следует предусматривать также при наличии скальных грунтов, при необходимости сохранения леса или зеленых насаждений, а также при наличии неблагоприятных гидрогеологических условий.

5.4. Уколны площадки предприятия должны приниматься не менее 0,003 и не более: для грунтов глинистых - 0,05, песчаных - 0,03 и легко размываемых (лесс, мелкие пески) - 0,01.

5.5. Уклоны выгульных площадок для животных должны приниматься не менее 0,02 и не более 0,06.

5.6. Уровень чистого пола первого этажа в зданиях и сооружениях должен быть, как правило, на 15 см выше планировочной отметки примыкающей площадки.

5.7. Отметка пола подвальных или иных заглубленных зданий или сооружений должна быть выше уровня грунтовых вод не менее чем на 0,5 м. При необходимости устройства указанных помещений с отметкой пола ниже уровня грунтовых вод следует предусматривать гидроизоляцию помещений или понижение уровня грунтовых вод, при этом необходимо учитывать возможность подъема уровня грунтовых вод в период эксплуатации предприятия.

5.8. Отметка верха головки рельса железнодорожного пути, вводимого в здание, должна быть на уровне отметки чистого пола здания.

5.9. Отвод поверхностных вод следует осуществлять со всего бассейна стока в соответствии со строительными нормами и правилами по проектированию наружных сетей и сооружений канализации и правил по охране поверхностных вод от загрязнения сточными водами.

5.10. На участках, свободных от застройки и покрытий, а также по периметру площадки предприятия следует предусматривать озеленение. Площадь участков, предназначенных для озеленения, должна составлять не менее 15 % площади сельскохозяйственных предприятий, а также при плотности застройки более 50 % - не менее 10 %.

5.11. Для насаждений на площадках сельскохозяйственных предприятий и в санитарно-защитных зонах следует подбирать местные виды растений с учетом их санитарно-защитных и декоративных свойств и устойчивости к воздействию производственных выбросов.

Примечания: 1. В зоне размещения зданий, требующих повышенной чистоты воздуха, а также у мест воздухозабора запрещается применять для посадки древесные насаждения, выделяющие при цветении хлопья, волокнистые и опущенные семена.

2. Производственные объекты, требующие защиты от шума, необходимо ограждать древесно-кустарниковыми насаждениями с густой листвой, включая в эти насаждения деревья хвойных пород.

3. В пределах противопожарных расстояний посадка деревьев хвойных пород не допускается.

5.12. Предприятия, расположенные в районах с ветрами со средней скоростью в течение трех месяцев более 10 м/с, должны быть защищены со стороны ветров преобладающего направления полосой древесных насаждений шириной не менее 30 м.

5.13. Расстояния от зданий и сооружений до оси деревьев и кустарников следует принимать по табл. 5.

Таблица 5

Здания и сооружения

Расстояние, м

кустар­ника

Наружные стены зданий и сооружений

Край тротуаров и дорожек

Край кромок укрепленных полос обочин дорог или бровок канав

Мачты и опоры осветительной сети, колонны, галереи и эстакады

Подошвы откосов, террасы и др.

Подошвы или внутренние грани подпорных стенок

Подземные сети:

газопроводов, канализации

теплопроводов (от стенок канала) и тру­боп­ро­во­дов тепловых сетей при бесканальной прок­лад­ке водопроводов, дренажей

силовых кабелей и кабелей связи

Примечание. Расстояния от воздушных электросетей до деревьев следует принимать в соответствии с правилами устройства электроустановок (ПУЭ).

5.14. Ширину полос зеленых насаждений следует принимать не менее указанной в табл.6.

Таблица 6

Ширина полосы, м

1. Газон с рядовой посадкой деревьев или деревьев в одном ряду с кустарниками:

а) однорядная посадка

б) двухрядная посадка

2. Газон с однорядной посадкой кустарников высотой, м:

а) свыше 1,8

б) свыше 1,2 до 1,8

3. Газон с групповой или куртинной посадкой деревьев

4. То же, кустарников

5.15. На сельскохозяйственных предприятиях необходимо предус­мат­ривать открытые благоустроенные площадки для отдыха трудящихся из расчета 1 м 2 на одного работающего в наиболее многочисленную смену.

5.16. На площадках сельскохозяйственных предприятий необходимо предусматривать снятие плодородного слоя почвы в местах, где он может быть нарушен, загрязнен, подтоплен или затоплен при производстве строительных работ. Места и условия временного хранения, а также порядок использования снятого плодородного слоя почвы определяются органами, предоставляющими в пользование земельные участки.

5.17. Ограждение площадок животноводческих, птицеводческих и звероводческих предприятий следует предусматривать в соответствии с указаниями по проектированию ограждений площадок и участков предприятий, зданий и сооружений.

6. РАЗМЕЩЕНИЕ ИНЖЕНЕРНЫХ СЕТЕЙ

6.1. Инженерные сети на площадках сельскохозяйственных предприятий и производственных зон надлежит проектировать как единую систему инженерных коммуникаций, предусматривая, как правило, их совмещенную прокладку.

6.2. При проектировании инженерных сетей надлежит соблюдать требования соответствующих строительных норм и правил, относящих­ся к разрабатываемым проектам инженерных сетей.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПОКАЗАТЕЛИ МИНИМАЛЬНОЙ ПЛОТНОСТИ ЗАСТРОЙКИ ПЛОЩАДОК СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Предприятия

Минимальная плотность

застройки, %

1. КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА

А. Молочные при привязном содержании коров

Количество коров в стаде 50-60 %

1. На 400 коров

2. На 800 коров

Количество коров в стаде 90 %

3. На 400 коров

4. На 800 и 1200 коров

Б. Молочные при беспривязном содержании коров

Количество коров в стаде 50,60 и 90 %

5. На 800 коров

6. На 1200 коров

7. На 2000 коров

В. Мясные и мясные репродукторные

8. На 800 и 1200 коров

Г. Доращивания и откорма молодняка

9. На 6000 и 12 000 скотомест

Д. Выращивание телят, доращивания и откорма молодняка

10. На 3000 скотомест

11. На 6000 и 12 000 скотомест

Е. Откорма крупного рогатого скота

12. На 1000 скотомест

13. На 2000 скотомест

14. На 3000 скотомест

15. На 6000 скотомест

16. На 12 000 скотомест

Ж. Откомочные площадки

17. На 2 000 скотомест

18. На 4 000 скотомест

19. На 10 000 скотомест

20. На 20 000 скотомест

21. На 30 000 скотомест

* Над чертой приведены показатели для зданий без чердаков, под чертой - с используемыми чердаками.

** Над чертой приведены показатели при хранении грубых кормов и подстилки под навесами, под чертой - при хранении в скирдах.

И. Племенные

Молочные

22. На 400 коров

23. На 800 коров

Мясные

24. На 400, 600 и 800 коров

Выращивания ремонтных телок

25. На 1000 и 2000 скотомест

26. На 3000 скотомест

27. На 6000 скотомест

Буйволоводческие

28. До 400 буйволиц

II. СВИНОВОДЧЕСКИЕ

А. Товарные

Репродукторные

29. На 4000 голов

30. На 8000 голов

31. На 12 000 и 24 000 голов

32. На 54 000 и 108 000 голов

Откормочные

33. На 6000, 12 000 и 24 000 голов

С законченным производственным циклом

34. На 2000 голов

35. На 4000 голов

36. На 6000 и 12 000 голов

37. На 24 000 голов

38. На 54 000 голов

39. На 108 000 голов

Б. Племенные

40. На 100 маток

41. На 200 маток

42. На 300, 400 и 600 маток

III. ОВЦЕВОДЧЕСКИЕ

А. Размещаемые на одной площадке

Шерстные, шерстно-мясные, мясо-сальные

43. На 2500 маток

44. На 5000 маток

45. На 10 000 маток

46. На 4000 голов ремонтного молодняка

Мясо-шерстные

47. На 2500 маток

* Над чертой приведены показатели для широкогабаритных зданий, под чертой - для зданий павильонного типа.

48. На 5000 маток (с использованием долголетних культурных пастбищ)

49. На 2500 голов ремонтного молодняка

Шубные

50. На 1200 маток

51. На 4800 маток

Откормочные

52. На 2500 голов

53. На 5000 голов

54. На 10 000 голов

55. На 20 000 голов

56. На 30 000 голов

Откормочные площадки для получения каракульчи

57. На 5000 голов

58. На 10 000 голов

59. На 20 000 голов

Б. Размещаемые на нескольких площадках

а) Шерстно-мясные на 5, 10 и 15 тыс. голов

60. 1600, 3200 маток

61. 4000 голов молодняка

62. 2800 голов молодняка и 1200 валухов

63. 1200 валухов

б) Шерстяные и шерстяно-мясные (тонкорунные) на 5, 10 и 15 тыс. голов

Количество овец на одной площадке:

64. 2400 маток

65. 4800 маток

66. 2400 голов ремонтного молодняка

в) Площадки для общефермских объектов обслуживающего назначения

67. На 5000 голов

68. На 10 000 голов

69. На 15 000 голов

В. С законченным оборотом стада

Мясо-шерстные

70. На 2500 голов

Мясо-шерстно-молочные

71. На 2000 и 4000 голов

Шубные

72. На 1600 голов

73. На 2400 маток и 15 000 голов откорма

74. На 5000 маток и 20 000 голов откорма

IV. КОЗОВОДЧЕСКИЕ

А. Пуховые

75. На 2500 голов

76. На 3000 голов

Б. Шерстные

77. На 3600 голов

V. КОНЕВОДЧЕСКИЕ КУМЫСНЫЕ

78. На 50 кобылиц

79. На 100 кобылиц

80. На 150 кобылиц

VI. ПТИЦЕВОДЧЕСКИЕ

А. Яичного направления

81. На 200 тыс. кур-несушек

82. На 300 тыс. кур-несушек

83. На 400 тыс. кур-несушек:

зона промстада

зона ремонтного молодняка

зона родительского стада

зона инкубатория

84. На 600 тыс. кур-несушек:

зона промстада

зона ремонтного молодняка

зона родительского стада

зона инкубатория

Б. Мясного направления

Бройлерные

85. На 3 и 6 млн. бройлеров:

86. На 10 млн. бройлеров:

зона промстада

зона родительского стада

зона ремонтного молодняка

зона инкубатория

зона убоя

Утиные

87. На 65 тыс. утят

88. На 125 тыс. утят

89. На 250 тыс. утят

90. На 500 тыс. утят

91. На 1 млн. утят

* Над чертой приведены показатели для многоэтажных зданий, под чертой - для одноэтажных.

Индейководческие

92. На 250 тыс. индюшат

93. На 500 тыс. индюшат

В. Племенные

Яичного направления

94. Племзавод на 50 тыс. кур:

зона взрослой птицы

зона ремонтного молодняка

95. Племзавод на 100 тыс. кур:

зона взрослой птицы

зона ремонтного молодняка

зона взрослой птицы

зона ремонтного молодняка

Мясного направления

97. Племзавод на 50 тыс. кур:

зона взрослой птицы

зона ремонтного молодняка

98. Племзавод на 100 тыс. кур:

зона взрослой птицы

зона ремонтного молодняка

96. Племрепродуктор на 100 тыс. кур:

зона взрослой птицы

зона ремонтного молодняка

VII. ЗВЕРОВОДЧЕСКИЕ И КРОЛИКОВОДЧЕСКИЕ

100. Звероводческие

101. Кролиководческие

VIII. ТЕПЛИЧНЫЕ

А. Многолетние теплицы общей площадью

104. 18, 24 и 30 га

Б. Однопролетные (ангарные) теплицы

106. Общей площадью до 5 га

IX. ПО РЕМОНТУ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ

А. Центральные ремонтные мастерские для хозяйств с парком

107. На 25 тракторов

108. На 50 и 75 тракторов

109. На 100 тракторов

110. На 150 и 200 тракторов

Б. Пункты технического обслуживания бригады или отделения хозяйств с парком

111. На 10, 20 и 30 тракторов

112. На 40 и более тракторов

X ПРОЧИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

113. По переработке или хранению сельскохозяйст­вен­ной продукции

114. Комбикормовые - для совхозов и колхозов

115. По хранению семян и зерна

Приложение

Минимальную плотность застройки допускается (при наличии соответствующих технико-экономических обоснований) уменьшать, но не более чем на 1/10 установленных настоящим приложением, при строительстве сельскохозяйственных предприятий на площадке с уклоном свыше 3 %, просадочных грунтах и в сложных инженерно-геологических условиях

Плотность застройки площадок сельскохозяйственных предприятий определяется в процентах как отношение площади застройки предприятия к общему размеру площадки предприятия.

Подсчет площадей, занимаемых зданиями и сооружениями, производится по внешнему контуру их наружных стен на уровне планировочных отметок земли, без учета ширины отмосток.

В площадь застройки предприятия должны включаться площади, занятые зданиями и сооружениями всех видов, включая навесы, открытые технологические, санитарно-технические и другие установки, эстакады и галереи, площадки погрузочно-разгрузочных устройств, подземные сооружения (резервуары, погреба, убежища, тоннели, проходные каналы инженерных коммуникаций, над которыми не могут быть размещены здания и сооружения), а также выгулы для животных, птиц и зверей, площадки для стоянки автомобилей, сельскохо­зяй­ствен­ных машин и механизмов, открытые склады различного назначения; при условии, что размеры и оборудование выгулов, площадок для стоянки автомобилей и складов открытого хранения принимаются по нормам технологического проектирования.

В площадь застройки также должны включаться резервные площади на площадке предприятия, указанные в задании на проектирование для размещения на них зданий и сооружений второй очереди строительства (в пределах габаритов указанных зданий и сооружений).

При подсчете площадей, занимаемых галереями и эстакадами, в площадь застройки включается проекция на горизонтальную плоскость только тех участков указанных объектов, под которыми по габаритам не могут быть размещены другие здания или сооружения, а для остальных надземных участков учитывается только площадь, занимаемая конструкциями опор на уровне планировочных отметок земли.

В площадь застройки не должны включаться площади, занятые отмостками вокруг зданий и сооружений, тротуарами, автомобильными и железными дорогами, временными зданиями и сооружениями, открытыми спортивными площадками, площадками для отдыха трудящихся, зелеными насаждениями, открытыми площадками для транспортных средств, принадлежащих гражданам, открытыми водоотводными и другими каналами, подпорными стенками, подземными сооружениями или частями их, над которыми могут быть размещены другие здания и сооружения.

2. Размещение производственных зон и предприятий

3. Схемы генеральных планов производственных зон сельских населенных пунктов и генеральные планы сельскохозяйственных предприятий

4. Въезды, проезды и расстояния между зданиями и сооружениями

5. Инженерная подготовка и благоустройство

6. Размещение инженерных сетей

Приложение. Показатели минимальной плотности застройки площадок сельскохозяйственных предприятий

Приложение № 3

к постановлению Госстроя СССР

ИЗМЕНЕНИЕ СНиП II-97-76 «Генеральные планы сельскохозяйст­вен­ных предприятий»

Постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 11 января 1985 г. № 3 срок введения в действие установлен с 1 июля 1985 г.

Пункт 2.14 изложить в новой редакции:

«2.14. Порядок согласования размещения сельскохозяйственных предприятий, зданий, сооружений, других объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов или создавать помехи нормальной работы радиотехнических средств аэродромов, следует принимать в соответствии со СНиП II-60-75».

Постановление Госстроя СССР

№-61 от 13.07.90

Ввод изменения в действие с 01.09.90

Изменение и дополнение № 2 СНиП II-97-76 «Генеральные планы сельскохозяйственных предприятий»

1. Из текста пункта 2.13 исключить слова: «складов взрывчатых веществ».

2. Дополнить пункт 2.13 абзацем вторым следующего содержания:

«Размещение сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений возле объектов по изготовлению и хранению веществ, материалов и изделий на их основе должно осуществляться с учетом границ запретных (опасных) зон и районов, определяемых по специальным нормативным документам, утвержденным в установленном порядке, и по согласованию с органами государственного надзора, министерствами и ведомствами, в ведении которых находится указанные объекты».

Земляное полотно на подходах к большим железнодорожным мостам должно быть уширено на 0,5 м в каждую сторону на протяжении 10 м от задней грани устоев, а на последующих 15 м постепенно сведено до нормативной ширины.

3.4. Поперечное очертание верха однопутного земляного полотна (сливной призмы) из недренирующих грунтов следует п Р оекти Р°" вать в виде трапеции шириной 2,3 м, высотой 0,15 м и с основанием, равным ширине земляного полотна, а поперечное очертание верха земляного полотна, сооружаемого сразу под два пути, - в виде треугольника высотой 0,2 м с основанием, равным ширине земляного полотна.

Верх земляного полотна второго пути из недренирующих грунтов следует проектировать односкатным с поперечным уклоном от существующего полотна, равным 0,04 для выемок и 0,02 для насыпей.

Верх однопутного и двухпутного земляного полотна из скальных, крупнообломочных и дренирующих грунтов следует проектировать горизонтальным.

При проектировании земляного полотна второго пути из недренирующих грунтов следует предусматривать меры, обеспечивающие надежный отвод поверхностных вод с существующего земляного полотна путем отсыпки верхнего слоя земляного полотна второго пути (выше отметки бровки существующего пути) дренирующими грунтами или посредством других конструктивных решений, согласованных с заказчиком.

При уширении существующего земляного

Таблица 9

подъездного

Ширина земляного полотна на прямых участках пути, м, при использовании грунтов

глинистых и недренирующих песков мелких и пылеватых

скальных крупнообломочных и песчаных дренирующих

Примечания: 1. Ширину выемок понизу при устройстве подпорных стен, а также выемок в устойчивых скальных породах (слабовыветривающихся при отсутствии падения пластов массива в сторону полотна) допускается уменьшать. При этом расстояние от оси крайнего пути до подпорных стен или откосов в уровне подошвы шпал следует определять в зависимости от намечаемых способов разработки выемки, но принимать не менее: на линиях I и II категории - 3,7 м в каждую сторону; на линиях III и IV категории и подъездных путях - 3,7 м в одну сторону и 3 м в другую.

В этих случаях через 300 м с каждой стороны пути следует проектировать камеры шириной б м, глубиной 2,5 м и высотой 2,8 м, располагаемые в шахматном порядке. В промежутках между камерами через 50 м с каждой стороны пути надлежит проектировать ниши шириной 3 м, глубиной 1 м к высотой 2 м.

2. Выемки глубиной более 6 м, располагаемые в скальных породах, а также располагаемые на крутых косогорах и на прижимах рек независимо от высоты откосов следует проектировать под два пути, если строительство второго пути намечается в ближайшие 15 лет.

3. На подъездных путях IV и V категории в случае применения щебеночного балласта (см. табл. 13, примеч. б) ширину земляного полотна следует принимать равной 6- 6,5 м.

4. Ширину земляного полотна насыпей, возводимых на слабых основаниях, и насыпей, возводимых с запасом на осадку, следует устанавливать с расчетом обеспечения требуемых размеров после полной осадки согласно табл. 9.

5. В Северной строительно-климатической зоне (определяется в главе СНиП по строительной климатологии и геофизике) на участках с просадочным основанием необходимо предусматривать уширение земляного полотна с учетом его осадки за счет возможного оттаивания вечномерзлых грунтов основания или подземного льда; величины осадок и уши-рения следует устанавливать расчетами.

6. Ширину земляного полотна при соответствующем технико-экономическом обосновании допускается принимать равной: для железнодорожных линий II категории в случае использования глинистых грунтов и недренирующих песков мелких и плеватых - 7 м; скальных, крупнообломочных и песчаных дренирующих грунтов- 6 м; для линий III категории - соответственно 6,5 и 5,8 м; для железнодорожных линий IV категории в случае использования глинистых и недреиирующих песчаных грунтов - 5,8 м.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР
ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА
(ГОССТРОЙ СССР)

СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА

СНиП III-39-76

Трамвайные пути

Утверждены
постановлением Государственного комитета
Совета Министров СССР
по делам строительства
от 27 апреля 1976 г. №57

Москва стройиздат 1977

Глава СНиП III-39-76 «Трамвайные пути» разработана Гипpокoммундopтpaнсом Минжилкомхоза РСФСР с участием проектной конторы Мосгортранспроект Мосгорисполкома, институтов Ленгипроинжпроект ГлавАПУ Ленгорисполкома и Киевпроект Киевгорисполкома.

С введением в действие этой главы утрачивает силу глава СНиП III-Д.4-62 «Трамвайные пути колеи 1524 мм. Правила организации строительства, производства работ и приемки в эксплуатацию».

Редакторы : инженеры В. И . Смирнов (Госстрой СССР) и С. С. Кибизов (Гипрокоммундортранс)

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 . Правила настоящей главы должны соблюдаться при производстве и приемке работ по строительству (реконструкции) трамвайных путей колеи 1524 (1521) мм на линиях обычного и скоростного трамвая.

1.2 . Строительство трамвайных путей должно выполняться, как правило, специализированными строительными организациями. При этом должна обеспечиваться непрерывность и комплексная механизация производства путевых работ. Строительство мостов, труб, подпорных стен и других сооружений, расположенных в пределах земляного полотна, должно выполняться заблаговременно.

1.3 . При создании геодезической разбивочной основы для строительства трамвайных путей должны быть закреплены на местности:

знаки, определяющие в плане вдоль оси трамвайных путей вершины углов поворота и главные точки круговых и переходных кривых, а также створные точки на прямых участках пути не реже чем через 1 км для загородных путей и 500 м - для городских путей;

реперы, расположенные вдоль трассы путей не реже чем через 1 км для загородных путей и 500 м - для городских путей.

1.4 . При выносе проекта трамвайных путей в натуру от пунктов геодезической разбивочной основы должны выполняться следующие геодезические работы:

разбивка и закрепление на местности пикетов, отметок, плюсовых точек и промежуточных точек кривых;

установка, при необходимости, дополнительных реперов;

разбивка водоотводных сооружений;

разбивка центров стрелочных переводов.

1.5 . На производство строительно-монтажных работ по реконструкции действующих трамвайных путей, а также работ, связанных с примыканием вновь сооружаемых путей к действующим, заказчик должен иметь разрешение организации, эксплуатирующей эти пути.

1.6 . При производстве работ на трамвайных путях, по которым осуществляется пассажирское движение, за техническое состоящие путей и безопасность работ несет ответственность подрядная строительная организация, а за безопасность движения - организация, эксплуатирующая пути.

1.7 . Порядок и сроки выполнения работ по сооружению обходных трамвайных путей и однопутных участков движения, переключению движения на другие направления, ограничению или закрытию движения городского транспорта в зоне путевых работ, производимых на улицах и площадях в общей полосе движения городского транспорта, должны согласоваться заказчиком с исполкомами местных Советов депутатов трудящихся.

1.8 . Зона путевых работ, выполняемых в условиях ограничения или закрытия движения городского транспорта, должна ограждаться в соответствии с требованиями правил дорожного движения; при этом должна обеспечиваться возможность проезда к предприятиям и зданиям пожарных и санитарных машин и средств городского транспорта.

1.9 . При производстве путевых работ на селитебной территории должны приниматься меры к снижению в ночное время шума от работающих машин, механизмов и при разгрузке материалов.

1.10 . Строительные конструкции, изделия и материалы следует укладывать в путь непосредственно с транспортных средств.

1.11 . При разборке существующих дорожных покрытий и трамвайных путей, дорожно-строительные материалы, пригодные для повторного применения, должны отсортировываться и размещаться штабелями в удобных для последующего использования местах; при этом должны учитываться требования безопасности движения городского транспорта.

1.12 . Работы в зоне расположения контактных сетей электрифицированного транспорта, воздушных и кабельных линий электроснабжения, силовых и осветительных электрических сетей и воздушных и кабельных линий связи следует выполнять, соблюдая правила безопасности при работах вблизи токоведущих частей, а также правила охраны этих линий.

При работах в зоне прокладки газовых сетей следует соблюдать Правила безопасности в газовом хозяйстве.

1.13 . При производстве работ по устройству земляного полотна, водоотводных устройств, верхнего строения и дорожных покрытий трамвайных путей должны выполняться также соответствующие требования глав СНиП по производству и приемке работ по возведению земляных сооружений и строительству автомобильных и железных дорог, а также ГОСТ 9.015-74 «Единая система защиты от коррозии и старения. Подземные сооружения. Общие технические требования».

1.14 . При устройстве контактной трамвайной сети и установке опор для ее подвески следует выполнять требования главы СНиП по производству и приемке работ по устройству контактной сети электрифицированного транспорта.

2. ЗЕМЛЯНОЕ ПОЛОТНО И ВОДООТВОДНЫЕ УСТРОЙСТВА

2.1 . До начала производства земляных работ местоположение подземных коммуникаций в рабочей зоне должно быть обозначено в натуре представителями организации, эксплуатирующей эти коммуникации.

При обнаружении в процессе производства работ подземных коммуникаций в местах, не указанных в проекте, земляные работы должны быть приостановлены и на место работ вызван представитель организации, эксплуатирующей эти коммуникации.

2.2 . Устройства защиты от блуждающих токов, а также прокладка других подземных коммуникаций в пределах трамвайного полотна должны выполняться до сооружения земляного полотна.

2.3 . Траншеи подземных коммуникаций в пределах земляного полотна следует засыпать грунтом, используемым для сооружения полотна, с послойным уплотнением до плотности грунта земляного полотна.

2.4 . Вынутый грунт для устройства земляного полотна надлежит грузить непосредственно в транспортные средства. Хранение отвалов грунта на трассе не допускается.

2.5 . При сооружении земляного полотна следует обеспечивать постоянный отвод поверхностных и грунтовых вод. Нагорные канавы должны устраиваться до начала устройства земляного полотна.

2.6 . Путевые и стрелочные водоприемные коробки следует устанавливать и соединять с водоотводными трубами и колодцами при монтаже верхнего строения пути.

2.7 . Стыки водоотводных труб и места их соединения с коробками и колодцами должны быть тщательно заделаны. Швы между железобетонными кольцами путевых колодцев должны заделываться цементным раствором, а вертикальные и горизонтальные швы в колодцах из кирпича - тщательно заполняться раствором.

2.8 . Для заполнения канав путевых дренажей следует применять щебень фракций 40-70 или 25-60 мм для нижнего слоя и 10-40 мм - для верхнего слоя (толщиной 7-8 см). При заполнении дренажных канав щебнем должны приниматься меры против повреждения и смещения дренажных труб. Щебень и другой фильтрующий материал должны очищаться от грязи и мусора и укладываться равномерно.

3. ВЕРХНЕЕ СТРОЕНИЕ ПУТИ БАЛЛАСТИРОВОЧНЫЕ РАБОТЫ

3.1 . Для щебеночных балластов следует применять щебень фракций 40-70 или 25-60 мм для нижнего слоя и 10-40 мм - для верхнего подбивочного слоя и для засыпки междушпальных ящиков.

3.2 . Объем щебня, гравия и песка для балласта следует определять с учетом коэффициента запаса на уплотнение, который ориентировочно принимается в пределах 1,25-1,3 для щебня и гравия, 1,4-1,5 - для щебня шлакового, 1,2 - для песка, и уточнять его значение по результатам пробной укатки.

3.3 . Нижний слой балласта должен укладываться непосредственно на уплотненное земляное полотно или подстилающий слой песка, а верхний слой - на уплотненный нижний слой балласта после укладки на него путевой рельсо-шпальной решетки.

Движение транспортных средств по земляному полотну при неустойчивом состоянии грунта не допускается.

3.4 . Нижний слой балласта должен укладываться такой толщины, чтобы его поверхность после укатки находилась не менее чем на 7 см ниже проектной отметки подошвы шпал.

3.5 . Нижний слой балласта следует распределять по земляному полотну или на подстилающий слой песка равномерно и уплотнять: щебеночный и шлаковый балласты - катками с гладкими вальцами, гравийный балласт - самоходными катками на пневматических шинах, а песчаный балласт - механизированными трамбовками или поверхностными вибраторами, применяя при необходимости полив водой. Допускается уплотнение гравийной смеси производить катками с металлическими вальцами - вначале легкими (5-8 т), а затем более тяжелыми (10 т и более).

3.6 . Уплотнять нижний слой щебня в выемке следует в два этапа: в первый этап до достижения устойчивого положения фракций щебня и во второй-до достижения надлежащей жесткости щебеночного слоя за счет взаимозаклинивания щебня.

Признаками достижения необходимого уплотнения в первом этапе служит прекращение образования волны перед катком и отсутствие заметной на глаз осадки щебня, а во втором этапе - отсутствие подвижности щебня и следа от прохода катка.

3.7 . Уплотнение щебеночного балласта катками следует начинать от краев корыта с последующим приближением проходов катков к оси пути, перекрывая предыдущие следы на 1 / 3 ширины барабана.

3.8 . При уплотнении во второй этап щебень непосредственно перед его укаткой следует поливать водой поливочными машинами из расчета 12-15 л/м 2 укатываемой поверхности. В первый этап укатки следует поливать водой лишь щебень осадочных пород из расчета 8-40 л/м 2 .

3.9 . Гравийные смеси, применяемые для балластировки пути, должны быть оптимальными. Готовить их надлежит в карьерах.

K гравию, имеющему округлые формы, следует примешивать 15-20% щебня мелких фракций.

При уплотнении гравийную смесь с недостаточной ее влажностью следует поливать водой из расчета 6-12 л/м 2 уплотняемой поверхности. Верхний подбивочный слой должен быть из щебня фракций 10-40 мм.

3.10 . При нижнем слое балласта из шлакового щебня верхний слой следует выполнять из каменного щебня фракций 10-40 мм.

Шлаковый щебень перед распределением его по земляному полотну следует поливать водой из расчета 25-35 л/м 2 неуплотненного щебня и в процессе уплотнения тяжелыми катками поливать водой малыми дозами из расчета 50-60 л/м 2 неуплотненного щебня.

После уплотнения шлакового слоя его необходимо через один-два дня поливать водой в течение 10-12 дней из расчета 2-2,5 л/м 2 в день.

3.11 . Количество проходов катка по одному месту при уплотнении щебня, гравия и шлака должно определяться опытным уплотнением и быть указано в журнале производства работ.

3.12 . Уплотнение щебня, гравия и шлака при переувлажненном земляном полотне не допускается. Работы в этих случаях следует приостановить и возобновить их при достижении оптимальной влажности земляного полотна.

3.13 . При производстве балластировочных работ в зимнее время необходимо соблюдать следующие требования:

земляное полотно должно быть очищено от снега и льда;

балласты песчаный, гравелистый и ракушечный должны быть сухими (с влажностью до 6%);

величина участка работ должна назначаться так, чтобы в течение рабочей смены на нем полностью заканчивалась балластировка пути;

балластный слой следует уплотнять без увлажнения и непосредственно после отсыпки слоя.

3.14 . Весной, после оттаивания земляного полотна, должен быть произведен послеосадочный подъем пути до проектных отметок и его окончательная отделка.

БЕТОННЫЕ РАБОТЫ

3.15 . Для монолитных бетонных плит основания трамвайных путей следует применять жесткий бетон с осадкой конуса на месте укладки не более 2 см.

3.16 . Положение бетонной плиты следует выверять по ее правой стороне по ходу поезда (или пикетажа при одностороннем движении) с помощью теодолита, по левой стороне - по шаблону, а по высоте - с помощью нивелира.

3.17 . Предусмотренный проектом поперечный уклон бетонной плиты следует обеспечивать путем придания указанного уклона земляному полотну, устройства опалубки равной высоты по всему ее периметру и равномерного распределения (заполнения) бетонной смеси по всей площади опалубки, соблюдая проектный уклон.

3.18 . Бетонную смесь следует укладывать в один прием на полную ширину и толщину плиты отдельно по каждому пути. Бетонную смесь в опалубке следует распределять с учетом припуска на уплотнение, устанавливаемого опытным путем.

3.19 . При разгрузке бетонной смеси должно быть обеспечено неизменное положение опалубки. Замеченные отклонения в положении плиты и дефекты при бетонировании следует устранять до затвердения бетонной смеси. После разборки опалубки пустоты между бетоном и стенками земляного полотна (корыта) следует заполнять местным грунтом и тщательно трамбовать.

3.20 . Бетонирование участков плиты между температурными швами должно производиться без перерыва. В случае перерыва бетонирования плиты на время, большее, чем допускает начало твердения бетона, необходимо обеспечивать надлежащую ее связь с последующим участком плиты.

3.21 . Прокладки в местах швов расширения в бетонной плите должны устанавливаться отвесно, перпендикулярно оси пути и закрепляться в основании пути колышками.

Штыри в швах расширения должны размещаться параллельно оси пути (в плане и по вертикали) на высоте, равной половине толщины плиты.

3.22 . Рабочее движение вагонов по путям, уложенным на монолитную бетонную плиту; разрешается открывать по достижении ею не менее 70% проектной прочности.

ПУТЕУКЛАДОЧНЫЕ РАБОТЫ

3.23 . Путеукладочные работы следует выполнять преимущественно звеньевым способом, предварительно заготавливая на звеносборочных базах (монтажных площадках) звенья из скрепленных между собой рельсов и шпал (рельсо-шпальных решеток) и блоки специальных частей (стрелок, крестовин, пересечений, компенсаторов).

Звенья и блоки перед отправкой к месту укладки должны проходить проверку качества их сборки.

3.24 . Укладку шпал и рельсов в путь следует производить непосредственно на нижний балластный слой, очищенный от мусора и грязи, с последующей выверкой шпал по заданным расстоянию между их осями и эпюре.

При разгрузке рельсы должны предохраняться от повреждения. Сбрасывание рельсов при разгрузке не допускается.

3.25 . Шпалы следует укладывать на прямых участках - по угольнику, н a кривых - по направлению радиуса кривой, а в стрелочных переводах - по типовым эпюрам.

Концы шпал должны выравниваться по шнуру на однопутных линиях - справа по ходу пикетажа, а на двухпутных - справа по ходу движения трамвая.

3.26 . Переход от участков рельсов, уложенных с подуклонкой, к участкам рельсов и специальных частей, улаженных без подуклонки, следует осуществлять постепенно на протяжении не менее 10 м.

3.27 . Крепление рельсов к деревянным шпалам шурупами или костылями следует производить по предварительно высверленным вертикально по шаблону отверстиям, залитым креозотом или другим антисептиком. Забивка шурупов и подгибание костылей запрещается.

3.28 . При установке рельсовых скреплений подкладки должны опираться на шпалы всей плоскостью. Перекос подкладок и опирание подошвы рельса на реборды подкладок не допускаются.

3.29 . Стыки обеих рельсовых нитей следует располагать по угольнику. На прямых участках забег стыка одной нити относительно стыка другой допускается не более 20 мм, на кривых участках - не более 20 мм плюс половина укорочения рельсов.

3.30 . Поперечные путевые тяги надлежит устанавливать до прикрепления рельсов к шпалам. Тяги, как правило, следует располагать непосредственно над шпалами: на прямых участках - перпендикулярно оси пути, а на кривых - радиально.

3.31 . Для дорожных покрытий путей из железобетонных плит или брусчатки следует применять плоские тяги. Для других типов покрытий, а также на кривых радиусом менее 500 м открытых путей, следует применять круглые тяги.

Отверстия для тяг следует сверлить на высоте 60-70 мм от подошвы рельса. Прожигание отверстий в рельсах запрещается.

3.32 . Переход от колеи 1524 мм к колее 1521 мм следует производить, сближая рельсы не более чем на 1 мм на 1 м пути.

Переход на кривых участках пути к уширенной колее следует производить путем смещения внутреннего рельса на всем протяжении переходной кривой.

3.33 . Противоугоны должны устанавливаться так, чтобы они прилегали к боковой поверхности шпал, а зуб каждого противоугона (на правой и левой рельсовых нитях) располагался снаружи колеи.

3.34 . Крепление контррельсов к рабочему рельсу следует производить болтами и тягами поочередно. Стыки контррельсов должны быть сборными. Болты в стыках следует устанавливать гайками внутрь колеи.

Контррельсы должны прикрепляться к шпалам с внутренней стороны колеи, а рабочие рельсы - с наружной стороны.

3.35 . После подъемки пути, подбивки шпал и рихтовки пути должна производиться обкатка трамвайных путей поездной нагрузкой не менее 20 тыс. т.

3.36 . Рельсовый путь после обкатки окончательно отрихтовывается, устанавливается на отметки продольного профиля (с превышением до 10 мм на осадку), производится окончательная подбивка шпал и контролируется правильность установки пути,

3.37 . На участках пути с дорожным покрытием, на кривых участках, в специальных частях, в пределах переездов, а также при соединении рельсов разных типов все стыки должны быть сварными. Предусмотренные проектом на открытых участках пути сборные стыки следует располагать между шпалами (на весу). При этом разность уровней головок и смещение рабочих граней рельсов не должны превышать 1 мм.

3.38 . Сварку рельсов из углеродистой стали следует производить электроконтактным способом. Допускается также применять сварку термитом и дуговую электросварку ванным способом.

С варку рельсов и специальных частей из высокомарганцовистой стали, а также сварку рельсов из углеродистой стали с рельсами и специальными частями из высокомарганцовистой стали следует производить дуговой электросваркой.

При сварке рельсов и специальных частей должны соблюдаться требования соответствующих государственных стандартов, технических условий и инструкций на сварочные работы, утвержденных в установленном порядке. Все сварные стыки должны проверяться дефектоскопом.

3.39 . Сварку рельсов между собой следует производить после выполнения отделочных работ и до пришивки к шпалам рельсов и специальных частей.

При звеньевом способе укладки пути сваривать рельсы следует после укладки звеньев и блоков специальных частей.

B случаях сварки (рельсовых плетей вне пути, передвижку их на место следует производить механизированным способом, обеспечивая сохранность стыков. При этом сварка рельсов отдельных плетей между собой должна производиться после обкатки путей и выполнения послеосадочных работ.

3.40 . Величину зазора в компенсаторах в момент их укладки следует принимать по проекту для соответствующей температуры окружающего воздуха.

3.41 . Концы рельсов, укладываемых на мостах, должны быть выпущены за пределы пролетного строения не менее чем на 2 м.

3.42 . Обоймы стыковых электрических соединителей надлежит приваривать:

к рельсам железнодорожного профиля - к боковой поверхности головок, со стороны нерабочего канта;

к рельсам трамвайного профиля - со стороны губы.

Обходные, путевые и междупутные электрические соединители следует располагать над шпалами и приваривать к рельсам в местах сопряжения шейки с подошвой.

4. ДОРОЖНЫЕ ПОКРЫТИЯ ТРАМВАЙНЫХ ПУТЕЙ

4.1 . Дорожные покрытия трамвайных путей следует устраивать после обкатки путей и устранения выявленных дефектов.

4.2 . Окончательная планировка и уплотнение основания дорожного покрытия, а также заполнение рельсовых пазух фасонными брусками должны производиться непосредственно перед укладкой дорожного покрытия.

4.3 . Сечение фасонных брусков в местах прилегания к рельсам должно, соответствовать очертанию рельсовых пазух. Поверхности брусков, прилегающие к рельсам, должны быть покрыты глинобитумной мастикой или битумом.

4.4 . Мощение брусчаткой или другими штучными материалами правильной формы внутри пути и в междупутье следует производить поперечными рядами с перевязкой швов и расположением их перпендикулярно оси пути, а мощение обочин - продольными рядами, при этом зазор между рельсами и покрытием должен быть не более 5 мм. Вначале следует замащивать обочины и междупутье, а затем колею пути.

В путях из рельсов железнодорожного типа вдоль рабочих граней головок рельсов должен быть устроен желобок для прохода реборд колес подвижного состава.

4.5 . На прямых участках пути дорожные покрытия в междупутье надлежит выполнять в виде двускатного профиля с уклонами 1-2% от оси междупутья. Внутри пути и на обочинах покрытие выполняется односкатным с уклоном в сторону проезжей части или лотка.

4.6 . На кривых участках пути дорожное покрытие должно выполняться с учетом возвышения наружного рельса и профиля улицы так, чтобы обеспечить поверхностный отвод воды с полосы трамвайных путей и плавный переезд через пути автотранспорта.

4.7 . При совмещенном полотне и на переездах через трамвайные пути железобетонные плиты следует укладывать на 8 мм ниже поверхности катания головок рельсов по всей ширине полотна.

При обособленном полотне железобетонные плиты следует укладывать на 15 мм ниже поверхности катания головок рельсов.

4.8 . Железобетонные плиты должны опираться на подстилающий слой всей своей поверхностью. Плиты, расположенные на обочинах, должны закрепляться от сползания деревянными колышками.

Между рельсами железнодорожного типа и железобетонными плитами до заполнения швов следует установить дистанционные прокладки (например, деревянные колодки, крупноразмерный щебень). Заполнение швов растворами или мастиками следует производить после проверки правильности положения и стабилизации железобетонных плит.

4.9 . При устройстве асфальтобетонных дорожных покрытий боковые грани головок (рельсов, пазухи рельсов и скрепления должны быть очищены и смазаны глино-битумной мастикой или битумом.

4.10 . Асфальтобетонное покрытие внутри колеи укладывается в одном уровне с губками рельсов, а с наружной стороны колеи на 8 мм ниже головки рельса.

Уплотнение асфальтобетона следует производить тяжелыми катками вдоль и поперек трамвайных путей.

4.11 . B местах перехода к открытым участкам пути у края дорожного покрытия следует производить подсыпку балласта до уровня верха покрытия на длине не менее одного метра вдоль пути и не менее 0,5 метра вдоль обочин. При асфальтобетонном покрытии его кромку следует укреплять бетонным бортом или штучным камнем.

5. ПРИЕМКА РАБОТ. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО ДВИЖЕНИЯ

5.1 . Акты освидетельствования скрытых работ должны составляться после окончания работ по устройству:

земляного полотна и водоотводных устройств;

нижнего балластного слоя;

бетонной плиты;

верхнего строения пути и основания для дорожного покрытия при закрытых путях.

5.2 . Отклонения от проектных размеров при приемке земляного полотна и водоотводных устройств, верхнего строения пути и дорожных покрытий не должны превышать величин, указанных в та блице.

5.3 . B период строительства новых трамвайных путей, до ввода в эксплуатацию, разрешается осуществлять по ним рабочее движение грузовых трамваев для перевозки материалов и конструкции, необходимых для верхнего строения пути и дорожных покрытий и др.

Вид отклонений

Величина допускаемых отклонений от проектных размеров

Порядок контроля

1. Земляное полотно и водоотводные устройства

Отклонение отметок земляного полотна:

совмещенного и обособленного

Нивелирование через 50 м

самостоятельного

Замеры через 50 м и в характерных местах

Отклонение в размерах ширины корыта при совмещенном и обособленном полотне

Отклонение в размерах ширины земляного полотна при самостоятельном полотне для трамвая:

обычного

Замеры через 50 м

скоростного

Увеличение крутизны откосов насыпей, выемок, кюветов и канав

Не допускается

Замеры шаблоном через 50 м

Отклонение в поперечном размере:

Замеры через 50 м

Отклонение в размере глубины кювета

Уровень крышек колодцев, стрелочных и путевых водоприемных коробок

Нивелированием

2. Верхнее строение пути

Отклонение в размерах ширины колеи:

при укладке новых рельсов колеи 1524 мм:

на прямых и кривых

Измерение по всему пути

участках радиусом 200 м и более

на кривых участках радиусом до 200 м

в стрелочных переводах и глухих пересечениях

при укладке новых рельсов колеи 1521 мм

при укладке старогодних рельсов

Отклонение в размерах ширины междупутья

Замеры через 100 м на прямых и через 10 м на кривых участках

Отклонение отметок продольного профиля головок рельсов:

при упругих и полужестких балластных конструкциях

Нивелирование через 100 м

при жестких (бетонных) конструкциях

Отклонение по высоте наружного рельса на кривых участках для трамвая:

обычного

скоростного

Отклонение в размерах ширины желоба между рабочим рельсом и контррельсом на кривых участках

Замеры по всей длине

Отклонение в размерах радиуса кривой при его величине:

100 м и выше

Уступы и перекосы в сборных стыках путей и спецчастей

Не допускаются

Прикладывание рейки

Местные просадки рельсовых ниток на длине 3 м

Отклонение от нормали в положении шпал и путевых тяг

Замеры угольником

Отклонение в размерах:

между осями шпал

между путевыми тягами

ширины балластного слоя поверху

Замеры через 50 м

толщины балластного слоя под шпалами

ширины бетонной плиты

толщины бетонной плиты

Неровности поверхности бетонной плиты.

Замер трехметровой рейкой

Упругая просадка пути при прохождении подвижного состава с нормальной нагрузкой и скоростью:

при упругих балластных конструкциях

при полужестких балластных конструкциях

при жестких (бетонных) конструкциях

не допускается

3. Дорожное покрытие

Уровень дорожного покрытия относительно головок рельсов:

при асфальтобетонном покрытии

Замеры через 50 м и в характерных местах

при штучном покрытии

5.4 . При организации рабочего движения должны обеспечиваться безопасность движения и сохранность земляного полотна, искусственных сооружений и верхнего строения пути.

Рабочее движение трамваев должно осуществляться согласно Инструкции, утвержденной генеральным подрядчиком по согласованию с трамвайным (трамвайно-троллейбусным) управлением и технической инспекцией профсоюза.

Открытие рабочего движения должно оформляться приказом генеральной подрядной организации.

5.5 . Обкатка и путеизмерительное обследование трамвайных путей должны производиться до устройства дорожного покрытия.