Упрощенное взыскание долгов за ЖКХ: что об этом нужно знать и стоит ли бояться. Кому это нужно? Что получат налоговые органы

Коллекторские агентства с 1 января 2017 года начали работать по новым правилам. Заниматься взысканием просроченной задолженности теперь могут только организации, включенные в госреестр, который ведет Федеральная служба судебных приставов.

16 января Федеральная служба судебных приставов опубликовала перечень агентств на своем сайте. В него вошли пока лишь 29 компаний. Среди них - «Первое коллекторское бюро» - крупное агентство федерального уровня, имеющее представительство в Иркутской области.

Летом 2016 года был подписан закон № 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях». В документе прописали порядок и правила работы коллекторов. Например, им запретили применять силу и угрожать должнику, повреждать его имущество, оказывать психологическое давление и вводить в заблуждение. Контакты с должниками (телефонные и личные переговоры) ограничены.

Кроме того, взаимодействовать с должниками теперь могут только те организации, которые числятся в госреестре юридических лиц, занимающихся взысканием в качестве основного вида деятельности. Полномочиями по ведению данного реестра ФССП наделили декабрьским указом президента. Тем коллекторским агентствам, которые, несмотря на отсутствие в списке, продолжат работу, грозит штраф до 2 миллионов рублей. Пошлина за внесение сведений о юрлице в государственный реестр составляет 100 000 рублей.

В ФССП с конца декабря 2016 года поступило 45 заявлений о включении в госреестр, по состоянию на середину января выдано 29 свидетельств о внесении сведений о юрлице в данный реестр. Остальные заявления находятся на рассмотрении, проходят процедуру проверки представленных документов.

По словам экспертов, регулирование коллекторской деятельности со стороны государства можно приветствовать как сугубо положительную инициативу. Это позволит отделить законную деятельность по возврату долгов от вымогательства и мошенничества. Должники смогут понять, имеют дело с лицензированным агентством либо нет, посмотрев реестр на сайте ФССП.

Павел Михмель, заместитель генерального директора «Первого коллекторского бюро»:
- Мы ожидаем, что рынок коллекторских компаний существенно изменится, на нем останется не более 80 сертифицированных агентств. Принятие закона - существенный шаг на пути к формированию цивилизованного рынка коллекторских услуг.

URL: http://www.сайт/news/articles/20170127/first/

Чтобы сообщить об опечатке, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

    Эксперты поделились мнениями.

    2 отзыва
  • Ведущий с учётом многолетнего опыта написал свои правила.

    38 отзывов
  • 14 отзывов
  • Опытом поделилась Софья Шемелина.

Привлечение кредитором к взысканию задолженности коллекторов в сознании многих должников ассоциируется с переходом к этапу серьезного воздействия - по сути, к выбиванию долга. И, несмотря на то, что законодательство никогда не наделяло коллекторов существенными полномочиями по взысканию задолженности, отсутствие в законах прямо прописанных ограничений трактовалось расширенно - как возможность делать все что не запрещено. Более того, практика коллекторской деятельности последних лет стала изобиловать примерами агрессивных действий, вплоть до причинения вреда здоровью.

Факты угроз, поджогов и повреждений имущества, нанесения увечий, постоянные оскорбления со стороны коллекторов приобрели в 2015-2016 годах практически повсеместное распространение. На фоне этого вполне логичной стала разработка изменений и дополнений в законодательство, регулирующее вопросы взыскания долгов и привлечения для этой цели специализированных организаций. Новшества затронули буквально все аспекты коллекторской деятельности и в целом деятельности, направленной на возврат задолженности по кредитам и микрозаймам. Параллельно был внесен и ряд изменений, касающихся процедур нотариального и судебного взыскания, на которые, судя по всему, и будет сделан в настоящее время акцент в решении задачи сокращения долгов перед банками и МФО.

Сегодня мы подробно разберем новый закон о коллекторах, который вступит в силу с 1 января 2017 года. В частности многих очень интересует вопрос о правах коллекторов по новому закону.

Основные изменения законодательства, касающиеся взыскания долгов

В общей сложности основополагающие моменты, касающиеся взыскания задолженности физических лиц, включают:

  1. Изменения законодательства о нотариальной деятельности, расширившие круг оснований для получения исполнительной надписи на договоре для последующего возбуждения исполнительного производства.
  2. Повышение порога для обращения за судебным приказом - с 50 тысяч до 500 тысяч рублей долга.
  3. Принятие закона о защите прав физических лиц при возврате долгов (так называемый закон о коллекторах). В полном объеме его положения вступят в силу с 1 января 2017 года.
  4. Внесение поправок и дополнений в законодательство о потребительском кредитовании, деятельности МФО и некоторые другие акты, которые в целом призваны снизить размер возможного долгового бремени и определить новый порядок взаимодействия между кредиторами, должниками и коллекторами.

С точки зрения процедур взыскания с привлечением коллекторских организаций наибольший интерес вызывают закон о коллекторах и изменения, внесенные в законодательство о потребительском кредитовании и МФО.

Основные положения и новшества, касающиеся коллекторской деятельности и работы с должниками

Ключевые положения, затрагивающие процесс досудебного взыскания долгов, можно обозначить следующим образом:

  1. О привлечении коллекторов банк (МФО) обязан письменно уведомить заемщика-должника в течение 30-дневного периода.
  2. Любое взаимодействие с заемщиком по поводу взыскания долга, за исключением почтовой переписки, вправе осуществлять только непосредственно кредитор или лицо, действующее от его имени и обязательно имеющее либо статус банка, либо статус коллектора (коллекторской организации), внесенного в госреестр. При смене кредитора (уступка права требования) для того, чтобы новый кредитор получил аналогичные правомочия взаимодействия с заемщиком-должником, он также должен иметь статус банка или коллектора.
  3. Взаимодействие с заемщиком предполагает установление контактов только с ним, но допускает возможность взаимодействия и с третьими лицами при условии, что на это выражено и не отозвано их согласие и согласие должника.
  4. Кредитор можете передать данные о должнике коллектору или новому кредитору только при наличии согласия самого должника. При этом должник может в любой момент отозвать свое согласие, что станет прямым препятствием для передачи взыскания долга коллектору. Исходя из смысла закона, отсутствие или отзыв заемщиком согласия сделает невозможным для банка или МФО заключение договора цессии, то есть продажу долга.
  5. При взаимодействии с должником запрещается:
  • публиковать данные о должнике в интернете, направлять по месту работы, размещать в зданиях;
  • беспокоить должника ночью - с 22 до 8 в рабочие дни, с 20 до 9 в нерабочие праздничные и выходные;
  • нарушать установленную частоту взаимодействия - раз в неделю для личных встреч, один раз в сутки, два раза в неделю и восемь раз в месяц для телефонных переговоров;
  • привлекать одновременно больше чем одного коллектора для взаимодействия с конкретным должником;
  • вести взаимодействие и работу по взысканию долга в части проведения личных встреч и телефонных переговоров с гражданами, проходящими процедуру банкротство, ограниченными или лишенными дееспособности, находящимися на лечении в медучреждении, являющимися инвалидами 1 группы или несовершеннолетними, кроме признанных эмансипированными;
  • скрывать телефонный номер, с которого ведется общение с должником или отправляются СМС, а также звонить с номеров, не принадлежащих кредитору или коллектору.
  1. Установлены критерии, ограничивающие категории лиц и организаций, которые правомочны вести работу по взысканию и взаимодействию в этом направлении с должниками. Это касается, прежде всего, ранее судимых лиц, в частности, за преступления против личности, экономические преступления и некоторые другие, а также лиц и организаций, находящихся за рубежом или не включенных в реестр коллекторов. Коллекторы должны иметь официальный веб-сайт, заключить договор страхования ответственности на сумму минимум 10 миллионов рублей и иметь чистые активы в таком же размере.
  2. Основным, а при несогласии или отзыве согласия должника единственным вариантом взаимодействия признается почтовое, что, по сути, означает возможность заемщика свести свое общение с коллектором только к получению от него писем-претензий.
  3. Для общения, переговоров, иных видов взаимодействия заемщик вправе привлечь представителя, но им может быть только адвокат. О наличии представителя должник уведомляет кредитора или коллектора.
  4. Свое несогласие общаться с коллектором (кредитором), то есть официальный отказ от взаимодействия, заемщик-должник может выразить только спустя четыре месяца со дня образования просрочки по кредиту (микрозайму). Таким образом, у банка (МФО) и коллекторов будет возможность минимум 4 месяца с даты просрочки вести работу с должником, направленную на стимулирование к возврату долга. Если заемщик сделал такое заявление и после этого вынесен судебный акт, касающийся взыскания, то у банка и коллектора будет 2 месяца приостановки действия отказа должника от взаимодействия на то, чтобы вести свою взыскательную работу.

В целом основные новшества призваны навести порядок в коллекторской деятельности и в ее осуществлении на практике, применительно к непосредственной работе с заемщиками. В большинстве своем действия, допустимые для кредитора и для коллекторов в рамках взаимодействия с должником, идентичны, но при этом кредитор, конечно же, сохраняет за собой все права по судебному взысканию долга.

Наши юристы знают ответ на ваш вопрос

или по телефону:

Первые экспертные оценки законодательных новшеств

Анализ законодательных новшеств позволяет сделать вывод об усложнении процедуры взыскания с привлечением коллекторов и, в отличие от предыдущих законов, установлении прямых запретов и ограничений на их действия. С другой стороны, любые сложности с возвратом долгов, как известно, прямо сказываются на заемщиках, причем зачастую добросовестных.

Каким бы ни было законодательство, по отношению к тем, кто не желает платить по долгам, скрывается, использует различные средства противодействия процессу взыскания, деятельность коллекторов малоэффективна. Проблемные долги в подавляющем большинстве случаев можно взыскать только через суд, а потому затраты на досудебные процедуры на этом фоне необоснованны. Заемщики, временно попавшие трудную финансовую ситуацию, не скрывающиеся, готовые к погашению задолженности, но в текущий момент неспособные сделать это - основная категория должников, на которых были ориентированы действия коллекторов. И вот здесь с учетом всех законодательных новшеств ожидается, по мнению экспертов, мало серьезных изменений в вопросах взыскания:

  1. Все введенные ограничения и запреты существовали и ранее, только не были прямо прописаны в законах. От того, что законодательство изменилось с дозволительного на запретительное вероятность практических изменений в деятельности недобросовестных коллекторов невелика.
  2. По-прежнему остается открытым вопрос о специальной ответственности коллекторов за нарушения закона.
  3. С позиции всех законодательных изменений отчетливо прослеживается стремление государства усилить роль и значение взыскания задолженности в порядке исполнительного производства. Для заемщика в этом есть не только плюсы, но и минусы. С коллекторами, пусть и не с каждым, но можно было договориться. Исполнительное производство формализовано, отступлений от закона не допускает. В то же время увеличение количества судебных приказов и нотариальных исполнительных документов пополнит число исполнительных дел, а значит, вероятность того, что будет наложен арест на имущество, счета, приняты другие ограничительные меры коснется огромного количества заемщиков-должников.

Первые оценки законодательных изменений со стороны банков и коллекторов неоднозначны. Многие эксперты говорят о том, что с рынка должны исчезнуть мелкие агентства, не способные нести издержки и иметь активы, достаточные для соответствия статусу. В отношении заемщиков-должников, скорее всего, будут более активно применяться меры судебного взыскания, инициирования банкротства и получения по кредитам, не обеспеченным залогом недвижимости, нотариальной исполнительной надписи на договоре.

Законопроект "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату долгов" 21 июня был принят Думой и направлен в Совет Федерации.
Можно считать, что существующий текст законопроекта сохранится без существенных изменений, потому, что на этом этапе как правило они уже, не вносятся.

Для тех, кто не осилит прочтение всего поста свои выводы напишу в самом начале.

Новый законопроект определенно усложнит взыскание задолженности. Но в целом нет ни чего критичного, что может полностью остановить взыскание долгов. В первую очередь, я уверен закон «ударит» как раз не по коллекторам и МФО, а как раз по самим заемщикам.

С заемщика, который «прятался» от взыскания и изначально не хотел отдавать свой долг, и до этого законопроекта взыскать долг было делом нелегким и часто практически не возможным. Многие МФО уже давно используют во взыскании технологии своих департаментов рисков. Они на этапе выдачи уже предполагают с кого из рисковых заемщиков получится взыскать, а на кого не нужно тратить свои ресурсы в последующем. Теперь я уверен просто будет «поднята планка» для заемщиков с высокими рисками. Многие скоро не смогут получить не только кредит, но и заем в МФО. И это не всегда мошенники.

Ну и конечно эти изменения коснутся небольших игроков рынка микрофинансирования. С рынка взыскания должны будут уйти небольшие коллекторские агентства. Их место займут крупные игроки рынка, а им не всегда интересны небольшие объемы МКК. Предположу, что их портфели (МКК) будут постепенно уменьшатся, соответственно будет уменьшаться и доход. Возможно многим придётся уйти с рыка.

Кредиторы пойдут в суды. И долги будут взыскивать уже не коллекторы, а судебные приставы, у которых есть полномочия по принудительному взысканию. Так что в-третьих законопроект значительно увеличит нагрузку суды.

Вместе с этим законопроектом были приняты изменения в ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» :

МФО не вправе начислять заемщику - физическому лицу проценты по договору потребительского займа, срок возврата потребительского займа по которому не превышает одного года, за исключением неустойки (штрафа, пени) и платежей за услуги, оказываемые заемщику за отдельную плату, в случае, если сумма начисленных по договору процентов достигнет трехкратного размера.
Напомню, ранее данное ограничение было четырехкратным .

При просрочке проценты начисляются только на непогашенную часть основного долга и только до достижения общей суммы подлежащих оплате процентов двухкратного размера непогашенной части займа.
К примеру заемщик должен 10 000 рублей, проценты не могут быть начислены более 20 000 рублей. Что в конечном счете не превысит предыдущего ограничение в трехкратном размере 30 000 рублей.

Неустойка начисляется только на непогашенную сумму основного долга.

Этим изменения будут применяться к договорам потребительского займа, заключенным с 1 января 2017 года.

Теперь попробуем разобраться с новым законопроектом. И так основные моменты того, что нас ожидает:

1. Взаимодействие с третьими лицами по взысканию долга (контакты, которые указал заемщик, помимо своих) будет ограничено.

Для взаимодействия с третьими лицами нужно соблюсти следующие условия:
согласие самого должника и третьим лицом, и не выражено несогласие на осуществление с ними взаимодействия. Согласие можно отозвать, в том числе направив заказное письмо.

2. Взаимодействовать с заемщиками путем личных встреч, телефонных переговоров, смс и прочее (все кроме почты) может только:

- кредитор ;
- лицо, действующее от имени и (или) в интересах кредитора , только в том случае, если оно является лицом, имеющим статус банка или лицом, осуществляющим деятельность по возврату долгов в качестве основного вида деятельности , включенным в государственный реестр (коллектора). При этом, при уступке прав требования, новый кредитор для взаимодействия этими же способами должен быть банком или коллектором.

3. Нельзя привлекать к взаимодействию с должником лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за преступления против личности, преступления в сфере экономики или преступления против государственной власти и общественной безопасности, лиц, находящихся за рубежом, а также взаимодействовать с должником из-за рубежа.

4. Нельзя размещать информацию о должнике в интернете, жилом доме и ином здании, а также сообщать по месту работы.

5. Кредитор вправе передать данные должника новому кредитору или лицу при заключении с ним договора, предусматривающего осуществление действий, направленных на возврат долгов (коллектору) только при наличии согласия должника в форме отдельного документа. При этом должник будет иметь право отозвать свое согласие, соответственно, после отзыва, совершить цессию будет нельзя, так, как и передать долг на взыскание коллекторам

6. Кредитор вправе взыскивать долг (взаимодействовать с должником путем личных встреч, телефонных переговоров, смс - все, кроме почты) только либо лично, либо при привлечении только одного коллектора одновременно .

7. С должником нельзя взаимодействовать:
- в рабочие дни в период с 22 до 8 часов
- в выходные и нерабочие праздничные дни в период с 20 до 9 часов по местному времени по месту жительства (пребывания) должника, известному кредитору или коллектору, в соответствии с договором или другим документом, на основании которого возник долг, либо в соответствии с письменным уведомлением должника;

Частота взаимодействия:
посредством личных встреч – более одного раза в неделю;
при взаимодействии посредством телефонных переговоров:
- не более одного раза в сутки;
- не более двух раз в неделю;
- не более восьми раз в месяц.

8. Введены ограничения по количеств у смс сообщений и времени их отправки, установлено обязательное содержание сообщения.

Личные встречи и телефонные переговоры запрещены :
- с лицами в процедуре банкротства ;
- с должником, в отношении которого известно, что он:
- является лицом, лишенным дееспособности, ограниченным в дееспособности;
- находится на излечении в медицинской организации ;
- является инвалидом первой группы ;
- является несовершеннолетним лицом (кроме эмансипированного).

9. Звонить по телефону можно только с абонентских номеров, принадлежащих кредитору или коллектору. Скрывать номер нельзя .

10. Должник вправе отказаться от взаимодействия либо указать своего представителя (имеются ввиду отказа от личных встреч, телефонных переговоров, смс и пр. - все кроме почты; представителем может быть только адвокат). Такое уведомление может быть направлено через нотариуса или по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо путем вручения заявления под расписку. Заявление об отказе от взаимодействия может быть направлено кредитору или коллектору не ранее чем через 4 месяца с даты возникновения просрочки. При этом принятие судебного акта о взыскании приостанавливает заявление об отказе на 2 месяца.

11. Кредитор обязан в течение 30 рабочих дней с даты привлечения коллектора в письменной форме уведомить об этом должника.

12. Коллекторов обяжут включится в реестр , завезти сайт в интернете, застраховать свою ответственность (страховая сумма - не менее 10 млн руб.) и т.д. Установлен размер чистых активов такой организации - не менее 10 млн руб.

13. Коллекторы должны вести и хранить аудиозаписи переговоров, хранение текстовых отправлений, отчитываться по своей работе в уполномоченный орган .

Специальное постановление об упрощении процедуры взыскания долгов за услуги ЖКХ, телефонной связи и по налогам принял на днях Верховный суд РФ. Новость вызвала у людей опасения, что долги по квартплате теперь смогут списывать без их ведома и сразу после того, как просрочена дата оплаты. ТАСС объясняет, что на самом деле предполагает решение Верховного суда, которое начнет применяться уже с начала следующего года.

Скажите сразу, теперь с карточки деньги будут списывать на следующий день после просрочки платежа?

Скажем сразу: нет. Несмотря на упрощение процедуры, для списания денег все равно нужно судебное решение.

Тогда что изменилось, почему взыскание долгов стало проще?

Раньше взыскать с вас долги имели право только по итогам полноценного судебного процесса, на котором вы или ваш адвокат могли отстаивать свою точку зрения.

Теперь решение суда будет приниматься за 5 дней и без вашего участия.

Эта упрощенная процедура называется "приказное производство". Управляющая компания, налоговая инспекция или телефонная компания смогут просто принести в суд документы, подтверждающие вашу задолженность, и суд выпишет судебный приказ.

На основании этого документа судебные приставы спишут деньги с вашего банковского счета.

И я вообще не буду знать, что суд состоялся?

Будете. По закону из суда вам должно прийти два уведомления. Первое — о том, что в суд поступили документы о ваших долгах. Второе — что выписан судебный приказ о взыскании долга.

После получения второго уведомления у вас есть 10 дней, чтобы оспорить судебный приказ. Если сумма вашего долга меньше или его нет совсем, вы должны направить в суд письмо о несогласии с его решением.

В этом случае приказ отменяется и назначается полноценное судебное разбирательство, чтобы выяснить, кто прав — вы или компания, которая хочет взыскать долг.

А если уведомление о решении суда до меня не дойдет?

Оспорить судебный приказ можно и более чем через 10 дней после получения уведомления. Но в этом случае придется доказать, что вы пропустили указанные в законе сроки по уважительной причине.

Кроме того, есть вероятность, что к этому моменту деньги с вашего счета уже спишут, и, чтобы вернуть их, придется начинать долгие судебные тяжбы.

Чтобы избежать неприятностей, стоит, во-первых, время от времени отслеживать свои долги через портал государственных услуг, во-вторых, на сайте Федеральной службы судебных приставов (ФССП) или через специальное приложение проверять, не открыто ли против вас исполнительное производство.

Сложные для восприятия слова «субсидиарная ответственность» многим руководителям уже даже не приходится объяснять. Судебная практика о взыскании долгов предприятия с его руководителя активно наращивает обороты. Вместе с тем, недобросовестным бизнесменам по-прежнему удается уходить от ответственности. И способов для этого изобретено множество. В частности, переоформить на номинального директора/учредителя или просто бросить компанию. А налоговая еще и поможет, исключив из реестра недействующее юридическое лицо, которое в течение года не сдает отчетность и не проводит операции по счетам. И при этом продолжать параллельно вести бизнес от нового юридического лица.

Чтобы распутать такой клубок и добраться до виновника, в т.ч. через процедуру банкротства требуется много сил, времени и финансовых затрат, которые подчас несоизмеримы с взыскиваемой суммой, что заставляет кредиторов, взвесив все «за» и «против» смириться с ситуацией и просто списать долги.

С 28 июня 2017 года ситуация начала меняться. Вопрос ответственности директора по долгам предприятия приобретет реальное содержание. Изменения внесены Федеральным законом от 28.12.2016 № 488-ФЗ в целый ряд нормативных актов.

К слову, следует уточнить, что речь идет не только об ответственности директора. Привлечь за долги можно любое контролирующее лицо (реального бенефициара, выгодоприобретателя), от решений которого зависела ситуация в бизнесе.

И что же поменялось?

То, что раньше было благом для должников - налоговая исключала из ЕГРЮЛ недействующие юридические лица - станет основанием для предъявления требования о погашении долга напрямую к контролирующим лицам (новый пункт 3.1 в ст. 3 Закона об ООО). Это означает, при активной позиции кредиторов бросить компанию с долгами без последствий уже не получится.

При этом к привычным основаниям для исключения из ЕГРЮЛ добавились два новых (новый п. 5 в ст. 21.1 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 № 129-ФЗ):

  • невозможность ликвидации компании ввиду отсутствия средств на ликвидацию и невозможность возложить расходы на учредителей.
Ситуация характерна для банкротства, когда не удается возбудить или продолжить процедуру в связи с отсутствием финансирования. До сих пор это делало невозможным в принципе привлечение директора к субсидиарной ответственности.
  • наличие в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений в течение более чем 6 месяцев с момента внесения такой записи.
Последнее излюбленное основание для внесения налоговым органом записи о недостоверности - налоговая не смогла найти компанию по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, либо адрес не конкретизирован (есть номер дома, но нет офиса).

С 1 июля 2017 г. кредиторы получили право подать заявление о привлечении к субсидиарной ответственности после завершения дела о банкротстве, если их требования остались неудовлетворёнными, а также вообще без банкротства, если дело не смогли возбудить по причине отсутствия средств на процедуру. Изменения внесены в ст. 10 .

Срок, в течение которого контролирующее лицо может быть привлечено к ответственности, увеличится с 1 года до 3-х лет. После завершения конкурсного производства в отношении должника директор (или иное контролирующее лицо) будет «сидеть на пороховой бочке» еще 3 года в ожидании возможного заявления кредитора о взыскании долгов.

Существенно изменился порядок и последствия рассмотрения заявлений о привлечении к субсидиарной ответственности в ходе процедуры банкротства. Сейчас даже в случае удовлетворения требований к директору кредиторы практически ничего не выигрывают. Судебный акт появляется в конце процедуры, когда у арбитражного управляющего уже просто нет времени заниматься реальным взысканием, поэтому требование к директору может вообще не предъявляться к исполнению либо в лучшем случае продается на торгах, как правило, «за копейки». По этой же причине арбитражные управляющие часто отказываются от обращения в суд с заявлением о привлечении руководителя к субсидиарной ответственности. Так что директор не успевает даже испугаться.

После 1 июля 2017 г. рассмотрение таких заявлений будет заканчиваться выдачей каждому (!) кредитору исполнительного листа с указанием его суммы задолженности и очередности взыскания. Т.е. вместо одного исполнительного листа директору будет предъявлен целый «букет». Так что процедура банкротства компании для руководителя может закончиться сводным исполнительным производством в отношении его самого и даже личным банкротством.

Что получат кредиторы?

Кредиторы получат реальную возможность взыскивать долги компаний-банкротов с их руководителей и иных контролирующих лиц в ситуациях явной недобросовестности последних: "бросил компанию и сплю спокойно".

Новый закон разрешил самый проблемный вопрос, когда дело о банкротстве невозможно было возбудить по причине отсутствия финансирования, и кредиторы оказывались со связанными руками, в принципе лишенные возможности защиты своих прав. Теперь предъявить требование к директору можно будет и вне рамок дела о банкротстве.

Что получат налоговые органы?

Помимо всего вышесказанного налоговые органы как кредиторы получили дополнительные привилегии.

Одним из оснований привлечения к субсидиарной ответственности являются виновные действия руководителя или иного контролирующего лица, которые повлекли банкротство компании. При этом Закон о банкротстве устанавливает ряд случаев, когда вина считается доказанной по умолчанию.

Теперь к этим случаям добавился факт привлечения компании или ее руководителя к ответственности за налоговые правонарушения. Если при этом требования налогового органа составят более 50 % от общего размера требований в реестре кредиторов будет считаться, что несостоятельность возникла вследствие действий руководителя, пока не доказано иное. То есть теперь результат налоговой проверки становится прямой угрозой спокойствия руководителя. Изменения внесены в п. 4 ст. 10 ФЗ Федеральным законом от 23.06.2016 № 222-ФЗ.

Что делать руководителю?

Для руководителей и собственников бизнеса новый закон - повод чаще смотреть на свой бизнес «сверху».

С проблемной ситуацией может столкнуться каждый (неверное решение, нежелание услышать контрагента, кризис, прочие внешние и внутренние факторы). Когда разруливаются последствия, юрист выступает инструментом, который может помочь избежать ответственности или попытаться ее минимизировать. Но это как запломбировать зуб, в котором вот-вот начнется пульпит, не удаляя нерва.