Способы борьбы с бедностью в рф. Основные направления борьбы с бедностью в россии

В широком смысле бедность - это ситуация, при которой у человека постоянно не хватает средств, чтобы удовлетво­рить свои нормальные, прежде всего физиологические и со­циальные, потребности. Напомним, что к первым относятся потребности в питье, пище, одежде, укрытии, а также в том, что позволяет эти потребности удовлетворять, - в ра­боте, знаниях, профессиональных навыках и т. п. Ко вто­рым относятся потребности в определенном социальном по­ложении, в деятельности, уважаемой обществом, в общении.

Если человек имеет доступ только к минимальным ресур­сам еды, одежды и других благ, необходимых для поддер­жания физического существования, говорят об абсолютной бедности (нищете). Если же человек не обладает достаточ­ными средствами, чтобы «социально выжить», т. е. обеспе­чить удовлетворение своих насущных потребностей на уров­не, позволяющем сохранить здоровье, нормально работать, то говорят о социальной бедности.

В России бедные были всегда, и к ним, как правило, от­носились сочувственно, считая бедность несчастьем, а не ви­ной человека. «Бедность - не грех», «Бедность - не порок» - говорят русские пословицы. С 1992 г. границей бедности в нашей стране стал прожиточный минимум - стоимость ми­нимального набора продуктов питания, товаров и услуг, не­обходимых для социального выживания. Натуральным вы­ражением прожиточного минимума является минимальная потребительская корзина (она содержит перечень необходи­мых продуктов питания и услуг). В этом же году к бедным было отнесено 33% населения. С этого времени этот пока­затель колебался в зависимости от социально-экономической ситуации в стране. Сегодня, по разным оценкам, в стране насчитывается от 20 до 25 млн бедных.

Во всех демократических странах ведется борьба с бедно­стью. Пути здесь могут быть различными. Один из них, используемый и в нашей стране, - предоставление пособий малообеспеченным гражданам по программам государствен­ной помощи: социальных пенсий (минимальной пенсии при отсутствии каких-либо оснований для ее назначения),


Пособий одиноким матерям, пособий на детей и т. п. В ря­де случаев поддержка оказывается в натуральной форме (бесплатные школьные обеды, бесплатные лекарства, продо­вольственные талоны и др.).

Другой путь нацелен не столько на смягчение проявле­ний бедности, сколько на искоренение ее причин. Он преду­сматривает создание новых рабочих мест, помощь в овладе­нии востребованной в настоящий момент профессией. Это направление особенно актуально для нашей страны. Вернем­ся к данным, характеризующим стратификацию российско­го общества.

К низшим слоям общества относятся малоквалифициро­ванные работники, а также безработные. Обратим внимание и на то, что среди бедных много сельских жителей. Это тре­бует от государства специальных мер по восстановлению ин­фраструктуры сел и поселков (школ, больниц, транспортно­го сообщения), а также по развитию сельскохозяйственного производства.


Все указанные меры так или иначе связаны с общим уровнем экономического развития. Следовательно, магист­ральное направление преодоления бедности - подъем эконо­мики. Важна, как мы уже видели, и социальная политика государства, направленная на перераспределение доходов в пользу бедных слоев населения.

Помимо практической помощи, эта политика удовлетво­ряет чувство социальной справедливости значительной час­ти нашего общества, поскольку многие расценивают личное обогащение весьма негативно, говорят о нем, как о непра­ведно нажитом.

IB Основные понятия: социальная стратификация, социаль­ное государство, социальная политика, социальное обеспече­ние.

111 Термины: социальное страхование, прожиточный мини­мум, потребительская корзина.

Проверьте себя

1) Чем характеризуется социальная стратификация со­временного российского общества? 2) Какие группы населе­ния относятся к высшему классу? 3) Как и почему меня­лось положение среднего класса в последнее десятилетие?

4) Какие социальные группы образуют «зону бедности»?

5) Покажите основные тенденции развития социальных от­
ношений в нашем обществе. 6) Раскройте понятие «социаль­
ное государство». 7) Что включает в себя социальная поли­
тика государства? 8) Назовите основные социальные права
человека, закрепленные в Конституции. 9) Из чего склады­
вается система социального обеспечения? 10) Каковы глав­
ные направления борьбы с бедностью?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Сравните роль социальных факторов, определявших социально-экономическое неравенство населения в нашей стране в 1992 и в 2001 гг. Как изменилось значение отдель­ных из них? Почему?

Октябрь 1992 г.


Регион проживания



Статус занятости


Возрастной состав

Тип поселения



Образование


Размер семьи


В**

Октябрь 2001 г. I Регион проживания



Образование



Статус занятости


Возрастной состав



Тип поселения


Размер семьи

2. Доходы бедных и богатых, по некоторым оценкам, у нас расходятся в 14 раз (так же в США; в Москве - почти в 50 раз). В Европе доходы богатых в 10 раз превосходят доходы бедных.


Как вы оцениваете такой масштаб социального расслое­ния в нашей стране? Какими причинами, на ваш взгляд, вызвано столь существенное социальное расслоение? Чем вы можете объяснить такую пропасть между богатыми и бед­ными в Москве?

3. Самая опасная форма бедности - застойная бедность.
Эти люди уже не ощущают себя бедными. Таких людей в
России, по оценкам социологов, 6-8%. Вот какие характе­
ристики дает исследователь такой категории людей: «Чем
дольше человек в этом состоянии, тем слабее желание из не­
го выйти. Трехлетнее пребывание в бедности уже меняет
приоритеты: главным становится стремление экономить, ко­
торое оттесняет поиски заработка на второй план. Следую­
щая точка - семь лет: человек уже окончательно погружа­
ется в заботы об экономии и на предложения работать почти
не реагирует. Это социальная деградация, вторая, наряду с
социальной агрессией, серьезная опасность, которую несет с
собой бедность.

4. Обдумайте различные варианты борьбы с бедностью.
Какой путь (или пути) избрали бы вы? Почему?

1) Повысить зарплаты всем работающим.

2) Помочь включиться в трудовую деятельность незаня­
тым трудоспособным - официально зарегистрированным
безработным (учеба на курсах переподготовки, широкое ин­
формирование о вакансиях и т. п.).

3) Оказывать социальную помощь всем малообеспечен­
ным и нетрудоспособным (повысить пенсии, стипендии раз­
личного рода социальные выплаты, предоставлять разнооб­
разные льготы - бесплатный проезд на транспорте,
небольшая квартплата и т. п.).

4) Добиться значительного роста экономики страны, что
позволит реально повысить благосостояние населения.

Поработайте с источником

Прочтите отрывок из книги современного отечественного социолога.

Что затрудняет изучение социальной структуры совре­менного российского общества?

К первой группе причин можно отнести принципиальную новизну процессов перехода от государственного социализма к тому или иному типу капитализма, отсутствие опыта их изучения. Не меньшую трудность создает и то, что анали­зировать происходящие сдвиги ученым приходится не из «прекрасного далека», а изнутри самих меняющихся об­ществ, что не может не сказываться на точности оценок. На­конец, исследования практически ведутся «в реальном вре­мени», без достаточного временного лага, требуемого для


Серьезного осмысления событий... Все эти обстоятельства плюс явная незаконченность самих трансформационных процессов существенно ограничивают возможность глубоко­го теоретического осмысления стоящих проблем...

Вторая группа причин, тормозящих развитие российской общественной науки, связана с пережитым в последние го­ды глубоким идейно-методологическим кризисом... Ни клас­сические, ни новые общественные теории не оказались спо­собными объяснить, что представляли собой общества советского типа, во что - при тех или иных условиях - они могли трансформироваться и в каких направлениях движут­ся в настоящее время.

Правда, открывшиеся западные источники обогатили российскую общественную мысль многими ценными и пер­спективными идеями, но ответить на главные из стоящих перед ней вопросов они не смогли, так как описывали прин­ципиально иные типы социальной реальности. Не случайно все большее число исследователей фиксируют, что за анало­гичными процессами в России и на Западе, как правило, скрываются разные отношения и представления. Чтобы эф­фективно использовать западные теории в российских усло­виях, их надо критически переосмыслить...

Сегодня большинство социологов вынуждены ограничи­ваться либо качественными методами сбора информации, либо проведением небольших «пилотажных» опросов. В ре­зультате научная картина трансформации российского обще­ства носит дисперсный, мозаичный характер.

Заславская Т. И. Современное российское общество: социальный механизм трансформации.-М., 2004.-С. 16-19.

Я1Ц Вопросы и задания к источнику. 1) Каковы, на взгляд автора, основные причины, затрудняющие изучение современного россий­ского общества? 2) Как автор расценивает значение и возможнос­ти привлечения западного опыта для исследования нашей действи­тельности? 3) Чем можно объяснить ограничение фронта исследовательских работ по практической социологии небольшими «пилотажными» опросами?

Для начала следует ознакомиться с тактикой других стран по борьбе с бедностью среди населения. Многие зарубежные страны, прежде всего скандинавские, ведут эффективную борьбу с бедностью. Для борьбы с бедностью у молодых, хотя она и является временным явлением, во многих странах существуют гранты на обучение и пособия на детей молодым семьям, а для старших возрастов - доплаты к пенсии, если ее размер и доход пенсионера обеспечивают лишь низкий уровень благосостояния.

Любое правительство, исходя из программы своей деятельности, должно выбирать между масштабами программы по перераспределению доходов для борьбы с бедностью и программами по, стимулированию трудовой деятельности и экономии расходов бюджетных средств. Так, в США в 1960-1970 гг. социальная политика была направлена на создание благоприятных возможностей для бедных, а с 1980 г. стали существенно урезаться средства, направляемые из бюджета на предоставление продовольственных купонов, школьных обедов, бесплатной медицинской помощи и другие меры, направленные на снижение масштабов бедности.

Для искоренения нищеты и уменьшения масштабов бедности международным сообществом было предложено в середине 1990-х гг. национальным правительствам:

1. разработать комплексные стратегии.

2. улучшить для бедных общин (социальных групп) доступ к производственным ресурсам и инфраструктуре.

3. стремиться к удовлетворению основных потребностей человека во всех слоях населения.

4. укреплять и расширять законодательство для усиления социальной защиты и уменьшения уязвимости определенных категорий людей.

В общей постановке все эти вопросы имеют непосредственное отношение к стратегическому курсу российского правительства. Международное сообщество декларировало необходимость создания в новой России государства с социально ориентированной экономикой.

В таком государстве в центр развития ставится, разумеется, человек, решение его проблем при постоянном росте уровня и улучшении качества жизни, безусловном соблюдении прав каждой личности, а достижение целей социального развития не является вторичным по отношению к целям экономического развития.

Социальная сфера сегодня – тугой узел острых социальных проблем. Истоки их, как видно, лежат не только в экономике, но и в массовом сознании, психологии людей. А это значит, что глубокие положительные сдвиги в данной сфере – задача долговременной перспективы. Но вместе с тем очевидно, что достижения или просчеты именно в этой области во многом решат судьбу реформ в России. Поэтому уже сейчас социальная политика становится приоритетной в деятельности государства.

Необходимые правовые предпосылки для решения социальных проблем создает Конституция РФ, а также законы, конкретизирующие ее положения. Каждому гражданину республики Конституция предоставляет широкие социальные права. Однако механизм социальной защиты населения в стране на сегодняшний день четко не отлажен. Немалые средства выделаются государством для адресной помощи определенным группам населения, но зачастую они не доходят до адресата, простого гражданина. Следует более систематизировано и грамотно подойти к решению проблем бедности, к созданию программ социального и экономического развития, к распределению денежных средств для разработанных программ. Четко скоординированная направленная помощь нужна сегодня многим сферам нашей жизни. Программы развития должны скрупулезно разрабатываться совместно со многими специалистами разных областей, должны учитывать, в первую очередь, интересы обычных граждан страны. Финансовая поддержка со стороны государства должна направляться напрямую на решение поставленных задач.

Сегодня государство пытается поддержать малообеспеченные и многодетные семьи. Одним из направлений помощи является бесплатное школьное питание всех учеников 1-2 классов начального звена, детей из малообеспеченных и многодетных семей. В нашей школе такое питание получили 513 учеников, что составляет около 34 % от общего количества учащихся. Статистика малообеспеченных семей по школе дает результат в 305 семей, т. е. 30 % от всех учащихся. Полученная цифра малообеспеченных семей по одной только нашей школе чрезвычайно высока.

В настоящее время государством налажена поддержка безработного населения страны, подразумевающая денежные выплаты по потере работы. Происходит выплата денежных пособий по безработице в связи с временной нетрудоспособностью из-за болезни, материнский капитал, детское пособие, пенсии по старости, по случаю потери кормильца, по инвалидности, пенсии военнослужащим и ряд других социальных пособий. Другое дело, что суммы этих выплат весьма невелики.

Однако можно с большой уверенностью говорить о постепенной стабилизации положения уровня жизни населения как по стране в целом, так и по Удмуртии. Здесь денежные доходы в среднем на жителя республики увеличились с 1514 рублей в 2000 году до 7370 рублей в 2007, или в 4, 9 раза. На социальную поддержку ветеранов войны и труда направлено 3 млрд. 357 млн. рублей, на выплату детских пособий – 2 млрд. 75 млн. рублей, на отдых и оздоровление детей-инвалидов и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, - 113 млн. рублей. За три последних года малоимущим многодетным семьям было выделено 23 млн. рублей безвозмездных субсидий на улучшение жилищных условий, 2486 молодых семей получили льготные кредиты и жилищные займы на сумму 959 млн. рублей. Но не будем забывать, что это лишь статистика. Реальное же положение мы с вами ощущаем на себе. Кто-то уверен в завтрашнем дне, кто-то ожидает помощи от государства.

На мой взгляд, говоря более конкретным языком, правительству страны на сегодняшний день для решения проблем бедности к тем направлениям, которые уже сейчас им проводятся, необходимо добавить следующие пункты:

1. ввести прожиточный минимум отдельно на сельское, городское население и города-миллионеры. Таким образом, мы сможем устанавливать более объективные цифры, нежели сейчас. И как следствие этого, сможем разрабатывать более конкретные программы для поддержки той или иной группы населения;

2. ужесточить уголовную ответственность за выплату зарплаты ниже уровня, установленного государством, за задержку выплаты заработной платы;

3. проведение жесткой ценовой политики со стороны государства, фиксированные цены хотя бы на продукты, входящие в продовольственную корзину;

4. увеличение пенсий до размера прожиточного минимума, без учета льгот;

5. увеличение стипендий как минимум до размера стоимости продуктовой корзины;

6. создание общероссийской программы по борьбе с безработицей, включающей в себя создание новых рабочих мест в перспективных отраслях хозяйства и промышленности, помощи в поиске работы по всей стране и переезде на новое место жительства в другую область по нахождении там вакансии;

7. отладить четкий и слаженный механизм работы всех структур власти, слежения за выделяемыми средствами по той или иной программе.

Итак, социальная и экономическая политика должна быть точно сориентирована на центральную фигуру всей системы – человека, на его потребности, для обеспечения нормального уровня жизни.

В экономической психологии при анализе отношения к бедности выделяют три группы причин бедности:

  • - структуральные (ответственность возлагается на экстремистское общество, плохое управление и экономические силы);
  • - индивидуалистические или личностные (ответственность за бедность возлагается на поведение и черты личности бедных);
  • - фаталистические (причина бедности видится в отсутствие удачи и поворотах судьбы).
  • - создание условий для самообеспечения нормального уровня благосостояния всех семей с трудоспособными взрослыми на трудовой основе;
  • - формирование системы эффективной поддержки уязвимых групп населения (престарелые, инвалиды, семьи с высокой иждивенческой нагрузкой, семьи в экстремальных ситуациях) и гарантий недискриминационного доступа к бесплатным или дотационным ресурсам;
  • - должна быть повышена роль профсоюзов и государства в обеспечении трудовых прав работников, особенно инвалидов, женщин и родителей с малолетними детьми, работников из неполных семей, молодежи;
  • - в сфере оплаты труда главным фактором сокращения бедности должен стать рост минимальной оплаты труда, сокращение числа малооплачиваемых работников;
  • - увеличение занятости населения;
  • - следует совершенствовать систему адресной социальной помощи социально уязвимых групп населения: инвалидов, пенсионеров, одиноких родителей, беженцев и др.

Важнейшим фактором решения проблемы бедности является экономический рост, поскольку именно экономический рост ведет к увеличению валового национального дохода, за счет которого формируется фонд потребления. Вместе с тем вполне возможно сохранение масштабов бедности неизменными на фоне неплохого экономического роста. Это связано как с очень быстрым ростом населения, так и с тем, что экономический рост может обеспечиваться узкой группой отраслей с небольшим спросом на рабочую силу.

В то же время в борьбе с бедностью важна и государственная помощь бедным, хотя ее увеличение ведет к снижению остроты проблемы бедности, но не к её решению. Как показывает опыт развитых стран, на фоне роста этой помощи может возрастать так называемая застойная бедность той части трудоспособного населения, которая отчаялась найти работу и поэтому психологически ориентирована лишь на помощь государства. Как следствие, адресные выплаты пособий бедным должны сопровождаться комплексом социально-экономических мер, нацеленных на их вовлечение в трудовую деятельность (программы профессиональной подготовки и переподготовки, содействие в поиске рабочих мест и др.).

Особую остроту глобальной проблеме бедности придает то, что многие развивающиеся страны в силу низкого уровня доходов пока не имеют достаточных возможностей для смягчения проблемы бедности. Именно поэтому для ликвидации очагов бедности в мировом хозяйстве требуется широкая международная поддержка. Проблеме бедности уделяется все большее внимание со стороны международной общественности. В 2000 г. главы правительств 180 государств мира подписали так называемую Декларацию тысячелетия, определив восемь ключевых задач мирового развития на период до 2015 г. и призвав международные экономические организации сориентировать свои программы помощи на их достижение. Первой в числе этих задач в декларации названа задача уменьшения к 2015 г. вполовину числа людей, вынужденных существовать менее чем на 1 долл. в день.

В России разработана и утверждена Правительством Российской Федерации и реализуется федеральная целевая программа «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации 2002-2010 годы и до 2015 года». Она состоит из двух этапов:

  • · На первом этапе (2002-2010 гг.) реализации Программы намечены меры по уменьшению на 25% число отстающих по основным социально-экономическим показателям субъектов РФ. В результате доля населения с доходами ниже прожиточного минимума будет снижена на 15%.
  • · На втором этапе (к концу действия Программы в 2015 году) предусмотрено сократить межрегиональные различия в доходах на душу населения в 3 раза, число отстающих регионов в 2 раза, уменьшить на 25% долю населения с доходами ниже прожиточного минимума.

Вместе с тем, анализ показывает, что масштабы этой деятельности еще не достаточны, во многих регионах по-прежнему доминирует категориальных подход к распределению государственной социальной помощи, адресные формы социальной поддержки находятся в стадии становления.

Сдерживающими факторами для введения социальной помощи малоимущим являются, прежде всего:

Мировая практика выработала два главных способа борьбы с бедностью. Первый используется в развитых странах с высоким уровнем жизни и социальных гарантий, обеспечивающих основные минимальные доходы (заработную плату и пенсии), достаточные для действующих в обществе стандартов потребления.

И второй - система адресной социальной помощи тем, кто находится в худшем, относительно других, положении. Он применяется в развитых странах как дополнительная, исключительно для узкого круга лиц, попадающих в экстремальную жизненную ситуацию.

Среди государственных мер по снижению бедности выделяют:

  • - создание условий для роста производства и, соответственно, тем самым для увеличения денежных доходов населения;
  • - поддержание макроэкономической стабильности;
  • - проведение антиинфляционной политики;
  • - установление минимального размера оплаты труда;
  • - разработка социальных программ и механизмов их реализации.

Одним из факторов удачной борьбы с бедностью является стабильный экономический рост в стране. Только в этом случае предпринимаемые меры принесут результат. К основополагающим мерам по борьбе с бедностью можно отнести следующие:

  • - увеличение заработной платы (особенно в бюджетной сфере);
  • - увеличение социальных пособий и пенсий;
  • - увеличение МРОТа и прожиточного минимума;
  • - увеличение занятости населения.

По мнению Всемирного банка, для решения проблемы бедности России нужно кардинальным образом пересмотреть политику социальных выплат. Банк призывает Россию повысить адресность действий по снижению бедности и сфокусировать свои действия на особо бедных гражданах (как нетрудоспособных, так и трудоспособных, но безработных, в первую очередь в регионах), повысив им социальные выплаты. Правда, российские эксперты не соглашаются с такой точкой зрения и говорят, что самое главное на сегодня - не повышать трудоспособным безработным пособия, а пытаться обеспечить их рабочими местами.

В завершение, усилия государственных органов управления должны быть сосредоточены на полном решении задачи сокращения численности бедных в два раза.

В реальной жизни эти приоритеты не могут быть реализованы в чистом виде. В меру своих возможностей каждый субъект Российской Федерации будет снижать численность бедного населения, не ожидая дополнительной поддержки своим усилиям.

  1. Чем характеризуется социальная стратификация современного российского общества?
  2. Какие группы населения относятся к высшему классу?
  3. Как и почему менялось положение среднего класса в последнее десятилетие?
  4. Какие социальные группы образуют «зону бедности»?
  5. Покажите основные тенденции развития социальных отношений в нашем обществе.
  6. Раскройте понятие «социальное государство».
  7. Что включает в себя социальная политика государства?
  1. Назовите основные социальные права человека, закрепленные в Конституции.
  2. Из чего складывается система социального обеспечения?
  3. Каковы главные направления борьбы с бедностью?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Доходы бедных и богатых, по некоторым оценкам, в России расходятся в 14 раз (так же, как и в США; в Москве - почти в 50 раз). В Европе доходы богатых в 10 раз превосходят доходы бедных. Как вы оцениваете такой масштаб социального расслоения в нашей стране? Какими причинам и, на ваш взгляд, вызван столь существенный разрыв? Чем вы можете объяснить такую пропасть между богатыми и бедными в Москве?

2. Самая опасная форма бедности - застойная бедность. Эти люди уже не ощущают себя бедными. Таких людей в России, по оценкам социологов, 6-8 %. Вот какие характеристики дает исследователь такой категории людей. «Чем дольше человек в этом состоянии, тем слабее желание из него выйти. Трехлетнее пребывание в бедности уже меняет приоритеты: главным становится стремление экономить, которое оттесняет поиски заработка на второй план. Следующая точка - семь лет: человек уже окончательно погружается в заботы об экономии и на предложения работать почти не реагирует. Это - социальная деградация, вторая, наряду с социальной агрессией, серьезная опасность, которую несет с собой бедность.

3. Обдумайте различные варианты борьбы с бедностью. Какой бы путь (или пути) избрали вы, почему?

  1. Повысить зарплаты всем работающим.
  2. Помочь включиться в трудовую деятельность незанятым трудоспособным - официально зарегистрированным безработным (учеба на курсах переподготовк и, широкое информирование о вакансиях и т. п.).
  3. Оказывать социальную помощь всем малообеспеченным и нетрудоспособным (повысить пенсии, стипендии, различного рода социальные выплаты, предоставлять разнообразные льготы - бесплатный проезд на транспорте, небольшая квартплата и т. п.).
  4. Добиться значительного роста экономики страны, что позволит реально повысить благосостояние населения.

Поработайте с источником

Прочитай те отрывок из книги современного отечественного социолога Т. И. Заславской.

Что затрудняет изучение социальной структуры современного российского общества?

К первой группе причин можно отнести принципиальную новизну процессов перехода от государственного социализма к тому или иному типу капитализма, отсутствие опыта их изучения. Не меньшую трудность создает и то, что анализировать происходящие сдвиги ученым приходится не из «прекрасного далека», а изнутри самих меняющихся обществ, что не может не сказываться на точности оценок. Наконец, исследования практически ведутся «в реальном времени», без достаточного временного лага, требуемого для серьезного осмысления событий... Все эти обстоятельства плюс явная незаконченность самих трансформационных процессов существенно ограничивают возможность глубокого теоретического осмысления стоящих проблем... Вторая группа причин, тормозящих развитие российской общественной науки, связана с пережитым в последние годы глубоким идейно-методологическим кризисом... Ни классические, ни новые общественные теории не оказались способными объяснить, что представляли собой общества советского типа, во что - при тех или иных условиях - они могли трансформироваться и в каких направлениях движутся в настоящее время.

Правда, открывшиеся западные источники обогатили российскую общественную мысль многими ценными и перспективными идеями, но ответить на главные из стоящих перед ней вопросов они не смогли, так как описывали принципиально иные типы социальной реальности. Не случайно все большее число исследователей фиксируют, что за аналогичными процессами в России и на Западе, как правило, скрываются разные отношения и представления. Чтобы эффективно использовать западные теории в российских условиях, их надо критически переосмыслить... Сегодня большинство социологов вынуждены ограничиваться либо качественными методами сбора информации, либо проведением небольших «пилотажных» опросов. В результате научная картина трансформации российского общества носит дисперсный, мозаичный характер.

Заславская Т. И. Современное российское общество: социальный
механизм трансформации. - М., 2004. - С. 16 - 19.

Вопросы и задания к источнику

  1. Каковы, на взгляд автора, основные причины, затрудняющие изучение современного российского общества?
  2. Как автор расценивает значение и возможности привлечения западного опыта для исследования нашей действительности?
  3. Чем можно объяснить ограничение «фронта» исследовательских работ по практической социологии «небольшими "пилотажными" опросами»?