Ревизия и аудит финансовых результатов предприятия от хозяйственной деятельности (на примере зао "абсолютбанк"). Организация и порядок проведения ревизии финансово-хозяйственной деятельности организации

Журнал “ НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ” Москва2006,10
Анатолий Вифлеемский, директор Центра экономики образования, кандидат экономических наук, г. Нижний Новгород

Игорь Лозицкий, директор московского Общества с ограниченной ответственностью «ФинПром-Маркет - XXI»

РЕВИЗИЯ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛ

Если в советское время ревизии финансово-хозяйственной деятельности школ были вполне обычным делом, то в период реформ они стали проводиться бессистемно. К ним добавились проверки налоговых органов, фондов и других организаций, которые имеют свою специфику. Комплексные проверки финансово-хозяйственной деятельности проводятся крайне редко. В результате не только руководители школ не вполне к ним готовы, но и руководители органов управления образованием не совсем представляют, что и как должно проверяться.

Проверкаи ревизия

Формы финансового контроля за деятельностью школ разнообразны. Это могут быть:

Ревизия финансово-хозяйственной деятельности (проводят её контрольно-ревизионные управления органов управления образованием или финансовых органов);

проверка целевого использования выделенных средств (проводят органы казначейства);

выездные или камеральные проверки Федеральной налоговой службы РФ;

проверка соблюдения кассовой дисциплины (проводят банки);

аудиторская проверка (проводят аудиторские фирмы по желанию самой школы).

Проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определённом участке деятельности проверяемой организации.

Ревизия - это система обязательного контроля при документальной и фактической проверке законности и обоснованности хозяйственных и финансовых операций; правильности их отражения в бухгалтерском учёте и отчётности; законности действий руководителя и главного бухгалтера, на которых возложена ответственность за все финансовые действия.

Таким образом, под ревизией понимается сплошная документальная и фактическая проверка всех финансово-хозяйственных операций, в то время как проверка имеет выборочный характер.

Цель ревизии - контроль за соблюдением законодательства РФ при хозяйственных и финансовых операциях, их обоснованности, наличия и движения имущества и обязательств, использования материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утверждёнными нормами, нормативами и сметами. Ревизии бывают комплексными, тематическими и сквозными. Комплексная ревизия муниципальной школы затрагивает всю её финансово-хозяйственную деятельность, а также операции по поступлению средств из муниципального бюджета и государственных внебюджетных фондов. При тематической ревизии проверяются отдельные вопросы использования бюджетных и внебюджетных средств (которые согласно ст. 41, 42 Бюджетного кодекса РФ являются неналоговыми доходами бюджета), проведение взаимных расчётов и платежей с бюджетами различных уровней и бюджетами государственных внебюджетных фондов. Сроки проведения ревизии, состав ревизионной группы, её руководителя назначает руководитель контрольно-ревизионного органа с учётом объёма предстоящих работ, определённых задачами ревизии и особенностями деятельности школы. Как правило, срок ревизии не превышает 45 календарных дней. Продлевает первоначально установленный срок ревизии руководитель, назначивший ревизию, по мотивированному представлению руководителя ревизионной группы. Руководитель ревизионной группы должен предъявить руководителю школы удостоверение на право проводить ревизию, ознакомить его с основными задачами, представить участвующих в ревизии работников, решить организационно-технические вопросы и составить рабочий план.

По требованию руководителя ревизионной группы при выявлении фактов злоупотребления или порчи имущества директор школы в соответствии с действующим законодательством РФ обязан провести инвентаризацию денежных средств и материальных ценностей. На практике такая инвентаризация в обязательном порядке проводится при каждой ревизии. Более того, любая ревизия школы начинается со снятия остатков наличных денежных средств в её кассе. Объём инвентаризации устанавливает руководитель ревизионной группы по согласованию с директором школы.

Порядок ревизий утверждён приказом Минфина РФ № 42н от 14 апреля 2000 г. «Об утверждении Инструкции о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов Российской Федерации». Напомним, что в этом документе предусмотрена возможность обжаловать действия контролирующих органов в судебном порядке.

Финансово-хозяйственная деятельность школы проверяется по таким направлениям:

соответствие деятельности школы учредительным документам;

обоснованность расчётов сметных назначений;

исполнение смет расходов;

использование бюджетных средств по целевому назначению;

обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей;

обоснованность получения и расходования внебюджетных средств;

соблюдение финансовой дисциплины, правильность ведения бухгалтерского учёта и составления отчётности;

обоснованность операций с денежными средствами и ценными бумагами, расчётных и кредитных операций;

полнота и своевременность расчётов с бюджетом;

операции с основными средствами и нематериальными активами;

операции, связанные с инвестициями;

расчёты по оплате труда с физическими лицами и прочие;

обоснованность затрат, связанных с текущей деятельностью, и затрат капитального характера;

формирование финансовых результатов и их распределение.

Ревизия финансово-хозяйственной деятельности организации включает:

Проверку формы и содержания учредительных, регистрационных, плановых, отчётных, бухгалтерских и других документов для установления законности и правильности проведённых операций;

Проверку фактического соответствия совершённых операций данным первичных документов, в том числе по фактам получения и выдачи указанных в них денежных средств и материальных ценностей, фактически выполненных работ (оказанных услуг) и т.п.;

Встречные проверки поступления и расходования средств федерального бюджета, использования внебюджетных средств, дохода от имущества, находящегося в федеральной собственности;

Сличение имеющихся в школе записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными в тех организациях, от которых получены или которыми выданы денежные средства, материальные ценности и документы;

Контроль за наличием и движением материальных ценностей и денежных средств, правильностью формирования затрат, полнотой оприходования продукции, достоверностью объёмов выполненных работ и оказанных услуг, в том числе с привлечением в установленном порядке специалистов других организаций, обеспечением сохранности денежных средств и материальных ценностей при инвентаризациях, контрольных обмерах выполненных объёмов работ, экспертизах и т.п.;

Проверку достоверности отражения проведённых операций в бухгалтерском учёте и отчётности, в том числе соблюдения установленного порядка ведения учёта, сопоставления записей в регистрах бухгалтерского учёта с данными первичных документов и показателей отчётности с данными бухгалтерского учёта, арифметической проверки первичных документов;

Проверку использования и сохранности бюджетных средств, доходов от имущества, находящегося в государственной собственности.

Конкретные вопросы ревизии определяются программой, или перечнем, основных вопросов ревизии. Во время ревизии могут возникнуть дополнительные вопросы для проверки, первоначальная программа может быть изменена и дополнена. (Возможную программу ревизии приводим ниже.)

Результаты ревизии оформляются актом. Члены ревизионной группы после проверки вопроса программы ревизии составляют промежуточный акт, который подписывают участник ревизионной группы, ответственный за проверку конкретного вопроса, и должностные лица ревизуемой школы. Факты, изложенные в промежуточном акте, включаются в акт ревизии. Один экземпляр оформленного акта, подписанного руководителем ревизионной группы, вручается руководителю школы (он должен расписаться и указать дату получения). Для ознакомления с актом ревизии и его подписания по просьбе директора или главного бухгалтера школы по согласованию с руководителем ревизионной группы может быть установлен срок до пяти рабочих дней.

Если по акту есть возражения или замечания, то подписавшие его должностные лица школы отмечают это перед своей подписью и одновременно представляют руководителю ревизионной группы письменные возражения или замечания, которые приобщаются к материалам ревизии. Руководитель ревизионной группы в течение пяти рабочих дней обязан проверить обоснованность изложенных возражений или замечаний и дать по ним письменное заключение, которое после утверждения руководителем территориального управления направляется в школу и приобщается к материалам ревизии. Письменные заключения руководитель ревизионной группы вручает не позднее чем через пять рабочих дней.

Если должностные лица ревизуемой школы отказываются подписать или получить акт ревизии, руководитель ревизионной группы это отмечает в конце акта ревизии. При этом акт может быть направлен школе по почте или иным способом, с помощью которого можно засвидетельствовать дату его получения. К экземпляру акта, который хранится в управлении, прилагаются документы, подтверждающие факт отправления или передачи акта.

Организацияконтрольно-ревизионной работы в муниципальной системе образования

Обязательным для эффективного функционирования муниципальной системы образования считаем наличие контрольно-ревизионной службы в самой системе образования. Деятельность такого органа должна быть в обязательном порядке компьютеризована с использованием современного программного комплекса. В системе образования должен быть собственный контрольно-ревизионный орган, задача которого - проводить не только ревизии финансово-хозяйственной деятельности муниципальных школ, но и аудит муниципальной системы образования. Внутренняя система контроля значительно эффективнее внешней. Контрольно-ревизионное управление финансовых органов - жёстко репрессивная служба, но поскольку в школах не хватает бухгалтеров, самостоятельно ведущих учёт, она не добивается положительного эффекта.

Аудит, как и ревизия, предполагает проверку достоверности финансовой отчётности и выявление различных нарушений в порядке ведения бухгалтерского учёта, однако, в отличие от ревизии, цель аудита - не наказать виновных, а устранить недостатки и оказать помощь.

В ряде регионов страны, включая Москву, в структуре органов управления образованием действуют собственные контрольно-ревизионные службы. Некоторые из них используют средства комплексной автоматизации ревизионной деятельности (в Москве компьютеризацию провели довольно давно). Контрольно-ревизионное управление Департамента образования г. Москвы в качестве средства автоматизации процессов планирования, управления и постановки контрольно-ревизионной работы с 2000 года использует автоматизированную информационно-аналитическую систему «Ревизор», понимая, что контрольно-ревизионная работа сегодня невозможна без современных компьютерных технологий и баз данных.

* f

Программа «Ревизор 2.0»

Компьютеризация с помощью этой системы обеспечивает практически на всех этапах контрольно-ревизионной работы.

1. Должны быть компьютеризованы процедуры текущего перспективного планирования ревизионной работы, формирования планов и графиков ревизий и проверок, контроль за их выполнением, подготовка планов-программ ревизионных мероприятий. В результате план-график проверки может быть унифицированным, но легко корректироваться с учётом специфики учреждения.

2. Информационное обеспечение деятельности ревизора - единые классификаторы и словари-справочники, а также оперативный доступ к архивной информации, полученной по результатам проверок. Если же воспринимать контрольно-ревизионную службу образования ещё и как систему аудита, то у такого ревизора во время проверки при себе всегда должен быть ноутбук с правовыми базами данных и демонстрационными версиями бухгалтерских программных комплексов, с самыми последними обновлениями и рекомендациями по ведению бухгалтерского и управленческого учёта.

3. Учёт результатов контрольно-ревизионной работы включает также учёт принятых решений и рекомендаций, контроль полноты и своевременности исполнения плана-программы проверок. Хорошая компьютерная программа должна помогать формировать отчёт о результатах работы, с последующей их консолидацией.

4. Аналитическая обработка информации. В деятельности контрольно-ревизионных служб, как и в деятельности любого образовательного учреждения, всегда есть статистическая отчётность. При системной контрольно-ревизионной работе возникает необходимость обрабатывать информацию, полученную по результатам ревизии, оценивать эффективность и результативность работы как подразделений, так и сотрудников контрольно-ревизионной службы. Понятно, что без современных компьютерных технологий крайне сложно провести сравнительный многофакторный анализ состояния ревизионной работы и финансово-хозяйственной деятельности в школах, выявить и проанализировать тенденции и динамику нарушений.

Программа ревизии финансово-хозяйственной деятельности муниципального образовательного учреждения

Проверяемые вопросы

Основное содержание проверки
1.

Организационно-правовая деятельность. Наличие уставных документов, лицензии
1. Наличие устава, полнота отражения в нём обязательных положений, определённых в Законе РФ «Об образовании».

2. Наличие лицензии, дающей право на ведение образовательной и других видов деятельности, по которым необходимо получать лицензию.

3. Наличие аттестации.

4. Наличие свидетельства о государственной аккредитации, подтверждающего государственный статус школы, дающего право на выдачу выпускникам документов государственного образца о соответствующем уровне образования.

5. Организация работы административно-управленческого аппарата, педагогического состава.

6. Общая характеристика школы.

7. Состояние контроля за выполнением приказов и иных нормативных правовых актов учредителя.

8. Состояние работы с поступающими письмами, жалобами и заявлениями: своевременность учёта и принятия решений. Причины жалоб и меры их предупреждения.

9. Вопросы финансово-хозяйственной деятельности, её организация и планирование
2.

Организация бухгалтерского учёта. Учётная политика
1. Учёт и отчётность.

2. Автоматизация бухгалтерского учёта.

3. Учёт, хранение документов, делопроизводство.

4. Учётная политика (приказ об утверждении учётной политики, для целей бухгалтерского учёта, для целей налогообложения).

5. Соответствие аналитического учёта данным синтетического учёта. Выявление представленных в соответствующие инстанции недостоверных балансов и отчётов, соблюдение сроков их представления.

6. Анализ годовой и периодической отчётности, выполнение указаний вышестоящих органов по отчётам и балансам школы.

7. Сохранность бухгалтерских документов, своевременность сдачи их в архив.

8. Соблюдение требований отбора, хранения и уничтожения документов
3.

Источники финансирования. Сметы расходов. Целевое использование бюджетных средств
1. Источники финансирования (бюджетные, внебюджетные).

2. Наличие, обоснованность и исполнение смет расходов по каждому источнику получения средств.

3. Анализ результатов исполнения смет.

4. Правильность отнесения затрат на соответствующие статьи расходов.

5. Проверка денежных обязательств (заключение договоров (соглашений, контрактов) но выполнение работ (оказание услуг, приобретение имущества) в пределах бюджетных средств (лимитов).

6. Достоверность и законность операций, связанных с дебиторской и кредиторской задолженностью, реальность дебиторской задолженности, своевременность взыскания дебиторской и погашения кредиторской задолженности.

7. Нецелевое использование средств бюджета
4.

Законность получения и использования внебюджетных средств, их учет. Источники внебюджетных средств
1. Наличие утверждённых смет доходов и расходов по видам внебюджетных средств, их обоснованность.

2. Правильность отнесения расходов за счёт внебюджетных средств на соответствующие статьи.

3. Планирование и исполнение расходов за счёт предпринимательской деятельности с учётом действующих норм и нормативов.

4. Полнота возмещений на счета школы расходов по использованию коммерческими организациями зданий, сооружений, оборудования и имущества, принадлежащих школе.

5. Использование полученных доходов на уставные цели школы
5.

Платные услуги школы
1. Регламентация оказания платных услуг (формулировки в уставе, Положение об оказании платных услуг, перечень видов дополнительных платных услуг и порядок их предоставления (на договорной основе).

2.Наличие лицензии при проведении курсов обучения, сопровождающихся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании.

3. Приказ об организации каждого вида дополнительных платных услуг.

4. Наличие договоров с родителями учащихся, воспитанников.

5. Наличие смет доходов и расходов с расчётами по видам услуг.

6. Трудовые договоры или договоры гражданско-правового характера с сотрудниками, оказывающими платные услуги.

7. Организация работы школы по платным услугам (расписание, сетка занятий, график работы штатных сотрудников).

8. Порядок оплаты за платные дополнительные услуги.

9. Выполнение Правил оказания платных образовательных услуг, в том числе предоставление информации об услугах
6.

Целевые средства, пожертвования школам
1. Расходование целевых средств в строгом соответствии с целевым назначением.

2. Составление сметы доходов и расходов и отчёта об использовании целевых средств.

3. Учёт и регистрация поступающих пожертвований.

4. Постановка на баланс безвозмездно переданных материальных ценностей. Оформление актов приёма-передачи
7.

Штатно-финансовая дисциплина. Расходование фонда заработной платы
1. Правильность и обоснованность составления штатного расписания, планирования средств на заработную плату.

2. Обоснованность установления должностных окладов сотрудникам, надбавок и доплат.

3. Правильность составления тарификации (педагогический стаж, образование, нагрузка, доплаты, аттестация, звание, учёная степень), установление разрядов по Единой тарифной сетке педагогическим работникам в зависимости от образования и стажа педагогической работы.

4. Оформление документов по аттестации и присвоению разрядов, наличие и правильность составления протоколов заседаний аттестационной комиссии, в том числе указание оснований для присвоения повышенного разряда.

5. Должностные обязанности на все штатные должности (с подписями работников об ознакомлении с ними).

6. Соответствие часов в журналах замены с записями в классных журналах и табелях. Графики работы администрации, технического и учебно-вспомогательного персонала.

7. Документальная проверка часов основной нагрузки, часов школьного компонента, воспитательских и часов дополнительного образования (классные журналы, журналы кружковых занятий сверяются с тарификацией и табелем).

8. Положение о материальном стимулировании работников школы (наличие, содержание, соответствие выплат Положению).

9. Приказы на доплаты за совмещение профессии в пределах фонда заработной платы и на оплату работы по совместительству. Проверка доплат штатным работникам за работу, не входящую в основной круг обязанностей (наличие функционала на установленную доплату, отсутствие в установленной доплате работ, указанных в основной должностной инструкции).

10. Правильность ведения и оформления книги приказов и книги движения трудовых книжек, наличие коллективного трудового договора, зарегистрированного в соответствующем органе по труду, наличие трудовых договоров с каждым сотрудником (обязательно для сотрудников, работающих в учреждении после 01.02.2002 г.).

11. Правильность начисления оплаты очередного отпуска и пособий по временной нетрудоспособности.

12. Первичные документы по учёту оплаты труда (наличие, соответствие установленным формам, правильность оформления).

13. Соответствие расходов утверждённой смете.

14. Соответствие данных синтетического и аналитического учёта
8.

Учёт кассовых операций, ревизия денежных средств в кассе. Снятие остатков денежной наличности и других ценностей в кассе
1. Соблюдение порядка ведения кассовых операций, своевременности и полноты оприходования денег, операций по списанию в расход денег по кассе.

2. Заполнение обязательных реквизитов в кассовых документах.

3. Ежедневные отчёты кассира по кассовым операциям в соответствии с приходно-расходными документами, расчётно-платёжными ведомостями.

4. Обеспечение сохранности денежных средств (наличие изолированного помещения кассы, наличие решёток на окнах).

5. Приказ руководителя школы о назначении раздатчика заработной платы, договор о полной материальной ответственности с раздатчиком, с кассиром.

6. Строго целевое использование наличных денег, полученных в банке на цели, указанные в чеке.

7. Ежемесячная ревизия кассы в соответствии с установленной периодичностью, а также проведение внезапной ревизии кассы. Составление акта по результатам ревизии и его реализация.

8. Наличие и соблюдение утверждённого банком лимита денежной наличности в кассе.

9. Ведение кассовой книги.

10. Соблюдение установленных правил расчётов наличными деньгами.

11. Правильность отражения кассовых операций на счетах бухгалтерского учёта. Взаимосвязь между регистрами бухгалтерского учёта и проверяемыми первичными документами,

12. Соблюдение порядка выдачи документов государственного образца об образовании, изготовление, заполнение и хранение соответствующих бланков документов. Наличие прошнурованных, пронумерованных и скреплённых печатью книг регистрации документов строгой отчётности - выдаваемых аттестатов, дипломов, приложений к ним и академических справок с необходимыми реквизитами
9.

Расчёты с подотчётными лицами
1. Соблюдение порядка выдачи авансов на хозяйственные и командировочные расходы (авансы под отчёт выдаются только лицам, работающим в данной школе; по распоряжению руководителя на основании письменного заявления получателя с указанием назначения аванса и срока, на который он выдаётся, выдаются лицам, не имеющим задолженности по предыдущим авансам. Деньги, выданные под отчёт, расходуются только на те цели, которые предусмотрены при их выдаче).

2. Своевременность представления авансовых отчётов, правильность оформления оправдательных документов, подтверждающих произведённые расходы (возврат остатка неиспользованного аванса производится не позднее третьего дня с момента истечения срока, на который были выданы денежные средства; случаи списания материальных ценностей, приобретённых через подотчётных лиц, на расходы учреждения без оприходования на соответствующие счета бюджетного учёта).

3. При выявлении фиктивных (товарных и бестоварных) счетов ревизор обязан проверить все авансовые отчёты данного должностного лица за прошлое время, в том числе и за ранее обревизованный период.

4. Соблюдение порядка использования средств, выдаваемых на командировочные расходы.

5. Анализ переходящих остатков задолженности, их причины и реальное состояние
10.

Денежные средства, находящиеся на счетах школы
1. Ревизия банковских операций по бюджетным и расчётным счетам. Договора с банком (органом казначейства) на расчетно-кассовое обслуживание счетов, открытых на учреждение, и правильность их открытия.

2. Источники поступления денежных средств на счета учреждения. Достоверность, законность и целесообразность банковских операций. Банковские операции по каждому счёту проверяются в сплошном порядке по первичным документам, бухгалтерским записям, выпискам банка.

3. Наличие оправдательных документов и их соответствие банковским выпискам и бухгалтерским данным (журналы операций, выписки по лицевым счетам, платёжные поручения, платёжные требования - поручения, приходные и расходные кассовые ордера).

4. Правильность отнесения сумм перечислений на соответствующие счета бухгалтерского учёта.

5. Законность возникновения расчетов с учреждениями, организациями. Наличие заявлений от работников школы для перечисления денежных средств на пластиковые корточки и сберегательные книжки
11.

Заключение договоров и контрактов и оплата по ним. Соответствие заключённых договоров законодательству, их целесообразность
1. Целесообразность и законность расходования бюджетных средств на хозяйственные цели: оплата коммунальных услуг, аренды, услуг по охране помещений, аудиторских и консультационных услуг и т.д. Правовая оценка заключённых договоров и предъявленных исков.

2. Правильность оформления договорами закупок товаров, работ и услуг. При заключении договора должен быть указан его номер и дата заключения. Контракты и договоры на выполнение подрядных работ должны содержать сроки начала, окончания работ, их объём и стоимость. При установлении штрафных санкций (штраф, пени, неустойка) за неисполнение / ненадлежащее исполнение обязательств противоположной стороной (контрагентом) в договоре (при неисполнении контрагентом своих обязательств) штрафные санкции необходимо взыскивать. В контрактах и договорах необходимо прописывать гарантию на поставляемые товары, выполняемые работы. При заключении договоров на коммунальное обслуживание необходимо отслеживать объёмы потребляемых услуг и при их изменении производить их перерасчёт.

3. Оформление договоров гражданско-правового характера (соблюдение всех реквизитов, заверенных печатями и подписями уполномоченных на это сторон, а также смет, доверенностей и актов выполненных работ). Договор с предпринимателем на выполнение работ, требующих лицензии, заключённый при её отсутствии, мажет быть признан ничтожным,

4. Проверка книги учёта и регистрации договоров (реестра закупок).

5. Состояние экономической работы, достоверность учёта результатов экономической работы
12.

Расчеты с дебиторами и кредиторами. Анализ задолженности по срокам и характеру. её возникновения
1. Правильность отражения задолженности на балансовых счетах.

2. Достоверность расчётно-платёжных операций, связанных с образованием дебиторской и кредиторской задолженности, её реальность. Сверки расчётов с дебиторами и кредиторами: есть ли подтверждающие акты по суммам задолженности.

3. Анализ аналитического учёта дебиторской и кредиторской задолженности. Меры по снижению и ликвидации дебиторской и просроченной кредиторской задолженности.

4. Достоверность (полнота и точность) фактов оприходования товарно-материальных ценностей, принятия к учёту работ, услуг.

5. Правильность установления цен на материальные ценности (их соответствие ценам, указанным в договорах поставки; предъявление штрафных санкций поставщикам при нарушении договорных обязательств, оперативность регистрации фактов поступления материальных ценностей)
13.

Учёт основных средств, нематериальных и непроизведённых активов
1. Проверка сохранности объектов основных средств, нематериальных и непроизведённых активов. Состояние их инвентарного и аналитического учёта, условия хранения и эксплуатации.

2. Договора о материальной ответственности.

3. Правильность ведения учёта нефинансовых активов, своевременность и правильность оформления документов по приёмке (оприходованию), их выдаче, правильность ведения инвентарных списков, инвентарных карточек, книг складского учёта.

4. Своевременность списания (выбытия) нефинансовых активов в соответствии с установленными нормами (при этом подлежат обязательной проверке дорогостоящие и дефицитные предметы): спирт, горюче-смазочные материалы.

5. Порядок отражения в учёте и отчётности поступления, эксплуатации и выбытия основных средств. Соответствие данных синтетического и аналитического учёта
14.

Учёт материалов
1. Порядок отражения в учёте и отчётности поступления и списания материалов.

2. Проверка актов приёма-передачи материальных ценностей при смене материально ответственных лиц, ведомостей учёта материальных ценностей, стоимости реализации материальных ценностей, полученных сотрудниками, и фактов внесения денег в кассу учреждения, правильность списания материальных ценностей, соблюдения метода оценки материалов.

3. Проверка наличия дорогостоящего сырья, материалов и других материальных запасов.

4. Обеспеченность подразделений складскими помещениями, их соответствие требованиям, предъявляемым к условиям сохранности материальных ценностей, обеспеченность складов охраной, техническими средствами охранно-пожарной сигнализации и противопожарным оборудованием, состояние весоизмерительных приборов, соблюдение правил их проверки и клеймения.

5. Правильность размещения материальных ценностей на стеллажах, полках; наличие ярлыков с указанием наименования имущества и материалов, сорта, размера и т.п.

6. Принятие поступивших материальных ценностей материально ответственными лицами на хранение (наличие письменных договоров о полной материальной ответственности).

7. Оформление порядка операций на складе и перечня должностных лиц, которым предоставлено право подписывать документы на получение и отпуск материалов со склада.

8. Соблюдение установленного порядка и лимитов (норм) отпуска материальных ценностей для служебных и учебных целей, правильность их списания.

9. Контроль за сдачей готовой продукции учебных мастерских на склад.

10. Соблюдение установленного порядка учёта и списания малоценных предметов основных средств; учёт табельного имущество, инструментов, инвентаря в эксплуатации, соблюдение установленных норм выдачи спецодежды и табельного имущество.

11. Достоверность представляемых материально ответственными лицами материальных отчётов, соответствие остатков по указанным в отчётах материальным счетам, данным Главной книги
15.

Использование средств на капитальный и текущий ремонт зданий
1. Наличие смет, правильность применения расценок, норм лимитированных и прочих затрат в проектно-сметной документации и актах выполненных работ.

2. Отражение ремонтных работ в бухгалтерском учёте. Соответствие затрат сметным ассигнованиям
16.

Учёт продуктов питания и организации питания в школе
1. Соблюдение утверждённых норм списания продуктов питания в сыром виде на приготовление одной порции и соответствующий выход готовой продукции.

2. Полнота оприходования продуктов питания (путём сверки накладных поставщиков с накопительными ведомостями по приходу продуктов и с книгой учёта продуктов питания).

3. Списание в расход продуктов питания, не числящихся по данным учёта в остатке на соответствующую дату. Ежемесячное снятие остатков продуктов специальной комиссией.

4. Случаи питания сотрудников за счёт детей (есть ли приказ по учреждению о зачислении сотрудников на питание и полностью ли выписываются продукты питания на сотрудников согласно меню-раскладке). Взыскание с сотрудников платы за питание.

5. Контроль возврата продуктов питания на отсутствующих детей и дополнения продуктов питания на вновь прибывших. Проверка списания обедов и завтраков в школах на отсутствующих учащихся (сверяются отчёты по питанию с классными и журналами групп продлённого дня, с медицинскими справками об отсутствии учащихся по болезни и другим причинам). Проверка списания продуктов питания на отсутствующих детей в детских садах (сверяются отчёты по питанию с табелем посещения детей, с медицинскими справками об их отсутствии по болезни и другим причинам).

6. Наличие журнала резерва учащихся, которые питаются вместо отсутствующих, входят ли дети резерва в состав социально-незащищённых детей (наличие соответствующих документов).

7. Правильность реализации продуктов питания по продажным (розничным) ценам с отдельным учётом наценок (скидок). Определение продажной цены готовых изделий на основе калькуляции.

8. Соблюдение порядка учёта тары. Обоснованность и правильность отнесения расходов на найм транспорта по доставке продуктов питания.

9. Учёт движения продуктов питания и готовых блюд в буфетах по покупным или продажным ценам (материально ответственные лица).

10. Внезапная проверка наличия продуктов питания на продовольственном складе и пищеблоке. Фактическое наличие неиспользованных продуктов на кухне, а также заложенных в котел, сравнивается с количеством соответствующих продуктов, значащихся в меню-требовании, полученном в день инвентаризации, и количеством остатка продуктов на кухне на начало дня с накладными продуктового склада на отпуск продовольствия в столовую и брокеражным журналом
17.

Проверка учёта медицинских материалов
1. Проверка аналитического учёта лекарственных средств в суммовом выражении.

2, Проверка предметно-количественного учёта лекарственных средств.

3. Правильность списания лекарственных средств
18.

Проверка эффективности расходования средств на содержание автотранспортных средств
1. Соблюдение норм расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте.

2. Бухгалтерский и складской учёт горюче-смазочных материалов (ГСМ)!

3. Проверка проведения инвентаризации ГСМ (наличие топлива в баках автомобиля и талонов на топливо у водителей определяется на основании акта снятия остатков, который составляется ежемесячно по состоянию на последний день месяца или на день инвентаризации).

4. Проверка правильности проведения инвентаризации транспортных средств (данные бухгалтерского учёта о наличии и техническом состоянии всех транспортных средств (инвентарные карточки, инвентарные книги), наличие технических паспортов, документов на транспортные средства, сданные (принятые) предприятием в текущую и долгосрочную аренду, классификация транспортных средств по видам и технико-производственному назначению)
19.

Инвентаризация имущества и финансовых обязательств. Сохранность материальных ценностей
1. Соблюдение установленного порядка инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Наличие приказа директора школы на проведение инвентаризации.

2. Порядок проведения инвентаризации (количество инвентаризаций в отчётном году, даты их проведений, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т.д.).

3. Правильность оформления результатов инвентаризации в инвентаризационных описях и своевременность отражения результатов проведённой инвентаризации в годовой бухгалтерской отчётности.

4. Проверка соблюдения требований по подбору материально ответственных лиц и контролю за их работой по обеспечению сохранности денежных средств и товарно-материальных ценностей (выполнение требования о запрещении приёма на работу на материально ответственные должности лиц, имеющих судимость за хищения, взяточничество и иные корыстные преступления).

5. Выполнение указаний о порядке работы по возмещению ущерба от хищений, растрат, недостач и потерь товарно-материальных ценностей. Передача в установленном порядке материалов о растратах и хищениях в следственные органы, отстранение от работы виновных должностных лиц
20.

Выполнение предложений по актам предыдущих ревизий и проверок
1. Выполнение предложений, устранение нарушений и недостатков, выявленных предыдущей ревизией.

2. При невыполнении предложений устанавливаются причины, виновные в этом должностные лица и принимаются меры к выполнению предложений, а если невозможно их выполнить в процессе ревизии, предложения вносятся повторно
Столь подробный перечень вопросов проверки, надеемся, поможет руководителям школ лучше готовиться к ревизии и постоянно держать под контролем состояние дел. (Стр. 135-144).

Ревизия — это основной метод , она осуществляется с целью установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте. Законодательство закрепляет обязательный и регулярный характер ревизии. Она проводится на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств. Как правило, ревизии проходят на основе заранее составленной программы работы ревизоров, которые наделены широкими правами: проверять на ревизуемых предприятиях первичные документы, бухгалтерскую отчетность, планы, сметы, фактическое наличие денег, ценных бумаг; проводить частичные или сплошные инвентаризации, опечатывать склады, кассы; привлекать специалистов и экспертов для проведения ревизии и др.

Ревизии подразделяются на несколько видов:

По времени осуществления ревизии бывают плановые и внеплановые. В основном ревизии проводятся в соответствии с планом, который составляется в вышестоящих органах, министерствах и ведомствах. Плановые ревизии в производственной сфере проводятся не реже одного раза в год, а в непроизводственной сфере — не реже двух раз в год.

По обследуемому периоду деятельности ревизии бывают фронтальные и выборочные. При фронтальной (полной) ревизии проверяется вся финансовая деятельность субъекта за определенный период. Выборочная (частичная) ревизия представляет собой проверку финансовой деятельности только за короткий период времени.

По объему деятельности ревизии подразделяются на комплексные, при которых проверяется финансовая деятельность данного субъекта в различных областях, и тематические, которые сводятся к обследованию какой-либо сферы финансовой деятельности.

Юридическое значение акта ревизии

По окончании ревизии членами комиссии составляется акт ревизии — документ, имеющий важное юридическое значение. Он подписывается лицами, производившими ее, а также руководителем и главным бухгалтером проверяемого юридического лица.

В акте ревизии указываются ее цели, основные результаты проверки, выявленные факты нарушения финансовой дисциплины, указываются причины, повлекшие данные нарушения, а также виновные в них. Если у руководителя или главного бухгалтера имеются замечания и возражения, то они приобщаются к акту ревизии. На основе ее акта принимаются меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины, к возмещению причиненного материального ущерба, виновные привлекаются к ответственности, разрабатываются предложения по предупреждению нарушений. В случае необходимости в ходе ревизии составляется промежуточный акт, а материалы ревизии направляются следственным органам для возбуждения уголовного дела. Руководитель проверяемой организации должен принять меры к устранению выявленных нарушений до окончания проведения ревизии.

Акты ревизий, проведенных в порядке ведомственного контроля, предоставляются Министерству финансов РФ, финансовым органам субъектов РФ и местным органам по их требованию.

Проверка финансово-хозяйственной деятельности учреждения - это самый надёжный и точный метод подтверждения факта того, что организация работает продуктивно, в соответствии с действующими законами, а все ее работники трудятся добросовестно. Рекомендовано организовывать мероприятия по аудиту деятельности регулярно, анализируя полный спектр факторов.

Проверки как способ идти к успеху

Экономические инструменты были придуманы не случайно: все они так или иначе направлены на то, чтобы предприятие развивалось эффективно, быстро, добивалось успеха и показывало хорошую доходность. Для достижения этих целей были придуманы управленческие технологии, но только лишь внедрение их на производстве все равно не позволяет добиться нужного результата. Для максимальной эффективности придется регулярно организовывать проверки финансово-хозяйственной деятельности организации.

Оптимальный вариант - привлечение сторонних, независимых специалистов-аудиторов. Эксперты, имеющие высокий уровень квалификации, большой опыт работы, могут провести проверку точно, четко, с учетом всех важных факторов, а в качестве итога предоставить отчет с выводами и рекомендациями, позволяющими оптимизировать работу компании. Аудиторские проверки финансово-хозяйственной деятельности охватывают разные области и стороны хозяйствования, что дает руководству полную картину происходящего в компании.

Работа аудитора: важные особенности

Специалист, осуществляющий проверки плана финансово-хозяйственной деятельности, собирает информацию о процессах на предприятии и оценивает полноту применяемых методик, учетных форм. Аудитор изучает, насколько достоверный учет деятельности компании ведется, и предлагает на рассмотрение руководителю план мероприятий, которые позволят повысить эффективность работы компании. Как правило, внедрение новых методик требует определенных усилий. Аудитор формулирует рекомендации, позволяющие их минимизировать и оптимизировать. По результатам нововведений в обозримом будущем компания получит более высокий доход на фоне оптимизации производственных трат.

Польза аудита

Проведение проверки финансово-хозяйственной деятельности необходимо уже потому, что любой современный бизнес - это сложная структура, включающая в себя бухгалтерский учет и налогообложение. Обращение к аудитору - лучший способ получить результаты независимой оценки учета на предприятии. В перспективе это позволяет уточнить данные о том, полный ли учет ведется, какие недостатки он имеет, какие ошибки допускаются систематически. Квалифицированные внешние работники предложат пути устранения имеющихся проблем.

Проверка финансово-хозяйственной деятельности предприятия предполагает комплексное изучение корпорации, призванное выявить:

  • финансовое положение;
  • обязательства фирмы;
  • активы и пассивы.

По результатам проверок финансово-хозяйственной деятельности выявляется информация, с высокой эффективностью используемая для управленческих решений в ближайшем будущем. Но эта задача очень ответственная, поэтому поручать аудит кому попало нельзя. Рекомендовано привлекать внешних специалистов: это независимые субъекты, способы оценивать все процессы без вовлечения эмоциональной, финансовой, иной личной заинтересованности. Аудитор должен хорошо знать действующие законы и понимать нормативы, основные действующие в предприятиях требования, а также механизмы, позволяющие оптимизировать рабочий процесс.

Основные мероприятия анализа

Как правило, порядок проверки финансово-хозяйственной деятельности следующий:

  • изучение документов;
  • анализ экономических данных о предприятии;
  • изучение учредительной, сертификационной, лицензионной документации;
  • изучение кадровой документации, включая аспекты обязанностей, инструкций, полномочий;
  • экспертная оценка заключенных договоренностей, анализ достоверности бумаг, удовлетворения нормативам законов, своевременности;
  • изучение кредитной составляющей баланса;
  • анализ использования ресурсов предприятия.

Методики ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности:

  • изучение документации;
  • интервьюирование работников;
  • проведение тестов персонала и рабочего процесса;
  • наблюдение за рабочим процессом;
  • анализ.

Последнее производится применение математических инструментов, формальных, логических правил и законов.

Задача аудита

Проверка финансово-хозяйственной деятельности казенного учреждения, бюджетного, частной корпорации - словом, совершенно любого предпринимательства - преследует в качестве основной цели изучить и проанализировать отчётность. На фоне полученной информации удастся сделать выводы относительно того, какие у организации имеются резервы, пока незадействованные в работе, но допустимые для привлечения к производственному процессу.

Итак, аудит - мероприятие, которое в результате имеет экспертное заключение, демонстрирующее, к чему пришли проверяющие, что они смогли выявить и какие методы улучшения ситуации были обнаружены. Документы, формируемые в конце проверки, направляются в адрес руководителей организации, чтобы те могли принять обоснованное решение о том, какие пути развития компании будут наиболее эффектны и результативны.

Особенности мероприятия

Проводимая внештатными квалифицированными специалистами налоговая проверка, проверка финансово-хозяйственной деятельности всегда индивидуальна. Это означает, что руководители очерчивают круг хозяйственных, финансовых, налоговых вопросов. Именно на них фокусируется внимание проверяющих.

Чем больше в фирме документов, чем круг аспектов для анализа шире, чем поле работы и сложность технического задания больше, тем больше времени займет аудит. Если было выбрано сотрудничество со сторонней организацией, от этого будет зависеть и цена услуги. В целом привлечение к аудиту работников организации позволяет сэкономить на мероприятии, но лучшие итоги показывают проверки, выполненные сторонними аудиторами, так как эти лица более объективны.

Ревизия: взгляд изнутри

По мере необходимости проверка финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения осуществляется собственными ресурсами. Как правило, используют работников, задействованных во внутренних контрольных системах. При необходимости можно запросить помощь государственных инстанций, органов, ответственных за контроль, а также независимых структур. Предпочтение рекомендовано отдавать тем, у кого уже есть опыт проведения аудита.

Как правило, на предприятии из числа собственных работников или от приглашенной организации формируют ревизионную группу. В ее составе будут контролеры, эксперты, специалисты нескольких направлений. Работа регламентируется составляемым в самом начале техническим заданием, из него следуют аспекты, ради выявления которых организована проверка финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

На основе технического задания формируют план мероприятий с указанием сроков и объемов прорабатываемой информации. Планы являются основой для создания рабочих графиков. Для каждого из комиссии создают индивидуальный график. В результате совместными усилиями готовят акт проверки финансово-хозяйственной деятельности. В некоторых случаях он будет иметь форму отчета, иногда оформляется как заключение. К нему обязательно идут приложения. Как в будущем применять акт проверки финансово-хозяйственной деятельности, решать генеральному директору, руководителю организации. В частности, широко распространена практика направления такой бумаги в вышестоящие инстанции.

Проверки, контроль и доверие

Зачем вообще нужна проверка финансово-хозяйственной деятельности? Это не просто метод удостовериться, что фирма эффективна и надежна. Это еще и инструмент, позволяющий добиться расположения, доверия инвесторов, управленческих органов, государственных инстанций. В любой коммерческой организации аудит помогает защитить деньги акционеров, общественные активы.

На предприятии необходимо организовать:

  • наличие и принятие в работу финансового, хозяйственного плана;
  • введение внутреннего контроля;
  • обеспечение прозрачной управленческой системы, позволяющей исключить злоупотребление полномочиями;
  • меры предупреждения и обнаружения рисков, связанных с деньгами, операциями;
  • достоверность публикуемых данных.

Проверка финансово-хозяйственной деятельности направлена на определение того, в какой степени все перечисленные пункты реализуются на практике. Чтобы аудит был корректным, можно организовать специальный комитет, а контроль за проверкой возложить на совет директоров.

Система контроля: путь к успеху

Для начала стоит уяснить один факт: сколько бы ни была современной, эффективной, продуманной и прогрессивной внедренная на предприятии система контроля за его тратами, это не может служить абсолютной гарантией отсутствия непредвиденных потерь. С другой стороны, внедрение подобной системы уменьшает риск их возникновения.

Создание системы и ее внедрение в рабочий процесс - задача, которую компания должна решать самостоятельно. При этом система контроля за деятельностью должна функционировать каждый день, необходима регулярность. По закону проверка финансово-хозяйственной деятельности ложится на ревизионную комиссию. Чтобы контроль был достаточно эффективным, внутри корпорации должны работать четко отлаженные механизмы ежедневного отслеживания динамики событий. Только такое тотальное слежение за хозяйственными операциями позволит полностью исключить некорректность ведения бизнеса.

Теоретические аспекты

Прежде чем на предприятии будет внедрена система регулярного ежедневного контроля за деятельностью компании, необходимо внутренними документами установить определения терминов, сопряженных с деятельностью ревизионной структуры.

Обязательно определение понятия «внутренний контроль». Можно сформулировать его следующим образом: контроль за всеми видами хозяйствования, финансовых операций организации, включая следование утвержденному плану, в разрезе подразделений, отделений, органов, имеющихся в структуре предприятия. Процедуры, из которых состоит такой контроль, не мешают собственно операциям, но позволяют находить из их числа нестандартные и проводить их с высокой эффективностью, без потерь. Внутренняя проверка финансово-хозяйственной деятельности - это еще и управление рисками.

Внутренний контроль: пренебрежение недопустимо

Регулярный аудит - это самый надежный метод выявления рисков, предупреждения злоупотреблений. Если удалось организовать его эффективно и корректно, компания несет меньшие расходы при повышенном качестве управленческой системы. Для максимальной эффективности в структуре создают специальный отдел - службу, ответственную за ревизию контроль.

Это такое подразделение, которое каждый день проводит проверку. Важно, чтобы оно было независимым от исполнительных органов компании. Устав должен содержать правила, согласно которым выбирают работников ревизионного отдела. Состав, структуру, требования определяют в локальных нормативных актах организации или другой внутренней документации. Все бумаги, связанные с деятельностью ревизионной службы, должны быть утверждены главным руководителем компании.

Эффективность и надежность

Создание ревизионной комиссии позволяет следить за воплощением в реальность хозяйственного, денежного плана предприятия. Таковой предварительно утверждается главным руководителем организации или советом директоров. В будущем этот управленческий орган влияет на работу проверочного органа. Чтобы управленцы могли эффективно контролировать рабочий процесс, они создают комитет по аудиту. Он отвечает только за внутренние проверки в компании. То, как работает ревизионная комиссия, генеральный директор контролирует либо лично, либо через аудиторскую комиссию.

Рекомендовано так наладить рабочий процесс, чтобы лица, органы, связанные с хозяйственной деятельностью, финансовой имели четко ограниченную компетенцию, зафиксированную на бумаге. Одни должны отвечать за разработку мер внутреннего контроля, другие - за утверждение, кто-то должен нести ответственность за применение плана в действительности, иные - за оценку результата.

Этот подход позволяет добиться эффективности управленческой системы на предприятии. Эксперты советуют возложить обязанности по проработке процедур контроля на аудиторский комитет, ревизионную службу и исполнительные структуры компании. Утверждать проекты может только совет директоров (или генеральный директор).

Обязанности и применение мер на практике

Исполнительным структурам организации в обязанность следует вменить практическое применение мер контроля. Оценка эффективности, разработка рекомендаций по улучшению обстановки в фирме должна быть возложена на аудиторский комитет. Состав такового назначают, ориентируясь на достижение максимального контроля за хозяйственной финансовой работой.

Чтобы контроль был налажен не просто эффективным, но и объективным, важно, чтобы в аудиторском комитете были независимые лица, в том числе управленцы. Если объективные причины не допускают подбора такого состава, в качестве управляющего комитетом выбирают независимого директора, а в число членов включают неисполнительных директоров, независимых.

Кого включаем?

Устав должен содержать упоминание о квалификации участников аудиторского комитета и ревизионной комиссии. Необходимо, чтобы лица имели образование в области бухгалтерского учета, точно представляли себе, по каким правилам и нормам составляются финансовые отчеты.

Оптимальное соотношение работников комиссии таково: две трети участников и руководитель должны быть лицами с высшим экономическим, юридическим образованием. Без такового могут быть только технические работники. Руководителем следует назначать человека, обладающего стажем не менее пяти лет по направлению, соответствующему полученному образованию.

Особенное внимание при подборе участников аудиторской комиссии обращают на личные свойства и качества потенциальных членов. Никто из них не должен вызывать сомнения в своей лояльности фирме, надежности и честности, трудолюбии и ответственности. Рекомендовано выбирать только тех сотрудников, чья репутация безупречна, так как успех проверки напрямую зависит от того, насколько все участники работают на интересы компании, а не в пользу личной выгоды. Категорически не рекомендовано допускать к участию в подобной комиссии тех, у кого за плечами экономические преступления, самоуправство, правонарушения, сопряженные с предпринимательством.

Еще один аспект, заслуживающий особенного внимания: возможный конфликт интересов у участников ревизионной комиссии. Как только есть подозрение на такую ситуацию, тут же понижается эффективность проверки, падает достоверность результатов. Так, если некий участник ревизионной комиссии также занимает должность, состоит в управляющем органе, в силу чего в его интересах будет скрыть нечто из общей картины деятельности предприятия, необходимо предотвратить его участие в работе. Исходя из этого, заранее стоит исключить из числа потенциальных аудиторов тех, кому принадлежат высокие должности в рамках юридических лиц, конкурирующих с компанией, организовывающей у себя аудит.

Независимость как залог надежности

Выбирая участников ревизионной комиссии, нужно брать только тех, на кого не могут давить исполнительные органы предприятия. Только полная независимость может быть гарантом точных и корректных результатов проверки. При наличии давления, рычагов управления аудиторами проверка превращается в малоэффективную, особенно над нестандартными операциями.

Чтобы подобрать независимых аудиторов и гарантировать эффективность их работы, нужно не только тщательно отбирать каждого участника проверки, но и заключить со всеми выбранными лицами договора от лица совета директоров. В договорах прописывается ответственность за несоблюдение принципов достоверной проверки и вознаграждение, положенное аудитору, достойно справившемуся со своими обязанностями.

В договорах прописывается и то, насколько часто аудиторам придется присутствовать на заседаниях, посвященных внутренней проверке на предприятии. Рекомендовано организовывать такие мероприятия ежемесячно. К каждому очередному совещанию комиссии придется готовить рекомендации исходя из полученной за прошедшее время информации. На заседаниях не только рассматривают итоги проведенных за месяц работ, но и анализируют, насколько выполняется план, какие операции заслуживают особенного внимания руководящего состава, какие должностные обязанности вызывают сомнения. Руководить подобным совещанием должен председатель. Если к работе привлекаются сторонние аудиторские предприятия, их представители обязаны присутствовать на каждом мероприятии.

Подводя итоги

Проверка финансово-хозяйственной деятельности предприятия - незаменимый инструмент контроля эффективности компании, выявления резервов и устранения нарушений. В ходе аудиторских мероприятий определяют, каковы обязательства, капитал компании, активы и состояние в целом. Результаты проверки необходимы для принятия управленческих решений, позволяющих вывести предприятие на новый уровень. Пренебрегать регулярными проверками недопустимо, а к участию в них следует привлекать только независимых профессионалов с юридическим, экономическим образованием.

В данной статье мы рассмотрим: организация проведения ревизии. Разберемся чем отличается ревизия от инвентаризации. Поговорим о понятиях и видах ревизии.

Для чего проводится ревизия, как ее организовать, какие документы следует оформить – сегодня мы ответим на эти и многие другие вопросы, касающиеся ревизии хозяйственной деятельности коммерческой компании.

Ревизия: понятие и виды

Под понятием ревизии подразумевают проверку финансово-экономических и хозяйственных показателей деятельности предприятия. В зависимости от цели проведения проверки ревизия может быть:

  • комплексной. В таком случае проверке подлежат все показатели деятельности организации (доходы, расходы, остатки ТМЦ и ОС, наличность в кассе и т.п.);
  • тематической. Такие проверки проводятся в направлении какой-либо деятельности (например, ревизия наличности в кассе, проверка наличия ТМЦ на складе и т.п.). Тематические ревизии проводятся, как правило, в случае необходимости проверки достоверности фактов хищения, укрытия доходов, фальсификации расходов и т.п.;
  • плановой. Компания вправе проводить регулярные ревизии (как комплексные, так и тематические). Регламент проведения проверок, их периодичность и порядок документирования должен быть закреплен в учетной политике компании;
  • внеплановой. Как правило, внеплановые ревизий проводятся с целью проверки одного из направлений деятельности. В данном случае ревизор не обязан уведомлять проверяемого о ревизии заранее.

Отличие ревизии от инвентаризации

Начинающие бухгалтера часто путают понятия ревизии и инвентаризации. Читайте также статью: → “ ” Для прояснения ситуации разберемся в этих двух понятиях.

Ревизия Инвентаризация
Понятие Проверка, осуществляемая с целью получения достоверной информации о показателях деятельности компании Проверка наличия имущества компании и его состояния, а также активов и обязательств фирмы на определенную дату.
Периодичность осуществления По необходимости. Дата и период проведения ревизии утверждается приказом. Ежегодно на определенную дату, зафиксированную в учетной политике (например, на 01 ноября каждого года), а также в случаях, предусмотренных законодательством (смена МОЛа, главного бухгалтера, руководителя и т.п.).
Оформления результатов По факту проведения проверки оформляется акт с результатами, в качестве дополнения – рекомендации по устранению существующих проблем, улучшению основных показателей и т.п. По завершению инвентаризации оформляется ведомость с полным перечнем проверяемого имущества, активов, суммами остатков на счетах и т.п. Ведомость утверждается актом инвентаризации.

Как видим, основным отличием между инвентаризацией и ревизией является цель проведения мероприятий. Инвентаризация проводится для контроля наличия и состояния ОС, НМА, прочих активов и обязательств на определенную дату, в то время как цель ревизии – проверка основных показателей компании, а также достоверности фактов хищений и злоупотреблений для дальнейшего их устранения. Кроме того, организации обязаны проводить инвентаризацию не реже 1 раза в год. Периодичность проведения ревизий коммерческими фирмами, их частота не закреплена в положениях законодательных актов, поэтому субъекты хозяйствования вправе проводить контрольные проверки по необходимости или не проводить вообще.

Организация проведения ревизии: пошаговая инструкция и документы

Законодательством не закреплены нормы, согласно которых необходимо проводить ревизии на коммерческих предприятиях. Регламент ревизионной проверки каждая компания разрабатывает самостоятельно, после чего утверждает его в учетной политике, либо издает его отдельным документом в виде Порядка, Положения, Инструкции и т.п. При оформлении Порядка проведения ревизии коммерческие компании, как правило, берут за основы инструкции, применяемые государственными учреждениями, модифицируя документ в соответствие с собственными требованиями и возможностями.

Внутренний документ, регламентирующий порядок проведения ревизии, должен содержать положения, касающиеся:

  • целей и задач проводимых проверок (обеспечение сохранности наличности, контроль состояния учета и достоверности отчетности и т.п.);
  • подготовительных этапов ревизии (составление плана, утверждение ревизионной группы, сбор и анализ данных, касающихся проверяемых показателей);
  • методов, используемых при проведении проверки (документальные, встречные и прочие проверки, их оформление);
  • обязанности и права членов ревизионной группы;
  • подведение итогов ревизии, утверждение ее результатов (формы, используемые для описания результатов проверки, порядок составление ревизионного акта, оформление предложений по устранению нарушений и т.п.).

Если речь идет о Порядке проведения ревизии на коммерческом предприятии, то в данном случае ответственность за составление документа целесообразно возложить на главного бухгалтера, с последующим утверждением Порядка руководителем.

Этап 1. Подготовка к проведению проверки

Проверка деятельности предприятия начинается с ответа на вопрос: «Как подготовить ревизию?». Любая ревизия начинается с издания приказа о ее проведении. В тексте приказа следует указать:

  • график проведения проверки. В данном пункте необходимо указать дату начала проведения ревизии, день ее окончания, а также подробный график ревизионных мероприятий;
  • состав ревизионной комиссии. Если на предприятии имеется специальное подразделение, занимающиеся проверкой деятельности компании (внутренний аудит, мониторинговый отдел и т.п.), то членами ревизионной группы могут быть сотрудники данного подразделения (см. → ). В случае, если на фирме нет специального «проверяющего» отдела, то в ревизионную комиссию могут входить сотрудники других подразделений. Важно соблюдать следующее условия: не могут проводить ревизии сотрудники, которые работают в проверяемом отделе или подразделениях, взаимозависимых с тем, в котором проводится ревизия. Например, сотрудники бухгалтерии не могут проводить ревизию ведения учета и контролировать достоверность отчетности, сотрудники склада не вправе проводить ревизию наличия и состоянию материальных ценностей на кладе, и т.п.;
  • порядок утверждения результатов проверки. В приказе следует указать документы, обязательные для оформления результатов ревизии. Основным документом в данном случае выступает акт результатов ревизии. В приказе также можно предусмотреть дополнительные документы, такие как отчеты с показателями деятельности, в которых обнаружены отклонения или нарушения, а также приложение, в котором ревизор рекомендует действия в целях устранения обнаруженных нарушений.

После издания приказа о проведении ревизии, проверяющие могут приступать к подготовительной работе, которая может содержать следующие действия:

  1. Запрос документов для анализа. В зависимости от задач проверки данными документами могут быть отчетность (бухгалтерская или налоговая), результаты предыдущей инвентаризации, ведомости начисления амортизации, отчеты о независимой оценке ОС и НМА, ведомость переоценки, данные об обязательствах компании и т.п.;
  2. Анализ документов. Получив необходимые бумаги, ревизоры консолидируют информацию и проводят предварительный анализ деятельности проверяемого подразделения или направления, в котором проводится проверка;
  3. Составления плана ревизии . После предварительного анализа документов ревизоры принимают решения о конкретных действиях, которые будут проводиться во время проверки. Данные действия включаются в программу ревизии, которая утверждается руководителем проверяющей группы.

Этап 2. Ревизионные процедуры

После утверждения плана действий проверяющие переходят непосредственно к ревизионным процедурам. Проверка и порядок ее проведения зависит от того, что именно подлежит ревизии. Если речь идет о контроле состояния имущества на складе, то в ходе ревизии проверяющие запрашивают отчетные документы (ведомости инвентаризации, приходные накладные и т.п.). После анализа документов наступает черед непосредственной проверки имущества: член ревизионной группы в присутствии завкладом проверяет наличие имущества, его состояние. Если проверке подлежит большое количество ТМЦ, то ревизор проводит проверку выборочно. Данные о состоянии имущества и его наличии фиксируются в ревизионном акте.

При ревизии наличности в кассе проверяющий предварительно анализирует документы о движении средств и остатках за предыдущие периоды. В день проверки ревизор запрашивает у заведующего кассой:

  • ведомость о движении и остатках денежных средств;
  • кассовую книгу и первичные документы, на основании которых делались записи в книге;
  • приходные и расходные ордера.

В ходе проверки записи в книге сверяются с первичными документами и ордерами, наличность в кассе пересчитывается на соответствие сумме, указанной в ведомости об остатках. Ревизором в организации может выступать бухгалтер (см. → ).

Ревизия хозяйственной деятельности

Отдельно стоит поговорить о ревизии хозяйственной деятельности предприятия. Данное мероприятия может включать себя как комплексную проверку всех финансовых показателей фирмы, так и быть направленной на контроль одного из направлений деятельности компании, в частности::

  • контроль за поступлением и расходованием наличности в кассе, а также безналичных средств на банковских счетах;
  • анализ наличия ОС и ТМЦ, его состояния;
  • ревизия сделок, заключенных с контрагентами.

Пример №1 . В приказе на проведение ревизии хоздеятельности АО «Спартак» указаны следующие мероприятия по сплошной ревизия сделок «Спартака» за прошедший год.

На подготовительном этапе ревизоры проанализировали финансовую отчетность «Спартака» за последние 2 года (отчет о финрезультатах, баланс). На основании проведенного анализа была составлена программа ревизии, в ходе которой проверяющие:

  • запросили копии договоров, заключенных «Спартаком» с контрагентами в течение года, предшествующего ревизии. В пакет запрашиваемых документов также входили копии первичных документов в рамках соглашений (акты, накладные, счета);
  • провели анализ корректности оформления документов (наличие всех необходимых реквизитов, подписей и т.п.);
  • сверили данные, отраженные в учете, с первичными документами;
  • провели контроль лимитов договоров. Сумма оборотов, проведенных в рамках каждого из договоров, была сверена с лимитом, указанном в соглашении;
  • проанализировали цену договоров на предмет соответствия рыночным показателям.

По результатам проведенной проверки не было выявлено каких-либо нарушений, о чем и было указано в акте ревизии.

Этап 3. Оформление результатов

Завершающий этап проведения ревизии – составление акта о ее результатах. В документ следует включить:

  1. Общую информацию о целях ревизии, данные об ответственных лицах проверяемого подразделения;
  2. Список документов, которые были предварительно обработаны ревизионной группой, также бумаги, которые были запрошены и проверены в ходе ревизии;
  3. Описание результатов проверки. В данном пункте необходимо указать выявленные нарушения и злоупотребления, а также ошибки, влияющие на проверяемые показатели и деятельность фирмы в целом. Если в ходе ревизии подлежало несколько направлений деятельности, то результат проверки следует оформлять отдельным пунктом по каждому из направлений (например, отдельно результаты ревизии наличности в кассе, отдельно – проверка сохранности ТМЦ на складе);
  4. Заключение. При отсутствии нарушений, ревизионная группа, в зависимости от направления проверки, подтверждает достоверность данных отчетности, корректность ведения учета, отсутствие злоупотреблений в части подписания контрактов, невыявление фактов растрат денежных средств и т.п. Если нарушения все же были выявлены и описаны в основной части ревизионного акта, то в заключении документа следует сделать выводы о результатах нарушений и злоупотреблений, их влиянии на финансовые показатели компании.

После подписания акта проверки членами ревизионной группы, его подают на ознакомление и подпись начальнику проверяемого подразделений, после чего передают главному бухгалтеру и руководителю компании.

размер шрифта

ПРИКАЗ МВД РФ от 02-08-2005 636 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ СОТРУДНИКАМИ МИЛИЦИИ ПРОВЕРОК И РЕВИЗИЙ... Актуально в 2018 году

III. Порядок назначения ревизии финансовой, хозяйственной, предпринимательской, торговой деятельности и оформления ее результатов

18. Ревизию финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности (далее - ревизия) назначают уполномоченные на то должностные лица органа внутренних дел (органа милиции), указанные в приложении N 2 к Приказу МВД России "Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности", в целях проверки имеющихся данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность.

19. Ревизия проводится сотрудниками Центра документальных проверок и ревизий МВД России, а также специалистами-ревизорами подразделений органов внутренних дел по налоговым преступлениям.

К ревизии могут привлекаться сотрудники оперативных подразделений органов внутренних дел.

20. Ревизия представляет собой комплексное контрольное мероприятие по исследованию финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности юридического лица или лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

21. По результатам проведения ревизии сотрудниками милиции составляется акт ревизии финансовой, хозяйственной, предпринимательской, торговой деятельности (далее - акт ревизии) (приложение N 6).

22. В акте ревизии отражаются все выявленные нарушения законодательства, а также иные имеющие значение обстоятельства.

Акт ревизии составляется и в том случае, если соответствующие нарушения законодательства в ходе проведения ревизии не выявлены.

Акт ревизии должен состоять из трех частей: общей, описательной и итоговой части.

23. В общей части акта ревизии в обязательном порядке отражаются обобщенные сведения о проведенной ревизии, а также указываются:

полное и сокращенное наименование юридического лица (фамилия, имя, отчество лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица);

идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

место проведения ревизии;

специальные звания, фамилии, имена, отчества, наименования должностей лиц, проводивших ревизию;

период, за который проведена ревизия;

дата начала и окончания ревизии;

фамилии, имена и отчества представителей юридического лица (лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, либо его представителя). В случае если в течение проверяемого периода происходили изменения в составе вышеназванных лиц, то перечень этих лиц приводится с одновременным указанием периода, в течение которого эти лица занимали соответствующие должности согласно приказам, распоряжениям, протоколам собраний учредителей или другим документам о назначении и увольнении с занимаемой должности;

место регистрации юридического лица (лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), а также места осуществления финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности (указывается в случае осуществления деятельности не по месту регистрации);

сведения о государственной регистрации, о постановке на учет в налоговом органе, об открытых в банках расчетных и валютных счетах, о принятой учетной политике;

документальное подтверждение наличия права на осуществление лицензируемых видов деятельности (номер и дата выдачи лицензии, наименование органа, выдавшего лицензию, сроки начала и окончания действия лицензии);

документальное подтверждение фактически осуществляемых видов деятельности, в том числе запрещенных законодательством или осуществляемых без наличия необходимой лицензии.

24. Описательная часть акта ревизии должна комплексно отражать все существенные обстоятельства, имеющие отношение к выявленным фактам нарушений.

Обязательному отражению в описательной части подлежат: сущность нарушения законодательства, способ его совершения, период финансово-хозяйственной деятельности либо хозяйственная операция, к которому (к которой) данное нарушение относится, ссылки на документы и иные обстоятельства, достоверно подтверждающие наличие факта нарушения с указанием нормативных правовых актов, требования которых нарушены, а также факты непредставления каких-либо документов.

25. В итоговой части акта ревизии подлежат отражению выводы о результатах ревизии.

26. Акт ревизии составляется в трех экземплярах и подписывается всеми проверяющими.

Первый и второй экземпляры акта ревизии вместе с прилагаемыми к ним материалами остаются в органе внутренних дел (органе милиции).

Третий экземпляр акта вручается представителю юридического лица (лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, либо его представителю) под расписку с отметкой в первом экземпляре акта ревизии. В случае отказа от получения акта ревизии, а также при невозможности вручить акт ревизии по иным обстоятельствам об этом делается отметка в акте ревизии, удостоверенная подписями проверяющих, а экземпляр акта ревизии направляется юридическому лицу (лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) для ознакомления по почте заказным письмом не позднее дня, следующего за днем окончания ревизии.