Принципы и методы налогового планирования. Налоговое планирование: сущность, принципы и методы

Налоговое планирование - это активные и целенаправленные законные действия организации с целью уменьшения налоговых платежей (налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей).

Цели налогового планирования

Основные цели налогового планирования заключаются в следующем:

    оптимизация налоговых платежей;

    сокращение налоговых потерь по конкретному налогу или по группе налогов.

Налоговое планирование: подробности для бухгалтера

  • Необоснованная налоговая выгода

    Каком – нет? Что такое агрессивное налоговое планирование? Как доказывается наличие умысла налогоплательщика... каком – нет? Что такое агрессивное налоговое планирование? Как доказывается наличие умысла налогоплательщика... умышленного. Рекомендуется использовать термин «агрессивное налоговое планирование». Сам термин в письме не... международной налоговой практике под «агрессивным налоговым планированием» понимается использование несовершенства налогового законодательства...

  • Чертова дюжина или 13 признаков, при которых даже добросовестный налогоплательщик попадает «под прицел» налоговых органов

    Уж тем более сомнительные методы налогового планирования (налоговой оптимизации). Но означает ли... уж тем более сомнительные методы налогового планирования (налоговой оптимизации). Но означает ли...

  • Пределы налогового планирования. Товарный знак

    Когда уменьшение налогов к уплате признается законным, а когда оптимизация приводит к реальным доначислениям? Как понять где грань, преступая которую добросовестный налогоплательщик становиться нарушителем? Давайте разберемся на примерах из практики использования товарного знака в бизнесе, когда судебные органы признают снижение налоговой нагрузки законной, а когда встают на сторону контролирующих органов. Оценим риски нескольких вариантов использования товарного знака и поговорим о допустимом...

ХИМЧЕНКО ГАЛИНА

Новая страница 1

Налоговые платежи составляют значительную долю финансовых потоков хозяйствующих субъектов. Поэтому управление налогообложением как вид деятельности на предприятии входит в практику хозяйственной жизни. Среди способов управления налогообложением важное место занимает налоговое планирование.

Сущность налогового планирования заключается в признании за каждым налогоплательщиком права применять все допустимые законом средства, приемы и способы (в т.ч. и пробелы в законодательстве) для максимального сокращения своих налоговых обязательств. Таким образом, налоговое планирование - это законный способ уменьшения сумм налоговых платежей с использованием предоставляемых законом льгот и приемов сокращения налоговых обязательств.

Налоговое планирование подразделяется на 2 вида: корпоративное и личное. Корпоративное налоговое планирование предусматривает выработку и оценку управленческих решений исходя из целевых установок организации с учетом величины возможных налоговых последствий. Организации стремятся максимизировать свой доход и прибыль, а потому основной задачей налогового планирования является выбор такой системы уплаты налогов, которая позволяет их оптимизировать. Это означает не только снижение налогового бремени по отдельным налогам и в целом по организации, но и оптимальное распределение налоговых платежей по времени.

Цели налогового планирования:

соблюдение налогового законодательства;

сведение до минимума излишних налоговых выплат;

максимальное увеличение прибыли;

разработка структуры взаимовыгодных сделок;

управление потоками денежных средств;

эффективное сотрудничество с участниками налогового планирования;

влияние на законодательные органы власти, налоговые и финансовые органы, суды.

Поскольку возможны различные модели поведения налогоплательщика, то следует разграничивать понятия «налоговое планирование» и «уклонение от уплаты налога», «обход налогов».

Уклонение от уплаты налогов - это несвоевременная уплата налогов, непредоставление документов, незаконное использование налоговых льгот и т.д.

Обход налогов - это ситуация, в которой лицо не является налогоплательщиком в силу различных причин.

Налоговая оптимизация - это достижение экономического эффекта в виде уменьшения налоговых платежей путем квалифицированной организации дел по исчислению и уплате налогов, которая исключает или снижает случаи необоснованной переплаты налогов. Действия по легальному уменьшению налоговых платежей иначе называют налоговым планированием, однако понятие налоговой оптимизации намного шире.

Налоговая оптимизация - это уменьшение размера налоговых обязательств посредством целенаправленных правомерных действий налогоплательщика, включающих полное использование всех предоставленных законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов.

Существуют два вида налоговой оптимизации:

1. Перспективная (долгосрочная) налоговая оптимизация предполагает применение таких приемов и способов, которые уменьшают налоговое бремя налогоплательщика в процессе всей его деятельности.

2. Текущая налоговая оптимизация предполагает применение некоторой совокупности методов, позволяющих снижать налоговое бремя для налогоплательщика в каждом конкретном случае.

Таким образом, налоговое планирование - это комплексное и целенаправленное применение налогоплательщиком мер, направленных на полное использование совокупности всех методов налоговой оптимизации.

Налоговое планирование может использовать юридические пробелы в законодательстве, а также толкования норм налогового права в пользу налогоплательщика. Но данный метод носит нерегулярный и рискованный характер, поскольку прогнозировать направление судебной практики по тому или иному вопросу невозможно.

Принципы налогового планирования :

1. Налоговое планирование не должно нарушать закон.

2. Принцип разумности уплаты налогов. Платить необходимо только минимальную сумму положенных налогов, т.е. полностью использовать всю совокупность налоговых льгот, причем платить налоги необходимо в последний день установленного для этого срока.

3. Налоги нельзя просто механически минимизировать, их необходимо оптимизировать, поскольку:

сокращение одних налоговых платежей зачастую ведет к увеличению других;

простое сокращение налогов путем отнесения расходов на затраты уменьшает финансовый результат и сдерживает развитие бизнеса;

механическая минимизация налогов может привести к превосходству формы над существом сделки и к ее оспоримости налоговыми органами.

4. Планировать налоги следует в общем контексте планирования бизнеса. Необходимо применять принцип комплексного расчета экономии и потерь, т.е. учитывать многофакторность налоговой минимизации, видеть последствия таких действий, взвешивая эффективность действий по минимизации налогового бремени.

5. Кредо налогового планирования - ориентация на логику, а не на временные пробелы в законодательстве.

6. Сокращать налоги нужно не путем ухода от них, а точным и скрупулезным планированием, расчетами и оптимизацией деятельности всего предприятия.

7. Принцип конфиденциальности.

8. Необходимо уделять внимание документальному оформлению.

Элементы налогового планирования:

стратегия оптимального управления предприятием и план ее реализации. Наиболее эффективным способом увеличения прибыли является не механическое сокращение налогов, а построение такой системы управления и принятия решений, при которой оптимальной является вся структура бизнеса. Такой подход обеспечивает устойчивое сокращение налоговых потерь на долгосрочную перспективу;

учетная политика, т.е. выбранная предприятием совокупность способов ведения бухгалтерского и налогового учета. Учетная политика охватывает методы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, приемы организации документооборота, методы погашения стоимости активов, способы применения счетов бухучета и обработки данных;

должное состояние бухгалтерского учета и отчетности, позволяющее получать информацию и для налоговых целей. Для того чтобы предприятию было выгодно сделать информацию бухгалтерского учета прозрачной, т.е. понятной как в отношении принятия инвестиционных решений, так и при расчете налогов, необходимо создать соответствующие условия;

схемы налогового планирования, которые логично и естественно вписываются в бизнес клиента и служат обоснованием законного снижения налогов. Если схема будет выглядеть неубедительно, контролирующие всегда найдут доводы, чтобы оспорить всю схему либо доставить неприятности постоянными проверками;

налоговый календарь, необходимый для контроля за правильностью исчисления и соблюдения сроков уплаты налоговых платежей, а также представления отчетности;

четкое исчисление обязательств (налоговых и прочих), недопущение дебиторской задолженности по договорам за отгруженную продукцию на срок свыше 3-х месяцев.

Процесс налогового планирования состоит из нескольких взаимосвязанных этапов, которые не следует рассматривать как четкую и однозначную последовательность действий, обязательно гарантирующих снижение налоговых обязательств.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 11 (17), ноябрь 2004 г. Воспроизведение возможно только с

Становится оптимизация налоговых платежей, налоговое планирование.

Актуальность вопроса налогового планирования обусловлена вполне объяснимым стремлением налогоплательщиков уменьшить налоговую нагрузку и столь же объяснимым стремлением воспрепятствовать этому.

Сущность налогового планирования

Целью налогового планирования является построение оптимальной модели хозяйствования, обеспечивающей минимально возможный размер налоговой нагрузки.

Сущность налогового планирования состоит в признанном за каждым налогоплательщиком праве использовать все допускаемые законом средства, пути и методы для максимального сокращения своих налоговых обязательств. Возможность налогового планирования обусловлена наличием в налоговом законодательстве весьма обширной сферы, где нормы права с достаточной точностью не определены или допускается их неоднозначное толкование.

Элементы данного вида планирования:

  • выбор наиболее выгодного с точки зрения налогообложения места расположения организации, её структурных подразделений и руководящих органов;
  • выбор организационно-правовой формы организации и ее организационно-хозяйственной структуры.

Текущее налоговое планирование — совокупность методов, дающих налогоплательщику возможность уменьшить налоговое бремя в течение ограниченного периода времени или в каждой конкретной хозяйственной ситуации.

Элементы текущего планирования:

  • использование налоговых льгот по основным налогам с учетом изменения налогового законодательства;
  • использование оптимальных форм договоров;
  • разработка учетной политики для целей оптимизации налогообложения.

Элементы и этапы налогового планирования

Элементами налогового планирования являются:

  1. , предназначенный для четкого прогнозирования и контроля правильности исчисления и соблюдения сроков уплаты в бюджет требуемых налогов, а также представления отчетности в целях недопущения нарушений сроков отчетности, влекущих штрафные санкции;
  2. Стратегия оптимизации налоговых обязательств, в соответствии с которой разрабатывается четкий план реализации;
  3. Контроль дебиторской задолженности : недопущение на срок более 4 месяцев по хозяйственным договорам за отгруженную продукцию или оказанные услуги;
  4. Контроль состояния бухгалтерского учета и отчетности для получения оперативной, объективной информации о хозяйственной деятельности в целях адекватного налогового планирования;
  5. Налоговые льготы и организация сделок;
  6. Рациональное размещение активов и .

Способы налогового планирования

  • использование пробелов законодательства;
  • применение налоговых льгот;
  • выбор формы деятельности;
  • правильное формирование учетной политики;
  • применение офшоров;
  • изменение срока уплаты налогов;
  • правильная организация сделок;
  • лоббирование;
  • прогнозирование изменений налогового законодательства.

Этапы налогового планирования

Налоговое планированиесложный многофакторный процесс. С некоторой долей условности принято считать, что этот процесс проходит четыре этапа.

На первом этапе , решается вопрос о выборе наиболее выгодного с налоговой точки зрения места расположения как самого предприятия, так и его руководящих органов, филиалов и дочерних компаний . При этом учитывается не только налоговый режим, предоставляемый местным законодательством, но и возможность и условия предоставления налоговых кредитов и иных специальных льгот, возможность безналогового перевода доходов из одной страны в другую, условия налоговых соглашений и т. п.

На втором этапе производится выбор оптимальной для конкретных целей деятельности организационно-правовой формы или формы .

Сущность третьего этапа налогового планирования состоит в максимально полном и правильном использовании налоговых преимуществ и льгот при текущей . Производится анализ форм сделок, выбор форм оплаты труда и реализации социальной политики предприятия, правильное использование льгот по основным видам налогов, оперативное реагирование на изменение налогового законодательства и т. п.

На четвертом этапе решается вопрос о рациональном размещении активов и , имея в виду не только предполагаемую доходность инвестиций, но и налоги, уплачиваемые при получении этого дохода.

Следует отметить, что 1 и 2 этапы планирования до регистрации предприятия имеют место лишь один раз, в то время как текущее налоговое планирование (3, 4 этапы) предполагает контроль обоснованности применения налоговых льгот к каждой сделке.

Правила и риски налогового планирования

Налоговое планирование для предпринимателей предполагает выбор оптимальных при данных налоговых правилах форм и методов инвестирования капиталов и осуществления деятельности. При некотором упрощении налоговое планирование можно представить как следование основным правилам.

Первое: следует избегать статуса резидента в стране получения наибольших доходов, если при налогообложении доходов от зарубежной деятельности применяется принцип резидентства.

Второе: активы предпочтительнее перемещать в форме движения капиталов, а не прибылей.

Третье: при сравнении налоговых режимов разных стран больше внимания следует уделять правилам расчета облагаемого дохода, а не налоговым ставкам.

Четвертое: не следует спешить с инкассацией доходов и регистрацией прибылей, так как отсрочка налога часто равносильна освобождению от него.

Перечисленные правила обеспечивают минимизацию налоговых обязательств законным путем и посредством полного раскрытия всей информации налоговым органам. Подобную минимизацию налоговых обязательств, как правило, называют избежанием налогов. Помимо законных способов минимизация налогов может осуществляться и незаконными методами, что определяется как уклонение от налогов (tax evasion). Уклонение от налогов происходит путем сокрытия своих налоговых обязательств либо предоставления в налоговые органы ложной информации.

Риски налогового планирования

Любое налоговое планирование связано с определенными предпринимательскими рисками. Налоговые органы не поощряют действия налогоплательщиков, преследующие снижение налоговой нагрузки, даже если такие действия формально не противоречат законодательству. И это вполне понятно, поскольку цель государственного бюджета состоит в максимальном увеличении налоговых поступлений.

Острота обозначенной проблемы определяется также тем, что в действующем законодательстве не всегда можно найти четкие критерии, позволяющие в конкретной ситуации разграничить правомерную минимизацию налогообложения и незаконное уклонение от уплаты налогов. Противоречива и судебная практика , относящая одни и те же действия в одних случаях к правомерной деятельности, а в других — к разряду правонарушений.

Отсутствие законодательно установленных пределов налоговой минимизации влечет целый ряд негативных последствий:

  • Отсутствие четких критериев законной налоговой минимизации является фактором, сдерживающим деловую активность хозяйствующих субъектов.
  • В условиях неопределенности правовой основы минимизации налоговых платежей утрачивается доверие хозяйствующих субъектов к государственным органам , снижается авторитет государственной власти в глазах налогоплательщиков.
  • С точки зрения макроэкономических процессов отсутствие пределов законной налоговой минимизации значительно снижает инвестиционную привлекательность российской экономики .

В то же время грамотное применение положений действующего законодательства, использование всех возможных льгот, прав и гарантий позволяют значительно снизить риски налогового планирования до минимального уровня. В результате достигаемый с помощью налогового планирования положительный результат оправдывает возможные налоговые риски.

Позволяет заметно снизить показатели и объем расходов на содержание предприятия посредством разработанной программы оптимизации налогообложения. В целом налоговое планирование способствует решению таких задач, как оптимизация налогообложения, снижение налоговых выплат, контроль за расходами и многие другие. Налоговое планирование является важной и неотъемлемой частью системы финансового управления в организации. Это обусловлено тем, что с налогообложением связаны все сферы производственной, финансовой, хозяйственной деятельности предприятия. На этапе стратегического планирования формируется налоговое поле организации, на основании которого составляются в дальнейшем и среднесрочные, и текущие планы налоговых платежей, налоговые календари и прочие элементы налогового планирования.

Предметом налогового планирования являются экономические процессы, которые будут протекать в организации в плановом периоде. Эти процессы могут относиться к различным сферам деятельности организации. Основным документом долгосрочного налогового планирования является налоговый бюджет.

Налоговый бюджет является составной частью финансового бюджета организации, состоящего из прогнозного отчета о прибылях и убытках, прогнозного бухгалтерского баланса и бюджета движения денежных средств. Показатели налогового бюджета - суммы планируемых к начислению налогов и страховых взносов - отражаются в производственном бюджете и прогнозном отчете о прибылях и убытках.

Планирование налогового бюджета осуществляется не менее чем за месяц до начала следующего года.

Налоговый бюджет планируется на основании принятой налоговой политики, амортизационной политики, данных бухгалтерского учета и расчетов налогооблагаемых баз в следующие сроки:

для квартального планирования - до 1 числа третьего месяца предшествующего квартала;

для месячного планирования - до 20 числа предшествующего месяца.

Внешние и внутренние виды планирования .

Д.В. Попков выделяет подход к планированию на основе внешнего и внутреннего планирования.

Внешнее планирование .

Может проводиться несколькими методами: замены налогового субъекта, замены вида деятельности, замены налоговой юрисдикции.

Метод замены налогового субъекта основывается на использовании в целях налоговой оптимизации такой организационно-правовой формы ведения бизнеса, в отношении которой действует более благоприятный режим налогообложения. Так, например, включение в бизнес-схему "инвалидных" компаний, имеющих льготы как общества инвалидов или имеющих долю инвалидов в штате более определенного уровня, позволяет экономить на прямых налогах.

Метод изменения вида деятельности налогового субъекта предполагает переход на осуществление таких видов деятельности, которые облагаются налогом в меньшей степени по сравнению с теми, которые осуществлялись. Примером использования этого метода может служить превращение торговой организации в торгового агента или комиссионера, работающего по чужому поручению с чужим товаром за определенное вознаграждение, или использование договора товарного кредита - из соображений более легкого учета и меньшего налогообложения.

Метод замены налоговой юрисдикции заключается в регистрации организации на территории, предоставляющей при определенных условиях льготное налогообложение. Выбор места регистрации (территории и юрисдикции) важен при условии неоднородности территории. Когда каждый регион страны наделен полномочиями по формированию местного законодательства и на этом поле субъекты обладают некоторой свободой, каждая территория использует эту свободу по-своему. Отсюда различия в размере налоговых отчислений. Разработка стратегии развития компании подразумевает возможную организацию аффилиационных структур во внешних зонах с минимальным налоговым бременем (офшор).

Внутреннее планирование .

Налоговое законодательство предоставляет налогоплательщику достаточно много возможностей для снижения размера налоговых платежей путем внутреннего планирования, в связи с чем можно выделить общие и специальные методы. Среди общих методов выделяют: выбор учетной политики, разработку контрактных схем, использование оборотных средств, льгот и прочих налоговых освобождений. Среди специальных: метод замены отношений, метод разделения отклонений, метод отсрочки налогового платежа и метод прямого сокращения объекта налогообложения.

Общие методы внутреннего планирования .

Выбор учетной политики организации, разрабатываемой и принимаемой один раз в финансовый год, - важнейшая часть внутреннего налогового планирования. Этот документ подтверждает обоснованность и законность того или иного толкования нормативных правовых актов и действий в отношении ведения бухгалтерского учета.

Одним из тривиальных и часто используемых методов налоговой оптимизации является снижение налогооблагаемой прибыли за счет применения ускоренной амортизации и (или) переоценки основных средств. Так, если возможности для ускоренной амортизации в России невелики, то переоценка основных средств представляет собой достаточно эффективный способ экономии на налоге на прибыль и налоге на имущество.

Контрактная схема позволяет оптимизировать налоговый режим при осуществлении конкретной сделки. Речь идет, во-первых, об использовании налогоплательщиком в контрактах четких и ясных формулировок, а не принятых типовых; во-вторых, - об использовании нескольких договоров, обеспечивающих одну сделку. Все это помогает выбрать оптимальный налоговый режим осуществления конкретной сделки с учетом графика поступления и расходования финансовых и товарных потоков.

Льготы - одна из важнейших деталей внутреннего и внешнего налогового планирования. Теоретически льготы - один из способов для государства стимулировать те направления деятельности и сферы экономики, которые необходимы государству в меру их социальной значимости или из-за невозможности государственного финансирования. Практически же большинство льгот достаточно жестко лимитируют сегмент их использования. Льготы и их применение в значительной степени зависят от местного законодательства. Как правило, значительную часть льгот предоставляют местные законы.

Налоговое законодательство предусматривает различные льготы :

освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков;

понижение налоговых ставок;

целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочки взимания налогов);

прочие налоговые льготы.

Специальные методы налоговой оптимизации .

Специальные методы налоговой оптимизации имеют более узкую сферу применения, чем общие, однако также могут применяться на всех предприятиях.

1. Метод замены отношений основывается на многовариантности путей решения хозяйственных проблем в рамках существующего законодательства. Субъект вправе предпочесть любой из вариантов, допустимых как с точки зрения экономической эффективности операции, так и с точки зрения оптимизации налогообложения.

2. Метод разделения отклонений базируется на методе замены. В данном случае заменяется не вся хозяйственная операция, а только ее часть либо хозяйственная операция заменяется на несколько операций. Метод применяется, как правило, когда полная замена не позволяет достичь ожидаемого результата.

3. Метод отсрочки налогового платежа основан на возможности переносить момент возникновения объекта налогообложения на последующий календарный период. В соответствии с действующим законодательством срок уплаты большинства налогов тесно связан с моментом возникновения объекта налогообложения и календарным периодом. Используя элементы метода замены и метода разделения, можно перенести срок уплаты налога или его части на последующий период, что позволит существенно сэкономить оборотные средства.

4. Метод прямого сокращения объекта налогообложения имеет целью снижение размера объекта, подлежащего налогообложению, или замену этого объекта иным, облагаемым более низким налогом или не облагаемым налогом вовсе. Объектом могут быть как хозяйственные операции, так и облагаемое налогами имущество, причем сокращение не должно оказать негативного влияния на хозяйственную деятельность предпринимателя.

Расчетно-аналитический метод .

Расчетно-аналитический метод применяется при отсутствии нормативов в случае анализа достигнутых значений конкретных финансовых показателей. Данный метод предполагает расчет показателей на основе известных величин за прошедшие периоды, индексов их изменения и экспертных оценок развития. Метод используется при расчете и анализе налогооблагаемых баз и их составляющих, а также при планировании налогов за прошлые периоды. Для применения метода могут быть использованы данные налоговых деклараций с разбивкой по видам налогов.

Данные, полученные в соответствии с расчетно-аналитическим методом, могут быть скорректированы по следующими причинам:

планируемое увеличение/уменьшение объемов работ, услуг, выполняемых компанией (налог на прибыль);

увеличение/уменьшение среднесписочной численности работников (НДФЛ, страховые взносы в Пенсионный фонд);

изменение законодательства (изменение размера взносов в Пенсионный фонд);

наличие штрафов, пени;

иные причины.

С применением этого метода могут подвергаться сравнению квартальные, месячные и годовые показатели.

Неопределенность внешней среды и наличие непредусмотренных факторов вынуждают постоянно корректировать ожидания фирмы относительно внешних условий и уточнять планы. Подобное планирование будет более точным, если его осуществлять ежеквартально и сравнивать показатели за несколько лет:

Кобщ. = К2005 + К2006 + ... + К2009 / п (количество лет)

Возможно также скорректировать полученные результаты, исходя из следующих показателей:

коэффициент инфляции;

коэффициент изменения средней заработной платы по региону;

коэффициент изменения объема реализации, обусловленного планами по расширению или закрытию производства;

коэффициент изменения численности работников, рассчитываемый исходя из данных статистической отчетности.

Итоговый расчет налога:

Налоговая база x Ставку налога x Кбщ. x Кскор. = Сумма налога

Пример .

10000000 - налоговая база по налогу на прибыль (20000000 (доход) - 10000000 (расход) = 10000000 налоговая база);

Ставка налога 20%;

Кобщ. = 1,14;

Кскор. = 2 года.

10000000 x 0,2 x 1,14 x 2 = 4560000 (сумма налога за 2 года).

При этом мы фактически осуществляем грубый расчет налога, не корректируя значения с учетом сложного процента, ставки дисконтирования и иных показателей.

Наименова-
ние налога
(по данным
формы
расшифровки
кратко-
срочных
оборотных
активов /
формы 1
Бух.
баланса)

01.01.08 -
01.07.08

01.01.08 -
31.12.08

01.01.09 -
01.07.09

Увели-
чение
налогов
в % к
2008 г.
(01.01 -
01.07)
(столбец
Е x 100 /
С)

Коэф-
фициент
(стол-
бец 4 /
столбец
2)

Прогноз
01.01.09 -
31.12.09
столбец 4
x столбец
6)

Коэф-
фициент
увели-
чения
на 2010
год
(стол-
бец 6)

Прог-
ноз
на
2010
год
(стол-
бец 8
x
стол-
бец 7)

Штрафы,
пени

Налог на
прибыль

Налог на
имущество

Государ-
ственная
пошлина

Расчеты по
пенсионному
обеспечению
с
федеральным
бюджетом

Взносы
в Пен-
сион-
ный
фонд в
соот-
вет-
ствии
с ФЗ
от 24
июля
2009
г. N
212-ФЗ

стра-
ховых
взно-
сах"

Расчеты с
пенсионным
фондом на
страховую
часть
пенсии

Расчеты с
пенсионным
фондом на
накопитель-
ную часть
пенсии

Расчеты с
террито-
риальным
медицинским
фондом

Расчеты с
федеральным
медицинским
фондом

Обязатель-
ное страхо-
вание от
несчастных
случаев

Расчеты по
социальному
страхованию

Транспор-
тный налог

Земельный
налог

С помощью этого метода также планируются налоговые риски:

Наименова-
ние
показателя

Налог на
доходы
физичес-
ких лиц

Единый
социаль-
ный
налог,
зачисля-
емый в
феде-
ральный
бюджет

Единый
социаль-
ный
налог,
зачисля-
емый в
феде-
ральный
фонд
обяза-
тельного
медицин-
ского
страхо-
вания

Единый
социаль-
ный
налог,
зачисля-
емый в
террито-
риальные
фонды
обяза-
тельного
медицин-
ского
страхо-
вания

Стра-
ховые
взносы
на обя-
затель-
ное
пенси-
онное
страхо-
вание
(нако-
питель-
ная
часть)

Стра-
ховые
взносы
на обя-
затель-
ное
пенси-
онное
страхо-
вание
(стра-
ховая
часть)

Стра-
ховые
взносы
на обя-
затель-
ное
соци-
альное
страхо-
вание
от
несчас-
тных
случаев
на про-
извод-
стве

Налог
на
иму-
щество
орга-
низа-
ций

Тран-
спорт-
ный
налог

Земель-
ный
налог

Количество
случаев

Количество
дней
нарушения
срока
платежа

Сумма по
просро-
ченным
платежам,
тыс. руб.

Оценка
суммы
штрафных
санкций,
тыс. руб.

Балансовый метод .

Балансовый метод состоит в создании бухгалтерской модели хозяйственной или финансовой ситуации. Фактически мы производим увязывание потребности в финансовых ресурсах и источниках их формирования на основе балансовых показателей. Иными словами, данный метод предполагает рассмотрение той или иной ситуации (или отдельной операции) путем составления бухгалтерских проводок и на их основе - расчета баланса; он широко применяется во многих организациях.

Указанный метод удобен при разработке схем и форм взаимодействия головной организации с дочерними и зависимыми обществами, когда существует необходимость определения совокупной величины налоговых обязательств и общего (корпоративного) финансового результата.

С помощью балансового метода возможно сравнивать финансовые и налоговые показатели по филиалам.

Пример

Расчет земельного налога

Наименование
филиала

Количество
земельных
участков

Кадастровая
стоимость

Налоговая
ставка

Сумма
налога

Примечание

В филиале
несвоевре-
менно был
произведен
перерасчет
земельного
налога в
связи с
изменением
кадастро-
вой
стоимости

Начислены
пени по
уплате
налога

Оценивая балансовые показатели, важно выделить причины, которые повлияли на увеличение, неправильное исчисление сумм налогов, а также на наложение штрафных санкций.

Важно отметить, что подобное планирование может осуществляться и в случае централизованной уплаты ряда налогов, например налога на прибыль.

Наименование
филиала

Налоговая
ставка

Примечание

В филиале
было
выявлено
много рас-
ходов за
счет
чистой
прибыли в
размере

Начислены
пени по
уплате
налога

Балансовый метод наиболее целесообразно использовать в налоговом планировании, во-первых, при проведении анализа с точки зрения налоговых последствий текущих хозяйственных и финансовых операций на стадии заключения договоров, определении оптимальной формы сделки и, во-вторых, в некоторых случаях при формировании учетной политики организации как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения. Чтобы оценить тот или иной вариант экономической деятельности организации в разных условиях хозяйствования, выделяются крупные блоки хозяйственных операций, включающие главные отличия. Эти блоки оформляются в виде бухгалтерских проводок, затем выполняются расчеты балансов для каждого из них. Сравнение позволит выбрать более выгодный вариант.

Пример

Составление различных контрактов на производство ремонтно-строительных работ

Наименова-
ние дого-
вора

Плани-
руемая
выручка
по усло-
виям
догово-
ра, ис-
ходя из
данных
сметы

Расходы,
связанные
с произ-
водством и
реализаци-
ей:
матери-
альные
(ст. 254
НК);
расходы
на оп-
лату
труда
(ст. 255
НК);
аморти-
зация
(ст. 256 -
ст. 259
НК);
прочие
расходы
(ст. 260 -
ст. 264
НК)

Внереали-
зационные
расходы
(ст. 265
НК)

Прочие
расходы

Налого-
облага-
емая
база

Сумма
налога

Чистая
прибыль

Капиталь-
ный ремонт
кафе
"Ромашка"

Капиталь-
ный ремонт
офисного
помещения

Преимущества балансового метода - его простота и наглядность. Схематично прослеживается весь ход бухгалтерского оформления операции, а по данным полученного в результате баланса выявляется итоговая сумма налоговых платежей и финансовых результатов организации.

Балансовый метод позволяет:

дать оценку финансовых показателей обособленных структурных подразделений;

осуществить планирование по каждому виду хозяйственной деятельности;

выделить налогообложение по конкретным доходным договорам.

Метод также может применяться в целях оценки эффективности нескольких предприятий. Этот метод состоит в том, что на основе балансов ряда коммерческих предприятий определяются опосредованные величины параметров, которые могут быть использованы для сравнения или для построения расчетной экономической модели. Отклонения в ту или иную сторону показателей конкретной организации от среднестатистических характеризуют положительную или отрицательную динамику его деятельности.

Однако балансовый метод только формирует итоговые результаты, исходя из заданных параметров, но не фиксирует зависимостей их от исходных данных, не устанавливает критериев выбора оптимального варианта, не дает конкретных рекомендаций, в каких случаях и при каких условиях применение того или иного варианта наиболее эффективно.

Балансовый метод не всегда учитывает изменения законодательства. В частности, при планировании страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, вводимых с 2010 г. Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации...", необходимо будет предусмотреть, что с 2010 г. будут применяться следующие тарифы страховых взносов:

Пенсионный фонд Российской Федерации - 26%;

Фонд социального страхования Российской Федерации - 2,9%;

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 2,1%;

территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 3%.

Следует также отметить, что в балансе могут отсутствовать некоторые показатели, необходимые для планирования тех или иных налогов. В качестве примера можно привести планирование транспортного налога, поскольку в балансовых данных отсутствует такой показатель, как мощность двигателя.

Максимально полную информацию о критериях оптимальности в налоговом планировании предоставляет использование экономико-математических методов, что позволяет организации в каждой конкретной ситуации не только рассчитать эффективность различных вариантов решения, но и обозначить критерии выбора оптимального.

Иногда совместно с балансовым и расчетно-аналитическим методом оцениваются управленческие решения, их влияние на финансовый результат.

Метод оптимизации плановых решений используется также во многих элементах оперативного планирования, связанных с принятием управленческого решения. Суть его состоит в разработке ряда альтернативных вариантов решения, расчете размера налоговых обязательств по каждому варианту, суммарной величины дополнительных затрат, оценке вероятности изменений законодательства в планируемом периоде и выборе на основе полученных результатов оптимального варианта.

При разработке сложных производственных и финансовых схем, где необходимо учитывать множество факторов и условий налогообложения, целесообразно использовать несколько методов налогового планирования одновременно. Налоговое планирование в коммерческих организациях требует от финансистов, бухгалтеров-аналитиков высокого профессионализма, ответственности и хорошего владения тонкостями налогового и гражданского законодательства.

Одна из важнейших составляющих работы по управлению финансами организации - налоговое планирование. Это комплекс действий, направленных на оптимизацию расходов по уплате налогов, сборов, всех обязательных платежей. Кроме того, планирование призвано снизить возможные риски в сфере налогообложения, а также исключить ошибки, ведущие к росту затрат. Наконец, с помощью грамотного управления налогами организация создает себе репутацию надежного, законопослушного и эффективного игрока. Это позитивно отражается на взаимоотношениях как с контролирующими органами (в первую очередь, с ФНС), так и с контрагентами.

Для правильного налогового планирования требуется комплексный подход, включающий предварительный анализ ситуации, подготовку концепции, определение алгоритма действий и последовательную реализацию принятых решений. Законом предусматривается целый ряд методов, способов, мер, которые позволяют оптимизировать схему налогообложения и повысить доходность, снять риски, добиться больших успехов в деле развития предприятия.

Значение и сущность

Под налоговым планированием (прогнозированием) понимают систему законных действий, направленных на сокращение выплачиваемых налогов и повышение финансовых результатов компании. Это достигается за счет экономии, грамотного использования действующего законодательства, а также благодаря исключению ошибок во взаимоотношениях с контролирующими органами (отсутствию внеочередных проверок).

Снижение нагрузки на организацию за счет профессионального подхода к налогообложению ведет к повышению ее конкурентоспособности на рынке, к улучшению имиджа и привлечению новых акционеров. Грамотное прогнозирование обеспечивает положительную динамику выручки, рост прибыли предприятия. Таким образом, значение налогового планирования невозможно переоценить.

Ключевые цели прогнозирования

Главные цели планирования:

  • законное применение предусмотренных в Налоговом кодексе льгот и освобождений;
  • формирование эффективной учетной политики;
  • обеспечение полной и своевременной уплаты налогов;
  • исключений рисков во взаимоотношениях с контролирующими органами (налоговое планирование проверок).

Все предпринимаемые действия по сокращению налогового бремени нацелены на оптимизацию обязательных выплат, минимизацию расходов, увеличение оборотных ресурсов, повышение эффективности компании. В итоге, предприятие получает новые возможности для развития и показывает рост прибыли, что является ключевой целью любого бизнеса.

Виды налогового планирования

Работа по планированию может осуществляться в рамках отдельной компании, в масштабе группы компаний – партнеров, кроме того - на национальном и международном уровне. Наиболее актуально корпоративное прогнозирование, которое проводится в рамках отдельного бизнеса и позволяет достигать локальных результатов.

Оптимизация налогов возможна на партнерском уровне. Это особенно актуально в случаях, когда бизнес раздроблен на несколько самостоятельных предприятий или тесно сотрудничает с другими компаниями (партнерами).

О национальном планировании принято говорить, если хозяйственная деятельность осуществляется на территории одной страны. Если же бизнес работает в нескольких странах, возникает потребность в международном прогнозировании.

Необходимость оптимизации налогов

Потребности в эффективном налоговом планировании возникают у бизнеса еще на этапе регистрации. Уже в это время, до начала практической работы, следует спланировать форму, структуру предприятия и продумать схему налогообложения. Предпринятые меры позволят успешно стартовать и добиться серьезных успехов на ранней стадии развития.

Для работающей компании важно максимально использовать возможности законодательства в части оптимизации налогов, при этом - добиться признания права такового использования со стороны фискальных органов. Практически это реализуется за счет профессионального прогнозирования и формирования эффективного менеджмента.

Потребности в изменении подхода к налогообложению выражаются в цифрах: чем выше налоговая нагрузка по отношению к чистому доходу компании, тем более востребовано прогнозирование.

Потребности в оптимизации:

  • высокая (критически важно организовать планирование) - если налоги, уплачиваемые предприятием, составляют 40% и более по отношению к чистому доходу;
  • актуальная (рекомендуется обеспечить эффективное прогнозирование) - если компания уплачивает от 20 до 35% налогов по отношению к доходу;
  • низкая - если общая налоговая нагрузка составляет до 15%.

Задачи по оптимизации могут решаться привлечением выездных специалистов, а также посредством найма сотрудника в штат или организации отдела (для крупных компаний).

Общие принципы налогового планирования

Прежде чем организовывать налоговое прогнозирование на предприятии, следует четко представлять основные принципы этой масштабной работы. Следование принципам позволяет достигать намеченных целей без существенных рисков для бизнеса.

Главные принципы планирования:

  • соблюдение закона - все предпринимаемые действия по оптимизации налогов должны производиться с учетом законодательных требований;
  • комплексный подход - в работе задействуются нормы не только налогового законодательства, но и всех прочих областей права;
  • своевременность - необходимо заблаговременно осуществлять прогнозирование, оперативно реагировать на изменения законодательства и структуры бизнеса;
  • рациональность - важно соблюдать принцип целесообразности тех или иных действий, направленных на сокращение налоговой нагрузки (полученные результаты всегда должны покрывать затраты);
  • обоснованность - наличие доказательств законности всех предпринимаемых действий (на случай претензий со стороны контролеров, в том числе судебной защиты и т. д.);
  • профессионализм - работу по планированию следует доверять только квалифицированным специалистам, имеющим соответствующий опыт;
  • конфиденциальность - содержание планирования, применяемого в организации, должно быть открыто ограниченному кругу лиц.

Деятельность по налоговому прогнозированию включает несколько этапов. На первом этапе специалисты анализируют ситуацию и определяют ключевые риски. Кроме того, выявляются основные проблемы и конкретизируются задачи, которые требуют решения. На следующем этапе подбираются методы и инструменты, позволяющие решить поставленные задачи. Наконец, формируется оптимальная схема финансово-экономической деятельности в организации, и в соответствии с ней компания продолжает работу.

Определение рисков

Первый шаг на пути к эффективному налоговому планированию - выявление рисков, угроз возможных финансовых потерь. Под этим понимается самый широкий круг явлений, связанных с ошибками в работе бухгалтерии, неоправданными расходами, фискальным контролем и связанными с ним штрафными, судебными санкциями.

Ключевые налоговые риски:

  • увеличение налогов;
  • претензии и проверки со стороны контролирующих служб;
  • судебное, уголовное преследование.

Анализ ситуации и утверждение задач

Эксперты анализируют, как устроена компания и каким образом ведется ее экономическая деятельность (в частности, финансовая). Специалисты определяют структуру налогового поля: устанавливают перечень выплачиваемых налогов, рассматривают имеющиеся ставки, льготы. Одновременно исследуются все виды отношений, в которых участвует налогоплательщик (изучаются договоры, бухгалтерские записи). В итоге, оценивается размер имеющихся обязательств (включая соотношение налогов к прибыли).

На основе проделанной аналитической работы формируется концепция, выставляются задачи, которые необходимо решить. Они могут касаться оптимизации всей налоговой схемы предприятия, минимизации группы налогов или экономии по отдельным видам сборов.

Подбор методов и инструментов планирования

Существует широкий перечень методов, способов и средств налоговой оптимизации. Все эти возможности обеспечивает действующее российское законодательство. К известным инструментам относятся льготы, особые договорные отношения, спецрежимы налогообложения, средства учета и прочие способы избежать чрезмерных трат.

Для примера, существуют льготы на имущество компаний, в которых свыше половины штата - инвалиды. Определенной экономии позволяет добиться применение особых форм отношений (в частности, продажа товаров через комиссионера или использование в производстве давальческого сырья).

Налоговый кодекс РФ определяет ряд специальных режимов и особенных систем налогообложения: УСН (упрощенка для небольших предприятий и предпринимателей), ЕНВД, льготная система для свободных экономических зон.

К действенным средствам учета относится расчет выручки по отгрузке и оплате, переоценка ресурсов, оценивание материальных запасов производства по себестоимости и т. д.

Формирование схемы финансово-экономической деятельности

Один из этапов налогового прогнозирования - подготовка схемы финансово-экономической деятельности предприятия. На этом этапе важно наиболее эффективно задействовать все имеющиеся методы и инструменты, чтобы решить поставленные задачи с максимальным результатом. Причем, схема составляется таким образом, чтобы полностью соответствовать положениям законодательства.

При создании структуры финансово-экономической деятельности организации следует учитывать изменения в законодательной базе. Дело в том, что налоговая политика государства постоянно развивается и претерпевает корректировки: появляются новые тенденции, вводятся формы и режимы налогообложения, меняются ставки, отменяются и возвращаются льготы. Все эти изменения нужно принимать во внимание при прогнозировании, чем и занимаются специалисты: они постоянно ведут мониторинг законодательных актов и быстро реагируют актуальные на новшества, соблюдая принцип своевременности.

Сроки и периоды прогнозирования

Налоговое планирование - стратегическая работа с отложенным эффектом. Результаты усилий специалистов в области налогообложения становятся видны лишь по окончанию определенного периода. К тому же, прогнозирование ведется поэтапно, с течением времени схема может корректироваться, в нее вносятся очередные дополнения, в том числе в связи с вступающими в силу изменениями закона. Чаще всего новеллы законодательства вступают в силу спустя большой срок (1-2 года) после их объявления, что позволяет предприятиям спланировать свою будущую деятельность на перспективу.

В Российской Федерации большое количество изменений закона вводится в начале года. Поэтому самым ответственным периодом для налогового планирования считается декабрь. В конце года схема оптимизации дорабатывается с учетом предстоящих нововведений, зачастую изменениям подвергаются определенные положения учетной политики, связанные с налогообложением.

Формы и направления налогового прогнозирования

Работа по прогнозированию с целью оптимизации налогообложения основывается на принципе комплексности и ведется в следующих формах:

  • мониторинг законодательства, сбор и изучение фактической информации;
  • создание и оптимизация схемы финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
  • контроль над исполнением предпринятых мер, применением инструментов планирования.

В процессе работы специалисты постоянно анализируют законодательство, чтобы своевременно реагировать на изменения. Кроме того, при росте налоговой нагрузки на организацию вводятся специальные мероприятия, нейтрализующие негативный эффект тех или иных явлений.

Направления планирования

Рассмотрим основные направления налогового планирования. Это общая база, на которой строится оптимизация нагрузки на компанию. В процессе прогнозирования важно вести грамотную работу по каждому из перечисленных направлений.

Общие направления:

  • выбор организационно-правовой формы (желательно - перед государственной регистрацией бизнеса);
  • определение оптимального для организации налогового режима;
  • установление (изменение) объекта налогообложения;
  • создание структуры хозяйственной деятельности, в том числе дробление на подразделения различной направленности (реструктуризация);
  • выбор места регистрации компании с учетом особенностей местной ФНС, географической близости к активам предприятия, принадлежности к определенным зонам действия льгот и освобождений;
  • анализ и применение налогового законодательства с целью максимального использования предусмотренных льгот для конкретного налогоплательщика;
  • распределение доходов предприятия в целях дополнительного облегчения фискальной нагрузки.

Методы налогового планирования

Принцип комплексности в планировании предполагает привлечение разнообразных методов и способов уменьшения налогов для повышения доходности организации. Все методы условно делятся на внешние и внутренние.

Внешние методы налоговой оптимизации достаточно ограничены, однако, при правильном применении, обеспечивают заметный результат в виде снижения расходов компании. Примеры: изменение субъекта налогообложения, замена вида деятельности, смена юрисдикции. Следует понимать, что внешние изменения - довольно серьезны, они влекут крупные последствия для бизнеса. Поэтому важно крайне взвешенно подходить к использованию подобных методов.

Наряду с этим существуют внутренние способы минимизации налогов, которые имеют не столь очевидные последствия. Однако таких способов - гораздо больше, и возможности их применения - значительно шире.

Внутренние методы налоговой оптимизации

В арсенале специалистов по налоговому планированию есть большой спектр внутренних способов минимизации налогов и сборов для повышения эффективности компании. Далее перечислим и коротко охарактеризуем основные из них.

Формирование учетной политики

Один раз в год в организации утверждается учетная политика. Выбор политики учета - один из важнейших аспектов прогнозирования. В рамках данного подхода возможно проведение, в частности, переоценки ресурсов компании, что позволяет абсолютно законно сократить выплаты по налогам на имущество и доходы.

Аналитико-расчетный метод

В процессе планирования обязательно осуществляется анализ показателей прошедших налоговых периодов. Качественная аналитика позволяет обнаружить участки, где можно внести изменения, обеспечивающие уменьшение налогов.

Анализ предшествующих периодов дает возможность заложить в новый бизнес-план корректировки, касающиеся следующих показателей:

  • объемы выполненных работ, предоставленных услуг, реализованных товаров (возможно сокращение налога на прибыль, налога на добавленную стоимость);
  • размеры активов, использующихся в экономической деятельности, включая земельные наделы (минимизация налогов на имущество, землю);
  • список работников (снижение выплат по НДФЛ, взносов во внебюджетные фонды).

Балансовый метод

Для создания бухгалтерской модели той или иной экономической, финансовой ситуации задействуется балансовый метод. Он предполагает учет балансовых показателей. В частности, данный метод применим при расчете финансовых потребностей и определении оптимальных источников привлечения средств. Это касается как внутренних процессов в компании, так и взаимодействия в группе связанных организаций (например, в отношениях между материнской компанией и дочками).

Нормативный метод

Для планирования будущих выплат по налогам и сборам важно учитывать действующие нормы, налоговые ставки. Такой подход называют нормативным методом, он позволяет точно рассчитывать ожидаемые показатели в целях прогнозирования расходов налогоплательщика.

Оптимизация планов и решений

В процессе налогового планирования специалисты обязательно рассматривают несколько вариантов планов и решений. Детальные прогнозы по каждому из сценариев позволяют сделать выбор в пользу наиболее предпочтительного с точки зрения соотношения экономии затрат и рисков.

Определение налогового поля

Прогнозирование предполагает формирование так называемого налогового поля - схемы, которая описывает ключевые аспекты налогообложения в организации.

Основные аспекты налогового поля:

  • полный перечень налогов и сборов, которые подлежат уплате;
  • имеющиеся льготы, освобождения;
  • выбранная система налогообложения;
  • статус налогоплательщика;
  • расположение субъекта;
  • сроки проведения выплат.

При определении налогового поля принимаются во внимание следующие сведения: организационно-правовая форма предприятия, его учетная политика, виды хозяйственной деятельности. В рамках подготовленной базы специалисты детализируют каждый отдельный платеж, благодаря чему достигается высокая точность прогнозирования.

Заключение

Налоговое планирование - важный фактор развития организации. Услуги в области прогнозирования и оптимизации налогов особенно востребованы в компаниях с высоким уровнем расходов по отношению к прибыли.

Профессиональный подход к планированию позволяет минимизировать выплаты в соответствии с законодательными возможностями, и в то же время - исключить риски во взаимоотношениях с ФНС (в том числе внеплановые проверки), другими контролирующими органами.

В качестве решения вопроса оптимизации может быть привлечен выездной специалист (либо приглашена группа специалистов). Аутсорсинг - достойная альтернатива штатному сотруднику (отделу), при условии у приглашенных экспертов профессионального опыта в сфере налогового прогнозирования.