Отраслевая структура хозяйства великобритании. Экономика великобритании

Занято всего около 2% работающего населения страны. В среднем на одного человека приходится менее 0,5 га с/х земель. Тем не менее Великобритания производит более 75% с/х продуктов, потребляемых населением. Полностью обеспечиваются потребности в ячмене, овсе, картофеле, домашней птице, свинине, яйцах, молоке. Однако импортируется 80% сливочного масла, 65% , 50% пшеницы и бекона, 25% потребляемых в стране говядины и телятины.

Для производства с/х продукции используется 19 млн. га земель: под возделываемыми культурами занято 7 млн. га, а под естественными пастбищами 12 млн. га.

Природные условия Великобритании более благоприятны для развития . Животноводство и растениеводство дают соответственно 65 и 35% стоимости с/х продукции страны. Преимущественно животноводческие хозяйства располагаются в западной, более влажной части Великобритании. Стада КРС насчитывают 13 млн. голов, овец – 36 млн. Поголовье свиней 8 млн. голов. Выращивание домашней птицы и производство яиц сконцентрированы вокруг основных центров потребления (поголовье птицы 130 млн.).

Основная часть пахотных земель расположена в восточной части острова – в Кенте, Восточной Англии, Линкольшире, Восточном Йоркшире и на востоке Шотландии. Из зерновых культур сеют главным образом ячмень и пшеницу. Ячмень используется для изготовления солода (в пивоварении) и виски, в пищу населению и на корм скоту.

Местная традиционная культура – картофель – распространена повсеместно, особенно в Северной , на восточном побережье Англии и Шотландии.

На корм скоту выращивается также кормовая свекла и капуста. Однако потребности животноводства в кормах намного превышают собственные ресурсы, поэтому значительная часть их ввозится из-за рубежа.

Огороды, сады и парники занимают всего 1,5% с/х земель, но они дают 12% стоимости с/х продукции. Расположены они в таких теплых районах, как Корнуоллский полуостров, Нормандские острова, а также в Кенте, который издавна называют «садом Англии».

К юго-западу от конурбации Западный Мидленд выращивают хмель. Важная отрасль – разведение цветов. Больше всего выращивается нарциссов. На восточном побережье Англии выращивают тюльпаны. На Силли, на крайнем юго-западе , половина обрабатываемых земель занята под гиацинты и тюльпаны.

Практически вся земля обрабатывается фермерами. Фермы в Великобритании в среднем крупнее, чем в других странах , но меньше чем в . Средняя площадь земель, занимаемых одной фермой – 100 га. Однако имеются и огромные с/х объединения, которых достигают 1600 га.

Примерно половина фермеров арендуют землю у крупных ленрордов: в Англии и Уэльсе только 40% фермеров ведут на собственной земле. Себестоимость фермерской продукции очень высока. Рентабельность ферм поддерживается за счет правительственных субсидий и выплат в соответствие с единой с/х политикой ЕС и гарантированных цен на некоторые с/х продукты.

Британское фермерство нуждается в высоких закупочных ценах, поэтому регулирование общего аграрного рынка в пределах ЕС, установление единых цен на с/х продукцию отрицательно сказались на экономике мелких и средних хозяйств. Сейчас несколько тысяч из них находятся на грани разорения.

Промышленность Великобритании дает 1/3 валового национального продукта, на нее приходится 1/3 всех занятых. Она использует в основном привозное сырье и все более ориентируется на внешний рынок. С одной стороны, для Великобритании характерен быстрый рост современных отраслей, использующих прогрессивную технологию производства и организацию труда, новейшее оборудование и совершенные методы управления, с другой - отставание старых традиционных отраслей. К первой группе относятся электроника, новейшие отрасли общего и точного машиностроения, большинство отраслей химической промышленности, ко второй - добыча угля, хлопчатобумажная и шерстяная промышленность, судостроение, черная металлургия.

Процесс концентрации производства в промышленности Великобритании привел к созданию во многих отраслях, особенно современных, крупнейших объединений промышленников. Небольшое число огромных компаний контролирует в них практически все производство. Самые крупные промышленные монополии страны - "Империал Кемикал Индастриз", или ИКИ, "Юнилевер", "Бритиш Лейланд" и "Дженерал Электрик компания", в которых занято по 200 тыс. человек.

Основная часть промышленных предприятий Великобритании сконцентрирована в густонаселенном промышленном поясе, включающем графства от Лондона до Ланкашира и от Западного Йоркшира до Глостершира. Крупнейшие промышленные районы за пределами этого пояса - Южный Уэльс, северо-восток Англии и центральная часть Шотландии.

Те районы, в которых развивались старые производства и традиционные отрасли, стали отстающими или депрессивными. Это большая часть Шотландии, Северная Ирландия, почти весь Уэльс, крайний северо-восток и часть юго-запада Англии.

В течение последних лет британское правительство стремится проводить региональную политику, направленную, с одной стороны, на некоторое сдерживание концентрации населения и промышленности в чрезмерно разросшихся конурбациях, а с другой - на содействие подъему старых промышленных районов с большой долей традиционных отраслей, переживающих упадок. Для привлечения в отстающие районы промышленных фирм предпринимателям предоставляются государственные кредиты, льготные условия аренды промышленных зданий, выплаты налогов и т.д.

Все эти меры несколько уменьшили территориальную концентрацию промышленности. Благодаря разгрузке столичных агломераций, прежде всего Большого Лондона, и конурбации Западный Мидленд, а также развитию новейших отраслей в отстающих районах несколько изменилась и территориальная структура промышленности. Однако в целом региональная политика не принесла ожидавшихся результатов из-за самой сущности стихийного капиталистического производства. Экономические трудности в отстающих районах остались в основном прежними. Не удается остановить сдвиг населения и производительных сил на юг. Региональная политика не может также решить острых социальных проблем отстающих районов, и прежде всего сократить безработицу. В 1970-х годах все больше усиливается борьба рабочего класса за свои права. Несколько крупнейших забастовок докеров и шахтеров в этот период показали, что при решении региональных проблем интересы прудящихся отстающих районов стоят далеко не на первом месте.

Главная отрасль горнодобывающей промышленности Великобритании - добыча каменного угля. Она ведется уже три столетия. Вплоть до 1910 г. британский уголь господствовал на мировом рынке. Однако с 1913 г., когда его было добыто рекордное количество - 287 млн. т., добыча неуклонно снижается.

Добыча угля в течение столетий полностью обеспечивала хозяйство Великобритании топливом. Каменный уголь шел и на экспорт. Угольные бассейны стали ядрами формирования большинства промышленных районов страны. В то время как новейшие отрасли промышленности развивались на основе последних достижений науки и техники, угольная продолжала выдавать миллионы тонн старыми методами. Нефть становилась все более серьезным конкурентом угля. Кроме того, совершенствовались методы использования самого угля. Все это приводило к уменьшению его потребления. Использование природного газа, новых методов выплавки стали и электрификация транспорта привели к еще большему сокращению потребления этого вида топлива. Тем не менее, уголь все же остается одним из ведущих видов топлива в стране. Он дает 1/3 потребляемой в Великобритании энергии, уступая только нефти, дающей почти половину ее. Самый крупный угольный бассейн на Британских островах - Йоркширский, где в 1975 г. было добыто 28 млн. т. угля. За ним следует Нортумберленд-Даремский и Северо-Западный.

Потребление угля в Великобритании несколько увеличилось в последние годы в связи с повышением мировых цен на нефть.

Британская нефтеперерабатывающая промышленность пока еще зависит от импорта сырой нефти и нефтепродуктов. Скважаны в Восточном Мидленде дают ежегодно менее 100 тыс. т. Добыча нефти и газа из-под Северного моря - новая, процветающая отрасль промышленности в стране. Сырая нефть вводится из Саудовской Аравии, Кувейта, Ирана и Ливии, нефтепродукты - из Италии, Нидерландов и Венесуэлы. Крупнейшие нефтеперерабатывающие заводы расположены у глубоководных морских портов у Саутгемптона, в Чешире, в устьях Темзы, Трента и Тиса. Пять заводов южного Уэльса соединены с портом Энг-Бей нефтепроводом. Есть также крупный завод в Шотландии на побережье залива. Ферт-Оф-Форт. От месторождений Северного моря к нефтеперерабатывающим заводам в устье р. Тис и в заливе Ферт-Оф-Форт проведены нефтепроводы.

По проложенному на дне Северного моря газопроводу газ достигает восточного побережья острова Великобритания в районе Исингтона и Йоргшире. В британской зоне эксплуатируются пять основных месторождений природного газа, которые дают 1/6 потребляемой в стране энергии. Ныне почти весь газ поступает из природных источников.

Великобритания - второй в мире поставщик и экспортер каолина (белой глины, из которой делают фарфор); здесь в очень крупных масштабах добывают и другие виды глины для керамической промышленности. Есть перспективы добыч вольфрама, меди и золота из вновь разведанных месторождений. Возможно даже, что в будущем Британия сможет полностью прекратить импорт вольфрама.

Разработка железной руды ведется в сравнительно узком поясе, который начинается у города Сканторпа в Йоркшире на севере и тянется через весь Восточный Мидленд до города Банбери на юге. Руда здесь низкого качества, кремнеземистая и содержит всего 33% металла. Потребность в железной руде покрывается за счет импорта из Канады, Либерии и Мавритании.

Великобритания полностью обеспечивает себя электроэнергией. 86% электроэнергии производится тепловыми электростанциями, 12% - атомными и 2% - гидроэлектростанциями. Подавляющее число ТЭС работает на угле, однако в последние годы часть из них переходит на нефть. Наиболее крупные ТЭС (мощностью более 1 млн. кВт) находятся на реке Трент и около Лондона.

Гидростанции, как правило, небольшие, расположены они в основном на Шотландском нагорье. А в 1970 г. в Великобритании закончено строительство единой системы электропередач ("Супергрид") с большим напряжением.

Больше всего энергии потребляет одна из ведущих отраслей британской промышленности - черная металлургия. Великобритания занимает восьмое место в мире по выплавке чугуна и стали. Почти вся сталь страны производится государственной корпорацией "Бритиш стил". Металлургия Великобритании развивалась в благоприятных условиях. Страна богата углем. Железную руду часто содержали сами угольные пласты, либо она добывалась поблизости. Третий компонент, необходимый для металлургии - известняки имеются на Британских островах почти везде. Угольные бассейны, вблизи которых развивались металлургические центры, расположены сравнительно недалеко друг от друга и от крупнейших морских портов страны, что облегчает доставку из других районов страны и из зарубежных стран недостающего сырья и вывоз готовой продукции.

Сталеплавильная индустрия Великобритании все больше использует в качестве сырья металлолом, поэтому современные сталеплавильные заводы обычно "привязаны" к основным промышленным центрам как к источникам сырья и рынкам сбыта готовой продукции.

Британская цветная металлургия - одна из крупнейших в Европе. Она работает почти целиком на привозном сырье, поэтому выплавка цветных металлов тяготеет к портовым городам. Экспорт цветных металлов по стоимости намного превысил экспорт чугуна и стали. Великобритания - также один из основных поставщиков таких металлов, как уран, цирконий, бериллий, ниобий, германий и др., которые используются в атомной промышленности, в самолетостроении и электронике. Главные покупатели британских цветных металлов - США и Германия.

Главный район цветной металлургии - Западный Мидленд, где много мелких предприятий специализируется на производстве проката, литье и обработке цветных металлов. Другие центры - южный Уэльс, Лондон и Тайнсайд. Три крупнейших завода по выплавке алюминия расположены на острове Англии, у города Инвенгордона (Шотландия) и на северо-востоке Англии. Они обеспечивают более половины потребности отрасли в первичном алюминии. Центры по производству алюминия в Мидленде и южном Уэльсе тесно связаны с американскими и канадскими алюминиевыми компаниями.

В самой крупной отрасли британской промышленности - машиностроении работает 1/4 всех занятых в обрабатывающей промышленности. Преобладает транспортное машиностроение. Около 1/3 капитала, затрачиваемого на производство средств транспорта, принадлежит американским компаниям, которые закрепились на Британских островах после второй мировой войны. Предприятия этой отрасли имеются практически во всех районах и в большинстве городов Великобритании.

Великобритания - самый крупный в мире экспортер грузовых автомашин. Широко известна серия машин повышенной проходимости марки "Лендровер" (мышины этой марки считаются внегласным символом международных гонок CAMEL TROPHY). Главные покупатели английский автомобилей - США, Новая Зеландия, Иран и ЮАР.

Почти все серийные легковые и грузовые автомашины выпускаются несколькими крупнейшими автомобильными фирмами "Бритиш Лейланд", заводами международной американской компании "Крайслер Ю.К." и дочерними американскими фирмами "Воксхолл" и "Форд". Первым крупным районом автомобилестроения на Британских островах стал Западный Мидленд с центром в Бирмигеме. Вторым районом автомобилестроения стал юго-восток Англии (с центрами в Оксфорде, Лутоне и Дагенеме), где имелись в избытке рабочие руки.

Одна и наиболее быстро развивающихся отраслей машиностроения - самолетостроение. Доминирует здесь одна государственная крупнейшая фирма - "Бритиш эйрспейс". Вертолеты производятся другой большой фирмой "Уэстленд эркрафт". Почти все производство авиамоторов в стране сосредоточено в руках национализированной компании "Роллс-Ройс", которая имеет заводы в Дерби, Бристоле, Ковентри, а также в Шотландии. Англичане говорят, что они стали судостроителями, чуть ли не с момента образования Британский островов. Самый крупный центр судостроения - устье реки Клайд в Шотландии. Два других крупных центра расположены на реках Уир и Тайн.

К растущим и развивающимся производствам относится электротехника, занимающая второе место среди отраслей обрабатывающей промышленности по числу занятых. Господствуют в электротехнике несколько очень крупных компаний: "Дженерал электрик", "Инглиш электрик" и "Ассошиэйтед электрикал индастриз". К числу быстро развивающихся отраслей относятся и новейшие производства химической промышленности. Около 1/3 продукции основной химии составляют неорганические химикаты - серная кислота окислы металлов и неметаллов. Среди множества химических производств крупными масштабами стали выделяться производства синтетических волокон, различных видов пластмасс, новых красителей, фармацевтической продукции и моющих средств. Главные районы размещения химической промышленности следующие: Юго-Восток Англии, Ланкшир и Чешир.

Традиционная старейшая отрасль Великобритании - текстильная промышленност. Шерстяные ткани производятся в основном в Западном Йоркшире, производство искусственного шелка преобладает в йоркширском городе Силсдене, а хлопчатобумажных тканей - в Ланкашире, в небольших текстильных городах к северо-востоку от Манчестера. Производство шерстяных тканей, изделий, пряжи - самое древнее на Британских островах. Шерстяные изделия британских текстильщиков и в наши дни высоко ценятся на внешних рынках.

Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии занимает территорию 244 тыс. кв. км, население - 59 млн. человек. Большая часть жителей - 4/5 - проживает в городах.

Своеобразие британской экономики и ее положение в мировом хозяйстве отражает особенности развития страны в минувшем столетии. Обращает на себя внимание несоответствие между серьезно подорванными позициями страны в промышленном производстве, международной торговле и валютной сфере, с одной стороны, и слабеющими, но все еще весьма сильными позициями в вывозе капитала, а также сохраняющейся роли Лондона как одного из ведущих финансовых и товарно-биржевых центров.

В мировой экономике Великобритания занимает пятое место. На ее долю приходится 4,2% совокупного ВВП и 1% населения мира, а на душу населения приходится почти 22 тыс. долл. ВВП. По объему промышленного производства Великобритания находится на пятом месте среди стран с развитой экономикой, по объему заграничных инвестиций стоит на втором месте в мире. По-прежнему остается одной из крупнейших держав, имеет серьезное влияние на развитие международных экономических и политических отношений.

Особенности экономического развития. Главной отличительной особенностью макроэкономического развития страны является то, что она развивается не на основе принципов социального рыночного хозяйства как Германия или Франция, а использует неолиберальную, англосаксонскую модель развития. Для нее характерно преобладание свободного частного предпринимательства. Доля частного сектора в общем объеме выпуска страны превышает 80%. Частный сектор обеспечивает свыше 75% всей занятости в стране. Политика правительства Великобритании обеспечивает самые благоприятные условия для развития предпринимательства.

Отраслевая структура экономики. Структура экономики Великобритании следующая: сельское хозяйство, лесное хозяйство и рыболовство - 1,8% ВВП и 2,1% общей численности трудовых ресурсов; промышленность и строительство - 31,4%ВВП и 26,4% занятых; сфера услуг - 66,8% ВВП и 71,5% занятых (см. табл. 8). По последнему показателю Великобритания превосходит большинство европейских стран и приближается к США. Наибольший динамизм демонстрируют отрасли финансовых, страховых, телекоммуникационных услуг и услуг бизнеса.

Снизилась роль обрабатывающей промышленности. В самой обрабатывающей промышленности происходят крупные сдвиги. Возрастает роль новых, наукоемких отраслей: химической (прежде всего малотоннажной химии), электротехнической, электронной, аэрокосмической, приборостроения, производства оборудования для морской добычи нефти. По уровню развития биотехнологий Британия уступает лишь США.

Таблица 8
Основные экономические показатели, темпы прироста
(% к предыдущему году)

ВВП (в сопоставимых ценах)

Объем промышленного производства (в сопоставимых ценах)

Инфляция (по розничным ценам)

Государственный бюджет (дефицит /-/, профицит /+/), млрд. ф. ст.

Экспорт товаров, млрд. ф. ст.

Импорт товаров, млрд. ф. ст.

Сальдо платежного баланса по текущим операциям, млрд. ф. ст.

Хозяйство Великобритании высоко интернационализировано. Свыше 15% ее ВВП реализуется за границей, а импортная квота превышает 20%. Для экономики страны характерна внутриотраслевая специализация с широким развитием детальной и сложной технологической специализации. Хотя в стране отсутствуют резкие порайонные контрасты в уровне развития, в ней выделяют 10 экономических районов по степени развития производительных сил и производственной специализации, особенностям формирования хозяйства, преобладанию сложившихся территориально-производственных связей: Юго-Восточный (столичный), Западно-Мидлендский, Восточно-Мидлендский, Ланкаширский, Йоркширский, Северо-Восточный, Северо-Западный, Уэльс, Шотландия, Северная Ирландия.

Промышленность. Характерным для послевоенного развития экономики Великобритании было повышение удельного веса машиностроения в отраслевой структуре промышленности, быстрое развитие его новых и новейших отраслей. Растет производство электротехнического оборудования, ЭВМ, активно развиваются приборостроение, авиационная и авиакосмическая промышленность (является третьей в мире после США и Франции; производит гражданские и военные самолеты - British Aerospace, Harrier, Tornado, Eurofighter, вертолеты “Си-Кинг” и “Линкс”, авиадвигатели “Роллс-Ройс” и оборудование для европейского концерна Airbus Industry). Возрастает доля наукоемких отраслей. Автомобилестроение представлено национальными и филиалами иностранных компаний (Rover, Ford, включая Jaguar, Vauxhall, Peugeout-Talbot, Honda, Nissan, Toyota). В то же время наблюдается снижение доли старых отраслей - судо- и станкостроения, производства железнодорожного оборудования и др.

Химическая промышленность дает 11% всего объема производства. Наиболее быстрыми темпами растет производство пластмасс, нефтехимия, производство синтетических материалов. По производству лекарств Великобритания занимает четвертое место в мире (Glaxo Wellcome, Smithkline Beecham, Zeneca).

Произошли изменения в энергетике. На ее развитие сильное влияние оказало открытие собственных месторождений нефти и газа в Северном море. Великобритания имеет один из самых высоких показателей для промышленно развитых стран по производству энергии (12%). Однако добыча нефти в Северном море обходится дороже, чем в большинстве других стран, а атомная энергетика занимает в Великобритании довольно скромное место, производя только 20% всей электроэнергии. В энергетике все большее влияние имеют частные компании, такие как British Petroleum, Royal Dutch/Shell, British Gaz, British Oil, Enterprise Oil.

Развитие нефтяной, газовой промышленности и атомной энергетики привело к падению темпов роста угольной промышленности, несмотря на ее национализацию и реконструкцию.

Развитие современной промышленности Великобритании определяют высокие технологии. Великобритания - одна из стран, лидирующих в мировом НТП, а в Европе у Великобритании наибольший научно-технический потенциал. Великобритания - второе после США государства мира по числу полученных ее учеными нобелевских премий (свыше 70).

В последнее время сельское хозяйство Великобритании сократило свои позиции в производстве ВВП, но тем не менее оно удовлетворяет большую часть потребностей страны в продовольствии, отличается высокой производительностью и интенсивностью. При этом доля сельскохозяйственного производства в ВВП из числа развитых стран меньше только у Германии. Великобритания является классической страной земледельческого капитализма. Ее аграрные отношения характеризуются наличием трех классов: наемных сельскохозяйственных рабочих, капиталистов (фермеров) и земельных собственников (лендлордов). Значительная часть земли находится в собственности лендлордов, которые сами не занимаются сельскохозяйственным производством, а сдают землю в аренду.

Одна из особенностей развития сельского хозяйства Великобритании - рост концентрации аграрного капитала, усиление проникновения монополий в эту отрасль, сращивание аграрного и промышленного капитала путем вертикальной интеграции, что сопровождается появлением крупных компаний по выпуску отдельных видов сельскохозяйственной продукции. Это особенно заметно в птицеводстве. Высоко эффективно зерновое хозяйство: средний урожай пшеницы составляет 60-74 ц/га.

Рост сельскохозяйственного производства составляет в среднем 3% в год. Это наиболее существенный прирост среди стран с развитой экономикой. Также высок уровень механизации в этой отрасли хозяйства Великобритании. Однако широкая механизация доступна в основном крупным фермерам, которые таким образом добиваются снижения издержек производства, прежде всего, экономя на рабочей силе.

Структурные изменения в экономике Великобритании связаны с возрастанием значения непроизводственной сферы. Сфера услуг дает 65% ВВП, в ней занят 71% рабочей силы. Здесь стоит выделить туризм и финансы, которые создают 25% ВВП Великобритании. В сфере финансов занято около 4 млн. человек (12% трудовых ресурсов страны). Ведущую роль играют банковская деятельность, страхование, рынок производных финансовых инструментов (фьючерсы, опционы, глобальные депозитарные расписки), рынок облигаций (еврооблигации), валютный рынок (операции с евровалютами), финансовый лизинг, трастовые операции с зарубежными активами, операции с драгоценными металлами. Крупнейшими компаниями здесь являются HSBS Holdings, Lloyds TSB Group, Barklays.

Ведущим мировым финансовым центром является Лондон, имеющий наиболее развитую финансовую структуру с участием не столько национального, сколько интернационального капитала. Как крупнейший в мире национальный финансовый центр Лондон известен еще с эпохи становления капитализма и начала колониальных завоеваний. Но как собственно международный рынок он получил развитие лишь со второго десятилетия ХХ в., утвердившись в этой роли только в конце 50-х гг. Причем, если в качестве национального финансового центра он традиционно выступал как универсальный центр с одинаково хорошо развитыми рынками краткосрочных кредитов и долгосрочных займов, мощной биржей, хорошо поставленным страховым и фрахтовым делом и т.д., то в качестве мирового финансового центра его выделяют главным образом четыре рынка: золота, валют, краткосрочного и среднесрочного кредита, страхования. Кроме Лондона крупными финансовыми центрами страны являются Манчестер, Кардифф, Ливерпуль, Эдинбург. Отказ Великобритании от процессов европейской валютной интеграции в ближайшем будущем может привести к утрате Лондоном своих позиций в пользу Франкфурта.

Среди английских коммерческих банков на протяжении многих лет ведущую роль играла могущественная “большая пятерка” лондонских банков: “Барклейз Бэнк”, “Ллойдз Бэнк”, “Мидленд Бэнк”, “Нэшнл Бэнк”, “Вестминстер Бэнк”. В 1968 г. произошли слияния внутри “большой пятерки” - объединились два последних банка, что привело к еще большей концентрации банковской мощи страны. Сейчас на долю “большой четверки” приходится 92% всех вкладов в коммерческие банки Великобритании.

В туризме занято около 7% трудоспособного населения, а ежегодный доход превышает 8 млрд. долл. Лондон является одним из крупнейших туристических центров мира.

Великобритания обладает развитой транспортной инфраструктурой. Открытие Евротоннеля под Английским каналом сделало связь между островной Британией и континентальной Европой еще более устойчивой.

Внешнеэкономические связи. Место Великобритании в международном разделении труда изменилось даже по сравнению с серединой столетия. Перемены в структуре хозяйства сопровождались значительными сдвигами в структуре внешнеэкономических связей. Преобладающей формой участия страны в мировой торговле становится реализация на внешнем рынке и импорт продукции обрабатывающей промышленности. В связи с увеличением вывоза североморской нефти доля готовых изделий и полуфабрикатов в товарном экспорте в 70-е-начале 80-х годов снизилась, однако к 1999 г. достигла 86 %. В том же году на машины и транспортные средства приходилось 48% экспорта. В нем возрастает значение продукции аэрокосмической, химической и электронной промышленности и в то же время уменьшается доля текстильных товаров.

Очень высока вовлеченность в международный оборот электронно-вычислительной техники, за границу вывозится около 90% продукции отрасли. На экспорт идет свыше 70% продукции химической промышленности, более половины изделий приборостроения. Среди отраслей общего машиностроения с очень высокой экспортной ориентацией – тракторостроение, производство текстильного и горно-шахтного оборудования. Великобритания занимает одно из первых мест в мире по экспорту вооружения.

Сдвиги в товарной структуре внешней торговли сопровождались изменениями в ее географическом направлении. К концу столетия – в 1999 г. – 85% экспорта и 82% импорта приходилось на развитые страны. В последние десятилетия происходит «европеизация» внешнеторговых связей Великобритании – процесс, особенно усилившийся после ее вступления в ЕС. В 1999 г. доля Западной Европы в британском экспорте достигла 63%, в том числе ЕС – почти 59%. Удельный вес этого региона в импорте равнялась 54%.

Внешнеэкономические связи Великобритании обладают обширной «хозяйственной периферией» за рубежом. В отличие от других крупных европейских стран вовлеченность Великобритании в международное производство намного выше, чем в мировую торговлю: доля британских ТНК (в 2000 г. 146 из 5000 крупнейших по размерам рыночной капитализации европейских фирм) в прямых зарубежных инвестициях примерно в 2,5 раза выше доли страны в мировой торговле.

Природные условия Великобритании более благоприятны для развития живот­новодства, чем земледелия. Животноводство и растениеводство дают соответственно 65 и 23% стоимости сельскохозяйственной продукции страны.

Земледелие в Великобритании развивается очень низкими темпами, можно даже сказать, что оно деградирует, что сопровождается непрерывным сокращением числа мелких ферм, их разорением, непрекращающимся сокращением пахотных земель.

В растениеводстве преобладает зерновое хозяйство(14,2 млн. т пшеницы и 7,4 млн. т ячменя); развито возделывание сахарной свеклы, картофелеводство, рыболовство.

Наиболее распаханы земли в восточной части Англии, к северу от Темзы; больше всего пустошей и неиспользуемых земель в горных районах Северной Шотландии и Уэльса.

Развитие Англии преимущественно в направлении промышленности породило то, что страна крайне зависит от импорта многих важных продуктов(импортируется 4/5 сливочного масла, 2/3 сахара, половину пше­ницы и бекона, 1/4 потребляемых в стране говядины и телятины). Но в тоже время полностью обеспечиваются потреб­ности в ячмене, овсе, картофеле, домашней птице, свинине, яйцах и свежем мо­локе.

Также сильным тормозом в развитии растениеводства является высокая цена земли (что ещё и является причиной высоких цен на продукты) и конкуренция более дешевого импортного продовольствия.

Зерновые культуры занимают около 2/5 посевной площади, травы – 1/3, корнеплоды и овощи – около 1/5. Посевы пшеницы сосредоточены преимущественно в восточной, менее влажной, части Великобритании. На западе и севере преобладают посевы овса. Огородничество в Британии развито повсеместно, садоводство – главным образом на юго-востоке.

Животноводство играет ведущую роль в сельском хозяйстве Великобритании. Главная отрасль – мясомолочное и молочное животноводство. Поголовье (в млн.) крупного рогатого скота 11,6, свиней 75, овец 28,9, домашней птицы 131. Большую часть поголовья составляет племенной скот. Разведение крупного рогатого скота сосредоточено главным образом в юго-западной Великобритании и в меньшей мере на крайнем юго-востоке Великобритании и в Шотландии. Овцеводство сосредоточено в основном в горных районах Шотландии, Северной Англии, Уэльсе(Англия является одним из самых крупных мировых поставщи­ков овечьей шерсти); развито оно также в Северной Ирландии.

Рыболовство играет не главную, но важную роль в продовольственном балансе и внешней торговли. Мелководные моря, окружающие Британские острова, богаты рыбой особенно выделяется отмель Доггер-Банк на Северном море.

Главные рыболовные порты на Северном море: Халл, Гримсби, Ярмут, Ярмут, Лоусторф, Абердин; на Ирландском море: Флитвуд и Милфорд. Почти весь улов рыбы контролируется крупными фирмами, имеющими современное оборудование. Около 1/3 улова Великобритания вывозит.

ТРАНСПОРТ.

Поскольку Великобритания - государство островное, все ее внешние пере­возки и торговля связаны с морским и воздушным транспортом. Около 9/10 общего грузооборота приходится на морской транспорт, в том числе 1/4 - на каботаж. Все районы Великобритании, кроме Западного Мидленда, в той или иной мере не­посредственно связаны с морскими портами, которые служат основными транспорт­ными узлами. Крупнейшие из них - Лондон, Саутгемптон, Ливерпуль, Гулль и Ха­ридж, причем Лондонский и Ливерпульский морские порты пропускают около половины всех грузов (по стоимости).

Внутренние водные пути, судоходные реки, шлюзовые реки и каналы, соединяющие все крупные реки острова в единую разветвленную водную сеть, играют важную роль в жизни англичан. Сеть водных путей Великобритании реконструирована и практически везде соответствует требованиям современного судоходства, но зачастую движению крупных судов препятствует узость каналов, а скорости - обилие шлюзов.

Морской транспорт сохраняет решающее значение(наряду с воздушным) во внешних экономических связях. Вплоть до Второй Мировой войны Британия владела крупнейшим в мире торговым флотом. Судоходство контролируется крупными компаниями.

Воздушный транспорт не играет большой роли во внутренних сообщениях Великобритании ввиду малых расстояний, но он имеет крупное значение внешних связях, где воздушные пути дополняют морские коммуникации.

С континентом Великобритания связана туннелем под проливом Ла-Манш, двумя железнодорожными паромами (Дувр - Дюнкерк и Харидж - Остенде), и многочислен­ными морскими автомобильными и пассажирскими паромами - с Данией, Швецией, Норвегией, Голландией и Францией. Во внутренних грузовых перевозках наиболь­шую роль играет автомобильный транспорт. Одновременно расширяется сеть авто­мобильных дорог и происходит их реконструкция. Почти все дороги Великобритании покрыты асфальтом, остальные – гравием. Все дороги пригодны в течение круглого года. Автомобильный парк насчитывает несколько миллионов машин.

Железные дороги имеют важную роль во внутренних перевозках по стране. Железнодорожный транспорт находится на высоком уровне, дороги электрифицированы и сосредоточены в руках нескольких крупных предприятий.

Длина (тыс. км) железных дорог 37,8, автодорог 358. Тоннаж морского торгового флота 4,3 млн. т. дедвейт.

ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ (млрд. долларов США, 1994г.):

Экспорт: 204,0

Импорт: 226,4

Сальдо: -22,4

ОБЩИЙ ВЫВОД ОБ УРОВНЕ РАЗВИТИЯ СТРАНЫ.

Великобритания - высокоразвитое индустриальное государство, одна из ведущих держав. В последние десятилетия страна пережила сильный экономический подъём и стала одной из самых передовых державой в мире. По объему промышленного производства она занимает пятое место в мире - после США, Японии, ФРГ и Франции.

Только США уступает Великобритания по объему заграничных инвестиций, а по затратам на научно-исследовательские работы - лишь США, ФРГ и Японии. Первенствующее положение Великобритании в международной экономической жизни создало ей репутацию «мастерской мира», а также «мирового банкира».

Лондон - один из крупнейших мировых финансовых центров. Великобритания имеет обширную сеть банков и страховых компаний за границей. В английских фунтах производится около 1/5 всех мировых торговых операций. По объему внешней торговли Великобритания занимает пятое место в мире и осуществляет 1/5 всех международных пассажирских и грузовых перевозок.