Образование и перераспределение национального дохода через государственный бюджет, налоги, займы и инфляцию. Роль государства в перераспределении доходов

Поскольку рыночные отношения не гарантируют права на труд, на доход, на образование, не обеспечивают социальной защиты инвалидов, малоимущих пенсионеров и других категорий граждан, то требуется государственное вмешательство в сферу распределения доходов и создание системы социального обеспечения нуждающихся.

Если функциональное распределение доходов основано на собственности на факторы производства, то персональное распределение доходов осуществляет государственная власть.

Главным инструментом перераспределения доходов в стране является государственный бюджет, который предполагает наличие механизма социального обеспечения населения. Принимая на себя ответственность за соблюдение права человека на достойную жизнь, государство организует соответствующее перераспределение доходов.

Государственная политика перераспределения доходов направлена на решение двух главных задач: оказание помощи наиболее уязвимым слоям населения через систему социального обеспечения и нейтрализацию инфляционного обесценения доходов и сбережений населения. Эта политика является составляющей социальной политики государства, которая в свою очередь обеспечивает социальную защиту. Социальная защита населения, осуществляемая посредством социальной политики государства, использует два способа: социальную защиту и социальные гарантии.

Социальная защита - меры государства по обеспечению общественно необходимого материального и социального положения всех членов общества. Она означает:

воспроизводство квалифицированной рабочей силы:

наличие условий для реализации способностей трудоспособных

членов общества к труду;

создание новых рабочих мест и поддержку работников, оказавшихся безработными, и др.

Социальные гарантии - обязательства общества перед каждым его членом по удовлетворению необходимых потребностей. Они означают:

общедоступность и бесплатность образования;

гарантии общества, связанные с реализацией способности к труду;

гарантии неприемлемости принудительного труда и др.

В реализации социальной политики государства используются два подхода: социальный и рыночный.

Социальный подход предполагает, что общество обязано гарантировать каждому его члену такой уровень доходов, который не позволял бы ему оказаться за чертой бедности.

Рыночный подход предусматривает обязательства общества только создавать условия каждому его члену для осуществления экономической активности и получения дохода.

Основными показателями обоих подходов к реализации социальной политики государства выступают показатели жизненного уровня населения, к которым относятся:

удельный вес фонда потребления в валовом внутреннем продукте и национальном доходе;

абсолютные объемы фонда потребления, валового внутреннего

продукта и национального дохода на душу населения;

уровень занятости трудоспособного населения;

условия труда и производства;

состояние здравоохранения, образования, культуры, воспроизводства населения и продолжительности жизни;

уровень обеспечения благоустроенными жилищами и коммунальными услугами;

состояние экологической среды обитания людей и др.

Каковы особенности социальной политики государства в современной России:

в сокращении масштабов бедности населения России;

в сокращении массовой безработицы трудоспособного населения;

в создании основ для повышения уровня и качества жизни населения по мере осуществления устойчивого развития экономики.

Во всех странах мира распространен термин «социальное обеспечение». Однако его трактовка самая разная. В США под ним понимаются лишь пенсии по старости. В Великобритании в него включают систему денежных пособий, в Европе - это денежные пособия плюс здравоохранение, в России - это государственная система материального обеспечения и обслуживания граждан в старости, в случае болезни, полной или частичной потери трудоспособности, потери кормильца, а также семей, в которых имеются дети. Таким образом, понятие «социальное обеспечение» в нашей стране имеет очень широкую трактовку.

Практически во всех странах мира государственная система социального обеспечения занимает центральное место в механизме социальной защиты населения, включающем негосударственные формы социального страхования, частную благотворительность и др.

Социальное страхование представляет собой систему денежных пособий, создаваемую государством на основе обязательных специализированных взносов. Выплаты по социальному страхованию относят к такому виду пособий, которые соотносятся с заработком, выплачиваемым в форме процента от предыдущего заработка.

Все чаще используется понятие «система социальной поддержки», понимаемое в узком значении как денежные пособия по малообеспеченности, которые выплачиваются для борьбы с бедностью. Различают формальную и неформальную социальную поддержку. Первая включает в себя ряд государственных программ социального страхования и помощи, нацеленных на определенные группы населения. Под неформальной социальной поддержкой понимаются следующие виды: личные приусадебные участки, помощь друзей и родственников.

Социальная сфера финансируется за счет следующих источников:

бюджетные источники:

Федеральный бюджет;

Бюджет субъекта РФ;

Местный бюджет;

Ресурсы небюджетного перераспределения;

2) внебюджетные источники:

Государственные социальные фонды;

Внебюджетные фонды субъектов РФ;

Негосударственные социальные фонды;

Кредитные ресурсы;

Привлечение средств фирм и домашних хозяйств (территориальные займы); использование потенциала некоммерческих неправительственных организаций.

Достаточно широко используются внебюджетные фонды субъектов РФ. Все большую роль играют территориальные и муниципальные займы. Местные власти осуществляют эмиссию местных облигаций, реализуют жилищные сертификаты, размещают муниципальные краткосрочные облигации.

Вернёмся к государственной политики перераспределения доходов населения. Данная политика заключается в перераспределении доходов через госбюджет путём дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоёв населения с высокими доходами к слоям населения с низкими доходами.

В индуст­риальных странах Запада в настоящее время господствует либераль­ная концепция, основанная на теории факторов производства, ко­торая исходит из того, что государственное вмешательство в рас­пределение доходов с целью их выравнивания нежелательно, поскольку приводит к снижению эффективности производства.

Однако современное развитое общество не приемлет такого под­хода и широко практикует - прежде всего, через механизм государ­ства - различные формы перераспределения - от тех, чьи доходы высоки, в пользу тех, чьи доходы низки или вовсе отсутствуют.

Каковы бы ни были различия в современных теориях организа­ции производства и распределения, служащих принципиальной базой для управления экономической жизнью, в их основе лежит признание необходимости экономической свободы человека. В то же время в современных рыночных типах экономических систем присутствует целый комплекс мер, не только направленных про­тив тенденций, которые тормозят рост эффективности экономи­ки, но и нацеленных на ограничение имущественного неравенства. Экономические отношения принимают все более цивилизованный и социально ориентированный характер. В странах Запада утверди­лась смешанная экономика и новая система управления нацио­нальным хозяйством, при которой государство выполняет множе­ство социально-экономических функций, а граждане наделены по закону основными социальными правами и свободами и через де­мократические институты имеют возможность влиять на политику правительства, добиваясь лучшего соблюдения их узаконенных со­циально-экономических интересов.

Масштабы средств, выделяемых государством на решение соци­альных задач, конкретное наполнение социальных программ в каж­дой стране определяются исходя из финансовых возможностей, итогов политической борьбы населения через систему выборов или профсоюзы за обеспечение своих социальных прав и повышение уровня жизни, а также сложившихся традиций в решении соци­альных проблем.

Ныне все развитые страны создали системы социальной поддержки малоимущих. Особая роль в системе социальной поддержки бедных отводится трансфертам. Социальные трансферты – это система денежных или натуральных выплат населению, не связанных с его участием в экономической деятельности, а также поддержания внутреннего спроса.

Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов, решает проблему повышения доходов малоимущих слоёв населения, создаёт условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряжённости и т.д. Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов измеряется объёмом расходов на социальные цели за счёт бюджетов различных уровней, а также ставкой налогообложения доходов.

Возможности государства в перераспределении доходов ограничены бюджетными поступлениями. Наращивание социальных расходов сверх налоговых поступлений ведёт к росту бюджетного дефицита и инфляции. Чрезмерные социальные расходы госбюджета требуют повышения ставок налогов, способных подорвать рыночные стимулы.

Механизм социальных трансфертов включает изъятие в форме налогов части доходов у высокодоходных слоёв населения и выплату пособий наиболее нуждающимся и инвалидам, а также пособий по безработице. Государство перераспределяет доходы также путём изменения цен (фермерам) и введением минимальной ставки заработной платы.

Государство вмешивается и в первичное распределение денежных доходов, устанавливая верхний предел увеличения заработной платы. Политика доходов используется государством для сдерживания заработной платы в целях снижения издержек производства, повышения конкурентоспособности отечественной продукции, поощрения инвестирования, сдерживания инфляции.

Немаловажное значение имеет защита денежных доходов от инфляции. С этой целью применяется индексация, позволяющая частично возместить удорожание потребительских товаров и услуг. Однако индексация доходов отрицательно сказывается на стремлении к более напряжённому труду, а также не способствует проведению антиинфляционных мер.

Государство, требуя от предпринимателей выплачивать рабочим определённый минимум заработной платы, выдавая пособия по безработице, выделяя из бюджета средства на содержание многодетных семей, предоставляя бедным продовольственные талоны, услуги образования и здравоохранения, становится полноправным участником воспроизводства рабочей силы. Созданная им система переквалификации облегчает трудящимся поиск рабочих мест, сокращает время безработицы, а, следовательно, способствует лучшему распределению ресурсов между секторами экономики. Получается, что государство во многом берёт на себя формирование предложения рабочей силы, старается сделать так, чтобы оно отвечало спросу, предъявляемому предпринимателями. Если налаживается воспроизводство рабочей силы, то становится более пропорциональным и весь процесс общественного воспроизводства.

Что касается нижней границы вмешательства государства в процесс распределения доходов, то она весьма подвижна. Сказываются потребительские стереотипы: порой люди привыкают жить в бедности, довольствуясь малым, считают такие стандарты благосостояния «достойной жизнью» и в сущности не претендуют на бюджетные добавки к доходу. Многое зависит от текущего состояния экономики, демографической ситуации и иных обстоятельств.

Гораздо сложнее определить верхнюю допустимую границу участия государства в распределении доходов, ту предельную черту, через которую ему не следует переступать при любой модели рыночной экономики.

Прежде всего, размеры социальных выплат должны быть обязательно согласованы с финансовыми возможностями государства. Совершенно недопустимо их безудержное наращивание за пределы налоговых поступлений и превращение в один из факторов бюджетного дефицита и инфляции. Если это всё же происходит, исчезает само содержание перераспределения, заменяемое чисто инфляционным повышением номинальных доходов. Едва ли выиграют те, кто получает денежные добавки, ибо они будут быстро уничтожены непрерывным ростом цен.

Выполняя свои обязательства перед населением, государство должно действовать предельно осмотрительно, не допуская чрезмерного налогообложения, способного подорвать рыночные стимулы. Если государство желает побыстрее облагодетельствовать бедных, невзирая на реальные обстоятельства, то не исключены глубокие деформации механизма рынка, способного замедлить экономический рост, ускорить инфляцию и нанести ущерб всем, включая и тех, ради кого задумывалось само перераспределение доходов. Более того, когда непомерные социальные расходы влекут за собой повышенный уровень налогообложения, даёт о себе знать нежелательный макроэкономический эффект – устойчивый дефицит сбережений. Действительно, если отнимать у потребителя возрастающую часть дохода, ему не остается ничего другого, кроме сокращения сбережений. А ведь именно сбережения образуют финансовую основу расширенного воспроизводства, делают возможным инвестиционный процесс.

Следует отметить следующие направления воздействия снижения неравенства доходов на экономическое развитие.

1. Рост дифференциации доходов означает для экономики вымывание среднего класса, являющегося основным производителем спроса на товары и услуги. Сопровождающий этот процесс рост богатства и без того богатой части населения приводит к еще большим потерям спроса в экономике, так как с ростом богатства механизм «предпочтения ликвидности» (действие этого механизма раскрывает кейнсианская теория) вызывает переориентацию доходов с целей потребления на цели пассивного хранения богатства в той или иной форме. Поэтому, чем равномернее распределен доход в экономике, тем активнее в ней используется такой фактор экономического роста, как совокупный спрос, тем больше шансов у экономики достичь границы производственных возможностей, и наоборот.

2. Чрезмерная дифференциация доходов и ее крайние формы, такие как бедность и нищета, приводят к неизбежному росту социальных издержек: дисквалификации, профессиональной деградации, росту социальных болезней (преступности, наркомании, самоубийствам, маргинализации), что, в свою очередь, приводит к разрушению, размыванию человеческого капитала, являющегося одним из основных факторов современного экономического роста.

3. Высокая дифференциация доходов является одним из факторов усиления социальной напряженности в обществе, что увеличивает инвестиционные и предпринимательские риски и препятствует устойчивому развитию экономики. Поэтому пассивная роль государства в сфере распределения и перераспределения доходов провоцирует не только нарастание социальных издержек, но и приводит к отрицательным последствиям в области экономической эффективности. В то же время чрезмерно активная роль государства в перераспределении также чревата как экономическими, так и социальными издержками, что налагает определенные ограничения на деятельность государства в этой сфере.

Рассмотрим некоторые отрицательные эффекты перераспределения:

Передача доходов от богатых бедным может осуществляться, по образному выражению А. Оукена, в «дырявом ведре», что ухудшит благосостояние богатых, при этом не улучшив положение бедных (ситуация Парето-ухудшения). В этом случае издержки проведения государственных перераспределительных программ могут значительно превысить выгоды от их осуществления. Поэтому, как показывает мировой опыт, перераспределение доходов в целях борьбы с бедностью и сокращения неравенства является необходимым, но не достаточным условием государственного вмешательства (необходимо учитывать фактор эффективности);

Отрицательные эффекты перераспределения могут возникать не только в результате проведения сознательной политики государства, но и как неожиданные побочные эффекты ее действия. Поэтому планирование любой социальной программы требует учета не только сиюминутных выгод от нее, но и долгосрочных последствий;

Перераспределение доходов - процесс применения государственных затрат, налогообложения и контроля с целью распределения реальной прибыли. При этом:

Посредством вторичной прибыли государство решает две задачи:

Осуществляет финансирование компаний и учреждений, которые создают вещественную продукцию, и являются собственностью общества. Сюда же относятся заведения, которые не подлежат реализации (библиотеки, школы, заводы, санатории и так далее);

Помогают нетрудоспособным членам общества, к примеру, больным, безработным, престарелым, малообеспеченным гражданам и так далее.

Перераспределение доходов - деятельность страны по переводу первичных доходов в категорию вторичных. Это процесс, когда государство изымает часть прибыли, полученной в результате создания и продажи товаров, а далее перемещает средства в сферу, где создается необходимая, но не подлежащая реализации продукция (услуги).

Перераспределение доходов: основные тонкости

Перераспределение доходов может производиться двумя путями:

1. С помощью прямых каналов, проходящих через бюджет страны. Государство осуществляет сбор налогов и их аккумулирование денег в бюджете. Полученные средства наполняют социальные пакеты, необходимые для выплаты пособий безработным, реализации соцпрограмм и так далее.

2. С помощью косвенных методов - благотворительных фондов, льготных налогов, бесплатных услуг в сфере здравоохранения и образования, государственного контроля цен и так далее.

Основные способы перераспределения доходов следующие:

Трансфертные платежи - пособия, получаемые малообеспеченными семьями;

Регулирование цен;

ВОПРОС: Государственный бюджет и проблемы бюджетного дефицита..3

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...29

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ………………………………………………….30

ВОПРОС: Государственный бюджет и проблемы бюджетного дефицита

Во всех государствах в результате деятельности хозяйствующих субъектов создаются валовой внутренний продукт и национальный доход. Произведенный в сфере материального производства национальный доход проходит последовательно стадии распределения и перераспределения. Важнейшую роль в перераспределении и дальнейшем использовании национального дохода играет бюджет. В процессе перераспределения национального дохода страны часть его в денежной форме поступает в бюджет и образует централизованный фонд финансовых ресурсов.

Бюджет представляет собой форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства.

Бюджету принадлежит ведущее положение в финансовой системе страны. Он выражает часть распределительных отношений между государством, с одной стороны, предприятиями и населением - с другой, которые связаны с формированием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов.

Формирование бюджета самым непосредственным образом связано с развитием национального дохода страны и его перераспределением. Основными финансовыми методами перераспределения национального дохода являются: 1) образование и использование денежных накоплений (прибыли, налог на добавленную стоимость, платежи в социальные внебюджетные фонды); 2) организация налогов; 3) финансирование отраслей народного хозяйства; 4) формирование и использование общественных фондов потребления, страховых и резервных фондов.

Во всех этих процессах большую роль играет бюджет. С помощью бюджета государственные и территориальные власти получают финансовые ресурсы для содержания аппарата управления, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т.е. для выполнения возложенных на них функций.

В то же время бюджет правомерно рассматривать как экономическую категорию, которая выражает определенные экономические отношения. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и в качестве важнейшего инструмента проведения экономической и социальной политики.

Функции бюджета. Как экономическая категория бюджетные отношения являются составной частью финансовых отношений, следовательно, им присущи и основные функции финансов.


Бюджет выполняет следующие задачи:

1) перераспределение национального дохода;

2) государственное регулирование и стимулирование экономики;

3) финансовое обеспечение социальной сферы и осуществление социальной политики государства;

4) контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

1. Распределительная функция бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. В развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяется от 30 до 50% национального дохода. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов. Регулируя таким образом экономические отношения, государство способно целенаправленно ускорять или сдерживать темпы производства, рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.

Перераспределение национального дохода через бюджет имеет две взаимосвязанные, проистекающие одновременно и непрерывно стадии: 1) образование доходов бюджета; 2) использование бюджетных средств (расходы бюджета).

2. В ходе формирования доходов бюджета и использования бюджетных средств решаются задачи государственного регулирования экономических и социальных процессов в стране.

Доходы бюджета - это экономические отношения между государством, с одной стороны, и хозяйствующими субъектами и гражданами - с другой. Одновременно с этим доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления.

В процессе образования доходов бюджета происходит императивное изъятие в пользу государства части национального дохода. На этой основе возникают финансовые взаимоотношения государства с предприятиями и населением.

Бюджет активно участвует в распределении прибыли предприятий и хозяйственных организаций. Существует известная зависимость между формами и величиной изъятия в бюджет части прибыли предприятий и заинтересованностью последних в результатах работы. От того, насколько совершены формы изъятия в бюджет части прибыли, зависит заинтересованность предприятий в лучшем использовании производственных ресурсов, повышении уровня рентабельности и увеличении прибыли.

Расходы бюджета - это экономические отношения, возникающие между государством, с одной стороны, организациями учреждениями и гражданами - с другой, в ходе использования централизованных фондов денежных средств.

Путем централизации в бюджете части финансовых ресурсов государство получает возможность обеспечивать денежными средствами общегосударственные потребности - ускоренное развитие прогрессивных отраслей народного хозяйства, воспроизводство квалифицированной рабочей силы, развитие науки и техники, обеспечение обороноспособности страны.

3. Посредством бюджета национальный доход перераспределяется по территории, а также из производственной в непроизводственную сферу, для чего за счет бюджета создаются денежные фонды для финансирования потребностей в области здравоохранения, образования, культуры, управления, обороны.

Через бюджеты путем бюджетного финансирования перераспределяются финансовые ресурсы между отраслями производственной сферы в целях их пропорционального развития.

Пользуясь бюджетом как основным орудием перераспределения национального дохода, государство направляет средства в первую очередь в те отрасли народного хозяйства и те экономические районы, которые требуют на данном этапе первоочередного развития, т.е. посредством бюджета производится межтерриториальное и межотраслевое перераспределение национального дохода. Тем самым соблюдаются интересы экономического развития страны в целом и интересы пропорционального развития регионов.

Через государственный бюджет проходит финансирование научных учреждений, осуществляющих фундаментальные научные исследования, которые, в свою очередь, являются основой для развития прикладной науки и создания новой техники. Направляя через бюджет необходимые средства в наиболее перспективные отрасли науки, государство тем самым обеспечивает развитие производительных сил страны.

Все это позволяет координировать экономическую жизнь государства, рационально размещать денежные и материальные ресурсы во всем народном хозяйстве, способствует техническому прогрессу и усиливает экономический потенциал государства.

Большую роль в экономическом и культурном строительстве на местах играет бюджетное регулирование. При помощи бюджетного регулирования осуществляется в широком масштабе межтерриториальное распределение средств, наделение необходимыми источниками доходов региональных и местных бюджетов, которые являются финансовой базой территориальных органов власти, и тем самым укрепляет их связь со всей экономикой страны.

Велика роль бюджета в непроизводственной сфере, где он является главным источником финансирования. Именно через государственный бюджет приходит финансирование социально-культурных мероприятий, управления и обороны.

Средства, мобилизуемые через государственный бюджет, имеют первостепенное значение для формирования и распределения общественных фондов потребления (свыше 86% от общей суммы общественных фондов потребления).

Как известно, основной формой распределения фонда потребления национального дохода является распределение по труду. Одновременно с фондом оплаты труда существуют общественные фонды потребления, которые предназначаются для совместного удовлетворения потребностей и содержания нетрудоспособных членов общества, то есть потребления в сфере народного образования, здравоохранения, социального обеспечения, жилищного хозяйства и др.

Бюджет составляется на основе народнохозяйственного плана. Все статьи бюджета определяются показателями народнохозяйственного плана, а все расходы производятся в строгом соответствии с планом. В свою очередь, бюджетное планирование оказывает активное воздействие на народнохозяйственное планирование.

4. И, наконец, бюджеты выполняет контрольную функцию, которая предполагает возможность и обязанность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределения национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики и социальных процессов в стране.

Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, обеспечивающим образование, распределение и использование централизованного фонда денежных средств как обязательного условия функционирования любого государства.

Государственный бюджет обеспечивает для органов государственного управления возможность выполнения имя, своих функций, включая воздействие на функционирование рынков товаров и услуг, финансовых рынков и распределение доходов в секторах экономики. Бюджет является инструментом мобилизации средств всех секторов экономики для проведения государственной внутренней и внешней политики. С помощью бюджета осуществляется межсекторальное, межотраслевое и межтерриториальное перераспределение ВВП, государственное регулирование и стимулирование экономики, финансирование медицины, социальной политики с учетом долгосрочных интересов страны. Таким образом, в бюджете отражаются финансовые взаимоотношения государства сплательщиками налоговых и неналоговых средств в бюджет и получателями бюджетных средств, т. е. взаимоотношения государства с населением и хозяйствующими субъектами доводу формирования и расходования бюджетных средств.

Аккумуляция средств в бюджете позволяет государству осуществлять социальные программы, направленные на развитие культуры,
здравоохранения, образования, поддержку семей с низкими доходами‚ решение жилищной проблемы.

Централизуя и распределяя денежные ресурсы, государство получает возможность корректировать действие саморегулирующегося
рыночного механизма. Средства, мобилизуемые через государственный
бюджет и государственные внебюджетные фонды, используются для
расходов на общегосударственные нужды, которые не могут быть удовлетворены за счет частного предпринимательства.

В целях планирования, учета исполнения и анализа множества финансовых операций, осуществляемых органами государственного управления, и оценки воздействия государственных финансов на экономику страны, состояние финансов и платежный баланс эти операции нуждаются в объединении в однородные группы на основе классификаторов, позволяющих агрегировать их в определенной экономической системе.

В качестве основы систематизации финансовых операций, обеспечивающей концептуальную базу для решения наиболее широкого круга задач при рассмотрении государственных финансов, может быть использована природа потоков денежных средств, поступающих в органы государственного управления и выходящих из них.

Основными критериями, позволяющими объединить финансовые операции в однородные группы, являются следующие: поступления или платежи; возвратные или невозвратные; возмездные или безвозмездные; текущие или капитальные; финансовые активы или обязательства и их подразделение на приобретаемые в целях проведения государственной политики или для управления ликвидностью.

Исходя из изложенного основные категории государственных
финансов могут быть представлены в виде следующей схемы:
1. Доходы и полученные официальные трансферты

1.1.Доходы

1.1.1.Текущие доходы

1.1.1.1.Налоговые поступления

1.1.1.2. Неналоговые поступления

1.1.2. Доходы от операций с капиталом

1.2. Полученные официальные трансферты

1.2.1.Текущие

1.2.2. Капитальные

2. Расходы и кредитование минус погашение

2.1.Расходы

2.1.1.Текущие

2.1.2.Капитальные

2.2.Кредитование минус погашение

2.2.1.Валовое кредитование других секторов

2.2.2.Погашение кредитов, предоставленных другим секторам

3. Дефицит или превышение доходов над расходами (п. 1 - п. 2)
4. Финансирование дефицита (п. 4.2 - п. 4.1 + п. 4.4 - п. 4.3 + п. 4.5)

4.1. Финансовые активы, приобретенные государством в целях управления ликвидностью
4.2. Поступления от продажи финансовых активов, приобретенных государством в целях управления ликвидностью

4.3. Платежи по обязательствам сектора государственного управления (погашение долгов государством)

4.4. Принятие обязательств сектором государственного управления (государственное заимствование)

4.5. Изменение остатков наличных денежных средств (денежной массы
и депозитов)

5. Государственный долг

Государственный бюджет представляет собой структуру государственных доходов и расходов на год, утвержденных в законодательном порядке.

Государственные расходы: государственные закупки и трансфертные платежи.

Доходы в основном состоят из налогов, которые взимают центральные и местные органы власти, государственных займов и поступлений из внебюджетных (целевых) фондов.

Налоги – обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемых государством, являются основным рычагом фискальной политики государства: изменяя размер налоговых ставок, правительство оказывает влияние на выпуск продукции.

Состояния и виды бюджета:

а) сбалансированный (баланс государственного бюджета), если расходы равны доходам;

б) дефицитный (бюджетный дефицит), если расходы превышают доходы;

в) профицитный (бюджетный избыток), если доходы превышают расходы.

Каждое состояние государственного бюджета имеет свои плюсы и минусы. Подавляющее большинство стран сводит свой бюджет с дефицитом. Это не относится к России, которая последние годы имеет профицитный бюджет.

Финансирование бюджетного дефицита осуществляется путем заимствования:

а) у центрального банка;

б) у населения.

Соответственно способы финансирования дефицита государственного бюджета следующие:

а) кредитно-денежная эмиссия (монетизация дефицита госбюджета) – ∆М;

б) выпуск займов – ∆В.

Дефицит = ∆М + ∆В

При монетизации дефицита государственного бюджета государство получает сеньораж – доход, извлекаемый в результате выпуска в обращение дополнительного количества денег. Он равен разности между суммой дополнительно выпущенных денег и затратами на их выпуск:

М t – М t – 1

SI = ────── – М с,

где М с – затраты по изготовлению новых денег.

Доход от сеньоража всегда получает государство, исключая случаи, когда граждане держат свои активы в инвалюте или используют валюту другой страны в качестве официальной.

В настоящее время: сеньораж – это способ печатания денег, явно усиливающий инфляцию; сеньораж реализуется путем создания резервов коммерческих банков.



Так, инфляционный налог выплачивают владельцы денежных средств. Которые несут потери, вызванные ростом инфляции. Для него вполне применима кривая Лаффера, где базой налогообложения выступают реальные кассовые остатки.

Если дефицит бюджета финансируется при помощи выпуска государственных займов, то увеличивается рыночная ставка процента, соответственно объем инвестиций сокращается, происходит «эффект вытеснения» инвестиций.

Выделяют первичный дефицит госбюджета – это разность между величиной общего (фактического) дефицита и суммой процентных выплат по долгу.

Управление государственным долгом осуществляется следующими мерами, например, для того чтобы рассчитаться с держателями облигаций старого займа:

а) рефинансирование, т.е. выпуск новых займов;

б) конверсия, т.е. изменение условий займа относительно сроков (превратить краткосрочные облигации в средние и долгосрочные).

Различают структурный и циклический дефициты государственного бюджета.

Структурный дефицит представляет собой превышение государственных расходов над налогами в условиях полной занятости.

Циклический дефицит – это разница между фактическим бюджетным дефицитом и структурным дефицитом. Он возникает в результате циклического падения производства.

В целом, причины и меры по снижению бюджетного дефицита показаны в таблице 6.2.

Таблица 6.2

Причины и меры по снижению бюджетного дефицита

Определить глубину бюджетного дефицита невозможно без анализа величины государственного долга.

Существует несколько концепций бюджетного балансирования и связи бюджетного дефицита с государственным долгом.

1) Концепция ежегодного балансирования, которая основана на рикардинском равенстве, согласно которому финансирование государственных расходов за счет долга равносильно их финансированию за счет налогов. В таком виде балансирования используется уравнение государственного бюджетного ограничения. Оно выражается следующей формулой.

T 2 G 2

T 1 + ───── = G 1 + ─────.

1 + r 1 + r

2) Концепция циклического балансирования , которая основана на положении, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не каждый год.

Для того чтобы противостоять спаду экономики, необходимо. Снижая налоги и увеличивая государственные расходы, стимулировать совокупный спрос. Таким образом правительство вызывает дефицит госбюджета. В ходе следующего за этим инфляционного подъема правительство повышает налоги и снижает государственные расходы.

3) Концепция функциональных финансов , которая основана на идее сбалансированности экономики, а не бюджета.

Существуют следующие виды государственного долга.

Государственный долг – это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов минус дефицитные излишки.

Внешний долг – задолженность государства гражданам и организациям других стран. Внешний государственный долг России на начало 2008 г. составлял около 45 млрд. долларов. Однако долг частных компаний достиг 430 млрд. долл. В целом весь долг составляет около 30% ВВП, что значительно превышает порог экономической, финансовой безопасности (10 %).

Внутренний долг – задолженность государства гражданам и организациям своей страны. В России 13 ноября 1992 г. был принят ФЗ РФ «О государственном внутреннем долге». Он составляет в настоящее время по разным данным более 50 млрд. долларов.

«Золотое правило» обслуживания государственного долга – проценты по обслуживанию долга должны быть меньше темпов экономического развития. В ином случае будет осуществляться только выплата процентов без уменьшения « основного тела» долга.

Бюджетный дефицит и государственный долг взаимосвязаны. При оценке размера бюджетного дефицита возникает ряд проблем.

1. Первая проблема возникает при оценке реального дефицита госбюджета, который равен разности номинального дефицита бюджета и величины госдолга на начало года умноженной на темп инфляции.

2. При расчете бюджета необходимо проводить процедуру бюджетирования капитала, т.е. учитывать как активы, так и обязательства.

3. Бюджет должен включать неучтенные обязательства, т.е. будущие пенсии и пособия на социальное страхование, отчисления, которые делаются в текущем году.

Обслуживание государственного долга приводит к вытеснению частного капитала, так как рыночная ставка процента растет; рост налогов для оплаты долга снижает экономическую активность – происходит перераспределение дохода в пользу держателей государственных облигаций.

Внешний долг более опасен для экономики, так как необходимо расплачиваться ресурсами страны.

Соотношение ──── характеризует бремя долга, его величина зависит

От размера реальной ставки процента, темпов роста реального ВВП и величины первичного дефицита.

Функции и структура государственного бюджета

В целом, бюджет государства – это центральное звено финансовой системы страны. Он необходим каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей в денежном фонде, служащем выполнению экономической, социальной и политической функций.

Бюджет обладает следующими функциями:

Ø образование бюджетного фонда (бюджетные доходы);

Ø использование бюджетного фонда (бюджетные расходы);

Ø контрольная.

Первую функцию выполняют бюджетные доходы . Основными источниками доходов бюджета, поступающих в распоряжение органов государственной власти, являются различного вида налоги (налог на прибыль, подоходный налог и др.), займы, пошлины, сборы, доходы от эмиссии бумажных денег. В странах с развитой рыночной экономикой поступления от налогообложения составляют до 90% всех доходов бюджета государства. Если этих поступлений недостаточно для покрытия расходов, то правительство прибегает к государственным займам. Структура бюджетных доходов непостоянна, она зависит от конкретных экономических условий развития данной страны. Изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения, связанные с экономическими процессами. Так, например, изменение соотношения между налогами и займами в сторону увеличения доли последних отражает явный спад производства, изменение соотношения между потреблением и накоплением.

Вторая функция принадлежит расходам бюджета государством на конкретные цели. Важной статьей расходов бюджета государства являются государственные закупки товаров и услуг: строительство дорог и учреждений, средства связи, оплата услуг врачей, педагогов, покупка оружия для национальной обороны. Значительную долю в расходах правительства составляют трансфертные платежи, посредством которых перераспределяются налоговые доходы, полученные от всех налогоплательщиков, определенным слоям населения в форме пособий по безработице, выплат по социальному страхованию и обеспечению, пособий и пр. К расходной статье бюджета государства относится выплата процентов по государственному долгу.

Потребность соблюдения макроэкономических пропорций в народном хозяйстве требует бюджетного финансирования отдельных отраслей хозяйства , экономических регионов, учреждений непроизводственной сферы, отдельных хозяйствующих субъектов. Структура бюджетных расходов непостоянна, например, изменение соотношения между расходами на обеспечение безопасности, правоохранительную деятельность и социально-культурные мероприятия свидетельствует о тенденции спада производства.

Итак, принятый государственный бюджет является законом. Однако реальная жизнь редко укладывается в рамки бюджета. Например, не удалось собрать налоги в ожидаемом размере, потому что в государстве наступил экономический спад и многие фирмы не получили никакой прибыли, а физические лица получили меньше доходов, в результате чего в бюджет поступило меньше подоходного налога.

Структура бюджетных расходов и доходов, в которых проявляется сущность любого государства, находит свое отражение в бюджетном плане.

Последняя функция бюджета – контрольная , обеспечивающая возможность эффективного воздействия государства на все экономические процессы.

Используя средства бюджетного фонда на финансирование наиболее прогрессивных, приоритетных отраслей народного хозяйства, бюджет играет большую роль в перераспределении национального дохода между отраслями. Через бюджет доходы более рентабельных отраслей перераспределяются в отрасли с низкой рентабельностью (например, из промышленности в сельское хозяйство). Через бюджет перераспределяются доходы между административными территориями, различные хозяйствующие субъекты могут получить бюджетное финансирование. Через бюджет перераспределяется 30-40% национального дохода.

Уравнять доходы и расходы бюджета оказывается чрезвычайно трудно. Часто возникает превышение расходов над доходами, т.е. дефицит бюджета. Если же доходы больше расходов, разность между ними называется профицитом.

Правительство может иметь дефицит бюджета в течение многих лет. Постоянно прибегая к подобным займам, правительство накапливает свой долг перед населением. Накопившиеся за несколько лет дефициты бюджета образуют государственный долг.

Структура доходов государственного бюджета.

1. Налоговые доходы, всего

в том числе: налог на прибыль предприятий и организаций;

налог на добавленную стоимость;

лицензионный сбор за право производства, розлива и хранение

алкогольной продукции;

платежи за пользование природными ресурсами;

ввозные таможенные пошлины;

подоходный налог с физических лиц;

специальный налог с предприятий, учреждений, организаций;

другие налоги, сборы и пошлины.

2. Неналоговые доходы, всего

в том числе: доходы от имущества, находящегося в федеральной

собственности;

доходы, поступающие от внешнеэкономической деятельности;

другие неналоговые доходы.

3. Доходы целевых бюджетных фондов, всего

Структура доходов бюджета определяется не только на стадии его формирования, также она зависит от фактического поступления доходов – налогов.

Расходы бюджета могут классифицироваться по разным признакам. Один из важнейших – финансирование выполняемых государством функций: экономической, социальной, оборонной и др.

Из федерального бюджета Российской Федерации финансируются следующие виды обязательных расходов:

Ø осуществление экономической деятельности РФ;

Ø оборона и обеспечение безопасности, оборонное производство;

Ø обустройство государственной границы;

Ø финансирование фундаментальной науки;

Ø образование государственных материальных и финансовых резервов;

Ø регулирование финансового потенциала субъектов РФ;

Ø погашение и обслуживание государственного долга РФ;

Ø другие расходы, предусматриваемые в бюджете на соответствующий год.

Таким образом, основными источниками доходной части госбюджета являются:

Налоги (сборы);

Займы в форме государственных ценных бумаг (облигаций, векселей, обязательств и т.п.).

Эмиссия бумажных денег.

Среди этих источников наибольший удельный вес в странах с рыночной экономикой принадлежит налогам.

Расходы бюджета подразделяются на собственно расходы и на предоставление ссуд. Ссуды в свою очередь могут быть: внутренние (ссуды бюджетам нижестоящего уровня и предприятиям отдельных отраслей) и внешние (государственные кредиты).

Структура расходов бюджета.

1. Государственное управление.

2. Международная деятельность;

3. Национальная оборона.

4. Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства.

5. Федеральная судебная система.

6. Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу.

7. Промышленность, энергетика, строительство.

8. Сельское хозяйство и рыболовство.

9. Охрана окружающей среды и природных ресурсов.

10. Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика.

11. Развитие рыночной инфраструктуры.

12. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

13. Образование.

14. Культура и искусство.

15. Средства массовой информации.

16. Здравоохранение и физическая культура.

17. Социальная политика.

18. Обслуживание государственного долга.

19. Пополнение государственных запасов и резервов.

20. Мобилизационная подготовка экономики.

21. Прочие расходы.

22. Расходы целевых бюджетных фондов.

Структура расходов государственного бюджета оказывает регулирующее воздействие на размеры спроса и капиталовложений, а также на отраслевую и региональную структуру экономики, на национальную конкурентоспособность на мировых рынках.

Формами выплат из бюджета являются:

- ассигнования – денежные средства, выделенные из государственных и иных источников на определенные нужды, цели или определенным организациям, лицам. Например, государственные бюджетные ассигнования на строительство домов для молодых семей, физкультурно-оздоровительных комплексов, развитие приоритетных (инновационных) направлений науки и техники.

- субсидия – сумма средств в денежной либо натуральной форме, которая выделяется из местных бюджетов либо специальных фондов определенному объекту хозяйствования для организации либо поддержания некой деятельности, доходы от которой на данный момент не покрывают нормативного размера расходов . В отличие от дотации субсидия выдается одноразово. Субсидирование производится либо из государственного бюджета, либо местного бюджета; крупной производственно-хозяйственной организации, которая заинтересована в развитии какого-либо производства; банком либо юридическим лицом, так называемым спонсором. Субсидия всегда имеет целевой характер и дается только под определенную задачу . Субсидирование производится как на возвратной , так и на безвозвратной основе, но преобладающей формой являются безвозвратные субсидии. Субсидия выдается на определенных условиях либо безвозмездно . Адресные субсидии в форме средств, предоставляемых непосредственно, называются прямыми , тогда как установление налоговых либо иных льгот называется косвенной субсидией. Субсидии нередко связаны с системой государственной поддержки отдельных видов деятельности, к примеру, малого бизнеса. Существуют различные виды субсидий. Так, например, экспортные субсидии – это одна из форм государственного стимулирования экспорта бюджетными средствами. Подобное стимулирование оказывается в виде прямого финансирования опытно-конструкторских, научно-исследовательских работ и экспортного производства и, кроме этого, путем предоставления благоприятных кредитов на эти цели;

- субвенция – это форма денежной помощи местным бюджетам из государственного бюджета, которая предназначена для определенной цели. Если зафиксировано нецелевое применение средств помощи, полученных в форме страховой суммы, они возвращаются в тот бюджет, из которого были получены. Субвенцию следует отличать от дотации , при которой денежная помощь от государственного бюджета не оговорена никакими условиями, и от субсидии , которая обозначает дотации как бюджетам, так и разнообразным организациям за счет средств бюджета либо средств специальных фондов, которые формируются на основе взносов граждан и отдельных компаний;

- дотация (от лат. слова dotatio – «дар», «пожертвование») имеет несколько значений. 1. Пособие, которое выплачивается гражданам и организациям государством для покрытия ими убытков или иных целей. 2. Денежная сумма, которую выделяют из госбюджета тем предприятиям, у которых сальдо между затратами на производство продукции, ее реализацию и получаемыми доходами имеет отрицательную величину; дотации выплачивают с целью поддержания относительно низких цен на отдельные продаваемые населению товары. 3. Сумма денег. Выделяемая из бюджета вышестоящего уровня для формирования минимального бюджета нижестоящего территориального уровня, если в последнем имеет место недостаточность закрепленных и регулирующих доходов.

Выделение дотаций осуществляется в порядке бюджетного регулирования на безвозмездной и безвозвратной основе, а их использование не имеет целевого назначения.

Выплачиваемая дотация компенсирует повышенные издержки предприятия, покрывает излишние убытки. Предоставление дотаций предприятиям позволяет:

1) предотвратить банкротство этих предприятий;

2) не допускать превышения розничных цен на отдельные товары и услуги, ввиду того что за счет дотаций часть цены на эти товары оплачивает госбюджет. Если бы не было дотаций, производители увеличивали бы рост цен на товары путем переложения соответствующей дотациям доли оплаты своих расходов на покупателей. Минусом дотаций является то, что они порождают дефицитность государственного бюджета, так как он вынужден нести их тяжесть.

Существуют различные виды дотаций. Так, например, экспортные дотации – это выделяемые и выплачиваемые средства государственным бюджетом экспортерам для поощрения их деятельности по вывозу товаров. Государство таким образом стимулирует выход товара данной отрасли на мировой рынок. Также установление такой дотации может быть связано с затовариванием внутреннего рынка страны соответствующими товарами, когда государство таким образом пытается избежать всеобщего экономического кризиса в стране.


Вопрос 25. Кредитная система государства, ее структура и значение для развития экономики. Денежно – кредитная политика государства, ее методы и особенности влияния на объем производства и занятость. Эффективность монетарной политики.

3. Упражнение (письменный ответ):

Одной из целей экономической политики государства является создание условий для роста объемов производства (ВНП).

Вариант А: этот рост должен стимулироваться, в первую очередь, фискальной политикой государства; роль кредитно-денежной политики стоит на втором месте.

Вариант Б: с точки зрения оппонирующей концепции, рост объема производства достигается на основе саморегулирующихся рыночных механизмов при косвенном воздействии на объем денежной массы, то есть приоритет отдается кредитно-денежной, а не фискальной политике.

Дайте ответы на следующие вопросы:

а) Характерная черта какой концепции предложена в варианте “А”? Выразите ее в виде уравнения. Насколько она применима в России? Приведите примеры.

б) Отличительная черта какой концепции предложена в варианте “Б” и каким может быть ее уравнение? Используется ли в России такой подход в экономической политике?! Подберите примеры из событий последних лет.

Ответ:

а) В данном варианте представлена Кенсианская модель макроэкономического равновесия. Дж. Кейнс разработал теорию «эффективного спроса», основанную на том, что увеличение совокупного спроса ведет к росту НД. По представленной теории, государство воздействует на увеличение спроса через понижение процентной ставки, увеличивая при этом инвестирование, а также через снижение налогов, увеличивая потребительский спрос. Кейнс отдавал приоритет бюджетно-финансовой политике государства. Совокупный спрос выражается формулой:

ВВП= С+J+G+X n ,

гдеС – потребительские расходы;

J – инвестиции;

G – государственные расходы;

X n – чистый экспорт.

Концепция фискальной политики государства состоит в том, что государство с помощью рациональных налоговых сборов пополняет бюджет. Это позволяет своевременно реализовывать целевые программы социально-экономического развития страны, инвестиционные программы и т.д. и как следствие приводит к росту объемов производства.

б) В этом варианте представлена теория монетаризма, в которой в качестве направления государственного регулирования служит денежно-кредитная политика. Обеспечение регулирующих функций рынка осуществляется на основе стимулирования предложения. Поэтому необходимо создание благоприятных условий для процесса накопления капитала. Основными трудностями на этом пути являются: высокие налоги и инфляция, которые ведут к удорожанию кредита, снижению инвестиционной активности. Совокупное предложение можно выразить уравнением:

ВВП= заработная плата + проценты + рента + прибыль.

В России на позициях монетаризма стояло правительство Гайдара. Первоочередными мерами были: борьба с инфляцией, приватизация государственной собственности, воссоздание механизма накопления.

Второй вариант соответствует косвенному вмешательству государства в экономику с использованием учетной ставки и операций на открытом рынке. В зависимости от состояния экономики государство проводит политику «дорогих» (ставка повышается) или «дешевых» (ставка понижается) денег, сдерживая или стимулируя экономический рост. Повышая или понижая доходность государственных ценных бумаг, государство либо увеличивает общую массу денег, занятую в производстве, либо уменьшает ее. Например, при увеличении доходности ГКО (1996 г.) государство получало реальные деньги для покрытия дефицита. Кроме того, чем выше устанавливаемая государством норма обязательного резервирования, тем меньше денег в производстве.

4. Упражнение (письменный ответ):

Дайте сравнительный анализ действующей до I января 1998 г. налоговой системы РФ и принятого Налогового кодекса:

а) Возросли или нет налоги с предприятий?

б) Как изменились налоги с физических лиц?

в) Каковы регламенты для местных налогов?

Ответ:

а) Налоговый кодекс предусматривает реальное снижение налогового бремени предприятий (отменен налог на операции с ценными бумагами, отменены налоги, уплачиваемые с выручки и неэффективные налоги, которые невозможно контролировать). Пересмотрена система принимаемых к вычету затрат, порядок амортизации и система льгот. Изменены исчисления налоговой базы по налогу на прибыль. Принят единый социальный налог во внебюджетные фонды, который равен 35%, что меньше прежнего совокупного, направляемого в социальные фонды в размере 38,5%.

б) Государственной Думой отменен прогрессивный подоходный налог, и принят единый налог на физических лиц в размере 13%. Физические лица обязаны выплачивать 1% ежемесячных отчислений в Пенсионный фонд.

в) Недопустимо устанавливать специальные налоговые режимы для отдельных территорий внутри государства. Увеличены ставки налогов, закрепленных на постоянной основе за местными бюджетами. «Устанавливая местный налог, представительные органы местного самоуправления определяют в нормативных правовых актах следующие элементы налогообложения: налоговую ставку в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения устанавливаются настоящим Кодексом (ст. 12 п. 4)».

5. Упражнение (письменный ответ):

А. Определить механизм, вследствие действия которого нерациональное увеличение налогового давления неизбежно приводит к последующему снижению общих налоговых поступлений в доход государства. Чем определяется структура государственных финансов.

Б. На примере федерального бюджета РФ на 2001 г. (источник – "Российская газета") определить удельный вес в расходной части бюджета статей №№ 3, 6, 7, 8, 12, 13, 16 и 17.

Ответ:

А) Фискальная функция налога усиливается в период крупных реформаций в обществе, когда требуется максимально возможная централизация ресурсов для осуществления перегруппировки капитала, реализации масштабных общегосударственных программ. Однако эти задачи могут быть не выполнены, если экономика страны открыта (утечка капитала за границу), если субъекты перераспределения ресурсов (органы государственного управления) пользуются ошибочными приоритетами и т.д. Фискальное налогообложение подавляет стимулирующую функцию налогов. А. Лаффер утверждал: «Рост налогового бремени может приводить к увеличению государственных доходов только до какого-то определенного предела, пока не начнет сокращаться облагаемая налогом часть национального производства. Когда этот предел будет превышен, рост налоговой ставки приведет не к увеличению, а к сокращению доходов бюджета». Увеличение налоговых ставок заставляет производителей сокращать масштабы производства, что сопровождается и сокращением налоговой базы.

Расходная часть

Национальная оборона

Фундаментальные исследования и содействие НТП

Промышленность, энергетика, строительство, транспорт

Сельское хозяйство

Здравоохранение и физическая культура

Социальная политика

Прочие расходы

Целевые бюджетные фонды