Недоимки по налоговым платежам. Особенности взыскания задолженности по налогам

Каждый гражданин РФ имеет обязательства перед налоговой инспекцией. Их должны оплачивать, согласно утвержденным срокам как физические, так и юридические лица.

Сфера налогообложения довольно сложная. В ней часто встречаются спорные вопросы. Самая большая проблема, которая может появиться в сфере налогообложения – это наличие просроченного долга.

В большинстве случае образовавшийся долг нужно оплачивать в установленные законом сроки. Но есть налогоплательщики, которые нарушают условия и отказываются вносить оплату. В таком случае осуществляется взыскание долго в принудительном порядке.

Порядок взыскания

В случае выявления недоимки, в установленные законом сроки, налоговые органы могут начать процедуру взыскания:

  1. Первое что делают сотрудники налоговой компании – это направляют плательщику уведомление. В нем четко прописана сумма к взысканию, включая общий долг и начисленные пени. Помимо этого, в уведомление прописаны точные сроки, в течение которых налогоплательщик обязан все погасить.
  2. Если должник не вносит оплату в установленные законом сроки, налоговый орган имеет право взыскать задолженность по налогам самостоятельно, воспользоваться, так называемым, бесспорным порядком взыскания. А также сотрудник налоговой службы имеет право подготовить иск в суд.

Рассмотрим более детально, как происходит взыскание долга по налогам с физического и юридического лица.

С физических лиц

В первую очередь налоговый орган направляет налогоплательщику уведомление. Данный документ должен быть подготовлен не менее чем за 30 дней до срока оплаты. Если есть возможность, то вручается уведомление лично в руки, под расписку.

Если нет возможности вручить уведомление должнику лично в руки, под расписку, его:

  • отправляют в электронном виде;
  • заказным курьером;
  • направляют по почте, заказным письмом (самый распространенный и менее затратный способ).

Согласно , налогоплательщик не обязан оплачивать налог, если не получил налоговое уведомление. Обязанность по оплате возникает именно с момента получения документа.

Если уведомление было направлено в установленные законом сроки, но налогоплательщик не внес оплату, налоговый орган направляет требование о его уплате. В требование прописывается не только сумма долга, но и размер начисленных пеней. Данный документ, согласно закону, должен быть подготовлен и направлен не позднее 3 месяцев, с момента выявления недоимки.

Если налогоплательщик не погасит сумму долга в срок и сумма задолженности превысит 1 500 рублей, то налоговый орган имеет право обратиться в суд общей юрисдикции в течение 6 месяцев, с момента образования долга. При этом должник получает копию заявления не позднее дня подачи документов в суд.

Мировой судья выносит приказ единолично, который имеет силу исполнительного документа. Стоит отметить, что судебный приказ выносится без заслушивания каждой стороны и объяснений. Копия приказа направляется налогоплательщику, который согласно закону обязан произвести оплату в течение 10 дней с момента получения.

Если у налогоплательщика не хватает средств, для погашения задолженности по налогам, то взысканию подлежит личное имущество.

С юридических лиц

Для взыскания долга для юридических лиц используют:

  • денежные ресурсы, которые находятся на счетах;
  • имущество предприятия: оборудование, техника или мебель.

Первый вариант – самый простой и оптимальный. При выборе этого варианта налоговый орган подготавливает требование, в котором указывает сумму долга и размер начисленных пеней. Данный документ отправляется налогоплательщику.

С момента получения требования юридическое лицо обязано произвести погашение задолженности по налогам. Если этого не происходит, налоговый орган отправляется в банк, в котором открыт счет юридического лица и отдает решение. Согласно полученному решению долг автоматически списывается со счета.

Второй вариант – это когда оплата долга осуществляется за счет имущества предприятия. Это актуально в том случае, если деньги на счете отсутствуют или их не хватает для полного погашения долга.

В данном случае налоговый инспектор направляет должнику официальное уведомление, в котором сказано, что необходимо погасить долг в установленные законом сроки. После выявления факта, что юридическое лицо не может погасить долг за счет денежных средств, составляется требование.

Составление требование налоговый орган передает в суд и просит погасить сумму долга за счет взыскания имущества.

Только после того, как дело будет передано судебным приставам, осуществляется осмотр имущества, фиксация стоимости и конфискация. Все изъятое имущество будет продано и долги погашены. Также стоит принимать во внимание, что судебные приставы реализуют имущество по минимальной стоимости. Главная цель – быстро продать, что есть в наличии и получить средства.

Второй вариант может длиться по времени до 1 года.

Штрафные санкции

Если налогоплательщик не вносит оплату своевременно, то ему могут быть начисленные пени за неуплату, которые исчисляются особым способом. Начисленная сумма пени прибавляется к сумме основного долга. Также стоит отметить, что налоговый орган может начислять пени не только на сумму долга, но и на начисленные штрафы, если они небыли погашены своевременно.

Для определения суммы принимают во внимание две даты: непосредственной даты оплаты и законодательно установленной, до которой налогоплательщик должен был погасить налог. В большинстве случаев пени начисляются за каждый просроченный день.

Для определения размера пени используют величину, равную 1/300 от актуальной ставки рефинансирования, которая действует на отчетную дату.

Формула расчета выглядит следующим образом:

Пеня = (Общая сумма налога * количество просроченных дней * актуальная ставка рефинансирования Центрального Банка) : 300.

Санкции при неуплате налогов

Помимо пеней к должнику, будет быть применена еще одна форма материального наказания – это штрафы. Размеры и способы начисления строго определяются 122 статьей Налогового кодекса. Нарушителю могут быть начислены штрафы, в размере 20% от суммы недоимки. Если выяснится, что действия должника носили умышленный характер, то размер санкций увеличивается до 40%.

Признание задолженности по налогам безнадежной к взысканию

Согласно безнадежными к списанию признаются недоимка, начисленные пени и штрафы, которые числятся за налогоплательщиком, в следующих случаях:

  1. Ликвидация организации, в соответствии с законодательством РФ. В этом случае компания не может погасить долг, по причине недостаточности имущества и денежных средств.
  2. Признание банкротом индивидуального предпринимателя, в части недоимки, непогашенной по причине недостаточности имущества.
  3. Принятием судом акта, согласно которому налогоплательщик освобождается взыскания долга в связи с истечением срока взыскания.
  4. Смерти физического лица.

Также считаются безнадежными к списанию штрафы и пени, в случае если на момент принятия решения их уже списали финансовые компании, которые ликвидированы.

Порядок списания недоимки, признанные безнадежными к списанию, предусмотрены 59 статьей Кодекса.

Пресекательный срок

Многих налогоплательщик интересует вопрос, а есть ли предельный срок, в течение которого налогоплательщики могут требовать оплаты долга. Если внимательно изучить Налоговый Кодекс РФ, то можно понять, что точного срока не существует, а такой срок обязательно должен быть.

Тем не менее, на практике зачастую налоговые органы считают, что выставлять требования об уплате налогов и пеней они могут в любое время.

В связи с этим многие налогоплательщики получают требование налоговых органов, за прошедшие года. Возникает вопрос, законно ли данное требование, со стороны сотрудников налоговой службы? Также не ясно, всем известный срок исковой давности, равный 3 года распространяется на налоговые правонарушения?

Стоит отметить, что срок исковой давности, равный 3 годам установлен для гражданских правонарушений, о чем прописано в . Что же касается налоговых правоотношений, то тут стоит внимательно изучить . Именно там четко сказано, что нормы гражданского права к налоговым правоотношениям неприменимы.

Прямой нормы, аналогично ст.196 Гражданского кодекса, в которой был бы четко прописан срок взыскания задолженности по налогам в Налоговом кодексе нет. В то же время стоит отметить, что срок исковой давности для излишне уплаченной суммы налога или пеней Налоговым кодексом предусмотрен и составляет три года.

Получается, налоговые долги являются бессрочными, и налоговый орган может обратиться для взыскания долга даже спустя 5 или нет лет?

Согласно Налоговому Кодексу РФ налоговая обязанность каждого налогоплательщика действительно является бессрочной. При этом в кодексе предусмотрены сроки, при пропуске которых задолженности может быть признана безнадежной к списанию.

Что касается имущественных налогов (на имущество и транспорт), то в данном случае оговорено одно правило, согласно которому Налоговый орган имеет право начислять налоги только за три налоговых периода. Конечно, это не назвать пресекательным сроком, то, тем не менее, данное правило ограничивает деятельность налоговых органов.

Так что, отвечая на вопрос о пресекательном сроке долгов налогоплательщика, то можно сделать вывод, что он не имеет срока давности.

Видео: Взыскание задолженности по налогам

Недоимка по налогам - это , одним словом, задолженность. Она образуется в случае неуплаты в бюджет в срок, установленный законодательством.

Историческая справка

Недоимки стали впервые появляться у крестьян. Несвоевременность уплаты налогов была обусловлена разными причинами. Во времена крепостного права суммы сборов, как правило, были очень высокими. Дохода крестьян не хватало не только на выплату сборов, но и на нормальную жизнь. В результате возникала недоимка. Эта задолженность могла также образоваться и в случае низкого урожая.

Налоговая задолженность

В настоящее время недоимка - это не только сумма неуплаченного налога в установленный срок.

Такая задолженность может образоваться в связи с излишним возмещением хозяйствующему субъекту отчисленного обязательного платежа. Из бюджета, например, можно вернуть перечисленную сумму НДС и акцизов.

Санкции

При начислении суммы налога устанавливается определенный срок, в который необходимо ее перечислить в бюджет. На следующий день после завершения этого периода в случае неуплаты возникает недоимка. Это означает, что к нарушителю требований законодательства могут применяться штрафные санкции. Их начисление осуществляется до того момента, пока должник не погасит задолженность вместе с пенями.

Если субъекту была излишне возмещена сумма отчисления, то пени будут начисляться до возврата соответствующей суммы.

Важный момент

Сумма недоимки - это задолженность, которая должна быть уплачена субъектом добровольно с начисленными пенями. Если лицо уклоняется от погашения задолженности, контрольные органы вправе взыскать ее принудительно.

В некоторых случаях налоговая служба признает долг безнадежным и списывает недоимку. Это происходит крайне редко.

Погашение недоимки в принудительном порядке может осуществляться за счет денежных средств должника или его имущества, если на его счетах в банке нет или недостаточно средств.

Требование о выплате задолженности

Перед началом принудительного взыскания недоимки нарушителю направляется уведомление с предложением добровольно погасить задолженность и пени.

Требование направляется должнику в трехмесячный срок с даты обнаружения задолженности налоговым органом. Если недоимка была выявлена при проверке расчетных операций, совершаемых лицом, ответственным за отчисление взносов, извещение отправляется в течение 10 дней.

В уведомлении должны указываться:

  • Сумма задолженности.
  • Сроки ее погашения.
  • Последствия, которые могут наступить в случае уклонения должника от выполнения обязательств перед бюджетом.
  • Ссылки на нормативные акты, регулирующие отношения в сфере налогообложения.

Если срок в уведомлении не указан, то, по общим правилам, субъекту необходимо погасить задолженность в пятидневный срок.

При отсутствии активных действий со стороны должника, направленных на выплату недоимки и пеней, контрольные органы начинают процесс принудительного взыскания. Соответствующее решение направляется лицу в течение 6 дней.

Сумма пеней зависит от величины недоимки. При расчете применяется ставка рефинансирования ЦБ. Используется показатель, действовавший на дату образования задолженности.

Нюансы учета

Если предприятие использует УСН, в расходах размер начисленных пеней не отражаются. Соответственно, их не показывают и в книге расходов/доходов.

В остальных случаях в бухучете для отражения суммы можно открыть дополнительный субсчет к счету "прибыль и убыток".

При отчислении недоимки и пени следует оформлять 2 платежных поручения. Это связано с тем, что у этих платежей различные коды в бюджетной классификации.

Являются важнейшей обязанностью любого субъекта предпринимательской деятельности. Своевременное исполнение указанной обязанности позволяет организации , избежать дополнительных финансовых потерь в виде штрафных санкций. Однако довольно распространена ситуация, когда у организации в силу объективных причин возникает недоимка по налоговым платежам . При принудительном взыскании налоговыми органами указанной недоимки налогоплательщик может защитить свои интересы . Рассмотрим эти возможности.

Правовое регулирование

В соответствии со ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исполняет обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (далее - налоговое законодательство). Указанная обязанность должна быть выполнена в срок, установленный налоговым законодательством.
Статьей 11 НК РФ предусмотрено, что недоимкой является сумма налога или сбора, не уплаченная в установленный налоговым законодательством срок. Она образуется, если налогоплательщик не произвел перечисление в бюджет причитающихся налогов или произвел их частичное перечисление. Контроль над соблюдением налогоплательщиком налогового законодательства осуществляется налоговым органом путем проведения мероприятий налогового контроля, например камеральных и выездных налоговых проверок (ст. 87 НК РФ).
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, при проведении которой выявлены нарушения налогового законодательства, выносится решение о привлечении налогоплательщика к ответственности, а также принимаются меры по принудительному исполнению обязанности налогоплательщика по уплате налогов. Необходимо обратить внимание на то, что если налогоплательщик не исполнил свою обязанность по уплате налогов добровольно, то налоговые органы обязаны взыскать недоимку в принудительном порядке (ст. 39 НК РФ).
В налоговом законодательстве закреплены два способа принудительного исполнения обязанности по уплате налогов (сборов), других обязательных платежей и санкций: бесспорный (внесудебный) и судебный порядки . И та, и другая процедуры имеют процессуальные особенности.

Бесспорный порядок взыскания недоимки

Моментом начала указанного процесса следует считать дату направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налогов . Требование представляет собой документ установленной формы, содержащий извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности ее уплатить в указанный срок (ст. 69 НК РФ). В требовании в том числе должна содержаться информация о:
- сумме задолженности по налогу;
- размере пеней, начисленных на момент направления требования;
- сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах (Указанный срок имеет большое процессуальное значение, так как он определяет срок принятия налоговым органом решения о взыскании недоимки, а также срок подачи налоговым органом заявления в суд о взыскании недоимки (ст. 46 НК РФ));
- сроке исполнения требования (Требование должно быть исполнено в течение 8 рабочих дней с момента его получения, если в нем не указан иной срок исполнения);
- мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Требование должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней со дня вступления в силу решения по проверке (если недоимка выявлена в ходе камеральной или выездной налоговой проверки или в течение 3 месяцев со дня ее выявления (если недоимка выявлена не в ходе налоговой проверки). В последнем случае налоговый орган составляет документ о выявлении недоимки у налогоплательщика (форма документа утверждена Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-19/825@). На дату составления указанного документа, с точки зрения налоговых органов, следует ориентироваться при определении срока выставления требования. Аналогичное мнение выражено, в частности, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 20.12.2007 N А26-3314/2007. Заметим, что данный подход к определению даты выявления недоимки является по меньшей мере небесспорным.
Недоимка может быть выявлена только после того, как налогоплательщик представил декларацию с суммой налога к уплате или пропустил срок уплаты налога. О том, что налог не уплачен, налоговому органу становится известно на следующий день после истечения срока уплаты. Следовательно, в этот же срок он узнает о сумме недоимки. Указанная позиция находит отражение и в судебных решениях (см., например, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 06.08.2009 N А82-14902/2008-27).
Логично предполагать, что обнаружение налоговым органом данных в своих внутренних документах не может свидетельствовать ни о фактическом наличии недоимки, ни о наличии переплаты, поскольку такие данные полностью зависят от действий его сотрудников, т.е. носят субъективный характер. В сложившейся ситуации налогоплательщику, допустившему образование недоимки, можно рекомендовать провести сверку расчетов с налоговыми органами. В этом случае дата акта сверки может свидетельствовать о сроке выявления недоимки.
Действующие правовые нормы налогового законодательства не дают ответа на вопрос, является срок направления требования об уплате налога пресекательным, т.е. является ли недействительным соответствующее требование, выставленное с нарушением указанного срока. При решении данного вопроса целесообразно обратить внимание на сложившуюся арбитражную практику. Точка зрения судебных органов содержится, например, в Постановлении Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25, а также в Информационном письме Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71 и заключается в том, что нарушение срока выставления требования не влечет изменения срока на бесспорное взыскание недоимки. Таким образом, срок взыскания недоимки при нарушении срока выставления требования будет исчисляться таким же образом, как если бы требование было выставлено вовремя (Постановление ФАС Московского округа от 19.07.2006 N КА-А40/6689-06-П).
Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении 6 дней с даты направления заказного письма.
Необходимо обратить внимание на то, что при направлении требования заказным письмом могут возникнуть неприятные для налогоплательщика ситуации. Так, требование может быть направлено по юридическому адресу организации, а не по месту ее фактического нахождения. Кроме того, требование может получить работник организации, находящийся в офисе в момент поступления корреспонденции, и не поставить об этом в известность руководителя. В этих случаях руководство организации может не знать о начале процедуры принудительного взыскания недоимки.
Важно помнить, что срок исполнения требования исчисляется с даты его получения организацией, а не с даты его составления. Правильно определить дату получения требования при его направлении по почте позволит почтовая отметка на конверте или дата, указанная в уведомлении о вручении заказного письма адресату. Если организация не получала требования, направленного по почте, то она при защите своих прав, в том числе и в судебном порядке, вправе потребовать от налоговых органов доказать факт почтового отправления и дату указанного отправления.

Взыскание недоимки за счет денежных средств налогоплательщика

Если налогоплательщик не погасил недоимку в указанный в требовании срок, то налоговые органы в течение двух месяцев после указанного срока вправе принять решение о взыскании суммы задолженности с банковского счета налогоплательщика . Причем взыскание может быть обращено на средства, находящиеся на расчетном счете, даже если указанные средства получены из бюджета на конкретные цели по государственным контрактам (Постановление Президиума ВАС РФ от 17.11.2009 N 8580/09). Судебный орган в обоснование своей позиции отметил, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по общему правилу не производится. Но в рассматриваемом случае взыскание производится не за счет бюджетных средств, а за счет собственных средств налогоплательщика, какими являются средства, поступившие на расчетный счет организации от бюджетополучателя.
Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика в течение 6 дней после вынесения указанного решения. В случае невозможности вручения решения о взыскании налогоплательщику под расписку или передачи иным способом, свидетельствующим о дате его получения, решение о взыскании направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма. Необходимо обратить внимание на то, что решение, вынесенное с пропуском указанного срока, является недействительным и, следовательно, исполнению работниками кредитных организаций не подлежит.
Поручение налогового органа на перечисление сумм налога в бюджет направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации. При этом сроки направления в банк указанного поручения в настоящее время не установлены. Применительно к ситуациям, возникшим до 2 сентября 2010 г., действовал срок направления в банк указанного поручения, равный одному месяцу со дня принятия решения о взыскании недоимки.
Нередко решение о взыскании налога за счет денежных средств на счетах в банках выносится налоговым органом до истечения срока, указанного в требовании об уплате налога. В этом случае нарушаются права организации и с ее счета могут быть списаны денежные средства, которые она планировала использовать для исполнения своих обязательств перед контрагентами. Указанное планирование денежных потоков может учитывать срок уплаты недоимки, указанный в требовании, и не приводить к нарушению закона. В отношении законности подобного решения налогового органа единообразная арбитражная практика не сформирована. С одной стороны, решение является незаконным, так как процедура взыскания недоимки проходит несколько взаимосвязанных этапов. Для каждого этапа, имеющего самостоятельное юридическое значение, налоговое законодательство предусматривает определенный порядок и сроки принудительного взыскания налога (пени), несоблюдение которых влечет наступление правовых последствий в виде признания ненормативного акта налогового органа недействительным (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 23.04.2010 N А46-21966/2009). С другой стороны, решение является законным, поскольку налоговое законодательство не содержит такого основания для безусловного признания незаконным решения о взыскании задолженности, как несоблюдение срока на добровольное исполнение требования (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 20.12.2010 N Ф03-9322/2010).
Актуальным является вопрос, связанный с возможностью выставления налоговыми органами повторного инкассового поручения , например, если налогоплательщик закрывает счет в банке, в который отправлено инкассовое поручение, и открывает счет в другом кредитном учреждении. Налоговым законодательством вопрос выставления повторного поручения не урегулирован. Анализ арбитражной практики показал, что в большинстве случаев судебные органы признают право налоговых органов на указанные действия (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 14.01.2009 N Ф04-8140/2008(18774-А81-34), ФАС Поволжского округа от 25.12.2008 N А65-10152/2008). Суд указал, что законодательство не содержит запрета на выставление повторного инкассового поручения.
Противоположная позиция изложена в Постановлении ФАС Центрального округа от 25.10.2010 N А09-3231/2010. Суд установил, что налоговый орган после возврата банком инкассового поручения в связи с закрытием расчетного счета выставил новое поручение на списание денежных средств со счета налогоплательщика в другом банке. Суд указал, что, начав процедуру бесспорного взыскания, налоговый орган обязан довести ее до конца, в том числе вынести решение о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика. Возврат банком инкассового поручения не является основанием для повторного выставления нового поручения.

Взыскание недоимки за счет иного имущества организации

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика, а также при отсутствии информации о счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика. Указанное взыскание производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю (ст. 47 НК РФ).
Налоговое законодательство не содержит правовых норм, обязывающих налоговый орган уведомлять налогоплательщика о принятии в отношении него решения и постановления о взыскании налога за счет имущества. Налогоплательщик при этом будет поставлен в известность судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Указанная точка зрения находит подтверждение в Постановлении Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25.
Решение о взыскании должно быть принято в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.
При этом остается неурегулированным вопрос о том, имеет ли законную силу решение о взыскании налога за счет имущества, если инспекция не направляла налогоплательщику решение о взыскании налога за счет средств на счетах в банке. В случае возникновения подобной ситуации организация имеет право оспорить правомерность действий налогового органа. Сложившаяся арбитражная практика по данному вопросу неоднозначна. В частности, в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 16.03.2009 N Ф04-1029/2009(1032-А45-49) суд установил нарушение закона в действиях налогового органа. Однако в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 31.07.2008 N Ф08-4387/2008 суд определил, что при соблюдении прочих требований налогового законодательства указанное обстоятельство само по себе не может быть основанием для отмены решения о взыскании недоимки за счет иного имущества налогоплательщика.
Необходимо обратить внимание на то, что законность решения о взыскании не ставится судебными органами в зависимость от следующих обстоятельств:
- налоговый орган не отозвал ранее выставленное инкассовое поручение о погашении недоимки за счет денежных средств организации в банке (Постановление Президиума ВАС РФ от 19.07.2005 N 853/05);
- налогоплательщик не получал высланного ему решения налогового органа о взыскании недоимки за счет денежных средств организации в банке (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.05.2008 N А33-6337/07-03АП-1556/07-Ф02-1863/08).
Исполнительные действия должны быть совершены в двухмесячный срок со дня поступления к нему указанного постановления. Обязанность по уплате налога считается исполненной с момента реализации имущества налогоплательщика и погашения его задолженности перед бюджетом.

Судебный порядок взыскания недоимки

Если налоговым органом не реализовано право на взыскание недоимки за счет денежных средств налогоплательщика во внесудебном порядке, то он имеет право на обращение в суд с иском о взыскании указанной недоимки (ст. 46 НК РФ). При этом налоговым законодательством прямо не урегулирован вопрос, вправе ли налоговый орган обратиться за судебной защитой с заявлением о взыскании сумм налога, если до этого им своевременно было принято решение о взыскании. Официальная позиция по указанному вопросу отсутствует. Анализ арбитражной практики позволяет сделать вывод, что налоговый орган не вправе обращаться в суд, а должен самостоятельно довести процедуру бесспорного взыскания до конца, а именно направить инкассовое поручение в банк, а также при необходимости принять решение о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 12.03.2010 N А45-10407/2009, ФАС Северо-Западного округа от 13.01.2009 N А05-6505/2008).
Заявление может быть подано в суд в течение 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. Ни НК РФ, ни АПК РФ не содержат перечня уважительных причин. Поэтому в каждом конкретном случае суд, анализируя конкретные обстоятельства дела, определяет, является ли соответствующая причина уважительной.

Пример 1 . Причина пропуска срока - большой объем работы и недостаток специалистов у налогового органа. Суд удовлетворил ходатайство налогового органа (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 05.02.2009 N А13-3227/2008). Суд отказал в удовлетворении ходатайства налогового органа (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.07.2008 N А19-15231/07-Ф02-3485/08).

Пример 2 . Причина пропуска срока - проведение налоговым органом сверки расчетов с налогоплательщиком. Суд отказал в удовлетворении ходатайства налогового органа (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 12.03.2009 N Ф03-717/2009).

В отношении просроченной к взысканию недоимки необходимо отметить два обстоятельства.
Во-первых, налоговый орган не вправе начислять пеню . Указанная точка зрения содержится в Постановлении Президиума ВАС РФ от 29.09.2009 N 5838/09. В обоснование своего мнения ВАС РФ отметил, что исполнение обязанности по уплате пени не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. Поэтому после истечения срока взыскания задолженности по налогу пеня не может служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и с этого момента не начисляется. Такую же позицию по данному вопросу занимает и Минфин России (Письмо от 29.10.2008 N 03-02-07/2-192).
Во-вторых, налоговый орган не вправе производить зачет излишне уплаченного другого налога . Если налоговым органом пропущен срок для принудительного взыскания недоимки, то он обязан по заявлению организации вернуть ей переплату, образовавшуюся по другому налогу (Постановление Президиума ВАС РФ от 15.09.2009 N 6544/09).
Если налоговым органом не реализовано право на взыскание недоимки за счет иного имущества налогоплательщика во внесудебном порядке, то он имеет право на обращение в суд с иском о взыскании указанной недоимки (ст. 47 НК РФ). Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Срок давности исполнения обязанности по уплате налогов

Налоговое законодательство устанавливает срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанный срок составляет 3 года (ст. 113 НК РФ). Мерой ответственности за совершение налогового правонарушения является налоговая санкция, которая устанавливается и применяется в виде денежных взысканий (штрафов). Таким образом, указанный срок давности может применяться только для взыскания штрафов, но не применяется к самой сумме задолженности.
Следовательно, НК РФ не устанавливает срок давности для исполнения обязанности по уплате налогов , в том числе и в принудительном порядке (Постановление ФАС Уральского округа от 18.06.2009 N Ф09-3963/09-С3).
По данному вопросу существует и иная точка зрения. Так, исходя из пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщик не обязан хранить данные бухгалтерского и налогового учета, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, в том числе документы, подтверждающие получение доходов, осуществление расходов, а также уплату (удержание) налогов, более четырех лет. Таким образом, можно сделать вывод, что давность взыскания недоимки должна быть ограничена тремя годами, так как за пределами этого срока налоговый орган не сможет подтвердить документами факт возникновения недоимки. Данная позиция подтверждается обширной судебной практикой (Постановления ФАС Московского округа от 23.07.2009 N КА-А40/6541-09, от 29.07.2008 N КА-А40/6762-08; ФАС Поволжского округа от 10.06.2008 N А57-1648/02; ФАС Уральского округа от 26.01.2009 N Ф09-10520/08-С3; Президиума ВАС РФ от 18.03.2008 N 13084/07).
Распространенной ранее являлась ситуация, при которой налоговыми органами сумма недоимки, нереальной к взысканию, включалась в справки о состоянии расчетов с бюджетом, которые запрашивались организациями. Такие справки, как правило, необходимы для привлечения кредитов или участия в тендерах и конкурсах. В указанном случае организациям приходилось погашать задолженность или же отказываться от получения кредита (участия в конкурсе). Налоговые органы обосновывали свои действия тем, что ст. 59 НК РФ и Постановление Правительства Российской Федерации от 12.02.2001 N 100 допускали списание недоимки только в отношении ликвидируемых организаций. Данные выводы подтверждались в Письме Минфина России от 18.12.2009 N 03-02-07/1-545 и Постановлении Президиума ВАС РФ от 11.05.2005 N 16507/04. Следует отметить, что некоторым налогоплательщикам удавалось через суд обязать налоговый орган выдать справку без указания в ней задолженности, взыскание которой невозможно (Постановление ФАС Уральского округа от 18.01.2010 N Ф09-10913/09-С3).
После 2 сентября 2010 г. расширен перечень оснований, по которым недоимка по налогам признается безнадежной к взысканию. В настоящее время ст. 59 НК РФ позволяет списывать недоимку после принятия судом решения, согласно которому налоговый орган утратил возможность ее взыскания в связи с пропуском установленных сроков. Решение о признании задолженности безнадежной по данному основанию принимают налоговые органы по месту учета организации. Порядок списания такой недоимки утвержден Приказом ФНС России от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@.

Пример 3 . По результатам выездной налоговой проверки налоговым органом выявлена недоимка и принято решение о привлечении организации к ответственности. Указанное решение вступило в законную силу 31 января 2011 г. Требование направлено в адрес организации заказным письмом. Определим сроки совершения возможных действий налоговым органом, направленных на принудительное взыскание недоимки с организации (см. таблицу). Срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если он не установлен в календарных днях (ст. 6.1 НК РФ).

Срок, установленный
налоговым
законодательством

Дата
истечения
срока

Выставление требования об уплате
налога

Получение организацией требования
об уплате налога

Срок уплаты недоимки, указанный в
требовании об уплате налога

Взыскание за счет денежных средств

Принятие решения о взыскании
недоимки за счет денежных средств

Доведения решения до сведения
организации


денежных средств в банке

6 месяцев

Взыскание за счет иного имущества

Принятие решения о взыскании
недоимки за счет иного имущества

Направление решения судебному
приставу-исполнителю

Подача в суд заявления о взыскании
с организации недоимки за счет
иного имущества

), недовнесенная плательщиком в установленный законодательными актами срок в бюджеты всех уровней или во внебюджетные фонды.

Впервые понятие «недоимка» в России возникло при крепостном праве при обложении оброком крепостных крестьян. В бывшем СССР недоимка возникала у государственных, кооперативных, общественных организаций, колхозов по платежам в государственный бюджет, в фонд государственного обязательного и социального страхования, отчислениям в фонд социального обеспечения колхозников и т.д. Но в условиях действовавшего механизма взимания возникновение недоимки было очень редким явлением и объяснялось лишь ошибками начисления платежей.

Недоимки по налогам с населения возникали лишь при взимании платежей непосредственно финансовыми органами с ограниченного круга налогоплательщиков. Подавляющее большинство трудящихся уплачивало налог с доходов (заработной платы) через предприятия и организации, что исключало образование недоимок.

Возникающая недоимка взыскивалась с предприятий и организаций в бесспорном порядке по распоряжению финансовых, страховых, профсоюзных и других органов. С граждан же СССР, лиц без гражданства, иностранных юридических и физических лиц недоимка взыскивалась только по решению суда.

В условиях функционирования нынешней недоимка получила широкое распространение и возникает при исполнении обязательств по уплате налогов в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды всеми видами налогоплательщиков. Причины возникновения недоимок – кризис производства, отсутствие средства платежа налога (денег) в условиях широкого распространения бартерных сделок и выплаты доходов физическим лицам в натуральной форме (продукцией, акциями, услугами), внедрения вексельной формы оплаты и пр.

В законодательстве РФ используется два близких по значению понятия - недоимки и задолженности. В чем их специфика?

Что такое недоимка?

Под недоимкой законодательство РФ понимает сумму установленного налога или сбора, которая не уплачена ФНС или иному компетентному государственному органу гражданином либо организацией, обязанными их уплатить, вовремя. То есть в срок, установленный положениями нормативно-правовых актов. Недоимками признаются и суммы страховых взносов в государственные фонды - ПФР, ФСС, ФФОМС.

Недоимкой также является сумма налога, сбора или взноса, которая недоплачена или начислена сверх того, что гражданин или организация уплатили, - например, по итогам проверки или по решению суда.

Таким образом, недоимка - это долг перед государственной организацией. Как правило, по факту ее обнаружения регулирующим органом плательщик обязуется погасить ее. В случаях, предусмотренных законодательством РФ, на недоимку начисляется пеня.

Что такое задолженность?

Под задолженностью понимается:

  • сумма налога, сбора или взноса, которую человек или фирма обязаны уплатить государству, еще не уплатили ее, но, в принципе, успевают это сделать в срок;
  • сумма денежных средств, которую гражданин или организация должны уплатить другому человеку или фирме в соответствии с законом или условиями частного договора (в этом случае задолженность именуется кредиторской);
  • сумма денежных средств, которую гражданин или организация рассчитывают получить от другого человека или фирмы в соответствии с законом или условиями частного договора (это, в свою очередь, дебиторская задолженность).

Таким образом, задолженность - это сумма налога, сбора или взноса до просрочки и превращения их в недоимку либо любые другие денежные средства, которые должны быть уплачены обязанной стороной в пользу управомоченной.

Задолженность может быть текущей или просроченной. В первом случае она формируется в силу закона, договора или юридически значимых действий субъектов правоотношений - например, когда одна сторона оказала услуги или поставила товары другой. Просроченная задолженность появляется, когда та сторона, что обязана рассчитаться (к примеру, за оказанные услуги), не делает это вовремя. В этом случае долг может быть увеличен, если это предусмотрено законом или договором, на величину неустойки.

Сравнение

Главное отличие недоимки от задолженности в том, что первый термин имеет значительно более узкий круг применения и обозначает только сумму налога, сбора или взноса, которые гражданин или организация должны государству в лице отдельных органов или фондов. Кроме того, недоимка обозначает чаще всего одностороннее обязательство - перед государством.

Задолженность - понятие значительно более широкое. Оно может обозначать, в принципе, любую денежную сумму, которую одно частное лицо, организация или государственная структура должны другим субъектам. Или, наоборот, рассчитывают получить от них. Задолженность - это не перешедший в состояние недоимки налог, сбор или взнос, который гражданин или фирма еще успевают уплатить в срок.

Термин «задолженность» часто применяется в целях обозначения суммы, которую должен уплатить государственный орган (обычно взимающий налоги, сборы или взносы) в пользу тех лиц, что данные платежи обычно уплачивают сами. Так, если фирма переплатила налоги, то она получает право вернуть их из бюджета - и в этом случае у ФНС формируется задолженность перед ней.

Задолженность бывает двух видов: текущая и просроченная. В первом случае она не сопровождается начислением штрафных санкций. Во втором - обязанная сторона может столкнуться с необходимостью также уплаты неустойки.

Определив, в чем разница между недоимкой и задолженностью, отразим выводы в таблице.

Таблица

Недоимка Задолженность
Что общего между ними?
Задолженность гражданина или фирмы по налогу, сбору либо взносу, не погашенная в срок, превращается в недоимку
В чем разница между ними?
Представляет собой сумму налога, сбора или взноса, которую частное лицо или организация должны уплатить государству по закону Представляет собой сумму денежных средств, которую частное лицо или организация должны уплатить другому субъекту (или вправе получить от него) по закону или в силу договора
Носит, как правило, односторонний характер - когда частное лицо или организация должны государству Может носить обоюдный характер, бывает кредиторской и дебиторской
Формируется только по факту просрочки уплаты суммы Является текущей по факту возникновения в силу закона или договора, становится просроченной по факту неперечисления обязанной стороной платежа вовремя
Госорган, управомоченный взимать недоимку, может начислить на нее пеню Просроченная задолженность может сопровождаться начислением неустойки в силу закона или договора