Налоговая ход камеральной проверки. Что такое камеральная налоговая проверка физического лица или организации? Когда камеральная налоговая проверка проходит с истребованием документов и пояснений

В законодательстве отсутствует четкое определение придомовой территории рядом с частными жилыми домами, но обычно каждому владельцу такого строения приходится сталкиваться с этим понятием.

Невозможно построить дом на земле, которая не . Участок и строение – это два различных объекта, причем каждый обладает своим кадастровым номером, но при этом они неразрывно связаны друг с другом.

Придомовая территория считается важным участком, так как именно она применяется для проведения инженерных коммуникаций, создания подходов и подъездов, а также для возведения различных небольших построек, необходимых для жизни.

Земля может находиться не только в личной собственности владельцев дома, но и может оформляться в .

Законодательное регулирование

Использование придомовой территории частных строений должно основываться на тех же нормативных актах, которые применяются для .

К этим актам относится:

  • ЖК, в котором сдержится информация об определении придомовой территории, а также сюда входят основные принципы, на которых можно ею пользоваться;
  • ЗК описывает правила определения размера участка;
  • ФЗ «О землеустройстве» позволяет определить, как правильно выполняется ;
  • НК дает информацию о том, как правильно рассчитывать размер , которая входит в собственность владельца дома;
  • ФЗ №214 указывает на то, как правильно распределять права по отношению к общей земле.

Только при точном знании всех правил в отношении использования и разграничения придомовой территории можно быть уверенным в отсутствии нарушения законодательства.

Определение понятий

В законе нет точного понятия того, что является придомовой территорией для жилого частного строения.

Поэтому обычно сюда относится небольшой земельный участок, который находится непосредственно рядом с домом, и необходим для жизни и обслуживания здания.

Участок может:

  • находиться в личной собственности;
  • арендоваться у муниципалитета;
  • передаваться в безвозмездное пользование.

На границах данного участка можно ставить заборы, после чего земля может использоваться для любых целей владельцев дома.

Владельцы и ответственные лица

Принадлежность земли зависит от того, как она оформлена.

Если она принадлежит на праве собственности владельцу дома, то он может полностью распоряжаться ею по усмотрению. Если же она передается на праве , то учитываются основные правила ее применения.

К нюансам определения принадлежности территории относится:

  • земля, которая располагается за забором, считается ничейной, поэтому принадлежит обычно муниципалитету;
  • пользоваться прилагающим к забору участком могут только люди, у которых имеется на владение и использование его, например, владелец частного участка обязан использовать его для выезда из гаража;
  • допускается, что право владение землей имеется у нескольких лиц, например, у владельцев соседних домов, у которых заборы примыкают к одной территории, поэтому они оба могут беспрепятственно пользоваться этой землей.

Перегораживание участка, которым необходимо пользоваться сразу нескольким владельцам домов, является нарушением прав граждан, поэтому они могут обращаться в правоохранительные органы для устранения незаконных ограждений.

Определить размер придомовой территории достаточно просто, так как для этого используется стандартная формула, предполагающая умножение площади дома на удельный коэффициент части земли, который определяется СниПом.

Правила использования

Отсутствуют в законодательстве какие-либо отдельные и точные данные о том, как должен применяться участок, находящийся рядом с частным домом, поэтому обычно используются правила, имеющие отношение к многоэтажкам.

Поэтому непременно выполняются работы :

  • уборка участка от различного мусора или снега;
  • размещение контейнеров для мусора;
  • озеленение и благоустройство;
  • украшение земли и установка на ней разных предметов и конструкций, необходимых для жизни владельцев частных домов.

Допускается собственникам строения самостоятельно определять, какие именно работы будут выполняться на этой территории.

Уборка

Сами владельцы дома и участка должны заботиться об уборке территории, поэтому с нее своевременно устраняется мусор.

Уборка снега зависит от того, кому принадлежит земля, так как если она находится в частном владении , то убираются сами собственниками.

Если земля принадлежит муниципалитету , то обычно назначается определенная УК, которая занимается расчисткой земли, за что владельцы домов, к которым примыкает территория, уплачивают определенные средства.

Если соседи пользуются одним участком, они могут сами установить график уборки снега.

Озеленение

Оно не является обязательным, но за счет него обеспечивается привлекательный внешний вид участка.

Обычно работы включают :

  • выкорчевывание деревьев, если они мешают проезду или проходу, а также создают опасность для жизни людей;
  • высадка привлекательных клумб или газонов;
  • использование удобрений для декоративных растений;
  • создание живой изгороди.

Обычно этому процессу уделяется мало внимания, но от него зависит, насколько привлекательной будет территория.

Освещение

Если земля относится к муниципалитету, то можно потребовать установки осветительных приборов работниками коммунальных служб.

Собственники придомовой территории должны самостоятельно заботиться о монтаже этих конструкций. Особенно это актуально весной и зимой. Освещение может быть декоративным или функциональным .

Если одним участком пользуется несколько владельцев домов, то они могут договориться между собой об установке осветительных приборов, для чего все затраты по установке и обслуживанию делятся между ними.

Асфальтирование

Данный процесс так же выполняется только самими владельцами жилых домов. Они принимаются решение относительно создания бетонного или асфальтного покрытия. Деньги на это должны выделяться из личных средств.

Обычно участники одного жилищного кооператива на собрании принимают решение относительно необходимости асфальтирования территории за заборами. В этом случае собираются деньги с каждого владельца дома и нанимаются специалисты для создания покрытия.

Территория непосредственно рядом с домами, которая используется только владельцами строений, асфальтируется за счет их личных сбережений.

Благоустройство

Оно включает в себе разные работы, связанные с украшением территории, с ее уборкой и установкой различных функциональных элементов, значительно упрощающих процесс ее использования.

Непременно устраняются аварийные живые насаждения. Также не допускается создавать препятствия для использования общего участка другим владельцам домов.

Сдача в аренду

Допускается сдавать эту землю в аренду, для чего надо первоначально п одать заявление в администрацию . При передаче надела в аренду устанавливается определенная плата за использование земли.

Если земля оформлена в собственность, то для сдачи ее в аренду не требуется получать разрешение от администрации.

Администрация может отказать в возможности сдавать землю в аренду, так как на ней могут находиться важные коммуникации или имеется узкая дорога, поэтому не допускается перегораживать территорию.

Ответственность за нарушение правил

Территория может оформляться в аренду или на нее может регистрироваться право собственности. Если не будут при этом соблюдаться требования к использованию или содержанию территории, то объект может изыматься местными властями. Поэтому не допускается, чтобы создавались препятствия для соседей или находилось на участке много мусора.

Если работники администрации обнаруживают нецелевое использование земли или на ней скапливается много мусора, то может выписываться штраф.

Таким образом, придомовая территория рядом с частными домами может принадлежать самим гражданам или муниципалитету. Возможность ее использования определяется необходимостью в этом, а также имеющимися регистрационными документами. Важно пользоваться землей по назначению с учетом многих правил, а также заботиться о ее благоустройстве.

Примеры обустройства придомовой территории жилых домов представлены в следующем видеосюжете:

Камеральная налоговая проверка является одним из видов налоговых проверок, целью которой является контроль над соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Декларации, по которым проводится камеральная проверка

Налоговая декларация - это заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Налоговая декларация может быть составлена в простой письменной форме, подписана уполномоченным представителем налогоплательщика и представлена непосредственно в налоговый орган или в электронной форме и передана по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Налогоплательщиком могут быть представлены следующие декларации:

По налогу на прибыль, в том числе декларации по налогу на прибыль по консолидированной группе налогоплательщиков;

По налогу на добавленную стоимость (НДС);

По налогу на имущество;

По налогу при применении Упрощенной системы налогообложения (УСН);

По Единому налогу на вмененный доход (ЕНВД);

По транспортному налогу;

По земельному налогу;

Единая (упрощенная) декларация по налогам;

По налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ);

Декларации по прочим налогам.

При представлении уточненной декларации по указанным выше налогам, также проводится камеральная проверка, при этом если не завершена проверка первичной декларации, то она прекращается и начинается камеральная проверка уточненной декларации (в соответствии со статьей 81 и пунктом 9.1 статьи 88 НК РФ).

Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации.

При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении дальнейших мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.

Кем и когда проводится

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа, к которому прикреплен налогоплательщик. Об этом сказано в пункте 1 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации.

Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа, в соответствии с их служебными обязанностями, без какого-либо специального решения руководителя налогового органа, в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации.

То есть, налоговым органом проводиться камеральная проверка каждой поданной налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом декларации, без исключений. Проведение данных проверок является непосредственной обязанностью налогового органа.

Камеральная проверка может быть проведена на основании иных документов, представленных налогоплательщиком (например: пояснения к декларации, обязательные документы, представляемые с декларацией и другие) и (или) документов о деятельности налогоплательщика, которые имеются у налогового органа (например: документы о проверках контрагентов налогоплательщика, разъяснения и прочие документы).

Порядок проведения камеральной проверки

Камеральную проверку проводит налоговая инспекция, в которую подана декларация. Проверка проводится по месту нахождения налогового органа, налоговики при камеральной проверке не выезжают на территорию налогоплательщика (согласно п.1 ст.88 Налогового кодекса РФ).

Налоговые органы при камеральной проверке проверяют представленную налогоплательщиком отчетность, соответственно проверка охватывает только тот налог и тот налоговый или отчетный период, за который подана декларация.

По другим налогам и периодам камеральная проверка может быть проведена только на основании соответствующей отчетности.

Срок проведения камеральной проверки - три месяца с даты, следующей за днем представления налоговой отчетности (исходя из положений ст.6.1 и ст.88 НК РФ). Налоговики не вправе требовать документы за пределами установленного срока проведения проверки.

Как указывалось ранее, камеральной проверке подвергается каждая декларация. Для этого данные представленной декларации вносятся в автоматизированную информационную систему налогового органа. Далее проводится сверка и анализ по следующим пунктам:

Сверяют данные представленной декларации с показателями декларации за предыдущий период;

Сверяют данные представленной декларации с данными декларации за этот же период, но по другим налогам;

Анализируют сроки представления декларации;

Анализируют насколько показатели представленной декларации и иных документов и сведений, которые есть у налоговой инспекции, соответствуют друг другу, нет ли противоречий, ошибок или несовпадений;

Анализируют прочие основания для проведения расширенной камеральной проверки.

Если при анализе и сверке полученной декларации налоговый орган не выявил ошибок, противоречий, несовпадений, несоответствий с другими документами, имеющимися у инспекции, то камеральная проверка заканчивается. В этом случае акт проверки не составляется, а налогоплательщик об окончании проверки не уведомляется.

РАСШИРЕННАЯ КАМЕРАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА

В Налоговом кодексе Российской Федерации не фигурирует такое понятие как расширенная (углубленная или усиленная) камеральная проверка. Для целей настоящей статьи под этими терминами будет подразумеваться камеральная налоговая проверка, которая проводится в совокупности с мероприятиями налогового контроля.

Причины проведения расширенной камеральной проверки

Налоговый орган обязан проводить камеральную проверку каждой декларации, представленной налогоплательщиком.

Обычно проверка исчерпывается сверкой контрольных соотношений по данным декларации, но налоговый орган может так же провести и расширенную камеральную проверку с проведением различных мероприятий налогового контроля.

Такими мероприятиями могут быть: запрос пояснений, истребование документов, а с 01.01.2015г. даже осмотр территорий и помещений компании в случаях, предусмотренных законодательством.

Такие расширенные (углубленные) камеральные проверки проводятся, как правило, в следующих случаях:

При проведении камеральной налоговой проверки выявлены ошибки, неточности, погрешности в налоговой декларации, а также противоречия между сведениями, содержащимися в документах, представленных налогоплательщиком, или обнаружены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, информации, содержащейся в документах, имеющихся у ИФНС;

При проведении проверки налоговой декларации, в которой отражена сумма полученного в соответствующем отчетном (налоговом) периоде убытка;

При проведении камеральных налоговых проверок у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы;

При подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие, в соответствии со ст.172 НК РФ, правомерность применения налоговых вычетов;

При проведении камеральной налоговой проверки на основе уточненной налоговой декларации, если в декларации уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, или увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией.

Зачастую проверка проводится, если декларация представлена по истечении двух лет со дня, установленного для подачи налоговой декларации по соответствующему налогу за соответствующий отчетный (налоговый) период;

При проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации, представленной с нарушением установленных законодательством сроков;

Если в отношении налогоплательщика поступили запросы из других налоговых органов (при встречной проверке контрагента и т.д.), органов внутренних дел, судебных и прочих инстанций;

Если организация числится в так называемом «черном списке» недобросовестных контрагентов;

Если суммы уплачиваемых налогоплательщиком налогов существенно разняться со средними показателями выведенными местными налоговыми органами.

Например: негласно, в 2014г. по г. Москва сумма НДС, уплачиваемая организациями, в среднем составляла 7% от суммы НДС от реализации и авансов. Уплата НДС менее этого процента сулили в 95% случаев проведением расширенной (усиленной) камеральной налоговой проверки.

Конечно это не полный список причин, по которым налоговый орган может провести расширенную (усиленную) камеральную проверку, ведь она может быть осуществлена в полном объеме по любой декларации.

Проведение расширенной камеральной проверки

Если при анализе и сверке полученной от налогоплательщика налоговой декларации налоговый орган выявил ошибки, противоречия, несовпадения, несоответствия с другими документами, имеющимися у налогового органа, то налоговики направляют требования представить пояснения или внести исправления в декларацию.

При этом нужно уложиться в установленный законодательством срок - пять рабочих дней с момента получения требования (согласно принципам, изложенным в статье 6.1 и статье 88 НК РФ).

Если камеральная проверка проводится, например, при заявлении льготы или НДС к возмещению, то в первую очередь налоговый орган проанализирует представленные документы и проведет мероприятия налогового контроля.

Это совершается для подтверждения того, что декларация и документы не содержат признаков, которые указывают на злоупотребление налоговой выгодой и прочие нарушения налогового законодательства.

При обнаружении таких признаков, налоговый орган обязан потребовать представить необходимые пояснения или внести исправления в отчетность.

Камеральная проверка и мероприятия налогового контроля

При расширенной камеральной проверке налоговые органы могут провести следующие мероприятия налогового контроля (исходя из положений ст.86, ст.90-97 Налогового кодекса РФ):

Истребование документов у налогоплательщика, у его контрагентов (в том числе у банка, в котором обслуживается налогоплательщик) и иных лиц, обладающих документами или информацией о налогоплательщике и его деятельности;

- допрос свидетелей ;

- назначение экспертизы ;

- привлечение специалиста, переводчика ;

- осмотр помещений и территорий , документов и предметов (начиная с 01.01.2015г. на основании пункта 1 статьи 92 Налогового кодекса). Данное мероприятие распространяется только на налогоплательщиков, подавших налоговую декларацию по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога.

Акт камеральной проверки

Документом, свидетельствующим об окончании камеральной проверки, является акт камеральной проверки, который налоговый орган обязан составить в течение 10 дней после завершения проверки (на основании ст.100 НК РФ).

Акт камеральной проверки составляется только при выявлении нарушения налогового законодательства.

Если после проведения проверки нарушений не обнаружено, налоговый орган акт не составляет и налогоплательщика об окончании проверки не уведомляет.

Если налогоплательщику важно получить информацию об окончании проверки, то ее лучше уточнять непосредственно в инспекции.

Обжалование результатов камеральной проверки

Если налогоплательщик не согласен с результатом проведения камеральной проверки, то он имеет право представить в налоговый орган возражение в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки (согласно ст.100 НК РФ).

Акт налоговой проверки, материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные налогоплательщиком письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены представителем налогового органа.

Если налогоплательщик представил «уточненку», уменьшающую ранее исчисленную сумму налога (ст. 89 НК РФ). А в каких случаях возможно повторное проведение камеральной проверки, и вообще возможно ли, ведь в налоговом законодательстве такое понятие вовсе отсутствует?

Как часто проводятся камеральные налоговые проверки?

Можно сказать, что камеральные проверки проводятся с той частотой, с которой в ИФНС подается отчетность самим налогоплательщиком. Через камеральную налоговую проверку проходит абсолютно все декларации и прочие налоговые расчеты, а также документы, которые налогоплательщики представляют в инспекцию. Проверка начинается автоматически после принятия документа налоговым органом, при этом специальных санкций на ее проведение от руководителя ИФНС не требуется (п. ст. 88 НК РФ). Инспекторы проверяют отчетность, не выходя из стен инспекции и не посещая налогоплательщика, а также, не уведомляя его о начале и окончании «камералки».

Каждый поступивший отчет проходит определенные этапы камеральной проверки:

  • вначале отчетность вносится в специальную систему АИС ФНС, после чего следует проверка контрольных соотношений,
  • затем проверяется, не нарушены ли сроки сдачи отчетности,
  • проверка завершается без оформления акта, если с отчетностью все в порядке и замечаний у налоговиков нет,
  • в определенных случаях проводится углубленная «камералка» (при обнаружении ошибок, при заявлении льгот, НДС к возмещению и т.п.), тогда налогоплательщику придется давать пояснения и, возможно представить «уточненку» по налогу.

Повторная камеральная налоговая проверка

Законодательство не предусматривает для налоговиков права проверять одну и ту же отчетность несколько раз. Если такое произошло, то решение ИФНС, принятое по результатам повторной «камералки», признается незаконным (например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.09.2008 № А66-594/2008).

Однако, проведение еще одной проверки за один и тот же налоговый или отчетный период не запрещается, если налогоплательщик представил уточненную отчетность. Но в этом случае, производится не повторная, а новая камеральная проверка полученной «уточненки». Налоговики по результатам проверки выносят решение о привлечении к ответственности либо об отказе в привлечении к ответственности за налоговое правонарушение (письмо Минфина от 31.05.2007 № 03-02-07/1-267, письмо УФНС РФ по г. Москве от 21.02.2011 № 16-15/15881).

Проверка уточненных деклараций проводится в полном объеме, поскольку НК РФ не содержит никаких ограничений в части полноты камеральной проверки «уточненки». Налоговое законодательство не содержит ограничений и в части проверки уточненных отчетов, представленных налогоплательщиком по истечении 3-хлетнего срока. Право на проведение такой «камералки» подтверждает ФНС в своем письме от 26.09.2016 № ЕД-4-2/17979.

Действительно, исходя из положений НК РФ, получаем следующий вывод:

  • налогоплательщик, при обнаружении в поданной ранее декларации (расчете) ошибок, не занижающих сумму налога к уплате, или недостоверных сведений, имеет полное право внести исправления и подать в ИФНС «уточненку» (ст. 81 НК РФ);
  • налоговики не вправе отказать ему в принятии уточненной отчетности (ст. 80 НК РФ);
  • все декларации, подаваемые налогоплательщиком, должны в течение 3 месяцев пройти обязательную камеральную проверку по месту нахождения ИФНС (ст. 88 НК РФ);
  • при этом ограничений на проверяемый объем и период НК РФ не содержит, из чего следует, что «камералка» может проводиться и в отношении уточненной отчетности, полученной налоговиками по истечении трех лет.

Как видим, повторная налоговая проверка одной и той же декларации невозможна, а то, как часто проводятся камеральные налоговые проверки, зависит еще и от того, сколько «уточненки» подает налогоплательщик в инспекцию.

Ст. 88 НК РФ освещает порядок проведения камеральной налоговой проверки. Предметом камеральной проверки служит обеспечение надлежащего исполнения налогоплательщиком обязанности по заполнению отчетности. Механизм камеральной проверки запускается с момента представления плательщиком налоговой декларации (подробности читайте ).

Кем и где проводится камеральная налоговая проверка

Камеральная проверка проводится сотрудниками ФНС в стенах инспекции.

В рамках камеральной проверки сотрудник ИФНС вправе:

  • Запросить дополнительные документы. При этом налоговое законодательство разрешает истребовать при проведении камеральной проверки далеко не все. Так, например, п. 5 ст. 93 НК РФ установлено, что нельзя запрашивать повторно материалы, ранее представленные в ходе выездных или камеральных проверок. О том, какие еще документы налоговый орган потребовать не вправе, можно узнать из статьи .
  • Осуществить допрос свидетелей. Можно ли избежать дачи показаний, вам расскажет наша статья .
  • Провести осмотр помещений. При этом осмотру могут быть подвергнуты помещения не только проверяемого лица (подробности ).
  • Осуществить прочие мероприятия, речь о которых идет в статье .

Какими могут быть результаты проверки:

  • При выявлении ошибок ФНС обязана в течение 10 дней по окончании проверки составить акт об этом в 2 экземплярах и направить его налогоплательщику. О том, как выглядит акт и в течение какого времени он направляется проверяемому лицу, вы узнаете из статьи .

Обратите внимание! Проверяемое лицо может обжаловать акт налоговиков в течение месяца после его получения. Правильно это сделать вам поможет .

  • Если ошибки не обнаружены, налоговый орган не выдает плательщику никаких итоговых документов (за исключением проверки обоснованности возмещения по декларациям 3-НДФЛ и НДС), когда выносит то или иное решение. Подробнее о проведении камеральной проверки по НДС читайте в статье .

Камеральные проверки — это прерогатива только налоговых органов?

Проведение камеральной проверки осуществляется не только налоговыми органами, но и внебюджетными фондами, которые руководствуются ст. 34 ФЗ «О страховых взносах…» от 24.07.2009 № 212-ФЗ, а также таможенными службами в рамках Таможенного кодекса Таможенного союза.

В ходе камеральных проверок, проводимых таможней, таможенные органы также имеют право осуществлять запрос таможенных деклараций и прочих необходимых документов, получать доступ к объектам проверяемого лица, осуществлять прочие действия. О них рассказывается в статье .

Камеральные проверки представляют собой действенный инструмент в руках контрольных органов, поскольку позволяют получить немало информации о ведении хоздеятельности проверяемым лицом. Разобраться в тонкостях данной процедуры, а также избежать сложностей при ее прохождении поможет наша рубрика .

В статье подробно будет рассмотрено, что является камеральной проверкой, какие цели она преследует, будут определены основные особенности, сроки и место ее проведения. Оформлению и обжалованию результатов проверки будет уделено отдельное внимание.

Камеральный налоговый контроль

Камеральная проверка - что это? Прежде чем ответить на данный вопрос, нужно сказать несколько слов в целом о проверках, проводимых налоговыми органами.

Являясь эффективным средством позволяют добиться единообразия применения норм права в сфере налогообложения, соблюдения и четкого следования данным нормам. Выделяют два вида проверок:

  1. Камеральная (КНП).
  2. Выездная (ВНП).

КНП является более эффективной по сравнению с выездной, так как позволяет охватить большее число налогоплательщиков в силу своей специфики.

Камеральная проверка - что это? Какие цели она преследует и какими принципами руководствуется? Об этом ниже.

Проведение КНП регламентируется нормами НК РФ, Методическими рекомендациями по ее проведению и утвержденными формами документов по данной проверке.

Цели КНП

Основными целями, на достижение которых направлена камеральная проверка, являются:

  1. Контроль за правильностью применения норм налогового права.
  2. Обнаружение и пресечение налоговых правонарушений.
  3. Проверка правомерности заявленных льгот и вычетов, отраженных в налоговой декларации.

Право на проведение камеральной налоговой проверки относится к компетенции налоговых органов РФ.

Принципы, определяющие сущность КНП

Принципы камеральной проверки составляют по сути особенности ее назначения и проведения.

  • Предмет проверки: предметом КНП являются представленные налогоплательщиком документы, а также документы, находящиеся в распоряжении у инспекции.
  • Место проверки: КНП, в отличие от ВНП, осуществляется в налоговой инспекции, а не у проверяемого лица.
  • Лица, ведущие проверку: как было указано выше, проведение проверки возложено на должностных лиц, наделенных специальными полномочиями. Особого разрешения на проведение проверки не нужно.
  • Период времени, охватываемый проверкой: период, указанный в декларации.

Сроки камеральной проверки

КНП ведется в течение 90 дней с момента представления в инспекцию декларации или расчета. На практике с определением даты начала проверки могут возникнуть сложности.

Например, согласно НК РФ датой представления декларации по почте считается дата, указанная на штемпеле почтового отправления. Соответственно, если письмо потеряется на почте и будет идти больше 3 месяцев, то получается, срок проверки к моменту поступления в инспекцию истечет?

Ясность внесла ФНС в своем письме, согласно которому проверка не может начаться до момента получения проверяющим (налоговым) органом декларации. Таким образом, датой представления будет считаться дата на штемпеле письма, а датой начала проверки - дата получения этой декларации налоговым органом.

Получение документов в рамках КНП

Истребование информации в рамках КНП производится в следующих случаях:

  1. В случае обнаружения в ходе проведения проверки ошибок, несоответствия и разногласий между данными, содержащимися в представленной декларации с данными в подтверждающих документах или информацией, имеющейся в налоговом органе, отдел камеральных проверок вправе потребовать от налогоплательщика пояснений или исправить неточности в представленной декларации.
  2. Если в представленной в инспекцию налог к уплате меньше, чем в первичной, инспектор вправе потребовать пояснения и документы, обосновывающие правомерность такого уменьшения.
  3. Подобные пояснения придется предоставить также, если в декларации заявлен убыток. Только в данном случае они будут касаться обоснованности заявления данного убытка.
  4. Дополнительно потребуется также подтверждать налоговые льготы, заявленные в декларации.
  5. При возмещении НДС инспектор может запросить документы, которыми подтверждается правомерность заявления вычета.

Иные документы налоговый орган затребовать не вправе.

Установив принципы и цели, которыми руководствуется камеральная проверка, что это дает налогоплательщику и какие особенности проверки вытекают из этого, разберем основные этапы и направления проведения данного вида налогового контроля, а также особенности оформления и обжалования результатов проверки.

Этапы проведения КНП

Условно можно выделить несколько этапов проведения КНП:


Направления проведения КНП

При проведении проверки камеральный отдел:

  1. Сравнивает показатели представленной декларации с данными декларации по тому же налогу за прошедший период.
  2. Проводит анализ показателей представленной декларации и показателей деклараций по другим налогам.
  3. Общий анализ данных, содержащихся в декларации с данными налогового органа.

Камеральная проверка. Документы, оформляющие ее результат

В случае обнаружения обстоятельств нарушения законодательства о налогах и сборах, выразившегося в занижении расходов, необоснованно заявленном вычете или убытке, несвоевременности представления декларации и иных нарушениях, проверяющее лицо составляет Акт проверки.

Акт должен быть составлен в течение десяти дней (рабочих) и подписан проверяющими лицами и непосредственно тем, в отношении кого проводилась проверка.

Акт КНП обязательно должен включать следующую информацию:

  1. Дата и номер акта.
  2. Инициалы и должности лиц, проводивших проверку.
  3. Наименование проверяемого лица (полное и сокращенное).
  4. День представления в инспекцию декларации.
  5. декларации.
  6. День начала и окончания проверки.
  7. Перечень проведенных контрольных мероприятий.
  8. Выявленные события налогового правонарушения.
  9. Результаты проверки, назначенная мера ответственности и предложения по устранению нарушений.

В течение 5 дней акт камеральной проверки передается налогоплательщику на руки либо иным способом.

Если вручить лично акт не представляется возможным или налогоплательщик уклоняется от его получения, налоговый орган отправляет акт по почте.

По общему правилу, закрепленному в Налоговом кодексе, датой получения акта проверки налогоплательщиком, следует считать 6-й день с даты направления акта по почте. Но в данном случае на практике часто происходят недоразумения, связанные с тем, что лицо получает акт гораздо позже указанного срока, в связи с чем лишается права представления по акту своих возражений. Поэтому правильным следует считать непосредственно день получения акта налогоплательщиком, что подтверждается данными почты России.

По прошествии 10 дней после получения акта камеральная проверка по НДС, НДФЛ и любому другому налогу, а точнее, документы, полученные в ходе ее проведения, подлежат рассмотрению руководителем (замруководителя) инспекции.

Проверяющее лицо обязано известить проверяемого о том, когда состоится рассмотрение материалов, полученных в ходе проведения проверки.

Отсутствие лица, извещенного о дате и месте проверки, не может быть причиной для перенесения даты рассмотрения проверки и проводится в таком случае без него.

Если проверяющим необходимо получить дополнительные сведения или изучить вновь открывшиеся обстоятельства, руководителем инспекции может быть принято решение о проведении допмероприятий налогового контроля. Срок данных мероприятий не должен превышать одного календарного месяца.

После рассмотрения материалов проверки выносится решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности.

Итак, мы определили этапы и направления, особенности оформления такого вида контроля, как камеральная проверка. Что такое обжалование акта проверки и как оно происходит, рассмотрим далее.

Обжалование результатов камерального налогового контроля

Если лицо не согласно с выводами, отраженными в акте, оно может направить в инспекцию свои возражения в целом по всему акту или на отдельные его положения.

Возражения должны быть представлены в письменной форме в срок не позднее одного календарного месяца с момента получения акта.

Возражения налогоплательщика рассматриваются в течение 30 календарных дней с момента получения последним акта проверки, и после их рассмотрения выносится решение.

Решение налогового органа вступает в силу через один месяц после его получения налогоплательщиком, в случае если оно не обжаловано в апелляционном порядке.

Лицо, не согласившее с вынесенным решением, вправе подать в течение месяца апелляционную жалобу на него, которая должна быть рассмотрена вышестоящей инстанцией в течение 30 дней.

Решение, вынесенное данной инстанцией, вступает в силу с даты его подписания и обжаловано может быть только в судебном порядке.

С учетом изложенного выше, можно сделать вывод о том, что вопрос о том, камеральная проверка - что это, освещен в полной мере.