Введение НДС на лом благоприятно для отрасли, но цены сбивает? Металлолом НДС. Облагается ли НДС металлолом

В Москве состоялось совещание лидеров рынка лома, входящих в НП НСРО “РУСЛОМ.КОМ”, по рассмотрению принятого Госдумой РФ в третьем чтении Законопроекта №274631-7. Инициированный Минфином РФ пакет поправок в Налоговый Кодекс РФ предусматривает введение с 1 января 2018 года НДС на лом и отходы черных и цветных металлов, агентом по уплате которого является ломозаготовитель, приобретающий лом у коммерсантов.

Участники отметили, что согласно основной идее Законопроекта ломозаготовитель должен будет взять на себя обязанность по подтверждению в налоговых органах своей добросовестности как налогового агента по НДС. Это выражается в введении им повышенных требований к контрагенту – продавцу, которым может являться коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, непосредственно собирающие лом у населения (в частности, электронной лом).

Представление соответствующей документации, свидетельствующей о наличии прав на реализуемый лом, в большинстве случаев объективно невозможно, так как правообладатели отслужившей свой срок эксплуатации техники, как правило, не имеют таких документов в наличии, либо приносят на заготовительные пункты лом, найденный ими в виде бытового мусора.

Помимо этого, для выполнения норм Законопроекта ломозаготовитель, по сути будет вынужден заморозить денежные средства в виде уплаченного НДС минимум на 3-6 месяцев, что отвлекает значительные ресурсы от развития ломозаготовки.

Все это будет способствовать появлению ситуций, когда по одним документам будет фактически отгружаться и передаваться большая часть «неучтенного» лома. Ценовая разница при этом будет идти за наличный расчет и не облагаться никаким налогом.

Участники обратили внимание, что НДС уже существовал на рынке лома и отходов до 2009 года и был отменен именно по указанным причинам. Отмена повлекла выход из теневого сегмента большинства ломозаготовителей, все операции с ломом стали прозрачными, повысилась собираемость не только НДС, но и налога на прибыль и имущество организаций -ломозаготовителей.

По данным мониторинга, сформированного на основании материалов ФНС, Счетной Палаты и экспертных оценок:

Ежегодная экономия государственного бюджета только на экспортных операциях черного лома составляет в среднем 2 млрд. руб. Эту сумму составлял НДС, который до отмены налога государство возмещало экспортерам.

За 2008 год на 28% сократилось количество хозяйствующих субъектов, имеющих лицензии на заготовку, переработку и реализацию лома цветных металлов. За 2009 год количество лицензиатов по данному виду деятельности снизилось еще на 24%. Эти факты свидетельствуют о прекращении функционирования схем хищения НДС, основанных на многократных перепродажах лома с хищением налога через фирмы-однодневки.

Значительно упростилось администрирование уплаты НДС при обращении лома и отходов черных и цветных металлов в связи с сокращением числа участников рынка, ответственных за уплату налога со стоимости лома.

Были упразднены схемы хищения НДС в процессе обращения лома. Пример по алюминиевому лому: в 2007 году при потреблении в целом по России 884 тыс. т алюминиевого лома количество проданного лома составило 2065 тыс. т, в 2008 году, соответственно, 761 и 1206 тыс т, а в 2009 году, соответственно, 419 и 786 тыс т.

Были прекращены потери бюджета от возмещения НДС с черного лома. До 2009 года 90% российского лома переработчики по официальным данным закупали у юридических лиц. Между тем в действительности более 80% лома поставлялось физическими лицами, которые НДС не платят. По данным экспертов, в итоге государство получало НДС на сумму $235 млн, а возмещало на $1,15 млрд.

Отмена НДС на макулатуру в 2016 г. увеличила поступления данного налога от комбинатов-изготовителей бумаги по результатам двух полугодий на 117% по сравнению с предыдущим периодом, когда НДС на вторсырье существовал.

В результате обеления рынка лома и снижения затрат легальные игроки создали дополнительные мощности и рабочие места на производствах.

По мнению участников рынка, возврат к сбору НДС налоговым агентом в лице покупателя наносит существенный удар по переработчикам вторичного сырья. Ломозаготовка по финансовым показателям составляет 90% этой отрасли. При этом ломопереработчики (м.б. заготовители?) будут вынуждены приостановить с 10 декабря 2017 г. поставки металлолома на металлургические комбинаты России в связи с правовыми и экономическими рисками, созданными на рынке из-за введения законодателями налогового агентирования по НДС.

Как отмечалось на совещании, результатами возврата НДС на рынок лома станут рост налоговой нагрузки на металлургическую отрасль на 150 миллиардов рублей в год, а также дефицит лома в связи со снижением ломозаготовки легальными ломовиками. Доля лома в себестоимости российской стали составляет от 21% при кислородно-конвертерном производстве до 65-80% при электросталеплавильном производстве. Издание Законопроекта будет способствовать возвращению назад «серых схем»

Ввиду очевидных недоработок представленного законопроекта, обеспокоенность вызывает также ситуация с внешнеторговыми операциями. В случае с импортом лома обязательство покупателя лома выступать налоговым агентом по НДС вызовет ситуацию двойного налогообложения. При этом Еврокомиссия может посчитать введение указанной нормы дополнительным барьером для экспорта лома металлов, а ВТО — ввести ограничительные меры по поставкам российской стали.

Изменения, касающиеся рынка лома, были внесены ко второму чтению в нарушение регламента прохождения законодательных инициатив. На законопроект отсутствуют отзывы федеральных органов исполнительной власти, а также не учтена позиция предпринимательского сообщества и общественных организаций. По мнению членов Президиума НП НСРО «РУСЛОМ.КОМ».

Все это является основанием для судебного оспаривания принятия данной нормы закона, в частности, в Конституционном Суде РФ по причине нарушения процедуры принятия Законопроекта. Предлагаемая Законопроектом норма расходится с требованиями Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017-2018 гг., который содержит положение о сдерживании 0% НДС на группы товаров, в т.ч. и лом черных и цветных металлов.

Для справки: Хронология прохождения Законопроекта №274631-7 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования взимания отдельных видов налогов)» в Государственной думе (http://sozd.parlament.gov.ru/bill/274631-7)

08 ноября 2017 – принятие проекта закона в Первом чтении. В данной редакции полностью отсутствует какое бы то ни было упоминание НДС для рынка лома черных и цветных металлов.

14 ноября 2017 – данная норма попадает в виде поправок ко второму чтению от Правительства РФ (по инициативе Минфина). При этом не было никаких рассмотрений (исходя из хронологии их просто не успели бы провести) в профильных комитетах Госдумы РФ. А при подготовке поправок от Правительства РФ не были учтены отрицательное заключение Минпромторга, позиция объединения предпринимателей «Деловая Россия». При сборе заключений от профильных министерств Аппарат Правительства РФ не запрашивал мнение Минприроды РФ, к основным полномочиям которого относится в том числе выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов.

ОРВ и публичного обсуждения Законопроект на regulation.ru не проходил.

Кратко об НП НСРО “ РУСЛОМ. КОМ”

Профессиональное сообщество переработчиков лома НП НСРО “РУСЛОМ.КОМ” контролирует более 70% внутреннего рынка лома металлов и более 80% экспортных поставок. В некоммерческое партнерство входят более 160 компаний и холдингов: независимые участники рынка и заводы-потребители лома такие, как НЛМК, Металлоинвест, ОМК и Северсталь. Цель: высокотехнологичная отрасль утилизации.

В 2018 году НДС на металлолом претерпит кардинальные изменения. С начала января покупателей лома ожидает малоприятный «сюрприз» - необходимость уплаты налога за каждую успешную сделку. Приказ о принятии закона об обложении налога президент в России подписал 27.11.2017 г., он вносит поправки в статью 161 НКРФ. Данный пункт обязует потребителей отдельных разновидностей продукции выплачивать заданный процент агентского НДС.

Законопроект устанавливает, что при реализации металлолома с 2018 года на территории Российской Федерации потребители продукции должны оплатить помимо лома еще налог на него. К налоговым агентам относятся все покупатели, за исключением лиц, которые не являются индивидуальными предпринимателями.

Разъяснение! Даже если ИП не числится налогоплательщиком, НДС по приобретению лома они уплатить будут обязаны.

Подробности подписанного приказа

Как уже говорилось ранее, необходимость оплаты НДС в процессе приобретения металлолома подтверждается федеральным законодательством, в частности №335-Ф3, подписанным 27 ноября 17 года. Этот акт выступает в качестве корректора статьи 161 НКРФ, в которой теперь появилось дополнение в виде пункта №8. Именно данный проект переводит юридические лица в статус налогового агента.

Несмотря на то, что введение НДС на металлолом было подписано в 2017 году, вступает в силу закон с 1 января 2018 года. Именно с данной даты все юрлица и индивидуальные предприниматели должны уплачивать налог при покупке следующего лома:

  • черные и цветные металлы, отходы из данных составляющих;
  • все вторичные сплавы в основе которых используется алюминиевый материал;
  • лом всех типов.

Налоговые агенты должны во время покупки металлов самостоятельно рассчитать сумму, внести ее в декларации по НДС и бюджет. Данный законопроект распространяется на всех индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, даже тех, кто получил освобождение от оплаты налога еще в 2017 году.

Например, если ИП имеет специальный налоговый статус, при котором действия фирмы не облагаются НДС, предприниматель все равно обязан при приобретении лома самостоятельно вычислить налог на добавленную стоимость и оплатить полученную сумму в казну.

Исходя из информации, указанной в пункте 5 статьи №2 законопроекта № 335-Ф3, налоговику в независимости от статуса будет представлено право на вычет с НДС. Но вместе с данным упрощением у юридического лица появляется новое обязательство - сдача декларации в электронном формате до 25 числа месяца, который следует за квартальным периодом с совершенной сделкой.

Какие «сюрпризы» ожидают продавцов лома

Компании, осуществляющие продажу металлолома также «попадают» по нововведения в закон. С 2018 года, реализуя вторичного типа алюминиевые сплавы или лом, продавец будет обязан указывать в договоре «купли-продажи» и первичной документации, что товар продается без НДС. Данный фактор подтверждает пп. 6, п. 5 статьи 2 закона № 335Ф3. Но этот момент касается только фирм и организаций, полностью освобожденных от обложения налогом.

Продавцы-налогоплательщики металлолома должны будут оформлять прежние счета-фактуры с выведением налоговой суммы. Отмена льготы по НДС при реализации в этом случае не актуальна.

Данная новость вызвала множество вопросов на предпринимательских форумах.

Например, одной из главных тем обсуждения стала - должен ли продавец оформлять счет-фактуру, если он не считается плательщиком налогов? Исходя из последних новостей, сложно дать точный ответ на данный вопрос, но выйти из ситуации поможет трактовка п.8 ст.161 НКРФ, где есть информация, которая указывает на то, что компания, осуществляющая продажу металлолома может выдать потребителю любую первичную документацию, прописанную в законопроекте №335Ф3.

Кто попадает в льготную категорию

Оказывается, существует категория лиц, у которых при покупке металлолома общая сумма не будет облагаться НДС. Откорректированный закон о налогообложении не распространяется на участников сделки, не являющихся индивидуальными предпринимателями или юрлицам, как правило, это частные потребители.

Но в случае, если покупатель в корыстных целях решает осуществлять предпринимательскую деятельность без государственной регистрации ИП, у него появится риск отвечать перед законом Российской Федерации. Поэтому, прежде чем задаться вопросом, нужно ли платить НДС при продаже ли покупке металлолома и как этого избежать в рамках УК РФ, следует тщательно изучить законодательские нововведения.

Вторая «жизнь» металла

Отечественный рынок черного лома на данный момент оценивается объемом ориентировочно в 42 млн тонн в год. Данные показатели кажутся еще более глобальными при учете, что цветной лом расценивается всего в 1,5 млн тонн за указанный срок.

45% от общего количества продукта, поступающего на вторичную переработку черного лома, отводится отходам металлургической отрасли, 35% производится из инструментария и расходных материалов, 20% - отходы, которые образуются при металлообработке. Но несмотря на это, самые большие объемы отходов из черного лома приходится на судо-, автомобилестроение или на сферу по изготовлению станочного оборудования.

Заготовки металлолома на территории РФ поставляются больше 5000 официальных представительств. Часть переработанного вторсырья или добытого первичного материала отправляется на экспорт. В целом, объемы реализованного лома за границу колеблются в пределах 4,5-6 млн тонн в год.

Данный показатель составляет практически 6% от общего количества отечественного металлолома, который поступает на металлургический рынок. По статистике экономики России это считается нормой.

Большая часть изготавливаемого металлолома на территории страны отводится российским потребителям. Материал применяется в процессе производства стали кислородно-конверторным методом или при помощи специальных электрических печей.

Это существенные цифры, которыми пренебрегать просто нельзя. Поэтому, для улучшения экономического и финансового положения страны власти ввели НДС на металлолом.

По итогам предыдущего года было определено, что самыми крупными потребителями лома являются следующие группы предприятий:

  • 27% - НЛМК;
  • 5% - Северсталь;
  • 16% - ММК;
  • 8% - ТМК;
  • 9% - Евраз.

Это главные предприятия, которых в первую очередь будет интересовать, облагается ли лом НДС и когда закон вступает в силу.

Также проблема возврата НДС на металлолом коснется крупных промышленных заводов металлургической сферы деятельности, судостроения, автомобилестроения и станкостроения.

Следует отметить, что отечественная электрометаллургия в 2017 году уже терпела давление в связи с недостатком графитированных электродов. Но в 2018 году вместе с возвращением налога может существенно повыситься стоимость металла более чем на 10 %. А это приведет к уменьшению количества металлозаготовок официальными представителями металлургической отрасли.

Как следствие, основные силы реализации будут перенаправлены на экспорт продукции, что сократит инвестиционные планы отечественных металлургов.

Ситуация : В здании, принадлежащем ООО, осуществляют работы по ремонту полов. На полу выложена алюминиевая плитка. Чтобы эту плитку не выбрасывать, решили ее продать (как металлолом).

Какие в данном случае существуют налоговые риски?

Ответ:

Металлолом в виде алюминиевой плитки, которой был покрыт пол до ремонта, в целях исчисления налога на прибыль:

— является имуществом, полученным при ремонте основных средств,

— признается внереализационным доходом,

— при этом его стоимость принимается равной признанному доходу.

Металлолом должен быть оприходован в налоговом учете по стоимости возможной продажи, одновременно признается внереализационный доход на ту же сумму; при реализации металлолома отражается доход от реализации и списывается в расходы стоимость металлолома. В итоге налогооблагаемая прибыль от данной операции будет равна сумме дохода, полученного от покупателя.

Операция по реализации металлолома не облагается НДС на основании пп.25 п.2 ст.149 НК РФ независимо от наличия у ООО лицензии на операции с металлоломом, т.к. в данном случае реализуется лом черных и цветных металлов, образовавшийся в результате утилизации собственных объектов капитальных вложений. Появление в учете операций, освобождаемых от НДС, предписывает налогоплательщику вести раздельный учет по НДС.

Несмотря на мнение Минфина о необходимости восстановления «входного» НДС по металлолому, на сегодняшний день сложилась благоприятная для налогоплательщиков судебная практика, опровергающая этот подход. ВАС подтверждает отсутствие оснований для восстановления НДС при подобных операциях.

Обоснование:

Налог на прибыль

В соответствии с приложением 8 к Положению о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000 (утв. постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 года № 279) к работам по капитальному ремонту зданий и сооружений относится частичная (более 10% общей площади пола в здании) или сплошная смена всех видов полов (несмотря на «древность» документа, по мнению Минфина именно им следует руководствоваться при определении термина «капитальный ремонт» — см. письмо Минфина РФ от 23.11.2006 года № 03-03-04/1/794). Таким образом, металлолом в виде алюминиевой плитки, которой был покрыт пол до ремонта, в целях исчисления налога на прибыль является имуществом, полученным при ремонте основных средств .

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 254 НК РФ стоимость имущества, полученного при ремонте основных средств, определяется как сумма дохода, учтенного налогоплательщиком в порядке, предусмотренном статьей 250 НК РФ. В самой же статье 250 НК РФ не поименовано имущество, полученное при ремонте основных средств, но есть пункт 13, который гласит, что стоимость полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств в целях исчисления налога на прибыль признается внереализационным доходом. Минфин РФ в своем письме от 15.09.2005 года № 03-03-04/1/189 разъяснил, что материалы, полученные при ремонте, хотя и не поименованы в статье 250 НК РФ как внереализационные доходы, но имеют экономическую тождественность с доходами в виде материалов, полученных при разборке основных средств, поэтому они также должны признаваться внереализационными доходами. Таким образом, материалы, полученные при ремонте основных средств признаются внереализационными доходами, при этом их стоимость признается равной признанному доходу.

Металлолом, появившийся на балансе организации в результате разбора пола, в целях исчисления прибыли будет считаться имуществом, полученным безвозмездно, на основании статьи 2 пункта 248 НК РФ, т.к. у организации не возникает задолженности перед кем-либо за оприходованный металлолом. В соответствии с абзацем 2 пункта 8 статьи 250 НК РФ стоимость безвозмездно полученного имущества определяется исходя из рыночной цены, под которой понимается возможная к получению выручка (возможная цена продажи). Возможной ценой продажи в данном случае будет являться стоимость металлолома, согласованная с покупателем (им, как правило, выступает специализированная организация).

Таким образом, операция по продаже металлолома, полученного при разборе пола, в налоговом учете в целях налогообложения прибыли должна выглядеть следующим образом:

  • Металлолом приходуется на основании первичных документов, подтверждающих его количество, по стоимости возможной продажи
  • Одновременно с оприходованием металлолома отражается внереализационный доход на ту же сумму
  • При реализации металлолома отражается доход от реализации и списывается в расходы стоимость металлолома

В итоге налогооблагаемая прибыль от данной операции будет равна сумме дохода, полученного от покупателя.

НДС

Реализация на территории РФ лома и отходов черных и цветных металлов не облагается НДС на основании подпункта 25 пункта 2 статьи 149 НК РФ. Несмотря на то, что пункт 6 статьи 149 НК РФ определяет наличие лицензии в качестве условия применения льготы, в случае реализации лома и отходов черных и цветных металлов, образовавшего у ООО в процессе собственного производства (деятельности), наличие лицензии не требуется. Об этом прямо указано в Постановлении Правительства РФ от 12.12.2012 года № 1287, регламентирующем порядок лицензирования операций с ломом черных и цветных металлов (пункты 1, 3). Аналогичный подход высказывали официальные органы и суды еще до вступления в силу указанного постановления (например, письма ФНС России от 16.08.2006 года № 03-1-03/1562@, УФНС по г. Москве от 28.04.2006 года № 19-11/35889, Минпромэнерго России от 22.12.2005 года № ИМ-1738/05). При этом под собственным производством понимается не только непосредственно производственный процесс. Так, в постановлении ФАС Поволжского округа от 24.11.2008 года по делу № А12-10838/08 указано, что лом, образовавшийся в результате утилизации собственных объектов капитальных вложений, является ломом, образовавшимся в процессе собственного производства.

Таким образом, при реализации организацией металлолома, образовавшегося в результате ее предпринимательской деятельности (в том числе при утилизации собственных объектов капитальных вложений), эта операция освобождается от обложения НДС по подпункту 25 пункта 2 статьи 149 НК РФ в любом случае независимо от наличия у организации лицензии.

Применение освобождения от обложения НДС операций по реализации металлолома необходимо обосновать: должны быть оформлены первичные документы, содержание которых должно четко указывать на то, что данный металлолом является ломом и отходами черных или цветных металлов и был получен в результате демонтажа полов при их ремонте.

Налоговый кодекс не дает определения понятиям «металлолом», «лом», «черные металлы», «цветные металлы». В этом случае необходимо действовать в соответствии с пунктом 1 статьи 11 НК РФ, т.е. воспользоваться значением этих понятий в других отраслях законодательства. По мнению Минфина РФ (письмо от 01.07.2011 года № 03-07-07/32) для целей освобождения от обложения НДС следует руководствоваться определением, данным в федеральном законе от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»: лом и отходы цветных и черных металлов — пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий (статья 1).

В ГОСТ 1639-2009 приведено определение термина «металлолом»: металлолом (вторичное сырье, скрап) – это лом и отходы цветных металлов и сплавов. Отходы производства (новый скрап) — это отходы, образующиеся при производстве продукции из цветных металлов и сплавов, а также неисправимый брак, возникающий в процессе производства. Лом (старый скрап) — это изделия из цветных металлов и сплавов, пришедшие в негодность или утратившие эксплуатационную ценность.

Во избежание разногласий с проверяющими органами из первичных документов, подтверждающих факт оприходования металлолома, должно четко следовать, что этот металлолом является ломом цветных и черных металлов и представляет собой изделия из цветных и черных металлов и сплавов, пришедшие в негодность и утратившие свои потребительские свойства.

При реализации металлолома у организации возникает обязанность ведения раздельного учета по НДС, даже в том случае, если эта операция является разовой (пункт 4 статьи 149 НК РФ).

В определенных случаях суммы НДС, ранее принятые к вычету, подлежат восстановлению. В том числе это правило применяется в случае дальнейшего использования товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, для осуществления операций, освобождаемых от НДС (подпункт 2 пункта 3 статьи 170 НК РФ). Ссылаясь на это Минфин РФ настаивает на восстановлении в периоде реализации сумм налога, ранее правомерно принятых к вычету по металлу, в отношении его остатков, которые приходуются на склад в качестве лома и отходов и в целях обложения НДС признаются товаром (письма от 16.04.2013 года № 03-07-11/12802, от 01.09.2008 года № 03-07-07/84).

Если налогоплательщик решит придерживаться позиции Минфина, то необходимо также вести раздельный учет «входного» НДС на основании пункта 4 статьи 170 НК РФ.

Однако такая позиция не бесспорна. Металлолом, образовавшийся при демонтаже основных средств, не является специально произведенным товаром. Более того, это металл, не пригодный для использования его в качестве металла; он изначально не приобретался с целью последующей переработки в лом и дальнейшей реализации. Поэтому этот металлолом не является товаром в том смысле, что предполагает подпункт 2 пункта 3 статьи 170 НК РФ.

Аналогичная позиция неоднократно высказывалась судами. При этом суды приводят следующие основные доводы:

— реализованные товары (отходы производства) по своим функциональным и физическим характеристикам отличаются от товаров (объектов основных средств), которые налогоплательщик ранее приобрел для осуществления предпринимательской деятельности;

— пункт 2 статьи 170 НК РФ содержит закрытый перечень обстоятельств, при которых налогоплательщик обязан восстановить ранее принятый к вычету НДС, и не предусматривает обязанность налогоплательщика восстанавливать к уплате в бюджет суммы, которые ранее были правомерно заявлены к вычету по приобретенным, оплаченным и принятым к учету товарам, которые впоследствии были утрачены;

— налогоплательщик в случае реализации металлолома реализует не объекты основных средств, а отходы, оставшиеся после уничтожения не полностью амортизированных объектов ОС.

На основании этих доводов суды делают выводы об отсутствии оснований для применения подпункта 2 пункта 3 статьи 170 НК РФ при реализации металлолома, оставшегося после демонтажа основных средств (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 01.04.2013 года № Ф04-1006/13, от 27.08.2013 года № Ф04-3298/13, ФАС Поволжского округа от 05.05.2011 года № Ф06-2111/11, ФАС Уральского округа от 11.12.2012 года № Ф09-12020/12). Правомерность аналогичных выводов подтверждает и ВАС, указывая, что выводы судов соответствуют сложившейся судебно-арбитражной практике (Определение ВАС РФ от 18.10.2010 года № ВАС-14097/10, от 25.11.2010 года № ВАС-14097/10, от 15.03.2011 года № ВАС-2416/11).

Таким образом, у ООО отсутствует основание для восстановления сумм «входящего» НДС при продаже металлолома, образовавшегося в результате демонтажа полов. В случае предъявления претензий налоговыми органами организация может сослаться на указанные постановления арбитражных судов и определения Высшего арбитражного суда или обратиться в арбитражный суд для снятия претензий. В последнем случае, учитывая сложившуюся судебную практику, шансы выиграть дело достаточно велики.

Заполнять декларацию по НДС по металлолому за 1 квартал 2018 года нужно с особым вниманием. Дело в том, что буквально за 6 дней до крайнего срока сдачи этого отчёта Налоговая служба России срочно выпустила разъяснения с новыми требованиями к ряду налоговых агентов по налогу на добавленную стоимость. Внимательно анализируем их в этой статье.

Кого затронут новые разъяснения

Как заполнять продавцам-плательщикам налога

Но есть три исключения:

  • абз. 7 п. 8 ст. 161 НК РФ (недостоверное проставление продавцом-плательщиком в «первичке» фразы «Без НДС»);
  • абз. 8 п. 8 ст. 161 НК РФ (потеря права на освобождение от исполнения обязанностей плательщика либо на спецрежим);
  • сбыт указанных товаров обычным физлицам без статуса ИП.

Вместе с тем, операции с металлоломом необходимо отразить в книге продаж, а также Разделах 1 и 9 декларации по НДС. При выставлении корректировочных счетов-фактур – в Разделе 8.

Как заполнять покупателям-плательщикам-налоговым агентам

Теперь о том, как заполнить декларацию по НДС с металлолом налоговым агентам в качестве покупателей-плательщиков. Здесь придётся постараться.

ФНС разъясняет, что исчисленный налог и вычеты по нему (п. 3, 5, 8, 12 и 13 ст. 171 НК РФ) нужно показать в соответствующих строках Разделов 3, 8 и 9 декларации. И не забыть заполнить Раздел 1.

ВНИМАНИЕ

Налоговики обращают внимание: если купленный металлолом и т. п. участвует в сырьевых товарно-экспортных операциях, то вычет НДС производят в порядке п. 3 ст. 172 НК РФ. Поэтому вычеты по сбыту сырьевых товаров указывают в Разделах 4, 5, 6 декларации НДС соответственно.

Как заполнять покупателям-неплательщикам-налоговым агентам

В данном случае заполнить декларацию НДС (лом) в 2018 году налоговики предлагают на основе как бы временных правил, пока не будут внесены соответствующие поправки в упомянутый приказ от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558, которым закреплён бланк декларации, формат и регламент заполнения этого отчёта.

В Разделе 2 отражение реализации металлолома в декларации по НДС нужно провести следующим образом:

  • строки с 010 по 030 – оставить пустыми;
  • по строке 060 привести итоговый размер налога к перечислению в казну согласно п. 4.1 ст. 173 НК РФ;
  • по строке 070 указать новый код 1011715 (его используют при реализации сырых животных шкур/лома и отходов чермета и цветмета, вторалюминия и его сплавов).

  • титульник (в графе «По месту нахождения (учета)» указать код 231);
  • Раздел 1 с прочерками;
  • Разделы 2 и 9.
ФНС также сделала важное уточнение по декларации НДС (продажа металлолома) в 2018 году: счета-фактуры от продавцов на аванс, НДС по которым покупатели берут к вычету, в Разделе 9 показывают отрицательным числом. Как сказано в письме ФНС – «… до внесения соответствующих изменений в Контрольные соотношения показателей налоговой декларации по НДС.

С периода 1 квартала 2019 года порядок изменится: записи по счетам-фактурам, отраженные в Разделе 9, при перечислении оплаты (частичной оплаты) в счет будущих поставок (+ на основании п. 5 и 13 ст. 171 НК РФ) делают в Разделе 8 в целях правильного применения вычетов.Если вы уже отчитались по НДС, безопаснее сдать “уточненку”.

Продавцы – плательщики НДС

Они не определяют налоговую базу, поэтому в разделе 3 реализацию металлолома не показывают. В составе декларации они должны сдать титульный лист, раздел 1 и раздел 9.

Покупатели – налоговые агенты – плательщики НДС

Начисление налога и положенные им вычеты должны отражать в разделе 3. В составе декларации сдают титульный лист, разделы 1, 3, 8 и 9.

Покупатели – налоговые агенты – неплательщики НДС

Указывают сумму налога к уплате в бюджет по строке 060 раздела 2. Новый код операции по строке 070 раздела 2 – 1011715. В составе декларации сдают титульный лист, раздел 1 с прочерками, а также разделы 2 и 9. Счета-фактуры на аванс, НДС по которым покупатели принимают к вычету, в разделе 9 отражают с минусом.