Суздальская плинфа. Князь Владимир Всеволодович Мономах

кирпич-плинфа, кирпича-плинфы

  • - приготовляется прессованием и обжигом смеси глины, песка и воды. К. обладает большой прочностью, огнестойкостью, средней теплопроводностью. В с. х-ве применяется для возведения фундаментов и стен построек...

    Сельскохозяйственный словарь-справочник

  • - , широкий и плоский обожжённый кирпич, являвшийся основным строительным материалом в архитектуре Византии и в русском храмовом зодчестве X-XIII вв....

    Художественная энциклопедия

  • - самый распростран. строит. материал на Ближнем Востоке, наряду с более редким и дорогим тесаным камнем. В Египте К. изготовляли из нильского ила и рубленой соломы...

    Библейская энциклопедия Брокгауза

  • - кирпич...

    Краткий церковнославянский словарь

  • - искусственный строительный камень в форме прямоугольного параллелепипеда, размерами 250´120´65 мм, изготовляемый обжигом или сушкой из глины и автоклавной обработкой из известково-песчаной смеси - тухла...

    Строительный словарь

  • - стандартный строительный блок из обожженной глины; в разных странах имеются различия в его составе, форме и размерах...

    Архитектурный словарь

  • - кирпи́ч искусственный камень правильной формы, сформированный из минеральных материалов и приобретший камнеподобные свойства после обжига или обработки паром...

    Энциклопедия техники

  • - 1) знак запрета проезда; 2) форточка двери камеры...

    Автомобильный словарь

  • - затвердевший блок, изготовленный из глины, который используют для строительства и мощения дорог. Кирпичи обычно имеют прямоугольную форму и стандартный размер...

    Научно-технический энциклопедический словарь

  • - широкий и плоский обожжённый кирпич, применявшийся в строительстве в Византии...

    Большая Советская энциклопедия

  • - широкий и плоский обожженный кирпич, применявшийся в строительстве в Византии и в 10-13 вв. на...

    Большой энциклопедический словарь

  • - @font-face {font-family: "ChurchArial"; src: url;} span {font-size:17px;font-weight:normal !important; font-family: "ChurchArial",Arial,Serif;}  сущ. кирпич, черепица...

    Словарь церковнославянского языка

  • - пли́нфа ж. устар. Тонкий плитчатый кирпич как старинный строительный материал...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - пл"...

    Русский орфографический словарь

  • - что. Разг. Экспрес. Твёрдый, чёрствый...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - сущ., кол-во синонимов: 1 кирпич...

    Словарь синонимов

"кирпич-плинфа" в книгах

Кирпич

Из книги Забор, ограда, калитка на дачном участке [Строим своими руками] автора Никитко Иван

Кирпич Ограда из кирпича долговечна, не нуждается в уходе, надежно защищает территорию от проникновения как посторонних людей и животных, так и от любопытных взглядов. Кирпич - один из самых долговечных материалов. Правильно установленная кирпичная ограда способна

Облицовочный кирпич

Из книги Современные отделочные материалы. Виды, свойства, применение автора Серикова Галина Алексеевна

Облицовочный кирпич Для отделки фасада применяется облицовочный кирпич (рис. 3).Кирпич по-прежнему остается надежным строительным материалом, из которого можно выполнить конструкцию любой сложности. Его используют не только для возведения стен, но и последующей их

Камень, кирпич

Из книги Баня, сауна [Строим своими руками] автора Никитко Иван

Камень, кирпич Для кладки фундаментов и стен бани широко применяют бутовый камень - куски известняка неправильной формы. Используют также шлакобетонные и бетонные блоки, кирпич и гипсовые плиты для перегородок. Поскольку кирпич в любом случае будет применяться (хотя бы

Кирпич за кирпичом

Из книги Путь Черепах. Из дилетантов в легендарные трейдеры автора Куртис Фейс

Кирпич за кирпичом Давайте рассмотрим несколько основных кирпичей системы следования за трендом, включая те, которые мы изучали в группе Черепах. Они представляют собой способы определения возможного начала или окончания тренда. Это, безусловно, неполный обзор. Вы

100. Кинжал, кирпич

Из книги 365. Сны, гадания, приметы на каждый день автора Ольшевская Наталья

100. Кинжал, кирпич Кинжал, увиденный во сне, указывает на грозящих вам врагов. Если вы вырвали кинжал из чьих-то рук – будете способны противодействовать влиянию ваших противников и преодолеть несчастье.Кирпич во сне означает неустроенные коммерческие дела и несогласие

КИРПИЧ

Из книги Фундамент. Прочно и надежно автора Крейс В. А.

КИРПИЧ Кирпич, как и бутовый камень, является штучным материалом и предполагает ведение каменных работ с устройством кладки по особым правилам. Но в отличие от бутового кирпич представляет собой камень искусственного происхождения.Кирпич – весьма распространенный

Силикатный кирпич

Из книги Справочник строительных материалов, а также изделий и оборудования для строительства и ремонта квартиры автора Онищенко Владимир

Силикатный кирпич Силикатный кирпич по своей форме, размерам и основному назначению практически не отличается от керамического кирпича. Материалами для изготовления силикатного кирпича являются воздушная известь и кварцевый песок. Известь применяют в виде молотой

III.1.2. Фасадный кирпич

автора

III.1.2. Фасадный кирпич Фасадный кирпич с утолщенной фасадной стенкой торговой марки Rauffasade (производитель – кирпичное объединение «Победа») используется в основном для строительства коттеджей и современных высокоэтажных зданий. У данного кирпича утолщенная передняя

III.1.6. Силикатный кирпич

Из книги Загородное строительство. Самые современные строительные и отделочные материалы автора Страшнов Виктор Григорьевич

III.1.6. Силикатный кирпич М-150 выпускают нескольких видов. Рядовой белый полуторный двухпустотный: вес – 4,3 кг, размер – 250 ? 120 x 88 мм, плотность – 1450 кг/м3, морозостойкость -25, 35, 50 циклов, предел прочности при сжатии – 125,150, 200 кг/см2, водопоглощение – 8 %, теплопроводность -0,6 Вт Из книги Советская сатирическая печать 1917-1963 автора Стыкалин Сергей Ильич

КИРПИЧ Сатирико-юмористический и литературно-художественный журнал. Выходил в Москве в 1924–1926 гг. в качестве бесплатного ежемесячного приложения к газете строительных рабочих «Постройка». Печатался на 8-16 стр. Тираж - 62–82 тыс. экз., с красочными иллюстрациями.

Кирпич

автора Ткачев Андрей

Кирпич Мама, а знаешь, Кельнский собор начали строить в XIII веке и до сих пор не закончили.- Угу. - Мама глядит в кухонную раковину, куда из крана льется вода. Мать моет посуду и вполуха слушает сына, вертящегося возле нее.- Мама, а собор Нотр-Дам-де-Пари строили

Кирпич

Из книги "Страна чудес" и другие рассказы автора Ткачев Андрей

Кирпич * * *Мальчика, пристававшего к маме, звали Елисей. Не шибко привычное по нашим временам имя, но красивое и, главное, церковное. Папа очень хотел назвать сына как-то так: Рафаил, или Захария, или Софроний. Папа был интеллигентнейшая и глубоко верующая душа не вполне от

ВЛАДИМИР МОНОМАХ

Владимир Мономах

Владимир (1053-1125 гг.) - сын Всеволода Ярославовича и греческой царевны Анны, дочери византийского императора Константина Мономаха, внук Ярослава Мудрого и Константина Мономаха. В крещении Василий.
Прозван Мономахом по названию рода матери, которая предположительно была дочерью или племянницей византийского императора Константина IX Мономаха.
Жёны: Гида - дочь английского короля Гаральда; Христина-дочь шведского короля Ингоря.
Сыновья: Мстислав, Ростислав, Ярополк, Вячеслав, Роман, Юрий, Андрей, Глеб, Святослав.
Дочь: Мария - будущая жена сына греческого императора Диогена.

Свое детство и юность провел при дворе отца Всеволода Ярославича в Переяславе-Южном. Постоянно возглавлял отцовскую дружину, осуществлял далекие походы, подавил восстание вятичей, воевал против половцев.
В 1076 г. вместе с Олегом Святославичем участвовал в походе в помощь полякам против чехов, также дважды с отцом и Святополком Изяславичем против Всеслава Полоцкого. Во время второго похода произошло первое использование наемного войска из половцев для междоусобной войны.

Князь Черниговский: 1078 - 1094 гг.

В 1078 г. его отец стал киевским князем, а Владимир Мономах получил Чернигов.
В 1080 г. отбил набег половцев на черниговские земли, нанёс поражение кочевникам-торкам.

В 1093 г. после смерти отца, великого князя Всеволода, имел возможность занять киевский престол, но, не желая новой усобицы, добровольно уступил это право двоюродному брату Святополку, сказав: «Его отец был старше моего и раньше моего княжил в Киеве». Сам же остался княжить в Чернигове.

Князь Переяславский: 1094 - 1113 гг.

С 1093 г. вёл войну с вступившими в союз половцами и Олегом Святославичем, которому вынужден был уступить Чернигов (1094 г.), и обосновался в Переяславском княжестве, подвергавшемся постоянным набегам половцев. Поэтому Владимир Мономах был более всех заинтересован в прекращении княжеских междоусобиц и сплочении сил Руси для отпора половцам. Эту мысль Владимир Мономах настойчиво высказывал на княжеских съездах (Любечский съезд (1097 г.), 1100 г., 1103 г.). В 1095 г. заключил мир с половецкими ханами Итларом и Китаном и вероломно их убил с помощью Ратибора и его сыновей, а также при помощи киевского боярина Словята. В то время Тугоркан и Боняк ходили на Византию, но были разбиты. Боняк атаковал Киев сразу по возвращении «из грек» - прямо с марша. Чуть позднее подступил к Переяславлю Тугоркан, там же и погибший вместе с сыном, разбитый подоспевшими дружинами Святополка Изяславича и Владимира Мономаха.
После Долобского съезда (1103 г.) Владимир Мономах стал вдохновителем и непосредственным руководителем военных походов против половцев (1103 г. , 1107 г., 1111 г.). Половцы потерпели ряд поражений и надолго прекратили набеги на русские земли.
Владимир Мономах получил в 1093 г. после смерти своего отца Всеволода в добавление к своей старой вотчине Переяславлю-Южному Смоленск и Ростово-Суздальскую землю. В Смоленске 1101 г. он закладывает каменный Успенский собор . В Ипатьевской летописи под 1101 г. сообщается, что «в се же лето Володимер заложи церковь у Смоленьске, святое Богородице камяну епискупью».
В пору, когда был заложен смоленский собор, Смоленское княжество вместе с Переяславльским принадлежало Мономаху и не было причин для выделения Смоленска в особую епархию. Таким образом, в 1101 г. Мономах начал строить в Смоленске не кафедральный храм, а большой городской собор; это был единственный каменный храм, обслуживавший культовые нужды стольного города.
Когда во главе Смоленского княжества стала своя княжеская династия и смоленский стол занял внук Мономаха Ростислав Мстиславич, стал на очередь вопрос об учреждении особой Смоленской епископии.
В 1136 г. «поставлен бысть скопечь Мануило епископом Смоленску, певечь гораздый, иже бе пришел из Грек сам третий и к боголюбивому князю Мьстиславу. Пред сим бо бе не был епископ в Смоленьске». Судя по тому что Мануил был поставлен «к церкве святыя Богородици», заложенный Мономахом собор был уже закончен строительством. Однако ряд источников свидетельствует, что его достройка была осуществлена Ростиславом. Так, в Супрасльской летописи в статье 6673 г. о смерти князя Ростислава указано, что он «святую Богородицу строил в Смоленьсце марта 21».
Под 1150 г. отмечено освящение Успенского собора. Поскольку совершенно несомненно, что собор уже функционировал до этой даты, это было, очевидно, вторичное освящение. Неясно, связано оно с завершением нового этапа строительства здания или же объясняется какими-то политическими причинами.

С 1093 гг. - князь ростово-суздальский.

С 1093 г. Ростово-Суздальской землёй владел Владимир Мономах. Владимир часто ездил в Ростово-Суздальскую землю.
Став в 1093 г. владетелем Ростовской земли, Мономах послал сюда своего сына Мстислава (1093 - 1095 гг. - князь ростово-суздальский).
В период проникновения христианства около Суздаля на высоком берегу реки Каменки возник монастырь. Он был основан монахами Киево-Печерского монастыря по инициативе - ближайшего сподвижника Владимира Мономаха. В нем была построена церковь в честь Димитрия Солунского, отчего монастырь и получил свое название .
Епископ Ефрем (1054/1055 - 1065) передаёт монастырю села: «...юже бе далъ Ефрем и с селы». Села, по-видимому, принадлежали самому Ефрему, который происходил, судя по сведениям Киево-Печерского патерика, из знатной, возможно княжеской, семьи («каженик некто от княжа дома»). Наиболее вероятным представляется, что села, которые дал Ефрем Дмитриевскому монастырю, находились вблизи Суздаля и, возможно, сам монастырь располагался на земле одного из принадлежавших ему сел.

Мстислав Владимирович Великий - удельный князь Ростово-Суздальский с 1093 по 1095 гг.

Мстислав сыграл главную роль в борьбе своего отца Мономаха и Олега Святославича.
В это время на Ростовскую землю надвигалась с юга гроза первой крупной феодальной войны между Олегом Святославичем и Мономахом, начавшейся в 1093 г. В ее ходе сын Мономаха - вторгся в приокские владения Олега и захватил Муром, но был убит в сражении с Олегом под Муромом. В сентябре 1096 г. Олег двинулся на Суздаль, захватил его, выгнал приверженных Мономаху бояр и конфисковал их владения. Затем он взял Ростов и, посадив по городам своих посадников, начал собирать дань.
1096 г. - князь Олег Святославич Гориславич .
На защиту отцовских владений из Новгорода выступил сын Мономаха Мстислав. Олег отошел из Ростова.

В Суздале в это время уже есть княжеский двор. Прорвавшийся к Суздалю со стороны тогда не укрепленной Клязьмы князь Олег сжег город (то есть какие-то деревянные укрепления), причем за рекой Каменкой уцелел лишь двор киевского Печерского монастыря с деревянной церковью Димитрия.
Вероломно согласившись на предложенный мир, Олег вновь перешел в наступление; но под Суздаль прибыл русско-половецкий отряд второго сына Мономаха Вячеслава, и Олег вынужден был отступить.
В 1096 г. в битве на р. Медведице Мстислав разбил брата Олега Ярослава Святославича. Мстислав преследовал Олега до Мурома и Рязани, изгнал его оттуда и вернул пленных ростово-суздальских бояр. Олегу пришлось оставить Муром и Рязань и бежать в степь, к половцам.
В ходе борьбы с Олегом очень ярко выступает значение местной боярской знати - ростовских, суздальских и белоозерских бояр и дружинников, владевших землей и селами, откуда они собирались по зову князя для участия в походах. Феодальное землевладение сделало большой шаг вперед - в гуще сельского мира выросли имения феодалов, угрожавшие сельской общине.

Любечский съезд 1097 г., собранный «на устроение мира», подтвердил права Мономаха на северо-восточную «отчину Всеволожю».
Мстислав перешёл в 1095 г. в Новгород, и вместо него около 1096 г. Владимир Мономах направил в Суздаль своего сына Ярополка.

1096 -1113 гг. - удельный князь Ростово-Суздальский .
См. .

СУЗДАЛЬСКИЙ КРЕМЛЬ

В 1101-1102 гг., вероятно во 2-й приезд кн. Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха, в Суздале был заложен каменный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы . В сообщении о второй поездке Мономаха в Суздальский край упомянуто заложение собора в Смоленске , а суздальский собор не упомянут.
В нач. XIII в. владимирский епископ Симон в вошедшем в Патерик послании к печерскому монаху Поликарпу говорит: «И в своем княжении христолюбей Владимер, вземь меру божественныа тоа церкви печерскыа, всем подобиемь създа церковь в граде Ростове: в высоту, и в ширину, и в долготу… Сын же того Георгий князь (Юрий Долгорукий), слыша от отца Владимера, еже о той церкви сотворися, и той во своем княжении създа церковь во граде Суждале в ту же меру. Яко по летех вся та распадошася, сиа же едина Богородична пребывает в векы».
Лаврентьевская летопись именует строителем первого суздальского храма Мономаха, а Патерик говорит о том, что Мономахом был возведен храм в Ростове, а храм в Суздале - Юрием Долгоруким не позднее 1125 г.
Ктиторами первого храма были Владимир Мономах и Юрий Долгорукий, второго - Юрий Всеволодович.
В этот период был сооружён Суздальский кремль - самая древняя часть Суздаля. Земляной вал кремля был устроен из глины, внутри деревянная конструкция (поэтому вал до настоящего времени сохраняет начальную форму). По земляному валу кремля был сооружён дубовый «заборол» - тын из брёвен, заострённых вверху.
См.


Успенский собор Владимира Мономаха в Суздале

О первой суздальской церкви, бывшей, видимо, деревянной, ничего не известно.
Успенский Собор был построен из плинфы (тонкого кирпича) и назван Успенским собором. Это был первый каменный собор Северо-Восточной Руси, в отличие от деревянного Ростовского.
Однако место для строительства храма оказалось выбрано крайне неудачно. Он был возведен на месте бывшего оврага, отчего быстро ветшал.


Кирпич-плинфа

На месте церкви Бориса и Глеба в Кидекше при Мономахе строится церковь из плинфы.
Около церкви Бориса и Глеба были найдены обломки плинфы начала XII в., цемянки и фрагменты настенной росписи того же времени. Эти находки позволяют предполагать, что на месте этой церкви ещё в начале XII века, вероятно во время правления Владимира Мономаха, существовал кирпичный храм, расписанный фресками. Вероятно, уже в начале XII века при Владимире Мономахе, здесь находилась княжеская резиденция, с чем можно связывать постройку кирпичного (из плинфы) храма.
При Юрии Долгоруком там были возведены укрепления, остатки которых сохранились до наших дней, и построен храм Бориса и Глеба, в дальнейшем неоднократно перестраивавшийся.
См. .

ВЛАДИМИР на Клязьме (ВЛАДИМИР-ЗАЛЕССКИЙ)

В 1107 г., Суздаль подвергается нападению болгар. Ростовская летопись рассказывает так: болгары «обступиша град и много зла сотвориша воююще села и погосты, убивающе много христиан... суздальцы затворишася во граде». Скорее всего, что это болгарское разорение и вызвало приезд Владимира Мономаха на другой год. В 1108 г. Владимир приезжает в Суздальщину. Работы по сооружению владимирской крепости были начаты, видимо, во время приездов Мономаха на север в 1099 - 1102 гг. и закончены в его последний приезд в 1108 г. Это была очень большая военно-инженерная стройка.
До создания укреплений Владимиром Мономахом здесь (Мономахов город, центр Владимира, парк Пушкина) находилось древнерусское поселение. Ивановский вал был сооружен, вероятно, в самом нач. 12 в., насыпан из земли и культурного слоя, без внутривальных деревянных конструкций.
В это время был построен первый каменный храм во Владимире в честь Спаса. «Того же лета свершен бысть град Владимер Залешьский Володимером Мономахом, и созда в нем церковь камену святаго Спаса». Где стоял этот храм не известно. Возможно он стоял на месте где князь поставил белокаменную церковь Спаса.
Мономах «на смежном с вост. стороны пригорке того же кряжа строит в 1116 году каменную церковь Св. Спаса и окружает пространство земляным валом» (Свящ. В. Косаткин. Владимир, 1881 г.).


Спасская церковь во Владимире

Крепость предназначалась для защиты юго-восточных границ Ростово-Суздальского княжества. Город в это время назывался Владимир-Залесский (до князя Владимира Красное Солнышко – Китеж-Залесский).
Крепость заняла стратегически выгодное положение: на возвышенном плато на левом берегу Клязьмы, с севера защищенном рекой Лыбедью, а с запада и востока крутыми оврагами. Город был обнесён насыпными валами, поверх которых устроены были деревянные крепостные сооружения. Периметр этих укреплений составлял 2,5 км, а площадь города равнялась 6,25 га.
Границы бывшего Мономахова города в современной топографии Владимира таковы: на западе - это склон холма, вдоль которого идет центральная аллея парка имени Пушкина; на востоке - постройки Рождественского монастыря; с юга - возвышенный берег Клязьмы; с севера - берег реки Лыбеди.
См.

Повелел князь Владимир построить и княжеский двор.
Посередине восточной и западной линий валов находились проездные башни с мостами через рвы. Возможно, что западные ворота уже в это время получили название Торговых, так как они выводили к Муромскому спуску на Клязьменскую пристань.
Как свидетельствует приведенный текст Львовской летописи, одновременно с постройкой крепости Мономахом была поставлена первая во Владимире каменная церковь Спаса.
Много путаницы вносят в этот вопрос поздние княжеские родословцы. Так, в родословце Комиссионного списка Новгородской I летописи «А се князи Русьтии» мы читаем: «Сын Володимеров [Всеволодов] Мономах, правнук великого князя Володимера. Сий поставил град Володимерь-Залешьскый в Суждальской земле, и осыпа его спом и созда первую церков святаго Спаса, за 50 лет до Богородичина ставления [т. е. до постройки Успенского собора]». Литературная история этой летописной статьи в целом далеко не выяснена. Однако ясно, что ее автор не имел под руками летописных источников с точными датами названных сооружений и прибегнул к сомнительному приему «круглых цифр». Если считать, что под «ставлением» разумеется закладка Успенского собора (т. е. 1158 - 50=1108 г.), то дата совпадает со Львовской летописью; если же «ставление» - это окончание постройки собора (1160 г.), то дата соответственно изменится (1110 г.). Группа поздних летописных сводов, генетически связанная в данном сюжете со статьей Новгородской I летописи (Хронограф редакции 1512 г., летопись Авраамки, «Русский времянник»), сообщает маловероятную версию, что храм Спаса был построен Мономахом якобы уже после его вокняжения в Киеве: «И в лето 6625 постави в Володимери церковь камену святаго Спаса и отъиде на Киев». Мы отдаем предпочтение более вероятной дате Львовской летописи – 1108 - 1110 гг.; постройка храма была, видимо, осуществлена по окончании сооружения крепости. Родословец Супрасльской летописи, повторяя данные родословца Новгородской I летописи, сообщает и о месте, где была построена церковь Спаса: «...Приде князь Владимер Манамах ис Киева же во Володимерь град и постави церков камену святаго Спаса у Златых врать, а сам поиде в Киев...». Далее текст сообщает о постройке церкви Георгия Юрием Долгоруким, которая также стояла неподалеку от Золотых ворот. Топографические подробности этого текста, подкупающие своей определенностью, позволяли предполагать, что и княжеский двор Мономаха, очевидно, связанный с княжеским храмом, находился вне княжеского города - на неукрепленных высотах к западу от него, скорее всего на месте позднейшей (1164 г.) церкви Спаса, построенной Андреем Боголюбским. Так полагали, следуя летописным приурочениям, и мы.

История древнего старинного кирпича

Немногие строительные материалы могли бы соперничать по древности с глиной. Её освоение человеком продолжалось не одно тысячелетие. Возраст древнейших предметов из обожжённой глины, найденных в Словакии, на стоянке времён палеолита, составляет около 24 тысяч лет. Изделия из обожжённой глины обозначаются термином «керамика», а самым важным продуктом в гончарном деле является кирпич. В строительстве обожжённый кирпич применяется с древних времён. Тому примером египетские постройки, возведённые в третьем и втором тысячелетиях до н.э. Кирпич, как строительный материал, упоминается в Библии : «И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней» (Ветхий завет. Бытие. Гл. 11:3). Большое значение кирпич имел для зодчества Междуречья и Древнего Рима, где из него выкладывали арки, своды и другие сложные конструкции. В Египте и Месопотамии кирпич умели обжигать ещё за три тысячелетия до нашей эры. Постепенно сырцовый кирпич был вытеснен керамическим. Тому причиной - низкая водостойкость. Керамический кирпич был более надёжным и долговечным. Получается он путём обжига сырцового. По данным, оставленным Геродотом, во времена, когда Вавилоном правил царь Навуходоносор (VI век до н.э.), этот город был одним из самых больших и красивых в мире, что во многом обязывает керамическому кирпичу. В описании прообраза Вавилонской башни, семиярусного храма, Геродот отметил, что облицован храм был голубым глазурованным кирпичом. Город-государство Ур, расположенный в Междуречье, был обнесён стеной из необожжённых кирпичей, ширина которой была 27 метров. Ур был столицей Южной Месопотамии начала II тысячелетия до н. э. Своеобразную форму имел кирпич в Древнем Востоке. Он носил форму глиняных бутылок и был похож на современные буханки белого хлеба. Самой распространённой формой древнейшего кирпича являлся квадрат со сторонами 30-60 см и толщиной 3-9 см. Такие кирпичи использовались в Древней Греции и Византии, и назывались они плинфа, что в переводе с греческого означает «кирпич».

История создания старинного кирпича в России

Появление в Х веке на древней Руси кирпича произошло благодаря византийской культуре. Массово его применять стали с конца столетия. Секрет производства кирпича привезли с собой византийские строители, приехавшие вместе со священниками, учёными и другими мастерами после крещения в 988 году. Десятинная церковь в Киеве стала первым кирпичным строением в древней Руси. Сооружение первых кирпичных домов в Москве было произведено в 1450 году, а первый кирпичный завод в России был построен в 1475 году. Прежде кирпич производился в основном при монастырях. Он применялся при перестройке Московского Кремля в 1485-1495 гг. Примером тому стало строительство кремлёвских стен и храмов, которое велось под руководством итальянских мастеров. В 1500 году кирпичный Кремль был возведён в Нижнем Новгороде, через 20 лет идентичный построили в Туле, а в 1424 году, в Московской области, был построен Новодевичий монастырь.

Зодчие древней Руси широко использовали плинфу размером 40х40 см и 2,5-4 см в толщину. К примеру, строительство Софийского собора в Киеве происходило при использовании такой плинфы. Объясняет её форму и размеры простота формования, сушка и обжиг «тонких» кирпичей. Характерным признаком кладки из плинфы являются довольно толстые швы раствора с прослойками из природного камня после нескольких рядов кладки. Использовалась плинфа в России вплоть до XV в. Сменил её «аристотелев кирпич», схожий по размерам с современным аналогом. На протяжении веков форма и размеры кирпича постоянно менялись, но главным критерием всегда было удобство работы с ним каменщика, чтоб размер и сила руки были соизмеримы с кирпичом. Например, по российскому ГОСТу вес кирпича должен быть не более 4,3 кг. Стандарты современного кирпича были установлены в 1927 году и остаются таковыми до сих пор: 250х120х65 мм. Каждая из граней кирпича имеет своё название: наибольшая называется «постель», боковая длинная – «ложок», а наименьшая – «тычок». Оценка качества строительного материала при Петре I была очень строгой. Одним из самых простых способов проверки качества кирпича было свалить с телеги всю привезенную на стойку партию, и если разбивалось более трёх штук, то всю партию браковали.

Первым кирпичным петербуржским домом считаются палаты адмиралтейского советника Кикина. Построены они в 1707 году. Позже, в 1710 году, построили дом канцлера Г. П. Головина, на Троицкой площади. Затем дворец Царевны Натальи Алексеевны, которая была сестрой Петра I, сооружён в 1711. В 1712 году производилась постройка летнего и зимнего дворцов Петра I. С 1710 по 1727 гг. строился Меньшиковский дворец - первый крупный кирпичный дом в Петербурге. Дворец многократно перестраивался, но, тем не менее, первоначальный облик сохранил. Теперь он используется в качестве музея, является филиалом Государственного Эрмитажа.

Уже в XVIII веке для выявления бракоделов производителям велели клеймить свои кирпичи. В 1713 году по указу Петра I возле Санкт-Петербурга были построены новые кирпичные заводы. Каждому из их владельцев император дал задание произвести как можно больше кирпичей. Мастеров для работы собирали со всей России. Также по указу запрещалось строить каменные здания в других городах страны под угрозой отъёма имущества и отправки в ссылку. Этот пункт был написан специально для того, чтобы оставить без работы каменщиков и прочих мастеров, в расчете на то, что те сами придут застраивать Петербург. Всякий въезжавший в город должен был «заплатить» за проезд кирпичом, который он привёз с собой. Есть версия, что Кирпичный переулок так назван потому, что в месте его расположения был склад кирпичей, взятых за въезд в город.

Техника производства кирпича продолжала оставаться примитивной и трудоёмкой до XIX века. Формование кирпича производилось вручную, сушился он только летом, обжиг происходил в напольных печах-времянках, которые выкладывались из высушенного кирпича-сырца. Середина XIX столетия ознаменовалась началом активного развития кирпичной промышленности, в результате чего появились современные заводы, производящие кирпич нашего времени. Кирпич был и остаётся популярнейшим строительным материалом для различных конструкций, будь то простые заборы, роскошные виллы или многоэтажные здания. Благодаря разнообразию цветов и форм, строения из кирпича всегда имеют неповторимый облик. Удобство в работе, прочность и долговечность этого строительного материала ещё долго будут держать его в лидерах среди строительных материалов. Сегодня в мире выпускается более 15 000 сочетаний размеров, форм, фактур поверхности и цветов кирпича. Выпускаются полнотелый и пустотелый кирпичи, поризованные керамические камни с повышенными теплозащитными свойствами.

Русский царский кирпич второй половины ХIХ века обычно весил около10 фунтов, или порядка 4,1 кг, и имел размеры 26-27х12-13х6-7 см. Такие габариты имеет строительный старинный кирпич гражданских и культовых построек Коломны, выстроенных в конце ХIХ - начале ХХ вв. Современный стандартный кирпич получил свои размеры в 1927 г. и остается таковым и поныне: 250х120х65 мм. Российский ГОСТ требует, чтобы вес кирпича не превышал 4,3 кг. Каждая грань кирпича имеет свое название: самая большая, на которую обычно кладут кирпич, называется «постель», длинная боковая – «ложок», а малая – «тычок». Кирпич, укладываемый длинной стороной вдоль стены, образует кладку в полкирпича, ряд таких кирпичей в составе сложной кладки называется ложковым. Если кирпич укладывается длинной стороной поперек стены, ряд будет называться тычковым. Верстами называются крайние ряды кирпича, которые образуют поверхность кладки. Расположенные со стороны фасада версты называются наружными, а обращенные в помещения - внутренними. Все старинные кирпичи, укладываемые между внутренней и наружной верстами, называются забутовочными кирпичами, или забутовкой.

Исторически так сложилось, что керамический кирпич в общей истории строительной индустрии мировой практики нашел надежную нишу своего применения, в которой до сегодняшнего дня играет важную и лидирующую роль. Сегодня уже ни кто не сушит керамический кирпич на костре и не отвечает за качество производимого кирпича своей головой. С середины XIX в. началось активное развитие кирпичной промышленности, результатом чего стало появление современных заводов по производству кирпича. В наше время более 80% это строительного материала производят предприятия круглогодичного действия, среди которых имеются крупные механизированные заводы производительностью свыше 200 млн. шт. в год. Количество видов современного кирпича трудно себе представить, настолько оно широко. Сейчас в мире выпускается кирпич более 15000 сочетаний форм, размеров, цветов и фактур поверхности.Разнообразие цветов и форм придает строениям неповторимый облик. Кирпич остается наиболее популярным материалом для сооружения различных конструкций: от простых заборов до роскошных вилл и многоэтажных зданий. Кирпич удобен в работе, прочен и долговечен. В настоящее время выпускается полнотелый, пустотелый кирпич, поризованные керамические камни, обладающие повышенными теплозащитными свойствами. Полнотелые кирпичи используют, к примеру, для возведения фундамента, а легкие пустотелые - для кладки стен. Этот древний и вместе с тем современный материал не потерял своей актуальности и в наши дни.

В Египте люди научились обжигать кирпич уже за 3 тысячелетия до нашей эры, что подтверждается письменами манускриптов. Из-за низкой водостойкости сырцовый кирпич вытеснялся более долговечным керамическим, который получается путем обжига сырцового. На изображениях, сохранившихся со времен фараонов, можно видеть, как получали кирпичи и как строили из них здания. Справедливости ради надо сказать, что разница между стройками той поры и нынешней не очень велика. Только правильность кладки стен древние египтяне проверяли треугольником и кирпичи носили на коромыслах, а принцип возведения зданий сохранился с тех пор практически без изменений.

Лежебока, только профи.
И размерами под стать:
Семь - анфас, двенадцать - в профиль
И длиною - двадцать пять.
Цветков Леонид

Современная строительная индустрия немыслима без такого простого и незамысловатого на первый взгляд изобретения человечества - кирпича. На страницах интернет-портала по малоэтажному строительству http://сайт вы найдете огромное количество материалов и статей в той или иной степени освещающих вопросы строительства домов и коттеджей из кирпича или с применением современных керамических изделий - поризованных блоков и камней. В этой статье мы хотим рассказать вам об истории кирпичного строительства, восходящей своими корнями к временам Древних цивилизаций, Египетских фараонов и императоров Рима.


Изготовление кирпича в Древнем Египте

Многочисленные археологические раскопки позволяют нам с уверенностью говорить о том, что первые кирпичи в качестве строительного материала были применены человеком около 5 тысяч лет назад. Но кто именно изобрел кирпич достоверно сказать нельзя. Скорее всего, кирпич в том понимание, которое мы вкладываем в это слово был изобретением не одного человека, а плод эволюционного развития самой технологии постройки крепкого и недорогого жилища из подручных материалов. Ученым не удалось точно указать и найти место постройки первого строения из кирпича, но, то, что эти строения стали возводится в Месопотамии, территории между Тигром и Евфратом (Междуречье), совсем не случайно. Дело в том, что в этих местах всегда вдоволь было воды, глины и соломы. И вся эта благодать освещалась жарким солнцем практически круглый год. Именно из этих природных материалов и строили свои жилища местные жители. Строения возводились из соломы обмазанной глиной.


Глина высыхала под солнечными лучами и становилась твердой, при этом не пропускала влагу и хорошо защищала от непогоды. Люди это заметили, а так как они стремились облегчить свой труд, то ими и был изобретен этот, незатейливый на первый взгляд, брусок из соломы и глины, получивший у нас название кирпич. Технология изготовления первых кирпичей была проста : клейкую глину смешивали с водой, добавляли для прочности и крепости солому, а уже сформированные таким образом кирпичи под горячими лучами солнца высыхали и становились твердыми как камень.



Изготовление кирпича-сырца

Это был еще необожженный кирпич или кирпич-сырец. Кирпич-сырец и сейчас в наше время широко используется во многих станах мира как основной строительный материал.
Первыми кто освоил технологию обжига кирпича в печи, стали древние египтяне . На изображениях, сохранившихся со времен фараонов, хорошо видно как производился кирпич, и строились из него храмы и дома. Например, городские стены Иерихона сложены из кирпича, который имел форму, сходную с нынешними батонами белого хлеба.



Кирпич стал основным строительным материалам в Междуречье и практически все города в период расцвета этой цивилизации были построены из него. Например, в Вавилоне красивейшем городе древнего мира все здания были построены из кирпича .
Большими мастерами в производстве кирпича и строительстве зданий и сооружений из него стали древние римляне и греки. Именно от греческого слова "plinthos", которое буквально и означает "кирпич" получили свое название плинфы, изделие, которое явило собой новую веху в истории производства кирпичей.
Это интересно: Другое греческое слово, "керамос", переводится как глина. А понятие "керамика" обозначает изделия из обожженной глины. Когда-то в древних Афинах мастера - горшечники жили компактно в одном из районов города. Этот район стал называться афинянами "Керамик".

Плинфы - наиболее древние обожженные кирпичи. Изготавливалась в специальных деревянных формах. Плинфа сушилась 10-14 дней, затем обжигалась в печи. Они были квадратными и крупных размеров. В Древнем Риме плинфа изготавливалась как правило следующих размеров 50 х 55 х 4,5 см,а в Византии 30 х 35 х 2,5.
Изготавливались плинфы и поменьше, но их использовали как черепицу. Как видим, древние плинфы были значительно тоньше современного кирпича, но это обстоятельство нисколько не мешало тем, же римлянам строить из них знаменитые римские арки и своды.



Внешние арки Колизея

Такие кирпичи легко формовались, сушились и обжигались. Строили из них с использованием толстого слоя раствора, зачастую равного по толщине самой плинфе, из-за чего стена храма становилась "полосатой". Иногда через несколько рядов плинф укладывали ряд природного камня. В Византии стены из плинфы почти никогда не штукатурились.

Кирпич в России

В домонгольской Киевской Руси, которая очень много переняла от культуры Византии, в том числе и строительные технологии, плинфа стала основным материалом для возведения конструктивных элементов зданий и использовалась в древнерусском храмовом зодчестве 10 - начала 13 века, в частности из них были построены Софийский собор (Киев), 1037 год, Церковь Спаса на Берестове, 1113-25 годы, Благовещенская церковь (Витебск), Борисоглебская церковь (Гродно).
Первые кирпичные мастерские на Руси появились при монастырях. Их продукция преимущественно шла на нужды храма. Считается, что первым религиозным сооружением на Руси, построенным из кирпича, стала Десятинная церковь в Киеве .



Это интересно: В научной литературе высказывались предположения, что наряду с плинфой на Руси уже в XII-XIII вв. изготавливали и брусковый кирпич , который применяли вместе с плинфой. В действительности брусковый кирпич, имеющий романское происхождение, впервые проник в Киев из Польши в самые последние предмонгольские годы. Брусковый кирпич вместе с плинфой использовали лишь в тех случаях, когда им чинили здания, построенные ранее. Примерами могут служить Успенский собор Печерского монастыря, киевская ротонда, собор Михаила в Переяславле, восстановленные вскоре после того, как они пострадали при землетрясении 1230 г. Кроме того, за брусковые кирпичи иногда ошибочно принимали плинфы узкого формата, т.е. "половинки", особенно если они имели необычно большую толщину (например, в новгородском соборе Антониева монастыря и староладожском соборе Никольского монастыря - более 7 см).

На самом деле в Московской Руси формованный кирпич стал повсеместно применяться лишь с конца 15 века, а первый кирпичный завод заложили в 1475 году. И уже из этого кирпича были возведены стены Кремля в Москве.
Это интересно: История появления первого завода по производству кирпича в Московском царстве довольно интересна. В 1475 году в Москву из Италии был приглашен архитектор Аристотель Фиораванти для постройки Кремля. Но Аристотель начал не со строительства, а с налаживания производства кирпича с особой обжиговой печью. И очень быстро этот завод стал производить очень качественный кирпич . В честь архитектора его прозвали "Аристотелев кирпич". Из такого "глиняного камня" были возведены также стены Новгородского и Казанского кремля. "Аристотелев кирпич" имел практически идентичный современному кирпичу вид и следующие размеры 289х189х67 мм. "Государев кирпич" - первый в России, который предполагал перевязку швов.

Несмотря на исключительную популярность кирпича как строительного материала вплоть до XIX века техника производства кирпичей в России оставалась примитивной и трудоёмкой. Формовали кирпичи вручную, сушили исключительно летом, а обжигали в напольных печах-времянках, выложенных из высушенного кирпича-сырца или небольших переносных печах. В середине XIX века в технологии производства кирпича произошел настоящий переворот. Впервые были построены кольцевая обжиговая печь и ленточный пресс, появились первые сушилки для кирпича. В это же время появились глинообрабатывающие машины бегуны, вяльцы, глиномялки.
Это позволило вывести производство кирпича на качественно новый уровень. Следующим возник вопрос качества продукции. Для того чтобы отделить бракоделов от добросовестных производителей была придумана система клеймения. То есть каждый кирпичный завод имел собственный фирменный знак - клеймо, который наносился на кирпич . В XIX веке также появилось первое техническое описание кирпича, перечень его параметров и свойств.



Это интересно: При Петре 1 качество кирпича оценивалось очень строго. Привезенную на стройку партию кирпича просто сваливали с телеги: если при этом разбивалось более 3 штук, то вся партия браковалась. При строительстве Санкт-Петербурга Петром I был введен т.н. "каменный налог" - плата кирпичом за въезд в город.

Современный кирпич обрел знакомые нам размеры - 250х120х65 мм - в 1927 году, его вес не более 4,3 кг.
Прошло 5 тысяч лет, а кирпич по-прежнему остается самым популярным строительным материалам и свое первенство не собирается уступать никому. Эволюция в развитие технологии производства кирпича и керамических изделий в чем-то сродни эволюции человека по теории Дарвина. Если провести аналогию, то сначала зарождение примитивных форм (глинобитные хижины), затем первобытный человек (кирпич-сырец), теперь человек современный (обожженный кирпич и керамические камни). Эволюционное развитие человека и технологии производства кирпича идут рука об руку, и эта закономерность свидетельствует, что пока существует наша цивилизация, будет существовать и кирпич, как основа всей строительной индустрии созданной человечеством за много веков.
Строительство домов из блоков Поротерм >>>