Соединенные Штаты Америки в конце XIX - начале XX в. п.3 вопросы и задания к пункту параграфа стр.45

Подъем экономики

После окончания Гражданской войны и Реконструкции Юга промышленность и сельское хозяйство США развивались невиданными в мире темпами. К концу XIX в. США превратились в мощную индустриальную державу. Они вышли на первое место в мире по объему промышленного производства, темпам роста, технической оснащенности, производительности труда. В США выплавлялось чугуна и стали, добывалось угля больше, чем в Англии, Германии и Франции, вместе взятых.

Страна располагала природными ископаемыми, благоприятным климатом, имела выход в мировой океан. Уже в 70-е гг. были заложены основы высокой концентрации производства и капиталов. Стремительно развивались металлургия и машиностроение, фундамент промышленной державы. Выплавка стали, например, возросла с 1870 по 1900 г. в 150 раз и составила более 10 млн т. В самостоятельную отрасль отпочковалось заводское машиностроение, вносившее качественные изменения в технологические процессы других отраслей. Уделялось большое внимание развитию науки, техническому прогрессу. За 40 последних лет XIX в. было зарегистрировано 676 тыс. патентов на открытия и изобретения.

Демократическое решение вопроса о земле открывало пути для быстрого развития капитализма в сельском хозяйстве. Осуществление закона о гомстедах, который уничтожил опасность захвата рабовладельцами земель Запада, привело к освоению огромной территории в 80 млн акров, возникновению новых штатов, формированию емкого внутреннего рынка. Быстро увеличивались посевные площади, применялись машины и удобрения, что способствовало росту сельскохозяйственной продукции и превращению США в ее основного экспортера на мировых рынках.

Колонизация западных районов потребовала строительства железных дорог. Чтобы ускорить прокладку железнодорожных путей, государство выделяло компаниям обширные территории и большие субсидии. В итоге к 1900 г. длина железнодорожной линии США превысила протяженность всех железных дорог Европы. Само по себе железнодорожное строительство стимулировало развитие промышленного производства, ибо необходимы были металл, рельсы, паровозы, вагоны.

Важную роль в экономическом подъеме сыграл иностранный капитал, а также использование научно-технического опыта Старого Света. Американское производство не испытывало особого недостатка в рабочей силе, так как в страну шел непрерывный поток переселенцев. Иммиграция всячески поощрялась. Ежегодно около 400 тыс. мигрантов прибывали в США. За последние 30 лет XIX в. сюда переселились 14 млн человек, а в начале нового, XX в. - еще 14,5 млн. Приток населения расширял возможности внутреннего рынка.

В начале XX в. ускорился процесс концентрации и централизации производства и капитала, образования монополистических объединений, преимущественно в форме трестов. Промышленно-финансовые империи Моргана, Рокфеллера, Меллона, контролировавшие экономику, оказывали огромное влияние на политическую жизнь США.

Внутренняя политика

В XIX в. в США окончательно утвердилась республика ярко выраженного президентского типа с двухпартийной системой. Политический процесс развивался в сторону усиления исполнительной власти. Рос госаппарат, увеличивался состав полиции, укреплялась армия. Это диктовалось как внутренними интересами американской буржуазии, так и подготовкой к колониальной экспансии.

На политической арене действовали две партии, возникшие еще до Гражданской войны. Опорой республиканской партии являлись крупные промышленники и финансисты северо-востока страны. Демократическая партия выражала интересы крупных землевладельцев, фермеров, промышленников Юга и Запада США. Расхождения между партиями постепенно стирались, так как и та и другая защищали крупных собственников. Попытки создания третьей партии, отражавшей интересы мелкобуржуазных слоев, не увенчались успехом. Не было достаточно сильным в США и социалистическое движение, так как положение американских рабочих по сравнению с европейскими выглядело лучше и они ограничивались рамками экономических требований.

Демократические свободы, торжественно объявленные американской конституцией, во многих случаях были еще декларацией. Не имели политических прав женщины, эмигранты в течение первых пяти лет, сезонные рабочие. В южных штатах существовал избирательный налог, поэтому миллионы бедняков фактически не могли воспользоваться избирательным правом. Гонениям подвергались коренные жители - индейцы, которые уничтожались или вытеснялись в отдаленные пустынные районы, а их земли захватывались. Для индейцев создавались специальные поселения - резервации. Негры, освобожденные от рабства, продолжали жить в дискриминационных условиях. Для них создавались отдельные школы, церкви, рестораны, места на транспорте, запрещались браки между белыми и черными. Понадобилась смена многих поколений, чтобы в США сформировалось демократическое гражданское общество.

Обострение социальных противоречий породило массовые демократические движения. Среди них наиболее значительными были фермерское движение 70 - 90-х гг., прошедшее три волны (грейнд-жеры, гринбеккеры, популисты), антиимпериалистическое движение, направленное против экспансии США в соседние страны. Большой резонанс вызвало движение «разгребателей грязи», объединившее прогрессивных писателей, журналистов, ученых, студентов. Они публично обличали негативные стороны жизни Америки. Ширилось негритянское движение за равные права.

В условиях роста недовольства масс, подъема антимонополистических движений правящие круги вынуждены были перейти к политике реформизма. Президент Теодор Рузвельт, выдвиженец республиканской партии, находившийся у власти в 1901 - 1908 гг., предложил программу реформ. Она включала контроль над трестами, государственное регулирование социально-экономических проблем, демократизацию политической жизни. Рузвельт считал, что государство, вопреки доктринам либерализма, должно ограничивать стремление трестов к установлению монопольного положения на рынке, а также вмешиваться в отношения между трудом и капиталом, чтобы избежать угрозы революции. Правительство должно быть арбитром между рабочими и предпринимателями, проводить «честный курс» в рабочем вопросе. Политику реформ продолжил демократ Вудро Вильсон, избранный президентом США в 1912 г. Его программа, получившая название новой демократии,укладывалась в три пункта - индивидуализм, свобода личности, свобода конкуренции. Вильсон предложил американцам не контроль над трестами, а регулирование конкуренции.

Основные направления внешней политики

До конца XIX в. США не вмешивались в европейские дела, проводя политику «изоляционизма». Но экономическое процветание стимулировало рост экспансионистской идеологии. Ряд теоретиков и политиков были призваны обосновать и оправдать подчинение других народов, выдвинуть лозунг превращения США в мировую державу. Развернулось строительство мощного военно-морского флота.

Большой вклад в формирование внешнеполитической доктрины США внес Т. Рузвельт. Он отошел от традиционной ориентации на внутренний рынок, используя созданные в результате ускоренного развития капитализма условия для выхода страны на мировую арену. Рузвельт сделал поворот к европейской политике, отказавшись от прежнего «изоляционизма», пошел на сближение с Англией.

Испано-американская война 1898 г. положила начало созданию американской колониальной империи. В результате одержанной над одряхлевшей Испанией победы США приобрели Пуэрто-Рико, ряд островов в бассейне Карибского моря, взяли под свой контроль Кубу. На Тихом океане они захватили Гавайские острова, о. Гуам, поработили Филиппины, получили часть архипелага Самоа, что открывало им путь в Китай. Но европейские державы и Япония, закабалившие к тому времени Китай, противились проникновению американского капитала. Тогда США выступили с доктриной «открытых дверей», потребовав обеспечить доступ в Китай всем державам.

С помощью доллара и товаров США установили контроль над латиноамериканскими государствами. Они подвергли модернизации доктрину Монро, объявив, что берут на себя ответственность за урегулирование конфликтов между Америкой и Европой и могут вводить свои вооруженные силы в латиноамериканские страны в случае беспорядков в них. Такой курс получил название политики большой дубинки. США неоднократно вводили свои вооруженные силы во многие страны Латинской Америки.

Развитие культуры

В американской литературе первой половины XIX в. широкое распространение получил романтизм, возникший в результате разочарований американцев в реалиях жизни, где господствовал доллар. В отличие от европейского американский романтизм еще достаточно оптимистичен. Он ищет своих героев не в далеком прошлом или смутном будущем, а в американской действительности. Американские романтики выступили против продажного мира, негативных сторон американской жизни. Для творчества Фенимора Купера, создавшего энциклопедию об американских первопроходцах, характерны гуманизм и сочувствие к коренному населению Америки. Он понимал, что уничтожение индейцев ведет к гибели уникальной культуры. Генри Лонгфелло в поэме «Песнь о Гайавате», написанной по мотивам индейских преданий, воспел героя, который борется за независимость своего народа.

Особую страницу в американской литературе представляют произведения, в которых обличалось рабство. Событием в общественной жизни стал роман Гарриет Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома», где показаны ужасы рабства, бесчеловечное обращение плантаторов с неграми. Поэт Уолт Уитмен в поэме «Листья травы» воспел трудовой народ Америки. Другая его поэма «Когда во дворе перед домом цвела сирень» посвящена президенту А. Линкольну, герою Гражданской войны.

В конце XIX в. в американской литературе получил распространение натурализм. Самыми значительными произведениями этого художественного течения стали романы Стивена Крейна («Мэгги - девушка улицы») и Фрэнка Норриса («Спрут», «Омут»). В них даны правдивые картины жизни трудового люда американских городов. В книгах Элтона Синклера «Джунгли», «Король Уголь» показаны контрасты социальной жизни.
Утверждение реализма связано с именем Марка Твена. Для него характерна социальная новелла сатирического характера, объектом которой стала «золотая» лихорадка, охватившая Америку. В книгах «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекль-берри Финна» нарисованы картины американской провинциальной жизни. В «Позолоченном веке» показаны неприглядные сцены хищничества дельцов после победы Севера над Югом.

Глубоко реалистичны произведения Джека Лондона. Его рассказы о морских приключениях, о золотоискателях Аляски, романы «Люди бездны», «Железная пята» входят в золотой фонд мировой литературы. В романе «Мартин Идеи» показан трагический путь человека, вышедшего из низов и сломленного системой предпринимательства в искусстве. В книгах Теодора Драйзера «Сестра Керри», «Дженни Гер-хардт», «Трилогия желания» подняты социальные проблемы, обнажены причины неблагополучия в богатой Америке.

В американской живописи воздействие романтизма ощутимо в творчестве Т. Салли и Т. Коулла. Проявили себя как реалисты Дж. Уистлер и М. Кассат, испытывавшие воздействие французских импрессионистов. Для Дж. Сарджента, мастера портрета, характерны строгая сдержанность и убедительность.
В творчестве У. Хомера, Т. Эйкинса реализм достиг эмоциональной глубины. Для картин Хомера характерна четкость композиции и рисунка, внимание к деталям. Он любил рисовать простых людей - фермеров, охотников, моряков, тех, кто живет в столкновениях с естественной природой («Охотник», «Гольфстрим»). Т. Эйкинс тяготел к городским сценам. Он показал людей искусства, науки («Уолт Уитмен», «Доктор Гросс в клинике»).

Рост промышленного производства, урбанизация потребовали новых материалов, новых типов сооружений. Развитие городов и теснота застройки вызвали рост цен на землю. Это привело к увеличению высоты зданий, изобретению лифта, усовершенствованию металлического каркаса. Появился новый архитектурный стиль - конструктивизм. С ним связаны имена архитекторов Льюиса Салливена и Фрэнка Райта. Они создали первые небоскребы, проекты крупных общественных зданий - банков, магазинов, музеев, отказались от декоративных украшений. Райт много сделал для создания нового типа загородного дома, используя особенности природного ландшафта.

Термин «социальные слои» появился в XX веке. Эти единицы общественной иерархии объединяют людей с определенным набором черт и характеристик.

Социальные классы и слои

В слои являются инструментом социальной стратификации - деления общества по разным признакам. Это проблему ученые изучали с самых древних времен. Социальные слои как понятие появились в XX столетии. До этого был распространены другие единицы иерархии - касты и сословия.

В XIX веке было популярно учение о социальных классах. Это явление впервые исследовали Адам Смит и Давид Рикардо - классики политэкономии. Классовую теорию наиболее полно развил и раскрыл немецкий ученый Карл Маркс. Современные социальные слои переняли некоторые черты из его учения.

Дихотомическое деление общества

Для социальных слоев характерна классификация по нескольким определяющим признакам. власть, образование, досуг и потребление. Данные индикаторы являются признаками неравенства и между разными членами общества.

Существует несколько моделей деления населения на слои. Самой простой является идея о дихотомии - раздвоенности общества. Согласно данной теории, социум делится на массы и элиты. Такая специфика была особенно характерна для самых древних цивилизаций. В них ярко выраженное было нормой. Кроме того, в таких обществах появлялись касты так называемых «посвященных» - жрецов, вождей или старейшин. Современная цивилизация от таких социальных конструкций отказалась.

Социальная иерархия

Согласно современной слои общества имеют определенные статусные признаки, которые и объединяют людей. Между ними есть чувство связанности и принадлежности к одной общности. При этом индикаторы слоя несут только оценку «лучше - хуже» или «больше - меньше».

К примеру, если речь идет об образовании, то люди делятся на закончивших школу или университет. Подобные ассоциации можно продолжать, говоря о доходах или карьерном росте индивида. Иначе говоря, социальные слои общества имеют строгую вертикальную иерархию. Это своеобразная пирамида, на вершине которой находятся «лучшие». Если, например, сравнивать баскетбольных болельщиков и любителей фольклора, то их разница будет не вертикальной, а горизонтальной. Такие группы под определение социальных слоев не подпадают.

Понятие статуса

Главной категорией в теории о социальных слоях является статус. Именно он имеет ключевое значение в современной стратификации общества. Нынешние социальные слои населения отличаются от классов XIX века еще и тем, что человек пожизненно не привязан к какой-либо группе. Как это выглядит на практике? Например, если мальчик родился в но при этом хорошо учился и благодаря своим талантам смог добиться высокого карьерного положения, то он, безусловно, перешел из одного слоя в другой.

Статус предполагает, что человек, который к нему относится, должен соответствовать определенным требованиям. Они касаются способности члена общества потреблять и производить блага. Для статуса, а значит, и для социального слоя важно соблюдение установленного в качестве нормы образа жизни.

Благосостояние и труд

Признаки, по которым делятся представители социальных слоев, можно разбить на несколько групп. Например, они связаны с экономическим положением человека. К этой группе относится наличие частной собственности, размеры и виды доходов. В целом эти признаки можно описать как уровень материального благосостояния. Согласно этому критерию, выделяются бедные, среднеобеспеченные и богатые слои. Также можно привести в пример низкооплачиваемых и высокооплачиваемых работников, проживающих в муниципальном жилье, владельцев недвижимости и т. д.

Понятие социального слоя затрагивает явление разделения труда. В этой иерархии речь идет о профессиональных навыках и подготовке человека. Труд каждого индивида находит разное приложение, и именно в этом отличии находит свое отражение очередной социальный слой. К примеру, можно выделить работников, занятых в сельском хозяйстве, промышленности, сфере обслуживания и т. д.

Власть и влияние

Не менее важны в социальной иерархии властные полномочия. Они определяются возможностью человека влиять на окружающих. Источником таких способностей может стать занимаемая высокая должность или обладание социально важным знанием. В этой иерархии можно выделить рядовых работников на муниципальном предприятии, менеджеров в малом бизнесе или, например, государственных руководителей.

В отдельную группу выделяются признаки влияния, авторитета и престижа. В данном случае большую роль играют оценки окружающих. Этот показатель не может быть объективным, поэтому его очень сложно замерить и обозначить в каких-то определенных рамках. Согласно такой характеристике, можно выделить известных деятелей культуры, представителей государственной элиты и т. п.

Второстепенные признаки

Выше были описаны основные признаки, согласно которым выстроена современная стратификация общества. Однако, помимо них, есть и второстепенные черты. Они не имеют определяющего значения, но также влияют на положение личности в общей иерархии. То, какие социальные слои присутствуют в обществе в большей или меньшей мере, напрямую не зависит от этих черт. Их характер вспомогательный.

Этнонациональный признак в разных обществах влияет на положение человека в неодинаковой степени. В мультикультурных странах это качество вообще не играет роли. В то же время в современном мире есть еще достаточно стран, где царят консервативные национальные настроения. В таких обществах принадлежность к чужому этносу может оказаться решающим фактором в определении отнесения человека к тому или иному социальному слою.

Другие такие характеристики - это половозрастные, религиозные и культурные черты человека. Их совокупность влияет на круг общения индивида и его интересы. Также стоит отметить признак, связанный с местом проживания. В данном случае речь в основном идет о большой разнице между горожанами и сельчанами.

Люди со специфическим социальным статусом

Принадлежность к той или иной группе в обществе также зависит от некоторых качеств и психологических установок человека. В этом ряду ученые выделяют маргинальное положение в социуме. В нем оказываются безработные, люди без постоянного места жительства, беженцы. В некоторых обществах это могут быть также инвалиды и пенсионеры, условия жизни которых заметно хуже остальной части населения. Такая социальная пропасть возникает в странах, где существует безответственное государство. Если власти не могут обеспечить населению базовые признаки комфортной жизни, таких маргиналов с течением времени будет все больше.

Специфический статус есть и у людей с противоправным поведением. Это граждане, которые были осуждены за свои преступления. К ним относятся представители уголовного мира, лица, находящиеся в заключении в тюрьмах и других исправительно-трудовых учреждениях. Люди, оказавшиеся в маргинальной или преступной группе, как правило, не могут самостоятельно подняться по социальной лестнице или и вовсе не хотят этого.

Кстати тема-то американской "исключительности" - давно избитая.
Из статьи И. П. ДЕМЕНТЬЕВА_1986 ("свободные" земли рассматривались как спасительное средство от зол) :
...особенности экономического, социального и политического развития США, истолкованные превратно, с позиций буржуазной апологетики и национального шовинизма, вылились в теорию "исключительности", обосновывавшую "уникальность" исторического опыта США, "идеальность" американских общественно-политических институтов как образцов для подражания, а в конечном счете "неподвластность" американского капитализма общим закономерностям его развития. Теория "исключительности" изменялась на протяжении поколений, наполнялась различным содержанием в сознании разных слоев американского общества, но всегда являлась важнейшим элементом американского буржуазного сознания. Она получила четкое отражение в буржуазной историографии на всем пути ее развития - от колониального времени до наших дней.

Зерна идей об "исключительности Америки" начали зарождаться еще с ее открытием и нередко как мечта простых людей о земле, свободной от эксплуатации, стране, где царят гармония и счастье, являясь составной частью социальной утопии - легенды о "золотом веке". В 1516 г. Томас Мор поместил идеальное государство на месте только что открытой Америки, дав пример для длинного ряда подражаний. Ж. - Ж. Руссо и его последователи также видели в Америке поле для воплощения в жизнь "естественных законов". Идея "исключительности" стала частью миропонимания европейских поселенцев в Америке. Иммигранты, покидавшие Европу, отправлялись за океан не только в надежде на лучшую жизнь, но зачастую движимые стремлением создать "новое общество", не похожее на европейское, свободное от пут феодализма. Само название "Новый Свет" (как антитеза "Старому Свету") стало символом: в нем слились жажда вчерашнего европейского крестьянина укрепиться на земле, стремление мастерового получить более высокий заработок, намерение гонимого пуританина воплотить на новой земле свои проекты "града божьего".
В колониальный период Америка рассматривалась как прибежище гонимых за "истинную веру", протестантизм. В то время доминировала теологическая трактовка американской "исключительности". Хроники и мемуары губернатора Нового Плимута У. Бредфорда, первого губернатора колонии Массачусетского залива Дж. Уинтропа и др. не были просто рассказом о трудных годах существования колоний, а преследовали цель показать, что действия поселенцев направлялись божьим промыслом. Идея "избранности" гносеологически была связана с кальвинистским учением о предопределении, занимавшем центральное место в пуританской идеологии... Америка представлялась местом, специально избранным богом для создания "Нового Сиона". "Мы должны иметь в виду, что будем подобны городу на холме, и глаза всех будут устремлены на нас", - внушал своим единомышленникам - участникам третьей экспедиции англичан в Массачусетскую бухту в 1630 г. на борту флагманского корабля "Арабелла" глава экспедиции Дж. Уинтроп в проповеди "Образец христианского милосердия".
...многие просветители выражали убеждение, что в США каждый сможет осуществить "естественное право" на землю, где собственность будет распределена равномерно, а всеобщее благополучие обеспечено на много столетий вперед. Этих мыслей не был чужд Франклин, они нашли воплощение в сочинениях американского писателя Ж. Кревекера, увидевшего в Северной Америке воплощение руссоистской утопии. Подобные идеи разделял молодой Джефферсон...
С завоеванием независимости вера в "особую судьбу" Америки получила еще большее распространение. Социально-экономическое развитие США в первой половине XIX в. оставляло почву для утопических теорий о некапиталистическом пути. ... Колонизация Запада порождала мелкобуржуазные иллюзии и стремления не только среди фермерства, но и в рабочем классе ("каждому рабочему - ферма"), вела к распространению различного рода аграрных утопий. Последние особенно рельефно выразили национал-реформаторы 40-х годов XIX в. - Д. Эванс, Г. Криге и др. Они требовали открыть доступ к "свободным" землям, раздавать их бесплатно всем нуждающимся и неимущим. Эванс считал, что эта мера явится панацеей от всех зол капитализма.
...
Религиозная апологетика "исключительности" пережила колониальное время, но начиная с войны за независимость на передний план выдвигается концепция политической "исключительности" США. Само создание республики в Северной Америке рассматривалось не столько как антифеодальная, сколько как антиевропейская революция. Мессианизм был на устах у первых президентов США. Дж. Вашингтон, вступая на пост президента в 1789 г., говорил об "эксперименте, вверенном американскому народу". Второй президент, Дж. Адаме, усматривал в заселении североамериканского континента воплощение "грандиозного божественного замысла". С самого начала эта тенденция "американской исключительности" сопровождалась канонизацией "отцов - основателей" США.
...
В атмосфере националистической эйфории тема "избранности" американского народа получила дальнейшее развитие в работах историков господствовавшего в первой половине XIX в. романтического течения и преломилась в поэтизации борьбы за независимость, гипертрофии своеобразия национального развития, перераставшей в доктрину об "особой миссии" американского народа. Видный деятель демократической партии и приверженец "джексоновской демократии", ведущий историк романтического направления, основатель "ранней школы" Дж. Бэнкрофт впервые нарисовал не разрозненную историю отдельных североамериканских колоний, а картину развития всей американской нации. Он рассматривал исторический процесс с позиций либерального романтизма, как неуклонное движение к свободе. Всемирную историю он делил на ряд фаз в зависимости от степени развития идей свободы: первая длилась от сотворения мира до Сократа, вторая - от древних Афин до появления христианства, третья - от возникновения христианства до начала борьбы североамериканских колоний за независимость. Эти этапы, однако, являлись по словам Бэнкрофта, лишь прологом к более славной эре, открываемой американской революцией.
В своем труде Бэнкрофт воскресил мифы времен "отцов-пилигримов" о странствиях "избранного народа", о его борьбе за освобождение из "европейского ада", о поселении на обетованной американской земле, где "требования времени реализовались под знаком созидающих сил разума, чувства и естества, политическое сооружение вырастало удивительно пропорционально, как мелодия, лившаяся из лиры". Тональность труда Бэнкрофта была такова, что борьба первых поселенцев за существование изображалась как торжество высших идеалов, как крестовый поход за демократические свободы, т. е. в конечном счете подчеркивалась идея "особого" исторического пути американского народа. Он поставил США во главе мирового прогресса, утверждая, что здесь осуществлены на практике идеалы свободы, счастья и "равенства прав человека". Бэнкрофт не принимал в расчет даже рабовладения, считая его "небольшим пятнышком" на лучезарном небосклоне республики. С другой стороны, он был убежден, что "наша республика учит Европу" и даже о революции 1848 г. в Европе говорил как об "эхе американской демократии, которое раздается теперь из Франции и других стран".

Представление о США как о республике, чье влияние способствует распространению во всем мире свободы и справедливости, прочно укрепившееся в сознании многих американцев, возможно, первоначально не выходило за рамки обычного буржуазного национализма. Однако последний вскоре выродился в экспансионистскую догму об особом "долге" США. Она получила особенно четкое выражение в доктрине "предопределения судьбы" (Manifest Destiny), выдвинутой в 1840-х годах, сущностью которой было утверждение, что судьба Соединенных Штатов предопределена и им суждено быть реформатором и нести особую миссию в мир. Эта доктрина, ядром которой являлась теория "американской исключительности", стала символом внешнеполитической экспансии США.
В американской историографии конца XIX века получили новую окраску и аргументацию идеи "исключительности". После гражданской войны наступил упадок школы Бэнкрофта. Возникли новые острые и сложные социальные проблемы, для решения которых теософия была слишком слабой опорой. Вместе с тем на общественную мысль оказали влияние успехи естественных наук и их методы научного исследования. Главные направления американской историографии испытали в той или иной мере воздействие европейской исторической мысли и особенно позитивистской философии. Ядром сформировавшейся в США в последней четверти XIX в. англосаксонской школы, сводившей "социальную эволюцию" к развитию политических учреждений, стали те американские историки, которые получили образование в университетах Германии и Англии. Они заимствовали там не только более совершенную методику работ с источниками, но подчас и: шовинистические исторические идеи и концепции.
Историки этой школы утверждали, что народы англосаксонского происхождения создали совершенные конституционные учреждения, сочетающие принципы индивидуализма и сильную государственную власть, местное самоуправление и федерализм. Англосаксы, заявляли они, перенесли тевтонское политическое наследие в V в. в Англию, а английские колонисты- пуритане в XVII в. - в Северную Америку. Выясняя генеалогию американских политических институтов, они находили в колониальной Америке звенья, связывающие их с древнегерманской племенной организацией. Центром нового направления стал университет Джонса Гопкинса (Балтимор), а его энергичным пропагандистом - Герберт Б. Адаме.

Подобные идеи развивали и другие историки англосаксонской школы. Особой известностью пользовались работы Дж. Фиске, писавшего: "В самом глубоком и широком смысле слова американская история началась не с Декларации независимости и даже не с основания Джеймстауна или Плимута. Она в своем происхождении восходит к тем дням, когда отважный Арминий в лесах Северной Германии разбил легионы Римской империи". Рассматривая городское самоуправление колониальной Америки, формирование городских ассамблей, образование федерации провинциальных ассамблей и т. д. в духе "сравнительной политики", Фиске видел корни этих учреждений в фолькмоте (сходке жителей поселения) и принципе представительства у древних германцев. Он старался доказать, что на американской земле шло дальнейшее развитие и совершенствование англосаксонских политических принципов. Сочетание централизации и автономии, положенных в основу конституции 1787 г., сделало США, согласно Фиске, примером для всех стран мира.
Обращение историков англосаксонской школы к германистской теории и "сравнительной политике" было продиктовано стремлением найти более убедительное обоснование "исключительности" конституционных учреждений США, нежели выдвинутое школой Бэнкрофта. По ироническому замечанию американского исследователя Э. Сэвета, "место рождения американских конституционных свобод было перенесено из кают "Мейфлауэра" в леса Германии, и примитивные тевтоны разделили с отцами-пилигримами честь быть основателями институтов Новой Англии". Многие историки англосаксонской школы не остановились на этом и провозгласили "право" и "обязанность" США распространить свои "совершенные" конституционные учреждения за пределы страны. Эти идеи вместе с традициями американского экспансионизма стали составной частью империалистической идеологии, складывавшейся в Соединенных Штатах на рубеже XIX - XX веков.
Новый поворот теории "американской исключительности" дал буржуазный экономизм, набравший силу в историографии США к началу XX века... Однако историки-"экономисты" остались далеки от научного понимания общественно-экономических процессов; они не проанализировали американскую историю с точки зрения становления и развития капиталистической формации; классовое деление подменяли классификацией людей по отраслям хозяйства, "экономическим группам".

Влияние историков экономического направления на теорию "американской исключительности" неоднозначно. Одни из них абсолютизировали особенности экономического развития США и попытались дополнить теорию "исключительности" экономической аргументацией. Другие отмечали сходные черты социально-экономического развития стран Европы и Америки и дали, пусть ограниченную, критику апологетической доктрины.

Первую из отмеченных тенденций ярко представляет теория "границ", выдвинутая одним из зачинателей экономического направления Ф. Тернером...
В противоположность концепциям, рассматривающим историю США как естественное продолжение европейской, Тернер проводил мысль, что американская история - это прежде всего продукт условий Нового Света; последовательное продвижение "границы" на Запад определило, по его мнению, основные черты характера американского народа и его общественно- политические институты.
"Свободная земля, - писал он, - обеспечивала установление равенства среди западных поселенцев и препятствовала аристократическому влиянию Востока. Там, где каждый мог иметь ферму, взять ее почти в готовом виде, легко достигалось экономическое равенство, которое влекло за собой равенство политическое". Другое важнейшее следствие "границы", по Тернеру, - американская демократия, которая, по его мнению, "не была привезена в Виргинию на "Сара Констант" или в Плимут на "Мэйфлауэре". Она вышла из американского леса и черпала каждый раз новую силу в соприкосновении с границей". Выводя политическую демократию из хрупкого и недолговечного социального равенства, будто бы существовавшего на границе, Тернер утверждал, что американская демократия "резко отличается от усилий Европы создать искусственную демократию посредством законодательства".

Демократический строй, устанавливающийся на "границе", затем распространяется, согласно Тернеру, по всем ячейкам "развитого общества", обновляя и возрождая демократию на Востоке. "Граница" воздействует в двух планах. С одной стороны, под влиянием окружающей среды, социальных и географических условий на "границе" отмирают и трансформируются старые политические идеи, принесенные с Востока. С другой, "свободная" земля влияет на общественные отношения на Востоке как "предохранительный клапан": "лишние люди" уходят с восточного побережья США на Запад. Постепенно, однако, общественные отношения на "границе" усложняются, с Востока к ней подступает "цивилизация". Развитие капитализма подрывает социальное равенство на "границе"...Но "граница" не умирает, а передвигается на Запад, и на новом месте, на незаселенной "свободной земле", восстанавливается социальное равновесие и основные идеалы пионеров: индивидуализм, демократия, национализм и экспансионизм. Тернер воспевал "агрессивную бодрость пионера", "топор и винчестер" как символы завоевания.
Итак, "граница", по Тернеру, исцеляла США от экономических, социальных и политических недугов, выковывая совершенно особенный, американский образ жизни. Он построил свою схему, когда отзвуки трехвековой колонизации Запада еще чувствовались в общественной атмосфере, в быту, в нравах, в литературе. Он завершил длительную традицию, согласно которой "свободные" земли рассматривались как спасительное средство от зол капитализма, условие гармонии в социальных отношениях. Отмечая характер идей, на которые опирался Тернер, Ч. Бирд много лет спустя назвал его выразителем "аграрных традиций" в американской истории.
...
Аграрная утопия кончилась крахом, но утопические идеи, порожденные вековой борьбой за землю, продолжали существовать. Из утопических и они превратились в апологетические. Продолжали жить иллюзии о США как стране "безграничных" возможностей, о равенстве на "последней границе"...
Влияние теории "границ" на американскую историческую мысль было глубоким и противоречивым. О роли "свободных" земель и значении колонизации писали многие европейские экономисты и социологи, но именно после Тернера в американской историографии началась систематическая разработка проблем Запада.
...Тернер... искусственно разорвал две тенденции в развитии капитализма - "вширь" и "вглубь", абсолютизировав первую из них. Заселение и освоение новых территорий он изобразил как основной процесс в истории США, создав новый вариант "американской исключительности". Тернер видел в США образец для других стран: "Мы не перестанем предоставлять нашей сестре Европе основные идеи Америки в качестве наилучшего пути решения трудных проблем. Мы будем идти в направлении Pax Americana и искать путь к миру на Земле для всех людей доброй воли".
Новое положение сложилось с исчерпанием фонда "свободных земель". В 1890- х годах бюро цензов объявило о конце "границы". Тернер в связи с этим заявил: "Свободные земли исчерпаны. Материальные силы, давшие жизнь западной демократии, больше не существуют", "страна подобна кипящему котлу". В поисках новых "предохранительных клапанов" он обратился прежде всего к "большему социальному контролю": "ограничение индивидуальных и классовых интересов, - утверждал он, - необходимо для общего блага". Он готов был признать некоторые требования популистов и позднее сочувственно следил за реформистской деятельностью Т. Рузвельта и В. Вильсона, с которым его связывала давняя дружба.
... Другой "предохранительный клапан" он видел в экспансии и поисках новых территорий для колонизации. Тернер приветствовал империалистическую экспансию США на рубеже XIX - XX вв. в странах Латинской Америки и на Дальнем Востоке. В целом, однако, он так и не смог "обосновать" тезис об "исключительности" США в новых условиях. Но отдельные звенья его концепции живут и по сию пору.

Противоречия исторической схемы "теории границ" попытался разрешить наиболее видный представитель американской буржуазной исторической мысли XX в. Чарлз Бирд, который поставил в центр объяснения истории США "урбанизацию" и "городскую динамику". Главную движущую силу исторического процесса в новое время Бирд видел в развитии промышленного капитализма. Если Тернер полагал, что человек может найти гармонию и счастье в слиянии с природой, то Бирд - в уходе от нее. Не "граница", а промышленное развитие ("индустриализм"), считал он, способно врачевать социальные противоречия. Бирд понимал, что в результате промышленной революции возникли новые социальные проблемы, прежде всего противоречие между трудом и капиталом. Но все это, считал он, всего лишь временные трудности, своего рода - издержки прогресса. Полная победа "индустриализма" сгладит их.
... Концепция "индустриализма" во многом предопределила характер интерпретации Бирдом важнейших событий американской истории, основным содержанием которой он считал борьбу аграрных и промышленных интересов. Социальный и политический результат этого "великого соперничества" - постепенное сглаживание классовых различий и рождение всеобщей демократии.
...Бирд был первым американским историком, назвавшим гражданскую войну 1861 - 1865 гг. второй американской революцией.
... Ссылаясь на специфику развития США (отсутствие феодальной иерархии, устойчивость мелкобуржуазных слоев, наличие обширных "свободных" территорий и т. д.), он писал о том, что в США имеется особо благоприятная почва для "индустриализма", следствием чего явился "чистый" капитализм и "особенно демократический" характер американских политических институтов. Характерно, что этот националистический элемент концепции Бирда отчетливо выявился во время шовинистического угара первой мировой войны. ... В его работах все большее место занимает тема "уникальности" аграрного развития США и высокой социальной мобильности американцев. В итоговой работе Бирд пытался синтезировать тезис Тернера о территориальных "границах" с концепцией "индустриализма" ("новых технологических границ").
"Теория американской исключильности"-стержневая в буржуазной идеологии и историографии США на протяжении всего их исторического пути - чутко реагировала на изменение социальной обстановки внутри страны и ее места в мире.
...Синклер Льюис, осмеивая в "Главной улице" провинциализм одноэтажной Америки, ее самодовольную веру в собственную исключительность, писал: "Вот городок в несколько тысяч жителей, среди полей пшеницы и кукурузы, молочных ферм и рощ. Это Америка... Главная улица - вершина цивилизации. Для того, чтобы этот "форд" мог стоять перед галантерейным магазином, Ганнибал вторгался во владения римлян и Эразм писал свои трактаты о монастырях Оксфорда. То, что бакалейщик Оле Йенсен говорит банкиру Эзре Стоубоди, должно быть законом для Лондона, Праги... То, чего Эзра Стоубоди не знает и не одобряет, - это ересь, которую не к чему знать, над которой не подобает размышлять".
На развитие теории "американской исключительности", особенно после второй мировой войны, наложило отпечаток главное противоречие современности - между социализмом и капитализмом. Став лидером капиталистического мира, США заявили о намерении взять на себя бремя "глобальной ответственности" за судьбы капитализма. В США заговорили о наступлении "американского века". Новая трактовка "американской исключительности" имела резко выраженную антикоммунистическую направленность. "Каждому концептуальному выводу социализма противостоит соответствующее концептуальное положение в американизме", - писал еще в 30-х годах левый американский публицист Л. Сэмсон.
... В сфере истории ядром концепции "американской исключительности" с 50-х годов стала теория "согласованных интересов". Она провозглашала, что американское общество на своем историческом пути отличалось единством по фундаментальным вопросам социально-политического устройства и "органической преемственностью" общественных институтов. Кредо сторонников теории "согласованных интересов", сформулированное Р. Хофстедтером, гласило, что конфликты в американской истории никогда не затрагивали проблем "собственности и предпринимательства". Подчеркивание единства и стабильности привело к тому, что отодвигались в тень социальные конфликты: война за независимость и гражданская война 1861 - 1865 гг., антимонополистическое движение конца XIX - начала XX в., классовая борьба в период "нового курса" Ф. - Д. Рузвельта.
Начался пересмотр всей истории США, но особое внимание уделялось колониальному периоду и войне за независимость, когда, согласно концепции "консенсуса", были заложены основы особого пути американской нации. В этом плане характерны работы Л. Харца, Д. Бурстина и Р. Брауна.
Согласно взглядам Харца, острая классовая борьба в Европе сопровождалась образованием различных идеологических систем, "заражавших" друг друга и послуживших почвой для образования все более радикальных идеологий ("вигизм" породил "якобинизм", а последний - "социализм"). Иное дело - Новый Свет. При основании американских колоний от английского общества отделился лишь один либерально-локковский идеологический "фрагмент". Перенесенный в североамериканскую среду, он послужил основой создания системы ценностей, содержавшей в зародыше идеалы индивидуализма, свободы и демократии. В соответствии с этими принципами в Америке и сформировались социальный порядок и образ жизни, коренным образом отличавшиеся от европейских.

Другая группа историков, которых принято называть неолиберальными, также исходя из теории "согласованных интересов", обратилась
к истории США XX века. Эти историки стремились представить американский капитализм динамичной системой, гибко приспосабливающей свою структуру к потребностям общественного развития. Они не отрицали борьбы в США либеральной и консервативной идеологий, а подчас и социальных противоречий (в пределах общего согласия по "фундаментальным вопросам").
Ведущий историк школы консенсуса Р. Хофстедтер весьма реалистично изобразил острые социальные коллизии в США начала XX в., но затем нарисовал идиллическую картину их счастливого разрешения в рамках либеральной традиции: динамичные лидеры, пришедшие к власти, используя мощь государства, провели антитрестовское законодательство и внесли коррективы в политические основы, демократизирующие политическую структуру. Рубеж XIX - XX вв. становился в итоге исходной вехой "трансформации капитализма".
"новый курс" Ф. Рузвельта и "новые рубежи" Дж. Кеннеди рассматривались как дальнейшие ступени либерального реформаторства, истоки которого лежат в "прогрессивной эре" начала XIX века. Одним словом, и в неолиберальном варианте США представали страной "уникальной" исторической судьбы.

Американский публицист Г. Грин, анализируя состояние неуверенности, охватившее США, писал: "Национальная психология и взгляды были основаны на вере, что "наш" капитализм был каким- то особым и лучшим, более прогрессивным и современным, способным всегда обеспечивать все более высокие уровни социального благосостояния... Убеждаться теперь, что мечта рушится и жизнь заставляет принимать другую перспективу - это поистине травма, наносимая национальной психологии"

С критикой концепции "американской исключительности" выступили не только представители левых кругов. Немало буржуазных экономистов, социологов, политологов также признавало кризис "американизма". Бурстин пришел к выводу, что "американская мечта" выродилась в имэдж (образ), в систему фиктивных ценностей и ложных иллюзий. Провозвестник "постиндустриальной эры" Д. Белл в публикации "Конец американской исключительности" писал: "Влияние теории американской исключительности заметно ослабло и растаяло вместе с имперскими возможностями и утратой веры в будущее страны"49 .

Разочарование в современной Америке вело к более критическому подходу к ее прошлому. В новых условиях пошатнулся и престиж концепции "согласованных интересов". Даже недавние ее приверженцы вынуждены были, подобно Хофстедтеру, признать ее непригодность для решения многих проблем истории США. В стремлении избавиться от разрушительного презентизма, характерного для времени "холодной войны", и элитарного подхода к истолкованию прошлого взоры многих историков обратились к "новому видению истории", которое обещала "новая научная история", появившаяся в конце 50-х годов под влиянием как социально- политических факторов, так и внутреннего развития буржуазной историографии.
Появились "новая экономическая", "новая социальная" и "новая политическая" школы.

Социально-политический кризис 60-х годов пробудил интерес многих историков к стихийным массовым выступлениям в прошлом, к "роли толпы" в истории. Главным объектом изучения "новой социальной истории" стали этнические отношения, социальная и географическая мобильность населения, иммиграция, демографические сдвиги и т. д. В работах этих историков рассматривается жизнь иммигрантов и чернокожих американцев, роль женщин. Богатый материал дала "новая рабочая история", развивавшаяся в границах "новой социальной истории";
Вместе с тем угол зрения "новой научной истории" таков, что богатый новый материал мало способствует объяснению узловых проблем истории США.
..."новая научная история", провозгласившая своей важнейшей задачей развенчание мифа о бесконфликтном развитии США, выдвинутым теорией "согласованных интересов" (главной в концепции "американской исключительности" в послевоенный период), не достигла цели. Она не создала методологии для нового исторического синтеза. Общее состояние "новой научной истории" известный американский историк Дж. Нэш характеризовал как "блестящий разброд"
В последнее десятилетие отрицательные стороны "новой научной истории" все более выступают на передний план и ведут к форсированному возвращению ряда историков на позиции "американской исключительности".

Конец 70-х - начало 80-х годов привнесли немалые перемены в политический пейзаж США. Резко возросло влияние консервативных тенденций, что отразило сдвиг вправо, происшедший во влиятельных кругах правящего класса по ключевым вопросам внутренней и внешней политики.
Консервативная доктрина требует ограничения вмешательства государства в экономическую и социальную сферы жизни страны, апеллирует к неким вневременным идеалам и ценностям "американизма", делая акцент на традиционной индивидуалистической идеологии частного предпринимательства

Исторические идеи неоконсервативных историков не оригинальны. Новой является, пожалуй, лишь попытка собрать воедино различные варианты "американской исключительности" (утверждения о социальной однородности колониальной Америки, доктрина превосходства политических институтов США, теория о спасительной роли "свободных земель", апологетика буржуазных реформ XX в. и др.), свести их в одну концепцию и провозгласить ее фундаментом консервативной традиции.
За время своего существования американская буржуазная историография прошла немалый путь. На всех этапах работы ее ведущих представителей были пронизаны теорией "американской исключительности". Последняя изменялась со временем, наполнялась различным содержанием. На ранних этапах развития США идея "американской исключительности" включала еще элементы "американской мечты" - демократических устремлений народа к свободе и равенству. Но уже отцы-пилигримы провозгласили доктрину "избранного народа", божественной миссии Америки. Мессианская доктрина ширилась, обрастала новыми теориями. На рубеже XIX - XX вв. она впитала расистские и социал-дарвинистские идеи; ныне под нее подводится "научная" основа вроде "теории стадий экономического роста" У. Ростоу, "постиндустриального общества" Д. Белла или "технотронной эры" З. Бжезинского. Доминантой, однако, остается, как и прежде, утверждение об особой и исключительной пионерской роли Америки, которой будто бы предопределено служить примером для остальных народов мира в экономическом, социальном и моральном отношениях.

Теория "исключительности" порождала особый идеологический климат в стране. Она всегда влияла на проведение внутренней и внешней политики США. Миф об Америке как земле обетованной, способной покончить с социальными бедами, влиял на формирование "нового курса" Ф. Рузвельта, "новых рубежей" Дж. Кеннеди, "великого общества", провозглашенного Л. Джонсоном. Еще более четко прослеживается воздействие теории "исключительности" на внешнеполитический курс США.

С превращением США в империалистическую державу эта теория получает новое звучание - рождаются планы американского глобализма