Россия в XVIII в. Развитие промышленного производства в России в XVIII веке

В России в XVIII в. произошли глубокие социально-экономические преобразования. Начиная с Петра I Россия вступила на путь догоняющей модернизации. Такая модель развития общества отличалась определенными особенностями. Прежде всего, наблюдалось выборочное заимствование технологических достижений более развитых стран в обмен на вывоз сырья. При этом происходило ужесточение эксплуатации зависимых классов крепостническими методами.

Усиливалась централизация и бюрократизация государственного управления. Преобразования шли главным образом сверху. Государство оказывало противоречивое влияние на развитие экономики. С одной стороны, в стране было создано технологически развитое мануфактурное производство, позволяющее увеличить объем производства товаров, реформировались финансовая и налоговая системы, развивался транспорт. С другой стороны, догоняющая модернизация породила обнищание большей части населения и деформировала процесс складывания российской буржуазии .

Петровские преобразования в экономике и других сферах общественной жизни подразделяются на два этапа. Первые 15 лет XVIII века преобразования носили в основном хаотичный характер и были обусловлены потребностями Северной войны . Реформы сопровождались широким применением насилия и активным вмешательством государства в экономику. На втором этапе после 1715 года преобразования в стране стали более планомерными. Государственное регулирование экономики несколько ослабло, и появилась возможность определенной свободы действий.

Петровские преобразования и их итоги крайне противоречивы. Большинство исследователей считают, что реформы Петра I имели выдающееся значение для экономического и политического развития России.

Этот период характеризовался быстрыми темпами экономического роста. Россия в значительной мере преодолела отставание в экономической области от передовых европейских стран. С другой стороны, некоторые исследователи считают, что основным итогом петровских реформ стало создание «регулярного государства». В таком государстве происходит становление авторитарного правления, бюрократического по своей сути. Сторонники этой точки зрения приходят к выводу, что петровские преобразования, направленные на европеизацию России не достигли своей цели, а привели к укреплению крепостничества.

В период правления Петра I произошли определенные изменения в развитии сельского хозяйства. Оно по-прежнему развивалось вширь за счет освоения новых земель. В то же время при уборке урожая использовались серпы, косы, грабли. Совершенно новым для сельскохозяйственного производства стало введение новых технических культур: табака, винограда, тутовых и фруктовых деревьев, сахарной свеклы, картофеля. Появились новые породы скота. Для переработки технических культур создавались небольшие мануфактуры.


Более значимые изменения произошли в этот период на мануфактурах. В России мануфактуры внедрялись по инициативе государства. В стране сложились четыре вида мануфактур: казенные, посессионные, вотчинные и купеческие. Для создания и работы мануфактур требовались довольно крупные капиталы. Государство не имело необходимых средств, и поэтому финансовые проблемы решались следующим образом. Государственные мануфактуры строились за счет казны. Кроме того, проводились мобилизации частных капиталов для строительства мануфактур. Государство прибегало к экономическим методам стимулирования, предоставляя льготы будущим владельцам мануфактур.

Для этого под мануфактуру отводились земли, выдавался древесный уголь и лесные участки. Государство разрешало вести поиски железной руды на чужих землях, в том числе и на помещичьих. Будущим мануфактуристам государство предоставляло ссуды и субсидии. Применялись меры к передаче казенных мануфактур в частные руки. Следует отметить, что казенные мануфактуры, передаваемые в частные руки, как правило, были убыточными.

Важной проблемой мануфактурного производства было его обеспечение рабочей силой. Первоначально Петр I хотел использовать наемный труд по образцу Западной Европы. Однако существующие крепостные отношения не позволяли иметь рынок свободной рабочей силы. В таких условиях принимается решение об использовании труда крепостных крестьян в мануфактурном производстве. По указу 1721 года заводам разрешалось покупать крепостных крестьян, которые превращались в крепостных рабочих. Применялся также труд посессионных крестьян.

Наиболее интенсивно мануфактурное производство развивалось в металлургической и текстильной промышленности. Урал становится центром производства металла и огнестрельного оружия. Россия перестала ввозить металл из других стран и превратилась в крупнейшего экспортера этого вида промышленной продукции. Кроме металлургической и текстильной промышленности развивалось пороховое дело, кораблестроение, стекольное и бумажное производство.

В России в этот период своеобразной была политика ценообразования и распределения произведенной продукции. Государство своими указами определяло цены на основные виды промышленной продукции и централизованно распределяло ее между потребителями. В тех случаях, когда государственные заказы не исполнялись, государство изымало мануфактуры из собственности их владельцев и передавало другому завододержателю. Для обеспечения мануфактур сырьем в стране поощрялись поиски природных ископаемых. Государство стимулировало поиск природных ресурсов путем выплаты значительных сумм за открытие новых месторождений. Правительство разрешало любому желающему разрабатывать недра в пользу государства или собственника земельного участка.

С целью экономической поддержки дворянства в 1714 году был принят Указ о единонаследии. По Указу произошло окончательное слияние вотчины и поместья в единое юридическое понятие «недвижимой собственности». Эти земли уравнивались в правовом отношении и их нельзя было дробить между наследниками. Как правило, земля передавалась по наследству старшему сыну, все остальные сыновья должны были нести государственную, либо военную службу.

В экономике сохранялся ремесленный сектор, а также домашние промыслы. Петр I сделал попытку поставить под государственный контроль мелкое ремесло. По указу царя ремесленники должны были вступать в цеха и работать под наблюдением избираемых старшин.

Экономическому прогрессу первой четверти XVIII века способствовала реформа государственного управления. Реформа управления преследовала цель создать стройную административную вертикаль государственной власти, полностью подчинявшуюся императору. В стране был создан правительствующий Сенат, наделенный законодательной, административной и судебной властью. Верховная власть в стране принадлежала императору. Вместо приказов были созданы коллегии, которые наделялись общегосударственными полномочиями по отдельным направлениям хозяйственной и законодательной власти. На местах была проведена губернская реформа. Губернаторы наделялись административными, судебными, полицейскими и финансовыми функциями. Для управления городами был создан Главный магистрат.

В условиях формирования абсолютной монархии в России продолжала развиваться внутренняя торговля. Внутренний рынок увеличивался за счет роста мануфактурного производства и товарности сельского хозяйства. Наблюдался рост товарности помещичьего хозяйства. В условиях укрепления товарно-денежных отношений основной доход помещики получали за счет продажи на рынке продуктов земледелия. Мануфактуры не только продавали основную часть своей продукции, но и приобретали товары, необходимые для производственной деятельности, на рынке. В товарный оборот вовлекались и крестьянские хозяйства. Помещик был заинтересован в получении от крестьян денежный ренты.

Внешняя торговля находилась под особым покровительством государства. Россия, получив выход в Балтийское море, в значительной мере расширила торговые связи со странами Западной Европы. В этот период произошли качественные изменения во внешнеторговом балансе России. Бурное развитие мануфактур позволило стране в экспортной политике вывозить промышленные товары. Россия в этот период получила активный внешнеторговый баланс: экспорт стал превышать импорт. Правительство по-прежнему проводило в торговле политику меркантилизма и протекционизма.

В начале XVIII века в России была проведена денежная реформа. В денежный оборот были введены серебряные рубли, полтинники - 50 копеек, полуполтинники - 25 копеек, пятаки - 5 копеек, алтын - 3 копейки и пятиалтынники - 15 копеек. Чеканка монет стала безусловной монополией государства. В стране продолжались поиски месторождений золота и серебра. Выпускались также и золотые монеты: Цесарские рубли и червонцы. Цесарские рубли использовались в виде военной награды низшим чинам в армии, червонцы обслуживали внешнюю торговлю.

В период правления Петра I произошли определенные изменения в финансовой системе страны. Главные доходы в государственную казну поступали за счет сбора прямых налогов. Была введена новая форма налогообложения. Вместо подворного обложения была введена подушная подать с ревизской души. С этой целью через каждые 20 лет в стране проводилась перепись мужского населения. По итогам переписи составлялись ревизские списки, служившие основой для налогообложения. Кроме того, значительно расширился круг товаров, подлежащих налогообложению. Государство расширило перечень товаров, которыми оно могло монопольно торговать. Облагались податью черносошные крестьяне северных районов, пашенные крестьяне Сибири, народы Среднего Поволжья, которые прежде не платили налоги, так как не были крепостными.

В государственный бюджет поступали сборы и от косвенных налогов. В стране вводились натуральные повинности: квартирная, подводная, фуражная, почтовая. Для управления финансовой системой страны были созданы государственные органы: Камер-коллегия, Штатс-коллегия, Ревизионная коллегия. Реформирование финансовой системы значительно укрепило государственную казну.

Таким образом, реформы Петра I в значительной степени видоизменяли экономические и социальные отношения в стране. В экономике страны формировались новые направления развития, связанные с мануфактурным производством, созданием новых экономических центров. В эти годы значительно возрос объем мануфактурного и ремесленного производства, расширилась номенклатура производимых изделий, выросли объемы внутренней и внешней торговли. Были открыты новые источники сырья и рабочей силы. Видоизменилась финансовая система страны и был упорядочен денежный оборот. В стране появились новые формы организации труда, сложилась иная система налогообложения, укреплялся сословный строй.

Во второй половине XVIII века экономика России в основном развивается по направлениям, определенным политикой Петра I. В то же время появляются новые черты, которые были связаны с расширением привилегий дворянства. Дворянство закрепило монопольное право на владение землей и крепостными крестьянами, монопольное право на винокурение. Дворяне были освобождены от обязательной службы. Дворянство наделяется правами открытия промышленных предприятий, организации ярмарок и торгов на территории своих вотчин. Происходит рост дворянского землевладения за счет наделения дворян землей из государственного фонда, земель Левобережной Украины. При этом земельные наделы помещикам выделялись вместе с крепостными крестьянами. Такие процессы способствовали консервации феодальных отношений в сельском хозяйстве, потому что помещики не были заинтересованы в поисках новых источников своего обогащения.

Однако развивающиеся товарно-денежные отношения не могли не затронуть помещичьи и крестьянские хозяйства, которые все более активно втягивались в эти отношения. Продажа сельскохозяйственной продукции становилась важнейшим дополнительным источником обогащения помещиков, которые для получения большей прибыли с крепостных крестьян стали устанавливать новые формы их эксплуатации. Наряду с барщиной и оброком стала применяться месячина. Помещики отбирали у крестьян землю и заставляли их работать за натуральное месячное довольствие.

Во второй половине XVIII века продолжался рост общественного разделения труда и развитие мануфактурного производства. Удельный вес вотчинных мануфактур падал, росло число купеческих и появились крестьянские мануфактуры. На таких предприятиях помимо труда крепостных крестьян использовался вольнонаемный труд. Помещики зачастую использовали отход крестьян для работы на промыслах. Отходы крестьян на промыслы способствовали увеличению выплачиваемого ими денежного оброка.

Продолжала развиваться внутренняя и внешняя торговля. В стране в 1754 г. были отменены внутренние пошлины. Для защиты российской экономики вводились высокие пошлины на импортные товары. В России сохранялся положительный торговый баланс.

Во второй половине XVIII веке произошли изменения в денежном обращении и финансовой системе. Так, в 1766 - 1769 годы начался выпуск бумажных денег - ассигнаций. Правительство стало практиковать внешние займы для пополнения государственной казны. В середине XVIII века стали возникать государственные банки. Дворянский банк предоставлял займы помещикам на длительный срок в виде льготных кредитов под залог земли и крепостных душ. Купеческий банк предоставлял краткосрочные кредиты купечеству под залог материальных ценностей.

Экономическое развитие России в XVIII веке носило противоречивый характер. В первой половине XVIII века преобладал процесс развития феодальных отношений в экономике. Во второй половине XVIII века появилась новая тенденция, связанная с кризисом прежних феодальных отношений и зарождением нового буржуазного способа производства. В сельском хозяйстве это проявилось в том, что отдельные помещики стали применять технические устройства, вводить многопольные севообороты, выращивать новые культуры и строить мануфактуры. Помещичьи и крестьянские хозяйства стали еще больше вовлекаться в товарно-денежные отношения. Начинается процесс расслоения крестьян. Денежный оброк начинает преобладать над натуральным.

Промышленное развитие постепенно также видоизменяется. Мелкотоварное производство перерастает в мануфактурное. В стране появляются капиталистические мануфактуры, основанные на вольнонаемном труде. Начинается процесс первоначального накопления капитала. Возникают крестьянские мануфактуры. Значительные изменения произошли в финансовой системе страны. Правительством были созданы первые российские банки, начинается, выпуск бумажных денег. В XVIII веке начинается кризис феодально-крепостнической системы, а в ее недрах зарождаются ростки новых буржуазных отношений. Эти тенденции получат развитие в первой половине XIX века.

Довольно сложным и противоречивым периодом в российской экономической истории стал XVIII в. В первую половину столетия продолжал господствовать крепостнический строй. Даже довольно крупные реформаторские изменения в экономике страны не только не ослабили, а, напротив, ужесточили крепостничество. Однако значительный рост производительных сил, формирование крупных промышленных предприятий и другие факторы в ходе реформ Петра I создали условия для принципиально новых процессов в экономике страны.

Действительно, XVIII в. стал веком модернизации России. Начиная с эпохи Петра Великого страна вступила на путь перехода от традиционного аграрного общества к индустриальному. Модернизация затронула все сферы общественной жизни: политику и экономику, общественную жизнь и идеологию, право и культуру. Активизировалось вмешательство государства в экономику. Определились национальные приоритеты.

21.1. Эпоха Петра Великого

Предпосылки реформ

В конце XVII -начале XVIII вв. экономика России не обладала хозяйственными достижениями ведущих западных стран. Промышленное производство отставало. Немногочисленные российские мануфактуры в подавляющем большинстве использовали крепостной труд. Феодальные отношения душили развитие сельского хозяйства и торговли. Существенно тормозило экономическое развитие страны отсутствие выхода к морю. Имеющийся торговый путь через Белое море был довольно долгим и замерзающим на длительное время. Контроль на Балтике установила Швеция. При подобной экономической слабости и определенной военной отсталости Россия в этот период вошла в сферу захватнических колониальных интересов воинственных западных стран.

В целях преодоления опасности потери национальной независимости, приобретения достойного выхода из унизительного состояния военной, экономической и культурной отсталости России необходимы были серьезные и срочные политические и экономические реформы: укрепить государственную власть и реорганизовать государственное управление с учетом опыта европейских стран, сформировать мощную регулярную армию и флот, обеспечить прорыв в развитии мануфактурного производства, войти в систему мирового рынка и т.д.

Хотя необходимость социально-экономических и политических перемен и назрела, но Россия, в силу специфики своей общественной системы, не могла пойти на столь решительные преобразования эволюционным путем. Здесь была также неуместна, да и бессмыслена европейская революционная борьба со средневековой корпоративностью снизу. Народные восстания и смуты осуществлялись в рамках и традициях восточного образца, а посему не решали проблем новой эпохи. Требовались смелость и решительность сверху, широкий спектр государственных реформ и сильный, неутомимый, по-своему одержимый лидер, способный взять на себя реализацию накопившихся проблем.

Реформаторская деятельность Петра I

Петр I , обладая высокими качествами деловитости и рационализма, страстно мечтая о процветании России, принялся за широкое реформирование почти всех сфер жизни и деятельности российского общества.

История не сохранила четкого плана, которым располагал великий преобразователь, приступая к реформам. Да и вряд ли этот план мог существовать заранее. Однако основные направления российской модернизации явно прослеживаются. По мнению Петра I , разрыв в уровнях экономического развития с Западом, отсталость торгово-промышленной сферы и предпринимательства напрямую были связаны с уровнем науки, образования, светской культуры. И все же, оставаясь безусловным сторонником западных достижений, Петр I руководствовался российской спецификой. Его реформы опирались не на творческую инициативу общества, уровень демократического устройства которого был невысок, а на государственный механизм, государственные институты, т.е. по-восточному, по-азиатски. В результате и произошли усиление центральной государственной власти и значительное огосударствление торгово-хозяйственной деятельности.

Реформаторская деятельность вряд ли знает много аналогов. Действительно, около трех тысяч законодательных актов Петровской эпохи поистине всколыхнули жизнь огромной страны. Они были направлены на реорганизацию и государственного устройства, и хозяйства, и культуры, и образа жизни. Среди них: создание мощной регулярной армии, военного и торгового флота, многочисленных мануфактур, новой денежной системы, формы землевладения и др. С получением выхода к Балтийскому морю в результате длительной Северной войны со Швецией (1700-1721) и возвращения ранее принадлежавших России прибалтийских земель была ликвидирована изоляция России. Гигантски выросли ее международный авторитет и престиж. Усилились внешнеторговые позиции.

Перестройка государственного управления

Для осуществления столь масштабных задач в российских условиях требовалось прежде всего их политическое обеспечение - укрепление и предельная централизация системы государственного управления, получившей название абсолютной монархии. Царь, а с 1721 г., по итогам Северной войны, император, обладал полной, ничем не ограниченной законодательной, исполнительной, судебной и духовной властью.

Опорой власти монарха стал государственно-бюрократический аппарат, целиком зависящий от государя и беспрекословно ему подчинявшийся. Петр I пошел даже на нарушение традиции престолонаследия, установив в 1722 г. право императора назначать наследника престола по своему усмотрению. Но воспользоваться этим правом Петр I так и не успел.

Структура системы государственного управления прошла ряд последовательных преобразований. Сначала былая Боярская дума стала Ближней канцелярией, затем - Правительствующим Сенатом (1711). Все девять членов Сената лично назначались царем сообразно их деловым качествам. Сенат ведал государственным бюджетом, осуществлял надзор за государственным аппаратом и т.д. Сам Сенат был подконтролен генерал-прокурору и обер-прокурору, находящимся в непосредственном подчинении императору.

Ранее действовавшие приказы были заменены коллегиями. Их насчитывалось 12 (1721 г.). И каждой отводилась конкретная сфера государственной деятельности. Так, Камер-и Штате -контор-коллегии ведали соответственно доходами и расходами государства. Берг-коллегия - горной металлургией, Мануфактур-коллегия - казенными и рядом частных мануфактур, Коммерц-коллегия - внутренней и внешней торговлей.

Следует отметить, что впервые были созданы органы управления, призванные способствовать развитию промышленности и торговли, управлению городским населением, поддержкой формирующейся буржуазии, укреплению экономической мощи дворянского государства и т.д. На Военную, Иностранных дел, Юстиц-коллегии и другие возлагались соответствующие функции. После упразднения в России патриаршества управление церковью было возложено на Духовную коллегию, преобразованную в Святейший правительственный Синод, возглавляемый обер-прокурором Синода. Безусловно, коллегии улучшили организацию государственного управления, повысили эффективность деятельности административного аппарата. Способствовали, правда, лишь на первых порах, ограничению режима личной власти. Теперь место русского самодержавия XVII в. заняла чиновничья-дворянская монархия XVIII в.

Страна подверглась новому административному делению. Теперь во главе каждой из восьми российских губерний стоял губернатор, наделенный административной, полицейской, судебной и финансовой властью. Следует отметить, что Петр I не был безоглядным сторонником демократии. Сформированный им бюрократически-помещичий аппарат он старался держать под контролем. В 1719 г. он разделил страну на 11 губерний и 50 провинций. В свою очередь провинции, возглавляемые воеводами, делились на уезды. За губернаторами теперь оставались лишь военные и судебные дела.

В 1722 г. был утвержден Табель о рангах, законодательно закрепивший реформаторскую деятельность Петра Великого и ставший подлинным сводом законов о государственной службе. Теперь служба монарху, который олицетворял собой государство, была фактически пожизненной. Она вознаграждалась из казны, распорядителем которой опять же являлся государь. Табель определял 14 рангов чиновников гражданской, военной и придворной службы. При этом чиновники, достигшие 1-8-го рангов, становились потомственными дворянами, а чиновники 9-14-го - могли рассчитывать только на личное дворянство. Главное заключалось в том, что произошел разрыв с былой патриархальностью. Дворянам предписывалось начинать службу с самых низших чинов. Постепенное продвижение по лестнице государственной службы теперь зависело не от знатности или протекции, а от личных заслуг, способностей, образования.

Особое место в государственной политике Петра I занимало отношение к армии. Уже в начале XVIII в. государь создал регулярные армию и флот. Рядовой состав комплектовался рекрутированием из представителей крестьян и посадских людей. Офицерский корпус в основном был представлен дворянством. Служба в армии для всех была пожизненной. При этом служилые как офицеры, так и солдаты получали жалование. Это превращало армию в надежную опору абсолютизма, способствовало ее использованию не только в прямых отражениях внешних врагов, но и для подавления народных волнении внутри страны.

Первый русский корабль «Орел»

Социальная политика и положение трудящихся

Основная тяжесть преобразований Петра выпадала на долю трудящихся. Негативный социальный настрой основной массы населения относительно «иноземных», чуждых русскому народу нововведений, гнет государственного давления, рост податей, ужесточение эксплуатации и т.п. выливались в многочисленные восстания - астраханское, булавинское (1707-1709 под руководством казацкого атамана К.Булавина), волнения стрелецких отрядов и др. На социальную защиту обездоленных (стариков, вдов, сирот) была направлена деятельность общин.

При Петре I дальнейшее развитие получило прикрепление крестьян к земле. Новая подушная подать не только сохранила крепостничество, но и расширила его состав за счет ранее свободных («гулящих людей») и холопов, имевших до этого право получить свободу после смерти своего хозяина. В категорию государственных крестьян теперь переводились казаки, стрельцы, пушкари и т.п., ранее юридически приравненные к служилому дворянству. Испытывали феодальный гнет и государственные крестьяне. Не будучи официально крепостными, они подвергались насильственным перемещениям, припискам к заводам и пр.

Помещик на уборке урожая

Усиление эксплуатации повлекло за собой значительное бегство притесняемых людей. К середине 20-х годов их число достигло более 200 тыс. Петром I был издан даже специальный указ (1724), требовавший письменного разрешения помещика на уход крестьянина на заработки с определением сроков, что фактически положило начало оформлению паспортного режима в стране.

Однако социальная политика Петра I затронула не только податную часть населения. В целях политической и экономической стабилизации правящего класса царь принял указ о порядке наследования движимого и недвижимого имущества (1714). Юридически было оформлено слияние двух форм феодального землевладения: вотчина и поместье уравнивались в правах. Теперь поместье также становилось наследуемым. Все светские феодалы стали именоваться дворянами. Правда, делить, дробить собственность запрещалось. Наследником мог стать лишь один из сыновей. Другие сыновья должны были поступать на военную или гражданскую службу. В дальнейшем (1730) запрет на дробление поместья, встреченный дворянами довольно враждебно, был отменен.

Экономическая политика Петра I

Столь грандиозные реформы и длительные войны с Турцией, Швецией, Персией требовали огромных средств. Так, к примеру, если в начале XVIII в. из общих расходов государства на армию и флот направлялось 38,5% (964 тыс. руб.) всех средств, то в 1710 г. они составили уже 80% (3 млн. руб.) общей суммы расходов государства. Требовалась гигантская мобилизация усилий ума и труда для изыскания необходимых источников доходов. В 1704 г. был даже сформирован штат «прибыльщиков». В их задачу входило изыскание новых источников государственных доходов. Велся также широкий поиск наиболее эффективных реформ. Активный сторонник петровских преобразований и меркантилизма русский экономист и публицист И.Т. Посошков в «Книге о скудости и богатстве» (1724) изложил пути развития российской промышленности и торговли, подчеркнул роль в процветании России исследования ее богатейших месторождений полезных ископаемых, правда, при сохранении «законности» крепостного права.

В ряду важнейших хозяйственных реформ великого преобразователя не последнее место занимала собственно экономическая политика государства. Многочисленными указами Петр I мобилизовал усилия в разных сферах хозяйственной жизни огромной страны. Так, стимулированием геологических изысканий становилась значительная награда. Указ «Горная свобода» декретировал право первооткрывателя эксплуатировать недра, гарантируя владельцу земли лишь незначительную компенсацию. Государство передавало также казенные предприятия наиболее умелым, честным и богатым предпринимателям. В их распоряжение поступали ссуды на довольно льготных условиях, богатые полезными ископаемыми и лесами земли, подневольная рабочая сила. Указом 1721 г. разрешалось покупать к заводам деревни и продавать заводы также с людьми. Эта категория работников получила название посессионных.

Россия, богатая и славившаяся всегда отечественными умельцами, не пренебрегала зарубежным опытом. Широко известна практиковавшаяся Петром I подготовка собственных национальных кадров за границей. Для передачи опыта и знаний получали приглашения в Россию и иностранные специалисты.

Широкая поддержка оказывалась отечественному купечеству. Покровительственный таможенный тариф (1724) отражал политику меркантилизма и протекционизма, поощрял экспорт отечественных товаров и ограничивал импорт иностранных товаров, которые могли составить конкуренцию российским изделиям.

Налоги

И все же главным источником покрытия колоссальных расходов государства оставались налоги. При Петре I они достигли невиданных размеров. Их общее число было доведено до 30-40. Это прямые, косвенные обыкновенные и чрезвычайные. Мукомольный и трубный, с мостов и переправ, с судов и лавок, банный и обрядовый, был даже налог на бороды и пр. Косвенные налоги обеспечивали до 40% доходной части казны. Наряду с косвенными сборами широко практиковались и прямые налоги: рекрутский, драгунский, корабельный и др. В качестве одного из источников пополнения бюджета было монопольное право на чеканку монеты даже с меньшим общим весом содержащегося в ней серебра.

Крупные вливания в государственный бюджет дала замена подворного подушным обложением податного населения, чрезвычайно усилившая крепостничество. От податей освобождалось дворянство и духовенство. Перепись населения в 1719- 1724 гг. выявила почти 5,5 млн. ревизских душ мужского пола - помещичьих крестьян и посадских людей (купцов, ремесленников). Впервые налогоплательщиками также стали дворовые (холопы), свободные (гулящие люди), государственные крестьяне. Выросшие почти вчетверо государственные доходы наполовину были обязаны сбору именно подушной подати.

Денежная реформа

Рост товарного производства, развитие промышленности и торговли потребовали совершенствования денежной системы. В 1700-1704 гг. была проведена реформа монетного дела. Предусматривалась чеканка золотой, серебряной и медной монет. В основу реформы был положен десятичный принцип: рубль, гривенник, копейка. Главными денежными единицами стали медная копейка - для мелкой торговли, серебряный рубль - для более крупных торговых сделок. При этом российский рубль для облегчения внешнеторговых операций был по весу приравнен к денежной единице ряда европейских стран - талеру. Чеканка монет стала монополией государства. На вывоз за границу золота и серебра Петром I был наложен запрет. Проведение этой реформы обеспечило России наиболее совершенную денежную систему, почти на сто лет опередившую западноевропейскую.

Рубли 1707 и 1721 гг .

Все эти и другие направления социально-экономической политики Петра I при своей реализации дали определенный хозяйственный эффект не только в первой четверти, но, и в значительной степени, и первой половине XVIII в.

По мнению многих исследователей, развитие капитали­стических отношений в России второй половины XVIII века было обусловлено имущественным расслоением крестьянства и проникновением товарного производства в сельское хозяйство.

В первую очередь, это касалось оброчных районов, где барщина была заменена натуральной платой. Значительная часть крестьян разорялась. Им приходилось порывать связи с землей и искать работу вне земледельческих промыслов. Этим самым создавался рынок труда для крупной промышленности.

России в то время удавалось идти впереди некоторых европейских стран по отдельным количественным показателям крупного промышленного производства. В первую очередь это касалось русского железа, которое Россия продолжала поставлять в изрядных количествах в Европу.

Однако в то время как Англия вступила в эпоху промышленного переворота, промышленная техника России оставалась старой. Отсталые формы носили промышленные отношения в таких отраслях, как металлургическая, суконная.

И все-таки рост предприятий продолжался. Если в 1767 году в России насчитывалось 385 мануфактур (суконных, полотняных, шелковых, стекольных и прочих) и 182 железоделательных и медеплавильных завода, то к концу столетия количество подобных предприятий удвоилось.

Урал занимал ведущее положение в металлургии. Он давал девяносто процентов выплавки меди и шестьдесят пять процентов производства чугуна всей империи. На территории этого промышленного района в семидесятые годы восемнадцатого столетия действовали 84 медеплавильных доменных и железоделательных завода.

Пропорционально росту предприятий росла и их производительность. Выплавка чугуна в конце столетия по сравнению с семидесятыми годами удвоилась и составляла десять миллионов пудов.

В середине века началось промышленное освоение южного Урала. Частные предприниматели занялись строительством горных заводов, что было обусловлено, в первую очередь, ростом спроса на железо па внешнем рынке. Увеличивалась потребность в металле, особенно в меди, и внутри страны.

Наряду с. титулованной знатью заводы строили и купцы-предприниматели: И.Твердышев, И.Мясников, семейство Осокиных и др.

В начале века средоточием крупных предприятий легкой промышленности были города. Во второй половине XVIII столетия промышленный капитал проникает и в деревню. Владелец мануфактуры раздавал сырье и орудия труда окрестным крестьянам или скупал у них полуфабрикаты. Так возникли рассеянные мануфактуры, в которых был центра­лизован лишь конечный этап производства.

Чаще всего рассеянные мануфактуры появлялись в полотняной промышленности. Здесь совершался тот же процесс, что и в западной Европе. Домашние крестьянские промыслы превращались в придаток мануфактуры, крестьяне превращались в надомников, что давало толчок к имущественному расслоению среди крестьян.

Россия в то время не испытывала затруднений с сырьем и даровой рабочей силой, что обуславливало возможность выгодного сбыта продукции на внутреннем и внешнем рынках. Помещики очень скоро смекнули, что к чему, и занялись устройством вотчинных мануфактур. В центральных, южных и западных землях Империи создавались суконные, полотняные, кожевенные, стекольные, винокуренные и прочие предприятия. Однако работа на этих предприятиях для большинства рабочих, то есть крестьян, являлась одной из форм барщины.

Разумеется, что предприятия с привлечением крестьян не могли превратиться со временем в капиталистические фабрики. Потому, несмотря на абсолютный рост дворянских мануфактур, к концу столетия удельный вес их падает за счет увеличения числа купеческих и крестьянских мануфактур с применением наемной рабочей силы.

Легкая промышленность дала значительное число капиталистических Мануфактур выросших, чаще всего, из крестьянских промыслов. Ивановский текстильный район в середине века использовал, как правило, наемных работников, а не посессионных крестьян.

По сравнению со многими западными странами, Россия располагала большим числом крупных предприятий в легкой промышленности. Среди них встречались такие, на которых работало до двух тысяч человек и даже больше. Предприятия, обслуживаемые 300-400 рабочих, считались средними.

Князья Хованские на своей суконной фабрике исполь­зовали труд более чем двух с половиной тысяч рабочих, Гончаровы - владельцы парусной мануфактуры - в конце XVIII века использовали труд более полутора тысяч рабочих.

Регистр Мануфактур-коллегии 1767 года свидетельствует о том, что на российских предприятиях в то время трудилось около восемнадцати тысяч наемных рабочих; вместе с надомниками они составляли цифру в двадцать пять тысяч. Принудительный труд частновладельческих крестьян пре­обладал лишь на суконных мануфактурах, в остальных же отраслях производства, таких, как шелкоткацкая, парусно-нолотняная, хлопчато-бумажная и др., преобладала ка­питалистическая эксплуатация труда. Отсюда можно заключить, что во второй половине XVIII века имелась четкая тенденция к увеличению числа наемных рабочих, занятых в российских мануфактурах.

Увеличение удельного веса наемного труда особенно заметно в промышленных предприятиях Украины - таких, как табачная, винокуренная и кожевенная промышленности; в стекольной промышленности Эстонии, в бумажной промышленности Латвии.

В это же время отмечается рост наемного труда в металлообрабатывающей промышленности центральных районов России. Наемный труд широко применялся в мелких крестьянских предприятиях: мукомольных, маслобойных, кожевенных, мыловаренных, свечных, железоделательных и других. Наемный труд приобретал большое значение в наводном и отчасти в гужевом транспорте, в судостроении и на погрузочно-разгрузочных работах.

Около двухсот двадцати тысяч наемных рабочих трудилось в России в шестидесятые годы XVIII века. К концу столетия их количество почти удвоилось.

Расслоение крестьянства в наиболее широких масштабах происходило в селах, где издавна занимались ткацким и металлообрабатывающим промыслами.

Процесс превращения села в крупный торговопромыш-ленный центр, становящейся в последствии городом, отчет­ливо заметен на примере сел Иваново и Павлово, жители которых формально числились крестьянами, но к концу XVIII века уже не занимались земледелием.

В поисках заработков в такие города-деревни стекалось население из окрестных районов. Паспорта и отпускные документы стали выдаваться на все более длительный срок, пока наконец крестьяне-оброчники не превращались в постоянных жителей Москвы, Иванова и других промышленных центров.

Даже на крупных предприятиях горной промышленности Урала распространялось применение наемного труда…

И все-таки рынок рабочей силы значительно отставал от роста промышленности. Особенно это заметно в промышленности Урала. Чтобы привлечь отходников из центральных районов, промышленник нередко выдавал им аванс, это несколько задерживало оборот капитала.

Многие мануфактурщики были вынуждены значительно сокращать объем производства в период летних сельско­хозяйственных работ. Далеко не всем промышленникам удавалось полностью использовать производственную мощность своих заводов. Владелец мануфактуры обязан был делиться своей прибылью с помещиком, так как размер жалованья оброчного крестьянина, как рабочего мануфактуры, определялся не только прожиточным минимумом, но и суммой оброка, уплачиваемого помещику. Развитие производства таким образом тормозилось.


Начиная с первой четверти XVIII в., основным направлением отечественного экономического развития стала промышленность как мануфактуры главный источник богатства страны (именно здесь при Петре I произошли наиболее значительные изменения). И хотя по-прежнему удовлетворение основных потребностей в изделиях массового спроса осуществлялось через городское и сельское ремесло, а также домашние промыслы, все большую роль стало играть мелкое товарное производство. Его крупнейшие центры сложились в текстильной (Московская, Владимирская, Костромская губернии), металлургической (Новгородское наместничество, Тульско-Серпуховский, Нижегородский, Ярославский и другие районы) промышленности, в обработке металлов (Москва, Новгород, Псков), в кожевенной (Ярославль, Казань, Кострома, Чебоксары), деревообрабатывающем, кирпичной, мукомольной и других отраслях, Постепенно этот тип производства стал перерастать в кооперацию либо в мануфактуру. И все же наиболее важным итогом экономического развития первой половины XVIII века стало создание за короткий период многочисленных мануфактур. Их природа была своеобразна и порою противоречива, отражая характер применяемого труда. Прежде всего, отсутствие в России пока еще значительных капиталов обусловило строительство мануфактур на казенный счет. Поэтому эти предприятия обслуживали в основном государственные и прежде всего военные нужды. Поражает их количественный рост. Если и конце XVII в. мануфактур в России было не более 20, то к 1725 г. их число превысило 200 (из них, 69 - в черной и цветной металлургии, 18 - лесопильных, 17 - пороховых, 15 - суконных, среди других - кожевенные, стекольные, писчебумажные и др.). По своей экономической природе и характеру применяемого труда российские мануфактуры XVIII в. были крепостными, смешанными или капиталистическими. На казенных мануфактурах применялся труд государственных (черносошных) или посессинных крестьян, на вотчинных - крепостных крестьян. Только ко второй половине столетия купеческие, а также крестьянские мануфактуры стали привлекать труд наемных работников

В начале XVIII века государство играло решающую роль в формировании отечественной промышленности. Так, Петр I поддерживал и поощрял особый Рудный приказ (1700), а с 1719 г. горной и металлургической промышленностью стала ведать Берг-коллегия. Государство не только строило многие заводы, но и помогало предпринимателям материалами, деньгами, рабочей силой. Правительство Петра I в целях привлечения к промышленному предпринимательству и строительству отечественного флота наиболее богатых купцов, вельмож и землевладельцев создавало компании. В их распоряжение направлялись ссуды и предоставлялись всевозможные льготы. Позднее казенные мануфактуры зачастую безвозмездно поступали в руки авторитетных и опытных предпринимателей, особенно из среды купцов, реже дворян или крестьян. Уже к 1725 г. более половины (57%) от общего числа мануфактур перешло к частным владельцам.

Расширялась география российского промышленного производства. Наряду с ростом металлургии в центре страны (Тула, Калуга, Кашира), Карелии (Олонецкий завод), в Петербурге (Сестрорецкий завод) сложился крупнейший, общеевропейской значимости металлургический центр на Урале. (Екатеринбургский, Нижне-Тагильскнй, Невьянский и другие заводы).

Кроме 11больших казенных заводов здесь работали и частные предприятия, принадлежавшие бывшему тульскому мастер Никите Демидову и др. На Урале выплавлялось 2/3 общего объема чугуна и 9/10 меди. По производству железа Россия сделала гигантский скачок: с 0,8 млн. пудов в 1718 г. до почти млн. пудов в 1767 г., обогнав Англию и Швецию - лидеров в области металлургии того времени.

Военный арсенал пополняли государственные мануфактуры, изготовлявшие порох, канаты, парусину и пр. На обеспечение армии работали также текстильные и кожевенные предприятии - Московский суконный двор, мануфактуры в Ярославле, Воронеже, Казани и др. В это же время были построены судостроительные верфи в Петербурге, Воронеже и Архангельске. В обеих столицах сформировались новые отрасли: производство бумаги и шелкопрядение, фаянсовое и стекольное производство и пр.

По-прежнему ведущей отраслью экономики России оставалось сельское хозяйство. Здесь была сосредоточена подавляющая часть населения (около 95%). Петровские реформы аграрный сектор российской экономики затронули мало, так как не коснулись основ крепостничества. Правительство осуществляло ряд мер по внедрению новых видов сельскохозяйственных культур (табак, шелководство, лекарственные растения и др.). Однако по-прежнему преобладали экстенсивные методы ведения хозяйства за счет расширения сельскохозяйственных угодий как в смежных районах России, так и в Поволжье и Сибири. Господствовало трехполье. Традиционными орудиями труда оставались соха, борона, серп. Преобладали серые хлеба - рожь и овес. Их дополняли ячмень, пшеница, горох, просо, лен, конопля. В середине XVIII в. в России появились первые хлопчатобумажные мануфактуры, принадлежащие купцам, а несколько позднее - и разбогатевшим крестьянам. К концу столетия их число достигло 200. Москва постепенно становилась крупным центром текстильной промышленности. К концу XVIII в. в стране действовало более 2 тыс. промышленных предприятий. В тяжелой промышленности тогда на первом месте по основным показателям находился Уральский горно-металлургический район.

Ведущее положение по-прежнему занимала металлургическая промышленность. Русская металлургия в это время заняла передовые позиции в Европе и мире. В результате успешного развития отечественной металлургии Россия являлась одним из крупнейших в мире экспортеров железа. Центром производства меди стал Южный Урал. В середине XVIII в. на Урале основываются и первые золотопромышленные предприятия.

Получили дальнейшее развитие и другие отрасли промышленности, в том числе стекольная, кожевенная, бумажная.

Становление абсолютистского государства значительно усилило вмешательство государства в развитие экономики, казна стала одним из самых активных создателей заводов, резко возросла ее роль в торговле. Чем же это было вызвано? Как и многие преобразования Петра Великого форсированная модернизация экономики была вызвана суровыми условиями Северной войны. Необходимо было в кратчайший срок наладить производство в стране всего необходимого для нужд армии. Собственной сложившейся промышленности в России не было, не было и предпосылок к ее созданию (узкий внутренний рынок, недостаток свободной рабочей силы, отсутствие необходимых капиталов у первых мануфактуристов). Начавшийся в последней трети XVII в. процесс создания мануфактур шел крайне вяло. В этих условиях только государство, используя все возможные меры экономического и внеэкономического характера могло дать необходимый мощный толчок ускорению модернизации русской экономики. Таким образом, вмешательство государства в экономику - естественный и необходимый процесс в экономике России начала XVIII в.

Становление промышленности

Стратегические цели молодого царя, связанные с задачей выхода страны к морю и развития эффективной торговли, можно было реализовать только средствами победоносной войны, а боеспособность армии в эту эпоху уже напрямую зависела от уровня экономики и прежде всего от степени развития металлургической, текстильной, суконной и других отраслей промышленности.

Поэтому первые годы XVIII в. связаны с активным строительством “железных заводов”, почти на каждом из которых делали пушки, ядра и т.п. В 1702-1707 гг. строятся заводы в Липецке, Карелии. Там же, на севере России, заведено было медеплавильное производство.

Одновременно правительство Петра I развертывает строительство металлургических заводов на Урале. Наконец, в 1704 г. в далеком Нерчинске был основан крупный завод по добыче серебра, что имело огромное значение для развития монетного дела и экономики страны. В итоге этого строительства была создана основа для оснащения армии всеми видами оружия. Уже после окончания Северной войны в 1723-1725 гг. была построена новая группа уральских заводов (Екатеринбургские заводы и др.), что выдвинуло Россию в число крупнейших производителей черных металлов (третье место в Европе). Строительство железных заводов было дополнено созданием крупных верфей в Петербурге, Воронеже, Москве, Архангельске, на Олонце и Сяси.

Этот успех дался России немалой ценой. Ведь в стране, получающей низкие урожаи, почти всегда была постоянная потребность в расширении сферы земледелия, но увеличить пашенные угодья можно было только увеличивая число крестьян-земледельцев. Поэтому рынок труда в области промышленности практически отсутствовал. В первые годы строительства заводов основным резервом рабочей силы был слой так называемых “гулящих людей”, в силу тех или иных причин оторвавшихся от хозяйства, крестьянской общины и т.п. Однако этих ресурсов не хватало, так как металлургическое производство требовало огромного количества вспомогательных работников с частичной занятостью на заводских работах. Государство еще в XVII в. решило эту проблему путем приписки государственных крестьян к заводским работам в счет уплаты государственных налогов и выполнения натуральных повинностей. В первой четверти XVIII в. на Урале число “приписных крестьян” достигло 25 тыс. душ мужского пола. Положение их было очень тяжелым. Ведь только до места работы многим приходилось проделывать путь до 100-200 верст, покидая свое хозяйство на 4 и более месяцев в году.

Государственная власть играла решающую роль в форсировании развитии крупного производства. В 1719 г. для руководства промышленностью создается Мануфактур-коллегия, а для горной отрасли - специальная Берг-коллегия. Оба ведомства следили за размерами производства, за качеством продукции. Берг-коллегия особое внимание уделяла поиску руд, поощряла рудоискателей и рудознатцев, ссужала строительство горнорудных заводов.

Особую роль обе коллегии играли в развитии частного производства. Они ссужали предпринимателей на льготных условиях, освобождали числящихся в посадских людях и купцов от государственных служб. Существенную роль коллегии играли в обеспечении предприятий рабочей силой. Они вербовали по контрактам иностранных специалистов, организовывали обучение за рубежом и т.д. В необходимых случаях государственные ведомства способствовали передаче казенных заводов в частные руки. Так, один из первых уральских заводов уже в 1702 г. был передан Никите Демидову. Важным обстоятельством являлось то, что льготы получали не все предприниматели, а лишь те из них, кто производил необходимые казне товары. Это имело ряд негативных следствий - заводчики работали на казну, а не на рынок, были избавлены от конкуренции и имели гарантированный сбыт своей продукции, что позволяло не заботиться о совершенствовании производства (впоследствии это привело к консервации технического уровня уральских заводов и их все более безнадежному отставанию от европейских).

Частное строительство металлургических заводов началось еще в конце XVII в. При Петре I оно велось как в центре страны, так и на Урале и в Сибири. Всего в пределах центральной России в I трети XVIII в. возникло свыше 28 частных и компанейских и 7 казенных железных заводов, один казенный и два компанейских медных завода. На Урале же - около 150 медных казенных и частных заводов, около десятка частных и 5 казенных железных заводов. В Петербурге, на Левобережной Украине и Подмосковье развилось довольно крупное производство пороха.

Таким образом, страна совершила за четверть века громадный скачок в своем экономическом развитии, создав огромную отрасль мануфактурной промышленности с использованием энергии воды - металлургическое производство.

Практика использования “приписных крестьян” на частных заводах не решала всех проблем. Владельцы мануфактур все чаще требовали закрепления и квалифицированных рабочих за производством. Нанятые государством многочисленные иностранные специалисты были в России лишь временно. Постепенно создавались свои кадры высокой квалификации, но их было мало. В конечном итоге в 1721г. впервые недворянам дано было право покупки крестьян “к фабрикам”. Так постепенно стала формироваться категория посессионных крестьян. Они были навечно закреплены за конкретным заводом или фабрикой, независимо от того, что сам владелец мог смениться. Такой способ закрепления работников не всем был по силам, и дело кончилось тем, что в 1736 г. был издан указ, навечно закрепивший всех работников за теми предприятиями, где они были в момент издания указа. В итоге в промышленности стал господствовать подневольный крепостной труд.

В I четверти XVIII в. в силу резкого увеличения численности армии и флота быстрыми темпами стала развиваться текстильная и особенно парусно-полотняная промышленность. В 20-х годах число текстильных мануфактур достигло 40. Ряд казенных предприятий был передан купеческим компаниям, иногда принудительно созданным государством. Среди владельцев были и дворянство и новая знать. Некоторые частные фабрики были весьма крупными предприятиями, насчитывая по 250 ткацких станков.

Зарождается и суконное производство (прежде всего для нужд армии). В 20-х гг. на Московском суконном дворе работало свыше 1 тыс. человек. Крупное суконное производство возникло в Казани, Липецке и др. городах.

За весь период деятельности Петра Великого в России возникло около 180 сравнительно крупных мануфактур, половина из которых принадлежала казне. Мануфактур- и Берг-коллегии допускали к строительству заводов и фабрик людей всех чинов и званий.

Квалифицированные рабочие мануфактур, практически полностью оторванные от натурального хозяйства, получали плату за свои труд. Однако эта оплата не имела ничего общего с капиталистической заработной платой, ибо платили крепостным, подневольным рабочим, а сама оплата являлась как бы компенсацией утраченных прав на жизненные средства, которые тот или иной бывший крестьянин в прошлом всегда имел в собственности. Оплата была сравнительно высокой (15 - 70 руб. в год), однако она не шла ни в какое сравнение с тяжелыми условиями труда. В среднем за год длина рабочего дня составляла чуть более 12 часов. У домны и ковальных горнов работали сутками. Таковым был крепостнический режим, ценою которого страна шла к своему могуществу.

Развитие сельского хозяйства

Великая деятельность великого государя была поистине всеобъемлющей. Даже такая неуправляемая сфера экономики, как сельское хозяйство, оказалась также предметом его внимания. Важнейшая мера Петра - внедрение в практику жатвы хлеба вместо традиционного серпа - литовской косы. Экономия труда была десятикратной и коса вскоре действительно стала широко распространенным орудием, правда лишь в черноземных и степных районах.

Другим важным новшеством было внедрение новых пород скота. Для производства тонких высококачественных сукон правительство постоянно выписывало мериносовых баранов из-за границы. С 1722 г. казенные овчарни стали передаваться в частные руки. Такая раздача проводилась иногда и насильственно. Также энергично организовывались и конные заводы.

Для производства шелка предпринимались большие усилия по посадке на юге страны тутовых деревьев и разведения шелковичных червей. В Москве и под Царицыном были основаны шелковые “заводы”.

В период правления Петра I казна энергично содействовала расширению посевов льна и конопли, развитию садоводства. Образцовые и экспериментальные базы садоводства были в Астрахани, Красном Яру, под Киевом, в Чугуеве, на Дону и других местах. Поощрялось и частное садоводство.

Наконец при Петре I были предприняты первые попытки государственной охраны лесов. В 1703г. было запрещено рубить лес толщиной в полметра в приделах 50-верстной прибрежной зоны больших рек и 20-верстной-малых. Штраф полагался за рубку огромный - 10 руб. Для нужд населения разрешены были рубки таких пород деревьев, как ольха, ива и др.

Крепостные составляли более половины от общей численности крестьянства. При проведении очередных ревизий за помещиками закрепощались дети отставных солдат если эти солдаты были взяты ранее в рекруты из данного имения. При Петре I прекратилась раздача земель с крестьянами за службу (рядовые дворяне получали за службу денежное жалование), однако в течение всего XVIII в. раздавались земли с крестьянами «за особые заслуги»: Петром I было роздано 170 тыс. душ обоего пола, его ближайшими преемниками (в 1726 - 40 гг.) - 230. Тыс., Елизаветой Петровной - 200 тыс.

I половина XVIII в. ознаменовалась рядом событий, которые привели к усилению крепостной зависимости от помещиков-феодалов. Так, в 20-е гг. XVIII в. помещики стали ответственны за своих крестьян в сборе подушной подати. Вслед за этим и сам сбор подушных денег был передан в руки помещиков. В итоге власть помещиков над крепостными крестьянами стала безраздельной. Они стали для крестьян и судом, и полицией. В 1747г. помещикам разрешили продавать крестьян в рекруты.

Вскоре после проведения переписи тяглого населения (первой ревизии) все шире распространяется практика продажи крестьян без земли. Теперь помещики торговали не только деревнями и семьями, но и крепостными поодиночке. Помещику были даны права: в 1736 г. - определять меру наказания за побег крестьян; в 1760 г. - ссылать крестьян в Сибирь (ежегодно ссылалось по 5 - 6 тыс. крестьян), при этом помещик получал рекрутские квитанции за каждого сосланного крестьянина и мог оставить у себя детей сосланного крестьянина. В 1765 г. помещки получили право ссылать крестьян и на каторжные работы. В итоге крепостные крестьяне стали мало чем отличаться от рабов.

Суровость мер к крепостному крестьянству была ярким контрастом по отношению к росту привилегий помещиков. Крупные изменения в экономике страны, рост промышленности и торговли, увеличение неземледельческого населения - все это создавало предпосылки для роста интереса дворянина-помещика к своему собственному хозяйству, к увеличению его дохода. При Анне Ивановне в 1736 г. срок службы был им сокращен до 25 лет, а один из сыновей мог вообще остаться при имении. Таким образом, дворянин в 35 - 45 лет теперь мог целиком сосредоточиться на хозяйственной деятельности в своих имениях. Указом не замедлили воспользоваться, и после русско-турецкой войны, в 1739 г. около половины (!) офицерского состава сразу же ушло в отставку. В 1762 г. был издан манифест о вольности дворянской. Отныне помещики беспрепятственно могли посвятить себя хозяйственной деятельности в своих имениях.

С важнейшими льготами дворянству сочетается и ряд мер, усиливающих положение дворянства как господствующего класса.

В 1730 г. был отменен Указ о единонаследии 1714 г. С этого момента активизируется перераспределение земельной собственности, сопровождаясь заметной концентрацией в руках крупнейших владельцев-латифундистов, ибо земля по-прежнему была источником и хозяйственного, и политического могущества. В 1739 г. подтверждено монопольное право дворян на владение «крещеной собственностью», т.е. крестьянами. В 1762 г. купечеству окончательно запрещено покупать крестьян к заводам. Наконец, чисто хозяйственные привилегии. В 1726 г. за дворянством закреплено право продажи продукции собственных хозяйств. В 1755г. им было передано монопольное право на винокурение. В 1762г. дворянам разрешен свободный вывоз хлеба за границу. В итоге этих мер дворяне устремились в поместья. Резкое возрастание интереса дворян к своему хозяйству, стремление к повышению доходов своего имения не замедлило сказаться на усилении эксплуатации крестьян.

Ремесло и крестьянские промыслы в петровской России

Говоря о процессе отделения промышленности от земледелия, не следует забывать о специфичности условии России как страны, основой хозяйства которой было, главным образом, земледелие. Хозяйствуя в суровых климатических условиях, население страны не могло довести земледелие до такой эффективности, когда значительная часть людей могла бы переключиться с земледелия на занятия ремеслом, стать горожанами и т.п. Отсюда сравнительно скромные темпы развития ремесла и роста самого городского населения. Городской ремесленник в значительной мере был связан с земледелием. А сельский житель, имея громадное количество времени (6-7 месяцев в году), лишь частично занятое сельскохозяйственным трудом, также занимался ремеслом либо у себя дома, либо отходя в города. В итоге предложение ремесленного труда было часто больше спроса. Нередко заказы на изделия были от случая к случаю. Все эти факторы существенно влияли на темпы и характер социально-экономического развития России.

В конце I четверти XVIII в. в Москве сосредоточено было около 7 тыс. ремесленников, не считая пришлых из села на заработки. Даже в Петербурге в это время было уже свыше 2,5 тыс. ремесленников. В 1722 г. в России было введено цеховое устройство (хотя в Западной Европе цехи в этот период уже были архаикой). Не исключено, что цеховое устройство ремесла было одним из путей завершения формирования сословного строя общества, ликвидации архаичного сословия “посадских людей”, закрепощенных самодержавием. Немаловажным было и стремление государства создать систему контроля за качеством ремесленной продукции: отныне мастер обязан был ставить личное клеймо на изделии.

Однако усилия властей по организации городского ремесла в значительной мере ослаблялись вследствие развития крестьянских промыслов. В межсезонье города России принимали значительную массу мастеров-сезонников из деревни. Казна стремилась упорядочить мелкое производство, издавая указы с разрешением деятельности того или иного заведения (“указное производство”). “Неуказные” же могли преследоваться казной.

Развитию торговли сильно способствовала отмена в 1754 г. всех внутренних таможен и пошлин.

wiki.304.ru / История России. Дмитрий Алхазашвили.