Региональная экономика и управление. Закономерности, принципы и факторы размещения производственных сил

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинский государственный университет»

Центр заочного дистанционного образования

Зализовский Е.В.

Региональная экономика и управление.

Конспект лекций.

3 курс.

Челябинск 2008

Титульный лист

Лекция №2 Методы, используемые для анализа территориальной организации хозяйства

Лекция №3 Основные задачи региональной экономики и управления

Лекция №4 Территориальная организация общества

Лекция №5 Региональные особенности хозяйства

Лекция №6. Межрегиональные связи.

Лекция №7 Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил

Лекция №8 Сущность специализации и комплексного развития.

Лекция №9 Природно-ресурсный потенциал России. Проблема его рационального использования.

Лекция № 10. Отраслевая структура размещения экономики.

Лекция № 11. Методы определения отраслей рыночной специализации регионов.

Лекция №12 Свободные экономические зоны.

Лекция №13 Региональная политика государства

Лекция №14 Региональная бюджетно-налоговая система

Лекция №15 Региональная структура управления

Лекция №16 Региональные комплексные программы

Лекция №17 Региональная инвестиционно - инновационная политика

Лекция №18 Межрегиональная торговля.

Лекция №19 Социальные проблемы регионального развития

Лекция №20 Научный потенциал и его современное состояние

Лекция №21 Региональные рынки и оптимальное размещение фирмы

Лекция №22 Регионы России

Все работы проекта "Наука России - Наше будущее!

Лекция №1 Регион как объект хозяйствования и управления

Концепция-идея развития региона. Структура концепции. Процесс целеполагания в регионе. Реализация стратегических целей региона. Региональная инвестиционная политика. Необходимость поддержки депрессивных регионов.

Стратегия регионального развития экономики рассматривается как истема мероприятий, направленных на реализацию долгосрочных задач социально-экономического развития государства с учетом рационального вклада регионов в решение этих задач, определяемого реальными предпосылками и ограничениями их развития. Естественно, что стратегия регионального развития меняется во времени в зависимости от социально-экономической и политической ориентации государства на конкретном этапе развития, складывающихся взаимоотношений федерального центра с субъектами Федерации, от внешнеэкономической ситуации, т. е. от всей системы условий и факторов, влияющих не целевые установки развития общества в рамках единого государства.

Стратегия регионального развития государства не однородна по отношению к территориальным субъектам, его формирующим. Это обусловлено существенными различиями территорий по уровню обеспеченности ресурсами, структуре хозяйства, достигнутому уровню развития различных сфер экономики, условиями вхождения в рыночную экономику, темпами трансформации форм собственности и т.д.

Поэтому стратегия регионального развития государства, формируя и генерализируя, с одной стороны, основные цели и задачи своего развития на конкретный временной этап, с другой стороны, является основой для разработки в своем составе сбалансированных между собой стратегий экономического развития регионов.

Стратегические установки социально-экономического развития страны и регионов содержат в своем составе установки развития принципиально важных секторов экономики. Наиболее наглядным примером в этом отношении является разрабатываемая Минтопэнерго России и периодически корректируемая, в зависимости от изменения макроэкономических показателей, энергетическая стратегия России, которая в свою очередь включает в свой состав стратегические установки развития отраслей топливно-энергетического комплекса (угольной, нефтяной, нефтеперерабатывающей, газовой промышленности и электроэнергетики). Стратегия экономического развития страны (регионов), рассматриваемая как директивный документ, сопровождается системой технико-экономических прогнозных обоснований каждого из рекомендуемых к реализации в ней конкретных направлений.

Производства с точки зрения тяготения их к определенным районам размещения подразделяются следующим образом:

Производства, которые целесообразно размещать в районах концентрации трудовых ресурсов. В первую очередь это относится к большинству отраслей машиностроения, легкой и пищевой промышленности;

Производства, тяготеющие к источникам топлива и электроэнергии (энергоемкие производства цветной металлургии, ряд предприятий химии, нефтехимия и нефтепереработка и др.);

Производства, размещающиеся преимущественно у источников сырья. В качестве примера можно привести размещение металлургических баз России, ориентированных на использование железных руд Курской магнитной аномалии, Урала, Западной Сибири. К этой группе производств относятся также предприятия лесозаготовок, лесопереработки и целюлознобумажной промышленности;

Производства, тяготеющие к районам потребления готовой продукции. К этому классу производств относятся предприятия, производящие скоропортящуюся продукцию или нетранспортабельную, высокотоксичную продукцию;

Производства, размещение которых не имеет ярко выраженной ориентации, т. е. предприятия, в затратах на производство единицы продукции (цены) которых доля каждого из факторов имеет примерно одинаковое стоимостное выражение.

В качестве источников информации при разработке программ могут выступать: накопленный опыт хозяйствования, экстраполяция существующих тенденций для. краткосрочного прогноза, экспертные оценки специалистов, паспорта субъектов Федерации! использование зарубежного опыта по выводу экономики из кризисных ситуаций и переходу к рыночным отношениям, результаты работ министерств и ведомств по социально-экономическому развитию территорий, законодательные акты и прочие документы Правительства России по развитию экономики и т. П.Распределение инвестиций из федерального бюджета по регионам России Четкий механизм распределения федеральных инвестиций в региональном разрезе вплоть до настоящего времени отсутствует.

Повышенная роль направленности федеральных инвестиций в Московский регион объясняется более эффективной с точки зрения получения отдачи от капиталовложений. Из-за высокого значения федеральных инвестиций в российскую столицу и большого объема капиталовложений в нее, доля федерального бюджета как источника капиталовложений в Центральном экономическом районе также достаточно высока - 21%. Для других крупных экономических районов - ближе к среднему по стране уровню.

Вторая особенность распределения инвестиций из федерального бюджета по регионам состоит в устойчиво высоких объемах инвестиций,

направляемых в наиболее индустриально развитые регионы, прежде всего, сырьевой направленности, Так, в список регионов-лидеров традиционно попадают Тюменская, Свердловская, Ростовская, Кемеровская области. Последняя, начиная с 1994 до конца 90-х гг. занимала третье-четвертое места по России. Она попадает в этот список как главный угледобывающий регион страны. Угледобыча, как известно, является одной из наиболее фондоемких отраслей промышленности.

В особую группу с относительно большими объемами инвестиций из федерального бюджета выделяется ряд регионов, даже в условиях спада промышленного производства фактически продолжающих оставаться районами нового экономического освоения. К ним помимо Тюменской обл. с округами можно отнести Республику Коми, Амурскую и Читинскую области. При этом крайне высокие абсолютные показатели, как правило, при средней или даже низкой численности населения обеспечивают этим регионам и большие среднедушевые показатели. Повышенные среднедушевые показатели отмечаются и в регионах зоны Крайнего Севера, обладающих низкой численностью населения, прежде всего, в автономных округах, которые не выделяются большими абсолютными значениями.

Ряд густонаселенных регионов России, из-за необходимости решения на федеральном уровне геополитических задач, также выделяется высокими значениями федеральных инвестиций, причем не только в абсолютных показателях, но и на душу населения.

С другой стороны, любые характеристики распределения инвестиций в основной капитал из федерального бюджета свидетельствуют о фактическом недофинансировании большинства «русских» областей Европейской части страны, а также трех республик Волго-Вятского экономического района (Республик Марий-Эл, Мордовии и Чувашии). За последние годы самые низкие душевые показатели распределения инвестиций среди крупных экономических районов традиционно были у Волго-Вятского, Поволжского и Центрально-Черноземного районов.

Стоит выделить еще две группы регионов. В первую входят республики, наиболее активно отстаивающие идею собственного суверенитета и полагающиеся на внутренний достаточно мощный экономический потенциал (Татарстан и Башкирия). Вторую группу составляют наиболее слаборазвитые регионы, которые не имеют крупных инвестиционных проектов (Агинский-Бурятский, Коми-Пермяцкий и Усть-Ордынский авт. округа).

Таким образом, география распределения инвестиций в основной капитал из федерального бюджета в последние годы свидетельствует о фактическом продолжении экстенсивного развития страны за счет районов нового освоения и приграничных территорий. В целом приоритетным остается и направление федеральных средств в многонациональные субъекты федерации (республики, автономные округа). Крайне активно «поглощает» федеральные инвестиции российская столица.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Читинский государственный университет»

(ЧитГУ)

Институт переподготовки и повышения квалификации

Региональная экономика и управление

(103 часов, реферат, зачет)

Краткое содержание курса

Тема 1. Региональная экономика как научная область знаний. Предмет региональной экономики – природно-ресурсный потенциал России и её регионов, население, трудовые ресурсы, основные факторы размещения производительных сил, структура хозяйства, региональные финансово-кредитные отношения, процесс формирования региональных рынков. Методы, используемые в региональных экономических исследованиях. Метод таксонирования, экономико-географического исследования, системный анализ, систематизации, балансовый, экономико-математического моделирования, вариантный метод размещения производительных сил региона, картографический, геоинформационный, социологических исследований, сопоставления региональных уровней жизни населения и прогнозирования развития региональной социальной инфраструктуры.

Тема 2. Понятие управления в экономике. Система. Основные элементы любой системы. Объекты и субъекты управления. Управляющее воздействие и обратная связь в управлении экономикой. Уровни управления. Макро и микроэкономическое управление.

Тема 3. Региональные экономические исследования в России. Роль экономического районирования в их развитии. Система региональных экономических исследований. Направления в исследованиях. Зарубежные региональные исследования. Теории учёных-регионалистов (Кристаллера, Леша, Хекшера-Оуэна,), теории специализации Смита и Рикардо.

Тема 4. Политико-правовые основы формирования и функционирования регионов – субъектов Российской Федерации. Конституция РФ. Федеральные законы, определяющие основы деятельности регионов. Другие нормативные акты.

Тема 5. Природно-ресурсный фактор регионального экономического развития. Наличие природных ресурсов – основное условие размещения производительных сил на данной территории. Количество, качество и сочетание природных ресурсов. Классификация природных ресурсов. Экономическая классификация природных ресурсов. Основные региональные задачи изучения природных ресурсов, выявления экономической эффективности их территориального сочетания и рационального использования в хозяйстве.

Тема 6. Понятие политики вообще. Понятие региональной экономической политики. Виды региональной политики. Политико-правовая основа региональной политики. Особенности, которые необходимо учитывать при разработке региональной политики. Зарубежный опыт формирования региональной политики.

Тема 7. Понятие и сущность территориально-отраслевой структуры. Отраслевая (компонентная) структура. Функциональная отраслевая классификация. Территориальная структура. Специализация. Показатели для определения специализации. Территориальные аспекты развития промышленности.

Тема 8. Промышленность Российской Федерации, формы её территориальной организации. Экономические зоны. Промышленные районы. Промышленные агломерации. Промышленные узлы. Современные формы промышленной интеграции.

Тема 9. Топливно-энергетический комплекс. Нефтяная промыш-ленность. Нефтеперерабатывающая, газовая, угольная промышленность. Электроэнергетика. Перспективы развития ТЭК.

Тема 10. Чёрная и цветная металлургия. Металлургические базы России. Перспективы развития. Машиностроительный комплекс. Тяжёлое, общее, среднее машиностроение.

Тема 11. Химико-лесной комплекс. Лесозаготовительная промыш-ленность. Проблемы комплекса. Лесопильная промышленность, производство мебели, стандартное домостроение, химическая переработка древесины, целлюлозно-бумажная промышленность.

Тема 12 . Лёгкая промышленность. Проблемы и перспективы развития. Территориальная специализация. Факторы размещения предприятий лёгкой промышленности. Сырьевой, населенческий т.е. потребительский фактор, фактор трудовых ресурсов. Сырьевая база лёгкой промышленности.

Тема 13. Агропромышленный комплекс. Структура АПК. Особенности сельскохозяйственного производства. Факторы размещения и специализации сельского хозяйства. Направления и пути развития сельского хозяйства. Важнейшие сельскохозяйственные базы России. Аграрная реформа.

Тема 15. Транспортный комплекс и проблемы его территориального развития. Виды транспорта. Развитие рынка автотранспортных услуг.

Тема 16. Бюджетно-налоговая система. Финансово-экономический механизм федеративных отношений. Региональный бюджет – финансовая база региональных структур власти. Функции, которые выполняет региональный бюджет. Экономическая сущность региональных бюджетов. Принципы межбюджетных отношений.

Тема 17. Региональные инвестиции. Региональный инвестиционный климат. Понятие "рыночная реакция". Группировка регионов в соответствии с этим понятием. Пути повышения инвестиционной активности.

Тема 18. СЭЗ – важнейшая форма экономических связей. Определение свободной экономической зоны. Различия в определении СЭЗ в разных странах. Задачи, которые ставит государство при создании СЭЗ. Экономические цели. Социальные цели. Научно-технические цели. Специфика формирования СЭЗ в России. Этапы развития СЭЗ. Особые режимы существования СЭЗ. Действующие зоны России. Законодательная база СЭЗ. Роль свободных экономических зон в развитии региональной экономики.

Темы рефератов

Региональная экономика по своей структуре может быть отнесена к мезоэкономике и является особым хозяйственным образованием, основная сложность которого состоит в множественности его форм.

Экономика региона - это подраздел экономической науки, который изучает территориальную организацию производственной деятельности. Данный подраздел должен описывать процессы и прочие термины, связанные с развитием региональных хозяйств и их гармонизацией с единым экономическим пространством.

Региональная экономика и управление в качестве самостоятельной отрасли экономической науки сформировалась благодаря объективным потребностям хозяйствования России. Немаловажную роль в ее становлении сыграла необходимость обеспечения экономического развития в условиях рынка как страны в целом, так и ее отдельных регионов.

Данная отрасль науки в сфере экономики должна изучать не только производственные силы, но и в разрезе определенных территорий. Региональная экономика и управление занимаются исследованием закономерностей размещения на конкретной территории их функционирования и взаимосвязи при хозяйствовании внутри территорий. Инструментами для достижения выбранных целей при этом должны быть:

Постановка теоретических проблем развития и функционирования территориальных комплексов с хозяйственной точки зрения;

Исследование экономических процессов, которые происходят на всех уровнях государственного народно-хозяйственного комплекса и, конечно же, взаимодействия между этими уровнями;

Изучение различных факторов (экономических, социальных и политических), которые являются основополагающими при формировании и развитии производственных отношений на уровне отдельного региона;

Проведение анализа причин возникновения проблем при управлении экономическими системами на региональном уровне.

Как и любое научное понятие, региональная экономика и управление имеет свой объект, который представлен производственными комплексами регионального типа, производственными отношениями и производственными силами на региональном уровне.

Когда в стране существовала в отрасли управления соответствующими процессами преобладали отраслевые аспекты. На современном же этапе, времени развития рыночной экономики, повышается значение региональных и территориальных аспектов.

Региональная экономика и управление как экономическая дисциплина достаточно тесно связана с такими экономическими науками, как:

Экономическая теория: связь прослеживается в развитии, реализации законов и принципов в региональном аспекте;

Комплекс отраслевых экономик: региональная экономика отражает и детализирует особенности функционирования отдельных экономик на территориальном уровне;

Управление и планирование народного хозяйства: связь можно обнаружить в реализации и управления на примере отдельного региона.

Эффективность регионального управления неразделимо связана с улучшением жизненного уровня граждан, проживающих на этой территории. Именно поэтому экономическое развитие - это понятие, которое отвечает за прогресс и целенаправленность в изменении структуры, взаимодействие ее элементов, а также повышение качества функционирования системы производства. Под данным термином следует понимать своевременную модернизацию производства, обновление его структуры и усовершенствование основных функций. В любом случае все нововведения, направленные на экономическое развитие регионов, должны иметь прогрессивный характер и основным их направлением должно быть увеличение производственного потенциала региона.