Процедура оформления результатов налоговых проверок. Порядок составления акта выездной налоговой проверки

Заключительный этап любой налоговой проверки – документальное оформление ее итогов. Датой окончания выездных контрольных мероприятий является день составления справки по результатам проверки, после чего инспекторам отводится некоторое время на составление акта . Рассмотрим, в каком порядке производится оформление результатов налоговой проверки.

Справка о проведении выездной проверки

В последний день выездной проверки руководитель группы проверяющих должен составить справку по форме приложения № 7 к приказу ФНС РФ от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189.

Что должна содержать справка, когда происходит оформление результатов выездной налоговой проверки:

  • дату составления (совпадает с датой окончания проверки),
  • реквизиты решения ИФНС о проведении проверки,
  • наименование/Ф.И.О. проверяемого налогоплательщика, его ИНН и КПП; при проверке консолидированной группы, указываются ее участники,
  • перечисляются все проверяемые налоги и периоды,
  • если срок проверки продлевался, или приостанавливался, это отражается в справке с указанием реквизитов решений ИФНС об этом,
  • подпись должностного лица ИФНС с расшифровкой,
  • если справка вручается налогоплательщику на руки лично, то он ставит на справке свою подпись, Ф.И.О., дату получения, представителю также следует указать реквизиты доверенности.

Справка в тот же день вручается налогоплательщику либо его представителю, возможна также передача справки в электронном виде. Если налогоплательщик получать справку отказывается, документ будет направлен ему почтой заказным письмом (п. 15 ст. 89 НК РФ).

Когда справка составлена, налоговая выездная проверка считается законченной, а значит проверяющие больше не вправе запрашивать документы и даже находиться в офисе, или на иной территории налогоплательщика (письмо ФНС РФ от 29.12.2012 № АС-4-2/22690).

Акт налоговой проверки

Далее, по результатам выездной налоговой проверки составляется акт. На его подготовку налоговикам отводится до 2-х месяцев, считая от даты составления справки (для консолидированной группы – 3 месяца). Причем, не имеет значения, каким образом справка была передана налогоплательщику – сразу на руки, или отправлена почтой. Исчисление двухмесячного срока начинается именно со дня составления, а не получения справки налогоплательщиком.

Форма и требования к акту проверки установлены ст. 100 НК РФ и приказом ФНС РФ от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189 (приложения 23, 24). Составление акта обязательно, даже если проверяющие не выявили нарушений законодательства по налогам. Порядок реализации результатов налоговой проверки установлен статьями 100 и 101 НК РФ.

Форма акта может быть бумажной или электронной, при этом на бумаге акт может заполняться на бланке вручную, или с помощью компьютера. Все листы акта и приложений нумеруются, прошиваются, приложения заверяются подписью руководителя ИФНС. В тексте документа нельзя допускать корректировки и исправления, кроме оговоренных и заверенных подписями каждой стороны.

Акт, применяемый для оформления результатов налоговой проверки, состоит из 3-х частей:

Результат выездной налоговой проверки – это выявленные факты налоговых правонарушений. Все они должны быть обоснованы, по каждому указываются ссылки на нарушенные нормы налогового права, протоколы контрольных действий, первичные бухгалтерские документы и др.

  1. Вводная часть включает:
    • дату акта - это день подписания акта проверяющими,
    • название проверяемой организации, Ф.И.О. ИП, или физлица, адрес места нахождения,
    • реквизиты решения о выездной проверке,
    • список документов, которые налогоплательщик представил проверяющим при проверке,
    • перечень проверяемых налогов, сборов, взносов и периодов,
    • даты начала проверки и окончания,
    • проведенные при проверке контрольные мероприятия и т.п.
  2. Описательная часть содержит:
    • обнаруженные в ходе проверки, подтвержденные документами факты нарушения налогового законодательства,
    • если нарушений нет, делается запись об их отсутствии,
    • обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность налогоплательщика.
  3. Итоговая часть включает:
    • выводы проверяющих и предложения по устранению нарушений, как результат налоговой проверки,
    • Ф.И.О. проверяющих и их должности,
    • количество листов приложений

Подписывается акт обеими сторонами, а при отказе налогоплательщика подписать, это фиксируется в акте. Один экземпляр остается налоговикам, а второй вручается налогоплательщику. На вручение отводится 5 дней. При отказе в получении, акт направляется заказным письмом по почте, при этом датой его вручения считают 6-й день со дня отправки (п. 5 ст. 100 НК РФ).

Порядок обжалования результатов налоговой проверки

Налогоплательщик, несогласный с фактами, выводами и предложениями, изложенными в акте выездной налоговой проверки, имеет право представить свои письменные возражения в ИФНС. Сделать это можно в течение 1 месяца с даты получения акта. Возражения возможны как в целом по акту, так и по его отдельным положениям, при этом можно приложить, или представить позднее в оговоренный срок, документы, подтверждающие правоту налогоплательщика (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Руководитель ИФНС рассматривает возражения налогоплательщика вместе с самим актом и материалами проверки. Результатом рассмотрения будет одно из решений:

  • привлечь налогоплательщика к ответственности,
  • отказать в привлечении к налоговой ответственности,
  • провести дополнительные контрольные мероприятия (п. 1 ст. 101 НК РФ).

По итогам выездной проверки всегда оформляется акт (даже если нарушения не выявлены). В противном случае решение, вынесенное при отсутствии акта, является незаконным. Процедурные моменты, связанные с актом проверки, определены положениями ст. 100 НК РФ. На практике положения названной налоговой нормы вызывают немало вопросов, ответы на некоторые из них представлены в данном материале.

В начале напомним основные процедурные моменты, связанные с оформлением акта по результатам выездной проверки и его вручением проверяемому лицу.

Общая схема оформления и вручения акта налоговой проверки

Акт налоговой проверки по существу является обобщением письменных материалов и производным доказательством. Он не является ненормативным актом, влекущим какие‑либо последствия для налогоплательщика, так как фиксирует установленные налоговым органом обстоятельства, в дальнейшем проверяется инспекцией при рассмотрении материалов налоговой проверки с учетом контраргументов налогоплательщика и подвергается проверке наряду со всеми другими доказательствами при вынесении решения. Тогда как само решение принимается на основании всех материалов, имеющихся у налогового органа (Постановление АС УО от 10.03.2016 № Ф09-683/16 по делу № А60-21375/2015).

В настоящее время применяется форма акта налоговой проверки, утвержденная Приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@. Данным приказом утверждены также Требования к составлению акта налоговой проверки (далее - Требования).

Обратите внимание

Акт налоговой проверки по установленной форме должен быть составлен в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной проверке (п. 1 ст. 100 НК РФ). Причем дата окончания проверки совпадает именно с датой составления справки. В дальнейшем сроки оформления результатов налоговой проверки исчисляются с даты составления справки, а не ее вручения, следовательно, иной срок вручения справки не влечет для налогоплательщика никаких последствий (п. 3 Письма ФНС России от 29.12.2012 № АС-4-2/22690).

Что нужно учесть при получении акта проверки

Проверяемому лицу может быть вручен и оригинал акта, и его копия

Подпунктом 9 п. 1 ст. 21 НК РФ определено право налогоплательщика на получение копии акта налоговой проверки. Данному положению корреспондирует норма пп. 9 п. 1 ст. 32 НК РФ, которой установлена обязанность налогового органа направлять налогоплательщику копию акта налоговой проверки.

В свою очередь, в п. 5 ст. 100 НК РФ, в котором говорится об обязанности налоговых инспекторов вручить акт проверки в течение пяти дней с даты составления этого акта, не содержится оговорки о том, что налогоплательщику должен быть вручен именно оригинал .

Однако если обратиться к п. 5 Требований, то станет понятно, что акт выездной проверки должен быть изготовлен в двух экземплярах: один остается у инспекторов, другой - вручается проверяемому лицу.

Выходит, что налогоплательщику в равной степени может быть вручен и оригинал, и копия акта налоговой проверки. Судебная практика также соглашается с обозначенным подходом (см., например, постановления ФАС ЦО от 28.04.2014 по делу № А35-4665/2013, ФАС ДВО от 23.12.2013 № Ф03-6129/2013 по делу № А51-16532/2013).

Выводы судей обусловлены в том числе п. 14 ст. 101 НК РФ, из которого следует, что факт вручения налогоплательщику копии акта вместо оригинала сам по себе не является безусловным основанием для отмены решения по результатам проверки. В рассматриваемой ситуации права налогоплательщика не нарушены, так как он не лишен возможности представить свои возражения на акт и участвовать при рассмотрении материалов налоговой проверки (см. Письмо Минфина России от 22.05.2013 № 03‑02‑07/1/18189).

Инспекция не вправе по своему усмотрению выбрать способ вручения акта

В пункте 5 ст. 100 НК РФ сказано, что акт должен быть вручен проверяемому лицу (или его представителю) под расписку или передан иным способом , свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем), если иное не предусмотрено данным пунктом.

Арбитры высказывают мнение, что возможность направления акта проверки почтовым отправлением предусмотрена п. 5 ст. 100 НК РФ только в случае уклонения проверяемого лица от получения акта, что должно быть отражено в акте налоговой проверки (см. постановления ФАС МО от 20.01.2014 № Ф05-16692/2013 по делу № А41-11771/10, ФАС УО от 09.11.2011 № Ф09-7185/11 по делу № А76-3222/2011).

Причем они подчеркивают: факт неполучения проверяемым лицом акта сам по себе не может служить основанием для вывода, что данное лицо уклонялось от получения акта проверки (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2013 № 09АП-7038/2013, 09АП-8501/2013 по делу № А40-95693/12‑90‑491 (Постановлением ФАС МО от 07.08.2013 оставлено в силе).

Между тем Налоговым кодексом не определено понятие «уклонение от получения акта налоговой проверки». Арбитры, в свою очередь, под данным понятием подразумевают сознательные и преднамеренные действия налогоплательщика, направленные на неполучение указанного акта. Подобные действия они расценивают как злоупотребление правами, предоставленными налогоплательщику Налоговым кодексом.

Например, действия общества, сообщавшего налоговому органу различные адреса своего места нахождения, но фактически отсутствовавшего по ним и не получавшего по указанным адресам корреспонденцию, а также указавшего на возможность получения акта и иных документов представителем общества, но не направившего своего представителя для их получения, ФАС СКО оценил как злоупотребление правами налогоплательщика (Постановление от 20.06.2012 по делу № А53-15872/2011).

Приложения к акту налоговой проверки

В соответствии с п. 3.1 ст. 100 НК РФ к акту налоговой проверки прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки. При этом документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась проверка, к акту проверки не прилагаются.

Словом, Налоговый кодекс возлагает на налоговый орган обязанность приложить к акту документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки. Такой вывод сделан в частности, в постановлениях АС ВСО от 22.09.2015 № Ф02-5056/2015 по делу № А19-17587/2014, АС МО от 17.07.2015 № Ф05-8680/2015 по делу № А41-46433/14.

Отсутствие документов, которые подтверждают факты нарушений законодательства о налогах и сборах, лишает налогоплательщика (налогового агента) полной информации, необходимой для подготовки обоснованных возражений. В свою очередь, это влечет ограничение его прав на полноценное участие в рассмотрении материалов проверки, которое можно квалифицировать как нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки (Постановление ФАС СКО от 25.10.2013 по делу № А53-28519/2012).

Однако если в акте проверки и в решении достаточно полно изложены обстоятельства допущенных налогоплательщиком правонарушений, в них имеются ссылки на документы, полученные в ходе проверки и явившиеся основанием для выводов, сделанных налоговым органом, а налогоплательщик реализовал свое право на ознакомление с результатом проверки, представил возражения на акт проверки и участвовал в рассмотрении материалов проверки, то ссылку налогоплательщика на отсутствие приложений к акту как на существенное нарушение процедуры вынесения решения по проверке арбитры, скорее всего, отклонят (см., например, Постановление АС УО от 06.11.2015 № Ф09-7960/15 по делу № А47-5192/2014).

Если акт проверки не был вручен до рассмотрения материалов проверки

Признается ли указанное обстоятельство нарушением существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки (п. 14 ст. 101 НК РФ)? Напомним, таковыми являются:

  • возможность проверяемого лица участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки лично или через своего представителя;
  • возможность налогоплательщика представить объяснения.
В ситуации, когда налогоплательщик не представил свои возражения на акт, однако принимал участие в рассмотрении материалов дела, для отмены решения в судебном порядке ему нужно доказать, что он не смог надлежаще подготовиться к рассмотрению материалов дела и привести обстоятельные объяснения. Как отмечено в Постановлении Президиума ВАС РФ от 08.11.2011 № 15726/10 по делу № А32-44414/2009‑51/796, для признания факта нарушения существенных условий процедуры налоговой проверки, выразившегося в отсутствии у налогоплательщика возможности возражения, недостаточно указания лишь на наличие у него такого права.

Таким образом, если акт проверки не был вручен налогоплательщику до рассмотрения материалов проверки и налогоплательщик не присутствовал при рассмотрении (не был извещен о дате), суд, скорее всего, отменит итоговое решение о проверке. Ведь в данной ситуации нарушены законные права налогоплательщика (см., например, Постановление ФАС ПО от 01.04.2010 по делу № А55-6130/2009).

Внесение изменений в акт проверки

Внесение изменений в акт проверки должно быть согласовано с проверяемым лицом

О праве инспекторов внести изменения в акт проверки после его вручения проверяемому лицу ни в Налоговом кодексе, ни в Требованиях не сказано ни слова. В то же время справедливости ради надо признать, что и прямого запрета на подобные действия контролеров не установлено.

Кроме того, в п. 2 Требований сказано, что в акте не допускаются помарки, подчистки и иные исправления, за исключением исправлений, оговоренных и заверенных подписями проверяющего (руководителя проверяющей группы (бригады)) и проверяемого лица (его представителя). При этом исправление ошибок в акте с помощью корректирующего или иного аналогичного средства не допускается.

Из сказанного следует, что налоговое законодательство не предоставляет налоговому органу право самостоятельно вносить какие‑либо изменения и дополнения в принимаемые акты налоговых проверок и решения. Аналогичные выводы содержатся в постановлениях ФАС ПО от 01.11.2011 по делу № А55-3313/2011, ФАС ВСО от 31.10.2008 № А78-6071/07‑С3-8/317‑Ф02-5344/08 по делу № А78-6071/07‑С3-8/317.

Вместе с тем по смыслу п. 2 Требований изменения в акт проверки все же могут быть внесены. Речь здесь идет о так называемых технических ошибках, допущенных самими контролерами при оформлении акта. Ведь исправление подобных ошибок не связано с установлением новых обстоятельств выявленных правонарушений. Соответственно, такие действия контролеров не нарушают права налогоплательщика и не могут привести к принятию неправомерного решения по результатам проверки (см. постановления ФАС ПО от 28.03.2012 по делу № А12-3551/2011, ФАС ВСО от 07.09.2010 по делу № А33-14891/2009). Но в любом случае внесение изменений в акт налоговой проверки (в том числе в целях исправления технических ошибок) должно быть согласовано с проверяемым лицом (п. 2 Требований).

Увеличивается ли срок для подготовки возражений, если в акт проверки вносятся изменения?

В соответствии с п. 6 ст. 100 НК РФ налогоплательщик в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.

Срок (10 дней), отведенный п. 1 ст. 101 НК РФ для вынесения решения по результатам проведенной проверки, начинает исчисляться после истечения одного месяца, установленного п. 6 ст. 100 НК РФ.

При этом Налоговым кодексом не оговорены последствия внесения налоговым органом изменений в акт налоговой проверки.

По мнению арбитров, вследствие внесения изменений в акт выездной проверки после вручения его налогоплательщику срок представления возражений на него должен исчисляться заново. Если решение по итогам проверки вынесено до истечения заново исчисленного месячного срока и без учета возражений лица, в отношении которого проводилась проверка, это нарушает требования ст. 101 НК РФ (см. Постановление ФАС УО от 02.02.2010 № Ф09-19/10‑С2 по делу № А76-11291/2009‑37‑142).

Следует обратить внимание и на Постановление ФАС ПО от 25.06.2012 по делу № А12-23020/2011. В нем сказано, что в ситуации, когда инспекция уведомила проверяемое лицо об изменениях в акте непосредственно в день рассмотрения материалов проверки, налогоплательщик лишен возможности представить соответствующие возражения. Данное обстоятельство является нарушением существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки (п. 14 ст. 101 НК РФ), влекущим за собой отмену принятого по результатам проверки решения.

Какие недостатки в акте проверки могут привести к отмене итогового решения

В акте налоговой проверки должны быть указаны документально подтвержденные факты нарушений налогового законодательства, выявленные в ходе проверки (или сделаны записи об отсутствии таковых), а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ, в случае если законом предусмотрена ответственность за данные нарушения (пп. 12, 13 п. 3 ст. 100 НК РФ).

Того же требует и форма акта. Согласно п. 3.2 Требований в описательной части акта проверки должно содержаться подробное описание совершенных проверяемым лицом правонарушений. То есть по каждому отраженному в акте факту нарушения налогового законодательства должны быть четко изложены: вид нарушения, способ и иные обстоятельства его совершения, налоговый период, к которому нарушение законодательства о налогах и сборах относится.

По мнению Минфина, полное отражение в акте налоговой проверки выявленных нарушений наравне с участием налогоплательщика в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки служит гарантией соблюдения прав налогоплательщика (Письмо от 22.05.2013 № 03‑02‑07/1/18189).

Информацию о некоторых возможных недостатках в актах проверки и их последствиях для удобства представим в таблице.

Возможные недостатки Их последствия
1 2
Акт выездной проверки подписан одним проверяющим из трех Акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем) (п. 2 ст. 100 НК РФ).

Неподписание экземпляра акта, врученного налогоплательщику, всеми лицами, участвующими

в проведении проверки, само по себе не может свидетельствовать о нарушении существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, которые привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем руководителя) налогового органа неправомерного решения согласно п. 14 ст. 101 НК РФ (Постановление ФАС ЗСО от 18.06.2014 по делу № А03-6805/2013)
В резолютивной части акта налоговой проверки не указана точная сумма доначислений по конкретному налогу В пункте 3.3 Требований нет указаний об обязательном отражении в итоговой части акта как точной суммы доначислений по каждому налогу, так и общих сумм, выявленных при проведении проверки неуплаченных (не полностью уплаченных (неудержанных и неперечисленных)) налогов (сборов).

Поэтому отсутствие в резолютивной части акта проверки точной суммы начислений по конкретному налогу само по себе не является нарушением процедуры рассмотрения материалов проверки, если в описательной части подробно изложены обстоятельства выявленного налогового правонарушения и сделаны выводы инспекторов относительно него (см. Постановление ФАС ЗСО от 05.02.2014 по делу № А75-3593/2013)

Не указаны обстоятельства налогового нарушения, выявленного при проведении контрольных мероприятий В акте выездной проверки, должны быть указаны обстоятельства, выявленные налоговым органом при проведении контрольных мероприятий, сделаны ссылки на первичные документы и иные сведения, подтверждающие данные обстоятельства, приведены причины возникновения недоимки (п. 3 ст. 100 НК РФ). Если в акте проверки и принятом на его основании решении такая информация отражена не полно, это указывает на нарушение процедуры проведения налоговой проверки, что, в свою очередь, является основанием для признания решения по проверке незаконным (Постановление ФАС ПО от 13.02.2014 по делу № А65-9516/2013)
В акте отсутствуют выводы о правонарушениях, установленных контролерами НК РФ установлена четкая процедура оформления результатов проверки, которая, помимо системного изложения в акте документально подтвержденных фактов выявленных нарушений, выводов и предложений
контролеров по их устранению (п. 3 ст. 100 НК РФ), также включает в себя предоставление права проверяемому лицу заявлять письменные возражения на акт проверки (Постановления ФАС ВСО от 24.06.2013 по делу № А78-8013/2012).

Если акт составлен с нарушением указанных требований (в нем не содержится ясно выраженного описания вменяемого налогоплательщику нарушения со ссылками на соответствующие нормы НК РФ), проверяемое лицо лишено возможности эффективно защищать свои права при рассмотрении результатов выездной проверки, в том числе представлять мотивированные возражения и подтверждающие их документы с учетом доводов проверяющих (Постановление ФАС МО от 31.10.2013 по делу № А40-115085/12‑115‑830)

Подведем итоги. Акт налоговой проверки - это документ, который налоговый орган должен составить даже в том случае, если налоговые правонарушения не выявлены. Статьей 100 НК РФ и положениями Требований определены процедурные моменты по его оформлению и вручению проверяемому лицу. Между тем на практике случается немало ситуаций, которые не описаны в нормативных актах. Разрешить их помогут разъяснения уполномоченных органов, а также устойчивая арбитражная практика.

Налоговой проверки (см. ст.87 Налогового кодекса РФ). Поэтому требования к оформлению и порядок проведения любой налоговой проверки в первую очередь зависит от ее вида.

Сегодня налоговым законодательством не предусмотрен четкий порядок оформления результатов камеральной налоговой проверки, но содержит разъяснения, как, к примеру, в ходе камеральной проверки должен составляться акт о выявленных нарушениях, или скажем, что такой акт должен быть составлен в течение десяти дней после окончания такой проверки. В отличие от оформления результатов камеральной налоговой проверки, акт выездной налоговой проверки достаточно четко урегулирован в пункте 1 статьи 100 Налогового кодекса РФ и выглядит он следующим образом:

  • сначала составляется справка об окончании налоговой проверки (п.15 ст.89 Налогового кодекса РФ);
  • затем составляется акт налоговой проверки (следует обратить внимание, что акт составляется в двух месячный срок с момента оформления справки об окончании налоговой проверки, об этом указано в п.1. ст.100 Налогового кодекса РФ);
  • далее следует этап направления в налоговый орган возражений на акт от проверяемого лица (здесь также следует знать, что подача возражений возможна в течение пятнадцати дней с момента получения акта – см. п.6 ст.100 Налогового кодекса РФ).

Акт налоговой проверки – документ информационного характера, правовой природы этот документ не имеет. Акт налоговой проверки всего на всего содержит зафиксированные налоговиками факты совершенных проверяемым лицом нарушений и в дальнейшем обязательно проверяется налоговой инспекцией при рассмотрении материалов налоговой проверки наряду со всеми другими собранными доказательствами. Принятие налоговой инспекцией окончательного решения по результатам налоговой проверки всегда происходит на основе всех имеющихся в материалах проверки документов и доказательств (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 10.03.2016г. № Ф09-683/16 по делу № А60-21375/2015).

Это означает то, что обжаловать само содержание акта налоговой проверки налогоплательщик не вправе, а вот повлиять на окончательное решение о привлечении или не привлечении его к налоговой ответственности налогоплательщик вправе, путем подачи возражений. Когда акт налоговой проверки составлен, а возражения проверяемым налогоплательщиком поданы, следует этап рассмотрения материалов проверки (ст. 101 Налогового кодекса РФ). Теперь рассмотрим оформление акта налоговой проверки более подробно.

Справка об окончании налоговой проверки: форма, порядок и сроки составления, порядок вручения налогоплательщику

Как узнать, что налоговая проверка закончилась? Из справки о проведенной проверке (см. Приложение № 7 к Приказу ФНС от 08.05.2015г.). Такая справка составляется в самый последний день выездной проверки (см. п. 15 ст. 89 Налогового кодекса РФ). Как правило справку составляет руководитель группы проверки (или проверяющей группы). Содержание справки по проведенной проверке включает в себя сведения о предмете проверки (вид налога) и период проверки. Также в справке указывается срок проведенной проверки, причем сроки приостановления и продления проверки в справке оговариваются отдельно. В соответствии с Письмом ФНС России от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 справку о проведенной налоговой проверке подписывает руководитель проверяющей группы (см. п.6.1 указанного Письма).

Справка о проведенной налоговой проверке должна содержать следующие обязательные реквизиты:

  • место и дата составления;
  • реквизиты решения о назначении налоговой проверки;
  • полное и сокращенное название налогоплательщика, в которой была проведена проверка (наименование организации, ИНН/КПП);
  • предмет проверки (вид проверяемого налога, период проверки);
  • срок проведения налоговой проверки.

Дальше с даты составления справки о проведенной проверке отсчитывается срок дальнейшего оформления результатов налоговой проверки. В последний день проверки данная справка должна быть вручена проверяемому налогоплательщику, а именно руководителю проверяемой организации (если это юридическое лицо), или же индивидуальному предпринимателю лично либо его представителю (см. п. 15 ст. 89 Налогового кодекса РФ). Обязательным требованием к оформлению справки по проведенной налоговой проверке является наличие в ней подписи ру­ко­во­ди­теля ор­га­ни­за­ции или представителя организации по доверенности, индивидуального предпринимателя (ИП) (см п. 1 ст. 26, п. 1 ст. 27, п. 1 ст. 29 Налогового кодекса РФ). С этой целью в утвержденной типовой форме справки имеется специальное поле, в котором представитель налогоплательщика ставит отметку о получении на руки своего экземпляра справки.

Справка о проведенной налоговой проверке может быть передана организации-налогоплательщику и по телекоммуникационным каналам связи (ТКС), такое вручение сегодня тоже довольно часто практикуется налоговиками. Порядок электронного документооборота между налоговыми инспекциями и налогоплательщиками был утвержден Приказом ФНС России от 15 апреля 2015 г. № ММВ-7-2/149. В таком случае электронная справка будет считаться полученной в момент, когда в инспекцию поступит электронная квитанция о приеме этого документа налогоплательщиком. Если налоговая инспекция не получит такую квитанцию, она должна будет отправить справку на бумажном носителе в обычном порядке – заказным письмом с уведомлением о вручении (см. пп.12, 16 и 19 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 15 апреля 2015 г. № ММВ-7-2/149).

Налоговая инспекция вправе вызывать ру­ко­во­ди­те­ля юридического лица или индивидуального предпринимателя для личного вручения справки и получения от уполномоченного лица подписи в ее получении на своем экземпляре (см. подп. 4 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ). Такой вызов осуществляется посредством направления налогоплательщику уведомления о таком вызове по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 08 мая 2015 года № ММВ-7-2/189@ (см. приложение № 2 к Приказу). Если в таком случае налогоплательщик данное уведомление проигнорирует и не обеспечит явку в налоговую инспекцию (или же не направит своего уполномоченного представителя), а также если он намеренно будет уклоняться от получения справки по проведенной налоговой проверке, налоговая направит справку по почте заказным письмом с уведомлением по месту нахождения юридического лица (по месту жительства индивидуального предпринимателя). В таком случае датой по­лу­че­ния справ­ки налогоплательщиком будет являться дата, ука­зан­ная на от­тис­ке ка­лен­дар­но­го почтового штем­пе­ля на уведомлении о вручении.

Акт налоговой проверки: сведения, порядок оформления

Порядок оформления акта налоговой проверки установлен статьей 100 Налогового кодекса РФ. Для начала выделим основные моменты процедуры оформления акта налоговой проверки и его вручения налогоплательщику: акт налоговой проверки составляется в двухмесячный срок со дня, когда налоговой инспекцией будет составлена справка о проведенной налоговой проверке, об этом указано в пункте 1 статьи 100 Налогового кодекса РФ. В соответствии с Приказом ФНС России от 08.05.2005г. № ММВ-7-2/189@) момент окончания налоговой проверки определяется моментом (датой) составления справки о проведенной налоговой проверке, которая составляется именно в последний день налоговой проверки (п.15 ст.89 Налогового кодекса РФ).

Акт налоговой проверки состоит из трех основных частей: вводная, описательная и итоговая. В соответствии с пунктом 3 статья 100 Налогового кодекса РФ акт налоговой проверки должен содержать следующие обязательные реквизиты и сведения:

  • дата подписания акта;
  • полное и сокращенное наименование проверяемого налогоплательщика (Ф.И.О. физического лица зарегистрированного в качестве ИП);
  • Ф.И.О. должностных лиц налогового органа, проводивших данную проверку (с указанием их должностей, полного наименования налоговой инспекции);
  • дата и номер решения руководителя налоговой инспекции о проведении налоговой проверки (касается только выездных налоговых проверок);
  • дата поступления в налоговый орган декларации от проверяемого налогоплательщика или иных документов (данное требование касается только камеральных налоговых проверок);
  • перечень всех документов, представленных в ходе проведения проверки самим налогоплательщиком;
  • охватываемый период проведенной проверки;
  • вид проверяемого налога;
  • даты начала и окончания проверки;
  • адрес проверяемого налогоплательщика (юридический адрес для юридических лиц, адрес регистрации по месту жительства – для физических лиц и ИП);
  • информация о проведенных в рамках проверки мероприятиях;
  • документы, подтверждающие факт нарушения налогового законодательства либо отметка об их отсутствии (см. п.3 ст.100 Налогового кодекса РФ, Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22.09.2015г. № Ф02-5056/2015 по делу № А19-17587/2014, Постановление Арбитражного суда Московской области от 17.07.2015г. № Ф05-8680/2015 по делу № А41-46433/14.);
  • ссылки на нормы статей Налогового кодекса РФ определяющих ответственность за выявленное нарушение.

Подписывается акт проводившими проверку должностными лицами, а также самим проверяемым налогоплательщиком (или его представителем). Оформленный акт налоговой проверки потом остается на хранении в налоговой инспекции, при этом к нему должны быть приложены следующие документы:

  • решение руководителя налогового органа о проведении налоговой проверки;
  • решение о внесении дополнений (изменений) в решение о проведении налоговой проверки (если они вносились);
  • при наличии решение о приостановлении и возобновлении налоговой проверки;
  • при наличии решение о продлении налоговой проверки;
  • требование о представлении налогоплательщиком документов в рамках проверки;
  • при наличии решение о продлении (об отказе в продлении) сроков представления документов;
  • акт инвентаризации (в случае, если она проводилась);
  • разделы актов проверок филиалов (представительств);
  • документы (информация), истребованные в ходе проверки;
  • заключение эксперта (в случае проведения экспертизы);
  • протоколы допроса свидетелей, осмотра (обследования) производственных, складских и торговых и иных помещений, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения и т.д., протоколы, составленные при производстве иных действий по осуществлению налогового контроля (в случае производства соответствующих действий), а также постановления о назначении экспертизы и производстве выемки документов и предметов (в случае их назначения (производства));
  • справка о проведенной проверке;
  • документы, подтверждающие факт вручения либо направления справки о проведенной проверке, а также акта налоговой проверки налогоплательщику (плательщику сборов, налоговому агенту) или его представителю;
  • копии первичных документов, регистров налогового и бухгалтерского учета, подтверждающих наличие фактов нарушения законодательства о налогах и сборах, заверенных в установленном порядке;
  • иные материалы, имеющие значение для подтверждения отраженных в акте фактов нарушений и для принятия обоснованного решения по результатам проверки.

Форма и требования к составлению акта налоговой проверки, порядок его вручения налогоплательщику

На сегодняшний день в работе налоговых служб повседневно используется типовая форма акта налоговой проверки, которая утверждена Приказом ФНС России от 08 мая 2015 года № ММВ-7-2/189@. Данный приказ содержит и требования к составлению акта налоговой проверки. Так, акт налоговой проверки обязательно должен быть составлен на русском языке и на бумажном носителе, или же в электронном виде. Если есть необходимость использования в тексте акта сокращений и аббревиатур, при первом употреблении соответствующее словосочетание должно приводится полностью с указанием в скобках его сокращения, используемого в таком виде далее по всему тексту документа.

Акт налоговой проверки не должен содержать исправления или помарки, это допускается только с соответствующими изменяющими отметками должностного лица, заверенными его подписью. Кроме того, все отраженные в акте факты нарушений должны содержать подробную информацию о:

  • видах и способах нарушения, а также о налоговом периоде;
  • денежном расхождении между данными, заявленными налогоплательщиком в декларации и фактическими выявленными данными;
  • ссылках на первичную бухгалтерскую документацию;
  • квалификации выявленного нарушения со ссылкой на статьи Налогового кодекса РФ;
  • реквизитах экспертного заключения, протокола допроса свидетелей или другие протоколы, составленные при производстве конкретных производственных действиях налогового контроля.

Налоговый кодекс РФ регламентирует право налогоплательщика получать на руки и копию акта налоговой проверки (см. пп.9 п.1 ст.21, пп.9 п.1 ст.32 Налогового кодекса РФ, Письмо ФНС России от 27.08.2007г. № 06-1-02/558). В пункте 5 Требований к оформлению акта налоговой проверки, утвержденных Приказом ФНС России от 08 мая 2015 года № ММВ-7-2/189@ указано, что акт выездной налоговой проверки составляется инспектором в двух экземплярах, один для налоговой инспекции, второй – для налогоплательщика. Значит по большому счету акт налоговой проверки может быть вручен как в виде копии так и в оригинале, что подтверждается уже сложившейся судебной практикой (см. Постановление Федерального Арбитражного суда Центрального округа от 28.04.2014г. по делу № А35-4665/2013, Федерального Арбитражного суда Дальневосточного округа от 23.12.2013г. № Ф03-6129/2013 по делу № А51-16532/2013).

Срок вручения акта налоговой проверки налогоплательщику установлен в пятидневный срок с даты его составления (п.5 ст.100 Налогового кодекса РФ). Здесь присутствует очень важный момент! Налоговая инспекция не имеет права самостоятельно выбирать способ вручения налогоплательщику акта налоговой проверки! В пункте 5 статьи 100 Налогового кодекса РФ четко прописано, что акт налоговой проверки вручается проверяемому налогоплательщику или его официальному представителю под расписку или должен быть передан другим способом, подтверждающим дату его получения проверяемым лицом, к примеру, акт может быть направлен по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Однако суды считают, что такой способ вручения налогоплательщику акта налоговой проверки может быть использован только в случаях, когда налогоплательщик уклоняется от получения на руки акта налоговой проверки, и акт налоговой проверки обязательно должен содержать отметку об этом (см. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 20.01.2014г. № Ф05-16692/2013 по делу № А41-11771/10).

Опытные инспекторы, в случае, когда налогоплательщик уклоняется от получения своего экземпляра акта налоговой проверки, на последней странице акта делает об этом соответствующую запись, которую обязательно заверяет своей подписью (см. п.1.13 Требований к составлению акта налоговой проверки, утвержденных Приказом ФНС России от 08 мая 2015 года № ММВ-7-2/189@). А потом уже направляет акт налоговой проверки по почте заказным письмом с уведомлением. Иногда, хитрые инспекторы чтобы обезопасить себя, прежде чем внести в акт налоговой проверки запись об уклонении налогоплательщика в его получении и направлении акта по почте, сначала вызывают налогоплательщика в налоговую инспекцию с целью личного вручения акта путем направления ему соответствующего уведомления, форма которого утверждена Приказом ФНС России от 31 мая 2007 года № ММ-3-06/338@ (см. Приложение № 7). Такое уведомление инспектор отправляет налогоплательщику по почте заказным письмом с уведомлением, как правило, по его юридическому адресу.

Возражения на акт налоговой проверки

Пункт 6 статьи 100 Налогового кодекса РФ закрепляет право налогоплательщика в течение тридцати дней представить в налоговый орган письменные возражения на акт налоговой проверки, как в целом, так и по его отдельным положениям, в случае если он не согласен с фактами, отраженными налоговиками в акте налоговой проверке. К своим письменным возражениям налогоплательщик может прикладывать заверенные копии документов, подтверждающих обоснованность его возражений. Десятидневный срок, что установлен пунктом 1 статьи 101 Налогового кодекса РФ для вынесения решения по результатам проведенной проверки, исчисляется после истечения одного месяца, установленного пунктом 6 статьи 100 Налогового кодекса РФ.

В случае, если налогоплательщик не подал письменные возражения на акт налоговой проверки, он не лишается права дачи пояснений при рассмотрении материалов налоговой проверки (см. п. 4 ст. 101 Налогового кодекса РФ). При этом данное правило применимо к оформлению не только выездной налоговой проверки, но и камеральной. Если же налогоплательщик в установленный законом срок не представил свои возражения на акт налоговой проверки, но принимал личное участие в рассмотрении материалов проверки, добиться отмены итогового решения налогового органа он сможет, только доказав, что у него не было возможности надлежащим образом подготовиться к рассмотрению материалов проверки и соответственно привести аргументированные объяснения.

Обжалование результатов налоговой проверки

Завершающим этапом оформления результатов налоговой проверки является рассмотрение ее материалов, которое проводится руководителем налоговой инспекции, проверявшей налогоплательщика.

Со своей стороны налоговый орган обязан уведомить налогоплательщика о дате, времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки. Уведомление налогоплательщика должно быть разумным и учитывать необходимое для явки налогоплательщика время, опять же разумное. Руководитель налоговой инспекции обязан установить, было ли совершено проверяемым налогоплательщиком правонарушение, образуют ли выявленные в ходе проверки нарушения состав налогового правонарушения по смыслу Налогового кодекса РФ, а также имеются ли у налогового органа основания для привлечения проверяемого лица к налоговой ответственности. Также при наличии оснований для привлечения налогоплательщика к ответственности, руководитель налоговой инспекции должен установить факт наличия у привлекаемого налогоплательщика обстоятельств смягчающих или отягчающих его ответственность за выявленное в ходе проверки нарушение.

Результатом рассмотрения материалов налоговой проверки является решение руководителя налогового органа, которым определяется:

  • привлечение налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения с указанием соответствующих статей Налогового кодекса РФ, размер выявленной недоимки, и размер подлежащих уплате пеней и штрафа;
  • отказ в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения. При этом в решении указываются размеры недоимки и сумма пеней.

Принятое налоговым органом решение вступает в законную силу по истечении 10 (десяти) дней с момента его вручения налогоплательщику. После налоговый орган обязан разъяснить налогоплательщику о возможности добровольной уплаты суммы налоговых санкций (ст. 104 Налогового кодекса РФ). Одновременно с этим, у руководителя налогового органа при наличии оснований есть право принятия в отношении виновного налогоплательщика обеспечительных мер с целью надлежащего исполнения принятого решения (см. п.10 ст.101 Налогового кодекса РФ). К таким обеспечительным мерам в частности относятся запрет на отчуждение имущества налогоплательщика без согласия налогового органа (недвижимость, транспортные средства, ценные бумаги и т.п.).

В настоящее время обжалование решений по проверкам проходит сначала путем подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган, затем в судебный орган. В судебной практике есть примеры, когда суд встает на сторону налогоплательщика (см. Постановление ФАС Уральского округа от 24.02.2014г. № Ф09-8/14). При этом не стоит забывать, что у налогового органа тоже есть право и основания для обращения в суд. Например, в соответствии со статьей 104 Налогового кодекса РФ в случае, если налогоплательщик отказывается в добровольном порядке уплачивать сумму налоговых санкций или им был пропущен срок их уплаты, как это было указано в требовании налогового органа, последний вправе обратиться в суд с требованиями о взыскании налоговых санкций, но для этого действия законом отведен срок исковой давности – 6 месяцев со дня выявления налогового правонарушения (ст.115 Налогового кодекса РФ). Помимо указанного, исковое заявление о взыскании налоговых санкций подается в суд с учетом статуса налогоплательщика:

  • арбитражный суд (когда иск предъявляется в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя);
  • суд общей юрисдикции (когда иск предъявляется в отношении физического лица).

Касаемо взыскания пени с налогоплательщика, то их принудительное взыскание с юридических лиц происходит в бесспорном порядке, а в судебном – только с налогоплательщиков-физических лиц, об этом указано в пункте 6 статьи 75 Налогового кодекса РФ.

В заключении отметим, что в любом случае, результатом рассмотрения материалов налоговой проверки будет являться итоговое решение руководителя инспекции, и такое решение уже будет окончательным и обязательным к исполнению. И как нами уже было отмечено ранее, налогоплательщик может повлиять на решение налогового органа, и одним из таких способов может быть факт не вручения налогоплательщику акта налоговой проверки до рассмотрения материалов налоговой проверки. Также если налогоплательщик в суде докажет, что он не был надлежащим временем извещен налоговой инспекцией о дате и времени рассмотрения материалов проверки, суд примет сторону налогоплательщика и отменит итоговое решение о проверке. Поэтому налогоплательщика, знайте свои права, и отстаивайте их, ведь законные права налогоплательщиков не должны нарушаться.

По статистике количество выездных проверок год от года неуклонно снижается. Но суммы доначислений, приходящиеся на одну ревизию, растут. Так, в 2000 году было проведено более 1,3 млн проверок, а в 2016 около 30 тыс. При этом сумма взысканий по одной проверке стала почти в 50 раз больше. Что делать, если вы не согласны с актом и решением по проверке и как снизить сумму потенциального взыскания?

Вышестоящие налоговые органы в досудебном порядке удовлетворяют более 1/3 от числа всех жалоб плательщиков на решения нижестоящих инспекций. А суды — 50% от заявленных требований компаний.

Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.

Внимательно изучите акт проверки

Выездная проверка заканчивается справкой. Далее налоговый орган готовит акт. У него есть на это 2 месяца, считая от даты справки. При проверке КГН этот срок составляет три месяца. Форма акта и требования к его составлению утверждены Приложениями № 23 и 24 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@ (далее — Приказ).

В требованиях указано, что все факты нарушений должны быть подтверждены документально. Каждое нарушение инспекция обосновывает ссылками на «первичку», регистры бухгалтерского и налогового учета, результаты экспертиз. Документ должен быть сформулирован кратко, четко, ясно и последовательно. То есть таким образом, чтобы его поняли те, кто не имеет специальных познаний в области бухгалтерского и налогового учета.

Акт должны подписать все проверяющие. Но если документ завизирован не всеми инспекторами, проводившими ревизию, а только, например, руководителем группы, нарушением это не будет.

После изготовления акта, инспекция обязана в течение 5 дней с даты подписания документа должностными лицами, проводившими проверку, вручить его представителю компании под расписку. Обратите внимание, что направить акт по почте налоговики вправе, только если проверяемый плательщик уклоняется от получения. Факт уклонения должен быть отражен в самом акте (п. 5 ст. 100 НК РФ, постановление ФАС Московского округа от 20.01.2014 № Ф05-16692/2013).

Подготовьте возражения

У компании есть 2 месяца с даты получения акта на то, чтобы подготовить возражения. В них налогоплательщик детально по пунктам описывает те положения, с которыми он не согласен и поясняет почему.

Структура возражений обычно соотносится с актом по проверке. Каждому пункту в описательной и резолютивной части акта соответствует пункт возражений. Не пренебрегайте ссылками на законодательство, ведомственные разъяснения и судебную практику. Что касается последней — то она должна быть либо из вашего округа, либо позицией ВС РФ.

Форма возражений законодательно не установлена. Например, недавно суд решил, что «уточненки», представленные после окончания проверки, но до вынесения решения по ней можно рассматривать как возражения на акт проверки (определение Верховного Суда РФ от 13.09.2016 № 310-КГ16-5041).

Не бойтесь дополнительных мероприятий

Доводы, которые вы заявите в возражениях, могут стать причиной для вынесения решения о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля. А именно: истребование документов у самого налогоплательщика или иных лиц (например, контрагентов), допрос свидетеля или экспертизы.

Такое решение налоговый орган принимает, если не сочтет материалы проверки достаточными для принятия решения о привлечении либо отказе в привлечении общества к ответственности. Поэтому опасаться дополнительных мероприятий не нужно. Наоборот — это решение косвенным образом подтверждает неустойчивую позицию налогового органа в отношении конкретных пунктов акта. Подтвердить или опровергнуть эту позицию и призваны допмероприятия. Но проводить их можно только для проверки уже установленных нарушений (постановление ФАС Уральского округа от 27.04.2012 № А60-28239/11). Именно в этом и заключается их предназначение.

Дополнительные мероприятия не предназначены для того, чтобы выявлять новые правонарушения. Такова позиция Конституционного суда (определение от 27.05.2010 № 650-О-О, постановление от 14.07.2005 № 9-П).

Важно помнить, что срок на «допы» ограничен. У инспекции есть всего месяц, чтобы провести контроль и вынести решение по проверке. Ранее Налоговый кодекс этого срока не содержал. Изменения в ст. 101 НК РФ внес Федеральный закон от 01.05.2016 № 130-ФЗ, который вступил в силу 2 июня 2016 года. После проведения дополнительных контрольных мероприятий материалы по ним рассматривают вместе с материалами самой проверки. Налоговый кодекс РФ не ограничивает количество дополнительных мероприятий в течение установленного месячного срока (письмо Минфина России от 15.07.2016 № 03-02-07/1/41426).

На дополнительные мероприятия также можно представить возражения. На это плательщику отведено 10 дней с даты окончания «допов». Они будут рассмотрены вместе со всеми материалами проверки. В течение 10 дней после окончания срока для представления возражений инспекция обязана принять окончательное решение по проверке.

Раскройте «карты»

Часто возникает соблазн не заявлять в возражениях все доводы, подтверждающие позицию налогоплательщика и опровергающие выводы инспекции, а приберечь их для последующего обжалования. Такой подход чреват проблемами для компании. Так как суд может отказаться принять документы, ранее не заявленные на возражениях или на рассмотрении жалобы в Управлении ФНС по субъекту. Аргумент судей таков — они в рамках своих полномочий не подменяют налоговый контроль и не выполняют обязанности налоговых инспекторов (Определение ВС РФ от 09.03.2017 № 305-КГ-17-199).

Если налогоплательщик не может обосновать, почему он не защищал свои интересы на досудебной стадии и не представлял доказательства и документы, его обвинят в злоупотреблении правом. В этом случае рассчитывать на положительное решение суда бессмысленно.

Другое дело, когда невозможность представить документы на досудебной стадии вызвана объективными причинами — тогда можно рассчитывать на то, что суд примет их в качестве доказательств по делу. Например, в постановлении АС Северо-Западного округа от 11.12.2014 № А56-59616/2013 суд согласился рассмотреть документы, подтверждающие вычеты по НДС, но ранее не предъявленные в налоговый орган по причине изъятия в рамках уголовного дела.

Возражения на акт проверки, по сути, шаблон для будущей жалобы в вышестоящий налоговый орган и в последующем для искового заявления в суд — если жалоба не будет удовлетворена. Поэтому относиться к подготовке возражений следует максимально серьезно.

Проверьте, соответствует ли решение акту

После того как инспекция составит решение по проверке, она обязана вручить его налогоплательщику. Документ вступает в силу по истечении одного месяца с даты вручения плательщику. Вручить его инспекторы обязаны под расписку в течение 5 дней с даты вынесения.

Решение должно соответствовать акту проверки. Бывает, что налоговый орган включает в документ те эпизоды, которые не были указаны в акте. Соответственно, налогоплательщик не мог представлять на них возражения, а, значит, был лишен права отстаивать свои интересы.

Напишите жалобу в вышестоящий налоговый орган

Если вы не согласны с решением по проверке, его нужно обжаловать. Первым шагом станет досудебное обжалование в вышестоящий налоговый орган. Решение по проверке можно обжаловать в течение года со дня его вынесения. Жалобу следует подавать в тот налоговый орган, который принял обжалуемое решение.

Если вы обжалуете решение до его вступления в силу, то есть до истечения месячного срока с даты вручения — это называется апелляционным обжалованием. В этом случае документ вступит в силу с даты вынесения Управлением своего решения по жалобе (ст. 101.2 НК РФ).

При рассмотрении жалобы Управление не может принять решение о взыскании с компании дополнительных налоговых платежей, пеней, штрафов, не указанных в оспариваемом решении. Так как это считается ухудшением для налогоплательщика. А кроме того приведет к тому, что вышестоящий налоговый орган фактически проведет контроль за деятельностью нижестоящей инспекции в нарушении определенного порядка (п. 10 ст. 89 НК РФ). Ухудшающее положение плательщика решение Управление вправе принять только по проверке, которую может назначить в рамках контроля за деятельностью своих территориальных подразделений.

Вышестоящий налоговый орган вправе дополнить или изменить приведенное в обжалуемом решении правовое обоснование взыскания сумм налогов, пеней, штрафов, исправить арифметические ошибки, опечатки (п. 81 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, Определение ВАС РФ от 04.07.2014 № ВАС-8380/14).

Обратите внимание, если решение Управления по жалобе компанию не устроило, акт инспекции можно обжаловать выше — в Центральный аппарат ФНС России.

Подготовьте исковое заявление в суд

Если досудебное обжалование не привело компанию к желаемому результату, следует подать исковое заявление в суд. Чтобы оспорить решение инспекции у налогоплательщика есть три месяца с момента, когда он узнал о нарушении своих прав (ст. 198 АПК РФ). Срок, пропущенный по уважительной причине, можно восстановить. Такой причиной может стать, например, болезнь заинтересованного лица (Письмо ФНС России от 04.07.2016 № ГД-4-14/11938@).

При досудебном обжаловании трехмесячный срок на подачу заявления в суд следует отсчитывать с даты истечения срока на вынесение вышестоящим налоговым органом решения по жалобе. Если в установленный срок вышестоящие налоговики не приняли решение по жалобе или не направили его налогоплательщику, это однозначно будет признано судом уважительной причиной для восстановления пропущенного срока.

Как мы уже сказали, в основу заявления ложатся, как правило, возражения на акт проверки. Если какие-то пункты удалось отстоять на досудебной стадии, проследите, чтобы они не попали в заявление, а также проверьте итоговые расчеты налогов и штрафов.

В процессе судебного обжалования есть масса нюансов. Поэтому проводить этот этап должны или штатные юристы или привлеченные консультанты.

По результатам выездной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов составляется акт налоговой проверки по форме, приведенной в приложении № 1 к Инструкции МНС России от 10.04.2000 № 60. Указанный акт подписывается уполномоченными должностными лицами и руководителем проверяемой организации либо индивидуальным предпринимателем, либо их представителями.

Акт выездной налоговой проверки должен содержать систематизированное изложение документально подтвержденных фактов налоговых правонарушений, выявленных в процессе проверки, или указание на отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи части первой Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений.

В акте выездной налоговой проверки подлежат отражению все выявленные в процессе налоговой проверки факты нарушений законодательства о налогах и сборах и связанные с ними обстоятельства, имеющие значение для принятия правильного решения по результатам проверки.

Акт выездной налоговой проверки должен быть составлен на бумажном носителе, на русском языке и иметь сквозную нумерацию страниц. В нем не допускаются помарки, подчистки и иные исправления, за исключением исправлений, оговоренных и заверенных подписями лиц, подписывающих акт.

Все стоимостные показатели, выраженные в иностранной валюте, подлежат отражению в акте выездной налоговой проверки с одновременным указанием в соответствии с действующим порядком их рублевого эквивалента по курсу, котируемому Банком России для соответствующей иностранной валюты по отношению к рублю.

В случае необходимости использования в тексте акта сокращенных наименований и общепринятых аббревиатур при первом употреблении соответствующее словосочетание приводится полностью с одновременным указанием в скобках его сокращенного наименования или аббревиатуры, используемых далее по тексту.

Акт выездной налоговой проверки составляется в двух экземплярах, один из которых остается на хранении в налоговом органе, другой - вручается руководителю проверяемой организации либо индивидуальному предпринимателю (их представителям).

При выявлении налоговым органом обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, акт проверки составляется в трех экземплярах. В указанном случае третий экземпляр акта приобщается к материалам, направляемым в соответствии с пунктом 3 статьи 32 части первой Налогового кодекса Российской Федерации в органы налоговой полиции для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.