Приказ о проведении инвентаризации наличных денежных средств. Инвентаризация денежных средств в кассе

Выберите рубрику 1. Предпринимательское право (233) 1.1. Инструкции по открытию бизнеса (26) 1.2. Открытие ИП (26) 1.3. Изменения в ЕГРИП (4) 1.4. Закрытие ИП (5) 1.5. ООО (39) 1.5.1. Открытие ООО (27) 1.5.2. Изменения в ООО (6) 1.5.3. Ликвидация ООО (5) 1.6. ОКВЭД (31) 1.7. Лицензирование предпринимательской деятельности (13) 1.8. Кассовая дисциплина и бухгалтерия (69) 1.8.1. Расчет зарплаты (3) 1.8.2. Декретные выплаты (7) 1.8.3. Пособие по временной нетрудоспособности (11) 1.8.4. Общие вопросы бухгалтерии (8) 1.8.5. Инвентаризация (13) 1.8.6. Кассовая дисциплина (13) 1.9. Проверки бизнеса (16) 10. Онлайн-кассы (9) 2. Предпринимательство и налоги (401) 2.1. Общие вопросы налогообложения (25) 2.10. Налог на профессиональный доход (7) 2.2. УСН (44) 2.3. ЕНВД (46) 2.3.1. Коэффициент К2 (2) 2.4. ОСНО (34) 2.4.1. НДС (17) 2.4.2. НДФЛ (6) 2.5. Патентная система (24) 2.6. Торговые сборы (8) 2.7. Страховые взносы (58) 2.7.1. Внебюджетные фонды (9) 2.8. Отчетность (84) 2.9. Налоговые льготы (71) 3. Полезные программы и сервисы (40) 3.1. Налогоплательщик ЮЛ (9) 3.2. Сервисы Налог Ру (12) 3.3. Сервисы пенсионной отчетности (4) 3.4. Бизнес Пак (1) 3.5. Калькуляторы онлайн (3) 3.6. Онлайнинспекция (1) 4. Государственная поддержка малого бизнеса (6) 5. КАДРЫ (101) 5.1. Отпуск (7) 5.10 Оплата труда (5) 5.2. Декретные пособия (1) 5.3. Больничный лист (7) 5.4. Увольнение (11) 5.5. Общее (21) 5.6. Локальные акты и кадровые документы (8) 5.7. Охрана труда (9) 5.8. Прием на работу (3) 5.9. Иностранные кадры (1) 6. Договорные отношения (34) 6.1. Банк договоров (15) 6.2. Заключение договора (9) 6.3. Дополнительные соглашения к договору (2) 6.4. Расторжение договора (5) 6.5. Претензии (3) 7. Законодательная база (37) 7.1. Разъяснения Минфина России и ФНС России (15) 7.1.1. Виды деятельности на ЕНВД (1) 7.2. Законы и подзаконные акты (12) 7.3. ГОСТы и техрегламенты (10) 8. Формы документов (81) 8.1. Первичные документы (35) 8.2. Декларации (25) 8.3. Доверенности (5) 8.4. Формы заявлений (11) 8.5. Решения и протоколы (2) 8.6. Уставы ООО (3) 9. Разное (24) 9.1. НОВОСТИ (4) 9.2. КРЫМ (5) 9.3. Кредитование (2) 9.4. Правовые споры (4)

Приказ о проведении инвентаризации составляют по унифицированному образцу Госкомстата или утвержденной форме компании. Какие виды проверок инициируют приказами и как оформляют распоряжения руководства, читайте в статье.

Из статьи вы узнаете:

Когда и зачем проводят инвентаризацию

В состав имущества компании входят финансовые активы: основные средства, нематериальные активы, денежные средства, вложения и готовая продукция. Состояние фирмы характеризуют не только ее активы, но и финансовые обязательства . К ним относят кредиты банков, займы и резервы, кредиторские задолженности. Чтобы контролировать сохранность ценностей и средств, проводят эпизодические проверки. В ходе ревизии сравнивают фактические данные и сведения бухучета на определенную дату. Такие проверки называют инвентаризациями.

Скачайте документы по теме:

Организация сама устанавливает количество проверок в году. Приказом руководителя о проведении инвентаризации (образец приведен ниже) утверждают время проведения и объекты обследования. Законодательство предусматривает несколько случаев обязательного проведения проверочных мероприятий:

  • ежегодно перед сдачей годовой отчетности;
  • при сдаче в аренду или продаже имущества;
  • при смене материально-ответственного лица;
  • в случае хищения или порчи имущества;
  • после аварии, пожара или стихийного бедствия;

Проверки классифицируют по объему, назначению и методу проведения.

Рис. 1. Виды инвентаризации

Структура приказа

Приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации, согласно образцу, занимает один лист. В шапке документа отражают обязательные реквизиты : название, номер, дату составления, код по ОКУД (0317018), код компании по ОКПО.

В основной части раскрывают назначение предстоящей процедуры и указывают ее вид. В распоряжении объясняют причины проведения ревизии и перечисляют ее объекты. В бланк вносят сведения о длительности проверки: даты ее начала и окончания.

В конце основной части приводят информацию о том, кому в какие сроки необходимо предоставить результаты проверки.

Состав сотрудников, входящих в состав инвентаризационной комиссии указывается в конце документа. Реквизит содержит Ф.И.О. работника, должность и подпись с расшифровкой.

Приказ визирует руководитель предприятия. После этого реквизиты документа заносят в регистрационный журнал учета (форма ИНВ-23). Председателю и членам комиссии вручают под роспись уведомление о проведении ревизии.

О том, (0317018).

  • Заполните поле с кодом организации по ОКПО.
  • В основной части приказа укажите тип проверки (плановая, внеплановая, выборочная, полная) и ее цели.
  • Перечислите членов комиссии. Укажите должности и Ф.И.О. Имена и отчества сокращают до инициалов, фамилию пишут полностью.
  • Перечислите материальные ценности, в отношении которых проводится ревизия.
  • Затем укажите, что проверка проходит на складе предприятия.
  • Укажите даты начала и окончания проверки.
  • Объясните, почему ревизия необходима.
  • Зафиксируйте сроки сдачи итоговой документации в бухгалтерию.
  • Заверьте приказ у руководителя организации.
  • Присвойте номер по номенклатуре дел и зарегистрируйте в журнале приказов по форме ИНВ-23.
  • Ознакомьте с распоряжением членов комиссии и сотрудников подразделений, где будет проходить проверка.
  • Вручите председателю и членам комиссии письменное уведомление о ревизии.
  • .

    Вывод

    Приказ на проведение инвентаризации образца 2018 не изменился по сравнению с прошлыми годами. Он относится к категории распорядительной документации и запускает процедуру проверки имущества компании: ее финансовых активов и обязательств. Документ оформляют на унифицированном бланке ИНВ-22. Использование собственной формы организации допустимо, если в нее внесены все обязательные реквизиты. Регулярная инвентаризация позволяет контролировать сохранность имущество компании. Ее правильное документальное оформление - проводить проверки в соответствии с законом.

    Перед началом регулярной или внеочередной инвентаризации ответственным лицам следует составить документ по форме ИНВ-22. Он будет храниться в бухгалтерии того юрлица, которое указано в нижней части формы. Например, если инвентаризацию запрашивает главный офис, то и вся отчетность по ней должна прийти туда. После приема документ следует хранить 5 лет.

    Образец и пустой бланк формы ИНВ-22

    ФАЙЛЫ 2 файла

    Следует сразу отметить, что владелец пересчитываемого имущества и заказчик оценки могут не совпадать:

    Проверка также может быть назначена в одном из отделов, например, архиве, отделе кадров, на складе и т.д. Помните, что без заполненной ИНВ-22 инвентаризация начаться не может. Только после оформления соответствующего распоряжения ответственная комиссия переходит к составлению предварительных актов и описей.

    Заполнение полей формы ИНВ-22

    Оформление приказа (постановления) об инвентаризации — предельно простая процедура. В шапку понадобится внести ОКПО и название структурного подразделения, если речь идет не об общей инвентаризации или переоценке, а об отчетности об имуществе отдельного филиала. Если планируется проводить проверки в нескольких подразделениях, то ИНВ-22, а также сопряженные с ней формы будут составляться для каждого.

    Объектом инвентаризации могут выступить , товарно-материальные ценности, обязательства, объекты завершенного или незавершенного строительства, объекты, находящиеся на ответственном хранении, и т.д.

    В качестве причины для плановой инвентаризации указываем «контрольная проверка» или, прямо — «плановая инвентаризация». Если же происходят кадровые изменения — «смена материально ответственных лиц» или «реорганизация». Постановление также заполняется для случаев переоценки.

    В случае, смены ответственных лиц указывают кладовщиков, кассиров и иных специалистов, трудоустроенных на момент проведения проверки.

    Сроки проведения оценки должны быть точными. Дата начала не может быть раньше даты документа.

    После того, как ИНВ-22 заполнена, ее следует занести в журнал по форме ИНВ-23. А вот результаты проверки заносятся в журнал по форме ИНВ-25. Эти документы могут остаться в структурном подразделении или быть переданы (в случае, о котором мы говорили выше).

    Ответственные лица по форме

    Как правило, форма ИНВ-22 заполняется от лица директора предприятия (или его заместителя). Председателем инвентаризационной комиссии обычно выступает главный бухгалтер (его зам), однако в частных случаях ответственные лица могут изменяться. Количество членов может быть меньшим, чем предусмотренное документом количество полей.

    Должности могут сокращаться, а ФИО приводиться в форме фамилии и инициалов. В постановлении Госкомстата нет никаких указаний на то, что расшифровывать подпись нужно с указанием полного имени и отчества.

    Образец заполнения состава членов комиссии показан ниже:

    Согласно п. 27 приказа Минфина РФ от 29.07.1998 № 34 существует ряд случаев, когда проведение инвентаризации является обязательным. Но чтобы проверить фактическое наличие и состояние активов и обязательств предприятия, необязательно ждать наступления обстоятельств, указанных в законодательных актах. Инициировать проведение проверки может руководитель, опираясь на личные соображения.

    Основанием для проведения внеплановой инвентаризации является приказ руководителя организации или другого уполномоченного на это лица. Существует унифицированная форма приказа о проведении инвентаризации № ИНВ-22, утвержденная постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 № 88. Но не будет ошибкой составить распоряжение в произвольной форме.

    Реквизиты приказа о внеплановой инвентаризации

    Для того чтобы проведение инвентаризации и учет ее результатов имели законные основания, приказ или распоряжение должны содержать следующую информацию:

    • Наименование организации и структурного подразделения, в котором проводится проверка.
    • Дата и номер приказа.
    • Наименование активов и обязательств, подлежащих пересчету. Например: «Основные средства, находящиеся на складе № 1».
    • Информация об инвентаризационной комиссии. Приказом назначаются председатель и члены комиссии. Исходя из требований к составу комиссии, установленных приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49, в состав комиссии могут входить как сотрудники предприятия, так и представители независимой аудиторской организации.
    • Даты начала и окончания проведения инвентаризации, сроки сдачи результатов инвентаризации в бухгалтерскую службу. Контроль за исполнением сроков возлагается на председателя комиссии. Также председатель перед началом инвентаризации визирует приходные и расходные документы, на основании которых производился учет имущества или обязательств до начала инвентаризации, с целью определения учетных остатков (п. 2.4 приказа Минфина № 49).
    • Причина проведения инвентаризации. При внеплановой проверке причиной инвентаризации, как правило, является контрольная проверка фактического наличия и состояния имущества организации.
    • Подпись руководителя организации или другого уполномоченного лица.

    Согласно п. 2.8 приказа Минфина РФ № 49 инвентаризация проводится при обязательном присутствии материально ответственного лица. Поэтому в приказе должна быть его подпись, свидетельствующая об ознакомлении с документом.

    Образец приказа о внеплановой инвентаризации представлен ниже:

    Приказ о внеплановой инвентаризации оформляется в свободной форме, но можно для этого использовать и унифицированный бланк ИНВ-22. Содержание и реквизиты приказа должны точно описывать суть проводимых инвентаризационных мероприятий.

    Касса необходима учреждению для приема, хранения и выдачи денежных средств, бланков строгой отчетности, денежных документов. Рассмотрим в статье правила ведения кассовых операций, а также ошибки, выявляемые проверяющими в ходе инвентаризации кассы.

    Согласно нормам п. 6 Инструкции № 157н субъект учета в целях организации бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующими бухгалтерский учет, названной инструкцией, формирует учетную политику исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения и выполняемых им в соответствии с законодательством РФ полномочий. В учетной политике утверждается порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств, в том числе кассы. Следует заметить, что учреждения силовых министерств и ведомств являются субъектами учета.

    В пункте 20 Инструкции № 157н определено, что инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств проводится субъектом учета в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми Минфином в соответствии с законодательством РФ. Аналогичные положения содержатся в п. 11 Закона о бухгалтерском учете.

    Принимая во внимание все вышесказанное, можно сделать вывод, что учреждения в своей учетной политике определяют порядок проведения инвентаризации кассы, руководствуясь Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 (далее - Методические указания № 49).

    Когда проведение инвентаризации кассы обязательно?

    В пункте 1.5 Методических указаний № 49 поименованы случаи, когда проведение инвентаризации кассы обязательно, а именно:
    • при передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже, а также в случаях, предусмотренных законодательством при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
    • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
    • при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
    • при установлении фактов хищений, злоупотреблений, порчи ценностей;
    • в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
    • при ликвидации (реорганизации) организации перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса и в других случаях, предусмотренных законодательством РФ или нормативными актами Минфина.
    В учетной политике могут быть установлены иные случаи, когда обязательно проведение инвентаризации кассы, и сроки ее проведения (например, может быть предусмотрена ежеквартальная инвентаризация).

    Какими документами оформляется проведение инвентаризации?

    Касса инвентаризируется в ходе выездной проверки (которая проводится учредителем, различными контрольными органами) и в результате мероприятий внутреннего контроля.

    В статье 19 Закона о бухгалтерском учете установлено, что экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни.

    Для проведения инвентаризации в рамках внутреннего контроля в учреждении создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия, которая в том числе осуществляет проверку кассы (п. 2.2 Методических указаний № 49). Состав этой комиссии -утверждается приказом (постановлением, распоряжением) руководителя организации (п. 2.3 Методических указаний № 49).

    В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации учреждения, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (ревизоры, экономисты и т. д.).

    Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания ее результатов недействительными.

    До начала проверки фактического наличия денежных средств в кассе учреждения инвентаризационная комиссия получает приходные кассовые ордера (ф. 0310001) и расходные кассовые ордера (ф. 0310002), составленные в день проведения кассовых операций, которые еще не были отражены в кассовой книге (ф. 0504514).

    При проведении инвентаризации (как в рамках внутреннего контроля, так и при внешних проверках) оформляются:

    - инвентаризационная опись (сличительная ведомость) бланков строгой отчетности и денежных документов (ф. 0504086) .

    Она применяется для отражения результатов проверки бланков строгой отчетности и денежных документов, проведенной в учреждении. Заметим, что согласно п. 50 Инструкции № 162н денежные документы хранятся в кассе учреждения.

    В инвентаризационной описи (ф. 0504086) выявляются расхождения между сведениями о фактическом наличии объекта учета и данными бухгалтерского учета путем их сопоставления;

    - инвентаризационная опись наличных денежных средств (ф. 0504088) . Она применяется для отражения результатов проведенной инвентаризации наличных денежных средств в кассе учреждения, то есть сведений о наличии денежных средств в кассе учреждения фактически и по учетным данным (цифрами и прописью), сведений по недостаче и излишкам, выявленным по результатам инвентаризации, номеров последних приходного и расходного кассовых ордеров.

    Если в ходе проведения инвентаризации (в рамках внутреннего контроля) были выявлены излишки, недостача или иные отклонения фактических показателей от данных бухгалтерского учета, оформляется ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092) . В ней фиксируются установленные расхождения с данными бухгалтерского учета: недостачи или излишки по каждому объекту учета в количественном и стоимостном выражении.

    Ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092) является основанием для составления акта о результатах инвентаризации (ф. 0504835) .

    При проведении выездной инвентаризации кассы ее результаты отражаются в акте, составляемом по ее итогам.

    Каковы особенности проведения проверки кассы?

    Инвентаризация кассы предполагает:
    • выборочную проверку ведения журнала операций по счету «Касса», журнала операций с безналичными денежными -средствами;
    • сверку первичных бухгалтерских документов с выписками по лицевым счетам, открытым в территориальных органах федерального казначейства, проверку правильности и законности их оформления;
    • контроль за полнотой и своевременностью оприходования денежных средств, поступающих в кассу;
    • проверку правильности списания денежных средств на расходы, использования их по целевому назначению (на выдачу заработной платы, командировки, хозяйственные нужды и т. д.);
    • проверку наличия и сохранности денежных средств;
    • контроль за соблюдением порядка ведения записей в кассовой книге;
    • проверку наличия договора о материальной ответственности кассира;
    • проверку соблюдения лимита остатка денежных средств в кассе.
    При подсчете фактического наличия ценностей в кассе принимаются к учету наличные деньги, ценные бумаги и денежные документы (почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, путевки в дома отдыха и санатории, авиабилеты и др.) (п. 3.40 Методических указаний № 49).

    Проверка фактического наличия бланков документов строгой отчетности производится по видам бланков (например, по талонам на ГСМ) с учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков, а также по каждому месту хранения и материально ответственным лицам (п. 3.41 Методических указаний № 49).

    Какие нарушения выявляются в ходе инвентаризации кассы?

    Как показывают результаты проверок, в ходе инвентаризации кассы выявляются следующие нарушения.

    Несоблюдения установленного лимита остатка денежных средств в кассе учреждения

    С 1 января 2013 года ведение кассовых операций казенными учреждениями осуществляется в соответствии с Положением № 373-П. Данным документом предусмотрено, что для ведения наличных денежных расчетов учреждению следует установить максимально допустимую сумму наличных денег, которая может храниться в месте для проведения кассовых операций, определенном руководителем юридического лица после выведения в кассовой книге (ф. 0504514) суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня (лимита остатка наличных денег).

    Нормы п. 1.4 Положения № 373-П допускают наличие денежных средств в кассе учреждения в объеме, превышающем установленный лимит остатка наличных денежных средств, в выходные и праздничные дни.

    Как определено в названном пункте, казенные учреждения обязаны хранить на лицевых счетах наличные деньги сверх установленного лимита остатка наличных денег (свободные денежные средства).

    Накопление казенным учреждением наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег допускается в дни выплат заработной платы, стипендий, выплат, входящих в соответствии с методологией, принятой для заполнения форм федерального государственного статистического наблюдения, в фонд заработной платы, и выплат социального характера (других выплат), включая день получения наличных денег с лицевого счета на указанные выплаты, а также в выходные, нерабочие праздничные дни, если юридическое лицо производит в эти дни кассовые операции.

    В других случаях накопление юридическим лицом в кассе наличных денег сверх установленного лимита остатка наличных денег не допускается.

    Данный лимит определяется по правилам, приведенным в приложении к Положению № 373-П, либо устанавливается учредителем в отношении подведомственных ему учреждений.

    Возложение обязанностей кассира на работника ввиду отсутствия работника, постоянно выполняющего функции кассира

    При временном отсутствии работника, выполняющего обязанности кассира, его трудовые обязанности выполняет другой сотрудник без документального оформления. Как установлено в п. 1.6 Положения № 373-П, кассовые операции у юридического лица ведутся кассовым или иным работником, определенным указанными лицами из числа сотрудников этого юридического лица, с установлением работнику соответствующих должностных прав и обязанностей, с которыми он должен ознакомиться под подпись. Иными словами, на выполнение трудовых обязанностей временно отсутствующего кассира должен быть назначен приказом (распоряжением руководителя) другой сотрудник, причем дата приказа должна соответствовать дате начала периода отсутствия кассира.

    Например, И. А. Иванов, выполняющий в учреждении функции кассира, с 19.08.2013 отбывает в отпуск. Об этом свидетельствует рапорт И. А. Иванова, подписанный руководителем учреждения. В приказе о возложении обязанности кассира на другого работника должна быть проставлена дата до 19.08.2013.

    Нарушения в оформлении приходных и расходных кассовых ордеров

    Часто в ходе проверки выявляется отсутствие подписей в расходных и приходных кассовых ордерах, на основании которых получались и выдавались денежные средства из кассы учреждения.

    Согласно п. 1.8 Положения № 373-П кассовые операции, производимые юридическим лицом, оформляются приходными кассовыми ордерами (ф. 0310001) и расходными кассовыми ордерами (ф. 0310002).

    Приходный кассовый ордер (ф. 0310001) и расходный кассовый ордер (ф. 0310002) подписывает главный бухгалтер или бухгалтер, а при их отсутствии - руководитель либо кассир (п. 2.2 Положения № 373-П).

    Если руководитель ведет кассовые операции и оформляет кассовые документы, он подписывает эти документы.

    Кассир снабжается печатью (штампом), содержащей (содержащим) реквизиты, подтверждающие проведение кассовой операции, а также образцами подписей лиц, уполномоченных подписывать кассовые документы (п. 2.3 Положения № 373-П).

    В случае ведения руководителем кассовых операций образцы подписей лиц, уполномоченных подписывать кассовые документы, не оформляются.

    В соответствии с п. 8 Инструкции № 157н первичный учетный документ принимается к бухгалтерскому учету при условии отражения в нем всех реквизитов, предусмотренных унифицированной формой документа (при ее отсутствии - обязательных реквизитов, установленных п. 7 Инструкции № 157н), и при наличии на документе подписи руководителя субъекта учета или уполномоченного им на то лица.

    Документы, которыми оформляются факты операций с денежными средствами, принимаются к отражению в бухгалтерском учете при наличии на документе подписей руководителя учреждения - субъекта учета и главного бухгалтера или уполномоченных ими на то лиц.

    Без подписи главного бухгалтера или уполномоченного им на то лица денежные и расчетные документы, документы, оформляющие финансовые вложения, договоры займа, кредитные договоры к исполнению и бухгалтерскому учету не принимаются, за исключением документов, подписываемых руководителем органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, особенности оформления которых определяются законами и (или) нормативными правовыми актами РФ. Указанные документы, не содержащие подписи главного бухгалтера или уполномоченного им на то лица, в случаях разногласий между руководителем субъекта учета (уполномоченным им лицом) и главным бухгалтером по поводу осуществления отдельных фактов хозяйственной жизни принимаются к исполнению и отражению в бухгалтерском учете с письменного распоряжения руководителя субъекта учета (уполномоченного им на то лица), который несет ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

    Таким образом, отсутствие подписи главного бухгалтера на расходных и приходных кассовых ордерах при проведении проверки соблюдения кассовой дисциплины за 2012 - 2013 годы является нарушением (п. 8 Инструкции № 157н, п. 1.8, 2.2, 2.3 Положения № 373-П).

    Если проверка охватывает период, когда кассовые операции осуществлялись в соответствии с правилами, установленными Порядком № 40 , то проверяющие при проверке руководствуются нормами данного документа.

    В Порядке № 40 говорится, что выдача наличных денег из кассы учреждения производится по расходным кассовым ордерам или другим надлежаще оформленным документам (по платежным ведомостям (расчетно-платежным), заявлениям на выдачу денег, счетам и др.) с проставлением на этих документах штампа с реквизитами расходного кассового ордера. Документы на выдачу денег должны быть подписаны руководителем, главным бухгалтером учреждения или уполномоченными на это лицами (п. 14 Порядка № 40).

    В случаях, когда на прилагаемых к расходным кассовым ордерам документах, заявлениях, счетах и др. имеется разрешительная надпись руководителя предприятия, его подпись на расходных кассовых ордерах необязательна.

    В централизованных бухгалтериях на общую сумму выданной заработной платы составляется один расходный кассовый ордер, дата и номер которого проставляются на каждой платежной (расчетно-платежной) ведомости.

    Пунктом 20 Порядка № 40 установлено, что при получении приходных и расходных кассовых ордеров или заменяющих их документов кассир обязан проверить:

    Наличие и подлинность на документах подписи главного бухгалтера, а на расходном кассовом ордере или заменяющем его документе - разрешительной надписи (подписи) руководителя предприятия или уполномоченных на это лиц;

    Правильность оформления документов;

    Наличие перечисленных в документах приложений.

    При несоблюдении одного из названных требований кассир возвращает документы в бухгалтерию для надлежащего оформления. Приходные и расходные кассовые ордера или заменяющие их документы немедленно после получения или выдачи по ним денег подписываются кассиром, а приложенные к ним документы погашаются штампом или надписью «Оплачено» с указанием даты (числа, месяца, года).

    Таким образом, отсутствие подписи главного бухгалтера на расходном кассовом ордере при ее наличии на заявлении при проведении проверки соблюдения учреждением кассовой дисциплины не признается нарушением кассовой дисциплины, если применялся Порядок № 40.

    В кассовых документах не должно быть никаких исправлений (п. 2.1 Положения № 373-П, п. 10 Инструкции № 157н, п. 19 Порядка № 40).

    Иногда проверяющие расценивают как нарушение отсутствие подписи кассира рядом со штампом «Получено» на приходном кассовом ордере (ф. 0310001). Обратимся к нормам законодательства, чтобы понять, правы ли они. Операции по поступлению денежных средств в кассу отражаются на основании приходного кассового ордера (ф. 0310001), форма которого и рекомендации по ее заполнению приведены в Постановлении Госкомстата РФ от 18.08.1998 № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» (далее - Постановление № 88). Согласно нормам п. 84 данного постановления приходный кассовый ордер применяется для оформления поступления наличных денег в кассу организации как при ручной обработке данных, так и при обработке информации с применением средств вычислительной техники. Приходный кассовый ордер выписывается в одном экземпляре работником бухгалтерии, подписывается главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным, и кассиром (в соответствующих графах документа).

    Квитанция к приходному кассовому ордеру подписывается главным бухгалтером или лицом, на то уполномоченным, и кассиром, заверяется печатью (штампом) кассира, регистрируется в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов (ф. -КО-3) и выдается на руки сдавшему деньги, а приходный кассовый ордер остается в кассе.

    В приходном кассовом ордере и квитанции к нему указываются:

    По строке «Основание» - содержание хозяйственной операции;

    По строке «В том числе» - сумма НДС, которая записывается цифрами, а если продукция, работы, услуги не облагаются налогом, делается запись «Без налога (НДС)».

    В приходном кассовом ордере по строке «Приложение» перечисляются прилагаемые первичные и другие документы с указанием их номеров и дат составления. В графе «Кредит, код структурного подразделения» указывается код структурного подразделения, на которое приходуются денежные средства.

    Таким образом, Постановление № 88 не содержит требования о наличии подписи кассира рядом со штампом. Данное требование отсутствует и в Инструкции № 157н. Следовательно, отсутствие этой подписи рядом со штампом не является нарушением законодательства.