Пластиковой карты с электронным носителем. Что такое универсальная электронная карта гражданина РФ

Сравнительный анализ деятельности католических миссионеров в Китае и во Вьетнаме на примере Маттео Риччи и Александра де Рода (конец XVI - середина XVII вв.)

Сидорова Е.В.

Проникновение миссионеров ордена иезуитов в Китай пришлось на конец XVI в., когда правящая династия Мин (1368-1644) переживала глубокий кризис. Главной задачей на первых этапах пребывания миссионеров-иезуитов в стране было ознакомление с местными традициями, культурой и религией. Маттео Риччи был сторонником компромисса двух культур. Однако, лишь к концу своей жизни миссионер стал понимать подлинный масштаб культурно-цивилизационных проблем, с которыми пришлось столкнуться Миссии иезуитов в Китае. Маттео Риччи ощутил, насколько сильна китайская культура и что методы, использованные членами Миссий в других странах, было невозможно использовать в Китае. Лишь благодаря личной образованности, которую иезуиты были готовы поставить на службу императорам Китая, Миссии ордена иезуитов удавалось оставаться в этой стране и продолжать ее изучение.

Прожив долгое время в Китае, Маттео Риччи смог выработать относительно успешную формулу работы Миссии Общества Иисуса в этой стране . Видя безрезультатные попытки проповеди среди местного населения, Маттео Риччи решил обратиться к правящим кругам, справедливо считая, что Миссия ордена сможет получить поддержку с их стороны. Он вывел единственно верную, на его взгляд, формулу деятельности миссионеров-иезуитов в Китае: чтобы внедрить что-либо новое, независимо от того, связано это с повседневной жизнью, наукой или религией, необходимо выразить уважение к китайской цивилизации, подстраиваясь под нее .

Будучи выдающимся ученым, Маттео Риччи проделал огромную научную и лишь потом миссионерскую работу. Ему удалось заложить фундамент для дальнейшей деятельности Миссии ордена иезуитов в Китае. Маттео Риччи смог проделать трудоемкую работу по переводу западных научных трудов на китайский язык и познакомить китайских ученых с европейской научной школой . Учитывая культурную специфику Китая, Матгео Риччи доработал катехизис «Тяньчжу шии» (Подлинный смысл Небесного Господа), опираясь на свои знания о конфуцианстве. Однако, уделяя внимание научной деятельности и полемике с китайскими учеными, ему не удалось сплотить и сделать самостоятельной уже созданную местную католическую общину, которая была нежизнеспособна без пастырского руководства. Таким образом, Маттео Риччи не выполнил своей главной цели пребывания в Китае - распространения там католичества1 .


трактат по тригонометрии Ли Мадоу (китайское имя иезуита из Италии Маттео Риччи, 1552–1610 гг.) https://www.wdl.org/ru/item/11436/

Опыт миссионеров Общества Иисуса в Китае послужил примером для миссионеров, работавших в это время в других странах. Накопленный опыт по переводам, размышления о стратегии миссионеров для достижения своих целей, как в Китае, так и в других странах, аккумулировались в Макао, где находилась региональная штаб-квартира иезуитов. Труды предшественников подробно изучались следующими поколениями миссионеров. Опыт Маттео Риччи использовался членами Миссии ордена иезуитов во Вьетнаме, куда с конца XVI в. начинают активное проникновение иезуиты. После смерти Маттео Риччи миссионеры Общества Иисуса стали свидетелями смены династий. Астроном, инженер и дипломат Адам Шалль фон Белль смог оценить расстановку сил и перешел на службу маньчжурской династии Цин (1644-1911).

Подводя итоги работы Миссии Общества Иисуса в Китае в период с XVI - середины XVII вв., необходимо разделить деятельность Миссии на несколько направлений: научное, политическое и дипломатическое . Активно работая в этих сферах, иезуиты стали помощниками властвующей верхушки, использовавшей возможности миссионеров во благо своей страны, но держа их на расстоянии от себя. Единственным возможным вариантом нахождения иезуитов в Китае было служение императору своими научными знаниями .

Итак, был такой иезуит - Адам Шалль фон Белль (1592 года - 1666 года)


Адам Шалль фон Белль - первый из иезуитов на службе манчьжурской династии, которого сменил отец Вербист (изправитель календаря)

Про иезуитов хорошо и подробно разсказано здесь:

Дацышен Владимир Григорьевич (востоковед, доктор исторических наук)

"Христианство в Китае: история и современность"

У истоков нового миссионерства в Китае стоял сподвижник Игнатия Лойолы, один из основателей Ордена иезуитов Франциск Ксавьер . Работая в Индии и Японии, он обозначил новые принципы миссионерской работы на Дальнем Востоке и умер на пути в Китай, недалеко от Гуандуна. Но католические миссионеры столкнулись в Китае с гораздо большими проблемами, чем в Японии и других странах, и долго не могли утвердиться на континенте. В 1555 г. в Гуанчжоу попытался начать миссионерскую деятельность Мельхиор Нан Баррето, также пытался и не смог организовать миссию монах–доминиканец Гаспар да Курц, проживший в 1556 г. несколько месяцев в Китае. В Макао для миссионерской работы приезжал будущий секретарь третьего генерала Ордена иезуитов Жуан Батиста Рибейра. В 1562 г. португальцы обращались к китайскому императору с просьбой разрешить миссионерскую деятельность, но неудачно. В 1565 г. просьбу о допуске иезуитских миссионеров в Гуанчжоу к китайским властям направил официальный представитель Макао Франсиско Перес. Через десять лет, в 1575 г. в качестве главы миссии в Китай прибыл испанец Мартин де Рада. Всего в середине XVI века в Китае безуспешно пытались основать миссии 25 иезуитов, 22 францисканца, 2 августинца и 1 доминиканец.

Базой для миссионеров в Китае была португальская фактория Макао, где еще в 1576 г. была открыта католическая кафедра. В 1577 г. по пути в Японию останавливался в Макао известный иезуитский миссионер Аллесандро Валиньяно, вызвавший для работы в Китае из Индии Микеле Руджиери. Именно Руджиери, прибывший в Китай в 1579 году, сделал первые попытки католической проповеди среди китайского населения Гуандуна и составил первую миссионерскую работу на китайском языке «Тяньчжу шилу» («Подлинные записи о Небесном Господе»).

В 1582 г. на юг Китая прибыл итальянский иезуит–миссионер Маттео Риччи, которому было суждено стать в Китае самым знаменитым миссионером; китайцы дали ему прозвище Сидоу Западный мудрец. В 1583 году, овладев основами китайского языка, он вместе с Руджиери перебрался из Макао в местечко Чжаоцин рядом с Гуанчжоу, где они проработали около четырех лет и крестили более 40 китайцев . В Гуандуне католические миссионеры подружились с конфуцианскими учеными, которым стали внешне подражать и даже именовать себя западными конфуцианцами . М. Риччи, высланный из Чжаоцина, с двумя помощниками перебрался в местечко Шаочжу. Там и была выработана основополагающая идея, положенная в основу миссионерской работы иезуитов в то время - «дополнять конфуцианство и отбрасывать буддизм» , идея совместимости учения Конфуция и христианства, признание конфуцианства «предхристианством». В 1595 г. Маттео Риччи покинул Шаочжу, сумев за все годы работы в Южном Китае окрестить лишь около ста китайцев, но в совершенстве овладев китайским языком и приобретя основы конфуцианской книжной учености . Вскоре М. Риччи перенес свою деятельность в Нанкин, где в 1599 г. он получил разрешение основать католическую миссию. В Южной столице Риччи приобрел соратника и единомышленника, знаменитого Павла (Сюй Гуанци). Сам Сюй Гуанци (1562–1633) познакомился с христианством благодаря итальянскому миссионеру Л. Каттанео , а принял крещение в Нанкине в 1603 г. от португальца–иезуита Роха. Этот ученый, Сюй Гуанци, сдал в Пекине все экзамены и занял должность в императорской Академии (Хайлинь). В 1606 г. крестился и его отец -Лев Сюй. В конце жизни Павел Сюй основал Цикавэйскую христианскую миссию под Шанхаем. Итальянский миссионер М. Риччи перевел с комментариями на латинский язык «Четверокнижие» («Сы шу») , изучил «Шестикнижие» («Лю цзин»), а в 1603 г. был издан его знаменитый катехизис «Подлинный смысл Небесного Господа» («Тяньчжу шии»). В 1601 г. Риччи перебрался в Пекин, где достиг большого влияния при правящем дворе . Правда, император Ваньли распорядился не принимать дани от «западного варвара» и отказал в аудиенции, но все же решил оставить миссионера в столице, выделив даже средства на содержание католической миссии. Умершего в Пекине в 1610 г. католического миссионера хоронили со всеми «китайскими церемониями», на выделенной императором земле. Преемником Риччи был назначен итальянец Николо Лонгобарди, также проработавший в Пекине до конца своей жизни...

К концу Минской династии миссионерская деятельность иезуитов встречала все больше препятствий. Опора иезуитов на новейшие достижения европейской науки встречала усилившееся сопротивление не только со стороны китайского традиционного научного сообщества, но и Римско–католической церкви. Осложняла жизнь миссионеров активизация голландцев у берегов Китая. Кроме того, папской буллой 1633 года, допустившей для работы в Китае другие католические ордена, была ликвидирована монополия иезуитов в этой сфере.

С середины XVII века, после прихода к власти в Китае Цинской династии, христианские миссионеры получили гораздо больше возможностей для своей деятельности в Китае. Маньчжурские правители, как когда‑то монгольские ханы, будучи «завоевателями», привлекали к себе на службу представителей разных народов и культур. Кроме того, новая элита осознавала необходимость привлечения новых интеллектуальных сил для развития страны . Уже в первые годы утверждения Цинской династии в стране насчитывалось около 150 тыс. христиан. Маньчжурские императоры охотно принимали на службу западных миссионеров - специалистов в области астрономии, математики, картографии, военного дела . По этой причине Адам Шалль (Скалигер), служивший в Пекине еще Минам, был принят на службу новой династией. Служивший в Китае в 1640–х годах итальянский миссионер Мартино Мартини вошел в историю как автор первых работ по античной китайской истории и исследователь древнекитайских мифов и верований, а за «Новый атлас Китая» его назвали «отцом географической науки Китая». Среди известных ученых, миссионеров–иезуитов можно назвать такие имена, как Паррени, Кеглер, Галлерштейн, Сибо, Гобиль, Премар, Бувэ, Перейра, состоявших почетными членами Парижской и Санкт–Петербургской Академий наук. В Китае работали также Бенуа, Роха, Славичек, Энкарвиль, Шансомэ, Вусэль, Манмеди, Тобэ, Аттире, Дэ–Броссар, Руссэ, Са Серо, Дамаскен, Луи Пуаро, Игнатус Штиельпарт и др. Отец Т. Педрини (1671–1746), музыкант и преподаватель точных наук, был наставником будущего императора Юнчжэна.

Одним из самых выдающихся иезуитских миссионеров, чья деятельность пришлась на период правления знаменитого китайского императора Канси, был фламандец Фердинанд Вербист . Он прибыл в Китай в 1658 году, после непродолжительного пребывания в тюрьме победил в конкурсе на составление календаря . Вербист преподавал китайскому императору астрономию, математику, философию и музыку, принимал активное участие в составлении карт Китая, написал для китайцев учебник по географии и истории Европы («Куньюй тушо мулу»), помог наладить производство новых легких пушек. Миссионер переводил на китайский язык Аристотеля, надеясь, что император включит западную философию в экзамены. Представленная им в 1683 г. работа называлась «Цюн ли сюэ» («Учение об исчерпании принципов»). Но Канси отверг это предложение и приказал уничтожить тексты. Через несколько дней после смерти Ф. Вербиста в Пекин прибыл иезуитский миссионер Жербийон, который занял место и продолжил дело своего выдающегося предшественника. Подтверждением успешной деятельности миссионеров при Пекинском дворе явился так называемый императорский эдикт о веротерпимости 1692 года, разрешавший китайцам принимать христианство...

В XVII‑XVIII веках миссионеры перевели на китайский язык и издали в Пекине 67 европейских книг. Они познакомили китайцев с европейской нотной грамотой, европейской военной наукой, устройством механических часов и технологией изготовления современного огнестрельного оружия . Иезуиты во главе с Режи в XVIII веке участвовали в составлении большой карты Китайской империи, изданной в 1719 году. По приказу императора в 1705 г. миссионерами был составлен точный план Пекина и его окрестностей. Даже в области изобразительного искусства миссионеры смогли оставить заметный след, создать новые стили, соединяющие европейский реализм с китайской традицией. Например, Джузеппе Кастильоне (Лан Шинин), проживший в Пекине с 1715 по 1766 год, пользовался большим авторитетом как художник и у китайских императоров, и у китайских живописцев, которым давал уроки. В качестве придворного художника в Пекин был отправлен и знаменитый итальянский миссионер Маттео Рипа.

Наставником императора Цяньлуна по вопросам европейской науки был француз–иезуит Жан–Жозеф–Мари Амио, прибывший в Пекин в 1751 году. Через его переводы европейцы познакомились с «Уставом шаманской службы маньчжур», литературными трудами китайских императоров, работами Сунь–цзы и др.

Цинский двор активно привлекал миссионеров к международным делам , латинский язык выполнял функцию языка дипломатии на Дальнем Востоке . Четверо живших в Пекине иезуитов (Шалль, Буглио, Магалхэнс, Валеа) оказались в центре дипломатических интриг, когда в 1656 г. в Пекин прибыли русское и голландское посольства. Доверенным переводчиком на переговорах 1676 г. с Н. Г. Спафарием был сам Ф. Вербист. Иезуиты и в 70–х годах XVII века симпатизировали России, сообщали о планах китайцев силой решить спорные вопросы на Амуре. Российско–китайские переговоры об урегулировании конфликта на Амуре велись с участием иезуитов. В качестве главного советника и переводчика китайского правительства на переговорах с Российским государством был португалец Томас Перейра, с 1673 г. и до конца своей жизни живший в Пекине. Основной текст Нерчинского договора 1689 г. был составлен на латинском языке. Непременным участником всех китайско–российских переговоров во времена Канси был француз–иезуит Паррени. Переводчиком на переговорах с Л. В. Измайловым был будущий президент Математического трибунала и вице–президент Палаты церемоний немец–иезуит Кеглер. Латинский язык использовался при составлении документов во время работ по пограничному размежеванию в 1727 году. Одной из первых книг, привезенных из Китая в Петербург, был латинско–китайский словарь, купленный у католических миссионеров. Функции переводчика при ведении официальной переписки цинского двора с Россией во второй половине XVIII века выполнял преподаватель астрономии в Пекине француз–иезуит Дольер.

В XVI‑XVIII веках иезуиты выступали в роли толкователей конфуцианства, что представлялось в Китае основой учености. Во многом именно они «подняли на щит» Конфуция, сделав его «создателем» учения, получившего на Западе название «конфуцианство» . Иезуиты полагали, что первоначальный монотеизм шел от «дарователя Закона» Фуси. Конфуций представлялся мудрецом, попытавшимся очистить от ересей и язычества истинное «конфуцианство», «Древний Закон», якобы сохранившийся в виде символов в «И цзине». Миссионеры противопоставляли конфуцианство «ложным сектам» - даосизму и буддизму . В среде иезуитов сформировалась оригинальная по степени своей радикальности школа «фигуралистов» . Основателем школы стал Жоакен Бувэ , наиболее известными деятелями были Джозеф де Премар и Жан Франсуа Фукэ . Французские иезуиты в доказательство тезиса об изначальном знакомстве китайцев с Божественным Откровением, нашли в китайских классических текстах «фигуры» библейских патриархов и событий . Фигуралисты считали китайские иероглифы чистыми образцами подлинных идей . Подобные взгляды пропагандировались и китайцами–христианами, находившими христианские догмы в «И цзине», в других древних книгах и мифах. Китайские ученые связывали разрыв западной и китайской научно–религиозных традиций отчасти с сожжением книг в III веке до н. э. императором Цинь Шихуанди. По мнению китайцевхристиан, «сон императора Минди» был связан не с буддизмом, а с проповедью Евангелия апостола Фомы в Индии. «Протофигуралист» Шао Фучжун доказывал, что в основе католицизма лежал канон «И цзин». Католик Ли Цзубай в XVII веке в своей работе «Очерк передачи Небесного учения» пришел к выводу, что китайцы являются потомками выходцев из Иудеи, которых на новую землю привел вождь Фуси...

Новый император Юнчжэн, занявший трон в 1723 году, запретил деятельность католических миссий. Он отменил указ своего предшественника от 1692 года, а в китайское законодательство была включена статья, определявшая христианство как запрещенную еретическую секту. Большинство миссионеров в 1724 г. выслали в Гуанчжоу, а в 1732 г. перевели в Макао. Было разрушено более 300 храмов, многих миссионеров, нарушавших запрет на миссионерскую деятельность, казнили или посадили в тюрьмы. Китайская христианская община, численность которой оценивают в 150–300 тыс. человек, стала деградировать. Занявший в 1735 г. престол новый император Цяньлун продолжил антихристианскую политику своего предшественника. Современник тех событий, Жан Батист Дюгальд (1674–1743), писал: «Миссионеры были выгнаны из церквей и остались терпимы только в Пекине и Кантоне; более трех сот церквей разорены и на светское определены употребление; и более трех сот тысяч христиан лишены пастырей». После указов 1724–1725 годов при дворе осталось 14 иезуитов, еще 14 миссионеров нелегально жили в провинциях...

Что узнали?

Да многое, свидетельствующее о миссионерской деятельности и интригах иезуитов. Например, о роли их в коррекции работ Конфуция, для сближения его идей с католическими. Но, простите, где здесь тотальная фальсификация иезуитами истории Китая?

Также интересно о Маттео Риччи


Карта Риччи 1602 года https://www.wdl.org/ru/item/4136/view/1/1/

Причина уничтожения книг и подчистки текстов

"После покорения маньчжурами Фуцзяни некоторые китайские патриоты ушли в буддийский монастырь, находившийся в горах Цзюлинынань, и основали там в 70-х годах XVII в. братство, поставившее своей целью свержение Цинов. Так были заложены основы тайного общества «Саньхэхой»-Триад. 128 монахов этого горного монастыря вели против завоевателей непрестанную тайную войну, выполняя клятву не складывать оружия до достижения победы.

Властям в конце концов удалось установить местонахождение этого центра антиманьчжурской деятельности. Они начали преследование монахов. Но справиться с твердыней Цзюлиньшань было нелегко. В 1784 г. император приказал уничтожить монастырь. Согласно преданию, пять монахов этой обители спаслись от огня и кровавой сечи; отправившись странствовать, они объединились с пятью торговцами и стали вербовать членов для тайного общества Саньхэхой. Вскоре это общество вновь разрослось, приобрело множество сторонников и большую популярность. Каждый, вступавший в Саньхзхой, приносил клятву ненавидеть маньчжуров и выполнять главный лозунг общества - добиваться «свержения Цин и восстановления Мин», т. е. прежней китайской династии. В общество мог вступить любой китаец независимо от того, беден ли он или богат, учен или неграмотен, воин или чиновник. В обществе существовал свой устав, поддерживалась суровая дисциплина и строжайшая конспирация. После принесения присяги, сопровождаемой устрашающей церемонией и символическим срезанием косы - этого признака покорности маньчжурам, каждый вступающий в общество включался в определенное звено и должен был беззаветно служить общей цели. Общества нашло широкую поддержку в приморских районах и среди китайцев-эмигрантов в странах Южных морей.

Вторым крупным тайным обществом было «Гэлаохой», или общество Старших братьев, возникшее в середине XVIII в. и получившее затем широкое распространение особенно в Центральном Китае. Это общество также призывало к свержению маньчжуров, к восстановлению китайского государства с Минами во главе. Имея, однако, в виду, что Мины в народе вовсе не были популярны, общество идеализировало первого минского правителя, крестьянина по происхождению, участника народной борьбы против монгольского ига в XIV в. Его имя служило тайным символом борьбы. Среди членов Гэлаохой был распространен призыв добиваться создания, государства, где бы не нужно было «питаться цинской пищей, жить на цинской земле, служить Цинам».

Самым мощным среди тайных обществ и братств было, по-видимому, старое общество «Байляньцзяо» - Белый лотос, прославленное своей борьбой еще против монгольского владычества и минских феодалов. Теперь оно поставило своей главной целью свержение маньчжурского господства. Деятельность общества имела и антифеодальную направленность. Крестьяне массами вступали в Байляньцзяо, принося клятву выполнять его устав, религиозные обряды, отказаться от мирских соблазнов и посвятить всю жизнь служению целям общества.

Тайные общества охватывали широкие круги населения. К каждому из них примыкало множество мелких тайных организаций, имевших свои уставы, обряды и придерживавшихся религиозных учений буддийского и даоского толка. Тайные братья узнавали друг друга по условным знакам и выражениям, по манере брать предметы, курить табак и пр.

Маньчжуры боролись с тайными обществами самыми жестокими мерами; законы приравнивали участие в них к государственной измене. В 1727 г. император Юнчжэн предписал карать смертью за участие в обществе Белый лотос. Но никакие меры не могли пресечь деятельность этих подпольных организаций.

Одним из проявлений антиманьчжурской борьбы был также отказ образованных китайцев сотрудничать с маньчжурами. Некоторые философы, историки, филологи, литераторы и живописцы не захотели служить маньчжурам, уединились, «оставили навсегда бумагу и кисть» или же писали разоблачающие маньчжуров и предателей-китайцев произведения, в которых призывали китайский народ к сопротивлению и борьбе. Выдающийся китайский ученый Гу Янь-у (1613-1682), в свое время участвовавший в освободительной войне в качестве одного из соратников Чжэн Чэн-гуна, после победы маньчжуров скитался по стране, призывая к борьбе с поработителями. Его крылатая фраза: «За процветание и гибель родины ответственен каждый человек» - получила широкую известность. Философ Ван Чуан-шань (1619-1692), сражавшийся против маньчжуров на Юге, отказался впоследствии служить в государственном аппарате Цин и уединился в деревне. Философ, историк и математик Хуан Цзун-си (1610-1696), активный участник антиманьчжурской борьбы и командир одного из отрядов, также отверг сотрудничество с маньчжурами.

Многие представители китайской интеллигенции, оставаясь на государственной службе и внешне выказывая послушание маньчжурам, писали антиманьчжурские произведения, рисовали карикатуры и изготовляли патриотические плакаты.

Маньчжуры оценили серьезность этой широкой антиправительственной оппозиции и ответили на нее террором. Канси приказал арестовать и казнить всех заподозренных в писании «крамольных» произведений. Начались жестокие преследования передовых людей Китая. Император Цяньлун, выдававший себя за поэта и мецената, еще более усилил террор и начал гонения против старой литературы. Эти мероприятия получили в Китае меткое название «тюрьма письменности». Казнили не только авторов, но и всех, кто хранил и читал запрещенные книги. Специально созданные правительственные комиссии пересматривали всю китайскую литературу, вытравляя из разнообразных трудов, иногда многовековой давности, малейшие признаки свободолюбия и патриотизма, вычеркивая исторические сведения об оппозиционных правительствам течениях, об освободительных движениях и восстаниях. Тысячи произведений были осуждены на сожжение. Особые чиновники с помощью массовых обысков выявляли книги, внесенные в списки для изъятия, и карали их владельцев."

Даже это (описанное выше) не повод утверждать, что вся история Китая сфальсифицирована!

Кроме того


"В 1900 г в пещерах Могао, находящихся в 20 км на юго-восток от уездного городка Дуньхуан (в западной части провинции Ганьсу), было обнаружено замурованное в одной из пещер собрание древних китайских рукописей IV-XI веков Общее число рукописей достигает 35 тысяч" http://labourearnings.ru/t/194869

Ещё одна находка:

В гробнице на территории провинции Цзянси (Восточный Китай) обнаружена древнейшая библиотека - около трех тысяч деревянных и бамбуковых дощечек с записями. Письменные материалы относятся к периоду династии Западная Хань (206 год до н.э. - 25 год н.э.). Открытие сделано в ходе исследования предполагаемого захоронения Лю Хэ - правителя этой династии, находившегося на императорском престоле 27 дней, сообщает

В средствах массовой информации все чаще появляется информация о старте программы по выпуску универсальных электронных карт банками. Однако россияне не стремятся в кратчайшие сроки стать обладателями этого удобного изобретения. Более того, многие даже выступают против их внедрения. Причиной этого явления является то, что многие даже и не догадываются о ее преимуществах. Для каких целей она необходима и как ее получить? Можно ли от нее отказаться? Давайте разберемся.

Создание в России

История российской платежной системы начинается в 2010-м. В июле этого года вступил в силу Федеральный закон о предоставлении государственных и муниципальных услуг № 210. В этом документе кроме прочего содержится информация о порядке пользования УЭК. Изначально закон предполагал запрет на проведение платежных операций по картам за пределами России. Эта инициатива могла бы привести к банкротству платежных систем «Виза» и «МастерКард». Однако после долгих переговоров запрет был снят.

В 2011-м Правительство РФ приняло решение о создании УЭК. Специально для этих карт была создана система платежей «ПРО100» и вся необходимая для нее инфраструктура. Однако эта инициатива не была поддержана банками и населением. Поэтому УЭК перестали выдавать в обязательном порядке.

С начала 2012-го в нескольких регионах России стартовал проект по внедрению новых карт. По итогам этого года больше всего УЭК было реализовано в республике Коми.

С 2014 года УЭК выдаются всем россиянам. Однако каждый имеет право отказаться от карты.

Что такое универсальная электронная карта

По своей сути, УЭК представляет собой объединение банковской карточки, СНИЛС, полиса медицинского страхования, а также удостоверяющего личность документа. Помимо этого, в нее можно заносить данные о проездном билете, пропусках, водительских правах. В карту встроен микрочип, где хранится вся информация о различных электронных приложениях.

Проект УЭК является более масштабным, нежели обычная платежная система. Универсальная электронная карта гражданина РФ дает возможность пользоваться всевозможными муниципальными, государственными и коммерческими услугами. Как говорится на официальном сайте «УЭК», с помощью этих карт россияне смогут дистанционно воспользоваться некоторыми услугами, которые ранее не были для этого доступны. Речь идет о подаче заявлений и оформлении различной документации.

Внешний вид

Внешнее оформление УЭК совпадает с дизайном обычной банковской пластиковой карточки. Обслуживание по ней осуществляется в терминалах оплаты, банкоматах, торговых точках, а также через интернет. Допустимо и бесконтактное применение.

На самой УЭК обязательно должны содержаться следующие сведения:

  • фамилия, имя и отчество владельца;
  • фото;
  • номер;
  • период действия;
  • контактная информация уполномоченных организаций.

При этом карточка не содержит штрихкод.

Кто может получить

Согласно законодательству, гражданина РФ (Россия)) выдается всем гражданам нашей страны вне зависимости от возраста. Ранее основанием для ее выдачи являлось заявление, поданное в уполномоченную организацию. Сейчас выдача не требует специальной заявки.

Во время получения карточки на детей не старше 14 лет подписать заявление о выдаче могут только их законные представители. Банковское приложение подключить к карте в данном случае невозможно. Дети с 14 лет могут его подключить только с согласия родителей.

Где и как выдается УЭК

Универсальная электронная карта гражданина РФ выдается в организациях, которые утверждены индивидуально в каждом регионе. Как правило, выдачей занимаются банки и многофункциональные центры.

Чтобы оформить карточку, необходимо предъявить следующие документы:

  • общегражданский паспорт (для детей - свидетельство о рождении);
  • пенсионное свидетельство;
  • полис медицинского страхования;
  • фото на электронном носителе.

Приносить фото совсем не обязательно. При получении карты вас сфотографируют. В заявлении должен быть указан банк, который будет использоваться для платежного приложения. Выбрать можно только организацию, которая является партнером данной программы. Время изготовления карточки - не более 20 дней. При получении необходим общегражданский паспорт.

Услуги

Множество возможностей открывается владельцам УЭК. Что дает гражданам РФ универсальная карта? С ее помощью можно получить услуги государственных организаций и различных ведомств - налоговой, миграционной службы, регистрационной палаты, ГИБДД и других. К примеру, можно оплачивать коммунальные услуги, проездные билеты общественного транспорта, покупки в магазинах, налоги, государственные пошлины, осуществлять денежные переводы, записываться на прием к врачам, в детские сады, получать электронные рецепты на лекарства, вести электронный дневник, оплачивать питание в образовательных учреждениях. Перечень доступных услуг по УЭК и различных вариантов ее использования постепенно расширяется.

Преимущества

Универсальная электронная карта гражданина России (УЭК) обладает рядом преимуществ:

  • компактность - карточка заменяет сразу несколько документов;
  • возможность дистанционного получения государственных услуг в любое время и где угодно;
  • процедура обращения в государственные и муниципальные учреждения занимает меньше времени, поскольку ввод данных с карты осуществляется в автоматизированном режиме;
  • карта имеет электронно-цифровую подпись, что позволяет держателям пользоваться услугами коммерческих поставщиков;
  • возможность подключения карты к конкретному счету в банке;
  • возможность использования в качестве проездного билета, а также для оплаты товаров и услуг.

Отказ

Универсальная электронная карта гражданина РФ (УЭК) не является обязательной для всех граждан. Согласно законодательству, от нее может отказаться каждый, написав соответствующее заявление. Сделать это можно когда угодно. После рассмотрения заявления карта будет аннулирована. Отказаться от УЭК можно до 1 января следующего (2017) года. Перечень пунктов приема заявления представлен на сайте УЭК.

Замена и утрата

Универсальная электронная карта гражданина РФ может быть заменена как при утрате, так и при изменении установочных данных ее владельца. Заявление о выдаче дубликата подается в уполномоченные организации в каждом субъекте России.

Заявление рассматривается в течение месяца. На основании записей, сделанных в реестре, выдается дубликат УЭК. Выдача осуществляется непосредственно гражданину на основании документа, удостоверяющего личность. Размер платы за повторный выпуск карты при утере определяется отдельно в каждом субъекте федерации. Замена же выполняется абсолютно бесплатно.

Критика

Создание УЭК вызвало шквал эмоций со стороны общественности. Дело в том, что карты содержат личные данные, касающиеся размера ежемесячного дохода, имущественных объектов владельцев, социального обеспечения и прочую информацию о различных аспектах человеческой деятельности. Вся информация сведена в единый банк данных. Противники электронной карты утверждают, что система защиты информации далеко не совершенна и доступ к базе может быть получен и третьими лицами. Более того, все сведения будут содержаться в микрочипе.

Проект еще на пилотной стадии стал причиной недовольства россиян. Более трети жителей Москвы высказались против внедрения УЭК. В Московскую городскую думу поступило более 10 тысяч обращений.

Много дискуссий в сети Интернет вызывает универсальная электронная карта. Тотальный контроль, как считают противники системы, стал вполне реальным. Ведь все операции и даже маршрут перемещения гражданина может быть отслежен. Утечка информации вполне может иметь место.

Существует и другая точка зрения. Многие граждане опасаются, что электронные карты будут весьма эффективны в городах, где развита инфраструктура. В деревнях и селах от УЭК не стоит ждать результатов.

Правозащитники утверждают, что пока гражданское общество находится на низком уровне развития, и внедрение универсальных персонифицированных карт может стать причиной злоупотребления с их использованием и мошенничества.

Правительство же утверждает, что универсальные электронные карточки осуществляют маршрутизацию, но никак не объединение информации о гражданах. То есть с помощью карты можно извлечь необходимую информацию из базы, которая находится в ведомстве государственных органов. Также разработчики УЭК и организаторы проекта утверждают, что все карты защищены аппаратными и программными средствами и напрямую контролируются государством. Оформлять карту вовсе не обязательно, по желанию можно оформить отказ.

Итак, универсальная электронная карта гражданина РФ является весьма полезным изобретением современности. С ее помощью можно получать различные совершать безналичные расчетные операции. Основное ее преимущество заключается в том, что она содержит информацию о нескольких документах ее владельца. Получить универсальную карту может каждый гражданин. Однако внедрение системы персонифицированных карт вызвало диссонанс в обществе. Многие россияне выступают категорически против этого нововведения. Однако власти оставляют выбор за гражданами - от карточки можно отказаться.

Полис ОМС даёт право каждому гражданину России воспользоваться услугами медицинского характера. Его наличие необходимо при обращении гражданина в лечебное учреждение. Речь идёт о тех медицинских учреждениях, которые входят в общую систему страхования. В данную систему могут входить и частные клиники, а значит, при обращении в них, также необходим полис. В августе 2012 года во всех регионах России, для всех граждан, введён единый полис ОМС. Не граждане России или лица без гражданства имеют право оформить такой полис и пользоваться медицинскими услугами. Полисы ОМС при обращении туда граждан в течение месяца.

Временное свидетельство, подтверждающее оформление полиса

Полис может устареть, потеряться или прийти в негодность. Кроме того, возможна смена фамилии, имени или других данных самим человеком. В связи с этим, естественно, полис требуется . В тоже время, человеку может понадобиться медицинская помощь. В данном случае, согласно закону, действует временное свидетельство, наличие которого подтверждает оформление полиса ОМС гражданином в этот период времени.
Фото временного свидетельства на получение полиса ОМС.

Процедура оформления свидетельства не занимает много времени, так как закон устанавливает строгие временные рамки его выдачи. Временное свидетельство:

  • выдаётся в день обращения гражданина в страховую компанию;
  • действует в течение месяца, как правило, до момента получения гражданином полиса ОМС единого образца;
  • имеет такую же законную силу, как и сам полис;
  • обязаны принимать все лечебные учреждения, обслуживающие полисы ОМС;

Вполне реально, что страховая компания может оформить полис ОМС и раньше, чем за месяц, но это уже зависит от возможностей конкретного региона.

Бумажный полис ОМС единого образца

Бумажный полис ОМС представляет собой документ, в котором отражены данные гражданина, а именно:

  • Ф. И. О.;
  • паспортные данные;
  • код страхования;
  • срок действия;

Закон требует обращаться с этим документом осторожно: сгибать, ламинировать, наносить какие-либо записи — запрещено. Это такой же документ, как и любой другой, и относиться к нему надо бережно.
Образец полиса ОМС нового образца, на котором видно, где находится его номер.


Данный полис выдаётся с весны 2011 года, а в августе 2012 года он усовершенствован. Сделано это для большего удобства граждан.

Необходимо помнить, что единственный момент, когда можно не предъявлять полис ОМС в медучреждение, — это экстренный случай.

Во всех остальных случаях полис надо иметь в наличии и предъявлять при обращении за медицинской помощью.

Пластиковая карта с электронным носителем

Полис ОМС в виде пластиковой карты можно получить в той же страховой компании, которая выдавала и бумажный вариант. К пластиковой карте нужно приложить только фото заявителя. Сколько времени это займёт и какова процедура, объяснят гражданину на месте.
Пример полиса медицинского страхования в виде пластиковой карты.

Бежать, сломя голову, за электронными картами нет необходимости. Вполне может оказаться, что в регионе, где проживает гражданин, ещё не налажена такая процедура. Это право гражданина, которым можно воспользоваться и только. Никаких преимуществ пластиковая карта перед бумажным носителем не имеет. Повторимся, делаются эти карты для более удобной эксплуатации.

Универсальная электронная карта (УЭК)

Данная электронная карта предназначена для комфорта в доступе к любым электронным сервисам государственного и муниципального подчинения. УЭК выдаётся всем гражданам от 14 лет по личному обращению. Для её оформления необходимо:

  • заявление гражданина;
  • паспорт;
  • полис ОМС (не обязательно, но желательно);
  • свидетельство обязательного пенсионного страхования (желательно);
  • фото (делают в пункте приёма заявлений от граждан);

Такая карта позволяет объединить всю информацию на гражданина, и при обращении в различные государственные структуры она весьма удобна.
Фотография универсальной электронной карты.

16 Января 2017 АО «УЭК» сообщило о закрытии проекта по выпуску и выдачи универсальных электронных карт (УЭК) с 1 января 2017 года. Соответствующее решение было принято на федеральном уровне и закреплено Федеральным законом от 28.12.2016 №471-ФЗ (Статья 4).
Универсальная электронная карта гражданина России, это пластиковая карта установленного образца, которая объединяет в себе документ удостоверяющий личность, полис обязательного медицинского страхования, страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, а также дебетовую банковскую карту; она позволяет её владельцу получать государственные услуги и производить платежи.

Уже с начала 2013 года каждому гражданину России будет бесплатно выдаваться универсальная электронная карта (УЭК), о которой говорится в федеральном законе «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» № 210-ФЗ от 27 июля 2010г. Универсальная электронная карта является, в своем роде, наследником давно работающих региональных проектов, в которых уже участвует так называемая социальная карта России. Для многих людей это удобное средство облегчит процесс получения государственных и муниципальных услуг, пенсий и социальных пособий. Как инструмент УЭК представляет собой «пластик » с нанесенной на него индивидуальной информацией, относящейся к владельцу: ФИО, пол, дата и место рождения, персональные номера лицевого счета в пенсионном страховании и полиса ОМС. Сведения размещаются как в электронно-цифровой форме, зашифрованные на встроенном микропроцессоре, так и в буквенно-цифровом виде. Электронный носитель информации (чип и магнитная полоса, как у банковских карт) поможет гражданину удостоверить свои права на получение определенных услуг через специальные терминалы, банкоматы и другие считывающие устройства. Например, вставив свою УЭК в ридер домашнего ПК и введя защитный пин-код, можно будет записаться на прием в мэрию, поликлинику или подать заявление на регистрацию прав на недвижимость. Российские законодатели уверяют, что универсальная электронная карта гражданина заменит сразу несколько документов: удостоверение личности, пенсионное удостоверение, медицинский полис ОМС. Кроме этого, единая социальная карта России станет в ближайшем будущем аналогом студенческого, ученического, проездного билета, документом на получение социальных льгот, даже сможет заменить водительское удостоверение и полис ОСАГО. Поскольку универсальная электронная карта гражданина содержит необходимые сведения для идентификации личности, то она со временем заменит паспорт . Все эти бумажные документы, включая паспорт, не исчезнут совсем, а будут существовать параллельно с более удобной универсальной картой. Универсальная электронная карта гражданина предназначена не только для комфортного и быстрого доступа к информации и получению услуг исполнительной власти. Картой можно рассчитаться за эти и другие услуги, оплатить товары, ЖКХ, проезд, налоги и т.д. Даже обычный банковский перевод доступен с помощью УЭК. В этих целях к карте будет подключаться электронное приложение, которое даст возможность воспользоваться личным банковским счетом . Партнерами проекта «Универсальная электронная карта» станут многие банковские учреждения. В статье 26 Закона № 210-ФЗ говорится: «Выбор банка, обеспечивающего предоставление услуг в рамках электронного банковского приложения, осуществляется гражданином из числа банков, заключивших договор с федеральной уполномоченной организацией». С 2001 года москвичи пользуются аналогичной электронной «Социальной картой москвича». Один из руководителей проекта "Универсальная электронная карта" уверяет, что с введением в действие УЭК исчезнет необходимость существования подобных социальных пластиковых карт, давно работающих в разных регионах РФ. Их все поменяют на федеральную карту единого образца, к которой присоединят уже существующие региональные программы.

Статья 22 Закона 210-ФЗ говорит: «Пользователем универсальной электронной картой может быть гражданин Российской Федерации, а также в случаях, предусмотренных федеральными законами, иностранный гражданин либо лицо без гражданства». Получить УЭК может лицо, достигшее 14-летнего возраста , а на детей в возрасте до 14 лет карта будет выдаваться родителям или законным представителям. Выдача универсальных электронных карт по заявлению граждан будет проводиться с 01.01.2013г. до 31.12.2013г. В этом случае в пункте приема сделают фотографию владельца и возьмут образец его личной подписи для размещения на карте. С 2014 года начнется выпуск УЭК для всех остальных, не подавших заявление лично. Любой человек может заявить об отказе от выдачи ему универсальной карты. Гражданин, не получивший УЭК, сохраняет за собой все права на гос. услуги и социальные льготы с помощью привычных бумажных документов. Разработан и опытный образец карты. Так, например, УЭК, разработанный Агентством по инновациям и развитию Воронежской области, выглядит так:

Образец УЭК гражданина России

Указанные на карте цифры указывают на следующее:

Номер Расшифровка
1 Логотип банка – эмитента банковского приложения
2 Логотип платёжной системы
3 Номер УЭК
4 Трёхзначный код проверки подлинности карты
5 Контактная информация уполномоченной организации субъекта Российской Федерации
6 Дополнительный логотип платежной системы
7 Фамилия
8 Имя
9 Отчество
10 Пол
11 Дата рождения
12 Фотография заявителя
13 Срок действия УЭК
14 Образец подписи
15 Номер универсальной электронной карты, назначенный для банковского приложения
16 Страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС)
17 Номер полиса обязательного медицинского страхования (ОМС)
18 Номер производителя
19 Дублирующий портрет
Существует и ещё один нюанс, связанный с получением карты. При получении УЭК - в неё будут вводиться практически все персональные данные человека. Поэтому, принимая решение о получении карты, каждый решает для себя вопрос, будут ли соблюдаться его права по соблюдению безопасности его персональных данных при их обработке, что предусмотрено статьёй 19 ФЗ РФ от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных». Если вдуматься в суть закона, то получается, что УЭК со временем должна стать обязательной для всего населения страны картой, но... как с этим могут сочетаться права и интересы граждан, не желающих по каким-либо своим причинам получать УЭК или не уверенных в достаточной защите их персональных данных. Так, законом предусмотрено право граждан отказаться от выпуска универсальной карты на свое имя, но форма отказа не регламентирована, зато с 2014 года карту планируется выпускать уже без личной подачи заявления гражданином. Своё несогласие люди выражают активностью. Обобщённой по стране статистики о получении гражданами УЭК в открытом доступе я пока не встречала, а приводимые по различным регионам данные - не впечатляют. Так, приводимая в январе 2013 года статистика показывала, что:
  • В России открыто более 400 пунктов выдачи УЭК, из которых 350 - в отделениях Сбербанка.
  • На конец января, в России всего подано более 20 тысяч заявлений на выдачу карт, а выдача карт составила почти 10 тысяч.
  • В 32 российских регионах количество поданных гражданами заявлений превышает сотню, а в 44 регионах - не достигает и 100.
  • В Башкирии (принято 2,216 тысячи заявлений, выдано 1,496 тысячи карт).
  • В Астраханской области (принято 1,639 тысячи заявлений, выдано 826 карт).
  • В Татарстане (принято 1,591 тысячи заявлений, выдано 160 карт).
В российском обществе идёт активная дискуссия по вопросу обязательности УЭК. В Госдуму даже представлен проект федерального закона, предусматривающего выдачу УЭК исключительно по заявлениям граждан. Инициаторами законопроекта выступила Московская областная Дума и депутаты Госдумы от «Единой России». Сегодня же внедрение УЭК базируется на следующих нормативных правовых актах:
  1. Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 03.12.2011) "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";
  2. Указ Президента РФ от 10.10.2011 N 1339 "Об использовании Государственного герба Российской Федерации на универсальной электронной карте";
  3. Постановление Правительства РФ от 07.07.2011 N 552 "О порядке предоставления федеральными органами исполнительной власти и государственными внебюджетными фондами доступа к своим информационным системам в части информации, необходимой для выпуска, выдачи и обслуживания универсальных электронных карт";
  4. Постановление Правительства РФ от 25.04.2011 N 321 "Об утверждении Правил выпуска универсальной электронной карты";
  5. Постановление Правительства РФ от 24.03.2011 N 208 "О технических требованиях к универсальной электронной карте и федеральным электронным приложениям";
  6. Приказ Минэкономразвития РФ N 387/ Минфина РФ N 90н/ Банка России N 2669-У от 01.08.2011 "О требованиях к банкам, а также требованиях к договору, заключаемому федеральной уполномоченной организацией с банками, участвующими в предоставлении услуг в рамках электронного банковского приложения УЭК, и порядку его заключения.
Также вы можете посмотреть короткий (но информационно насыщенный) видео-ролик, в котором первый вице-президент ОАО "УЭК" Анна Катамадзе в программе «Контрольная закупка» отвечает на популярные вопросы об универсальной электронной карте:

Справка : ОАО "УЭК" создано в соответствии с распоряжением премьер-министра РФ В.В. Путина № 1344-р от 12.08.2010 является федеральной уполномоченной организацией по выпуску, выдаче и обслуживанию одноименных карт. Собственники: Сбербанк РФ - 44%; Уралсиб ФК - 12,5%; АК БАРС Банк - 12,5%; Тройка диалог - 24%; Ситроникс - 7%.

Проект «Универсальная электронная карта» реализуется под контролем Министерства экономического развития Российской Федерации. Эта инициатива имеет государственное значение.

Материалы по теме:

АО «УЭК» сообщает об отмене выпуска и выдачи универсальных электронных карт (УЭК) с 1 января 2017 года. Соответствующее решение было принято на федеральном уровне и закреплено Федеральным законом от 28.12.2016 №471-ФЗ.

на основании его письменного заявления. C начала 2015-го карта будет выпускаться все зависимости от того, подали вы заявление или нет. В случае, если гражданин не желает получать УЭК, он может подать заявление об отказе от получения карты.

Общие положения об универсальной электронной карте определены Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

В начале 2014 года Совет Федерации одобрил изменения в Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», которые продлевают сроки выдачи универсальных карт на основании заявлений от граждан до 31 декабря 2014 года. Обязательная выдача УЭК для граждан, не подавших заявления об отказе, предусмотрена с 1 января 2015 года.

В 2014 году Правительство Москвы планирует выпустить 500 000 универсальных электронных карт с транспортным приложением.

— Редакция

УЭК - что дает гражданам РФ универсальная карта?

Универсальная электронная карта (УЭК) предназначена для удостоверения прав пользователя УЭК на получение государственных и муниципальных услуг, а также для оплаты этих услуг в электронной форме.

Карта может быть носителем квалифицированной электронно-цифровой подписи (ЭЦП) гражданина, которая дает ему возможность совершать юридически значимые действия, в том числе получать государственные, муниципальные и коммерческие услуги в электронной форме.

К основным возможностям электронного банковского приложения УЭК, действующим на всей территории РФ, относятся:

  1. Оплата государственных, муниципальных и коммерческих услуг.
  2. Оплата товаров и услуг в розничной сети.
  3. Снятие наличных денег в банкоматах.
  4. Банковские услуги (вклады, кредиты, денежные переводы и т.п., перечень услуг устанавливается банком-эмитентом).

Дополнительно на УЭК могут быть размещены независимые региональные и муниципальные электронные приложения, которые обеспечивают получение услуг в конкретном регионе.

УЭК - новый паспорт?

В настоящее время УЭК не обладает статусом документа, удостоверяющего личность (хотя законопроект о введении в 2015 году электронного паспорта внесен в Госдуму в январе 2013-го и находится на рассмотрении).

УЭК не заменяет паспорт, закганпаспорт или водительские права гражданина Российской Федерации.

УЭК обеспечивает доступ к информации о владельце УЭК для удостоверения его прав на получение государственных, муниципальных услуг и прочих услуг.


Где и как можно использовать УЭК

Карта — инструмент, с использованием которого ведомства, фонды, организации и учреждения смогут оказывать гражданам широкий спектр услуг в электронном виде. Карту можно использовать:

  • в банкоматах и POS-терминалах;
  • в терминалах сети участников Единой платежно-сервисной системы «Универсальная электронная карта»;
  • в ведомствах, (МФЦ);
  • в транспорте (метро, наземный транспорт);
  • на Едином портале государственных и муниципальных услуг.
  • на региональных порталах государственных и муниципальных услуг;
  • на Портале УЭК-онлайн;
  • на порталах поставщиков коммерческих услуг, получивших соответствующее разрешение на авторизацию пользователей УЭК.

В ближайшем будущем при помощи УЭК, как обещают разработчики, появятся возможности:

  • получать информацию о предоставляемых коммунальных услугах, и о начислениях ним с возможностью оплаты;
  • записи на прием к врачу, оформления заявки на получение высокотехнологичной помощи, получения первичной медицинской помощи и услуг электронной регистратуры, электронная история болезни, электронные рецепты, оплата лекарств и услуг;
  • получение информации о результатах ЕГЭ, вступительных испытаниях и зачислении в вузы, об успеваемости ребенка;
  • зачисления ребенка в детский сад;
  • использовать карту как аналог проездного билета, в том числе для льготных категорий граждан;
  • оформлять и получать пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком;
  • подавать заявления о назначении или перерасчете пенсии;
  • вставать и сниматься с учена в налоговом органе, подавать налоговые декларации, получать информацию о неоплаченных штрафах и оплачивать их;
  • подавать заявление о назначении пособия по безработице, оказании материальной помощи и содействии в трудоустройстве;
  • получать информацию о состоянии индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования, заявление о переходе в негосударственный пенсионный фонд.
  • оплачивать штрафы ГИБДД, пошлины при получении водительского удостоверения, регистрации или снятия с учета транспортного средства;
  • удаленное оформление договоров страхования.

УЭК и ОМС

При подаче заявления на получение УЭК настоятельно рекомендуется иметь при себе полис обязательного медицинского страхования . При отсутствии полиса заявитель не сможет получать медицинские услуги по карте. Более того, с 1 января 2014 года наличие полиса ОМС является обязательным условием для получения УЭК.

Например, военнослужащие и приравненные к ним граждане не могут получить УЭК, т.к. им не выдается полис ОМС .

УЭК и СНИЛС

В настоящее время страховой номер индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации (СНИЛС) является наиболее востребованным идентификатором гражданина и используется для получения услуг на государственных порталах. При использовании УЭК СНИЛС считывается автоматически.

Использование УЭК в сети Интернет

Для использования УЭК в сети Интернет используется кардридер — устройство взаимодействия с УЭК, имеющее сертифицированные программные и аппаратные средства защиты.

Для работы на персональном компьютере пользователя УЭК может использоваться любой кардридер, соответствующий стандарту PC/SC. Кардридеры для УЭК поставляют независимые поставщики. Также требуется установить программное обеспечение (оно бесплатно, как сообщается на сайте УЭК, скачать программу можно на сайте произведителя СКЗИ «КриптоПро УЭК CSP» ), позволяющее работать с электронной подписью.

С использованием кардридера держателю универсальной электронной карты становятся доступны все электронные услуги, предоставляемые на порталах государственных и муниципальных услуг, а также подписывать, например, договора (что важно для фрилансеров и тех, кто не может физически подписать документ).

В начале апреля 2013 в Трудовой кодекс РФ были введены поправки, регулирующие дистанционную занятость. Теперь трудовой договор, составленный в электронном виде, завереный электронными подписями сторон, имеет такую же силу, что и договор на бумаге, подписанный лично. В этом случае в трудовом договоре должно быть указано, в какой срок работодатель и сотрудник должны подтвердить получение электронного документа друг от друга.

Стоимость картридера в разничной торговле составляет 200-400 рублей.

Как получить УЭК?

УЭК выдается бесплатно гражданам Российской Федерации на основании личного заявления.

Карта действует в течение пяти лет.

В данный момент подать заявление на получение УЭК удаленно возможности нет. Для этого нужно идти в пункт обслуживания, он же — пункт приема заявлений.

Для граждан до 14 лет заявление о выдаче УЭК подает и подписывает законный представитель. В этом случае размещение на УЭК фотографии несовершеннолетнего не обязательно.

Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет могут самостоятельно подать заявление о выдаче УЭК и получить карту, а также отказаться от нее.

При подаче заявления гражданин должен иметь при себе:

  • документ, удостоверяющий личность (обязательно);
  • полис обязательного медицинского страхования (обязательно с 1 января 2014 года );
  • страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования (при наличии).

Заявление можно подать в Москве, имея в столице лишь временную регистрацию (только для граждан РФ). А вот подача заявления по доверенности законодательством не предусмотрена.

Там же, в пункте обслуживания, заявителя сфотографируют. Можно принести фото с собой (цветное или черно-белое, в электроном виде или на бумаге), но оно должно соответствовать следующим требованиям:

  • Для бумажных фотографий — 3,5 х 4,5 см, на матовой бумаге толщиной до 0.3 мм, без заломов, царапин и других повреждений, и зображение должно быть сфокусированным, р асстояние от подбородка до верхней части головы должно составлять 70-80% высоты снимка.
  • Для фото в элеткронном виде — фотография должна быть сохранена с разрешением от 420 точек по ширине на 525 точек по высоте до 480 точек по ширине на 600 точек по высоте в зависимости от оптического разрешения изображения с соотношением сторон 4:5 в формате JPEG. Максимальный размер файла цветной фотографии 300 Кб, минимальный — 90 Кб. Максимальный размер файла монохромной фотографии 60 Кб, минимальный — 17 Кб. Цвета: либо 2 4-битное цветное пространство RGB, в котором на каждый пиксель приходится по 8 битов на каждый компонент цвета (красный, зеленый и синий); либо 8 -битное монохромное цветовое пространство, в котором на каждый пиксель приходится 8 битов значения яркости. При использовании сканера фотография должна быть отсканирована с оптическим разрешением от 533 до 610 dpi.

При желании завитель может включить в данные, которые будет «носить» его карта, ключа электронной подписи. Эта подпись будет иметь такую же юридическую силу, как и личная физическая подпись заявителя.

При подаче заявления заявитель выбирает банк, к счету в котором будет привязана карта.

Пока выбор банков ограничен. В партнерской программе участвуют:

  1. ОАО «Сбербанк России»
  2. ОАО «Банк Уралсиб»
  3. ОАО «АК БАРС» БАНК
  4. ОАО «Московский Индустриальный банк»
  5. ОАО КБ «Центр-инвест»
  6. ОАО «Банк «Санкт-Петербург»
  7. ОАО Банк АВБ
  8. ЗАО «Сургутнефтегазбанк»
  9. Банк «Северный кредит» (ОАО)
  10. АКБ «Алмазэргиэнбанк» ОАО
  11. «Запсибкомбанк» ОАО
  12. ОАО «Азиатско-Тихоокеанский Банк»
  13. ОАО ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ БАНК
  14. ООО «Хакасский муниципальный банк»

Счет, при его наличии, можно будет привязать к карте, либо сначала открыть, а потом - привязать. Но для этих действия в банк нужно образаться самостоятельно. Привязывать ваш счет к карте в пункте обслуживания не будут, не их компетенция.

Когда карта будет готова, заявителю нужно посетить пункт выдачи карты (он указан в заявке, как правила пункты приема заявления и пункты выдачи совпадают) и получить саму карту и конверт с ПИН-кодами к ней. ПИН-коды нужны для разных функций (свой код для каждой функции): для идентификации личности при получении услуг, подписания документов электронной подписью, используется при необходимости сменить коды для этих двух действий, и ПИН-код для банковского приложения.

Если вы получаете карту в Москве, на сайте uec.mos.ru можно проверить статус заявления на выдачу УЭК, и проверить саму карту. Оттуда же можно перейти на портал государственных и муниципальных услуг города Москвы.

При наличии брака замена УЭК осуществляется бесплатно на основании заявления.

Московская область

В Подмосковье действуют 4 пункта обслуживания.

За осуществление проекта в Московской области отвечает ОАО «Универсальная электронная карта Московской области».

Замена в случае кражи, потери или истечения срока действия УЭК

В случае утраты следует незамедлительно сообщить об этом в организацию, выдавшую УЭК (для Москвы это ГУП «Московский социальный регистр» , для Подмосковья — ОАО «Универсальная электронная карта Московской области» ), в банк, в котором открыт счет, привязанный к УЭК и, в случае наличия на утерянной УЭК электронной подписи, в удостоверяющий центр, выпустивший сертификат ключа проверки электронной подписи, размещенной на УЭК.

Гражданин вправе обратиться с заявлением о выдаче дубликата УЭК. Выдача дубликата осуществляется на платной основе.

В случае истечения срока действия , замена банка, карта выдается бесплатно.

Отказ от УЭК

Если вы не желаете получать персональную электронную карту, нужно обратиться в уполномоченную на выдачу карт организацию (для Москвы это ГУП «Московский социальный регистр», для Подмосковья — ОАО «Универсальная электронная карта Московской области»).

Но стоит иметь ввиду, отказаться от использования УЭК можно только в том случае, если УЭК выпущена. Поэтому есть смысл обращаться с отказом после 1 января 2014 года, когда карты будут выпускать массово.

Отказа от использования УЭК не означает аннулирования карты. Отказ от получения или использования УЭК не несет ограничений в получении услуг, льгот и пр. Услуги и льготы будут предоставляться на основании существующих документов.