О ндс при реализации металла. Сделки с металлоломом: изменения в исчислении НДС

С 1 января 2018 года пп. 25 п. 2 ст 149 НК РФ утратил силу. Это значит, что реализация лома, отходов черных и цветных металлов больше не подлежит освобождению от налога на добавленную стоимость. Изменения связаны с вступлением в силу Федерального закона от 27 ноября 2017 года № 335-ФЗ.

В чем суть изменений

При приобретении лома и отходов черных/цветных металлов покупатель становится налоговым агентом по НДС. При этом не важно, является ли он плательщиком данного налога или нет. Обязанность по расчету и уплате НДС теперь лежит не нем. Изменения в законодательстве не распространяются на физических лиц, у которых отсутствует регистрация в ИФНС в качестве индивидуальных предпринимателей.

Как покупателю избежать уплаты НДС

С 2018 года ст. 161 НК РФ будет дополнена новым восьмым пунктом, в соответствии с которым перечень налоговых агентов будет расширен.
Избежать уплаты НДС в качестве налоговых агентов покупатели металлолома могут при условии, что приобретают его у неплательщиков НДС или лиц, освобожденных от уплаты налога, так как согласно п. 8 ст. 161 НК РФ обязанность налогового агента возникает лишь по отношению к плательщикам налога на добавленную стоимость.

Пример 1
Физическое лицо продает пункту приема вторсырья металлолом. Покупатель не уплачивает НДС в качестве налогового агента, так как физическое лицо не является плательщиком НДС.

Пример 2
Индивидуальный предприниматель на упрощенной системе налогообложения продает лом металла в компанию. Покупатель не начисляет и не уплачивает НДС в бюджет.

НДС у покупателя

Налоговая база для исчисления суммы налога определяется исходя из стоимости покупки товаров, то есть исходя из договорной стоимости с учетом налога. В соответствии с п. 4 ст. 164 НК РФ ставка 18/118 применяется к налоговой базе, которая содержит в себе НДС. Это значит, что при стоимости товара 118 руб., 18 руб. – это НДС.

Если в договоре поставщик указал стоимость 100 000 руб. (без НДС), то налоговая база будет равняться 118 000 руб., включая НДС, который составляет 18 000 руб.

Налоговый агент удерживает налог на добавленную стоимость из денежных средств, перечисляемых поставщику в счет предстоящих поставок, даже если это предоплата.

Для налоговых агентов момент определения налоговой базы производится на одну из наиболее ранних дат:

  • деть отгрузки
  • день оплаты/частичной оплаты

В настоящее время порядок исчисления НДС у налоговых агентов, указанных в п. 8 ст. 161 НК РФ, не закреплен в Налоговом кодексе РФ. В связи с этим можно лишь предположить, что он будет идентичен порядку, установленному для налоговых агентов, указанных в п. 5 ст. 161 НК РФ.

Таким образом, если моментом определения налоговой базы у налогового агента является день оплаты/частичной оплаты предстоящих поставок, то на день отгрузки в счет оплаты/частичной оплаты также возникает момент определения налоговой базы.

Рассмотрим на примере.

Налоговый агент перечисляет аванс поставщику металлолома и начисляет НДС на сумму предоплаты. На дату отгрузки налоговый агент повторно производит расчет НДС, но уже со стоимости отгруженного лома. НДС с аванса заявляет к вычету.

В случае отсутствия предоплаты, момент определения налоговой базы по НДС возникает только на дату отгрузки.

Если покупатель использует металлом в деятельности, облагаемой НДС, то налог, уплачиваемый в качестве налогового агента, можно заявить к вычету. При изменении цены или количества приобретенного металлолома сумма НДС подлежит корректировке.

Сумма НДС к уплате определяется налоговым агентом по итогам каждого налогового периода.
Налоговые агенты должны представить налоговую декларацию по месту своего учета не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Сроки сдачи декларации налоговыми агентами в 2018 году


НДС у продавца

Продажа лома, отходов черных и цветных металлов до нововведений, освобождалась от НДС на основании пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ при условии, что у продавца есть в наличии лицензия, и реализация производится на территории РФ.

Если продавец металлолома является неплательщиком НДС или освобожден от уплаты данного налога, то в договоре купли-продажи необходимо это указать. Цена металлолома указывается с отметкой «Без налога (НДС)». Первичная документация также должна дублировать это.

Продавец металлолома должен выставлять счета-фактуры. Как было сказано выше, выделять НДС не нужно, а вот поставить штамп «НДС исчисляется налоговым агентом» следует.

Образец заполнения счет-фактуры

Законодательство РФ предусматривает четыре случая, когда начислять и уплачивать НДС будет продавец металлолома.

Во-первых, если он обманул покупателя (указал в первичных документах и договоре об отсутствии НДС, в то время как оснований на это не было). В таком случае платить в бюджет должен именно продавец (абз. 7 п. 8 ст. 161, п. 3.1 ст. 166 НК РФ в ред. с 1 января 2018 года).

Во-вторых, при реализации металлолома физическим лицам.

В-третьих, при продаже металлолома на экспорт.

В-четвертых, если продавец потерял право на применение специального налогового режима или освобождения от НДС.

На Ваши вопросы дает ответ Эльвира Митюкова, к.э.н., управляющего партнер аудиторской компании ООО «Академия Успешного Бизнеса», аттестованный аудитор.

Мы расскажем все налоговые и юридические риски, трудовые и денежные затраты, которые повлекут за собой налогосберегающие схемы.

Ближайшие семинары:

Реализация лома и отходов черных и цветных металлов: разбираемся с НДС

При производстве металлопродукции (реализация которой облагается НДС) образуются лом и отходы черных и цветных металлов, которые предприятия могут продать на сторону. Является ли продажа такой продукции лицензируемой деятельностью? При каких обстоятельствах при реализации лома и отходов черных и цветных металлов не начисляется НДС? Что делать с суммой "входного" НДС по черному и цветному металлу, ранее предъявленной к вычету?

О начислении НДС

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ реализация товаров на территории РФ, включая передачу права собственности на товары на безвозмездной основе, признается объектом обложения НДС. Однако в силу пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ реализация на территории РФ лома и отходов черных и цветных металлов является операцией, не подлежащей обложению НДС.

Определение. В Налоговом кодексе отсутствует понятие лома и отходов черных и цветных металлов. Исходя из п. 1 ст. 11 НК РФ, можно воспользоваться определением, представленным в Федеральном законе от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Лом и отходы цветных и черных металлов представляют собой пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий. На то, что для целей освобождения от обложения НДС следует руководствоваться приведенным определением, указал и Минфин России в Письме от 01.07.2011 N 03-07-07/32.

Кстати, в ГОСТ 1639-2009 <1> отходы и лом разделены. Отходы производства (новый скрап) — это отходы, образующиеся при производстве продукции из цветных металлов и сплавов, а также неисправимый брак, возникающий в процессе производства. Лом (старый скрап) — это изделия из цветных металлов и сплавов, пришедшие в негодность или утратившие эксплуатационную ценность.

<1> ГОСТ 1639-2009 "Межгосударственный стандарт. Лом и отходы цветных металлов и сплавов. Общие технические условия", введен в действие Приказом Росстандарта от 09.07.2010 N 175-ст.

Необходимо учитывать: перечисленные в ст. 149 НК РФ операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на ведение деятельности, лицензируемой согласно законодательству РФ (п. 6 ст. 149 НК РФ).

На основании пп. 34 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных и цветных металлов подлежат лицензированию. Исчерпывающие перечни выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности (п. 2 обозначенной статьи).

Положение о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов утверждено Постановлением Правительства РФ от 12.12.2012 N 1287 (далее — Положение). В соответствии с п. 3 Положения лицензируемая деятельность включает в себя следующие виды работ:

  • заготовку, хранение, переработку и реализацию лома черных металлов;
  • заготовку, хранение, переработку и реализацию лома цветных металлов.

При этом под заготовкой следует понимать приобретение лома черных или цветных металлов у юридических и физических лиц на возмездной или безвозмездной основе и транспортирование его к месту хранения, переработки и (или) реализации. В связи с этим становится понятно, почему нормы Положения не распространяются на реализацию лома черных и цветных металлов, образовавшегося у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в процессе собственного производства.

Таким образом, реализация лома и отходов черных и цветных металлов, образовавшихся в результате производства металлопродукции, не относится к лицензируемой деятельности, поэтому для применения освобождения от обложения НДС лицензия не нужна.

Еще один момент: налогоплательщик, осуществляющий операции, как подлежащие налогообложению, так и не подлежащие обложению (освобождаемые от обложения) НДС, обязан вести раздельный учет таких операций (п. 6 ст. 149 НК РФ). Ссылаясь на эту норму, а также на пп. 3 п. 1 ст. 23 НК РФ (налогоплательщики обязаны вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена для них законодательством о налогах и сборах), Президиум ВАС настаивает на следующем. Налогоплательщик обязан обосновать право на применение льготы по НДС путем ведения в установленном порядке учета своих доходов (расходов), объектов налогообложения, а также раздельного учета операций, подлежащих налогообложению и освобождаемых от налогообложения (Постановление от 08.06.2010 N 1650/10).

К сведению. Денежные средства, получаемые продавцом за перегруз вагонов при осуществлении операций по реализации лома и отходов черных металлов, в налоговую базу по НДС не включаются (Письмо Минфина России от 13.11.2009 N 03-07-11/302). Основание — п. 2 ст. 162 НК РФ, из которого следует, что полученные налогоплательщиком денежные средства, связанные с оплатой реализованных этим налогоплательщиком товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), налоговую базу по НДС не увеличивают.

О "входном" НДС

Надо ли восстанавливать ранее принятый к вычету НДС в связи с реализацией лома и отходов черных и цветных металлов, образовавшихся в результате производства металлопродукции? Минфин настаивает: суммы налога, ранее правомерно принятые к вычету по металлу, в отношении его остатков, которые признаются возвратными отходами и приходуются на склад в качестве лома и отходов, подлежат восстановлению в том налоговом периоде, в котором такие отходы и остатки начинают использоваться для осуществления операций, освобождаемых от налогообложения (Письмо от 16.04.2013 N 03-07-11/12802). Финансисты такой позиции придерживаются уже давно (см. Письмо от 01.09.2008 N 03-07-07/84). Чиновники исходят из того, что в описанной ситуации подлежит применению пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ.

Согласно п. 3 ст. 170 НК РФ в определенных случаях суммы НДС по товарам (работам, услугам), принятые в установленном порядке к вычету, подлежат восстановлению. Одним из таких случаев является дальнейшее использование этих товаров (работ, услуг) для осуществления операций, указанных в п. 2 ст. 170 НК РФ, в том числе операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) (пп. 2). Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету, в том налоговом периоде, в котором товары (работы, услуги) были переданы или начинают использоваться налогоплательщиком для осуществления операций, указанных в п. 2 ст. 170 НК РФ.

У автора другая точка зрения. Черные и цветные металлы закупаются и фактически используются для производства металлопродукции, реализация которой облагается НДС. Следовательно, "входной" НДС по металлу правомерно принят к вычету и восстановлению не подлежит.

Налогоплательщики вполне могут придерживаться такого подхода, рассчитывая на поддержку судей. В качестве примера приведем выводы, сделанные ФАС ПО в Постановлении от 05.05.2011 по делу N А55-16525/2010. Общество приобретало черные и цветные металлы для производства и реализации товаров (продукции), подлежащих обложению НДС. Образовавшиеся в ходе производства этих товаров отходы черных и цветных металлов не являются специально произведенными обществом товарами. Реализованные отходы (стружки, опилки, обрезки), непригодные для производства продукции, не являются тем же товаром (металлом), который приобретался налогоплательщиком для производства товара, облагаемого НДС. Налоговым законодательством не предусмотрена обязанность налогоплательщика по восстановлению и уплате в бюджет сумм НДС, ранее правомерно предъявленных к вычету по товарам, приобретенным для использования в операциях, признаваемых объектом обложения НДС, но впоследствии не используемых в этих операциях в связи с браком <2>.

<2> См. также Постановления ФАС ПО от 30.11.2010 по делу N А55-33697/2009 (в передаче которого в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора отказано Определением ВАС РФ от 15.03.2011 N ВАС-2416/11), от 15.07.2010 по делу N А55-29172/2009 (в передаче которого в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора отказано Определениями ВАС РФ от 25.11.2010 N ВАС-14097/10 и от 18.10.2010 N ВАС-14097/10).

Еще один пример — Постановление ФАС УО от 11.12.2012 N Ф09-12020/12. Общество приобретало у поставщика металлопрокат с НДС и металлоотходы без НДС. В результате переработки этих материалов общество производило собственную продукцию — стальной лист неответственного назначения (лист стальной горячекатаный, холоднокатаный, с покрытием по СТО N 202). Эту продукцию общество реализовывало потребителям с учетом НДС. Помимо этого, оно реализовывало лом без НДС, образовавшийся в процессе технологического цикла.

Реализуемые обществом лом и отходы металла образуются в результате технологического процесса обработки металлопроката и металлоотходов. В процессе производства происходит смешение металлоотходов и металлопроката неответственного назначения, фактически невозможно определить, сколько лома образуется в процессе производства из металлопроката, а сколько — из металлоотходов. В связи с этим раздельный учет продукции на выходе обществом не ведется.

НДС по приобретенному товару (металлопрокату) заявлен обществом в составе налоговых вычетов по НДС при оприходовании сырья. При последующей реализации лома, образовавшегося в процессе производства, НДС, принятый ранее к вычету по прямым расходам, к уплате в бюджет не восстанавливался. В части косвенных расходов НДС налогоплательщиком самостоятельно восстанавливался к уплате в бюджет и отражался в налоговой отчетности.

Суд решил: отходы сырья, не подлежащие дальнейшему использованию в производстве готовой продукции, не являются товаром, непосредственно изготовленным из приобретенного обществом сырья.

Реализация лома и отходов цветных металлов

Соответственно, в указанном случае отсутствуют условия, обязывающие налогоплательщика восстановить к уплате в бюджет налог, ранее правомерно предъявленный к вычету при приобретении металлической продукции для производства стального листа неответственного назначения, реализация которого является для налогоплательщика объектом обложения НДС.

О раздельном учете

Если придерживаться позиции финансистов, необходимо помнить о том, что согласно п. 4 ст. 170 НК РФ налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций. В случае отсутствия раздельного учета суммы налога вычету не подлежат и в расходы, учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, не включаются.

В то же время налогоплательщик вправе отказаться от ведения раздельного учета в тех налоговых периодах, в которых доля совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5% общей величины совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав. В этом случае все суммы "входного" НДС подлежат вычету.

* * *

При реализации лома и отходов черных и цветных металлов, в том числе полученных в результате производства металлопродукции, НДС начислять не надо, поскольку данная реализация является операцией, не подлежащей налогообложению. Спорить с этим никто не будет, поскольку это прямо предусмотрено Налоговым кодексом. А вот с "входным" НДС по металлу дело обстоит иначе. Финансисты настаивают на том, что при реализации лома и отходов цветных и черных металлов, образовавшихся в результате производства товаров, суммы НДС, ранее правомерно принятые к вычету, в отношении остатков лома и отходов подлежат восстановлению. Рассчитывая на поддержку судей, можно рискнуть и налог не восстанавливать.

О.В.Давыдова

Редактор журнала

"Промышленность: бухгалтерский учет

и налогообложение"

Все статьи Продажа металлолома собственного производства, или Безотказная льгота по НДС (комментарий к Письму Минфина России от 2 сентября 2015 г. N 03-07-07/50555) (Мухин В.)

Продажа металлолома, который образовался в процессе собственного производства организации, не лицензируется. Означает ли это, что такая операция облагается НДС?

Реализация лома и отходов черных и цветных металлов освобождается от обложения НДС на основании пп. 25 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса (далее" — Кодекс). При этом в силу положений п. 6 ст. 149 Кодекса данные операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) "при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством РФ".
В свою очередь порядок лицензирования деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов, осуществляемой юрлицами и ИП (за исключением реализации лома черных и цветных металлов, образовавшегося у них в процессе собственного производства), определен Положением, которое утверждено Постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2012 г. N 1287.
Таким образом, деятельность по продаже лома черных и цветных металлов, образовавшегося у организаций и ИП в процессе собственного производства, не является лицензируемой. В то же время, как указал Минфин России в Письме от 2 сентября 2015 г. N 03-07-07/50555, освобождение от обложения НДС, предусмотренное пп. 25 п. 2 ст. 149 Кодекса, применяется и в том случае, если деятельность не лицензируется.
Аналогичной позиции чиновники придерживались и ранее (см., напр., Письма ФНС России от 16 августа 2006 г. N 03-1-03/1562@, УФНС России по г. Москве от 28 апреля 2006 г. N 19-11/35889). И в этой части суды полностью с ними солидарны (см., напр., Постановления Арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 июля 2015 г. N Ф07-4091/2015 по делу N А42-3285/2014, ФАС Московского округа от 25 марта 2014 г. N Ф05-962/2014 по делу N А41-6141/11, ФАС Уральского округа от 27 мая 2014 г. N Ф09-2580/14 по делу N А60-29784/2013 и т.д.). Арбитры подчеркивают, что налогоплательщик, осуществляющий реализацию лома черных и цветных металлов, должен иметь соответствующие лицензии на осуществление деятельности по заготовке, переработке и реализации лома черных и цветных металлов. В отсутствие таких лицензий налогоплательщик вправе воспользоваться освобождением от обложения НДС, только если лом образовался исключительно в процессе собственного производства.
Между тем необходимо отметить, что на самом деле в рассматриваемой ситуации говорить о том, что налогоплательщик "вправе" воспользоваться освобождением от обложения НДС, было бы не совсем правильно. Ведь это подразумевает, что имеет место право выбора — облагать соответствующие операции НДС или нет. В то же время в соответствии с п.

Service Temporarily Unavailable

5 ст. 149 Кодекса налогоплательщик вправе отказаться от освобождения от обложения НДС при осуществлении операций по реализации товаров, работ, услуг, предусмотренных в п. 3 ст. 149 Кодекса. А это означает, что от льготы, которая предусмотрена в п. 2 ст. 149 Кодекса, налогоплательщик отказаться не вправе.
На практике это означает, что при продаже лома черных или цветных металлов, образовавшихся, к примеру, при демонтаже или ликвидации оборудования, компания (ИП) "попадает" на раздельный учет операций, облагаемых и не облагаемых НДС. Раздельный учет можно не вести только в тех налоговых периодах, когда доля совокупных расходов, приходящихся на не облагаемые НДС операции, не превышает 5 процентов от общей величины совокупных расходов (абз. 7 п. 4 ст. 170 НК).

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

2018-04-2121.04.2018 19:23

Здравствуйте. Да, Федеральным законом от 27.11.2017 № 335-ФЗ внесены изменения в статью 149 НК РФ в части порядка уплаты НДС на лом. Согласно этим поправкам исчислять НДС на металлолом в 2018 году должны покупатели как налоговые агенты (ст. 161 НК РФ). Налоговым агентом при покупке лома может выступать любая организация, в том числе на упрощенке или освобожденная от НДС по статье 145 НК РФ. Это обусловлено тем, что организации при УСН также выполняют обязанности налоговых агентов (п.

Реализация металлолома не облагается ндс

5 ст. 346.11 НК).При этом сами продавцы на ОСНО не начисляют налог и не оформляют счета-фактуры (п. 8 ст. 161 и п. 5 ст. 168 НК). Счета-фактуры оформляют покупатели - налоговые агенты. А продавцы согласно Федеральному закону при реализации указанных товаров продавцы, являющиеся налогоплательщиками НДС, составляют счета-фактуры без учета сумм этого налога, делая в них соответствующую надпись "НДС исчисляется налоговым агентом". (письмо Минфина России от 20.12.2017 № 03-07-14/85218).

В соответствии с пунктом 3 порядка заполнения налоговой декларации по НДС при исполнении обязанности налогового агента организациями и индивидуальными предпринимателями, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, заполняются титульный лист ираздел 2 декларации. При отсутствии показателей для заполнения раздела 1 декларации в строках указанного раздела ставятся прочерки. При этом в титульном листе по реквизиту «по месту нахождения (учета)» указывается код «231». Об этом сказано письме ФНС от 19.04.2018 № СД-4-3/7484@

Там также сказано, что до внесения соответствующих изменений и дополнений в приложения к приказу ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@ о порядке заполнения декларации по НДС, то ФНС России рекомендует налоговым агентам, заполнять декларацию в следующем порядке.

  • строки 010 — 030 не заполняются;
  • по строке 060 указывается итоговая сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет в соответствии с пунктом 4.1 статьи 173 Кодекса;
  • по строке 070 указывается код 1011715, применяемый при реализации сырых шкур животных, лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов.

Кроме того, указанными налоговыми агентами формируется раздел 9 налоговой декларации по НДС, в котором отражаются записи по счетам-фактурам, полученным налоговыми агентами от налогоплательщиков-продавцов вышеуказанных товаров. При этом сведения по счетам-фактурам, отраженные налоговыми агентами в разделе 9 налоговой декларации по НДС при перечислении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок указанных товаров, до внесения соответствующих изменений в Контрольные соотношения показателей налоговой декларации по НДС, отражаются ими в разделе 9 налоговой декларации по НДС с отрицательным значением при применении вычетов в установленном порядке. В аналогичном порядке производятся записи по счетам-фактурам (корректировочным счетам-фактурам) в разделе 9 налоговой декларации по НДС, в случаях, указанных в пунктах 5 и 13 статьи 171 Кодекса.

В письме сказано, что указанный порядок применяется в отношении налоговых периодов до 1 января 2019 года, а начиная с налогового периода за первый квартал 2019 года записи по счетам-фактурам, отраженные налоговыми агентами в разделе 9 налоговой декларации по НДС при перечислении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок указанных товаров, а также в случаях, указанных в пунктах 5 и 13 статьи 171 Кодекса, производятся в разделе 8 налоговой декларации по НДС, в целях применения вычетов в установленном порядке.

По ходу так.

Ответить

Вы можете оставить комментарий к данной теме после регистрации. Зарегистрированным пользователям доступно больше возможностей. Перейти к регистрации.

Добрый день, уважаемые друзья! Сегодня предлагаю Вашему внимаю тему налогообложения при осуществлении деятельности с ломом черных и цветных металлов, а именно НДС (налог на добавленную стоимость).

Как не странно, но данный вопрос часто поступает к специалистам Центра Лицензирования Титан, как правило, его задают бухгалтеры наших клиентов (ранее не имевшие опыта в сфере обращения с ломом черных и цветных металлов), либо предприниматели, рассматривающие сферу деятельности как новое направление их бизнеса. Платить НДС или не платить, вот в чем вопрос?

Предлагаю начать с законодательной базы :

В соответствии с пп.1 п.1 ст.146 НК РФ реализация товаров, включая передачу на безвозмездной основе, являются операциями, облагаемыми НДС.

Реализация металлолома - 2018. Первые разъяснения ФНС

Но в силу пп.25 п.2 ст.149 НК РФ реализация лома и отходов черных и цветных металлов не подлежит обложению НДС. Налоговый кодекс не дает понятия лома черных и цветных металлов, но в соответствии с п.1 ст.11 НК РФ, представляется возможным использовать формулировку, представленную в ФЗ №89 « об отходах производства и потребления». В соответствии с определением лом и отходы черных и цветных металлов – это пришедшие в негодность или потерявшие потребительские свойства изделия из металлов и их сплавов, отходы, полученные при производстве изделий из металлов, а также брак, образовавшийся в процессе производства изделий из металлов. В соответствии с письмом Министерства финансов 01.07.2011 №03-07-07/32 указанное выше определение используется для освобождения от обложения НДС.

Примером могут служить – списанные суда, железнодорожные вагоны с истекшим сроком использования, черный и цветной металл, полученный при демонтаже крупногабаритных металлоконструкций (зданий, строений, сооружений), автотранспорт, отходы от производства, станки и иные агрегаты производств, списанные в связи с истечением срока полезного использования или неустранимыми дефектами.

Важно : в соответствии с п.6 ст.149 НК РФ освобождаются от налогообложения операции с ломом металлов при наличии у налогоплательщика лицензии на осуществление деятельности с ломом черных и цветных металлов (лицензирование деятельности с ломом рассмотрено в одноименной статье в разделе нашего сайта «мнение эксперта»).

Налогоплательщик, осуществляющий деятельность с ломом черных и цветных металлов, а также иную деятельность обязан вести раздельный учет операций.

На основании постановления ВАС от 08.06.2010 №1650/10, на налогоплательщика возлагается обязанность по обоснованию законности применения налоговой льготы по НДС, по средствам ведения учета своих доходов/расходов, раздельного учета операций подлежащих налогообложению и освобожденных от налогообложения.

Часто встречающиеся ошибки:

    Выставление счет-фактур по операциям с ломом металлов, в данном случае НДС Вы показали, как следствие платить его придется.

    Заключение договоров на покупку/продажу лома черных и цветных металлов с НДС, как следствие при оформлении первичных документов неопытные бухгалтеры отталкиваются от условий договора.

    Металлолом образовался в результате списания основных средств. Бухгалтер благополучно оприходовали металлолом на баланс, а так как деятельность с ломом черных и цветных металлов (а именно реализация) подлежит лицензированию, а лицензии нет, то льгота по НДС не может быть принята. Это глубочайшее заблуждение. Во-первых, для реализации лома металлов образовавшегося в результате собственной производственной деятельности предприятия, лицензия на реализацию лома не требуется (подробнее можете ознакомиться в разделе нашего сайта «законодательство»), а в соответствии с налоговым кодексом такие операция не облагаются НДС (письмо ФНС «О налоге на добавленную стоимость» от 16 августа 2006 года №03-1-03/1562@).

    Нет лицензии на заготовку, переработку, хранение и реализацию лома черных и цветных металлов, деятельность ведется, НДС бухгалтером начисляется – в данном случае Вы нарушаете нормы КоАП и УК РФ (подробнее можете ознакомиться в разделе «Ответственность» на нашем сайте), так как данный вид деятельности подлежит обязательному лицензированию.

    При реализации металлолома образовавшегося в результате списания основных средств необходимо подтвердить его происхождение. В процессе оприходования на баланс предприятия образовавшийся лома черных и/или цветных металлов необходимо учитывать требования ГОСТов (лом черных/цветных металлов) и определение ФЗ №89 « об отходах производства и потребления», в приходных документах должен быть указан вид металлолома (черный/цветной), категория (в соответствии с ГОСТ), вес, стоимость. Должным образом необходимо составить акты о списании основных средств, в результате списания которых образовался лом металлов, данные акты понадобятся в случаи проверки налоговых органов. В случаи оприходования металла черного/цветного, без указания категорий металлолома и т.д., налоговый орган вправе отказать в освобождении от уплаты НДС по операциям и доначислить налог (в связи с некорректным оформлением документов).

И так подведем итог, мы рассмотрели вопрос применения НДС при осуществлении деятельности по заготовке, переработке, хранении и реализации лома черных и цветных металлов. Рассмотрено действующее законодательство, основные ошибки, возникающие при осуществлении бухгалтерского учета.

С уважение к Вам и Вашему бизнесу

Центр Лицензирования Титан!

С нового года в России начали действовать поправки в Налоговый кодекс о пересмотре списка освобождаемых от НДС операций. Согласно закону, покупатели металлолома стали налоговыми агентами. Это новый способ борьбы с многоступенчатыми цепочками перепродаж и незаконным возмещением НДС на рынке, который на протяжении многих лет был опутан серыми и откровенно незаконными финансовыми схемами. К обсуждению документа были привлечены все заинтересованные стороны, при этом позиция его критиков остается не вполне понятной.

Для наведения порядка на рынке металлолома предпринимались самые разные шаги. Десять лет назад операции по заготовке и реализации лома цветных и черных металлов были освобождены от налогообложения: налогоплательщики вправе были не платить НДС при наличии у них соответствующих лицензий. Предполагалось, что это позволит прекратить хищения НДС, и короткое время мера действительно работала. Однако сравнительно быстро некоторые участники рынка нашли новые пути для незаконного обогащения – НДС стали воровать на этапе переработки лома и реализации полученной продукции. Пресечь эту практику не смогло даже внедрение автоматизированной системы контроля за уплатой налога.

Поправки в Налоговый кодекс, принятые в конце прошлого года и заработавшие с 1 января, предусматривают, что покупатели лома и отходов черных и цветных металлов, а также вторичного алюминия и сплавов из него становятся налоговыми агентами. По сути, закон лишь исключил возможность уклонения от уплаты НДС при производстве и реализации продукции из лома. Причем эта мера разработана с учетом европейской налоговой практики: директивой ЕС тоже предусмотрена возможность введения так называемой «реверсивной уплаты» при внутренних поставках товаров и услуг, чувствительных к мошенничествам с НДС. Например, в Германии в 2014 году налоговое агентирование распространили почти на всю металлопродукцию.

Поправки активно обсуждались с участниками рынка с весны 2017 года и с учетом конструктивных предложений и замечаний были успешно приняты – в том числе потому, что критика законопроекта, особенно активно зазвучавшая к концу прошлого года, была очевидно неубедительной. Между тем некоторые ее тезисы повторяются до сих пор. Например, противники нововведений не раз заявляли, что предлагаемые меры могут привести одновременно и к росту цен на продукцию металлургов, и к падению цен на лом как раз на размер НДС – 18%. На волатильность цен обращают внимание и сейчас. Но цены на металлопродукцию регулируются рынком, и никакого влияния на себестоимость производства на металлургических заводах введение налогового агентирования оказать просто не способно. На деятельность физических лиц по сдаче принадлежащего им лома цветных и черных металлов нововведения также принципиально не могут оказать никакого влияния – это в законе зафиксировано отдельно: при приобретении лома у физического лица покупателю не надо будет ни удерживать НДС, ни исчислять его.

Кроме того, в окончательной редакции закона налогоплательщик – налоговый агент при покупке товара исчисляет налог к уплате в бюджет и в том же налоговом периоде принимает его к вычету. Другими словами, фактической уплаты налога нет, а значит, нет и увеличения платежей в бюджет для участников рынка.

«Замечания, которые высказываются отдельными представителями отрасли сейчас, создают впечатление, что эти критики не должным образом читали сам законопроект, потому что аргументы, которые ими приводятся, никак не следуют из текста закона», – отмечал директор некоммерческого партнерства «Совет промышленных предприятий вторичной цветной металлургии» Дмитрий Пузанов.

«За прошедшие два месяца 2018 года уже можно отметить явное оздоровление рынков алюминиевого лома и вторичного алюминия, – подчеркнул Дмитрий Пузанов. – Так, если в 2014–2016 годах все добросовестные производители вторичного алюминия в зимний период или останавливали производство, или вынуждены были работать с убытком из-за искусственно завышенных цен на лом, то в январе–феврале 2018 года удается заготовить сырье по ценам, позволяющим работать как минимум без убытка. И это несмотря на резкое сокращение объемов заготовки лома в связи с суровой и многоснежной зимой. Кроме того, можно отметить, что до начала 2018 года на рынке вторичного алюминия присутствовал товар, реализуемый по необоснованно заниженным ценам. Такой товар без существенных убытков могли поставлять только производители, использующие необоснованную налоговую выгоду. А в 2018 году цены на вторичный алюминий в России выровнялись, и у добросовестных производителей появилась возможность выигрывать тендеры на поставку продукции на автомобилестроительные заводы и предприятия черной металлургии. Эти примеры однозначно подтверждают эффективность вступивших в силу с 1 января 2018 года изменений в Налоговый кодекс, направленных на пресечение хищений НДС при реализации продукции, изготавливаемой из лома и отходов металлов».

Между тем добросовестные представители отрасли закон поддержали. Например, генеральный директор предприятия по производству медной катанки и проволоки ООО «ЭЛКАТ» Максим Третьяков отмечал в конце прошлого года, что освобождение реализации лома от НДС совершенно не выполняет задачи предотвращения хищений налога: на последней стадии обращения медного лома перед поставкой на металлургические заводы он весь превращается в продукцию, поставляемую с НДС. Аналогичную позицию заняли участники рынка алюминиевого лома и вторичного алюминия, который, по их оценкам, к концу прошлого года на две трети был охвачен хищениями НДС.

Конечно, как и к любым значимым нововведениям, отрасли нужно адаптироваться к новым правилам. Необходимо помнить о главной задаче закона – повышении прозрачности в ломозаготовительной отрасли и борьбе против формирования необоснованной налоговой выгоды, то есть тех самых хищений НДС, которые стали настоящим проклятием рынка металлолома в последние годы.

С января 2018 года реализация лома и отходов черных и цветных металлов облагается НДС. Кто должен платить НДС на металлолом в 2018 году, разъяснения чиновников по этой теме - в статье.

НДС на металлолом в 2018 году: последние новости

Федеральным законом от 27.11.2017 № 335-ФЗ внесены изменения в статью 149 НК РФ в части порядка уплаты НДС на лом. Опубликован закон в «Российской газете» 30 ноября 2017 года.

Последние новости заключаются в том, что надо платить НДС на металлолом в 2018 года. Причем платить налог в бюджет при реализации лома будет не продавец, а покупатель как налоговый агент.

Аналогичная поправка вступила в силу с января 2018 года и в отношении НДС при продаже вторичного алюминия и сырых шкур животных.

Кто будет платить НДС на металлолом в 2018 году

Если простыми словами, то исчислять НДС на металлолом в 2018 году должны покупатели как налоговые агенты (ст. 161 НК РФ). Налоговым агентом при покупке лома может выступать любая организация, в том числе на упрощенке или освобожденная от НДС по статье 145 НК РФ. Напомним, что организации при УСН также выполняют обязанности налоговых агентов (п. 5 ст. 346.11 НК).

Реализация металлолома не будет облагаться налогом, если купили металлолом:

  • у физического лица, не зарегистрированного как ИП;
  • организации или предпринимателя на спецрежиме;
  • организации или ИП, которые освобождены от НДС по статье 145 НК РФ.

Как начислить НДС при покупке металлолома в 2018 году

Рассчитывать НДС при покупке металлолома необходимо, если продавец металлолома является плательщиком НДС. Начисляйте НДС и составляйте счета-фактуры:

  • когда перечисляете аванс поставщику металлолома;
  • когда продавец отгрузил вам товар согласно первичным документам.

Отвечает Ольга Цибизова,

заместитель директора департамента налоговой и таможенной политики Минфина России

«Покупатели металлолома рассчитывают НДС к уплате отдельно по итогам каждого квартала, в котором они покупали (получали) такие товары. Начисленный в течение квартала налог уменьшайте на сумму налоговых вычетов и увеличивайте на суммы восстановленного НДС.»

Применяйте расчетный метод. Для этого используйте такие формулы:

Сумма НДС с аванса

Сумма аванса

Сумма аванса

Ставка НДС (18%)

Расчетная ставка (18/118)

Сумма НДС с отгрузки

Стоимость отгруженного товара

Стоимость отгруженного товара

Ставка НДС (18%)

Расчетная ставка (18/118)

Пример. Расчет НДС при покупке металлолома

ООО «Металл-корт» - заготовитель металлолома, налогоплательщик по НДС. Компания покупает металлолом и прочие отходы у фирмы, являющейся плательщиком НДС. В ноябре 2018 года организация уплатила поставщику металлолома аванс 100 000 руб. В декабре 2018 года получила товар на сумму 100 000 руб. без НДС. Покажем, как бухгалтер начислит НДС.

В ноябре бухгалтер будет исчислять НДС с аванса. Если применять новый порядок, сумма НДС с аванса составит 18 000 руб. [(100 000 руб. + 100 000 руб. х 18%) х 18/118]. В декабре бухгалтер начислит НДС с полученного металлолома. Сумма НДС равна 18 000 руб. [(100 000 руб. +100 000 руб. х 18%) х 18/118].

Какую сумму НДС заплатить в бюджет при покупке металлолома

Сумму НДС по покупке металлолома считайте отдельно. Формула следующая:

Поясним, что значит восстановленный налог. Налогоплательщик обязан восстановить налог в двух случаях.

Принять к вычету можно НДС в случаях, которые перечислены в пункте 4.1 статьи 173 НК. Мы собрали их в таблицу.

Вычеты по НДС у налоговых агентов - покупателей металлолома

Вид вычета

Кто вправе применять

Вычет начисленного налога

Вычет при возврате товара или перечисленного аванса

Плательщики НДС

Вычет с аванса

Все налоговые агенты

Вычет входного НДС со стоимости металлолома

Плательщики НДС, которые используют металлолом в деятельности, облагаемой НДС

Вычет при уменьшении стоимости металлолома

Все налоговые агенты

Таким образом, с помощью вычетов исчисленный налог будет возвращаться к налоговому агенту.

Когда составлять документы по НДС на металлолом в 2018 году

Рассмотрим, как Минфин и эксперты советуют оформлять документы при покупке металлолома.

Уплата авансов за металлолом. Счет-фактуру оформляет продавец, получивший аванс. Покупатель регистрируете в книге продаж документ, полученный от продавца, и принимает к вычету НДС с аванса. Далее покупатель регистрирует счет-фактуру на аванс от продавца в книге покупок и ждет, когда получит товар.

Продажа металлолома . Покупатель составляет счет-фактуру как налоговый агент, регистрирует документ в книге продаж. Если покупатель ранее перечислял аванс, он вправе принимать к вычету НДС с аванса. Затем покупатель регистрирует в книге покупок счет-фактуру на аванс, полученный от продавца. Что указать в каждой графе книги покупок, смотрите в таблице .

Покупатель принимает к вычету входной НДС со стоимости металлолома. Далее регистрирует в книге покупок счет-фактуру, который составил сам как налоговый агент. Одновременно восстанавливает НДС, принятый к вычету с аванса, и регистрирует в книге продаж счет-фактуру на аванс, полученный от продавца.

Как повлияли на цену металлолома поправки

Продавцы лома вправе устанавливать любые цены. Но поскольку с 2018 года металлолом облагается НДС, то эти товары будут становиться дороже на сумму налога. Хотя плательщиками налога с лома будут являться налоговые агенты, введение поправки повлияло на весь предпринимательский рынок - и на продавцов, и на покупателей лома. Таким образом, поправка по НДС станет касаться многих предпринимателей, часть которых не являются плательщиками этого налога.

Реализация лома 2018: счета-фактуры, первичные документы и стоимость в договоре

Новый порядок налогообложения для лома черных и цветных металлов

Прежде всего напомним, что с 1 января 2018 года реализация лома и отходов черных и цветных металлов облагается налогом на добавленную стоимость. Но по таким операциям, а также при реализации алюминия вторичного и сырых шкур животных НДС исчисляют и уплачивают покупатели - налоговые агенты (ИП и организации) (п.8 ст.161 НК РФ).

Мы расскажем на примере лома, как с точки зрения ФНС РФ следует оформлять документы и исчислить НДС, но порядок, изложенный в Письме ФНС от 16.01.2018 г. касается и реализации шкур животных и алюминия вторичного.

Если продавец лома НЕ плательщик НДС

Если продавец лома не является плательщиком НДС (лом продает обычный гражданин, «упрощенец», налого­плательщик, освобожденный от НДС в соответствии со ст.145 НК РФ и др.), у покупателя лома нет обязан­ностей налогового агента по НДС (п.8 ст.161 НК РФ).

Например, специализированная организация, приобретающая лом у физических лиц (не ИП) исполнять обязанности налогового агента по НДС не будет (Письмо Минфина России от 29 декабря 2017 г. N 03-07-11/88235). Соответственно реализация лома оформляется такими продавцами, как и прежде, без налога на добавленную стоимость. Единственное, что требуют нормы НК РФ в такой ситуации - это сделать запись или проставить отметку «Без налога (НДС)» в договоре и первичном учетном документе (п.8 ст.161 НК РФ).

Если продавец лома плательщик НДС

Продавец лома не предъявляет НДС покупателю . Исключение составляют случаи реализации лома на экспорт и физическим лицам (не ИП) (пп.1 ст.168 НК РФ). Но несмотря на это продавцы - плательщики НДС должны выставить покупателю счета-фактуры (п.3 и п.5 ст.168 НК РФ):

  • при получении предоплаты;
  • при отгрузке лома;
  • при изменении стоимости лома (выставляют корректировочный счет-фактуру).

Счета-фактуры, корректировочные счета-фактуры составляются без учета сумм налога . При этом в них делается соответствующая надпись или ставится штамп «НДС исчисляется налоговым агентом» (п.5 ст.168 НК РФ).

В Письме ФНС от 16.01.2018 приведены примеры заполнения счетов-фактур.

Налоговая служба разъяснила, что запись «НДС исчисляется налоговым агентом» продавцу следует сделать в графе 7 «Налоговая ставка» табличной части счета-фактуры. При этом в графах 8 «Сумма налога...» и 9 «Стоимость товаров...всего» ставятся прочерки. В случае выставления счета-фактуры в электронной форме по формату, утвер­жден­ному приказом ФНС России от 24.03.2016 N ММВ-7-15/155@, графах 8 - 9 следует указывать цифру «0».

И это понятно, ведь как уже говорилось, покупателю лома НДС не предъявляется, а значит указывать стоимость лома с учетом НДС, который должен уплатить покупатель некорректно .

В графе 5 счета-фактуры продавец указывает стоимость товара без НДС (например, 100 руб.) или сумму полученного аванса (в «авансовом» счете-фактуре)

Табл.1 Фрагмент счета-фактуры на отгрузку лома.

Наименование товара (описание выполненных работ, оказанных услуг), имущественного права

Код вида товара

Единица измерения

Количество (объем)

Цена (тариф) за единицу измерения

Стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав без налога - всего

В том числе сумма акциза

Налоговая ставка

Сумма налога, предъявляемая покупателю

Стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав с налогом - всего

Страна происхождения товара

Регистрационный номер таможенной декларации

условное обозначение (национальное)

цифровой код

краткое наименование

Металлолом

без акциза

НДС исчисляется налоговым агентом

Выставленные счета-фактуры регистрируются в книге продаж так, как - будто продавцу самому необходимо исчислить НДС (но НДС он не исчисляет) (п.3.1 ст.166 НК РФ).

Выставленные счета-фактуры регистрируются в книге продаж так, как - будто продавцу самому необходимо исчислить НДС (но НДС он не исчисляет) (п.3.1 ст.166 НК РФ).

При регистрации счетов-фактур, в книге продаж налого­плательщиком-продавцом в графе 2 книги продаж ФНС РФ рекомендует указывать следующие коды вида операций:

  • «33» - при поступлении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок лома (т.е. при регистрации «авансового» счета-фактуры);
  • «34» - при отгрузке лома, в том числе в счет оплаты (частичной оплаты), а также при изменении стоимости отгрузок в сторону увеличения стоимости отгрузок (т.е. при регистрации «отгрузочного» счета-фактуры);

Стоимость лома (без НДС, например, 100 руб.) или сумму полученного аванса указывают в графе 14 «Стоимость продаж, облагаемых налогом...». При этом в графе 13б «Стоимость продаж по счету-фактуре...» и в графе 17 «Сумма НДС по счету-фактуре...» следует поставить прочерки. При формировании книги продаж в электронной форме, а также при выгрузке сведений в раздел 9 налоговой декларации по НДС, в графах 13б, и 17 следует указывать цифру «0».

Данные из книги продаж будут отражены в разделе 9 декларации по НДС. В раздел 3 декларации операции по реализации лома не попадают (у продавца не возникает налоговая база по НДС).

Реализация лома - облагаемая операция. Просто НДС по ней исчисляет покупатель. Поэтому в «необлагаемом» разделе 7 декларации по НДС такие операции не отражаются. Более того, входной НДС, относящийся к реализации лома налогоплательщик вправе принять к вычету в обычном порядке (Письмо Минфина России от 19.01.2018 N 03-07-11/2791).

В аналогичном порядке производится выставление счетов-фактур комиссионерами (агентами) , реализующими (приобретающими) сырые шкуры и лом по договору комиссии (агентскому договору, предусматривающему реализацию и (или) приобретение этих товаров от имени агента). При регистрации полученных и выставленных счетов-фактур в журнале учета счетов-фактур посредники должны указать те же коды операций, что и продавцы лома:

  • «33» - при регистрации «авансового» счета-фактуры;
  • «34» - регистрации «отгрузочного» счета-фактуры

Если стоимость лома изменяется по соглашению сторон (имеется дополнительное соглашение к договору или первичный документ, свидетельствующий о согласии покупателя на изменение стоимости товара или факт уведомления покупателя об изменении стоимости) продавец обязан выставить корректировочный счет-фактуру (п.3 ст.168 и п.10 ст.172 НК РФ).

При изменении стоимости отгрузок в сторону увеличения продавцу лома следует зарегистрировать корректировочный счет-фактуру в книге продаж, указав код «34», а в случае уменьшения стоимости лома корректировочный счет-фактур продавец регистрирует в книге покупок, также указывая код операции «34». При этом в графе 15 «Стоимость покупок по счету-фактуре...» книги покупок нужно указать сумму на которую уменьшилась стоимость лома, а в графе 16 «Сумма НДС...» поставить прочерк (при заполнении электронного счета-фактуры - цифру «0»).

Как отразить стоимость лома в первичных документах и договоре

ФНС и Минфин России пока не дали разъяснений как при реализации лома налого­плательщику -продавцу оформить первичные документы и оговорить в договоре стоимость лома.

По мнению автора, первичные документы, которыми сопровождается реализация лома, следует заполнить так же как и счета-фактуры , т.е. указать стоимость лома без учета НДС и сделать отметку «НДС исчисляется налоговым агентом».

Пример:
Если при отгрузке лома применяется товарная накладная по форме ТОРГ-12, то в графе 12«Сумма без учета НДС» следует указать стоимость лома без НДС (например, 100 руб.), в графах 13 (ставка НДС) сделать отметку «НДС исчисляется налоговым агентом», а в графах 14 (сумма НДС) и 15 «Сумма с учетом НДС» можно поставить прочерк.

В бухгалтерском учете продавца лома стоимость лома отражается в составе выручки без учета НДС (только тот доход, который продавец вправе получить от покупателя).

Учитывая, что продавец лома не должен предъявлять покупателю НДС (п.1 ст.168 НК РФ) и даже не должен исчислять этот налог (п.3.1 ст.166 НК РФ), по мнению автора, в договоре не нужно оговаривать стоимость лома с учетом НДС (продавец не должен «утруждать» себя расчетом «безНДСной» цены лома). Поэтому в договоре следует оговорить, что цена лома не включает сумму НДС, а НДС уплачивается покупателем, исполняющим обязанности налогового агента по НДС.

Например, данное условие договора можно указать так: «Цена одного килограмма лома черного металла составляет 1 рубль. Цена лома не включает НДС. В соответствии с п.8 ст.161 НК РФ НДС исчисляется налоговым агентом - покупателем ».

НДС у покупателя - налогового агента

ФНС обратила внимание, что налоговые агенты, приобретающие лом не должны составлять счета-фактуры. Для исчисления НДС в качестве налоговых агентов они регистрируют в книге продаж и книге покупок счета-фактуры, полученные от продавцов .

Такие налоговые агенты определяют налоговую базу по НДС так, как - будто сами являются продавцами (п.15 ст.167 НК РФ), то есть на одну из наиболее ранних дат:

  1. день отгрузки лома;
  2. день оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок лома.

Если налоговая база была определена на дату перечисления предоплаты, то на дату отгрузки лома покупателю опять нужно определить налоговую базу «за продавца», а НДС, исчисленный с предоплаты принять к вычету (п.8 ст.171, п.4.1 ст.173 НК РФ).

Полученные от продавца счета-фактуры покупатель регистрирует в книге продаж. При регистрации:

  • «авансовых» счетов-фактур налоговый агент укажет код операции «41»;
  • «отгрузочных» счетов-фактур- код «42».

Не смотря на то, что налоговая ставка НДС у налогового агента составляет 18/118 и она должна применяться к стоимости лома, увеличенной на сумму НДС, фактически налоговые агенты будут начислять НДС по ставке 18 % к стоимости лома (сумме аванса), указанной в счете-фактуре.

Пример:
Покупатель перечислил аванс в счет поставки лома - 100 руб. Получил от продавца счет-фактуру и регистрируя его в книге продаж покупатель рассчитывает НДС по ставке 18%, т.е. в гр.14 «Стоимость продаж, облагаемых НДС..» покажет 100 руб., исчислит НДС по ставке 18 % (это будет 18 руб.) и покажет эту сумму в гр.17 «НДС по счету-фактуре...18%» -18 руб. И только после этого в гр.13б «Стоимость продаж по счету-фактуре..» укажет налоговую базу налогового агента (стоимость лома + НДС) - 118 руб.

Точно также заполняется книга продаж при регистрации счета-фактуры на отгрузку лома. Единственная разница:

  • при регистрации «авансового» счета-фактуры в графе 2 книги продаж нужно указать код операции «41»;
  • при регистрации «отгрузочного» счета-фактуры следует указать код - «42».

При принятии к вычету НДС, исчисленного с предоплаты в книге покупок налоговый агент зарегистрирует «авансовый» счет-фактуру, указав в гр.2 код операции «43», в графе 15 книги покупок «Стоимость покупок по счету-фактуре..» - 118 руб., а в графе 16 «Сумма НДС»- сумму налога, принимаемую к вычету, в нашем примере, -18 руб.

Также независимо от системы налогообложения, которую применяют налоговые агенты, для них предусмотрен вычет НДС по корректировочному счету-фактуре в случае уменьшения стоимости ранее отгруженного лома (п. 13 ст. 171 НК РФ) и обязанность по доначислению НДС в случае, если стоимость лома увеличилась (п.10 ст.154 НК РФ).

При регистрации в книге продаж корректировочного счета-фактуры на увеличение стоимости лома (за продавца) налоговому агенту следует указать код операции - «42» (как при отгрузке лома). А в случае уменьшения стоимости лома, корректировочный счет-фактуру налоговый агент зарегистрирует в книге покупок с кодом «44».

Таким образом, исчисляя НДС в качестве налоговых агентов покупатели лома регистрируют счета-фактуры, полученные от продавца так, как- будто они сами являются продавцом лома.

Но у таких налоговых агентов есть еще одна особенность по начислению НДС. Если они являются плательщиками этого налога и приобретают лом для облагаемых операций, они вправе принять к вычету НДС как покупатели, т.е. они могут заявить вычет НДС и по перечисленному авансу и по приобретенному лому так, как - будто купили лом у продавца с НДС. Тогда покупателю не придется фактически уплачивать НДС в бюджет в качестве налогового агента.

Дело в том, что исчисление суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, производится налоговыми агентами совокупно в отношении всех товаров, указанных в п.8 ст.161 НК РФ (т.е. в отношении всех операций по приобретению лома, шкур и алюминия). Соответственно налоговые агенты, приобретающие лом и шкуры определяют сумму НДС, которую они должны уплатить в бюджет по итогам квартала в качестве налоговых агентов с учетом начислений и возможных вычетов «за продавца» и с учетом вычетов и восстановлений «у покупателя».

Пример:
Если покупатель - плательщик НДС приобрел лом за 100 руб. для облагаемых операций, исчислил 18 руб. как налоговый агент, то 18 руб. исчисленного НДС он вправе принять к вычету как покупатель. Тогда по операциям, указанным в п.8 ст.161 НК РФ сумма НДС к уплате по итогам квартала составит 0 руб. (18 руб. начислено и 18 руб. вычет).

Если же покупатель лома НЕ является плательщиком НДС, то как покупатель он не может принимать к вычету НДС. Поэтому при приобретении лома за 100 руб., он начислит 18 руб. НДС как налоговый агент и эту сумму уплатит в бюджет по итогам квартала.

ФНС РФ разъяснила, что итоговую сумму налога , подлежащую уплате в бюджет налоговыми агентами, приобретающими лом, шкуры и алюминий, следует отражать по строке 060 раздела 2 налоговой декларации по НДС, утвержденной приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@.

При принятии к вычету НДС при осуществлении операций по приобретению лома в качестве покупателя налоговый агент укажет:

  • код «41» при регистрации «авансового» счета-фактуры;
  • код «42» при регистрации «отгрузочного» счета-фактуры и
  • код «42» при регистрации корректировочного счета-фактуры в случае увеличения стоимости отгрузок («как за покупателя»).

При восстановлении НДС, ранее принятого к вычету по предоплате в счет отгрузки лома (у покупателя), налоговому агенту следует указать код «43». А при регистрации корректировочного счета-фактуры в книге продаж при восстановлении НДС в случае изменения стоимости отгрузок в сторону уменьшения («как за покупателя») следует указать код «44».

Как видим, Постановление № 1137, определяющее порядок заполнения счетов-фактур, книги продаж, книги покупок и журнала полученных и выставленных счетов-фактур, так же как и Приказы ФНС, устанавливающие коды операций, форму и правила заполнения декларации по НДС нуждаются в изменениях. Пока продавцам и покупателям лома приходится пользоваться Письмами ФНС РФ