Международный кредитный рейтинг S&P. Кредитный рейтинг и мировые рейтинговые агентства

Международный кредитный рейтинг России привлекает пристальное внимание. Однако польза данного показателя часто ставится под сомнение. Критика также звучит в адрес аналитических организаций, в недрах которых формируется суждение об инвестиционной надёжности страны.

Определение

Кредитным рейтингом называется оценка способности частного лица, корпорации, региона или государства выполнять принятые на себя финансовые обязательства. Данные индикаторы создаются профессиональными аналитиками на основе большого количества информации, полученной из разных источников. Рейтинги не только оценивают текущее финансовое состояние корпорации или государства, но и прогнозируют изменение ситуации в обозримом будущем. Оценка выставляется в форме короткого буквенного кода. Рейтинги призваны помогать потенциальным инвесторам и кредиторам в принятии решений. Высокая оценка свидетельствует о финансовой надёжности объекта для вложения денежных средств. Покупатели векселей и облигаций в первую очередь обращают внимание на кредитный рейтинг эмитентов долговых бумаг. Дебиторы, имеющие высокий уровень надёжности, обычно предлагают сравнительно низкую процентную ставку.

Суверенные рейтинги

Оценка кредитоспособности национальных правительств отличается рядом особенностей. Суверенные рейтинги учитывают политические факторы и анализируют общий инвестиционный климат страны. Желающие вложить деньги в экономику какого-либо государства должны предварительно выяснить уровень сопутствующего риска. В соответствии с действующими правилами, ни одна компания не имеет права получить кредитный рейтинг выше суверенного. Иными словами, отдельно взятая организация не может быть надёжнее страны, к которой она принадлежит. При составлении суверенных рейтингов особое внимание уделяется оценке вероятности наступления дефолта по финансовым обязательствам.

Международные агентства

Существуют компании, специализирующиеся на сборе и анализе информации, позволяющей судить о кредитоспособности юридических лиц и государственных образований. Международные рейтинговые агентства регулярно публикуют свои заключения о финансовой стабильности 185 стран мира. Они оценивают способность национальных правительств своевременно производить выплаты процентов по долговым инструментам и определяют степень инвестиционного риска.

Государства являются самыми крупными заёмщиками на мировых финансовых рынках. В стремлении привлечь капиталы в экономику правительства выпускают долговые ценные бумаги и продают их на интернациональных торговых площадках. Суверенные заёмщики также имеют возможность обратиться за получением кредита к таким организациям, как Всемирный банк и Международный валютный фонд. В подобных случаях рейтинги авторитетных агентств часто оказывают критическое влияние на принятие решения по предоставлению ссуды.

Объективность

В настоящее время в мире существуют три общепризнанные компании, занимающиеся оценкой кредитоспособности государств: Fitch, S&P и Moody"s. Все они были основаны в США. Три ведущих агентства контролируют 95% глобального рынка в данной сфере бизнеса.

При понижении кредитного рейтинга России часто возникают сомнения в политической непредвзятости этих организаций. Крупнейшие аналитические агентства представляют собой мощный инструмент экономического влияния. Их оценки служат ориентиром для миллионов инвесторов. Некоторые склонны считать, что кредитный рейтинг России используется как средство ограничения доступа к мировым рынкам капитала. Для такого авторитетного агентства, как S&P, не составляет труда в одночасье изменить настроения инвесторов. Необоснованное понижение кредитного рейтинга России может служить в качестве замаскированных экономических санкций.

Независимость

Международные агентства неоднократно подвергались обвинениям в манипуляциях с данными. Классическим примером является история с неадекватно высоким суверенным рейтингом Греции. Причины таких грубых ошибок могут заключаться как в несовершенстве методов оценки, так и в необъективности агентства. История изменений кредитного рейтинга России в целом показывает его соответствие экономическим реалиям. Понижения уровня инвестиционной надёжности, как правило, были связаны с падением нефтяных котировок. Однако изменение в худшую сторону кредитного рейтинга России, последовавшее за введением торговых санкций, противоречило фундаментальным экономическим показателям страны.

Перспективы

Нет причин считать, что аналитические агентства никогда не забывают об объективности и не преследуют скрытых целей. Их независимость от политических властей также не является доказанной. Кроме того, эти организации не испытывают давления со стороны конкурентов. Например, мировая репутация китайского агентства Dagong не идёт ни в какое сравнение с S&P, Moody"s или Fitch. Кредитный рейтинг России в перспективе будет по-прежнему определяться так называемой большой тройкой.

Рост ВВП в условиях кризиса, состояние экономики, увеличение размера средней заработной платы – факторы, позволившие некоторым странам сохранить лидерские позиции по качеству жизни населения. Какие государства по итогам 2016 года стали более удобны для жизни, какие покинули ТОП-10 и какие по-прежнему остаются странами мечты? Об этом – в нашей статье!

Хорошая страна – это здоровая страна. Согласно данным Всемерной организации здравоохранения (ВОЗ), ООН и Всемирного банка ТОП-10 государств с наиболее здоровым населением выглядит так:

  1. Исландия. Ее первенство обусловлено максимальным числом медработников (более 3,6 на 1 тыс. населения), минимальным числом людей с диагнозом туберкулез (всего 2 на 1 тыс. человек) и самой высокой продолжительностью жизни в мире (более 72 лет для мужчин и 74 – для женщин).
  2. Сингапур. Минимальное число людей, страдающих от ожирения (1,8 %) и высокая продолжительность жизни (в среднем – 82 года) позволили этому городу-государству занять высокое место рейтинга.
  3. Швеция. Малое число больных туберкулезом (всего 3 на 1 тыс. человек) вкупе с минимальной смертностью младенцев позволили ей занять почетное 2-е место.
  4. Германия. Более 11 % ВВП государства идет на здравоохранение (ежегодно на лечение граждан Германия расходует более 3500 евро).
  5. Швейцария. Высокое место рейтинга обусловлено большим числом врачей (3,6 на 1 тыс. человек)
  6. Андорра. Расходы на здравоохранение в Андорре составляют более 8 % ВВП, а средняя продолжительность жизни населения превышает 82 года.
  7. Великобритания. Эта страна – единственное государство Запада, которому принадлежат 95 % медучреждений, действующих на его территории. На здравоохранение расходуется более 9,8 % ВВП.
  8. Финляндия. В этой стране туберкулезом заболевают около 300 человек/год, при этом ежегодно у 30 тыс. человек диагностируют рак (свыше 75 % больных полностью излечиваются).
  9. Нидерланды. В стране отмечен низкий уровень заболеваемости туберкулезом (5,4 человека на 1 тыс. жителей) и достаточная продолжительность жизни – более 81 года.
  10. Канада. Система здравоохранения Medicare – гордость этого североамериканского государства, ведь каждому жителю она гарантирует практически бесплатное медобслуживание. Расходы на охрану здоровья составляют свыше 10 % ВВП, а продолжительность жизни граждан превышает 80 лет.

Худшими странами по состоянию здоровья граждан являются государства Африки: Свазиленд, Сомали, Южный Судан, Чад, Центральноафриканская Республика, Мали и др. Рейтинг составлен на основе данных исследователей университета Сиэтла и информационного агентства Bloomberg.

ВОЗ для определения качества здравоохранения использует специальный индикатор – ожидаемую при рождении продолжительность жизни. Согласно рейтингу Всемирной организации здравоохранения, Россия по уровню медобслуживания занимает 110 место. И хотя система здравоохранения оставляет желать лучшего, РФ опережает другие страны СНГ, такие как Казахстан (111 место), Таджикистан (115), Армения (116), Узбекистан (117), Украина (151), проигрывая лишь Республике Беларусь (98 место).

ТОП-10 стран, идеальных для бизнеса

Сильная экономика немыслима без успешного бизнеса. Издание Forbes в 2016 году составило список стран, максимально удобных для ведения предпринимательской деятельности. Примечательно, что из 10 участников рейтинга 6 – страны Евросоюза:

  1. Швеция;
  2. Новая Зеландия;
  3. Гонконг;
  4. Ирландия;
  5. Великобритания;
  6. Дания;
  7. Нидерланды;
  8. Финляндия;
  9. Норвегия;
  10. Канада.

Американское издание формирует рейтинг на протяжении 11 лет, принимая во внимание уровень бюрократии, размер налогов, коррумпированность, рост экономики, финансовую и личную свободу граждан – всего учитывалось 11 факторов. По 7 из них Швеция попала в первую десятку, ведь ее экономика по итогам года выросла на 4,2 процента при ВВП 493 млрд. долларов США. Данные для оценки получены из отчетов Всемирного банка, Всемирного экономического форума, неправительственной международной организации по борьбе с коррупцией Transparency International и др.

По уровню развития экономики Россия заняла 40-е место, а по сложности открытия своего дела оказалась на 26-й позиции. По доступности электричества РФ стала 30-й, по доступности кредитов стала 44-й, по уровню налогообложения – 45-й, по сложности получения прав на строительство наша страна стала 115-й. Согласно данным Всемирного банка, идеальная страна для бизнеса (без учета дополнительных критериев, будь то рост экономики) – Новая Зеландия, ведь в ней «оплатить налоги так же просто, как выписать чек».

Самые процветающие страны мира

Хорошо там, где нас нет? Британская некоммерческая организация The Legatum Institute опубликовала мировой рейтинг-исследование наиболее процветающих государств мира. Самые «цветущие» страны определяют с учетом экономических и социальных показателей, возможностей для бизнеса, уровня образования и здравоохранения, социального капитала и личных свобод граждан. Эксперты оценили 149 страны, проставив им оценки в диапазоне 0 – 10 по 89 критериям.

По результатам анализа, проведенного в 2016 году, был составлен следующий рейтинг:

  1. Новая Зеландия (индекс процветания – 79,28);
  2. Норвегия (78,66);
  3. Финляндия (78,56);
  4. Швейцария (78,10);
  5. Канада (77,67);
  6. Австралия (77,48);
  7. Нидерланды (77,44);
  8. Швеция (77,43);
  9. Дания (77,37);
  10. Великобритания (77,18).

Цель проведенного исследования – изучить общественное благополучие государств мира в глобальном масштабе. Индекс процветания является комбинированным показателем, определяющим достижения государств с точки зрения благополучия. В этом списке Россия занимает 95 позицию (индекс процветания – 54,73). Ближайшие «соседи» по рейтингу – Непал и Молдова (94-е и 96-е места, соответственно). Среди стран СНГ Россия обладает лучшими показателями: 25-е место по качеству образования, 56 – по безопасности окружающей среды, 69 – по предпринимательству.

Достижения России очевидны – с каждым годом она продвигается к верхним строчкам рейтинга. При этом результаты стоит рассматривать через призму политических настроений: в докладе Института Legatum неоднократно использованы либеральные клише «Путинская Россия», «советское наследие», «коммунистическое прошлое» и т.д. При составлении рейтинга британская организация использует данные опросов предшествующего года, что не позволяет 100 % объективно отображать действительность.

Рейтинг стран мира по уровню жизни

Организация Объединенных Наций (ООН) публикует доклад о качестве жизни населения в различных странах мира с 1990 года. Рейтинг строится на основании Индекса человеческого развития, или Humanity Development Index (HDI). Это индекс позволяет измерить достижения государств в сфере здравоохранения, доходов населения, образования, социального обслуживания и т.д.

Последний раз доклад публиковался в 2015 году, и лучшие страны для проживания распределились в рейтинге ООН следующим образом:

  1. Норвегия (0,94);
  2. Австралия (0,935);
  3. Швейцария (0,93);
  4. Дания (0,923);
  5. Нидерланды (0,922);
  6. Германия (0,916);
  7. Ирландия (0,916);
  8. Соединенные Штаты Америки (0,916);
  9. Канада (0,913);
  10. Новая Зеландия (0,913).

Россия относится к числу стран с высоким индексом человеческого развития (0,798) наравне с Беларусью. Наша страна несколько опережает Оман, Румынию, Уругвай, незначительно уступая Черногории. Страны с худшим индексом HDI расположились в Африке: это Нигер, ЦАР, Эритрея, Чад, Бурунди, Буркина-Фасо, Гвинея, Сьерра-Леоне, Мозамбик и Мали.

  1. Дания (201,53);
  2. Швейцария (196,44);
  3. Австралия (196,40);
  4. Новая Зеландия (196,09);
  5. Германия (189,87);
  6. Австрия (187);
  7. Нидерланды (186,46);
  8. Испания (184,96);
  9. Финляндия (183,98);
  10. Соединенные Штаты Америки (181,91).

Расчет индекса проводился без использования правительственных данных и официальных отчетов, поэтому его можно считать субъективным и деполитизированным. Для вычислений использована формула, учитывающая такие факторы, как покупательская способность населения, соотношение стоимость недвижимости и доходов граждан, безопасность и стоимость жизни, качество здравоохранения, климата и даже ситуацию на дорогах (чем меньше пробок, тем лучше).

Россия в этом списке занимает 55-е место с индексом качества жизни, равным 86,53. Она несколько опережает Украину и незначительно уступает Египту и Сингапуру. Неплохие результаты Россия показала в сфере недвижимости: индекс доступности жилья – 13,3 (это лишь немногим больше, чем у Австрии, Франции, Эстонии, Южной Кореи). Индекс покупательской способности россиян вдвое ниже, чем у граждан лидирующих стран списка – всего 52,6. А вот индекс стоимости жизни в России – один из наиболее низких (35,62). Для сравнения: в Швейцарии он составляет 125,67, в Норвегии – 104,26.

Таблица индексов, определяющих положение перечисленных стран, выглядит так:

Страна Индекс покупательской способности граждан Здраво-

охранение

Соотношение стоимости жилья и доходов населения
Дания 135.24 78.21 6.33
Швейцария 153.90 69.93 9.27
Австралия 137.26 74.14 7.54
Новая
Зеландия
108.61 72.17 6.80
Германия 136.14 76.02 7.23
Австрия 103.54 78.80 10.37
Нидерланды 120.12 69.19 6.47
Испания 94.80 76.55 8.70
Финляндия 123.42 74.80 7.99
Соединенные
Штаты
130.17 68.18 3.39

Наряду с высоким уровнем жизни, относительной доступностью жилья, высокой покупательской способностью граждан лидирующие страны по уровню жизни являются также и самыми дорогостоящими для проживания. Рейтинг самых дорогих для жизни стран выглядит таким образом:

  1. Швейцария – 126,03;
  2. Норвегия – 118,59;
  3. Венесуэла – 111,51;
  4. Исландия – 102,14;
  5. Дания – 100,06;
  6. Австралия – 99,32;
  7. Новая Зеландия – 93,71;
  8. Сингапур – 93,61;
  9. Кувейт – 92,97;
  10. Великобритания – 92,19.

ТОП-10 составлен на основе данных исследовательской компании Movehub (Великобритания). Используемый индекс (the Consumer Price Index, или CPI) учитывает стоимость продуктов питания, коммунальных услуг, транспорта, бензина и развлечений. Интересный факт: индекс отражает соотношение стоимости жизни в Нью-Йорке (если он равен 80, то проживание в стране дешевле, чем в Большом Яблоке на 20 %).

К наиболее доступным для жизни относятся преимущественно страны Азии и Африки: Индия, Индонезия, Бангладеш, Пакистан, Непал, Египет, Алжир. Государства Европы и Северной Америки по-прежнему остаются привлекательными, но довольно дорогими для проживания. Привлекательность обусловлена отменным качеством медицинских и образовательных услуг. Лучшие вузы мира расположены на их территории: Гарвардский, Принстонский и Йельский Оксфордский и Кембриджский университеты.

Многие лидеры перечисленных рейтингов – это страны с прекрасной экологией. Согласно данным Forbes, Швейцария, Швеция и Норвегия – тройка самых чистых и благоприятных для проживания стран с точки зрения климата и экологии. На их территории практически отсутствуют вредные производства, а бескрайние зеленые луга, горы и чистейшие природные водоемы делают проживание и отдых в них максимально полезными для здоровья.

Отметим, что многие государства – абсолютные лидеры, которые отличились по всем показателям. Так, Норвегию, Исландию и Швецию можно смело назвать идеальными для проживания, работы, туризма. А какие страны, по вашему мнению, обеспечили своим гражданам оптимальные условия проживания и максимально высокий уровень жизни? Личным опытом и мнениями делитесь в комментариях!

Очень ждем ваши отзывы, репосты и комментарии, спасибо.

Что такое кредитный рейтинг физического лица - понятно. Это возвращать полученные от банковских организаций займы. Данный показатель рассчитывается банками для определения целесообразности предоставления кредита конкретному человеку.

Если увеличить масштабы, мы получим кредитный рейтинг предприятия. Он будет интересен как фирмам-партнёрам, так и инвесторам.

Что такое кредитный рейтинг стран?

Это же понятие имеет намного больше информационной нагрузки, если применять его к более сложной экономической организации, такой как страна. Кредитные отображают риск вложений в инфраструктуру государства. Опираясь на этот показатель, можно сделать выводы о том, сможет ли государство отвечать по своим Инвесторы, принимая решения по крупным вложениям в предприятия или отрасль, обязательно должны учитывать текущие значения кредитного рейтинга.

Но в то же время по своей сути это прогноз. Он не даёт стопроцентных гарантий окупаемости инвестиций, поэтому и не может быть абсолютным показателем надёжности. При принятии решений об инвестировании кредитный рейтинг стран должен рассматриваться в комплексе с другими факторами, подтверждающими целесообразность таких вложений.

Кто уполномочен определять кредитные рейтинги?

Изучаемые нами показатели могут быть национальными и международными . Первые определяются национальными В России это «Рус-Рейтинг», «Эксперт РА», «Национальное рейтинговое агентство» и другие, на Украине - «Кредит Рейтинг» и «Стандарт Рейтинг». Они имеют авторитет только в пределах своей страны.

Значительно больше доверия вызывают данные международных рейтинговых компаний:

  • Moody’s.
  • Standard & Poor’s (S&P).
  • Fitch.

Они были созданы в Соединённых Штатах ещё в начале прошлого века, но получили мировое признание и вышли на международный уровень.

Эти организации определяют международные кредитные рейтинги стран, отраслей, предприятий, банковских организаций, выдают сопутствующие прогнозы, а также занимаются анализом финансовых рынков.

Обозначение кредитного рейтинга

Каждое рейтинговое агентство определило свою шкалу обозначений. Значение основного понятия имеет буквенное определение, а промежуточные категории по шкале S&P и Fitch выделяют знаками «+» и «-», которые по значению мало чем отличаются от цифр в шкале Moody"s.

Moody"s S&P Fitch Расшифровка значения
Ааа ААА ААА Превосходная кредитная надежность
Аа1 АА+ АА+ Высокая кредитная надежность
Аа2 АА АА
Аа3 АА- АА-
А1 А+ А+ Средняя надежность (растущая)
А2 А А
А3 А- А-
Ваа1 ВВВ+ ВВВ+ Средняя надежность (снижающаяся)
Ваа2 ВВВ ВВВ
Ваа3 ВВВ- ВВВ-
Ва1 ВВ+ ВВ+ Возможность спекулятивных операций
Ва2 ВВ ВВ
Ва3 ВВ- ВВ-
В1 В+ В+ Высокий уровень спекуляции
В2 В В
В3 В- В-
Саа1 ССС+ ССС Чрезмерные риски
Саа2 Сверхспекулятивные операции
Саа3 ССС- Преддефолтное состояние
Са СС
С
C D DDD Дефолт
DD
D

Что такое прогноз от рейтингового агентства?

- Положительный прогноз - означает, что в ближайшее время рейтинг с большой вероятностью повысится.

- Стабильный - не предвещает изменений.

- Негативный - вероятно понижение кредитного рейтинга.

В случае когда существует одинаковая вероятность как понижения, так и повышения показателя, определяют развивающийся прогноз.

Как изменился кредитный рейтинг Украины и России за последний год?

В 2014-2015 годах в этих странах происходят события, которые провоцируют снижение рассматриваемого показателя. И уже заметны первые последствия.

Был понижен Moody"s c Baa1 до Ваа2 в конце 2014 года. Кроме этого, существует вероятность дальнейшего его понижения - прогноз негативный. Агентство Standard & Poor’s тоже снизило кредитный рейтинг России с ВВВ- до ВВ+ в иностранной, и с ВВВ до ВВВ- в национальной валюте. Fitch в начале 2015 года произвело вполне прогнозированное снижение с ВВВ до ВВВ- всё с тем же негативным прогнозом.

Украина, согласно данным международных рейтинговых агентств, находится в преддефолтном состоянии. В начале 2015 года Fitch установило для неё значение СС с негативной тенденцией. Кредитный рейтинг Украины в иностранной валюте, по данным Standard & Poor’s, в конце 2014 года был снижен с уровня CCC до CCC-.

Можно ли доверять рейтинговым агентствам?

Во времена процветания коррупции на всех уровнях возникает вопрос: "Насколько точны данные рейтинговых организаций? Можно ли им доверять?" Действительно, «подкрученный» кредитный рейтинг стран может сильно повлиять на ситуацию в сфере мировых инвестиций и направить крупные инвестиционные потоки не в ту сторону. Если данные рейтингов, которыми пользовалась сторона-инвестор, будут ложными, то это ставит под вопрос актуальность вложений и рано или поздно отобразится на прибыли.

Вышеупомянутые рейтинговые агентства годами усердно трудились, зарабатывая мировой авторитет и доверие. Сейчас их работа заключается в подаче как можно более правдивой и актуальной информации для поддержания своего статуса. Присвоенные рейтинги никаким образом нельзя сфальсифицировать, поэтому они могут быть использованы как достоверный для анализа рынка.

При присвоении рейтингов кредитоспособности суверенного правительства (суверенных рейтингов) используются следующие рейтинговые шкалы :
AAA - наивысший уровень кредитоспособности;

AA - очень высокий уровень кредитоспособности;

A - высокий уровень кредитоспособности;

BBB - умеренно высокий уровень кредитоспособности;

BB - удовлетворительный уровень кредитоспособности;

B - невысокий уровень кредитоспособности;

CCC - низкий уровень кредитоспособности;

CC - очень низкий уровень кредитоспособности;

C - неудовлетворительный уровень кредитоспособности;

D - дефолт, страна не обеспечивает выполнение всех своих финансовых обязательств.

Международное рейтинговое агентство Moody"s

8 октября 2003 года агентство Moody"s впервые за историю выставления России инвестиционных рейтингов присвоило РФ рейтинг инвестиционного класса "Ваа3" .

26 октября 2005 года международное рейтинговое агентство Moody"s повысило рейтинг России по обязательствам в национальной и иностранной валюте . Прогноз рейтинга - "стабильный". Агентство отметило, что помимо роста доходов от продажи нефти, рейтинги отражают благоразумную финансовую политику РФ, стабильную политическую ситуацию и готовность в некоторых случаях досрочно выплачивать государственный внешний долг.

16 июля 2008 года Moody"s повысило суверенные российские рейтинги с уровня "Baa2" до "Baa1". Основанием стало то, что Россия за последние 9 лет накопила значительный объем активов в иностранной валюте. При этом одновременно погашались государственные долговые обязательства. Основные надежды связаны со стремлением правительства обуздать инфляцию, улучшить деловой климат и эффективность ведения дел как государственных, так и тесно связанных с государством корпораций.

16 августа 2012 года Fitch подтвердило долгосрочный суверенный рейтинг Российской Федерации по обязательствам в иностранной и национальной валюте , прогноз по рейтингу "стабильный".

21 марта 2014 года агентство ухудшило прогноз по долгосрочному рейтингу Росссии "ВВВ" до "негативного" со "стабильного". Ухудшение прогноза с возможным влиянием санкций на экономику и деловой климат в России.

10 января 2015 года международное рейтинговое агентство Fitch понизило оценку кредитоспособности России с негативным прогнозом. В мотивировке понижения рейтинга Fitch указало на такие факторы , как резкое падение рубля и цен на нефть, а также резкий взлет ключевой ставки до 17%.

15 апреля 2016 года агентство Fitch сохранило долгосрочный рейтинг дефолта эмитента России в иностранной и национальной валютах . Таким образом, рейтинг РФ остался на низшей ступени инвестиционной категории.

© AP Photo / Henny Ray Abrams

© AP Photo / Henny Ray Abrams

Международное рейтинговое агентство Standard & Poor"s (S&P)

31 января 2005 года S&P повысило суверенные рейтинги по обязательствам России в национальной валюте с "BB+"до "ВВВ-". Повышение рейтингов было обусловлено увеличением цен на нефть и успешной управленческой стратегией правительства по выплате госдолга.

15 декабря 2005 года S&P повысило суверенные рейтинги по обязательствам России в национальной валюте с "BBB-"до "ВВВ". Повышение рейтингов отразило в себе в основном два фактора — усиление финансовой мощи правительства как результат необычайно высокого увеличения цен на нефть и также успешной управленческой стратегии по досрочной выплате госдолга.
4 сентября 2006 года Международное рейтинговое агентство Standard & Poor"s повысило суверенные рейтинги РФ с уровня "ВВВ" до "ВВВ+" . Рейтинги отразили продолжающееся улучшение макроэкономического климата России.

11 марта 2008 года S&P со "стабильного". Одновременно S&P подтвердило суверенные кредитные рейтинги по обязательствам в иностранной и национальной валюте: долгосрочные рейтинги — на уровне "BBB+/А-", краткосрочные рейтинги — на уровне "A-2". Кроме того, агентство подтвердило оценку риска перевода и конвертации валюты на уровне "A-".

19 сентября 2008 года S&P понизило прогноз по суверенным рейтингам РФ . Пересмотр прогноза был обусловлен растущей неопределенностью по поводу экономической политики, связанной с преодолением кризиса ликвидности на российских финансовых рынках, который углубился ввиду растущих рисков ухудшения условий торговли, поскольку мировая экономика переживает период рецессии. В то же время долгосрочные кредитные рейтинги РФ по обязательствам в иностранной валюте ("ВВВ+") и по обязательствам в национальной валюте ("А-"), а также краткосрочные суверенные кредитные рейтинги ("А-2") были подтверждены. Кроме того, агентство подтвердило кредитный рейтинг РФ по национальной шкале на уровне "ruAAA".

23 октября 2008 года Standard & Poors пересмотрело прогноз по суверенным кредитным рейтингам России . Долгосрочные кредитные рейтинги по обязательствам в иностранной валюте ("ВВВ+") и по обязательствам в национальной валюте ("А-"), а также краткосрочные суверенные кредитные рейтинги ("А-2") были подтверждены. Вместе с тем, понижена оценка риска перевода и конвертации валюты для российских несуверенных заемщиков — с "А-" до "ВВВ+".

8 декабря 2008 года S&P понизило долгосрочный и краткосрочный кредитные рейтинги России по обязательствам в иностранной валюте с "ВВВ+/А-2", прогноз по рейтингам — "негативный". Понижение рейтинга было обусловлено рисками, связанными с резким сокращением международных резервов и инвестиционных потоков, что привело к росту издержек и проблемам с привлечением средств, необходимых для удовлетворения потребностей во внешнем финансировании. Кроме того, был понижен долгосрочный суверенный кредитный рейтинг по обязательствам в национальной валюте — с "А-" до "ВВВ+". Вместе с тем краткосрочный рейтинг по обязательствам в национальной валюте был подтвержден на уровне "А-2". Понижена также оценка риска перевода и конвертации валюты для российских несуверенных заемщиков — с "ВВВ+" до "ВВВ".

27 июня 2012 года Standard & Poor"s повысило краткосрочный суверенный рейтинг Российской Федерации по обязательствам в иностранной валюте на одну ступень — с "A-3. S&P также подтвердило долгосрочный суверенный рейтинг РФ по обязательствам в иностранной валюте "BBB" и по обязательствам в национальной валюте "BBB+". Прогнозы по долгосрочным рейтингам стабильные. Краткосрочный рейтинг по обязательствам в национальной валюте подтвержден на уровне "A-2". Рейтинг России по национальной шкале подтвержден на уровне "ruAAA".

25 апреля 2014 года S&P понизило суверенный рейтинг России в иностранной валюте с "BBB", прогноз по рейтингу "негативный". Долгосрочный рейтинг в национальной валюте был снижен до "BBB" с "BBB+". Краткосрочный рейтинг в иностранной валюте агентство снизило до "A-3", аналогичный рейтинг по национальной шкале — подтвердило на уровне "A-2". Рейтинговое действие было связано с рисками ухудшения условий внешнего финансирования для экономики России.

26 января 2015 года S&P до "спекулятивного" уровня "ВВ+" с инвестиционного "ВВВ-", прогноз "негативный".

17 апреля 2015 года Международное рейтинговое агентство Standard & Poor"s подтвердило суверенный кредитный рейтинг России в иностранной валюте на спекулятивном уровне , прогноз "негативный". Агентство также подтвердило долгосрочный рейтинг России по национальной шкале на уровне "ruAAА".

17 февраля 2016 года подтвердило долгосрочный и краткосрочный суверенные кредитные рейтинги в иностранной валюте . Таким образом, агентство оставило рейтинги на верхней ступени спекулятивного уровня. Одновременно с этим S&P подтвердило долгосрочный и краткосрочный рейтинги в национальной валюте — ""BBB-/A-3" также с негативным прогнозом и подтвердило рейтинг по национальной шкале на уровне "ruAAA".

18 марта 2016 года Standard & Poor"s вновь подтвердило долгосрочный и краткосрочный суверенные кредитные рейтинги в иностранной валюте РФ, долгосрочный и краткосрочный рейтинги в национальной валюте на уровне "BBB-/A-3" с негативным прогнозом, а также долгосрочный рейтинг по национальной шкале на уровне "ruAAA". Обоснованием этих решений S&P стало ослабление рубля на фоне резкого падения цен на нефть и введенных экономических мер в отношении России.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Как отмечается в рейтинговом комментарии S&P, Россия продемонстрировала приверженность консервативной макроэкономической политике, что, вероятно, «будет поддерживать сильные внешний и фискальный балансы». «Гибкий обменный курс позволит экономике справиться с шоками, которые могут быть вызваны ужесточением санкций и снижением цен на сырьевые товары», — считают в агентстве.

«Рейтинговое действие отражает разумную политику, которая позволила российской экономике приспособиться к снижению цен на сырьевые товары и международным санкциям», — говорится в релизе S&P. Кроме того, агентство отметило действия Банка России, которые, несмотря на чистку банковской системы, позволили сохранить финансовую стабильность.

Проблемы экономики никуда не делись​

Впрочем, обольщаться не стоит: российский суверенный рейтинг, по версии S&P, лишь подравнялся с рейтингами Казахстана, Индии и Индонезии, и S&P крайне осторожно оценивает российские экономические перспективы. Агентство прогнозирует низкие темпы роста экономики (1,7-1,8% до 2021 года, тогда как российское правительство ожидает рост быстрее 2%) на фоне неблагоприятной демографии (старение населения, сокращение трудоспособного населения) и слабой производительности труда. Структурные препятствия для производительного роста включают «доминирующую роль государства в экономике, непростой инвестиционный климат и относительно низкий уровень конкуренции и инноваций», отмечает S&P.

В то же время агентство выделяет скачок России в рейтинге легкости ведения бизнеса от Всемирного банка (Doing Business) со 120-й позиции несколько лет назад до 35-й, а также инициативы российского правительства по увеличению производительности труда и увеличению инвестиций.

Агентство Fitch, в свою очередь, отмечает «сильный суверенный баланс, надежные внешние факторы и улучшение экономической политики в отношении макроэкономических показателей». В то же время агентство указывает на «структурные слабости (зависимость от сырьевых товаров и управленческие риски), а также геополитические противоречия». Fitch прогнозирует рост экономики в среднем на 2% в 2018-2019 годах на фоне снижения неопределенности, смягчения монетарной политики и стабильных цен на нефть. Средний экономической рост для инвестиционной категории BBB — 3,1%.

Что будет после президентских выборов?

S&P в комментарии затрагивает и политические вопросы. Высокие рейтинги одобрения властей могли бы позволить государству пойти на непопулярные реформы, считает агентство, но не верит в реальность такого выбора. Российские власти и раньше много говорили, например, про приватизацию и демонополизацию экономики, но дела расходились со словами, пишет S&P, не ожидая существенного уменьшения роли государства в экономике. «В России слабая система сдержек и противовесов между институтами и высокая централизация власти. Мы наблюдали это по недавним ограничительным действиям в отношении независимых СМИ и повышенным барьерам к подлинному политическому участию», — указывает S&P. И предупреждает: хотя после назначенных на март 2018 года президентских выборов макроэкономическая стабильность, скорее всего, сохранится, «неопределенность, окружающая вопрос будущего перехода власти, может отрицательно повлиять на предсказуемость приоритетов в политике». ​

Fitch тоже отмечает неопределенность в отношении «основных элементов и сроков более широкой повестки реформ» после президентских выборов. «Президент Владимир Путин идет к тому, чтобы снова выиграть президентские выборы в марте 2018 года», — указывает агентство.

Старший аналитик по развивающимся рынкам управляющей компании Manulife Asset Management Ричард Сигал говорил РБК накануне решения S&P, что в пользу России — стабилизация экономического роста, низкая инфляция, сокращение бюджетного дефицита и то, что «экономика стала более гибкой благодаря обесценению рубля и введению нового, более четкого бюджетного правила». Против России играют такие факторы, как ограниченный потенциал роста экономики, проблемы и риски в банковском секторе, около 70% которого снова контролирует государство, недостатки корпоративного управления (свежий пример — ) и неопределенность политического ландшафта в перспективе трех лет, сказал Сигал.

Приток в российские бумаги

Возвращение России в инвестиционную рейтинговую категорию означает, что российские суверенные еврооблигации смогут вернуться в глобальные долговые индексы, такие как Bloomberg Barclays Global Aggregate. В феврале 2015 года Barclays исключил российский внешний долг из семейства этих индексов, из-за чего те институциональные инвесторы, которые следуют за индексами, потеряли возможность покупать или держать российские евробонды. Решение S&P «позволит расширить участие на российском долговом рынке таких консервативных институциональных инвесторов, как иностранные пенсионные фонды и страховые компании», сказал министр финансов Антон Силуанов.

Сейчас около трети российских госбумаг (как рублевых ОФЗ, так и евробондов) принадлежат иностранным инвесторам. Societe Generale оценивал, что повышение российского рейтинга до инвестиционного уровня может вызвать приток $1-2 млрд в российские евробонды, передавал Bloomberg .