Кто разрабатывает учетную политику учреждения. Учетная политика: распространенные заблуждения

С переходом к рыночным отношениям изменились подходы к постановке бухгалтерского учета в организациях. От жесткой регламентации учетного процесса со стороны государства в прошлом в настоящее время перешли к разумному сочетанию государственного регулирования и самостоятельности организаций в постановке бухгалтерского учета. Сущность новых подходов к постановке бухгалтерского учета заключается в основном в том, что на основе установленных государством общих правил бухгалтерского учета организации самостоятельно разрабатывают учетную политику для решения поставленных перед учетом задач.

Выбранная организацией учетная политика оказывает существенное влияние на величину показателей себестоимости продукции, прибыли, налогов на добавленную стоимость и имущество, показателей финансового состояния организации. Следовательно, учетная политика организации является важным средством формирования величины основных показателей деятельности организации, налогового планирования, ценовой политики.

Учетная политика организации - это принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета (первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущая группировка и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности).

К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.

Формирование учетной политики

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером организации и утверждается руководителем организации.

При этом утверждаются:

Выбранные организацией варианты учета и оценки объектов учета;

Рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

Формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

Правила документооборота и технология обработки учетной информации;

Порядок контроля за хозяйственными операциями;

Другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

При формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из положений по бухгалтерскому учету.

Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации.

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от места их нахождения.

Вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня государственной регистрации. Принятая такой организацией учетная политика считается применяемой со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации).

Порядок изменения учетной политики

Изменение учетной политики организации может производиться в случаях:

Изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;

Разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета;

Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;

Существенного изменения условий деятельности.

Существенное изменение условий деятельности организации может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности, реструктуризацией производства, значительным расширением или уменьшением объемов деятельности и т.д. Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.

Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляется в порядке, предусмотренном для учетной политики.

Изменение учетной политики должно вводиться с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом его утверждения.

Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, оцениваются в денежном выражении. Оценка производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.

Последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательств Российской Федерации или нормативными актами по бухгалтерскому учету, отражаются в бухгалтерском учете в отчетности в порядке, предусмотренном соответствующим законодательством или нормативным актом. Если соответствующее законодательство или нормативный акт не предусматривают порядок отражения последствий изменения учетной политики, то они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности исходя из требования представления числовых показателей минимум за два года, кроме случаев, когда оценка в денежном выражении этих последствий в отношении периодов, предшествующих отчетному, не может быть произведена с достаточной точностью.

Отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке включенных в бухгалтерскую отчетность за отчетный период соответствующих данных за период, предшествующий отчетному.

Указанные корректировки отражаются в бухгалтерской отчетности. При этом никакие учетные записи не производятся.

Раскрытие информации в рамках учетной политики

В составе информации об учетной политике по основным средствам подлежит раскрытию следующая информация:

Выбранных способах начисления амортизации;

Порядке списания затрат по ремонту основных средств;

Способах оценки основных средств, приобретенных в обмен на другое имущество, отличное от денежных средств;

Об изменениях стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету (включая случаи достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации, переоценку основных средств);

Принятых сроках полезного использования объектов;

Об объектах основных средств, стоимость которых не погашается;

Об объектах основных средств, предоставленных и полученных, по договору аренды;

Об объектах недвижимости, принятых в эксплуатацию и фактически используемых, находящихся в процессе регистрации.

По нематериальным активам в составе информации об учетной политике организации в бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию как минимум следующая информация:

Способах начисления амортизационных отчислений по отдельным группам нематериальных активов;

Способах отражения в бухгалтерском учете амортизационных отчислений;

Способах оценки нематериальных активов, приобретенных не за денежные средства;

Принятых организацией сроках полезного использования нематериальных активов.

По расходам на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы (НИОКР) элементами учетной политики являются:

Выбор способа списания расходов по НИОКР;

Определение сроков списания расходов по НИОКР.

По материально-производственным запасам элементами учетной политики являются:

Выбор варианта синтетического учета МПЗ;

Выбор метода оценки МПЗ;

Последствия изменений в учетной политике методов оценки МПЗ;

Стоимость МПЗ, переданных в залог;

Величина и движение резервов под снижение стоимости матери-альных ценностей;

Разница между фактической себестоимостью МПЗ и стоимостью их возможной реализации, отнесения на финансовые результаты организации;

Порядок документального оформления поступающих материалов.

По затратам на производство и по учету готовой продукции элементами учетной политики являются:

Выбор системы счетов для учета расходов по обычным видам деятельности;

Выбор способа группировки и списания затрат на производство продукции;

Выбор способа учета готовой продукции;

Выбор способа оценки готовой продукции, товаров отгруженных, незавершенного производства;

Выбор варианта сводного учета затрат на производство;

Выбор метода определения выручки от продажи продукции;

Признание момента продажи по работам долгосрочного характера;

Выбор способа распределения косвенных расходов между отдельными объектами учета и калькулирования;

Выбор метода учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции.

Выбор техники, формы и организации бухгалтерского учета

Организация самостоятельно разрабатывает рабочий план счетов на основе утвержденного плана. Она вправе из всей совокупности синтетических счетов выбрать действительно необходимые для себя, вводить (с разрешения Минфина РФ) новые синтетические счета, используя свободные коды счетов.

На основе системы субсчетов, предусмотренной утвержденным Планом счетов и Инструкцией по применению Плана счетов, организации определяют перечень используемых субсчетов, при необходимости объединяя, исключая или добавляя новые субсчета, а также полную номенклатуру аналитических счетов и их кодовые обозначения.

Организация самостоятельно выбирает форму учета (журнально-ордерная, мемориально-ордерная, упрощенная, машинно-ориентированная), перечень применяемых учетных регистров, их построение, последовательность и способы записи в них.

Организация самостоятельно выбирает организационное построение бухгалтерии. Кроме того, бухгалтерский учет и отчетность могут осуществляться специализированной организацией или соответствующим специалистом на договорных началах. Организация может выделить на отдельный баланс свои производства и хозяйства, а также филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения, входящие в состав предприятия. В организациях малого бизнеса, не имеющих в штате кассира, его обязанности могут выполняться главным бухгалтером или другим работником по письменному распоряжению руководителя организации.

При проведении обязательных инвентаризаций для составления годовой отчетности организациям предоставлено право проводить инвентаризацию основных средств один раз в три года, библиотечных фондов - один раз в пять лет. В районах, расположенных на Крайнем Севере и приравненных к нему местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков. Количество не обязательных для инвентаризации в отчетном году основных средств, даты проведения инвентаризаций, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются самой организацией.

Организации самостоятельно разрабатывают систему внутри-производственного учета, отчетности и контроля, исходя из особенностей функционирования и требований управления производством и реализацией продукции.

Раскрытие учетной политики

Организация должна раскрывать избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решения пользователей бухгалтерской отчетности.

Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств или финансовых результатов деятельности организации.

К способам ведения бухгалтерского учета, принятым при формировании учетной политики организации и подлежащим раскрытию в бухгалтерской отчетности относятся:

Способы амортизации основных средств, нематериальных и иных активов;

Оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции;

Признания прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг и другие существенные способы.

В случае публикации бухгалтерской отчетности не в полном объеме информация об учетной политике подлежит раскрытию как минимум в части, непосредственно относящейся к опубликованным материалам.

Если учетная политика организации сформирована исходя из допущений, предусмотренных ПБУ 1/98, то эти допущения могут не раскрываться в бухгалтерской отчетности.

Если при формировании учетной политики организации исходят из допущений, отличных от предусмотренных ПБУ 1/98, то такие допущения вместе с причинами их применения должны быть подробно раскрыты в бухгалтерской отчетности.

Если при подготовке бухгалтерской отчетности имеется значительная неопределенность в отношении событий и условий, которые могут породить существенные сомнения в применимости допущения непрерывности деятельности, то организация должна указать на такую неопределенность и однозначно описать, с чем она связана.

Существенные способы ведения бухгалтерского учета подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности организации за отчетный год.

Промежуточная бухгалтерская отчетность может не содержать информацию об учетной политике организации, если в последней не произошло изменений со времени составления годовой бухгалтерской отчетности за предшествующий год, раскрывшей учетную политику.

Учетная политика организации это основополагающий документ, в котором раскрываются все особенности бухгалтерского (налогового) учета в конкретном периоде. Учетная политика (при ее правильном формировании) позволяет обеспечить наиболее эффективное взаимодействие всех структур организации, участвующих в учетном процессе, и минимизировать затраты (материальные, трудовые и затраты времени) по разрешению возникающих вопросов.

Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты организации, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности. Информация о них должна включать причину изменения учетной политики; оценку последствий изменений в денежном выражении (в отношении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный год); указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов, предшествующие отчетному, скорректированы.

Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, отражаются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации.

Основными задачами учетной политики организации являются формирование набора четких инструкций, положений и методов, которые позволят упорядочить, унифицировать (насколько это возможно), регламентировать основные участки учета в организации, создать единую схему документооборота, систему оценки активов организации, сформировать отчетность, верно отражающую имущественное положение организации. Эти задачи решаются путем применения множества способов ведения бухгалтерского учета, к которым относятся: способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, способы обработки информации.

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается руководителем организации. Основным требованием, предъявляемым к принятой в организации учетной политике, является то, что она не должна противоречить принятым нормативным актам Российской Федерации.

В учетной политике утверждаются:

Выбранные организацией варианты учета и оценки объектов учета;

Рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

Формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

Методы оценки активов и обязательств;

Правила документооборота и технология обработки учетной информации;

Порядок контроля над хозяйственными операциями;

Другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

На выбор способов ведения бухгалтерского учета влияют:

Правовой и организационно-экономический статус (форма собственности, отрасль и вид деятельности, организационно-правовая форма, размеры организации);

Особенности деятельности (производственные, коммерческие, финансовые, управленческие);

Текущие и долгосрочные цели предпринимательства (привлечение дополнительных финансовых ресурсов, осуществление инвестиционных программ, укрепление конкурентных позиций на рынке и т. д.);

Хозяйственная ситуация (развитость инфраструктуры рынка, состояние законодательства, благоприятность инвестиционного климата и др.);

Кадровое обеспечение (уровень квалификации персонала, степень понимания стоящих перед ним задач и др.).

При формировании учетной политики организации необходимо придерживаться следующих требований и правил:

1) организация должна выбрать лишь один способ ведения учета из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету в Российской Федерации. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики организация самостоятельно разрабатывает соответствующий способ исходя из положений по бухгалтерскому учету;

2) выбранный способ ведения учета должен устанавливаться организацией во всех его структурных подразделениях, независимо от места их расположения и функционирования. Это означает, что представительства, отделения, филиалы должны придерживаться учетной политики, установленной головной организацией;

3) при ведении бухгалтерского учета организация должна обеспечивать: соблюдение в течение отчетного периода принятой учетной политики (методов ведения учета) отражения отдельных хозяйственных операций и оценки имущества, определяемых исходя из правил, установленных законодательством, и условий хозяйствования. Значит, принятые правила должны устанавливаться на длительный (не менее года) срок и ни в коем случае не могут изменяться в течение отчетного года;

4) данные правила должны быть закреплены соответствующим внутренним документом (приказом руководителя организации, утверждающим Положение об учетной политике);

5) в случае, когда организация не может сформировать достоверную информацию об объектах исходя из установленных правил бухгалтерского учета, это (с соответствующим обоснованием) должно быть отражено в пояснительной записке.

Выбор конкретного варианта учета должен быть определен в соответствии с его выгодой для деятельности организации, учитывая при этом объем учетной работы (требование рациональности – рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации).

Вновь созданная организация должна сформировать учетную политику и оформить ее соответствующим приказом не позднее 90 дней со дня приобретения организацией прав юридического лица. Принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год.

Все компании обязаны разрабатываться учетную политику. Без этого невозможно организовать полноценный правильный учет при ведении предпринимательской деятельности.

Общие сведения

Понятие учетной политики рассмотрено в ряде нормативных документов. Для чего она нужна, что собой представляет и как составляется?

Что это такое?

Под учетной политикой организации понимается совокупность методов ведения бухучета, в который входит:

  • первичное наблюдение;
  • измерение цены;
  • текущая группировка;
  • обобщение фактов бизнеса.

При реформировании не изменено допущения, что используются при подготовке учетной политики предприятия.

Имеется в виду допущение:

Учетная политика является документом, которым регламентируются правила ведения налогового и бухучета фирмы.

Представлена сводом правил отражения на счете имущественных объектов, прибыли, затрат, иных операций, подготовки и подачи отчетов.

То есть, УП – это выбранная организацией система, по которой будет осуществляться бухгалтерский и налоговый учет.

Функции документа

Разрабатывая и утверждая учетную политику, преследуют такие цели:

В РФ есть система бухучета, что состоит из 4 уровней законодательного регулирования:

  1. ФЗ о бухучете, иные федеральные законы, Указы, Постановления властей.
  2. Положения по бухучету.
  3. Методическое указание, инструкция, рекомендации.
  4. Локальная документация предприятия (основной документ – учетная политика).

Задачи формирования УП:

Главной функцией учетной политики является закрепление выбранных способов по учету и внутренний контроль из нескольких способов, что разрешаются законодательством.

Действующая нормативная база

ПБУ 1 2008 имеет такой перечень требований:

Полноту отражения В бухучете каждого факта хоздеятельности
Современность
Осмотрительность Должна обеспечиваться готовность признать затраты и обязательства, без допуска скрытого резерва
Приоритет Экономического содержания перед правовой формой
Непротиворечивости Аналогия показателей на аналитических и синтетических счетах
Рациональность Ведения бухучета

С начала 2013 года начал действовать нормативный , в котором нет требований по обязательному применению унифицированной формы первичного документа.

На данный момент утверждением форм занимаются руководители предприятий.

Понятие учетной политики организации

Компания вправе самостоятельно разрабатывать учетную политику, основываясь на структурные показатели, отрасль и иные особенности ведения бизнеса.

Формируется, оформляется и раскрывается УП в соответствии с .

В п. 9 говорится, что учетную политику нужно оформлять соответствующими организационно-распорядительными документами (Приказами, Распоряжениями).

Хотя фирма и вправе сама разработать учетную политику, она должна учитывать такие элементы:

1. Рабочие планы счетом бухучета с синтетическими и аналитическими счетами, что нужны для ведения бухучета.
2. Форму первичного учетного документа, что используется при оформлении факта хоздеятельности (если нет типовых форм, утвержденных на законодательном уровне).
3. Правила, в соответствии с которыми проводится инвентаризация актива и обязательства компании.
4. Метод оценивания актива и обязательства.
5. Особенности оборота документации и технологии обработки УП.
6. Правила контроля хозопераций.
7. Иные решения, что нужны для организации бухучета.

Чем больше предприятие, тем серьезнее система локального регулирования деятельности.

В приказе по учетной политике должна отражаться информация, что обоснует такие вопросы:

  1. Способы бухучета, что выбраны предприятием в соответствии с законодательством.
  2. Способы, что описаны в вышестоящих нормативных документах, а компанией определяется специфика и нюансы их использования.
  3. Способы, что устанавливаются нормативной документацией по бухучету.

Кто утверждает УП?

Учетную политику организации составляет главный бухгалтер, а утверждает – руководитель, который издает специальный приказ. УП может быть оформлена в виде единого документа, в который включено разделы, главы, статьи.

Может также быть представлена в виде отдельных приказов, в которых отражены методы бухучета, расчета налогов и т. п. Учетной политикой сближается учет по налогам и бухгалтерии.

Для этого при ее формировании устанавливают одни и те же:

  • способы списания денег;
  • способы признания затрат;
  • способы определения амортизации;
  • срок применения ОС.

Многие компании принимают учетную политику ежегодно. Но такое обязательство законом не установлено.

То есть, принятая организацией учетная политика применяется в течение всего периода деятельности вплоть до .

Единственный нюанс – законодательство дополняется новыми поправками. А значит, действующая учетная политика также должна корректироваться.

Ситуации, при которых нужно вносить правки в УП, прописаны в ПБУ 1/2008 (ст. 10):

  1. Если внесено коррективы в законы РФ или нормативные правовые акты по бухучету.
  2. Если разработаны новые способы ведения бухучета.
  3. Если существенно изменены условия деятельности.

Методические аспекты

Методологический раздел учетной политики отражает:

  • методы оценивания и списания материально-производственного запаса и финансового вложения;
  • способы амортизации ОС и нематериального актива;
  • формирование цен готового товара;
  • правила признания прибыли и затрат;
  • возможности формирования резерва.

При учете ОС стоит опираться на такие документы:

Фирма может проводить переоценку ОС (по их группам). Амортизация может начисляться такими способами:

  • линейным;
  • уменьшаемым остатков;
  • списанием цены по суммам числа лет сроков применения;
  • списанием цены в пропорции к объему товара.

В п. 52 методологических указаний упоминается 2 способа учета недвижимого имущества:

Если бухгалтерская отчетность публикуется не в полной мере, сведения об УП должны быть раскрыты в том отрасли, что относится к опубликованной информации.

Для сельскохозяйственного предприятия

В учетную политику сельхозпредприятия стоит включить ряд элементов:

  • рабочие планы счетов;
  • порядок документального оборота;
  • форму первичного документа;
  • правила проведения инвентаризации актива и обязательства;
  • иные решения.

Сельскохозяйственные предприятия не достаточно внимания уделяют формированию учетной политики. А такой инструмент могут улучшить характеристики субъекта, что влияет на привлекательность и активизацию потока капиталовложений.

Так как земля – главное средство производства, стоит организовать ведение точного учета земель и вложенных средств.

Специфическое производственное средство – животный и растительный мир. Стоит организовать учет животных и фиксировать изменения (увеличение массы, приплод и т. д.).

Учет ведется не только по культуре и виду животного, но и по самостоятельному расчеты подразделения (цеху, бригаде, ферме).

Является заметным разрыв рабочего периода и производственного времени. Поэтому стоит разграничить затраты по производственным циклам, что не совпали с календарным годом.

Так как в результате деятельности сельхозпредприятия может производиться не один продукт из одной культуры или вида животных, нужно разграничивать затраты и расчеты себестоимости выхода разнообразного товара.

Учет ведется по учетному объекту. Расходы распределяются по утвержденному коэффициенту, в пропорциональном соотношении оценке или иному способу.

В остальной организация бухучета не отличается от его организации в промышленных отраслях, строительной сфере.

Для кредитных организаций

УП в кредитных компаниях должен учитываться ряд требований. В соответствии с п. 1.3 ч. 1 Правил кредитным предприятием разрабатывается и утверждается учетная политика, что основана на Плане счетов и порядке бухучета, положениях, инструкции ЦБ России .

Учетная политика имеет тесную связь с планированием по налогам, оптимизацией обложения налогами кредитных фирм.

При выборе определенного варианта банком должны оцениваться последствия налогового плана после его использования. Именно по этой причине также рассматривается и налоговая сфера.

Корректируется учетная политика в том случае, если:

  • кредитное предприятие проходит процесс реорганизации;
  • меняются собственники;
  • меняются нормы законодательства;
  • разработаны новые способы бухучета.

Для торговой фирмы

Главными оборотными активами торговой организации являются товары. Поэтому важно уделить особое внимание:

  • формированию себестоимости товара;
  • оформлению их списания;
  • проведению инвентаризации;
  • определению транспортных затрат.

Разрабатывая УП, стоит опираться на нормы ст. 8 Закона № 402-ФЗ и ПБУ 1/2008. Документ, что регулирует учет товара, — и методические указания по бухучету материально-производственного запаса.

Единица бухучета таких запасов выбирается ИП лично. Цель – обеспечить формирование полных и достоверных сведений, контроль начисления и движения средств.

Это могут быть:

  • номенклатурные номера;
  • партии;
  • однородные группы и т. д.

При установлении системы наименований, их номенклатуры, фирма обеспечивает защиту от ситуации, когда в документации разных поставщиков прописаны одни товары.

В соответствии с п. 50 методических указаний, если в расчетной документации указаны в измерительных единицах, что не приняты в фирме, товар приходуется в единицах, что используются в компании.

В том случае, когда товар поступил в одних единицах, а отпускается по штукам, оприходование и стоит отразить в первичных документах в 2 измерительных единицах.

Если это сделать нельзя, то нужно составлять акты переводов. Такие акты утверждаются в компании и используются как первичные документы.

Обязательным элементом учетной политики является проведение оценки товара и определение правил учета поступлений. Учетной стоимостью может быть:

  • договорная стоимость;
  • себестоимость продукции по сведениям предшествующего месяца;
  • планово-расчетная цена, что утверждается компанией.

Фирма должна подобрать метод с учетом особенностей деятельности и отразить его в УП. Себестоимость может списываться 3 способами:

  • по единицам;
  • по средней себестоимости;
  • по ФИО.

В учетной политике отражают и правила , периодичность определения сумм по гарантийным обязательствам.

В торговой фирме естественные убытки могут быть списаны после инвентаризации товара на базе проведенных расчетов. Особенность торгового предприятия – список продукции огромный.

Одни товары лежат на складах, другие транспортируются, иные – передаются на хранение. А значит, нужно продумать порядок, в соответствии с которым будет проводиться инвентаризация.

Определяют их частотность, прописывают имущество и обязательства, что проверяются, стадии проведения инициативной инвентаризации. Разрабатывают форму первичной документации для оформления результата инвентаризации.

За руководством остается право использовать и утвержденные Госкомстатом формы документов. Уделяют внимание начислению .

Некоммерческая организация

Учет целевых денег и прибыли в некоммерческой фирме ведется в отдельности. Если такое правило будет нарушено, налагаются налоговые санкции.

Но правил в законодательство по организации раздельного учета нет. Необходимо организовать учет:

  • поступления целевых денег;
  • затрат средств;
  • целевых денег, что были использованы не по назначению.

Обязательство бюджетных учреждений – вести учет налогов по общим правилам.

Учетной политика должна соответствовать требованиям, прописанным в и Гражданском кодексе, а также Законе № 402-ФЗ, ПБУ по учетной политике организации .

Не применяют такие положения по бухгалтерскому учету:

Строительное предприятие

Раскрывая учетную политику строительной компании, учитывают ряд организационно-технических аспектов:

По учету ОС Правила их анализа, учета затрат по текущим содержаниям собственного ОС компании и его капремонта, применение дополнительного метода списания цены собственного ОС, понижающего коэффициента к норме амортизационного отчисления собственного ОС
По учету нематериального актива Сроки полезного применения активов, вид нематериального актива, по которому амортизацию не начисляют
По учету финансового вложения Правила оценивания финансового вложения в ценные бумаги государства, оценивание финансового вложения в акции, что котируются на бирже
По учету накладных затрат Правила распределения затрат по вспомогательному производству, правила учета расчетов компании со структурным подразделением по последнему возмещению
По учету товарно-материальных ценностей Метод оценивания ценности, когда она выбывает и т. д.

Учетная политика – это та первичная документация, которая формируется всеми фирмами. При этом не имеет значения ее организационно-правовая форма.

А значит, если вы планируете иметь успешный бизнес, придется изучить все тонкости составления УП.

Главное помнить, что (несмотря на наличие права самостоятельно организовывать ведение бухучета) стоит руководствоваться законодательством и использовать прописанные в нем элементы.

Статья затронет вопросы, касающиеся политики учета для целей бухгалтерии. Чем примечательна политика учета, какие выполняет функции и каким образом она составляется – далее. В начале финансового года фирма пересматривает политику учета, на положениях которой вела свою деятельности в области бухгалтерии. СодержаниеЧто...

Согласно действующему на территории РФ законодательству все ведущие коммерческую деятельность предприятия должны в обязательном порядке формировать учетную политику на стадии учреждения. Она имеет большое количество самых разных особенностей. Касаются они в первую очередь вида деятельности...

Сегодня обязательный документ для деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя – учетная политика. Он представляет собой выбранный при учреждении предприятия формат ведения налоговой, бухгалтерской отчетности, ведения документооборота. Унифицированная форма документа подобного типа попросту...

  • регистры бухучета;
  • формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности (если организация планирует ее составлять);
  • порядок проведения инвентаризации;
  • методы оценки активов и обязательств;
  • порядок документооборота , технологию обработки учетной информации;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями;
  • другие элементы и принципы, влияющие на организацию бухучета.

Такие правила устанавливает пункт 4 ПБУ 1/2008.

Кто должен разрабат ывать учетную политику

Учетную политику разрабатывает главный бухгалтер или другой сотрудник, ответственный за ведение бухучета в организации (например, руководитель). Утверждает учетную политику руководитель организации. Об этом сказано в пункте 4 ПБУ 1/2008.

Приказ об утверждении учетной политики можно составить в произвольной форме.

Ситуация: обязана ли организация, применяющая упрощенку, разрабатывать учетную политику для целей бухучета?

Да, обязана.

Организации, применяющие упрощенку, обязаны вести бухучет в полном объеме (ст. 2, 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Поэтому организация, применяющая упрощенку, обязана разработать и утвердить учетную политику для целей бухучета. Такие выводы позволяют сделать положения пунктов 1-3 ПБУ 1/2008 и статьи 8 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Когда и как часто утверждать учетную политику

Вновь созданная организация и те, которые появились в результате реорганизации, должны утвердить учетную политику в течение 90 дней с момента госрегистрации. Применять этот документ нужно с момента создания новой организации (организации-правопреемника). Такой порядок установлен абзацем 2 пункта 9 ПБУ 1/2008. При этом каких-либо штрафных санкций за нарушение сроков утверждения учетной политики не предусмотрено.

Принятую учетную политику можно и нужно применять последовательно из года в год (ч. 5 ст. 8 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). То есть утверждать каждый год новый документ не требуется.

Выбор способов ведения учета

В учетной политике закрепляют способы ведения бухучета, выбранные из нескольких предусмотренных законодательством. Перечень возможных вариантов, из которых нужно выбрать один, представлен в таблице . Если же в законе прописан единственный способ учета конкретных операций, то указывать его в учетной политике не обязательно.

Однако в нормативных документах имеются способы учета не для всех операций. В таком случае разработайте свою методику исходя из положений других ПБУ или правил МСФО.

Такой порядок предусмотрен пунктом 7 ПБУ 1/2008.

Организации, которые относятся к категории микропредприятий или некоммерческих организаций, могут вести бухучет по простой системе (без применения двойной записи) или в общем порядке - с применением метода двойной записи. Следовательно, такие организации могут выбрать способ ведения учета. Свой выбор они должны прописать в учетной политике. Такой порядок предусмотрен пунктом 6.1 ПБУ 1/2008 и частью 4 статьи 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Ситуация: можно ли в учетной политике для целей бухучета закрепить различные способы оценки для разных групп материально-производственных запасов?

Да, можно.

Для каждой группы (вида) материально-производственных запасов организация вправе выбрать наиболее удобный способ их оценки при выбытии (списании в производство) (п. 16 ПБУ 5/01). Каждый из выбранных способов применительно к каждой группе материально-производственных запасов нужно закрепить в учетной политике для целей бухучета (п. 7 ПБУ 1/2008).

Информация об учетной политике в отчетности

Информацию об учетной политике нужно раскрывать в . Там же потребуется привести сведения об измененной учетной политике.

Так, обновив учетную политику в отчетном году, в Пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах необходимо раскрыть следующую информацию:

  • причину изменения;
  • содержание обновленных или новых пунктов;
  • порядок того, как будут отражены последствия изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности (ретроспективно или перспективно);
  • суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики, по каждой статье бухгалтерской отчетности за каждый из представленных отчетных периодов;
  • сумму соответствующей корректировки, относящейся к отчетным периодам, предшествующим представленным в бухгалтерской отчетности, - в той степени, в которой это практически возможно.

Такой порядок предусмотрен пунктом 21 ПБУ 1/2008.

При этом изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, нужно показывать в бухгалтерской отчетности обособленно (п. 16 ПБУ 1/2008).

Дополнения учетной политики

Учетную политику для целей бухучета организация должна применять последовательно из года в год. Тем не менее, в этот документ можно вносить необходимые изменения и дополнения. Такие правила установлены частью 6 статьи 8 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и пунктом 10 ПБУ 1/2008.

Дополнением учетной политики является описание факта хозяйственной жизни или операции, которые возникают в деятельности организации впервые (п. 10 ПБУ 1/2008).

Если учетная политика была дополнена в течение года, то информацию об этом необходимо раскрыть в Пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах к промежуточной отчетности. А те новые способы ведения учета, которые применяются с начала года, следует привести в Пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах к годовой бухгалтерской отчетности (п. 24 ПБУ 1/2008).

Дополнения в учетную политику вносите на основании приказа (распоряжения) руководителя организации (п. 8 ПБУ 1/2008). Типового образца для такого приказа нет, поэтому его можно составить в произвольной форме .

Изменения учетной политики

Изменением учетной политики признается корректировка уже существующих описаний фактов хозяйственной деятельности или операций.

Изменения в учетную политику можно вносить только в случаях, когда:

  • изменяются нормативно-правовые акты, регулирующие порядок ведения бухучета, федеральные и отраслевые стандарты;
  • организация разрабатывает и внедряет новые способы ведения бухучета, снижающие трудоемкость и повышающие достоверность данных и качество информации (например, переходит на компьютерную обработку бухгалтерской информации);
  • существенно меняются условия деятельности организации (реорганизация, смена собственников, перепрофилирование).

Такой порядок предусмотрен частью 6 статьи 8 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и пунктом 10 ПБУ 1/2008.

Изменения, внесенные в учетную политику, вступают в силу с 1 января года, следующего за годом их утверждения, если нет оснований вносить изменения в течение текущего года (ч. 7 ст. 8 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, п. 12 ПБУ 1/2008).

Если же изменения в учетной политике обусловлены изменениями в законодательстве, то они вступают в силу в порядке, указанном в нормативном правовом акте, который их вносит (п. 14 ПБУ 1/2008).

Если изменения в учетной политике существенно повлияли на финансовые результаты (движение денежных средств) организации, их необходимо раскрыть в бухгалтерской отчетности (п. 16 ПБУ 1/2008).

Пример, как внести изменения в учетную политику для целей бухучета. Организация меняет способ учета долгосрочных обязательств

В учетной политике ООО «Альфа» на 2015 год записано, что займы и кредиты, привлеченные на срок более 12 месяцев, учитываются в составе долгосрочной задолженности.

Для повышения достоверности информации, которая отражается в разделе IV «Долгосрочные обязательства» Бухгалтерского баланса, принято решение об изменении учетной политики. Начиная с бухгалтерской отчетности 2016 года займы и кредиты, привлеченные на срок более 12 месяцев, будут переводиться в состав краткосрочной задолженности, когда до их погашения останется меньше 365 дней.

Как минимум в Пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах за год, в котором были утверждены изменения в учетной политике, необходимо указать:

  • причину изменения учетной политики в отчетном году;
  • содержание изменения учетной политики в отчетном году;
  • порядок отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности (ретроспективно или перспективно);
  • суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики, по каждой статье бухгалтерской отчетности за каждый из представленных отчетных периодов;
  • сумму соответствующей корректировки, относящейся к отчетным периодам, предшествующим представленным в бухгалтерской отчетности, - до той степени, до которой это практически возможно.

Такой порядок установлен пунктами 21, 25 ПБУ 1/2008.

При этом изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности (п. 16 ПБУ 1/2008).

Ситуация: как отразить изменение учетной политики в бухгалтерской отчетности ?

Ответ на этот вопрос зависит от того, относится организация к субъектам малого предпринимательства или нет.

Организациям, не являющимся , при изменении учетной политики нужно пересчитать показатели отчетности за прошлые периоды (ретроспективный пересчет). Однако прежде следует определить период такого перерасчета и оценить возможность его проведения.

В ситуации, когда меняется способ ведения бухучета, период ретроспективного пересчета определяйте исходя из предположения, что измененный способ бухучета применялся с момента возникновения деятельности данного вида. Если перерасчет нельзя сделать с достаточной степенью точности, не проводите его и применяйте измененный способ бухучета перспективно. То есть с начала нового отчетного периода.

Если принимается новый или изменяется существующий нормативно-правовой акт, в нем может быть установлен конкретный период или порядок перерасчета. Тогда перерасчет проводите в установленном этим документом порядке.

Такой порядок следует из пунктов 14 и 15 ПБУ 1/2008.

При ретроспективном пересчете показатели отчетности нужно пересчитать исходя из предположения, что новая учетная политика применялась в течение всего периода перерасчета. Поскольку это приведет к изменению остатков активов и обязательств, информацию о результатах пересчета нужно отразить в Пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах к отчетности. Это будет документальным обоснованием внесенных изменений.

После этого нужно внести изменения в данные бухгалтерской отчетности текущего периода. И отразить в них результаты перерасчета показателей предыдущих периодов (п. 21 ПБУ 1/2008). А в бухучете следует отразить разницу между фактическими данными и результатами перерасчета. Необходимые записи внесите в учет в межотчетном периоде между 31 декабря и 1 января. В итоге они не попадут в заключительное сальдо баланса за отчетный год, но будут включены во вступительное сальдо баланса следующего года. Различия между этими двумя показателями покажут денежную оценку изменений в учетной политике. Результаты перерасчета относите на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». При переоценке статей баланса в межотчетном периоде используйте этот счет, а также связанные счета, участвующие в перерасчете.

Такой порядок установлен пунктом 15 ПБУ 1/2008.

Организации, признаваемые субъектами малого предпринимательства , ретроспективный пересчет могут не проводить и все изменения в отчетности отражать перспективно. Это означает, что измененный способ ведения бухучета применяется в отношении соответствующих фактов хозяйственной деятельности, свершившихся после внесения изменений в учетную политику. Такое право малым предприятиям предоставлено пунктом 15.1 ПБУ 1/2008.

Изменения учетной политики нужно раскрыть в Пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах за отчетный год. Здесь указывают:

  • причину изменения учетной политики;
  • содержание изменения;
  • порядок отражения последствий изменения учетной политики в бухотчетности;
  • суммы корректировок по каждой статье бухотчетности за каждый из представленных в отчетности периодов;
  • сумму корректировки, которая относится к отчетным периодам, предшествующим представленным в бухгалтерской отчетности, насколько это практически возможно.

Если такое раскрытие по предшествующему периоду, представленному в отчетности, или по более ранним отчетным периодам является невозможным, раскройте такую информацию в Пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах и укажите период, в котором начинается применение изменений.

Если изменение учетной политики вызвано изданием нового или изменением существующего нормативно-правового акта, раскрывайте информацию о последствиях изменения учетной политики согласно нормам, предусмотренным этим актом.

Такой порядок следует из пунктов 21 и 25 ПБУ 1/2008.

Пример, как отразить в бухгалтерской отчетности последствия изменения учетной политики. Изменение оказало существенное влияние на финансовый результат деятельности организации. Ретроспективный пересчет

ООО «Альфа» внесло следующее изменение в учетную политику на 2016 год: «Списание сумм, накопленных в течение отчетного месяца на счете 16 "Отклонения в стоимости материальных ценностей", производится в полном объеме на увеличение стоимости израсходованных (отпущенных) материалов, если их удельный вес (в процентах к договорной (учетной) стоимости материалов) не будет превышать 5 процентов».

По данным бухучета на счете 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей» числился остаток:

  • на 31 декабря 2014 года - 20 000 руб.;
  • на 31 декабря 2015 года - 15 000 руб.

Такое изменение учетной политики оказало существенное влияние на финансовый результат деятельности организации. Поэтому последствия изменения учетной политики бухгалтер отразил в бухгалтерской отчетности 2016 года ретроспективно.

Бухгалтер скорректировал данные балансов следующим образом.

  • показатель строки 1210 «Запасы» уменьшен на 20 000 руб.;
  • показатель строки 1370 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» уменьшен на 20 000 руб.
  • показатель строки 1210 «Запасы» уменьшен на 15 000 руб.;
  • показатель строки 1370 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» уменьшен на 15 000 руб.

В отчете о финансовых результатах за 2016 год показатель строки 2120 «Себестоимость продаж» за 2015 год уменьшен на 5000 руб. (20 000 руб. - 15 000 руб.).

Соответственно, бухгалтер пересчитал показатель по строке 2300 «Прибыль (убыток) до налогообложения» за 2015 год.

Показатель строки 2120 «Себестоимость продаж» за 2016 год равен себестоимости продаж, определенной с учетом изменения способа учета отклонений в стоимости материальных ценностей.

Учетная политика организации — это совокупность основополагающих способов ведения бухгалтерского учета, избранных организацией в качестве соответствующих условиям хозяйствования.

Под способами ведения бухгалтерского учета понимаются методы группировки и оценки факторов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, приемы организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы учетных регистров, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.

Основное назначение и главная задача
принимаемой организацией учетной политики — максимально адекватно отразить деятельность организации, сформировать полную, объективную и достоверную информацию о ней для целей эффективного регулирования этой деятельности в интересах дела и заинтересованных лиц.

Учетная политика охватывает теоретическую, методическую, техническую, организационную сторону бухгалтерского учета.

Теоретическая часть включает основополагающие правила, законоположения, научные положения системы бухгалтерского учета.

Методические стороны учета предусматривает способы оценки имущества и обязательств, способы начисления амортизации по различным видам имущества, методы исчисления прибыли, доходы и т.д.

Техническая сторона охватывает форму ведения бухгалтерского учета (систему применяемых бухгалтерских регистров), организационные мероприятия бухгалтерской службы, ее место в системе управления, взаимосвязи и взаимодействие с другими элементами и звеньями этой системы, взаимосвязи с подразделениями, характерными для становления и формирования рыночной экономики.

Учетная политика организации формируется руководителем организации. Это накладывает еще большую ответственность на руководителя организации (фирмы), обуславливает необходимость хорошего знания методологии и организации отечественного бухгалтерского учета, налогообложения, финансов и других вопросов.

Учетная политика в обязательном порядке оформляется приказом по организации. В приказе оговариваются методические, технические и организационные аспекты учета.

Учетная политика организации включает в себя:

  • описание принятых способов ведения бухгалтерского учета
  • план счетов бухгалтерского учета организации
  • применяемые организацией формы первичных документов и регистров бухгалтерского учета, если они отличаются от типовых
  • регламентацию движения первичных документов и регистров в бухгалтерском учете организации (график документооборота)


При формировании учетной политики организации необходимо исходить из:

  • обособленности учета имущества и обязательств организации от имущества и обязательств других юридических и физических лиц
  • непрерывности деятельности организации
  • последовательности применения учетной политики
  • временной определенности фактов хозяйственной деятельности

Учетная политика формируется путем выбора способов ведения бухгалтерского учета из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами, входящими в систему нормативного регулирования бухгалтерского учета в Республике Беларусь. Если указанная система не устанавливает способа ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу, то при формировании учетной политики организация разрабатывает соответствующий способ исходя из Закона РБ и положений по бухгалтерскому учету. В обоих случаях должно быть выдержано одно важнейшее условие — единство учетной политики в организации. Оно заключается в том, что выбор способов ведения учета осуществляется на единых основах. Это означает:

  • во-первых , применение избранных способов ведения учета всеми структурными подразделениями организации, включая выделенные на отдельный баланс, независимо от места их расположения. В противном случае формируемая разными структурными подразделениями учетная информация будет несопоставимой и несводимой
  • во-вторых , в отношении какого-то одного конкретного вопроса организация должна использовать один выбранный способ, если иное не установлено системой нормального регулирования учета

Учетная политика организации должна соответствовать требованиям полноты, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности.

Изменения в учетной политике организации в целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета должны вводиться с начала отчетного года, быть обоснованными и оформленными соответствующим решением руководителя организации.

Изменения в учетной политике организации могут иметь место в случаях:

  • реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования) организации
  • изменения законодательства Республики Беларусь
  • изменения условий деятельности

Филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории Республики Беларусь, могут формировать свою учетную политику исходя из правил, установленных в стране нахождения этих организаций, если эти правила не противоречат международным стандартам бухгалтерского учета и отчетности, а также законодательству Республики Беларусь.

Учетная политика разрабатывается во всех организациях не зависимо от форм собственности и источников финансирования.

Способы ведения бухгалтерского учета, выработанные организацией при формировании учетной политики, применяют с 1 января года, следующего за годом издания соответствующего организационно-распорядительного документа (приказ руководителя организации). При этом они применяются всеми структурными подразделениями организации (включая выделение на отдельный баланс) независимо от их положения.

Вновь созданная организация оформляет избранную ей учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (дата государственной регистрации). Избранная организациями учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации.